Воскрешение дочери иаира, илья ефимович репин — описание картины

Воскрешение дочери Иаира, Илья Ефимович Репин - описание картины

«Воскрешение дочери Иаира» В.Д. Поленов

Cовместный проект с сайтом студии «Неофит» московского Данилова монастыря

История о написании Ильей Репиным выпускной работы «Воскрешение дочери Иаира», ставшей официальным началом его творческой карьеры, и о его многолетней дружбе с Василием Поленовым. Художники, по-разному видевшие смысл и назначение искусства, были близкими приятелями на протяжении всей жизни и большими ценителями таланта друг друга.

В 1871 году для выпускной конкурсной работы в Петербургской академии художеств была предложена тема «Воскрешение дочери Иаира». Победитель награждался Большой золотой медалью и правом шесть лет жить за границей на казенный счет.Главными претендентами были два товарища: Илья Репин и Василий Поленов. Они познакомились еще на уроках рисования с натуры.

Точнее перед ними, когда шла битва за лучшие места. В этом классе были и амфитеатр, и бельэтаж, где можно было вольготно усесться, но студенты предпочитали место рядом с натурщиком. Там были жесткие, низкие сиденья. Они назывались «в плафоне». Отсюда лучше получались рисунки – модель ведь стояла близко. Поэтому, когда дверь в класс отворялась, толпа ураганом неслась вниз.

Под мышкой у каждого было полено, им отмечались занятые места. В этих баталиях Илья и Василий часто оказывались рядом. «Поленов, — вспоминает Илья Ефимович, — очень любил плафон и всегда отдавал не имевшему места свой номер в бельэтаже. На скамьях амфитеатра полукругом сидело более полутораста человек.

Но тишина была такая, что скрип ста пятидесяти карандашей казался концертом кузнечиков, сверчков или оркестром малайских музыкантов».

Кроме страсти к учебе, и одинакового возраста – оба родились в 1844 году – они были совершенными противоположностями. Невысокий, быстрый Репин. Высокий, рассудительный Поленов. Сын военного поселенца из Харьковской губернии, приехавший в столицу со ста рублями. И коренной петербуржец из дворянской семьи.

Отец Поленова был известным дипломатом и археологом. Да и сам Василий Дмитриевич параллельно с Академией учился в университете на юриста. Для Репина другого пути, кроме как стать художником, не было: выиграет он в этом конкурсе или нет.

Для Поленова, наоборот, многое зависело от того, как он справится с конкурсным заданием.

Иаир жил в Гадаринской стране, лежавшей на противоположном Галилее берегу Геннисаретского озера, и был земляком того счастливца, из которого совсем недавно Христос изгнал целый легион бесов, вошедших потом в свиней и бросившихся с крутизны в воду. Начальник синагоги вместе со всеми жителями города ожидал нового прихода Назаретского Учителя. В Нем была надежда отца на исцеление его маленькой дочери.

Приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. (Лк. 8; 49-50).

Что такое смерть родного человека и связанные с ней переживания, Василий Дмитриевич по-настоящему узнает лишь через десять лет, потеряв свою любимую сестру-близнеца Веру Дмитриевну. Он будет страшно переживать.

Кое-как придет в себя, женившись, а потом похоронит не прожившего и двух лет сына… Сейчас он ничего этого не знал, и сразу решил отказаться от изображения мертвой девушки. Он выбрал само мгновение чуда.

То же самое сделал сперва и Репин.

В семье профессора архитектуры Шевцова Илье Репину в невесты прочили старшую дочь. Но не понимали: почему жених медлит с предложением. А Илья Ефимович тайно был влюблен в младшую Шевцову, Веру. Они познакомились, когда ей было девять. Теперь она стала шестнадцатилетней барышней, но родители считали ее совсем ребенком. Репин решил, что сделает предложение только когда закончит Академию.

Воскрешение дочери Иаира, Илья Ефимович Репин - описание картины
«Бурлаки на Волге» И.Е. Репин

В мастерской Репина все было заставлено этюдами и набросками к «Бурлакам». Но вот уже четыре месяца он запрещал себе подходить к Бурлакам, а занимался только «Дочерью Иаира». «Сначала я компоновал картину: переставлял фигуры, изменял их движение и главным образом искал красивых линий и классических форм.

И в тоже время, под влиянием разговоров с Крамским, все более устанавливался в отрицании и классического направления, и академической школы во имя нашей русской самобытности. Наконец, дошло до того, что я решил совсем бросить академию и начать жизнь по-новому». Но это значило на год отложить помолвку.

Он был в отчаянии.

И вот однажды, когда до конкурса оставалось уже мало времени, Репин возвращался от Крамского и вдруг совершенно ясно увидел эту сцену. «Мне представилось то настроение, когда умерла моя сестра Устя, как это поразило всю семью и дом и комнаты – все как-то потемнело, сжалось в горе и давило». Наутро он стер тряпкой всю свою четырехмесячную работу. Взял уголь и стал писать заново.

«Холст начал втягивать меня своим мрачным тоном. К вечеру моя картина была уже столь впечатляюща, что у меня самого проходила какая-то дрожь по спине». Чтобы постоянно пребывать в нужном трагическом состоянии, он просил брата Василия, ученика консерватории, играть ему Бетховена.

«Музыка переносила меня к моему холсту, я наслаждался этими звуками до бесконечности, они трогали меня до слез».

Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. (Лк. 8: 51-53).

Дочери Иаира было 12. Устя умерла почти в том же возрасте. Теперь, когда пережитое было на некотором отдалении, Репин был поражен тем, как мало, в сущности, изменились люди со времен Христа.

Мы по-прежнему «знаем», что есть смерть, и не верим в Воскресение, горько усмехаемся, когда нам говорят про вечную жизнь. Иаир пытается верить изо всех сил. Но только он один. На лицах его родственников нет надежды.

«Незачем было приходить! Девочка все равно уже умерла».

Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. (Мк. 5; 40-41).

Воскрешение дочери Иаира, Илья Ефимович Репин - описание картины
«Воскрешение дочери Иаира» И.Е. Репин

Окончить картину к сроку Илья Ефимович не успел. Но и в таком виде она вызвала фурор на конкурсе. Причем в оценке ее сходились и профессора Академии, и противники академической живописи.

Поленов вспоминал: «Я прошел в мастерскую к Репину и сел на кушетку в ожидании судьбы».

Тут дверь распахнулась, и вошел их общий друг: «Ну, братья, поздравляю!» Они оба получают Золотые медали и могут оба ехать за границу.

Поленов отправился в Европу первым. Репин остался, чтобы закончить «Бурлаков» и жениться. Они встретились через два года в Париже. Там их приятельские отношения переросли в настоящую дружбу.

«Часто, — вспоминает Илья Ефимович, — Булонский лес оглашался звуками русских песен». Они вместе работали, смотрели на картины западных мастеров и спорили об искусстве, о том, что важней: содержание картины или ее красота: что сказано или как сказано.

«Какой же огромный талант у Репина. – Пишет Василий Дмитриевич домой. – Все, что он ни делает, какой бы пустяк это ни был, выходит у него так значительно, так интересно, что у другого и в огромной картине не находится.

Близость моя с ним очень полезна, полезнее, чем десять лет Академии. И славный он малый, даром что талант, а простой, добрый, немного нервный и болезненный».

Это было счастливое время, но удивительно, бесплодное. Художники сами считали, что ничего стоящего тогда не создали. Репинского «Садко в подводном царстве» критика назвала «аквариумом», Поленовские пейзажи вообще никто не заметил.

«Я чувствую, – писал Илья Ефимович Крамскому, – что во мне происходит реакция против симпатий моих предков: как они презирали Россию и любили Италию, так мне противна теперь Италия с ее условной до рвоты красотой».

«В разных я местах побывал, — говорил Василий Дмитриевич Репину, — много разных чудес перевидел, а все-таки наша плоская возвышенность мне симпатичнее и родней».

После «Дочери Иаира» Репин долго не брался за религиозные сюжеты. «Наверное, это очень далеко от современности. Люди плохо знают Евангелие. Еще меньше понимают его. И совсем не собираются ему следовать».

Крамской, написавший «Христа в пустыне» был почти не понят, Достоевский, опубликовавший «Бесов», назван сумасшедшим.

А его «Бурлаки» уже висели в бильярдной комнате Великого князя, «и он мне жаловался, — вспоминает Илья Ефимович, — что стена вечно пустует: картину все время просят на разные европейские выставки».

В конце семидесятых Поленов переселяется в Москву. Здесь они снова встречаются с Репиным. Пишут портреты друг друга. Летом едут работать в Абрамцево, где Василий Дмитриевич создает удивительный образ Благовещенья для Царских врат приусадебной церкви.

Но в этот период их взгляды на искусство начинают расходиться. Свое понимание задач живописи Репин выразил в письме к Крамскому: «Вы говорите нам надо двинуться к свету, к краскам. Нет. Наша задача содержание. Лицо, душа человека, драма жизни, дух истории.

Вот наши темы». Он уезжает в Петербург. А Поленов остается в Москве. «Мне кажется, искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит.

В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство будет сплошь обдавать ужасами, то уже жить станет слишком тяжело».

В 90-е годы они оба участвуют в реформировании Академии, пишут новый устав. Но настроения Поленова кажутся чиновникам очень уж либеральными, и его вычеркивают из списка профессоров. Потом, спохватившись, начинают звать, но Поленов отказывается, ссылаясь на большую работу.

Тогда ему пишет Репин: «Дорогой, Василий Дмитриевич! Ах, как жаль! Напрасно ты отказался. Отговорка твоя серьезным художественным трудом – вздор! Академические каникулы дают чистых пять месяцев, делай что хочешь. Знаешь, с твоей стороны даже бессовестно так лично относиться к такой человечной задаче».

«Дорогой Илья Ефимович, ты уж очень яростно на меня накинулся. Но уверяю тебя, ты ошибаешься. Во-первых, ни к кому у меня нет чувства мести. Во-вторых, ты говоришь, что бессовестно покидать ответственный пост – верно, но ко мне вряд ли приложимо». Поленов действительно взялся за большой труд.

Жизнь Христа – цикл, над которым он проработает двенадцать лет.

Воскрешение дочери Иаира, Илья Ефимович Репин - описание картины
«Христос и грешница» В.Д. Поленов

«Я несказанно люблю евангельское повествование. Люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа. Христос есть настоящий, живой человек, или Сын Человеческий, как он постоянно Сам Себя называл.

Поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким Он и был в действительности». (Василий Поленов).Чтобы спасти нас от рабства смерти и греха, Господь стал одним из нас. Он знал нашу немощь, наши беды и наши радости. Он также уставал и хотел есть, испытывал холод или томился от жары. В Его груди билось человеческое сердце.

Он плакал вместе с нами и отзывался на каждую нашу боль. Бог стал Человеком, чтобы и нас научить быть людьми.

И Василий Дмитриевич, и Илья Ефимович дожили до глубокой старости и стали добрыми прихожанами своих приусадебных храмов.

В 1901 году отмечалось тридцатилетие творческой деятельности Репина. За ее начало приняли день, когда в Академии была выставлена «Дочь Иаира». «Приветствую тебя, дорогой друг, – пишет ему Поленов, — Ты сразу стал во главе русского искусства и продолжаешь быть первым русским художником современности.

Долго мы шли вместе, и я с радостью вспоминаю и наши хорошие отношения, и твою искреннюю дружбу. В последние годы мы внешне как бы разошлись, но внутренне остались близки как прежде». «И я, — отвечает Репин, — с удовольствием вспоминаю, как мы дружно учились и бескорыстно поддерживали друг друга. Я часто жалею, что тебя здесь нет.

Но ты наслаждаешься не бесплодно свободой художника, делаешь свое дело независимо, неустанно».

В феврале 1905 года Поленов и Серов направили в Совет Академии знаменитое письмо: «Мрачно отразились в сердцах наших страшные события 9 января. Войска убивали беззащитных людей, и в памяти нашей запечатлена картина этого кровавого ужаса.

Мы, художники, глубоко скорбим, что лицо, имеющее высшее руководство над этими войсками, пролившими братскую кровь, в то же время стоит во главе Академии Художеств, назначение которой — вносить в жизнь идеи гуманности и высших идеалов».

«Лицо», о котором говорили художники, был великий князь Владимир Александрович. Хорошо знавший его Репин сразу же ответил Поленову: «Я бы с удовольствием подписался под Вашим заявлением, если бы не знал, как оно далеко от правды. Войска в экстренных случаях выдаются в полное распоряжение полиции.

И великий князь ничего не знал о том, что будет, это уже не его компетенция; Мне лично известно, что Владимир плакал, когда узнал, что было». Наступило охлаждение, которое закончилось лишь под конец жизни.

В 1924-м, когда праздновалось восьмидесятилетие Поленова, Василий Дмитриевич получил коротенькую телеграмму на французском языке: «Felicitations sinceres, viel ami Riepin» – «Сердечно поздравляю, старый друг Репин».

Источник: http://www.taday.ru/text/31201.html

Воскрешение дочери Иаира. И.Е. Репин — Сокрытое Сокровище

Воскрешение дочери Иаира, Илья Ефимович Репин - описание картины

Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 г. в семье военного поселенца в городе Чугуев Харьковской губернии. С 13 лет обучался живописи в Чугуеве у И. Бунакова; в 1863 г. поступил в Академию Художеств в Петербурге.

Христианские сюжеты, к которым Репин всегда относился с исключительным вниманием и серьезностью, занимали видное место в его художественных исканиях. Об этом говорит написанная в 1869 г. картина «Иов и его друзья», за которую он был награжден малой золотой медалью. В 1872 г. Репин получил большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира».

В этом произведении Репин ставит и решает  труднейшую для всякого художника задачу: передать средствами реалистической живописи  момент совершения чуда, когда девушка-подросток со все еще неживым и холодным телом под влиянием доброго взгляда Христа, исполненного несокрушимой силы, любви и тепла, делает первый медленный вдох и, кажется, вот-вот откроет глаза, как бы очнувшись от тяжелого сна, в то время как на ее правой руке уже начинает прощупываться пульс. Об этом ясно говорит выражение лица старика-отца с полуоткрытым ртом и слегка округлившимися от удивления глазами.

Читайте также:  Возрасты человека и смерть, ханс бальдунг (грин)

Со всей определенностью можно сказать, что во всем русском изобразительном искусстве нет другого отображения этой сцены, данного с такой потрясающей внутренней правдой и реализмом. Это, несомненно, одно из самых сердечных и вдохновенных произведений молодого Репина, служащее своеобразным исповеданием его искренней христианской веры.

Пристальное внимание к работам своих великих предшественников сочеталось у молодого Репина с ранней самостоятельностью в выборе собственного творческого пути. Это бросается в глаза при сравнении образов Христа в картинах Репина и Иванова.

В отличие от самодостаточного ивановского Христа, изображенного на фоне далеких голубоватых гор, Христос у Репина не замкнут, не погружен в Себя и не отделен от мира, но, напротив, открыт и по-настоящему доступен каждому отдельному человеку.

Это именно Тот живой, любящий и сострадающий Христос четырех Евангелий, Который ел и пил с грешниками, входил в их дома, исцелял, воскрешал, творил чудеса и прощал…

Не будет преувеличением сказать, что это один из самых реальных простых, человечных и в то же время духовно прекрасных образов Иисуса Христа во всем русском, а, быть может, и мировом искусстве. В этом и состоит подлинное торжество любви и христианской веры в картине И. Е. Репина «Воскрешение дочери Иаира».

В настящее время эта картина занимает почетное место в экспозиции Русского музея г. Санкт-Петербурга.

Подготовила З. Соколова

Газета «Сокрытое Сокровище» № 5 (133) май 2008 г.

Воскрешение дочери Иаира, Илья Ефимович Репин - описание картины

Источник: https://sokrsokr.net/voskreshenie-docheri-iaira-i-e-repin/

Воскрешение дочери Иаира в картинах Репина и Поленова

любили более всего на свете и желали жизнь посвятить ему, также были они просто красивыми молодыми людьми, которым открывался мир, у которых только начинался самостоятельный творческий путь.

Поленов происходил из старинного дворянского рода. Репин был сыном военного поселянина, кантонистом, то есть ребенком солдата.

Разные пути к Академии художеств, различное воспитание, но похожая жажда знаний, а главное любовь к творчеству объединяет художников.

Исторический жанр в живописи. Две картины на одну тему.

сегодня, 22:23 

Восрешение дочери Иаира. Репин.

Воскрешение дочери Иаира, Илья Ефимович Репин - описание картины

И Поленов, и Репин были увлечены человеческим пониманием Христа.

Репин  позже записал в воспоминаниях: «Все это было для меня такой новостью  конечно, все это я читал, даже учил когда-то со скукой и без  всякого интереса слушал иногда в церкви… Но теперь! Неужели же это та  самая книга? Как это все ново и глубоко, интересно и поучительно!»  Академия художеств задала тему на известный евангельский сюжет: воскрешение  дочери Иаира. Наиболее подробно сюжет раскрыт в Евангелии от Марка.  Проповедуя и творя чудеса, Иисус Христос ходил по Галилее. И вот Он  «возвратился из страны Гадаринской, а народ уже ждал Его частию ради учения, а частию ради чудес. Пришел и один начальник синагоги, ни  бедный, ни отверженный, но из первых». Он просит исцелить его дочь, ей  было двенадцать лет, и она была при смерти. Иисус согласился. Однако  через некоторое время приходят люди от начальника синагоги и говорят  ему, что девица умерла.

«Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.  И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение, и  плачущих и вопиющих громко.

И вошед говорит им: что смущаетесь и  плачете? девица не умерла, но спит.  И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.  И взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа-куми», что значит: «девица, тебе говорю, встань».

 И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго сказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть». Как видим из Евангелия – воскресение произошло быстро. Иисус «берет девицу за руку, чтобы сообщить ей силу».

«И возвратился дух» (Лука) отроковицы». Именно этот момент изображен художниками.

 Воскрешение дочери Иаира.1871. В. Поленов.

Иисус Христос и в картине Репина, и у Поленова изображен в профиль. Лица внешне схожи, общее движение –  протянутая рука к руке девочки.

Схожи и интерьеры комнаты – каменные  стены, плиточный пол, в священном углу – лампада и надпись с именем  Бога; одежды персонажей также у обоих художников традиционны.

Обычна

иконография апостолов – молодой безбородый Иоанн; постарше, темноволосый – брат его Иаков; и уже старик – Пет.

Работая над эскизами к «Воскрешению», Поленов, в отличие от Репина недалеко отошел от первоначальной  композиции. Окончательная его работа стала только гармоничнее, вывереннее, из нее исчезла суета, намечавшаяся в эскизах.

В. Д. Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Х., м. 173х280. Научно-исследовательский музей Академии художеств.

Картина написана в холодноватой гамме, цвета приглушенные, но чистые; солнечности, которая наблюдается почти во всех

воспроизведениях – нет. Действие происходит в небольшой комнате, в каменном доме; окно закрыто шторой, а через дверь, благодаря перспективному сокращению, улица и дневной свет не видны. Освещение на сцену падает из окон, внутреннихсветильников нет. Поэтому картина воспринимается более открытой, реальной, чем у Репина, где за счет освещения достигается впечатление таинственности, оторванности происходящей сцены от мира. У Поленова же действие, происходящее в доме, выглядит как продолжение того, что было на улице. Только что Христос вошел в дом, выгнал праздную толпу и за ним вереницей вошли остальные действующие лица. Иных лиц, кроме семерых, здесь представленных, нет, но они присутствуют за рамой картины.  Работа Репина представляется в этом смысле более застывшей, статичной, действие остановилось в ней и все ушло в ожидание, во внутреннее напряжение. Из-за двух источников освещения – левого окна, двери и расположенного вне картины – бросающего свет фронтально, на основную группу, картина не имеет единого светового объединения. Наиболее яркое пятно света ложится на одр с девочкой, освещая ее лицо, руки, предметы вокруг.

И.Е. Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Х., м. 229х382. Гос. Русский музей.

Фигура Христа в полутени, но на фоне высветленной стены выглядит контурно и несколько сдавливается темными сгустками сумрака, тенями на сером камне сверху. Картина имеет два плана, гармонично соотносящихся, как бы перетекающих друг в друга. На первом изображено чудо, на втором – его свидетели.

Лица второго плана также тщательно написаны, подробность даже в прописке затененных деталей: красного кувшина в левом углу, столика, случайной зеленой ветки в окне. Черно-зеленая штора, почти слившаяся с фоном, написана за спинами апостолов.

Иудейские одеждывыписаны в условной академической манере, лицам Поленов предал восточный тип лица, но тем не менее они классичны, даже каноничны – являя собой скорее греческую красоту, чем иудейский тип лица. Группа апостолов и отец-фарисей,

находящийся в той же группе, поставлены в сентиментально-романтических позах, лица всех персонажей картины единообразны, в них нет различая характеров. Только Христос несколько более глубокомысленен, и вместе с тем, светло печален, торжественен, академически красив.

В правой части картины Репина собрались родственники умершей и ученики Христа. В центре группы – старик-отец в одежде фарисея. Слева от него – мать девицы, лицо ее наподобие греческой трагической маски, волосы нечесаные, зеленоватого оттенка. Она выражает чувства противоположные тем, что испытывает мать у Поленова.

Она как бы в отчаянии, без надежды на какое-либо может быть случайное оживление ее дочери. Это и понятно, в иудейской истории Ветхого Завета еще не было такого пророка, кто столь легко и обильно мог творить чудеса, так просто воскрешать мертвых. Как пишет свят. блаж.

Феофилакт Болгарский, отец девицы был неверующий иудей (следовательно, такова и его жена) и «когда Господь сказал, что девица не умерла, но спит, и смерть назвал сном , то слышавшие сие засмеялись над Ним Ибо смерть девицы была так явна, что засмеялись над ним, когда сказал, что она не умерла». Так вот и в лице матери нет надежды на оживление мертвого дитя.

Отец смотрит словно бы в удивлении, открыв рот и подняв брови. Вид у него почтенный, руки сложены на груди, так что он походит и на наших священников – он и был священнослужителем – начальником синагоги. Чувства старика можно описывать по-разному, многогранно и живо изображает его Репин.

Это слияние удивительного и непонятного чувства надежды с опасением или неверием, или он видит будто начавшиеся воскресение, и словно внутренне зажигается в нем радость по мере «оживания» его дочери (как отмечалось некоторыми искусствоведами).Противоречивый образ отца удался Репину именно из-за этой неясности чувств, выраженных в его лице.

Поленов напишет позже.

Так у Репина священник воплощает собой образ красоты старости, мудрости и доброты; у Поленова же это холодный судья и его холодность и вместе с тем удивление: неужели воскресил? противопоставлены теплоте чувств матери, обращенной к дочери как бы в молитвенной позе, и воскресшей девочке, радостно глядящей на Христа.  В эскизе отец девицы изображен удивленным, он раскинул руки, активно сочувствует происходящему, как и остальные, но этот образ менее глубок и целен, чем тот, который сумел дать Поленов в оконченной картине.

Интересно написаны образы апостолов. Иаков и Петр у обоих художников оказались на третьем плане и в полутени. Но Иоанн, любимый ученик Христа, как он называл себя, самый молодой и еще безбородый, изображен художниками в группе отец-мать.

Иоанн Поленова – приятный молодой человек, бодрый и активный с умилением взирает на сцену чуда.У Репина мы видим Иоанна стоящим возле сидения с высокой спинкой в правой части картины, он полностью в полутени.

Но он не похож на любящего ученика, скорее

походит на левита (например, с картины А. А. Иванова), таким холодным и осуждающим написано его лицо. Можно предположить, что художник просто не умел или не хотел прорабатывать образы апостолов. Как в эскизах, так и в картине – изображены отрешенные от события люди. Но эти три апостола – ближайшие ученики Христа.

Они первые  Его последователи и именно им была явлена божественная и человеческая сущность Христа. Одни из первых узнали они о его Воскресении. А воскрешение дочери Иаира было вторым воскрешением Спасителя, прежде Он воскресил сына вдовы в Наине.

Поэтому такое безразлично-судейское отношение апостолов не может быть объяснено их действительным безразличием, но оно оттеняет теплоту чувств отца и горя матери и глубину сосредоточенности в образе Христа.

Источник: https://alindomik.livejournal.com/1654730.html

Воскрешение дочери Иаира

  • Воскрешение дочери Иаира, Илья Ефимович Репин - описание картины

Картина является первым крупным произведением молодого Репина. Это его дипломная работа, за которую он получил первую золотую медаль, звание художника и заграничную командировку.

Картина писалась в 1870—1871 годах и осталась неоконченной, главным образом в аксессуарах первого плана (столик, чаша и нижняя часть светильника, каменный пол, свернутый ковер, домашняя утварь, стул справа), а также в нижних частях фигур Христа и родственников умершей.

Значительная сама по себе, картина эта интересна также тем, что позволяет представить, какие навыки приобрел Репин за годы своего ученичества, с каким художественным багажом приступал он к самостоятельному творчеству. Одновременно с этой программой писался первый вариант «Бурлаков на Волге».

Картина «Воскрешение дочери Иаира» трактует традиционный «программный» сюжет, сцену евангельского чуда, как живую картину жизни.

Художник естественно передал ситуацию — приход Христа в дом, где только что умерла девушка, изобразил удивление и некоторый испуг родителей, соединенный у них с робкой надеждой.

Вместе с тем картина свободна от бытовизма, жанровой будничности. Живая сцена передана, как важное и значительное событие.

Такая трактовка картины показывает, что молодой Репин сумел счастливо сочетать обучение в Академии художеств с советами и рекомендациями Крамского. Академия дала Репину не только высокое формальное мастерство рисунка и композиции, умение пластически передавать людей, ткани, предметы.

Репин сумел воспринять в Академии и традиции искусства «большого стиля», монументальной картинной композиции, ее величавости. Это были традиции, которым в 20—40-х годах К.П. Брюллов и А.А.

Иванов дали новую жизнь, но которые в самой Академии к 60-м и началу 70-х годов уже омертвели и только сохранили свою живую силу в педагогической системе П.П.Чистякова.

Советы Крамского помогли Репину не только стать на путь нового искусства, но и осмыслить в самих академических традициях их цецные внутренние качества. Эти традиции, в свою очередь, способствовали тому, что реалистические задачи воспринимались Репиным в духе «большого искусства».

Известно, что Репин первое время не хотел браться за сюжет «Воскрешение дочери Иаира», считая его для себя совершенно чуждым.

Он проникся им лишь тогда, когда, вспомнив о смерти своей сестры Усти, представил традиционный академический евангельский сюжет как жизненную сцену.

Об этом переходе от отвлеченного традиционного к новому реалистическому представлению сюжета и свидетельствует процесс работы над композицией, как он рисуется нам по дошедшим рисуночным и живописным эскизам.

В своем окончательном виде композиция картины представляет собой умелое сочетание строгого классического построения по планам с помещением главного действия на основном втором, то есть на среднем плане, и передачи интерьера с его глубиной. Превосходно использовано освещение. Затененность интерьера в глубине и справа создает атмосферу тишины, скорби и вызывает ощущение ожидания.

В тень погружены второстепенные действующие лица — родные девушки, в то время как она сама, лежащая на ложе, и стоящий около нее Христос освещены светом светильника. Этим они выделены и акцентированы в композиции; на них, как на наиболее светлое место в картине, направляется прежде всего взгляд зрителя.

Читайте также:  Музей леонардо да винчи в милане, италия

Свет объединяет группу, в которой художник мастерски решил трудную задачу сочетания горизонтально и вертикально расположенных форм. Светильник как бы «поддерживает» своим вертикализмом фигуру Христа.

Вместе с тем психологический «узел» композиции — лица девушки и Христа, их соприкасающиеся руки — помещен как бы в особом, отграниченном, более интимном пространстве, чем все большое пространство картины. Центральная группа выделена и тем, что она написана наиболее рельефно.

Фигура Христа полна внутренней сосредоточенности и наиболее «классична» в спокойной величавости своей позы, в строгой красоте и ритмичности драпировок. Высказывалось правильное положение, что Репин в трактовке Христа, реальной и вместе возвышенной, следует ивановской традиции.

Лицо Христа — живое и естественное в своем спокойствии и величии мудреца, его руки — это руки простого человека с набрякшими жилами; жест их предельно прост и вместе с тем торжествен. Ту же реальность без бытовизма, жизненность и классическую обобщенность видим и в трактовке головы девушки. Мертвая изображена, как спящая.

Здесь перед нами начало той лирической темы сна и пробуждения в творчестве Репина, которая привлекала Репина на протяжении всего его творческого пути.

Этот интерес художника к изображению спящих, который засвидетельствован подготовительным рисунком лежащей девушки для картины, далее проявляется в таких работах, как «Надя Репина» (1881), «Отдых» (1882), рисунок «Во время сна» (1901) и др.

Одежды Христа и драпировки ложа написаны пластически сильно и красиво.

В них Репин обнаруживает свободное владение классическим мастерством изображения драпировок, гармонии и эмоциональной выразительности их складок, переходов от больших поверхностей к то глубоким, то мелким складкам, музыкальности их плавного ритма.

Он хорошо использует контраст более сложных и многочисленных складок гиматия Христа и широких простых складок белой ткани, покрывающей ложе, чтобы усилить рельеф фигуры, придать ей спокойную величавость.

Даже частично недописанный натюрморт у изголовья умершей выразителен силой передачи вещественности, материалов скатерти с бахромой, тяжелого металла чаши и светильника, лишь верхняя часть которого и огонь полностью написаны.

Редкой красоты игра теплого желтого света на холодном, приглушенном серовато-белом цвете драпировки ложа свидетельствует не только о мастерстве будущего великого колориста, но и о содержательности его живописных исканий и достижений. Свет использован психологически.

Своей теплотой, разливающейся по холодному белому драпировки, он знаменует вновь вливающуюся в омертвевшее тело жизнь.

Разделяя картину освещением по диагонали на более светлую левую и погруженную в тень правую сторону, Репин вместе с тем достигает колористической обобщенности полотна.

Он пишет белую драпировку ложа в полутоне; освещенный светом светильника, красный хитон Христа находит отклик в темно-красном занавесе и далее в одеждах старика и стоящего справа от него молодого человека. Точно так же на металле утвари на полу справа как бы замирают последние отблески света, который сосредоточен на ложе.

Вся красочная гамма картины хорошо сгармонирована, и сдержанностью звучания цветовых пятен соответствует тому общему чувству возвышенности и величавой сдержанности драматической сцены, которым проникнута картина.

Репин вспоминал впоследствии, что когда он делал подмалевок картины, располагая основные массы светотени, то «общее впечатление было почти музыкальным».

Он сумел сохранить эту музыкальность и в дальнейшем как в расположении света и тени, так и в красочной гамме картины и в ее ритмическом построении.

Уже в этом раннем произведении Репина счастливо проявилось то, «что зрительные представления часто облекались у него в музыкальные образы и, наоборот, образы музыкальные в сознании художника перевоплощались в чисто живописные».

Среди персонажей картины кроме Христа и умершей следует особенно отметить старика отца. В изображении его головы мы можем видеть одно из самых первых проявлений того репинского психологизма, который мы найдем позднее и в портретах и в персонажах сюжетных композиций. Вместе с тем Репин здесь увлечен передачей особой скорбной красоты старости.

Это то, что позднее обнаружится в «Еврее на молитве» (1875). В этом психологизме, красоте старости и интересе к восточным типам воплощается увлечение Репина Рембрандтом, которого он копировал.

Это «рембрандтовское» начало в картине сочетается с «ивановским» на редкость удачно, свидетельствуя и о познаниях молодого художника и о его умении найти нужные традиции для решения сложной задачи реалистической трактовки старого традиционного сюжета.

А. Фёдоров-Давыдов

Источник: http://ArtPoisk.info/artist/repin_il_ya_efimovich_1844/voskreshenie_docheri_iaira_001/

Воскрешение дочери Иаира

Воскрешение дочери Иаира, Илья Ефимович Репин - описание картины

Картина Репина «Воскрешение дочери Иаира» была написана в 1871 году и была первым произведением большого масштаба, для начинающего Репина. За эту дипломную работу, Репин   получил звание художника, первую золотую медаль и был отправлен в заграничную командировку.

Трактуя сцену евангельского чуда, картина «Воскрешение дочери Иаира» передает ситуацию, когда Христос является в дом, только что умершей девушки, Репин изобразил удивление и в то же время испуг родителей, в чьих глазах еще теплится надежда. Вся сцена изображена как важное и значительное событие.

Долгое время молодой художник не хотел браться за этот сюжет, считая его чуждым для себя. Лишь вспомнив о своей сестре Усти, он проникся к сюжету и представил его как жизненную сцену. В картине очень хорошо поставлено освещение. Атмосферу тишины прекрасно создает затененность интерьера в глубине и справа, вызывая ощущение скорби и ожидания.

В тени оказались родные девушки, которые являются второстепенными лицами в картине, между тем тело умершей девушки и стоящий рядом Христос искусно освещены светильником. Эта игра света удачно расставляет акценты композиции и направляет взгляд зрителя, прежде всего на наиболее светлое место в картине.

Лицо Христа выглядит естественно в своем спокойствии и величии мудреца, руки такие же, как у простого человека, с напрягшимися жилами. Жест рук очень прост, а вместе с этим торжественен. Между тем, умершая девушка изображена как спящая. Этим мы еще раз соприкасаемся со столь любимой Репиным темой лирики, где теме сна и пробуждения отведена большая роль.

Еще не раз в своих работах («отдых», «Надя Репина», «Во время сна» и другие) художник изображает спящих людей.

Помимо умершей дочери и Христа, хочется отметить, образ старика отца. Столь присущий Репину психологизм, как нельзя лучше отражен в этом образе. Кроме того, в изображении отца присутствует скорбная красота старости.

Многие знатоки живописи видят в этом образе увлечение Репина Рембрандтом, которого он часто копировал.

Вся гамма красок картины очень гармонична, цветовые пятна звучат величаво, возвышенно и сдержано, что вполне подходит духу драматической сцены, которым наполнено данное полотно. Сегодня эта картина находится в государственном русском музее.

  Создавая эту картину, Репин был под впечатлением «Лунной сонаты» Бетховена и по словам двоюродного брата Бетховена, по-бетховенски получилось мощной. Искусствоведы называют эту картину самой таинственной и загадочной в творчестве Репина.

Обсудить на форуме

Источник: https://art-on-web.ru/repin/pictures/2221

Воскрешение дочери Иаира

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ильи Репина.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Ильи Репина  на натуральном  холсте.

Илья Репин родился в семье военного поселенца. Склонность к рисованию проявилась в раннем детстве, когда в дом Репиных двоюродный брат отца принес акварельные краски. Первые уроки живописи одаренный подросток получил от живописцев родного города Чугуева: с 11 лет 2 года учился в школе топографов, после упразднения школы – в иконописной мастерской Бунакова.

Став востребованным художником в чугуевских окрестностях, в 16 лет получил предложение работать в кочевой иконописной артели.

Собрав заработанные деньги, в 19 лет Илья поехал в Петербург поступать в Академию художеств. Уже через месяц после поступления он за свои рисунки получает первые номера.

  • Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871).
  • В 1872 году Илья Ефимович женился на Вере Алексеевне Шевцовой, которую знал с детских лет.
  • В 1873 году Репин испытал первый настоящий успех благодаря выставленной картине «Бурлаки на Волге».

В том же году, когда родившаяся дочь немного подросла, семья Репина, имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже.

В 1876 году за картину «Садко» Репин получил звание академика.

Вернувшись в Россию, Репин в течение года — с октября 1876 по сентябрь 1877-го — жил и работал в родном Чугуеве, затем переехал в Москву, в 1878 году вступил в Товарищество передвижников.

Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен.

В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название — «Речь Александра III к волостным старшинам»). Работа над картиной была завершена в 1886 году.

Брак с Верой Шевцовой продлился 15 лет. За эти годы Вера родила 4 детей, занималась их воспитанием, салонный образ жизни, к которому стремился Репин, был ей в тягость. Они разошлись в 1887 году, поделив детей: старшие остались у отца, младшие – с матерью. Семейная драма сильно повлияла на душевное состояние художника…

Как в годы супружества, так и после ухода из семьи Репин писал много портретов своих близких.

Весной 1888 года по рекомендации Василия Матэ в мастерскую Репина пришла учиться живописи Елизавета Званцева. Художник настолько сильно увлекся своей ученицей, что, по словам его самого, «искусство отошло куда-то». « Никогда никого я не любил так непозволительно, с таким самозабвением», — признавался он в одном из писем.

Отношения были настолько мучительными, что Званцева даже сменила педагога, перейдя в мастерскую к Павлу Чистякову. Однако встречи продолжались до тех пор, пока в 1891 году Елизавета Николаевна, так и не завершившая учёбу в Академии, не покинула Петербург.

А второй женой Репина стала писательница Наталья Борисовна Нордман, писавшая под псевдонимом Северова. В конце 1900 года художник перебрался к ней в имение Пенаты, расположенное в Куоккале, взяв с собой портрет Званцевой, который висел в столовой художника до его последних дней.

В 1894 году Репин, уже получивший к тому времени звание профессора живописи, вернулся в Академию художеств в качестве руководителя живописной мастерской, с 1898 по 1899 был ректором академии.

С возрастом у Репина возникли проблемы с правой рукой: она перестала подчиняться художнику.

Друзья, беспокоясь о здоровье Ильи Ефимовича, начали прятать от него кисти и карандаши; Репин, не желая отрываться от любимого дела, стал писать левой рукой.

Когда ослабевшие, почти негнущиеся пальцы перестали держать палитру, художник скрепил доску для красок специальными ремнями, перебросил их через шею и продолжал работать. В последние годы он обращался к библейским сюжетам.

Жена Репина, Нордман, заболев туберкулезом, уехала из своего имения в одну из зарубежных больниц. Она умерла в 1914 году в Локарно, завещав, чтобы пожизненным владельцем усадьбы стал Илья Ефимович.

В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина».

Ознакомившись с текстом завещания, Репин перечислил на счёт Академии 40 000 рублей, предназначенные для организации будущего музея.

После 1918 года, когда Куоккала стала финской территорией, Репин оказался отрезанным от России. В 1920-х годах он сблизился с финскими коллегами, сделал немалые пожертвования для местных театров и других учреждений культуры — в частности, подарил большую коллекцию картин Гельсингфорскому музею.

Общение с прежними друзьями было только заочным.

Дальнейшая переписка с друзьями свидетельствовала об угасании Репина.

После его смерти хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина, Вера Ильинична. Первый музей Репина, появившийся в 1940 году, просуществовал недолго: в 1944 году здание было разрушено.

Архив, заблаговременно вывезенный из Куоккалы в Академию художеств, не пострадал. Сохранившиеся картины, письма, вещи стали основой при восстановлении усадьбы.

Элементы оформления сада были воссозданы по рисункам Репина и воспоминаниям тех, кто бывал в Пенатах. Дом-музей был открыт летом 1962 года.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Ильи Репина  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/repin-ilya/voskreshenie-docheri-iaira

Беседа о художниках. " Воскрешение дочери Иаира". Василий Поленов и Илья Репин. Творческое соперничество

Беседа о художниках.

« Воскрешение дочери Иаира».

Творческое соперничество. Василий Поленов и Илья Репин.

1863 год. После долгих колебаний талантливый юный дворянин Василий Поленов становиться студентом сразу двух высших учебных заведений.

По разумному выбору, одобренному родителями и друзьями семьи, Василий вместе с братом Алексеем поступил на математический факультет Петербургского университета. Однако по совету друга семьи, Чистякова П.П.

, Поленов записался вольнослушателем в Академию художеств, студентом которой был сам Чистяков, впоследствии ставший знаменитым педагогом и профессором Академии.

Через год интенсивного обучения  Поленов решает оставить университет и держать экзамены в действительные студенты Академии художеств на второй курс. Вместе с ним из вольнослушателей в это же время переводился Илья Репин, с которым Поленов тогда познакомился.

Среди экзаменов были не только рисунок и живопись, но и общеобразовательные предметы. И если у дворянина Поленова начертательная геометрия или история искусств являлись любимыми предметами, то бывшему иконописцу Репину они давались с трудом.

В результате юноши попали на один курс: Илью зачислили в действительные студенты, но обратно на первый, а Василия перевели на второй.

Студент натурного класса Поленов, целиком погрузившийся в свои занятия живописью, сразу  продемонстрировал удивительные способности.

Вскоре он уже был обладателем нескольких серебряных медалей за рисунки и этюд, а в 1867 блестяще окончил ученический курс. Теперь Василий решил участвовать в академическом конкурсе на золотые медали по классу исторической живописи.

Этот же жанр избрал для себя и Репин, также заявивший о своём намерении непременно добиться золотых медалей.

В 1869 Поленов получил от Академии малую золотую медаль за свою первую картину. Вскоре такой же награды за работу на аналогичную тему удостоился и Репин. Одинаковые задания приняли художники и на выполнение своих главных конкурсных полотен.

Читайте также:  Музей судостроения и флота, украина, николаев

Заданным сюжетом оказалось « Воскрешение дочери Иаира».

На полотне Поленова на переднем плане мы видим Спасителя у постели ожившей девочки. От девочки словно исходит свечение. Чудо только- только свершилось, и это уже не мертвенная бледность, но сияние вернувшейся жизни.

 Христос написан художником благоговейно, но без излишнего пафоса. Сам Спаситель в земной жизни любил называть Себя « Сын человеческий». Но в то же время Он оставался всесильным Богом, второй Ипостасью святой Троицы.

И все свои чудеса Господь совершал не из-за стремления  произвести впечатление на окружающих, а от любви к людям, жалости к ним, стремления облегчить их страдания и подарить Свет.

Таким вот Человеком, понимающим горе матери, сопереживающим, но и Богом, могущим изгнать саму смерть, предстаёт Христос на картине Поленова.  В поленовском образе дочери Иаира, протянувшем худенькую ручку к Христу, чувствуется теплота и  трогательность.

Картина несёт впечатление искренности, тёплые мягкие цвета передают ощущение радости, которая постепенно охватывает всех людей, ставших свидетелями великого чуда, произошедшего в простом доме бедной еврейской семьи.

Мать девочки, словно боясь спугнуть, не смеет приблизиться к воскресшей дочери, но судорожно сжимает руки, переживая величайшую радость в своей жизни. Кажется, мы сейчас увидим, как через мгновение она броситься к ногам Спасителя со слезами счастья и благодарности. За ней стоит обрадованный отец, из-за его спины выглядывают домочадцы.

Главная особенность этой картины заключается в обыденности и естественности, как драпировок, так и изображенных на ней действий. Именно это производит впечатление на зрителя. Глядя на картину, становится ясно, что чудеса на Земле случаются.

Илья Репин тоже стремился сделать своё произведение возвышенным и одухотворённым. Его работа более продумана и выверена по всем  академическим канонам. Но  в картине чувствуется определённая напряжённость.

Художник мастерски передал необыкновенное удивление и испуг родителей. Они все еще надеются на чудо. Изображенная сцена передана так, что возникает ощущение важности и значительности события.

Репину очень долго не хотелось браться за этот сюжет.

Он предполагал, что эта тема ему чужда. И лишь тогда, когда он вспомнил свою сестру, смог проникнуться этой темой и представить ее, как действительно реальную ситуацию, произошедшую в жизни.

Справа и в глубине все нарочито затемнено, что передает необыкновенную тишину и вызывает чувство томительного ожидания. Родственники девушки изображены в тени, так как они второстепенные персонажи.

Девушка и пришедший Иисус Христос с невероятной выразительностью выделены светом. Этот прием верно расставляет акценты, а также направляет наш взгляд на главное место в картине.

Христос очень естественен, его лицо спокойно и мудро в собственном величии. Его руки совершенно обычны, как у простого человека. Жесты невероятно просты, но при этом действительно наполнены торжественностью. Девушка словно спит, а не умерла. Здесь зритель вновь соприкасается со столь излюбленной темой для Репина, как тема пробуждения. Во многих творениях мы видим спящих.

Также невероятно значим на картине отец. Психологизм Репина наиболее полно отражается именно в нем. Также ощущается красота и скорбность старости. Все краски невероятно сдержанны и при этом максимально гармоничны.

Все это подходит к той полной драматизма сцене, которая стала темой полотна. Репин создавал эту картину, находясь под сильнейшим впечатлением Бетховена и его «Лунной сонаты», поэтому и творение получилось таким мощным.

Именно это полотно названо полным тайн и загадок.

За картину « Воскрешение дочери Иаира»  Поленов был удостоен золотой медали и права бесплатной пенсионерской поездки за границу. Надо ли говорить, что Репин получил такую же награду…

Для меня же лично более близок образ Спасителя с картины Поленова. Впоследствии художник не раз вернётся к Нему. « Христос и грешница», известная ещё под названием

  • « Кто без греха?», « Среди учителей», где изображён Божественный Отрок в двенадцатилетнем возрасте, « Марфа приняла Его в дом свой», и, наконец, моя любимая-
  • « Мечты», где Христос сидит на камне, погрузившись в созерцание не просто открывавшейся пред ним панорамы Генисаретского озера, но и будущего спасённого им от плена греха и смерти человечества.
  • Любящий, всё понимающий, прощающий, но не слабый, а остающийся при всей казавшейся мягкости всесильным Творцом и Богом- Словом, Которым создавался мир, Христос Господь в один из моментов Своей Божественной Силы — в простом бедном доме , держащий за руку воскрешенную им еврейскую девочку.
  • Эпилог.
  • У одного еврейского старшины, начальника синагоги, по имени Иаира, была при смерти единственная дочь, двенадцатилетняя девица.
  • Иаир пришел ко Иисусу Христу, пал к ногам Его и усиленно просил Его, говоря: «дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива».

Видя веру Иаира, Иисус Христос пошел с ним. На пути встречает их посланный из дома Иаира и говорит ему: «дочь твоя умерла; не утруждай учителя».

  1. Но Иисус, услышав это, сказал Иаиру: «не бойся, только веруй, и будет спасена».
  2. Когда они подошли к дому, то увидели там большое смятение: все плакали и рыдали.
  3. Господь сказал им: «не плачьте; девица не умерла, но спит».
  4. Они же не поняли Его слов и стали смеяться над Ним, зная, что она умерла.

Но Иисус Христос, выслав из дома народ, взяв с Собою только родителей умершей и трех апостолов Своих — Петра, Иакова и Иоанна, вошел в комнату, где лежала умершая девица. Он взял ее за руку и сказал: «талифа куми«, что значит; «девица, тебе говорю, встань!»

И возвратился дух ее; девица тотчас встала и начала ходить. Обрадованные родители ее были в великом изумлении.

Иисус Христос велел дать ей поесть и строго запретил им разглашать в народе о происшедшем. Но слух об этом разнесся по всей стране.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 9, 18-26; от Марка гл. 5, 21-43; от Луки, гл. 8, 41-56.

Используемая литература:

« Великие художники. Поленов».

Издательство « Директ- Медиа».

Беседа о художниках.

« Воскрешение дочери Иаира».

Творческое соперничество. Василий Поленов и Илья Репин.

1863 год. После долгих колебаний талантливый юный дворянин Василий Поленов становиться студентом сразу двух высших учебных заведений.

По разумному выбору, одобренному родителями и друзьями семьи, Василий вместе с братом Алексеем поступил на математический факультет Петербургского университета. Однако по совету друга семьи, Чистякова П.П.

, Поленов записался вольнослушателем в Академию художеств, студентом которой был сам Чистяков, впоследствии ставший знаменитым педагогом и профессором Академии.

Через год интенсивного обучения Поленов решает оставить университет и держать экзамены в действительные студенты Академии художеств на второй курс. Вместе с ним из вольнослушателей в это же время переводился Илья Репин, с которым Поленов тогда познакомился.

Среди экзаменов были не только рисунок и живопись, но и общеобразовательные предметы. И если у дворянина Поленова начертательная геометрия или история искусств являлись любимыми предметами, то бывшему иконописцу Репину они давались с трудом.

В результате юноши попали на один курс: Илью зачислили в действительные студенты, но обратно на первый, а Василия перевели на второй.

Студент натурного класса Поленов, целиком погрузившийся в свои занятия живописью, сразу продемонстрировал удивительные способности.

Вскоре он уже был обладателем нескольких серебряных медалей за рисунки и этюд, а в 1867 блестяще окончил ученический курс. Теперь Василий решил участвовать в академическом конкурсе на золотые медали по классу исторической живописи.

Этот же жанр избрал для себя и Репин, также заявивший о своём намерении непременно добиться золотых медалей.

В 1869 Поленов получил от Академии малую золотую медаль за свою первую картину. Вскоре такой же награды за работу на аналогичную тему удостоился и Репин. Одинаковые задания приняли художники и на выполнение своих главных конкурсных полотен.

Заданным сюжетом оказалось « Воскрешение дочери Иаира».

На полотне Поленова изображена компания людей, каждый из которых испытывает разные чувства и эмоции. Ожившая девушка выглядит красиво и естественно, но бледность ее лица и кожи говорит о том, что жизнь покидала ее тело. Христос написан художником благоговейно, но без излишнего пафоса. Сам Спаситель в земной жизни любил называть Себя « Сын человеческий».

Но в то же время Он оставался всесильным Богом, второй Ипостасью святой Троицы. И все свои чудеса Господь совершал не из-за стремления произвести впечатление на окружающих, а от любви к людям, жалости к ним, стремления облегчить их страдания и подарить Свет.

Таким вот Человеком, понимающим горе матери, сопереживающим, но и Богом, могущим изгнать саму смерть, предстаёт Христос на картине Поленова. В поленовском образе дочери Иаира, протянувшем худенькую ручку к Христу, чувствуется теплота и трогательность.

Картина несёт впечатление искренности, тёплые мягкие цвета передают ощущение радости, которая постепенно охватывает всех людей, ставших свидетелями великого чуда, произошедшего в простом доме бедной вдовы.

Мать девочки, словно боясь спугнуть, не смеет приблизиться к воскресшей дочери, но судорожно сжимает руки, переживая величайшую радость в своей жизни. Кажется, мы сейчас увидим, как через мгновение она броситься к ногам Спасителя со слезами счастья и благодарности.

Главная особенность этой картины заключается в обыденности и естественности, как драпировок, так и изображенных на ней действий. Именно это производит впечатление на зрителя. Глядя на картину, становится ясно, что чудеса на Земле случаются.

Илья Репин тоже стремился сделать своё произведение возвышенным и одухотворённым. Его работа более продумана и выверена по всем академическим канонам. Но в картине чувствуется определённая напряжённость.

Художник мастерски передал необыкновенное удивление и испуг родителей. Они все еще надеются на чудо. Изображенная сцена передана так, что возникает ощущение важности и значительности события.

Репину очень долго не хотелось браться за этот сюжет. Он предполагал, что эта тема ему чужда.

И лишь тогда, когда он вспомнил свою сестру, смог проникнуться этой темой и представить ее, как действительно реальную ситуацию, произошедшую в жизни.

Справа и в глубине все нарочито затемнено, что передает необыкновенную тишину и вызывает чувство томительного ожидания. Родственники девушки изображены в тени, так как они второстепенные персонажи. Девушка и пришедший Иисус Христос с невероятной выразительностью выделены светом. Этот прием верно расставляет акценты, а также направляет наш взгляд на главное место в картине.

Христос очень естественен, его лицо спокойно и мудро в собственном величии. Его руки совершенно обычны, как у простого человека. Жесты невероятно просты, но при этом действительно наполнены торжественностью. Девушка словно спит, а не умерла. Здесь зритель вновь соприкасается со столь излюбленной темой для Репина, как тема пробуждения. Во многих творениях мы видим спящих.

Также невероятно значим на картине отец. Психологизм Репина наиболее полно отражается именно в нем. Также ощущается красота и скорбность старости.Все краски невероятно сдержанны и при этом максимально гармоничны. Все это подходит к той полной драматизма сцене, которая стала темой полотна.

Репин создавал эту картину, находясь под сильнейшим впечатлением Бетховена и его «Лунной сонаты», поэтому и творение получилось таким мощным. Именно это полотно названо полным тайн и загадок.

За картину « Воскрешение дочери Иаира» Поленов был удостоен золотой медали и права бесплатной пенсионерской поездки за границу. Надо ли говорить, что Репин получил такую же награду…

Для меня же лично более близок образ Спасителя с картины Поленова. Впоследствии художник не раз вернётся к Нему. « Христос и грешница», известная ещё под названием

« Кто без греха?», « Среди учителей», где изображён Божественный отрок в двенадцатилетнем возрасте, « Марфа приняла его в дом свой», и, наконец, моя любимая-

« Мечты», где Христос сидит на камне, погрузившись в созерцание не просто открывавшейся пред ним панорамы Генисаретского озера, но и будущего спасённого им от плена греха и смерти человечества.

Любящий, всё понимающий, прощающий, но не слабый, а остающийся при всей казавшейся мягкости всесильным Творцом и Богом- Словом, Которым создавался мир, Христос Господь в один из моментов Своей Божественной Силы — в простом доме бедной вдовы, держащий за руку воскрешенную им еврейскую девочку.

  • Эпилог.
  • У одного еврейского старшины, начальника синагоги, по имени Иаира, была при смерти единственная дочь, двенадцатилетняя девица.
  • Иаир пришел ко Иисусу Христу, пал к ногам Его и усиленно просил Его, говоря: «дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива».

Видя веру Иаира, Иисус Христос пошел с ним. На пути встречает их посланный из дома Иаира и говорит ему: «дочь твоя умерла; не утруждай учителя».

  1. Но Иисус, услышав это, сказал Иаиру: «не бойся, только веруй, и будет спасена».
  2. Когда они подошли к дому, то увидели там большое смятение: все плакали и рыдали.
  3. Господь сказал им: «не плачьте; девица не умерла, но спит».
  4. Они же не поняли Его слов и стали смеяться над Ним, зная, что она умерла.

Но Иисус Христос, выслав из дома народ, взяв с Собою только родителей умершей и трех апостолов Своих — Петра, Иакова и Иоанна, вошел в комнату, где лежала умершая девица. Он взял ее за руку и сказал: «талифа куми«, что значит; «девица, тебе говорю, встань!»

И возвратился дух ее; девица тотчас встала и начала ходить. Обрадованные родители ее были в великом изумлении.

Иисус Христос велел дать ей поесть и строго запретил им разглашать в народе о происшедшем. Но слух об этом разнесся по всей стране.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 9, 18-26; от Марка гл. 5, 21-43; от Луки, гл. 8, 41-56.

Используемая литература:

« Великие художники. Поленов».

Издательство « Директ- Медиа».

Источник: https://multiurok.ru/files/biesieda-o-khudozhnikakh-voskrieshieniie-dochieri-iaira-vasilii-polienov-i-il-ia-riepin-tvorchieskoie-sopiernichiestvo.html

Ссылка на основную публикацию