«в турецкой покойницкой», верещагин — описание картины

Василий Верещагин — русский художник удивительной судьбы. Для современников и в России, и в Европе он является создателем выдающихся шедевров живописи, который никогда не пытался соответствовать общепринятым тенденциям, а искал исключительно индивидуальный стиль.

  • Он жил как бы вопреки установленным правилам, как будто не чувствуя гнета жизненных неурядиц и сложных обстоятельств.
  • По воспоминаниям современников, Верещагин был человек эгоцентрического склада, не раз позволявший себе высказывания и поступки, идущие в разрез с общепринятыми установками.
  • Его вклад в мировое искусство живописи бесценен, поэтому по сей день его легендарные полотна собирают десятки тысяч зрителей, желающих приобщиться к таланту прославленного мастера.
  • Представляем топ-10 самых знаменитых картин Верещагина с фотографиями и названиями работ.

10. Прогулка в лодке

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картины
На протяжении всего своего творческого пути Верещагин испытывал большой интерес к Японии. Страна восходящего солнца привлекала живописца своей непохожей ни на одну азиатскую страну культурой.

Еще в 1874 он собирался посетить Японию и лишь спустя 7 лет мечта наконец осуществилась. Впечатления от путешествия нашли свое отображение отражение только в нескольких картинах Верещагина, одной из которых является «Прогулка в лодке«.

Картинам художника на японскую тему свойственны определенная неуравновешенность композиции, заостряющая внимание на случайности запечатленного эпизода, воздушность цветовой гаммы, использование импрессионистических техник.

9. Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картины

В итоговом варианте Туркестанская серия вмещала 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка, среди которых была картина «Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся«. В таком виде она была экспонирована в Лондоне в 1873 году.

Эти работы отличаются разнообразием тематики полотен, которые охватывали разные стороны бытовой жизни, специфики общественных отношений и обычаев народов Азии.

Виды среднеазиатской природы тесно пересекаются с этнографически точным отображением ярких народных типов и своеобразием местных нравов.

8. Смертельно раненный

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картины
Желтая зубчатая стена, стоящая на фоне яркого синего неба — это единственная деталь картины, указывающая на место разворачивающихся событий. Солдат инстинктивно прижал руки к груди, надеясь остановить кровь, бьющую потоком из смертельной раны.

Простое русское лицо солдата настолько посмуглело под палящим солнцем востока, что вернись он живым и здоровым в свою родную деревню, его бы, скорее всего, приняли за басурманина.

7. В турецкой покойницкой

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картины
На картине «В турецкой покойницкой» показана покойницкая турецкого госпиталя, расположенного в Плевне во времена русско-турецкой кампании 1877—1878 годов.

Здесь умершие солдаты лежат вместе с ранеными, из-за чего современники окрестили полотно — «Восемь квадратных метров смерти«.

6. Богатый киргизский охотник с соколом

  1. «В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картины
    Картина «Богатый киргизский охотник с соколом» посвящена другу Верещагина, Байтику Канаеву, с которым они познакомились в 1867 году, когда Байтик приехал в столицу Российской Империи в качестве представителей Туркестана на праздничный прием, организованный царем.
  2. Высокий, крепкий, колоритный представитель кочевой интеллигенции, хорошо знавший русский язык, вызывал большое уважение и интерес у художника.
  3. В свою очередь, Байтик Канаев, прежде никогда не видевший подобных картин, ведь в исламе запрещается рисование живых существ, был поражен талантом Верещагина.
  4. Позже, во время Туркестанских походов, известный живописец и киргизский батыр, который испытывал сильное неприятие к Кокандскому ханству, был благосклонно расположен к России.

5. Нападают врасплох

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картины
Картина «Нападают врасплох» изображает один из важных моментов баталии. Главной темой этой работы является несгибаемость и невиданный героизм русского солдата. Эти черты проявляются не только в минуты доблестных побед, но также и в самом тяжелом положении.

Небольшой отряд русских солдат в горной долине внезапно подвергся атаке врага. Очень достоверно передано настроение батальной сцены и экспрессия несущейся на лагерь конницы.

При этом, несколько отважных русских солдат не растерялась перед лицом смертельной угрозы и сплотились, чтобы давать бой неприятелю до последней капли крови.

4. Японка

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картины
«Японка» — вероятно, одна из самых лирических работ художника, которая раскрывает менее известную сторону его таланта. В этой работе ярко проявилась любовь Верещагина к этнографии, особенностям быта, традициям и аутентичным нарядам Японии.

Даже цветовая гамма полотна настраивает зрителя на восточное настроение: сочетание красного, черного, лилового… Написана картина во время посещения художником Японии.

С точки зрения построения композиции, полотно хорошо продумано — даже рама для картины подобрана специально и, вероятнее всего, по индивидуальному заказу самого Верещагина. На ней изображен классический восточный орнамент.

3. Мавзолей Тадж Махал близ Агры

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картины
Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» — действительно шедевр живописи. Завороженный великолепием храма, живописец отображает на полотне всё его величие, плавность линий, идеальные пропорции, цветовую гамму всей композиции.

Восхитительная архитектура, будто в зеркале, отражается в глади водоема. Вероятно, целый арсенал художественных средств и приемов нашли здесь свое виртуозное применение.

Своей известностью Тадж-Махал обязан не только уникальной архитектуре, в которой удивительным образом соединяется величие и изящество, но и связанной с его созданием легендой.

Мавзолей был возведен в 17 веке правителем империи Шах-Джаханом в память о любимой супруге, чья смерть в родах стала для него настоящей трагедией.

2. В покоренной Москве

  • «В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картины
    Картина «В покоренной Москве» изображает сцену казни отрядом французских войск русских партизан, которые являлись своего рода диверсантами на оккупированных неприятелем территориях.
  • По законам военного времени, город, куда входит вражеская армия, должен преклониться перед завоевателем. П
  • осле входа в Москву Наполеон первым делом назначал из числа своих приближенных тех людей, которые могли усмирить любой бунт.
  • Расстрел, изображенный на этой картине, происходит в православном храме.

1. Апофеоз войны

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картины
Легендарную картину «Апофеоз войны» считают самой известной работой Верещагина. Это одно из беспощадных и выразительных художественных обличений войны.

Несмотря на то, что картина была написана под впечатлением от первобытной кровожадности восточных завоевателей, она лишена конкретной направленности, а скорее посвящается все тем, кто поддерживает или непосредственно участвует в разжигании войн и конфликтов. Ведь не зря сам Верещагин оставил на раме надпись о том, что полотно посвящается завоевателям прошлого, настоящего и будущего.

Согласно популярной легенде, за войсками Тимура оставалось страшное множество мертвых тел и черепа, сложенные в пирамиду. Даже в те дни, когда жил художник, эта жуткая традиция сохранялась — восточные полководцы воспринимали отсеченные фрагменты тела убитых ими врагов в качестве военных трофеев.

Верещагин воспринял эту традицию как некий символ. В итоге мир увидел уникальную по своей выразительности и силе воздействия на зрителя картину, которая, к сожалению, не потеряла своей актуальности по сей день.

Источник: https://top10a.ru/samye-znamenitye-kartiny-vereshhagina.html

Василий Верещагин

Василий Верещагин – известнейший из баталистов, творец, о котором современник и критик Иван Крамской сказал:

«Не просто художник, а нечто большее. Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее».

Детство и юность

Биография Василия Васильевича с детства была связана с военным делом. Мальчик родился в дворянской семье Череповца 14 октября 1842 года. Отец занимал видный государственный пост и со всей серьезностью относился к воспитанию потомков. Василий стал третьим из четырех сыновей. Все они были отправлены в военно-учебные заведения.

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картиныПортрет Василия Верещагина

Двое младших, Сергей и Александр, связали свою жизнь с военным искусством, а двое старших, Василий и Николай, избрали иной путь, чем заслужили гнев отца. Николай впоследствии стал общественным деятелем и организатором новой отрасли в хозяйстве – маслоделия и сыроварения.

Василий же связал свою жизнь с театром военных действий, но отнюдь не так, как предполагал отец. Мальчик поступил в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга.

Помимо выдающихся военных деятелей, заведение могло похвастаться выпускниками, добившимися высот в иных областях: мореплаватель и первооткрыватель Фаддей Беллинсгаузен, маринист Алексей Боголюбов, авантюрист Федор Толстой.

Будущий мастер жанра батальной живописи Верещагин дополнил этот список.

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картиныВасилий Верещагин в детстве

По свидетельствам современников, характер у юноши был своевольный. Он рос высокомерным, грубоватым, вспыльчивым, склонным к демонстративному поведению, но в то же время хватким, одаренным, волевым.

Педагогов восхищал талант мальчика по памяти делать зарисовки увиденного. В будущем этот дар сыграет немалую роль в становлении Верещагина-творца. Параллельно с учебой в военном заведении ему разрешили посещать уроки в Рисовальной школе Общества поощрения художников.

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картиныВасилий Верещагин — студент Академии художеств

Пройдя путь от кадета до гардемарина, он отчетливо решил не продолжать военную карьеру. Отбыв непродолжительный срок в ранге мичмана, подал в отставку и уже в 1860-м поступил в Императорскую Академию художеств, где и проучился с перерывами до 1866-го.

Отлучки случались на Кавказ, где писал с натуры, и во Францию, где Василий брал уроки у живописца Жан-Леона Жерома и посещал классы Парижской академии изящных искусств. По возвращении в Петербург окончил Академию художеств и практически сразу отправился в первый творческий поход.

Творчество

В 1867 году генерал-губернатор Туркестана Константин фон Кауфман пригласил юного Василия сопровождать его в качестве художника.

Подобно военным репортерам будущего, Верещагин поступил на службу и скрупулезно документировал пером и кистью окружающие его события. По прибытии в Самарканд попал в осаду.

Показав пример всему гарнизону, он бросился с оружием на врага, а солдаты ринулись за ним в атаку.

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картиныВасилий Верещагин в молодости

Доблестный поступок оценили орденом Св. Георгия IV степени. Эта награда была единственной в жизни, которую художник принял. Отличительные знаки и разделение на классы и чины, особенно в искусстве, он отрицал. По этой же причине в 70-х отказался от почетного звания профессора Академии художеств.

В 1869-м баталист возвращается в Петербург, где при содействии фон Кауфмана демонстрирует работы в рамках «Туркестанской выставки». Картины, представленные публике, были написаны автором в Ташкенте, Бухаре, Самарканде и других городах. Вскоре Верещагин вновь отправляется в Туркестанский регион, но на этот раз его путь пролегает через Сибирь.

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картиныКартина Василия Верещагина «Самарканд»

Он побывал в Киргизии, Семиречье. Неизгладимое впечатление произвел Западный Китай, где шла борьба с мятежными дунганами. Разоренные деревни, руины домов и человеческие останки стали объектами его зарисовок.

По одной из версий работа «Апофеоз войны» написана под влиянием истории о тиране Валихан-торе, казнившем в уезде Кашгар сотни людей. Их головы были сложены по указу деспота в пирамиды.

По другому мнению, предпосылкой стала легенда о Тамерлане, который помог женам Багдада и Дамаска наказать мужей, погрязших в грехе.

Воитель поручил солдатам отрубить головы развратникам, а после сложить их в 7 пирамид.

Читайте также:  «десерт», виллем кальф — описание картины

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картиныКартина Василия Верещагина «Апофеоз войны»

Описывая жанр картины, Василий Васильевич мрачновато шутил, что, если убрать ворон, получится натюрморт.

Так или иначе, но монументальное полотно 1871 года с надписью на раме «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим» стало одной из ключевых работ в «Туркестанской серии», которую Верещагин создал в 1871-1873 годах в Мюнхене. В цикл также вошла подсерия «Варвары».

Всего были созданы 81 этюд, 133 рисунка и 13 картин. Помимо военных образов, на полотнах изображены быт, природа, архитектура, колоритные представители местного населения, как, например, на «Портрете бачи».

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картиныКартина Василия Верещагина «Смертельно раненый»

Также в серию вошло полотно «Смертельно раненый», ныне хранящееся в Государственной Третьяковской галерее. Картина стала своеобразным антивоенным манифестом Верещагина. Парадоксально, но война одновременно отвращала и привлекала художника. Она, ее последствия, участники были предметом творчества, но ужасы смерти укрепляли пацифистское мировоззрение. Батальные картины он писал во имя мира.

Вернисаж состоялся в Хрустальном дворце Лондона в 1873-м, а годом позже работы увидела публика Москвы и Петербурга.

Верещагин считал персональные выставки единственной допустимой формой общения со зрителем, тет-а-тет. При жизни художника в городах Европы, России и США их состоялось свыше 60.

По свидетельствам современников, произведения искусства действовали на аудиторию «как тяжелые кошмары горячки».

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картиныМастерская Василия Верещагина

Феноменальная память творца позволяла писать в мастерской. Он ценил искусство фотографии за реалистичность передачи деталей.

В творчестве стремился с фотографической точностью описать событие, что сформировало неповторимый стиль со статикой композиции, четкими линиями, избыточно яркими цветами.

Впрочем, реализм ради реализма художник не признавал. Отсутствие идеи в полотне приравнивало его к предмету декора, мебели, не более:

«Каждая моя картина должна что-либо сказать, по крайней мере, только для этого я их и пишу» — говорил Верещагин.

Из Германии художник переезжает в Индию, посещает Тибет. В 1877 году с началом русско-турецкой войны вновь оказывается в гуще событий и даже получает пулю в ногу. Миноносец «Шутка», на борту которого плыл художник, подвергся обстрелу турками. Ранение оказалось серьезным, началась гангрена, но вовремя сделанная операция вернула мужчину в строй.

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картиныКартина Василия Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами» (из сериии «Трилогия казней»)

После неутомимый путешественник отправляется в Палестину и Сирию. Отчетами о поездке стали «Трилогия казней», «Палестинская серия» и размышления художника:

«Я был особенно поражен тем фактом, что даже в наше время люди убивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами. Убийство гуртом все еще называется войною, а убийство отдельных личностей называется смертной казнью. Повсюду то же самое поклонение грубой силе и та же самая непоследовательность… и это совершается даже в христианских странах во имя того, чье учение было основано на мире и любви».

Одной из последних серий Верещагина стала «Наполеон в России», написанная в 1887-1900 годах. Среди полотен, демонстрировавших патриотизм и национальных дух, выделялось «Конец Бородинского боя».

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картиныКартина Василия Верещагина «Конец Бородинского боя»

Затем последовала «Госпитальная серия», на картинах которой в образе медсестры автор запечатлел свою вторую супругу Лидию.

Япония была страной, где живописец хотел побывать долгие годы. В 1903-м он посетил Страну восходящего солнца и успел привезти около 20 этюдов до того, как политическая обстановка накалилась окончательно.

Художник Василий Верещагин

Едва начав две крупные картины на японскую тему, живописец вновь отправился на Дальний Восток — в 1904-м началась Русско-японская война. Здесь в Порт-Артуре художник погиб на борту подорвавшегося на мине броненосца.

Верещагин был не только художником-баталистом, но талантливым публицистом. Он автор дюжины книг и множества статей, заметок и эссе, опубликованных в прессе как в России, так и за рубежом.

Личная жизнь

В личной жизни художника, насыщенной путешествиями и военными экспедициями, нашлось место любовным отношениям. Живописец дважды состоял в браке. Любопытно, что обе супруги так или иначе были соратницами его творчества. Первая жена – Элизабет Фишер, знакомство с которой состоялось в Мюнхене, помогала писать книги.

Лидия Андреевская в образе медсестры на картине Василия Верещагина «Письмо»

Свадьбу сыграли в 1871-м, а в 1889-м, во время поездки в США, Василий Васильевич увлекся пианисткой Лидией Андреевской, занимавшейся музыкальным сопровождением его выставок. В 1894 году пара связала себя узами брака.

Документальный фильм о Василии Верещагине «Летописец войны»

В союзах у художника родились пятеро детей. Событиям в жизни Верещагина от детских воспоминаний до смерти в хмурых волнах Порт-Артура посвящен документальный фильм «Летописец войны» телеканала «Культура».

Смерть

В 1904 году художник отправился на Дальний Восток, где развернулись сражения русско-японской войны.

Памятник Василию Верещагину

31 марта вышел на внешний рейд Порт-Артура на борту броненосца «Петропавловск» под командованием знаменитого адмирала Степана Макарова. Корабль подорвался на мине. Художник и команда судна погибли.

Картины

  • 1871 – «Богатый киргизский охотник с соколом»
  • 1871 – «Нападают врасплох»
  • 1871-1872 – «Апофеоз войны»
  • 1873 – «Смертельно раненный»
  • 1874-1876 – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре»
  • 1881 – «В турецкой покойницкой»
  • 1884 – «Подавление индийского восстания англичанами»
  • 1884-1885 – «Казнь заговорщиков в России»
  • 1887 – «Распятие на кресте у римлян»
  • 1899-1901 – «Конец Бородинского боя»
  • 1903 – «В парке»

Источник: https://24smi.org/celebrity/30882-vasilii-vereshchagin.html

Василий Верещагин: жизнь и творчество художника

Василий Васильевич Верещагин (1842—1904) — русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

Содержание

  • Биография Василия Верещагина
  • Творчество Верещагина
  • Работы художника
  • Картины Василия Верещагина
  • Библиография

Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию.

В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864).

Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.

Много путешествовал, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888–1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.

Творчество Верещагина

В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны.

Хотя его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную имперски — пропагандистскую направленность, в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато — коричневым, воистину «пустынным» колоритом.

Знаменитым символом всей серии стала картина «Апофеоз войны» (1870–1871, Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига.

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картины

Побежденные. Панихида

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картины

Шпион

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картины

Napoleon in the Petroff Palace

Особенно впечатляет полотно «Побежденные. Панихида» (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Широкую известность завоевала также его серия «Наполеон в России» (1887–1900).

Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги «На войне в Азии и Европе. Воспоминания» (1894); большой интерес представляют также «Избранные письма» художника Верещагина (переизданы в 1981).

Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904, при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура.

Работы художника

  • Туркестанская серия
  • Наполеон в России (Верещагин)
  • серия «Варвары»: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили — преследуют…» (1872) «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872).
  • «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше» (1865)
  • «Улица в деревне Ходжагенте» (1868)
  • «Бывшее укрепление Кош-Тигермень» (1868)
  • «Ход в зиндан (подземная тюрьма) в Самарканде» (1868)
  • «Въезд в город Катта-Курган» (1868)
  • «После неудачи (Побеждённые)», 1868, ГРМ
  • «Развалины театра в Чугучаке» (1869)
  • «Киргизские кибитки на реке Чу» (1869)
  • «Нищие в Самарканде» (1870)
  • «Политики в опиумной лавочке. Ташкент» (1870)
  • «Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент» (1870)
  • «Хор дервишей, просящих милостыню. Ташкент» (1870)
  • «Апофеоз войны» (1871), ГТГ

«В турецкой покойницкой», Верещагин — описание картины

  • «Двери Тимура (Тамерлана)» (1871—1872), ГТГ
  • «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874—1876), ГТГ
  • «Жемчужная мечеть в Агре» (1874—1876), ГТГ [6]
  • «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (1878—1879) ГТГ
  • «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1881), ГТГ
  • «В турецкой покойницкой» (1881)
  • «Подавление индийского восстания англичанами» (ок. 1884)
  • Цветная гравюра «Наполеон в Кремле» (хранится в Музее-квартире А. М. Горького (Нижний Новгород)

Библиография

  • Мак-Гахан В. Верещагин в Америке // Новости и биржевая газета. Изд. 1. — № 324. — 23 ноября. — 1888.
  • Верещагин В. Детство и отрочество художника. — Т.1. — М., 1895
  • Верещагин В. В. Воспоминания сына художника. — Л.: Художник РСФСР, 1978

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.

org, smallbay.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Василий Верещагин: картины художника

Василий Верещагин — все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Василий Верещагин: жизнь и творчество художника

3 (60%) 2 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/verewagin-vasilij.html

«Тяжелые кошмары горячки». История шедевров Василия Верещагина

26 октября 1824 года родился Василий Верещагин, один из известнейших художников-баталистов в русской истории. «Василий Верещагин заставил волноваться и горячиться до одурения не только Петербург и Москву, но и Берлин, Париж, Лондон и Америку», — писал известный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» Александр Бенуа. Вспоминая масштаб личности художника, он отмечал, что тот выбрал свой творческий путь, обойдя стороной всевозможные кружки и партии.

Его картины, кровавые и пестрые, производили на зрителя порой чудовищное впечатление, огорошивая и заставляя задуматься.

Василий Верещагин Public Domain

«Эти яркие или мрачные гигантские полотна, на которых шагали феерично разодетые индусы, богато разукрашенные слоны с магараджами на спинах, на которых тянулись по горам в глубоком снегу несчастные войска или поп в черной ризе отпевал под тусклым небом целое поле обезглавленных голых покойников,- эти полотна действовали, как тяжелые кошмары горячки», — писал Бенуа.

Читайте также:  Портрет данте, боттичелли, 1495

Одни критики называли Верещагина гением, другие — шарлатаном.

Тонкий ценитель изящных искусств Александр III в одном из писем художнику Алексею Боголюбову, не стесняясь, писал: «Либо Верещагин скотина, либо совершенно помешанный человек».

При этом он добавлял, что не может скрыть, как ему «противно читать всегдашние его (Верещагина – прим.) тенденциозности, противные национальному самолюбию».

Выставки Верещагина всегда были ярким событием в культурной жизни общества, которое сопровождалось бурной полемикой в прессе. Наряду с восторженными отзывами встречался залп осуждений. Сын художника в своих мемуарах отмечал, что такой эффект наблюдался не только в России, но и за границей.

В день рождения Василия Верещагина SPB.AIF.RU вспоминает известные полотна мастера и историю их создания.

«Апофеоз войны», 1871 год Василий Верещагин. Апофеоз войны. 1871 Public Domain

Одна из самых знаменитых картин Василия Верещагина была написана после его поездки в 1869 году в Западный Китай, где местные власти подавляли восстание китайских мусульман – дунган.

Считается, что на художника произвел сильное впечатление рассказ, о том, что один из деспотов Кашгара приказал казнить европейского путешественника. Головой несчастного он велел «увенчать» пирамиду из черепов казненных им людей.  Явил Христа народу. 7 интересных фактов о художнике Александре Иванове

По другой версии, Верещагин планировал изобразить горы из человеческих костей, которые оставляла за собой армия знаменитого Тамерлана, военноначальника и завоевателя XIV века.

По одной из легенд, женщины Дамаска и Багдада пожаловались полководцу на своих мужей, погрязших в разврате. Тамерлан по-своему решил эту проблему: каждому войну свой 200-тысячной армии он приказал принести по одной голове мужа-грешника.

Итогом такого «правосудия» стали семь пирамид из отрубленных голов.

«Посвящается всем великим завоевателям  — прошедшим, настоящим и будущим», — гласит надпись, сделанная на раме.

В настоящее время картина выставлена в Третьяковской галерее.

«У дверей мечети», 1873 год

В 28-м зале Русского музея в Петербурге висит большой холст, на котором изображены двери в мавзолей проповедника Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане.

На картине изображены двери в мавзолей проповедника Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане. Public Domain

Картина «У дверей мечети» принадлежит к Туркестанской серии работ Верещагина, которая была написана им под впечатлением от путешествия по Средней Азии в конце 1860-х годов.

Поводом для вояжа послужило необычное предложение генерал-губернатора Туркестана Константина Кауфмана.

Командующий  русскими войсками в Средней Азии в 1867 году пригласил художника к себе на службу и Верещагин согласился.

Результатом той работы стали 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка, которые художник создал в  1871 году  после переезда в  Мюнхен. Экспозиция этих произведений произвела настоящий фурор как в России, так и за рубежом. Иван Крамской назвал эту серию достижением,  «высоко поднимающим дух русского человека» и заставляющим сердце биться «гордостью, что Верещагин русский, вполне русский».

«По моему мнению, это — событие. Это завоевание России, гораздо большее, чем завоевание Кауфмана», — резюмировал Крамской. 

В 1874 году картины из этой серии были выставлены в Петербурге и Москве. В том же году горячий поклонник творчества Верещагина, известный меценат Павел Третьяков приобрел Туркестанскую серию в полном составе, заплатив за нее 92 тысячи серебром.

«Богатый киргизский охотник с соколом», 1871 год На картине изображен Байтик Канаев, офицер Русской императорской армии и верховный вождь одного киргизского племени. Public Domain

В 1873 году в Лондоне в Хрустальном дворце открылась выставка туркестанских произведений Василия Верещагина, на которой впервые была представлена на суд зрителя картина «Богатый киргизский охотник с соколом».

Картина была написана в Мюнхене в 1871 году. На ней в своей юрте был изображен Байтик Канаев, офицер Русской императорской армии и верховный вождь одного  киргизского  племени.

Судьба впервые свела Верещагина с ним в 1867 году, когда Байтик прибыл в Петербург на торжественный прием к императору в составе туркестанской делегации.

Молодого художника заинтересовала личность киргизского батыра, который хорошо говорил по-русски и интересовался живописью. Позже во время Туркестанских походов они встретились вновь.

Художник изобразил Байтика Канаева в традиционных штанах кочевника XIX века, калпаке и  накиде, который обычно шился кашгарскими или коканскими портными того времени.

В настоящее время картина висит в одном из залов Третьяковской галерее в Москве.

«В турецкой покойницкой»,  1881 год На холсте Верещагин показал покойницкую турецкого госпиталя в Плевне, где вместе с трупами лежали раненные солдаты. Public Domain

Когда в 1877 года началась русско-турецкая война, Василий Верещагин бросил в Париже свою мастерскую и отправился в действующую армию, чтобы быть очевидцем тех исторических дней. В составе адъютантов главнокомандующего Дунайской армией он принимал участие в некоторых сражениях и видел все ужасы боевых действий.  «Не Христос, а больной Миклухо-Маклай». История пяти шедевров Николая Ге

На основе сделанных им этюдов позже в Париже он начал работу над картинами, которые были объединены в «Балканскую серию». Одной из работ, изображавших события русско-турецкой войны стала  «В турецкой покойницкой», которую современники называли «Восемь квадратных метров смерти». 

На холсте Верещагин показал покойницкую турецкого госпиталя в Плевне, где вместе с трупами лежали раненные солдаты.

Картину после одной из выставок приобрел Великий князь Михаил Николаевич. После революции холст скитался по запасникам музеев Москвы и Ленинграда. Лишь в 1970-м году он был передан в  Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина.

За несколько десятилетий нахождения в хранилищах картина пребывала в ужасном состоянии. Реставраторы считали, что она безвозвратно утрачена, но при помощи новейших технологий удалось спасти картину. В настоящее время она представлена в одном из залов Николаевского художественного музея.

Серия картин «Наполеон I в России» или   «1812 год»  Картина «Наполеон на Бородинских высотах», 1897 год. Public Domain

«Цель у меня была одна: показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом. Было желание еще свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который взнесен.

Но это второстепенно, — для меня самое важное было лишь первое», — так сформулировал Верещагин свою задачу, когда он взялся за цикл картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.  Жертва мужского непостоянства.

Какие загадки хранит «Даная» Рембрандта

Всего мастером было создано 20 полотен на эту тему. Работать над некоторыми из них художник начал еще во Франции, где жил в местечке Мезон-Лаффитте под Парижем. Остальные он писал с 1892 года по 1900 в мастерской за Серпуховской заставой.

Приверженец строго реализма, Василий Васильевич изучал архивы, мемуары и исторические книги, чтобы максимально точно передать на холсте детали.

Сын художника вспоминал, что даже на чердаке их дома хранилось оружие тех лет и подлинные образцы обмундирования, а в мастерской его отца стояла точная модель французского полевого орудия с орудийным передком эпохи 1812 года.

«Во всех его картинах изображение исторических предметов всегда до деталей соответствовало действительности. В частности, изображение обмундирования и вооружения французской и русской армий было исторически абсолютно верным», — писал в своей книге сын Василий Верещагин.

В 1896 году серия картин была выставлена в Петербурге на суд зрителя, а после отправилась в турне по России и городам Европы. Выставки Верещагина проходили в Англии, Дании, Франции и Германии. Когда в 1902 году художник решил продать полотна на аукционе в США, русское правительство выкупило всю серию за 100 тысяч рублей.

Так полотна вернулись в Петербург — в Русский музей. Позже они были перенесены в Исторический музей в Москве.

Источник: http://SanktPeterburg.BezFormata.com/listnews/istoriya-shedevrov-vasiliya-vereshagina/51709809/

Художник-воин Василий Верещагин

26 октября 1957 года Маршал Победы снят с поста Министра обороны

  • Причина одна: тогдашний глава политической системы государства Никита Хрущев боялся, что Маршал Победы отрешит его от кормила власти.
  • А через день состоялся Пленум ЦК КПСС, который вообще заклеймил позором Маршала Победы.
  • Постановление Пленума ЦК КПСС
  • Об улучшении партийно-политической работы в Советской Армии и Флоте (орфография и стиль оригинала)
  • Вооружённые Силы Советского Союза, одержав всемирно-историческую победу в Великой Отечественной войне, оказались на высоте своих задач и с честью оправдали любовь и доверие народов СССР.

В послевоенные годы благодаря заботам Коммунистической партии и Советского Правительства, на основе общего подъёма народного хозяйства нашей страны, крупных успехов в развитии тяжёлой промышленности, науки и техники, Вооружённые Силы СССР поднялись на новую более высокую ступень в своём развитии, они оснащены всеми видами современной боевой техники и вооружения, в том числе атомным и термоядерным оружием и ракетной техникой. Политико-моральное состояние войск находится на высоком уровне. Командные и политические кадры Армии и Флота беспредельно преданы своему народу, Советской Родине и Коммунистической партии…

Главный источник могущества нашей Армии и Флота состоит в том, что их организатором, руководителем и воспитателем является Коммунистическая партия — руководящая и направляющая сила Советского общества.

Следует всегда помнить указание В. И.

Ленина о том, что «политика военного ведомства, как и всех других ведомств и учреждений, ведётся на точном основании общих директив, даваемых партией в лице её Центрального Комитета и под его непосредственным контролем».

Пленум ЦК КПСС отмечает, что за последнее время бывший Министр обороны т. Жуков Г. К. нарушал ленинские, партийные принципы руководства Вооружёнными Силами, проводил линию на свёртывание работы партийных организаций, политорганов и Военных Советов, на ликвидацию руководства и контроля над Армией и Военно-Морским Флотом со стороны партии, её ЦК и Правительства.

Пленум ЦК установил, что при личном участии т. Жукова Г. К. в Советской Армии стал насаждаться культ его личности. При содействии угодников и подхалимов его начали превозносить в лекциях и докладах, в статьях, кинофильмах, брошюрах, непомерно возвеличивая его персону и его роль в Великой Отечественной войне. Тем самым в угоду т.

Жукову Г. К. искажалась подлинная история войны, извращалось фактическое положение дел, умалялись гигантские усилия Советского народа, героизм всех наших Вооружённых Сил, роль командиров и политработников, военное искусство командующих фронтами, армиями, флотами, руководящая и вдохновляющая роль Коммунистической партии Советского Союза.

..

Таким образом т. Жуков Г. К. не оправдал оказанного ему Партией доверия. Он оказался политически несостоятельным деятелем, склонным к авантюризму как в понимании важнейших задач внешней политики Советского Союза, так и в руководстве Министерством обороны.

Читайте также:  «фанатики танжера», эжен делакруа — описание картины

В связи с вышеизложенным Пленум ЦК КПСС постановил: вывести т. Жукова Г. К. из состава членов Президиума и членов ЦК КПСС и поручил Секретариату ЦК КПСС предоставить т. Жукову другую работу.

Пленум Центрального Комитета КПСС выражает уверенность в том, что партийные организации, выполняя решения XX съезда КПСС, будут и впредь направлять свои усилия на дальнейшее укрепление обороноспособности нашего социалистического государства.

(Принято единогласно всеми членами Центрального Комитета, кандидатами в члены Центрального Комитета, членами Центральной Ревизионной Комиссии и одобрено всеми присутствовавшими на Пленуме ЦК военными работниками и ответственными партийными и советскими работниками).

До сих пор вокруг причин неожиданного снятия Георгия Жукова со всех партийных и государственных постов идут споры даже в среде профессиональных историков: ведь он был надежным союзником Хрущева, незадолго до этого спас Никиту от оппозиции в лице Молотова, Маленкова, Кагановича и Шепилова, помог разгромить ее на июньском пленуме ЦК.

Отчего же такая неблагодарность? Об этом РГК попросил рассказать доктора исторических наук, акдемика Юрия РУБЦОВА: — Бытуют разные мнения.

Наиболее простое объяснение случившегося: зависть первого секретаря ЦК ко все возраставшим в партии и стране авторитету и влиянию Маршала Победы, опасение, что на фоне Жукова станут особенно видны ущербные стороны его собственной личности. Думаю, такие мотивы в поведении Хрущева присутствовали.

И все же главная причина, на мой взгляд, в конфликте Жукова с политической системой.

После июньского пленума партийная элита особенно остро почувствовала, что с такой личностью во главе Министерства обороны, как Жуков – герой войны, авторитетный военный руководитель, человек независимый, не склонный к компромиссам и политиканству, – использовать армию в качестве орудия захвата и (или) удержания власти невозможно.

Если ЦК рассматривал армию как орудие борьбы за власть, как «орган подавления» любых действий, враждебных политическому режиму, то Жуков – как орудие защиты Отечества от внешней опасности. Столкнулись, таким образом, интересы государства, за которые ратовал Жуков, и интересы партийных верхов, которые отстаивал президиум ЦК.

Официально устранение Жукова было мотивировано недооценкой с его стороны партийно-политической работы в армии и на флоте. Уверен, что такое обвинение представляло дымовую завесу, скрывавшую политическую расправу с одним из виднейших людей страны, хотя отчасти оно и было правдой. Требуется лишь правильно расставить акценты: Жуков не выступал против политической работы в Вооруженных Силах, он возражал против всевластия партийных комитетов, некомпетентного вмешательства политработников в обязанности командиров. И прежде всего – против попыток использовать армию как орудие политической борьбы.

Как члена высшего партийного органа, Жукова нельзя было удалить с поста кулуарно, обычным решением президиума ЦК. Его судьбу мог решить только пленум, лихорадочную подготовку которого провели в отсутствие маршала, направленного в заграничную поездку в Югославию и Албанию.

Чтобы заранее обеспечить поддержку крутых мер по отношению к Жукову, партийная элита пошла на широкомасштабный подлог. За 22 дня, в течение которых маршал отсутствовал на родине, президиум ЦК во главе с Хрущевым полностью реализовал замысел закулисного сговора.

Под предлогом войсковых учений первый секретарь ЦК собрал в Киеве руководство Минобороны и командующих всеми военными округами. Им Хрущев лично вдалбливал мысль, что Жуков опасен для государства и партии, поскольку вынашивает бонапартистские устремления, и что положение может спасти только немедленное удаление его из руководства партии и государства.

Как показали события, надежды Хрущева на то, что высшие военачальники поймут его «правильно», полностью оправдались. Среди них не нашлось ни одного, кто возвысил бы голос против наветов на боевого товарища.

Затем была организована серия собраний партийных активов в центре и в военных округах, на которых в качестве докладчиков выступали члены и кандидаты в члены президиума ЦК, сообщавшие коммунистам ложную информацию о действиях и замыслах маршала.

Партийный актив центральных управлений Министерства обороны СССР, Московского военного округа и Московского округа ПВО 22-23 октября был задуман как генеральная репетиция октябрьского пленума. С большой речью на нем выступил Хрущев.

Впервые с начала антижуковской кампании он столь определенно сформулировал политические обвинения в адрес министра обороны, заявив о попытках Жукова оторвать армию от партии, поставить себя между военнослужащими и Центральным Комитетом. Он дал также присутствующим понять, что вывод министра обороны из состава президиума ЦК предрешен.

Руководящая верхушка КПСС сознательно пошла на нарушение всех норм партийной жизни. Деятельность коммуниста, тем более члена высшего политического руководства, обсуждалась без его участия и даже без информирования его самого о факте обсуждения.

Только так – запечатав уста обвиненному маршалу, скрыв под предлогом военной и государственной тайны происходящее судилище от широких партийных масс и манипулируя послушным активом, можно было добиться устранения Жукова. Любое публичное разбирательство и камня на камне не оставило бы от обвинений маршала в антигосударственной деятельности.

26 октября министр обороны прибыл в Москву. Прямо с аэродрома его привезли на заседание президиума ЦК, где Жуков впервые услышал об обвинениях в свой адрес. Маршал пытался их опровергнуть.

Судя по скупой протокольной записи, он резко возражал против «дикого», по его словам, вывода о его стремлении отгородить Вооруженные Силы от партии и отказался признать, что принижал значение партийно-политической работы.

Вместе с тем он высказал готовность признать критику и исправить ошибки, попросив в заключение назначить компетентную комиссию для расследования обвинений в свой адрес. Однако исход дела был предрешен заранее. Члены высшего партийного ареопага боялись Жукова.

Он им нужен был не исправляющий ошибки, а низвергнутый. Особенно усердствовали Булганин, Суслов, Брежнев, Игнатов. Итог – снятие Жукова с поста министра обороны. Текст указа был подготовлен заранее.

28 октября 1957 года состоялся пленум ЦК, призванный одобрить это решения. При этом одновременно с полномочиями министра обороны Жукова лишили доступа к служебной документации, которая позволила бы аргументированно отвечать на выдвинутые обвинения. Система навалилась на Жукова всей мощью.

Помимо 262 членов ЦК, кандидатов в члены ЦК и членов Центральной ревизионной комиссии, а также нескольких десятков секретарей обкомов партии, заведующих отделами и ответственных работников аппарата ЦК КПСС, к работе октябрьского пленума были привлечены 60 высших военачальников.

В качестве тягчайшего, с точки зрения президиума ЦК, свидетельства преступления Жукова на пленуме было названо учреждение им спецназа – школы диверсантов в две с лишним тысячи слушателей. Как ударный «кулак» в личном распоряжении министра обороны, который может быть использован в заговорщических целях («Диверсанты.

Черт его знает, что за диверсанты, какие диверсии будут делать»), – так расценил созданный Жуковым спецназ в своем выступлении Хрущев.

Давая объяснения, маршал особо просил обратить внимание на отсутствие у него какого бы то ни было преступного умысла, что легко могла бы установить соответствующая партийная комиссия, о создании которой маршал ходатайствовал здесь же.

Школа была создана из имевшихся в военных округах 17 рот, готовивших спецназовцев, чтобы сделать уровень подготовки (обучение иностранным языкам, сохранение военной тайны) соответствующим тем требованиям, которые предъявляются к такого рода учебным заведениям.

Признав, что он допустил ошибку, не проведя решение о создании такой школы через президиум ЦК, Жуков решительно отверг обвинение, будто он вообще действовал тайно.

Он сослался на то, что дважды устно докладывал об этом Хрущеву, и характерно, что первый секретарь, так охотно, судя по стенограмме пленума, вступавший в полемику с ораторами, не решился опровергнуть эти слова перед участниками пленума.

Поводом к другому принципиальному обвинению в адрес Жукова стали слова, сказанные им в июне 1957 года в тот момент, когда члены президиума ЦК, противостоявшие Хрущеву, попытались выяснить, не удастся ли привлечь армейские части для разрешения в свою пользу политического кризиса. «Без моего приказа ни один танк не тронется с места», – заявил министр обороны. Тогда Хрущев оценил занятую маршалом позицию как «партийную» – да и какую иную оценку он мог дать, если это веское заявление Жукова обеспечивало ему сохранение поста руководителя КПСС.

Теперь, спустя четыре месяца, первый секретарь ЦК предпочел «забыть» об этом, доверив своим приближенным искажение реальной картины происшедшего. «Оказывается, – заявил Микоян, – танки пойдут не тогда, когда ЦК скажет, а когда скажет министр обороны».

И, по существу бросая в адрес Жукова обвинение в антисоветской и антипартийной деятельности, заметил, что таким образом поступают в странах, где компартия в подполье, где «всякие хунты-мунты», а «у нас политический климат не подходит для таких вещей».

Слова Жукова о его готовности напрямую обратиться к армии и народу в случае, если оппозиционеры во главе с Молотовым будут настаивать на снятии Хрущева, по мнению Микояна, прямо указывали на «бонапартистские» устремления маршала.

«Разве не ясно, что это позиция – непартийная и исключительно опасная?», – вопрошал Суслов.

Фарисейский характер этих обвинений был очевиден для всех, кто знал обстоятельства кризиса в партийных верхах в июне 1957 года.

Ведь по существу именно твердая позиция трезво мыслящего, волевого и патриотически настроенного маршала уберегла тогда страну от хаоса.

И, если уж доводить мысль Суслова о «бонапартизме» Жукова до логического завершения, то напрашивается вопрос: что мешало министру обороны уже в тот момент взять власть в свои руки, если он к ней стремился?

Кстати, та ситуация вполне актуальна и сегодня. Наше преимущество перед теми, кто жил и правил полвека назад, в том, что мы можем извлечь уроки из их деятельности.

Другое дело, хотим ли мы это делать? Вернее, хочет ли этого нынешняя полновластная партия — «Единая Россия?» Огромная страна, тем более переживающая кардинальную ломку, должна быть управляемой. Это, конечно, так.

Но никакой авторитетный руководитель, никакой аппарат власти не заменят самого широкого участия людей в решении собственной судьбы, как никакими суррогатами в красивой упаковке, вроде «суверенной демократии», не подменить народовластия. Бесспорно, любой вопрос решать узким кругом проще.

Но лучше ли, правильнее ли? И куда такая практика обычно заводит? В данном случае октябрь 1957 года, проложив нечестный путь к утверждению полного единовластия Хрущева, в конце концов, обернулся политическим крахом не только для него самого, но и для того либерального реформаторского курса, который принято связывать с его именем и называть «оттепелью». 14 октября 1964 года уже другой октябрьский пленум ЦК, организованный в отсутствие Хрущёва (по изобретенной им же схеме), находившегося на отдыхе, освободил его от партийных и государственных должностей «по состоянию здоровья».

Источник: http://rosgeroika.ru/anniversaries/october/xudozhnik-voin-vasilij-vereshhagin

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector