Степь с чумаками вечером, саврасов, 1854

Степь с чумаками вечером, Саврасов, 1854

Глубина мысли, строгая наблюдательность, любовь и серьезное понимание искусства, при блестящем, но правдивом колорите, есть отличительный характер живописи британских художников.

Вышли из условности предшествовавшего взгляда; строго сохраняя местный характер колорита и рисунка, они с замечательной верностью передают все разнообразные мотивы природы. Колорит их силен, блестящ, но правдив. Только при таком стремлении, при таком изучении может эта отрасль стать высоко в современном искусстве

Степь с чумаками вечером, Саврасов, 1854

где он мог увидеть лучшие произведения живописи всех европейских школ и ознакомиться с мало известным в России искусством Англии. Для него, никогда не выезжавшего за границу, такая поездка была просто насущно необходимой.

Члены Комитета, высоко оценив их колорит и верно переданный художником характер горного ландшафта, признали, что Cаврасовские этюды «принадлежат к самым отрадным из результатов деятельности Общества Любителей Художеств.

По возвращении в Москву Саврасов представил В Общество написанные им в Швейцарии этюды.

Степь с чумаками вечером, Саврасов, 1854

В 1862 году на средства Общества любителей художеств Саврасову была предоставлена возможность поехать на открывшуюся в Лондоне Всемирную выставку,

В сравнении с тем, что увидел он в Лондоне и узнал в Европе, более заметными становятся для него слабые стороны показанного на выставке русского искусства.

«Русский отдел живописи был не полон, было много пробелов, и можно сказать, что много замечательных произведений русского искусства не было на выставке»6, — пишет Саврасов в отчете о своей поездке.

Отобранные для выставки произведения отличались в большинстве своем, по мнению Саврасова, однообразием. В их исполнении было особенно заметно подражание прославленным мастерам.

Степь с чумаками вечером, Саврасов, 1854

Пейзаж с болотом и лесистым островом. Конец 1860-х — начало 1870-х

Степь с чумаками вечером, Саврасов, 1854

Летний пейзаж с мельницами. 1859

Мотивы зимней природы, интересовавшие пейзажистов в то десятилетие, могли заключать в себе сюжеты, близкие народной жизни, и отвечать в какой-то мере общей направленности передового искусства, проникнутого сочувствием к судьбе крестьянина.

Среди известных теперь картин1860—х годов нет, к сожалению, ни одной с изображением зимнего пейзажа, хотя этот мотив не однажды привлекал к себе внимание художника. Степь с чумаками вечером, Саврасов, 1854

Левитан был поэтом русской природы, он был проникнут любовью к ней, она поглотила всю свою чувствительную душу, а его зарисовки были очаровательны и тонки. Странно, что он избегал человека в пейзаже.

Вера Алексеевна Саврасова

Отец зарабатывал немного, и мы должны были жить более чем скромно, — бедно. Я этого не понимала тогда и обижалась, если кто-нибудь мне это говорил. У меня не было ни дорогих игрушек, ни нарядных платьев и хороших вещей.

Вся обстановка нашей квартиры казенной была очень проста, не было ни зеркал, ни ковров, ни драпировок.

Зато была масса цветов, которые мать очень любила, ухаживала за ними, и они украшали наши маленькие уютные комнаты настолько, что было в них солнечно, радостно и как бы весело. . .

Степь с чумаками вечером, Саврасов, 1854

Лунная ночь в деревне (Зимняя ночь). 1869

Эстетическая программа саврасовского творчества, сложившаяся к концу 1860-х годов, продолжала развиваться и углубляться в следующее десятилетие, получая свое выражение в очень различных по живописному строю художественных образах.

Свободно распоряжался при этом Саврасов и своей живописной палитрой, обращаясь в зависимости от выбранного им мотива то к коричневой тональной живописи, то к светлым естественным краскам природы, восходящим к пейзажу «Сельский вид».

Степь с чумаками вечером, Саврасов, 1854 Степь с чумаками вечером, Саврасов, 1854

Лосиный остров в Сокольниках. 1869 г.

Степь с чумаками вечером, Саврасов, 1854

Первое пятилетие 1860-х годов в отчетах Саврасова не встречается упоминания о картинах на мотивы русской природы. Ничего такого, что являлось бы продолжением живописных искании конца 1850-х годов, нельзя обнаружить и среди Дошедших до нас произведений. Эта линия в его творчестве как бы обрывается.

Что-то мешает Саврасову сохранить прежнюю венециановскую чистоту и ясность в изображении родной природы. Не было тогда у него и пейзажей, содержание которых несло бы в себе критические тенденции, родственные обличительному жанру.

Возможно, что в какой-то мере и обстоятельства жизни не позволяли ему войти в работу над новыми пейзажными темами, связанную с освоением натурного материала».

Он , видимо, все еще продолжал жить впечатлениями от горной природы, и эта увлеченность могла на время заглушить его привязанность к равнинному пейзажу Подмосковья.

Привезенные им из Швейцарии натурные этюды, благосклонно принятые в Москве, а также напутствие Каульбаха, восторженно отозвавшегося о них, поддерживали, вероятно, в художнике его творческий порыв и рождали надежды на какие-то новые значительные свершения. Работа над картинами по этим этюдам становилась для Саврасова как бы логическим завершением его поездки.

Успех картины «Лосиный остров» должен был принести моральное удовлетворение художнику, оказавшемуся в те годы в особенно тяжелых жизненных условиях.

Поскольку пейзажный класс в Московском Училище начиная с 1867 года почти пустовал, администрация Училища», воспользовавшись этим обстоятельством, лишила Саврасова Казенной квартиры, что усугубило его и без того очень стесненное материальное положение.

Источник: http://levitanart.ru/page3942643.html

Алексей Кондратьевич Саврасов, Изображений: 232

При упоминании Саврасова все вспоминают хрестоматийную «Грачи прилетели», наиболее просвещенные – ещё два – три пейзажа: «Лосиный остров в Сокольниках», «Просёлок», «Радуга», а также расхожие штампы – художник одной картины, спился, умер в нищете, царская действительность загубила большой талант. Но так ли уж это верно?  

Степь с чумаками вечером, Саврасов, 1854Грачи прилетелиСтепь с чумаками вечером, Саврасов, 1854Весна. 1880-1890-еСтепь с чумаками вечером, Саврасов, 1854Весна. Грачи прилетели. 1872Степь с чумаками вечером, Саврасов, 1854Гроза. 1856Степь с чумаками вечером, Саврасов, 1854Вечер. Перелет птиц. 1874Степь с чумаками вечером, Саврасов, 1854Вид в Швейцарских Альпах . 1862Степь с чумаками вечером, Саврасов, 1854Весна. Конец 1870-х – начало 1880-хСтепь с чумаками вечером, Саврасов, 1854Бурлаки на ВолгеСтепь с чумаками вечером, Саврасов, 1854Весна. На большой реке. 1880-еСтепь с чумаками вечером, Саврасов, 1854Зимний пейзаж . 1890-еОсень. Деревушка у ручья. 1870-еЗимний пейзаж. 1871Весна. 1870-еВесенний день. 1873Грачи прилетели. 1880-еЛунная ночь. 1853Дворик. Весна. 1853Зима. 1873Зимний пейзаж. 1880-1890-еЗимний пейзаж. Москва. 1873Зима. Конец 1870-х – начало 1880-хРаспутица. 1894У колодца. Около 1868Ивы у пруда. 1872Осень. 1871Вечер. 1877Вид Волги под Юрьевцем. 1870-еВид на Москву от Мазилова. 1861Оттепель. 1887Весна. 1883Весна. Провинциальный дворик. 1880-1890-еВечер. 1880Грачи прилетели. Пейзаж с церковью. 1894Ипатьевский монастырь в зимнюю ночь. 1870-еОсень. Сокольники. 1880-1890-еРадуга. 1875Рожь 2. 1881Берег реки. 1879В парке. 1858Пейзаж с радугой. 1881Аллея. 1870-еБерег реки Ве. . ги в низовьях. 1870-еДомик в провинции. Весна. 1878Дорога в лесу. 1871Летний пейзаж. 1850-еОсенний лес. Кунцево. Проклятое место. 1872Пейзаж с хутором у озера. 1880-1890-еБабья лямка. 1870-еВид на Кремль от Крымского моста в ненастную погод…Вид на село Покровское- Фили. 1893Ночное. 1871Оттепель. 1874Село Болгары. 1872Сельский видОзеро в горах Швейцарии. 1866Пейзаж с сосной. 1854Вид на Московский Кремль. Весна. 1873Зимняя дорога. 1870-еКамень в лесу у Разлива. Вид в имении И. Д. Лужина…Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне. 1871Пейзаж. Берег Волги. 1874Пейзаж. Село Волынское. 1887Ранней весной. 1880-1890-еШвейцарский вид. 1862Вечер. Восход луны. 1872Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру. 1852Дворик. Зима. 1870-еЗакат. Начало 1870-хВесна. 1874Водопад. 1868Деревня зимой. 1880-1890-еК вечеру. 1886Перед грозой. 1850Рассвет в степи. 1852Швейцарский пейзаж с лошадьми. Не позже 1867Весенний пейзаж. Ростепель. 188-1890-еВечер. Конец 1860-х – начало 1870-хЛес в инее. 1890-еЛосиный остров в Сокольниках1. 1869Лунная ночь. Болото. 1870Могила на Волге. Окрестности Ярославля. 1874Новодевичий монастырь. 1890Окрестности села Михайловского Псковской губернии.…Ранняя весна. 1888Село Болгары. Малый минарет и развалины Белой пала…Хоровод в селе. 1873-1874Берег моря. Сумерки. 1854Вид Москвы с Воробьевых гор. 1850-еВолга близ Городца. 1870Горное озеро. Швейцария. 1864Зимний пейзаж. Иней. 1870-еК концу лета на Волге. 1873Лунная ночь. Пейзаж с костром. 1880-1890-еМогила. 1884На Волге. Первая половина 1870-хПейзаж с рекой и рыбаком. 1859Пейзаж с соснамиПосле грозы. 1870-еПроселок. 1873Ранняя весна. Дали. 1870-еВид в селе Кунцеве под Москвой. 1855Гибель корабля в море. 1862Дубы на берегу. 1867Закат над болотом. 1871Ледоход на ВолгеЛосиный островНачало весны. 1876Осенний пейзаж. 1877Пейзаж с болотом и лесистым островом. Конец 1860-х…Сосны у болота. 1882Весенний пейзаж. 1880-1890-еВесна. Огороды. 1893Дубы. 1855Костер у рекиЛетний пейзаж. Сосны. 1880-еНочь на Воробьевых горах. 1881Пейзаж с волками. 1880-еПейзаж с церковью и колокольней. Начало 1870-хПривал обоза чумаков в степи 1. 1867Ранняя весна. Березы у реки. 1893Ранняя весна 2. 1880-еРожь 1. 1881Рыбаки на Волге. 1872Сжатое поле. 1874Соборная площадь в Московском Кремле ночью. 1878Весенний пейзаж с избой. 1890-еВид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женск…Ледоход. Пейзаж с фабрикой. 1880-1890-еЛесная дорога в Сокольниках. 1860-еЛетний день. Куры на задворках. 1874Летний пейзаж с мельницами. 1859Летний пейзаж с соснами у реки. 1878Летний пейзаж. 1860-еМоре. 1860-еМорской пейзаж. 1880-1890-еПейзаж с дорогой. 1855Пейзаж с избушкой. 1860-еПейзаж с рекой. 1880-еПейзаж с церковью. 1885Ранняя весна. Лесная глушь. 1884Речной пейзаж. 1880-1890-еСаввинская слобода. 1880-1890-еСухарева башня. 1872Украинский пейзаж. 1849Украинский пейзаж. 1860-еВечерний пейзаж. 1861Лосиный остров в Сокольниках2. 1869Лунная ночь в деревне . 1869Могила А. С. Пушкина в Святогорском монастыре. 187…На Волге. 1875Ночка. 1883Оттепель. Ярославль. 1874Пейзаж с домикомПечерский монастырь под Нижним Новгородом 2. 1871После дождя. 1880-еПросека в сосновом лесу. 1883Сельский вид. 1890-еСельское кладбище в лунную ночь. 1887Спуск к реке. 1868Церковь Ильи Обыденного в Москве. 1882Вечер. Поле с воронами. 1880-еВид в окрестностях Ораниенбаума. 1854Волга. Дали. 1870-еДеревья у воды. Ветви деревьев. 1870-еДеревья у озера. 1868Дубки. 1850-еЗакат. 1862Лес у озера, освещенный солнцем. 1856Лесистый берег реки Москвы. 1859Лунная ночь над рекой. 1885Могила. 1870-еМотивы русского пейзажа. 1870-еПейзаж с избушкой. 1866Пейзаж. 1880-еПлоты. 1868Проталина. Начало марта. 1880-еРазлив Волги под Ярославлем. 1871Ранняя весна. 1880-1890-еРанняя весна. Половодье. 1893Ранняя весна 1. 1880-еСосны, прилегающие к корню части стволов. 1854Старый дуб у обрыва над рекой. 1857Старый погост на берегу Волги. 1874Тропические растения. Древовидный папоротник. 1854Чумаки. 1854Волга. Дали. Первая половина 1870-хДуб. 1850-еК заутрене. Морозная ночь. 1880-1890-еЛетний день. Ивы на берегу реки. 1856ЛетоМорской берег в окрестностях Ораниенбаума. 1854Ночь. 1894Осенняя ночь. 1872Пейзаж с дубами и пастушком. 1860Печерский монастырь под Нижним Новгородом 1. 1871Привал обоза чумаков в степи 2. 1867Скоро весна. 1874У ворот монастыря. 1875Кутузовская изба в Филях. 1860-еЛетний пейзаж с дубами. Середина 1850-хЛисты папоротника и лопуха. 1854На кладбище. 1884Пейзаж с мельницей. 1861Пожар в лесу. 1883Просвет. 1850-еСосна. 1854Волга. 1870-еДеревья у реки. 1861Деревья. 1850-еЕль. 1850-еЗаболоченная речка. 1875Лес. 1877Пейзаж с лодкой. 1860-еПни. 1854Ранняя весна. 1890-еРанняя весна. Оттепель. 1880-еСильно тает. 1894Сосны из Гусарева. 1850-еСпасский затон на Волге. 1893Старые сосны. 1854У иконы. Богомольцы. Конец 1870-х – начало 1880-хВоробьевы горы близ Москвы. Конец 1840-х – 1850-еПейзаж с церковью и руинами. 1861Повеяло весной. 1890-еПруд в сумерки. 1879Ранняя весна. Половодье. 1868Степь днем. 1852Волга. Пейзаж. Первая половина 1870-хМогила на берегу Волги. 1871Сосны на берегу озера. 1880-1890-еСумерки. Пейзаж. 1880-еПобережье Финского залива. Пейзаж с землянкой. 185…

