Сусанна и старцы, питер пауль рубенс, 1607-1608

Питер Пауль Рубенс – величайший гений своего времени. Его имя навсегда закрепилось в истории искусства. Художник с большой буквы, как известно, был еще и замечательным человеком: красив, умен, энергичен и уверен в себе. Художник, который ни разу не усомнился в своем творчестве.

Автопортрет с Изабеллой Брант

РУБЕНС, ПИТЕР ПАУЛЬ (Rubens, Peter Paul) (1577–1640), –  великий фламандский художник и дипломат.

Рубенс  как никто другой воплотил подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы.

Рубенс не только виртуозный мастер масштабных работ на мифологические и религиозные темы, но и тонкий портретист и пейзажист.

Сусанна и старцы, Питер Пауль Рубенс, 1607-1608 Автопортрет Питера Рубенса

В 16 веке в мире искусства происходили большие изменения. Фламандцы изобрели краску для рисования, более удобную и практичную. В ее основу вошло масло льна. Это добавило краскам яркости и увеличило время высыхания. Картины стали более глубокими, а работа превращалась в неспешное удовольствие.

Сусанна и старцы, Питер Пауль Рубенс, 1607-1608 Картина Питера Рубенса «Самсон и Далила»

Питера Пауля с детства влекло искусство. С 14 лет он обучался ремеслу у местных художников. Основы будущий живописец постигал у пейзажиста Тобиаса Вархахта, который был связан с ним родством.

Вторым мастером в жизни Рубенса стал еще один родственник: Адам ван Ноорт. Питер Пауль намеревался добрать у прославленного художника знания, не полученные во время работы с Вархахтом. Четыре года ученик трудился под присмотром Ноорта. За это время юный Питер проникся интересом к фламандской атмосфере. Позже это сказалось на его творчестве.

Сусанна и старцы, Питер Пауль Рубенс, 1607-1608 Картина Питера Рубенса «Суд Париса»

В 1595 году начинается новый этап в творчестве Питера Рубенса. Следующим учителем становится Отто ван Веен (в то время один из самых влиятельных художников). Его называют основоположником маньеризма и главным наставником Рубенса, чей талант приобрел новые грани во время обучения.

Туалет Венеры 1612-1615

Питер Пауль Рубенс не стал писать в манере Веена, хоть его стиль и оказал большое влияние на мировоззрение художника. Наставник стал для него примером многогранности и образованности. Еще в детские годы Рубенс тянулся к знаниям, изучал языки (владел свободно шестью языками) и гуманитарные науки.

Сусанна и старцы, Питер Пауль Рубенс, 1607-1608 Картина Питера Рубенса «Сусанна и старцы»

Уроки у Отто Ван Веена Рубенс брал до 1599 года, а затем в официальном статусе «свободного художника» в 1600 году отправился в Италию, чтобы усовершенствовать мастерство и полюбоваться на произведения античности.

На тот момент живописцу было 23 года, но он уже обладал собственным почерком, благодаря чему практически сразу Питер Рубенс был приглашен на службу к Винченцо Гонзаге, правителю Мантуи. Герцог увлекался античным искусством, любил картины эпохи Возрождения. Рубенс часто писал для него копии.

Сусанна и старцы, Питер Пауль Рубенс, 1607-1608 Картина Питера Рубенса «Тайная Вечеря»

Восемь лет Питер Пауль провел при дворе Гонзаги. Считается, что служба является удачным решением для художника, так как церковная власть того времени стала выступать против ереси на картинах современных художников.

За время, проведенное в Италии, молодой живописец побывал в Риме, Мадриде, Венеции, Флоренции. Выполнял поручения дипломатического характера.

Сусанна и старцы, Питер Пауль Рубенс, 1607-1608 Картина Питера Рубенса «Три грации»

В 1608 году Рубенс поспешно вернулся в Антверпен, узнав о смерти матери. Отъезд обратно в Италию он не планировал: утрата казалась настолько тяжелой, что художник подумывал об уходе в монастырь. Но оставить живопись Питер не смог. Помимо многочисленных заказов от богатых жителей родного города, ему поступило предложение работать при дворе эрцгерцога Альберта.

В Антверпене художник стал одним из востребованных. Он старался успевать выполнять заказы эрцгерцога, расписывать собор и писать картины для сотни других жителей города. В 1618 году появился шедевр «Союз Земли и Воды». В нем ярко выражено влияние итальянских художников на стиль живописца. Считалось, что главным замыслом полотна являлось единство Антверпена и реки Шельды.

Сусанна и старцы, Питер Пауль Рубенс, 1607-1608 Картина Питера Рубенса «Союз Земли и Воды»

Объем заказов стал значительно больше, и Питер Пауль открыл собственную мастерскую. Теперь он, некогда старательный ученик, делился знаниями с юными дарованиями (в истории остались такие имена, как Якоб Йордане, Франс Снейдерс). Ученики выполняли многочисленные заказы горожан. Это со временем стало продуманной системой, школой искусств.

