Грабарь Игорь Эммануилович — (25. 3. 1871, Будапешт, — 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в петербургской АХ (1894-96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е. Репина, в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896-98; после её преобразования в 1898 в школу А. Ажбе и Грабаря преподавал там же). Неоднократно путешествовал по странам Западной Европы, посетил США, Египет и Турцию. Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903). Член объединений «Mup искусства» и Союз русских художников. В ранний период испытал влияние югендстиля («Дама с собакой», 1899, Третьяковская галерея). В 1901-08 в ходе работы Г. над жизнерадостными, пронизанными светом пейзажами, отличающимися необычайно эмоциональным восприятием русской природы, постепенно сформировалась его живописная манера, основанная на творческом освоении принципов импрессионизма («Сентябрьский снег», 1903, «Белая зима. Грачиные гнёзда», 1904, «Февральская лазурь», 1904, «Мартовский снег», 1904, — все в Третьяковской галерее). В этот же период Г. создаёт ряд картин-натюрмортов; стремясь передать бесконечное разнообразие и изменчивую игру освещения, красоту и поэзию материального мира, окружающего человека, Г. пользуется густыми, рельефными мазками, обращается к живописным приёмам, близким к неоимпрессионизму («Хризантемы», 1905, «Неприбранный стол», 1907, — обе в Третьяковской галерее). С 1906 в пейзажах Г. усиливается декоративное начало (серия этюдов «День инея», 1906, Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). В 1905-06 Г. участвовал в издании революционных сатирических журналов «Жупел» и «Адская почта». В 1909-14 по проекту Г. была построена больница (ныне санаторий «Захарьино») под Москвой.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Абрамцево. Плетень 1944г | Автопортрет в шляпе 1921г | Автопортрет в шубе 1947г | Балюстрада 1901г Нижнетагильскийхудожественныймузей ИЗО | Банка с вареньем и яблоки 1904г | Белая зима. Грачиные гнезда1904г |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
Берёзовая аллея 1940г | В гололедицу 1908г | В саду. Грядка дельфиниумов1947г | В.И.Ленин у прямого провода 1927-1933г | Васильки. Групповой портрет 1914г | Ветка яблони 1958г |
Вешний поток 1904г | Въезд в усадьбу 1922г | Груши на зеленой драпировке1922г | Груши на синей скатерти 1915гРусский Музей | Дама с собакой 1899г | Девушка в русском платке |
Дельфиниум 1908г | Дельфиниумы 1944г | Дубки 1923г | За самоваром 1905г | За чтением. Портрет В.М.Грабарь, жены художника1928г | Зима 1906г |
Зимнее утро 1907г | Зимний вечер1903г | Зимний пейзаж 1954г | Зимой. Портрет О.И.Грабарь, дочери художника1934г 48х62см т | Золотые листья 1901г | Иней 1904г |
Иней 1905г | Иней 1908г | Иней 1919г | Иней. Восход солнца 1941г | Красные яблоки на синей скатерти 1920г | Крыши под снегом 1889г |
Луч солнца 1901г | Лучезарное утро 1922г | Майский вечер 1905г | Мартовский снег 1904г | Морозное утро. Розовые лучи1906г | Московский дворик 1930г |
На озере 1926г | Натюрморт 1904г | Неприбранный стол 1907г | Новая дача 1903г | Няня с ребенком 1892г | Осень. Рябина и березы 1924г |
Павильон в Кузьминках 1904г | Под березами 1904г | Под березами, 1904г | Портет композитора С.С.Прокофьева за работой над оперой Война и мир 1941г | Портрет академика Алексея Николаевича Баха 1939г | Портрет академика В.П.Волгина1946г |
Портрет академика Н.Д.Зелинского 1935г | Портрет академика Сергея Алексеевича Чаплыгина1935г | Портрет В.Г.Дуловой1935г | Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника 1931г | Портрет Е.Г.Никулиной-Волконской 1935г | Портрет К.И.Чуковского 1935г |
Портрет композитора С.С.Прокофьева 1934г | Портрет М.И.Грабаря, сына художника1935г | Портрет Н.П.Горбунова1927г | Портрет народного артиста А.Б.Гольденвейзера1940г | Портрет художника, музейного деятеля П.И.Нерадовского1946г | Портрет Э.И.Грабаря, отца художника 1895г |
Последний снег 1931г | Послеобеденный чай 1904г | Проходной двор в Замоскворечье. Серый день1941г | Разгар осени 1921г | Разъяснивается 1928г | Рябинка 1915г |
