К середине 19-го века почитателям живописи стали надоедать заезженные темы, раскрывающие жизнь элиты общества и показывающие почти идеальных внешне людей.
Именно в это время стали появляться уникальные на то время картины Федотова Павла Андреевича с незамысловатыми сюжетами обыденной жизни русского человека. Художнику удавалось раскрывать как достоинства, так и недостатки подобной жизни.
Одним из самых известных художников стал Федотов. «Сватовство майора» – картина, которая, пожалуй, и принесла ему популярность и признание. Написана она была в 1848 году. Благодаря этой картине художнику было присвоено звание академика. Это было неудивительно, ведь автору удалось изобразить множество характеров на одном полотне.
Сюжет картины
Картина «Сватовство майора» показывает зрителю заключительные этапы подготовки купеческой семьи к визиту жениха. Сцена, которая разворачивается на полотне, повествует, как обнищавший майор знатного рода сватает наследницу богатого, но нетитулованного купца.
Описание картины «Сватовство майора» было разъяснено самим художником, даже выпущено в стихотворной форме. Известно, что Федотов делал наброски продолжения картины, где молодожены приезжают в отцовский дом. По неизвестной причине картина так и осталась незавершенной.
Невеста
В центре полотна – молодая девушка в пышном, невесомом платье белого цвета, которая пытается убежать из комнаты. Очевидно, это и есть невеста, которую засватал майор. Убежать девушке так и не удается, так как мать останавливает ее и вынуждает остаться.
Автор растолковывал намерение невесты скрыться перед приходом суженого ее наигранной скромностью, потому что по ее внешнему виду видно, что она долго готовилась к этой встрече и желает быть увиденной и осыпанной комплиментами.
Понятно, что девушку воспитывали, учили и наряжали таким образом, чтобы вступить в будущем в брак, который принесет выгоду семье. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае? Вопрос спорный. С одной стороны, она выступает как вещь в данной сделке, с другой, сложившаяся ситуация открывает ей большие перспективы в жизни.
Купчиха
Рядом с девушкой стоит ее мать, которая, собственно, и удерживает ее от псевдо-побега. Что можно сказать про этого персонажа? На ее лице читаются властность и расчетливость. Такая женщина своего никогда не упустит, она поступает и заставляет поступать остальных с максимальной выгодой для семьи. Возможно, именно она является настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово.
Мать семейства расценивает замужество дочери скорее как удачную сделку, нежели как любовный порыв.
Купец
Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Он занял позицию несколько позади своей жены, в тени, так как пытается застегнуть чересчур нарядное, и, видимо, не совсем удобное одеяние.
Выглядит он старше купчихи и является обладателем вполне добродушного и миролюбивого выражения лица. У него седые волосы и довольно внушительная борода такого же цвета. Купец явно подготовился к встрече будущего зятя.
Рядом с купцом стоит сваха. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая в красивое и нарядное платье красного цвета. Она выглядит весьма активной женщиной и указывает рукой на дверь, где стоит майор – будущий жених.
Майор
Майор выглядит так, как типичный Казанова. У него горделивая осанка, напыщенный вид. Он задумчиво глядит куда-то, автоматически покручивая свой ус.
По всему его облику видно, что майор уже подсчитывает в уме все выгоды, которые он заполучит в результате столь удачной женитьбы. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенных чувствах, тем более о любви, речь не идет.
Для всех участников происходящие события – всего лишь негласный договор, выгодная сделка.
Майор получит полагающиеся ему деньги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Такая процедура была обычным явлением в народной жизни того времени. Она-то и была столь успешно высмеяна Федотовым и показана как нечто надуманно важное и неразумное.
Остальные персонажи
Знаменитая картина «Сватовство майора» выглядела бы неполноценной без дополнительных персонажей. Так, в противоположном углу обосновались глухая старушка-приживалка, которая расспрашивает у помощника купца о происходящих событиях, и повариха, хлопотавшая у обеденного стола. Без этих, казалось бы, второстепенных героев картина потеряла бы весь смысл и выглядела бы неполной.
Троица дополняет сюжет в купеческом доме, да и еще при таком важном событии обязательно должны были присутствовать приближенные и прислуга, как и другие домочадцы.
Вся картина «Сватовство майора» пронизана легким, но незлобным сарказмом и иронией. Примечательно, что сам художник вполне положительно относится к своим персонажам, как и к реальным людям, оказавшимся в такой же ситуации. Они не виноваты в повсеместном падении морали российского общества и законах, действующих в народе, где материальные ценности превозносятся над человеческой свободой.
Ведь так, если подумать, никто из них не совершает ничего аморального. Как можно винить купца за то, что он не родился в знатной семье, а сейчас за счет майора хочет подняться по социальной лестнице? Невеста выходит замуж не по любви, но по расчету. Но за такую жертву она и ее будущие дети станут дворянами.
Что касается самого майора, то тут и придраться не к чему. Женитьба из-за денег была повседневным явлением в то время, которое никого не удивляло. И все получали то, что хотели, становились счастливыми.
Поэтому и смеяться над ними со злобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно.
Как создавалась картина
История картины «Сватовство майора» тоже интересная. Павел Андреевич Федотов в поисках подходящего помещения обошел не один десяток купеческих домов, но ничего подходящего так и не обнаружил.
А вот идеальное место он углядел в одном из трактиров. Что касается колоритных персонажей, то и тут художник потратил несколько недель на их поиск. Майор, например, был срисован с одного знакомого художника.
Жанр картины «Сватовство майора» можно отнести к иронической комедии. Автору удалось передать настрой и характер каждого из героев, высмеять общепринятые традиции тогдашнего общества.
Можно сказать, что всю иронию и несовершенство нравов той эпохи как раз и сумел передать Федотов. «Сватовство майора» – картина, получившая высокую оценку критиков, она была положительно встречена современниками. Про нее писали в газетах. И отныне указывали на браки по расчету как на какое-то позорное явление своего времени.
В настоящий момент картина «Сватовство майора» находится в Третьяковской галерее, где ее и можно лицезреть.
Источник: https://www.syl.ru/article/292987/kartina-svatovstvo-mayora-pavla-fedotova-opisanie-istoriya-janr
Загадка гения: "Последняя жертва" А.Островского и "Сватовство майора" П.Федотова
Ирина. Скажите пожалуйста! Человек, ничего не имеющий, требует какой-то бешеной, африканской страсти. Да после этого всякий приказчик, всякий ничтожный человек… Нет, уж это извините-с. Только люди с большим состоянием могут позволять себе такие фантазии, а у вас ничего нет, и я вас презираю.
Флор Федулыч Прибытков, очень богатый купец, румяный старик, лет 60, гладко выбрит, тщательно причёсан и одет очень чисто.Юлия Павловна Тугина, молодая вдова.
Не так давно читала в сети пепепост статьи о картине Павла Федотова «Сватовство майора» — хороший пример того, насколько непонятны нам приметы того времени, того быта и тех нравов:
Картина «Сватовство майора» («Поправка обстоятельств, или Женитьба майора») существует в двух вариантах, написанных в 1848 и 1851 годах. Первый вариант, прославивший художника более известен широкой публике.
Увы, журнал «Вокруг света» редко печатает статьи о живописи и художниках, но те материалы, которые публикуются, всегда очень интересны и познавательны. В июле прошлого года в журнале появилась статья Павла Синичкина «Майор на фейсконтроле», посвященная известной картине Павла Андреевича Федотова (1815-1852) «Сватовство майора».
Автор статьи пишет, что на первом показе картины публика смеялась от души. Вместе с ведущим научным сотрудником Института искусствознания, искусствоведом Раисой Кирсановой, Павел Синичкин объясняет «шутки» живописца, из-за которых картину принято считать «сатирой на общество», а не отображением драматической истории в среде мещанства XIX века.С радостью цитирую статью, предварительно поместив еще раз иллюстрацию с «подсказками».
Павел Федотов (1815-1852). Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме). Около 1851. Холст, масло. 56 х 76. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург / Pavel Fedotov. The Major Makes a Proposal (Inspecting a Bride in a Merchant's House). Oil on canvas. Height: 560 mm. Width: 760 mm. State Russian Museum. Source+zoom
Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Сватовство майора. 1848. Холст, масло, 58,3 х 75,4. Государственная Третьяковская галерея / Pavel Fedotov. Matchmaking of the major. 1848. The State Tretyakov Gallery. Source+zoom
Павел Андреевич Федотов (1815-1852) Сватовство майора. 1848 г. Третьяковская галерея
(Посмотреть в очень большом разрешении в Википедии)
1. НАКРЫТЫЙ СТОЛ.Художник изобразил на столе только постную закуску: селедку, семгу и «мешочную» (слабосоленую) икру. Скорее всего, дело происходит в среду или пятницу — постные дни.2. СВЕТИЛЬНИКИ.На картине можно увидеть люстру, две жирандоли и бра. Все они потушены, значит, действие происходит в середине дня.3 МАЙОР.Женитьбой тот решил поправить свое материальное положение. По мнению искусствоведа Ольги Киреевой, скорее всего, герой картины не потомственный дворянин, а получил дворянское звание по выслуге вместе с эполетами майора. Майор явно не знаком с правилами дворянского этикета — он явился без положенных букетов для невесты и ее матери.4. СВАХА.На ней простонародная душегрея, то есть она из простых. Это еще одно указание на то, что майор не потомственный дворянин, в противном случае он прибег бы к услугам свахи-дворянки.5. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА.Комизм ситуации, говорит ведущий научный сотрудник Института искусствознания, искусствовед Раиса Кирсанова, заключается в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку.6. ПЛАТОК.Неуместная деталь женского гардероба. По словам Раисы Кирсановой, к бальному платью полагался не платочек, а веер: купцы плохо разбирались в дворянском этикете.7. СЮРТУК.Купец впопыхах застегивает сюртук: нараспашку принимать неучтиво. С непривычки он запутался — европейские сюртуки застегивались на левую сторону, а купцы носили правосторонние армяки.8. КУПЧИХА одета в дворянское платье, но на голове у нее тоже простонародный платок вместо полагающегося чепца. Она удерживает дочь за платье.9. КОМНАТА.Создается впечатление, говорит Ольга Киреева, что «хозяева недавно переехали в этот дом. Гостя должны принимать в гостиной или столовой, но на картине изображена обычная проходная комната, не предназначенная для парадных приемов. Об этом говорят висящие образа (в гостиной и столовой их не вешали), отсутствуют сервант, буфет, диван и кресла».10. КУЛЕБЯКА.Кухарка вносит кулебяку — продолговатый пирог с начинкой из рыбы, капусты или каши. В отличие от кулебяки пироги с мясом имели обычно круглую или квадратную форму.11. СКАТЕРТЬ.По словам Раисы Кирсановой, «подобные скатерти из цветного льна с цветочным орнаментом употреблялись только в гостиных или кабинетах. Их стелили на книжные столы, столики для журналов. В качестве столового белья употреблялись белые камчатые полотна».12. СИДЕЛЕЦ несет вино.Сиделец — это приказчик, замещающий купца в лавке, пока хозяин пьет чай в трактире.13. ПРИЖИВАЛКА — неотъемлемый персонаж в купеческих домах.Она не может понять, в чем причина суеты, и пытается все выведать у сидельца, который посвящен в хозяйские дела, как пояснял Федотов в журнале «Москвитянин».14. КАРТИНЫ.Как люди глубоко религиозные, купцы часто вешали портреты церковных иерархов и виды мест семейных паломничеств. В данном случае это портрет митрополита московского Филарета и изображение Николо-Угрешской обители. Кроме того, купцы были патриотичны и любили покупать на ярмарках лубочные портреты героев войны 1812 года. На картине Федотова мы видим портреты — слева генерала Якова Кульнева, а справа фельдмаршала Михаила Кутузова и генерала Василия Иловайского.
- Источник
Как пояснение к «Сватовству майора» Федотовым написано стихотворное произведение «Рацея». (Рацея – длинное витиеватое рассуждение или сочинение назидательного характера.)
Рацея(Объяснение картины «Сватовство майора»)Честные господа,Пожалуйте сюда!Милости просим,Денег не спросим:Даром смотри,Только хорошенько очки протри.Начинается,ПочинаетсяО том, как люди на свете живут,Как иные на чужой счет жуют.Сами работать ленятся,Так на богатых женятся.
Вот извольте-ко посмотреть:Вот купецкий дом, –Всего вдоволь в нем,Только толку нет ни в чем:Одно пахнет деревней,А другое харчевней.Тут зато один толк,Что всё взято не в долг,Как у вас иногда,Честные господа!А вот извольте посмотреть:Вот сам хозяин-купец,Денег полон ларец;Есть что пить и что есть…
Уж чего ж бы еще? Да взманила, вишь, честь»Не хочу, вишь, зятька с бородою!И своя борода –Мне лихая беда.На улице всякий толкает,А чуть-чуть под хмельком,Да пойди-ка пешком вечерком,Глядь! – очутишься в будке,Прометешь потом улицу сутки.А в густых-то будь зять –Не посмеют нас взять…Мне, по крайности, дай хоть майора,Без того никому не отдам свою дочь!..
«А жених – тут как тут, и по чину – точь-в-точь.А вот извольте посмотреть,Как жениха ждут,Кулебяку несутИ заморские вина первейших сортовК столу подают.А вот и самое панское,Сиречь шампанское,На подносе на стуле стоит.А вот извольте посмотреть,Как в параде весь дом:Всё с иголочки в нем;Только хозяйка купцаНе нашла, знать, по головке чепца.По-старинному – в сизом платочке.
Остальной же нарядУ француженки взятЛишь вечор для самой и для дочки.Дочка в жизнь в первый раз,Как боярышня у нас,Ни простуды не боясь,Ни мужчин не страшась,Плечи выставила напоказ. –Шейка чиста,Да без креста.
Вот извольте посмотреть,Как в левом углу старуха,Тугая на ухо,Хозяйкина сватья, беззубый рот,К сидельцу пристает:Для чего, дескать, столько бутылок несет,В доме ей до всего!Ей скажи: отчего,Для чего, кто идет, –Любопытный народ!А вот извольте посмотреть,Как, справа, отставная деревенская пряха,Панкратьевна-сваха,Бессовестная привираха,В парчовом шугае, толстая складом,Пришла с докладом:Жених, мол, изволил пожаловать.И вот извольте посмотреть,Как хозяин-купец,Невестин отец,Не сладит с сюртуком,Он знаком больше с армяком;Как он бьется, пыхтит,Застегнуться спешит:Нараспашку принять – неучтиво.А извольте посмотреть,Как наша невестаНе найдет сдуру места:»Мужчина чужой!Ой, срам-то какой!Никогда с ними я не бывала,Коль и придут, бывало, –Мать тотчас на ушко:»Тебе, девушке, здесь не пристало!»Век в светличке своей я высокойПрожила, проспала одинокой;Кружева лишь плела к полотенцам,И все в доме меня чтут младенцем!Гость замолвит, чай, речь…Ай, ай, ай! – стыд какой!..А тут нечем скрыть плеч:Шарф сквозистый такой –Всё насквозь, на виду!..Нет, в светлицу уйду!»И вот извольте посмотреть,Как наша пташка сбирается улететь;А умная матьЗа платье ее хвать!И вот извольте посмотреть,Как в другой горницеГрозит ястреб горлице, –Как майор толстый, бравый,Карман дырявый,Крутит свой ус:»Я, дескать, до денежек доберусь!»Теперь извольте посмотреть:Разные висят по стенам картины.Начинаем с середины:На средине виситВысокопреосвященный митрополит;Хозяин христианскую в нем добродетель чтит.Налево – Угрешская обительИ во облацех над нею – святитель…Православные, извольте перекреститься,А немцы,Иноземцы,На нашу святыню не глумиться;Не то – русский народСилой рот вам зажмет.И вот извольте посмотреть:По сторонам митрополита – двоеНаши знаменитые герои:Один – батюшка Кутузов,Что первый открыл пятки у французов,А Европа сначалаИх не замечала.ДругойГерой –Кульнев, которому в славу и честьДаже у немцев крест железный есть.И вот извольте посмотреть:Там же, на правой стороне, –Елавайский на коне,Казацкий хлопчикФранцузов топчет.А на правой стене хозяйский портретВ золоченую раму вдет;Хоть не его рожа,Да книжка похожа:Значит – грамотный!И вот извольте посмотреть:Внизу картины,Около середины,Сидит сибирская кошка.У нее бы не худо немножкоДеревенским барышням поучитьсяПочаще мыться:Кошка рыльце умывает,Гостя в дом зазывает.
А что, господа, чай устали глаза?А вот, налево, – святые образа…Извольте перекреститьсяДа по домам расходиться.1849 г.
Источник
Искусствоведческий анализ картины можно еще почитать здесь и здесь.
На картине «Сватовство майора» Павла Федотова есть такая деталь:На столе лежит большая просфора и священная книга: Библия или Псалтырь, заложенная георгиевской лентой. А рядом, прямо на просфору, бежит таракан.
Возможно, закладка вложена между страницами, с которых надо будет прочесть текст при столь радостном событии. Рядом – бутылка шампанского и четыре бокала: для родителей невесты, свахи и жениха.
Не знаю описывал ли кто-либо из искусствоведов значение этой детали-закладки – мне не встречалось, но однозначно, что все мелочи в картинах Федотова важны. И таракан тоже.На подлиннике край картины выглядит так:
Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Сватовство майора. Фрагмент. 1848. Холст, масло, 58,3 х 75,4. Государственная Третьяковская галерея. Здесь и далее – изображение кликабельно, откроется в том же окне: можно рассмотреть тараканаК визиту жениха-дворянина купцы выставили напоказ всё самое лучшее и ценное в доме, в том числе, видимо, и ленту. Дочери предстоит через этот брак повысить свой статус – стать дворянкой, и дети ее будут дворянами. Шутка ли – ответственный момент!Откуда в купеческом доме георгиевская лента? Почему она выполняет роль закладки? Что этим говорит нам художник?Лента была в свободной продаже? Кто знает ответ – напишите, пожалуйста.Хозяин-купец причастен к производству или поставкам георгиевской ленты?Или к награде? Очень сомнительно, так как лица, не состоявшие на государственной службе, само собой, не имели права получить награду, учрежденную исключительно для поощрения чинов армии.Но все-таки, а вдруг? Тогда лента здесь – принадлежность солдатского Георгия – Знака отличия Военного ордена.
Из Манифеста 1807 года Императора Александра I об учреждении «Особенного знака отличия Военного ордена»:
«Сей знак отличия имеет причислен быть к Военному ордену Св. Великомученика и Победоносца Георгия и оный именоваться будет знаком отличия Военного ордена.Сей знак отличия приобретается только в поле сражения, при обороне крепостей и на водах. Он дается тем из нижних воинских чинов, кои в сухопутных и морских войсках Наших, действительно служа, отличатся противу неприятеля отменною храбростию.»Знак отличия Военного ордена являлся высшей наградой для солдат и унтер-офицеров. Георгиевским крестом он стал официально называться только в 1913 году.
Знак отличия Военного ордена полагалось носить на ленте тех же цветов, что и аристократический орден Святого Георгия. Крест должен был носиться его обладателем всегда и при всех обстоятельствах. А тут лента в книге, пусть и священной.
Случалось, что во время Отечественной войны солдатским Георгием награждали командиров партизанских отрядов из числа купцов, крестьян и мещан. Но награждения лиц, не имевших чина и права получить армейскую награду, были очень редки. Возможно, лента тут служит указанием на доблестное участие члена семейства – отца или деда ополченцем/партизаном в войне с Наполеоном (?).
Люди свободных состояний в 1812 году могли добровольно поступить на службу в ополчение, или внести свою долю пожертвований, либо совершить тот и другой патриотические шаги.Известно, что на фронте бывали случаи, когда не хватало наград, и отличившимся бойцам раздавали только ленты, чтобы потом награжденные могли получить по ним кресты.
При Николае I (1825-1856), чье царствование ближе ко времени написания картины, нижних чинов русской армии стали чаще награждать Георгиевским знаком, но вряд ли это имеет какое-либо отношение к купеческой семье, встречающей майора.Георгиевская лента также была элементом Георгиевских знамен, под навершием которых она повязывалась.
Этот факт от купеческого дома совсем далек, если только купец не производитель ленты.Учитывая, что в доме картины на стенах про Отечественную войну, то и лента, скорее, про нее или про купеческие поставки для нужд армии.
С 1845 года потомственное дворянство давалось, в числе прочего, за выслугу чина майора и за награждение орденом Святого Георгия.
Возможно, георгиевская лента намекает на это – выступает символом «социального лифта», так как является принадлежностью как ордена для благородного сословия, так и креста для низших чинов.
![]() |
![]() |
Быть может, закладка в виде георгиевской ленты выполняет примерно ту же роль, что подтяжки в картине «Свежий кавалер».Чиновник получил первую в своей жизни награду – Орден Святого Станислава IV степени. Этот орден – самый младший по старшинству в иерархии государственных наград Российской империи.
Источник: https://aazz-z.livejournal.com/172673.html
«Сватовство майора» Федотова — История одного шедевра
Сюжет
В купеческий дом, где есть девица на выданье, сваха привела майора. Невеста жеманничает, изображая нежелание знакомиться с женихом. Однако то, как разряжены и она, и ее мать, говорит о серьезной подготовке к этой встрече. Майор же удалецки поправляет усы, всем своим видом показывая деловой настрой на «сделку». Кошка намывает гостей. Прислуга сплетничает, обсуждая жениха.
Купеческая семья, желающая породниться с дворянином, очевидно, имеет претензию на вкус, однако выходит нескладно: сюртук на хозяине дома сидит мешком, на голове купчихи — крестьянский платок, девица манерам не обучена, да и бальное платье, сшитое из кисеи, скорее подошло бы для званого ужина, чем для сватовства. К тому же, это наряд вечерний, а действие, судя по потушенным лампам, происходит днем.
Федотов изобразил типичную для своего времени ситуацию
Сцена разыгрывается в передней, что не соответствует этикету. Скатерть не годится для приема пищи — она уместнее смотрелась бы в кабинете или будуаре. Накрытый стол слишком мал для такого количества закусок, да еще и постных. Шампанское изящно подать не умеют — бутылка и бокалы стоят на стуле.
«Свежий кавалер», 1846
Федотов скрупулезно выписывал детали. А для стола даже собрал «моделей», несмотря на стесненность в средствах. Однажды друг застал Федотова за столом с бокалом шампанского в руке.
— Что за роскошество! — удивился он, зная, как беден художник. — Уничтожаю натурщиков, — объяснил Федотов.
Интересно, что и сам жених не особенно знаком с этикетом. Например, он явился без букетов для невесты и будущей тещи. По всей видимости, дворянство он получил вместе с эполетами по выслуге лет, а потому уровень его культуры близок к купеческому.
На выставке Федотов декламировал свои стихи о сюжете картины
Контекст
И нам, и современникам Федотова было очевидно, что брак этот не по любви, а по взаимовыгодному расчету: майору нужны деньги, купеческой семье — статус. Подобные браки случались тогда повсеместно.
Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Кроме одного.
Есть легенда, что однажды к Федотову приехал отставной майор, который почти со слезами на глазах благодарил художника за то, как он правдиво передал его собственную жизненную историю. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.
«Разборчивая невеста», 1847
После выставки 1849 году Федотов проснулся звездой. Его сатиру сравнивали с гоголевской и островской. Сам же художник был рад, очень рад. Время от времени он приезжал на выставку и нараспев читал свою «Рацею» — объяснение картины в стихах.
- Например:
- Начинается, Починается О том, как люди на свете живут, Как иные на чужой счет жуют. Сами работать ленятся,
- Так на богатых женятся.
- Или вот еще:
А вот извольте посмотреть, Как в параде весь дом: Всё с иголочки в нем; Только хозяйка купца Не нашла, знать, по головке чепца. По-старинному — в сизом платочке. Остальной же наряд У француженки взят Лишь вечор для самой и для дочки. Дочка в жизнь в первый раз, Как боярышня у нас, Ни простуды не боясь, Ни мужчин не страшась, Плечи выставила напоказ. — Шейка чиста,
Да без креста.
И так далее обо всех персонажах. Здесь зрители аплодировали.
Судьба художника
Сын военного, Федотов и сам начинал на том же поприще. И не он был первый, кого Петербург довел до богемной жизни. Павел начал посещать занятия живописью, рисовать полковых коней, портреты великого князя Михаила Павловича, батальные сценки.
За «Сватовство майора» Федотова сравнивали с Гоголем и Островским
Несколько его рисунков показали великому князю, а тот, в свою очередь, — своему августейшему брату.
В результате появилось повеление «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц».
Федотов решил воспользоваться шансом и вышел в отставку. Началась суровая жизнь свободного художника. Денег не хватало, приходилось Павлу Андреевичу и его семье туго.
Павел Федотов
Однажды баснописец Иван Крылов увидел комические бытовые зарисовки Федотова. Он так развеселился, что начал решительно отговаривать Павла Андреевича от батализма и склонять работать в жанре критического реализма.
Так появились картины «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». На них обратил внимание всемогущий в то время Карл Брюллов. Он подсказал начинающему живописцу сюжет «Сватовства майора».
На какое-то время Федотов забыл о денежных трудностях. Но не надолго.
На новоявленного обличителя обратила пристальное внимание цензура. Несколько изданий с иллюстрациями Федотова было запрещено к печати. Положение художника становилось патовым. От перенапряжения физических и духовных сил он сошел с ума. В клинике, куда Федотова поместили друзья, врачи не смогли ему помочь, и вскоре художник скончался.
Источник: https://diletant.media/articles/35596610/
Картина Федотова Сватовство майора. 1848 г
В середине 19 века, когда публика пресытилась воспеванием красоты и благородства, на горизонте отечественной культуры появился художник Федотов Павел Андреевич. Его порой миниатюрные полотна были далеки от классики, а герои – от идеалов. Излюбленным сюжетом художника стала обыденная жизнь русских людей со своими недостатками и достоинствами.
Ярчайшим образцом творчества стала картина Федотова «Сватовство майора», созданная в 1848 году. Именно благодаря этой произведению ему было назначено почетное звание академика.
Но этого стоило ожидать, на одном полотне художнику удалось показать столько различных колоритных характеров! В основе сценария картины заурядный брак по расчету между дочерью зажиточного купца и разорившегося майора-дворянина.
В то времечко подобные сделки были обычным делом: одни стремились заполучить деньги, а другие – звания в обществе, да и просто семье необходимо было выжить, банкротство было неминуемым крахом.
На полотне отражен интересный сюжет, предшествующий сватовству, в котором происходят последние моменты подготовки купеческой семьи к встрече жениха. Сразу же заметным центром композиции, является милая девушка в нарядном, шитым из шелка, кажущемся воздушным, платье.
Наверняка, это и есть невеста, которую сватают майору. Она пытается убежать перед приходом своего жениха, но мать вынуждает ее остаться в комнате.
Практически сразу к выходу картины в свет художником были написаны стихотворные строки, озвучивающие «Сватовство майора», благодаря которым более подробно можно понять эту наигранную роль каждого из этих наших героев полотна.
Так, намерение невесты убежать в другую комнату при появлении сватов, истолковывается автором как напускная скромность девушки, жеманность ее характера, ведь по ее наряду понятно, что к приезду и встрече жениха она подготовлена наилучшим образом. В лице ее маменьки, удерживающей дочь от побега в соседнюю комнату, видны типичные черты купчихи – властность и расчетливость.
Скорее всего, ее слово в семье и является главным в решении любого вопроса. Рядом с ней мы видим и самого купца – добродушного мужичка с окладистой бородой, который пытается застегнуть нарядную и не совсем привычную для него одежду, готовясь к появлению долгожданного гостя.
Чего только не сделаешь ради очередной удачной сделки! Сваха, стоящая рядом с отцом, указывает руками на дверь, где мы и видим пресловутого казанову жениха-майора, покручивающего свой ус. Судя по хитрому прищуру и довольному выражению его лица, он уже подсчитывает все выгоды своей будущей женитьбы. Естественно, что о каких-либо чувствах речь здесь и не идет. Ему нужно деньги, которые он и получит у своего тестя-купца. Подобная свадьба-сделка стала нормой для российского общества, это-то и высмеивает Федотов, изобразившей на своей полотне типичных представителей современной жизни.
Завершают череду колоритных образов глуховатая старуха-приживалка, расспрашивающая у помощника купца о происходящем, и кухарка, держащая поднос с пирогом. Все эти люди – неприемлемые атрибуты того общества, дополняющие образ купеческого дома, без них картина утратила бы свою колоритность. Несмотря на иронию и легкий сарказм, которые заложил автор в свое творение, нельзя не отметить общую теплую атмосферу, присущее ему. Федотов высмеивал в своих работах не конкретные случаи невежества и расчетливости людей, а черты российского общества в целом. Своих же персонажей, по отзывам близких людей художника, он любил. Ведь они не виновны в падении нравов современности. Разве можно упрекнуть купца в том, что он таким макаром решает свои проблемы, желая подняться по социальной лестнице? А невесту – в неискренности чувств, если будущий брак сулит ей дворянство? В сватовстве майора, жениха-щеголя упрекнуть не в чем: жениться ради денег в то время было скажем в порядке вещей, это было модно, разве можно думать о какой-то там любви, пребывая без гроша в кармане? Вот и получается, что все герои картины просто заложники ситуации, поэтому и смеяться над ними можно без особой злобы и укоризны, а лишь со снисходительно-добродушной иронией.
История создания полотна по-своему примечательна. Павел Андреевич перед написанием картины долго не мог найти подходящее помещение, обойдя для этой цели несколько десятков купеческих домов, искомое сходство он случайно нашел в одном из российских трактиров. Поиски персонажей также заняли не одну неделю, прототипом майора стал один из знакомых художника.
Каждый штрих, каждая черточка героев, насыщены жизнью, настолько точно художнику удалось изобразить происходящее, что даже на мгновение нельзя засомневаться в подлинности и реалистичности происходящего.
Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они? Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином? Подобных вопросов возникает множество.
Известно, что Федотов даже делал наброски продолжения картины, в которых молодая семья приезжает в родительский дом невесты, но завершать эту работу художник почему-то не стал.
В данный момент картина Федотова «Сватовство майора» хранится в Третьяковской галерее.
Источник: https://www.art-portrets.ru/artists/kartina-fedotova-svatovstvo-mayora.html
Художник, написавший "Сватовство майора", умер в нищете и безвестности
Осенью 1849 года, вскоре после того, как в залах Императорской Академии художеств открылась очередная трехлетняя выставка картин, отставной капитан лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов проснулся знаменитым.
Его небольшое по размерам полотно «Сватовство майора» стало сенсацией. Чопорные петербуржцы пребывали в ажитации.
К картине было не протолкнуться: восторженные посетители академической выставки прекрасно осознавали, что присутствуют при рождении русской жанровой живописи.
Время от времени на выставке появлялся автор картины и нараспев читал свою «Рацею» — объяснение картины в стихах. (Рацея — длинное витиеватое рассуждение или сочинение назидательного характера.) Очевидец так вспоминает об этом: «…
Федотов взял меня под руку и повел к своей картине; но добраться к ней было нелегко. П. А.
громким голосом обратился к публике и сказал: «Господа, позвольте пройти автору!» Публика расступилась, он подошел со мною к картине и, обращаясь к зрителям, начал, улыбаясь, объяснять ее, выкрикивая слова, как раешник: «Честные господа…» Публика была довольна, слушала и заливалась от хохота…»1
СЮЖЕТ
Художник запечатлел узнаваемую житейскую ситуацию: немолодой штаб-офицер, решивший посвататься к купеческой дочке, впервые появляется в доме будущей невесты.
Первые зрители, завсегдатаи изысканного столичного общества, прекрасно осознавали: федотовский Майор явно не потомственный дворянин, поскольку правила дворянского этикета ему неведомы.
Прийти с визитом без обязательных букетов для невесты и ее матери!
Да, перед нами самый настоящий бурбон — офицер, выслужившийся из нижних чинов.
Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик — подпоручик — поручик — штабс-капитан — капитан — майор), дослужиться и до «густых» штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Мы можем это предположить с большой долей уверенности, потому что Андрей Илларионович Федотов, отец художника, тоже был бурбоном.
В 1819 году, через четыре года после рождения сына Павла, он получил дворянство по «заслуженным воинским чинам»: как старый суворовский солдат, получивший чин поручика при отставке. «Отец мой был воином екатерининских времен, который редко говорил о своих походах, но видел многое на своем веку.
Рассказов его нельзя было слушать без особенного чувства: так отдаленно казалось время, к которому они относились, так изумительны оказывались лица и герои, им упоминаемые. Женат он был два раза: в первый — на пленной турчанке, во второй — на моей матери.
Большое наше семейство помещалось в небольшом домике, и жили мы очень бедно, но пока отец мог служить, нужды особенной мы не испытывали. Старик был очень строг по службе, и часто, когда он возвращался домой из должности, за ним шел сторож с одной, а иногда с двумя парами сапог в руках.
Сапоги эти, перевязанные бечевкой, кажется с печатью около узла, принадлежали нерадивым или нетрезвым писцам; снятые за наказание, они оставались в нашей квартире до утра и потом уже возвращались провинившимся.
Честностью он обладал безмерною; но она, как у многих честных стариков, перенесших немало в жизни, облечена была в формы суровые, жестокие и угловатые»2.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Какова же, как принято сейчас говорить, мотивация у действующих лиц федотовского полотна?
В Амстердаме открылась выставка Эрмитажа об Александре I и Наполеоне
Исправный, хотя и не очень образованный служака, решивший конвертировать свое штаб-офицерское достоинство в выгодный брак…
Сколько зуботычин, розог, палок довелось ему вынести, прежде чем стать офицером! Сколько фронтовых дорог истоптать: во времена Николая I Российская империя постоянно воевала — с Персией, Турцией, польскими мятежниками, непокорными горцами…
Майор выслужил своим будущим детям потомственное дворянство, но никак не богатое наследство. Армейский майор — это, как правило, командир батальона. Извлечение же безгрешных доходов становилось возможным лишь с должности полкового командира.
У персонажа картины нет никаких шансов подняться на эту ключевую ступень служебной иерархии: ни образования, ни кругозора, ни влиятельных покровителей, да и возраст… Самое время задуматься о грядущей старости и обзавестись семьей.
Все не столь однозначно с Купцом. Перед нами религиозный, явно смышленый и оборотистый русский человек, сумевший разбогатеть благодаря своей деловой хватке.
Но живет он в сословном обществе, где даже деньги не защищают от произвола полиции, — вне каких-либо социальных гарантий, без страховки от поборов и даже побоев. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить.
К тому же, отдавая Дочь за Майора, Купец по существу покупает для будущих внуков дворянскую грамоту. Им предстоит родиться благородными; они избегут рекрутской повинности, никто не забреет им лоб…
Дочь — существо страдательное. Ее судьбу решают без нее и за нее. Юную девушку могли отдать замуж за купца-толстосума, а решили — за немолодого штаб-офицера. Уж никак не героя ее девичьих грез.
Желая заполучить перспективного зятя, Купец пошел на беспрецедентные расходы: у модистки-француженки куплены дорогущие платья для Жены и Дочери. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними.
Платье Купчихи требовало чепца, а не простонародного платочка, а бальное платье Дочери не соответствовало ни месту, ни времени.
Комизм ситуации, как точно отмечает известный специалист по истории костюма доктор искусствоведения Раиса Мардуховна Кирсанова, в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день.
Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня»3.
Впрочем, не надо быть экспертами, чтобы предположить: и Купец, и Майор одинаково плохо разбирались в подобных нюансах.
ИСПОЛНИТЕЛЬ
«Сватовство майора» — типично российская история. Государственное устройство империи было на редкость негуманным. Офицер, всю жизнь верой и правдой прослуживший царю и Отечеству, не был гарантирован от нищеты при выходе в отставку. Если, конечно, не злоупотреблял должностью…
В Третьяковской галерее показали «двойные картины» Николая Касаткина
Вспомним «Севастопольские рассказы» Толстого. Прибывший к первому месту службы артиллерийский прапорщик Володя Козельцов обескуражен, узнав, что командир батареи кладет себе в карман разницу между реальной и номинальной ценой на овес для артиллерийских лошадей.
(Разница между этими ценами была весьма ощутимой, «экономия» составляла более 30% и ежегодно приносила командиру 500 рублей в мирное время и 7-8 тысяч — во время войны. Никто не считал это грехом, поэтому и доходы подобного рода называли безгрешными.). Володя Козельцов столкнулся с изнанкой воинской службы защитников осажденного Севастополя.
Каждый из офицеров, получавших не более двух-трех сотен рублей в год, мечтал о дне, когда сам станет командовать батареей, и только юный прапорщик поспешно заявил: «я это считаю неблагородно».
И тогда пожилой капитан, прослуживший два десятка лет «в нужде постоянной», наставительно заметил Володе: нет никакого греха в том, что офицеру дают возможность «за его службу кусок хлеба под старость нажить». Прапорщику «ужасно стало совестно и стыдно за то, что он так необдуманно сказал»4.
Федотов был знаком с окопной правдой не понаслышке. Пока его отец находился на государственной службе, оклада хватало на очень скромную, но вполне достойную жизнь.
А вот после его выхода в отставку семья в одночасье оказалась за порогом бедности. Павел Андреевич, сам едва сводивший концы с концами, был вынужден помогать отцу.
Живейшее беспокойство за судьбу старика сильно способствовало развитию у Павла Андреевича психического заболевания…
«Жребий поистине неумолимый преследовал и этого человека и не сулил ему ни душевного спокойствия, ни обеспеченности, ни даже более достойной смерти: он умер забытый своими друзьями и недавними почитателями, одинокий, в сумасшедшем доме, на руках своего денщика, единственного человека, бывшего при нем во все время его мучительной болезни. Лишь после его смерти общество поняло всю серьезность его заслуг, тогда как при жизни на него смотрели только как на человека, способного развеселить и рассмешить»5.
Эту «Рацею» — объяснение картины в стихах — Павел Федотов декламировал на выставках. (наведите курсор на картину, чтобы прочесть стихотворные пояснения Федотова)
«Третьяковская галерея». Павел Федотов (1815-1852). Сватовство майора. 1848.
- _____________________
- Четыре неподтвержденных факта из жизни Федотова
- 1
Однажды лейб-гвардии Финляндский полк, в котором служил обер-офицером Павел Федотов, стоял в глухом финском городишке. Обычно денщик подавал на ужин постные щи или кашу, но с некоторого времени вдруг расщедрился — стал угощать своего барина то курицей, то бутылкой вина.
— Откуда такая роскошь? — спросил Федотов.
— Вы, ваше благородие, иногда петь изволите так благозвучно. И на гитаре играете. А народ здешний — темный, охочий до развлечений. Слушают вас, нравится им. Ну а те, кто хочет слушать поближе — под самым вашим окном, — дают мне немного «на чай»!
2
Вскоре после выставки картины «Сватовство майора» к художнику пожаловал отставной седовласый майор.
— Батюшка! — вскричал почтенный вояка. — Только что видел вашу картину! Понять не могу, как это вам удалось так правдиво все отобразить. Ведь это я, чтобы поправить свои обстоятельства, женился на купеческой дочке. И теперь очень счастлив. А вы наше счастье так замечательно нарисовали! Спасибо!
Далее в комнату к остолбеневшему живописцу внесли корзину, устланную бархатом, с шампанским и дорогими закусками. Павел Федотов не стал объяснять обличительного смысла своего произведения, а только сказал:
— Весьма рад за вас, майор! Прошу к столу!
3
Стать «Женихом» для своей самой знаменитой картины живописец предложил старому товарищу по полку. «Невеста-купчиха» тоже была быстро найдена.
Оставался «батюшка-купец», которого Павел Федотов все никак не мог себе вообразить. Ему хотелось купца московского, с «бородой, завещанной от предков», а не петербургского, по-европейски лощеного.
И однажды он встретил необходимую персону, прогуливающуюся по Аничкову мосту.
Художник проводил его до дома, потом нашел случай познакомиться. Для закрепления отношений Федотову и позволено было сделать портрет — по прошествии целого года!
4
Под Орлом в усадьбе Тургенева открылась выставка раритетных гравюр
Живописец очень скрупулезно подыскивал не только натурщиков, но и каждый предмет, который намеревался писать: их он одалживал у друзей, или покупал.
Однажды друг застал Федотова за столом с бокалом шампанского в руке.
— Что за роскошество! — удивился, зная, как беден художник. (При выходе Федотова в отставку император Николай I пожаловал ему пособие — 100 рублей ассигнациями в месяц. Бутылка шампанского стоила 12 рублей ассигнациями, бутылка вина — 2 рубля 50 копеек.)
— Уничтожаю «натурщиков»! — объяснил Федотов, указывая вилкой на скелетики от съеденных селедок, после чего налил и другу шампанского.
25 февраля 2015 года в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи открылась масштабная выставка «Павел Федотов. Театр жизни. К 200летию со дня рождения». На выставке представлено около 40 живописных и 130 графических произведений художника.
Примечания 1. Жемчужников Л.М. Мои воспоминания из прошлого. Л., 1971. С. 109-110. 2. Цит. по: Дитерихс Л.К. Павел Федотов. Его жизнь и художественная деятельность. СПб. 1893 // http://az.lib.ru/d/diterihs_l_k/text_1893_fedotov.shtml 3. Кирсанова Р. М. Павел Андреевич Федотов. Комментарий к живописному тексту. М., 2006. С. 60 (Серия: Очерки визуальности). 4. Толстой Л.Н. Севастополь в августе 1855 года // Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 20 тт. Т. 2. М., 1960. С. 202, 203.
5. Дитерихс Л.К. Павел Федотов. Его жизнь и художественная деятельность. СПб. 1893 // http://az.lib.ru/d/diterihs_l_k/text_1893_fedotov.shtml
А вот еще одно наглядное толкование картины, которое прислал наш читатель. (наведите курсор на картину, чтобы увидеть пояснения)
Источник: https://rg.ru/2015/04/01/rodina-fedotov.html
Павел Федотов. "Сватовство майора" (История создания картины) презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему
- Слайд 1
- Слайд 2
- Павел Федотов
- Слайд 3
- Дата рождения: 22 июня (4 июля) 1815) Место рождения: Москва Дата смерти: 14 (26) ноября 1852) (37 лет) Место смерти: Санкт- Петербург Гражданство: Российская империя Жанр: Русский живописец и график Влияние: Карл Брюллов
- Слайд 4
- «Сватовство майора» (1848 – 1849).
- Слайд 5
- «Картина «Сватовство майора» была показана в 1848 году на выставке в Петербурге, доставила художнику звание академика и блистательную известность.
- Слайд 6
Павел Федотов. Сватовство майора История создания картины Котова Галина Ивановна- Учитель ИЗО МКОУ «Новоозерсая СОШ» Станция Озерки Тальменского района Алтайского края
Павла Федотова называют предшественником художников передвижников. Хотя он был самоучкой.
Слайд 7
Павел Федотов фактически стал родоначальником нескольких уникальных явлений. Во-первых, он первым в Российской империи стал рисовать быт. Во-вторых, он сразу стал этот быт высмеивать.
Слайд 8
Но это еще не все. Именно он придумал «рацеи» – стихотворный текст, «аккомпанирующий» картине.
- Слайд 9
- Таким образом, он едко комментировал изображения на своих картинах, которые по оценкам современников и без того были весьма издевательскими.
- Слайд 10
- Но если рацеи придумывались всегда после картины, то со «Сватовством майора» вышло по-другому.
- Слайд 11
- За год до создания полотна Федотов написал поэму » Поправка обстоятельств, или Женитьба майора».
- Слайд 12
- В ней он рассказывал о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери.
- Слайд 13
- Честные господа, Пожалуйте сюда! Милости просим: Денег не спросим: Даром смотри,
- Слайд 14
Только хорошенько очки протри. О том, как люди на свете живут, Как иные на чужой счет жуют. Сами работать ленятся, Так на богатых женятся.
- Слайд 15
- Кстати сказать, в те времена мезальянс (брак, неравный не по возрасту, а по социальному положению жениха и невесты) был очень распространен.
- Слайд 16
- Федотов сам знал много случаев, когда военные, не имевшие видов на доходную штатскую должность, искали простого и удобного выхода – жениться на богатой купеческой дочке.
- Слайд 17
- Написав «Сватовство майора», художник высмеял все, что мог: и переполох в доме в ожидании «важного» гостя (еще бы! такая честь – зять–офицер),
- Слайд 18
- и жеманную невесту, одетую в бальное платье с открытыми плечами (нужно понимать, что к такому платью не полагалось одевать крестик, а его отсутствие было верхом позора для благовоспитанной купеческой дочери),
- Слайд 19
Для своей картины П.Федотов выбрал самый напряженный момент, когда все чувства и помыслы этих людей обнажаются, проявляясь со всей полнотой и искренностью.
- Слайд 20
- Вот взволнованная, разряженная невеста, засмущавшись, спешит убежать из комнаты.
- Слайд 21
Ей, конечно же, было известно о приходе жениха. О чем, как не об этом, говорят и ее дорогое платье, и жемчужное ожерелье, и только что сделанная прическа.
- Слайд 22
- Она и убегает не столько от вполне естественного волнения, сколько от желания продемонстрировать девичью робость и скромность.
- Слайд 24
- К счастью, маменька вовремя успевает схватить ее за платье, так как на пороге уже появляется сваха в нарядном парчовом платье и с лукаво-веселой улыбкой сообщает о приезде жениха.
- Слайд 25
- Тип маменьки на картине – просто великолепен: дородная «хозяйка купца» в модном французском шелковом платье золотого цвета вкупе со скромным платочком на голове.
- Слайд 26
- Растерянно улыбаясь, хозяин дома дрожащей рукой торопится застегнуть сюртук, но от радости и волнения никак не может справиться.
- Слайд 27
- А жених- майор, молодцевато подкручивает ус, в предвкушении богатого приданного.
- Слайд 29
- Все лица типичны для купеческой среды тех лет.
- Слайд 30
- Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки» .
- Слайд 31
Расстановка образов в картине создает напряженную драматургию действия, его театральность.Это еще больше подчеркивает основную идею зрелого периода творчества — идею разоблачения фальши окружающего мира, его ложного блеска, внешней добропорядочности.
- Слайд 32
- По контрасту с героями, выявляющими свои отрицательные качества, самым живым существом в картине становится кошка, «намывающая» гостей.
- Слайд 33
Она единственное «действующее лицо», помещенное на переднем плане картины. Основные события происходят на втором плане.
- Слайд 34
- Художник подчеркивает устойчивость купеческого уклада жизни, живописуя добротные предметы: посуду, расписные скатерти и потолки, люстру.
- Слайд 35
- Ножки тонконогого стула, стоящего в правом углу, повторяют очертание широко расставленных ног майора, а сам хозяин — купец Кульков — возвышается в углу, подобно неуклюжему шкафу.
- Слайд 36
- Так, соединяя одушевленные предметы с неодушевленными, мастер создает напряженность действия.
- Слайд 37
Все образы на картине собирательные. Но! Художник –самоучка ничего не рисовал из головы. Все с натуры. Даже мелочи. С чего же он рисовал «Сватовство»?
Слайд 38
Задумав картину, художник долго искал интерьер, в котором должно было происходить действо. Федотов ходил по купеческим домам, под разными предлогами заходил в гости и придирчиво осматривал жилье.
- Слайд 39
- Но его ничего не устраивало.
- Слайд 40
- А однажды, проходя мимо какого-то трактира, художник увидел за окнами люстру с закопченными стеклышками, которая его поразила, и стены — немножко побуревшие, красно-коричневые.
- Слайд 41
Именно так, по мнению художника, должен быть обставлен типичный «ржавый» купеческий быт. Эту «купеческую» люстру Федотов выпросил у владельца трактира себе домой, чтобы спокойно и тщательно ее зарисовать.
- Слайд 42
- А бутылку шампанского, скромно стоящую на картине на стуле слева, Федотов распил вместе с другом, как только закончил ее рисовать.
- Слайд 43
- Что касается персонажей, то сегодня достоверно известно: единственное настоящее лицо на картине — купец (отец невесты на заднем плане справа), которого Федотов рисовал с реального человека.
- Слайд 44
Солидного торговца художник нашел в лавке возле Апраксина рынка. При этом купец долго не соглашался позировать художнику, не понимая, чего от него хотят. Остальные типажи Федотов рисовал… с манекенов.
Слайд 45
Костюмы для них просил у знакомых. А изобразить стремительное движение невесты художник попросил… своего друга Карла Флуга, на которого и надел невестино платье.
- Слайд 46
- Тем самым Федотов добился точной передачи складок платья в движении.
- Слайд 47
- Излюбленный прием Федотова — контраст движений скрытых и явных, применяемый им и в других композициях, здесь особенно нагляден благодаря тому, что действие представлено в наиболее острый момент.
- Слайд 48
Еще через минуту невеста перестанет жеманиться, ее поза изменится, мать перестанет браниться, майор крутить ус и т. д.
Слайд 49
В последние годы жизни Павел Федотов еще раз пишет «Сватовство майора». Это была не копия. Художник сделал другой вариант картины.
Слайд 51
Искусствоведы считают его менее ценным. Там меньше художественных деталей, больше – откровенного фарса в героях.
Слайд 52
Там уже нет «купеческой» люстры и расписного потолка. Зато там больше видно ханжество героев действа, которое так хотел высмеять художник.
- Слайд 53
- Между созданием первого и второго вариантов «Сватовства майора» проходит время, отделяющее зрелый период творчества Федотова от позднего.
- Слайд 54
- Работая над первым вариантом«Сватовства», художник твердо знал, ч то его осмеяние пороков лучше достигнет цели, когда он передаст свое благоговение перед зримой красотой мира.
- Слайд 55
Приступая к работе над вторым вариантом, Федотов полон острого чувства беспокойства, возникшего после крушения его лучших надежд. Это новое чувство не может столь органично соединиться с прежним сюжетом.
- Слайд 56
- Во втором варианте Федотов испытывает больше тревоги за судьбы своих героев, за то, к чему приведет их ханжество.
- Слайд 57
Он срывает с них маски и тем самым более выпукло передает основную идею произведения. Тем не менее, по своим художественным достоинствам второй вариант уступает картине, созданной ранее.
Слайд 58
Интернет- ресурсы: smallbay.ru/fedotov.html.. again-words.livejournal.com/15984.html . literatura5.narod.ru/fedotov4.html . www.rsu.edu.ru/files/e-learning/History_of_Art/Pictures/Pict_64_129.html.
artclassic . edu . ru / catalog . asp ? ob _ no =19437& cat _ ob _ no =14046. www.cnso.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=220&Itemid=65. www.liveinternet.
ru/community/2332998/post112610532/
Источник: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2017/10/18/pavel-fedotov-svatovstvo-mayora-istoriya