  • Между тем в 1620 году появляется ещё одно произведение искусства, вершина творчества Рубенса — «Персей и Андромеда», сюжет которого связан с античным мифом, которым так увлекался Питер Пауль.
  • «Персей и Андромеда»

Ближе к 1630 годам Питера Рубенса утомил насыщенный образ жизни. Некоторое время он пробыл в уединении, создавая очередную гениальную картину. «Три грации» и «Суд Париса» являются воплощением натуры их автора. Рубенса всегда привлекала красота и пластичность объемного женского тела

«Сусанна и старцы» стала классикой фламандской живописи. Сюжет обращен к Ветхому Завету.

Картины Рубенса, принадлежавшие соборам, связаны со Священным Писанием («Тайная Вечеря», «Самсон и Далила»), хотя его творчество больше охватывает другую область жизни – яркую, пышную, драматичную.

Не все картины церковной направленности вызывали одобрение. Одна из таких – «Воздвижение креста». Она считалась очень противоречивой.

Картина Питера Рубенса «Избиение невинных»

«Избиение невинных» олицетворяет сцену из библии, когда Ирод истреблял младенцев, боясь пришествия нового царя Иерусалима. Биографы пишут, что эта работа полюбилась автору больше всех остальных.

Еще один памятник эпохи барокко – устрашающая «Медуза». Реакция современников на эту картину оправдала ожидания Питера Рубенса. Люди были напуганы откровенностью произведения. Художник относился неравнодушно к политическим делам Антверпена.

Картина Питера Рубенса «Медуза»

Его творчество долгое время было связано с политикой, в том числе и «Медуза», которую местные жители расценили как знак предупреждения.

Питеру Паулю Рубенсу, благодаря картинам и дипломатическим способностям, удалось добиться мира между Мадридом и Лондоном. Художник мечтал повлиять на ход войны в родной стране, но этого сделать ему не удалось. После многочисленных поездок 50-летний Рубенс осел в Антверпене окончательно.

Личная жизнь

После возвращения из Италии Рубенс взял в жены Изабеллу Брант, 18-летнюю дочь чиновника.

Портрет Изабеллы Брант

Брак строился на расчете, хотя молодая девушка окружала заботой и вниманием Рубенса 17 лет. Первая жена родила Питеру Паулю троих детей. В 1630 годах она умерла от инфаркта.

Питер Рубенс и Елена Фоурмен

В 50 лет Питер Рубенс снова женился. 16-летняя Елена Фоурмен – последняя любовь художника, его главная муза, мать пятерых детей.

В 1640 году Питер Пауль Рубенс заболел. Из-за возраста оправиться от болезни художник не мог. Фламандский живописец умер 30 мая рядом с детьми и любимой женой Еленой.

https://24smi.org/celebrity/14222-piter-rubens.html

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43831190458/Velichayshiy-geniy-zhivopisi-na-vse-vremena—12-shedevrov-kisti

В ростов привезли картину рубенса

В ростов привезли картину рубенса
Теперь знаменитое полотно пополнит наш Музей изобразительного искусства

Сусанна и старцы, Питер Пауль Рубенс, 1607-1608
Экспертиза показала, что эта картина является подлинником 

25 октября в Музее изобразительного искусства впервые показали картину «Сусанна и старцы», вернувшуюся после реставрации и экспертизы. Теперь это полотно — настоящая гордость Ростова, ведь далеко не каждый город может похвастаться своим Рубенсом.

— В Центре, где проводили исследование, официально подтвердили авторство Рубенса, — сообщила «КП»-на-Дону» на презентации картины Лариса ЦЫМБАЛ, старший научный сотрудник музея. — Нам позвонили и поздравили. Конечно, это стало радостной новостью.

«Сусанна и старцы» находится в фондах музея с 40-х годов. Тогда из Эрмитажа, так сказать, по разнарядке, в Ростов поступили сразу несколько картин фламандских художников.

«Сусанна» была записана как работа неизвестного художника школы Рубенса. Однако сотрудники музея предполагали, что автор все-таки сам великий фламандец.

Догадку могла подтвердить или опровергнуть только тщательная и дорогостоящая экспертиза. И лишь в 2003 году «Сусанна» отправилась в Москву.

— Картина находилась в плохом состоянии, прямо посередине полотна был порез буквой Г, — рассказывают в музее. — Но самое сложное для реставраторов стало другое — картина была очень грязной. Потому и реставрация и экспертиза затянулась на три года.

Сейчас картина заметно преобразилась. Это отметил и заместитель полпреда в ЮФО Александр Починок, который тоже пришел на презентацию. Оказывается, он не только любитель вина, оловянных солдатиков, но и знаток художественного искусства. Журналистам Александр Починок даже прочитал небольшую лекцию.

В музее рассказали, что полотно везли в бронированной машине, где картину зафиксировали во избежании колебаний. Мало того, для сохранения постоянной температуры «Сусанну» завернули в специальную бумагу и картон.

Несмотря на громкое приобретение, охрану в музее решили не усиливать, здесь стоит сигнализация и ведется постоянное видеонаблюдение за посетителями.

Единственное изменение привычного уклада в жизни музея — кондиционер, который теперь постоянно выключен: полотно пока проходит акклиматизацию.

СКАЗАНО!

Сусанна и старцы, Питер Пауль Рубенс, 1607-1608«Кто такой Рубенс? Самый успешный, самый популярный… Он жизнь любил, женщин, и с ответной любовью было все в порядке. Рубенсу заказывали картины и заказывали с удовольствием. А что? Естественно, хитовые сюжеты».

(Александр ПОЧИНОК, заместитель полпреда в ЮФО, на вопрос, почему Рубенс часто писал обнаженных женщин.)

КСТАТИ

Сюжет картины «Сусанна и старцы» взят из Библии. Двое старцев подстерегли в саду во время купания Сусанну, жену богатого человека. На ее крики сбежались люди. Чтобы избежать наказания, лживые старцы заявили, что застали ее в объятиях возлюбленного.

За нарушение супружеской верности Сусанна была осуждена на смерть. Спас молодую женщину юноша по имени Даниил. Отведя одного из старцев в сторону, он тихо спросил, под каким деревом он застал Сусанну, а потом с таким же вопросом обратился к другому. Старцы указали на разные деревья — так был раскрыт обман.

Сусанна была оправдана, а развратные старцы казнены.

ЛЮБИМАЯ СУСАННА
Сусанна и старцы, Питер Пауль Рубенс, 1607-1608Ростовский областной музей изобразительных искусств преисполнен гордости: полотно «Сусанна и старцы» вернулось из столичного реставрационного центра им. Грабаря не только похорошевшим и помолодевшим, но и с подтвержденным благородным происхождением.
Много лет искусствоведы смотрели на эту картину и спорили: написана ли она в мастерской Рубенса, при его участии, или эта копия с картины Рубенса? Если это оригинал, то где тут кисть самого Рубенса, а где его учеников?
И вот после тщательного исследования эксперты центра имени Грабаря сделали заключение: это – не копия, а оригинал. Бесспорно – школа Рубенса. Часть работы выполнена учениками (только не стоит при этом представлять полудетей – полуподростков: ученики Рубенса – это первоклассные художники), но головы старцев и ряд деталей написаны самим Рубенсом.
Этот вывод – великая радость не только для Ростова: полотен Рубенса в России немного. Да и для мировой художественной жизни это событие, так что о нашей «Сусанне» центр им. Грабаря уже проинформировал рубенсоведов, собравшихся на свою конференцию в Берлине.
Есть версия, что наша «Сусанна» – та самая, которую Питер Пауль Рубенс… обменял у английского посла на антики. Он был большим любителем античности. Сохранились письма, где Рубенс предлагает послу обменять ряд антиков на несколько небольших картин и одну большую, но написанную учениками. Лорд на это отвечает: не хочу, мол, учеников, хочу написанную вами. И Рубенс соглашается еще пройтись по ней своей кистью.
Ветхозаветный сюжет о Сусанне и старцах привлекал многих художников эпохи Возрождения. История такая: старцы, увидев купающуюся Сусанну, исполнились похотливых желаний и принялись ее домогаться. Молодая женщина резко их отвергла, и тогда мстительные сладострастники решили ее оклеветать. Они рассказали, будто видели, как Сусанна – молодая жена – предавалась греховному наслаждению с любовником. Над Сусанной нависла угроза сурового суда и смерти. Но пророк Даниил усомнился в правдивости старцев. Он изобличил их обман, расспрашивая каждого по отдельности о деталях того, чему они якобы были свидетелями. Так не Сусанну, а старцев настигла жестокая кара.
А почему Рубенс и его современники так любили этот сюжет?
– Он давал им возможность показать самое прекрасное, что создано природой, – обнаженное женское тело, – говорит старший научный сотрудник музея Лариса Цымбалова.
Сусанна и старцы, Питер Пауль Рубенс, 1607-1608Эту «Сусанну» в Россию привезли в конце XVIII века. Она побывала в нескольких частных собраниях: ее первым владельцем был князь Безбородько, последними – князья Юсуповы. В Ростове «Сусанна» с 1940 года: в наш музей ее прислали из Эрмитажа, посчитав не оригинальным полотном, а только копией великого Рубенса.
Сейчас обновленная «Сусанна» экспонируется в окружении гравюр XVII века. Они выполнены с других картин Рубенса с его ведома и даже порой при его участии. Но это счастье продлится только две недели. Потом «Сусанну» («Любимую «Сусанну», как говорят о ней сотрудники музея) отправят в запасники. По причине дефицита выставочных площадей: ведь галерею западного искусства, где в последние годы демонстрировалось полотно, от музея отторгли. А обещанная несколько лет назад пристройка к музею и по сей день остается пустым звуком.
Все это верно и очень печально. Но мне кажется, что музей все же найдет какой-то компромисс: ведь прежде, когда у музея не было этой подаренной и отобранной галереи, «Сусанна» показывалась посетителям здесь же, в основном музейном здании. Да и как иначе? Рубенс все-таки.
Читайте также:  «шахматисты», оноре домье — описание картины
Рубенс вернулся на Дон
В музее изобразительных искусств праздник. Домой вернулся шедевр с реставрации, будто бы Сусанна сделала пластическую операцию и вернулась в родной дом.
 Сусанна и старцы, Питер Пауль Рубенс, 1607-1608Полотно Питера Пауэля Рубенса «Сусанна и старцы» вновь перед взорами местных ценителей живописи. Сусанна всё такая же привлекательная, несмотря на многовековые трещинки на обнажённом теле. Старцы, как и положено, похотливые и сладострастные. На презентации присутствовал Александр Починок. Он проявил недюжинные познания в области истории живописи. Кто-то из рядом стоящих работников музея даже пошутил: надо его к нам на работу брать. Починок рассказал, что у художника Рубенса было целое предприятие. Он делал эскизы, а ученики по ним рисовали гравюры. Все его ученики стали выдающимися художниками. Александр Починок отметил, что ему более по душе голландцы.
Фламандский живописец Рубенс писал картины в Италии в эпоху барокко, коей характерны были приподнятость, патетика, бурное движение, декор, блеск колорита. Его картины написаны на религиозные и мифологические сюжеты. На выставке можно увидеть замечательные гравюры его учеников, сделанные по его эскизам. Самого же Рубенса не могли не волновать те классические темы, вокруг которых и вращалось всё мировое искусство, будь то живопись или литература. Его работы «Снятие со креста», «Персей и Андромеда», цикл «История Марии Медичи» — историко-аллегорические полотна. К слову, о тех замечательных мастерах — учениках, которые трудились «на фабрике Рубенса», если можно так выразиться, — это А. ван дейк, Ф. Снейдерс, Я. Йорданс. На выставке вы увидите такие гравюры, как «Положение во гроб» (много народу тащат мертвеца, и чего из смерти делать столько-то пафоса?). Или вот, например, «Счастливое правление королевы» (много атрибутов жизни и смерти: дети, мученики, смерть с косой, ангелы со свирелями или пищалями). А вот передача портрета Марии Медичи Генриху IV. Рождение Марии Медичи, львы, младенцы, ангелы. Всё это — великие свидетельства тех эпох, которые для нас уже непостижимы. И единственное, что позволяет нам прикоснуться к истории, это те подлинники искусства, которые можем мы видеть, пока они доступны.
ФЛАМАНДСКАЯ РЕЛИКВИЯ
В Ростов вернулась подлинная картина Рубенса.
Картина «Сусанна и старцы» была подарена Ростовскому музею изобразительных искусств московским Эрмитажем в 1940 году как копия, сделанная одним из учеников Рубенса. Однако постепенно специалисты пришли к другому мнению. Настоящая «Сусанна и старцы», согласно старинным документам, имеет размер 199,5х142см. А ростовская «Сусанна» — 189х142, однако заметно, что картина была обрезана внизу. Произведение находилось в ужасном состоянии — было грязным, кое-где с прорывами.
В 2003 году «Сусанну» отправили на реставрацию в Москву. После ее тщательного изучения было установлено, что голова первого старца, лицо второго и отдельные детали картины написаны рукой самого Рубенса, а не его учеников!
Существует легенда, согласно которой Рубенс отдал картину «Сусанна и старцы», написанную своим учеником, лорду Карлтону в обмен на коллекцию древних статуэток. Однако лорд воспротивился. Он хотел картину, написанную рукой самого художника. Тогда Рубенс сказал: «Хорошо, я пройдусь по некоторым местам картины своей кистью». Так появился подлинник. «Сусанна» была привезена в Россию в 1790 году и побывала во многих княжеских домах. Последней хозяйкой произведения была Зинаида Юсупова, а из ее дома картина попала в музейные фонды Москвы.
Сюжет картины восходит к Ветхому Завету. Замужняя девушка купалась в пруду, а старики подстерегли и домогались любви прекрасной Сусанны. Услышав отказ, старцы распустили перед народом слух о ее легком поведении, а наказанием за супружескую измену в те времена была смертная казнь. Однако мудрый пророк Даниил усомнился в честности старцев, и, допросив каждого, убедился в их лживости. Таким образом, Сусанну оправдали, а старцев казнили. Справедливость восторжествовала.
Вернувшееся в ростовский музей произведение Рубенса очень любят и берегут, называют не иначе, как «наша Сусанночка».
В Ростове обнаружен Рубенс
Сусанна и старцы, Питер Пауль Рубенс, 1607-1608Картина «Сусанна и старцы», хранившаяся в Ростовском музее изобразительных искусств более шестидесяти лет, оказалась принадлежащей кисти великого фламандского живописца.
В минувший четверг картину открыли для показа. Полотно долгое время считалось принадлежащим неизве-стному художнику школы Рубенса. Картина написана по библейскому сюжету: добродетельную супругу торговца во время купания подстерегли двое старцев и начали к ней грязно приставать. Когда на крики женщины сбежались люди, старики заявили, что застали здесь Сусанну с любовником. Несчастной грозила смертная казнь за измену, но юный пророк Даниил открыл правду.
На картине, выставленной в ростовском музее, молодая пышнотелая женщина стыдливо прикрывает одежды, к которым тянутся руки похотливых стариков. Картина Рубенса «Сусанна и старцы» вдохновила поэта Илью Сельвинского на строчки: «Прекрасное прекрасно оттого, что есть и безобразное на свете». Правда, поэт смотрел на другую прекрасную Сусанну — хранящуюся в Эрмитаже: к этому сюжету художник прибегал не раз.
— Рубенс говорил, что это великолепный пример целомудрия. И написать обнаженную натуру на библейский сюжет было для него очень привлекательным, — рассказывает старший научный сотрудник музея Лариса Цымбалова.
Ростовское полотно попало в Россию в конце XVIII века, находилось в частных коллекциях, после революции оказалось в Эрмитаже и оттуда в сороковых годах было передано в ростовский музей.
— Картина была повреждена, по ее центру проходил Г-образный разрез. К тому же она была сильно загрязнена, поэтому реставрационные работы затянулись на три года: специалисты всероссийского научно-реставрационного центра имени Грабаря очищали полотно миллиметр за миллиметром, — продолжает Лариса Цымбалова. – Мы подозревали, что картина может принадлежать Рубенсу: была найдена переписка художника, где он описывает эту работу, созданную его учениками, и обещает пройтись по ней собственной кистью. Он сам сделал головы стариков и другие детали.
— Экспертиза, — говорит Цымбалова, — подтвердила эти догадки, и теперь под картиной красуется подпись: «Рубенс Питер Пауль».
Экпертиза и реставрация, говорят в музее, стали возможными благодаря финансированию из областного бюджета, но во сколько это обошлось, говорить почему-то постеснялись. Страховую стоимость картины в музее также пока не определили, как и не стали принимать дополнительных мер безопасности: в музее и так есть сигнализация и камеры наблюдения.
Посреди презентации картины в музейном зале появился Александр Починок. Улучив момент, зампред перехватил инициативу и вместо музейных работников прочитал собравшимся небольшую лекцию по истории искусства.
— В те времена это был один из хитовых сюжетов! — объяснил он и посетовал, что есть немало несчастных людей, которых не научили правильно понимать искусство.
    «Газета Дона» (Ростов-на-Дону) 44(412) от 01-11-2006

Источник: http://xn--b1acd1bacakffl.xn--p1ai/15-muzei-teatry-parki/3228-v-rostov-privezli-kartinu-rubensa.html?showall=1

Описание картины Питера Рубенса «Сусанна и старцы»

Сусанна и старцы, Питер Пауль Рубенс, 1607-1608Примечание: некоторые комментаторы тринадцатой книги пророка Даниила говорят о том, что подозрения старцев были небеспочвенны, что сбежавший от Сусанны юноша — это сам пророк Даниил. Сусанна вырвалась и стала кричать, моля о помощи. Тогда старцы заявили публично, что видели Сусанну с молодым человеком под деревом.

Особое значение Златоуст придаёт молитве Сусанны: когда её вели на казнь, она не потеряла надежды, а обратилась к Богу, и ответом на её молитву стало действие Святого Духа на Даниила. Это указание дает ерминия Дионисия: «Пред юным Даниилом стоит Сусанна. Руки ее связаны сзади. Два старика, в широкой одежде и в головном уборе из платка, указывают на нее Даниилу.

В центре сюжета картины “Сусанна и старцы” знаменитого фламандского художника Питера Рубенса лежит известная библейская история из Книги пророка Даниила.

От казни Сусанну спас пророк Даниил, который раскрыл ложь похотливых старцев.

Это событие — не только спасение Сусанны, но и первое явление Даниила в качестве пророка-судии перед народом: «И Даниил стал велик перед народом с того дня и потом». Этот святой – наш небесный покровитель.

Сусанна отказалась удовлетворить желание старейшин, была ими ложно обвинена и приговорена за это к смерти, но в последнюю минуту спасена благодаря пророку Даниилу, который допросил старцев раздельно. В саду пророк Даниил спросил старейшин, под каким деревом Сусанна предавалась любви.

Один старец ответил: «Под мастиковым», а другой: «Под зеленым дубом». В том вы должны поверить мне в кредит, Тем боле, что отец её был жид, А мать (как помню) полька из-под Праги… И лжи тут нет, как в том, что мы ― варяги».

Как Сусанна, Она б на суд неправедный пошла С лицом холодным и спокойным взором; Такая смесь не может быть укором.

В православии указание по поводу того, как надо изображать сюжет «Даниил избавляет Сусанну», дает ерминияДионисия: «Пред юным Даниилом стоит Сусанна. Вблизи стоит муж ее Иоаким и множество народа.

В коллекции Ростовского областного музея изобразительных искусств представлен один из любимейших сюжетов Рубенса – «Сусанна и старцы». Сюжет ее восходит к Ветхому Завету, Книге пророка Даниила. Красивую и набожную Сусанну решили соблазнить двое старцев.

Источник: http://callbollonez.ru/Opisanie-kartiny-Pitera-Rubensa-Sus/

П.Рубенс картина "Сусанна и старцы"

Сусанна и старцы, Питер Пауль Рубенс, 1607-1608Украшение коллекции фламандского искусства в Ростовском музее — большое полотно мастерской Питера Пауля Рубенса (1577 — 1640) «Сусанна и старцы».  Сюжет ее восходит к Ветхому Завету, Книге пророка Даниила. Красивую и набожную Сусанну решили соблазнить двое старцев. Они спрятались возле купальни в саду у Сусанны и, когда она осталась одна, набросились на нее. Старцы пригрозили, что если она не отдастся им, они обвинят ее в прелюбодеянии с молодым человеком — преступлении, каравшемся смертью. Сусанна вырвалась и стала кричать, моля о помощи. Тогда старцы заявили публично, что видели Сусанну с молодым человеком под деревом. Сусанну обвинили и приговорили к смерти. Однако явился пророк Даниил и спросил у каждого из старцев под каким деревом они видели Сусанну, совершающей грех. Получив разные ответы, он уличил их в лжесвидетельстве. Сусанна была оправдана, развратные старцы казнены.

Тема преследования невинной Сусанны была любимым сюжетом художников, начиная с эпохи Возрождения. Они воспевали прекрасное тело женщины в контрасте с безобразными фигурами стариков. Наша картина — гимн обнаженной цветущей фламандке, с золотыми волосами и нежной розовой кожей. Этот тип женской красоты не уставал прославлять великий живописец.

Сусанны изображена сидящей у края бассейна с фонтаном. Композиция выдержана в строгом, недвижно-пластическом стиле, характерном для творчества Рубенса около 1615 г. С большим искусством включены в узкое пространство три фигуры, четко и ясно выражено значение каждой из них.

Один из стариков срывает с женщины покрывало, другой, нагнувшись, уговаривает ее. Застигнутая врасплох, Сусанна слабо сопротивляется движениям и увещеваниям настойчивых старцев. Поза и выражение лица живо передают испытываемые Сусанной стыд и страх.

Так, монументальные и декоративные качества композиции наполняются убедительной жизненной конкретностью.

Эта картина была гравирована Лукой Ворстерманом, работавшим в ателье Рубенса. Виртуозно владевший техникой резцовой гравюры, Ворстерман в 1617 — 1622 гг. воспроизвел главные полотна своего учителя. Эта же композиция украшает интерьер к картине голландского художника Яна Стена «Больной старик», хранящейся в музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Читайте также:  Аллегория веры, ян вермеер, около 1670

Знаменитый художник Рубенс, «король живописи и живописец королей», как величали его современники, следовал традиции Ренессанса, считающей, что главное — идея, замысел, а исполнение — это ремесленная сторона искусства.

Рубенс сочинял композицию будущей картины, делал эскиз, а по нему ученики мастера писали ее на большом холсте, который он потом проходил кистью или сам дописывал наиболее важные места. Наша картина — работа ученика по эскизу мастера.

В мастерской Рубенса работали и учились много замечательных художников, ставших впоследствии знаменитыми. Творчество Рубенса оказало влияние на все фламандское искусство. Картина находилась в коллекции князей Юсуповых во Дворце на реке Мойке в С.-Петербурге. После Октябрьской революции 1917 г.

картина была передана в Эрмитаж. В 1940 г. она поступила в Ростовский областной музей изобразительных искусств.

В РОМИИ (пр.Чехова, 60) на постоянной выставке «Западноевропейское искусство» можно увидеть картину знаменитого художника Питера Пауля Рубенса «Сусанна и старцы».

Источник: http://romii.ru/exhibitions/rubensa_susanna_starci.php

Рубенс Питер Пауль (1577 — 1640)

На рубеже 16 — 17 веков Нидерланды разделились на две части: Голландия, как стали называть семь северных провинций, освободившихся от власти Испании, и южная часть, оставшаяся под владычеством Испании — Фландрия (ныне Бельгия). С этого момента искусство этих стран пошло по разным направлениям.

Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчиками искусства.

Поэтому картины для замков, для городских домов антверпенских патрициев и величественные алтарные образа для богатых католических церквей — вот главные виды работ фламандских живописцев этого времени.

И поэтому фламандское искусство стремилось к пышности, к роскошному барокко.

Священные писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты — вот основные жанры искусства Фландрии.

Центральной фигурой фламандского искусства 17-го века был Питер Пауль Рубенс.

Он родился в Германии, где недолго жили его родители. Образование получил в Антверпене, изучал европейские языки, познакомился с античной истороией, а затем обучался живописи. По окончании обучения совершенствовал свое мастерство в Италии, где изучал творчество великих мастеров.

В 1608 году приехал на родину и женился на богатой девушке из бюргерского семейства Изабелле Брандт и прочно обосновался в Антверпене. С этих пор начинается его напряженная творческая работа, когда ему неизменно сопутствовал успех. Он получает заказы от церкви, двора, бюргерства, ему заказывают произведения иностранные дворы.

Искусство Рубенса — типичное выражение стиля барокко, которое приобрело в его произведениях национальные особенности. Даже в самых драматических картинах его чувства преобладают над рассудочностью, в них огромное жизнеутверждающее начало.

В них начисто отсутствует мистика. Физическая сила, страстность, иногда даже необузданность, упоение природой — вот характерные черты рубенсовской живописи.

Рубенс прославляет национальный тип красоты: женщины у него светлокожие, русоволосые, с пышными формами, мужчины — мощные атлеты.

Картины Рубенса полны бурного движения, это поистине мир, где нет покоя.

Рубенс понимал и любил античность, он часто претворял античные образы в живописные. Но преимущественно избирал те сюжеты, где все находится в бурном движении.

Успех и всеобщее восхищение сопутствовали Рубенсу всю жизнь. Он написал огромное количество произведений на исторические, мифологические, религиозные сюжеты, писал портреты.

В целом во всех своих полотнах он прославлял радость земной жизни. Его образы полны цветущей силы и ликования. В его картинах всюду горячие, пылающие краски, роскошные одежды и сверкающие украшения, много пышной бело-розовой плоти.

Рубенс умер в 1640г., в расцвете творческих сил. Он оставил после себя гениальные произведения живописи, а главное — определил пути развития фламандской школы, имевшей огромное влияние на последующее развитие западно-европейского искусства.

Источник: http://cvetamira.ru/rubens-piter-paul-1577-1640

Рубенс. «Сусанна и старцы»

Когда вавилонский царь Навуходоносор захватил Иудею, евреи восстали, и царь переселил их в Вавилонию. Изгнание было некоротким – почти 70 лет. Видимо, стремясь погасить недовольство, Навуходоносор решил «приручить» изгнанников.

Он дает указание своим чиновникам выбрать из их детей самых толковых и отдать их в обучение (книга пророка Даниила, глава 1):«3. И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел

4. отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому».

Среди отобранных четверо (и будущий пророк Даниил в их числе) были не только способными, но и строптивыми. Они отказались есть, хотя всё было лучше некуда – с царского стола. Начальник евнухов не хотел принуждать детишек. Пытаясь убедить их, он сказал, что если дети будут есть еврейскую еду, они будут бледными и слабыми.

Тогда Даниил предложил кормить его и товарищей иудейской пищей, а остальных царской. Потом сравнить.

«11.Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: 12. сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья»

Результат оказался в пользу евреев:

«15. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. 16. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи».

Прошло три года. Все четверо были представлены царю, выдержали экзамен и начали служить:

«17. И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны. 20. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его».

И все бы хорошо, но задумал Навуходоносор поменять веру. Он соорудил золотого истукана и велел всем поклоняться ему. И не поклоняться ничему и никому другому. А если это случится – ослушников сжигать в печи (глава 3):

«4. Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки: 5. в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор.

6. А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем».

Три воспитанника – Анания, Мисаил и Азария (Навуходоносор дал им халдейские имена Седрах, Мисах и Авденаго), отказались поклоняться истукану (почему-то Даниил среди них не упоминается). Царь велел бросить всех в печь. Евреи ответили:

«17. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. 18. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся».

В печь добавили нефти, смолы, пакли и дров, раскалили ее настолько, что сгорели палачи. Евреи вышли из огня невредимыми.

Когда Навуходоносор увидел это, он дал приказ:

«95. Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои [огню], чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего».

Навуходоносора сменил Валтасар, Валтасара – Дарий. Даниил по наследству переходил от царя к царю, продолжал управлять делами. Дарий поставил его над 40 сатрапами (сатрап – губернатор). Дела были настолько хороши, что Дарий намеревался поставить его над всеми сатрапами.

Завистники стали искать способ убрать Даниила. Они подсунули Дарию указ, по которому все жители царства должны были со своими просьбами обращаться только к царю, ни в коем случае к своим богам. Дарий подписал бумагу. И сразу после этого ему донесли на Даниила.

Даниила бросили в ров со львами (глава 6):

«16. Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!»

Даниил вышел из рва невредимым.

«21. Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи! 22. Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист…»

Вот этот момент – Даниил во рву со львами – изобразил Рубенс. Даниил молится, а львы вокруг него как бы не видят его. Несколько странно выглядят львы – их морды нарисованы с человеческими выражениями. Это не очень вяжется с молитвенным порывом Даниила.

До нас не дошло никаких подробностей о личной жизни Даниила: был ли он женат, были у него дети или нет, до скольки лет он дожил. Из книги пророка известно, что Даниил служил трем царям, у всех был в почете, для всех он был толкователем снов.

Это все были царские дела. И было одно, которое случилось вне царских покоев.

Дочь почтенного еврея была замужем за богатым и авторитетным человеком, в его доме постоянно бывали весьма уважаемые люди. Затесались к нему в дом два старца, два судьи, которые должны были вершить правый суд. А они показали себя с самой поганой стороны (глава 13, которая не входит в канон)…

«7. Когда народ уходил около полудня, Сусанна входила в сад своего мужа для прогулки.8. И видели ее оба старейшины всякий день приходящую и прогуливающуюся, и в них родилась похоть к ней,

9. и извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах»

Они очень хотели ее и сговорились вместе овладеть ею (опасались, что поодиночке не справятся?). Выследили, когда она осталась в саду одна и занялась своим туалетом, начали ее доставать. И не просто предлагать ей непотребство, но угрожать, что если она не уступит, ее обвинят в прелюбодействе.

Сусанна в отчаянии (свидетелей нет, а им – судьям – точно поверят) начала кричать, звать помощь. Тогда эти два поганца осуществили задуманное: они обвинили ее в том, что Сусанна отослала служанок специально, потому что к ней пришел юноша, с которым она занялась любовью. Якобы они это увидели, а Сусанна подняла крик, чтобы отвести от себя подозрения.

Несчастную женщину ждала смерть за прелюбодеяние, но тут появился пророк Даниил (книга не говорит о том, насколько Даниил был близок к дому Сусанны, каким образом он узнал о ее беде). Он допросил старцев по-отдельности, и каждый из них назвал совершенно другое место действия.

Сусанну оправдали.

Рубенс не однажды обращался к этой истории. В первом варианте картины (1607 год) старцы очень благообразные, они стараются уговорить ее отдаться без шума. Позднее (1610-1611 год) старики намного агрессивнее, мощнее, их движения и мимика не оставляют сомнения в том, что они готовы взять ее силой (один из них перелезает через ограду и уже щиплет ее).

  • Драматичность обозначена и мрачным фоном, хотя действие разворачивается в послеобеденное время.
  • Спасение Сусанны осталось за рамками картин.
  • Примечание: некоторые комментаторы тринадцатой книги пророка Даниила говорят о том, что подозрения старцев были небеспочвенны, что сбежавший от Сусанны юноша – это сам пророк Даниил.
  • shkolazhizni.ru

Источник: https://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/1710504/

Питер Рубенс – биография и картины художника в жанре Барокко – Art Challenge

Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.

Читайте также:  Молодой человек в костюме махо, эдуард мане, 1863

В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской.

Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.

Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции “Воздвижение Креста”, около 1610-1611, “Снятие со Креста”, около 1611-1614, — обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами.

Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника.

Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (“Автопортрет с женой Изабеллой Брант”, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.

В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой.

Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой.

Со страстным “языческим” жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (“Союз Земли и Воды”, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Похищение дочерей Левкиппа”, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).

Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов; теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.

Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин “История Марии Медичи” (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).

Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами.

Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок,они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (“Возчики камней”, около 1620, “Пейзаж с радугой”, около 1632-1635, — оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе “Портрет камеристки инфанты Изабеллы” (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.

Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене.

В 1626 году, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где познакомился с живописью Тициана, работами испанских мастеров.

В 1630-е годы начался новый период творчества художника.

Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (“Шубка”, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена), иногда в образе мифологических и библейских персонажей (“Вирсавия”, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (“Кермесса”, около 1635-1636, Лувр, Париж), исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Богатство декоративной фантазии, исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок , выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

В “стеновский” период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме.

Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника — “Елена Фаурмент с детьми” (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), “Три грации” (1638-1640, Прадо, Мадрид), “Вакх” (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).

Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций и другие.

В творчестве Рубенса ярко выражены мощный реализм и своеобразный фламандский вариант стиля барокко. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента.

Прирожденный живописец-монументалист, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.

Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу творчества Рубенса.

Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие живописцы).

Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.

В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской.

Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.

Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции “Воздвижение Креста”, около 1610-1611, “Снятие со Креста”, около 1611-1614, — обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами.

Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника.

Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (“Автопортрет с женой Изабеллой Брант”, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.

В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой.

Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой.

Со страстным “языческим” жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (“Союз Земли и Воды”, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Похищение дочерей Левкиппа”, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).

Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов; теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.

Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин “История Марии Медичи” (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).

Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами.

Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок,они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (“Возчики камней”, около 1620, “Пейзаж с радугой”, около 1632-1635, — оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе “Портрет камеристки инфанты Изабеллы” (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.

Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене.

В 1626 году, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где познакомился с живописью Тициана, работами испанских мастеров.

В 1630-е годы начался новый период творчества художника.

Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (“Шубка”, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена), иногда в образе мифологических и библейских персонажей (“Вирсавия”, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (“Кермесса”, около 1635-1636, Лувр, Париж), исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Богатство декоративной фантазии, исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок , выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

В “стеновский” период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме.

Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника — “Елена Фаурмент с детьми” (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), “Три грации” (1638-1640, Прадо, Мадрид), “Вакх” (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).

Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций и другие.

В творчестве Рубенса ярко выражены мощный реализм и своеобразный фламандский вариант стиля барокко. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента.

Прирожденный живописец-монументалист, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.

Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу творчества Рубенса.

Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие живописцы).

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/29.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector