Теодор жерико: биография и картины

Теодор Жерико: биография и картины

«Плот Медузы». Теодора Жерико. 1818 — 1819 гг. Холст, масло.

Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи «Денон» перед картиной «Плот «Медузы»» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Публику, впервые увидевшую картину на выставке парижского Салона в августе 1819 года, она поражала не меньше, чем наших современников. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз». Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой живописец Теодор Жерико (1791 -1824). Хотя картина называлась «Сцена кораблекрушения», все безошибочно узнавали плот «Медузы», история которого была в то время известна каждому французу.

1. В основу картины легла реальная история

Теодор Жерико: биография и картины

40-орудийный морской фрегат.

«Медуза» — французский 40-орудийный морской фрегат, который участвовал в сражениях во время наполеоновских войн начала 19-го века. Примечательно, что судно ничуть не пострадало во время этих морских сражений, а потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по колонизации Сенегала. Из-за нехватки шлюпок на борту матросы построили плот. Но лишь 10 человек из 147, которые перешли на плот, в конечном итоге выжили. Вскоре после этого Жерико и создал свою картину, почерпнув вдохновение из рассказов двух выживших.

2. История картины: расследование

Теодор Жерико: биография и картины

Художник Теодоо Жерико.

Пребывая под впечатлением от трагической истории, Жерико не только взял интервью у выживших членов экипажа «Медузы», но и прочел все, что мог найти, об этой катастрофе. Жерико нарисовал десятки эскизов, экспериментировал с восковыми фигурами, воссоздавая ситуацию, изучал утонувших трупы в морге. В итоге, он тщательно спланировал буквально каждый элемент на своем шедевре.

3. Картина больше, чем кажется

Теодор Жерико: биография и картины

Размеры картины впечатляют.

Размеры картины — 4,91 × 7,16 метров. Т.е., «Плот Медузы» размером с настоящий 7-метровый плот, который был построен моряками.

4. Жерико пришлось даже реконструировать плот

Теодор Жерико: биография и картины

Реконструкция плота *Медузы*

Жерико построил реплику плота с «Медузы» в своей мастерской и использовал ее в качестве наглядной модели.

5. На картине «Плот Медузы» изображена последняя часть 13-дневного путешествия

Теодор Жерико: биография и картины

Картина о трагическом путешествии.

На плоту было около 150 моряков с потерпевшего крушения корабля и большинство из них погибло жуткой смертью. В первую ночь случилось 20 смертей от самоубийства, драк, а также от того, что некоторых людей смывало за борт. Через 4 дня осталось всего 67 человек. Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм. На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей. К 17 июля 1816 года осталось в живых только 15 мужчин, когда на плот наткнулось судно «Аргус». Из них вскоре умерло еще 5 человек.

6. Знак надежды

Теодор Жерико: биография и картины

Надежда умирает последней…

Мужчина на правой стороне плота с надеждой всматривается в горизонт в поисках спасения.

7. Картину считают историческим документом

Теодор Жерико: биография и картины

Шлюпка отплывает от плота. Эскиз Теодора Жерико к картине «Плот Медузы».

Масштабность полотна, мелкие детали и подлинность истории заставляют многих искусствоведов считать, что «Плот Медузы» нужно классифицировать как исторический документ.

8. Жерико черпал вдохновение в творчестве Караваджо

Теодор Жерико: биография и картины

Микеланджело да Караваджо, Жертвоприношение Авраама.

Искусствоведы считают, что техника передачи света и тени на картине «Плот Медузы» очень похожа на религиозные полотна итальянского художника 16 века. Еще одной отсылкой к Караваджо являются героические позы моряков на картине.

9. «Плот медузы» — важная веха в жанре французского романтизма

Теодор Жерико: биография и картины

Потрясающее сочетание реальности и трагического романтизма.

Тщательное расследование, проведенное Жерико, а также приемы, используемые Караваджо, дали художнику возможность очень реалистично передать эмоции, а также сделать потрясающее сочетание реальности и трагического романтизма.

10. Ракурс «Плота Медузы» выбран, чтобы вызвать максимальное сопереживание

Благодаря эскизам, которые изначально делал Жерико, искусствоведы смогли отследить всю историю создания картины.

Одним из основных изменений окончательного холста, по сравнению с первоначальными эскизами, является то, что был изменен ракурс. Изначально Жерико планировал нарисовать плот сверху.

Но затем он посчитал, что ракурс сбоку (как будто в шаге от плота) вызовет большее сопереживание у зрителей.

11. Мнение критиков

Изображение мёртвых тел взбудоражило критиков.

Жерико дебютировал со своей картиной в Парижском салоне в 1819 году. Мнения критиков относительно полотна разошлись. Одни заявляли, что «картина поражает и от нее невозможно оторвать взгляд». Другие высказали свое негодование горами трупов: «Месье Жерико ошибся. Картина должна привлекать душу и взор, а не отталкивать».

12. Жерико переживал, что «Плот Медузы» будет провальным

Битва на плоту. Эскиз Теодора Жерико к картине «Плот Медузы»..

Потратив очень много времени и усилий на картину, 27-летний художник почувствовал, что французский мир искусства не единогласно одобрил полотно после его дебюта. После первого дня выставки Жерико хотел даже снять картину и отдать ее другу.

13. Французские историки оценили картину по достоинству

Nicolas Maillot. «Плот Медузы» в Лувре. 1831

После кораблекрушения, французское общество возмутилось некомпетентностью капитана судна и явной недостаточностью попыток спасения жертв крушения. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Когда стало очевидно, что тяжелый плот буксировать практически невозможно, капитан отдал приказ обрезать веревки. 147 людей оказались обречены на смерть. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Историк и публицист Жюль Мишле подытожил скандал вокруг картины меткой фразой: «Это сама Франция, это наше общество погружено на плот “Медузы”».

