Торжественное заседание государственного совета, репин, 1903

Илья Репин. Торжественное заседание Государственного совета (4) [Apr. 16th, 2019|02:35 pm]
Виктор
Продолжу рассказ о выставке Репина. Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903Выставку, по моему мнению, условно можно разбить на 4 части — 1. портреты, 2. хрестоматийные картины 3. картина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» и 4.картина «Прием волостных старшин императором Александром III». Я выделил эти две работы в отдельные части потому что на мой вкус это безусловные два хита выставки.В этом посте расскажу про один из хитов — картине, полное название которой «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения»Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения, 1903Это колоссальная по размерам картина — 400 х 877. Т.е. 4 метра в высоту и почти 9 метров в ширину. Представили? На фото и в репродукциях этого восхищения ее размерами не ощущается. Но когда стоишь рядом то впечатление совершенно необыкновенное Илья Репин работал над картиной с помощниками около 3-х лет.А начиналось все так. В апреле 1901 года по поручению одного из министров императорского двора вице-президент Академии художеств граф Иван Толстой обратился к Репину с предложением написать торжественное заседание Государственного совета в день его столетнего юбилея. Заседание назначено было на 7 мая 1901 года. Конечно, создать подобное полотно по заказу царя было весьма престижно. Но, с другой стороны, Репину фактически предложили сделать скучный официоз, на который предстояло затратить много сил и времени. Ну какой сюжет, какая динамика могли быть в картине, на которой много мужчин (пусть даже в парадных костюмах) сидят на стульях и слушают другого человека (пусть даже он царь)?Тем не менее Илья Ефимович согласился, но выдвинул условие: каждый из присутствующих на заседании сановников должен будет попозировать ему отдельно — в той позе, в которой он попросит. На подмогу он взял учеников — Ивана Куликова и Бориса Кустодиева.По условиям договора, композицию полотна требовалось согласовать с заказчиком. Но когда мастер представил заказчикам эскиз композиции холста то придворные возмутились: на картине был нарушен протокол церемонии. Прямо во время речи императора помощник статс-секретаря барон Дистерло что-то шепчет на ухо академику Семенову Тянь-Шанскому, князь Лыщинский-Троекуров вообще гуляет по залу, генерал от инфантерии Игнатьев отвернулся, а сенатор Иващенков сидит спиной к царю. Да и остальные ведут себя крайне вольно. Т.е. мастер отошел от канонов протокола и не стал изображать унылую казенщину, а постарался оживить полотно динамикой и живыми эмоциями. По-видимому, император Николай II это понял и эскиз одобрил.Итак, на картине изображён император Николай II, сидящий под своим портретом и только что закончивший чтение юбилейной грамоты по случаю 100-летия учреждения императором Александром I Непременного совета — предшественника Государственного Совета. Члены Госсовета живо обмениваются мнениями , а секретари разносят членам совета юбилейные медалиЗа сто лет до заседания, изображенного на картине, император Александр I учредил Непременный совет. Он состоял из двенадцати представителей титулованной знати. Данный орган мог опротестовывать действия и указы самого царя — это был первый шаг к конституционной монархии.В самом начале своего существования совет подготовил несколько важных реформ, в том числе разработал указ о знаменитый вольных хлебопашцах, по которому помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с выдачей земельного участка.В 1810 году этот орган был преобразован в Государственный совет. Со свертыванием реформ госсекретаря Михаила Сперанского он утратил все признаки независимого института власти — все его члены назначались государем лично, но при этом ими могли стать любые лица, независимо от сословия, чина, возраста и образования.«Наше внутреннее дело то толстело, то дурнело, заикалось и плевалось, наконец в долги ввязалось, и не дай Бог если скоро горе мыкать будем снова», — распевали острословы в начале ХХ века. В стишке обыгрываются фамилии членов Госсовета: Дмитрий Андреевич Толстой, Иван Николаевич Дурново, Иван Логгинович Горемыкин, Вячеслав Константинович фон Плеве.Среди чиновников, изображенных на полотне Репина, мы находим и Дурново, который на тот момент был председателем комитета министров, и Плеве в должности статс-секретаря Великого княжества Финляндского и Горемыкина. Полотно было создано для Мариинского дворца, где проходили собрания Государственного совета Российской империи. Представлено публике оно было 4 января 1904 года.Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903Заседание Государственного Совета в 1908 году. На стене висит огромное полотно РепинаПосле упразднения Государственного совета в 1917 году картина была передана в Музей революции, а в 1938 году в Русский музей, где сегодня и экспонируется.Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903 Иван Николаевич Дурново́ (1834 — 1903) — министр внутренних дел (1889—1895), председатель Комитета министров (1895—1903). Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903Алексеей Павлович Игнатьев (1842—1906) — граф, иркутский а затем киевский генерал-губернатор. 9 декабря 1906 года в Твери в перерыве губернского собрания был застрелен шестью выстрелами из револьвера эсером С. Н. Ильинским.Отец Алексея Алексеевича Игнатьева — русского и советского военного деятеля, дипломата, советника руководителя НКИД, писателя, генерал-лейтенанта СССР. Автора широко знаменитых мемуаров «Пятьдесят лет в строю». Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903Герцог Александр Константин Фридрих (Принц Алексаандр Петрович) Ольденбургский (1844 — 1932) — русский генерал от инфантерии, генерал-адъютант, сенатор. По линии отца — правнук императора Павла I. Одной из главнейших его заслуг считается открытие Института Экспериментальной Медицины в Петербурге. Также он основал первый на Кавказском побережье Гагрский климатический курорт. Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903 Анатолий Павлович Иващенков (1842 — 1906) — русский государственный деятель, действительный тайный советник. Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903 Великий князь Владимир Александрович (1847 — 1909) — третий сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны; сенатор ; генерал-адъютант, генерал от инфантерии , младший брат Александра III.С 1884 г. по 1905 г. занимал пост главнокомандующего войсками гвардии и Санкт-Петербургского военного округа. В ночь с 8 на 9 января 1905 года, ввиду ожидаемых провокаций, Владимир Александрович отдал распоряжение своему подчинённому, командиру 1-го гвардейского корпуса князю С. И. Васильчикову, применить военную силу для недопущения шествия рабочих и жителей Санкт-Петербурга к Зимнему дворцу под руководством священника Георгия Гапона с петицией о своих нуждах к царю. В связи с ролью Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» художники Валентин Серов и Василий Поленов вышли из состава Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович. Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903 Великий князь Михаил Николаевич (1832 — 1909) — четвёртый и последний сын императора Николая I и его супруги Александры Фёдоровны; военачальник и государственный деятель; генерал-фельдмаршал , генерал-фельдцейхмейстер. Председатель Государственного совета. Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903 Граф Андрей Александрович Бобринский (1859 — 1930) — действительный статский советник в звании камергера. Автор романсов и духовно-музыкальных сочинений для хора. Граф Владимир Николавич Ламздорф (1844 — 1907) — министр иностранных дел Российской империи в 1900—1906 годах. Князь Михаил Сергеевич Волконский (1832 — 1909) — тайный советник, сенатор и обер-гофмейстер. Сын декабриста Сергея Григорьевича Волконского и Марии Раевской. Согласно именному указу Александра II Волконскому был возвращён княжеский титул, принадлежавший его отцу до осуждения по делу декабристов. Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский (до мая 1906 года — Семёнов; 1827 — 1914) — русский географ, ботаник, статистик, экономист, государственный и общественный деятель. Вице-председатель Императорского Русского географического общества) и президент Русского энтомологического общества, Почётный член: Императорской Академии наук и Академии художеств . Член Русского горного общества. Действительный член всех Российских университетов. Константин Петрович Победоносцев (1827 — 1907) — русский правовед, государственный деятель консервативных взглядов, писатель, переводчик, историк церкви, профессор; действительный тайный советник. Главный идеолог контрреформ Александра III. В 1880—1905 годах занимал пост обер-прокурора Святейшего синода.Преподавал законоведение наследникам престола — Николаю Александровичу (старший сын императора Александра II), будущим императорам Александру III и Николаю II, у которых пользовался большим уважением. Наряду с Михаилом Катковым считается «серым кардиналом» правительства Александра III[ Граф Сергей Юльевич Витте (1849 — 1915) — русский государственный деятель, министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892—1903), председатель Комитета министров (1903—06), председатель Совета министров (1905—06). Добился введения в России «золотого стандарта» (1897), способствовал притоку в Россию капиталов из-за рубежа, поощрял инвестиции в железнодорожное строительство (в том числе Великий Сибирский путь). Деятельность Витте привела к резкому ускорению темпов промышленного роста в Российской империи. Противник начала войны с Японией и главный переговорщик со стороны России при заключении Портсмутского мира. Фактический автор манифеста 17 октября 1905 года, который предполагал начало трансформации России в конституционную монархию. Действительный тайный советник (с 1899 года) Автор многотомных мемуаров. Основательница Теософского общества Елена Блаватская приходилась С. Ю. Витте двоюродной сестрой. Иван Ло́ггинович Горемыкин (1839 — 1917) — министр внутренних дел (1895—1899), сенатор (с 1894), председатель Совета министров Российской империи (1906 и 1914—1916).Николай Николаевич Герард (1838 — 1929) —сенатор (1876), действительный тайный советник (1896).
Comments:
From: stroganov2019-04-16 02:13 pm (UTC) (Link)

Спасибо, прочитал, интересно. Не использовал потому что не вписывалось в мою концепцию рассказа. Но спасибо за материал.Извините если обидел )

From: pascendi2019-04-16 03:47 pm (UTC) (Link)

Есть основания полагать, что Победоносцев был одним из прототипов Каренина (не в смысле судьбы, а в смысле внешности и пластики).

From: stroganov2019-04-16 04:20 pm (UTC) (Link)

Согласен. В старой Анне Карениной с Самойловой похоже что образ Каренина актер Гриценко списывал с Победоносцева.

From: warsh2019-04-17 02:05 pm (UTC) (Link)

А где Плеве?

From: stroganov2019-04-17 03:58 pm (UTC) (Link)

Плеве на картине стоит перед государем императором. Портрета нет т.к. нарисован со спины )

From: dina23042019-04-17 03:27 pm (UTC) (Link)

С потомком Горемыкина была когда-то знакома.Мне понравилось, что на выставке полотно можно обозревать и снизу, сидя на скамейки, и сверху, поднявшись на антресоль. Впечатление с этих точек разнится.

From: stroganov2019-04-17 03:53 pm (UTC) (Link)

Да, его очень грамотно повесили. Я тоже ходил, рассматривал с разных точек и с балкона тоже.

From: galik_1232019-08-08 07:00 pm (UTC) (Link)

Здорово, спасибо!Удачно я на Ваши рассказы вышла)

Читайте также:  Картина «боярыня морозова», суриков — описание картины и видеообзор

Источник: https://stroganov.livejournal.com/246209.html

Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года

Это заседание должно было отметить столетие высшего правительственного учреждения императорской России. Собрание Совета в 1901 г., официально посвященное столетию Государственного совета, фактически отмечало столетие совсем другого, довольно двусмысленного события в русской истории, о чем, однако, современники этого собрания не могли публично упоминать.

На самом деле Государственный совет был создан не в 1801г., а в 1810 г., тогда как в марте 1801г. произошло другое крупное событие — убийство императора Павла I группой гвардейских офицеров, которыми руководили высшие сановники государства.

 Занявший место Павла I его старший сын Александр I, чувствуя свою неподготовленность к государственной деятельности, поспешил организовать Непременный совет (слово «непременный» означало постоянный), который должен был участвовать в законодательной деятельности. Столетие организации Непременного совета и отмечалось в 1901 г.Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903

Правительственный заказ на эту огромную картину (4 на 8,8 м) И.Е. Репин принял в апреле 1901 года с условием, что каждый из сановников будет позировать ему персонально (в настоящее время известно 48 портретных этюдов к картине).  Репину удалось разместить на огромном холсте 60 фигур. Он выстроил перспективу с нескольких точек зрения, изобразил фигуры первого плана значительно больше натуры, не уязвив при этом достоинства ни одного из персонажей..

Колористический строй портретов, в сопоставлениях «официальных» цветов российского чиновничества — черного, золотого, красного, голубого и белого, сообщает изображаемому парадную торжественность.  Во время самого заседания художник (впервые в своей практике) применил для работы фотографическую съемку.

В осуществлении работы принимали участие ученики Репина из его академической мастерской: фигуры правой части, по репинским этюдам, писал Борис Кустодиев, левой — Иван Куликов, затем они дорабатывались самим мастером. Центр картины целиком написан Репиным. Так кто же участвовал в юбилейном заседании.

В центре все узнают фигуру Николая II. Его этюд Репин единственный выполнил в полный рост. Маленькое мизображение самодержвца Репин предусмотрительно компенсировал большим  портретом «в рост», висящим за спиной Николая. По-моему этот этюд он и использовал.Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903Справа от императора сидит Председатель Совета великий князь Михаил Николаевич, единственный из оставшихся в живых к тому времени сыновей Николая I. По воспоминаниям современников не смог научиться сколько-нибудь разумно вести заседания Государственного совета. Единственной его положительной чертой была безупречная семейная жизнь, чем он был непохож на многих других членов императорской фамилии. Вероятно, по этой причине его племянник Александр III (который отличался тем же качеством) назначил его на высший государственный пост, хотя никакого влияния на государственные дела Михаил Николаевич иметь не мог.Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903По правую руку императора сидит его брат – великий князь Михаил Александрович. На тот момент официальный наследник престола ( в его пользу Николай отречется в феврале 1917 г.).Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903Рядом — ещё один великий князь – Владимир Александрович, младший брат Александра III, дядя императора. На тот момент главнокомандующий войсками гвардии санкт-петербургского военного округа, президент Академии художеств.Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903

Стоит отметить, что у всех членов императорского дома через плечо голубая лента, отличительный знак ордена Андрея Первозданного, самого высокого и старейшего ордена Российской империи. Если великие князья получали этот орден с момента рождения, для высокопоставленных чиновников он был почти недоступен — они могли получить его только при очень продолжительной службе на наиболее высоких постах, обычно в глубокой старости. Гораздо чаще министры и другие высшие чиновники имели менее высокий орден Александра Невского, позволявший носить красную ленту. Именно такая лента у стоящей с докладом  перед императором фигуры. Это Вячеслав Константинович Плеве, министр статс-секретарь великого княжества Финляндского. Вскоре будет  убит эсером Егором Созоновым в Петербурге.

За Плеве сидят: ещё два дяди императора Алексей Александрович — главный начальник флота и морского ведомства, великий князь, и Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор, супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны. Погибнет в 1905 году от бомбы революционера Каляева.  Эскизы не сохранились.

Рядом с Сергеем Александровичем сидит Принц Александр Петрович Ольденбургский, генерал от инфантерии. По линии отца — правнук императора Павла I. Одной из главнейших его заслуг считается открытие Института Экспериментальной Медицины в Петербурге. Также он основал первый на Кавказском побережье Гагрский климатический курорт.

Далее – важный человек – Председатель Комитета министров  Иван Николаевич Дурново. Несмотря на доверие императорской семьи, в целом в столице Дурново не пользовался ни авторитетом, ни уважением как в среде высших чиновников, так и среди общественности. Тем не менее, новый император Николай II в 1895 году назначил его председателем Комитета министров Российской империи.

Несмотря на неспособность проводить собственный политический курс, Дурново сохранял этот пост до конца жизни.Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903Недалеко от Дурново – еще одна примечательная фигура. Знаменитый Константин Петрович Победоносцев, Обер-прокурор Синода. В царствование Александра III он оказал большое воздействие на решение многих политических вопросов, противясь проведению каких-либо прогрессивных реформ. Фигура Победоносцева в конце XIX—начале XX в. стала символом крайней реакции. Можно вспомнить известные стихи Блока: «…Победоносцев над Россией простер совиные крыла». Рассказывают,  что в годы царствования Александра III  Победоносцев  в Государственном совете однажды назвал великих князей «язва». Пораженные этим, великие князья думали заявить протест, но, зная большое влияние Победоносцева на Александра III, не решились этого сделать.Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903В левой части картины, в наиболее выигрышном ракурсе изображен  Сергей Юльевич Витте, министр финансов, а в последующем и премьер-министр. Из всех министров конца XIX—начала XX в. его деятельность была наиболее плодотворной .  Достигнув высоких постов в частных железнодорожных компаниях, Витте сумел обратить на себя внимание Александра III, который назначил его сначала министром путей сообщения, вскоре после этого — министром финансов. На этом посту Витте провел свою знаменитую денежную реформу, когда российский рубль на 100% был покрыт золотым запасом.Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903В зале естественно много министров. Вот с левого края сидит в профиль  Влади́мир Бори́сович Фредери́кс  —  последний в истории Министр Императорского Двора Российской империи, граф. «Моральное одиночество, наложенное на себя царём с юного возраста, было тем более опасным, что Николай II относился недоверчиво даже к лицам ближайшего окружения. Один граф Фредерикс являлся исключением.» Граф С. Ю. Витте писал о нём в своих записках:»Сам Фредерикс по части понимания дел был совсем плох, ему трудно было усвоить не только рассуждения, но и самые простые факты. Его сотрудники подучивали его как школьника перед всяким всеподданнейшим докладом».

              Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903

Рядом с ним Алексей Николаевич Куропаткин, военный министр, генерал-лейтенант. В Советской исторической энциклопедии этот период деятельности Куропаткина оценивается следующим образом:»Куропаткин, не обладая талантом крупного военачальника, проявил нерешительность в руководстве войсками.

Боязнь риска, постоянные колебания, неумение организовать взаимодействие отд. соединений, недоверие к подчиненным и мелочная опека характеризовали стратегию Куропаткина, что было одной из гл. причин поражения в рус.-япон. войне 1904-05. Был отправлен в отставку после поражения а русско-японской войне.Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903Тут же Михаил Иванович Хилков, министр путей сообщения, князь. Человек необычной судьбы.  В молодости он раздал свои обширные земли крестьянам и уехал сначала в США, а потом в Англию, где в течение ряда лет занимался физическим трудом. За границей Хилков изучил новое тогда железнодорожное дело. Впоследствии как известный специалист в этой области он был приглашен на пост министра в Болгарию. Уже в немолодые годы он был назначен министром в России.

За спиною Палена  сидят ещё два министра. Это минист юстиции Николай Валерианович Муравьёв. Накануне событий 9 января 1905 года, 7 января, Муравьёв имел беседу со священником Георгием Гапоном. Последний убеждал его пасть в ноги царю и умолять того принять петицию о рабочих нуждах. Ознакомившись с текстом петиции, Муравьёв указал Гапону, что она требует ограничить самодержавие, и отказал в своём содействии. На следующий день, 8 января, на совещании у министра внутренних дел  он высказался против каких-либо переговоров с рабочими. Через несколько дней после «Кровавого воскресенья» Муравьёв подал в отставку и уехал послом в Рим, как полагали современники, из опасения мести со стороны революционеров.

На переднем плане можно видеть еще одного министра — председателя Статистического совета и   одновременно выдающегося ученого Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. В 1856—1857 годах он исследовал Тянь-Шань, недоступный до этого для европейцев, составил впервые схему орографии и высотной зональности горной системы. Инициатор ряда экспедиций в Центральную Азию. В 1859—1860 участвовал в качестве члена-эксперта и управляющего делами Редакционной комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861. Организатор первой переписи населения России в 1897 году.

Все персонажи описывать не буду, их фамилии современному уху ничего не говорят.

Источник: https://slavynka88.livejournal.com/347404.html

Репин И.Е. Торжественное заседание Государственного Совета. Описание картины

Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903

1903 г. Масло, холст. Русский музей. Санкт-Петербург, Россия

 Описание картины Репина И.Е. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года»

Эта грандиозная по масштабам и великолепная по исполнению картина была написана по заказу царя. Поводом для заказа явился 100-летний юбилей со дня учреждения в России Государственного Совета. «Эта картина великая, — писал русский философ В.

Розанов, — это Карфаген перед разрушением». Имелось в виду, что буквально через 2 года случилась Первая русская революция, и вся помпезность государственного чиновничества приобрела в глазах общественности несколько смехотворный оттенок.

Написание картины продолжалось 3 года. Сам Репин взял 2 учеников – Б. Кустодиева и И. Куликова, которые помогали в написании отдельных этюдов и заднего плана картины. Репин писал только фигуры в центре переднего плана.

Картина включает 81 портретное изображение, каждое из которых писалось с натуры. К. Победоносцев, И. Горемыкин, А. Игнатьев, Н. Герард и другие видные государственные деятели России того времени изображены с потрясающей выразительностью.

Сам император Николай II изображен на заднем плане, его образ теряется среди вычурности и яркости цветных мундиров чиновников. Репин ставил условие, чтобы все сановники позировали ему в мундирах, в полном блеске, в том самом зале, в котором проходит заседание.

Читайте также:  Закарпатский областной художественный музей, ужгород, украина

Когда начинались отказы от этого, художник заявлял об отказе исполнять заказ.

Отличительное свойство репинских картин – изображать действительность такой, какой он ее видел – сказалось и в этой картине. Художник показал государственных мужей как деспотов и стяжателей. Их лица отражают жестокость, равнодушие или хитрость. Картина создает впечатление сопричастности зрителя к происходящему на полотне.

Лучшие картины Репина И.Е.

Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903 Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903 Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903 Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903
Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903 Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903 Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903 Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903
Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/repin/repin-i-e-torzhestvennoe-zasedanie-gosudarstvennogo-soveta/

Искусство, каким вы его еще не видели

#12

Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903z-4088.jpg

Репин И.Е.

Торжественное заседание Государственного совета

#5

Государственный совет Российской империи создал Александр I в 1801 году. Это было законосовещательное учреждение, членов которого назначал император. В апреле 1901 года Николай II поручил Илье Репину запечатлеть юбилейное заседание Госсовета.

#13

Репин решил делать полотно масштабным — почти девять на четыре метра. Художнику на тот момент было уже под шестьдесят лет, и он почти не мог писать правой рукой из-за сильных болей. Поэтому в создании картины участвовали его ученики: Борис Кустодиев и Иван Куликов.

Торжественное заседание должно было пройти в Круглом зале Мариинского дворца в Петербурге. Репин и его помощники заранее сделали этюды интерьера, и к событию изображение обстановки было готово. За время мероприятия мастер успел написать эскиз маслом. Также, чтобы все зафиксировать, он впервые сделал снимок фотоаппаратом.

#14

Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 19035a17f78697d8bed4466d8217-original.jpg

Заседание Государственного совета. 1900 год.

#15

Затем художник в течение нескольких месяцев делал в альбомах наброски собраний Госсовета. Ему выдали список членов совета с перечнем чинов, формы, наград. На этих материалах Репин оставлял свои комментарии, например: граф Алексей Игнатьев — «гастроном, глаза хитрые, умные», оберпрокурор Синода Константин Победоносцев — «совсем сова».

Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903rm86_catpage.jpg

Илья Репин. Портрет Константина Победоносцева. Холст, масло. 1903. Государственный Русский музей.

#16

Для полотна Репин написал шестьдесят портретов с натуры, не без помощи учеников. Всего на картине восемьдесят один человек — члены Государственного совета во главе с Николаем II и статс-секретари — некоторые повернуты к зрителям спиной или вполоборота.

#17

Из-за срочности живописец выполнял портреты в этюдной форме за три-четыре сеанса, а иногда и за один. Никогда раньше мастеру русского реализма не приходилось работать так быстро. Для автора это был подготовительный материал, но получилась целая портретная галерея, восхитившая современников живыми деталями.

Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903undefined

Илья Репин. Портрет великого князя Владимира Александровича. Холст, масло. 1903. Государственный Русский музей.

#18

Художник Илья Грабарь писал: «По существу это — потрясающие наброски кистью, почти мимолётные впечатления, но в то же время они и последний синтез многолетних пристальных наблюдений».

#19

Талант автора проявился также в построении сюжета и композиции. Изначально Репин должен был изобразить, как Николай II зачитывает на заседании юбилейную грамоту. Однако он предложил добавить динамичности и показать момент, когда секретари разносили памятные медали.

В ряды сидящих людей живописец добавил акценты: написал некоторых стоя во весь рост или в движении. А чтобы видно было всех, пришлось поменять масштаб отдельных фигур и обозначить перспективу с нескольких точек зрения. Картина представляет собой по сути панораму.

#20

Репин мастерски построил колорит картины. Несмотря на обилие тёмно-красного в интерьере, чёрного, золотого, голубого и алого в одежде, Репин с помощью тончайших оттенков передал все цвета по-разному. Например, в зависимости от освещения красный стул мог быть тёмно-бордовым или розовым.

#21

Вся работа заняла три года. Кустодиев выполнил правую часть финального холста, Куликов — левую. Сам мастер писал центр и в конце прошёлся кистью по всей картине. «Фотография в масле» стала и крупнейшим полотном своей эпохи, и самым массовым портретом, и историческим документом.

#22

Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 190311111.jpg

Зал заседаний Мариинского дворца с размещённой в нем картиной Ильи Репина. 1900-е годы.

Источник: https://ar.culture.ru/ru/subject/torzhestvennoe-zasedanie-gosudarstvennogo-soveta

История одного шедевра: «Торжественное заседание Госсовета» Репина — Статьи

Сюжет

Николай II, находящийся во главе собрания, читает юбилейную грамоту по случаю 100-летия учреждения Александром I Непременного совета — предшественника Государственного совета.

Изначально, когда Илье Репину заказывали «фотографию в масле», предполагалось, что в этом и будет весь сюжет.

Но художник предложил добавить жизни — так на полотне появились секретари, разносящие членам совета юбилейные медали.

Изображенный портрет Николая II долгие годы считался выдумкой Репина

Принято считать, что на полотне — 81 фигура. Но на самом деле, героев 82 — забыли посчитать всех изображенных на портретах. Кстати, с портретами вышла детективная история. Долгое время искусствоведы полагали, что этих картин в реальности не существует, а Репин изобразил их лишь как украшение интерьера.

Однако, согласно заказу, ничего подобного художник не должен был выдумывать.

И действительно, оба портрета — и Николая II, и его отца, а также Екатерины II, Александра I, Николая I и Александра II — висели в круглом зале петербургского Мариинского дворца (где, собственно, с 1885 года и проходили заседания совета).

Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903 Заседание Государственного совета

Такого портрета Николая II никто не знал, пока он не всплыл, что называется, на аукционе в 1990-х. И тут-то выяснилось, что после революции, когда большевики вывозили из Мариинского дворца все картины, в зале Госсовета нашли плотно Репина, а неподалеку — одну раму.

Постепенно выяснили, что в этой раме был портрет Николая II кисти Репина. Картина была похищена, в 1990-е «возвращена». Ни один из музеев не смог купить ее — так много запросили «владельцы».

Тогда полотно попросту изъяли до выяснения обстоятельств, потому что оно было заказано Репину государством.

Вместе с Репиным картину писали его ученики Куликов и Кустодиев

Что же до сановников, то почти все они даны этюдно. Заказ был срочный, персон много, на каждого выделялось не более 3−4 сеансов. С кем-то — например, с теми, кто позировал затылком, — и вовсе за раз управились.

«Вынужденный работать быстро, так быстро, как никогда раньше, он (Репин) постепенно выработал особую манеру односеансного письма.

По существу это — потрясающие наброски кистью, почти мимолётные впечатления, но в то же время они и последний синтез многолетних пристальных наблюдений», — делился своими впечатлениями от полотна Игорь Грабарь.

Контекст

Репин получил заказ в апреле 1901 года. К тому времени у него были серьезные проблемы со здоровье, в одиночку осилить такой масштаб в столь сжатые сроки художник не смог бы, потому потребовал себе помощников. Ассистентами Репина были его ученики Иван Куликов и Борис Кустодиев. Первый писал левую часть картины, второй — правую. Репин взял на себя центр.

К работе они приступили за несколько дней до юбилея, начав с интерьера. В день торжественного заседания, помимо рисовальных принадлежностей, живописец привез в зал фотоаппарат. В дальнейшем Репин не раз делал снимки происходившего, но, несмотря на это, продолжал писать с натуры, а не по фото.

Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903 Репин работает

Для художника подготовили список всех членов Госсовета с указанием чина, мундира, орденов и т. п. Во время работы Репин настаивал, чтобы сановники вели себя естественно, находились на тех же местах, что и обычно.

В счет покрытия перерасхода красок гонорар Репину увеличили вдвое

За картину Репину было положено 20 тысяч рублей золотом. Однако, подсчитав, сколько красок израсходовано, Илья Ефимович намекнул секретарю Госсовета, что было бы неплохо увеличить сумму. В итоге он получил вдвое больше.

Судьба художника

Жизнь Репина была долгой и насыщенной. Начиная с «Бурлаков на Волге» о художнике заговорили как о новом явлении в искусстве. Со временем он стал одним из самых популярным портретистов. Позировали ему даже те, кто никогда не соглашался ни на чье предложение.

Вокруг личности Репина — немало мистических историй: о влиянии его картин на людей, о сумасшествии натурщиков и общении художника с колдунами.

Есть ли в этом хоть доля правды, сказать, конечно, нельзя. Но в чем нет сомнений, так это в том, с каким азартом Репин каждый раз принимался за новую работу. Идеей он увлекал и семью, и друзей.

Все они искали костюмы, позировали, буквально жили сюжетом.

Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903 Лев Толстой и Илья Репин, 1908

После завершения «Торжественного заседания Госсовета» Репин, ссылаясь на болезнь, переехал из столицы в свою усадьбу «Пенаты» на Карельском перешейке. Последние 30 лет жизни художник провёл в Финляндии, где продолжал писать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.

Источник: https://diletant.media/articles/34613672/

Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея

  • Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903

В 1901 — 1903 годах художник создает свое последнее грандиозное полотно. По заказу царского правительства он пишет торжественное заседание государственного Совета, посвященное его столетнему юбилею. Парадный, но скучный и, в сущности, бессодержательный сюжет заседания сановников во главе с царем и членами царствующего дома Репин силой своего таланта сумел изобразить так, что получилось блестящее художественное произведение — монументальная картина. Композиционный дар Репина, его огромный опыт и умение строить большое, монументальное картинное изображение в последний раз проявились здесь со всем блеском. В этом грандиозном полотне Репин возрождает утраченные в европейском искусстве традиции монументального группового портрета.

Однако стареющий художник не мог выполнить картину сам. Она писалась при участии его учеников — Б.М.Кустодиева и И.С. Куликова, и потому уступает по живописи его остальным полотнам.

Написанные для картины с натуры этюдные портреты царских сановников — последнее завоевание Репина в области портрета. Развивая то, что он начал в портрете Мусоргского, художник дает здесь уже нечто отличное и по методу характеристики и по живописной системе.

В портретах членов Государственного Совета Репин достигает большого мастерства в воспроизведении как бы на лету схваченного образа человека, в его меткой и остро выразительной подаче. В характеристике решающей является передача позы, жеста, манеры держаться, то есть по преимуществу внешнего зрительного облика человека.

Само выражение лица передается преимущественно как выразительная мимика. Репин остается в этих характеристиках замечательным психологом. Но, приобретая небывалую до того остроту и выразительность, эти характеристики вместе с тем становятся более однозначными, менее сложными.

Этого, впрочем, было достаточно для данных объектов, тем более что психологические характеристики носили ясно выраженный социальный характер.

Особенно замечателен в этом отношении портрет Победоносцева, самой живописной трактовкой подчеркивающий бюрократическую холодность, формализм натуры этого страшного реакционера. Перед нами в безжизненной маске со словно стертыми, расплывчатыми чертами лица дано олицетворение полицейско-бюрократического режима, душащего все живое и прогрессивное.

В портрете Игнатьева чрезвычайно выразительна его поза полуобернувшегося к соседу человека, жест, которым он подносит руку к губам. С большой энергией и материальностью написано его тучное тело.

Портреты исполнены в технике живописи ала прима, сочными длинными динамичными мазками. Мазок здесь одновременно и лепит форму и передает ее движение. Репин достигает высокого мастерства в распространенной в это время технике широкого письма с выявленным кистевым приемом.

Он пишет чистыми, светлыми, сверкающими красками без земель и без темных теней, красиво сочетая темный цвет мундиров, золото шитья и красные орденские ленты. Широкая живописная манера и нарядная красно-золотистая гамма красок сообщают этим портретам известную декоративность.

В ней находит своеобразное решение сложная задача сочетания требуемой самим характером изображения парадности с той правдой психологических и социальных характеристик и той их экспрессивной выявленностью, к которым стремился Репин.

Источник: http://ArtPoisk.info/artist/repin_il_ya_efimovich_1844/torzhestvennoe_zasedanie_gosudarstvennogo_soveta_7_maya_1901_goda_v_chest_stoletnego_yubileya/

Как писалась картина и. е. репина «заседание государственного совета» — изобразительное искусство

Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903

В 1901 году Репину был дан заказ на грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета». Эта картина была начата в апреле того же года. Я и Кустодиев, оба ученики Решена, были привлечены художником к этой работе в качестве его помощников.

Читайте также:  Музей леонардо да винчи в милане, италия

Мне было дано задание вычертить перспективу зала, в котором происходили заседания совета. Этюды зала писал Кустодиев. Когда я начертйй перспективу, Репин принес небольшой холст и попросил перенести ее на него. Это нужно было для эскиза. Горизонт был взят немного выше роста человека. Эскиз Репин делал с зарисовок и снимков, которые он изготовлял своим фотоаппаратом.

Для картины был заказан холст размером 3X5 аршин. Но, когда принесли его в тот огромный зал, в котором должна была помещаться картина, холст этот оказался очень мал. Было решено размеры картины увеличить до 6,5 X 12 аршин.

В Париж был послан заказ на более широкий холст, так как в Петербурге такого холста не оказалось.

Через месяц, когда холст был получен и натянут на подрамок, мы приступили к работе. Сначала была вычерчена перспектива, потом размещены все фигуры. Сделанную углем композицию зафиксировали и приступили к живописи красками.

Момент действия в картине Репин взял такой: Николай II, под председательством которого проиеходило юбилейное заседание Государственного совета по случаю столетия существования его, только что окончил чтение грамоты, и статс-секретари стали разносить членам совета юбилейные медали; началось в зале некоторое движение. На этот счет были возражения, так как, по этикету, в присутствии царя нельзя было оборачиваться и разговаривать. Но Репин остался при своем, и ему больше не возражали.

Позировали все очень охотно-. В канцелярии были заготовлены повестки, кому на какое число из членов совета нужно являться на сеанс.

Сеанс продолжался часа полтора. Лучшие этюды Репина (Семенова, Игнатьева и князя Владимира) были написаны в три сеанса каждый. Прекрасный этюд Сальского был написан Репиным в один сеанс. Интересно было видеть, как он начал писать его жидкой краской впротирку и как быстро вылепилась эта большая, с седой бородой голова.

Репин с каждого члена совета, перед тем как писать с пего эиод, делал своим фотоаппаратом снимки, которыми мы и пользовались при работе в картине над деталями. Пластинки проявляла Н. Б, Нордман, «мой фотограф», как говорил Репин.

Картину писали декоративными красками фабрики Лефрана на очищенном керосине.

У Ильи Ефимовича была особая палитра с отделениями для флаконов с красками, которую он привязывал ремнем к поясу. Он_мог свободно работать обеими руками. Правая рука у него начинала тогда сохнуть, и он большей частью работал девой рукой.

Из желтых красок употреблялись; охра, сиенна натуральная и хромы, а из красных — киноварь, крапплак, капут-мор-тум и телесная охра, которую Репин очень любил и всегда писал ею тело.    *

Я писал левую сторону и фон, а Кустодиев — правую. Центр писал сам Репин.

Первое время работы над картиной Репин нервничал и порой казался очень взволнованным, но по мере того, как заполнялось полотно живописью, он стал .спокойнее, много разговаривал, много шутил, делился новостями, рассказывал про своих товарищей, про жизнь за границей, про путешествия, про свою семью и т. д.

Работал он ежедневно до завтрака, часа полтора, не более, и после завтрака столько же времени.

Но тот кусок живописи, который он делал за это время, всегда был свежий, не замученный и красиво написанный.

Те, что писалось мной и Кустодиевым, Репин не поправлял кистью, а лишь на словах указывал на то, что надо сделать слабее, что сильнее, и т. д.

Весной 1903 года картина была закончена и сдана.

Академик живописи И. Куликов

Источник: https://xn—-7sbcgnakcfedyj2aihfx3aballv1t.xn--p1ai/info/kak-pisalas-kartina-i-e-repina-zasedanie-gosudarstvennogo-soveta

Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ильи Репина.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Ильи Репина  на натуральном  холсте.

Илья Репин родился в семье военного поселенца. Склонность к рисованию проявилась в раннем детстве, когда в дом Репиных двоюродный брат отца принес акварельные краски. Первые уроки живописи одаренный подросток получил от живописцев родного города Чугуева: с 11 лет 2 года учился в школе топографов, после упразднения школы – в иконописной мастерской Бунакова.

Став востребованным художником в чугуевских окрестностях, в 16 лет получил предложение работать в кочевой иконописной артели.

Собрав заработанные деньги, в 19 лет Илья поехал в Петербург поступать в Академию художеств. Уже через месяц после поступления он за свои рисунки получает первые номера.

  • Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871).
  • В 1872 году Илья Ефимович женился на Вере Алексеевне Шевцовой, которую знал с детских лет.
  • В 1873 году Репин испытал первый настоящий успех благодаря выставленной картине «Бурлаки на Волге».

В том же году, когда родившаяся дочь немного подросла, семья Репина, имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже.

В 1876 году за картину «Садко» Репин получил звание академика.

Вернувшись в Россию, Репин в течение года — с октября 1876 по сентябрь 1877-го — жил и работал в родном Чугуеве, затем переехал в Москву, в 1878 году вступил в Товарищество передвижников.

Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен.

В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название — «Речь Александра III к волостным старшинам»). Работа над картиной была завершена в 1886 году.

Брак с Верой Шевцовой продлился 15 лет. За эти годы Вера родила 4 детей, занималась их воспитанием, салонный образ жизни, к которому стремился Репин, был ей в тягость. Они разошлись в 1887 году, поделив детей: старшие остались у отца, младшие – с матерью. Семейная драма сильно повлияла на душевное состояние художника…

Как в годы супружества, так и после ухода из семьи Репин писал много портретов своих близких.

Весной 1888 года по рекомендации Василия Матэ в мастерскую Репина пришла учиться живописи Елизавета Званцева. Художник настолько сильно увлекся своей ученицей, что, по словам его самого, «искусство отошло куда-то». « Никогда никого я не любил так непозволительно, с таким самозабвением», — признавался он в одном из писем.

Отношения были настолько мучительными, что Званцева даже сменила педагога, перейдя в мастерскую к Павлу Чистякову. Однако встречи продолжались до тех пор, пока в 1891 году Елизавета Николаевна, так и не завершившая учёбу в Академии, не покинула Петербург.

А второй женой Репина стала писательница Наталья Борисовна Нордман, писавшая под псевдонимом Северова. В конце 1900 года художник перебрался к ней в имение Пенаты, расположенное в Куоккале, взяв с собой портрет Званцевой, который висел в столовой художника до его последних дней.

В 1894 году Репин, уже получивший к тому времени звание профессора живописи, вернулся в Академию художеств в качестве руководителя живописной мастерской, с 1898 по 1899 был ректором академии.

С возрастом у Репина возникли проблемы с правой рукой: она перестала подчиняться художнику.

Друзья, беспокоясь о здоровье Ильи Ефимовича, начали прятать от него кисти и карандаши; Репин, не желая отрываться от любимого дела, стал писать левой рукой.

Когда ослабевшие, почти негнущиеся пальцы перестали держать палитру, художник скрепил доску для красок специальными ремнями, перебросил их через шею и продолжал работать. В последние годы он обращался к библейским сюжетам.

Жена Репина, Нордман, заболев туберкулезом, уехала из своего имения в одну из зарубежных больниц. Она умерла в 1914 году в Локарно, завещав, чтобы пожизненным владельцем усадьбы стал Илья Ефимович.

В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина».

Ознакомившись с текстом завещания, Репин перечислил на счёт Академии 40 000 рублей, предназначенные для организации будущего музея.

После 1918 года, когда Куоккала стала финской территорией, Репин оказался отрезанным от России. В 1920-х годах он сблизился с финскими коллегами, сделал немалые пожертвования для местных театров и других учреждений культуры — в частности, подарил большую коллекцию картин Гельсингфорскому музею.

Общение с прежними друзьями было только заочным.

Дальнейшая переписка с друзьями свидетельствовала об угасании Репина.

После его смерти хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина, Вера Ильинична. Первый музей Репина, появившийся в 1940 году, просуществовал недолго: в 1944 году здание было разрушено.

Архив, заблаговременно вывезенный из Куоккалы в Академию художеств, не пострадал. Сохранившиеся картины, письма, вещи стали основой при восстановлении усадьбы.

Элементы оформления сада были воссозданы по рисункам Репина и воспоминаниям тех, кто бывал в Пенатах. Дом-музей был открыт летом 1962 года.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Ильи Репина  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/repin-ilya/torzhestvennoe-zasedanie-gosudarstvennogo-soveta-7-maya-1901-goda

Ссылка на основную публикацию