В ГМИИ им. Пушкина уже второе лето подряд царит гедонистическая атмосфера рафинированного итальянского искусства. После прошлогодней «Венеции Ренессанса» здесь снова расположились две гастрольные экспозиции с Апеннинского полуострова: видео-арт нашего знаменитого современника Фабрицио Плесси и открывшаяся вчера выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди». Само название этого проекта захватывает дух и заставляет сердце биться чаще, ведь перед нами — свидетели последнего роскошного взлета классического искусства Венецианской республики, да и самой истории этого удивительного государства, которое уже в конце XVIII столетия исчезло с политической карты Европы.
Накануне своего заката культура и искусство древнего города пережили поистине яркий период.
В XVIII веке здесь творили великие Антонио Вивальди и Карло Гольдони, гремела на всю Европу слава певца Фаринелли и авантюриста Казановы, а в художественном мире блистали Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Тьеполо, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Питтони, Джованни Антонио Каналетто, Франческо Гварди и Пьетро Лонги.
Лука Карлеварис. Пейзаж с триумфальной аркой и конной статуей. 1710-1714. Городские музеи Виченцы.
Именно это время подарило миру жанр знаменитых венецианских ведут — видов города, запечатленных для иностранных гостей, которые посещали его в рамках гранд-тура по Европе.
Свое начало этот жанр берет в пейзажах мало известного отечественным зрителям Луки Карлевариса (1663 – 1730).
Его романтизированные полуфантастические виды руин и живописных ракурсов города выполнены в светлых, разбеленных тонах и наполнены голубоватым воздухом, окутывающим заросшие травой мосты, башни и статуи.
Франческо Авиани. Пейзаж с чудесным уловом. Около 1700. Городские музеи Виченцы.
Еще в работах его современника Франческо Авиани (1662 – 1715) пейзаж, считавшийся в то время менее достойным жанром, чем религиозная или мифологическая живопись, служит массивным обрамлением для сюжетной композиции.
Сложносочиненные руины, заросшие деревцами и увитые плющом, — это своеобразные сценические декорации для небольшой, но динамичной сцены в центре или в углу полотна.
И зачастую именно окружающий пейзаж с глубоким пространством тающих в голубой дымке далей привлекает основное внимание автора, а за ним и зрителя.
Себастиано и Марко Риччи. Перспектива с руинами и фигурами. Городские музеи Виченцы.
Прекрасный пример освобождения собственно жанра пейзажа, а еще и сотрудничества двух художников из семейства Риччи — Себастиано (1659 – 1734) и его племянника Марко (1676 – 1730) — величественная «Перспектива с руинам и фигурами».
Построенная на чередовании нескольких пространственных планов, композиция этой масштабной картины великолепно и искусно скомпонована. Затененные кулисы по бокам направляют взгляд зрителя на эффектное сценическое пространство в центре пейзажа и дальше, в ярко освещенный прорыв дальнего плана.
Приглушенный золотисто-коричневый колорит оживляется несколькими некрупными цветовыми акцентами, легкий, открытый мазок создает впечатление трепета прозрачной, светоносной воздушной материи.
Джованни Антонио Каналетто. Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей. 1727 – 1729. ГМИИ.
Одно из центральных полотен выставки — масштабная ведута Джованни Антонио Канале, прозванного Каналетто (1697 – 1768), хранящаяся в ГМИИ, — «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей». По заказу французского посланника художник запечатлел эпизод из знаменитого венецианского ритуала Обручения дожа с Адриатическим морем.
Каждый год на праздник Вознесения роскошная процессия из золоченых гондол сопровождала дожа до выхода из лагуны, где он символически благодарил море за победу над Далмацией (церемония была установлена в 1000 году и постепенно обросла ритуалами и торжественностью) и бросал в волны золотой перстень.
Вслед за виртуозной кистью художника мы следуем по изобилующему подробностями живописному пространству. Здесь и богато украшенная гондола дожа, вернувшаяся к молу после церемонии с кольцом, и лодка французского посланника в центре композиции, и шумная праздничная толпа.
Влажная голубоватая дымка окутывает блистательное зрелище, разворачивающееся у пристани, покрывая его как будто тонкой, едва заметной вуалью воспоминаний о славном прошлом Венеции, переживавшей в XVIII столетии уже не лучшие времена.
Джованни Антонио Каналетто. Вид на острова лагуны и церковь Санта Мария делле Верджини от Кампо Сан Пьетро ди Кастелло. Середина 1720-х. ГМИИ.
Рядом с этим монументальным полотном на выставке экспонируются два камерных пейзажа Каналетто, очаровывающие своей свежестью, интимным настроением и особенной теплой эмоциональностью живописных видов, напоенных влажным морским воздухом и солнечным светом.
В силу вполне понятных обстоятельств виды Венеции заказывали исключительно иностранные путешественники или послы, живущие в этом городе временно и желающие увезти с собой виды La Serenissima. Поэтому в художественных собраниях Венеции и ближайших городов крайне мало полотен знаменитых венецианских пейзажистов.
Тем интереснее концепция открывшейся выставки, в которой живописные работы из трех собраний дополняют общую картину художественной жизни этого яркого культурного центра.
Франческо Гварди. Вид Пьяцетты в Венеции. Около 1770. ГМИИ.
Особая меланхолическая поэзия и щемящая красота пронизывают небольшие по формату «каприччо» (архитектурные фантазии) певца венецианского пейзажа Франческо Гварди (1712 – 1793).
Его ностальгический вид Пьяцетты светится нежными пастельными тонами, как будто пронизанный солеными морскими брызгами воздух этого уникального города несет в себе память о яркой феерической жизни-карнавале, память, которая вспыхивает и трепещет в каждом камне опустевшей площади, в каждом отблеске зелено-голубого моря. Быстрые росчерки и точки, оживляющие живописную фактуру полотна, создают иллюзию постоянного дыхания, вибрации, одушевленности пейзажа.
Джованни Баттиста Тьеполо. Время, открывающее Истину. Около 1745. Городские музеи Виченцы.
С камерными уютными ведутами в залах музея соседствуют монументальные полотна, созданные для декорации дворцов и храмов.
Фигурный плафон кисти Джамбаттисты Тьеполо (1696 – 1770), последнего великого художника эпохи барокко, демонстрирует характерное взволнованное и динамичное искусство этого знаменитого мастера.
Неожиданные ракурсы и развороты фигур, шумные, стремительные столкновения диагоналей в композициях, экспрессия порывистого движения сочетаются с яркой светлой палитрой и выразительной техникой динамичных текучих мазков жидкой краски.
Джованни Баттиста Пьяцетта. Экстаз святого Франциска. 1729. Городские музеи Виченцы.
В работе его современника и конкурента Джованни Баттиста (Джамбаттисты) Пьяцетты (1683 – 1754) динамика усиливается. Здесь бушует ветер, развеваются ткани, свет и тень создают драматическую интригу, а широкие мазки дополняют эффект вибрирующего эмоционального пространства, вырывающегося за границы полотна.
Элизабетта Маркиони. Цветочная композиция с вазами и другими сосудами. Городские музеи Виченцы.
Подобный, хотя и гораздо менее масштабно воплощенный динамизм и драматургия отличают два великолепных натюрморта Элизабетты Маркиони (XVII – XVIII вв.).
Изящные линии цветочных венков соединяются в прихотливые и подвижные композиции, подчеркнутые ярким светом, который выхватывает из темного фона эффектные детали: тающие в полутени лепестки и пышные соцветия с пульсирующим в сердцевине цветом.
Пьетро Лонги. Игра в горшок. 1755 – 1760. Коллекция Интеза Санпаоло.
Один из последних великих художников Венеции — мастер жанровых сцен из жизни города Пьетро Фалька, прозванный Лонги (1702 – 1785). В его камерных зарисовках сквозь занимательные бытописательские сюжеты просвечивает тот самый неуловимый и прихотливый дух конца великой истории.
Театральный и маскарадный, притворный и загадочный город масок предстает здесь в своем последнем спектакле. Диковинный слон с задумчивым человеческим взглядом, светская забава, в разгар которой участники вдруг застыли с печальными глазами: как и в главном венецианском сюжете — карнавале — здесь все не то, чем кажется.
Наряду с так любимыми в XVIII веке приемами — грациозными танцевальными движениями, нежным колоритом, напоминающим фарфоровые росписи, — художник умело использует неожиданные паузы, асимметрию и композиционное неравновесие, чтобы усилить контраст между видимым и подразумеваемым.
Тайна и загадка выходят на первый план в этой последней вспышке венецианского гения.
В 1797 году город был завоеван Наполеоном, и тысячелетняя история независимой и влиятельной Венецианской республики завершилась. Картина заката великого города и великой культуры поражает своим масштабом.
И как может быть иначе, когда перед нами такое художественное разнообразие и, можно сказать, избыточность. Здесь море, небо, одежды ангелов и лепестки цветов, камни мостовой и сочные фрукты, даже лохмотья нищих роскошны и драгоценны.
Легкость, быстротечность бытия, эмоциональность, страсть и удивительная гармония в изобилии — те трудноуловимые и невероятно притягательные черты венецианского искусства, которые никого не оставляют равнодушным.
И та едва заметная нотка грусти, которой окрашены произведения этого последнего периода, добавляет еще одну новую краску в палитру нашей любви к этому неповторимому городу.
В Пушкинском музее выставка продлится до 10 октября, после чего будет продемонстрирована в Виченце.
Ольга Полуэктова http://www.matrony.ru/author/olga_poluektova/
Источник: http://diastyle.ru/art/zakat-venetsii
Каналетто: жизнь и творчество художника
Каналетто — (настоящее имя Джованни Антонио Каналь, 7 октября 1697, Венеция — 20 апреля 1768, Венеция) — итальянский художник, глава венецианской школы ведутистов, мастер городских пейзажей в стиле академизма.
Содержание
- Биография Каналетто
- Творчество Каналетто
- Работы художника
- Картины Каналетто
- Библиография
Антонио Каналь родился 7 октября 1697 года в Венеции. Учился живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника, помогал ему оформлять спектакли в театрах Венеции.
В 1719 году посетил Рим, где познакомился с творчеством знаменитого ведутиста Джованни Паоло Панини. После этого начал писать свои знаменитые виды Венеции.
Творчество Каналетто
Первой известной исследователям работой Каналя с авторской подписью является «Архитектурное каприччо» (1723). В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой-обскурой.
Пейзажи того периода отличаются детально точным представлением городского вида.
Большое число работ Каналетто были с успехом проданы англичанам, приезжавшим в Венецию для обучения.
Многие существующие и воображаемые ведуты Каналетто создает по заказу английских коллекционеров, например серию городских видов для лорда Бедфорда в 1730—1731 годах.
В 1740 году этот источник дохода исчез: началась война за австрийское наследство, и британцы стали реже приезжать на континент.
В 1746 году Каналетто едет в Лондон, чтобы быть ближе к каналам сбыта своих картин. В течение девяти лет он живет в Англии, пишет виды местных дворцов и домов. В этот период в его творчестве появляется вторичность, техника перестает нравиться заказчикам.
- В 1755 году художник возвращается в Венецию.
- В 1763 году его избирают в Венецианскую академию художеств.
- Каналетто умер 19 апреля 1768 года в родной Венеции.
Работы художника
- «Каприччо с руинами», 1720-21, Фонд Дж. Чини, Венеция;
- «Приём французского посла в Венеции», 1724 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург;
- «Вид Лондона», 1746 г., частное собрание, Лондон;
- «Автопортрет», 1746 г., частное собрание, Англия;
- «Палаццо Гримани», 1756 г., Лондонская Национальная галерея;
- «Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем», около 1763-64, ГМИИ, Москва;
Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем
Вид Венеции
Лондон
- «Вид на Кампо Санта Маргерита», 1697—1768 (72х98 холст-масло);
- «Вид Венеции». Национальный музей искусств Азербайджана;
- «Вид на Колизей и арку Константина», 1743 Виндзорский замок.
Библиография
- Энциклопедия Мировое Искусство. М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Каналетто: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Каналетто: жизнь и творчество художника
Проголосуйте
Источник: https://allpainters.ru/kanaletto.html
Каналетто (Джованни Антонио Каналь), Изображений: 148
Каждый день интеллигенция мира устремляется в Венецию. Город расположен на сотне островов, которые окружает море…
Мир Венеции начинается с путешествия на гондоле, старом средстве передвижения по венецианским каналам. Этот мир навсегда остался на полотнах Каналетто (Джованни Антонио Каналь), творившего в эпоху классицизма.
Жизнь этого художника не описана биографами: до нас дошли незначительные сведения из прожитой жизни. Письма (их немного), дневники современников, которые восхищаются талантом Джованни, несколько расписок, сообщающих о том, что картину Каналетто написал в срок.
Но художник запоминается своими полотнами. Любой, даже самый непосвященный в вопросы живописи, человек, взглянув на картины Джованни Антонио, восклицал: «А все-таки он талантлив!» Это восклицание пронеслось через толщу веков.
Семья Канале
Известно, что великий итальянский живописец и офортист Джованни Антонио Канале по прозвищу Каналетто родился 7 октября 1697 года в Венеции. Талант ему достался от отца, посвятившего свою жизнь театру. Только Бернардо Канале не был актером, он был театральным художником.
Отец стал для Джованни первым учителем. Практику юноша отрабатывал в театре, помогая отцу декорировать сцену.
«А все-таки он талантлив!»
Имя молодого художника зазвучало среди скульпторов и живописцев Венеции в 1720. Этому предшествовала поездка в Римв 1719 году, где двадцатидвухлетний юноша знакомится с картинами Д. П. Паннини. Знакомство вдохновило молодого человека к занятиям живописью. Первая картина «Архитектурная каприччио» датирована 1923 годом. Появляются новые полотна, на которых красуются панорамы Венеции.
Его талант никто не оспаривал, работы выставлялись рядом с полотнами Карлевариса, мастера городского пейзажа – ведуты. Картины двух мастеров кисти были похожи изображаемыми миром. Современники путали полотна, не замечая того, что мир на картинах молодого художника пестрый и радостный, наполненный удивительным светом.
Отличительной чертой мастерства Каналетто была его манера писать ведуты сразу с натуры без эскизов и набросков. Позже стал писать картины в студии с помощью камеры-обскуры. Его первые работы отличаются высокой детализацией видов. По ним можно изучать зодчество 18 века.
Джозеф Смит в судьбе Джованни
Иногда судьба благосклонно относится к гениям, посылая им настоящих друзей. Такими для Джованни оказались купец Джозеф Смит и ирландец Оуэн Максуини. Они были знатоками живописи, высоко оценили шедевры Каналетто и помогали ему продавать их. Основными покупателями были англичане.
Смит заказал художнику 14 небольших полотен с изображением Большого канала, с которых Антонио Висентини – известный итальянский офортист, сделал гравюры.
В 1735 году был издан первый альбом под названием «Вид Большого канала Венеции» с гравюрами Висентини по картинам Каналетто. Смит послал каталог в Англию. Успех был ошеломляющим.
Заказов стало поступать так много, что Каналетто уже не справлялся с ними, пришлось брать помощников. Популярность Джованни стала приманкой для мошенников и завистников. Итальянский рынок наводнили подделки и копии.
К 1740 году положение дел резко ухудшилось, так как в связи с военными действиями англичане перестали посещать Венецию, а значит, и покупать картины мастера. Чтобы поправить материальное положение, Каналетто решает перебраться поближе к своим потенциальным покупателям.
Лондонский период
В 1745 году в возрасте 48 лет живописец меняет место жительства. В столице Британии он провел неполные десять лет. Лондон предстает перед Каналетто под дугами нового лондонского моста через Темзу.
Продолжительное время он рисует столицу, ведуты с её окрестностями, улицами и домами, английские парки с их бесконечной перспективой.
Изображает сборища толпы в праздничные дни, которые напомнили итальянцу венецианские регаты.
Талант художника продолжает развиваться, он совершенствуется в исполнении тональной живописи. Его картины наполнены естественными красками, отсутствует бутафорность и яркость, присущая ранним венецианским работам.
Лондонский период стал очень плодотворным, хотя в чопорной Англии он чувствует себя неуютно, да и продаж особых нет.
Возвращение на родину
В 1755 году следует возвращение в Венецию. Однако, это уже не тот восторженный молодой художник, покоривший мир радостным светом. Каналетто в основном воспроизводит старые мотивы, не создавая новых сюжетов. В работах зазвучали пессимистические мотивы.
В 1763 Каналетто избирается членом только открывшейся венецианской Академии Художеств. Это была большая честь. Художник при вступлении должен предоставить свою новую работу, но Джованни сделал это только через 2 года.
Изначально он хотел представить «Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада», датированную 1763 годом, но по совету друзей остановил свой выбор на полотне «Каприччо с колоннадой», воплотившее полет фантазии автора, в котором слились архитектурные памятники Рима, Падуи, Венеции и Англии.
Жюри эта работа действительно очень понравилась, поскольку в Академии приветствовались работы с фантастической или искаженной перспективой.
Последняя работа
В возрасте 68 лет он сделал свой последний рисунок пером и тушью, изобразив певчих в соборе Сан-Марко. Датировал свою работу 1766 годом и сделал на ней памятную надпись: «…сделал этот рисунок…не прибегая к очкам».
В 1768 году великий художник ушел из жизни. Венеция почтила память Каналетто, устроив ему пышные похороны. Заупокойную мессу отслужили 12 священников. На его надгробии сделали надпись: «Антонио Каналь, венецианский ведутист, к которому по уму, по вкусу и по правдивости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться».
Наследство
Несмотря на большую популярность и прижизненное признание после смерти Джованни Каналетто осталась только поношенная одежда, пара дешевых личных вещей и 28 картин.
При жизни художник не был женат, у него не было детей, распорядителем наследства стал Джозеф Смит, доверенное лицо мастера. Почти все картины он продал английскому королю Георгу III. В королевском собрании оказалось настоящее сокровище – большая часть лучших работ итальянского художника Каналетто.
Последователи манеры кисти Каналетто
Многие художники стали последователями его таланта, стремились понять технику его кисти. Тему городского пейзажа продолжил Алексеев Федор Яковлевич, который учился на его работах.
Говорят, чтобы познать Венецию, нужно прокатиться на гондоле или рассмотреть полотна великого Каналетто…
Источник: https://gallerix.ru/album/Canaletto
Описание картины Вид на Дворец дожей в Венеции – Антонио Каналетто
В Венеции XVIII века были популярны ведуты, то есть изображения городских видов. Эта традиция брала свое начало в искусстве художников XV века Джентиле Беллини и Витторе Карпаччо. Но если для них и человек, и город были равнозначны, то для мастеров веницианской ведуты главным становится город.
Один из лучших представителей этого жанра – Каналетто. Он любил рисовать огромное пространство, где между водой и небом уместилась Венеция, и часто изображал лагуну, Собор Сан Марко, Дворец дожей. Здания на этой картине отражаются в воде и “смотрят” в небо.
Если у другого мастера ведуты, Франческо Гварди, в полотнах все словно пропитано влагой каналов и близкого моря, то у Каналетто три стихии – вода, земля и воздух – равнозначны.
Земля у него – не зыбкая полоска у края вод, архитектура смотрится торжественно являющей себя, а все объединяет золотистый свет, льющийся с неба на благословенную землю “Серениссимы” – “Светлейшей”, как называют Венецию.
(No Ratings Yet)
- Кампо ди Риальто – Антонио Каналетто Каналетто принадлежит к числу мастеров, с чьим именем связано появление городского пейзажа, реформирование жанра ведуты, задача которого состояла в точном……
- Вестминстерский мост в Лондоне с кортежем лорда-мэра на Темзе – Антонио Каналетто Готовя материал для изданного в 1734 году Джозефом Смитом “Каталога венецианских каналов”, Каналетто – наряду с двенадцатью видами Большого канала……
- Каприччо с классическими руинами – Антонио Каналетто Иногда, стремясь к достижению художественной гармонии, Каналетто творил странное пространство, имеющее мало общего с реальностью. Впрочем, делал это он достаточно……
- Доло на канале Брента – Антонио Каналетто Канал Брента тянется вглубь побережья, минуя городок Дало. Во времена Капалетто по берегам канала были разбиты сады и стояли виллы……
- Каприччо с колоннадой – Антонио Каналетто Это каприччо Каналетто написал в 1765 году в качестве “запоздавшего” пропуска в Академию; ее членом художника избрали двумя годами ранее…….
- Каприччо с руинами и воротами Портелло в Падуе – Антонио Каналетто Свой творческий путь венецианец Антонио Каналетто начинал театральным декоратором, следуя по проторенной отцом, тоже театральным художником, Бернардо Каналем, дороге. Известно,……
- Вид на Лондон – Антонио Каналетто Картина Каналетто, представляющая Вид на Лондон – ведута, построенная по принципу угловой перспективы, открывает панорамный вид на широкую реку, окруженную……
- Колизей – Антонио Каналетто Венецианский мастер пейзажной живописи, основоположник такого жанра, как ведута, Каналетто чаще всего писал свой город. Тем ценнее время от времени……
- Вид на собор Сан-Марко – Антонио Каналетто Эта площадь – сердце Венеции. Ее вид формируется собором Сан-Марко и Дворцом дожей. Именно здесь на протяжении столетий разворачивались все……
- Большой канал: вид на северо-восток на мост Риальто – Антонио Каналетто Любопытный факт: поведение лагуны, важное для прогноза будущего Венеции, города на воде, исследовалось учеными с привлечением… живописных свидетельств Каналетто. Представленная……
- Пьяцетта – Антонио Каналетто Фотографическая точность и четкость изображения деталей создали Каналетто славу художника, не упускающего из виду ни единой детали. Его полотна –……
- Лондон, Нортумберленд-Хаус – Антонио Каналетто Нортумберленд-Хаус – большой якобинский особняк в Лондоне, который так назвали, в основном из-за его истории. Он представлял собой лондонскую резиденцию……
- Темза и дома пригорода Ричмонда – Антонио Каналетто Картина выполнена в характерном для художника стиле – это объемное панорамное полотно, в котором важное место занимают архитектурные и природные……
- Венецианский дворик – Франческо Гварди Венеция конца XVIII в. была крупным европейским портовым центром, городом-сказкой, городом-мечтой. Многие путешественники стремились в этот уголок Италии, влекомые многочисленными……
- Вид на остров Сан-Джорджо и Джудекку – Франческо Гварди Франческо Гварди возглавил семейную художественную мастерскую после смерти брата. Он начал свой творческий путь с портретов, писал религиозные композиции и……
- Набережная дельи Скиавони в Венеции – Александр Мордвинов В первой половине прошлого века чрезвычайно популярными стали любительские занятия рисованием и живописью. Художников-любителей можно было встретить во всех слоях……
- Дворец при лунном свете – Александр Бенуа Художник оттенками синего, голубого цвета создал живую, волшебную картину лунной ночи, парка и дворца. Тихо. Природа дремлет под лунным светом,……
- Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова – Семен Щедрин Лучшие из его пейзажей – это виды пейзажных парков, особенно Павловска и Гатчины. Пейзажный парк – создание нового вкуса, нового……
- Триумф Венеции – Паоло Веронезе Творческая судьба Веронезе сложилась как нельзя более удачно. Ему не было еще и тридцати лет, когда он добился официального признания……
- Вид площади с дворцом – Франческо Гварди Среди многих венецианских пейзажистов XVIII века особенно выделяется Франческо Гварди – художник, как никто другой воплотивший в своих камерных картинах……
Источник: https://art.goldsoch.info/vid-na-dvorec-dozhej-v-venecii-antonio-kanaletto/
Каналетто
Венеция, XVIII век. Республика переживает окончательный упадок. Венеция перестает быть крупным торговым центром, утрачивает свое влияние.
Однако венецианцы не перестают веселиться – устраивают карнавалы, праздники и фестивали. Достоверный источник информации о том, как выглядел город в то время – в картинах великого художника Каналетто.
На его полотнах предстает праздничная, яркая и жизнерадостная Венеция, не признающая поражения.
Джованни Антонио Каналь родился в октябре 1697. Его отец – потомственный театральный художник, с детства приобщал сына к своей работе и верил, что Каналетто («маленький Каналь») продолжит дело семьи. И сам Джованни думает также.
Но после поездки в Рим в 1719 году и общения там с римскими художниками, он решает оставить театр и посвятить себя живописи. Театр внес значительный вклад в манеру живописи художника. Он восхищал его возможностью воссоздать перспективу на плоскости. Многие техники искусства отца впоследствии Каналетто применял в своих картинах.
Искусствоведы часто замечали: грандиозные пейзажи Каналетто смотрятся как огромная театральная декорация.
В 1720 году он вступает в городскую гильдию скульпторов и живописцев. Заказы не заставляют долго ждать – совсем скоро работами Каналетто заинтересовывается ирландец Оуэнн Максуини. По его совету молодой художник пишет миниатюрные виды Венеции и продает их богатым англичанам.
Начинает Каналетто с видов «изнанки» Венеции: неказистые трущобы, дворы с развешивающимся на окнах бельем и играющими оборванными мальчишками – все это можно увидеть на работах «Двор Камнетесса» и «Ворота шлюза в Доло» 1727- 1729 гг. Но вскоре переходит на парадные виды венецианских достопримечательностей – их берут охотнее.
Вторым торговцем из Англии, подписавшим контракт с Каналетто, был Джозеф Смит. По его инициативе живописец в тесном сотрудничестве с Антонио Висентини делает гравюры своих картин для создания своеобразного каталога для иностранных (в основном, английских) любителей живописи. Результатом стал шквал новых заказов. Расширенное издание альбома принесло художнику настоящую славу.
Заказчиком цикла, посвященного венецианским торжествам, был посол Франции Жан Венсан Ланге. Через 20 лет эти полотна с тщательно прорисованными архитектурными элементами при огромном масштабе (из-за чего создавалось ощущение величественности) окажутся в России в коллекции Екатерины II.
С помощью картин Каналетто можно путешествовать по Венеции, не бывая в ней. Именно поэтому его работы пользовались такой популярностью за рубежом. Вот величественное здание дворца Дожей, за ним начинается самая широкая набережная Рива-дельи-Скьявони. Вот мост через Дворцовый канал, а вот — мост Вздохов. Все выписано со скурпулезной топографической точностью.
Ни на одной картине Каналетто не видно солнца, при этом атмосфера яркого, солнечного дня передается с помощью отблесков на воде, озаренных стенах домов. Небо же на полотнах Каналетто имеет огромное количество оттенков, что предвосхищает творчество английских пейзажистов XVIII — XIX веков.
Простая и ясная композиция работ Каналетто, например, картины «Мост у Арсенала», смотрится очень эффектно. В какой-то степени именно это составляло искусство художника Каналетто: мастерски придавать картинам эффект натуральности. Несмотря на лаконизм, его работы преисполнены большого чувства и необыкновеной силы выражения.
Для большей точности изображения Каналетто использовал наброски, эскизы, даже камеру-обскуру.
К 1740 году Каналетто устал от постоянной работы в городе и решил попутешествовать в окрестностях Венеции. В итоге написал два «Пейзажа с руинами», в которых впервые реальные элементы переплетаются с воображаемыми, наполняя картину символами.
В 1746 году художник отправляется в Лондон. Там он так же пишет городские виды. Художник пытается найти наиболее интересные моменты освещения в разное время суток и в разное время года.
В нескольких картинах – затемненный передний фон контрастирует с ярко освещенным задним («Пейзаж с руинами», «Вид на Лондон из-под арки Вестминстерского моста»). Каналетто пробует воссоздать интерьер круглой формы – в картине «Ротонда Рейнлаф- Хауза» (1751).
Однако главная его муза – Венеция. В 1755 году Каналетто возвращается в родной город.
В 1763 году художника избирают членом венецианской Академии. Уходят в прошлое топографически точные виды, Каналетто полностью посвящает себя фантазиям на архитектурные темы. Поздние работы живописца отличаются сдержанностью колорита и ощущением светоносности пространства.
Человек, который сделал ведуту произведением искусства, умер в возрасте 70 лет. Он не был женат, не имел детей. Все, что осталось после великого художника – это его живопись.
Софья Дурынина
Источник: http://www.aboutvenice.ru/str/111/