Скульптура в ссср

Оригинал взят у kapuchin в Скульптуры сталинских временКадр из фильма «Испытание верности» 1954 года. Москва, Пушкинская площадь:Скульптура в СССРА.М. Лавuнский «Метростроевцы», скульптурная композиция стояла между оформленными как арки входом и выходом на станцию метро «Дзержинская» наземного вестибюля, встроенного в старое здание:Скульптура в СССРОб этой скульптурной группе в газете «Советское искусство» за 5 авг. 1934 года:Скульптура в СССРСкульптуры около наземного павильона станции метро «Сокольники» в Москве. Фото из журнала «СССР на стройке» №8 за 1935 год:

Скульптура в СССР

Скульптура в СССРСкульптура физкультурника у входа в метро — станция «Площадь Свердлова», фото из журнала Огонек №15 за 1940 год:Скульптура в СССРСкульптуры у входа в Дворец физкультуры Московского завода имени Авиахима, 1934 год

Фото из журнала Смена №12 за 1934 год.Еще несколько фотографий с этими скульптурами и этим зданием см. здесь:

http://kapuchin.livejournal.com/497797.html

Москва. в парке культуры и отдыха в Сокольниках. Фото из журнала Огонёк №36 за 1950 год:

Такая же скульптурная композиция а на более ранней фотографии из книги 1940 года «Архитектура парков СССР», но в парке Останкино(тогда парке им. Дзержинского):Скульптура в СССРОна же на фото из книги «По Москве. Краткий путеводитель» 1954 года:

  • Скульптуры «Физкультурница» и «Физкультурник» в Сочи, вторая половина 1930-х годов
  • Скульптурная группа «Спорт», пос. Орево, канал имени Москвы
  • См. о них здесь: Барельефы на пропилеях — советский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1937 году
  • Девушки с веслами Ивана Шадра
  • Девушки с веслами и другими предметами в руках скульптура Ромуальда Иодко
  • Скульптурное оформление парка Горького в Москве в 1930-е годы
  • Д.Шварц «Парашютистка» и «Пилот», 1936 год

На фотографии из журнала Огонёк за 1939 год — отдыхающие в Сочи:Эта же скульптура на открытке 1938 года:Сочи: «Физкультурница» и «Физкультурник». Фотографии из книги»Реконструкция курорта Сочи-Мацеста» 1936 года, местом расположения скульптур указана автомагистраль Сочи-Мацеста, Пролетарский подъем:Дополнительные изображения см. здесь:Такие же скульптуры были установлены в открытом 18 августа 1936 года парке Горького в Луганске(тогдв Ворошиловграде), кинокадры предположительно 1937 года:Еще один экземпляр такой же скульптуры физкультурницы находился в парке культуры и отдыха им. Горького в Красноярске, фото из книги «Архитектура парков СССР» 1940 года:Г. Кранц «Игра в мяч», фото из журнала Огонек №32 за 1940 год:Г. Кранц «Мать с ребенком», фото из газеты «Советское искусство» №10(20 янв.) 1939 года:»Физкультурница» на территории дома отдыха им. Коминтерна близ Куйбышева(Самары), фото из газеты «Волжская коммуна» за 14 июня 1938 года:Парк им. Дзержинского в Москве, фото из альбома «Архитектура парков СССР», 1940 год:Свердловск. Набережная городского прудаЭта фотография снята американским фотографом Г.Сочуреком во время его путешествия по Волге в 1958 году:Юлия Кун «Водный путь». Канал имени Москвы. Шлюз №5, 1937 годКанал имени Москвы. Слева шлюз №3. Справа скульптура девушки-рулевого у пристани ДмитровВид Акуловского водохранилища с Пестовской плотины, открытка, 1937 годМ. Листопад «Колхозница-виноградарка», фото из газеты «Советское искусство» за 29 апреля 1937 года:Виноградарка на кинокадре из фильма Москва-Волга 1937 года:Кадр из фильма «Советская империя. Каналы» 2007 года:Дополнительные фотографии и кинокадры, связанные с этой скульптурной группой, см. здесь:»Две физкультурницы», бронза, 1937 год. Е. Янсен-Манизер, фото из альбома: Коломиец А. Елена Александровна Янсон-Манизер, 1970 год. На фото копия скульптурной группы установленной в Ленинграде в Московском парке Победы в 1951 году, она стоит и сейчас:Другая копия была установлена много раньше в 1941 году также в Ленинграде на стадионе им. Ленина на Петровском острове.Физкультурница, город Торжок Тверской области, фото donnerundblitz на Яндекс фоткахВ Киеве около стадиона «Динамо» (открыт в 1933 году) был фонтан под названием «Туалет физкультурницы». Скульптура в послевоенные годы была разрушена. фотография с открытки 1937 года.Донбасс, Горловка, фото из журнала Огонек №36 за 1952 год:Около московской школы, 1948 год. Фото из книги М.Вострышева «Москва сталинская»:У входа в школу в Магнитогорске, фото из журнала «СССР на стройке» №6 за 1939 год:В доме пионеров Кузнецка, фото из альбома «Жены инженеров» 1937 года издания:В детском санатории в Евпатории, занятия физкультурой. Фото из журнала Работница №9 за 1952 год:Кадр из документального фильма об Артеке «У теплого моря», 1940 год:Артек, скульптура «Пионерка». Слева фото из альбома «Архитектура парков СССР», 1940 год, справа фото ок. 1936 г.:Около жилого дома на Усачевке в Москве, 1930-е годы:Фотография ниже слева: Омск, парк пионеров и школьников, скульптура «Игра в мяч», из альбома «Архитектура парков СССР», 1940 год. Справа фото из альбома 1947 года, в пионерском лагере 4-ого шарикоподшипникового завода близ города Куйбышев(Самара):Свердловск, в дендропарке, фото с открытки 1950-х годов:Та же или очень похожая скульптурная композиция в Москве:Фотография этой же скульптурной группы в газете «Советское искусство» за 20 янв. 1939 года:»Парашютистка». Горький. Дом стахановцев завода Красное Сормово, 1939-1940 гг.Ниже слева фото из журнала «Техника-молодежи» №5 за 1938 год, в нем был опубликован очерк с несколькими фотографиями об Изофабрике Всекохудожника, эта одна из них. Не указан автор, изображена вроде как парашютистка в момент надевания на себя парашюта. Справа: К. Алексеева «Парашютистка», фото из газеты «Советское искусство» за 5 авг. 1937 года.»Девушка с мячом» из Смоленского ЦПКиО (фото 1930-х годов):Листопад Физкультурник с мячом. Из газеты Сов. искусство 4-01-1938:Скульптура спортсмена в Магнитогорске, 1938:Скульптура футболиста в парке культуры и отдыха Орла, фото с открытки 1958 года:Фото из куйбышевской(самарской) газеты «Волжская коммуна» за 3 сентября 1938 года:Фотографии из книги: Гузенко Т.Г. «Парки Донбасса», 1955 год(Харцызск, Мариуполь, Донецк):В парке культуры и отдыха в Мариуполе, две фотографии из альбома «Архитектура парков СССР» 1940 года:Фотография с открытки 1938 года:Скульптура девушки не выдержала, как видно, испытание временем. Тот же фонтан из книги «Парки Донбасса»:Горловка, фонтан в парке культуры и отдыха. Скульптор Р. Иодко, композиция «Детский хоровод»(«Бармалей»), дети водят хоровод вокруг крокодила. Фото из альбома «Архитектура парков СССР» 1940 года:Эта же скульптурная композиция в Сталинграде, фотография 1947 года:Фото из книги: Долганов В., Коржев М., Прохорова М. Зеленое строительство в Москве, 1938:Две фотографии ниже из книги: Бакушинский А.В. Владимир Николаевич Домогацкий, 1936:Е. Абалаков Альпинистка. Фото из журнала Огонек №10 за 1940 год:В фойе концертного зала имени Чайковского в Москве, фрагмент фотографии из альбома «Советская архитектура за тридцать лет», 1947 год:Фото из газеты «Волжская коммуна» за 16 ноября 1936 года:Памятник Пушкину в Хабаровске, был установлен в 1949 году в сквере педагогического института, гипс, автор неизвестен. В 1990 году была установлена копия скульптуры, но уже из меди. Кадр из фильма «Хабаровску сто лет» 1958 года:Фото из журнала Огонек №38 за 1952 год:А. Бакушинский Пушкин, барельеф, фото из газеты Советское искусство за 5 февраля 1937 г.С. Лебедева Проект памятника Пушкину 1937-1938 гг. Фото из альбома: Посмертная выставка произведений… С. Д. Лебедевой. 1892—1967. Каталог, [М., 1969].С. Лебедева Портрет Пушкина, 1937 год. Бюст хранится в государственном музее А.С. Пушкина в Москве. Эта фотография и ниже из книги: Терновец Б. Сарра Лебедева, 1940.С. Лебедева Шахтер, 1937 год:С.Ф. Булаковский(1880-1937) «Ударница», 1931 год:Другая его работа «Песни свободы»:Из журнала «За пролетарское искусство» №9 за 1931 годН. Прохоров «Чернозем». Фото из журнала «За пролетарское искусство» №9 за 1931 год:Кукрыниксы Скульптура Вс. Мейерхольда, 1935 год. Из книги Р. Кауфмана «Кукрыниксы» 1937 года изданияВсеволод Мейерхольд(1874-1940) — знаменитый советский театральный режиссер, актёр и педагог немецкого происхождения, в 1939 году был арестован, расстрелян 2 февраля 1940 году, реабилитирован в 1955 году.И.М. Чайков Скульптура для оформления фасада нового здания театра Мейерхольда, фото из газеты «Советское искусство» за 29 марта 1935 года:М.Г. Белашев Чекист с собакой, 1935 год. Из собрания ГТГ. Фото с сайта stopgulag.org:ВСХВ, деталь фриза «Праздник урожая» скульптора Г. Мотовилова. Фото из газеты «Советское искусство» за 4 июля 1939 года:Также можно посмотреть:Барельефы на пропилеях — советский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1937 году:Нашествие скульптурных уродцев, начало 1930-х годов

  1. Вариант Ивана Шадра «Рабочего и колхозницы»
  2. Вячеслав Андреев «Рабочий» («Рабочий со звездой»), 1938 год
  3. Рабочий и колхозница около дома 2/16 на Яузском бульваре
  4. Искусство дровоколки — в массы, советские скульптуры, 1929-1930 годы
  5. Скульптуры высотного здания на Кудринской площади

ВСХВ, композиция у входа в павильон «Украина»(сейчас павильон «Зерно»), скульпторы Е. Белостоцкий, Г. Пивоваров, Ю. Фридман. Фотография из книги Ольги Зиновьевой «Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ», М.: Центрполиграф, 2014:Она же на фото из журнала Огонек №9 за 1989 год, фотограф М. Штейнбок:Фото из книги Олтаржевский В.К. Строительство высотных зданий в Москве, 1953 год:

Источник: https://3d-shka.livejournal.com/4617098.html

Парк советского периода. Как в Красном сохранили сестёр и братьев «девушки с веслом»

В эпоху СССР такие садово-парковые скульптуры: птичницы, рабочие, доярки, горнисты, дискоболы, физкультурники, читающие девочки, пионеры, пухлые маленькие Володи Ульяновы, ногастые гэтэошники – стояли во всех городах и сёлах. Они украшали школьные дворы, территории здравниц, заводов, пионерских лагерей. А сегодня – редкость. Много позже все эти скульптуры гипсового соцреализма получили общее название «девушки с веслом».

Ещё один привет из СССР мы нашли уже на выезде из центра Красного. У бывшего межколхозного пионерского лагеря с суровыми выражениями лиц застыли колхозница и мужчина с девочкой на плече. Женщина выглядит отлично, а вот каменного отца время потрепало. Рука, которая кого‑то приветствует, подвязана проволокой к стене.

Колхозная ВДНХ

«Скульптурная группа «Мужчина с ребёнком и женщина с фруктами» создана в 1962 году. Охраняется органами местного самоуправления» – указано на табличке.

Председатель районного совета ветеранов Иван Ряполов считает, что скульптурам гораздо больше лет.

— До пионерского лагеря, примерно до 1962 года, на этом месте работала выставка достижений народного хозяйства. Каждый колхоз строил здесь свои павильоны, как в Москве на ВДНХ, и представлял свою продукцию. Я думаю, что для украшения выставки тогда и была заказана эта скульптурная группа, – вспоминает Иван Иванович.

— А зачем вы сохраняете эти скульптуры?

— Да что же мы за народ‑то такой, чуть что – всё крушить? Каким бы ни было наше прошлое, какие бы ошибки ни совершались – это наша история. Пусть стоят! Я считаю их красивыми. Они мне напоминают моё детство, молодость. Надо только найти людей, которые могли бы их хорошо отреставрировать. Мы их пока поддерживаем как можем. Каждый год подмазываем трещинки, – говорит Иван Иванович.

Скульптура в СССР

Скульптурная группа «Мужчина с ребёнком и женщина с фруктами» создана в 1962 году.Фото Анны Золотарёвой

Канадка Воронина

Алексею Чумаченко, замдиректора местного ФОКа села Красного, скульптуры тоже греют душу. По его версии, футболист и лыжница у стадиона появились в 1957 году.

«Здесь я играл в футбол, когда был пацаном. Футболист мне особенно нравился. Напоминал Валерия Воронина – звезду советского футбола 1960-х. Это был кумир миллионов, играл за «Торпедо» и сборную СССР. Мне кажется, что с него и сделали футболиста. У него даже причёска такая же – канадкой называлась», – вспоминает Алексей Семёнович.

В 1991 году, когда район возглавил Василий Дуров, за скульптурами стали особенно следить. К каждому 1 Мая приводили в порядок, но дождь, снег, ветер делали своё дело. Не раз у футболиста отваливалась рука, и у лыжницы были проблемы с формами.

В 2009-м, когда встал вопрос о реконструкции стадиона, проектировщикам сказали: делайте что хотите, только сохраните историческую арку.

«Через село проезжают много туристов, у стадиона часто останавливаются, чтобы сфотографироваться у скульптур. Молодёжь в основном. Для них это экзотика, наверное, а для нас – история нашей страны», – считает Чумаченко.

  • Скульптура в СССР
  • Скульптура в СССР

У села Круглого снова встречаем свидетелей ушедшей эпохи. Из высокой травы на дорогу смотрят молодой механизатор с шестерёнкой в руках и комсомолка-колхозница с колосками. Чувствуется, что фигуры делались позднее, чем колхозники и спортсмены в Красном. Состояние скульптуры отличное. Правда, почему‑то выкрашена в чёрный цвет.

Говорят, с этой парочкой была такая история. Скульптуру заказал колхоз, но, когда её поставили, над председателем стали подтрунивать: выходило так, что механизатор выносит с работы шестерёнку. Колхоз‑то был за его спиной, вроде как украл у государства имущество.

Монументальная штамповка

У заслуженного художника России, белгородского скульптора Анатолия Шишкова была своя «Девушка с веслом». В Харьковском художественно-промышленном институте его учили творчеству и монументальной пропаганде.

«В нескольких городах страны был налажен массовый выпуск подобных скульптур. Они не имели авторов, потому что тиражировались в огромных количествах. Харьковская скульптурная фабрика поставляла «девушек», кажется, до Орла. Заказов было очень много, скульптуры не справлялись, и тогда приглашали студентов. Можно было хорошо заработать», – вспоминает Анатолий Александрович.

Читайте также:  Музей метрополитен в сша бьет все рекорды посещаемости » музеи мира и картины известных художников

В середине 1970-х студент Шишков на фабрике в Харькове сделал трёхметровую девушку с мячом. Лепил из глины, потом за дело брались формовщики, бетонщики набивали её бетоном и шлифовали. После покраски спортсменку отправили в Вологодскую область. Что с ней сегодня, сохранилась или нет, художник не знает.

«Творчества там было мало. Произведением искусства назвать нельзя – штамповка. Однако сегодня они могут иметь историческую ценность. Молодому поколению полезно знать, какой была идеология в СССР, как прославляли человека труда, спортсменов и вообще советского гражданина. И как на коммунистические идеи работали все писатели, художники, скульпторы», – считает Анатолий Александрович.

Параллельно с «девушками» в 1970-х годах, вспоминает Шишков, на таких фабриках делали памятники для мемориалов, захоронений советских солдат. Производство получило большой размах, и в одночасье заказы на «девушек» прекратились.

— Анатолий Александрович, почему такую скульптуру ещё называют гипсовой?

— Первые работы выполнялись именно из гипса. Из бетона стали делать позже. Вначале у молодой Страны Советов на вечные материалы – мрамор, например – просто не было средств. Под открытым небом годами гипс не может сохранять форму. Снег с дождём уничтожают работу, вода проникает в скульптуру и разрывает её изнутри.

  • Скульптура в СССР
  • Скульптура в СССР

В Красном скульптура «Мужчина с ребёнком и женщина с фруктами» статуса объекта культурного наследия (регионального или местного) не имеет.

«Очень интересные объекты в Красном. Я не припомню, где ещё у нас сохранилось подобное. Кроме ворот в парке им. В. И. Ленина в Белгороде, которые являются объектом культурного наследия местного значения, пожалуй, ничего и нет.

Цемент недолговечен, спустя время какая‑нибудь из скульптур оказывалась то без рук, то без ног. «Девушки с веслом» раньше были на балансе организаций заводов, колхозов. Кто хотел – ремонтировал, другие списывали.

Так и исчезли», – говорит начальник управления государственной охраны объектов культурного наследия области Галина Акапьева.

Чтобы поставить скульптуры в Красном на государственную охрану и присвоить статус объекта культурного наследия, потребуется пройти несколько этапов.

Необходимо оценить историко-культурную ценность скульптуры, организовать государственную экспертизу, которую проводят специалисты, аттестованные министерством культуры.

Затем вопрос выносится на общественное обсуждение, потом на научно-методический совет. И только потом принимается решение: дать статус или нет.

Все расходы по экспертизе, разработке предмета охраны и установлению границ объекта культурного наследия ложатся на плечи управления. Но и любой человек, оказывается, может заказать оценку объекта. По словам Галины Викторовны, обойдётся это примерно в 50 тыс. рублей.

«На содержание объект передаётся муниципалитету. Мы контролируем, чтобы ничего не пристроили, не изменили, не снесли», – рассказывает Акапьева.

Из истории «Девушки с веслом»

Скульптура в СССР

Легендарная девушка с веслом Ивана Щадра.Фото с fotostrana.ru

Самое ранее упоминание о «Девушке с веслом» историки обнаружили в газете «Советское искусство» № 33 от 17 июля 1935 года. Журналист сообщал:

«Скульптор Шадр заканчивает большую монументальную композицию «Девушка с веслом», которая будет установлена в центре фонтана на главной магистрали парка Горького. Скульптура изображает юную советскую спортсменку во весь рост с веслом в руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом – около 12 метров».

Автором растиражированной, привычной гражданам СССР «Девушки с веслом» был советский скульптор Ромуальд Иодко.

Первая его работа называлась «Женщина с веслом» – дама в трусах и майке была установлена в 1935 году на московском стадионе «Электрик» в Черкизове.

Девушку с веслом – уже в купальнике – Иодко создал для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 году. Именно эти скульптуры и были массово растиражированы по всей стране в 1930-е годы.

В прошлом году в парке Горького в Москве торжественно открыли «Девушку с веслом». Это копия работы Ивана Шадра. Во время войны оригинал погиб.

Сегодня советские парковые артефакты ищут и спасают в Хабаровске, Рыбинске, Долгопрудном, Новосибирске, Мариинске, Кемерово и других городах. Собирают, реставрируют и открывают парки советского периода.

В Прибалтике, например, туристы идут толпами посмотреть на памятники СССР, собранные одним коллекционером.

Анна Золотарёва

Источник: https://www.belpressa.ru/society/drugoe/18381.html

Скульптура 20 века, советского периода, скульпторы СССР

Массивно, масштабно, массово: бронза СССР

Любая ушедшая эпоха обладает своими чертами и особенностями, которые делают её неповторимой и интересной. Интересной для историков и политологов, искусствоведов и социологов. Повторяющиеся или меняющиеся черты вызывают множество споров и становятся частью различных теорий, исследований, дискуссий.

