Золотая осень. слободка, исаак ильич левитан, 1889

Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889

1889 г. 43 x 67 см. Масло, холст.
Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

 Описание картины Левитана И.И. «Золотая осень. Слободка» 

Путешествия по Волге было любимым увлечением художника. Многие картины автора связаны с этой могучей рекой. И на этот раз, когда Левитан посетил свое любимое место Плес на Волге, он написал это произведение.

Картине присуща двойственность: с одной стороны здесь изображено богатство природы, яркая осенняя краткосрочная пора, с другой – простой быт русской деревушки.

На картине можно увидеть покосившиеся крестьянские домики, проезжая дорога, пожелтевший лес. В глубине произведения спокойные цветовые оттенки. Здесь же художник показал величие этого большого пространства, а также спокойное ожидание холодных и дождливых дней.

В картине, словно видна цикличность жизни. Деревня находится в серединке зеленеющих полей. Стоят последние солнечные денечки, хотя солнце уже не греет.

Слева стоит стройная березка с пожелтевшей листвой.

  Эта березка является ярким пятном по сравнению с другими деревьями, сбросившиеся свои листья и потемневшие, они как будто ожидают наступления зимы, чтоб окунуться в спячку до весеннего прихода.

Вдоль перекосившихся домов простирается проселочный тракт, он как будто замирает от обветшалой изгороди из сплетенных прутьев, которая зацепилась за крайнюю избушку, а затем появляется среди полей и исчезает где-то на горизонте.

Таким образом, мастер показал, что жизнь – это естественный ход событий, лето сменяет осень, ее, в свою очередь – зима, и т.д. Это непрерывный цикл жизни природы.

Лучшие картины Левитана И.И.

Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889 Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889 Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889 Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889
Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889 Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889 Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889 Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889
Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/levitan-i-i/levitan-i-i-zolotaya-osen-slobodka/

Великий пейзажист Исаак Левитан

«Не
существует страны лучше и красивей, чем Россия. Настоящий пейзажист может быть
только здесь!»

Исаак Левитан

Исаак Левитан – великий русский
пейзажист, открывший скромную красоту русской природы. Начиная работать под
руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих
учителей, навсегда вписав своё имя в пантеон отечественной культуры.

Творчество Исаака Ильича Левитана (1860 –
1900) развивалось в период высокого расцвета русской художественной культуры.
Его современниками были Репин и Суриков, Нестеров и Серов, Чехов и Горький,
Шаляпин и Ермолова. За короткую творческую жизнь Левитан создал около тысячи
полотен, пастелей, эскизов, рисунков.

Исаак Ильич Левитан родился 30 августа
1860 года в Литве, в местечке Кибарты Ковенской губернии. Его отец служил
кассиром на железнодорожной станции. Семья была большой и бедной. В надежде
поправить дела семья переезжает в Москву, но неожиданно умирает мать, затем
отец.

Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889

Левитан.
Автопортрет (1885, ГТГ)

Тринадцати лет Левитан поступает в
Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Испытывая голод, постоянную
нужду, часто оставаясь без крова, он упорно учится. В сентябре 1876 года
Левитан попадает в пейзажную мастерскую А.К. Саврасова, а позже становится
учеником В.Д. Поленова.

Несмотря на успехи, Совет училища
отказывает ему в присуждении Большой серебряной медали и предлагает выдать
диплом неклассного художника, дававший лишь право быть учителем рисования.
Левитан покидает училище, куда вернётся уже известным художником в качестве
руководителя пейзажной мастерской.

К первым из дошедших до нас
произведениям живописца относятся два небольших пейзажа, показанных на
ученических выставках, – «Вечер»
(1877, ГТГ) и «Солнечный день. Весна»
(1877, частное собрание). И хотя эти работы не лишены недостатков: заметны
некоторая наивность, перегруженность композиции деталями, – они пронизаны
светлым юношеским чувством любви к природе.

С ученической выставки 1880 года П.М.
Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника «Осенний день. Сокольники» (ГТГ). Это
было первым признанием его таланта. Левитан создаёт произведение, созвучное
настроению человека в печальное ненастье осени. Однако попытка работать в новой
манере, широко и обобщённо, была во многом ученической. Молодому художнику ещё
предстоял долгий путь изучения природы, овладения новыми средствами живописи.

Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889

Левитан «Осенний
день. Сокольники» (1879, ГТГ)

В летние месяцы 1880-1884 годов он пишет
с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень» (1880, Горьковский гос. художественный
музей), «Дуб» (1880, ГТГ), «Сосны» (1880, частное собрание).
Художник создаёт пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода»
(1884, ГТГ), «Мостик. Саввинская слобода»
(1884, ГТГ).

Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889

Левитан «Последний
снег. Саввинская слобода» (1884, ГТГ)

В 1885 году в имении Киселёвых в Бабкине
Левитан знакомится с А.П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь.

Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889
Добавьте подпись

Только к середине 80-х годов улучшилось
материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь,
напряжённый труд сказались на здоровье – у него резко обострилась болезнь
сердца. Поездка в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организовывает
выставку шестидесяти пейзажей.

В 1887 году художник, наконец,
осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества
Исаака Ильича Левитана продолжается до 1890 года.

Левитан – один из самых больших поэтов
Волги. Волжская природа с её бесконечными просторами, чередованием лесов,
равнин, полей, больших городов и маленьких деревень вдохновила художника на
новые пейзажные сюжеты.

Пейзажи Волги, созданные Левитаном,
многообразны… Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен: «Вечер на Волге» (1888, ГТГ) и «Вечер. Золотой Плёс» (1889, ГТГ).

Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889

Левитан «После
дождя. Плёс» (1889, ГТГ)

И совсем иной эмоциональный настрой
заключён в картине «После дождя. Плёс» (1889,
ГТГ). В ней нет покоя; ветер гонит облака, вода покрыта рябью…

Голубовато-серебристая гамма с многочисленными оттенками создает ощущение
движения света, зыбкого воздуха. 
Особого внимания заслуживают картины «Золотая осень. Слободка» (1889, ГРМ) и
«Берёзовая роща» (1889, ГТГ).

В них
Левитан передаёт непосредственность восприятия разных состояний природы.

«Я
не могу быть хоть немного счастлив, спокоен ну словом, не понимаю себя вне
живописи. Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней»,
– писал в эти
годы художник А.П. Чехову.

Читайте также:  Сожжение протопопа аввакума, мясоедов, 1897

В марте 1891 года Левитан становится
членом Товарищества передвижных выставок. С.Т. Морозов (меценат и любитель
живописи) предоставляет художнику мастерскую.

Стремлением к созданию эпического образа
природы, картины-сочинения, отмечен период творчества художника с 1890 по 1895
год. Среди них такие значительные полотна, как «У омута» (1892, ГТГ), «Владимирка»
(1892, ГТГ) и «Над вечным покоем»
(1894, ГТГ).

Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889

Левитан «Владимирка»
(1892, ГТГ)

«Владимирка» – одна из лучших картин
Левитана. В ней художник показал, какое большое социальное содержание может
передать в своих произведениях художник-пейзажист. Эту картину живописец
преподнёс в дар Третьяковской галерее.

Многочисленные искания художника нашли
выражение в картине «Над вечным покоем». Безграничность просторов русской
природы и её далей привлекали Левитана и в раннем творчестве и в величавых
панорамах волжского цикла.

Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889

Левитан «Над
вечным покоем» (1894, ГТГ)

…В бескрайних просторах воды и неба на
косогоре затерялась одинокая церквушка. Косогор, будто плот, несёт её вперед.
Ветер, порывисто налетая, сгибает тонкие ветви деревьев на погосте.

Сверху
громады туч ведут небесный бой. Вода холодна и неподвижна. В безмолвии – сила и
тревога.

Жизнь человека, как маленький, трепетный огонёк в церквушке,
противопоставляется холодному, вечному бытию природы…

1895 год был сложным и трудным в жизни
художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли,
удушьем… Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния,
до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той
живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела
его к новым творческим открытиям.

Приезд Левитана в марте 1894 года в
Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период
творчества художника.

В солнечные мартовские дни пробуждается
природа («Март», 1895, ГТГ),
по-весеннему поёт и звенит ручей («Весна.

Последний снег», 1895, ГРМ), нежно благоухают цветущие яблони («Цветущие яблони», 1896, частное собрание);
в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют
рощи («Золотая осень», 1895, ГТГ) и
наступает «пышное природы увяданье» («Осень», 1895, частное собрание; «Большая дорога. Осенний солнечный день»,
1897, частное собрание).

Поэтическая красота природы дана как
прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине.

Картина «Весна – большая вода» (1896-1897, ГТГ) завершает цикл лирических
пейзажей 1895 – 1896 годов.

Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889

Левитан «Весна –
большая вода» (1896, ГТГ)

В последние годы жизни пейзажи Левитана
поражают тонкостью и глубиной. Они отражают стремление художника «изощрить» своё искусство так, чтобы «слышать трав прозябанье».

Он всё чаще
обращается к воплощению неуловимых моментов в природе, стремится к предельному
лаконизму изображения «Последние лучи
солнца»
(1899, ГТГ), «Луна. Сумерки»
(1899, ГРМ), «Сумерки» (1900, ГТГ), «Сумерки.

Стога» (1899, ГТГ). Два
последних пейзажа признаны подлинными шедеврами Левитана.

Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889
Левитан «Сумерки.
Стога» (1899, ГТГ)

Всё предельно просто в картине «Сумерки.
Стога». Стоят на скошенном лугу стога сена. Их очертания тают в лёгкой дымке
тумана, в светлых северных сумерках и, кажется, будто они плавно покачиваются в
такт неведомой музыке, а вдали сливаются, прильнув друг к другу.

Всплывает
оранжевая луна. Сумерки делают всё подвижным, призрачным. Кисть художника
прикасается к холсту мягкими неровными ударами. Никаких ярких, контрастных
цветов. Живопись основана на едва уловимых переходах от лиловато-сиреневатых к
нежному серо-зеленому тону.

К этому времени относятся замечательные
акварели и пастели: «Туман. Осень»
(1899, ГРМ), «Луг на опушке леса»
(1898, ГРМ).

В 1898 году Левитану присваивают звание
академика пейзажной живописи. Он преподаёт в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества.

Его пейзажи появляются на Всероссийских выставках, на
выставках в Мюнхене и с успехом экспонируются на Всемирной выставке в Париже.
Приходит всеобщее признание, известность.

Однако здоровье художника резко
ухудшается, болезнь сердца неумолимо прогрессирует. Лечение за границей помогает
на короткий срок.

«Левитан,
по-видимому, умрёт»,

– пишет Чехов… Тяжкая болезнь и «страшная
жажда»
жизни ведут борьбу.

Картина «Озеро» (1899-1900, ГРМ) стала лебединой песней художника. Левитан
полагал назвать своё произведение «Русью»; ему хотелось дать в нём как бы
некоторый синтез своих многочисленных исканий.

Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889

Левитан «Озеро»
(1899-1900, ГРМ)

«Озеро» – обобщённый образ прекрасной и
светлой русской природы. Русь, Родина – последние мысли и чувства художника. Он
не сумел закончить картину, как хотел. 22 июля 1900 года Левитана не стало.

Это
интересно

·                  
Исаак
Левитан был страстным охотником, но иногда его охватывали приступы жалости ко
всему живому. Он часто охотился вместе с Антоном Павловичем Чеховым. Однажды во
время птичьей «тяги» Левитан подстрелил вальдшнепа. Тот был ранен в крыло и
упал на землю весь в крови. Левитан, увидев это, вдруг сморщился, закрыл глаза
и сказал Чехову с дрожью в голосе:

– Голубчик, ударь  его головкой по ложу ружья.

– Не могу! – отвечал столь же
жалостливый литератор.

Вальдшнеп смотрел грустно и удивлённо.
Наконец Чехов нашёл в себе силы и прикончил его.

  • – Ну вот, – сказал он печально, – одним
    красивым влюблённым созданием стало меньше, а два дурака вернутся домой и сядут
    ужинать.
  • ·                  
    Исаак
    Ильич Левитан ценил моменты печального настроения. Он иногда даже упрашивал
    своего друга Коровина:
  • – Костя, давай почитаем что-нибудь
    грустное.

– Это зачем? – с подозрением спрашивал
тот.

– Мы найдём настроение… это так
хорошо, будет так печально, а ведь душе так нужны слёзы, — проникновенно
убеждал Левитан.

  1. – Ага, опять реветь будешь?
  2. – Не реветь, Костя, рыдать!
  3. Сайт «И. Левитан: жизнь и творчество»
  4. Сайт «Исаак Левитан»

Дом-музей И.И. Левитана в Плёсе

В
фонде библиотеки имеются издания об Исааке Левитане
и его творчестве:

Читайте также:  Еврейский музей в берлине, германия

Бауэр, А. Э. Рассказы о Левитане [Текст]
/ А. Э. Бауэр. – Калуга : Книжное изд-во, 1963. – 62 с.

Дмитренко А. Ф. 50
кратких биографий мастеров русского искусства [Текст] / А. Ф. Дмитренко, Э. В.
Кузнецова. –  Л.: Аврора, 1971. – 300 с.

Пейзаж в русской
живописи: от классицизма до символизма [Текст]. – М. : Арт-Родник, 1999. – 190
с.

Пейзажная живопись
[Текст]. – СПб. : Художник России, 1994. – 208 с.

Турков, А. М. И. И. Левитан [Текст] / А.
М. Турков. – М. : Искусство, 1974. – 160 с.

Художники, композиторы,
артисты [Звукозапись] : энциклопедия великих людей. – М. : МедиаЛаб, 2012. – 1
эл. опт. диск (CD-ROM)

Источник: http://stavropollibblind.blogspot.com/2016/08/blog-post_31.html

Книга: Государственный Русский музей

евангельские сюжеты. Вторая половина XIX века поставила перед человеком ряд вопросов, связанных с духовным поиском и новым пониманием религиозных знаний. После написания в 1837–1857 А. А.

Ивановым монументального полотна «Явление Христа народу» следующее поколение художников (к которому и принадлежал Поленов) по-своему переосмыслило Священное Писание. Во многом опорой для них стала книга Э.

Ренана «Жизнь Иисуса», где Спаситель предстал в образе обыкновенного человека, не наделенного божественным ореолом.

Изображение Поленовым Христа в исторически реальной обстановке и одежде было новаторским для своего времени.

Для художника евангельский сюжет был поводом показать Христа как гуманиста, противостоящего изуверскому догматизму фанатиков (по закону, уличенных в измене жен закидывали камнями, а искушаемый народом на обвинение Христос защитил женщину, сказав: «Кто без греха, киньте в нее камень!», и толпа разошлась.

Совершив многочисленные поездки по странам Ближнего Востока, Поленов исполнил более ста пятидесяти натурных этюдов и эскизов к картине. Долгое пребывание в солнечных странах обогатило его палитру яркими красками, что удивляло публику, привыкшую к темной живописи передвижников.

Необходимо обратить внимание и на композиционное решение полотна — многофигурное действие разворачивается словно на фоне театрального задника.

Это ощущение неслучайно, художник много работал в театре и был одним из зачинателей реформы театрально-декорационного искусства, произошедшей на сцене Частной оперы Мамонтова, с которым его связывала многолетняя дружба. Любопытно, что свою картину Поленов заканчивал в доме мецената.

Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889 Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889

Исаак Ильич Левитан (1860–1900) Золотая осень. Слободка 1889. Холст, масло. 43х 67,2

Исаак Ильич Левитан — мастер пейзажа-настроения, обогативший своими живописно-пластическими поисками и художественными образами русскую пейзажную живопись 1880-1900-х.

Полотно «Золотая осень. Слободка» написано во время неоднократных поездок по Волге, в полюбившемся местечке Плёс. Волжская природа не раз становилась героиней полотен Левитана. Пронзительным аккордом звучит в картине самая яркая осенняя пора, пиршество природы.

Немного печальный в кратковременности своего торжества образ осени емок и противоречив. Жизнь русской деревеньки, полоска желтеющего леса и огромное пространство неба полны величавости и спокойного ожидания дождливой и холодной погоды. Изображенные избы и проезжая дорога вносят в настроение картины элемент повседневности.

Все подчинено естественному ходу смены времен года, беспрерывному циклу жизни природы.

Певец «будничного мотива», Левитан, продолжая лирическую линию развития пейзажа, намеченную его учителем А. К. Саврасовым, своим творчеством открыл новую страницу искусства конца XIX века.

Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889

Исаак Ильич Левитан (1860–1900) Озеро. Русь 1899–1900. Холст, масло. 149×208

Синтезом всех впечатлений и наблюдений Левитана над природой родной земли стало его последнее монументальное произведение — «Озеро. Русь».

Левитан начал работать над этим полотном в 1899, но путь к окончательному воплощению образа лежал через многие предшествующие годы размышлений и наблюдений, выраженные в десятках этюдов, эскизов и вариантов будущей картины.

Мастер вложил в полотно свою любовь к природе родной страны, пронесенную через всю жизнь.

Лиризм соединился здесь с монументальностью, а в живописном решении почти импрессионистическое восприятие природного мира соседствует с декоративно-монументальным началом.

Свободное дыхание земли чувствуется в сильном округлом ритме пологих холмов. За озером, на дальнем берегу, — панорама деревень, пашен, лесов.

Там белеют стройные колокольни, стоят веселые рощи и даже видны выбеливающиеся на солнце крестьянские холсты, — все это — Россия.

Левитан хотел назвать картину «Русь», но сомневался и говорил одному из своих учеников: «… только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь». Художник наполнил пейзаж торжественно-величественной мелодией бесконечно любимой им русской природы.

Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889

Василий Иванович Суриков (1848–1916) Взятие снежного городка 1891. Холст, масло. 156×282

Василий Иванович Суриков — выдающийся мастер исторической живописи второй половины XIX века. Интуитивное ощущение истории, глубокое знание старины и мощная энергия живописи вывели его на путь высокого творчества. Создав свою знаменитую трилогию исторических картин, посвященных XVII–XVIII векам, Суриков стал чтим во всей России.

Картина «Взятие снежного городка» написана художником в его родном городе Красноярске, куда он уехал из Москвы, тяжело переживая смерть любимой жены Анны Шарэ. Здесь живописец вновь ожил, увлекся традициями края и событиями местной истории.

Художник воплотил свои представления о характере казаков, народной жизни Сибири. Сурикову, имевшему в роду казацкие корни, были близки местные нравы и забавы праздничных гуляний.

Композиция картины динамична, полна движения, зритель словно вовлечен во всеобщее действо, чувствует морозный воздух и разлетающийся по сторонам снег. В шуточном взятии снежной крепости художник изобразил молодецкий задор преодолевающего преграду удалого наездника.

Румяные, радостные лица сибиряков, смотрящих на это зрелище, исполнены жизненной силы. В санях повернутым к зрителю предстает брат художника — Александр.

За это полотно Суриков получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900.

Золотая осень. Слободка, Исаак Ильич Левитан, 1889

Иван Иванович Шишкин (1832–1898) Корабельная роща 1898. Холст, масло 165×252

Выдающийся пейзажист Иван Иванович Шишкин, по выражению современников, слыл истинным «царем леса». Картина «Корабельная роща» является одной из последних в творчестве мастера.

Композиции работы присущи строгое равновесие и четкая выверенность планов, но в ней нет той сочиненности пейзажа, характерной для живописи XVIII — первой половины XIX века.

Читайте также:  «лес», ларс хертервиг — описание картины

Тонкая наблюдательность и безошибочно найденная точка зрения позволяют удачно запечатлеть частичку природы, превратив ее в сценическую площадку живой натуры. Чуткость восприятия природы, любовное постижение ее черт и мастерская

Источник: https://litvek.com/br/346737?p=11

Описание картины «Золотая осень» И.Левитана

Художник: Исаак Ильич Левитан Название картины: «Золотая осень» Картина написана: 1895 г. Холст, масло.

Размер: 82 × 126 см

Этот осенний пейзаж необыкновенно светел и оптимистичен, несмотря на то, что в большинстве картин Левитана преобладает цветовая гамма грусти – смешанные приглушенные тона. Всего у художника насчитывается около сотни осенних пейзажей.

Обычной их темой является торжественно-печальное увяданье осеней русской природы.

Однако на этой картине грусти нет! На полотне изображены глубокая лесная речка насыщенного синего цвета и отражающие золотой солнечный свет белоствольные березы в осеннем убранстве…

Некоторые факты из жизни художника

Левитан создал картину в 1895-м году. На полотне художник изобразил природу в окрестностях реки Съежа, протекающей вблизи деревни Островно.

В середине 1890-х художник проживал со своей возлюбленной С. Кувшинниковой в одной из провинциальных усадеб. Неожиданно он увлекся отдыхающей на соседской даче А. Турчаниновой. Между ними завязался бурный роман. В этот период художник создал несколько картин, которые были созвучны его приподнятому душевному состоянию.

Известно, что Левитан часто бывал в доме Чехова. Антон Павлович не приветствовал любовные увлечения свого друга. Не радовало его и неожиданное появление «бравурности» в последних картинах Левитана. К примеру, «Золотая осень» слишком отличалась от элегически-печальных состояний осенней природы, которые обычно было свойственно изображать художнику.

Эта картина получилась необычно яркой. В ней ощущается особое возбуждение и предвкушение счастья, которые не вязались с обычным мироощущением живописца. Известно, что и сам автор не был полностью удовлетворен своей работой. Год спустя он написал еще одно полотно с таким же названием уже в более привычной для себя манере.

Однако по мнению многих ценителей творчества художника именно не свойственные Левитану приподнятые мажорные переживания сделали картину «Золотая осень»1895 г. подлинным шедевром пейзажной живописи.

Описание и анализ

На переднем плане полотна «Золотая осень» изображена березовая роща, раскинувшаяся по обе стороны неширокой глубокой речки, обрывистые берега которой поросли травой и кустарником. Сквозь них кое-где проглядывают участки красновато-бурой земли.

Выше по склону изображены белоствольные красавицы-березы, сверкающие золотом в лучах нежаркого осеннего солнца.

Возникает ощущение, что желтое и красное золото разлито в самом воздухе. Несколько алых осинок вносят дополнительную насыщенность в общую колористическую гамму картины. Самого солнца на полотне не видно, однако зритель ощущает, что его лучи как будто играют по поверхности всего холста.

Светло-золотистые кроны деревьев создают радостное жизнеутверждающее настроение в картине. Природа на полотне не только не увядает, но, напротив, радуется наступившей осени! В работе доминируют три цвета – золотой, синий и голубой с небольшим добавлением зеленого. Эта цветовая гамма символизируют радость и полноту жизни.

В картине явно проступает особая внимательность Левитана как живописца. «Золотая осень» не является монотонным пейзажем. В желтизне, которая наиболее часто встречается на данном полотне, художник подмечает и отражает огромное количество цветовых оттенков. При этом он обращает внимание и на другие цвета.

На правом берегу речки мастер изобразил зеленовато-серые, словно выцветшие на солнце и вымытые частыми осенними дождями деревья. На дальнем плане можно разглядеть небольшую деревушку c крестьянскими избами. За ними простираются поля, а вдоль линии горизонта протянулся лимонно-охряный лес.

Основное настроение картины «Золотая осень» – это настоящий праздник бытия, ощущение восторга перед недолговечной и хрупкой прелестью окружающей природы. Красота живописного полотна притягивает, восхищает и одновременно облагораживает. Природа, изображенная на картине, величественна, прекрасна и одновременно беззащитна. Она требует к себе бережного внимательного отношения.

По мнению художественных критиков Левитан в отличие от многих художников умел не только красиво и правильно писать, но и наслаждаться этим процессом. Поэтому все его картины представляют собой уникальные явления живописного характера, о которых сложно писать, но которыми так легко любоваться, отдавшись их необъяснимому очарованию.

Исследователи творчества художника утверждают, что в его наследии насчитывается около ста картин на тему осени. Одной из самых любимых зрителем среди них по праву считается «Золотая осень». Великолепный осенний пейзаж стал свидетельством скрытой жизненной силы, которая не смотря ни на что была присуща гениальному художнику, страдавшему мучительными приступами меланхолии.

На небольшом полотне Левитан создал удивительно яркий и жизнеутверждающий пейзаж. Осень изображена в мажорных насыщенных тонах, которые очень редко встречаются на полотнах художника, предпочитавшего обычно более мягкие пастельные тона и нежные цветовые гаммы.

Однако, по-видимому, великолепие осенней природы настолько тронуло живописца, что он решил отступить от свойственной ему творческой манеры.

Полотно «Золотая осень» будто дышит прозрачной негой. Изображенные на переднем плане березки трепетно чисты и невинны. Смелые энергичные мазки краски, ставшие по мнению художественных критиков предвестниками импрессионизма, ложатся на холст легко и свободно, оживляя осеннюю рощу игрой света и ощущением легкого дуновения ветерка.

Прощальную красоту осенней поры и «пышное природы увяданье» стараются передать в своих картинах многие живописцы. Однако именно Левитану присущи светлая грусть и необыкновенно тонкий лиризм. Эти уникальные качества освещают его картины особой силой какого-то мистического чувства.

По словам известного художника А. Бенуа Левитан умел прочувствовать в природе то, что восхваляло Создателя, слышал биение её сердца. Раскрытие самой сокровенной тайны природы, её глубинного духовного содержания являлось постоянным стремлением художника на протяжении всей его недолгой творческой жизни.

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-levitana-zolotaya-osen/

Ссылка на основную публикацию