14. Название картины

Композиционные пирамиды.

Хотя полотно сегодня известно, как «Плот Медузы», изначально оно носило гораздо менее провокационное название: «Сцена кораблекрушения». Но это никого не ввело в заблуждение, поскольку трагедия была у всех на устах. Художник в итоге принял решение переименовать картину.

15. Жерико не дожил до того дня, когда его картина стала знаменитой

После выставке в Лувре «Плот Медузы» выиграл конкурс, проведенный музеем. Тем не менее, Жерико был расстроен, поскольку музей не захотел добавить полотно в свою национальную галерею. К сожалению, Жерико умер в 32 года и не дожил до того момента, когда куратор Лувра внес картину в коллекцию музея. С тех пор «Плот Медузы» считается шедевром в течение почти 200 лет.

Кристина созерцатель Кристина созерцатель

Источник: https://obiskusstve.com/821692682905586120/15-maloizvestnyh-faktov-o-skandalnoj-kartine-teodora-zheriko-plot-meduzy-/

Теодор Жерико — биография, личная жизнь, картины, причина смерти

Теодор Жерико: биография и картины

Теодор Жерико: биография

Художник Теодор Жерико прожил короткую жизнь – всего 33 года. Из них на творчество было отпущено лишь полтора десятилетия, но и за этот срок он успел столько, сколько иной творец не успевает и за 40. Его гибель стала огромной потерей для искусства – он был основоположником революционного романтизма в живописи и отразил в полотнах весь накал страстей своего века.

Детство и юность

Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане, в семье зажиточных буржуа, но большую часть жизнь провел в Париже.

Отец принадлежал к нормандской знати и владел табачными плантациями в южной части страны, а мать происходила из уважаемого купеческого рода. Она рано умерла, и Жоржу-Никола Жерико пришлось полностью взять на себя воспитание сына.

Юные годы будущего художника пришлись на период Великой Французской революции, однако бурные события тех лет обошли его родителей стороной.

Теодор Жерико: биография и картины

Как отпрыск знатного семейства Теодор должен был получить достойное образование и пройти военную службу. Он учился в пансионе и окончил Императорский лицей. Мальчик много общался с дядей.

Жан-Батист Каруэль собирал картины голландских и фламандских мастеров, часто брал Теодора в музей и поощрял его увлечение живописью.

Он оказал сильное влияние на формирование вкусов и предпочтений художника – в течение всей карьеры Жерико считал работы фламандцев эталонными и тяготел к батальному жанру.

Живопись

В те годы во Франции был в моде стиль ампир, но это направление с его тяжеловесными чертами не нравилось Теодору.

В 1808 году он начал учиться у Карла Верне, считавшегося тогда признанным мастером батальных сцен, и под руководством учителя создал первые работы на военную тему.

Из раннего периода творчества сохранилось множество набросков и эскизов со сценами битв и изображением обожаемых художником лошадей.

Теодор Жерико: биография и картины

Юный Теодор сдружился с сыном Верне Орасом. Вместе с учителем и другом он ходил в Лувр, цирк Франкони, посещал конные заводы и манежи. В мастерской Карла Жерико провел 2 года, после чего перешел в обучение к Пьеру Герену, одному из основоположников романтического направления в искусстве.

Тот вкладывал в образование своих подопечных довольно мало усилий, но именно там манера письма Жерико сформировалась окончательно. С Гереном он сохранял связь и в последующие годы, часто заходил в гости, приглашал посмотреть на свои труды. Кроме того, в его доме Теодор познакомился с Эженом Делакруа, который потом стал близким другом и советчиком.

Теодор Жерико: биография и картины

Вскоре Теодор почувствовал себя готовым к самостоятельному творчеству. С 1811-1812 годов сохранилось 50 этюдов обнаженной натуры, в которых впервые проявился стиль мастера – неожиданная игра света и тени, драматизм и напряжение, энергичная манера письма.

В 1812 году Жерико представил на суд публики картину «Портрет лейтенанта М. Д.» («Портрет Дьедонне»). Позже он выставлялся под другим названием – «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку».

На нем художник изобразил воина в разгар битвы: белый конь встал на дыбы, персонаж смотрит назад, держа в руке обнаженную саблю.

Картина стала результатом напряженного труда: к ней сохранилось 20 эскизов, и известно, что это только малая часть попыток.

Теодор Жерико: биография и картины

После «Офицера…» Теодор Жерико стал известен в профессиональной среде.

Успех батального полотна подтолкнул его к созданию серии картин, но его интересовали не столько красочные парады и битвы, сколько передача духа времени через изображения офицеров и солдат.

Работы не были официальными заказами, поэтому Жерико чувствовал себя свободно и смог вложить в них свое видение. Очевидно, что они писались с конкретных людей, но Теодор постарался избежать упора на индивидуальность, стремясь передать лишь общие черты.

Новые творения были представлены в салоне в 1814 году, уже после поражения Наполеона, и стали напоминанием об уходящей эпохе. На выставке среди прочих картин, авторы которых выбрали нейтральные темы, его серия смотрелась не слишком выгодно.

Успех дебютной работы повторить не удалось – искусствоведы либо проигнорировали труды Жерико, либо отозвались о них в неодобрительных выражениях.

Самая известная работа серии «Раненый кирасир, покидающий поле боя» подверглась критике за тяжелый колорит, небрежность и дисгармоничность.

Теодор Жерико: биография и картины

После творческой неудачи молодой художник решил изменить свою жизнь, причем весьма неожиданным образом. Даже авторы официальных биографий не могут пояснить, чем он тогда руководствовался в своих поступках. К удивлению друзей и близких, Теодор, до этого сторонившийся военной службы, поступил в мушкетерскую роту.

Читайте также:  «семейство комедиантов», пабло пикассо — описание картины

Ему довелось сопровождать до границы Людовика XVIII, спасавшегося бегством во время Ста дней, после чего самому Жерико пришлось перебираться в Нормандию, притворившись крестьянином. Там художник остался до середины 1815 года и вернулся к творчеству, начав перерабатывать полученные впечатления в новые картины.

Как и многим творцам того времени, Жерико хотелось посетить Италию, которая считалась колыбелью живописных традиций. Денег на поездку не хватало, но вскоре подвернулась возможность заработать росписью стен дома в Вилле-Котре. Он уехал в Италию спешно и в смятенном состоянии духа, причиной стали неурядицы в личной жизни.

Теодор Жерико: биография и картины

Художник провел в другой стране год, который впоследствии охарактеризовал как «грустный и несчастный».

С творческой точки зрения время прошло продуктивно: Жерико посетил достопримечательности, написал несколько пейзажей, зарисовал знаменитые фрески в Санта Мария Новелла и обзавелся новыми друзьями и полезными знакомствами, но жажда чего-то эпического и масштабного так и осталась неутоленной.

Из Италии Теодор привез идею картины «Плот «Медузы», посвященной трагическому эпизоду в истории французского флота – гибели фрегата у Канарских островов.

К созданию своего шедевра художник подошел со всей основательностью: собрал свидетельства, нашел и расспросил очевидцев, прочел книгу о событии.

В это время он часто посещал набережные для написания этюдов неба и моря, а также больничные морги, чтобы лучше изобразить на картине мертвые головы, и даже создал у себя в ателье нечто вроде анатомического театра.

Теодор Жерико: биография и картины

«Плот «Медузы» получил противоречивые оценки публики и критики. С одной стороны, это было очевидно гениальное произведение, точно передавшее драматизм ситуации. С другой, ряд искусствоведов отметил в полотне неестественность поз, излишнюю патетику и холодность красок.

В 1821 году художник съездил в Англию, где поселился в семье Адама Элмора, торговца лошадьми. Под его влиянием он вернулся к любимой теме и написал работу «Скачки в Эпсоме», где изобразил 4-х наездников на фоне зелени бегового поля и мрачных грозовых облаков. Это одна из его немногих полноценных картин того времени, когда Жерико отдавал предпочтение гравюрам и акварели.

Теодор Жерико: биография и картины

Последние годы художника отмечены несколькими портретами, отчетливо продемонстрировавшими его подавленное состояние: «Умалишенный, воображающий себя полководцем», «Сумасшедшая старуха». Эти портреты считаются вершиной французской живописи XIX столетия, но, кроме мастерства исполнения, они поражают зрителя своим драматизмом и отчаянием.

Личная жизнь

О любовных увлечениях художника известно немного. Он так и не женился, а из детей у него был только внебрачный сын, плод кратковременной связи с женой дяди, Александриной Модест Карюэль. Роман не принес Жерико счастья, напротив, породил только чувство глубокого стыда и раскаяния.

Теодор Жерико: биография и картины

Родившегося ребенка пришлось отдать в приют, его мать спешно покинула Париж, а художник в знак скорби обрил голову и заперся в мастерской. Когда у Теодора появился шанс уехать в Италию, он устремился туда в поисках душевного покоя, но личную драму переживал до конца дней.

Смерть

Художнику было всего 33 года, но его физическое здоровье стремительно ухудшалось. Помимо болезней, состояние усугубили травмы, полученные во время верховых прогулок.

Могила Теодора Жерико

Причина его смерти точно не известна, по одной из версий, ею стало очередное падение с лошади — Жерико получил сильный удар в висок. Мастер скончался в Париже 26 января 1824 года. Его работы хранятся в музеях Лувра и Руана, несколько картин есть и в собрании Эрмитажа.

Картины

  • 1812 – «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку»
  • 1817 – «Бег свободных лошадей в Риме»
  • 1817 – «Конный рынок»
  • 1817 – «Рабы, останавливающие лошадь»
  • 1817 – «Укрощение быков»
  • 1814 – «Раненый кирасир, покидающий поле боя»
  • 1818 – «Отрубленные головы»
  • 1818-1819 – «Плот «Медузы»
  • 1819 – «Жертва крушения»
  • 1819-1822 – «Портрет клептомана»
  • 1820 – «Кораблекрушение»
  • 1821 – «Конь во время грозы»
  • 1821 – «Скачки в Эпсоме»
  • 1822-1823 – «Печь для обжига извести»
  • 1823 – «Две почтовые лошади»

Фото

Источник: https://udivim.net/teodor-zheriko.html

Из жизни теадора жерико

cocktail
at
среда, 28 сентября 2011 г.

Теодор Жерико: биография и картины

Теодор Жерико (26.09.1791-1824) — французский живописец и график, родоначальник французского романтизма в живописи. Правда, когда большинство современников поняли его великую роль, он был уже мертв. И термин “романтизм” впервые появился в некрологе, посвященном Теодору Жерико.

Он был погребен как самый бедный человек во Франции, непризнанный и забытый. Ему было всего тридцать два года. За неделю до смерти художника посетил Александр Дюма. Жерико только что пришел в себя после тяжелой операции позвоночника, перенесенной им накануне. Он лежал подобно мумии, страшный своей худобой, и рисовал.

 
Дюма был потрясен.

