«вертумн», джузеппе арчимбольдо — описание картины

Библиотекарь (итал. Il Bibliotecario) — картина итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо, написанная им в 1562 году.

О ранней жизни Джузеппе Арчимбольдо мало что известно. Как и многие итальянские художники, он начал свою карьеру с выполнения нескольких заказов в различных местах, таких как создание витражей, фресок и шпалер в Милане, Комо и Монце.

В 1562 году он стал официальным портретистом императора Священной Римской империи Максимилиана II.

Картина «Библиотекарь» является одной из серии портретов членов окружения императора, написанных Арчимбольдо, соответствуя по стилю работам «Юрист» и «Повар». Портрет датируется 1562 годом, однако некоторые считают датой написания портрета приблизительно 1566 год.

В тот период Арчимбольдо создал ряд антропоморфных портретов людей с использованием различных объектов, имеющих связь с жизнью или профессиональной деятельностью человека, таких как фрукты, овощи, цветы.

Однако в данном случае, используя книги, Арчимбольдо впервые написал картину, в которой нет элементов природы.

Восприятие

После смерти в 1593 году в возрасте всего 66 лет, Арчимбольдо был на долгое время забыт. Интерес к нему вновь проявился в XX веке, когда его начали называть «дедом сюрреализма». Исследователь творчества Арчимбольдо Бенно Гейгер охарактеризовал картину «Библиотекарь» как «триумф абстрактного искусства в XVI веке».

В 1957 году историк искусства Свен Альфонс первым сделал вывод о том, что на этом портрете изображён Вольфганг Лазиус (1514—1565), гуманист и историк, служивший при дворе династии Габсбургов. В контексте интерпретации работы как сатирической насмешки над библиотекарями и учёными, К. К.

Элхард предположил, что картина, ставшая «неотъемлемой частью визуальной истории библиотечной профессии», может быть пародией на «материалистических коллекционеров книг, более заинтересованных в приобретении книг, чем в их чтении».

Несмотря на всю провокативность изображения, современники признали верность портрета библиотекаря, и спустя 400 лет репутация Лазиуса, получавшего книги любыми средствами, в том числе и путём кражи, остаётся неизменной.

  • Описание
  • Картина выполнена в стиле суровой, жёсткой геометрии кубизма — фигура представляет собой стопку книг на фоне серо-голубого занавеса: пальцы являются бумажными закладками, жадно сжимающими книги, намекая на то, что Лазиус является автором более 50 томов, глаза — это костяные ключи с брелоками, как отсылка на суетливое хранение драгоценных томов, а борода — метёлка из перьев для смахивания пыли, причёска представляет собой раскрытую книгу с крючками, говоря о том, что голова заполнена знаниями.
  • История
  • Картина была привезена в Швецию в качестве военного трофея генералом Гансом Кристофом фон Кёнигсмарком после разграбления Пражского града во время битвы под Прагой 1648 года.

«Библиотекарь» является одним из двух произведений Арчимбольдо, находящихся в коллекции замка Скоклостер, вместе с картиной «Вертумн». Оригинальное название картины неизвестно, «Библиотекарем» (швед. Bibliotekarien) её назвали при инвентаризации в XX веке. В 1970 году картина была вставлена в новую раму.

До нашего времени дошли три другие версии картины, история создания которых неизвестна. Научное исследование 2011 года показало, что «Библиотекарь» является поздней копией оригинальной картины Арчимбольдо, местонахождение которой неизвестно.

Итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо после смерти был надолго забыт. Его полотна хранились в частных коллекциях, и только в ХХ веке они стали доступны широкой публике. Поначалу их сочли курьезом или шуткой мастера, составлявшего портреты из цветов, овощей, книг, корней деревьев. Но затем устойчивый интерес к его картинам открыл миру великого художника.

Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Его дедушка был архиепископом, отец — художником.

Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя.

Предполагают, что молодой художник мог видеть рисунки Леонардо, изображающие удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Вероятно, именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.

Двадцатидвухлетним юношей Джузеппе помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. Из его росписей в сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе.

«Вертумн», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

Эти работы не имеют ничего общего с прославившими художника произведениями, кроме пышного декоративного оформления.

В 1562 году Джузеппе был приглашен в Вену на должность придворного портретиста.

Многолетняя придворная жизнь художника включала в себя различные занятия: он изобретал и строил различные гидравлические механизмы, музыкальные машины, у которых звук соответствовал тому или иному цвету, содержал в порядке экспонаты знаменитого кабинета, где хранилась коллекция произведений искусства и разных редкостей, и конечно, писал портреты.

До нас дошло 14 картин Арчимбольдо. Обычно — это портреты по грудь, в профиль, реже — в фас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных или же — музыкальных и иных инструментов. Например, голова «Повара» составлена из жаркого и кухонной посуды.

«Вертумн», Джузеппе Арчимбольдо — описание картиныПовар

«Вертумн», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины Библиотекарь, понятно, — книжный червь.

На старинной гравюре, считающейся по традиции автопортретом мастера, имеется надпись: «Природа, выраженная искусством Арчимбольдо».

Эти слова свидетельствуют, что современники не относили искусство художника к разряду курьёзов.

Арчимбольдо действительно был гениальным выразителем природы и удивительно правдиво умел передавать на своих холстах ее краски, изобилие, вечно умирающее и рождающееся великолепие.

«Вертумн», Джузеппе Арчимбольдо — описание картиныАвтопортрет

В то время новая наука натурфилософия завоёвывала образованные умы европейцев. Одна из ее главных идей — учение о живом космосе и единстве человека и природы.

При этом времена года и стихии сопоставлялись с органическими процессами, происходящими в человеке.

У Арчимбольдо, который безусловно был знаком с этими идеями, на картине «Весна» цветы и травы сплетают образ юности, чистоты и радости.

  1. «Вертумн», Джузеппе Арчимбольдо — описание картиныВесна
  2. Картина «Лето» создает ощущение знойного полдня, который соответствует расцвету человеческой жизни.
  3. «Вертумн», Джузеппе Арчимбольдо — описание картиныЛето
  4. «Осень» изобилует земными плодами, подобно тому, как зрелый возраст — мудростью и добродетелями.
  5. «Вертумн», Джузеппе Арчимбольдо — описание картиныОсень

Зима неприветлива и сурова, ее скудные плоды безрадостны и сводят смертным скулы…

«Вертумн», Джузеппе Арчимбольдо — описание картиныЗима

Портрет императора Рудольфа II Арчимбольдо назвал «Вертумн» — по имени этрусского божества садов. Королю так понравилось собственное изображение, сплетенное из садовых цветов, овощей и злаков, что он пожаловал художнику титул пфальцграфа — придворного сановника, что для выходца из ремесленной среды было чрезвычайно почетной наградой.

«Вертумн», Джузеппе Арчимбольдо — описание картиныРудольф II в образе Вертумна

Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 году вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи гульденов.

11 июля 1593 года живописец умер. Причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».

Творчество Арчимбольдо стало столь популярно, что породило множество подражателей. Но стилизаторы, чьи полотна называли «арчимбольдесками», заимствуя лишь его внешние приемы и не понимая идей, заложенных художником в свои творения, так и не поднялись до высот мастера. Арчимбольдо навсегда остался непревзойденным художником натурфилософской школы.

В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. В его творчестве также усматривают предвосхищение сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь», см. выше) считается триумфом абстрактного искусства в XVI столетии.

Впервые представляет около двадцати из ста сохранившихся картин одного из главных художников Высокого Возрождения. Музеи и институты, владеющие работами Джузеппе Арчимбольдо, одалживают их с большой неохотой. А потому увидеть пятую часть его сохранившегося наследия — это шанс, который выпадает лишь раз в жизни.

Читайте также:  Явление сивиллы императору августу, парис бордоне


Джузеппе Арчимбольдо «Автопортрет» 1575
23.1 × 15.7 см
Национальная галерея, Прага
Джузеппе Арчимбольди, известный как Арчимбольдо (1526 или 1527 — 1593), получил первое художественное образование в мастерской своего отца Бьяджо в Милане. Уже в возрасте 21 года он начал создавать витражи и фрески для городского кафедрального собора. В 1562 году признанного художника пригласил ко двору император Священной Римской империи Фердинанд I Габсбург. Затем Арчимбольдо служил его сыну Максимилиану II и внуку Рудольфу II в Вене и в Праге. Он был не только придворным живописцем, но и декоратором, создателем костюмов и организатором празднеств.«Вертумн», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

  • Аллегория времен года, последователь Арчимбольдо
  • Painting of the School of Giuseppe Arcimboldi (Arcimboldo) (1527-1593) 16th century
  • Naples, museo di Capodimonte

Four Seasons in One Head circa 1590 oil on panel 44.7 cm x 60.4 cm

National Gallery of Art

Корзина с фруктами. В перевёрнутом виде картина представляет собой портрет. Масло на деревянной панели, около 1590
Reversible Head with Basket of Fruit circa 1590 oil on panel 56 х 42 cm

  1. Frencht & Company, New York.
  2. Reversible Head with Basket of Fruit 16th century
  3. Fruit Basket 16th century
  4. Натюрморт с луком и овощами (Огородник) 1590 36×24 см
  5. Масло, Панель
  6. The Vegetable Gardner 1590
  7. Portrait with Vegetables (The Greengrocer) 1590
  8. The Cook circa 1570 oil on panel 53 х 41 cm
  9. Nationalmuseum (Stockholm)
  10. Натюрморт с поросенком (Повар) 1570 53 × 41 см
  11. Масло, Панель
  12. The Cook circa 1570 oil on panel 53 cm х 41 cm
  13. Nationalmuseum (Stockholm)
  14. Причудливый портрет
  15. Giuseppe Arcimboldo (1527 — 1593)
  16. Антропоморфический натюрморт, последователь Арчимбольдо
  17. Instruments of Human Sustenance (Humani Victus Instrumenta): Agriculture after 1569
  18. Metropolitan Museum of Art
  19. The Instruments of Human Sustenance (Humani Victus Instrumenta): Cooking after 1569
  20. Metropolitan Museum of Art

«Библиотекарь» (итал. Il Bibliotecario) — «непревзойденный образец философской карикатуры» работы итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо . Выполнен в экспериментальной геометризирующей технике, предвещающей кубизм . Оригинал, по-видимому, утрачен.

О ранней жизни Джузеппе Арчимбольдо мало что известно. Как и многие итальянские художники, он начал свою карьеру с выполнения нескольких заказов в различных местах, таких как создание витражей, фресок и шпалер в Милане, Комо и Монце.

В 1562 году он стал официальным портретистом императора Священной Римской империи Максимилиана II. Картина «Библиотекарь» является одной из серии портретов членов окружения императора, написанных Арчимбольдо, соответствуя по стилю работам «Юрист» и «Повар».

Портрет датируется 1562 годом, однако некоторые считают датой написания портрета приблизительно 1566 год.

В тот период Арчимбольдо создал ряд антропоморфных портретов людей с использованием различных объектов, имеющих связь с жизнью или профессиональной деятельностью человека, таких как фрукты, овощи, цветы.

Однако в данном случае, используя книги, Арчимбольдо впервые написал картину, в которой нет элементов природы.

После смерти в 1593 году в возрасте всего 66 лет, Арчимбольдо был на долгое время забыт. Интерес к нему вновь проявился в XX веке, когда его начали называть «дедом сюрреализма ». Исследователь творчества Арчимбольдо Бенно Гейгер охарактеризовал картину «Библиотекарь» как «триумф абстрактного искусства в XVI веке».

В 1957 году историк искусства Свен Альфонс первым сделал вывод о том, что на этом портрете изображён Вольфганг Лазиус (1514-1565), гуманист и историк, служивший при дворе династии Габсбургов. В контексте интерпретации работы как сатирической насмешки над библиотекарями и учёными, К. К.

Элхард предположил, что картина, ставшая «неотъемлемой частью визуальной истории библиотечной профессии», может быть пародией на «материалистических коллекционеров книг, более заинтересованных в приобретении книг, чем в их чтении».

Несмотря на всю провокационность изображения, современники признали верность портрета библиотекаря, и спустя 400 лет репутация Лазиуса, получавшего книги любыми средствами, в том числе и путём кражи, остаётся неизменной.

Фигура библиотекаря строится из жёстко геометризованных форм (стилистика кубизма): она представляет собой стопку книг на фоне серо-голубого занавеса.

Пальцы — это бумажные закладки, жадно сжимающие книги (намёк на то, что из-под пера Лазиуса вышло более 50 томов), глаза — это костяные ключи с брелоками (как отсылка на суетливое хранение драгоценных томов), а борода — метёлка из кисточек для смахивания пыли. Причёска же представляет собой раскрытую книгу с крючками (аллегория заполненности головы знаниями).

Долгое время считалось, что оригинал «Библиотекаря» висит в шведском замке Скоклостер рядом с «Вертумном» того же художника. Оригинальное название картины неизвестно, «Библиотекарем» (швед.

Bibliotekarien) её назвали при инвентаризации в XX веке. В 1970 году картина была вставлена в новую раму.

Считается, что эта картина была привезена в Швецию в качестве военного трофея генералом Гансом Кристофом фон Кёнигсмарком после разграбления Пражского града во время битвы под Прагой 1648 года.

Научное исследование 2011 года показало, что шведский «Библиотекарь» является поздней копией оригинальной картины Арчимбольдо, местонахождение которой неизвестно. Известны ещё три версии картины худшего качества.

  • Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
  • Вы слышали о художнике, который рисовал человеческие лица
    из… фруктов, овощей и цветов?

Этотхудожник-
Джузеппе Арчимбольдо — величайшийитальянский живописец, живший в XVI веке.Джузеппе Арчимбольдо
родился в Милане ок. 1527 г. Он был придворным художником при императорах
габсбургской династии во второй половине XVI века.

Итальянец из семьи потомственных художников, большую
часть своей жизни он провел между Веной и Прагой, где тогда находился
императорский двор. Эти государи были страстными коллекционерами редкостных
вещей, для которых они создали особый музей или, как тогда говорили,
Кунсткамеру.

Одним из кураторов Кунсткамеры был и Арчимбольдо. Во время
правления Фердинанда I в Вене, Арчимбольдо занимал должность портретиста-копировщика. После, когда
трон перешел к старшему сыну Фердинанда I
— Максимилиану II живописец занял пост
художника при дворе.

Арчимбольдо выполнял не только функции придворного
живописца, а так же занимался оформлением театрализованных представлений, был
главным организатором ярмарок, турниров, праздников для художников,учёных и аристократов. Джузеппе Арчимбольдо
принимал участие в основании музея искусств.

Арчимбольдо — гений, полотнами которого при жизни восхищались, а
церковная власть осуждала занемыслимые
идеи. Однажды Джузеппе Арчимбольдо даже захотел
написать портрет Христа. А Сальвадор Дали называл живопись художника «предтечей сюрреализма».

Сохранилось мало его
работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Изображения
составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных
и иных инструментов, книг и т. д.

Источник: https://optistore.ru/srednevekovyi-syurrealist-dzhuzeppe-archimboldo-vertumn-bibliotekar—/

Арчимбольдо, Джузеппе — это… Что такое Арчимбольдо, Джузеппе?

Джузе́ппе Арчимбо́льдо (итал. Giuseppe Arcimboldo), (1527, Милан — 11 июля 1593, Милан) — итальянский живописец, декоратор, представитель маньеризма. В его творчестве усматривают предвосхищение сюрреализма.

Биография

Дедушка Арчимбольдо был архиепископом, отец — художником.

Джузеппе начал карьеру в мастерских Миланского собора, создавая цветные витражи и фрески со сценами из жизни святых.

Читайте также:  Баварский национальный музей, германия - фото и видео

Сложно сказать, где и у кого он учился. В Праге он был декоратором и постановщиком праздничных представлений.

Весна. 1573. Париж, Лувр

Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587); сначала — при имперском дворе Фердинанда I в Вене — как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи стал Максимилиан II (1564), Арчимбольдо — художник при дворе.

Он воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением.

Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий.

Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий. В то же самое время он — инженер, создатель фонтанов, принимал участие в основании музея искусств.

Арчимбольдо был главным организатором турниров, ярмарок и роскошных празднеств для аристократии, учёных и художников. Всё это — чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем.

При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569).

В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет — смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585)[1].

В 1587 году после многочисленных просьб Арчимбольдо Рудольф II разрешил ему возвратиться в родной Милан. В том же самом году Арчимбольдо получил просьбу императора продолжить писать для него, хотя он больше не служил при дворе. В 1591 году написаны наиболее известные из его картин — «Флора» (1591) и «Вертумн» (1590—1591), которые он послал в Прагу.

11 июля 1593 года живописец умер.

Творчество

«Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Это — поясной портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времён года, растительности и преобразования. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.

Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и т. д.

Лица стилизованы; эффект формы и светотени в пространстве создаётся весьма искусной компоновкой элементов.

Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид); стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов.

Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю.

Галерея

  • «Вертумн», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

  • «Вертумн», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

  • «Вертумн», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

  • «Вертумн», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

Примечания

  1. Ныне хранится в Кабинете гравюр и рисунков Галереи Уффици, Флоренция.
  • Арчимбольдо : [Альбом] = Arcimboldo / Авт. текста Ролан Барт ; вступ. ст. Акилле Бонито Олива ; пер. с фр. Веры Мильчиной, с итал. Наталии Ставровской. — М.—Рим: Мир Знаний, Франко Мария Риччи, 1997. — 181 с. — (Следы человека). — ISBN 88-216-7021-X
  • Громов Н.Н. Карнавалы Джузеппе Арчимбольдо // Итальянский сборник. СПб., № 5. С. 79-95.
  • Thomas DaCosta Kaufmann. Arcimboldo: Visual Jokes, Natural History, and Still-Life Painting (University of Chicago Press; 2010) 313 pages

Джузеппе Арчимбольдо: биография,картины,рисунки

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/3643

Живой космос Джузеппе Арчимбольдо. Художник при дворе алхимика (Оксана Гришина)

Живой космос Джузеппе Арчимбольдо. Художник при дворе алхимика

(Оксана Гришина)

На старинной гравюре, которую считают автопортретом знаменитого итальянца Джузеппе Арчимбольдо, есть надпись, якобы принадлежащая самому художнику. Она гласит:

«Я в образе горы, и это мой портрет,

Природа, выраженная искусством Арчимбольдо…»

Во всю плоскость листа изображена громадная скала, поросшая густым лесом, кое-где среди деревьев виднеются каменные дома. Поперек скалы вздымается мост, под ним — поднятая решетка, дающая дорогу потоку воды, который вырывается откуда-то из-под скалы.

Но стоит вглядеться в изображение, и скала постепенно начинает превращаться в человеческое лицо, деревья в волосы, плоские дома в глаза, древняя башня в нос, вздыбленный мост в усы, поднятая решетка в рот.

И вот уже заинтригованный зритель, готовый принять все за шутку, хочет скорее узнать, кто же этот художник.

Сохранился один-единственный автопортрет Арчимбольдо (если не считать рисунка пером, хранящегося в Национальной галерее Праги). С «Автопортрета» смотрит философ, человек громадного интеллекта. Проницательный, пристальный взгляд, густая борода с проседью, высокая шапка ученого — незаурядная, яркая личность проявляет себя в каждой детали.

«Вертумн», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

  • Автопортрет Арчимбольдо
  • Перелистаем же немногие, почти рассыпавшиеся от времени страницы, сохранившие кое-что о жизни этого в высшей степени оригинального человека и художника.

Вся жизнь Арчимбольдо была связана с Прагой, куда он приехал из Милана в 1562 году по приглашению императора Священной Римской империи Фердинанда I, чтобы стать придворным портретистом и копиистом. С этого времени и до 1587 года (в период царствования Фердинанда I и его преемников Максимилиана II и Рудольфа II) художник жил при дворах в Вене и Праге.

Тогда Прага считалась культурным центром всей Европы. В книгах по истории науки, посвященных той эпохе, часто встречается термин «пражская научная школа»: в этом городе работали выдающиеся астрономы Тихо Браге и Иоганн Кеплер, крупнейшие алхимики Михаэль Сендивой и Михель Майер, знаменитые философы, медики, натуралисты, приезжавшие со всей Европы.

Рудольф II, которого современники называли «Гермесом Трисмегистом» — наследником тайной доктрины, не оставил после себя сочинений по алхимии и медицине и не высказывался на эти темы открыто.

Но во дворце у него была секретная лаборатория, где он ставил алхимические опыты, и, говорят, однажды взрывом ему опалило бороду и лицо. Как гласит предание, в Прагу стремились многие знаменитые адепты и многие алхимики работали там.

С ними и даже самим императором переписывались известные натурфилософы того времени.

Увлеченные оккультными науками, ученые «пражской школы» стремились овладеть знаниями, которые хранили тайные доктрины, а также постичь реальные детали мира природы. Дух свободомыслия и терпимости объединял людей самого разного происхождения и взглядов, являвшихся убежденными сторонниками пансофии — универсального знания.

«Вертумн», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины

Вертумн

Среди этих замечательных ученых Арчимбольдо занимал не последнее место. Человек многих дарований и широкой эрудиции, он служил при дворе как архитектор, театральный художник, музыкант, гидротехник.

Биограф художника сообщает, что Максимилиан II, ставший императором после Фердинанда I, весьма высоко ценил Арчимбольдо и не только прислушивался к его суждениям, но и «подстраивался» под его вкус. Так, с помощью художника он создал Кабинет искусства и редкостей.

Позже эти собрания стали основой знаменитого музея — Кунсткамеры Рудольфа II.

«Умение Арчимбольдо передать незримое через зримую иллюзию не имеет себе равных», — отмечали современники.

Читайте также:  Музей феррари, италия, маранелло - описание музея

Наиболее ярко это проявилось в картине «Вертумн», которую друзья художника, поэты Ломаццо и Команини, называли портретом Рудольфа II и за которую сам Рудольф пожаловал Арчимбольдо титул графа (такой высокой чести удостаивались немногие). Ученый литератор Грегорио Команини написал стихотворный комментарий к этой картине, в котором раскрыл ее смысл.

В начале поэмы, обращаясь к зрителю, Вертумн говорит: «Я так изменчив, что не похож на самого себя, и все же, хоть я многообразен, я един — и в моем разнообразном обличии запечатлены образы всевозможных вещей».

В этой фразе выражена одна из главных идей натурфилософии того времени — о живом космосе, исполненном внутренних сил, имеющем в себе самом достаточные основания своего бытия, движения и развития.

Картину Арчимбольдо можно рассматривать как своеобразную модель Вселенной — мироздание может быть бобовым стеблем, великаном, змеей, зеркалом, человеческим лицом. Подобное представление характерно и для древних культур.

Так, в индийских космогонических текстах Вселенная представлена как тело жертвенного коня: небо — его хребет, звезды — кости, страны света — бока, ветер — дыхание, трава и деревья — шерстинки на шкуре.

Команини пишет о «Вертумне»: «Глаза на лице его — это звезды Олимпа, его грудь — воздух, его живот — земля, его ноги — бездны.

Одежда его — плоды и трава… И вот, прохожий, я перед тобой, сотворенный кистью искусного Арчимбольдо, превзошедшей кисть Зевксиса… Он собрал тысячи цветов и тысячи плодов на полях, где природа их соединила во всем их великолепии, и сделал из цветов одеяние, а из плодов члены…»

Вертумн — этрусское божество садов и обработки земли. Согласно мифу, он мог принимать любое обличие, чаще всего его изображали в образе юноши с садовым ножом в одной руке и корзиной плодов в другой.

В облике Вертумна неожиданно угадываются черты Рудольфа II.

Мы видим тяжелый подбородок Габсбургов, заросший кустистой бородой (это колючие растения «Вертумна»), черные круглые блестящие глаза (вишня и ежевика), одутловатые щеки (наливные яблоки), выпуклый лоб (тыква), оттопыренные уши (початки кукурузы).

Вертумн, каким его изобразил художник, — некий астральный двойник императора, могущественный Плодоноситель. Образ этот зашифрован, каждая его деталь связана с необычной личностью Рудольфа.

«Вертумн» — вершина мастерства Арчимбольдо. Это образ живой Природы, образ, исполненный оптимизма, пронизанный ощущением полноты жизни. Поэтому так насыщенны, ярки и сочны краски, поэтому на портрете такое изобилие плодов, овощей и цветов. Поражает мастерство, с которым переданы эти движущиеся, крутящиеся, свисающие, растущие, распускающиеся формы, сверкающие и благоухающие!

Такова последняя картина великого Арчимбольдо, художника и ученого.

Следующая глава

Источник: https://design.wikireading.ru/13828

«Вертумн» Джузеппе Арчимбольдо: безумный «Овощной портрет» императора Рудольфа II

Самой известной работой мастера считается «Овощной портрет» императора Священной Римской империи Рудольфа II или «Вертумн» созданный мастером около 1590 года.

Но что же послужило причиной создания столь безумного произведения искусства и в своем ли уме был художник?

  • Арчимбольдо считается одним из величайших представителей маньеризма XVI века.
  • Главной чертой маньеризма, в те времена, считалось создание тесных отношений между человеком и природой, и художник пытался максимально показать признательность к природе через свои творения.
  • Помимо столь известного портрета Рудольфа II художник создал множество схожих картин.
  • К примеру, так называемые «Четыре стихии».

«Земля» и «Вода» из серии работ «Четыре стихии». Джузеппе Арчимбольдо, 1566 год.

И «Времена года», где каждый портрет составлен только цветов и растений свойственных определенному времени года.

С другой стороны, в зимнее время, портрет состоит в основном из корней деревьев.

Серия работ «Времена года». Джузеппе Арчимбольдо, 1563 — 1573 год.

Около 1562 года Арчимбольдо был приглашен императором Максимилианом II в Вену, а затем служил и его преемнику Рудольфу II.

Рудольф крайне интересовался культурой, наукой и искусством своего времени. Во многом он способствовал и художникам, а труды Арчимбольдо он особо ценил.

Художественная коллекции Рудольфа была столь масштабна, что считалась не только крупнейшей в те времена, но и впоследствии легла в основу Венского художественно-исторического музея.

Портрет Рудольфа II. Йозеф Хейнц Старший, 1594 год.

Помимо прочего император также занимался астрологией, алхимией и другими оккультными практиками. Страсть Рудольф II к алхимии была столь велика, что его личная лаборатория считалось одной из лучших, а сам правитель имел хорошую репутацию среди алхимиков.

Когда около 1590 года Арчимбольдо создал свой знаменитый «Овощной портрет», изобразив правителя в облике Вертумна (древнеримского бога времен года), император пришел в такой восторг, что пожаловал художнику титул пфальцграфа.

На протяжении долгих веков исследователи и художественные критики спорят, является ли «Овощной портрет» продуктом больного разума художника.

Но большинство ученых придерживаются мнения, что, учитывая загадки, головоломки и откровенно странные традиции эпохи Ренессанса, картина создана вполне уравновешенным автором лишь следующим вкусам своего времени.

Источник: https://homsk.com/martin/vertumn-dzhuzeppe-archimboldo-bezumnyy-ovoshchnoy-portret-imperatora-rudolfa-ii

Джузеппе Арчимбольдо.Забытый гений

Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo), (1527-1593) известен как художник-иллюзионист — автор удивительных портретов, составленных из обилия всего растущего и цветущего на земле. Прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством.

Забытый средневековый художник был провозглашен в 20 веке предтечей сюрреализма, Миланский художник эпохи Ренессанса и придворный живописец пражских Габсбургов, которому с помощью визуальных каламбуров удавалось создавать символические фигуры.

В ХХ веке эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для всем известного художника-сюреалиста Сальвадора Дали.

 В 1562 году германский император Фердинанд приглашает Арчимбольдо на должность придворного портретиста, а при Рудольфе II в Праге художник получает придворное звание «мастера празднеств» за создание различных механизмов, музыкальных инструментов и картин для устроения придворных празднеств.

Все у императора было особое — и его кабинет, заполненный произведениями искусства и редкостями, и люди — ученые, астрономы, и такой художник, как Арчимбольдо с его особого рода живописью. В то же время он — инженер, конструктор гидравлических машин, создатель фонтанов, принимает участие в основании музея искусств.

Для императора написал нимфу Флору и портрет императора. Портрет изображает императора Рудольфа II в образе бога времен года и земных плодов Вертумна (Вертумния), который был известен в древней Италии. Вертумн был богом превращений, метаморфозом природного изобилия.

Ударом волшебной кисти Джузеппе Арчимбольдо трансформирует реальность. Из кабачка делает нос, из огурца – подбородок, из колоса пшеницы – прекрасную шевелюру а из набора овощей …

В течение двух лет пребывания на службе у императора Фердинанда I, помимо портретов императорской семьи, художник написал цикл «Времена года» (1563 год, включает четыре портрета-аллегории).

На полотнах «Лето» (на воротнике вплетена подпись художника, а на рукаве имеется дата) и «Осень» (последняя изображена в виде Вакха, с головой, увенчанной виноградными гроздьями и листьями) — композиции из фруктов и овощей, на портрете «Весна» — цветочная композиция, «Зима» — ветвистое дерево с кислым лимоном. У каждого времени года свои признаки.

Источник   http://sschool8.narod.ru/Masters/A_Arcimboldo.htm

Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/10258111/

Ссылка на основную публикацию