Три возраста и смерть. Иоанна на Зеленом острове и от Эрхарта Кинига из Страсбурга («Месса св. Как Дюрер и Крэнак, Baldung поддержал протестантское Преобразование. Можно считать, что здесь идёт речь о паре любовников. украшенном золотым обручем с насаженными золотыми перстнями и брошью-крестом. Фукс был великолепным портретистом.
Начавшись в 1503, Baldung был учеником к наиболее хорошо известному немецкому художнику дня: Альбрехт Дюрер. Но есть и другое мнение касаемо прозвища Бальдунга. Они интересны особенно тем, что показывают в нем пытливого наблюдателя природы. Он участвовал в моде для гравюр на дереве светотени, добавляя блок тона к гравюре на дереве 1510. Ганс Бальдунг.
Бальдунгу не чужд интерес к работе над пропорциями человеческого тела, о чем свидетельствует ряд его рисунков («Ева около райского дерева», 1510, Гамбург «Мария Египетская в облаках», Базель) и над идеальными лицами («Голова Христа», Париж «Мужская голова», Берлин «Голова девушки», Базель). Бальдунг одним из первых среди живописцев открыто примкнул к Реформации. Уже в 1505 году художник пишет большую картину «Рыцарь, Смерть и молодая девушка», в которой проявляются особенности его творческого стиля — динамичная композиция, порывистые движения интерес к сложным ракурсам.
Портрет датирован 1515 годом, когда Возможно, желая выделиться среди своих товарищей или же из особого пристрастия к зеленому цвету, он начинает помечать свои работы виноградным листом, а позже – подписывать монограммой «HBG» (Hans Baldung Grien). Следует, однако, отметить, что определенные ренессансные тенденции во французском изобразительном искусстве проявились почти столетием раньше, к середине XV века. До нас дошло также несколько алтарных картин, созданных Фуке.
Описание картины «Три возраста женщины и Смерть»
На смерти Дюрера Baldung послали локон его волос, которые предлагают близкую дружбу. Жертва со слезами на глазах умоляет о чём-то своего палача.
Есть специальная сила в «Смерти и Деве» группа 1517 (Базель), в «Погодных Ведьмах» (Франкфурт), в монументальных группах «Адама» и «Канун» (Мадриде) и в его многих сильных портретах. Родом из гуманистически образованной семьи юриста.
Для раннего творчества Бальдунга столь же важны и его графические работы: гравюры на дереве для книги Ульриха Пиндера «Закрытый сад четок Марии» («Der Beschlossen Gart des Rosenkranz Mariae»), вышедшей в Нюрнберге в 1505, а также ряд отдельных гравюр, в которых проявилась творческая индивидуальность художника.
Почти все значительные французские художники того времени были придворными живописцами. Смертность того Человечества стала предметом для Болдунга, было весьма обычно. находился под определенным влиянием своего великого учителя.
Считается самым талантливым учеником Дюрера. Сказочности, Одной из лучших работ Бальдунга160 «Рождеству Христа»160 очарование присуще простоты, подлинной народности. В Кристофе Баденском ощущается напористая сила, хитрость и жажда жизни.
Картина Три возраста женщины и смерть Ханса Бальдунга
Художник часто возвращается к мотивам смерти, похищающей женщину (рисунки во Флоренции, Берлине) или борьбы, которые служат ему для передачи повышенно экспрессивной жестикуляции, весьма часто переходящей в гротеск и манерность («Геркулес и Антей», Кассель и другие). Картина подписана и датирована.
В своих иллюстрациях к «Часослову Этьена Шевалье», «Иудейским древностям» и «Большим французским хроникам» он создает ряд прекрасных пейзажей и реалистичных зарисовок из жизни Франции того времени. Сейчас это произведение хранится в Публичном художественном собрании в Базеле.
Печати Болдунга, хотя Dreresque, очень отдельные в стиле и часто в предмете. Эротизм часто присутствует в его поздних работах. Бальдунга прозвали Грин, возможно, потому, что он любил зеленый цвет. Одной из лучших работ Бальдунга160 «Рождеству Христа»160 присуще очарование простоты, сказочности, подлинной народности.
Ганс Бальдунг Грин – чрезвычайно своеобразный мастер, в творчестве которого причудливо переплетаются ренессансные черты со средневековой символикой, фантастикой и элементами нарождающегося маньеризма – художественного направления, получившего в Германии развитие в годы реакции, которая наступила после подавления крестьянских войн. Ханс Бальдунг (около 1484/1485-1545) по прозвищу Грин – немецкий художник и гравер, ученик Альбрехта Дюрера, в мастерской которого работал в 1502-1504. Здесь в покрашенном запрестольный образ с одиннадцатью группами для Фрайбургского Собора, все еще неповрежденного сегодня изображаемые сцены от жизни Девственницы, включения, Возвещения, Посещения, Рождества, Полета в Египет, Распятия на кресте, Четырех Святых и Дарителей. Ханс быстро взял влияние и стиль Дюрера и они стали хорошими друзьями.
Семь возрастов женщины. Большинство его сотен гравюр на дереве было уполномочено для книг, как было обычно в это время его гравюры на дереве «единственного листа» (т. е. Это диптих, подаренный Этьеном Шевалье своему родному городу Мелену и «Пьета», украшающая приходскую церковь в Нуане.
Все это в разной степени отражается в таких произведениях Бальдунга, как «Пирам и Тисба» (Берлин-Далем, музей), «Геракл и Антей» (Кассель, Гос. Он позже включал его в свою монограмму и было также предложено, чтобы это прибыло из «grienhals», немецкого слова для ведьмы. Поселившись с 1538 г.
в Страсбурге, был придворным художником при дворе епископа.
Я остался безгласный и неподвижный перед этими нищенскими останками, перед этим страшным закатом человеческой плоти. черт идущих от искусства Средневековья. Как художник портрета он известен. Рядом с прекрасными реалистическими портретами Бальдунг помещает такие рисунки, где экспериментирует над человеческим лицом, подчас придавая ему искаженное, безумное выражение («Голова Сатурна», Вена).
Ганс Бальдунг Грин «Три возраста женщины и смерть»
С именем этого художника связано начало ренессансного искусства во Франции. Родился художник в Туре около 1420 года.
Он присутствовал в диете Аугсбурга в 1518 и одна из его гравюр на дереве представляет Лютера в квазисвятом облике при защите (или быть вдохновленным) Святой Дух, который нависает над ним в форме голубя. История искусства.
Однако произведения Грина даже со столь мрачными аллегориями исполнены удивительным чувством цвета и тончайшими колористическими переходами. художественные собрания), «Муций Сцевола» (Дрезден, Картинная гал. ) и «Богоматерь с младенцем» из музеев Берлина, Нюрнберга и Верчел-ли.
Картина первоначально предназначалась для заказного алтаря, в ней есть все непременные атрибуты сцены грехопадения – древо, яблоки, змей (правда, уже не в обличии женщины, а в виде обычной змеи), но по неизвестным причинам алтарь не был написан и вряд ли это случайность.
Бальдунгу не чужд интерес к работе над пропорциями человеческого тела, о чем свидетельствует ряд его рисунков («Ева около райского дерева», 1510, Гамбург «Мария Египетская в облаках», Базель) и над идеальными лицами («Голова Христа», Париж «Мужская голова», Берлин «Голова девушки», Базель).
На картине расположены спящий младенец (символизирующий детство), молодая девушка (юность) и изможденная старая женщина (старость).
три возраста женщины и смерть ханс бальдунг
1510-хгг. ), варьирующих контраст образа Смерти и обнажённого женского тела. В этом случае прозвище Грин можно понимать как «Ханс-насмешник». Креста в Гмюнде (1506). «Две главных вещи – Жизнь и Смерть. Угрюмое выражение лица представляет контраст к праздничности красок.
Фуке известен прежде всего как миниатюрист. Оно граничит с тем, что в средневековье слово «grienen» означало «насмехаться» и прозвище можно объяснить иронией и сарказмом, наполнявшими некоторые произведения художника.
сюжеты, живописующих мир грозных природных стихий («Две ведьмы, колдующие о погоде», 1523, Штеделевский худож.
В мае 1512, написав для страсбургской гостиницы при Шюттенренском монастыре картину «Распятие» (БерлинДалем, музей), он переселяется в Фрейбург-им-Брейсгау, где проводит около пяти лет, работая над самым грандиозным своим произведением – серией картин для алтаря семейства Шнейлинов в хоре собора.
ин-т, Франкфурт-на-Майне гравюры на дереве «Дикие лошади», 1534, «Околдованный конюх», 1544 и др. ), а также валлегориях бренности (картины и рисунки преим.
В мастерской Дюрера Бальдунг пользуется особым расположением учителя ему доверяют важные заказы – картоны для витражей во дворике монастыря кармелитов (1505 ныне -в ц. в Гросгрюндлах), для одной из капелл ц. св. Свидетельство этому — работы живописца и миниатюриста Жана Фуке.
Художник часто возвращается к мотивам смерти, похищающей женщину (рисунки во Флоренции, Берлине) или борьбы, которые служат ему для передачи повышенно экспрессивной жестикуляции, весьма часто переходящей в гротеск и манерность («Геркулес и Антей», Кассель и другие).
Позже, начиная с 1529, года иконоборчества, он обращается к гуманистическому театру. В поздний период писал также картины на античные сюжеты («Геракл и Антей», Гос.
Последние работы Бальдунга, в числе которых картины «Семь возрастов жизни» (Лейпциг, Музей изобразительных искусств) и «Дорога к смерти» (Ренн, Музей изящных искусств возможно, эта картина является копией с несохранившегося оригинала), словно подводят итог всему мировоззрению художника. Родом Ханс Бальдунг из гуманистически образованной семьи юриста. Его картины менее важны, чем его печати. Может быть, вот таким образом Грин часто обращается к аллегории.
Именно вот таким образом его иногда называют «северным Корреджо», сравнивая с выдающимся итальянским колористом. Здесь, ему дали его прозвище «Grien».
Особенно удачным с точки зрения психологизма можно считать портрет Карла VII. История искусства.
В Карлсруэ хранится альбом его зарисовок (1508/09-1517), сделанных серебряным карандашом, которые по большей части как по своему характеру, так и по мастерству чрезвычайно близки к Дюреру.
Он был ответственен за введение сверхъестественных и эротических тем в немецкое искусство. Ханс Бальдунг, работавший в Нюрнберге в мастерской Дюрера, с 1503 по 1507 гг. Эта работа Дюрера несколько десятилетий вдохновляла его последователей. Смерть изображена в виде скелета с песочными часами в руке.
Репродукция картины «Три возраста женщины и смерть (Ханс Бальдунг)»
И на том, что когда-то было рукой, висел тяжелый золотой браслет изысканного плетения. Они показывают мало прямого итальянского влияния. Стефана», 1522, Страсбург «Две колдуньи», 1523, Франкфурт «Аллегория тщеславия», 1529, перерастают в неприкрытую манерность. Грин Бальдунг (известный в истории искусства как Ханс Бальдунг Грин) происходил из аристократической швабской семьи.
Но в то же время на них лежит неприятный налет преувеличенной экспрессивности, порой принимающей грубо физиологический или эротический характер (особенно в серии рисунков, посвященных изображению ведьм, — в Вене, Париже, Карлсруэ). С другой стороны Дева Мария, как и Ева с Венерой, часто изображались на картинах с вуалью.
По одной из интерпретаций вуаль выдает в молодой женщине проститутку, поскольку они в то время должны были носить вуали, например в таких городах как Страсбург. Все это произведения чисто ренессансного характера.
Гравер и мастер рисунка Ганс Бальдунг, Художник, где получил свое гуманистическое мировоззрение образование и получивший прозвище Грин родился в семьи юриста.
- Возрасты человека и Смерть, Ханс Бальдунг (Грин)
- Ханс Бальдунг Грин Три Возраста И Смерть
- ТРИ ВОЗРАСТА ЖЕНЩИНЫ И СМЕРТЬ Картина
- Немецкий график и художник Ханс Бальдунг
В области живописи, его Канун, Змея и Смерть (Национальная галерея Канады) проявляет его силы хорошо. Работал в Брейсгау, Швейцарии и Эльзасе. Вскоре после рождения Ханса семья переехала в Страсбург.
Главное живописное произведение Бальдунга – большой многостворчатый алтарь собора во Фрейбурге (1516), еще сравнительно спокойный, с симметрично построенной средней частью («Коронование Марии») абсолютно лишен пространственности и перегружен фигурами.
Восхищение Болдунга колдовством продлилось хорошо в конец его карьеры. Даже в его ранних, ещё католических работах, часто звучат суровые морализаторские ноты.
Источник: http://aquareller.com/wdr/201805/tri-vozrasta-zhenshiny-i-smert-hans-baldung/
Музей Прадо (fb2)
— Музей Прадо (и.с. Великие музеи мира-2)
6.41 Мб, 44с.
(скачать fb2) — С. Суворова (ред)
Настройки текста:
Цвет фона
черный
светло-черный
бежевый
бежевый 2
персиковый
зеленый
серо-зеленый
желтый
синий
серый
красный
белый
Цвет шрифта
белый
зеленый
желтый
синий
темно-синий
серый
светло-серый
тёмно-серый
красный
Размер шрифта
14px
16px
18px
20px
22px
24px
Насыщенность шрифта
жирный
Ширина текста
400px
500px
600px
700px
800px
900px
1000px
Показывать меню
Убрать меню
художника. Дюрер изобразил себя в легком трехчетвертном ракурсе на фоне окна, за которым виден бескрайний пейзаж. Фигура занимает все полотно, поза спокойная, взгляд сосредоточенный, свет из окна освещает лицо, прекрасно уложенные волосы, руки, изысканный костюм. Поверх плеча наброшен светло-коричневый плащ, стянутый витым шнуром, на руках — тонкие кожаные перчатки. На затененной стене ниже уровня окна можно прочесть по-немецки: «Я написал это с себя. Мне было двадцать шесть лет. Альбрехт Дюрер».
Этой надписью Дюрер заявляет о себе как о самостоятельном художнике-творце.
В Германии в то время его все еще рассматривали как мастерового, что для осознававшего масштаб своего таланта живописца было абсолютно неприемлемо.
На автопортрете мы видим человека сложной духовной организации, демонстрирующего свою причастность к избранному артистическому миру, свято верящего в свое высокое предназначение художника.
Ханс Бальдунг (Грин) (около 1484/1485-1545) Возрасты человека и Смерть 1541–1544. Дерево, масло. 151х61
Ханс Бальдунг по прозвищу Грин — немецкий живописец и гравер, ученик Альбрехта Дюрера, в мастерской которого работал в 1502–1504. Бальдунга прозвали Грин, возможно, потому, что он любил зеленый цвет.
Но в средневековом немецком языке слово «grenen» означало «насмехаться», и прозвище можно объяснить иронией и сарказмом, наполнявшими некоторые произведения художника. В этом случае прозвище Грин можно понимать как «Ханс-насмешник».
Творчество Бальдунга весьма разнообразно, оно включает религиозные композиции, произведения на аллегорические и мифологические сюжеты, эскизы витражей и гобеленов, множество графических работ, особенно книжных иллюстраций.
Для мастера очень важна была философская разработка темы смерти в ее аллегорических вариантах, ставшая исключительным явлением в искусстве Германии.
В композиции «Возрасты человека и Смерть» представлена аллегория трех возрастных периодов человеческой жизни. Смерть изображена в виде скелета с песочными часами в руке. Спящий младенец символизирует детство, молодая девушка — юность, изможденная дряхлая женщина — старость.
Изображение Бальдунгом женских фигур демонстрирует, насколько его трактовка обнаженной натуры далека от понимания античности в искусстве итальянского Ренессанса.
Утрирование анатомической структуры фигур — черта антиклассическая. Используя элементы гротеска, мастер наделяет образы мощной экспрессией.
Полотно производит впечатление принадлежности периоду позднего Средневековья с его образами Апокалипсиса в готическом искусстве.
Лукас Кранах Старший (1472–1553) Охота на оленей и кабанов 1 544. Дерево, масло. 114×175
Немецкий живописец и график эпохи Возрождения, Кранах, получив в 1505 место придворного живописца при дворе Саксонского курфюста Фридриха Мудрого в Виттенберге, несколько лет придворной службы занимался преимущественно гравюрами.
Он стал одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски.
Вместе с полагающимися привилегиями художник получил и целый ряд обязанностей, он должен был сопровождать правителя на охоте, участвовать в турнирах и празднествах.
В 1508 Кранах был отправлен с дипломатической миссией в Нидерланды к императору Священной Римской империи Максимилиану I.
После этого путешествия он вновь обратился к живописи, стал работать в различных жанрах, расписывал алтари саксонских церквей, писал картины на библейские темы, создавал мифологические композиции и жанровые сцены. Представленная работа относится к упомянутому периоду творчества мастера.
На многофигурном произведении изображена грандиозная сцена охоты, участниками которой являются как мужчины, так и женщины. Герои одеты в роскошные наряды, их позы слегка театральны, в них чувствуются страсть к охоте и жажда богатой добычи.
Антон Рафаэль Менгс (1728–1779) Мария Луиза Пармская, принцесса Астурийская Около 1 765. Холст, масло. 152×110
Немецкий художник и теоретик искусства, Менгс был одним из самых известных живописцев эпохи классицизма. Блестящий портретист, он умело сочетал барочную парадность и точную передачу индивидуальных черт модели.
Художник был другом и последователем Иоганна Винкельмана, который оказал большое влияние на формирование взглядов Менгса в области теории живописи.
Он являлся членом художественных академий Болоньи, Рима, Флоренции, Генуи, Венеции, Аугсбурга и Мадрида, придворным художником короля Саксонии и Польши и короля Карла IV Неаполитанского.
На парадном портрете изображена дочь Филиппа де Бурбона, герцога Пармского, и Луизы Изабеллы Французской, будущая испанская королева Мария Луиза Пармская, принцесса
Источник: https://coollib.com/b/345968/readp?p=3
Ханс Бальдунг Грин
В творчестве Ханса Бальдунга Грина на излете Немецкого Возрождения переплелись ренессансные традиции и средневековые реминисценции. Грин Бальдунг (известный в истории искусства как Ханс Бальдунг Грин) происходил из аристократической швабской семьи.
Около 1502 года, в возрасте семнадцати лет, он поступил в мастерскую Дюрера и за два года многому научился у великого нюренбергского живописца.
Уже в 1505 году художник пишет большую картину «Рыцарь, Смерть и молодая девушка», в которой проявляются особенности его творческого стиля — динамичная композиция, порывистые движения, интерес к сложным ракурсам.
Покинув мастерскую Дюрера, Бальдунг Грин обосновался в Страсбурге, здесь он провел большую часть жизни, за исключением поездки во Фрайбург, где трудился над главным алтарем для городского собора. Исключительно разнообразный художник, он занимается не только живописью, но также много рисует, работает в технике гравюры.
Интересно, что в произведениях Грина много линеарности, декоративности, преувеличенной гротескности, т. е. черт, идущих от искусства Средневековья. Вместе с тем в вытянутых пропорциях фигур и ярко переданных эмоциональных переживаниях персонажей ощутим дух уже следующего за Ренессансом стиля — маньеризма. Может быть, поэтому Грин часто обращается к аллегории.
Одна из излюбленных им тем — быстротечность жизни, недолговечность физической красоты — нашла воплощение во многих произведениях («Смерть, целующая девушку», «Семь возрастов женщины» и др.). Однако произведения Грина даже со столь мрачными аллегориями исполнены удивительным чувством цвета и тончайшими колористическими переходами.
Именно поэтому его иногда называют «северным Корреджо», сравнивая с выдающимся итальянским колористом.
ХАНС БАЛЬДУНГ ГРИН. Три возраста и Смерть. 1539. Прадо, Мадрид
Молодая девушка не подозревает еще, как быстротечна ее юность и недолговечна красота. Женщина в возрасте уже знает, что смерть неотступно следует рядом, ведя счет каждой прожитой минуте и ожидая своего рокового часа. Художник напоминает, насколько краток путь от свойственной юности беззаботной радости до унылой поры старческого увядания.
Грин умер в 1545 году, к этому времени эпоха Немецкого Возрождения подходит к завершению.
ХАНС БАЛЬДУНГ ГРИН. Мученичество Св. Себастьяна. 1507. Германский национальный музей, Нюрнберг
Центром большого триптиха является сцена с изображением мученичества одного из самых почитаемых христианских святых Себастьяна, осужденного на смерть за свою веру.
Фигура святого, будто нарочито смещенная влево, оставляет пространство для живописной группы зрителей и палачей, а за спиной мученика, по ренессансной традиции, художник изобразил себя — в зеленом хитоне.
Согласно легенде, именно за пристрастие к ярко-зеленому, травянистому цвету Ханс Бальдунг получил прозвище «Грин» (по-немецки — «Зеленый»).
Уже здесь, в одной из ранних работ, раскрывается талант художника как великолепного колориста. Контрастная цветовая гамма одежд персонажей соседствует с тонкими нюансированными цветовыми переходами в изображении пейзажа на заднем плане.
ЖАН ФУКЕ. Пъета. Ок. 1444. Приходская церковь, Нуан (Франция)
Следующая глава
Источник: https://design.wikireading.ru/665
От августа четырнадцатого к январю сорок пятого
11.05.2017 00:01:00
Два взгляда на физиологию метафизики Бориса Бартфельда
![]() |
Того и гляди всех покосит. И прощай, жизнь… Ханс Бальдунг Грин. Три возраста человека. 1539. Музей Прадо, Мадрид |
БАБА С МЯСОРУБКОЙ
Жанр книги Бориса Бартфельда «Возвращение на Голгофу» не назван ни на титуле, ни в библиографическом описании. Но в аннотации все же сказано: роман.
Хотя к началу XXI века жанровая форма, таким словом обозначаемая, приобрела столь эластичную форму, что вместит в себя, кажется, все что угодно.
Поэтому по прочтении этой, безусловно, со всех сторон нестандартной книги хочется предложить и свое, на основании впечатлений, определение: опыт исторической прозы.
В прозе Бориса Бартфельда свой источник электризации повествования. Он с чуткостью настоящего историка взял военные события, относящиеся к началу Первой мировой и к концу Второй мировой войн, и как прозаик заплел их в перекликающийся сюжет. В 1914 году русская императорская армия потерпела здесь горькое поражение, в 1945 году Красная армия одержала здесь же блестящую победу.
Именно из этой коллизии Бартфельд извлекает максимум энергии. Сюжетно развернута малоизвестная страница Великой Отечественной войны – начало Кенигсбергской наступательной операции, завершившейся взятием 10 апреля города-крепости. Она восхищает малыми потерями наших войск, невероятными для кровопролитнейшей из войн.
Но при этом под жернова смерти попадают мирные жители – и попадают лишь потому, что гитлеровское командование не позволяет им выйти из осажденного города по открытым коридорам.
Кроме того – и это особенно значимо для автора, – при численно малых армейских потерях его любимые персонажи, главные герои романа, гибнут, и в каждом случае это изображается как вселенская катастрофа, на эмоциональном уровне подводя читателя к известному выводу: с каждым человеком умирает Вселенная.
Здесь надо сказать об адресе книги. Нет, не о возрастном (на книге Бартфельда: 16+), а об интеллектуальном.
Если о себе, то я начал читать «Возвращение на Голгофу» именно как прозу на прочной документальной подкладке (книга завершается военно-историческими примечаниями), а собственно беллетристическая линия меня развлекла именно с точки зрения писательских стратегий и в плане социологии чтения.
Прежде всего интересно: сознательно ли Борис Бартфельд в изображении людских страданий идет на уровне физиологического очерка, устремляющегося к физиологизму как таковому? Ибо метафорику свою на этой линии он и вовсе строит из положения, которое называется «аут».
Кульминацией становится сцена после гибели, вероятно, самого близкого автору героя – студента-математика Марка Каневского, ставшего боевым артиллерийским капитаном.
В буквальном смысле слова Марку сносит голову осколком, от этого же залетного снаряда гибнет кобыла Майка, только что ожеребившаяся, а читатель вспоминает сцену из ретроспекции 1914 года – офицера хоронят «с большим осколком, застрявшем во лбу»… Но это лишь зачин. Впереди сцена с беременной невестой Марка, лейтенантом медслужбы Ритой.
Солдаты привозят ей тело комбата, голова его покоится отдельно, на серебряном блюде, завернутая в простыни… Не приведи господи, эта книга попадется моему доброму приятелю и безжалостному санитару литературных чащоб Роману Арбитману! Как-то он отзовется на представленный Бартфельдом танец вдовы, уподобленной Саломее с головой Иоанна Крестителя…
Разнесет до полной аннигиляции?
Но здесь перейдем к проблемам восприятия: не так давно в «НГ -EL» прошла экспрессивная статья, где в фельетонных тонах представлялось творческое письмо автора «Вечного зова» Анатолия Иванова. У него тоже было немало кровавого экстрима и фантастических коллизий.
Однако у Иванова-писателя доныне бешеная популярность, его продолжают читать (про экранизации и говорить нечего). Значит, кому-то это нужно, значит, такое наделено некими формами эмоциональной энергии. Притом что, уверен, и Иванов, и Бартфельд ничего не придумывали.
«Небывалое бывает» – это, кажется, еще Петр Первый сказал. Бывает. Тем более в нашей России.
Так что пусть каждый получит в прозаическом опыте Бориса Бартфельда свое. Кто-то, как я, неизвестные факты военных операций на западной границе России. Верные читатели Анатолия Иванова – встречу с полюбившейся традицией изображения истории ХХ века.
И конечно, нельзя будет не взгрустнуть над неоспоримостью главного вывода автора, передоверенного им любимой героине: «Кто он нынче – этот бог войны, кто он в нашем веке? У древних римлян Марс олицетворял войну. А кто сейчас? Нет, не Марс, и даже не мужчина. Отяжелевшая от крови и грехов баба, прокручивающая в грохочущей мясорубке своей адовой кухни людское мясо и кости.
Постаревшая потаскуха, которой офицер не должен верить, как влюбленному нельзя верить старой шлюхе. Она приручала твою душу, а потом убила тебя…»
- И потому успешная, малой кровью давшаяся нам Кенигсбергская операция все же никакой не реванш за 1914 год, это лишь право возвратиться на Голгофу (Кальвария, Голгофа – так по-литовски называется место, дважды в ХХ веке проутюженное войнами).
- Сергей Дмитренко
- ЗАПАХ ВОЙНЫ
Калининградский поэт Борис Бартфельд написал и напечатал роман «Возвращение на Голгофу». Яркое и вызывающее название.
Сразу оговорюсь: это не проза поэта, которая предполагает рефлексии, поиски себя в пространстве и уходы в собственное «я»… Бартфельд и раньше писал и публиковал прозу.
В основном рассказы, а тут – отважился на роман, в котором от пролога к эпилогу исторические персонажи живут и умирают, пробиваются сквозь туман метафизики и цепляют простотой и достоверностью повествования.
А еще русская армия переходит границу Восточной Пруссии в августе 1914-го, и в этом же месте через 30 лет Красная армия выходит к границам Германии. Именно так, по Бартфельду, русские офицеры всходят на свою Голгофу в прямом и фигуральном смысле. И вот тут в авторе проступает поэт. Поелику что такое Голгофа?..
Это горькая и мучительная поэзия Библии. Мучительная поэзия Господа и всех нас. Одна из двух главных святынь христианства.
И здесь ключ к названию и пониманию романа, поскольку место, где русские войска в августе 1914 года и советские осенью 1944 года готовятся к наступлению на Восточную Пруссию, называется литовской Кальварией, что на латыни означает «Голгофа». Попутно замечу: книг, имеющих отношение к Первой мировой, в последнее время почти не издается. Не припомню.
Так ведь и памятников тем событиям почти нет в России. Один из лучших – в Калининграде. В том Калининграде, в истории которого писатель Борис Бартфельд плавает как рыба в воде. Поэтому и примечания к роману читаются как познавательное продолжение и уточнение.
Тут тебе и «проклятый жителями Пруссии» нацистский преступник Эрих Кох, который в конце войны пытался бежать от англичан на ледоколе, и заместитель наркома обороны СССР Покровский, и города и населенные пункты Кенигсберга, и даже западноукраинская Коломыя… И даже графическая карта романа, данная в дополнение. Все выпукло и подробно.
Автор мастерски и как-то простодушно (попробуй соедини такое!) описывает чувства простых солдат и офицеров советской и немецкой армий – их мечты и победы, заморочки и наивные представления о мире.
Вот наши солдаты находят записки военнопленных, и их начальник, товарищ капитан, читает: «Завтра, 10 октября, нас погонят обратно в Гердауэн. Немцы вот-вот ожидают наступления Красной армии.
Ребята, бейте гадов, сообщите домой, что в октябре мы еще живые и работаем здесь…» Капитан заканчивает читать, и вдруг… солдаты снимают шапки, кто-то даже смахнул слезу, будто прощался с близкими, хотя из этого рассказа не видно, что пленные погибли. Не видно, но – пробивает!
Абсолютно современной видится картинка, которая больше напоминает документальное кино, как каратели как-то уж совсем обыденно сжигают белорусскую деревню.
Кстати, роман так и просится стать современным если уж не сериалом, то двухсерийным фильмом точно. Вообще за яркие «вспышки», вызванные будничными сценами, автору отдельное спасибо. Вот надвигается новый 1945 год.
Командир думает, как бы устроить батарейцам хороший ужин, обговаривает это с поваром. И через страницу читаем:
«…вокруг походной кухни сгрудились солдаты. Старый повар лежал на спине в луже крови. Пуля попала ему в горло, порвала артерию, не оставив никаких шансов на жизнь. Оставшаяся в котле мясная каша алела теперь свежей кровью».
Да, я как-то забыл обозначить главного героя произведения. Это, безусловно, капитан Орловцев. Возможно, именно он выражает главную авторскую позицию. Пожалуй, слово «позиция» тут не годится. Столько лет прошло с тех событий! Скорее автор всматривается в своих героев через какую-то только ему видимую оптику, одновременно – призрачную и ясную.
И наверняка чувствует запахи тех войн, и запахи мутных и прозрачных озер и рек, описываемых событий, и невероятный воздух Балтики, и перекличку чаек, и шепот призраков над развалинами замков, и шум снарядов… Почему-то вспомнилось: «Три дня они бомбили город, и города не стало, города не люди, и не прячутся в подъезде…» Сказано о другом городе, но какая разница?..
Есть такая расхожая мысль: классная проза возникает из густоты смыслов, а густота смыслов определяется их философским существованием. Короче, настоящий писатель всегда пишет о жизни и смерти, то есть о самом главном.
По-видимому, это так… Что же тогда сказать в заключение? Наверное, вот что: вплоть до начала XVIII века всякий художник сам смешивал себе краски. Кстати, и сегодня в Венеции любой жаждущий может прийти в специальный магазин и купить себе пигментов из мешочка. Смешать и работать по-своему.
Так и Борис Бартфельд сам смешал свои краски и сработал по-своему, сработал для нас роман «Возвращение на Голгофу».
Евгений Чигрин
Источник: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2017-05-11/14_885_bartfeld.html
Немецкий график и живописец Ханс Бальдунг
БАЛЬДУНГ Ганс (Baldung, Hans) (1484-1545), немецкий график, живописец и создатель витражей. Бальдунг родился близ Страсбурга в 1484 и, возможно, ок. 1503 учился у А.Дюрера. В 1512-1517 жил во Фрайбурге, где написал алтарь для городского собора, который считается его лучшей работой. Остаток жизни провел в Страсбурге, где стал придворным художником епископа и членом городского совета.
Биография
Ханс Бальдунг (нем. Hans Baldung, прозванный Грин нем. Grien; 1480, 1484 или 1485, Швебиш-Гмюнд — 1545,Страсбург) — один из выдающихся художников так называемой верхнегерманской школы, известен как живописец,гравёр и рисовальщик. Считается самым талантливым учеником Дюрера.
Родом из гуманистически образованной семьи юриста. Вскоре после рождения Ханса семья переехала в Страсбург. В 1503 г. Бальдунг уже находится в мастерской Дюрера в Нюрнберге, где остаётся до 1507 г.
будучи подмастерьем великого художника, Бальдунг вместе с Кульмбахом и Шейфеленом делает самостоятельно иллюстрации, зарабатывая на жизнь.
Его рисуночный автопортрет, хранящийся в Публичном художественном собрании в Базеле, красноречиво говорит о независимом и смелом нраве художника уже в юности.
Бальдунг одним из первых среди живописцев открыто примкнул к Реформации. Даже в его ранних, ещё «католических» работах, часто звучат суровые морализаторские ноты.
Работал в Брейсгау, Швейцарии и Эльзасе. Поселившись с 1538 г. в Страсбурге, был придворным художником при дворе епископа.
В картинах Бальдунга заметно влияние натуралистической верхнегерманской школы, но в выборе сюжета и в компоновке проявляется богатая творческая фантазия.
Самыми выдающимися из его работ считаются картины, находящиеся в Лихтентальском женском монастыре, написанные им в 1496 г., и главный алтарь Фрайбургского собора, оконченный в 1516 г.; на средней части этого алтаря изображено «Венчание Девы Марии»; на боковых частях великолепно исполнено «Бегство в Египет», считающееся его лучшим произведением.
Долгое время Бальдунгу приписывалось авторство Изенгеймского алтаря, хранящегося в настоящее время вКольмарском музее Унтерлинден. Настоящим автором алтаря является Маттиас Грюневальд.
Картины
Излюбленной темой художников разных эпох было символическое изображение возраста человека, молодости и старости, красоты и увядания человеческого тела. Картина «Три возраста женщины и Смерть» является подтверждением этому.
Изображенные на картине аллегорические женские фигуры заставляют задуматься о быстротечности и безжалостности времени: Детство в виде спящего младенца, цветущая Юность, затем изможденная Старость и, наконец, Смерть в виде скелета с песочными часами.
В картинах Бальдунга размышления о красоте человеческого тела почти всегда сталкиваются с ужасными образами смерти. «Смерть, смерть и вновь смерть, как ее писал Ганс Бальдунг Грин — белесые утолщения, узловатые суставы, вывороченное, мрачное бесстыдство тазобедренных костей.
И на том, что когда-то было рукой, висел тяжелый золотой браслет изысканного плетения. Я остался безгласный и неподвижный перед этими нищенскими останками, перед этим страшным закатом человеческой плоти…»
Ганс Бальдунг Грин — чрезвычайно своеобразный мастер, в творчестве которого причудливо переплетаются ренессансные черты со средневековой символикой, фантастикой и элементами нарождающегося маньеризма — художественного направления, получившего в Германии развитие в годы реакции, которая наступила после подавления крестьянских войн. К Дюреру, с которым он был в тесной личной дружбе, Бальдунг Грин приближается в своей графике — в гравюрах и прежде всего в рисунках — самой интересной части его творчества. Они интересны особенно тем, что показывают в нем пытливого наблюдателя природы. В Карлсруэ хранится альбом его зарисовок (1508/09-1517), сделанных серебряным карандашом, которые по большей части как по своему характеру, так и по мастерству чрезвычайно близки к Дюреру. Среди них можно встретить тонкие зарисовки с натуры человеческого тела и отдельно — голов, рук, ног, прекрасные портреты, очаровательные изображения детей, выполненные с большой наблюдательностью рисунки животных — лошадей, львов, козла, попугаев, точно фиксирующие местность городские ландшафты, тщательно сделанные рисунки растений. Бальдунгу не чужд интерес к работе над пропорциями человеческого тела, о чем свидетельствует ряд его рисунков («Ева около райского дерева», 1510, Гамбург; «Мария Египетская в облаках», Базель), и над идеальными лицами («Голова Христа», Париж; «Мужская голова», Берлин; «Голова девушки», Базель). Все это произведения чисто ренессансного характера. Очень хороши орнаментальные работы Бальдунга — иллюстрации к молитвеннику императора Максимилиана и рисунки для цветных оконных стекол. История искусства.
В картине «Три возраста человека» четыре фигуры представляют собой аллегорию трех возрастных циклов, трех этапов человеческой жизни. Смерть изображена в виде скелета с песочными часами в руке.
На картине расположены спящий младенец (символизирующий детство), молодая девушка (юность) и изможденная старая женщина (старость). Бальдунг по прозвищу Грин был плодовитым художником, а реалистическое изображение женских тел на этой картине свидетельствует, что он внимательно изучал обнаженную натуру.
Как и его учитель Альбрехт Дюрер, Ганс Бальдунг был одновременно живописцем и мастером тонкой гравюры. Он создал множество причудливых гравюр, в том числе и особенно легкой эротической тематики, а также исполнял изделия из цветного стекла (витражи) и книжные иллюстрации.
Одной из самых важных pабот Бальдунга было создание алтаря собора во Фрейбурге в 1516 году. Он умер в Страсбурге богатым и влиятельным членом общества. художник картина бальдунг
Свое знание природы и мастерство рисовальщика Бальдунг Грин применяет также для создания сюжетных рисунков на религиозные, мифологические и сказочные темы, в которых выражена присущая ему страсть к вымыслу и фантастике.
Сильной стороной этих рисунков является их динамичность, умелая передача движений и смелых ракурсов, мастерство в компоновке фигурных групп.
Но в то же время на них лежит неприятный налет преувеличенной экспрессивности, порой принимающей грубо физиологический или эротический характер (особенно в серии рисунков, посвященных изображению ведьм,- в Вене, Париже, Карлсруэ).
Художник часто возвращается к мотивам смерти, похищающей женщину (рисунки во Флоренции, Берлине), или борьбы, которые служат ему для передачи повышенно экспрессивной 'жестикуляции, весьма часто переходящей в гротеск и манерность («Геркулес и Антей», Кассель, и другие). Рядом с прекрасными реалистическими портретами Бальдунг помещает такие рисунки, где экспериментирует над человеческим лицом, подчас придавая ему искаженное, безумное выражение («Голова Сатурна», Вена).
Главное живописное произведение Бальдунга — большой многостворчатый алтарь собора во Фрейбурге (1516), еще сравнительно спокойный, с симметрично построенной средней частью («Коронование Марии») совершенно лишен пространственности и перегружен фигурами. Сильная сторона живописи Бальдунга — искрящиеся, горящие краски, которые сливаются в яркие, насыщенные цветовые аккорды.
Свойственные большинству его картин причудливость композиции, повышенная экспрессия фигур, подчеркнутая выразительность жестикуляции (например, «Казнь св. Доротеи», 1516; Прага) в произведениях последних двадцати лет его жизни, таких, как «Избиение св. Стефана», 1522, Страсбург; «Две колдуньи», 1523, Франкфурт; «Аллегория тщеславия», 1529, перерастают в неприкрытую манерность.
Источник: https://studbooks.net/716620/kulturologiya/nemetskiy_grafik_i_zhivopisets_hans_baldung
Реферат: Немецкий график и живописец Ханс Бальдунг
Немецкий график и живописец Ханс Бальдунг
Введение
БАЛЬДУНГ Ганс (Baldung, Hans) (1484-1545), немецкий график, живописец и создатель витражей. Бальдунг родился близ Страсбурга в 1484 и, возможно, ок. 1503 учился у А.Дюрера. В 1512-1517 жил во Фрайбурге, где написал алтарь для городского собора, который считается его лучшей работой. Остаток жизни провел в Страсбурге, где стал придворным художником епископа и членом городского совета.
Биография
Ханс Бальдунг (нем. Hans Baldung, прозванный Грин нем. Grien; 1480 , 1484 или 1485 , Швебиш-Гмюнд — 1545 ,Страсбург ) — один из выдающихся художников так называемой верхнегерманской школы, известен как живописец,гравёр и рисовальщик. Считается самым талантливым учеником Дюрера .
Родом из гуманистически образованной семьи юриста. Вскоре после рождения Ханса семья переехала в Страсбург . В 1503 г. Бальдунг уже находится в мастерской Дюрера в Нюрнберге, где остаётся до 1507 г.
будучи подмастерьем великого художника, Бальдунг вместе с Кульмбахом и Шейфеленом делает самостоятельно иллюстрации, зарабатывая на жизнь.
Его рисуночный автопортрет, хранящийся в Публичном художественном собрании в Базеле , красноречиво говорит о независимом и смелом нраве художника уже в юности.
Бальдунг одним из первых среди живописцев открыто примкнул к Реформации . Даже в его ранних, ещё «католических» работах, часто звучат суровые морализаторские ноты.
Работал в Брейсгау, Швейцарии и Эльзасе . Поселившись с 1538 г. в Страсбурге , был придворным художником при дворе епископа .
В картинах Бальдунга заметно влияние натуралистической верхнегерманской школы, но в выборе сюжета и в компоновке проявляется богатая творческая фантазия.
Самыми выдающимися из его работ считаются картины, находящиеся в Лихтентальском женском монастыре, написанные им в 1496 г., и главный алтарь Фрайбургского собора , оконченный в 1516 г.; на средней части этого алтаря изображено «Венчание Девы Марии»; на боковых частях великолепно исполнено «Бегство в Египет», считающееся его лучшим произведением.
Долгое время Бальдунгу приписывалось авторство Изенгеймского алтаря , хранящегося в настоящее время вКольмарском музее Унтерлинден . Настоящим автором алтаря является Маттиас Грюневальд .
Картины
Излюбленной темой художников разных эпох было символическое изображение возраста человека, молодости и старости, красоты и увядания человеческого тела. Картина «Три возраста женщины и Смерть» является подтверждением этому.
Изображенные на картине аллегорические женские фигуры заставляют задуматься о быстротечности и безжалостности времени: Детство в виде спящего младенца, цветущая Юность, затем изможденная Старость и, наконец, Смерть в виде скелета с песочными часами.
В картинах Бальдунга размышления о красоте человеческого тела почти всегда сталкиваются с ужасными образами смерти. «Смерть, смерть и вновь смерть, как ее писал Ганс Бальдунг Грин — белесые утолщения, узловатые суставы, вывороченное, мрачное бесстыдство тазобедренных костей.
И на том, что когда-то было рукой, висел тяжелый золотой браслет изысканного плетения. Я остался безгласный и неподвижный перед этими нищенскими останками, перед этим страшным закатом человеческой плоти…»
Ганс Бальдунг Грин — чрезвычайно своеобразный мастер, в творчестве которого причудливо переплетаются ренессансные черты со средневековой символикой, фантастикой и элементами нарождающегося маньеризма — художественного направления, получившего в Германии развитие в годы реакции, которая наступила после подавления крестьянских войн. К Дюреру, с которым он был в тесной личной дружбе, Бальдунг Грин приближается в своей графике — в гравюрах и прежде всего в рисунках — самой интересной части его творчества. Они интересны особенно тем, что показывают в нем пытливого наблюдателя природы. В Карлсруэ хранится альбом его зарисовок (1508/09-1517), сделанных серебряным карандашом, которые по большей части как по своему характеру, так и по мастерству чрезвычайно близки к Дюреру. Среди них можно встретить тонкие зарисовки с натуры человеческого тела и отдельно — голов, рук, ног, прекрасные портреты, очаровательные изображения детей, выполненные с большой наблюдательностью рисунки животных — лошадей, львов, козла, попугаев, точно фиксирующие местность городские ландшафты, тщательно сделанные рисунки растений. Бальдунгу не чужд интерес к работе над пропорциями человеческого тела, о чем свидетельствует ряд его рисунков («Ева около райского дерева», 1510, Гамбург; «Мария Египетская в облаках», Базель), и над идеальными лицами («Голова Христа», Париж; «Мужская голова», Берлин; «Голова девушки», Базель). Все это произведения чисто ренессансного характера. Очень хороши орнаментальные работы Бальдунга — иллюстрации к молитвеннику императора Максимилиана и рисунки для цветных оконных стекол. История искусства.
В картине «Три возраста человека» четыре фигуры представляют собой аллегорию трех возрастных циклов, трех этапов человеческой жизни. Смерть изображена в виде скелета с песочными часами в руке.
На картине расположены спящий младенец (символизирующий детство), молодая девушка (юность) и изможденная старая женщина (старость). Бальдунг по прозвищу Грин был плодовитым художником, а реалистическое изображение женских тел на этой картине свидетельствует, что он внимательно изучал обнаженную натуру.
Как и его учитель Альбрехт Дюрер, Ганс Бальдунг был одновременно живописцем и мастером тонкой гравюры. Он создал множество причудливых гравюр, в том числе и особенно легкой эротической тематики, а также исполнял изделия из цветного стекла (витражи) и книжные иллюстрации.
Одной из самых важных pабот Бальдунга было создание алтаря собора во Фрейбурге в 1516 году. Он умер в Страсбурге богатым и влиятельным членом общества. художник картина бальдунг
Свое знание природы и мастерство рисовальщика Бальдунг Грин применяет также для создания сюжетных рисунков на религиозные, мифологические и сказочные темы, в которых выражена присущая ему страсть к вымыслу и фантастике.
Сильной стороной этих рисунков является их динамичность, умелая передача движений и смелых ракурсов, мастерство в компоновке фигурных групп.
Но в то же время на них лежит неприятный налет преувеличенной экспрессивности, порой принимающей грубо физиологический или эротический характер (особенно в серии рисунков, посвященных изображению ведьм,- в Вене, Париже, Карлсруэ).
Художник часто возвращается к мотивам смерти, похищающей женщину (рисунки во Флоренции, Берлине), или борьбы, которые служат ему для передачи повышенно экспрессивной 'жестикуляции, весьма часто переходящей в гротеск и манерность («Геркулес и Антей», Кассель, и другие). Рядом с прекрасными реалистическими портретами Бальдунг помещает такие рисунки, где экспериментирует над человеческим лицом, подчас придавая ему искаженное, безумное выражение («Голова Сатурна», Вена).
Главное живописное произведение Бальдунга — большой многостворчатый алтарь собора во Фрейбурге (1516), еще сравнительно спокойный, с симметрично построенной средней частью («Коронование Марии») совершенно лишен пространственности и перегружен фигурами. Сильная сторона живописи Бальдунга — искрящиеся, горящие краски, которые сливаются в яркие, насыщенные цветовые аккорды.
Свойственные большинству его картин причудливость композиции, повышенная экспрессия фигур, подчеркнутая выразительность жестикуляции (например, «Казнь св. Доротеи», 1516; Прага) в произведениях последних двадцати лет его жизни, таких, как «Избиение св. Стефана», 1522, Страсбург; «Две колдуньи», 1523, Франкфурт; «Аллегория тщеславия», 1529, перерастают в неприкрытую манерность.
Источник: http://dodiplom.ru/ready/89600