«снежные вершины», архип иванович куинджи — описание картины

Про Архипа Куинджи говорили, что его картины затмевают на выставках произведения других живописцев, не оставляя им шанса на внимание аудитории.

«Для того, чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом», — говорил Куинджи. Следуя этому принципу, он неустанно трудился, прокладывая путь импрессионизму.

Эксперименты со светом, тонко написанные пейзажи и неповторимая авторская манера принесли Архипу Ивановичу мировую известность.

Художник ушел из жизни 24 июля 1910 года. В годовщину смерти одного из самых известных русских пейзажистов предлагаем вам познакомиться с любопытными фактами из его биографии и, конечно, творчеством — чтобы вы сами убедились в том, что пройти мимо его работ на выставке было невозможно:

Архип Куинджи рано лишился родителей, поэтому нанимался на работу, будучи еще маленьким мальчиком. Чтобы заработать, он брался за любое дело: был пастухом, служил на постройке церкви, а также подрабатывал у хлеботорговца. Чувствуя тягу к живописи, Архип попытался поступить в ученики к Ивану Айвазовскому, однако художник его не заметил — в итоге ученик лишь красил забор да толок краски.

  • «Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины
  • На острове Валааме, 1873 год
  • «Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины
  • Украинская ночь, 1876 год
  • В юности Архип Иванович всерьез увлекался фотографией и даже попытался открыть собственную студию.

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

Березовая роща, 1901 год

Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. Современники рассказывали о нем следующее. Зайдя однажды к художнику Ивану Крамскому, Куинджи застал его сыновей за уроком математики. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. Куинджи тоже захотел выслушать объяснение.

«Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете!» — возразил ему Крамской. Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте! Это… я — человек… и потому все могу понять!..» Куинджи потребовал дать ему условия задачи и формулы. Архип Иванович, никогда не прикасавшийся к математике, просидел над задачей ночь, а утром, гордый, явился к Ивану Крамскому — задача была решена.

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

  1. Ладожское озеро, 1870−1873
  2. «Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины
  3. После дождя, 1879 год

Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму».

Игра светотени, контрасты берега на первом плане, холодный лунный свет, поражающий своим правдоподобием — все это не оставило профессоров равнодушными. Он удостоен звания свободного художника, после чего ему разрешено сдавать экзамены для получения диплома.

Поначалу Куинджи прилежно учился, но после успеха своих работ на выставках Товарищества передвижников перестал посещать лекции.

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

Березовая роща, 1879 год

Художник тщательно подходил к вопросу организации выставок и всегда следил за тем, как освещены его картины. Выставляя в 1880-м свою работу «Лунная ночь на Днепре», художник направил на нее луч электрического света. Картина заиграла новыми красками, поразив публику эффектными цветовыми решениями. Вообще, многие критики отмечали удивительную силу, с которой Куинджи передавал свет.

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

Лунная ночь на Днепре, 1880 год

Архип Иванович много экспериментировал с цветом, стремясь сделать свои произведения максимально правдивыми. Он пользовался асфальтовыми красками, однако с течением времени они, увы, темнеют.

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

Снежные вершины, 1895 год

К Куинджи быстро пришла слава, а значит — излишнее внимание. В начале 80-х он решает стать затворником: работает над новыми картинами, но не выставляет их. Этот период в жизни художника длится целых 20 лет.

Архип Иванович создает новые краски, которые должны быть устойчивы к воздействию света и воздуха. «Искусство — не игра для развлечения. Играть с искусством — тяжелый грех», — говорил художник.

Он работал систематически, не отвлекаясь на шум славы, прорабатывая новые приемы в живописи.

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

Радуга, 1900−1905

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

  • Ночное, 1905−1908
  • Вечер на Украине, 1878 год

Художник активно занимался благотворительностью. Так, он передавал щедрые взносы в Академию художеств. На благотворительную деятельность уходила большая часть средств — сам Куиджи жил очень скромно.

Источник: https://diletant.media/articles/30085721/

Куинджи Архип Иванович

Кудесник цвета, новатор, пейзажист.

О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. Сам он никогда о себе ничего не писал, считается, что он не умел писать и был мало грамотен так как его происхождение из самых низов. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»).

  И в виде на жительство в 1870 году, — как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». Вся жизни русского художника мало изучена, известны только «общественные» его дела. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» — фамилия взята в память о деде-ювелире.

Известно, что у художника был брат, который русифицировал свою фамилию, назвав себя Спиридоном Золоторёвым.

В возрасте трёх лет Куинджи потерял отца, а следом и мать. Его взяли на воспитание родственники. Из-за материальных трудностей им не удалось дать мальчику хоть какое-то образование, да и сам Куинджи не хотел учиться. Мечта мальчика стать художником исполнилась не сразу, он ещё долго менял профессии, прежде чем сделал серьёзные шаги в мир большой живописи.

В 1850-х годах юноша едет в Феодосию к известному русскому художнику Айвазовскому, но тот лишь доверяет Куинджи растирать краски и красить заборы. Есть сведения, что тогда художник получил несколько значимых уроков у ученика Айвазовского, известного по тем временам, А Фесслера. Так юноше пришлось вернуться в Мариуполь.

Предположительно в 1860-х годах молодой живописец пытается дважды поступить в Академию художеств и всё безрезультатно, ведь его художественная подготовка оставляет желать лучшего. Только благодаря своей энергии и упорству он добился успеха.

В 1868 году за исполненную им картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма» Куинджи получает от Академии звание «свободный художник». В то же время ему разрешают посещать занятия в Академии в качестве вольнослушателя.

Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. Картины, исполненные им в 1870-х годах показывают участие художника в идеях передвижничества.

В 1875 году Куинджи становится членом Товарищества передвижнических художественных выставок. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» — художник уходит из Товарищества.

Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». А с 1882 года, когда зритель был ошеломлён устроенными художником выставками одной картины, он перестаёт выставляться.

Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта.

В 1880-е годы Куинджи стал богатым человеком. Картины его очень высоко ценились, он занимался ещё недвижимостью и стал владельцем 3-х петербургских домов на Васильевском острове.

В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. И характер художника ничуть не изменился.

В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. Она была дочерью предпринимателя, который разрешил ей замужество с Куинджи только после того, когда художник стал богатым. У них не было детей, но было полное взаимопонимание.

Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника.

О Куинджи ходили легенды. Люди говорили о любви художника к «братьям меньшим», о том, что он умеет разговаривать с птицами. И действительно Куинджи разбил сад на крыше, куда слетались птицы со всей округи. Он лечил и кормил их.

По характеру Куинджи был совершенно бескорыстен, а его благотворительные акции потрясали многих современников.

В 1900-х годах Куинджи подарил Академии художеств 100 000 рублей, которые пошли на учреждение 24 ежегодных премий, присуждавшихся молодым живописцам.

А в 1909 году отдал 150 000 рублей и своё крымское имение новому независимому объединению художников – его стали называть Общество имени А.И. Куинджи.

В 1892 году Куинджи присвоили звание профессора. С 1894 по 1897 год Куинджи ведёт пейзажный класс. Его воспитанниками были известные художники – Богаевский, Рерих, Рылов. Даже когда преподавательская деятельность была окончена, двери семьи Куинджи всегда были открыты для его воспитанников.

В конце жизни русский художник тяжело болел, у него было больное сердце. Умер он в своей петербургской квартире буквально на руках у своих учеников, которые съехались из разных уголков России.

Известные произведения Куинджи Архипа Ивановича

Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. Хотя нельзя утверждать о влиянии заграничных поездок на технику исполнения русского художника.

После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» — вещь небывалую в русской живописи по тем временам. В этой картине художник уходит от реализма к романтизму, но не академическому, а с совершенно новыми приёмами живописи.  Когда в 1878 году картины Куинджи экспонировались на выставке в  Париже, огромный успех имела именно эта картина.

В «Украинской ночи» Куинджи не использует тональности как передвижники, он использует цветовые сочетания. Чтобы достичь контраста с яркой освещённостью Куинджи пишет реку лишь схематически, основываясь на цвете грунтовки. Он уплощает картину, сохраняя перспективу, тем самым предвосхищая декоративную живопись начала ХХ века. Дорога и хаты словно фосфорицируют.

Одна из самых известных работ Куинджи — картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Существует история, что зрители заглядывали за полотно, чтобы узнать, нет ли там лампочки, подсвечивающей полотно.

Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде…» или: «Знаете ли вы украинскую ночь?..» Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала  сенсационным событием. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину.

Читайте также:  Брук уотсон и акула, джон синглтон копли, 1778

Зал был практически без освещения, лишь электрический луч направлялся на картину, усиливая её сияние и глубину.

Естественный лунный свет достигнут путём многослойной лессировкой и умелым использованием световых и цветовых контрастов. В этой картине изображено слияние человеческого мира с природой. Почти идеальное композиционное решение, дополненное побеленными домами, отсвечивающими лунный свет. Куинджи создаёт иллюзию искрящейся и трепещущей глади воды.

Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи.

Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. В этой картине встречаются сразу три мотива живописи тех времён – мотив хлебного поля, мотив дороги и мотив радуги – их стремились исполнить многие известные художники.

С этой картиной, несмотря на свой возраст, художник был современным, шёл в ногу со временем.

Целостный образ мира в картине дополнен небольшой деревушкой, разместившейся на холме.  Радуга в христианской литературе считается символом неразрывной связи Бога и человека. В работе Куинджи радуга источает ослепительный свет.  Извилистый просёлок, полузаросший травой и тёмный от дождя, разрезает поле на две части и теряется вдали, выражая образ странствования человека.

Картина «Ночное» (1905-08), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.   Эта картина периода жизни затворничества русского живописца. Куинджи не выставлял больше своих работ на выставках, но продолжал плодотворно работать.

«Ночное» впечатляющий результат его работы на закате лет. Картина выполнена в стиле преображённого романтизма, внимательного реализма и нарождающегося на рубеже веков символизма.

То есть это произведение соединяет в себе сразу три тенденции живописи.

Главным героем картины является небо, которое изображено на большей части картины, благодаря низкой линии горизонта. Месяц посылает прощальный привет земле.  Композиционный центр картины – лошади.

Как будто пятнами изображены сонные подростки. Мотив картины – тихое и светлое прощание художника, что можно прочитать и в дымке, скрывающих безбрежные просторы, будто тающих на глазах у зрителя далей.

Шедевр Куинджи А.И. – картина «Берёзовая роща»

Берёзовая роща – символ России. Часто изображается художниками и всегда по разному. Эта картина написана в 1879 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

 Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой.

В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт.

Куинджи лепит идеальный образ берёз. Они одновременно реальны и условны, их уплощение создаёт декоративность картины.

Колорит картины задаёт всепроникающий зелёный цвет, который присутствует и в небе, и на стволах деревьев, и в ручейке, не говоря уже о траве и листьях.

Стремление к идеальному изображению придало статичность деревьев, и листьев, словно бы застывших между небом и землёй. Передний план картины погружён в тень, подчёркивающую солнечную насыщенность центральной части.

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

  • Дарьяльское ущелье. Лунная ночь

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

  • Пятна лунного света. Зима

Источник: http://rus-artist.ru/2013-07-19-10-03-41.html

«Художник света». К 175-летию Архипа Ивановича Куинджи

«У
нас в России до Куинджи никто не был так чувствителен к весьма тонкой разнице
близких между собою тонов, и, кроме того, никто не различал в такой мере, как
он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга»

И.Н. Крамской

15 января исполнилось 175 лет со дня
рождения Архипа Ивановича Куинджи (1841?-1910), русского живописца-пейзажиста.

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины
Архип Иванович
Куинджи, 1870

Архип Куинджи родился в местечке Карасу под
Мариуполем в 1841 (по другим данным – 1842), в семье бедного сапожника-грека. Фамилия
Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел
мастер».

Ребёнок рано лишился родителей и жил в большой бедности. В школе Архип
учился плохо, зато рисовал постоянно.

Не окончив школу, он был определён к
строительному подрядчику, затем к хлеботорговцу; потом  выучился у учителя-грека грамоте по-гречески.

С ранних лет Куинджи увлекался
живописью, рисовал на любом подручном материале – на стенах, заборах и обрывках
бумаги. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Был в
учениках у И.К. Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту – лишь
толок краски.

В 1860–1861 годах Архип едет в
Петербург, мечтая о поступлении в Академию художеств. «Был уже не мальчик, – рассказывал он впоследствии, – понимал, что времени терять в мои годы
нельзя.

Желание учиться у меня было горячее и твёрдое, и я решился ехать в
Петербург где никого не знал и был почти без денег».
Однако поступить ему
не удалось: он дважды «проваливается» на вступительных экзаменах.

Но это не
могло остановить упорного и настойчивого юношу.

В 1868 г. на академическую выставку он
представил картину «Татарская сакля в
Крыму»,
за которую получил звание неклассного художника. С третьей попытки он
становится вольнослушателем Академии,  окунаясь в атмосферу
художественной жизни. Он дружит с И.Е. Репиным, В.М, Васнецовым, знакомится с И.Н.
Крамским, В.Д. Поленовым, М.М. Антокольским.

На выставку 1869 г. Куинджи представил
три пейзажа: «Рыбачья хижина на берегу
Азовского моря», «Буря на Чёрном море», «Вид Исаакиевского собора при лунном
освещении».
В них явно ощущалась увлечённость молодого художника стилем и
живописной манерой И.К. Айвазовского и его стремление овладеть основами
академической школы.

За картину «Осенняя распутица» он в 1872 г. получает звание классного
художника.

Эта, казалось бы, выдержанная в законах пейзажного жанра работа,
повествующая об унылой жизни русской деревни, наполнена той же болью, которая
пронизывает лучшие произведения передвижников*, посвящённые крестьянской теме.

По раскисшей под дождём дороге медленно движется телега, а по тропинке, ведущей
к виднеющимся вдали убогим избам, с трудом бредёт женщина с ребёнком – вот почти
и все детали унылого пейзажа. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.

 

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

А.И. Куинджи «Осенняя
распутица», 1872

Лето 1872 г. Куинджи посещает остров
Валаам – любимое место петербургских пейзажистов. В результате появились
картины: «Ладожское озеро» и «На острове Валааме».

Неторопливо,
спокойно ведёт художник в своих картинах повествование о природе острова, с его
гранитными берегами, омываемыми протоками, с тёмными густыми лесами, упавшими
деревьями.После выставки 1873 г., на
которой экспонировалась картина «На острове Валааме», о Куинджи заговорили в
прессе, отмечая его самобытный и большой талант.

 О картине И.Е. Репин сказал, что она написана «удивительным серебряным тоном». Картина
стала первым произведением Куинджи, приобретённым П.М. Третьяковым.

 

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

А.И. Куинджи «На
острове Валааме», 1873

В 1873 г. после большого успеха
валаамских пейзажей Куинджи отправился в свою первую заграничную поездку. Путь
его лежал через Германию.

В Мюнхене и Берлине его ожидала встреча с
превосходными собраниями старых мастеров. Затем художник остановился в Париже,
побывал в Лондоне, Базеле, Вене.

Куинджи считал, что русская живопись стоит
много выше прославленных, но бессодержательных образцов парижского Салона.

В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе
поощрения художеств картину «Снег»,
за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую
медаль.

Возвратившись из заграничного
путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал
естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками.

В 1877 г. Куинджи становится членом
Товарищества передвижников; в 1878 г. выставляет «Лес» и «Вечер на Украине»,
возбудивший массу споров и создавший много подражателей.

В 1879 г. он выставляет «Север», «Берёзовую рощу», «После грозы».
Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Катина «Север» закончила
серию северных пейзажей. Затем долгие годы Куинджи отдаёт свой талант
воспеванию природы южной и средней полосы России.      

В «Берёзовой роще»** художник созерцает
красоту. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. В картине доминирует
идея красоты.

Поэтому изображение реального пейзажа обобщено посредством
цветового решения: поляна представлена ровной, как стол, плоскостью, небо –
монотонно окрашенным задником, роща – почти силуэтно, стволы берёз на переднем
плане кажутся плоскими декорациями.

В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных
частностей рождается изумительно цельное впечатление лика природы, редкостной,
совершенной красоты».

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины
А.И. Куинджи «Берёзовая
роща», 1879

Казалось, будто само солнце проникло в
помещение выставочного зала, освещая зелёную поляну, играя на белых стволах берёз,
на ветвях могучих деревьев. Работая над картиной, Куинджи искал, прежде всего,
наиболее выразительную композицию. От эскиза к эскизу уточнялись расположение
деревьев, размеры поляны.

Читайте также:  «тайная вечеря», тинторетто — описание картины

В окончательном варианте нет ничего случайного,
«списанного» с натуры. Передний план погружен в тень — так подчёркивается
звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны. Художник сумел, избежав
театральности, создать декоративную картину в лучшем понимании этого слова.

Куинджи с огромным вдохновением воспевает в ней красоту и поэзию природы,
ослепительную яркость солнечных лучей.

В 1880 г. в Петербурге Куинджи
устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре». Выставка эта
имела огромный успех. У входа на выставку стояла огромная очередь.

Картина
превзошла все ожидания публики и уже во время создания обрела небывалую славу:
в мастерскую к художнику приходили посмотреть на необычный пейзаж И.Н. Крамской,
Д.И. Менделеев, И.С. Тургенев и многие другие.

 

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

А.И. Куинджи «Лунная
ночь на Днепре», 1880

Картина поразила зрителей сочетанием
глубокой правды и не имеющим аналогий живописным решением. Среди зрителей
возникали разговоры о том, что художник пользуется специальной «лунной» краской.
Пейзажист В.Д. Орловский после долгих размышлений пришёл к выводу, что Куинджи
пишет природу, глядя на неё сквозь цветные стёкла.

О Куинджи говорили везде. Он стал самым
известным человеком в Петербурге. «Положительно
я не помню,
– писал поэт Я. Полонский, – чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы,
наглядевшись на полотно, выносили такое невероятное впечатление».

Картина властно приковывала внимание
зрителя. Освещённая с обеих сторон специальными лампами, она казалась окном,
открытым в чарующую украинскую ночь. Замер, не шелохнется Днепр, освещённый
бледным светом луны. Тёмная, тихая ночь царит в природе. Спит украинская
деревушка, примостившаяся на берегу, лишь белые мазанки выступают из мрака
ночи…

Особенно поразительным был в картине
лунный свет: сильный в центре, насыщенный всеми оттенками зеленоватого тона, он
постепенно затухал к краям холста, сливаясь с чернотой воды и облаков. Многие
не верили, что художник написал всё это, не прибегая к особым живописным
секретам.

Мастерство Куинджи в передаче лунного
света – результат огромной работы художника, длительных поисков. Его мастерская
была лабораторией исследователя.

Он много экспериментировал, изучал законы
действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми
отношениями в самой природе.

Упорным, настойчивым трудом достигал Куинджи
виртуозного владения цветом, той композиционной простоты, которые отличают его
лучшие работы.

«Лунную ночь на Днепре» поспешил
приобрести великий князь Константин Константинович, который даже в кругосветном
путешествии не хотел с ней расставаться. «…Его
«Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, его река
действительно совершает величественное своё течение, небо – настоящее,
бездонное и глубокое»,
– писал И.Н. Крамской.

«Иллюзия
света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда
живописи. Куинджи – художник света», –
писал И.Е. Репин.

В 1881 г., также в «сольном» режиме,
Куинджи выставил «Берёзовую рощу»,
имевшую столь же шумный успех, а в 1882 г. представил «Днепр утром» вместе с «Берёзовой рощей» и «Ночью на Днепре». После
этой выставки до самой своей смерти Куинджи нигде больше картин своих не
выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал. Наступили долгие годы
молчания.

 

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

А.И. Куинджи «Снежные
вершины гор», 1890-1895

Последние годы Куинджи много
путешествовал. По приглашению Н.А. Ярошенко Куинджи впервые приезжает на Кавказ
и становится активным участником вечеров на «Белой вилле» в Кисловодске, где
встречались литераторы, артисты, художники, учёные.

Поездка на Кавказские
Минеральные воды отразилась в творчестве: с 1888 г. художник пишет вершины Кавказа
– Эльбрус и Казбек. Количество кавказских этюдов огромно. Примечательно, что
многие этюды Куинджи пишет в мастерской по памяти.

Художника привлекает снежная
вершина горы, то ослепительно белая, то ярко-малиновая в лучах заходящего
солнца, то холодно-голубоватая вечером.

Среди «кавказских» полотен художника: «Снежные вершины гор» (1890–1895), «Эльбрус. Лунная ночь» (1890–1895), «Эльбрус днём. Стадо овец на склонах»
(1890), «Вершина Эльбруса, освещённая
солнцем»
(1898–1908); этюды: «Эльбрус»,
 «Казбек вечером», «Лунная ночь», «Пятна
лунного света» и др.

 

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

А.И. Куинджи «Эльбрус
вечером», 1898-1908

Свой богатый опыт и мастерство Куинджи передавал
ученикам. С 1894 он был приглашён в Академию художеств на должность профессора
пейзажной мастерской.

Начало XX века ознаменовалось для
Куинджи рядом благотворительных деяний. Он поддерживал студенческую кассу помощи
для нуждающихся учащихся. В 1901 году выделил капитал в сто тысяч рублей в
премиальный фонд весенних академических выставок. В 1909 г. его ученики организовали
Общество художников, которое позже стало называться Обществом имени А.И.
Куинджи.

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины
А.И. Куинджи «Эльбрус
вечером. Розовый закат», 1898-1908

Архип Иванович Куинджи умер 11 (24) июля
1910 г. в Санкт-Петербурге. Квартира его поразила всех своей скромностью, зато
количество этюдов, хранившихся в мастерской, было огромно.

По завещанию
великого художника «Обществу» перешёл его основной капитал, который составил
около полумиллиона рублей, земли на южном побережье Крыма и все оставшиеся
после его смерти работы. Общество имени А.И. Куинджи просуществовало до 1929
г.

, а после его закрытия вся его живописная коллекция была передана Русскому
музею.

Сегодня картины живописца хранятся во
многих российских картинных галереях: Государственном Русском музее,
Государственной Третьяковской галерее, Тульском областном художественном музее,
Пермской государственной художественной галерее, Нижегородском государственном
художественном музее, Чувашском государственном художественном музее, Вятском
художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых, Ставропольском краевом музее изобразительных искусств***.

ПРИМЕЧАНИЕ

* Передвижники (Товарищество передвижных
художественных выставок) – творческое объединение российских художников,
существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане передвижники противопоставляли
себя представителям официального академизма. Основателями общества были И.Н.
Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге и В.Г. Перов.

** В апреле 2008 г. на аукционе Sotbey's
картина Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща» была продана за 3 065 000
долларов США.

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины
А.И. Куинджи «Зима»,
посл. треть XIX в.

*** В Ставропольском собрании два этюда
с закатом «Зима» и «Сумерки в степи». Прежде, чем занять своё место в
Ставропольском музее этюды Куинджи находились в Государственном Русском музее,
куда в 1930 г. поступили из Общества имени А.И. Куинджи.

В
фонде библиотеки имеются книги о художниках и их творчестве:

Дмитренко А. Ф. 50 кратких биографий
мастеров русского искусства [Текст] / А. Ф. Дмитренко, Э. В. Кузнецова. –  Л.: Аврора, 1971. – 300 с.

Камминг, Р. Художники [Текст] / Р.
Камминг. – М. : Слово, 2000. – 112 с.

Пейзаж в русской живописи: от
классицизма до символизма [Текст]. – М. : Арт-Родник, 1999. – 190 с.

Пейзажная живопись [Текст]. – СПб. :
Художник России, 1994. – 208 с.

Художники, композиторы, артисты
[Звукозапись] : энциклопедия великих людей. – М. : МедиаЛаб, 2012. – 1 эл. опт.
диск (CD-ROM)

Читайте
также:

Неведомский М. П., Репин И. Е. А. И. Куинджи [Текст] : биография / М. П. Неведомский.  – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 320 с. (След
в истории).

«Портретист гор». Ко дню рождения Николая Ярошенко

Сайт «Русский художник Архип Иванович Куинджи. Жизнь и творчество»

На сервисе аудиотуров IZI.travel доступна
экскурсия по музею-квартире А.И. Куинджи

Фото с сайта

Источник: http://stavropollibblind.blogspot.com/2016/01/2008-doc-filmik-net.html

Куинджи Архип ИвановичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Куинджи Архип Иванович (Kuinji Arkhip Ivanovich) – известный русский живописец. Родился в 1842 году в семье сапожника в Мариуполе. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем недолго посещал городское училище. С ранних лет проявилось у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги. Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге, он пишет большую картину: «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году, и становится вольнослушателем академии.

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

На Валааме, 1872

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

Осенняя распутица, 1872

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

Ладожское озеро, 1873

Эти три картины находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге

В 1873 Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.

В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге – «Ладожское озеро».

В 1874 на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 году – две: «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 – знаменитую «Украинскую ночь».

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

На острове Валааме, 1873

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

Украинская ночь, 1876

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

Осень, 1876-1890

Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ. В 1878 году «Украинская ночь», вместе с «Видом на остров Валаам» и «Чумацким трактом», появляется на всемирной выставке в Париже.

Читайте также:  «бег свободных лошадей в риме», теодор жерико — описание картины

В 1878 году Куинджи выставляет «Лес» и «Вечер в Малороссии», возбудивший массу споров и создавший много подражателей.

В 1879 году Куинджи выставляет «Север», «Березовую рощу», «После грозы»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества передвижников.

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

В 1880 он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре»; выставка эта имела успех небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский, Страхов, Менделеев, Тургенев. В том же году картина была выставлена в Париже.

В 1881 году, также отдельно, Куинджи выставил «Березовую рощу», имевшую столь же крупный успех, а в 1882 «Днепр утром» вместе с «Березовой рощей» и «Ночью на Днепре».

После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

Березовая роща, 1879

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

Север, 1879

Ночь на Днепре, 1880

Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

В академии Куинджи сошелся с Репиным , В. Васнецовым и другими и вместе с ними примкнул к группе передвижников; для этого периода наиболее характерны его «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт», хотя в последней уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению. «Украинская ночь» знаменует перелом в творчестве Куинджи.

Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник – тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство.

Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света.

Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам; манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна; он был первым вполне самобытным русским импрессионистом.

Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного, 1882

Вид на Кремль со стороны Замоскворечья, 1882

Крым. Вид на берег и море с гор, 1880-е

Несмотря на то, что с 1882 года Архип Иванович Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в выработке нового устава Академии Художеств; вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников.

Крым. Яйла, 1885-1890, Русский музей

Кипарисы на берегу моря, 1887, Русский музей

Эльбрус. Лунная ночь, 1890-1895, Третьяковская галерея

Независимый и самостоятельный, Куинджи играл большую роль в академии; много нажил он и врагов своей прямотой и резкостью.

Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот.

Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии; той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники.

Кавказ. Снежные вершины, 1890-1895, Русский музей

Дарьяльское ущелье, 1890-1895, Третьяковская галерея

Зима. Пятна света на крышах хат, 1890-1895 годы

Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц; все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи.

«Ночь на Днепре» находится у великого князя Константина Константиновича , «Березовая роща» и «Степь» – в коллекции Терещенко в Киеве; в Третьяковской галерее в Москве находятся: «На острове Валааме», «Забытая деревня», «Степь», «Чумацкий тракт», «Украинская ночь», «Север», «Березовая роща», «После грозы», «Днепр утром» и «Закат в лесу»; в музее императора Александра III в Петрограде – «Вечер в Малороссии», «Туман на море», «Радуга» и эскизы.

Полдень. Стадо в степи, 1890-1895

Волга, 1890-е

Лесное озеро. Облако, 1891

Эти три картины находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге

С 1894 по 1897 год Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств.

В 1904 году он принес в дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 пожертвовал художественному обществу своего имени 150000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для премии по пейзажной живописи; 11 июля 1910 года Архип Иванович Куинджи скончался.По материалам Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Ночь, 1880-1890, Музей-квартира Архипа Куинджи, Санкт-Петербург

Туман в горах, 1898-1908, Русский музей

Море. Крым, 1898-1908, Русский музей

Источник: http://smallbay.ru/kuingi.html

Архип Куинджи. Снежные вершины

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

Куинджи вернул пейзажу восторженное чувство красоты и необычайности мира, отказавшись от поэтизации прозы медленно текущей жизни. В отличие от передвижников Куинджи отклонил всякое намерение исследовать, заменив его открытым и откровенным желанием наслаждаться сущим. Конечно, художник не мог совершенно избежать интерпретации жизни.

Природа осмысливалась им как часть космических сил, способных нести красоту.
В реальности художник искал необычайный образ мира. Его он пытался найти, созерцая величественные горные вершины, в которых поражает почти неземное освещение. В наследии художника много работ, посвященных теме гор: «Эльбрус.

Лунная ночь» (1890-1895, Государственная Третьяковская галерея); «Снежные вершины гор. Кавказ», «Снежная вершина. Кавказ» (обе – 1890-1895, Государственный Русский музей); «Вершина Эльбруса, освященная солнцем»; «Эльбрус днем.

Стадо овец на склонах», «Эльбрус вечером» (все – 1898-1908, Государственный Русский музей), «Эльбрус днем» (1898-1908, Симферопольский художественный музей) и многие другие. В некоторых из работ удивительно тонко запечатлена воздушная среда, размывающая очертания горных склонов.

В других он интенсифицирует цвет, благодаря чему освещенные снежные вершины, горные речки высвечиваются фосфоресцирующими красками. Характерна в этом отношении картина «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь» (1890-1895, Государственная Третьяковская галерея). Эффект таинственной горной страны, навевающей самые романтические мечты и видения, передан в ней с необычайной силой.

Впервые на Кавказ художник попал в 1888 году по приглашению художника Николая Ярошенко, имевшего дачу в Кисловодске. Первая же поездка была отмечена встречей с поразительным феноменом, как бы предзнаменовавшим последующую красочность кавказских пейзажей.

В Бермамыте Куинджи и Ярошенко посчастливилось увидеть редчайшее явление в горах – Брокенский призрак. На поверхности радужно окрашенного облака они заметили отражение своих увеличенных фигур.

Романтический пафос, которым пронизано изображение горных кряжей, сияющих недоступных вершин, манящих притягательной силой и влекущих человека к познанию неизведанного, перерастает в некий символ прекрасного и недостижимого мира.

Спустя тридцать лет увлеченность Куинджи темой мироздания поразит воображение Рериха и перейдет в его гималайские сюжеты.

Несмотря на кажущуюся натуралистичность изображения, в образах Куинджи явственно прочитывается некая завороженность созерцаемым миром. Земное и планетарное сливаются в целостном понятии мироздания. Величие мира наполняет душу человека торжественным звучанием и земное как бы очищается вечным.

Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/arhip-kuindzhi-snezhnyie-vershinyi/

Сочинение по картине Снежные вершины — Архип Куинджи

«Снежные вершины», Архип Иванович Куинджи — описание картины

Куинджи вернул пейзажу восторженное чувство красоты и необычайности мира, отказавшись от поэтизации прозы медленно текущей жизни. В отличие от передвижников Куинджи отклонил всякое намерение исследовать, заменив его открытым и откровенным желанием наслаждаться сущим. Конечно, художник не мог совершенно избежать интерпретации жизни.

Природа осмысливалась им как часть космических сил, способных нести красоту. В реальности художник искал необычайный образ мира. Его он пытался найти, созерцая величественные горные вершины, в которых поражает почти неземное освещение.

В наследии художника много работ, посвященных теме гор: «Эльбрус. Лунная ночь» ; «Снежные вершины гор. Кавказ», «Снежная вершина.

Кавказ» ; «Вершина Эльбруса, освященная солнцем»; «Эльбрус днем. Стадо овец на склонах», «Эльбрус вечером» , «Эльбрус днем» и многие другие. В некоторых из работ удивительно тонко запечатлена воздушная среда, размывающая очертания горных склонов.

В других он интенсифицирует цвет, благодаря чему освещенные снежные вершины высвечиваются фосфоресцирующими красками. Впервые на Кавказ художник попал в 1888 году по приглашению художника Николая Ярошенко, имевшего дачу в Кисловодске.

Первая же поездка была отмечена встречей с поразительным феноменом, как бы предзнаменовавшим последующую красочность кавказских пейзажей. В Бермамыте Куинджи и Ярошенко посчастливилось увидеть редчайшее явление в горах — Брокенский призрак.

На поверхности радужно окрашенного облака они заметили отражение своих увеличенных фигур.

Романтический пафос, которым пронизано изображение горных кряжей, сияющих недоступных вершин, манящих притягательной силой и влекущих человека к познанию неизведанного, перерастает в некий символ прекрасного и недостижимого мира.

Спустя тридцать лет увлеченность Куинджи темой мироздания поразит воображение Рериха и перейдет в его гималайские сюжеты. Несмотря на кажущуюся натуралистичность изображения, в образах Куинджи явственно прочитывается некая завороженность созерцаемым миром. Земное и планетарное сливаются в целостном понятии мироздания.

Величие мира наполняет душу человека торжественным звучанием и земное как бы очищается вечным.

Сочинение по картине Снежные вершины — Архип Куинджи« Пиета — Святослав РерихСусанна и старцы — Паоло Веронезе »

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/kuindzhi-arxip/snezhnye-vershiny-arxip-kuindzhi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector