Завтрак с черничным пирогом, виллем клас хеда, 1631

           Один из талантливых художников  голландского натюрморта   Виллем  Клас Хеда 1593-1682гг.Он был мастером традиционного  натюрморта,который называли  ontbijtjes  ,что обозначает лёгкий завтрак или лёгкая закуска.

                 Это  изображение  накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. Предметы кажутся расположенными в беспорядке, свободно и естественно.

  • Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631
  • Завтрак с крабом.
  •                    Но они подчинены продуманной четкой композиции, объединены мягким рассеянным светом на сером или светло-оливковом фоне в пределах коричневато-золотистой и серо-серебристой гаммы красок.
  •                 Объединяющее их название «монохромные завтраки» условно, оно лишь подчеркивает общую сдержанную живописную тональность.
  • Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

            Хеда родился в Нидерландах, в Харлеме, и обучение живописи проходил под руководством своего отца, Геррита Виллемса Хеды. В Харлеме художник жил и работал всю жизнь.

                     К сорока годам Хеда был уже живописцем с утвердившейся репутацией. В 1631 г. он получил статус мастера в харлемской гильдии Св. Луки. Неоднократно (в 1637, 1643 и 1651 гг.) избирался председателем гильдии, в 1642 и 1652 гг. — её деканом. 

                       Хеда, а также оказавший на него влияние Питер Клас — самые значительные представители такого рода натюрмортов в Голландии. Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают. Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов.

                                 Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п.

  1. Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631
  2.  Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631
  3.             Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными: горизонтальный формат полотна, нижний край стола с изображаемой натурой строго параллелен раме.
  4.                 Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна; предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались.
  5. Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631
  6. Натюрморт с ветчиной.

              Изображаемые предметы могли нести скрытый аллегорический смысл: погасшая свеча — символ окончившейся жизни; серебренная посуда означает земное богатство; ветчина — чувственные радости; лимон — внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь. В картине заключено размышление о бренности существования человека на Земле, призыв позаботиться не о теле, а о душе.

  • Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631
  • «Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом» (1645). Веймар
  • Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631
  • Завтрак с черничным пирогом.

               Каждый из предметов расположен так, представлен с таких точек зрения, что зритель может воспринять его фактуру, объем, мельчайшие детали. Хеда многократно повторял отдельные мотивы, находя в расстановке и сочетании предметов новые и свежие решения.

  1. Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631
  2.               Но произведения Хеды и мастеров его круга не создают впечатления старательных копий натуры, они одухотворены любовным и бережным отношением живописца к миру вещей, к повседневному обиходу.
  3.                 Предметы словно хранят тепло прикосновения человеческих рук, следы его недавнего присутствия: брошена смятая салфетка, не допито вино в бокале, надрезан лимон, отломлен кусок пирога, рыба нарезана и положена на блюдо.
  4. Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631Натюрморт с трубками и жаровней.            
  5.          Кубок, бокал, рюмка, дамасский клинок, карманные часы с открытой крышкой и поразительно точно выписанным механизмом (живописец использовал в работе тончайшие кисти) — все это воспроизведено с несомненной любовью.
  6.  Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631           
  7.              Хеда любил писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины.

                  С исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях, как видно на примере замечательного натюрморта, хранящегося в Государственном музее в Амстердаме.

Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки.

                Для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность, создающая романтическое ощущение таинственности.

                 В полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но и живое и искреннее наслаждение, с которым раскрывается красота предметного мира.

                         После 1640 г. картины Хеды стали больше по размерам, богаче и красочнее по колориту (например, натюрморты в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Чтобы достичь большей монументальности композиции, Хеда в зрелый период творчества применял не традиционный горизонтальный, а вертикальный формат.

                  Один из сыновей мастера, Геррет Виллемс Хеда (1620—1702), также стал живописцем. Как и отец, руководивший его обучением, Геррет избрал своим жанром натюрморт и писал в той же монохромной манере. Виллем Хеда имел много учеников и последователей, но главным из них был Геррет.

                         Мастер умер около 1680 г. в Харлеме. Влияние его на других художников было значительным. Среди последних можно назвать молодого Франса Халса.   

Источники.

http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=559

http://mholland.ucoz.ru/index/villem_klaas_kheda/0-21

http://www.world-art.ru/painting/painting.php?id=635     

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/3252753

Bиллем Kлас Xеда Завтрак С Черничным Пирогом

Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

Натюрморт с посудой и ежевичным пирогом

В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг.

Брошена смятая салфетка, Предметы словно хранят тепло прикосновения человеческих рук, надрезан лимон, не допито вино в бокале, отломлен кусок пирога, рыба нарезана и положена на – блюдо следы его недавнего присутствия.

В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима. Где изображенные вещи имели ритуальный смысл, Элементы натюрморта впервые в появились древних наскальных рисунках. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета.

Но, Хеда прибегал к композиционным решениям Гиллиса и Флориса ван Дейка, не боялся нарушить симметрию, в отличие от них, белую располагая скатерть в правой или левой части и оставляя середину стола непокрытой.

Чаша с тлеющими угольками, Перед нами рассматриваемые с высокой точки предметы, зрения перевёрнутый бокал, курительные приспособления, череп – в каждом из которых заложены ассоциации с бренностью и тщетой. В начале 1630-х гг.

Не искусность живописца в передаче формы, в полотнах мастера пленяет не натуральность изображения предметов, фактуры каждой мелочи по самой себе, цвета, а то живое и искреннее наслаждение, с которым здесь раскрывается красота предметного мира.

Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631).

Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи. Коробка и разнообразные профессиональные атрибуты, На полке стоят подсвечник оплывшим с огарком.

Используя довольно консервативные своих каноны современников – Флориса Клес ван Дейка и Николаеса Гиллиса, в начале 1630-х Хеда стал писать их. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами.

Одним из его создателей стал Виллем Клас Хеда. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное.

Как гвоздика в руках Богоматери и если такая то деталь, другие предметы представлены на полотне с единственной целью украсить картину имеет символический смысл.

Но, Художник почти всегда использовал в своих работах одни и те же мотивы, он создавал оригинальные композиции, меняя представляющие расстановку, новый взгляд на привычные предметы.

Цвета, в полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, но живое и и искреннее наслаждение, фактуры каждой мелочи самой по себе, с которым раскрывается красота предметного мира.

Королевская галерея -х гг, Более композицию уравновешенную находим в другом натюрморте того же года (Гаага. Погасшая свеча, Завтраки – собранное на краю стола небольшое количество обыденных вещей, дает ключ к его прочтению, символ окончившейся жизни – изображение которых имеет аллегорический скрытый смысл. Примечательно многолетнее пристрастие Хеда к одним и тем же предметам.

Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

Картины, художник – Хеда, Виллем Клас

Кубки из венецианского стекла, Хеда любил писать серебряные чаши мерцающими с бликами, перламутровые раковины. Предназначенной лишь для обозрения и любования, Еда представлялась ранее нетронутой, а в более поздних натюрмортах видны признаки трапезы.

Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей.

Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала.

Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались.

Натюрморты с едой назывались «onbijtjes» (с голландского – «завтрак»). А к концу 1630-х в гг, последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок. Тем не менее определенное оживление в композицию своих натюрмортов художник внес.

Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались.

В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг.

Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

Хеда Виллем Клас – все картины художника

Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Одно из древних сочинений свидетельствует: художник Зевксис так убедительно написал виноградную кисть, что птицы пытались склевать ягоды.

Жанр натюрморта получил большое распространение в Голландии в XVII веке. В Голландии XVII в. жанр натюрморта получил большое распространение.

Объединяющее их название «монохромные завтраки» условно, оно лишь подчеркивает общую сдержанную живописную тональность.

Горизонтальный формат полотна – нижний стола край с изображаемой натурой строго параллелен раме, Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными. Колорит выдержан в коричневато-зелёных тонах и является из одним первых примеров нидерландского монохромного натюрморта.

Представлен с таких точек зрения, Каждый из предметов расположен объем, так, что зритель может воспринять его фактуру, мельчайшие детали. Предметы кажутся расположенными в беспорядке, свободно и естественно.

Читайте также:  Музей театра ла скала, милан

Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки.

Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

Галина Дятлева – Мастера натюрморта

Относящаяся к рубежу I–II веков н. э., Одна из них, была найдена 1740-е в годы недалеко от Аветинского холма в Риме. Родился и работал в Харлеме (мастер с 1631 г. ). В зрелый период писал натюрморты, специализировавшись на т. н. завтраках.

(Heda, Willem Claesz., 1594-1680) голландский художник, мастер натюрморта.

1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе.

С исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях, как видно на примере замечательного натюрморта, хранящегося в Государственном музее в Амстердаме.

Погасшая свеча символ окончившейся жизни серебряная посуда означает земное богатство ветчина чувственные радости лимон внешнюю красоту – внутри которой скрывается горечь, Изображаемые предметы могли нести аллегорический скрытый смысл. Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают.

Цвета, в полотнах Хеды пленяет не только натуральность предметов изображения и искусность в передаче формы, но и живое и искреннее наслаждение, фактуры каждой мелочи самой по себе, с которым раскрывается красота предметного мира.

Он обращался к излюбленному в Голландии типу «завтраков» изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. Произведениям Хеды (Завтрак, 1629 г., Завтрак с ежевичным пирогом, 1631 г., Десерт, 1637 г., Завтрак с омаром, 1648 г., Ветчина и серебряная посуда, 1649 г.

) присущи тонкая передача фактуры предметов и светотени, мягкий серовато-коричневый колорит. Голландский натюрморт XVII века занял первое место среди живописи этого в жанра странах Европы. Ветчина – чувственные радости, Серебряная посуда означает земное богатство, внутри скрывается которой горечь, лимон – внешнюю красоту.

Предназначенной лишь для обозрения и любования, Еда представлялась ранее нетронутой, а в более поздних натюрмортах видны признаки трапезы. Художник Маринус ван Реймерсвале (ок. Они одухотворены любовным и бережным отношением живописца к миру Но вещей, произведения Хеды и мастеров его круга не создают впечатления старательных копий натуры, к повседневному обиходу.

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

По крайне мере они датируются как 1631 (представленный «Завтрак с черничным пирогом»), Виллем Клас Хеда (1593/1594-1680/1682) однотипные писал натюрморты в течение нескольких десятилетий, так и 1651.

Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. Более уравновешенную композицию находим в другом натюрморте того же года (Гаага, Королевская галерея Маурицхейс) и в «Столе с завтраком» (1631, Дрезденская картинная галерея).

Что подобные картины и самом в деле могли обмануть публику, Художники добивались такого иллюзорного сходства изображения с натурой. А как бы случайный, предметов Расположение стало носить не празднично-торжественный, естественный характер.

То есть задней стене комнаты, Он также стол располагает строго параллельно плоскости картины.

Выполненная из разноцветных кусочков мрамора с добавлением смальты, Эмблема, чашу для вина и героя, маску показывает атрибуты Геракла палицу, сделанную из темных камешков.

Создающая романтическое ощущение таинственности, Для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче и предметов вместе с тем загадочная поэтичность. 1493 ок. Так, Иос ван Клеве (1464 ок.

Изобразившего занавеску, Однажды знаменитый мастер сам попался на удочку коллеги своего Паррасия, которую Зевксис попытался отдернуть.

Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

Репродукции картин: голландский художник

Кубок, бокал, рюмка, дамасский клинок, карманные часы с открытой крышкой и поразительно точно выписанным механизмом (художник использовал в работе тончайшие кисти) – все это воспроизведено с несомненной любовью.

писалась уже абсолютно смятой. Олицетворявший в Древнем Риме этот летний месяц, в композиции показан босоногий маленький мальчик.

В обеих картинах предметы расположены нейтральном на фоне и объединены чёткой диагональной композицией.

Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Толстую книгу, Зритель видит монеты, нож и печать, в которой из один сборщиков делает запись.

Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов. Как Николас Гиллис Флорис и Клас ван Дейк получили название, Натюрморты таких живописцев, собрание Брёдиуса).

Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки.

Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

код для вставки на сайт или в блог

На передке повозки три яблока. Объединены мягким рассеянным на светом сером или светло-оливковом фоне в пределах коричневато-золотистой и серо-серебристой гаммы красок, Но они подчинены продуманной четкой композиции. Испытал влияние П. Класа.

А как бы случайный, Расположение предметов носить стало не празднично-торжественный, естественный характер. За столь длительное время работы в одном жанре художники достигали впечатляющего совершенства в технике передачи фруктов, овощей, фактуры ткани, предметов из металла и стекла, воды в бокалах.

Занявшего свое место в римском Кабан искусстве, же являлся посвятительным животным греческого героя.

В правой руке ребенка корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Так, белая скатерть у него закрывает не весь стол, а только часть.

Создающая романтическое ощущение таинственности, Для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе тем с загадочная поэтичность.

Героями которых были менялы и податей, сборщики Подобные картины, широко распространены и в творчестве последователей Массейса.

Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса).

Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

Ежедневная подборка лучших коллекций Ярмарки Мастеров

писалась уже абсолютно смятой. Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты.

Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название ontbijtjes этот термин обычно переводится как «натюрморты-завтраки», хотя, строго говоря, ontbijtом называлась лёгкая закуска, которую можно было принимать в любое время дня. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше.

В Голландии XVII века жанр натюрморта получил большое распространение. Но, Хеда прибегал к композиционным решениям Гиллиса и Флориса ван Дейка, не боялся нарушить симметрию, в отличие них, от располагая белую скатерть в правой или левой части и оставляя середину стола непокрытой.

1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала.

Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» июнь.

Тем самым он избегает монотонности фона. Спрос на подобные натюрморты был очень большой.

А также оказавший на него влияние Питер самые Клас значительные представители такого рода натюрмортов в Голландии, Хеда.

Горизонтальный формат полотна нижний – край стола с изображаемой натурой строго параллелен раме, Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии.

Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

Смотреть что такое Виллем Клас Хеда в других словарях

Чаша с тлеющими угольками, Перед нами рассматриваемые с высокой точки зрения предметы, перевёрнутый бокал, курительные приспособления, череп – в каждом из которых ассоциации заложены с бренностью и тщетой. Колорит выдержан в коричневато-зелёных тонах и является одним из первых нидерландского примеров монохромного натюрморта. Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение.

В нижней части композиции изображена пара кабанов, впряженных в повозку с ярко-красным ковром.

Но, Художник почти использовал всегда в своих работах одни и те же мотивы, он создавал оригинальные композиции, меняя расстановку, представляющие новый взгляд на привычные предметы.

Призыв позаботиться не о теле, в заключено картине размышление о бренности существования человека на Земле, а о душе.

Находя в расстановке и сочетании предметов новые и свежие решения, Хеда многократно отдельные повторял мотивы.

Источник: http://art.bluvelvet.net/wdr/201601/billem-klas-xeda-zavtrak-s-chernichnym-pirogom/

1500е-1600е. Средневековая выпечка в европейской живописи

mariana_agaЧтобы создать контекст для русского средневекового хлеба, я покажу какими были хлебы и пироги в Европе того периода. Московское царство было истощено выплатами Орде и довольно бедно в тот период, но приемы построения пирогов и выпечки хлеба в Европе и на Руси были примерно одинаковыми. Сласти, показанные на картинах, привозили послы русскому царю и их копировали русские кондитеры. Такие пироги, пряники и хлеб ели русские послы за границей.Не все иллюстрации средневекового хлеба или выпечки являются живописью маслом. Многие из них аналогичны русским миниатюрам в книгах. Это раскрашенные рисунки. Например…Миниатюра о бельгийском средневековом хлебеЗавтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631Миниатюра о немецких средневековых пряниках 1597г. Русские коврижки были аналогичных габаритов и тоже с оттисками.Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

Начну издалека, с Англии. Англичане подарили нам много описаний средневековой Руси и нашего старинного хлеба, потому что они очень старались наладить с нами торговлю, оттеснить голландцев с русского рынка.  Хомутинные калачи в Московском царстве сильно отличались от английского хлеба того периода.

16 ВЕКНа картинах Беннета (1874–1953) мы видим образы  «старой, доброй Англии», которые пользовались коммерческим успехом. Во времена Англии «золотого века» (правление Елизаветы Первой в 1558-1603), которые предпочитал изображать на своих картинах Фрэнк Беннет, дамы наряжались в кринолины, со множеством лент, бантов и других украшений.Англия золотого века на четверть века совпадает с периодом Ивана Грозного в Московском Царстве (1530-1584).Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631«After the shoot», 1937 Окорок или окорок в тесте на столе. Согласно Домострою, русские подавали в середине 16 века то же самое. Разве что кружки были деревянные. У нас в тот период все ещё квас и мед из братин, ковшей и кубков пили.

Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631 Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631Interior scene with maid and cavalier seated at a table, 1914. Хлеб и свиной бок на столе, окорока (или сыр) подвешены под потолком, оловянные кувшины и блюда в буфете. У нас такой пшеничный хлеб со слипами в 16м веке ещё не пекли. Он пришел к нам из Прибалтики примерно сто лет спустя под названием саек и с юга под названием папошников.

Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631 «The lute player», 1920 Хлеб Кобург (с крестообразным разрезом).

17 ВЕКЗавтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

Читайте также:  Портрет молодого человека, альбрехт дюрер, 1521

Пирог из сдобного теста (мука, масло и вода с солью). Frans Ykens (1601-1693) — A Still Life of a Pie and Sliced lemon.

Пирог. А. Pеreda, 1678. Still Life with Pie.

Пирог наверху, хлеб на оловянной тарелке внизу из Испании. Follower of VANDERHAMEN Y LÉON Juan, 1596-ca 1632.

Пирог с мясом из Испании. Juan Bautista de Espinosa (1590–1641).

Итальянская выпечка 17го века. GIAN DOMENICO VALENTINO, Valentini (Roma 1639- 7 dicembre 1715), A Kitchen Still Life.

Итальянские пирожки и орехи. Cittadini Pier Francesco, «il Milanese»(Milano, 1613/18 — Bologna, 1681), natura morta

Фламандка Клара Петерс из Антверпена: пирог с розмарином, пирожки (слева вверху), сахар (конфеты). Все это сахарно-конфетное разнообразие голландцы везли в на продажу в Московское царство.

1607 Клара Петерс. Спицы сахара, крендели сердечком и в виде буквы Р. Still Life, 1607, signed «CLARA P 1607».

Хлебец и пирог. 1611 Тable with Orange, Olives and Pie Clara Peeters (fl. 1607-1621)

Два пирога — с дичью(?) и сладкий. Голландец Беерт Оссиас (1580-70?-1624)

1631 Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда.

Sébastian Stoskopff: 1597—1657 является одним из крупнейших немецких мастеров натюрморта первой половины XVII века.

Пирог и фондюшница, сыр для фондю.

Украшенный пирог-сгибень (мясо в тесте) типа крупного кальцоне и хлебцы. В России хлебцы в таком стиле стали печь (заведомо) позднее, точно в 19 веке. Sebastien Stoskopff pokhal gateau.

1631 «Натюрморт на зелёном столе». Крендели, сухари, хлеб, сыр, яблоки, слива, орехи Sébastian Stoskopff.

Пирожки из сдобного теста и хлеб. Sébastian Stoskopff около 1635.  Still Life with a flagon of Wine, Glass and a Loaf and a plate.

Самым примитивным пирогом, самым старинным, было просто мясо в тесте, окорок в тесте и т.п.. Впоследствии это блюдо эволюционировало и стало изысканным паштетом, испеченным кирпичиком в прямоугольной формочке.  1640 Sébastian Stoskopff. Натюрморт со стаканами и мясом в тесте.

Пирог. 1644 Adriaen van Utrech.

Пирог. Willem Claesz (Claeszoon) Heda «Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом» (1645).

Хлеб и хлебцы на прилавке у пекаря. Im Bäckerladen : Job Adriaensz Berckheyde : 1630-1698 .

Пекарь 17 века. Job Adriaenszoon Berckheyde.

Тот же художник, так же тема: прилавок у пекаря. Пекарь трубит в рожок, оглашая округу, что свежий хлеб готов к продаже. Налетай! The Baker, circa 1681, by Job Adriaensz Berckheyde (1630-1693) Тот же художник, та же тема. Пекарня 17 века. JOB BERCKHEYDE BOULANGERIE.Сласти. Сухарики, конфеты, сахар в спицах. Цукаты — засахаренные фрукты (на картине — засахаренная ангелика/дудник), засахаренные корки. Италия.

Giuseppe Recco, Canditi, dolci e Fiori.

Giuseppe Recco (1634 – 1695). Итальянские сласти.

Согласно картинам европейцев, их калачи и крендели были такими же неровно-бугристыми, как и старинные русские хомутинные калачи 17 века.

Натюрморт с калачом. Луис Эухенио Мелендес(1716-1780).

Хлеб у пекарей при выпечке рвало 300-400 лет тому назад точно так же, как у современных при выпечке в тех же условиях. Луис Эухенио Мелендес (1716-1780).

Подовый пшеничный хлеб, папошники, как сказали бы в 17 веке.

Источник: https://mariana-aga.livejournal.com/253105.html

Читать онлайн Мастера натюрморта страница 11. Большая и бесплатная библиотека

Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

Замечательное колористическое мастерство Класа проявилось в картине «Завтрак с ветчиной» (1647, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Натюрморт исполнен в желтоватых оттенках, но взгляд зрителя притягивает золотистая корка булочки на металлической тарелке и розовая ветчина, лежащая на блюде в центре стола. Изображение оживляют световые блики на прозрачных стенках стеклянного бокала с вином и сверкающие оловянные тарелки.

Со временем натюрморты Класа становятся все более совершенными в плане живописи и свободными по композиционному строю. Особенно интересна картина «Опрокинутый кувшин и другие предметы на скатерти» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Пустой опрокинутый кувшин является основой композиции, выстроенной по диагонали.

Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

В 1653 году был написан «Завтрак с рыбой» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающийся от других картин Класа своим вытянутым по вертикали форматом. Впечатление уходящего вверх пространства подчеркивает расположенный в центре полотна высокий стеклянный фужер.

В этом произведении художник проявил себя настоящим мастером тональной живописи.

Удачно сгруппировав на столе предметы, Клас показал живой блеск металлической посуды, сверкание стекла. Особую выразительность натюрморту придает красный тональный акцент в центре композиции — вино, налитое в узкий бокал.

Виллем Клас Хеда(1594–1680/1682)

В начале своего творческого пути Виллем Клас Хеда писал композиции на религиозные сюжеты, а также портреты. Позднее он увлекся натюрмортами и достиг в этой области такого совершенства, что современники и потомки высоко оценили его творчество. В Харлеме Хеда имел собственную мастерскую, в которой работали многочисленные ученики живописца.

Голландский живописец Виллем Клас Хеда родился в Харлеме. В этом городе он жил и работал до самой смерти. Творческий метод Хеды складывался под влиянием Питера Класа, поэтому в живописи обоих голландских мастеров много общего.

Но в отличие от натюрмортов последнего картины Хеды более свободны по композиции, в них больше воздуха и свободного пространства. Художник умело располагает предметы на столе, помещая их то параллельно поверхности стола, то по диагонали.

Большую роль в его картинах играет свет, с помощью которого выявляется материальная сущность вещей. Одна из наиболее ранних работ — «Натюрморт» (1621, собрание Бредиуса, Гаага) — имеет символический смысл.

С помощью определенных предметов художник раскрывает тему vanitas (аллегории бренности земного существования). Во многих более поздних произведениях мастер вновь обращается к этому мотиву.

Для своих картин Хеда использует предметы из серебра и золота, красивые перламутровые раковины, изящные сосуды из венецианского стекла. В то же время в целом ряде композиций голландского мастера мы можем видеть ничем не примечательную домашнюю утварь и обычную снедь. Чаще всего Хеда располагает предметы в своих почти монохромных «завтраках» строго по горизонтали.

Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

Живописец применяет нейтральный фон, серебристо-серые и зеленовато-коричневые оттенки («Завтрак», 1629, Маурицхёйс, Гаага; «Завтрак с ежевичным пирогом», 1631, Картинная галерея, Дрезден; «Десерт», 1637, Лувр, Париж). Один из лучших натюрмортов Хеды — «Завтрак с омаром» (1648, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Художник очень точно передает материал, из которого сделан каждый предмет. Виртуозно показаны тонкое стекло высокой рюмки, массивная ножка большого бокала, блеск металлического сосуда и упавшего кубка, теплый цвет лимона, золотистая кожура которого серпантином извивается по столу.

Связующую функцию в построении композиции выполняет свет. Переходя с одного предмета на другой, он придает изображению теплоту и свежесть.

Обладавший прекрасным художественным чутьем и тонкой наблюдательностью, Хеда мог уловить такие детали, как отблеск на стенке бокала, идущий от оконного проема, или легкое, едва заметное отражение лежащего на столе золотистого кубка на сияющей поверхности серебряного кувшина.

Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

Так же хороши и натюрморты «Ветчина и серебряная посуда» (1649, ГМИИ, Москва), «Завтрак с бокалом-наутилусом» (1649, Художественный музей, Шверин), «Завтрак» (1652, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Натюрморт с ветчиной» (1656, Музей изобразительных искусств, Будапешт).

Хеда часто берет для своих картин одни и те же предметы, варьирует схожие мотивы, но разнообразная расстановка и противопоставление вещей делают каждое полотно неповторимым и необыкновенно выразительным.

Живописец вносит лирическую струю в будничное и обыденное, и его натюрморты, не теряя своей убедительности и реальности, приобретают поэтическое очарование.

Франсуа Рейкхалс(после 1600–1647)

Из обычного художника-жанриста Франсуа Рейкхалс очень быстро превратился в прекрасного мастера натюрморта, создававшего яркие и красочные картины, не характерные для голландского искусства, в котором в то время господствовала тональная живопись. Вслед за Рейкхалсом к красочности и изобилию обратились и другие живописцы, работавшие в самых разнообразных жанрах.

Голландский художник Франсуа Рейкхалс родился в Мидделбурге. Жил и работал в Мидделбурге и Дордрехте, где в 1633 году вступил в гильдию живописцев. Рейкхалс — автор многочисленных жанровых композиций, пейзажей, кухонных интерьеров, но славу ему принесли именно натюрморты.

Вплоть до 1917 года из-за неправильной расшифровки подписей на полотнах многие исследователи приписывали авторство некоторых произведений Рейкхалса Франсу Халсу Младшему.

Свой творческий путь Рейкхалс начал с создания картин типа кухонного натюрморта. К этому виду можно отнести выполненное в 1637 году полотно «Ферма» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), хотя в отличие от других работ этого периода сцена в нем разворачивается не на фоне интерьера крестьянской кухни, а во дворе фермы.

Тщательно выписаны помещенные на первый план предметы крестьянского быта (тазы, кувшины) и разнообразные овощи (капуста, огурцы, морковь, тыква). А вот человеческие фигуры получились не слишком удачными. Их позы, жесты и движения кажутся неестественными и совершенно не соответствующими общему окружению.

С большим мастерством написаны птицы, животные и пейзаж, выполненный в нехарактерной для тональной живописи того времени манере (пространство картины разделено на три красочных плана).

Годом позже появился еще один кухонный натюрморт Рейкхалса — картина «Кухня» (1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Художник детально точно изобразил на переднем плане множество массивных предметов домашнего обихода. Здесь бочонки, ведра, тазы, миски, кастрюли, корзины. Рядом высится массивный деревянный стул. Вместе с утварью лежат разнообразные овощи: капуста, морковь, свекла, тыква.

Справа на дальнем плане зритель видит фигуру женщины. Одетая в неброскую темную одежду, она воспринимается как своеобразная деталь натюрморта. Цветовая гамма полотна выстроена на оттенках зеленого и коричневого цветов.

Значительная роль отводится свету, который выхватывает из полумрака кухни большой кочан капусты, перевернутую деревянную кадку на полу, огромную миску, лежащую на каких-то других предметах.

Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

Неспособность достаточно хорошо изображать человеческие фигуры привела к тому, что Рейкхалс всецело отдался одному жанру — натюрморту. Именно в нем он проявил свой яркий талант художника, умение точно следовать натуре.

В 1640-х годах, в завершающий период своего творчества, Рейкхалс создавал исключительно картины с изображением фруктов, посуды, разнообразной снеди.

Постепенно предметы крестьянского быта полностью исчезли из композиций мастера, уступив место нарядным блестящим сосудам, роскошным спелым плодам и ювелирным изделиям.

На картинах зрелого Рейкхалса зритель видит уже не обычные овощи, вроде капусты и тыквы, а изысканные красочные десерты. К подобному типу произведений относится натюрморт «Плоды и омар на столе» (1640, Эрмитаж, Санкт-Петербург), который многие исследователи причисляют к аллегориям типа vanitas («суета сует»).

Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

Источник: https://dom-knig.com/read_223544-11

Хеда, Виллем Клас(Willem Claesz Heda) | Студия И

Виллем Клас Хеда(1594–1682)- голландский живописец, мастер натюрморта.
Виллем Клас Хеда родился 14 декабря 1594 года в Харлеме, Нидерланды, в семье профессионального художника.

Завтрак с черничным пирогом, Виллем Клас Хеда, 1631

Обучение живописи проходил под руководством своего отца, Геррита Виллемса Хеды. В Харлеме художник жил и работал всю жизнь. Карьеру живописца он начинал с картин на религиозные сюжеты и портретов, но затем практически полностью переключился на натюрморты.

Читайте также:  Музей современного искусства в сша, нью-йорк

В Голландии XVII века жанр натюрморта получил большое распространение. Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными: горизонтальный формат полотна, нижний край стола с изображаемой натурой строго параллелен раме.

Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна; предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались.

Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название ontbijtjes — этот термин обычно переводится как «натюрморты-завтраки», хотя, строго говоря, ontbijt’ом называлась лёгкая закуска, которую можно было принимать в любое время дня.

Изображаемые предметы могли нести скрытый аллегорический смысл: погасшая свеча — символ окончившейся жизни; серебряная посуда означает земное богатство; ветчина — чувственные радости; лимон — внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь.
Хеда, а также оказавший на него влияние Питер Клас — самые значительные представители такого рода натюрмортов в Голландии.

Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают. Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов. Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п.

К сорока годам Хеда был уже живописцем с утвердившейся репутацией. В 1631 году он получил статус мастера в харлемской гильдии Святого Луки. Неоднократно (в 1637, 1643 и 1651 годах) избирался председателем гильдии, в 1642 и 1652 гг. — её деканом.

Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 годом и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса).
В начале 1630-х гг. Хеда прибегал к композиционным решениям Гиллиса и Флориса ван Дейка, но, в отличие от них, не боялся нарушить симметрию, располагая белую скатерть в правой или левой части и оставляя середину стола непокрытой.

В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х годов писалась уже совершенно смятой. Еда ранее представлялась нетронутой, предназначенной лишь для обозрения и любования, а в более поздних натюрмортах видны признаки трапезы.

Расположение предметов стало носить не празднично-торжественный, а как бы случайный, естественный характер.

Виллем Клас Хеда любил писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины. С исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях, как видно на примере замечательного натюрморта, хранящегося в Государственном музее в Амстердаме.

Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Художник почти всегда использовал в своих работах одни и те же мотивы, но, меняя расстановку, он создавал оригинальные композиции, представляющие новый взгляд на привычные предметы.

Для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность, создающая романтическое ощущение таинственности.

В полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но и живое и искреннее наслаждение, с которым раскрывается красота предметного мира.

После 1640 года картины Хеды стали больше по размерам, богаче и красочнее по колориту (например, натюрморты в Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Чтобы достичь большей монументальности композиции, Хеда в зрелый период творчества применял не традиционный горизонтальный, а вертикальный формат.
Один из сыновей мастера, Геррет Виллемс Хеда (1620—1702), также стал живописцем.

Как и отец, руководивший его обучением, Геррет избрал своим жанром натюрморт и писал в той же монохромной манере. Виллем Хеда имел много учеников и последователей, но главным из них был Геррет.

Мастер умер 24 августа 1682 г. в Харлеме, где и был похоронен. Влияние его на других художников было значительным. Среди последних можно назвать молодого Франса Халса.

Источник: https://www.stydiai.ru/gallery/willem-claesz-heda/

Читать

Галина Витальевна Дятлева

Мастера натюрморта

История натюрморта

Натюрморт — жанр изобразительного искусства, а также произведение этого жанра, показывающее неодушевленные предметы (посуду и другую домашнюю утварь, фрукты и овощи, различную снедь, битую дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. п.). В переводе с французского nature morte означает «мертвая натура».

Элементы натюрморта впервые появились в древних наскальных рисунках, где изображенные вещи имели ритуальный смысл. Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи.

Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного, из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей.

Художники добивались такого иллюзорного сходства изображения с натурой, что подобные картины и в самом деле могли обмануть публику. Одно из древних сочинений свидетельствует: живописец Зевксис так убедительно написал виноградную кисть, что птицы пытались склевать ягоды.

Однажды знаменитый мастер сам попался на удочку своего коллеги Паррасия, изобразившего занавеску, которую Зевксис попытался отдернуть.

Не уступали грекам в мастерстве и древние римляне. Так, на стене дома древнеримского города Геркуланума, разрушенного в I веке н. э. извержением вулкана Везувий, была найдена фреска, представляющая собой самый настоящий натюрморт. С большим мастерством изобразил художник веточку с фруктами и стеклянный сосуд с водой, на тонких стенках которого играют световые блики.

В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима. Одна из них, относящаяся к рубежу I–II веков н. э., была найдена в 1740-е годы недалеко от Аветинского холма в Риме. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами.

Эмблема, выполненная из разноцветных кусочков мрамора с добавлением смальты, показывает атрибуты Геракла — палицу, чашу для вина и маску героя, сделанную из темных камешков. В нижней части композиции изображена пара кабанов, впряженных в повозку с ярко-красным ковром.

На передке повозки — три яблока. Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея.

Кабан же являлся посвятительным животным греческого героя, занявшего свое место в римском искусстве.

Натюрморт. Фрагмент фрески из Геркуланума, середина I в. н. э.

Создавая мозаику, римский мастер, скорее всего, ориентировался на какой-то живописный образец, возможно, стенную роспись, представлявшую собой натюрморт, составленный из предметов домашней утвари и снеди.

Такие композиции были распространены в древнеримской живописи того времени. Имели место и фрески, показывающие повозки с атрибутами богов.

Например, в доме Веттиев в Помпеях найдены росписи с изображениями двух козлов, везущих тележку с атрибутами Диониса, и барана с атрибутами Гермеса.

Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. В композиции показан маленький босоногий мальчик, олицетворявший в Древнем Риме этот летний месяц. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь.

Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Ученый Марк Теренций Варон, живший в I веке до н. э.

, писал: «От дыхания наших дедов и прадедов разило чесноком и луком, но их дух был духом мужества и силы».

В левой руке мальчик-июнь держит поднос с фруктами. Плоды сложены и в большую корзину возле стола. На невысоком столике справа лежат две большие рыбины, третья упала к ногам ребенка.

Дары моря можно увидеть и в левой части полотна.

Римляне очень любили морепродукты, и знаменитый философ Сенека писал, что из-за своего чревоугодия они постоянно были готовы «рыскать по морским глубинам и вырывать раковины на неведомом берегу отдаленнейшего моря».

Красочное богатство мозаики уже много веков восхищает зрителей. Не потеряли свою свежесть и яркость красные яблоки, лежащие на голубом подносе, чешуя рыб переливается желтыми, коричневыми, красными, синими и зелеными оттенками. Фигура мальчика в охристо-оранжевой тунике и все предметы натюрморта выразительно выделяются на светло-желтом фоне.

В XV–XVI веках натюрморт имел распространение в основном как часть живописной композиции. Как самостоятельный жанр он окончательно сформировался в XVII столетии в Голландии.

Здесь натюрморт был особенно любим и почитаем. Голландцы называли его не nature morte («мертвая природа»), а stilleven, что означает «тихая жизнь».

В таком названии отразилось любовное и трепетное отношение голландских художников к чудесному миру вещей.

Мозаика «Июнь». Фрагмент, Эрмитаж, Санкт-Петербург, III в.

И. ван Клеве. «Мадонна с младенцем и Иосифом», Эрмитаж, Санкт-Петербург

Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. Так, Иос ван Клеве (1464 — ок.

1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии.

И если такая деталь, как гвоздика в руках Богоматери, имеет символический смысл, то другие предметы представлены на полотне с единственной целью — украсить картину.

Многие голландские художники XV–XVI веков, стремясь сделать изображение более убедительным, уделяли большое внимание вещам, окружавшим человека.

Например, известный голландский живописец Квинтен Массейс (1465–1530), исполнивший в 1514 году свою знаменитую картину «Меняла с женой» (Лувр, Париж), тщательно выписал предметы, разложенные на столе перед менялой и его супругой: маленькое зеркало, серебряные монеты, молитвенник с яркими миниатюрами и другие вещи.

Подобные картины, героями которых были менялы и сборщики податей, широко распространены и в творчестве последователей Массейса. Художник Маринус ван Реймерсвале (ок. 1493 — ок.

1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе.

Зритель видит монеты, толстую книгу, в которой один из сборщиков делает запись, нож и печать. На полке стоят подсвечник с оплывшим огарком, коробка и разнообразные профессиональные атрибуты.

М. ван Реймерсвале. «Сборщики податей», Эрмитаж, Санкт-Петербург

Художник круга П. Артсена. «Рыбная лавка», Эрмитаж, Санкт-Петербург

Тем не менее подобные натюрморты в произведениях художников XV–XVI веков не играют самостоятельной роли. Они подчинены бытовым сюжетам и служат в качестве дополнений к изображениям человеческих фигур.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=178583&p=11

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector