Якопо Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти, Jacopo Robusti) родился в 1518 или 1519 году. Является одним из самых известных художников позднего Ренессанса. Приверженец венецианской школы живописи. Якопо Робусти родился в Венеции. Прозвище, которое закрепилось за живописцем, «Тинторетто» означает — маленький красильщик. Так его называли не потому, что с самого детства Якопо увлекался рисованием, а по профессии отца, который был красильщиком.
Талант Якопо Тинторетто проявился очень рано и уже в детстве он поражал всех своим умением красиво рисовать. Тогда Якопо отдали в ученики известному художнику Тициану.
По одной из легенд Тициан был просто поражён, как Тинторетто быстро осваивает его уроки и уже в чём-то его превосходит и отказался от наставничества, увидев в молодом даровании своего соперника и конкурента.
Якопо Тинторетто продолжал совершенствовать свои навыки. Главными примерами для него являлись Тициан и Микеланджело.
Несмотря на то, что он использовал технику великих художников, со временем Тинторетто выработал собственный стиль, который легко угадывается ценителями живописи. Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку.
В начале своей карьеры живописца он писал произведения медленно, относился к каждой детали очень внимательно и создавал по-настоящему грандиозные картины, которые до сих пор завораживают зрителя своей могущественной красотой.
Когда слава о художнике разнеслась по всей Венеции и далеко за её пределами, на него посыпались многочисленные заказы.
Тинторетто стал работать быстро, пытаясь успеть сделать всё к сроку, в результате получались такие картины, которые были «сырыми», недоделанными, непродуманными и даже небрежными. Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца.
Самыми знаменитыми картинами художника считаются: «Грехопадение Адама и Евы», «Убийство Авеля», «Поклонение золотому тельцу», «Страшный Суд», «Чудо св. Марка», «Брак в Кане Галилейской», «Философ Диоген», «Открытие мощей св.
Марка в Александрии», «Венера, Вулкан и Амур», «Девять муз», «Юдифь», «Тайная вечеря», «Происхождение Млечного Пути», «Похищение Елены» и многие другие.
Полотна Тинторетто находятся в самых знаменитых музеях мира, в том числе в Санкт-Петербургском Эрмитаже («Рождество Иоанна Крестителя»).
Якопо Тинторетто умер в 1594 году.
Битва архангела Михаила с сатаной
Битва при Таро
Вакх и Ариадна
Возникновение Млечного пути
Даная
Девы мудрые и неразумные
Моисей высекает воду из скалы
Музицирующие женщины
Портрет ваятеля Якопо Сансовино
Портрет дворянина
Св. Георгий и дракон
Снятие с креста
Тайная вечеря
Укрытие тела св. Марка
Федериго II Гонзага завоевывает Парму
Чудо святого Марка
Юдифь и Олоферн
Если вы любите современное творчество и вам нравится открывать для себя новые имена, то заходите в галерею современного искусства по адресу http://a-str.com. ArtStory — это объединение художников и ценителей искусства, где вы обязательно найдёте интересные и полезные коллекции.
???? Блинцов | 2014-06-25, 10:49 | ???? 1 018
Источник: https://art-assorty.ru/6217-yakopo-tintoretto.html
Якопо Тинторетто — картины
Якопо Тинторетто — мастер венецианской школы живописи эпохи Высокого Возрождения, который совершил удивительное открытие для своего зрителя в аспекте использования работ со светом для достижения необходимого эмоционально-образного эффекта в художественных произведениях. Его можно назвать предтечей художников стиля барокко по напряженности и динамике изображаемого. В 2018 году всеми почитателями творчества Тинторетто будет отмечаться круглая дата — 500 лет со дня рождения живописца.
Начало: художник эпохи Возрождения
Тинторетто — уроженец Венеции. Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь). Сыну при рождении дал имя Якопо. Прозвище, под которым Якопо Робусти известен в истории искусства, дословно и означает «маленький красильщик».
Такое прозвище он получил, вероятно, в связи с тем, что с раннего возраста помогал малярам в их работе, а еще очень любил рисовать углем и папиными красками на стенах домов.
В качестве своих учителей называл своего первого реального учителя — Тициана, а также Леонардо да Винчи и Микеланджело, которых почитал за идеал художника.
Первые самостоятельные работы художник выполнил на мифологические темы. В 21 год Якопо стал хозяином художественной мастерской и на правах старшего получал наиболее выгодные заказы. Среди них — известное полотно Тинторетто «Тайная вечеря».
«Тайная вечеря»: описание первой версии
На этот популярный у художников сюжет Тинторетто создал два полотна в разные периоды развития своего мастерства: в начале пути и ближе к его концу. Между их написанием прошло 45 лет.
Есть и промежуточный вариант, датированный 1579-1581 годами, то есть через 34 года после первой и за 11 лет до последней.
Сравнение этих картин дает возможность увидеть процесс становления творческого почерка художника.
Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. Место, в котором разворачивается сюжет преломления хлеба Иисусом Христом в присутствии 12 апостолов, не похоже на дворец, как у многих живописцев, да и вообще мало просматривается.
С трудом на заднем плане мы можем различить окна выше роста человека, начинающиеся от пола и образующие аркаду полуциркульных арок за спиной Иисуса. По центру небогатого помещения, пол которого вымощен квадратными каменными плитами, стоит прямоугольный недлинный стол, накрытый белоснежной скатертью.
Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). Иисус повернут к зрителю лицом. Большинство апостолов — в профиль. Трое повернуты к нам затылком, причем один из них одет в черные одежды и отделен от прочих пустыми табуретами.
Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. С обеих сторон картины на переднем плане расположились молодые женщины, одетые в белоснежные одежды. Одна из них — в сопровождении пухленьких маленьких детей и черной собаки, спокойно сидящей на полу.
Сценка могла бы вполне соответствовать бытовому сюжету, только неярко светящиеся нимбы вокруг голов Иисуса и апостолов напоминают об истинном событии. Все персонажи находятся в зоне освещенности. Иисус Христос еще не преломил хлеб, и даже не взял его — перед ним пока стоит полная тарелка. Он ведет беседу со своими учениками.
Вторая версия картины
Эта «Тайная вечеря» Тинторетто более развернута в вертикаль, а персонажи как бы отодвинуты от зрителя. К нижнему краю картины спускаются ступени, на которых сидит девушка, а подле лежит ее гитара и стоит дорожный узелок, возлежит мужчина. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака.
Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Возможно, девушка, мужчина и собака путешествуют вместе и зарабатываю на кусок хлеба музыкой. Каждый созерцающий это событие становится как бы его участником благодаря «открытой» композиции.
И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими.
Место, в котором происходит трапеза, больше напоминает кабачок или таверну. Пол, как и в первой версии, выложен из квадратных плит двух цветов. Стол покрыт скатертью, но уже не белоснежной, а скорее сероватой.
Он низкий, и сидящие разместились на перевернутых боком табуретах. У торцевого конца стола на коленях в красноватого оттенка одеждах — Иисус Христос. Он, в отличие от предыдущего полотна, повернут полупрофилем.
По левой стороне стола третьим сидит человек в белой одежде, отмеченной в районе лопаток розоватыми пятнами, и спущенном черном плаще. Он — единственный, кто повернут к зрителю спиной. Видимо, это Иуда. Иисус в левой руке уже держит хлеб, но еще продолжает вести беседу.
Стол уже не делает акцент на центре картины, он располагается по диагонали от левого нижнего к центру правой стороны полотна. Он находится как бы немного сбоку, скромно и изолированно, образуя отдельный мир Иисуса и его учеников.
На дальнем плане картины Тинторетто мы видим ступени, ведущие на внутреннюю террасу таверны, где стены украшены цветными росписями, люди — нарядны. Они находятся по социальной лестнице выше, чем прочие. И лестницы между уровнями-планами могут рассматриваться как символ социального размежевания общества.
В отличие от первого варианта, в этом полотне больше живой обыденности, динамики и реалистической составляющей. А вот колорит гораздо более сдержан, многозначен и приглушен.
При этом Тинторетто продолжает совершенствовать работу по использованию света для создания эмоционального и смыслового акцента.
И освещенный дверной проем на дальнем плане можно трактовать как выход из грядущей ситуации. Но что будет, если в него выйти?..
Последняя версия
Последний вариант картины Тинторетто совсем далек от первого и гораздо более близок к барочной живописи. При всей монохромности колорита художник использует цветовые символы, и особое значение приобретают световые акценты, создавая контрасты и атмосферу мистического характера.
Событие показано автором как бытовая трапеза в таверне, где в активное действие включены все персонажи — и главные, и второстепенные. Особого напряжения и динамичности Тинторетто достигает через необычные для эпохи ракурсы и позы.
Стол, покрытый белой скатертью, служит разделительной чертой полотна на две зоны, отделяя суетную мирскую жизнь от мира Иисуса и апостолов. Светом выделяется та часть, где расположились главные библейские персонажи.
Иисус расположен не во главе стола, а среди своих учеников. Он уже разломил хлеб и раздает его апостолам. Ближе всех к зрителю, у самого края стола, располагается одетый в черный плащ Иуда.
С ним никто из апостолов не общается, зато простолюдин что-то нашептывает на ухо.
Сверху, под тяжелым плоским потолком, вьются персонажи с крыльями: то ли ангелы, то ли демоны. Но они четко разделены на две группы соответственно зонам. Одни более призрачны, другие изображены более материально. Все происходящее под потолком добавляет мрачной мистичности произведению.
Тинторетто-портретист
Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны. Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. Мастер выбирает форму поколенного портрета. При этом атрибуты почти исключает — в качестве средства художественной выразительности они ему не нужны.
В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. Все его персонажи словно статуи — недвижно застыли на полотне. Но даже такие позы у Тинторетто говорят. Например, о благородстве и достоинстве Альвизе Корнаро или о дальновидности и мудрости венецианского дожа Лоренцо Соранцо.
Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. Сами изображения просты и лаконичны, цветовая гамма скупа и не отвлекает от восприятия личности.
Есть в его коллекции и автопортрет, где из темного фона будто бы выплывает светлый овал испещренного морщинами лица глубокого и тонко чувствующего человека, много чего повидавшего в жизни.
Характеристика творчества
Ранним произведениям Тинторетто уже была свойственна классичность исполнительской манеры, но в дальнейшем художник нашел свой путь в живописи, совсем отличный от традиционного. Для его произведений характерны:
- широкий мазок;
- сложные ракурсы;
- высокий горизонт;
- богатый узор линий;
- сдержанный колорит;
- легкие и полупрозрачные образы на дальнем плане;
- использование сети легких мазков для создания дальнего плана;
- толстые, грубые линии;
- световые акценты;
- высокая динамика и энергетика;
- использование впечатлений и образов бытовой стороны жизни.
«Чудо святого Марка»
Это полотно можно по праву назвать первым шедевром в творчестве Тинторетто. Суть истории не нова: раб-христианин повержен толпою язычников на землю и избиваем ею. Его ожидает страшная казнь.
Но вдруг с Неба спускается святой Марк и совершает чудо — тело христианина становится настолько прочным, что от него отскакивают все удары, а пакли и мечи разбиваются. Мы видим недоумение людей, узревших это чудо.
Постепенно толпа начинает бежать с площади.
Автор использует приемы, которые потом станут «визитной карточкой» его творчества: динамику поз и ракурсов.
За счет них направляются сюжетные потоки и внимание зрителей, разделение поля картины на зоны и выделение светом важных по смысловым акцентам моментов, персонажей, объектов.
Самая динамичная фигура в этой, еще не лишенной традиционности средств художественной выразительности Возрождения картине — святой Марк, покровитель Венеции.
При помощи поз людей из толпы внимание зрителя притягивается к центру холста, а затем постепенно перемещается к световым пятнам, которые формируют пустоты в оттекающей постепенно толпе. Яркая цветовая гамма композиции человеческих тел на переднем плане еще более выделяется при помощи контраста: на заднем плане мы видим освещенный солнцем городской пейзаж, выполненный в очень светлых и чистых тонах.
«Битва архангела Михаила с Сатаной»
Картины Тинторетто — это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. Его работы — сплошной вихрь, водоворот, буйство! Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. Особо интересно в этом плане полотно «Битва архангела Михаила с Сатаной».
Стремительно налетает небесное воинство, и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. Падают с ними и поверженные ангелы.
И опять излюбленный прием деления полотна на зоны: стремительное копье, разящее сатанинское отродье, разделяет картину по диагонали: в одной части — Мадонна с младенцем Иисусом на руках взирает с небес на битву, опираясь ногою на перевернутый серп луны, а другою утопая в белоснежном облаке.
Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи, исходящие от дланей Бога-Отца. Он воспарил над всеми и на просто благословляет архангела Михаила на битву, но и сам деятельно помогает ее исходу. И снова Тинторетто объединяет в своей технике материальность образов и призрачность свечения.
«Грехопадение Адама и Евы»
Это одно из ранних произведений Тинторетто. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева).
Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. Картина выполнена в лучших традициях Возрождения.
В ней использованы плавные струящиеся линии, почти отсутствует свойственная художнику динамика, но вот особое владение светом насыщает пастельный монотонный пейзаж мягким и теплым свечением, как будто бы разливающимся на все благодатью Божьей.
«Юдифь»
Для создания удивительного произведения «Юдифь» Тинторетто использовал сюжет, не менее популярный, чем «Тайная вечеря». Полное название картины соответствует названию библейской легенды — «Юдифь и Олоферн».
В этой истории рассказывается о военачальнике вавилонского царя Навуходоносора Олоферне, который был умерщвлен израильской вдовой по имени Юдифь. Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ.
В вариации Тинторетто мы видим ту часть сюжета, в которой Юдифь и ее служанка собираются унести отсеченную голову Олоферна. В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения.
Очень материально выписана текстура тканей, использован насыщенный, сочный колорит. А фигура Юдифи, склоненная в сторону, является косой осью, делящей плоскость полотна на две части. Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы.
Тело Олоферна расположено таким образом, что кажется, будто он мирно спит, запрокинув голову, а Юдифь укрывает спящего. Вторая часть картины динамична и напряженна: автор использует для создания необходимого эффекта затененность и много черных пятен.
Драматизма добавляет и сильно скрученная фигура служанки, прячущей голову Олоферна за спину в складки одежды.
Церковные заказы
Речь идет о картине «Поклонение Золотому тельцу», написанной для церкви Санта-Мариа-дель-Орто.
Она размещается слева от центрального произведения, выполненного в форме полуциркульной арки, и передает содержание ветхозаветной легенды о том, как спасшиеся из Египта и бродившие по пустыне в поисках Земли обетованной иудеи разуверились в Боге и снова стали поклоняться языческим идолам, один из которых являл собою быка, выполненного из золота. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне — Моисей. Именно он передал своему народу скрижали от Бога, где были высечены заповеди, по которым люди должны были жить.
Условно картина делится на две части — большую нижнюю, выделенную затемнением, и верхнюю светлую. В нижней помещены все, кто погряз в грехах и ересях. В верхней — просветленный Моисей и те, кто пошел за ним.
Вертикальной осью, вдоль которой идет деление и размещение персонажей, выступает гора Синай. Горизонтальной — темные облака и тенты над головами грешников.
Картина вся пронизана активным движением и насыщена персонажами, что свойственно кисти живописца.
«Страшный суд»
Произведение из ряда библейских, продолжающее в его творчестве историю существования мира. Свой «Страшный суд» Тинторетто, как и упомянутую выше картину, писал для алтаря церкви Санта-Мариа-дель-Орто. Расположено произведение справа.
Многофигурное полотно, выполненное, как и предыдущее, в коричневато-охристой гамме с использованием цветовых пятен, помогает притягивать и перемещать взгляд зрителя в авторской логике. Явно в нем можно насчитать пять горизонтальных ярусов: снизу-вверх — от темного к светлому.
Наверху на облаке — Деисус: в центре Иисус Христос, справа от него Дева Мария, слева — Иоанн Креститель. Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. Немного схоже с дантовскими «кругами». Чуть ниже — ангельское войско, исполняющее вердикт.
«Даная»
Еще один шедевр из мифологического творчества мастера — полотно «Даная». Тинторетто в основу произведения положил миф о дочери царя Аргоса, сын которой, по предсказанию оракула, должен был убить своего деда. Царь не решился на убийство дочери, но замуровал подальше от людских глаз, чтобы у нее не могло быть детей.
Даная посвятила себя Зевсу. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной. От этого союза у Данаи родился Персей, диск которого на спортивных состязаниях случайно попал в голову деда и убил его. Так сбылось предсказание оракула.
Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае.
«Происхождение Млечного пути»
Картина, которая считается одной из звездных работ мастера среди всех произведений мифологического содержания. Сюжет его связан с мифом о Зевсе, который хотел одарить своего сына от земной женщины, Геракла, бессмертием. Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной.
Из капель, пролившихся на небо, и образовался Млечный путь. Композиция, созданная Тинторетто, очень нарядна и выполнена в сочных ярких и в то же время чистых и нежных красках. Кроме главных участников истории, на полотне мы видим большое количество второстепенных персонажей.
Но второстепенными они являются лишь с виду, а на самом деле все элементы и герои картины являются аллегорическими изображениями, раскрывающими скрытый смысл произведения.
В построении композиции мастер использует свойственное ему деление полотна на зоны — в данном случае, как и в «Юдифи и Олоферне», наклонной осью является фигура спящей на небесном ложе Геры.
Таким образом, творчество Тинторетто стало пограничным между эпохой Возрождения и эпохой Нового времени в итальянской живописи.
Источник: https://www.syl.ru/article/333501/yakopo-tintoretto—kartinyi-taynaya-vecherya-strashnyiy-sud-yudif-poklonenie-zolotomu-teltsu-hudojnik-epohi-vozrojdeniya
Тинторетто. В чем гениальность художника
Тинторетто. Автопортрет. 1546-1548 гг. Художественный музей Филадельфии, США
Кто сегодня знает художника Якопо Робусти? А вот его звучный псевдоним знаком, наверное, каждому. Тинторетто.
Словно ритмичный аккорд, звонкий, танцевальный. А это всего лишь «маленький красильщик» в переводе. Такое прозвище никак не соответствовало масштабу этого художника позднего Возрождения (Венеция, 16 век).
Понимал ли сам Тинторетто свой гений? Ещё как! Он не очень-то отличался скромностью.
Тинторетто – маркетолог
Тинторетто (1518/1519-1594 гг.) родился в семье красильщика тканей. Отсюда и его прозвище. Ещё мальчиком он много рисовал. В ход шло всё, что попадалось под руку – кусок угля, краски для шёлка, стянутые у отца, камень.
Учился ли он у кого-нибудь, когда подрос? О, да! Целую неделю. У Тициана. Предположительно великий Тициан прогнал Якопо из своей мастерской, почувствовав в нём конкурента.
Действительно, пройдёт немного времени, и вся Венеция будет спорить, кто из художников лучше. А после кончины Тициана все клиенты дружно перейдут к Тинторетто.
А пока, 20-летнему юноши надо было с чего-то начинать. Тинторетто открывает свою мастерскую. Но заказчики не выстраиваются в очередь.
Тогда мастер придумывает гениальный рекламный ход – на двери в мастерскую он размещает табличку: «Рисунок – как у Микеланджело, цвет – как у Тициана».
И он не сильно преувеличивал. Сравните фрагмент его картины тех лет “Чудо святого Марка” и одну из сивилл Микеланджело.
Слева: Тинторетто. Фрагмент “Чуда святого Марка”. 1848 г. Галерея Академии, Венеция. Справа: Микеланджело. Ливийская сивилла. 1508-1512 гг. Часть росписи Сикстинской капеллы в Ватикане
Обе женщины написаны в сложных разворотах. А широкие спины и сильные плечи сразу выдают стиль Микеланджело, который Тинторетто заимствует.
А что же с колоритом? Мог ли на самом деле Тинторетто соперничать с великим Тицианом? Здесь все тоже было по-честному:
Слева: Тинторетто. Сусанна и старцы. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена. Справа: Тициан. Венера перед зеркалом. 1555 г. Лондонская национальная галерея
То есть он говорит потенциальным клиентам: я собрал всё лучшее, что есть в искусстве.
Заказчики пошли из праздного интереса. А убедившись, что молодой живописец не хорохорится, а действительно владеет мастерством, всё охотнее делают заказы.
Картины, принесшие славу
Прославился Тинторетто картинами на религиозные сюжеты. Потому что именно здесь во всей мощи раскрылись его новаторства.
Он был решительным и напористым в жизни. Такими же были его работы. Он не задумываясь, раз за разом отходил от принятых канонов. Легко соединяя земное и божественное. Бытовые сцены вплетая в священные сюжеты.
При этом его полотна могли быть огромны. Как, например, “Брак в Кане”. 4 на 5 метров. Десятки персонажей. А главные герои … на втором плане.
Тинторетто. Брак в Кане Галилейской. 1561 г. Церковь Санта-Мария делла Салюта
Тинторетто был мастером пространства. До него, да и после него художники размещали главных героев на переднем плане.
У него же это не всегда так. Но за счёт поз фигур и преломленного света мы невольно следуем вглубь картины и сразу находим самое главное.
В работе «Чудо Святого Марка» второй план не играет роли. Но динамика фигур такая же поразительная. Чего только стоит влетающий в пространство святой Марк. По библейскому сюжету он спасёт мученика. Сделав его тело нечувствительным к орудиям пыток.
Тинторетто. Чудо святого Марка. 1548 г. Галерея Академии, Венеция
Кажется, что можно услышать стенания молодого человека, который ещё не осознал своего спасения. А ещё удивленный вздох толпы, которая видит, как копья ломаются о тело христианина, но не пробивают плоть.
Картина произвела большой эффект. Так, что известный искусствовед-острослов Аретино предупредил Тинторетто – не слишком-то зазнавайтесь.
Но Тинторетто не зазнавался на пустом месте. Он на самом деле много и быстро работал. Он понимал, что так просто в истории живописи на века не остаться. Нужно создать как можно больше грандиозных работ. И он делал все для этого.
Тинторетто. Сотворение животных. 1551-1552 гг. Галерея Академии, Венеция
Тинторетто напористый
Вазари, биограф художников Эпохи Возрождения описывает один интересный случай.
Члены благотворительной организации Скуола Сан-Рокко объявили конкурс на оформление потолка в зале принадлежащего им здания. Претенденты должны были принести рисунки. По ним и должны были решить, кто победитель.
Но Тинторетто тайно проник в залу, снял мерки плафона потолка. Затем написал картину на холсте и прикрепил свою работу ещё до начала конкурса.
Тинторетто. Святой Рох во славе. 1565 г. Роспись потолка в Скуоле Сан-Рокко, Венеция
Сначала члены общества негодовали, ведь требовались лишь рисунки. На что Тинторетто парировал, что умеет рисовать только так. И если они не готовы заплатить за его работу, он дарит ее им.
Художник пошёл ва-банк и выиграл. Ему были заказаны все остальные росписи в здании.
Это был не единственный случай, когда Тинторетто брался за заказ бесплатно. Вот так многие его шедевры остались на века в многичесленных дворцах благотворительных организаций Венеции.
Тинторетто магический
У Тинторетто есть необыкновенная работа на один из сюжетов о ранних христианах-мучениках. Похищение тела святого Марка.
Молодой человек, как христианин, был схвачен и замучен до смерти язычниками. Его тело хотели сжечь на площади Александрии. Но тут произошло невероятное природное явление.
Почернело небо, грянул гром и вспыхнула такой силы молния, что собравшиеся на площади люди чуть не обезумели от страха, бросились врассыпную. В это время другие христиане смогли подобрать тело святого Марка, чтобы предать его земле.
Вот этот момент Тинторетто и изобразил. В секунду, когда молния осветила площадь.
Тинторетто. Похищение тела святого Марка. 1562-1566 гг. Галерея Академии, Венеция
Мы видим, как часть душ вылетели из тел язычников. Токи бегут по пространству в виде дымчатых волн. Площадь холодного белого цвета, освещённая вспышкой молнии.
Разряженный воздух, который сделал мир ирреальным. Чувствуется, как заложило уши от резкого перепада давления. Ещё мгновение, и все погрузится во тьму.
Ну кто ещё мог изобразить так это событие в истории живописи? Столько магии на одном полотне даже сюрреалистам не снилось, как выразился художник Григорий Брускин.
Тинторетто – импрессионист
Творчество Тинторетто не было равномерным. В молодости он с предельной внимательностью относился к рисунку, прорабатывал каждый штрих.
Вспомните его ранние работы, например, “Сусанну и старцев”. Насколько досконально выписаны аксессуары красавицы.
Тинторетто. Сусанна и старцы. Деталь. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена
В поздний период творчества Тинторетто был вынужден оправдываться: «У меня слишком много заказов, чтобы выписывать каждую мышцу лица».
Но среди этих поздних работ есть невероятные вещи. Которые, наоборот, выигрывают благодаря своей небрежности и быстроте мазка. Как в картине “Крещение Христа”.
Тинторетто. Крещение Христа. 1580 г. Церковь Сан-Сильвестро, Венеция
Трава, вода написаны единичными мазками. Тела героев очерчены небрежно и быстро. Но цвет такой всепроникающий, что можно долго простоять у работы, покрывшись мурашками.
Мастер сделал выбор. Не в пользу деталей, а в пользу света, цвета и пространства. Никакой красивости. Только эмоциональное воздействие на зрителя. Прямо как импрессионисты 300 лет спустя.
Последний шедевр
Нельзя не упомянуть последний шедевр мастера, написанный в последний год перед смертью. Тайная вечеря.
В ней весь Тинторетто. Полупрозрачные ангелы. А рядом кошка заглядывает в корзину, ищет, чем бы поживиться. Соседство удивительное.
А ещё невероятный свет. Такого мастерства Тинторетто добивался всю жизнь. В его мастерской было несколько коморок с маленькими отверстиями, в которые он направлял свет. Так он изучал свет, падающий на предметы под разным углом.
Вот откуда такая невероятная правдивость. Смотришь и понимаешь: да, именно так оно и было. Разве что ангелов было не разглядеть.
Тинторетто. Тайная вечеря. 1592-1594 гг. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
Тинторетто в России
Несколько картин хранятся в Эрмитаже. Мне больше всего нравится “Святой Георгий убивает дракона”. Она наиболее характерная для Тинторетто. Самый драматичный момент. Эмоции. Каскад событий в одной работе.
Тинторетто. Святой Георгий, убивающий дракона. 1561 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Вообще примечательно, что именно картина со святым Георгием попала в Россию. Произошло это давно. Работа входила в коллекцию барона Пьера Кроза. В 1772 году она и была куплена Екатериной II.
Подведем итог
Тинторетто – великий мастер позднего Возрождения Венеции. По славе он не превзошёл, конечно, Тициана. Но последний не сильно его затмил.
Тинторетто был очень силён в изображении пространства, света и цвета. Его можно назвать предтечей импрессионизма и экспрессионизма.
Тинторетто оставил большое художественное наследие благодаря тому, что часто брался за бесплатные и дешевые заказы, а ещё работал феноменально быстро.
Многие его работы так и остались в церквях и дворцах Венеции. Лишь несколько из них когда-то попали в музеи других стран, в том числе в Россию.
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».
Оксана Копенкина
Источник: https://arts-dnevnik.ru/tintoretto/
Венеция — Тинторетто, Якопо (Джакопо) Робусти. — allyestate.com
stasrsvВенеция — Тинторетто, Якопо (Джакопо) Робусти. — allyestate.com
Якопо (Джакопо) Робусти, впоследствии носящий имя Тинторетто, один из величайших венецианских художников эпохи позднего Возрождения. Наряду с Джованни Беллини, Тицианом и Паоло Веронезе был ярчайшим представителем венецианской школы живописи.
Тинторетто родился в Венеции в 1518 году и был старшим сыном в семье. Имя под которым он стал известен произошло, вероятнее всего, от рода занятий его отца.
Tintore по итальянски значит красильщик, а tintoretto — уменьшительно-ласкательная вариация этого слова, «маленький красильщик» или «сынишка красильщика».
О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна.
Известно только, что имея доступ к краскам, он очень рано проявил свои таланты художника, а так же имел способности к игре на арфе, сохранив любовь к музыке на всю жизнь. В пятнадцать лет отец показал будущего художника Тициану, но что-то там у них не сложилось.
Те кто относится к Тициану не слишком доброжелательно, настаивают на версии зависти признанного мастера к юному гению. Сам же Тинторетто всегда благоговейно относился как к работам Тициана, так и к самому мастеру.
Почти всю свою жизнь мастер жил в Венеции, в доме на Фондаменто деи Мори, в отдаленном тихом квартале Канареджио в окружении семьи. Исключением стали лишь пара лет проведенных в Риме и Мантуе на заре карьеры.
Специалисты делят творческую карьеру художника на три этапа — ранний период, зрелость и заключительный.
За это время Тинторетто написал великое множество картин, даже перечисление их полного списка слишком перегрузит любую статью.
Я не искусствовед способный проанализировать манеру письма или что-то еще и не собираюсь писать биографию художника. Я простой обыватель, заинтересовавшийся творчеством художника и статью пишу больше для себя.
Главный акцент я сделаю на местах, где в Венеции есть возможность прикоснуться к великому искусству Тинторетто, что обязательно сделаю в следующий раз.
Я не буду описывать эти места — это требует отдельной статьи для каждого, но укажу адреса и ссылки на сайты.
Остальные картины просто упомяну с уточнением места нахождения, так как в поездках по другим городам Европы мы, бывает, заглядываем и в художественные галереи и музеи.
Тинторетто в Венеции
Скуола Сан Рокко (Scuola Grande di San Rocco)
Самое представительное и самое мощное «собрание» работ Тинторетто в Венеции находится в Скуоле Сан Рокко (Scuola Grande di San Rocco). Адрес простой — Район Сан Поло (San Polo, 3052), неподалеку от собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Начиная с 1559 года и до самой своей смерти в 1594 году Тинторетто написал множество картин и произвел роспись стен и потолочных плафонов самого здания Скуолы ди Сан Рокко. Причем работал практически даром, на условиях компенсации затрат на холст и краски и ничтожной платы в 100 дукатов в год.
К 1565 году Тинторетто закончил живописный декор потолка (21 картина) и стен (6 картин) большого зала Альберго Скуолы Сан Рокко, до сих пор не имеющий равных в Венеции по грандиозности и драматическому пафосу. Работа может быть сравнима только с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле.
Духовное родство Тинторетто с Микеланджело проявилось в колоссальном полотне «Распятие». Полотно размером 5.36х12.24 метра полностью заполняет одну из стен зала. Казнь в самом разгаре крест, к которому пригвожден Христос, уже водружен. А ближе к зрителю у нижнего края картины группа близких Христа, среди них теряющая сознание Мария.
В той же манере, что и «Распятие» были написаны два панно на противоположной стене этого зала — «Христос перед Пилатом» и «Несение креста». В 1567 году было закончено полотно «Святой Рох в тюрьме» для церкви Святого Роха, в в 1571 картины «Воскрешение Лазаря» и «Вознесение» для других помещений Скуолы.
В 1575 году Тинторетто приступает к масштабной работе — живописному декору стен (13 картин) и потолка (21 картина) огромного Верхнего зала Скуолы ди Сан Рокко.
Украшающие потолок плафоны посвящены библейским эпизодам, настенные панно — евангельским, охватывает весь библейский цикл истории человечества — от Первородного греха до Вознесения Христа.
Но описывать эту роспись бессмысленно — надо смотреть.
В 1576 году был закончена потолочная роспись «Медный Змей», на следующий год полотно «Моисей высекает воду из скалы». В 1579 — работы «Крещение Христа», более масштабное полотно, чем то что в музее Прадо в Мадриде, «Умножение Хлебов», «Христос в купели Силоамской», «Сатана предлагает Иисусу превратить камни в хлеб», «Гефсиманская молитва», «Воскресение Христа» и еще одна «Тайная Вечеря».
На 1581 год приходится завершение нескольких картин. «Поклонение Пастухов», где удивительно точно передан трепет пастухов приносящих свои скромные дары Марии и младенцу. «Благовещение», на которой Архангел Гавриил буквально врывается в комнату испуганной Марии. «Бегство в Египет» — в отличии от других своих работ, здесь Тинторетто уделил много внимания пейзажу.
1582 год — «Избиение младенцев», выбор сюжета которой был продиктован убежденностью, что невинно убиенные в Вифлееме младенцы сродни жертвам «черной смерти» от которой молились Святому Роху. А в 1588 была написана картина «Встреча Марии и Елисаветы» и закончена стенная роспись «Явление Святого Роха».
Галерея Академии
В музее Галерея Академии Венеции (Campo della Carità Dorsoduro n. 1050) в районе Дорсудоро так же представлено значительное количество работ Тинторетто.
Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины «Чудо святого Марка» (1548). Эта картина впервые была представлена в Скуоле Гранде ди Сан Марко и сразу выдвинула художника на первый план, прославила его.
Святой Марк — покровитель Венеции и сцены из его жизни и в дальнейшем будут привлекать Тинторетто. По сюжету этой картины Святой Марк спускается с неба, чтобы своим присутствием спасти мученика от пыток.
Палачи приготовили множество инструментов, но благодаря появлению Святого Марка они все стали ломаться, не причиняя вреда.
Так же здесь находятся «Успение Богородицы» (1550), «Искушение Адама» (1552), «Сретение» (1554) — классические библейские и евангельские сюжеты. «Сотворение животных» (1552) — момент создания богом мира животных. На небесном своде фигура Создателя, окутанная золотым свечением. Из-под Его рук стремительно вырываются птицы, а на земле уже появились животные, а в воде рыбы.
«Святой Марк, спасающий сарацина» (1566) — композиция построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма.
А так же картины «Перемещение тела Святого Марка», «Св.Марк освобождает раба», «Сон Св.
Марка», «Богоматерь с младенцем», «Пир в доме Левия», «Аллегориия битвы при Лепанто», «Обручение Екатерины», множество портретов.
Палаццо Дукале
Для украшения Дворца Дожей (Palazzo Ducale), адрес которого вряд ли нужно указывать, Тинторетто написал несколько работ.
Самае известная его картина носит название «Рай» (1588) и это пожалуй самое большое полотно (7х22 метра), по крайней мере на момент его написания. Картина была написана совместно с учениками. На переднем плане грандиозного полотна люди, а дальше и выше ангелы в солнечном сиянии.
Для подчеркивания значимости Венеции для Дворца Дожей Тинторетто написал картины «Кузница Вулкана» (1576) символизирующую военную мощь Венеции, «Меркурий и три Грации» (1576) посвященную красоте и богатству республики, «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия» (1577) композиция символизирующая ловкость дипломатии Венеции и «Вакх и Ариадна» (1578) отражающую морскую мощь Венеции.
Церковь Мадонна дель Орто
В родной церкви Тинторетто Мадонна дель Орто (квартал Cannaregio, 3512) находятся несколько его работ, самые масштабные из них:
«Введение Марии во храм» (1556). Сюжет картины из «Золотой легенды» о детстве Девы Марии и посещении с родителями храма. Перед ней лестница с пятнадцатью, по числу псалмов, ступенями. Мария поднимается по ступеням самостоятельно и ей явно больше чем три года.
«Видение Святого Петра» (1556) на которой Петр видит предстоящий ему крест.
«Страшный Суд» (1562) с невыразимым контрастом между восходящими в горняя праведниками и падающими в глубины ада грешниками и четкая граница между светом и тьмой. «Поклонение золотому тельцу» (1562).
Телец и поклоняющиеся ему израильтяне находятся внизу картины, в полумраке. Над ними мрачные тучи, предвещающие несчастья. Зато выше свет, ангелы, несущие Скрижали завета и Моисей.
Другие церкви Венеции
Церковь Сан Закария (Chiesa di San Zaccaria, Campo S. Zaccaria, 4693) — «Рождение Иоана Предтечи» (1553).
Церковь Мария дела Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute, Fondamenta Salute, 30123) — «Брак в Кане Галилейской» (1561). Картина имеет очень большую глубину композиции. Христос с матерью как и положено во главе стола, но не переднем плане, а главный акцент сделан на шести водоносах.
Церковь Сан Кассиано (Chiesa di San Cassiano, Calle dei Morti, 30125) в районе Сан Поло. Здесь хранятся три картины Тинторетто — «Воскресение Христа» (1565), «Сошествие в ад» (1568) и «Распятие» (1568) более скромное чем в Скуола ди Сан Рокко.
Церковь Санта-Мария дель Джильо (Chiesa Santa Maria del Giglio) в районе Сан Марко — «Евангелисты Марк и Иоанн» (1557). Церковь Са́нто-Стефа́но (Chiesa Santo Stefano) в районе Сан Марко «Тайная Вечеря» (1570). Церковь Сан-Симеоне Гранде (Chiesa di San Simeon Grande/Profeta) в районе Санта Кроче «Тайная Вечеря».
Церковь Сан-Джорджо Маджоре.
Последние работы Тинторетто связаны с церковью Сан-Джорджо Маджоре (Chiesa di San Giorgio Maggiore, Isola di S.Giorgio Maggiore). Вклад художника в убранство церкви – семь больших картин, три из которых написаны им лично. Это «Ожидание манны небесной» (1593), «Погребение Христа» (1594) и «Тайная Вечеря» (1594).
Эта «Тайная Вечеря» – лучшая работа в этом ряду. Картина поражает смелостью композиции, в которой искусно переплетены земные и божественные детали, написана с небывалым чувством и мастерством, зрелого художника. На картине изображен момент, когда Спаситель установил Таинство Причащения.
Уверен, что это не весь перечень работ Тициана в Венеции. Буду дополнять по мере возможностей. Что касается остальной Италии и остального мира, то за пределы Венеции ушло не так много картин Тинторетто, тем не менее они есть в Милане, Болонье, Риме, Лондоне, Мадриде, Мюнхене, Дрездене и многих других.
Заключение
Завершив последнюю картину в 1594 году художник умер прожив плодотворные 76 лет. Большая работоспособность Тинторетто, свободные художественные приемы, а так же отсутствие классического художественного образования, давали повод его современникам считать манеру его письма поверхностной и небрежной, но время все расставило по своим местам.
Простым зрителям картины Тинторетто просто нравятся (или не нравятся) а вот искусствоведы так и не пришли к единому мнению считать ли Тинторетто художником эпохи Возрождения или относить к более поздним течениям.
Причина спора — в творчестве мастера присутствуют как черты, однозначно принадлежащие эстетике Ренессанса, так и принадлежащие более поздним художественным направлениям, в частности — маньеризму. К первым однозначно относят полотна на мифологические сюжеты и многие портреты, ко вторым — на сюжеты из Нового Завета.
Впрочем все эти споры — удел специалистов, а наше дело любоваться и наслаждаться образами созданными мастером.
Источник: https://stasrsv.livejournal.com/30491.html