При упоминании Саврасова все вспоминают хрестоматийную «Грачи прилетели», наиболее просвещенные – ещё два – три пейзажа: «Лосиный остров в Сокольниках», «Просёлок», «Радуга», а также расхожие штампы – художник одной картины, спился, умер в нищете, царская действительность загубила большой талант. Но так ли уж это верно?

Отец будущего художника – Кондратий Соврасов (так писалась фамилия в XIX веке) – был человеком зажиточным, купцом. Торговал шерстяными изделиями неподалёку от Красной площади. Приобрёл свой дом, нажил небольшой капитал. Склонности сына к рисованию противился, считал её несерьёзной.

Алексей целыми днями перерисовывал гуашью картинки из толстых иллюстрированных журналов. А однажды отнёс их на Ильинку, где торговали лубками, старыми книгами и гравюрами, и, к своему удивлению, продал одному из торговцев – по шесть рублей за дюжину рисунков. В 14 лет мальчик поступает в училище живописи, что располагалось на Мясницкой улице.

Даже деньги на обучение – около двух рублей в месяц – он мог уже заработать сам.

В училище Саврасов встретил людей, определивших его жизнь – и профессиональную, и личную. Это его учитель, известный живописец Карл Иванович Рабус и товарищ по классу Константин Герц, друг и будущий родственник.

Двухэтажный особняк Герцев в Архангельском переулке, наполненный старинной мебелью и картинами, покажется Алексею роскошным дворцом.

Читайте также:  Картина «женщина с попугаем», гюстав курбе — описание

А образованные и воспитанные сёстры Герц – Софья Эрнестина и Аделаида (семья имела шведские корни) – существами из иного, утончённого и возвышенного мира. Старшая, Софья, была особенно любезна и обходительна…

Любимец преподавателей, Саврасов окончил училище в 20 лет, но связи с ним не разрывает. Занимается в классах, выставляет свои картины и этюды – виды окрестностей Москвы, работы, привезённые из двух поездок по Малороссии. В журналах появляются положительные рецензии.

В 1854 году «Москвитянин» назовёт Саврасова «первым среди пейзажистов». В этом же году училище посетила сестра императора, великая княжна Мария Николаевна, любительница искусств. Из семи, купленных ею на выставке картин – две саврасовские.

Художнику Саврасову передали приказ прибыть в Санкт-Петербург, на дачу великой княжны с тем, чтобы написать несколько видов.

Благоволение великой княжны – это ли не удача! Удивился и зауважал сына старик Саврасов. Алексей отправился в путь. Больше месяца провёл он на даче в Сергиевке на пустынном берегу Финского залива. Бродил с альбомом по окрестностям, рисовал. Мария Николаевна удостоила своим посещением лишь однажды. Посмотрела рисунки, похвалила. Спросила о планах на будущее.

Остаться в Петербурге, просить о покровительстве, об Академии – заветной мечте всех художников? Приближённость ко двору, возможно, стажировка в Италии. Что ж, милостивый государь? Саврасов растерян, медлит с ответом. Наконец говорит, что хочет вернуться в Москву. Холёная княгиня пожала плечами – как угодно.

Написанные в Сергиевке картины были выставлены в Академии Художеств, и за «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Саврасов – в 24 года – получает звание академика живописи. Позднее картину приобрёл П.М.Третьяков.

Что бы там ни было, карьера складывалась блестяще – молодость, признание, заказы князей и коллекционеров (правда, это не любимые им виды среднерусской природы, а эффектные романтические пейзажи с горами, водопадами и морем в духе популярного тогда швейцарца Калама), материальная обеспеченность.

Вот тут-то и обратила внимание на молодого академика Софья Карловна Герц. Ей уже тридцать, она на четыре года старше Саврасова, учительствует в пансионе при лютеранской церкви. Алексей Кондратьевич застенчив, малообщителен, многим представляется даже суровым.

Да и чего Софье ещё ждать? В январе 1857 года умирает Карл Иванович Рабус, и Саврасову предложили место учителя – вести класс ландшафтной и перспективной живописи. Твёрдое жалованье (500 рублей в год серебром), чин – титулярный советник, с годами выслуга лет, награды, повышение. В сентябре состоялась свадьба. Рождаются две дочери (первая умирает младенцем).

Саврасов получает во дворе училища бесплатную казённую квартиру, не нужно платить даже за отопление.

В 1862 году Саврасова и скульптора Сергея Иванова посылают за границу. Средства были собраны продажей билетов на выставку училища и лотереей.

Оставив годовалую малютку Веру на попечение родственников, Саврасов с женой и её сестрой Эрнестиной отправляются в путь. Прежде всего – в Лондон, на всемирную выставку.

Саврасов целыми днями пропадает в художественном отделе, совершенно игнорируя последние достижения техники и комфорта. Потом – Франция, Швейцария, Германия. Музеи, выставки, знакомства с художниками.

Знаменитый немец Вильгельм Каульбах, увидев швейцарские этюды Саврасова, восхищён: «Это же чудесно, это нечто величественное… с такими сокровищами можно вернуться на родину».

У честолюбивой Софьи были все основания гордиться мужем и ожидать в дальнейшем прочного положения в обществе, своего дома, гувернантки, заграничных вояжей.

И вдруг благополучие начинает рушиться. Рождаются дети – ещё две девочки и долгожданный мальчик. Выживает только одна Евгения, Женни. В августе 1870 года Саврасова лишают казённой квартиры – «мало учеников». Семья оказывается практически на улице. Надо нанимать, да ещё дрова – недешёво. Обиженный Саврасов уезжает с семьёй на Волгу, в Ярославль. Живут там зиму.

Беременная Софья Карловна простужается и рожает недоношенного, последнего (ей уже 44 года) ребёнка. Девочка очень слаба и не выживает. Хоронят её на высоком берегу Волги.

Саврасов делает рисунок – обрыв, даль реки, маленький крест. Через три года он создаст картину, пожалуй, единственную, напрямую связанную с личными переживаниями.

А ученик Саврасова Исаак Левитан повторит этот мотив в знаменитой картине «Над вечным покоем».

Там же, на Волге, Саврасов создаёт полотно, обессмертившее его имя – «Грачи прилетели». Показанная на Первой выставке передвижников (к которым принадлежал и сам художник) сразу стала знаменитой и была куплена П.М.Третьяковым ещё в мастерской за 600 рублей.

https://www.youtube.com/watch?v=SODzT2CaY0s

Во второй половине 1870-х годов растёт непонимание и одиночество Саврасова в семье. Софья Карловна постоянно раздражается из-за недостатка денежных средств – она любит комфорт, да и дочери подрастают, нужны деньги на обучение. Появляются отрицательные рецензии на картины.

Художник начинает выпивать и попадает в замкнутый порочный круг, лишается некоторых выгодных уроков. Делает попытки выбраться: хлопочет о возвращении казённой квартиры (у него 15 учеников) – но получает отказы. Просит разрешить ему преподавание в училище пейзажной живописи акварелью – опять отказ.

Болезненные удары по самолюбию академик Саврасов сносит молча. Но что делать женщине, жене в такой ситуации? Софья Карловна уезжает с детьми в Санкт-Петербург, к своей замужней и состоятельной сестре Адели (третья сестра Эрнестина, осталось старой девой) Несомненно, подучивает детей писать отцу письма с просьбой о деньгах «на башмаки и жизнь на даче».

Впрочем, была и попытка воссоединения семьи, но – неудачная.

Одиночество этих лет скрашивали Саврасову его ученики, многие из которых стали известными художниками. Константин Коровин, Исаак Левитан, 14-15-летние романтики, были особенно близки ему по духу.

Несмотря на громкий успех некоторых картин Саврасова в 1870-е годы, общество в целом было не готово оценить его талант. Для прогрессивной интеллигенции его пейзажи были слишком безыдейными, он не бичевал, не обличал пороки, что было в духе 60-70-х годов XIX века. И европеизированная знать его не принимала.

В 1882 году за пьянство и постоянные пропуски занятий Саврасова увольняют из училища. Он получает небольшое месячное содержание в 25 рублей и перебивается случайными заработками.

Среди написанного в последние годы встречаются и сильные работы, где видна рука прежнего мастера (например, «Ночка»).

Однако и за них он уже получает в десятки раз меньше, чем раньше, а предприимчивые торговцы перепродают его полотна с большой выгодой для себя.

Сам же Саврасов постоянно обращается то в общество любителей художеств, то в училище, то к П.М.Третьякову с просьбами о денежной помощи. Ему помогают, но распрямиться душевно, он уже не в состоянии.

Он бросил пить. После пятидесяти лет пытается создать новую семью – с мещанкой Евдокией Моргуновой. Рождаются дети – мальчик и девочка, Алексей и Наташа. Но работать не может, почти ослеп. Последние три года практически не выходит из дома.

Одна из последних радостей – в 1894 году в Киеве к пятидесятилетию его творческой деятельности выходит роскошный альбом литографий с двадцатью его рисунками.

26 сентября 1897 г. Саврасов умирает в больнице для бедных.

И мы, зрители, глядя на великолепные полотна и рисунки Саврасова, чувствуем исходящую от них огромную светлую энергию. Художник был счастлив – в своем творчестве и вечен – в нём.

Он оставил нам тонкое понимание красоты природы, жизнеутверждающий лиризм, способность выразить в пейзаже самые разные оттенки человеческих переживаний (нет только отчаяния, даже печаль у него та самая, о которой А.С.

Пушкин гениально сказал «светла…»).

Источник: https://gallerix.ru/album/Savrasov

Читать онлайн "Саврасов" автора Скоробогачева Екатерина Александровна — RuLit — Страница 23

Индивидуальность и нарастающее мастерство все более и более ярко проявляются в последующих работах Саврасова, в пейзажах 1854 года: «Чумаки» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». Композиция «Чумаки, или Степь с чумаками вечером» написана как воспоминание, спустя два года после второй поездки на Украину.

Но все же художнику удалось сохранить живость восприятия, свое восхищение увиденным, передать освещение закатного неба, землю, объятую сумерками. Он показал и характерные детали степной жизни: крестьянскую семью, остановившуюся на ночлег. Подобный сюжет, композицию и цветовой строй возможно отметить в ряде работ других авторов 1850-х годов, как, например, в произведении И. К.

 Айвазовского «Овцы на пастбище» (1850-е, ГТГ). По сравнению с ним работа Саврасова не менее образна и поэтична, но более жизненна. Так воспитанник Училища живописи и ваяния в середине 1850-х годов стал и продолжателем традиций в отечественной пейзажной живописи, и новатором, выразителем уже не романтического, но реалистического отечественного пейзажа.

Уже в этот период о Саврасове можно говорить как о родоначальнике реализма в пейзажной живописи России.

Итак, начало его творческого пути было безоблачным, как и многие его пейзажи, выражающие настрой души художника, с ясным весенним небом и привольной дорогой, теряющейся в неоглядных просторах родной земли.

Первые, еще робкие шаги на этом пути он сделал, будучи подростком, работая над копиями репродукций из иллюстрированных журналов, которые поражали его воображение.

Затем выполнял учебные задания в Училище живописи и ваяния, прежде всего под руководством любимого учителя и наставника Карла Ивановича Рабуса, считавшего Алексея своим лучшим воспитанником.

Заслужить внимание к себе преподавателей было далеко не просто, удавалось это лишь единицам. Часто, не имея средств даже на самое необходимое, они не оставляли училища, наперекор всему и всем упрямо продолжали заниматься, черпая силы в искусстве, в своей глубокой преданности ему.

Многие из таких выпускников становились церковными художниками. Храмовая живопись обеспечивала средства к существованию.

«До образования ли, до наук ли таким художникам было, когда нет ни квартиры, ни платья, когда из сапог пальцы смотрят, а штаны такие, что приходится задом к стене поворачиваться.

Мог ли в таком костюме пойти художник в богатый дом писать портрет, хотя мог написать лучше другого… Разве не от таких условий погибли Жуков, Волгушев? А таких было сотни, погибавших без средств и всякой поддержки. Только немногим удавалось завоевать свое место в жизни»[64].

По сравнению с ними Саврасов жил в достаточно благополучной семье. Однако прокладывать свой путь в искусстве и ему было непросто.

Благодаря исключительному трудолюбию, терпению, преданности искусству начинающий ученик смог стать мастеровитым художником.

Уже в начале 1850-х годов его этюды, исполненные с натуры, вызывали восхищение сокурсников, педагогов, даже первых лиц государства, представителей императорской фамилии.

Ошеломляющим успехом для скромного выпускника училища Саврасова стала высокая оценка, которая была дана его работам великой княгиней Марией Николаевной, дочерью императора Николая I.

Май 1854 года — одна из важнейших вех в жизни Алексея Саврасова. Вместе со стремительностью весны, с ее ослепительным солнцем и бурными ливнями, в привычную атмосферу училища ворвалось исключительное по своему значению событие.

Размеренный ритм будней нарушила весть о грядущем приезде великой княгини, президента Академии художеств Марии Николаевны, пожелавшей посетить известное учебное заведение, чтобы оценить работы молодых живописцев и скульпторов.

Алексей Саврасов входил в число наиболее одаренных. Его пейзажи были замечены на ученических выставках, проходивших в здании училища раз в год.

По истечении нескольких десятилетий на подобных экспозициях будут блистать произведения учеников главы пейзажной мастерской Алексея Кондратьевича — Левитана, Коровина, Светославского, а пока скромный студент Саврасов с тревогой ждал оценки своих живописных и графических работ.

На училищных выставках воспитанники экспонировали свои этюды, сделанные, как правило, в летние месяцы. Привозили их с Кавказа, из Крыма, со всей России, иногда из зарубежных поездок. Подмосковные пейзажи выставляли обычно те, кому не на что было ехать.

Таких студентов было немало, выставки давали им, ко всему прочему, необходимые средства к существованию, если удавалось продать несколько работ. Подобные вернисажи были любимы москвичами, многими посещались. Для коллекционеров особый интерес представляло попробовать угадать среди учеников будущих знаменитостей.

Работы начинающих авторов продавались за гроши, не только на ежегодных выставках училища, но и у продавцов «под воротами», и на Сухаревке — знаменитом Сухаревском рынке. Он получил свое название от Сухаревской башни, одной из самых высоких построек Первопрестольной тех дней.

Читайте также:  «мучения святого антония», микеланджело буонарроти — описание картины

Здесь, как считали москвичи, купить можно было все что угодно — от редчайших произведений искусства, антиквариата до самой дешевой одежды, обуви.

вернуться

Гиляровский В. А. Москва и москвичи. М.: Эксмо, 2008. С. 116–117.

Источник: https://www.rulit.me/books/savrasov-read-574423-23.html

Читать онлайн Саврасов страница 11. Большая и бесплатная библиотека

Подобные идеи мы встретим во многих статьях Рамазанова, они отвечали общему пафосу поиска новых путей русского искусства. Это уже в дальнейшем произойдет резкое размежевание сил, и тот же Рамазанов в 60-е годы окажется в лагере весьма реакционных представителей официальной народности и уже с этих позиций будет резко критиковать будущих передвижников.

Но сейчас речь идет о его статьях в «Москвитянине», сыгравших, безусловно, положительную роль как в судьбе Саврасова, так и в становлении московской школы живописи.

…В 1852 году Саврасов вновь побывал на Украине. Его первое путешествие по Малороссии, вместе с Дубровиным и Зыковым, было в значительной степени ознакомительным. Тогда он открыл для себя впервые поэзию украинской степи. Это впечатление, сильное и яркое, запало ему в душу.

Три года спустя он снова приехал на Украину, но уже не робким учеником, а вполне сформировавшимся художником.

Опять увидел безбрежные стенные просторы, высокое небо, опять трясся в тарантасе по пыльным шляхам, смотрел на одинокие курганы, казачьи хаты, водяные мельницы, панские усадьбы, на медленно ползущие на юг, к морю, обозы чумаков, встречал кобзарей, бандуристов, чувствовал, как замирает сердце, волнуется кровь при виде чернобровых дивчин, обжигавших взглядом своих медово-карих очей… И эта ковыльная южная степь, терпкий запах ее трав, симфония столь изменчивых и непостоянных красок! Саврасов открывал этюдник, брался за кисти, смешивал на палитре краски и наносил на маленький белый холст торопливые тонкие, негустые мазки. Он изображал степь в разное время суток: на рассвете, утром, днем, вечером, ночью, при лунном свете. И ему казалось, что он что-то постиг, уловил, что знает теперь, как нужно писать эти равнинные земли Украины.

Вернувшись в Москву с этюдами и рисунками, Алексей стал лихорадочно, под свежими впечатлениями, работать.

Сохранились две его картины: «Степь днем» и «Рассвет в степи».

Первое полотно поражает своей светоносностью. Море света. Световое излучение. Это степь в жаркий летний день, когда сухим зноем пышет земля, когда замерли, не колышутся при безветрии хлебные нивы. И еще бросается в глаза — почти две трети картины занимает небо.

Уже подлинно саврасовское, которому в дальнейших полотнах художника будет отводиться первостепенная роль. Степь небезжизненна.

На переднем плане, рядом с пригорком, поросшим травой и цветами, Саврасов изобразил двух дроф — крупных и изящных птиц, которые запомнились ему еще во время первой поездки на Украину.

Совсем иной выглядит степь на втором холсте Саврасова. Здесь она еще только пробудилась от ночного оцепенения; мгла, тени лишь начинают рассеиваться; светает. Огромное и на этой картине небо бледнеет, занимается заря, играя своими колдовскими, изменчивыми красками.

Но степь еще окутана сумраком. Рождение утра свершается в небесах… И невольно вспоминается знаменитое описание рассвета у Тургенева в «Записках охотника»: «Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось.

Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом.

Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали: отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею».

Все тот же Рамазанов писал об украинских работах молодого художника в журнале «Москвитянин» в феврале 1853 года: «Пейзажи г.

Саврасова… дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника, вследствие теплого и вместе с тем разумного воззрения на природу.

Саврасов в произведениях своих начинает достигать чувства меры, о котором мы говорили выше, и потому самобытность его таланта несомненна, — можно надеяться, что он не впадет ни в какие подражания, столь недостойные прямого дарования».

Самобытность таланта! Знаменательные проницательные слова. А мастеру в ту пору еще не исполнилось 23 года!

Позднее, в июне 1854 года, скульптор-критик в своей другой статье в «Москвитянине» по поводу очередной выставки в училище живописи и ваяния отметил жизненную правдивость художника.

«Между пейзажистами первое место, — писал он, — бесспорно, принадлежит г. Саврасову.

Его «буря», «малороссийская степь» и «водопад» исполнены жизни и обличают вполне прекрасное направление художника, близко изучающего природу, почему и картины его очень разнообразны».

Картина — «Степь с чумаками вечером» была написана Саврасовым два года спустя после второй поездки на Украину. Его впечатления не потускнели, память, воображение хранили чудесные виды Малороссии. Пейзаж хорошо передает поэзию вечерних сумерек в степи.

Проделав утомительный путь в пекле летнего дня, крестьянская семья устраивается на ночлег. Распряжена телега, волы отдыхают. На костре в подвешенном к жердям котле варится ужин. Вдали, в густеющей мгле, еще различимы белые хаты селения, ветряки. И на этом холсте почти две трети его занимает небо.

Вечернее, меркнущее, уже темнеющее в высоте, но еще светлое над горизонтом. И звезды пока еще не высыпали на небосводе…

Наверно, в жизни каждого человека наступает такой важный переломный момент, возникают такие обстоятельства, от которых зависит, как сложится его дальнейшая судьба. Пришло такое время и для Саврасова.

В мае 1854 года училище взбудоражила новость: приехавшая в Москву великая княгиня Мария Николаевна, президент Академии художеств, посетит это учебное заведение, чтобы ознакомиться с тем, как готовят будущих живописцев и ваятелей, призванных обогатить своим талантом русское искусство. Заодно она посмотрит выставку работ художников и учеников.

По свидетельству современников, Мария Николаевна была особой достаточно воспитанной. Герцен назвал ее «умной и образованной женщиной». Любовь к искусству повлечет ее в дальнейшем в Италию, где она будет жить во Флоренции, на вилле, принадлежавшей Анатолию Демидову, князю Сан-Донато.

Там она займется изучением и собиранием картин венецианской, флорентийской, фламандской, голландской, французской, немецкой художественных школ.

Она будет владеть одной из лучших частных коллекций в Европе, которую украсят полотна Боттичелли, Греза, Кранаха-старшего, Перуджино, Тициана, Тьеполо…

Карета, в которой приехала Мария Николаевна, остановилась у крыльца училища. Полицейские старались оттеснить столпившихся на углу Мясницкой, рядом с почтамтом, зевак. За порядком наблюдали несколько конных жандармов в киверах с лошадиными хвостами.

Великую княгиню сопровождали московский военный генерал-губернатор, он же председатель Московского художественного общества, генерал-адъютант граф Арсений Андреевич Закревский, обер-полицмейстер и другие персоны. Высокую гостью встречали все преподаватели во главе с тогдашним инспектором классов представительным Михаилом Ивановичем Скотти.

Были среди них и Рабус, и Рамазанов, и преподаватель портретной живописи Мокрицкий, сменивший ушедшего на покой Добровольского, и другие наставники.

Она прошла мимо обомлевшего черноусого швейцара из отставных солдат и, сопутствуемая свитой, поднялась наверх. Мария Николаевна знакомилась с училищем, не без интереса выслушивала разъяснения, задавала вопросы, вникала в нужды находившейся под ее опекой школы. Она побывала во всех залах, где были выставлены картины.

Некоторые привлекли ее особое внимание, и она задерживалась возле них. Наибольшим интересом на этой выставке, которую посетили тысячи москвичей, пользовалась неоконченная картина Карла Брюллова «Вирсавия» — последняя работа великого художника.

Здесь были показаны также «Вдовушка» Федотова, два морских пейзажа Айвазовского, виды Калама, Лагорно, Жамета…

Мария Николаевна в самых лестных выражениях отозвалась об успехах училища. Более того, ознакомившись с выставкой, она изъявила желание приобрести семь наиболее понравившихся ей работ.

В числе их — картина Саврасова «Степь с чумаками вечером» и его же «Пейзаж масляными красками на бумаге». Картину оценили в 200, а пейзаж — в 25 рублей серебром. Среди отобранных вещей была акварель Воробьева «Голова старика».

Все эти работы потом были отправлены в Петербург, в придворную контору.

Но это еще не все. Художнику Саврасову передали высочайший приказ прибыть в Петербург, на дачу Марии Николаевны Сергиевку, находившуюся между Петергофом и Ораниенбаумом на берегу Финского залива.

Из всех учеников и молодых художников единственным, кто удостоился такой чести, был Саврасов… Академик Николай Рамазанов в статье «Художественные известия», опубликованной в «Московских ведомостях», восторженно писал: «Честь и хвала бывшему ученику Московского Училища!»

Известие о том, что Мария Николаевна пригласила Алешу писать виды на ее даче под Петербургом, вызвало чуть ли не переполох в доме. Никто не ждал такого поворота судьбы. Дочь государя не только купила «картинки» Алексея, но и призвала его к себе.

Все это даже как-то не укладывалось у Кондратия Артемьевича в голове.

Малевал его отрок что-то на бумаге, а он, Соврасов, раздражался и негодовал, видя в этом пустое, никчемное занятие… Но вот не так уж много времени прошло, и его младший сын обратил на себя внимание царской фамилии… Воистину неисповедимы пути господни! Значит, прав-то был все-таки Алешка, неслыханным упорством добившийся своего, ставший художником. Выходит, художник — это не такой уж горемыка, зарабатывающий на жизнь своим ремеслом. Разве, к примеру, стала бы дочь императора иметь дело с купцом? Никогда! А вот до художника снизошла…

Источник: https://dom-knig.com/read_181338-11

ARTPRICED — оценка и покупка антиквариата онлайн. Высокие цены, бесплатная экспертиза

Выдающийся русский живописец, пейзажист, основоположник лирического пейзажа. Замечательный педагог, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан.

Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 мая 1830 года в семье небогатого московского купца. Учась в городском трёхклассном училище, двенадцатилетний Саврасов перерисовывал гуашью и акварелью иллюстрации из журналов и продавал их перекупщикам на Никольской и на Ильинке, которые охотно брали их по дешёвой цене.

В 1844 году Саврасов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По окончании первого года занятий художник много пишет с натуры в окрестностях Москвы. Осенью Саврасов отнёс свои этюды на продажу своим старым знакомым перекупщикам на Ильинке. «Неужели это ваши? — уважительно спросил торговец. — Как вы так писать-то научились…

Около ваших картинок дышать можно, столько в них воздуха…» И заплатил по пять рублей, хотя год назад не давал больше двух рублей за этюд. Эти работы случайно увидел любитель искусства И.В. Лихачев, который постоянно ходил по художественным лавкам, ища вещи, представляющие для него интерес. Лихачёв познакомился с Саврасовым и предложил ему за его счёт поехать в Крым писать пейзажи.

Поездка в Крым была вообще первым выездом за предела родной Москвы и не вызвала, однако, бурных восторгов молодого Саврасова. «Вот только после кипарисов я понял, как надо по-настоящему писать наши милые берёзки!» Тем не менее результатом этой поездки стал ряд работ, заставивших критиков говорить о молодом живописце как о надежде русского пейзажа.

Читайте также:  Мадонна конестабиле, рафаэль санти - описание картины

В 1850 году за картины «Вид Московского Кремля при лунном освещении» (1850, частное собрание, Москва) и «Камень в лесу у Разлива» (1850, ГТГ) он получает звание художника и едет продолжать своё обучение в Петербург в Академию художеств. Незаурядный талант московского живописца получил призвание в Петербурге.

На художника посыпались заказы, великая княгиня Мария Николаевна, президент Академии художеств, приобрела его картину «Степь с чумаками вечером» (Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск) и предложила погостить и поработать в ее загородной резиденции Сергиевка, находившейся между Петергофом и Ораниенбаумом.

Там Саврасов пишет картины «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» (1854, частное собрание, Санкт-Петербург) и «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854, ГТГ), за которые двадцатичетырёхлетний художник удостоился звания академика. Художника тянет в Москву. Его манит подмосковный пейзаж, полный лирического очарования.

В 1855 году Саврасов вернулся в Москву и продолжил работу в любимых окрестностях столицы.  В 1857 году Саврасов  женился на Софье Герц, сестре его соученика и приятеля, живописца Константина Герца и искусствоведа Карла Герца, одного из просвещеннейших людей Москвы, основателя кафедры истории искусств в Московском университете.

Тогда же ему было предложена должность руководителя пейзажного класса училища живописи и ваяния, которое он еще недавно закончил. М. В. Нестеров вспоминает:» Саврасовская мастерская была окружена таинственностью, горячим ключом била в ней жизнь.

Саврасов умел воодушевлять и, охваченные восторженным поклонением родной природе, ученики работали не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре. С первыми весенними днями вся мастерская спешила уехать из города, посреди тающих снегов любоваться красотою пробуждающейся жизни.

Распускался дуб, и Саврасов, взволнованный, вбегал в мастерскую, возвещая об этом как о великом событии, и уводил с собой молодёжь в подмосковные зеленеющие рощи и расцветающие поля.» В 1860-е годы Саврасов стал одной из центральных фигур культурной жизни Москвы. Среди его близких друзей и знакомых лучшие писатели, художники искусствоведы и меценаты (Перов, В. Пукирев, А. Борисовский, М.

Боткин, Павел Третьяков и другие), которые, по воспоминаниям современника, «собирались в уютном саврасовском доме «на чашку чая» и вели оживленные беседы об искусстве, читали литературные новинки, спорили по вопросам, волновавшим в то время русское общество».

Заметную роль играл Саврасов и в деятельности Общества любителей художеств (МОЛХ), секретарем которого был ставший ему родственником и близким другом искусствовед Карл Герц. В 1865 году Саврасов по совету мецената А. Борисовского едет в Англию, Францию и Германию, где встречается с известными художниками.

Многие советовали Саврасову остаться работать за границей, но Саврасова тянет на родину. «Что мне, русскому живописцу, делать на чужой стороне», — говорил художник. Он возвращается в Россию и много работает на пленэре: ездит на Волгу, в Ярославль, под Кострому, в Нижний Новгород, Юрьевец, в Болгары под Казанью и Жигули.

В его работах того времени «Разлив Волги под Ярославлем» (1871, ГРМ), «Печерский монастырь на Волге под Нижним Новгородом» (1871, Нижегородский государственный художественный музей), «Волга» (1870-е, ГТГ) широкие речные просторы, заволжские дали, заставляют зрителя проникнуться привольным духом великой русской реки.

За картину «Волга под Юрьевцем» Саврасов весной 1871 года был удостоен первой премии на конкурсе Московского общества любителей художеств. По словам современника, «картина эта довольно обширных размеров (более сажени в ширину). Колорит, если так можно выразиться, дождливый.

Бесконечная зыбь матушки-кормилицы Волги; облачное небо; Юрьевец на взгорье; куча бурлаков, тянущих на бечеве баржу; невеселая, но характерная картина…» Картина написана за два года до репинских «Бурлаков на Волге».

Интересно, что в работе над картиной художнику помогал Перов, которому Саврасов, в свою очередь, отвечал тем же при написании пейзажей в картинах «Птицелов» (1870) и «Охотники на привале» (1871). В конце 1870 года, получив заказ на исполнение «рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге», Саврасов взял в училище отпуск до первого мая и вместе с семьей надолго уехал в Ярославль.

Сняв большую квартиру, они какое-то время вели счастливую, «тихую и сосредоточенную» жизнь в старинном приволжском городке. Но в это время семью Саврасова постигла ужасная трагедия: в феврале умерла новорожденная дочка (уже третий умерший ребенок Саврасовых), тяжело заболела жена. О глубине горя художника свидетельствуют исполненные им на ярославском кладбище изображения могилы дочери.

И все-таки именно весной 1871 года Саврасов пишет первые этюды к его лучшей картине «Грачи прилетели» (1871, ГТГ). Окончательный вариант картины художник делает в Москве в своей мастерской. Художник выставил картину на первой передвижной выставке, и её сразу же приобрёл П. М. Третьяков. На картине изображена Воскресенская церковь в деревне Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии, сохранившаяся до наших дней. Впоследствии Саврасов делает несколько повторов картины. Несмотря на этот огромный успех, недуг пьянства всё больше овладевает художником. Саврасов отходит от семьи и своих друзей и слоняется по знакомым, выпрашивая денег на выпивку и предлагая взамен свои этюды. Осенью 1897 года Саврасов умер в Первой градской больнице. К сожалению, впоследствии творчество Саврасова было не всеми понято; для многих он являлся художником одной картины. В частности, Александр Бенуа в своей известной «Истории русской живописи» говорит о Саврасове, как о художнике-неумехе, который каким-то чудом умудрился написать одну хорошую картину «Грачи прилетели». Однако история расставила всё на свои места. Ученик Саврасова И. И. Левитан сказал на похоронах своего любимого учителя: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, большого художественного явления, но осталась и останется в русском и мировом пейзажном искусстве картина «Грачи прилетели».  

  • Название : Волга близ Юрьевца
  • Год создания : 1908
  • Материал : Холст, масло
  • Размер : 126,5 х 207
  • Собрание : Частная коллекция
  1. Название : Лосиный остров
  2. Год создания : 1881
  3. Материал : Холст, масло
  4. Размер : 53,2 x 45,4
  5. Собрание : Частная коллекция
  • Название : Деревенский пейзаж
  • Материал : Дерево, масло
  • Размер : 19 x 31
  • Собрание : Частная коллекция
  1. Название : Фили. Кутузовская изба
  2. Год создания : 1860-е
  3. Материал : Холст, масло
  4. Размер : 24,5 х 34,4
  5. Собрание : Тверская областная картинная галерея
  • Название : Чумаки
  • Год создания : 1854
  • Материал : Холст, масло
  • Размер : 62,5 х 84
  • Собрание : Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
  1. Название : Вечерний свет
  2. Год создания : 1872
  3. Материал : Холст, масло
  4. Размер : 73 х 58,5
  • Название : К весне
  • Год создания : 1880-е
  • Материал : Холст, масло
  • Размер : 40 х 30
  1. Название : Лето
  2. Год создания : 1880-е
  3. Материал : Холст, масло
  4. Размер : 40 х 30
  • Название : Хижина в зимнем лесу
  • Год создания : 1888
  • Материал : Холст, масло
  • Размер : 98 х 71
  • Собрание : Частная коллекция
  1. Название : Пей­заж. Вечер
  2. Материал : Картон, масло
  3. Размер : 12,6 х 21,9
  4. Собрание : Симферопольский художественный музей
  • Название : Мельница. Этюд
  • Год создания : 2-я половина 19 века
  • Материал : Холст, масло

Собрание : Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи

  1. Название : Сельский вид с болотцем
  2. Год создания : Конец 19 века
  3. Материал : Холст, масло
  4. Размер : 57 х 79,5

Собрание : Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи

  • Название : Ранняя весна
  • Год создания : 1880—1890
  • Материал : Холст, масло
  • Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь

Название : Зима

Собрание : Николаевский художественный музей имени В.В. Верещагина

  1. Название : Рыбаки на Волге
  2. Материал : Холст, масло
  3. Размер : 58 х 80.5
  4. Собрание : Частное собрание
  • Название : Весна. Огороды
  • Год создания : 1893
  • Материал : Холст, масло
  • Размер : 60,5 х 76
  • Собрание : Пермская государственная художественная галерея
  1. Название : На Волге
  2. Год создания : 1875
  3. Материал : Холст, масло.
  4. Размер : 82 x 66
  5. Собрание : Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
  • Название : Озеро в горах Швейцарии
  • Год создания : 1866
  • Материал : Холст, масло.
  • Размер : 51 x 68
  • Собрание : Государственная Третьяковская галерея
  1. Название : Пейзаж с сосной
  2. Год создания : 1854
  3. Материал : Холст, масло.
  4. Размер : 60 x 80
  5. Собрание : Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник
  • Название : Печерский монастырь под Нижним Новгородом
  • Год создания : 1871
  • Материал : Холст, масло
  • Размер : 101,5 x 131
  • Собрание : Нижегородский художественный музей
  1. Название : Плоты
  2. Год создания : 1868
  3. Материал : Холст, масло.
  4. Размер : 85 x 110
  5. Собрание : Харьковский художественный музей
  • Название : Разлив Волги под Ярославлем
  • Год создания : 1871
  • Материал : Холст, масло.
  • Размер : 48 x 72
  • Собрание : Государственный Русский музей
  1. Название : Ранняя весна. Оттепель
  2. Год создания : 1880-е
  3. Материал : Холст, масло.
  4. Размер : 68 x 54

Собрание : Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

  • Название : Распутица
  • Год создания : 1894
  • Материал : Холст, масло.
  • Размер : 69 x 80

Собрание : Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова

  1. Название : Рожь
  2. Год создания : 1881
  3. Материал : Холст, масло
  4. Размер : 45,4 x 64
  5. Собрание : Государственная Третьяковская галерея
  • Название : Сельский вид
  • Год создания : 1867
  • Материал : Холст, масло.
  • Размер : 65 x 110
  • Собрание : Государственная Третьяковская галерея
  1. Название : Берег реки
  2. Год создания : 1879
  3. Материал : Холст, масло
  4. Размер : 53,5 x 45

Собрание : Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого

  • Название : Весенний день
  • Год создания : 1873
  • Материал : Холст, масло.
  • Размер : 95 x 140
  • Собрание : Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник
  1. Название : Вечер. Перелет птиц
  2. Год создания : 1874
  3. Материал : Холст, масло
  4. Размер : 82,5 x 65
  5. Собрание : Одесский художественный музей

Название : Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (Имение И.Д.Лужина близ станции Влахернская)

  • Год создания : 1850 (?)
  • Материал : Холст, масло
  • Размер : 47,5 x 64
  • Собрание : Государственная Третьяковская галерея
  1. Название : Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду
  2. Год создания : 1851
  3. Материал : Холст, масло.
  4. Размер : 67 x 90
  5. Собрание : Государственная Третьяковская галерея
  • Название : Вид на Москву от Мазилова
  • Год создания : 1861
  • Материал : Холст, масло
  • Размер : 61,5 x 90
  • Собрание : Государственная Третьяковская галерея
  1. Название : Волга близ Городца
  2. Год создания : 1870
  3. Материал : Этюд Холст, масло
  4. Размер : 25,4 x 33
  5. Собрание : Государственная Третьяковская галерея
  • Название : Грачи прилетели
  • Год создания : 1871
  • Материал : Холст, масло.
  • Размер : 62 x 48
  • Собрание : Государственная Третьяковская галерея
  1. Название : Дворик. Зима
  2. Год создания : 1870-е
  3. Материал : Холст, масло.
  4. Размер : 53 x 43
  5. Собрание : Государственная Третьяковская галерея
  • Название : Домик в провинции. Весна
  • Год создания : 1878
  • Материал : Дерево, масло
  • Размер : 43,8 x 32
  • Собрание : Частное собрание
  1. Название : Закат
  2. Год создания : 1870-е
  3. Материал : Холст, масло.
  4. Размер : 29 x 44
  5. Собрание : Таганрогская картинная галерея
  • Название : Закат над болотом
  • Год создания : 1871
  • Материал : Холст, масло.
  • Размер : 88 x 139
  • Собрание : Государственный Русский музей
  1. Название : Зима
  2. Год создания : 1873
  3. Материал : Холст, масло.
  4. Размер : 84 x 62
  5. Собрание : Самарский художественный музей
  • Название : Зима
  • Год создания : Конец 1870-х — начало 1880-х
  • Материал : Холст, масло
  • Размер : 53,5 x 71
  • Собрание : Государственный Русский музей
  1. Название : Зимний пейзаж (Оттепель)
  2. Год создания : 1890-е
  3. Материал : Холст, масло
  4. Размер : 36 x 54
  5. Собрание : Ивановский областной художественный музей
  • Название : Зимний пейзаж. Москва
  • Год создания : 1873
  • Материал : Холст, масло.
  • Размер : 84 x 64

Собрание : Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина

  1. Название : К концу лета на Волге
  2. Год создания : 1873
  3. Материал : Холст, масло.
  4. Размер : 55 x 44
  5. Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Камень в лесу у «Разлива». Вид в имении И.Д.Лужина близ станции Влахернская

  • Год создания : 1850
  • Материал : Холст, масло
  • Размер : 44,5 x 60
  • Собрание : Государственная Третьяковская галерея
  1. Название : Летний пейзаж. Сосны
  2. Год создания : 1880-е
  3. Материал : Холст, масло
  4. Размер : 89,8 x 71
  5. Собрание : Ярославский художественный музей
  • Название : Лето
  • Материал : Холст, масло.
  • Размер : 43 x 37
  • Собрание : Екатеринбургский музей изобразительных искусств
  1. Название : Лунная ночь. Болото
  2. Год создания : 1870
  3. Материал : Холст, масло
  4. Размер : 46,8 x 80
  5. Собрание : Серпуховский художественно-исторический музей
  • Название : Могила на Волге. Окрестности Ярославля
  • Год создания : 1874
  • Материал : Холст, масло
  • Размер : 81,3 x 65
  • Собрание : Государственный художественный музей Алтайского края

Источник: https://artpriced.ru/biografiya/savrasov_aleksey_kondratevich

Ссылка на основную публикацию