Теодор Жерико: биография и картины

Плот «Медузы»

ГЕНЕТИКА

Отец Теодора Жерико был довольно известный, но крайне скучный и обыденный человек. Он отличался большой порядочностью и исключительной честностью. Однако устремлений своего сына, росшего сорвиголовой, он не понимал и не одобрял. Знакомые про него говорили:
—  Это — курица, высидевшая орла!
Теодор Жерико: биография и картины

Раненый кирасир, покидающий поле боя

ЧЕГО НЕ СДЕЛАЕШЬ РАДИ КРАСОТЫ!

Жерико с детства безгранично восхищался кавалеристами. Самой главной чертой этих героев он считал их выгнутые в разные стороны ноги. Чтобы походить на своих любимцев, он даже придумал особое устройство для собственных ног, чтобы они стали такие же кривые, как у опытных наездников.

Теодор Жерико: биография и картины

Офицер конных егерей, идущий в атаку

ПАРАДОКСЫ

— Что вы рисуете, молодой человек? — как-то с неудовольствием сказал Жерико его наставник, художник Герен. — Ваш колорит неправдоподобен. Все эти контрасты и светотени заставляют меня думать, что вы писали свой этюд не иначе, как при лунном свете. Что же до ваших академических штудий — они похожи на натуру не больше, чем похож на скрипку ее футляр!
— А то, что пишете вы, сударь, — пробурчал дерзкий молодой человек в спину своему учителю-классицисту, — похоже на скрипку, отлитую из гипса и тщательно раскрашенную под настоящую. Глядеть на нее можно, но уж ни одной ноты на ней не взять, это точно!

Теодор Жерико: биография и картины

Сумасшедший

ЗА ЭТО НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ…

— Хочу уехать на Восток, в Иерусалим, в далекое путешествие! — сказал как-то юный Жерико барону Жерару — превосходному французскому художнику-баталисту.
—  Не понимаю. Вы богаты от рождения, одарены талантом, — удивился Жерар, — что еще вы хотите найти, путешествуя в далеких краях? Чего вам не достает здесь?
— Я слышал, что нельзя стать настоящим художником, не пострадав!
— Ах, дорогой мой, — усмехнулся Жерар, — чего-чего, а уж несчастья искать — лишнее. За это не волнуйтесь: как только вы станете художником, они сами вас найдут!

Теодор Жерико: биография и картины

 Скачки в Эпсоме

ПОМЕРЯЛИСЬ СИЛАМИ

Первым учителем Жерико в парижской Школе изящных искусств был Карл Берне. Он был известнейшим баталистом и непревзойденным мастером рисовать лошадей. Жерико, однако, относился к нему скептически.

— Одна моя лошадь съест семь его лошадей! — говаривал он.

Источник: https://cocteil.blogspot.com/2011/09/blog-post_28.html

Жизнь и творчество Теодора Жерико

Жизнь и творчество Теодора Жерико

Кто-то из художников становится мастером в молодые годы, у кого-то талант к живописи проявляется на склоне лет, а кому-то на творение потрясающих картин отводится всего одно десятилетие.

И таким художником был Теодор Жерико, который родился двадцать шестого сентября 1791 года.

Трагическая смерть таланта, жизнь которого оборвалась в 1824 году, стала для многих настоящим потрясением, но картины Теодора были образцом для нескольких поколений художников.

Жерико родился в обеспеченной семье буржуа: отец владел несколькими табачными плантациями во Франции, а мать была из купеческого рода.

Детство будущего «мастера кисти» припало на Великую революцию, которая никак не повлияла на его семью. В юные годы Теодор увлекался конной ездой и рисованием. После окончания престижного колледжа Жерико становится мушкетером.

Его военная служба принесла ему много почестей и проблем, так как бунтарский характер парня время от времени давал о себе знать.

На то время в искусстве лидирующее место занимал богатый и неповоротливый стиль Ампир, который не пришелся по душе Теодору.

Будущий художник учился живописи у таких талантливых мастеров, как Герен и Верне, которые в своих произведениях были верны старым заветам голландцев и фламандцев. Молодой мушкетер в своих первых работах проявил себя как банальный творец обыденных картин.

Теодор рисовал любимых лошадей и его несколько полотен на эту тематику можно назвать потрясающими, но они не были признаны. На протяжении пяти лет художник умело копирует работы Рубенса, Тициана и Рембрандта.

В этот период своего творчества художник пытается отточить свой стиль и стать самобытным творцом.

Поездка в Италию становится для Теодора значимой, так как он рисует одну из своих выдающихся картин под названием «Плот „Медузы“». В этом полотне просматривается эмоциональность и драматизм, присущие Теодору.

После нескольких лет упорной работы к Жерико все-таки приходит слава и его работы привлекли внимание многих ценителей художественного мастерства.

После признания Теодор получает множество заказов и приступает к завершению своей, когда-то незаконченной работе.

Романтик в душе и творческий человек, Жерико планировал написать полотно на тему отступления французских войск из России.

Он разрабатывает план сюжета, подыскивает прототипов среди солдат, но его жизнь и творческий замысел обрывает случайная и нелепая смерть. Во время верховой езды Теодор падает с лошади и ударяется виском, после чего умирает.

В творческом наследии мастера имеется огромное количество набросков, а также несколько незаконченных полотен и скульптур.

Теодор Жерико: биография и картиныТеодор Жерико: биография и картиныТеодор Жерико: биография и картиныТеодор Жерико: биография и картиныТеодор Жерико: биография и картины

Источник: http://rus-artist.ru/franczuzskie-xudozhniki/148-zhizn-i-tvorchestvo-teodora-zheriko.html

Жерико Теодор. Биография, названия, описание картин

Теодор Жерико: биография и картиныЖан Луи Андре Теодор Жерико (26.09.1791, Руан, Франция — 26.01.1824, Париж, Франция) — французский живописец эпохи романтизма.

Биография Теодора Жерико.

Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Его отец Жорж Никола Жерико был адвокатом, а мать Луиза Карюэль де Сен-Мартен происходила из старого и богатого буржуазного рода.

Теодор Жерико учился у Карла Верне (1808—1810), а потом у Пьера Герена (1810—1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико.

В 1812 году Жерико представляет в Салоне свою работу «Офицер конных императорских егерей во время атаки». С 1810 по 1815 год художник занимается в Лувре, копируя работы П. П. Рубенса, Тициана, Диего Веласкеса и Рембрандта.

Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию в 1817—19 гг. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже).

Читайте также:  Описание картины репина "не ждали", 1884

Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора.

Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он погиб в результате несчастного случая — падения с лошади.

Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры, исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре.

Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.

Описание картин Теодора Жерико:

Теодор Жерико: биография и картины Теодор Жерико: биография и картины Теодор Жерико: биография и картины Теодор Жерико: биография и картины

Источник: https://opisanie-kartin.ru/category/zheriko-teodor/

Теодор Жерико: картины, биография

Теодор Жерико: биография и картины

Теодор Жерико умер тридцати двух лет от мучительной болезни. «Если бы я написал хотя бы пять картин! Но я ничего не сделал, совсем ничего!» сказал он перед смертью. А между тем сделанное Жерико за его короткую жизнь составляет одну из важнейших страниц истории живописи 19 века. Ему выпала непростая роль — первому проложить пути романтического искусства, заставить живопись, подчиненную строгим законам классицизма, зазвучать в унисон с тревогами и потрясениями своего времени.

В ранней юности от соучеников по мастерским К. Берне, а потом П.Герена его отличали своеволие, темперамент, непосредственность таланта. Он не мог подолгу предаваться послушному копированию классических образцов, а видоизменял их в своих ученических работах, «вносил энергию», писал модель с разных точек зрения, не копируя, а воспроизводя по памяти.

«Это было абсурдно, но я был неисправим, и учитель только посмеивался». Тяготясь строгой дисциплиной классического рисунка, Жерико увлекся свободной живописью фламандцев («кухней Рубенса», как пренебрежительно выразился один из художественных авторитетов того времени).

Все знавшие художника, отмечают, что наравне с любовью к живописи его одушевляла страсть к лошадям, верховой езде и неистовству скачек.

В 1812 году в Салоне под скромным названием «Портрет господина Д. на лошади» появилась первая картина Жерико, изображающая наполеоновского офицера на вздыбленном разгоряченном коне, рвущемся в атаку.

Бурное движение, пронизывающее картину, свободное темпераментное письмо обратили на себя внимание и вызвали недоуменное неудовольствие последователей классической школы. Сам же глава этой школы, Ж.Л.

Давид был поражен полотном Жерико и, остановившись перед ним в Салоне, произнес: «Откуда это взялось? Я не знаю такой кисти».

Теодор Жерико: биография и картины

Но не только «работой кисти» выделялось полотно никому не известного молодого живописца. Современникам художника почти сразу стало ясно, что в традиционной оболочке конного портрета здесь рождалась новая историческая живопись.

В историю на глазах превращалась современность, в центре которой становился не император или король, а «известный всему миру страшный всадник, блестящий капитан, поджарый, обветренный, опаленный солнцем», — безымянная, но символическая фигура завоевателя Европы, собирательный образ всех тех, кто был главным орудием исторических потрясений той эпохи, чьи души сформировала война. Процитированный пассаж принадлежит виднейшему французскому историку романтического поколения Жюлю Мишле. И с еще большей глубиной исторический смысл картины Жерико раскрыт им в следующих словах: «Этот удивительно сильный и суровый гений в первом же произведении создал образ Империи 1812 года и произнес над ней свой суд: война и отсутствие всякой идеи». Быть судьей истории — нелегкое дело для живописца. Особенно трудно рассчитывать здесь на понимание и рукоплескание толпы. Отношение публики к историческим полотнам Жерико было предрешено: отворачиваться и не замечать, порицать или обращать внимание на погрешности в рисунке…

Теодор Жерико: биография и картины

Он испытал это в полной мере, когда через два года выставил в Салоне картину «Раненый кирасир, покидающий поле боя», в которой выразились волнение и тоска, сопровождавшие крах наполеоновского величия, и которая была воспринята публикой крайне холодно. Не случайно, что в финале исторической эпохи Жерико не пожелал оставаться только пассивным зрителем.

Вступив в отряд мушкетеров, он сопровождал бежавшего от Наполеона Людовика XVIII. Но в начале периода Реставрации, в 1816 году, Жерико на время как бы порывает связь с современной историей и уезжает в Италию. Он погружается в изучение античности, ее великих идеальных образов. Но отношение его к античности не было «школьным» или «антикварным».

Для художественного осмысления античности в картине, которую он задумал в Италии, отправной точкой послужил не сюжет из мифологии, а традиционные скачки неоседланных лошадей, проводившиеся в Риме на Корсо во время карнавала. В этом народном обычае Жерико увидел древнюю классическую тему — человек и животное, их единоборство, их слияние в общем страстном порыве.

К этой картине, которая так и не была окончательно воплощена, художник создал несколько эскизов: среди них есть и более «этнографические», сохраняющие приметы реального антуража, и другие, переносящие сцену в окружение древнеримских храмов и колоннад, и — может быть, наиболее выразительный — эскиз из Руана «Ловля дикой лошади», как бы «очищенный» от всех внешних примет времени и места и выявляющий самое «зерно» образа: на фоне расстилающегося вдаль, едва намеченного прекрасного классического пейзажа полуобнаженные юноши обуздывают исполинского разгоряченного коня. В построении группы явно сказалось влияние античных барельефов и Пуссена, но обобщенная пластика форм, достигающаяся резкой светотеневой лепкой, столь экспрессивна, что здесь Жерико добивается единственного в своем роде синтеза классического стиля и романтической страстности.

По приезде из Италии Жерико вновь ищет сюжет, в котором он мог бы воплотить свое трагедийное историческое понимание окружающей его жизни. Такой сюжет был найден: судьба потерпевших кораблекрушение на фрегате «Медуза», двенадцать дней скитавшихся без пищи и воды на плоту.

Теодор Жерико: биография и картины

В каком восторге была бы публика, если бы Жерико изобразил тщетную борьбу человека со стихией, ужасные волны, поглощающие хрупкий корабль. Острые ощущения в сочетании с сознанием собственной безопасности у зрителя-буржуа обеспечили бы художнику замечательный успех.

Но Жерико говорил о другом: ужасны не океанские волны, а человеческий эгоизм, и каждый человек, мнящий себя в безопасности и покое, погружен в наиболее опасную стихию — общество себе подобных. В истории «Медузы» были моменты, вновь дававшие художнику основание для того, чтобы «произнести свой суд».

Капитан корабля, не будучи компетентным, получил свое место по протекции и тем обрек пассажиров на непредвиденные случайности плавания; на корабле были плот я шлюпки, которые должны были в случае крушения буксировать плот к берегу, но пассажиры шлюпок предали своих собратьев и обрубили буксирные канаты, оставив 150 человек на неуправляемом плоту; а этих несчастных не сплотила взаимопомощь — они стали истреблять друг друга из-за ничтожных запасов пищи и воды. Оставшиеся 15 человек, уже потерявшие надежду, увидели вдали мачты брига «Аргус» — этот момент и выбрал Жерико для своей картины.

Картина появилась в Салоне 1819 года и также не снискала одобрения критики.

Позднее Шарль Клеман, первый критик, написавший книгу о Жерико, нашел поразительно точные слова, определяющие значение «Плота «Медузы»»: «Если я не ошибаюсь, у Жерико с большей яркостью, чем у кого-либо, обнаруживается столь глубокое изменение в понимании искусства.

Совершенно новые (по крайней мере в таком подчеркнутом выражении) идеи сострадания, сочувствия, солидарности находят отклик в его картине, и я не могу видеть ее без того, чтобы с моих губ не сорвалось слово: человечность!» Этим качеством — человечностью проникнуты работы Жерико, выполненные им вскоре в Англии, куда он уехал после неудачи «Медузы». Здесь он познакомился с новой в то время техникой литографии и выполнил ряд листов, посвященных быту лондонских улиц.

Глубиной человечности поражают и выполненные им в конце жизни портреты сумасшедших: каждый из них — не фиксация медицинской картины болезни, а размышление о судьбе человека и снова — о времени, приводящем людей к такому глубокому разладу с реальностью, внутреннему бунту против нее.

Теодор Жерико: биография и картины

Углубление, психологизация концепции, понимание истории через положение и внутреннее состояние отдельного человека, новые колористические открытия, которые Жерико сделал в пейзаже в последний период своей жизни, обещали многое. Ранняя смерть художника, последовавшая в результате травмы и тяжелой болезни, поразила его современников.

«Хотя он и не был моим, в точном смысле слова, другом, это несчастье все-таки поразило меня в самое сердце; оно заставило меня бросить работу и уничтожить все, что я сделал». Такую запись в своем дневнике оставил в день смерти Жерико Эжен Делакруа.

Е.Кантор

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год.

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2847-gericault.html

Жерико Теодор (Gericault Theodore)

Теодор Жерико: биография и картиныИмя: Жерико Теодор (Gericault Theodore)
Годы жизни: 1791 — 1824 годы
Направление: Романтизм
Биография: Родился Теодор 26.09.1791г. во Франции. Он прожил очень короткую жизнь – всего 32 года – так что вся его биография – это молодость, указавшая новый путь в развитии живописи 19 века – романтизм. Еще в детстве и ранней юности Жерико отличался своенравием, а позже, когда учился в мастерских К. Берне и П. Герена, его необычный характер уже отражался на его первых работах.

Учители и соученики отмечали в рисунках Теодора неуемный темперамент, своеволие, неподражаемость. Когда все ученики послушно копировали классические образцы, Жерико норовил видоизменить предлагаемую модель, наполняя изображение своей энергией.

И всегда это были не копии, а воспроизведение по памяти, под иным углом зрения, в непосредственном восприятии, сообразно характеру начинающего художника.

Это, конечно, противоречило задачам уроков копирования, и Теодор даже понимал абсурдность происходящего, но ничего не мог с собой поделать.

Учителя, как вспоминал Жерико, «только посмеивались». Вскоре юный художник, устав от строгой классики, стал тяготеть к свободной живописи фламандских художников. Он изучал их манеру, приемы, колорит.

И эта живопись оказалась более близкой сердцу неукротимого Жерико. Он очень любил живопись. Но была у него и еще одна страсть – лошади. Теодор был прекрасным наездником, знатоком лошадей и любителем лихих скачек.

Эта страсть не могла не отразиться на живописи Жерико.

Картина Теодоа Жерико «Портрет господина Д. на лошади» (1812)фотоНаконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико.

На ней был изображен французский офицер наполеоновской армии на разгоряченном вздыбленном коне. Он рвался в атаку. С удивлением и растерянным неудовольствием рассматривали новое произведение те любители живописи, что привыкли к классическому рисунку.

В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Это интриговало и притягивало взгляд.

Жак Луи Давид, глава классической французской школы, пораженный картиной Жерико, в оцепенении остановился перед ней, а потом произнес: «Что это? Откуда? Мне незнакома эта кисть».

Читайте также:  «поклонение волхвов», мазаччо — описание

Стало понятно, что перед зрителем не просто традиционный конный портрет, а рождение новой исторической живописи.

Главной фигурой истории становился не император, а безымянный капитан, солдат, опаленный войной, собирательный образ воина, ставшей орудием глобальных исторических событий того времени.

Французский историк романтического периода Жюль Мешле назвал Жерико при упоминании первой картины художника «сильным и суровым гением», который сотворил образ целой Империи 1812 года. Жерико выступил в роли судьи: это война и – никакой идеи.

Художник принял на себя тяжелую и ответственную миссию судьи истории.

Для живописца такая позиция означала, что от него либо отвернутся и перестанут замечать, либо обрушат в его адрес поток нелицеприятной критики, находя в его полотнах профессиональные недостатки. Так и вышло.

Когда, спустя два года, он выставил свою новую картину «Раненный кирасир, покидающий поле боя», она была принята подчеркнуто холодно. Волнение, боль и тоска, выраженные в картине, — это то, что сопутствовало краху наполеоновской армии, величию самого императора. Такая позиция не могла понравиться завсегдатаям Салона.

Теодор Жерико Ловля дикой лошади фотоНо Жерико пошел дальше. Он не пожелал быть пассивным наблюдателем, а вступил в отряд мушкетеров, чтобы охранять Людовика Восемнадцатого, скрывавшегося от Наполеона.

Потом (1816) уехал в Италию изучать античность. Там он задумал картину о скачках, которые традиционно проводятся в Риме на карнавалах. В скачках участвуют неоседланные лошади.

Это, конечно, была древняя классическая тема: единоборство человека и животного, их страсть и единый порыв.

Жерико сделал несколько эскизов, среди которых наиболее интересный – «Ловля дикой лошади», где красивые полуобнаженные юноши пытаются укротить разгоряченного коня. Группа на картине уникальна тем, что в ней волшебным образом соединяются классика и романтизм. Целиком картину о скачках Жерико не закончил.

Теодор Жерико картина Плот медузы фотоПосле возвращения из Италии Жерико нашел новую тему для своей картины, которую назвал «Плот «Медузы».

Фрегат «Медуза» потерпел крушение, в результате которого много людей погибло, а 15 человек, оставшихся в живых двенадцать дней носило по океану без пищи и воды, пока не появился вдали бриг «Аргус», спасший уже потерявших надежду людей. На своем полотне Жерико запечатлел именно этот момент.

Публика была знакома с историей «Медузы». И ей было понятно, что Жерико изобразил не буйство морской стихии, а эгоистическую стихию человеческих отношений, когда люди, в экстремальной ситуации истребляют друг друга ради собственного выживания.

Критики не одобрили картину Жерико. И только много позже нашелся-таки критик, который дал серьезную оценку творчеству Жерико. Это был Шарль Клеман – автор первой книги об удивительном художнике Теодоре Жерико. Именно он увидел в полотне идеи сострадания, солидарности и человечности.

Теодор Жерико Портрет сумасшедшей фотоПосле неудачи с «Плотом «Медузы» Жерико уехал в Англию. Там он освоил технику литографии, сделал несколько работ в этом стиле.

И снова о человечности творчества Жерико: в Англии он написал несколько портретов сумасшедших, в которых прочитываются глубокие размышления автора о судьбах людей и о времени, которое ведет человека к разрыву с реальностью.

По существу, он как бы утверждает, что сумасшествие – это бунт человека против жестокой реальности.

Теодор пишет пейзажи, работает над колористикой и психологизацией концепции, углублением во внутренний мир человека. Все это предвещало миру великие картины могучего таланта. Случайная травма (упал с лошади) и тяжелая мучительная болезнь оборвали жизнь многообещающего гения живописи Теодора Жерико в 1824 году.

2mir-istorii.ru

Источник: https://mirovoeiskusstvo.ru/?page_id=975

Теодор Жерико. Биография и краткий обзор творчества. (1791—1824)

Жизнь Теодора Жерико была коротка. И все же творчество этого замечательного художника указало путь дальнейшему развитию искусства: путь к романтизму и реализму.

Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года в богатой семье. В 1808 году Жерико вышел из лицея и поступил учиться сначала к Карлу Верне, а затем, в 1810 году, к Герену. Используя мастерскую Герена для работы с натуры, Жерико много времени уделяет изучению старых мастеров в Лувре, копируя их.

С первых же своих произведений Жерико обращается к теме современности: в Салоне 1812 года он экспонирует картину «Офицер конных егерей, идущий в атаку», а в 1814 — «Раненый кирасир» (обе — Париж, Лувр). Эти две картины, написанные с большой эмоциональной силой, как бы символизируют военную эпопею Наполеона, его победы и поражения.

С беспощадной правдой Жерико и в литографиях раскрывает трагедию французского народа, рисуя эпизоды отступления французов из России.

В 1816 году Жерико едет в Италию. Особенно большое впечатление на него производит роспись Микеланджело Сикстинской капеллы. В Италии Жерико делает многочисленные рисунки на темы из античной мифологии и эскизы к композиции «Бег свободных лошадей» (ок. 1817, один из вариантов — Париж, Лувр).

Уже в этих произведениях звучит мотив прославления мужества человека, его героизма, и он будет характерен для ряда последующих работ. Тема героической борьбы человека со смертью в полную силу выражена в картине «Плот «Медузы» (Париж, Лувр), выставленной в Салоне в 1819 году.

Картина эта явилась программной для романтизма: сюжет ее был связан с современной жизнью (гибель фрегата «Медуза», затонувшего по неопытности капитана, назначенного по протекции); образы, созданные художником, поражают предельной выразительностью и той конкретностью, с которой изображены переживания измученных людей, вместе с тем художник не нарушает красоту обнаженного тела. Характерно также, что при всем динамизме композиции ощущаешь ее необычайно четкое построение, над чем долго и упорно работал художник. Темный колорит, как и все компоненты картины, несет эмоциональную нагрузку. Картина, воспринятая как памфлет против правительства, не была приобретена государством. Жерико решает ее показать в Англии, куда и уезжает вместе с художником Шарле в самом начале 1820 года. Из Англии он ненадолго едет в Брюссель, чтобы навестить Луи Давида, который жил там в изгнании. В Лондоне Жерико работает главным образом в области литографии, отображая жизнь рабочего люда («Большая английская сюита», 1821). В литографиях особенно ярко сказалась реалистическая направленность творчества Жерико. В Лондоне же, увлеченный стремительным бегом лошадей, он пишет картину «Скачки в Эпсоме» (Париж, Лувр). В Париж Жерико возвращается в декабре 1821 года; он продолжает работать над литографией, беря темами бытовые мотивы, трудовую жизнь. Он показывает кузнеца, подковывающего лошадь, крестьянина с рабочими лошадьми. В этих литографиях, и особенно в живописном пейзаже «Известковая печь» (Париж, Лувр), Жерико в обыденных и даже несколько аскетических мотивах утверждает материальный мир, и в этом он является предшественником бар-бизонцев и Курбе. Одновременен у Жерико и интерес к изображению психического состояния человека. Он создает серию портретов душевнобольных. Эти проникновенные портреты показывают, как хорошо понимал Жерико движения человеческой души. В последние годы жизни Жерико были близки те темы, в которых он мог выразить протест против бесправия и угнетения. Жерико делает наброски эпизодов борьбы греческого народа за свою независимость («Сцены войны за освобождение Греции», Париж, частное собрание). Задумывает композиции: «Торговля неграми» (Париж, Школа изящных искусств), «Открытие дверей тюрьмы инквизиции в Испании» (Париж, частное собрание) и другие. Все эти работы остались неоконченными из-за болезни и преждевременной смерти художника.

Жерико был не только великим живописцем, но и талантливым скульптором. Его скульптурная группа «Нимфа и сатир» предвещает пути развития скульптуры на многие десятилетия.

Новатором Жерико выступает и в своих теоретических рассуждениях: в записке «О школах живописи и скульптуры и о конкурсах на Римскую премию» и незаконченном трактате «Размышления о состоянии живописи во Франции».

В этих работах он высказал идеи, передовые для своего времени; он говорит о национальной обусловленности искусства, о связи его с историческими факторами, нападает на сложившуюся систему преподавания, ведет борьбу с академиками за реализм.

Источник: http://www.winstein.org/publ/20-1-0-3857

Теодор Жерико: жизнь и творчество художника

Теодор Жерико (26 сентября 1791, Руан — 26 января 1824, Париж) — французский живописец эпохи романтизма.

  • Биография Теодора Жерико
  • Творчество Жерико
  • Работы художника
  • Картины Теодора Жерико
  • Библиография

Образование в биографии Жерико проходило у известных мастеров того времени – Верне и Герена. В их студии Жан Луи познакомился с Делакруа.

В 1812 году состоялась выставка «Cavalry Officer», а еще через два года – «Wounded Cuirassier» (обе были представлены в Лувре).

С 1816 до 1817 года Жерико учился в Риме.

Творчество Жерико

В 1812 году состоялась выставка «Cavalry Officer», а еще через два года – «Wounded Cuirassier» (обе были представлены в Лувре).

По возвращению из Рима в Париж он представил свою знаменитую картинку «Raft of the Medusa» 1819, Лувр. Это было громадное бушующее полотно, изображающее группу людей после кораблекрушения. Картина основывалась на реальном событии того времени, которое содержало скандальные элементы и политический подтекст, так что работа привлекла большой общественный интерес.

В 1820 году картина Жана Луи Жерико была выставлена в Лондоне. Она была шумно встречена и получила много внимания.

Три года пребывания в Англии принесли свои плоды живописи. Так Жерико написал несколько прекрасных полотен о лошадях: «The Village Forge», «Horse Fed by a Child», также знаменитую картину «Epsom Derby» (Лувр). Также он написал несколько безумных портретов, например «The Madwoman». Вдобавок, он изготовил несколько небольших фигур и сделал превосходные литографии.

  1. Падение с лошади привело к преждевременной смерти художника.
  2. В своей биографии Жерико художеством занимался всего 10 лет, но даже столь недолговременный период позволил занять достойное место среди лучших художников века.
  3. Влияние работ Жерико на французскую живопись было большим и долговременным.

Работы художника

  • Две почтовые лошади
  • Портрет артиста в его гримерной
  • Портрет сумасшедшей
  • Портрет бродяги
  • Лошадь, терзаемая львом
  • Дикие лошади
  • Печь для обжига извести
  • Серая в яблоках лошадь
  • Бег свободных лошадей в Риме
  • Жертва крушения

Библиография

  • Ch. Clement, «G. Etude biographique et critique» (3 изд., 1879, со снимками с оригинальных рисунков Жерико).
  • При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: all-biography.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Теодор Жерико: картины художника

Теодор Жерико — все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Теодор Жерико: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

Источник: https://allpainters.ru/zheriko-teodor.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector