Заросший пруд. домотканово, серов, 1888

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

Валентин Серов «Мика Морозов», 1901

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников m24.

ru запустило новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой.

Распечатывайте наш гид и смело отправляться с ним в музей начиная со вторника.

19 января исполняется 151 год со дня рождения великого русского художника Валентина Серова, а тем временем выставка в Третьяковской галерее, на которой представлено 250 работ из 25 российских музеев и 4 зарубежных частных коллекций, подходит к концу. Эта неделя – последний шанс познакомиться с его творчеством в полном объеме.

Валентин Серов «Площадь св. Марка в Венеции», 1887

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

Валентин Серов «Площадь св. Марка в Венеции», 1887

С 9 лет Валентин Серов обучался у Ильи Репина, сначала в Париже, а потом в Санкт-Петербурге. Он с детства был знаком с русской художественной элитой, в том числе и с Мамонтовыми, у которых, еще будучи ребенком, проводил лето в Абрамцеве.

В 1887 году после тяжелой болезни он едет в Италию, откуда привозит несколько великолепных этюдов с зарисовками Венеции, одним из которых является «Площадь св. Марка в Венеции».

Вернувшись из поездки, он с августа по октябрь проведет в Абрамцеве, где напишет знаменитый портрет «Девочка с персиками».

Валентин Серов «Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой», 1887

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

Валентин Серов «Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой», 1887

Картина, известность которой среди произведений русского искусства можно сравнить разве что с «Черным квадратом» Казимира Малевича, является портретом Веры Мамонтовой, старшей дочери великого русского коллекционера и мецената Саввы Ивановича Мамонтова.

Эта работа стала примером русской импрессионистической живописи в силу того, что была написана дробными мазками теплых и холодных оттенков, положенных на холст рядом друг с другом, которые создавали настроение произведения и настраивали зрителя на определенный лад, то есть так, как работали французские импрессионисты, современники Серова.

Еще одной особенностью произведения является соединение на одном полотне различных жанров – пейзажа (за окном), натюрморта (на столе), интерьерной и портретной живописи.

Валентин Серов «Заросший пруд. Домотканово», 1888

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

Валентин Серов «Заросший пруд. Домотканово», 1888

Лето 1888 года Серов провел в родовом имении Дервизов Домотканово. Валентин Серов был близким другом художника и музейного работника Владимира Дервиза, внука знаменитого барона фон Дервиза, строителя железных дорог в Российской империи и мецената.

В Домотканове, помимо портретов членов семейства Дервизов, Серов создает несколько прекрасных пейзажей.

Мастер шутливо называл свой заросший пруд «Добиньи-Руссо», указывая, таким образом, на взятую им за образец манеру французских художников Шарля Добиньи и Теодора Руссо, представителей так называемой барбизонской школы, которая была прямой предшественницей французского импрессионизма.

Валентин Серов «Портрет художника К.А.Коровина», 1891

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

Валентин Серов «Портрет художника К.А.Коровина», 1891

Валентин Серов и Константин Коровин были неразлучными друзьями несмотря на различие в темпераменте: Савва Мамонтов даже шутливо называл их «Коров и Серовин».

«Серов, неизменно аккуратно одетый, тщательно причесанный, был всегда обаятелен и на вид угрюмо-серьезен, а Коровин отличался непостоянством, в достаточной степени легкомыслием, малоприятной «художественной» небрежностью в костюме,» – вспоминал Мамонтов.

Эти особенности его типажа Серов попытался передать в портрете, подражая в живописной манере произведения самому Коровину.

Валентин Серов «Татарская деревня в Крыму», 1893

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

Валентин Серов «Татарская деревня в Крыму», 1893

Серов пишет эту картину на пленэре, то есть создавая произведение прямо на открытом воздухе без подготовительных эскизов, так, как делали импрессионисты. Игра солнечных пятен создает атмосферу знойного южного дня с его тишиной.

В Крым художник приезжал неоднократно: сначала с Ильей Репиным, когда ему было 15 лет, потом с Владимиром Дервизом, а летом 1893 года снимал дачу.

Здесь, под впечатлением от местных жителей и природы, он создает «Татарскую деревню в Крыму» и «Ифигению в Тавриде», написанную по сюжету древнегреческой трагедии.

Валентин Серов «Портрет композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова», 1898

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

Валентин Серов «Портрет композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова», 1898

Современники Серова говорили, что позировать ему опасно, поскольку написанные им портреты обладают особым свойством – они открывают перед человеком оборотные стороны его собственной души, но тем не менее желающих заказать ему портрет от этого не убавлялось.

Среди них были крупнейшие государственные деятели, члены императорской семьи, художники, писатели и композиторы.

В 1898 году Серов создает портрет русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, который был показан в числе других работ на вернисаже, организованном Сергеем Дягилевым по случаю открытия музея барона Штиглица в Санкт-Петербурге.

Валентин Серов «Портрет Николая II», 1900

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

Валентин Серов «Портрет Николая II», 1900

В семье Саввы Мамонтова, в которой Серова с детства считали родным, его называли Тоша – никто уж не помнил почему. Когда же Савву Ивановича арестовали, обвинив в растрате, лишь немногие друзья вступились за мецената, письмо Николаю II передал Тоша, заканчивавший в те дни портрет императора.

Заступничество помогло – Мамонтова перевели из тюрьмы под домашний арест. Когда портрет был закончен, императрица Александра Федоровна, некогда учившаяся рисовать, решила показать художнику, где надо подправить изображение. Серов молча протянул ей палитру.

Императрица обиделась и удалилась, а Николай только рассмеялся.

Валентин Серов «Мика Морозов», 1901

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

Валентин Серов «Мика Морозов», 1901

Портрет Мики Морозова, сына промышленника и мецената Михаила Абрамовича Морозова, был написан в импрессионистической манере: лицо мальчика было написано очень реалистично, а фон, волосы, руки и одежда едва намечены отдельными размашистыми мазками.

При этом сам Мика кажется будто бы «пойманным» художником: Серов схватывает момент, когда мальчик находится в движении и вот-вот сорвется и куда-то побежит.

Кстати говоря, впоследствии Михаил Михайлович Морозов станет советским литературоведом, театроведом, педагогом и переводчиком с английского языка, посвятившим всю жизнь изучению творчества Шекспира.

Валентин Серов «Портрет Г.Л.Гиршман», 1907

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

Валентин Серов «Портрет Г.Л.Гиршман», 1907

На портрете изображена Генриетта Леопольдовна Гиршман, жена финансиста и мецената Владимира Осиповича Гиршмана, еще одного представителя русской элиты, в коллекции которого, помимо работ Серова, были «Демон сидящий» Михаила Врубеля, «Праздник в деревне», Кустодиева, «Кукла» Добужинского, «В мастерской художника» Коровина и другие произведения выдающихся русских художников конца XIX века. Генриетта Леопольдовна одета по моде того времени и изображена стоящей возле туалетного столика, что подчеркивает женственность образа. Важную роль играет эффект двойного отражения. В глубине зазеркалья внимательный зритель обнаружит не только отражение модели, но и автопортрет художника за работой.

Валентин Серов «Похищение Европы», 1910

Валентин Серов «Похищение Европы», 1910

Похищение Европы – распространенный сюжет в мировом искусстве, заимствованный из древнегреческой мифологии, о том, как Зевс похитил дочь финикийского царя Агенора Европу, приняв облик быка. Произведение создано под впечатлением от поездки художника в Грецию вместе с Леоном Бакстом.

Существуют многочисленные свидетельства того, целью путешествия были работы над росписями, предназначенными для Музея изящных искусств в Москве. Здесь Серов обратился к памятникам крито-микенской культуры и создал картину в духе фресок Кносского дворца с мотивом летающих рыб.

При этом также на Серова повлияли художники-символисты и иллюстративные принципы работ Сомова, Добужинского и декоративные работы Бакста. По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины.

Источник: https://www.m24.ru/articles/iskusstvo/18012016/94758

Валентин Серов «Заросший пруд. Домотканово». Описание картины

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

Рассматривая пейзаж Серова «Заросший пруд. Домотканово», невольно приходит ощущение того, что здесь изображена крохотная частица природы, как бы «заблудившаяся» в пространственно-временных рамках. Правда, такая ассоциация возникает не сразу, потому что поначалу зритель видит «всего лишь» фотографию, качественную, с хорошо построенным композиционным сюжетом, и удачным выбором ракурса.

С «погружением» в этот сказочный мир, изображение постепенно оживает, поверхность пруда начинает мерцать, и оказывается, что настоящая реальность существует по ту сторону полотна, она на расстоянии вытянутой руки, но проникнуть туда невозможно.

В пейзаже нет места громким звукам, страстям, бурному проявлению эмоций, но и настраивая на лирический лад, оно напрочь отгоняет тревожные мысли, предлагая говорить светлым чувствам.

Создавая ощущение гармонии, художник отказался от броских световых и цветовых пятен, а также убрал резкие переходы. В мельчайших деталях просматривается уравновешенность, аскетическая взвешенность.

Наверное, Серов научился не только создавать психологические портреты людей, но и сумел проникнуть в «психологию» природы.

При кажущейся открытости и понятности пейзажа, ценители искусства каждый раз находят здесь скрытые подтексты, живописные метафоры, а также открывают для себя новые художественные грани, воплощенные великим мастером.

1888 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

Источник: http://www.hudojnik-impressionist.ru/valentin-serov-domotkanova.htm

Валентин Серов и Домотканово

Наконец-то удалось посетить выставку Валентина Серова, приуроченную к 150-летию со дня рождения художника и проходящую в Третьяковке на Крымском Валу. Сотни картин, набросков, этюдов Серова собраны в Москве со всех музеев страны и из частных коллекций.

Потрясающая выставка! К тому же, за многие годы я впервые побывала на художественной выставке одна (без детского сопровождения), получилось насладиться каждым произведением сполна, взять аудиогид, никуда не спешить, ни на что не отвлекаться, четыре часа как один миг.

:))) Да и вообще, мне кажется, что впервые я не вижу ни одного отрицательного отзыва на событие такого плана, только восторженные. Удивительный факт, но даже длинная очередь на вход на улице (было -18) воспринимается всеми с большим пониманием.

Кстати, и ее можно избежать, заранее купив на сайте Третьяковки электронный билет!Даже если Вы не любите портрет, то побывав на этой выставке обязательно полюбите. Каждый портрет Серова — это не просто человек, это целая судьба, характер, настроение и отношение художника к изображаемым людям. От выражения глаз на каждом портрете невозможно оторваться, настолько они горящие, «говорящие», открытые и всегда неповторимые. А какое разнообразие поз и жестов, подобранные для каждой «модели» индивидуально Серовым и поэтому идеально подходящие!На самом деле я сама больше люблю пейзажи. И это может показаться необычным, но больше всего на выставке Серова меня интересовали не его самые знаменитые портретные работы, а пейзажи из Домотканово. Нынче в бывшей усадьбе В.Д. фон Дервиза «Домотканово» расположен Мемориально-художественный музей Валентина Александровича Серова. Мы как раз летом там побывали и очень удивились, узнав, что в музее нет ни одной оригинальной картины Серова! Все работы, написанные Серовым в Домотканово, разлетелись по множеству музеев, какие-то в Рязани, другие в Иваново, в Чебоксарах, в Саратове и даже в Париже, всего не перечесть… И вот, на выставке есть возможность увидеть их все сразу! Соберу их себе здесь на память, а заодно поделюсь фотографиями усадьбы. Все портреты, которые будут упоминаться в рассказе, написаны Серовым тоже в Домотканово.

Читайте также:  Картина "паралитик", жан-батист грёз, 1763

Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

В пейзажах, как и в портретах, Серову удалось уловить всю душевность тех мест, изобразить их индивидуальность и сохранить настроение конкретной минуты в жизни природы и деревни, оставив живой и неповторимый отпечаток на полотне. И пусть в них нет такой точности, как в картинах Шишкина, или реалистичности, как в картинах Левитана, они все равно заставляют остановится, приглядется и, конечно, насладиться. 🙂

Перед тем, как перейти к пейзажам Серова, давайте немного прогуляемся по Домотканово и познакомимся с его обитателями тех времен.Домотканово расположено в 17 км от Твери. Сейчас от усадьбы остался только небольшой домик, в котором и расположились 4 крошечных зала музея.

  • Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888
  • Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888
  • Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888
  • Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888
  • Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888
  • Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888
  • Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888
  • Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888
  • Владелец Домотканово на рубеже 19 и 20 веков — Владимир Дмитриевич фон Дервиз, тоже художник, друг Валентина Серова.

Виновник торжества.Макет усадьбы. В верхнем левом углу как раз домик музея, рядом с ним главный усадебный дом.Как я уже говорила, картин Серова в музее к большому сожалению нет, только репродукции, зато сохранилась удивительной красоты старинная мебель!Обратите внимание на стул. :)Главный усадебный дом сейчас восстанавливают.В 1885 году он женился на двоюродной сестре Серова — Надежде Яковлевне Симонович. После чего и приобрел имение недалеко от Твери.

Портрет Н. Я. фон Дервиз. (1888 г., 43,4х35,9. Частное собрание)

Портрет Н.Я. фон Дервиз с ребенком. (1888-1889 гг., железо, масло, 142,5х71. Государственная Третьяковская Галерея.)

Предыдущий портрет был написан на листе кровельного железа, оставшегося после перекрытия крыши дома в Домотканово. Он так и не был закончен. Сначала в 1988 году на руках у Надежды Яковлевны Серов писал Марусю в возрасте 5 месяцев.

А в 1889, когда Маруся уже заметно подросла, Лёлю, которая была в более старшем возрасте, чем Маруся на момент начала написания картины. Ребенка Серов замазал, но успел переписать только головку.

Лёля Дервиз. (1892 г., холст,масло, 67,5х45,4.

Государственная Третьяковская Галлерея)

На этом портрете изображена жена художника — Ольга Федоровна Серова,  а на дальнем плане старшая дочь Ольга и сын Александр. Всего детей у Серовых было шесть.

Летом. (1895 г., холст, масло, 74х94. Государственная Третьяковская Галерея)

Познакомились Валентин Серов и Ольга Трубникова (в девичестве) у тети художника Аделаиды Семеновны Симонович. После смерти матери Ольга была взята на воспитание в ее дом и росла там вместе с двоюродными сестрами Серова. Ниже портрет еще одной сестры.

Портрет А.Я. Симонович. (1889 г., холст, масло, 87х69. Государственный Русский Музей.) Не окончен.

Серов часто гостил и работал в усадьбе с 1886 по 1911 год (до своей смерти). Домотканово в том числе и благодаря ему стало Тверским «филиалом» Абрамцево.

На этой фотографии видна табличка, одна из многих, установленных на территории усадьбы. Они указывают на места, где Серов писал свои картины.

Один из известнейших пейзажей Серова, написанный в Домотканово, который, впрочем, можно каждый день увидеть в Третьяковской Галерее —

«Заросший пруд. Домотканово.» (1888 г., холст, масло, 72х90,5. Государственная Третьяковская Галерея)

Сейчас это место выглядит вот так.

    В Домотканово целый каскад прудов. Когда-то в том числе и они привлекли фон Дервизов, будущих владельцев усадьбы.Смотрительница музея рассказала нам, что лет пять назад, когда про усадьбу и музей вспомнили и решили восстанавливать и приводить в порядок, первым делом очистили пруды, чем повергли в уныние всех любителей этого места.

    Ведь именно заросшими пруды были и на рубеже 19-20 веков, когда Серов проводил здесь пленэры. Но долго водная гладь чистой оставаться не стала и сейчас опять потихоньку все зарастает, обретая и показывая большую схожесть оригинала с картинами.Старая баня. Домотканово. (1988 год)

    Осень. Домотканово. 1892 г., холст, масло, 60,4х105,3. Иркутский областной художественный музей.

    Осенний пейзаж. (1900 г., холст, масло, 66х43,4. Частная коллекция, Москва.)

    Так совпало, что несмотря на то, что в усадьбе мы были летом, погода была очень дождливая и вполне себе осенняя, мрачноватая и серая. Я так думаю, что благодаря этому нам удалось побывать именно в «серовском» Домотканове.

    Октябрь. Домотканово. (1895 г., холст, масло, 48,5х70,7. Государственная Третьяковская Галерея)

    Осенний вечер. Домотканово. (1886 г., холст, масло, 56,7х72. Государственная Третьяковская Галерея.)

    Дуб в Домотканово. (1890-е г., холст, масло, 60х88,8, Чувашский государственный художественный музей)

    Баба в телеге. 1896 г., холст, масло, 48х70. Государственный Русский Музей.

    Стог сена. 1901 г., холст, масло, 71х135. Саратовский государственный художественный музей.

    Эта работа, к сожалению, на выставку не попала. Она находится в Харьковском Государственном музее изобразительных искусств. Похоже и здесь оставило отпечаток то, о чем даже говорить не хочется. Страшно, противно и очень печально, что такое происходит.

    Ели (1890 г. Харьковский государственный музей изобразительных искусств)

    Зимой. (1989 г., картон, пастель, 51х68, Государственный Русский Музей)

    В деревне. Баба с лошадью. (1898 г., бумага на картоне, пастель, 53х70. Государственная Третьяковская Галерея)

    Стригуны на водопое. Домотканово. (1904 г., бумага на картоне, пастель, 40х63,8. Государственная Третьяковская Галерея)

    Зимняя дорога в Домотканове. (1904 г., бумага, пастель, 49х64, Рязанский государственный областной художественный музей.)

    И напоследок еще один самый известный портрет, написанный Серовым в Домотканово. На нем изображена Мария Яковлевна Симонович, в замужестве Львова, еще одна двоюродная сестра Серова.

    Девушка, освещенная солнцем. (1888 г., холст, масло, 89,2х71,3. Государственная Третьяковская Галерея.)

    И еще один портрет Марии Яковлевны.

    Портрет М.Я. Львовой (1895 г., холст, масло, 90х59. Музей Орсе, Париж.)

    На этом всё. Однако сколько еще можно было бы рассказать и об иллюстрациях к басням Крылова, которые Серов тоже рисовал в Домотканово, и о портретах Пушкина к его 100-летнему юбилею, и о пейзажах, написанных художником в Абрамцево или в Финляндии. Все это тоже можно увидеть на выставке. Спешите! Закрытие 24 января (и не забудьте купить электронный билет 🙂 ).

    Источник: https://akadaha-z.livejournal.com/128205.html

    Художник Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем

    Именно свет с его изменчивой природой становится важнейшим элементом ранних работ Валентина Серова.

    Только через несколько лет, во время посещения очередной Всемирной выставки в Париже он сможет ознакомиться с произведениями французских художников-импрессионистов.

    Это случится в 1889 году, а в середине 1880-х годов Валентин Серов самостоятельно уловил новые европейские искания, их стремление передать подвижность воздуха, освоить пленэр.

    Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

    Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я.Симонович). 1888

    Вторым шедевром художника считается портрет его кузины Марии Симонович под названием «Девушка, освещенная солнцем». Картина писалась все лето 1888 года в усадьбе Домотканово Тверской губернии, принадлежавшей другу художника Владимиру фон Дервизу.

    Еще в 1884 году Владимир Дервиз, Михаил Врубель и Валентин Серов снимали общую мастерскую для работы. Владимир Дервиз был влюблен во вторую кузину Валентина Серова Надежду Симонович. Их роман закончился счастливым браком.

    Михаил Врубель был неравнодушен к Марии Симонович…

    Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

    М.А.Врубуль, В.Д.Дервиз, В.А.Серов 1883-1884 годы

    На знаменитой картине «Девушка, освещенная солнцем» за пронизанной светом зеленью виден уголок старого домоткановского парка.

    Тем не менее внимание зрителя приковывает к себе не фон, а открытый и доверчивый взгляд Марии Симонович, сидящей под деревом.  Живописец прекрасно передает непосредственную свежесть позирующей натуры. П.М.

    Третьяков сразу же приобрел это полотно, сказав: «Большая дорога лежит перед этим художником».

    Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

    Валентин Серов. Заросший пруд. Домотканово.

    В этом же 1888 году одновременно с «Девушкой, освещенной солнцем» Валентин Серов создает картину «Заросший пруд. Домотканово». Первоначально живописец назвал полотно «Сумерки».

    Над ней он работал, когда выдавались пасмурные дни, и невозможно было писать портрет Марии.

    Застывшие силуэты деревьев, недвижная гладь воды притягивают взгляд, рождая ассоциации с полотнами Саврасова, Поленова, Левитана.

    Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

    Валентин Серов. У окна. Портрет О.Ф.Трубниковой. 1886

    В доме Якова Симоновича воспитывалась девочка Ольга Трубникова, она была лучшей подругой Марии Симонович. Познакомившись с Ольгой, Валентин Серов был ей полностью покорен. Расставаясь, они часто писали друг другу. Их венчание состоялось 29 января 1889 года в Петербурге в церкви Семеновского полка.

    Все происходило просто, присутствовали одни родственники. Свидетелем был Илья Ефимович Репин. Молодые арендовали квартиру на Михайловской площади, в которой и состоялось торжественное чаепитие.

    В сентябре Валентин и Ольга Серовы совершили поездку в Париж на Всемирную выставку, где художник познакомился с живописью французских импрессионистов.

    Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

    Валентин Серов. Портрет О.Ф.Серовой. 1889-1890

    Настоящей знаменитостью этой выставки стал французский инженер Эйфель. По его проекту была возведена ажурная металлическая башня. По сообщению газет, она была вдвое выше пирамиды Хеопса, и являлась самым высоким сооружением в мире.

    Источник: https://valentina-site.ru/russkie-hudojzniki/valentin-serov/hudozhnik-valentin-serov-devushka-osveshhennaya-solntsem-3

    Заросший Пруд Домотканово 1888 Серов Картинки

    Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

    Домотканово: прудов каскадных волшебство

    Сначала с Ильей Репиным, а летом 1893 года снимал дачу, потом Владимиром с Дервизом – когда ему было 15 лет, в Крым художник приезжал неоднократно. Динамику водной ряби, Именно за счет тойсамой зеркальности она визуально расширяет границы усадебногопространства и вводит в статичные композиции стихийную игруоблаков, действием, появляющейся при дуновении ветра.

    Вода наполняет движением, парк сообщает ему мотивзагадочности, таинственности. Какгосподский дом, Мы можем лишь представить, находящийся в непосредственной близости от водоема, отражался зеркальной в глади воды. Неужели ты не приедешь погостить там у этих восьмипрудов.

    Из восьми упомянутых Валентином АлександровичемСеровым прудов современной на музеефицированной территории усадьбысегодня располагаются пять водоемов.

    Своимивдохновителями сам художник считал барбизонцев и в шутку называлнаписанный им пейзаж «Мой Добиньи – Руссо». Марка в Венеции. Деревня Красная Новь, на территории которойрасположена усадьба Домотканово, находится на северном (такназываемом Бурашевском) склоне Тверской моренной гряды. Произведение создано под впечатлением от поездки художника в Грецию вместе с Леоном Бакстом.

    1. Другой Город – Интересные места Москвы и Подмосковья
    2. Тверская областная картинная галерея
    3. Валентин Серов – все произведения по хронологии
    4. 10 неизвестных: гид по выставке Валентина Серова
    5. Современные художники: жанры, стили, направления

    Еще одной особенностью произведения является соединение на одном полотне различных жанров – пейзажа (за окном), натюрморта (на столе) интерьерной и портретной живописи. Высокое качество воды в родникахотмечалось еще в старину.

    Читайте также:  Портрет екатерины ii, дмитрий григорьевич левицкий — описание

    Вода, отражающая солнечные блики, Действительно, деревья, сияние луны, павильоны, беседки, статуи, дает новое парку измерение. Находящиеся запределами усадебной территории, Источником питания рукотворныхводоемов являются многочисленные родники, вода из которых стекает ручьями склона ссеверного оврага.

    Впоследствии это место сталоизлюбленным фоном для семейных фотографий.

    Когда усадьбу приобрел ВладимирДмитриевич Дервиз, к 1886 а году, зеркаловоды покрылось ряской, берега прудов заросли серой ольхой. В жаркий летний день лодочная прогулка по затененнойводной глади доставить могла немалое удовольствие. Важную роль играет эффект двойного отражения.

    Рельефтерритории довольно сложный в восточной части усадьбы овраг скрутыми склонами, в котором и расположилась система прудов. Подражая в живописной манере произведения самому Коровину, Эти его особенности типажа Серов попытался передать в портрете.

    И убедитьсяв их красоте можно, писал Валентин Серов своей невесте ОльгеТрубниковой в 1888 прудов году. Уникальнаясистема сохранилась в Домотканове и по сей день, в которой завершаютсяреставрационные работы, посетив усадьбу.

    Замыкающем современную каскаднуюсистему, На пятом пруду, увенчанной куполом, гости усадьбы могут видеть насыпной остров искусственный сбеседкой-ротондой круглой постройкой, которыйопирается на колонны. Лето 1888 года Серов провел в родовом имении Дервизов Домотканово.

    Под впечатлением от местных и жителей природы, Здесь, написанную по сюжету древнегреческой трагедии, он создает Татарскую деревню в Крыму и Ифигению в Тавриде. Серов молча протянул ей палитру.

    То есть создавая произведение прямо на открытом без воздухе подготовительных эскизов, Серов пишет эту картину на пленэре, как делали импрессионисты, так.

    Самый большой из пяти каскадных прудов Домоткановобыл запечатлен на полотне Валентина Александровича Серова «Заросшийпруд», написанном художником в 1888 году. Лестница очень старая, Оказалось и никто издомоткановских не жителей подозревал об ее существовании.

    Императрица Александра Федоровна, Когда портрет был закончен, решила показать художнику, учившаяся некогда рисовать, где надо подправить изображение.

    Искусствоведы считают, что полотно «Заросший пруд» было высшей точкой развития в пейзажномтворчестве раннего Серова, которому на тот момент исполнилось 23года. Дочь художника, Каквспоминала Ольга Серова, ведущих от берега к купальне. Ставя перед собой мольберт, писал на ВалентинАлександрович хлипких мостках, он усаживался на табуретке с ящикомкрасок.

    Он с августа по октябрь проведет в Абрамцеве, Вернувшись поездки из где напишет знаменитый портрет Девочка с персиками.

    Известность которой среди произведений русского искусства можно разве сравнить что с Черным квадратом Казимира Малевича, Картина, старшей дочери великого русского коллекционера и мецената Саввы Ивановича Мамонтова, является портретом Веры Мамонтовой. Митя слеваот нее, у самого пруда, случайно обнаружил под землей каменныеступени.

    Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888

    Сквозь которые прорыты испрятаны в трубы небольшие Прудыразделены каналы, между собою земляными дамбами. Никто из женщин, гостивших в Домотканово, не хотел ему позировать в воде, вот таким образомему пришлось опустить на веревке в пруд найденную поблизостигипсовую голову Венеры.

    Они создавали дополнительные возможности для отдыха:акватория между островом и материком выглядела как канал, егоберега обсаживали деревьями (чаще липами), которые, разрастаясь, затеняли поверхность воды и почти перекрывали небо над головой. Игра солнечных пятен создает атмосферу знойного южного дня с его тишиной.

    Находящаяся на водоразделе не выхода имелапрямого к реке, Усадьба, вот таким образом пруды были вырытывручную крепостными крестьянами, нуждалась в воде. Здесь Серов обратился к памятникам крито-микенской культуры и создал картину в духе фресок Кносского дворца с мотивом летающих рыб.

    Что подчеркивает женственность образа, Генриетта одета Леопольдовна по моде того времени и изображена стоящей возле туалетного столика. В 1911 году ВладимирДмитриевич Дервиз писал: «В имении находится замечательный ключ, который дает в день более 30 тысяч ведер хорошей питьевой воды исвоим истоком образует 9 проточных прудов, которые не замерзаютзимой».

    Водоемы в усадебныхпарках играют такую же важную роль, как зеркало в интерьере. Неслучайно профессиональные гидрологи и ландшафтные архитекторышироко используют термин «зеркало воды».

    Митянарядил меня в старинное платье из бабушкиных сундуков, сфотографировал на ступенях этой лестницы в папоротников. Вышла окружении поэтическая картинка».

    В отличие от «Девушки, освещенной солнцем» историюкоторой мы рассказывали на прошлой неделе, в работе над «Русалкой»Серов не мог положиться на безупречность модели.

    Целью путешествия были работы над Существуют росписями, многочисленные свидетельства того, предназначенными для Музея изящных искусств в Москве. «Заросшийпруд» Серов писал в пасмурные дни, когда в силу погодных условийбыла невозможна работа над «Девушкой, освещенной солнцем».

    Что позировать ему опасно, Современники Серова говорили, но тем не менее желающих заказать ему портрет от этого не поскольку убавлялось, написанные им портреты обладают особым свойством – они открывают перед человеком оборотные стороны его собственной души.

    Чтобыприспособить запустевший парк под нужды хозяев и многочисленныхгостей их Новым владельцам для того, а наострове посередине пятого пруда возводится беседка-ротонда, пришлось взяться за обустройство усадебной акватории. Именно в это время на четвертом пруду устраивается купальня. Императрица обиделась и удалилась, а Николай только рассмеялся.

    По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины. Добужинского и декоративные работы Бакста, При этом на также Серова повлияли художники-символисты и иллюстративные принципы работ Сомова.

    Члены императорской семьи, Среди них были крупнейшие государственные деятели и писатели композиторы, художники.

    И каждый может прогуляться вдользнаменитых каскадных прудов, Обновленная усадьба Домотканово ждетсвоих посетителей, посидеть в экседре, полюбоваться «Заросшим прудом» и«беседкой на острову» испить вкуснейшей водыиз домоткановского и ручья представить себя гостями ВладимираДмитриевича Дервиза и Валентина Александровича Серова. Внука знаменитого барона фон Дервиза, Серов Валентин был близким другом художника и музейного работника Владимира Дервиза, строителя железных дорог в Российской империи и мецената.

    Указывая, Мастер шутливо называл свой заросший пруд Добиньи-Руссо, на взятую им за образец манеру французских художников Шарля Добиньи и Теодора Руссо, таким образом, представителей так называемой барбизонской школы, которая была предшественницей прямой французского импрессионизма.

    Раньшечем приняться за работу, я хочу съездить в Домотканово Ах, летомтам чудесно.

    Неизменно аккуратно одетый, Серов, был всегда обаятелен и на вид угрюмо-серьезен, тщательно причесанный, а Коровин отличался непостоянством, в достаточной степени легкомыслием, малоприятной художественной в небрежностью костюме, – вспоминал Мамонтов.

    Савва Мамонтов даже шутливо называл Коров их и Серовин – Валентин Серов и Константин Коровин были неразлучными друзьями несмотря на различие в темпераменте. Обвинив в растрате, Когда же Савву Ивановича арестовали, письмо Николаю II передал Тоша, лишь немногие друзья вступились за мецената, заканчивавший в те портрет дни императора.

    Обновленная усадьба Домотканово ждетсвоих посетителей и каждый может прогуляться вдользнаменитых каскадных прудов, полюбоваться «Заросшим прудом» и«беседкой на острову», посидеть в экседре испить вкуснейшей водыиз домоткановского ручья и представить себя гостями ВладимираДмитриевича Дервиза и Валентина Александровича Серова. В глубине зазеркалья внимательный зритель обнаружит не только отражение модели, но и автопортрет художника за работой. Прямоугольную правильнуюформу прудов, а расположение также поодной оси – в которуюсоздавался Домоткановский каскад, Эпоха классицизма их симметрию и соразмерность, предопределила стилистическиеособенности гидротехнической системы. Четвертый по счету пруд системы был самымглубоким, на нем и была возведена купальня, воссозданная сегодня. Красота этого пруда и особенный цвет его воды, коричневый от слояпрелых листьев на дне, настроила Серова писать «Русалку».

    Втаком пруду помимо обычного купания, прыжков в воду с подвесныхкачелей и канатов было возможно и катание на лодке вокруг«острова».

    Что впоследней трети XVIII века каскад прудов уже существовал, Картография Домотканово свидетельствует том, о комплексная гидротехническая система появилась в усадьбеуже в это время, а, значит.

    Прыжков в воду с подвесныхкачелей и канатов было возможно и на катание лодке вокруг«острова», Втаком пруду помимо обычного купания. Связанные с водой, Как видим, усадебные развлечения, Домотканово в былидостаточно разнообразны.

    Сегодня же в Домотканово мы видим ее современнуюреконструкцию, Беседка как элементландшафтно-парковой традиционный архитектуры XIX века появилась на острове вовремена Дервизов. Площадь водного зеркалапрудов, ручья и обводного канала составляет 4960 квадратных метровпри общей площади усадебного комплекса в 6. 2 гектара.

    Который был показан в числе других работ на вернисаже, в 1898 году Серов создает портрет русского композитора Андреевича Николая Римского-Корсакова, организованном Сергеем Дягилевым по случаю открытия музея барона Штиглица в Санкт-Петербурге.

    Он подвинулся, Как-то задумавшись, а за ними и самхудожник, центр тяжестипереместился и с мольберт холстом полетели в воду. Отпечаток старины илегкого запустения читается в отражениях темных ольхи крон иподчеркивается контрастом сияющих проталин светлого неба.

    «центральная липовая аллея спускается к прудам, Как вспоминала Анна – Чехова супруга МитиДервиза.

    Впоследствии Михаил Михайлович Морозов станет литературоведом, советским Кстати говоря, педагогом и переводчиком с английского языка, театроведом, посвятившим всю жизнь изучению творчества Шекспира. Помимо портретов членов семейства в Дервизов, Домотканове, Серов создает несколько прекрасных пейзажей.

    В общем ансамбле усадьбы занимающимособое место, эти Все свойства присущи идомоткановским прудам.

    Павильонов разногоназначения, Устроение прудов требовало организации сопутствующейландшафтной инфраструктуры беседок, мостиков катание же на лодках, купален, вдольберегов, прогулки а в жаркие летние дни и купания становились неотъемлемойчастью усадебных развлечений.

    Лицо мальчика было написано очень реалистично, волосы, руки одежда и едва намечены отдельными размашистыми мазками – сына промышленника и мецената Михаила Абрамовича Морозова, Портрет Мики Морозова, а фон, был написан в импрессионистической манере.

    Серов схватывает момент – когда мальчик находится в и движении вот-вот сорвется и куда-то побежит, При этом сам Мика кажется будто бы пойманным художником. Заступничество помогло – Мамонтова перевели из тюрьмы под домашний арест.

    Жена финансиста и мецената Владимира Осиповича Гиршмана, На портрете изображена Генриетта Леопольдовна Гиршман, в коллекции которого, еще одного представителя русской элиты, помимо работ Серова, были Демон Михаила сидящий Врубеля, Праздник в деревне, Кустодиева, Кукла Добужинского, в мастерской художника Коровина и другие произведения выдающихся русских художников конца XIX века. Там, где их воды сливаются, образуя единоерусло, сейчас возведена беседка. Восточный фасад его был обращен к прудам, Первый дом помещичий в Домотканово стоялна склоне оврага. Пруды с островом посередине были популярны впровинции.

    Откуда привозит несколько великолепных этюдов с зарисовками Венеции, в 1887 году после тяжелой болезни он едет в одним Италию из которых является Площадь св. Заимствованный из древнегреческой мифологии, Похищение Европы – распространенный сюжет в мировом искусстве, как Зевс похитил финикийского дочь царя Агенора Европу, о том, приняв облик быка.

    В дворянских усадьбах особое местоотводилось воде как одной из стихий мироздания. Откопал.

    Читайте также:  «бирюзовая мэрилин монро» энди уорхола — описание картины

    Что была написана дробными мазками теплых и холодных оттенков, Эта работа стала примером русской импрессионистической живописи в силу того, которые создавали настроение произведения и настраивали зрителя на определенный лад, положенных на холст рядом друг с то другом, есть так, как работали французские импрессионисты, современники Серова.

    В которой Серова с детства считали родным, в семье Саввы его Мамонтова, называли Тоша – никто уж не помнил почему. В здешних ключах «вода необыкновеннойчистоты и прозрачности и не уступает по виду и вкусу знаменитойМытищинской воде», которая известна с середины XVIII века и, попреданию, была оценена самой Екатериной II.

    Источник: http://art.bluvelvet.net/wdr/201601/zarosshiy-prud-domotkanovo-1888-serov-kartinki/

    Третьяковка, пейзаж Серова

    Третьяковка, пейзаж Серова [Nov. 22nd, 2010|01:29 am]
    Тимур Василенко
    В последнее посещение Третьяковки долго рассматривал картины Валентина Серова. О портретах (об одном из них) напишу позже, а сейчас об одном его пейзаже. Я очень люблю рассматривать геометрию картин, и вот что увидел на одном пейзаже.Заросший пруд. Домотканово, Серов, 1888Валентин Серов «Заросший пруд. Домотканово», 1888Я уже писал, что художник тем отличается от фотоаппарата, что в картине изображение есть результат рассматривания, а не мгновенного запечатления; рассматривает человек ощупывая взором объект, часто даже с разных точек. То есть картина чисто геометрически это синтез многих направлений взгляда, а не один, максимально полный (фотография). Можно сказать, что картина это спрессованное время, а фотография — время остановленное.Но ближе к серовскому пейзажу. Посмотрим на поверхность пруда, на плавающие листья. Видно, что поверхность пруда изгибается книзу, то есть здесь синтезированы два направления взгляда: взгляд вдаль, почти параллельный поверхности пруда (этим взглядом мы видим и деревья на дальнем берегу), и взгляд себе под ноги, которым мы видим поверхность пруда и плавающие растения на переднем плане. Синтез этих взглядов и приводит к тому, что поверхность пруда как бы изгибается.С другой стороны, посмотрим на отражение деревьев в пруду. Мы видим, что никаких искажений в нем нет, это не кривое зеркало, поверхность пруда самая что ни есть плоскость. То есть одновременно поверхность пруда и изогнута (если смотрим на плавающие растения), и плоска (если смотрим на отражение). Парадокс!Парадокс, впрочем, кажущийся. Итак, на этой картине объединены два направления взгляда — один почти параллельно поверхности воды, другой взгляд в воду, таким взглядом мы смотрим на тропинку, по которой идем — не совсем под ноги, но все же вниз. Разное искажение поверхности пруда и отражения в нем объясняется просто — мы этими двумя взглядами смотрим на две разные плоскости. Угол между поверхностью пруда и направлениями этих взглядов меняется сильно -он был почти нулевым, а стал достаточно большим (хоть и острым углом). Отражение в пруду — это плоскость деревьев на дальнем берегу пруда, вертикальная плоскость, угол направления взгляда с которой сначала был прямым, да и потом остался почти прямым. Так что эти две плоскости должны исказиться совершенно по-разному — именно так, как изображено на этой картине Серова. Поэтому когда художник говорит, что он изучает пейзаж/человеческое лицо/строение цветка — это не пустые слова, он изобретает способ спрессовать всю работу разглядывания объекта в неподвижное плоское изображение. И это если брать только внешние черты, отвлекаясь от того, что художник хочет картиной еще и выразить скрытое. Но об этом как-нибудь в другой раз.
    Comments:
    From: burrru2010-11-21 10:42 pm (UTC) (Link)

    Спасибо. Любопытно.

    Источник: https://timur0.livejournal.com/133937.html

    Читать

    Екатерина Алленова

    Валентин Серов

    • Белый город, Москва, 2000
    • ISBN 5-7793-0226-Х
    • Отпечатано в Италии Тираж 5000
    • © Белый город, 2000
    • Автор текста Екатерина Алленова Руководители проекта:

    А. Астахов, К. Чеченев

    1. Ответственный редактор Н. Надольская
    2. Редактор Н. Борисовская
    3. Верстка С. Новгородова

    Корректоры: Ж. Борисова, А. Новгородова

    В издании использованы материалы, предоставленные М. Мезенцевым

    На титульном листе: Зимой. 1898. Фрагмент

    Пасынок передвижничества

    При сопоставлении первых шедевров Серова — Девочки с персиками или Девушки, освещенной солнцем — с поздними, последними работами (портретом Иды Рубинштейн или Похищением Европы) может показаться, что произведения, которые разделяет менее четверти века, написаны разными художниками, или, точнее, художниками, принадлежащими к различным эпохам. Но, в сущности, так оно и было. Если собственная биография Серова небогата событиями, то само время было ими столь богато, что многие даты жизни художника ознаменованы «поворотами» или «переломами» в художественном мире и в собственном серовском творчестве.

    В 1887 году, когда была написана Девочка с персиками, умер Крамской, крупнейший портретист, чье творчество долгие годы было знаменем передвижнического реализма. В расцвете сил и славы тогда были Суриков, Репин, Поленов.

    На передвижной выставке 1887 года экспонировались Боярыня Морозова Сурикова и Христос и грешница Поленова, а Репин годом позже завершил Не ждали.

    Это было время высшего расцвета передвижничества, но одновременно и начало того перелома, который Игорь Грабарь назвал «поворотом от идейного реализма к реализму художественному».

    О том, что такое «идейный реализм», с тонким юмором писал Константин Коровин, ближайший друг Серова, вспоминая годы ученичества в Московском училище живописи: «Ученики спорили, жанристы говорили: “важно, что писать”, а мы отвечали — “нет, важно, как написать”.

    Но большинство было на стороне “что написать”: нужны картины “с оттенком гражданской скорби”… Ученики Училища живописи были юноши без радости. Сюжеты, идеи, поучения отягощали их головы. Прекрасную жизнь в юности не видели. Им хотелось все исправлять, направлять, влиять… Я помню, что один товарищ по Школе, художник Яковлев, был очень задумчив, печален, вроде как болен меланхолией… Мы допытывались, что с ним случилось. “Сюжеты все вышли”, — отвечал он нам со вздохом отчаяния».

    Серов с самого начала оказался на стороне «как написать». «Правда ли, что вы не признаете картин с содержанием?» — спросил его как-то критик Стасов, знаменитый апологет передвижничества. «Не признаю, — ответил Серов, — я признаю картины, художественно написанные».

    На фоне картин «с оттенком гражданской скорби» Девочка с персиками Серова оказалась удивительным открытием — открытием возможности радоваться безотносительно прекрасному — свету, весне, юности — тому, что восхитительно «само по себе», вне каких-либо соображений морали или «гражданственности».

    Автопортрет. 1885

    Рисунок Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Десятилетием ранее Крамской писал Репину о том, что русским художникам «непременно нужно двинуться к свету, краскам и воздуху», то есть обрести свободу от нормативных передвижнических требований к «сюжету». Но получил от коллеги суровый ответ: «Нет. И здесь наша задача — содержание».

    Когда же в 1889 году Третьяков приобрел для своей галереи Девушку, освещенную солнцем Серова, вспоминали, как Илларион Прянишников, некогда типичный «шестидесятник» и член-учредитель Товарищества передвижников, ходил по выставке, где экспонировалась серовская картина, и во всеуслышанье ругался: «Это не живопись, это какой-то сифилис!». В этой грубости явственно обнаружилась пропасть, разделявшая молодого Серова и его коллег из передвижнического цеха, многие из которых, в том числе Прянишников, тогда считались корифеями русской живописи (Прянишников, кстати, был преподавателем Московского училища живописи в те годы, о которых вспоминал Коровин). «Они были художники, — писал Коровин, — и думали, что и мы будем точно такими же их продолжателями и продолжим все то, что делали они. Они радовались и восхищались, что мы вот написали похоже на них. Но они не думали, не знали, не поняли, что у нас- то своя любовь, свой глаз, и сердце искало правды в самом себе, своей красоты, своей радости».

    Серов, ученик Репина, «пасынок передвижничества», по выражению Михаила Нестерова, буквально с первых шагов в искусстве оказался «чужим», ни на кого не похожим художником. Одновременно с Серовым создавал свои первые шедевры Врубель — в 1886 году, годом раньше Девочки с персиками, написана его Девочка на фоне персидского ковра.

    Эти два девичьих портрета, созданные практически одновременно, образуют удивительную контрастную пару: сумрачный траурный, ночной колорит, восточная пышность, преизбыточная роскошь и статика у Врубеля; пленэрная живопись, светлые серебристые тона, ясность мотива, оживление и радость в самом движении кисти, как и в характере модели, — у Серова.

    Михаил Врубель. Девочка на фоне персидского ковра. 1886

    Фрагмент Киевский музей русского искусства

    Девочка с персиками. 1887

    Фрагмент Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Интересно, что при этом обе работы имели своим первоисточником живопись старых мастеров, в первую очередь художников венецианского Возрождения. Двадцатидвухлетний Серов писал невесте из Венеции о своем увлечении «мастерами XVI века Ренессанса»: «Легко им жилось, беззаботно.

    Я хочу таким быть — беззаботным; в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».

    Как заклинание двукратно повторено «хочу, хочу отрадного», потому что в нынешнем веке Серов отрадного не видит, оно где-то там, у «беззаботных» старых мастеров.

    Для русских художников первой половины XIX века Италия была землей обетованной и шедевры европейского искусства — лучшей школой. Но к 1880-м годам эта школа оказалась основательно забытой.

    Забытым оказался и предшествующий отечественный опыт — все русское искусство до шестидесятых годов XIX века Стасов и вместе с ним многие передвижники считали «подражательным и раболепным».

    Репин, занимаясь с мальчиком Серовым не где-нибудь, а в Париже с его богатейшими музейными коллекциями, ни словом не обмолвился о возможности «обучения» у старых мастеров, говоря исключительно об изучении натуры.

    И, стало быть, намерение Серова писать «только отрадное» означало не что иное, как соединение «порванной связи времен», возвышение вечных ценностей искусства, воплощенных в полотнах старых мастеров, желание руководствоваться только соображениями художественного порядка — качества, совершенства, красоты, гармонии — соображениями, почти забытыми искусством середины века.

    Девушка, освещенная солнцем. 1888

    Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Начало

    Детство Серова прошло в артистической среде. Отец — Александр Николаевич Серов — был знаменитый в то время композитор и музыкальный критик,страстный почитатель и пропагандист Вагнера. Сорока трех лет он женился на своей семнадцатилетней ученице Валентине Семеновне Бергман, и будущий художник был их единственным сыном.

    Источник: https://www.litmir.me/br/?b=571304&p=12

    Ссылка на основную публикацию