Искусство и развлечения 15 января 2016
Библейский сюжет, связанный с рождением Спасителя мира, был популярен в эпоху Возрождения. Все изображали эту сцену примерно в одном ключе.
Однако Леонардо подошел к этой теме совсем по-иному.
«Поклонение волхвов» — картина Леонардо да Винчи, которую можно назвать первой достаточно зрелой работой, в которой он смог проявить свою индивидуальность.
В ней он использовал знания анатомии человека и животных, а также результаты экспериментов с перспективой и свои инженерные изыскания. Но есть в этой картине и нечто большее – тайна ее замысла не раскрыта до сих пор.
История создания
Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» выставлена в Галерее Уффици во Флоренции – городе, в котором она появилась на свет в 1481-1482 годах. Полотно написано темперой и маслом на скрепленных досках из тополя.
29-летний Леонардо получил этот заказ по рекомендации отца от его друга — настоятеля монастыря августинцев. Картина предназначалась для алтаря церкви Сан Донато Скопето. Он работал над заказом всего семь месяцев, однако закончить картину не смог (или не захотел), решив отправиться в Милан к Лодовико Сфорца в качестве военного инженера. Во Флоренцию Леонардо вернулся только через много лет.
Возмущенные монахи для завершения картины наняли другого художника, который не очень церемонился с замыслом автора и вносил изменения на свой вкус (а может быть, следовал указаниям церкви). К счастью, сохранились многочисленные эскизы, которые помогают разгадать сюжет картины.
Леонардо да Винчи: «Поклонение волхвов». Описание картины
Некоторые искусствоведы считают, что картина представляет собой набросок из нескольких тем, не связанных с основным смысловым фокусом – Марией с младенцем Иисусом. Не видно на ней, как положено, животных, например, осла и вола.
В центре картины изображена Богоматерь с новорожденным. Вокруг нее полукруг почитателей в коленопреклоненных позах. На переднем плане три царя-волхва, преподносящих святые дары. Есть еще задний план, более темный, с большим деревом, которое прописано с натуралистической точностью.
В верхнем левом углу видно полуразрушенное здание. Вверху справа просматриваются два сражающихся всадника.
В правом нижнем углу изображен молодой человек, отвернувшийся оттого, к которому прикованы все взгляды, хотя его жесты указывают на Святое Семейство. Искусствоведы считают, что этот юноша имеет портретное сходство с молодым Леонардо.
Вся композиция выстраивается на фоне силуэтов горных вершин, что характерно для многих работ Леонардо.
Традиционная трактовка смысла изображенного библейского сюжета
«Поклонение волхвов» — картина Леонардо да Винчи, анализ которой достаточно труден, так как ее содержание не вписывается в обычные рамки.
Сама композиция выстроена по принципу пирамиды, где голова Марии определяет ее вершину. Главной темой является поднесение дара будущему Спасителю одним из волхвов.
В то время как самый старый царь припадает к ногам Марии, второй, униженно прижимаясь к скале, одаривает младенца. Третий волхв только собирается опуститься на колени.
Предполагается, что эти фигуры олицетворяют народы Азии, Африки и Европы, готовые принять новую веру.
Руины слева символизируют дворец Давида, на развалинах которого уже выросло два молодых дерева, как символы нового времени – эры милосердия и любви. Центральное дерево своими корнями тянется к голове младенца Христа, намекая на его родство с царем Давидом.
Два всадника справа напоминают враждовавших королей, которые, побывав в Вифлееме, решили помириться. В целом композиция подчеркивает контраст между светом, исходящим от Марии с младенцем, и темнотой окружения.
Находки Маурицио Серачини
Применив глубокое сканирование красочного слоя, флорентийцу Серачини удалось проникнуть под верхние слои краски и увидеть первоначальное изображение «Волхвов». Оказалось, что картина была обрезана снизу на 10 см.
Она была отполирована растворителями, а потом загрунтована белилами. Со временем появились трещины, которые опять замазали, теперь уже синим цветом. То есть «незавершенной» картину сделали в основном последующие манипуляции.
Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» оказалась наполненной массой людей, занятых разнообразными действиями. Всего было выделено около 66 фигур. Нашлись и животные: осел, бык и слон.
Стала более выраженной трехмерность картины. На первом плане происходит принесение даров священному младенцу. Но Богородица стоит не на земле, а на скале, как на постаменте. Наверху справа четко проявились сцены сражений. А левый верхний угол заполнился рабочими, возводящими новый храм.
Жест Иоанна Крестителя
«Поклонение волхвов» — картина Леонардо да Винчи, интересные факты о которой можно отметить в связи с жестом Иоанна Крестителя. В католицизме он трактуется как призыв к покаянию.
Известно, что Иоанн Предтеча был всего на полгода старше Иисуса. Но под центральным деревом Леонардо изобразил взрослого человека с указующим перстом.
Так кто же важней, Иоанн или Иисус? Эта тема стала значимой для Леонардо, сопутствуя ему на протяжении всей его жизни. Иоанн следовал за ним везде:
• Иоанн Креститель покровительствовал Флоренции.
• Леонардо неоднократно обращался к Крестителю и его жесту в своем творчестве.
• Рафаэль на своей картине «Школа в Афинах» изобразил Леонардо в образе Платона, с тем же жестом Иоанна.
Таким образом, картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» направляет внимание зрителя к подтексту, связанному с Иоанном Крестителем. Жест отчетливо виден, и персонажи второго плана, кстати, более молодые, чем окружение Богородицы, смотрят не на Марию с младенцем, а на человека, воздевшего палец вверх.
Дерево Иоанна: что о нем известно
Все сходятся к тому, что Леонардо поместил над Марией рожковое дерево (кароб, цератония), которое ассоциировалось в католической символике с Иоанном Крестителем, так как странствуя по пустыне, он питался его плодами.
Эти бобы были пищей бедных слоев общества в Древнем Египте. Впоследствии ими стали кормить животных. Иоанн был настолько неприхотлив в годы своих скитаний, что питался только стручками цератонии.
Во времена Возрождения изображение «Иоаннова дерева» стало ассоциироваться с его реальным присутствием.
Лестница в никуда?
На самом деле в левой верхней части картины видны две лестницы, каждая по 16 ступеней. И ведут они к верхней площадке — последней ступени восхождения. Значит, в сумме, это лестница в 33 ступени.
Это число, объявленное очередным «кодом да Винчи», дало возможность некоторым исследователям предположить о связи Леонардо с орденом тамплиеров – оно совпадает с числом «градусов» посвящения у адептов этой секты.
Так как под краской на верхней площадке здания были обнаружены строители, занятые возведением его стен, стало понятно, что «символ язычества», по замыслу автора, должен был возродиться.
«Поклонение волхвов» — картина Леонардо да Винчи, в которой сам он «замечен» дважды.
Один из волхвов оказался подозрительно похож на самого Леонардо в старости, а молодой человек, отвернувшийся от будущего Спасителя – Леонардо в молодости. Здесь есть над чем задуматься.
Не дуэль, а битва
В верхнем правом квадрате – там, где первоначально было изображение двух сражающихся воинов, высветилось целое побоище. Сам Серачини сообщает, что вид этого сражения вызвал у него ужас. Это настоящая баталия, скрытая под слоями краски.
Возможно, картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» содержит в себе первоначальный замысел батальной темы, реализованной им позже в «Битве при Ангьяри». Эта фреска была найдена недавно в Палаццо Веккьо под картиной Вазари.
Если говорить о символизме всех образов художника, то в этой части «Волхвов» он изобразил свое отношение к войнам, в том числе и Крестовым походам — тем более что под батальной сценой заметны лица людей, повернутых в сторону строящегося храма иной веры.
По мнению исследователя Серачини, ключом к пониманию наследия великого художника и мыслителя является «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи. Анализ и описание картины, сделанные этим автором, во многом проясняют те подводные течения, которые являлись предпосылками для создания его загадочных картин. Тем не мене, можно утверждать, что главные открытия еще впереди.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/124820/
Картина Леонардо да Винчи "Поклонение волхвов": описание, история :
Наверное, невозможно найти в современном мире человека, которому не доводилось слышать имени величайшего итальянского архитектора и художника, учёного и скульптора, мыслителя и философа, изобретателя и инженера, гениального представителя эпохи Возрождения — непревзойденного Леонардо да Винчи.
Наследие
Его жизнь и творчество изучались и продолжают изучаться исследователями со всего мира. Сохранившиеся работы Леонардо да Винчи в разных областях позволяют судить о многогранности этого человека.
Большинству наших читателей гениальный итальянский мастер известен как живописец. Его работы «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Мона Лиза», «Крещение Христа» и многие другие являются шедеврами мирового искусства.
Всего же им создано девятнадцать полотен, некоторые из которых остались незавершенными.
Великий итальянец оставил свой след в науке, медицине, литературе. Сам да Винчи считал себя в первую очередь ученым или инженером. Живописи он уделял не слишком много времени. Его художественное наследие невелико: ряд работ безвозвратно утрачен, а некоторые сильно повреждены.
Среди незавершенных работ великого живописца картина «Поклонение волхвов». Год создания произведения (1481) на самом деле является началом работы над ним. Картина отличается присущей всему творчеству мастера загадочностью и таинственностью.
По мнению специалистов, это первая довольно зрелая работа художника, в которой он проявил свою яркую индивидуальность. Он использовалпри создании шедевра свои знания анатомии, экспериментировал с перспективой, применил свои инженерные изыскания.
Однако это полотно наделено чем-то большим, чем художественное произведение, даже такое гениальное, – до сих пор не раскрыта тайна его замысла.
Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов»: история создания
Благодаря содействию отца, нотариуса монастыря, в 1481 году Леонардо да Винчи получил крупный заказ на большое полотно для алтаря церкви монастыря Огастина в Сан-Донато Скопето. Договор заключили на два с половиной года.
Но картина осталась незавершенной. В 1482 году Леонардо покинул Флоренцию.
Местный банкир Лоренцо Великолепный отправил его в Милан к герцогу Лодовико Сфорца, как «посланника муз»: художнику предстояло продемонстрировать созданную им лиру, поскольку только он умел на ней играть.
Краткосрочная, казалось бы, поездка затянулась на восемнадцать лет. Этот поступок художника монахи Сан-Донато сочли бесчестным и предложили завершить начатую работу другому живописцу. Он согласился и стал вносить в картину собственные изменения. Возможно, они были продиктованы требованиями церкви. Но, к счастью, сохранилось множество эскизов, которые помогают понять задумку да Винчи.
Леонардо да Винчи, «Поклонение волхвов»: описание картины
«Поклонение волхвов» является воплощением придуманного Леонардо языка «говорящей» живописи. Удивительная выразительность эмоций, интенсивность жестов спустя столетия будут воплощены в немом кино.
Многие искусствоведы считают, что картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» — это некий набросок, состоящий из нескольких тем, которые не связаны со смысловым фокусом полотна – Марией с младенцем Иисусом.
Центр картины занимает Мария с новорожденным Иисусом. Ее окружают почитатели, преклонившие колена. На переднем плане можно увидеть трех царей-волхвов, которые преподносят святые дары.
На заднем, более темном плане, изображено большое дерево, прописанное с натуралистической точностью. Верхний левый угол занимает полуразрушенное здание. Справа находятся два всадника в поединке.
В нижнем правом углу расположился молодой человек, который отвернулся от того, к чему прикованы все взгляды, хотя на Святое Семейство указывают его жесты.
Исследователи и искусствоведы уверены, что в этом юноше просматривается портретное сходство с юным Леонардо. Вся композиция построена на фоне горных вершин, что очень характерно для творчества да Винчи.
Сюжет картины
«Поклонение волхвов» (1481) — полотно да Винчи, анализ которого довольно сложен, поскольку его содержание не совсем вписывается в привычные рамки.
Композиция построена по принципу пирамиды, где ее вершину определяет голова Марии. Главная тема — поднесение дара одним из волхвов будущему Спасителю.
Когда самый старый из царей припадает к ногам Богородицы, второй, прижимаясь к скале, одаривает святого младенца. Собирается опуститься на колени и третий волхв.
Существует версия, что три эти фигуры олицетворяют народы Европы, Азии и Африки, которые готовы принять новую веру. Расположенные слева руины — символ дворца Давида.
На его развалинах уже выросли два молодых дерева, символизирующие новое время – эру любви и милосердия.
Центральное дерево тянется своими корнями к голове младенца Иисуса, словно намекая на его прямое родство с самим царем Давидом.
Два вооруженных всадника, сражающихся в смертельной схватке, напоминают враждующих королей, которые, посетив Вифлеем, решили помириться. Композиция в целом подчеркивает резкий контраст между ярким светом, который исходит от Марии с Иисусом, и темнотой, их окружающей.
Тайны картины
Неоконченная картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» вызывает огромный интерес среди исследователей всего мира. Однако самых больших результатов на этом поприще добился М. Серачини — известный итальянский биоинженер, который долгие годы жизни посвятил изучению жизни и творчества великого мастера.
Он применил глубокое сканирование слоя краски, сумев проникнуть под верхние ее слои и рассмотреть первоначальное изображение, нанесенное на полотно. Как выяснилось, снизу картина была обрезана на десять сантиметров. Вначале она была отполирована растворителями, а затем загрунтована белилами. Постепенно на них появились трещины и их снова заретушировали, но теперь использовали синюю краску.
Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» была наполнена множеством персонажей, занятых различными действиями. Всего Серачини выделил 66 фигур. На первом плане волхвы преподносят дары священному младенцу.
Но Богородица в первоначальном варианте стоит на скале как на постаменте, а не на земле.
В правом вернем углу отчетливо стали видны сцены сражений, в то время как верхний левый угол оказался заполненным рабочими, которые строят новый прекрасный храм.
Что означает жест Иоанна Крестителя?
Итальянский художник Леонардо да Винчи использовал в своей работе интересный элемент — он изобразил один, но очень значимый жест Иоанна Крестителя. Он трактуется в католицизме как призыв к покаянию. Под центральным деревом да Винчи изобразил старца с указующим перстом.
Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» акцентирует внимание зрителя к подтексту, связанному с Иоанном Крестителем. Этот жест прекрасно виден, и молодые персонажи, расположенные на втором плане, смотрят не на Марию с Иисусом, а на человека, воздевшего палец кверху.
Дерево Иоанна
Все исследователи сходятся во мнении, что да Винчи разместил над Марией рожковое дерево (цератонию) неспроста: оно ассоциировалось в символике католицизма с Иоанном Крестителем, который во время странствий по пустыне питался его бобами. В те времена они были пищей самых бедных слоев древних египтян. Значительно позже ими стали кормить домашний скот.
Но Иоанн был настолько неприхотлив во время скитаний, что ему хватало для насыщения всего нескольких стручков с этого дерева. В эпоху Возрождения изображение этого дерева ассоциировалось с присутствием самого Иоанна.
Куда ведут лестницы?
В левом верхнем углу картины можно увидеть две лестницы, каждая из которых насчитывает по шестнадцать ступеней. Они ведут наверх, к площадке, где завершается восхождение.
В сумме лестницы насчитывают тридцать три ступени. Это число стало «кодом да Винчи», который дал возможность предположить некоторым исследователям, что Леонардо был связан с орденом тамплиеров.
Это число совпадает с числом посвящения в члены ордена.
Так, под слоем краски Серачини обнаружил на верхней площадке сооружения строителей, занятых возведением стен. По замыслу автора стало ясно: «символ язычества» должен был возродиться.
Битва или дуэль?
В верхнем правом квадрате, где изображены два сражающихся воина, высветилось настоящее побоище. Серачини утверждает, что вид этой битвы вызвал у него шок. Вероятно, картина содержала в себе первоначально замысел батальной темы, которую автор позже реализовал в «Битве при Ангьяри».
В этой части картины художник отобразил свое отношение к войнам и к Крестовым походам в частности. Под батальной сценой видны лица людей, которые повернуты в сторону будущего храма новой веры.
Описание и анализ картины, сделанные Серачини, проясняют многие подводные камни, которые стали предпосылками для создания шедевров да Винчи, однако он уверен, что главные открытия еще ждут нас впереди.
Реставрация
Сегодня неоконченное полотно великого итальянца хранится в галерее Уффици. В ноябре 2011 года специалисты из института Opificio delle Pietre Dure заявили о том, что картина, не покрытая лаком, начинает разрушаться.
Реставраторы планировали очистить картину от следов прежних восстановительных работ. По их утверждениям, все фигуры, изображенные на полотне, вновь станут объемными, цвета — более живыми, а сама картина — яркой.
Однако в ходе дискуссий было принято решение пока не проводить восстановительные работы, чтобы не исказить замысел да Винчи.
Источник: https://www.syl.ru/article/299327/kartina-leonardo-da-vinchi-poklonenie-volhvov-opisanie-istoriya
Леонардо да Винчи: «Поклонение волхвов» — Православный журнал "Фома"
«Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи – одна из самых популярных живописных работ на Рождественскую тему. Леонардо не закончил ее, как, впрочем, и многие другие свои картины. Несмотря на это, «Поклонение волхвов» – важная веха для эпохи Возрождения, практически прорыв.
Почему? Дело в том, что Леонардо да Винчи использовал здесь приемы, которые позволяют зрителю испытать ощущение присутствия, почувствовать себя среди волхвов.
Каким образом это происходит, как Леонардо открывал законы живописи и какова была судьба мастера до и после «Поклонения волхвов», – об этом и многом другом рассказывает историк, богослов, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе Тимофей Китнис.
«Поклонение волхвов» Леонардо писал в тот период, когда жил во Флоренции.
В этом городе он начал формироваться как художник. Там правила династия Медичи, которую в то время возглавлял Лоренцо Великолепный. Нельзя сказать, чтобы отношения Леонардо да Винчи с ним сложились блестяще. Что, кстати, во многом определило дальнейшую судьбу художника и повлияло на его переезд в Милан. Впрочем, обо всем по порядку.
Где вырос Леонардо
Будущий гений родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано, в горах. Здесь по сей день показывают дом, где это произошло. Анкиано расположено близ городка Винчи, который и дал прозвище художнику.
О рождении мальчика сохранилась запись его деда, который, судя по всему, был очень рад, когда у него наконец-то появился первый внук. Родился Леонардо в незаконном браке. Мать его была крестьянкой, отец, Пьеро да Винчи – нотариусом, довольно уважаемым и интересным человеком.
Он скопил приличное состояние, дожил до 77 лет, четыре раза был женат. В общей сложности у него родилось двенадцать детей, причем последний появился на свет, когда Пьеро было уже 75 лет. Леонардо же был старшим. Отец официально признал его.
Первые три года мальчик жил со своей матерью, и потом, когда отец забрал его к себе в дом, очень тяжело переживал разлуку с ней. Крестили Леонардо во Флоренции, в базилике Святого Креста, очень известном месте.
Здесь на протяжении веков были похоронены выдающиеся люди города – Макиавелли, Галилей и многие другие, здесь было устроено место для могилы Данте. И здесь же, в Санта-Кроче, находится та самая купель, где крестили Леонардо да Винчи. Крещение совершалось открыто, а это значит, отец не просто признал сына, но даже счел нужным эффектно показать его публике.
До тринадцати лет Леонардо рос в доме отца в Винчи. Пьеро хотел его пустить по своей линии. Но здесь впервые проявился характер будущего гения. От природы он был богато одаренным человеком, но при этом академическое обучение, как впоследствии выяснилось, было для него совершенно неприемлемым.
Университета он так и не кончил. А в тринадцать лет Леонардо отказался от карьеры юриста и сказал отцу, что хочет заниматься искусством. Он был отдан на обучение к Андреа дель Верроккьо, самому прославленному живописцу того времени. Надо сказать, Леонардо с детства очень живо воспринимал природу.
Он делал много зарисовок, хотя первая известная его работа, набросок пейзажа, датируется лишь 1473 годом. Ряд искусствоведов считают эту работу первым настоящим пейзажем в искусстве. Там запечатлена долина реки Арно, где Леонардо часто гулял. Она протекает через Флоренцию.
Это был очень реалистично схваченный пейзаж, с горами, перспективой… Закончил он работу в день праздника Мадонны снегов, который связан со строительством базилики Санта-Мария Маджоре. Вообще, флорентийский период творчества Леонардо – это время, когда он начал интересоваться жизнью Пресвятой Богородицы.
Он выполнил тогда несколько работ, посвященных Божией Матери, например, «Благовещение», «Мадонна с гвоздиками»…
Мадонна с гвоздиками
Новый гений
Как пишет Вазари, первый биограф многих деятелей Возрождения, Флоренция узнала о новом гении, когда он принял участие в работе своего учителя Верроккьо «Крещение Иисуса». По замыслу, в центре этого холста сюжет Крещения, а слева расположены два ангела, которые как будто наблюдают за происходящим.
Так вот одного ангела написал сам Верроккьо, и он получился очень хорошим, но простым. А второго ангела мастер доверил написать своему ученику… В то время обучение традиционно продолжалось довольно долго, и ученик зачастую полгода ничего не делал, кроме как ходил по мастерской, растапливал печь, наблюдал за другими, расталкивал краски и так далее.
Только после этого ему начинали доверять что-то серьезное. И если мастер поручал ученику выписать какую-то деталь в своей работе – это был знак доверия, это означало, что ученик уже на подходе к признанию. И вот Верроккьо дал Леонардо шанс проявить свой талант в «Крещении Иисуса».
Как пишет Вазари, результатом работы мастер был просто ошеломлен, а вместе с ним и вся Флоренция: стало понятно, что родился новый гений, абсолютно новый художник. Дело в том, что ангел Леонардо совершенно отличался от того, который был написан его учителем. В нем уже угадывалось то направление, которое позже Леонардо изберет, когда будет писать и небесный мир, и человека.
У его ангела утонченнейшие черты лица, изящный нимб, мастерски выписанные волосы… – во всем видна блестящая работа над деталями и композицией. Вокруг этого ангела как будто преображается пространство. Как отмечал Вазари, когда Верроккьо увидел его, он сказал, что больше никогда не будет писать.Однако в годы пребывания в мастерской Верроккьо Леонардо формировался не только как художник.
Он обучался и инженерному искусству, и механике… В то время во Флоренции проживали великие ученые, и Леонардо самостоятельно отмечал для себя, у кого и чему он хотел бы научиться. А вообще он говорил, что лучший его учитель – это жизненный опыт.
Однако были у такого подхода и свои минусы. Дело в том, что во Флоренции при Лоренцо Великолепном процветала Платоновская академия, в моде были неоплатоники и античность. И все известные люди, даже городские олигархи, считали для себя правилом хорошего тона разговаривать на изящном языке Вергилия.
А да Винчи, так и не получивший классического образования, лишь позднее выучил латынь, и она у него хромала. Это закрыло ему двери во многие дома высокопоставленных лиц, где принято было вести на латыни светские беседы.
А такие современники Леонардо как, например, Боттичелли, были в подобных домах обласканы – не в последнюю очередь потому, что владели языком древних римлян и могли поддержать разговор по моде своего времени.
При этом Леонардо был на сто процентов дитя эпохи Возрождения. Например, идея Платона, что наш мир – это отражение той гармонии, которая существует на небесах, очень ярко отразилась в его творчестве. Художник видел в центре вселенной именно человека, однако человек был для него ценностью не сам по себе, а в сочетании с духом.
У Леонардо был большой трактат, посвященный этой теме, где прозвучала очень важная, характерная мысль: где нет Духа Божия, там нет искусства, а где мысль не работает рядом с рукой – там нет художника.
Такое интересное соединение Божественного промысла с человеческим действием проистекает из идей платоников, которые вдохновляли художников Возрождения и которыми в то время была переполнена Флоренция.
Мадонны Леонардо
В 1472 году Леонардо открыл собственную мастерскую. Он получил признание, вступил в Гильдию художников имени апостола Луки и теперь мог жить самостоятельно. Однако до 1476 года он оставался при Верроккьо.
https://www.youtube.com/watch?v=gczFIFk1lmI
В этот период ему начали заказывать самостоятельные работы. Самые лучшие из них связаны с Божией Матерью. Это уже упомянутая «Мадонна с гвоздикой», где Младенец тянет руки к цветам, а красный цвет гвоздик символизирует Распятие.
Это «Благовещение», которое вообще стало первым холстом, где действие разворачивается не в помещении и даже не у храма, а просто на свежем воздухе. Мария сидит у дома, занимается рукоделием. Архангел Гавриил устремляется к Ней – и мы как будто видим его движение, но в то же время он замирает в молитвенном почитании.
На заднем плане – абсолютно итальянский пейзаж, который тоже как будто застывает в тот момент, когда Архангел произносит слова: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…»
Источник: https://foma.ru/leonardo-da-vinchi-poklonenie-volxvov.html
« Поклонение волхвов»
В июле 1481 года монастырь Сан-Донато в Скопето, нотариусом которого служил его отец, заказал Леонардо картину большого формата (246×243 сантиметра), которая должна была служить запрестольным украшением главного алтаря. Сюжет заказанной картины давно привлекал его: поклонение волхвов. Это была классическая тема, над которой размышляли все художники, особенно тосканские. На выполнение заказа Леонардо отвели тридцать месяцев.
Он с увлечением принялся за работу. Его замысел был грандиозен: он задумал ни больше ни меньше как обновление жанра. Прежде всего, Леонардо перевернул перспективу, поместив на заднем плане множество людей с тщательно прорисованными лицами. На переднем плане из сфумато выплывают смутные очертания Богоматери и младенца Иисуса.
Более никого – ни отца, ни осла, ни вола… Художник отказался и от прочих атрибутов классического сюжета, таких как ореол вокруг головы младенца и традиционные зашифрованные смыслы. Как и следовало ожидать, публика была шокирована.
Новизна трактовки обеспокоила заказчиков и восхитила собратьев по искусству, сразу же возвысив Леонардо до уровня самых великих из них.
Монахи были крайне недовольны. То, что представил им Леонардо, оказалось совсем не тем, что они заказывали. Художник же, успевший уже израсходовать всё, что получил от заказчиков в качестве аванса, запросил у них еще денег для переноса рисунка с картона на панно.
Монахи заплатили, только на сей раз натурой, чтобы у Леонардо были средства к существованию до окончания работы, – зерном, вином, дровами… А тот опять всё израсходовал еще прежде, чем приступил к завершающей стадии работы.
Монахи были в ярости, и тогда Леонардо бросил работу, в очередной раз отказавшись завершить начатое, после того как почувствовал пренебрежительное отношение к своему картону.
Картон «Поклонение волхвов» не остался в монастыре. Леонардо передал его своим друзьям Бенчи. Он отлично сознавал, каким новаторским произведением является его картина, даже и в форме картона, поэтому считал необходимым сохранить ее. Поскольку монахи отвергли ее, она будет принадлежать ему.
Во всяком случае, Леонардо был убежден в том, что даже если бы завершил работу в установленные сроки, монахи все равно не приняли бы ее: слишком резко контрастировала она с традиционными представлениями о том, как надо интерпретировать этот сюжет из Священной истории, восходящий к средневековым легендам о царях-магах (волхвах), принесенным крестоносцами с Востока. Монахи Сан-Донато в Скопето пятнадцать лет терпеливо ждали появления художника, достойного Леонардо и способного завершить «Поклонение волхвов». Им оказался сын Липпи – Филиппино, лучший ученик Боттичелли.
Трудно сказать, почему Леонардо взял за правило не доводить до конца работу по выполнению полученных заказов. С тех самых пор, как у него появилась собственная мастерская, он не сумел завершить ни одного из своих произведений, выполняемых на заказ, не говоря уже о том, чтобы сдать работу в срок.
Больше он ничего не доведет до конца. Хотя его «Святой Иероним» и заставил говорить о себе, он забросил его в углу своей мастерской, не имея ни малейшего желания и терпения завершить работу.
Возможно, не случайно сквозит тревога в словах, которые он любил повторять: «Сколько времени уходит впустую!»
Почему Леонардо бросил работу над самым завидным из полученных им заказов? Загадка! Возможно, это как-то связано с тогдашним намерением Лоренцо Великолепного направить лучших художников Флоренции в Рим – расписывать в знак примирения с папой Сикстом IV его новую капеллу.
Лоренцо заявлял, что отобрал для исполнения этой миссии лучших, во главе с Боттичелли.
Лучших художников как посланников тосканской культуры – но среди этих лучших не было Леонардо! Какие чувства испытал он при этом: ревность, досаду, огорчение? И тогда он принимает решение бежать, исчезнуть, покинуть Тоскану, которая определенно не достойна его, страну, во главе которой стоит Лоренцо, самый безобразный человек, какого Леонардо когда-либо встречал в своей жизни. И по сей день еще с Медичи связано большое недоразумение. Подлинным меценатом был не тот Лоренцо, которого история нарекла Великолепным, но его внучатый племянник, именующийся также Лоренцо Медичи, однако затерявшийся в тени славы Великолепного. Это он поддерживал своими заказами творчество художников эпохи Ренессанса. Лоренцо же Великолепный умел только собирать драгоценные камни и тратить деньги республики на проведение своих праздников. Он не помог никому, ни одному художнику, ни одному скульптору. Ему приписали потрясающую художественную интуицию, в действительности отличавшую его внучатого племянника, поскольку из двух имен Лоренцо Медичи история сумела сохранить лишь одно.
Уезжать или бежать?
Ломбардийский двор при Лодовико Сфорца, который сам себя провозгласил герцогом Миланским, завоевывал репутацию третьего по важности двора Европы. Туда-то и решил отправиться Леонардо.
Тогда он совершил один из самых нелепых поступков в своей жизни, которых, надо признать, было и так немало. Он сочинил нечто вроде того, что в наши дни получило бы название рекламного проспекта или предвыборной программы.
На десяти страницах он расхваливал собственные достоинства в качестве архитектора, военного инженера и, как тогда говорили, технолога и уверял герцога Миланского в том, что, приняв его, Леонардо, к себе на службу, он никогда больше не проиграет ни одной войны.
Отправлялся ли он в качестве представителя Флоренции и того нового стиля жизни, который внедрялся в тосканской столице? Или же просто бежал как пария, отверженный, постоянно преследуемый неудачами? Споры по этому поводу до сих пор ведутся среди биографов Леонардо да Винчи, однако его вышеупомянутое странное письмо позволяет склоняться к версии о бегстве. В свои тридцать лет он рекламирует себя как «многообещающего таланта». Тогда же он записал для себя слова Данте: «Двигаться по пути к славе – не на перине нежиться. Кто проживет свою жизнь без славы, тот оставит после себя на земле след, подобный струйке дыма в воздухе, пене на воде…»
Некоторые придерживаются мнения, что тот же Лоренцо, который отказался отправить Леонардо в Рим к папе в качестве своего представителя, лично направил его в Милан, дабы польстить грубым, как он полагал, вкусам внука кондотьера, захватившего власть в Ломбардии. В это трудно поверить, особенно после прочтения пресловутой «программы» Леонардо, из которой явствует, что он готов был принять от герцога любую должность…
Воспользовавшись отъездом Бернардо Ручеллаи, назначенного послом Флоренции в Милане, Леонардо отправился в качестве его спутника, прихватив с собой свои пожитки и домашних животных, а также двоих сотоварищей, давних приятелей, отличных компаньонов в горе и радости.
Первый из них, Томмазо ди Джованни Мазини, предпочитавший прозвище Зороастро, представлял собой своего рода гротескного близнеца Леонардо. Неглупый от природы, балагур и насмешник, он придумал себе предков княжеского рода.
В душе своей считая себя византийцем, о чем свидетельствовало и его прозвище, этот изобретатель и шут, алхимик и торговец скобяными изделиями, гениальный кузнец и никудышный астролог, маг и шарлатан, он был известен как металлург, умевший обращаться с металлами, как никто другой.
Вторым товарищем Леонардо был красавчик Аталанто, человек-оркестр, музыкант, певец, танцор, роскошный Аталанто ди Мильоретти. Их дружба с Леонардо и совместная работа будут продолжаться более тридцати лет. Все трое были друзьями с детства, давними учениками Верроккьо.
К счастью, двое приятелей Леонардо познакомились с посланием, которое предполагалось вручить Лодовико Моро, герцогу Миланскому.
Поскольку в нем не было ни слова о профессии живописца, главной для Леонардо и единственной, которой он учился (и в области которой он, дважды начиная всё сначала, добивался признания), Зороастро и Аталанто заставили его включить в перечень своих талантов также ремесло живописца и скульптора.
Отдавал ли себе отчет Леонардо да Винчи в том, что, направляясь в Милан, он покидает Флоренцию на долгие, очень долгие годы?
Преисполненный амбициозных замыслов и жизненных сил, он не сомневался, что добьется успеха в Милане, а добившись, сразу же, в ореоле славы, возвратится во Флоренцию – возвратится победителем, получив полное удовлетворение за все прежние неудачи и обиды. И для этого, полагал он, не потребуется слишком много времени.
Охваченный нетерпением, он летит в Милан на крыльях надежды. Там ждут его слава, богатство – настоящая жизнь…
Следующая глава
Источник: https://biography.wikireading.ru/135752
Поклонение волхвов — 1481-1482 Леонардо да Винчи
Ноябрь 17, 2012
„Он писал с таким удовольствием и так хорошо, что у него выходили в высшей степени совершенные работы, в чем никто так и не смог его превзойти” Вазари
Поклонение волхвов
1481-1482; 246х243 см;подмалевок умброй на загрунтованной доске
Галерея Уфицци, Флоренция
Леонардо да Винчи не закончил картину «Поклонение волхвов», однако даже в том виде, в котором он ее оставил, то есть на этапе подмалевка, — это произведение достойно называться шедевром живописи.
Именно здесь мастер в полный голос заявил о зрелости своего стиля, которая проявилась в совершенстве композиции и экспрессивности представленных персонажей.
Евангельский сюжет о поклонении волхвов только что родившемуся Иисусу весьма популярен среди художников кватроченто, поскольку его многочисленные интерпретации дают определенную свободу как в плане композиционного построения картины, так и в представлении главных героев.
Кроме того, символическая многозначность сцены предоставляла художникам возможность свободного выбора именно тех смысловых акцентов, которые казались им наиболее значимыми: это и откровение родившегося Христа, и тихая радость Богоматери, и благоговение перед Иисусом трех старцев (иногда они предстают в облике трех царей)…
Между тем, Леонардо не желает ограничивать себя конкретным выбором и стремится воплотить в своем «Поклонении…» все разнообразие сюжетных коллизий этого эпизода из Евангелия.
Подобное решение вызвано стремлением заполнить картинное пространство множеством персонажей и каждого из них наделить индивидуальными чертами, запечатлев на их лицах целую гамму человеческих чувств.
В результате получилась галерея исключительно выразительных портретов.
Сам Леонардо признавался, что достичь этого ему удалось лишь после выработки нескольких ключевых решений, которые вскоре стали характерными составляющими его оригинальной живописной манеры.
„Плечи и руки, — отмечает художник в своем «Трактате о живописи», — должны выражать, насколько это возможно, намерения персонажа — так разум, покоренный чувством, направляет ладонь к сердцу”.
И добавляет: „Наибольшая ошибка художников в том, что они представляют лица похожими одно на другое — так не бывает. Как не бывает и абсолютно одинаковых поз”.
Современные исследователи отмечают, что из-за самобытности и самодостаточности каждого из изображенных здесь персонажей взгляд зрителя, смотрящего на эту многообразную картину, становится таким же подвижным, как во время просмотра фильма…
(1452-1519) Леонардо да Винчи
Поделиться ссылкой в социальных сетях
Источник: http://www.filoli.ru/artists/037-leonardo-da-vinci/poklonenie-volhvov.php
О роли картины леонардо да винчи «поклонение волхвов» в фильме андрея тарковского «жертвоприношение»
Когда Александр просыпается на диване у себя в кабинете, снова горит свет, кадры снова сняты в полном цветовом спектре. Он спал под копией «Поклонения волхвов». Смысл этой сцены состоит в том, что, может быть, все происходившее ранее — затянувшийся и необычайно страшный ночной кошмар, возможно, навеянный угрожающим полотном Леонардо.
Некоторые особенности апокалиптических снов и видений Александра внешне подтверждают это впечатление. Всадник верхом на вставшей на дыбы лошади — одна из наиболее значительных деталей фона картины. Нелегко объяснить, что же происходит, но, по-видимому, это связано со схваткой между всадниками и пешими.
Наше внимание к лошади и всаднику Тарковский привлекает таким способом, чтобы, возможно, вызвать ассоциации с библейским апокалиптическим всадником. Другая важная деталь фона — две лестницы в полуразрушенной сводчатой аркаде. Подсознательно Тарковский, видимо, помнил об этих лестницах, когда выбирал место для съемок сцены апокалиптического видения.
Если представить, что камера расположена где-то над всадником, а объектив направлен в сторону лестниц, можно было бы восстановить апокалиптический сон Александра из фильма.
Первый вариант видения, когда толпы нет, оказался бы эскизом для следующего, разработанного в деталях сна, в котором людской поток спускается по лестнице, льется из-под темного свода и оказывается прямо перед камерой, где уже царят хаос и неразбериха, все толкаются и дерутся, как сражающиеся всадники на заднем плане «Поклонения» Леонардо.
Эта архитектурная деталь картины не показана в фильме, но контуры сводов и неровных ступеней настолько врезаются в память, что любой, кому знакомо полотно Леонардо, наверное, узнает их в замечательном эпизоде апокалиптических видений. Перевернутый отзвук этих форм можно различить в очертаниях задней стенки большой печки в середине гостиной. Она несколько раз попадает в кадр, пока Отто прохаживается перед ней взад и вперед, рассказывая удивительную историю о двух фотографиях.
Дерево
Уместной метафорой для фильма, наверное, стало бы дерево, окруженное лабиринтом, символизирующим тяжкий извилистый путь в поисках веры. Для Тарковского дерево — символ веры, что сочетается с легендой о православном монахе, которую рассказывает Александр.
Дерево на полотне Леонардо, возникающее в фильме непосредственно перед тем эпизодом, в котором Александр сажает сухое дерево, считается разновидностью Древа жизни, характерного для дохристианской и раннехристианской символики.
Если развивать эти умозаключения дальше, то можно сказать, что два дерева — зеленеющее и сухое — в «Жертвоприношении» отражают интересное противопоставление, свойственное христианскому искусству.
Так, например, в «Странствиях души», написанных французским монахом XII века Гийомом де Дегильвиллем, находим любопытную иллюстрацию.
Во второй части книги рассказывается, как автору приснилось, что он умер, а душа его в сопровождении ангела совершает путешествие по аду, чистилищу и раю. В земном раю, расположенном в начале чистилища, душе его предстают два дерева: зеленеющее и засохшее. «…
Ангел объясняет душе, что живое дерево символизирует таинственную яблоню из «Песни песней», а мертвое дерево — древо познания. Под деревом душа играет яблоком. Яблоко — это Христос, душа, забавляющаяся им, — знак пребывания вместе с богом. Яблоко — плод живого дерева.
Это дерево выросло от яблока осени. Первоначально это было здоровое яблоко, но потом было запятнано изначальным грехом. Поэтому деревья, выросшие из его семян, одичали. Когда бог принял решение о наделении Христа плотью, ему пришлось привить дикое дерево. Мария играла роль прививки.
В ее зеленых волосах растет Христово яблоко».
Кстати говоря, в этом образе, возникшем в период позднего Средневековья, есть что-то от той непорочности, о которой говорит Александр, листая книгу о русских иконах.
На последней иконе из этой книги, показанной в фильме, изображена Мария и младенец Иисус.
В ней отразилась та же невинность и преданность ребенку, что и во «Владимирской Богоматери», о которой Тарковский, видимо, помнил, когда искал актрису на роль Марии в «Жертвоприношении» и подбирал для нее костюм.
Исследователь творчества Леонардо Мартин Кемп предлагает трактовку дерева на картине «Поклонение волхвов», в которой делает акцент не столько на крону, сколько на корни и — на их связь с Марией и Христом.
Он указывает также на возможное значение породы дерева на картине: «Если [дерево в «Поклонении»] — дуб, возможно, это намек на легенду о том, что крест Христа был сделан из этого дерева, здесь может быть проведена и более общая параллель со знаменитым предсказанием Исайи, сделанным на Рождество и Крещение: «И произойдет отрасль (virga) от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Исайя 11:1). «Radix sancta» («священный корень») — одна из многих метафор, которыми в Средние века обозначалась Дева, и акцент на корнях над головой Христа говорит в пользу такой трактовки».
Образ корней над головой Христа возвращает нас непосредственно к притче о дереве в фильме Тарковского.
Сухое дерево, которое Александр и Маленький человек сажают в начале «Жертвоприношения», пока Александр рассказывает историю о Памве, вновь появляется лишь в самом конце фильма.
Тогда мы видим, как Маленький человек волочит ведра воды к дереву, в то время как его отца увозит скорая помощь. Наконец, на среднем плане показано, как он лежит на земле и голова его покоится между корнями дерева.
Хотя легенда о сухом дереве существует в контексте православного христианства, в интерпретации Тарковского в ней появляются черты, характерные для алхимии и оккультных наук. Посадка дерева нередко символизировала начало алхимической работы — operatio — процесс трансформации с целью создания (духовного) золота.
Стадии этого процесса проиллюстрированы с помощью arbor philosophica. Часто давался обет молчания, работа сопровождалась напряженной молитвой, как об этом свидетельствует Liber Mutus — Безмолвная книга XVII века.
У дерева, которое в заключительных сценах фильма как бы «растет» из головы Маленького человека, есть аналог в манускрипте XIV века «Miscellanea d'alchimia», где Ева изображена лежащей на земле, а волосы ее образуют корни и нижнюю часть дерева.
Она символизирует marteficatio — женский аспект prima materia; виден на картине и череп на пьедестале, в свою очередь символизирующий мысль и интеллект. Сочетание христианских и оккультных образов в фильме подчеркивает неоднозначность смерти и воскрешения в традиционном христианстве, придавая вере «материалистический» оттенок.
Этот оттенок доминирует в процессе создания духовного ли, материального ли золота в алхимии, чем, возможно, и объясняется притягательная сила, которой обладает для художников ее доводящая до исступления символика.
Так, дерево, по-видимому, символизирует и смерть, и воскрешение, начало и конец, циклический процесс, в каком-то смысле идентичный «Жертвоприношению», взятому как целое. Подобно тому как змей Уроборос, этот древний символ алхимии, кусает свой собственный хвост, фильм завершается тем же, с чего начался.
Единственные слова, произнесенные Маленьким человеком в фильме, напоминают о той сцене, когда его отец сказал: «Сначала было Слово. Но ты нем как рыба». В финальной сцене Маленький человек повторяет их под сухим деревом, добавив важный вопрос: «Сначала было Слово. Почему, папа?» На основании фильма в целом мы можем сделать вывод, что когда дерево труда и познания зацветет, Маленький человек поймет, что ответ на его вопрос — сама жизнь, символизируемая Древом жизни, которое на картине Леонардо кажется растущим из головы Христа, чтобы приносить плоды на благо грядущих поколений.
Источник: https://kinoart.ru/texts/o-roli-kartiny-leonardo-da-vinchi-poklonenie-volhvov-v-poslednem-filme-andreya-tarkovskogo-zhertvoprinoshenie
Картина «Поклонение волхвов»
- Аналитика и описание незавершенной работы Леонардо.
- Поклонение волхвов
- Получение этого заказа, условием которого является написание сюжета поклонения волхвов новорожденному Иисусу, возможно, тоже не обошлось без помощи Пьеро да Винчи, который был нотариусом и монастыря Сан-Донато.
Поклонение волхвов
Странная оплата
Письменный договор на «Поклонение волхвов» показывает, что распространенной в то время практикой было платить художнику «натурой». Деньги на создание образа были пожертвованы в 1479 году фабрикантом, изготовителем седел.
Основную оплату работы Леонардо, которая должна была быть выполнена в течение 24–30 месяцев, составляла треть земельного участка в Вальдельзе, расположенного между Флоренцией и Сиеной. Судя по записи, эта земля была дарована монастырю «Симоном, отцом брата Франческо». По договору монахи могли выкупить этот участок обратно — за 300 флоринов в течение трех лет.
Один из параграфов договора весьма странен: Леонардо должен был выдать 150 флоринов на приданое «дочери Сальвестро ди Джованни», внучке покровителя монастыря.
Работа не была завершена, и договор был расторгнут. Но этот договор свидетельствует о том, что художники получали оплату не только деньгами. Из других документов мы знаем, что Леонардо платили и вином, и древесиной, и зерном.
Научный анализ
Развитие инфракрасной технологии исследования живописи позволило увидеть, что скрывается под мрачной полупрозрачной коричневой краской, покрывающей поверхность полотна.
Недавно проведенные уважаемым флорентийским ученым и историком искусства профессором Маурицио Серачини, который изучает работы Леонардо в течение многих лет, анализы доказали, что наброски, созданные Леонардо, были позднее покрыты слоем коричневатой краски. Судя по стилю, это дополнение было сделано не рукой Леонардо.
Возможно, нужно было привести к единообразию множество различных сцен и уничтожить республиканский подтекст, который мог быть ассоциирован с иконографией изображений.
Наброски поклонения волхвов
Скрытый смысл
Историки много лет спорят об эскизе Леонардо к «Поклонению волхвов». Несколько эскизов общего плана, а также наброски отдельных фигур показывают, что Леонардо всякий раз несколько изменял композицию.
В центре полотна традиционная сцена, как она описана в Евангелии от Матфея: поклонение волхвов, или мудрецов, Мадонне с младенцем. Волхвы окружают их и преклоняют пред ними колена.
Возможно, Леонардо намеревался выстроить визуальный ряд так, чтобы перенести акцент на встречу трех мировых сил: Азии, Африки и Европы, объединенных рождением Христа и распространением христианства. Молодому, полному вдохновения художнику могла быть интересна несколько иная интерпретация традиционной сцены.
На заднем плане зритель видит сражение. Символизирует ли оно вытеснение язычества христианством? С уверенностью можно сказать одно: в этой работе Леонардо изучает изображение эмоций на лицах Святого семейства и волхвов, которые определенным образом взаимодействуют с ритмом движения на заднем плане картины.
Второй незавершенный проект
Поклонение волхвов, Липпи.
Подготовительная работа для «Поклонения волхвов» продлилась с марта по сентябрь 1481 года, но осталась незавершенной в связи с отъездом Леонардо в Милан.
Вазари так комментирует эскизы работы: «Он начал писать полотно «Поклонение волхвов», на котором мы видим множество прекрасных изображений, особенно голов…, и которое так же осталось незавершенным, как и другие его работы». Леонардо оставил во Флоренции это полотно и картину «Святой Иероним», начатую ранее.
Спустя годы, когда монахи перестали надеяться на то, что Леонардо когда-нибудь закончит работу, заказ был передан Филиплино Липпи (1496) (галерея Уффици, Флоренция). Место действия, пейзаж и расположение фигур схожи с эскизами Леонардо.
Источник: https://artrue.ru/style/renessans/leonardo/kartina-poklonenie-volxvov.html