Главная > Выпуск № 10 > Евангельские сюжеты в зеркале искусства: Тайная вечеря
Галина Толова
Евангельские сюжеты в зеркале искусства
Ты вечно новой, век за веком, За годом год, за мигом миг, Встаешь – алтарь пред человеком,
О Библия! о книга книг!
В.Я.Брюсов
Тайная Вечеря — традиционное название последней трапезы Христа с учениками. В связи с угрозой со стороны Синедриона (иудейской верховной коллегии, куда входили первосвященники, старейшины и книжники) встреча происходила тайно.
Во время трапезы произошло важнейшее событие – установление Нового Завета и таинство евхаристии (Причастия), которое с тех пор совершается Церковью в память о Спасителе.
Сведения о Тайной Вечере содержатся во всех Евангелиях и в общих чертах совпадают.
Символика Тайной Вечери и евхаристии связана с традициями Ветхого Завета и древними языческими ритуальными обычаями (жертвоприношениями), существовавшими у самых разных народов: братские трапезы, символизировавшие единение людей как друг с другом, так и с Божеством. В Ветхом Завете жертвенная кровь, которой окропляли себя члены общины, символизировала «единокровие», то есть делала участников обряда единокровными братьями, жизнь которых принадлежит только Богу.
В Новом Завете добровольной жертвой становится сам Господь, отдающий свою кровь и плоть людям, тем самым объединяя их. Церковь подчеркивает, что для укрепления веры необходимо повторение обряда Евхаристии.
Подобно тому, как принятие пищи укрепляет физические силы человека и приобщает его к природе, Евхаристия придает духовные силы через тело и душу Христа. «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: примите, ядите; сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая». (Мф. 26:23); (Мк. 14:22-24).
Установление Евхаристии – литургическая составляющая Тайной Вечери. Однако в ней есть еще две сюжетные линии – омовение ног (урок безграничной любви и смирения, преподанный Христом) и предательство Учителя (Христа) учеником (Иудой).
Три главные темы — таинство Причастия, пример смирения и любви, грех предательства и обманутого доверия – формируют основные типы изображения Тайной Вечери в искусстве.
Первые изображения сюжета Тайной Вечери относятся к VI – VII векам и, по сути, являются иллюстрациями к евангельским текстам.
Алтарный фронтон из монастыря Суригуэрола. 12 век.
Итало-византийский мастер. Роспись.
Джотто. Тайная Вечеря.
Обычные атрибуты трапезы – вино (кровь Христа), хлеб (тело Христа); в ранних изображениях встречается рыба (древнейший символ Христа).
Трапезный стол. Фрагмент.
Участники трапезы могут возлежать или сидеть за округлым или прямоугольным столом.
Неизвестный художник школы Лоренцетти. 14 век
Фра Беато Анжелико. 15 век.
Дирк Боутс. Центральная часть триптиха. 15 век.
Количество участвующих в трапезе может быть различным, что вызывает порой недоумение зрителей, знающих, что учеников Христа было двенадцать. Объяснение разночтений кроется, во-первых, в непроясненности вопроса присутствия Иуды при таинстве Евхаристии.
Одни толкователи считают, что он принимал участие в вечере от начала и до конца. Другие утверждают, что Иуда присутствовал при омовении ног, а после обращенных к нему слов Иисуса «Что делаешь, делай скорее» удалился и таинств Причастия из рук Христа не принимал.
Вот почему одни художники изображали, не считая Христа, одиннадцать, а другие двенадцать действующих лиц Тайной вечери.
![]() |
Эрколе де Роберти. 15 век |
![]() |
Лукас Кранах.16 век |
Во-вторых, учитывая, что вечеря – это застолье, не должно удивлять присутствие в некоторых изображениях дополнительных персонажей: слуг, женщин (Марии, Марии-Магдалины). В поздней исторической иконографии сюжета «причитываются» портреты современников художников, детей, животных.
На протяжении средневековья живописцы не стремились особо дифференцировать персонажей, исключением были Христос и Иуда. Атрибут последнего – неизменный кошель, ассоциирующий его с тридцатью сребрениками и предательством Учителя.
В отличие от других учеников, Иуда изображался без нимба либо с черным нимбом, либо с фигуркой черта за плечами – все это символизировало идею предательства.
В приведенных ниже работах Кастаньо и Росселли обращает на себя внимание композиционный прием выделения Иуды (выдвижение на первый план) и тем самым – обособления его от всех остальных участников сцены.
Андреа дель Кастаньо. 15 век. Фрагмент
Козимо Росселли. 15 век
С эпохи Возрождения возникает интерес к индивидуальности, и художники стремятся создать в рамках канонического сюжета психологически достоверные человеческие характеры.
Они отходят от строгой каноничности в трактовке сюжета, их новаторство реализует гуманистические идеи, нивелируя религиозную семантику живописи.
Естественным образом литургическая составляющая сюжета отходит на второй план, уступив место исторически правдивому изображению кульминационного эпизода Тайной Вечери, когда Христос произнес: «Один из вас предаст меня». Потрясенные апостолы по-разному (позами, жестами, мимикой) реагируют на слова учителя.
В искусстве Кватроченто тема «Тайной вечери» возникала довольно часто, к ней обращались, пожалуй, все знаменитые художники. Мастерство ренессансных живописцев проявлялось в разнообразии и выразительности создаваемых образов, в точной и тщательной, до мельчайших деталей, передаче природных явлений, в умелом использовании открытий линейной перспективы. По справедливому замечанию И.Е.Даниловой, «стремясь изобразить мир не умопостигаемый, но видимый (теоретики Возрождения настаивали на том, что художник должен изображать лишь то, что видит глаз), то есть нечто материальное, конкретное на уровне предмета изображения – художники стремились добиться зрительной иллюзии»1.
Андреа дель Сарто. 16 век.
Искусно выстроенная, гармонично уравновешенная по композиции ренессансная картина предъявляется зрителю для внимательного рассматривания и оценки: правильно или неправильно выстроена, похоже или непохоже нарисована и т.п.
Произведения с евангельским сюжетом становились не просто иллюстрациями канонических текстов, а всякий раз демонстрировали авторское прочтение, индивидуальный взгляд (художника или заказчика).
Многочисленные вариации на тему Тайной Вечери различаются не только техническими приемами, художественным языком, но, что особенно важно, смысловыми акцентами.
Вершиной Высокого Ренессанса и одновременно важным этапом в эволюции европейской живописи стала «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи.
Это произведение до сих пор можно рассматривать как классический образец, прежде всего потому, что сам Леонардо (ученый-исследователь, гуманист, писатель) – личность яркая, неординарная, воплощает во всей полноте свою эпоху, ее идеальные порывы и утопические иллюзии. «Тайная Вечеря» Леонардо – гениальное воплощение духа времени, его философское осмысление.
Леонардо да Винчи. 15 век
На первый взгляд, работа лежит в русле традиции: Христос и двенадцать апостолов сидят за фронтально вытянутым столом. Внимательно рассматривая представленную сцену, мы начинаем замечать, насколько математически точна композиция, мастерски скомпонованы фигуры, выверен каждый жест, поворот головы.
Композиционный центр (точка схода перспективных линий) и смысловой центр – спокойная фигура Иисуса с разведенными руками. Взгляд зрителя, скользя по рукам, мысленно чертит треугольник, вершиной которого является голова Христа, четко выделяющаяся на фоне освещенного окна.
За ним – райская голубизна, счастливый простор земной или неведомой вечной жизни.
Геометрически выстроены фигуры по сторонам от центра: две группы по шесть персонажей с каждой стороны, но разбитые еще на подгруппы по трое.
Вскочившие с мест ученики бурно жестикулируют, выражают самые разные чувства: недоумение, горечь, страх, возмущение, подавленность и т.п.
Фигуры динамичны и одновременно сдержанны, нет никакой суеты, однако создается ощущение движения. Так мог сработать только великий мастер.
Схематическое изображение наглядно выявляет волнообразность движения, подчеркивающего экспрессию драматической ситуации. Свето-теневая моделировка фигур тщательно продумана и подчинена замыслу.
Леонардо помещает Иуду среди других учеников, но так, что свет не попадает на его лицо, и оно оказывается темным. Вспоминаются размышления Леонардо о том, что у художника две цели: человек и проявления его души.
Первая проста, вторая трудна и таинственна. Она как будто говорит: «Внемли – и ты услышишь меня!»
Глубина и многозначность созданных художником образов, использование новых приемов и технологий сделали его «Тайную Вечерю» семантически неисчерпаемой, таинственной в своей самопогруженности и самодостаточности, породив многочисленные религиозно-символические толкования и светские интерпретации. При всех различиях они содержат общую составляющую – право выбора человека и нравственный смысл этого выбора. Рудольф Штейнер называл «Тайную Вечерю» Леонардо «ключом к смыслу земного бытия».
Произведения позднего Возрождения утрачивают строгость и гармоничность. Уже у Веронезе на первый план выступают чисто живописные, декоративные задачи.
Паоло Веронезе. 16 век
Тайная Вечеря перестает быть тайной и исполненной сакральных и нравственных смыслов. В картинах Веронезе мы видим венецианскую жизнь во всей ее карнавальной красоте и пиршественной плоти: множество персонажей, часто второстепенных, мешающих традиционному прочтению содержания. Чувственные удовольствия и впечатления являются самоценными и создают зрелищный эффект пышности и декоративности.
Иное философское осмысление и художественное решение демонстрирует Тинторетто.
Якопо Тинторетто. 16 век
Уже ранний вариант «Тайной Вечери» Тинторетто свидетельствует о своеобразной манере художника: высокая линия горизонта, сложные ракурсы, сдержанный колорит, легкость прозрачных мазков вносят особую одухотворенность в известный сюжет.
Последний вариант Вечери, написанный в год смерти художника, демонстрирует на уровне формы увлечение Тинторетто маньеризмом. Это проявляется в орнаментальности композиции, резких контрастах света и тени, винтообразном, взвихренном движении.
- Ощущение неустойчивости мира, неприкаянности человека в земных пределах заставляет Тинторетто, как многих барочных авторов, искать смыслы в воплощении высших, мистических моментов, таких, как таинство Причастия.
- Новое время продолжило разрабатывать сюжет Тайной Вечери, все более акцентируя внимание на индивидуально-авторском прочтении евангельской истории.
- В качестве примера можно привести классицистический вариант Пуссена и барочно-рокайльный вариант Тьеполо.
Никола Пуссен. 17 век
Джованни Тьеполо 18 век
Особый интерес представляет живопись русских художников XIX века, которые акцентировали внимание на социальных и нравственных проблемах своего времени. Даже евангельские сюжеты они разрабатывали не столько в религиозном, сколько в философско-этическом ключе, поднимая тему ответственности личности, неизбежной жертвенности во имя будущего.
Наиболее яркий пример – «Тайная Вечеря» Н. Ге. Картина была воспринята публикой столь злободневно, что происходящее Салтыков-Щедрин назвал тайной сходкой, на которой обнаружились серьезные политические расхождения.
Николай Ге. Тайная Вечеря. 19 век
Особую актуальность в глазах зрителей работе придавал тот факт, что голову Христа Ге писал с Герцена, запрещенного в России и жившего в эмиграции. Драма разрыва Учителя с учеником некоторыми знатоками интерпретировалась в свете идейных разногласий и разрыва Герцена со своим другом и единомышленником Грановским.
Обращаясь к евангельскому сюжету, Ге пытается через прошлое понять современность, но современность, опрокинутая на исторический сюжет, привносит в него новые краски и смыслы.
Авторское название картины «Отшествие Иуды» явственно акцентирует ее смысл. Иуда в понимании Ге – не банальный предатель, а значительная, достойная интереса личность. Его фигура определяет композиционную асимметрию картины, резкие световые контрасты привлекают к ней внимание зрителя, усиливая драматическую напряженность сцены.
Работу Ге современники встретили неоднозначно: от похвал и восторгов до критики и обвинений художника в фальши и предвзятости. Своего рода черту в спорах подвел И. Гончаров: «…Но никакая картина никогда и не изображала и не изобразит всей «Тайной вечери», то есть целого вечера и всей трапезы Спасителя, с начала до конца…»
Становится очевидным, что, создавая картину на библейский сюжет, но не стремясь к догматической интерпретации текста, художник оказывается в сфере гуманитарного толкования его, допускающего субъективизм, волюнтаризм и прочие «вольности».
Искусство XX века обозначило водораздел между традиционной, академической религиозной живописью и новой, живущей по иным законам, даже если она обращается к «вечным» библейским сюжетам.
На протяжении всего столетия искусство долго и мучительно борется с историей, музейным отношением к прошлому, расшатывает устоявшиеся традиции и колеи. Для этого порой вступает в прямой или опосредованный диалог с мастерами классической эпохи.
Игровой прием художественного цитирования, парафраз узнаваемых картин, интерпретации и реинтерпретации известных сюжетов, свободное манипулирование любым материалом получают широкое распространение в живописи.
Показательным примером является знаменитая картина Сальвадора Дали.
Сальвадор Дали. Тайная Вечеря. XXвек
Большое эпическое полотно Дали передает не только мистико-религиозные настроения художника, но определенную космичность его мироощущения.
Колористически сдержанная, в цветовом отношении построенная на контрасте теплых золотисто-охристых и холодных голубовато-серых тонов картина излучает свечение и завораживает зрителя.
Композиция явно отсылает к работе Леонардо, но она более рационалистична и геометрически выверена. Создается впечатление жесткости и холодности совершенной формы, в которую так верил Дали и в сакральной силе которой не сомневался.
Свободная трактовка художником евангельского текста: отсутствие бытовых реалий и религиозных атрибутов, погружение Христа по пояс в воду (символ крещения), присутствие в верхней части картины призрачной фигуры порождает семантическую многозначность и множественность интерпретаций произведения Дали.
Художников привлекают самые разные слои сюжета и смыслового контекста библейской Вечери. Они продолжают обращаться к «вечной истории». Одни воплощают ее в соответствии с религиозными канонами и классическими подходами.
Другие, пропуская сквозь призму субъективно-личностного восприятия, рассматривают сюжет Вечери как жизненную проблему современного общества, как предупреждение, как драму предательства и жертвенной любви.
А иные воспринимают сюжет как абстрактную точку отсчета для собственного самовыражения. Смотреть, судить и выбирать – зрителю.
Наталья Царькова. XX век
Мария Мицкевичюс. XXвек
Стенли Спенсер. Тайная Вечеря XX век
Густав ван Фёстин. XX век
Александр Алексеев-Свинкин. XX век
Фараон Мирзоян. XX век
Зураб Церетели. XX век
Иван Акимов. XX век
Источник: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_10_190
Тайная Вечеря в иконах и картинах
В Четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает Тайную Вечерю. На Тайной Вечере было установлено таинство Евхаристии.
Тайная вечеря. Омовение ног. Моление о чаше. Предательство Иуды. XV — начало XVI века Новгород
Тайная Вечеря Средняя Русь. Первая половина XVI века Белозерск. Церковь Вознесения
Тайная Вечеря Икона Древней Руси XI-XVI веков Из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1497 г.
Симон Ушаков Икона “Тайная вечеря” 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря
Никола Пуссен Тайная Вечеря 1640 Масло на холсте Замок Белвуар, Грэнтем, Великобритания
- Дирк Баутс
Таинство причастия
1464-1467 - Алтарь церкви святого Петра в Лувене
Омовение ног (Иоанн 13: 1 – 20). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент.
Монастырь Дионисиат, Афон (Греция).
Омовение ног; Византия; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная
Омовение ног. Византия, XI в. Местонахождение: Греция, Фокида, монастырь Осиос Лукас
Симон Вуэ Тайная Вечеря Масло, холст 1615-1620
Рафаэль Санти Тайная Вечеря 1518-1519 Фреска Дворец Папы Римского, Лоджии Рафаэля, Ватикан
Козимо Россели Тайная Вечеря Фреска Сикстинской капеллы
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Тайная Вечеря Гравюра 1851-1860 Из иллюстраций к “Библии в картинках”
Маттиас Шейтс Тайная Вечеря Гравюра на дереве 1672
Альбрехт Дюрер Тайная Вечеря Гравюра на дереве 1511
Каспар Луикен Тайная Вечеря Гравюра на меди 1712
Поль Густав Доре Тайная Вечеря Гравюра 1865
Тайная вечеря (неизвестный автор 17 века) копия фрески Леонардо да Винчи
Ге Н.Н. Тайная вечеря
Джотто ди Бондоне
Овнатан Овнатанян Тайная Вечеря
Тайная Вечеря Гобелен 1520-1530
Эрколе де Роберти Святое Причастие (Тайная Вечеря)
Анжелико-Фра Тайная Вечеря 1450
Якопо Бассано Тайная Вечеря 1542
Андреа дель Сарто Тайная Вечеря 1520-1525 Фреска Монастырь Святого Сальви, Флоренция
Александр Иванов
Тинторетто
Омовение ног Симону Петру «Омовение ног». Федор Антонович Бруни 1841 г.
Омовение Ног. 1880 – Бакалович Степан Владиславович
Омовение ног. Статуя перед Dallas Baptist University.
Источник
Источник: http://helpprison.ru/2017/04/13/tajnaya-vecherya-v-ikonah-i-kartinah/
Интерпретации «Тайной вечери»: разбор 10 самых популярных картин
Армянский музей Москвы и культуры наций предлагает вам к прочтению фрагмент книги Роберта Уоллеса «Мир Леонардо». В ней рассказывается о том, какую интерпретацию получил сюжет Тайная вечеря в мировом искусстве.
«Та́йная ве́черя» (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena) — монументальная роспись работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками.
Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.
Тайная вечеря. Древнехристианская мозаика.
Сохранение шедевра Леонардо считалось одной из самых трудных задач, с которой когда-либо сталкивались специалисты по реставрации. Ее переписывали, реставрировали и бросали на произвол судьбы несчетное количество раз.
В 1901 году Габриэль Д'Аннунцио написал, казалось, последнюю эпитафию картине – свою знаменитую «Оду на смерть шедевра». «О, поэты, его больше нет!» — восклицал он.
Однако, несмотря на слова итальянского писателя, реставраторы взяли на вооружение новейшие достижения науки и предприняли еще одну попытку. Была разработана целая система борьбы с сыростью, и на тридцать лет картина была законсервирована.
Но именно тогда, когда реставрация начала приносить многообещающие результаты, главный руководитель проекта был сослан Муссолини в отдаленную провинцию. Десять лет не велось никаких работ, а затем бомбардировка уничтожила всю работу реставраторов.
Рафаэль Санти «Тайная вечеря»
В 1946 году усилия были предприняты вновь. Они увенчались ошеломляющим успехом.
Картина невосстановимо повреждена, однако сегодня хотя бы видны изначальные цвета и детали, утраченные на протяжении веков: сияющие мягким светом одежды, сервировка длинного стола, представляющая собой своеобразный натюрморт.
В историческом аспекте «Тайная вечеря» неоспоримо превосходит произведения на эту тему, написанные с XVI по XX век, как в религиозном, так и в психологическом отношении.
Веками Тайная вечеря привлекала внимание христианских художников. Для картины обычно выбирался один из двух ее драматических моментов: либо утверждение Иисусом Христом Святого причастия, либо его пророчество о том, что один из апостолов Его предаст.
На раннехристианской мозаике VI века акцент сделан полностью на причастии – Иуда не выделен, апостолы спокойно, согласно римскому обычаю, полулежат за овальным столом. Христос занимает почетное место слева.
Во времена Кватроченто наиболее часто в «Тайной вечере» подчеркивался момент предательства, как, например, в картине Андреа Кастаньо, законченной около 1450 года. Иуда сидит отдельно, над его головой – мраморный квадрат стены; мраморный узор похож на грозовое небо, прорезанное молниями.
Леонардо, без сомнения, изучал эту картину во времена своего ученичества, однако, когда ему пришлось самому вплотную подойти к разработке этого сюжета, он наполнил картину динамикой, которая Кастаньо была не под силу.
Одна из самых впечатляющих в истории искусства трактовок Тайной вечери принадлежит Тинторетто.
Написанная во второй половине XVI века, когда Высокое Возрождение уже уступало место маньеризму, картина великого венецианства трактует сюжет как ночную сцену, ярко освещенную сверхъестественным светом и наполненную движением: апостолы, слуги, ангелы, зрители – как будто втянуты в бурю.
В XVIII и XIX столетиях художники, принимавшиеся за этот сюжет, редко могли достичь духовной глубины и ощущения чуда, которые отличали ранние работы. Но это ощущение вновь появляется в картинах XX века.
Английский художник Стенли Спенсер, глубоко религиозный человек.
Склонный к мистицизму, обладавший невероятным воображением, создал свою «Тайную вечерю» в 1920 году, вскоре после окончания первой мировой войны, в сражениях которой он участвовал.
Местом провидения Тайной вечере он выбрал солодовню (красная стена – перегородка в закромах), где простые люди могли уединиться для причащения. Центральная точка картины – круглый хлеб, преломленный Иисусом.
Одна из лучших разработок сюжета принадлежит Эмилю Нольде. Картина выполнена в 1909 году. Немецкий художник, один из родоначальников экспрессионизма, был чрезвычайно восприимчив к страданиям людей.
Он выразил их надежду на спасение в символической чаше в руках Христа.
Использование Нольде ярких, «горящих» тонов нередко заставляет сравнивать его картины со средневековыми витражами, эта концепция возвращает нас к простоте и искренности средних веков.
Написал свою «Тайную вечерю» прекрасный армянский художник из известной семьи художников Овнатан Овнатанян, в произведениях которых проявляются черты реализма (около 1730—1801, Тбилиси).
Он был сыном Акопа Овнатаняна, придворный художник Ираклия II.
Исполнил для собора в Эчмиадзине серию изображений святых и композиции на евангельские темы, часть из которых ныне хранится в картинной галерее Армении.
Симон Ушаков. Икона «Тайная вечеря»Александр Иванов «Тайная вечеря»Стенли Спенсер «Тайная вечеря»
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a411ceddcaf8e52251d61cf/5a44c148c89010d61d8f3b0b
Николай Николаевич Ге Тайная вечеря: Описание произведения
Почему «Тайная вечеря» Николая Ге разочаровала Достоевского и, напротив, покорила Толстого? Почему в Третьяковке находится не оригинал, а лишь небольшая авторская копия, хотя Павлу Третьякову «Тайная вечеря» чрезвычайно нравилась? Почему на картине невозможно рассмотреть лицо Иуды? Почему Христос изображён не сидящим, а лежащим? Почему до начала работы над «Тайной вечерей» Николай Ге больше года не брал в руки кисти и как картина помогла ему вернуться к живописи? Кого из апостолов Ге писал с себя, а кого – со своей обожаемой жены Анны Петровны? Почему картину прозвали «Раскол в нигилистах»? Артхив собрал интересные факты о самой, пожалуй, знаменитой в русской живописи трактовке последнего ужина Христа. Из биографии Николая Николаевича Ге известно, что «Тайная вечеря» появилась в начале 1860-х годов после довольно сложного периода молчания. «Более года Ге почти не берёт кисть в руки», – свидетельствует историк искусства Наталья Зограф. Если смотреть на этот факт с высот религиозной живописи, подобное «воздержание» Ге чем-то сродни длительным посту и молитве, без которых иконописцы не брались за ответственную работу.
Но у кризиса Ге были более прозаические причины. В конце 1850-х – начале 1860-х годов он, почти фанатично поклоняющийся гению Карла Брюллова, жил в итальянской столице в среде художников, которых называли «русской колонией в Риме» (а Иван Тургенев в письме из Рима Льву Толстому называл куда резче: «…дурачки, заражённые брюлловщиной»). Там Ге постепенно начинает понимать, что вот эта брюлловская романтическая отрешённость, вот эта антикизирующая традиция – они не могут больше ничего ему в творческом плане дать. Но куда двигаться и как работать дальше – Ге не представлял. И поскольку человеком он был горячим и импульсивным, то решил, что пришла пора оставить искусство. Решил – и бросил.
В подавленном состоянии духа Ге уехал из Рима во Флоренцию – жизнь там в это время была значительно дешевле (а Ге, который теперь почти не получал дохода от картин, нужно же как-то было кормить семью – жену и двоих маленьких сыновей).
И во Флоренции в руки Ге, который в отсутствие работы запоем читал книги, попадает «Жизнь Иисуса» немецкого историка и теолога Давида Фридриха Штрауса, стремящегося показать достоверно-исторического Христа и ставящего под сомнение сверхъестественные моменты Его земной жизни – непорочное зачатие, преображение, воскресение, вознесение, наконец, саму Его божественную природу. На Николая Ге, и раньше увлечённого внимавшего материалистическим высказываниям Герцена и Белинского и по душевному складу вполне чуждого мистике, произвело впечатление, как Штраус «разбивает всю мифологическую сторону биографии Христа». «Приехав из Рима во Флоренцию, – пишет Ге, – я… читал сочинения Штрауса и стал понимать Св.Писание в современном смысле».
Что значит «в современном смысле»? Скорее всего, на языке Ге это значит понять Евангелие не отвлечённо, не мистически, а сугубо психологически – и приблизить, таким образом, события почти двухтысячелетней давности, сделать их эмоционально понятными.
Когда Ге добрался до главы о Тайной вечере в книге Штрауса, он внезапно сообразил, что видит её героев как живых и ясно понимает их чувства и их мотивы, а также, что у него, больше года ничего не писавшего, перед глазами теперь стоит готовая картина: «Образы Христа, Иоанна, Петра и Иуды стали для меня совершенно определительны – живые, – признавался Ге, – я увидел те сцены, когда Иуда уходит с Тайной вечери, и происходит полный разрыв между Иудой и Христом… Я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека. Близ Него лежал Иоанн: он всё понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидал Петра, вскочившего, потому что тоже понял всё и пришёл в негодование – он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдёт… Вот она картина! Через неделю была подмалёвана картина, в настоящую величину, без эскиза».
Одним словом, художника настиг весьма распространённый в истории искусства парадокс, когда, образно выражаясь, он гонит Откровение в дверь, а оно «летит в окно». Он хочет избавиться от всякой мистики – но получает вполне мистическое по своей сути рождение шедевра.
Он нарочито избегает всего сверхъестественного – но сила его искусства такова, что поневоле убеждает в реальности Откровения. В традиционной иконографии Тайной вечери сакральным центром картины всегда был стол (1, 2), где происходит хлебопреломление, с сидящими вокруг него на почти равном расстоянии друг от друга апостолами.
Ге существенно динамизирует, ломает эту уравновешенную композицию. Для зрителя всё выглядит приблизительно так, будто он случайным свидетелем попадает в комнату и прямо на входе лицом к лицу сталкивается с уходящим Иудой, накидывающим плащ. «Лицом к лицу лица не увидать», как известно, вот и мы не в состоянии разобрать лицо Иуды.
Он движется в темноту (и в буквальном, и в переносном смысле), источник света остаётся у него спиной, и потому крупные и резкие черты Иуды видно лишь самым обобщенным образом. Здесь есть и некий стереоскопический эффект: если мы фокусируем взгляд на «круге света» с Христом и апостолами, то Иуда оказывается для нас словно «в расфокусе».
Еще поэт и критик Аполлон Григорьев замечал сразу после появления «Тайной вечери»: «Станьте прямо против картины – исчезнет Иуда».
Светильник, поставленный на пол, ярко освещает стол и лица двух апостолов – молодого Иоанна слева и пожилого Петра справа.
И вот их-то Ге стремится наделить выразительными эмоциями: Иоанн наивен и не может поверить, что Иуда вот так обошёлся с Учителем, а Пётр видел жизнь, его трудно удивить, но он до глубины существа возмущён.
Спаситель, по контрасту с ними, не выражает эмоций и погружён в себя и в переживание факта предательства, который, как мы помним из Евангелия, был ему известен заранее. Кстати, Христос здесь не сидит, как у того же Леонардо да Винчи, и не стоит, возвышаясь над столом, как у Тинторетто (Ге бывал в Милане и Венеции и мог видеть эти фреску и картину), а, в соответствии с Евангелиями, «возлежит». Штраус упоминает о постоянно соблюдаемом в библейских текстах «восточном обычае есть лёжа».
Желая добиться как можно большей жизненной достоверности, Ге стал искать нужные ему для картины фигуры и лица. Специально поехал в Ливорно – там до него уже бывал, когда писал «Явление Христа», Александр Иванов, который считал типажи ливорнских евреев очень подходящими для библейских сцен. Но для главных лиц «Тайной вечери» Ге нашёл моделей еще ближе: буквально у себя дома, во Флоренции.
В начале 1860-х туда вместе с семьёй перебрался жить писатель и публицист Александр Герцен, второй (после Брюллова) кумир юности Николая Ге. Художник настолько горячо разделял либеральные идеи Герцена, что даже своей невесте (тоже неравнодушной к Герцену) в качестве свадебного подарка преподнёс его статью.
Выяснить, что Герцен живёт с ним в одном городе, было для Ге потрясением. Он попросил друзей представить его издателю «Колокола» и уговорил Герцена на портрет. Этим портретом – объективно одной из лучших своих работ – сам Ге дорожил чрезвычайно.
Когда он решит вернуться в Россию, то повезёт в страну изображение Герцена практически контрабандой: поскольку публицист оставался здесь вне закона, его портрет мог быть изъят на границе.
Ге вынул его из рамы, наклеил сверху живописное изображение Моисея и свернул трубочкой (следы от этого свертывания до сих пор видны на портрете в Третьяковке). Но кроме этого, Герцен стал и протипом Христа из «Тайной вечери».
Лицо его, конечно, угадывается лишь в общих очертаниях и сильно облагорожено, но вот сама поза с рукой, подпирающей голову, позаимствована Ге с сохранившейся до наших дней фотографии Герцена, сделанной русским придворным фотографом Сергеем Левицким. Консервативным критикам это дало основание говорить, что Ге делает из Герцена Мессию, а вместо Тайной вечери изобразил какой-то «раскол в нигилистах».
Иоанна, самого юного из апостолов, Ге писал «со своей обожаемой, своей глубоко-ценимой и того стоившей жены Анны Петровны», как выразился знаменитый критик Стасов. Никакого противоречия в этом не было: и задолго до Ге традиционная иконография наделяла Иоанна женственным обликом – так подчёркивалась его молодость и непорочность.
Ну, а для апостола Петра натурой послужил сам Николай Николаевич.
Ге, как мы помним, назвал Петра «горячий человек», и в собственном темпераменте, в умении воспламеняться определённой идеей, в решительности, но и в склонности быстро разочаровываться, Ге усматривал своё несомненное сходство с личностью Петра.
Когда писалась картина, художнику было 31-32 года (Репин в «Далеком-близком» пишет о Ге как о «тогда еще молодом красивом брюнете»), и ему пришлось намеренно себя состарить на полотне.
Но если взглянуть на поздний портрет Ге, созданный Николаем Ярошенко, или на последний автопортрет, написанный Ге без малого через 30 лет после «Тайной вечери», нельзя не поразиться тому, насколько постаревший Ге с годами стал похож на своего же апостола Петра из «Тайной вечери». Художник Григорий Мясоедов ещё шутил об «апостольской лысине» Ге.
Как водится с шедеврами, и ругательски ругали, и страстно превозносили. Репин, Крамской (он даже снял копию), Третьяков, Толстой, Салтыков-Щедрин – хвалили; Достоевский, Стасов и многие другие – картину бранили.
Достоевский не принял её «обыкновенности» и оскорбительно-бытовой приземлённости: «Всмотритесь внимательнее, это обыкновенная ссора весьма обыкновенных людей, где же и причём тут последовавшие 18 веков христианства? – недоумевал Достоевский. – Как можно, чтобы из этой обыкновенной ссоры таких обыкновенных людей, как у г.
Ге, собравшихся поужинать, произошло нечто столь колоссальное?» Толстой, стремившийся, подобно Штраусу, освободить Евангелие от чудесного и сверхъестественного, напротив, принял картину чуть не восторженно, он признавался, что «произошла странная вещь: мое собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передал в своей картине Ге».
Еще одну из зрительских реакций описывает Стасов. На выставку, где впервые показывали «Тайную вечерю», пожаловал граф Строганов, известный меценат. Он вглядывался в картину со страшным негодованием и наконец спросил: «Сколько лет этому художнику?!» «Что-то около тридцати», – ответили ему.
«Опасный человек!» – весомо произнёс Строганов. Никем не узнанный «итальянец» Николай Ге стоял в это время в толпе и не решился себя обнаружить. А уже через пару лет Строганов явится в мастерскую Ге во Флоренции и станет уговаривать его: «Сделайте же и для меня копию вашей удивительной картины!..
»
Потому что оригинал находится в Михайловском дворце – ныне филиале Русского музея: картина Ге очень понравилась Александру II и он купил её, заплатив 10 тысяч рублей серебром. Павел Третьяков, видевший картину выставке во 2-й Античной зале Академии художеств, ужасно сожалел, что не смог заполучить «Тайную вечерю» для своей галереи. Он писал Ивану Крамскому в феврале 1881 года: «Из всего, выставленного в Академии, ярко выделяется и царит (помимо этюдов Иванова) картина Ге. Жаль, что она в Академии – не там бы ей место! Чудесная картина!»
Гораздо позже (и весьма замысловатым путём!) Третьяковка всё же обзаведётся авторским повторением «Тайной вечери».
Оно существенно меньше оригинала по размеру и писалось Ге вовсе не для галереи, а по заказу предпринимателя-коллекционера Козьмы Солдатёнкова: в отличие от Третьякова, всегда торговавшегося с художниками и сбивавшего цену, текстильный фабрикант Солдатёнков денег для искусства не жалел.
Его щедрость была настолько общеизвестна, что после манифеста об отмене крепостного права в 1861-м году многие крестьяне не сомневались: это не царь их освободил, а просто широкой души человек Кузьма Терентьевич Солдатёнков выкупил и отпускает на волю.
Когда в 1901-м году он умер, картину передали в Румянцевский музей – первое в Москве общедоступное собрание книг, монет, рукописей и произведений искусства. При советской власти в 1924-м году его расформировали: зарубежная живопись отправилась в Пушкинский; русская же, а вместе с нею и авторская копия «Тайной вечери» Ге, – в Третьяковку.
Анна Вчерашняя
Источник: https://artchive.ru/nikolaige/works/17314~Tajnaja_vecherja
"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи…-История картины Тайная Вечеря…-
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи
История картины Тайная Вечеря
03.07.2007
Наиболее прославленное произведение Леонардо — знаменитая “Тайная вечеря” в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие.
Эта роспись, в настоящем своем виде представляющая руину, была выполнена между 1495 — 1497 годами. Причина быстрой порчи, дававшей о себе знать уже в 1517 году, заключалась в своеобразной технике, сочетавшей масло с темперой.
Одно из самых знаменитых произведений Леонардо да Винчи находится в монастыре Санта-Мария-делла-Грацие в Милане – это «Тайная вечеря».
Фреска, которая в наши дни представляет жалкое зрелище, была написана в конце XV века.
Изображение портилось очень быстро, спустя двадцать лет шедевр уже нуждался в реставрации – причиной тому стала специальная техника, сочетавшая темперу с маслом.
Написанию фрески предшествовала долгая и тщательная подготовка. Леонардо выполнил огромное количество набросков, которые помогли подобрать наиболее подходящие жесты и позы фигур.
Художник рассматривал в сюжете «Тайной вечери» не только глубокое догматическое содержание, но и огромную человеческую трагедию, которая позволяет раскрыть характеры героев росписи, продемонстрировать их душевные переживания.
- Для да Винчи «Тайная вечеря» стала в первую очередь сценой предательства, поэтому одной из задач было внести в этот традиционный библейский сюжет драматическую ноту, которая придавала бы фреске совершенно новую эмоциональную окраску.
- Размышляя над замыслом «Тайной вечери», художник делал записи, описывающие поведение и действия тех или иных участников сцены:-
- — «Тот, что пил, ставит чашу на стол и устремляет взгляд на говорящего, другой, соединив пальцы рук, нахмуривается и смотрит на своего товарища, третий демонстрирует ладони и удивленно приподнимает плечи…»
В этих записях не упоминаются имена апостолов, однако да Винчи однозначно определил, позу, мимику и жесты каждого из них. Фигуры должны были располагаться таким образом, чтобы вся композиция представляла единое целое, передавала всю остроту сюжета, полного страстей и переживаний.
Апостолы по замыслу Леонардо – это не святые, а простые люди, которые по-своему переживают происходящие события.
«Тайная вечеря» считается самым зрелым и законченным творением да Винчи. Роспись привлекает удивительной убедительностью композиционного решения, мастеру удается избежать каких-либо элементов, которые могли бы отвлечь зрителя от основного действия.
Центральную часть композиции занимает фигура Христа, изображенная на фоне просвета двери. Апостолы отодвинуты от Христа – это сделано специально, чтобы сконцентрировать на нем большее внимание. С этой же целью Леонардо расположил голову Иисуса в точке схождения всех линий перспективы.
Ученики разбиты на четыре группы, каждая из которых выглядит динамично и живо. Стол имеет небольшие размеры, а трапезная выдержана в простом, строгом стиле. Благодаря этому акцент сосредоточен на персонажах, чья пластическая сила воистину велика.
Все эти приемы демонстрируют глубокий творческий замысел и художественную целеустремленность автора.
- Леонардо да Винчи Тайная вечеря 1494 -1498 Масло и темпера на штукатурке. 460 x 880 см (179 3/8 x 343 1/4 дюймов) Санта-Мария дель Грация, Милан, Италия
- Выполняя роспись, Леонардо поставил перед собой важнейшую цель – реалистично передать психические реакции апостолов на слова Иисуса: —
- — «Один из вас меня предаст».
- Образ каждого ученика – это практически полный, сформированный человеческий темперамент и характер, обладающей своей уникальностью, поэтому и реакция их на предсказание Христа различная.
Современники да Винчи видели гениальность «Тайной вечери» именно в тонкой эмоциональной дифференциации, воплощению которой способствовало разнообразие поз, жестов и мимики персонажей. Эта особенность фрески выделяет ее на фоне более ранних произведений, изображающих библейский сюжет.
Другие мастера, такие как Т.Гадди, Д.Гирландайо, К.Роселли и А.Дель Кастанто, изображали учеников сидящими за столом в спокойных, статичных позах, будто они не имеют никакого отношения к происходящему.
Эти художники не смогли достаточно детально охарактеризовать Иуду с психологической стороны и располагали его изолированно от остальных апостолов с другой стороны стола.
Таким образом, злодейское противопоставление Иуды собранию создавалось искусственно.
Да Винчи удалось сломить эту традицию. Использование богатого художественного языка позволило обойтись без исключительно внешних эффектов. Иуда у Леонардо объединен в группу с прочими учениками, но его черты определенным образом выделяют его среди апостолов, так что внимательный зритель быстро опознает предателя.
Тайная вечеря (неизвестный автор 16 века) копия фрески Леонардо да Винчи Посмотреть другие фото к статье »
Все персонажи действа наделены индивидуальностями.
На наших глазах в собрании, еще мгновение назад пребывавшем в полном спокойствии, нарастает величайшее волнение, вызванное словами Иисуса, как гром пронзившими мертвую тишину.
Наиболее импульсивная реакция на речь Христа у трех учеников, сидящих от него с левой стороны. Они образуют целостную группу, объединяемую едиными жестами и силой воли.
Филипп вскакивает с места, посылая Иисусу свой недоуменный вопрос, Иаков, не скрывая своего возмущения, разводит руками, слегка откинувшись назад, Фома поднимает вверх руку, будто бы пытаясь осознать и оценить происходящее. В группе, сидящей по правую руку от Учителя, царит несколько иное настроение.
От фигуры Христа она отделена значительным расстоянием, и очевидна эмоциональная сдержанность ее участников. Иуда, сжимающий в руках кошель со сребрениками, изображен в повороте, его образ пропитан трепетным страхом перед Иисусом.
Фигура Иуды нарочно написана в более темных тонах, она резко контрастирует со светлым и ярким образом Иоанна, который безвольно опустил голову и смиренно сложил руки.
Между Иоанном и Иудой вклинился Петр, который опирается рукой о плечо Иоанна и говорит ему что-то, наклонившись к самому уху, другой рукой Петр решительно хватает меч, желая во чтобы то ни стало защитить Учителя. Ученики, сидящие возле Петра, удивленно смотрят на Христа, они будто задают немой вопрос, хотят узнать имя предателя.
Последние три фигуры разместились на противоположной стороне стола. Матфей, вытянув руки навстречу к Иисусу, возмущенно обращается к Фаддею, ища у него разъяснения столь неожиданной вести. Но пожилой апостол также находится в неведении, показывая это недоуменным жестом.
Фигуры, сидящие с обоих концов стола, показаны в полном профиле.
Это сделано не случайно: Леонардо таким образом замкнул движение, посылаемое от центра росписи, подобный прием художник применял ранее в картине «Поклонение волхвов», там эту роль выполняли фигуры юноши и старика, расположенные по краям полотна. Однако в этом произведении мы не видим столь глубоких психологических приемов, тут в основном использованы традиционные средства выражения.
В «Тайной вечере», напротив, ярко выражен сложный эмоциональный подтекст, аналогов которому в итальянской живописи XV века не существует. Современники да Винчи сразу распознали неподдельную гениальность передачи отнюдь не нового сюжета и восприняли «Тайную вечерю» по достоинству, окрестив ее новым словом в изобразительном искусстве.
Иисус Христос вместе со своими учениками запечатлен кистью Леонардо во время последней их встречи за ужином вечером перед казнью. Поэтому не удивительно, что фреска сделана в монастырской столовой. Мастер, как и положено истинному гению, работал хаотично. В какие-то периоды он мог днями не отходить от своего творения, а затем забросить работу на некоторое время.
«Тайная вечеря» стала единственным крупным законченным произведением да Винчи. Роспись наносилась нетрадиционным способом, использовались масляные краски, а не темпера – это позволило производить работу гораздо медленнее и давало возможность вносить по ходу некоторые изменения и дополнения.
Фреска написана в своеобразном стиле, у зрителя может сложиться впечатление, что изображение находится за запотевшим стеклом.
Отдельного внимания заслуживает освещение. На перпендикулярной стене есть небольшое окошко, пропускающее тусклый дневной свет – он вкупе с мастерски исполненной цветовой гаммой фрески создает незабываемый реалистичный эффект.
К сожалению, в наши дни окно наглухо затемнили, чтобы не создавать лишней нагрузки на видавшую виды роспись. Поэтому оценить в полной мере задумку автора не удастся. Правда, есть надежда, что в будущем помещение вновь озарится солнечными лучами – на окно вроде бы собираются установить специальный фильтр.
Как оказалось, масляные краски не смогли обеспечить фреске долговечность. Спустя два года после завершения работы автор ужаснулся, увидев, как истрепалось его произведение.
Через десять лет Леонардо, заручившись поддержкой учеников, проводит первую реставрацию фрески. За три столетия роспись пережила 8 реставраций.
Естественно, что бесследно эти работы пройти не могли: неоднократное нанесения новых слоев краски сильно исказило оригинал.
К началу прошлого века практически полностью стерлось изображение ног Иисуса, поскольку они находились в месте соприкосновения двери столовой с росписью.
Дверь была прорублена монахами еще в XVII веке, и такой почтенный возраст делает ее частью истории монастыря, поэтому замуровать проем не представляется возможным.
Сальвадор Дали Тайная вечеря 1955 167 x 268 см Масло на полотне Национальная галерея, Вашингтон, США
Этот шедевр, равных которому в искусстве эпохи Ренессанса вы не найдете, является настоящей гордостью Милана. Ничем не увенчались попытки двух французских королей перевезти стену с фреской в Париж. Подобная идея посещала и императора Наполеона. Однако к великой радости жителей города работа Леонардо да Винчи осталась на родине.
Во время бомбежек в период Второй мировой здание монастыря сильно пострадало: были полостью уничтожены три стены вместе с крышей. Нетронутой осталась только та стена, на которой находилось бессмертное творение великого мастера.
Чудо ли это или удачное стечение обстоятельств, но факт остается фактом – невероятным образом фреске удалось уцелеть.
В течение весьма долгого времени роспись реставрировалась. Для реставрации фрески были использованы самые современные технологии, благодаря которым медленно, один за другим убирались слои краски.
Вместе с ними была удалена плесень, вековая пыль и другие загрязняющие изображение материалы.
За пять веков, что прошли после написания произведения, была утеряна значительная часть первоначальных красок – по разным оценкам от 1/3 до половины.
Реконструкция преобразила шедевр в лучшую сторону, он как будто бы ожил, заиграл обновленными, насыщенными красками, которые 500 лет назад долго и тщательно подбирал Леонардо. Реставрационные работы продолжались 21 год.
В конце весны 1999 года наступил знаменательный день – 26 мая обновленная «Тайная вечеря» была представлена на всеобщее обозрение. По этому поводу был устроен большой праздник, в монастыре состоялся концерт.
Несмотря на столь продолжительную реставрацию, роспись по-прежнему остается крайне восприимчивой к внешним нагрузкам, которые с легкостью могут повредить изображение.
Чтобы не допустить этого, был принят ряд мер, призванных предохранить фреску от лишних раздражителей: так, например, воздух, подаваемый в помещение, фильтруется специальными устройствами, поддерживается постоянная влажность и температура, а максимальное количество зрителей, которые могут наслаждаться легендарным творением да Винчи составляет 25 человек, причем время, отводимое им, не превышает 15 минут.
Существует множество преданий, повествующих о работе великого мастера над картиной.
В одной из них говорится, что, создавая «Тайную вечерю», Леонардо столкнулся с большой проблемой: ему необходимо было образ Христа сделать символом Добра, а образ Иуды – символом Зла.
Мастеру никак не удавалось добиться требуемого эффекта, поэтому он прервал работу и снова взялся за кисть только тогда, когда были найдены идеальные модели.
Однажды да Винчи посетил выступление местного церковного хора. Один из юных певчих показался художнику совершенным образом Иисуса. Он пригласил юношу в мастерскую и написал с него пару этюдов и набросков.
Спустя три года работа над «Тайной вечерей» уже подходила к концу, но Леонардо никак не мог найти натурщика на роль Иуды.
Куратор, отвечающий за роспись монастыря, постоянно поторапливал мастера, требуя, чтобы тот закончил фреску как можно быстрее.
Да Винчи провел много дней в напрасных в поисках, и, наконец, удача улыбнулась ему своим, как ни странно, уродливым лицом. На окраине города в грязной сточной канаве художник обнаружил оборванного, дряхлого человека, в котором увидел образ Иуды.
Как ни странно, пропитый нищий оказался молод. Так как сделать наброски не позволяли сжатые сроки, помощники Леонардо доставили его прямо в монастырь. Доставить его туда было не самым легким делом, стоять на ногах бездомный практически не мог и слабо соображал, куда и зачем его волокут.
Кое-как добравшись до собора, ученики передали «натурщика» мастеру, который тут же начал запечатлевать нечестивость и греховность в их натуральном виде. Ко времени, когда работа была закончена, нищий успел немного протрезветь.
Он взглянул на фреску и в ужасе вскричал: — Эта картина мне знакома! — Когда ты мог видеть ее? – спросил да Винчи.
— Три года назад. У меня было все, я пел в церковном хоре, жизнь была прекрасна и безмятежна. Тогда я позировал какому-то художнику, он писал с меня Иисуса.
Другая легенда гласит, что настойчивый приор был недоволен медленной работой да Винчи и постоянно подгонял его. Он не понимал гения, который целый день мог простоять погруженный в свои мысли.
Приор решил пожаловаться на медлительность мастера герцогу и настолько стал его донимать, что он вызвал художника и попытался деликатно объяснить ему, что надо бы поскорей заканчивать фреску.
Леонардо завел с герцогом светскую беседу и объяснил, что роспись уже практически готова и осталось лишь написать головы Иисуса и Иуды. При этом он намекнул, что если приору так уж невтерпеж, то в образе предателя можно использовать его голову.
Герцога подобное остроумное замечание развеселило, таким образом, он дал понять, что полностью согласен с мастером. А смущенному приору ничего не оставалось, как скрыть свое смущение и убраться восвояси.
Автор Андрей Гецевич
Источник: https://subscribe.ru/group/nash-soyuz/10839253/