Васильев Федор Александрович — [10(22).2.1850, Гатчина, ныне Ленинградской области, — 24.9(6.10). 1873, Ялта], русский живописец-пейзажист. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). Был близок с И. Н. Крамским. Исключительно одарённый, В. своей недолгой художественной деятельностью оставил глубокий след в русском искусстве. В его живописи образы природы приобрели особую поэтичность и глубину чувств. Написанные сияющими, насыщенными красками, полные упоения чувственной красотой мира, произведения В. проникнуты одухотворённостью, романтическим волнением. Эти черты определились уже в небольших по размеру пейзажах 1868-69 («Возвращение стада», «Перед дождём» — оба в Третьяковской галерее), запечатлевших жизнь природы в яркие, эффектные моменты. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. Большое значение для творчества В. имела его поездка на Волгу совместно с И. Е. Репиным (1870). Итогом её явились рисунки и живописные произведения («Вид на Волге. Баржи», 1870, Русский музей, Ленинград; «Волжские лагуны», Третьяковская галерея), в которых сказалось пробуждающееся стремление художника к картинной обобщенности пейзажного образа, тональному единству цветовой гаммы, лирическому переживанию природы. По возвращении в Петербург В. создал одно из главных своих произведений — «Оттепель» (1871, Третьяковская галерея). Проникнутое тоской и грустью, навеянными горькими раздумьями о жизни русской деревни, оно несёт в себе большое социальное содержание. В 1871 В. заболел туберкулёзом и переселился в Ялту. В Крыму по старым этюдам и воспоминаниям он написал широкое эпическое полотно «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Строгая по композиции картина поражает свежестью и глубиной цвета, его богатой внутренней градацией; это — синтетический образ природы, таящий в себе сложную гамму чувств. Последняя работа В. — «В крымских горах» (1873, Третьяковская галерея) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном; образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. В творчестве В. проявилось свойственное мастерам русской пейзажной живописи 1860-70-х гг. стремление сделать пейзаж одухотворённым, выражающим передовые обществ, идеалы.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Баржи на берегу 1870г Русский МузейСанкт-Петербург | Берег Волги после грозы 1871г | Берег реки Ветер 1869г Русский МузейСанкт-Петербург | Берег. Штиль 1867г Русский Музей Санкт-Петербург | Берег реки Ветер 1869г Русский Музей Санкт-Петербург | Кроны деревьев 1867г 32×28,5 см |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
Березовая роща к вечеру 1869гСаратов Государственный музей | Близ Красного Села 1868гПенза Галерея | Болото в лесу Туман 1873г Русский Музей Санкт-Петербург | Болото в лесу. Осень1873г | Облака | Осенний лес 1873г ТретьяковскаяГалерея Москва |
Бревна у дороги 1869г Саратовский Государственный Музей Искусств | Быстрый поток 1870г Русский МузейСанкт-Петербург | В дубовой роще Русский музей | В Крымских горах 1873г ТретьяковскаяГалерея Москва | Облака Русский Музей Санкт-Петербург | Облака. Этюд ТретьяковскаяГалерея Москва |
В Крымских горах. Ручей 1873г Третьяковская Галерея Москва | В Крыму. После дождя 1873г ТретьяковскаяГалерея Москва | В окрестностях Петербурга 1868г | В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря 1867г Русский Музей Санкт-Петербург | Облака за холмами 1870г Русский МузейСанкт-Петербург | Облака Музей им. Горькогов Кирове |
Валаам Скалы 1867г Русский Музей Санкт-Петербург | Вечер 1869г | Вечер 1871г ТретьяковскаяГалерея Москва | Вечер в Крыму 1873г Третьяковская Галерея Москва | На реке. Ветреный день 1869г | Облака 1868г Третьяковская галерея Москва |
Вечер перед грозой 1869г | Вид на Волге. Барки1870г | Возвращение стада 1868г | Волжские лагуны 1870г 70х127см Третьяковская Галерея Москва | На Неве 1871г Третьяковская Галерея Москва | На острове Валааме 1869г |
Волна 1872г Русский МузейСанкт-Петербург | Волны рядом с пристанью 1872г ТретьяковскаяГалерея Москва | Горы в Крыму осенью 1872г Русский МузейСанкт-Петербург | Горы в облаках 1873г | На берегу моря 1873г | На Мойке 1871г |
Грозовые облака 1871г | Гумно 1868г | Деревенская улица1868г Третьяковская Галерея Москва | Деревенский двор 1869г Русский МузейСанкт-Петербург | Мост через ручей 1870г Русский Музей Санкт-Петербург | На берегу Волги 1870г |
Деревня 1868г Галерея Дейнеки в Курске | Деревня 1869г Русский Музей Санкт-Петербург | Деревья 1869г Художественный музей в Харькове | Деревья 1870г СаратовскийМузей Искусств | Мокрый луг 1872г ТретьяковскаяГалерея Москва | Море с кораблями 1873г |
Дорога в березовом лесу 1869г Третьяковская галерея Москва | Дорога в лесу 1869г Третьяковская Галерея Москва | Дубы 1868г ТретьяковскаяГалерея Москва | Заброшенная мельница 1873г Русский Музей Санкт-Петербург | Лошади на водопое 1869г | Мокрый луг 1872г 70х114см ТретьяковскаяГалерея Москва |
Заброшенная мельница 1873г | Заброшенная мельница Этюд 1873г | Залив ТретьяковскаяГалерея Москва | Заря в Петербурге 1870г Русский Музей Санкт-Петербург | Лето. Речка в Красном Селе 1870г Художественный Музей Казань | Лодка 1870г ТретьяковскаяГалерея Москва |
Землянка 1870г | Зима 1871г | Зима в Крыму 1873г ПермьХудожественная Галерея | Изба 1869г | Крымский пейзаж 1873г ТретьяковскаяГалерея Москва | Летний жаркий день 1869г |
Иллюминация в Петербурге 1869г ТретьяковскаяГалерея Москва | Кипарисы в Крыму 1872г ТретьяковскаяГалерея Москва | Крестьяне с лодкой на солнечном берегу 1868г Омск Музей Современного Искусства | Крестьянская семья в лодке 1870г | Крым. Ялта 1873г | Крымские горы зимой 1873г ТретьяковскаяГалерея Москва |
Осень 1869г | Оттепель 1868г 53х107см Третьяковская Галерея Москва | Парусники 1868г | Пасека Русский МузейСанкт-Петербург | Пасмурный день 1869г | Пейзаж с крестьянскими хатами и прудом близ Петербурга 1871г Русский Музей Санкт-Петербург |
Пейзаж с облаками 1868г | Пейзаж со скалой и ручьем1867г | Пейзаж. Крым 1873г | Пейзаж. Парголово Вид в Парголове 1868г | Перед грозой 1868г | Перед грозой 1869г Русский музей Санкт-Петербург |
Перед грозой Третьяковская Галерея Москва | Перед дождем 1871г Третьяковская Галерея Москва | Пирамидальные тополя на берегу озера. Вечер 1871г Русский Музей Санкт-Петербург | После грозы 1868г Третьяковская Галерея Москва | После дождя Весна в Петербурге 1867г Третьяковская Галерея Москва | После дождя 1869г |
После дождя. Проселок 1869г | После проливного дождя 1870г ТретьяковскаяГалерея Москва | Прибой волн 1873г | Пруд и закат 1871г ТретьяковскаяГалерея Москва | Раннее утро 1868г ТретьяковскаяГалерея Москва | Рассвет 1873г |
Рожь 1870г ТретьяковскаяГалерея Москва | Ручей в лесу ТретьяковскаяГалерея Москва | Сараи 1870г | Сельский домик 1863г | Сосновая роща у болота1873г | Ствол старого дуба1869г |
Тёплый солнечный день 1869г ТретьяковскаяГалерея Москва | Тополи 1870г СмоленскийМузей Искусств | Тополя освещенные солнцем 1870г ТретьяковскаяГалерея Москва | У водопоя 1868г | Утро 1873г Русский Музей Санкт-Петербург | Утро1873гРусский МузейСанкт-Петербург |
Утро в деревне 1869г Русский Музей Санкт-Петербург | Эриклик. Фонтан Крым 1872г Русский МузейСанкт-Петербург | Эриклик. Фонтан Крым 1872г Тpетьяковская Галерея Москва |
Материал из Википедии — свободной энциклопедии: В 1870 году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей.
Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых — «Вид на Волге. Барки» и «Волжские лагуны». По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С.
Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Центральное произведение о крымской природе — большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
Ф. А. Васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище.
Источник: http://pavlishak.ru/vasilev_feodor.html
Искусство, каким вы его еще не видели
#1
Федор Васильев
Вид на Волге. Барки
#2
Летом 1870 года в маленькой деревеньке на Волге появились четверо приезжих, которые казались почти иностранцами: они изысканно одевались, мылись каждый день и, главное, рисовали. Местные шептались: незнакомцы списывали людей в свои альбомы, чтобы отдать их души Антихристу. И что казалось еще страшнее, приезжие имели связи в Петербурге!
Этими чужаками были трое художников и один музыкант: Федор Васильев, Евгений Макаров, братья Илья и Василий Репины. Результатами поездки стали известнейшие картины: «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Волжские лагуны» и «Вид на Волге. Барки» Федора Васильева.
#4
Пейзаж «Вид на Волге. Барки» Федор Васильев написал после поездки по Волге летом 1870 года. Илья Репин и Федор Васильев выехали из Твери на пароходе компании «Самолет». Компанию им составили брат Репина юный флейтист Василий и сокурсник по Академии художеств Евгений Макаров, а бесплатный проезд по Волге обеспечили покровители Репина из Академии.
Это путешествие стало известным: после него Илья Репин написал картину «Бурлаки на Волге». Но из автобиографии Репина ясно: и вдохновителем, и отчасти организатором этой поездки был Федор Васильев. Художник убедил всех ехать, достал для братьев Репиных 200 рублей. Васильев был душой компании и во время путешествия.
#5
Мне думается, что такую живую, кипучую натуру, при прекрасном сложении, имел разве Пушкин.
Звонкий голос, заразительный смех, чарующее остроумие с тонкой до дерзости насмешкой завоевывали всех своим молодым, веселым интересом к жизни; к этому счастливцу всех тянуло, сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом, а люди, появлявшиеся на сцене, сейчас же становились его клавишами, и он мигом вплетал их в свою житейскую комедию и играл ими
— вспоминал о нем Репин.
#7
Спустившись вниз по Волге, повидав Нижний Новгород и волжский Ставрополь (сейчас — Тольятти), Васильев, Макаров и братья Репины остановились на все лето в селе Ширяево. Устроились в доме с окнами на Волгу, обзавелись нехитрым имуществом и приступили к работе.
Репин описывает жизнь в Ширяево как период безудержного счастья. Они пели, охотились, спорили, читали Гомера. Устраивали шуточные бои, сколотив «античные» войска из ватаги крестьянских мальчишек. Однажды Васильев вдруг вскочил на необъезженного жеребенка и стал выделывать на нем шуточные цирковые па.
#8
Мы спешили зa ним c разинутыми от удивления ртами и в стpaxe зa негo, a он, поощренный впечатлением невиданногo нами зрелищa, начал вдруг, совершеннo как цирковой наездник, принимать разныe позы, перекидывать ноги и, наконец, сидя лицом к нам пo-дамски, стал съезжать нa самый круп, к хвостy жеребенкa, и посылать нам оттудa воздушныe поцелуи. Вероятнo, жеребенкa защекотали наконец егo движения, он пришел в раж и вдруг так подбросил Васильевa к небy, сопровождая свoe движениe необыкновеннo громким и зычным звуком, чтo казалось, Васильев улетает зa облакa. В этo мгновениe он страшнo походил нa Дон Кихотa, подброшенногo крылом мельницы…
Илья Репин
#9
Конечно, в Ширяево художники много работали. Васильев будто не знал усталости. Однажды после долгого и утомительного путешествия в соседнее село по воде, он всю ночь делал наброски впечатливших его пейзажей. Репин вспоминал:
#10
Просыпаюсь от тяжести полногo желудкa; a лампa вce горит, и сам Васильев горит, горит — всем существом ярчe нашей скромной лампы… Вот энергия! Дa, вот настоящий талант!
#12
Остается неясным, делал ли Васильев живописные наброски к «Виду на Волге» в Ширяево. Но карандашных этюдов с причалившими к берегу барками сохранилось множество.
Сейчас в Ширяево организован Дом-музей Репина — в том самом доме о трех окнах с видом на Волгу.
#14
Бурлаки были неотъемной и впечатляющей частью волжского пейзажа того времени. Но как по-разному изобразили их друзья-художники, наблюдавшие одни и те же картины.
У Репина бурлаки доминируют на полотне, и тем самым картина приобрела большую социальную заостренность. Совсем другое мы видим у Васильева: его бурлаки не в лямке. Рабочие будто уже осуществили свою мечту и сбросили тяжкое ярмо.
Федор Васильев написал их во время обеденного отдыха на фоне умиротворенной природы.
#15
Вид на Волге. Барки. Фрагмент
#16
Васильев повлиял и на репинскую концепцию «Бурлаков». В изначальном замысле бурлаки Репина контрастно выделялись на фоне нарядной группки дачников. Эту идею Васильев осудил:
#17
Тут эти барышни, кавалеры, дачная обстановка, что-то вроде пикника; а эти чумазые уж очень как-то искусственно «прикомпоновываются» к картинке для назидания Ох, запутаешься ты в этой картине: уж очень много рассудочности. Картина должна быть шире, проще, что называется — сама по себе… Бурлаки так бурлаки!
#18
Репин писал, что более молодой Васильев «с места в карьер взял его под свое покровительство».
#20
Тонко выписанные детали были особенностью пейзажей Васильева. Современники вспоминают, что он всегда работал идеально отточенными карандашами и подтрунивал над коллегами, чьи карандаши были тупыми. Его «магический» карандаш стремительно бегал по бумаге и чертил тонко, четко и пластично.
То же самое и с живописью: Васильев писал только тонкими кистями, выводя ими все подробности широкого пространства, огромного неба.
#21
Я всегда работаю маленькими, колонковыми: ими так хорошо лепить и рисовать формочки… А мазать квачами, как заборы, такая гадость, ненавижу мазню
— говорил художник.
#22
Федор Васильев умело обобщал все филигранно выписанные детали и создавал полные поэзии жанровые зарисовки о природе. Также он был незаурядным колористом:
#23
У меня до безобразия развивается чувство каждого отдельного тона, чего я страшно иногда пугаюсь. Это и понятно: где я ясно вижу тон, другие ничего могут не увидеть или увидят серое и черное место.
#26
Художником, открывшим «живое, мокрое, светлое, движущее небо», Федора Васильева называл еще один его известный современник — Николай Ге. Действительно, его небесные своды грандиозны, детально выписаны и на многих картинах, в том числе самых ранних, небо стало сюжетным центром.
#29
Вид на Волге. Барки. Фрагмент
#27
Васильев часто изображал небосвод в «переломные» погодные моменты — перед грозой или после дождя. И на полотне «Вид на Волгу. Барки» он одновременно тревожен и гармоничен. Искусствовед Юрий Дюженко писал:
#28
Левая часть с наползающей грозовой тучей значительно меньше, но так как она более насыщена по цвету, то это уравновешивает обе части неба и вместе с тем вносит в общее решение разнообразие и богатство
#31
Влажную землю, изображение которой так хорошо давалось Васильеву, мы видим и на другой картине — знаменитой «Оттепели». Это полотно выиграло первую премию на конкурсе Общества поощрения художников, было скопировано автором по заказу Александра III, и получило высокую оценку на международной выставке в Лондоне.
#32
Вид на Волге. Барки. Фрагмент
#33
Выходя зимой 1871 года на этюды для этой картины, художник не жалел себя и сильно простудился. «Подозрительный кашель» Васильева Репин заметил еще во время волжского путешествия в 1870 году: тогда его обостряли сырые ночи, проведенные на охоте. Теперь же, после «Оттепели», был диагностирован туберкулез.
Увы, показавший необычную зрелость как человек и художник, по годам Федор Александрович так и остался «гениальным мальчиком» — он умер от туберкулеза в 23 года.
#35
»Видом на Волге» очень хотел пополнить свою коллекцию Павел Третьяков, он покупал картины Васильева при любой возможности. Когда художник умер, в Петербурге устроили его посмертную выставку, и все картины были раскуплены еще до ее открытия. Третьяков обратился к Ивану Крамскому, который распоряжался делами художника.
#36
Мне непременно нужно иметь Васильева пейзаж с барками, так как этот экземпляр дает понятие, какой бы он также был замечательный маринист… я уверен, что Вы сочувствуете моей такой усиленной любви к произведениям Васильева, хотя, может быть, и находите неудобным отдавать много вещей его в одни руки
Павел Третьяков
#37
Однако Крамской отказал коллекционеру: «К сожалению, «Барки» принадлежать Вам не могут». Картину выкупили, какое-то время она находилась в частной коллекции. Спустя много лет полотно оказалось в Русском музее, где находится и сегодня. Павлу Третьякову удалось собрать больше 20 картин Васильева, в их числе — «Оттепель», «Возвращение стада», «После грозы», «Мокрый луг» и «В Крымских горах».
Источник: https://ar.culture.ru/ru/subject/vid-na-volge-barki
Васильев Фёдор Александрович(Fyodor Vasilyev) | Студия И
Васильев Фёдор Александрович(1850-1873)-выдающийся русский живописец-пейзажист.
Фёдор Александрович Васильев родился 22 февраля 1850 года в городке Гатчина (в настоящее время Ленинградская область) в семье мелкого почтового служащего из С-Петербурга. После рождения мальчика семья переехала в столицу.
Семья жила бедно и в возрасте 12-и лет мальчик был был отдан на службу в управление главного почтамта С-Петербурга. Интерес к живописи и способности к рисованию проявился у Фёдора рано, но недостаток свободного времени вынуждал мальчика заниматься любимым увлечением по вечерам и воскресным дням.
Родители поощряли увлечение сына, и в 1863 году отдали сына, мечтавшего стать художником и много рисовавшего, в Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств в С-Петербурге.
Школа, основанная в свое время министерством финансов, оказалась к 1860-м годам в ведении Общества поощрения художеств и благодаря учреждению художественного класса быстро завоевала популярность в кругу талантливой молодежи самых различных общественных слоев С-Петербурга.
В числе преподавателей школы был тогда не только пользовавшийся огромной любовью и авторитетом И.Н.Крамской, но и другие художники из группы четырнадцати протестантов, демонстративно вышедших из Академии в 1863 году. Приметы, происходивших в искусстве перемен, особенно стали заметны тогда на ежегодных академических выставках.
Выдающиеся способности Васильева были вскоре замечены. Далеко не последнюю роль в становлении молодого живописца сыграла его дружба с И.Н. Крамским(1837-1887) — русским живописцем и рисовальщиком, мастером жанровой, исторической и портретной живописи; художественным критиком и И.И.
Шишкиным(1832-1898) — русским художником-пейзажистом, живописцем, рисовальщиком и гравёром-аквафортистом, представителем Дюссельдорфской художественной школы.
Желая также получить практические навыки реставрационной деятельности, Васильев, в течение всего периода обучения в Рисовальной школе, совмещал занятия с вечерней работой у известного петербургского реставратора из Академии художеств П.К.Соколова.
В 1865 году скоропостижно скончался отец Фёдора Васильева , и пятнадцатилетний подросток оказался главной и фактически единственной опорой семьи, оставшейся без средств к существованию.
Преждевременное взросление наложило свой отпечаток на характер будущего художника, сделав его легко ранимым и обострив эмоциональную чувственность, развив при этом редкостную сложность духовной организации и повышенное внимание к нравственным вопросам человеческой жизни.
К моменту окончания учебы в 1867 году, Васильев уже познакомился с рядом художников и стал своим в их среде. Особенно близкими были отношения с И. В. Крамским, взявшим его под заботливую опеку, и с И. И. Шишкиным, с которым он постоянно работал на натуре.
Общение и дружба с этими замечательными людьми и художниками стали главными жизненными и профессиональными университетами начинающего живописца.
Летом и осенью 1867 года Фёдор Васильев вместе с опекавшим его и учившим азам мастерства Шишкиным, более пяти месяцев проработал на Валааме.
Лето, проведенное на Валааме, небольшом острове на Ладожском озере, подготовило художника к самостоятельной работе.
Множество сделанных там набросков и этюдов, а также законченные позднее большие картины «После дождя», «Деревенский двор», «В церковной ограде Валаам» (все 1867 год) отчётливо демонстрируют свойственное Фёдору Васильеву лирическое восприятие русской природы. Уже в этих работах мы наблюдаем особый художественный стиль талантливого живописца.
Его главная отличительная особенность — разработка соседних тонов цветовой гаммы, благодаря чему достигался яркий колорит картин. Художник достигал целостности произведения при помощи единого цветового рефлекса.
Такой подход отличал Васильева от большинства художников- передвижников, добивавшихся зрительного единства картины при помощи тщательной разработки светотени и боровшихся с «искусственной» пестротой подчёркнутой сдержанностью общей цветовой гаммы.
Шишкин научил Васильева видеть всё разнообразие форм природы, различать конструкцию, характер деревьев и листьев.
Он привил ученику любовь к тщательному наблюдению, к анализу, и, наконец, к самому процессу художественного труда. Вернувшись с Валаама, Федор Васильев решил впервые выставить на суд зрителей и своих собратьев-художников исполненные за лето рисунки и этюды. Вместе с работами Шишкина они были показаны на выставке Общества поощрения художеств.
Один из этюдов Васильева — «На острове Валааме. Камни», был приобретен графом П. С. Строгановым, крупным меценатом того времени. Он с большим интересом воспринял работы семнадцатилетнего художника и затем с вниманием следил за его успехами, всячески покровительствуя молодому дарованию.
1868-1869 годы — время по-настоящему зрелых работ Фёдора Васильева. Среди них прежде всего необходимо выделить «Деревенскую улицу», «После грозы» и «Возвращение стада»(все-1868 год)и картину «Деревня» -1869 год.
В 1870 году вместе с И.Е. Репиным(1844-1930)- выдающимся русским художником-живописцем, мастером портрета, исторических и бытовых сцен, академиком Императорской Академии художеств, молодой художник отправляется в поездку по Волге. Из путешествия Васильев привёз множество набросков и зарисовок и две незавершённые картины :»Вид на Волге.Барки» и «Волжские Лагуны», (обе 1870 год). Эти работы в полной мере показывают всё богатство его палитры и поистине блестящее восприятие цвета художником.
необходимо отметить, что для ранних работ Фёдора Васильева характерно трёх плановое композиционное построение,умело подчёркнутое цветом и освещённостью. Как правило, затенённые передний и задний планы, разделяются высветленным средним. Однако, в одной из своих лучших работ «Оттепель» (1871 год), Васильев отходит от своей традиционной трёх плановой схемы.
Работа была очень высоко оценена современниками. Эта глубоко эмоциональная картина, пронизанная настроением тревоги и безнадёжности принесла автору первую премию от Общества поощрения художеств. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.
В 1871 году Фёдор Александрович Васильев поступил в Академию художеств, но ещё во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился,и у него обнаружился туберкулёз. Как следствие — художник вынужден был покинуть С-Петербург.
По предложению графа П. С.
Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Общество поощрения художеств предоставило Фёдору Васильеву средства для поездки в Крым . В Крыму, в Ялте Фёдор Васильев провёл последние два года своей жизни.
Он не сразу оценил красоту крымских пейзажей, однако постепенно, после мучительных творческих поисков , обрёл своё видение южной природы, и его глубоко лиричный и поэтичный пейзаж «В крымских горах»(1873 год) — наглядное тому подтверждение.
Художник много и напряжённо работал в Крыму, порой в ущерб лечению.
Это не способствовало выздоровлению и в конце концов привело к трагическому финалу..
24 сентября 1873 года в возрасте 23 лет Фёдор Александрович Васильев скончался в Ялте, где и был похоронен на Поликуровском кладбище.
Фёдор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но его вклад в русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом.
Талантливый живописец оставил нам большое творческое наследие. Им восхищались И.Е. Репин, и И.И. Шишкин, а И.И.Левитан называл Фёдора Александровича Васильева своим учителем.
Поистине выдающаяся оценка!!
Источник: https://www.stydiai.ru/gallery/fyodor-alexandrovich-vasilyev/
Федор Васильев. Волжские лагуны. Вид на Волге. Баржи — Описание картин. Шедевры русской живописи
В 1870 году Васильев вместе с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге, в результате которой появились рисунки и живописные произведения “Вид на Волге. Баржи”, “Волжские лагуны”, “Зимний пейзаж”, “Приближение грозы”, “Перед грозой” и др. Здесь художник стремился к картинной обобщенности пейзажного образа, тональному единству цветовой гаммы, лирическому переживанию природы.
Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ.
Даже Репин, будучи на семь лет старше Васильева, и, конечно, опытнее его, находился под влиянием младшего товарища. «Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. …он был для нас превосходным учителем».
|
Картина “Вид на Волге. Баржи” — важнейший итог этой поездки. Спокойное величие широкой реки поразило Васильева, и именно это ощущение простора наполняет полотно. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт.
Глаз свободно скользит от переднего плана к глубине, от одного края картины к другому, задерживаясь лишь на барках у берега — смысловом и зрительном центре картины. Всеми средствами он старался выразить основное впечатление во всей его полноте: неоглядная даль, раздолье, покой.
Но для художника природа — прежде всего обитель людей. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков.
Они изображены в глубине картины, художник не фиксирует на них внимания, но Волга в его представлении немыслима без тяжкого бурлацкого труда.
Важную роль в создании картины сыграли встречи художника с бурлаками, героями Репина, и сама типичная для волжского пейзажа бурлацкая тема, раскрывавшаяся перед глазами художников во всей своей социальной значительности.
В пейзаж Васильева все ощутимее входит человек, не столько как действующее лицо, сколько как «лирический герой», определяющий настроение картины. И берега Волги, и степи, и села для Васильева — свидетели и участники людских мыслей и чувств.
В ряд с волжскими пейзажами, утверждавшими в своих образах положительный идеал и мечту о гармонии «естественного человека и природы», неожиданно включается еще одна, не схожая с ними картина «Волжские лагуны». Оставшаяся неоконченной, она тем не менее приковала к себе всеобщий интерес художников на посмертной выставке Васильева и была приобретена П. М. Третьяковым для его собрания.
Ее романтический образ сразу же приковывает внимание зрителя и захватывает напряженностью переданного в картине предгрозового состояния природы.
Грандиозным и устрашающим кажется поднявшееся над равниной небо с громоздящимися тучами, нависшими над низким берегом Волги с затерявшейся среди жесткой травы лагуной.
Но присутствие в картине радуги — предвестника грядущего просветления — расширяет содержание чисто пейзажной темы и становилось ключом к истолкованию замысла этого пейзажа.
«Легким мячиком он скакал между Шишкиным и Крамским, — вспоминает Репин, — и оба эти его учителя полнели от восхищения гениальным мальчиком. Мне думается, что такую живую, кипучую натуру при прекрасном сложении имел разве Пушкин».
Как-то Репин побывал в «маленьком одноэтажном низеньком домике» , где «в самой лучшей… и все же очень маленькой… комнатке… стояли две вещицы на дрянных треножках-мольбертах… Я зашел от света, чтобы видеть картинки, и онемел: картинки меня ошарашили… — Скажи… да где же ты так преуспел? – лепечу я. – Неужели это ты сам написал?..
— Благодарю, не ожидал! – весело засмеялся Васильев. – А учитель, брат, у меня превосходный: Иван Иванович Шишкин… А Крамской чего стоит?!»
В 1870 году Васильев вместе с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге, в результате которой появились рисунки и живописные произведения “Вид на Волге. Баржи”, “Волжские лагуны”, “Зимний пейзаж”, “Приближение грозы”, “Перед грозой” и др. Здесь художник стремился к картинной обобщенности пейзажного образа, тональному единству цветовой гаммы, лирическому переживанию природы.
Поэзия, сосредоточенность и сила его работы, словно сознающей свой обреченно короткий срок, навсегда поразит Репина. Это с «Моцартом-Васильевым» будет сравнивать он «себя-тяжеловоза», когда в его присутствии станут говорить «гений Репина». Какой гнев вызовут у него комплименты подобного рода!
Ему ненадолго кажется, что счастливый легкий «мячик» Федя Васильев бесконечно в себе уверен.
А на Волге стало видно, какое тщательно скрываемое горе сиротства, бедности, малых физических сил худенького тела, сотрясаемого бесконечным кашлем, стоит за «весельем» Васильева. Репин начинает понимать беззащитность рисунка, слова, звука.
На Волге к нему приходит чувство гигантского вольного простора, земного «открытого космоса»… и он видит Васильева, отправляющегося в этот «космос».
Вот эпизод из жизни приятелей на Волге, описанный в воспоминаниях Репина. …Васильев предлагает догнать бурлаков, с которыми идет Канин – бурлак, поразивший воображение Репина. Друзья садятся в лодку, идут по течению и поют «Вниз по матушке, по Волге», догоняют ватагу бурлаков в селе Царевщине.
Находят Канина, Репин сговаривается с ним о портрете… В Ширяев они возвращаются за полночь, полуживые от усталости. И тут Репина поражает сцена, которую он будет хранить в душе и памяти всю жизнь. Он оказывается свидетелем исступленной работы Феди Васильева. Тот рисует по памяти.
После солнцепека и гребли против течения, после уговоров Канина, без ужина, в чахотке, которую уже расслышал Репин в Федином надрывном кашле.
«Васильев не ложится. Он взял альбом побольше и зарисовывает свои впечатления Царевщины… Как он чувствует пластику всякого листика, стебля!.. И как он все это острым карандашом чеканит, как гравер по медной доске!..
А потом ведь всегда он обобщает картину до грандиозного впечатления… И как он все это запоминает? Да, запомнить-то еще не штука, вот и я помню – сорок четыре года прошло, — но выразить, вырисовать все это на память! Да еще… сколько мы с ним отмахали веслами сейчас!…
«Просыпаюсь… а лампа все горит, и сам Васильев горит, горит всем существом ярче нашей скромной лампы… Вот он «гуляка праздный», по выражению Сальери… Он в полном самозабвении; лицо его сияет творческой улыбкой, голова склоняется то вправо, то влево; рисунок он часто отводит подальше от глаз, чтобы видеть общее. Меня даже в жар начинает бросать при виде… художника, так беззаветно… любящего искусство! Вот откуда весь этот невероятный опыт юноши-мастера… Все более и более острыми розоватыми иглами лучится наша лампочка перед Васильевым. Он едва слышно насвистывает мотивы из «Патетической сонаты» Бетховена. Он обожает эту вещь; начал одним пальцем разучивать ее и наконец знал в совершенстве всю наизусть».
Источник: http://www.tanais.info/art/vasilyev6more.html
Фёдор Александрович Васильев
02:47 am — Фёдор Александрович Васильев.
Судьба бывает жестока и отпускает слишком мало лет жизни подлинным талантам. Фёдор Васильев должен был вырасти в талантливейшего пейзажиста, но ему было отпущено всего 23 года жизни. Даже за столь короткий срок, когда другие только учатся азам живописи, он успел написать картины, вошедшие в золотой фонд Российского искусства.
Болото в лесу.Осень.1872
Фёдор родился 22 февраля 1850 года в небольшом городке Гатчина под Петербургом в семье мелкого чиновника Александра Васильева. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала.
Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Чтобы как-то поддержать семью двенадцатилетний Фёдор пошёл работать на почтамт, а затем устроился помощником писца в Адмиралтейство.
Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало.
Кроны деревьев.
В 1865 году окончательно спившийся отец умер, и в 15 лет Фёдор стал главным кормильцем семьи: матери, старшей сестры и двух младших братьев.
Чтобы быть ближе к любимому делу, Васильев устроился учеником реставратора в Академию художеств, а по вечерам стал заниматься в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Одаренный ученик быстро обратил на себя внимание художников.
Юношу взял под свою опёку уже известный пейзажист Иван Шишкин, незадолго до этого вернувшийся из заграничной пенсионной поездки.
- Пейзаж со скалой и ручьём.1867
- Рассвет.1873
Летом 1867 года Шишкин пригласил Васильева в поездку на Валаам писать этюды. Работа рядом с опытным мастером много дала Фёдору, но, как ни странно, он тоже оказал какое-то влияние на своего старшего друга, вскоре женившегося на его сестре.
Искусствоведы считают, что именно под воздействием Васильева живопись Шишкина стала немного лиричнее. От того периода сохранилась небольшая картина Шишкина, на которой кладбищенский пейзаж на Валааме «оживляет» сидящий на траве Васильев.
В церковной ограде.Старое кладбище Валаамского манастыря.1867
Федору удивительно везло на хороших людей. Его покровителем стал известный меценат граф Павел Сергеевич Строганов, купивший одну из вааламских картин начинающего художника. Он стал приглашать Федора в свои имения в Харьковской и Тамбовской губерниях, где освобожденный от забот о хлебе насущном живописец мог самозабвенно отдаваться творчеству.
Немаловажно, что у Строганова он мог общаться с элитой российского общества, впитывая светский лоск и манеры поведения. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком».
А строгановские гости стали покупать у молодого художника картины, что было очень кстати, ведь на иждивении Федора оставались мать и братья.
Деревья.Этюд.1870
- Волжские лагуны.1870
- Изба.
В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель.
Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло, и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом».
С удивлением наблюдали опытные художники за стремительным профессиональным ростом молодого собрата.
- Гатчина.1850-1873
- Уже в 1868 году Васильев представил на выставку работы «Возвращение стада», «Деревенская улица», «После грозы», которые продемонстрировали, что в России появился новый пейзажист-лирик, тонко чувствующий природу и умеющий передавать в своих работах прелесть родного русского пейзажа.
- Деревня.1869
- После грозы.1868
После дождя.Просёлок.1867-1869
Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Он с упоением пишет, стараясь передать в эскизах и рисунках не просто красоту природы, а её изменчивость и настроение.
Итогом этой поездки стало несколько картин, но наибольший восторг товарищей по профессии и зрителей вызывала «Вид на Волге. Барки». Картина буквально обволакивает зрителей полуденным покоем, одновременно передавая раздолье мощной реки, покорившейся человеку, вынужденному тяжелым бурлацким трудом зарабатывать свой хлеб.
Все отмечали удивительное мастерство, с которым художник изобразил небо, занимающее более половины полотна.
Вид на Волге.Барки.1870
«Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной,.. он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин.»
(Ге Н.Н.)
В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Современники отмечали, что можно пересказать словами все, что изображено на полотне, но передать словами его своеобразное очарование — невозможно. Картину купил для своей галереи П.М. Третьяков. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию.
Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна.
На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.
Оттепель.1871
К этому времени Васильев уже был серьезно болен, врачи нашли у него прогрессирующий туберкулез. Требовалось срочное лечение и смена климата. Общество поощрения художеств выделило ему деньги для поездки в Крым, но сначала Васильев поехал в харьковское имение графа Строганова.
Возможно, именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». В ней есть что-то сказочное.
Кажется, что по ночам к этому заросшему камышом и осокой берегу приплывают русалки, а в зарослях ивняка живет леший.
- Заброшенная мельница.1871-1873
- Заброшенная мельница.1871-1873
На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. «Тоскую по России и не верю Крыму», — жалуется он в письме Крамскому.
В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Мэтр с интересом рассматривал картины и эскизы Федора, делился опытом изображения моря и южной природы. Но южная яркая природа не вдохновляет художника, он пишет картины по старым эскизам и зарисовкам.
Эриклик.Фантан (Крым).1872
Здесь родилась одна из лучших его картин «Мокрый луг». За неё Общество поощрения художеств присудило ему премию.
Произошло и еще одно важное событие, Академия художеств заочно присудила Васильеву, который не сдавал экзамены за академический курс, звание «классного художника первой степени».
Это звание позволяло баллотироваться на официальные должности, а при поступлении на государственную службу получить чин 12 класса.
- Мокрый луг.1872
- Вечер в Крыму.1871-1873
Постепенно художник привыкает к местной природе и начинает её писать, но жизненный путь Васильева уже заканчивается. Его последней большой работой стала картина «В крымских горах».
В крымских горах.1873
6 октября 1873 года Фёдор Александрович Васильев умер. Друзья художника устроили его посмертную выставку. Удивительно, но все выставленные на ней работы, включая эскизы и зарисовки, были раскуплены еще до её официального открытия. Только Павел Третьяков приобрел для своей галереи сразу 18 картин.
- «Он прожил короткую, но прекрасную творческую жизнь. «Ему суждено было внести в русский пейзаж то, что последнему недоставало и недостает: поэзию при натуральности исполнения»,
- — написал о нём Крамской.
И.Н.Крамской.Портрет художника Ф.А.Васильева
- Фёдор Александрович Васильев
- биография
Под большим шатром Голубых небес — Вижу — даль степей Зеленеется. И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят Великанами. По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны. Посмотрю на юг — Нивы зрелые. Что камыш густой, Тихо движутся; Мурава лугов Ковром стелется, Виноград в садах Наливается. Гляну к северу — Там, в глуши пустынь, Снег, что белый пух, Быстро кружится; Подымает грудь
Море синее,
И горами лед Ходит по морю; И пожар небес Ярким заревом Освещает мглу Непроглядную… Это ты, моя Русь державная. Моя родина Православная! Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася!
@Иван Никитин
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://gallery-nikole.livejournal.com/480378.html