Рябинка 1915г | Рябины 1924г | Светлана 1933г | Сентябрьский снег 1903г | Сийский монастырь 1920г | Сирень и незабудки 1905г |
Сказка инея и восходящего солнца1901г | Снежные сугробы 1904г | Солнце поднимается 1941г | Старый сарай в морозный день 1933г | Толстые женщины. Гротеск1904г | Туркестанские яблоки 1920г |
Угасающий день 1904г | Уголок уходящей Москвы1930г | Утренний чай. В аллее 1917г | Утренний чай. Подснежники 1954г | Февральская лазурь 1904г | Флора 1934г |
Хризантемы 1905г | Цветы и фрукты на рояле1904г | Яблоки 1905г | Яблоки и астры 1926г | Ямщик 1904г | Ясный осенний вечер 1923г |
С начала 1890-х гг. Г. выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале «Мир искусства»). По инициативе и под руководством Г. была издана первая научная «История русского искусства» (т. 1-6, 1909-16; редактор и автор важнейших разделов). Г.
сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. В дореволюционный период Г.
создал ряд монографических исследований о творчестве русских художников. В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914-15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). После Великой Октябрьской социалистической революции Г.
стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель). С деятельностью Г.
— реставратора и учёного — связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства 11-14 вв. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. В пейзажной живописи Г.
советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы («Ясный осенний вечер», 1923, «Зимний солнечный день», 1941, — обе в Третьяковской галерее). С конца 1920-х гг. Г. работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С.
С. Прокофьева за работой над оперой «Война и мир», 1941, — оба в Третьяковской галерее; М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея; С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба «Абрамцево»). Выполнил также историко-революционные картины «В. И. Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина» (1938; обе — в Центральном музее В. И.
Ленина, Москва). В советское время Г. опубликовал ряд монографических исследований и статей о русском искусстве. Г. — редактор и один из авторов «Истории русского искусства» (т. 1-13, 1953-69). Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937-43, директор), институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943-46 директор). Государственная премия СССР (1941). Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
Источник: http://pavlishak.ru/grabar_igor.html
Игорь Грабарь — граненый стакан и хризантемы
После европейской поездки, под впечатлением французских импрессионистов и постимпрессионистов, Игорь Грабарь (1871-1960) создал целую серию натюрмортов, напоминающих по технике исполнения импрессионизм. Среди этих натюрмортов одним из самых известных является «Хризантемы». Картина находится в Третьяковской Галерее.
«Я давно уже подбирался к хризантемам, и хорошие экземпляры этого цветка ускорили появление картины», – писал Грабарь. Действительно, на полотне изображены роскошные золотые цветы, специально выбранные у известного московского торговца Ноева. Говорят, что за эту картину Грабарь получил от коллекционера Владимира Гиршмана такую сумму, какой еще не получал за свои произведения.
Игорь Грабарь — Хризантемы, 1905 (фрагмент картины)
Однако не хризантемы притягивают мой взгляд в этой работе художника. Больше всего впечатляет граненый стакан на первом плане, от которого остались кажется одни грани.
Мастерское, убедительное изображение прозрачного стекла, но только, если смотреть на картину издали (метров с трех). По мере приближения стакан постепенно исчезает и растворяется в воздухе, превращаясь в мельчайшие пушистые мазки самых разных цветов. Это и есть импрессионизм.
Давайте подойдем к картине вместе:
Здесь еще видим абсолютно объемное, прозрачное стекло с бликами и рефлексами.
Игорь Грабарь — Хризантемы, 1905 (фрагмент картины)
Здесь еще видим стакан, но он уже плоский и непрозрачный.
Игорь Грабарь — Хризантемы (стакан -фрагмент картины)
И вот, как выглядит стакан глазами художника, когда он его рисует. Хаотические, энергичные мазки формируют махровые перламутровые грани, стекло практически исчезло. Особенно поражает тщательная многоцветная прорисовка донышка стакана. Мерцающая палитра сотен мазков кисти — импрессионизм «чистой воды». Осталась только субстанция стакана.
Игорь Грабарь — Хризантемы,1905 (стакан — фрагмент картины)
Так выглядит картина в полном размере. Все предметы кажутся «мохнатыми». Вблизи рельефная живописная поверхность подобна кристаллическим россыпям бликов и теней. При отдалении картина наполняется нежными перламутровыми переливами. Ярко — желтые хризантемы в падающих на них голубоватых рефлексах изменяют свой цвет, кажутся зеленоватыми.
Игорь Грабарь — Хризантемы, холст-масло, 1905 (Третьяковская Галерея, Москва)
Грабарь еще не раз использовал технику исчезающих граней стакана в натюрмортах, например, в работе «Неприбранный стол» (1907). Но пустой граненый стакан в «Хризантемах» остается для меня непревзойденным шедевром передачи эффекта прозрачного стекла в стиле импрессионизма.
Игорь Грабарь — Неприбранный стол, холст-масло, 1907 (Третьяковская Галерея, Москва)
Источник: https://safiullin.su/?p=3679
Вдохновения Игоря Эммануиловича Грабаря
Природа наделила И. Э. Грабаря многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать.
Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором.
При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.
1947 г. «Автопортрет в шубе».
Игорь Эммануилович Грабарь родился (13) 25 марта 1871 года в русской семье в Будапеште. В Россию семья вернулась в 1876 году. Он окончил гимназию, а в 1889 году – Московский лицей. Осенью 1889 г., восемнадцати лет от роду, почти без гроша в кармане Грабарь едет в Петербург.
Поступает в университет, учится там в течение четырех лет на двух факультетах сразу — юридическом и историко-филологическом — и упорно готовится к поступлению в Академию Художеств.
В это время он зарабатывает себе на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для журналов.
1890-е Гоголь Н.В. «Шинель». Обложка И.Грабарь
Этапы поступления в АХ (1894) и начало обучения в ней Грабарь прошел блестяще и стремительно. Уже в 1895 г. он оказывается в мастерской очень почитаемого им И. Е. Репина.
1895 г. Портрет Э.И.Грабаря, отца художника. Частное собрание
Но вот летом 1895 г. на каникулах Грабарь совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его настолько потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже — работы импрессионистов и постимпрессионистов, что Грабарь на протяжении 1896-1900 гг. колесит по Европе «с целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования».
«Дама с собакой». 1899 г.
В 1900 г. Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается, по признанию художника, самый его «творческий период».
Он вновь после долгой разлуки влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы, без конца пишет «сверхъестественное дерево, дерево-сказку» — березу.
В Подмосковье созданы наиболее известные его произведения: «Сентябрьский снег» (1903), «Белая зима. Грачиные гнезда», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (все 1904), «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907) и др.
1904 г. «Белая зима. Грачиные гнезда». ГТГ.
1905г. «Хризантемы». ГТГ
И.Грабарь развивает в 20 веке столь популярный в 19 столетии достаточно традиционный жанр натюрморта. В его картине «Хризантемы» своеобразным образом соединяется несколько разных жанров.Главное – та точка зрения, которой придерживается зритель в тот или иной момент. Когда мы рассматриваем пейзаж достаточно близко, то видим лишь крупные цветы.
Но при изменении точки зрения, когда на натюрморт смотрим как бы издали, становятся видны и другие детали интерьера. Привычные границы жанра мастерски размыты цветописью импрессионистского характера. Все изображение словно состоит из одной субстанции.Картина написана в 1905 году. Важно, что создано это великолепное творение в интерьере яркого света.
Все предметы словно пушистые. Если рассматривать рельефную живопись вблизи, то кажется, что она — целые невероятные по красоте россыпи теней и словно сказочных бликов. Если же немного отдалить картину и смотреть на нее со стороны, то ее немедленно наполняют чудесные переливы великолепного перламутра.
Хризантемы ярко-желтого цвета в синеватом свете, который на них падает, причудливым образом меняют свой цвет. Кажется, что цвет становится совершенно иным, приобретая некий зеленоватый оттенок. И.Грабарь своими великолепными натюрмортами открыл совершенно новое понимание этого, казалось бы, традиционного жанра. Его трактовка абсолютно новая.
Он не просто изображает предметы, но и умело играет светом и тенью, использует всю силу красок и света. В итоге мы видим не просто натюрморты, а нечто большее. Границы творений чудесным образом раздвигаются. Картины наполняются новым содержанием и иным звучанием.Важно, что во всех работах И.Грабаря импрессионистского жанра всегда торжествует свет.
Он господствует над всем, озаряя все вокруг и проникая в детали, создавая совершенно новые ощущения.
1907г. «Зимнее утро».
Прекрасное живописное произведение исполненное в импрессионистическом стиле, картина «Зимнее утро» было создано художником в 1907 году. Сегодня полотно украшает экспозицию Севастопольского художественного музея имени П.М.Крошицкого.
Это произведение импрессионистского стиля. Создается ощущение, что оно не написано красками, а соткано из тончайшего кружева. Сначала даже невозможно поверить, что рассвет зимой может так необычно выглядеть.
Художник увидел в обычном лесу волшебную сказку.
1904 г. «Мартовский снег». ГТГ
Художник изобразил обычные будни жителей деревни. Но он увидел в них неподражаемую красоту. И. Грабарь любуется пробуждающейся природой, восхищается наступающей весной, стремясь показать пока ещё скрытую мощь талой воды, которая вот-вот ворвётся ручьями в деревенский пейзаж.
И. Грабарь пишет на открытом воздухе, учитывая достижения французских импрессионистов, но, не желая слепо им подражать, пишет по-русски, любя «вещественность и реальность». «Февральская лазурь» — это величественный «портрет» березы.
Мы смотрим на нее снизу вверх, из глубокой траншеи в снегу, которую вырыл автор и в которой он работал, невзирая на жестокие морозы, переполненный радостью от «перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба».
Пейзаж написан чистыми цветами, мазки положены плотным слоем.
«Февральская лазурь». 1904 г.
1904 г. «Толстые женщины. Гротеск.». Частное собрание.
1905г. «Весенний ветерок». Пермь
1905г. «Сирень и незабудки». Ярославль
1906г. «Морозное утро. Розовые лучи.». Частное собрание
1907г. «В утренней росе». ГРМ
1915 г. «Рябинка». 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Тематика природы всегда волновала творческих людей в России. Поэтому превозносили бескрайние просторы, художники воспевали красивые многовековые деревья, являющиеся для жителей образом мощи и поклонения.Один из таких художников двадцатого века – И.Э.
Грабарь, решил запечатлеть в своих произведениях известные всем деревья, которые не могут оставить никого равнодушным.
Поэтому мы видим, как перед нами предстает картина «Рябинка», в которой краски природы переливаются на солнце, что создает ощущение именно того, как прекрасно выглядят наши поля, ведь у них есть много всего прекрасного.
Наибольшим стимулом в живописи стала любовь художника к зиме. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него и картины природы успешно заменял собою натюрморт. В 1905-1908 годах зимняя тема приобрела некую устойчивую линию — ведущим ее мотивом стало изображение инея.
«Под знаком» инея прошли январи 1906 и 1907 года. Почему этот очень локальный зимний мотив приобрел в творчестве И. Грабаря такое значение? По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор».
«Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок».
Одной из главных задач в разработке этого мотива было соединение графического и живописного эффекта, выражение одного через другое — именно это создает самую впечатляющую особенность инея, трудно передаваемую в искусстве. И.
Грабарь писал иней «на всякие лады» — разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. Делалось это в виде маленьких цветных набросков, так как на морозе быстро застывала краска. Таких набросков накопилось у И.Грабаря около сотни — «не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции».
1904 г. «Иней». Киров.
1908 г. «Иней». Киевский МРИ.
1918г. «Иней». Астрахань
1941 г. «Иней. Восход солнца».
В 1921 году И.Грабарь написал «ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре».
1921 г. «Мартовский снег»
1926г. «На озере». ГРМ
С 1924-го и до конца 1940-х гг. И.Грабарь вновь много занимается живописью и особенно увлекается портретом. Он изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов.
Лучшими сам художник назвал «Портрет матери» (1924), «Светлану» (1933), «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа» (1934), «Портрет сына» (1935), «Портрет академика С. А. Чаплыгина» (1935). Широко известны и два автопортрета художника («Автопортрет с палитрой», 1934; «Автопортрет в шубе», 1947).
Обращается он и к тематической картине — «В. И. Ленин у прямого провода» (1933), «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина» (1938).
1923г. «Автопортрет с женой». Новокузнецк
1934г. «Автопортрет с палитрой ( в белом халате )». ГТГ
1935г. Портрет М.И. Грабаря, сына художника. ГТГ
Особой убедительностью образа характерен портрет молодого Сергея Прокофьева (1934г.) . «Во всем облике Сергея Прокофьева — внутреннем и внешнем — есть ярко выраженная динамичность, — писал Грабарь. — Я искал передать это в самой позе — поднятой вверх голове, движении левой руки, положении плеч, устремленности взгляда».
1934 г. «Портрет композитора С.С.Прокофьева». Астрахань
1941г. Портет композитора С.С.Прокофьева за работой над оперой 'Война и мир'. ГТГ.
Он продолжает писать пейзажи, предпочитая по-прежнему снег, солнце и улыбку жизни: «Последний снег» (1931), «Березовая аллея» (1940), «Зимний пейзаж» (1954).
1940 г. «Берёзовая аллея». Государственная Третьяковская галерея, Москва.
1954г. «Зимний пейзаж». ГТГ, Москва.
1941г. «Проходной двор в Замоскворечье». Ужгород
1941г. «Проходной двор в Замоскворечье. Серый день.». ГТГ
И. Грабарь умер 16 мая 1960 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
1958г. «Ветка яблони». Частное собрание
Подводя итог удивительной жизни Игоря Грабаря, можно сказать следующее.
Пожалуй, не было в 20 веке русского искусства человека более многогранного, проявившего себя в самых разных ее сферах, оказавшего личное творческое воздействие на формирование целых ее направлений.
Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался.
1937г. «Подсолнухи». Владикавказ
- Источники:
- http://igor-grabar.ru/
http://www.artcyclopedia.ru/grabar_igor_emmanuilovich.htm
http://www.art-portrets.ru/art20veka/kartina-grabarya-zimnee-utro.html
http://opisanie-kartin.com/grabar-igor/
http://www.abcgallery.com/G/grabar/grabar-2.html
http://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=69
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43044359102/next
Грабарь, Игорь Эммануилович — это… Что такое Грабарь, Игорь Эммануилович?
И́горь Эммануи́лович Граба́рь (25 марта 1871(18710325) (русин. Грабарь Iгор Iманулϊлович, Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник, искусствовед, просветитель, музейный деятель. Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
Биография
Родился в семье Э. И. Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента.
Окрещён он был православным священником сербского происхождения, а восприемником стал Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева[1].
Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции.
В 1876 году семья переехала в Российскую империю.
С 1880 по 1882 жил с семьей в городе Егорьевске Рязанской губернии, учился в местной прогимназии и посещал занятия Житовой Варвары Николаевны сводной сестры Тургенева Ивана Сергеевича, русского писателя и поэта.
С 1882 по 1889 Игорь Грабарь учился в Москве в лицее цесаревича Николая (лицей М. Н. Каткова), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.
В отличие от старшего брата, Владимира (1865—1956), ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника и в 1894 году поступил в петербургскую Академию Художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене[2]. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».
Выставки
С 1902 года Грабарь принимает участие в выставках «Мира Искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставляются и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др.
После Октябрьской революции Грабарь также активно занимается живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.
Искусствоведческая работа
Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимает исследовательская и просветительская работа. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др.
Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».
В начале 1913 года московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.
Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Л. Д. Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса.
В самом начале сталинских чисток Грабарь ушел со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен.
Секрет объясняется так: дочь Сталина, которую многие не видели вживую, тоже звали Светлана, и все решили, что на портрете изображена именно она[3].
Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения[источник не указан 670 дней], картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы А.Рублёва «Троица». Нынешний Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных И. Э. Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.
Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой Лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И. В. Трофимов.
В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников.
Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.
Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР.
Действительный член АН СССР (1943). Действительный член Академии художеств СССР (1947).
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[4].
Ученики
Награды
Галерея
Пейзажи и натюрморты
«Балюстрада»
- «Балюстрада» (1901, Нижнетагильский художественный музей ИЗО),
- «Сентябрьский снег» (1903, ГТГ),
- «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904),
- «Февральская лазурь» (1904, ГТГ),
- «Мартовский снег» (1904, ГТГ),
- «Хризантемы» (1905, ГТГ),
- «Неприбранный стол» (1907, ГТГ)
- «Груши на синей скатерти» (1915, Русский музей),
- «Разъяснивает» (1928)
- «Последний снег» (1931),
- «Берёзовая аллея» (1940),
- «Зимний пейзаж» (1954)
Жанровые сцены
- «В. И. Ленин у прямого провода»,
- «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»
Примечания
- Грабарь И. Э. Репин — М.: 1933. — 264 с. — 50 000 экз. ЖЗЛ
- Подобедова О. И. И. Э. Грабарь. — М.: 1964. — 338 с.: ил.
- Грабарь И. Э. Письма, тт. 1-3. — М.: 1974—1983.
- Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. Сост., вступит.ст. и комментарий В. М. Володарского. — М.: Республика, 2001. — 495 с — ISBN 5-250-01789-4.
- Игорь Эммануилович Грабарь / вступит. статья А. А. Сидорова, библиогр. сост. Н. М. Нестерова ; Акад. Наук СССР. — М. : АН СССР, 1951. — 83 с. : портр. — (Академия наук СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия искусства. Вып. 1).
Источник: https://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/25099
Грабарь игорь эммануилович
Грабарь игорь эммануилович (до 1893 Грабарь-Храбров) — российский историк искусства, реставратор, музейный деятель, живописец, народный художник СССР (1956).
Действительный член петербургской Академии Художеств (1913), АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Брат В. Э. Грабаря. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1893), одновременно брал уроки живописи у П. П. Чистякова, затем учился в петербургской Академии Художеств (1894-96) у И. Е. Репина, В. Е.
Савинского и др., в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-98; преподавал там же до 1901); прослушал также курс Архитектурного политехникума в Мюнхене. Неоднократно посещал страны Европы (1895-1900), а также Турцию (1909), Египет (1914) и США (1924). Жил в Санкт-Петербурге и Москве (с 1903).
Член «Мира искусства» (с 1901), Союза русских художников (с 1904), член-учредитель Общества московских художников (1927-32, первый председатель правления), Объединения (Общества) художников имени И. Е. Репина (1924-29).
В 1913-17 годах возглавлял попечительский совет Третьяковской галереи; осуществил перестройку экспозиции и издал в 1917 году каталог собрания (директор ГТГ в 1918-25).
После 1917 года Грабарь стал, наряду с А. В. Луначарским, одним из главных идеологов государственной политики в области культурного строительства. В 1918-27 годах работал в Отделе по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса.
Основоположник научной реставрации памятников искусства; в 1918 году организовал в Москве Центральные реставрационные мастерские (ныне Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря; до 1931 года директор, в 1944-60 научный руководитель).
Под руководством Грабаря осуществлялись расчистка и реставрация памятников древнерусского искусства 11-15 века, в том числе росписей и некоторых икон Андрея Рублёва. Вёл курс реставрации в 1-м МГУ (1920-27; профессор с 1921), преподавал в МХИ (1937-42; директор), ИЖСА (1943-46; директор).
Основатель и директор (1944-60) Института истории искусств Академии Наук СССР (ныне Институт искусствознания РАН).
С конца 1890-х годов Грабарь выступал с художественно-критическими статьями в журналах «Мир искусства», «Старые годы» и др. Автор книг о И. И. Левитане (1913, совместно с С. С. Глаголем) и В. А.
Серове (1914); в 1909-16 годах издал первую «Историю русского искусства» в 6 томах (редактор и автор ряда разделов), для работы над которой привлёк А. Н. Бенуа, Н. Н. Врангеля, П. П. Муратова и др. В советское время опубликовал монографию о И. Е.
Репине (1937, Государственная премия СССР, 1941) и множество статей о творчестве русских художников (Феофана Грека, Андрея Рублёва, В. И. Баженова, И. П. Зарудного), по вопросам реставрации и охраны памятников искусства и др. Инициатор издания новой «Истории русского искусства» (т.
1-13, 1953-69, главный редактор до 1960 и автор разделов). В научных исследованиях Грабарь был эмпириком-позитивистом, отвергающим теоретизирование; главное для него — систематизация фактов.
Как художник начинал с рисунков для журналов «Шут» и «Стрекоза» (1890-1891), иллюстрировал повести Н. В. Гоголя («Сорочинская ярмарка», изд. в 1894; «Шинель», изд. в 1895, и др.), в 1905-06 годах принимал участие в издании сатирических журналов «Адская почта» и «Жупел».
В ранних пейзажах («Крыша со снегом», 1889, ГТГ) и портретах («Няня с ребёнком», 1892, там же) уже определился натурный метод Грабаря, круг тем и мотивов его творчества.
В 1901-1908 годах писал мажорные поэтичные пейзажи («Февральская лазурь», 1904, ГТГ) и натюрморты («Голубая скатерть», 1907, ГРМ), используя приёмы импрессионизма и пуантилизма; в них заметно влияние немецкого югендстиля.
Иногда Грабарь включал портрет в натюрморт, пейзаж или интерьер («Утренний чай», 1904, Национальная галерея современного искусства, Рим; «За самоваром», 1905, ГТГ). В 1909-14 годах по проекту Грабаря был построен комплекс так называемой Захарьинской больницы в Химках, близ Москвы.
После 1914 года вернулся к живописи; в его пейзажах и натюрмортах заметно усиление декоративности. С 1920-х годов в живописи Грабаря на смену импрессионистической этюдности приходит стремление к реалистической картине: пейзажи («На озере»,1926,ГРМ), историко-революционные полотна («В. И.
Ленин у прямого провода», 1927-33, Музей современной истории России, Москва), портреты в репинской традиции, преимущественно деятелей науки и культуры (академики Н. Д. Зелинский, 1932, ГТГ, С. А. Чаплыгин, 1935, Музей-усадьба «Абрамцево»; В. И. Вернадский, 1935, РАН; «С. С. Прокофьев за работой над оперой «Война и мир»», 1941, ГТГ; автопортреты, 1934, 1939 и 1947, ГТГ; 1942, ГРМ). Награждён 2 орденами Ленина (1945 и 1946).
Иллюстрации:
И. Э. Грабарь. «Хризантемы». 1905. Третьяковская галерея (Москва). Архив БРЭ.
Сочинения:
И. И. Левитан. Жизнь и творчество. М., 1913 (совм. с С. С. Глаголем);
Репин. М.; Л., 1937. Т.1–2;
Моя жизнь. Автомонография. М.; Л., 1937;
В. А. Серов. М., 1965;
О древнерусском искусстве. М., 1966;
О русской архитектуре. Исследования. Охрана памятников. М., 1969;
Письма. М., 1974–1983. Т. 1–3;
Моя жизнь. Этюды о художниках. М., 2001.
Литература
- Подобедова О. И. И. Э. Грабарь. М., [1964]
- Азаркович В. Г., Егорова Н. В. И. Грабарь. Л., 1977
- Егорова Н.В. И. Э. Грабарь. М., 1979
- Мамонтова Н. И. Грабарь. М., 2001
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/grabar_do_1893_grabar_khrabrov_ighor_emmanuilovich