Однако есть нечто общее, что делает любые споры и теории преходящими: искусство и творчество, для которых находится место при любых режимах и идеологиях, повседневных проблемах и государственных переворотах. Произведения искусства, служащие предметом изучения и коллекционирования, – это немые свидетели эпохи, вбирающие в себя её черты.

И вместе с тем – нечто, стоящее выше классификаций и догм.

Скульптура в СССР

Бронза СССР – это всегда впечатление чего-то лаконичного и основательного, а образы, ориентированные на создание впечатления решимости, динамичности, действия, производят сильное впечатление.

Выразительность и масштабность идеи, воплощённой в форму скульптуры, представляет интерес для коллекционеров, ведь для многих ценителей искусства притягательно именно «непредметное».

Надежды и ценности, эмоции и стремления – этого нет в исторических обзорах, зато такой эмоциональной историей наполнена каждая статуэтка. Некоторые изделия о многом расскажут тем, кто разбирается в искусстве советского времени.

Как клеймо «ЧСЗ» – Черноморский судостроительный завод, на котором из остатков бронзы отливали статуэтки и пепельницы. Или «НИМОР» – клеймо завода, помимо комплектующих для подводных лодок изготавливавшего мелкую бронзовую пластику. И вопреки тому, что это было побочное производство, качество и оригинальность изделий поистине восхищают.

Скульптура в СССР Скульптура в СССР

Кроме того, были различные скульптуры, приуроченные к каким-либо памятным датам, с соответствующей гравировкой.

Лозунги, девизы, посвящения – всё это превращало произведения скульпторов и художников в некий информационный посыл, молчаливо свидетельствующий о патриотизме и гордости за свою страну.

Причём как создателей, так и тех, кто эти элементы декора приобретал или дарил в качестве памятного сувенира.

Скульптура СССР, помимо агитационной направленности, была ориентирована и на изображение животных, которые сегодня могут составить обширную коллекцию.

Реалистичность деталей, тщательность обработки, металл в качестве инструмента для самовыражения скульптора – всё это придаёт изделиям оригинальное своеобразие.

А благородное скупое мерцание бронзы, лишённое вычурности, цветового многообразия и порой броской пестроты фарфоровых фигурок, – придавала изделию сдержанную классическую красоту.

Сегодня уже сложно определить, насколько вдохновляющим был посыл, содержащийся в бронзе советской эпохи. Однако то вдохновение, с которым создавалось каждое изделие, ощутимо и сейчас, даже с поправкой на заказной характер некоторых тем.

Это неподвластное времени свойство всех старинных вещей, особенность таланта художников и скульпторов, результат творческого переосмысления действительности. А это всегда выше всех режимов и идеологий, поскольку учит чувствовать и понимать.

Источник: https://www.dvaveka.ru/skulptura/posle-1917-goda/

Скульпторы СССР: И. Шадр, В. Мухина

«Булыжник — оружие пролетариата», «Рабочий и колхозница» — созданные много лет назад советскими мастерами-скульпторами И. Шадром и В. Мухиной.

Эти скульптуры времен СССР выдержали испытание временем и прочно вошли в нашу жизнь, а их авторы заняли достойное место в истории советского и мирового изобразительного искусства.

И. Шадр: скульптура «Булыжник — оружие пролетариата» (1927 г.)

Скульптура в СССР

К 10-летию Октября И. Шадр завершил скульптурную композицию «Булыжник — оружие пролетариата». Полуобнаженная фигура рабочего, наклонившегося к земле, полная динамики. Волевая собранность жеста. Упрямо стиснут рот. Напряжен каждый мускул.
Известный русский живописец М. В. Несторов писал о скульптуре:

«Молодой рабочий в порыве захватившей его борьбы за дорогое ему дело, дело революции, подбирает с мостовой камни, чтобы ими проломить череп ненавистному врагу. Стою зачарованный, обхожу кругом — великолепно!»

И. Шадр идеально справился с художнической задачей. Изваяние пластично, хорошо смотрится со всех сторон. Недавно исполком Моссовета принял решение об установлении на Красной Пресне увеличенной копии скульптуры. Это будет памятник героям баррикадных боев революции 1905 года.

Рабочие, крестьяне, солдаты — излюбленная тема творений И. Шадра. И это не случайно. Иван Дмитриевич Иванов (1889 — 1941) родился в бедной рабочей семье в селе Такташинском близ города Шадринска (отсюда его псевдоним — Шадр).

Нелегкая жизнь выработала в будущем скульпторе настойчивость и стремление к знаниям. Долгая и упорная учеба началась с 1902 года в Екатеринбургской художественно — промышленной школе. Потом — Петербург, куда Шадр пришел пешком. На талантливого юношу обратили внимание артист В. Н. Давыдов и художник И. Е. Репин. Они помогли ему продолжить образование за границей.

Возвратившись на Родину, скульптор работает над проектом «Памятника мировому страданию», а в 1922 году создает бюсты и полуфигуры, получившие названия «Сеятель», «Крестьянин», «Рабочий», «Красноармеец». Эти скульптуры много раз воспроизводились на облигациях, денежных знаках молодой Советской республики. Они известны также по почтовым маркам.

Теме трудового народа И. Шадр остался верен до последних дней своей жизни.

Искусство скульптора глубоко самобытно, подлинно народно, проникнуто пафосом жизнеутверждения. Творения его всеми своими корнями уходят в историю нашей страны.

Скульптуры Веры Мухиной (СССР)

В Москве перед Северным входом на ВДНХ возвышается 24-метровая скульптурная группа из нержавеющей стали. «Рабочий и колхозница» — олицетворение нерасторжимого союза рабочего класса и колхозного крестьянства СССР. Рука об руку, в стремительном движении две фигуры, высоко поднявшие советскую эмблему, как бы символизируют молодость Родины.

Скульптор В. Мухина: «Рабочий и колхозница» (1937 г.)

Скульптура в СССР

В этом гигантском стальном изваянии запечатлены образы нового человека, полного силы и одухотворенной красоты. Скульптор СССР В.

Мухина сумела добиться яркой выразительности оригинальностью композиции: группа устремлена вперед и вверх.

Фигуры образуют вертикаль, которая подкрепляется поднятыми руками с серпом и молотом, горизонтальные детали — широкий размах шага, откинутые назад руки и развевающийся шарф — усиливают стремительность движения.

Динамичность композиции, пластика, гибкость заключены были и в материале, который В. Мухина впервые применила в скульптуре. Внутренность изваяния состояла из стальных форм, этот металлический каркас облицовывался листами хромоникелевой стали, некоторые детали фигур крепились электросваркой.

Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Ромен Роллан, посетив выставку, писал в книге отзывов: «На Международной выставке на берегах Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приводит их к победе».

Факты биографии

Свой путь художника Вера Игнатьевна Мухина (1889 — 1953) начала с занятий в московских студиях у К. Ф. Юона, И. О. Дудина, И. И. Машкова. Потом в Париже брала консультации у французского скульптора-монументалиста Бурделя.

Париж оставил в ранних работах Веры Игнатьевны следы формализма, особенно это было заметно в монументальной композиции «Пьета» (мать, оплакивающая погибшего сына), которая украшала арку старого помещения Камерного театра в Москве.

Скульптура «Крестьянка» (1927) принесла Мухиной успех. Здесь уже были заложены новые черты ее позднейших творений.

В начале 30-х годов она работала над рядом портретных скульптур, обобщающих образ человека советской эпохи. После «Рабочего и колхозницы» были созданы проект памятника М.

Горькому для города Горького и группа «Хлеб» (1939), которая входила в скульптурный цикл «Богатства Родины», запроектированный для нового Москворецкого моста.

Портретные работы военных и послевоенных лет отразили новый мухинский стиль. Она стремилась выделить «особые приметы» человеческой души, поэтому скульптура приобрела точность, лаконизм.

С мастерами З. Ивановой и Н. Зеленской в 1951 году Мухина завершила памятник А. М. Горькому в Москве (на площади Белорусского вокзала), модель которого была выполнена И. Шадром в последние годы его жизни.

В Мухиной сочетались два мастера — портретист и монументалист. Ее привлекали и ей присущи большая тема, большой образ, большой размах. В каждом произведении чувствуется сила, энергия, художественная выразительность, дух смелого новаторского искания.
Говоря ее же словами, она сумела в своих скульптурах «передать весь романтизм и творческое горение наших дней».

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Метки искусство, история, творчество. Закладка постоянная ссылка.

Источник: http://mamotvet.ru/skulptory-sssr-i-shadr-v-muxina/

Скульпторы Советского Союза

После Великого Октября скульптура в нашей стране стала одним из ведущих видов изобразительного искусства. Уже в 1918 г. В. И. Ленин выдвинул план «монументальной пропаганды».

Целью этого плана, по мысли Ленина, было создание в разных городах Советской страны монументов и мемориальных досок, в статуях и рельефах увековечивающих образы борцов за свободу и счастье человечества.

Читайте также:  Видео экскурсия по успенскому собору » музеи мира и картины известных художников

Предполагалось создание памятников Марксу и Энгельсу, Марату и Робеспьеру, Чернышевскому и Радищеву, Лермонтову и Белинскому, Пушкину и Шевченко.

Этот грандиозный план, так же как и пламенные речи Ильича на открытии первых памятников в 1918— 1919 гг., наметил основные задачи, стоящие перед скульпторами.

В первые годы после революции, в период гражданской войны не было возможности делать памятники из твердых дорогих материалов. Поэтому памятники того времени почти не сохранились. В 20-х гг. с переходом к мирной жизни скульптура стала успешно развиваться. Одним из крупнейших скульпторов этого периода был Н. А. Андреев.

Этот талантливый художник откликнулся на призыв Коммунистической партии и создал ряд монументов для московских улиц и площадей. Его памятник А. Н. Островскому стал неотъемлемой частью Театральной площади. Тяжеловесно и спокойно на гранитном постаменте сидит, склонив упрямую голову, беспощадный разоблачитель «темного царства».

В неторопливых пальцах правой руки зажат карандаш. Ничего не ускользнет от его внимательного взгляда.

Лучшие силы своего таланта Н. А. Андреев отдал начатой еще в 1919 г. «Лениниане» — галерее скульптурных портретов Ильича. Блестяще выполненные, очень живые, остро выразительные, эти портреты, в большинстве своем сделанные с натуры, изображают Ленина в самые различные моменты жизни.

Вот Ильич слушает, чуть прищурившись и склонив голову набок, вот он что-то обдумывает, оторвавшись на миг от рукописи, вот он сосредоточенно пишет. «Лениниана» завершается исполненной уже после смерти Ленина мраморной полуфигурой «Ленин-вождь». Это — одно из лучших монументальных изображений вождя революции.

Простота и ясность формы, яркое воплощение образа и тонкое чувство материала — основные черты творчества Н. А. Андреева-скульптора.

В 20-е гг. развивается творчество И. Д. Иванова, широко известного под псевдонимом Шадр.

В 1927 г. на ЗАГЭС в Закавказье был открыт величественный памятник В. И. Ленину работы Шадра. Великолепная фигура вождя как бы утверждала начало реализации грандиозного плана электрификации страны.

Творчество Шадра отличается революционной романтикой и подлинным демократизмом.

Хорошо известны его скульптурные портреты «Рабочий», «Крестьянин», «Сеятель», «Красноармеец», многократно репродуцировавшиеся и печатавшиеся на денежных знаках, марках и облигациях того времени.

Одна из лучших работ художника — чрезвычайно выразительная, насыщенная пафосом революционной борьбы скульптура «Булыжник — оружие пролетариата. 1905 г.». Незабываемо волевое, напряженное лицо рабочего, могучим движением выворачивающего из мостовой камень, чтобы с ним в руках защищать революцию.

О новой роли скульптуры говорит и сооружение многочисленных памятников — Тимирязеву в Москве работы С. Д. Меркулова, Володарскому в Ленинграде — М. Г. Манизера и других, такие произведения начала 30-х гг., как «Часовой» Л. В. Шервуда. Эта фигура, являясь подлинно реалистическим и живым образом красноармейца, в то же время стала символом обороны страны.

В 30-е гг. советская скульптура охватывает широкий круг тем и образов строящегося социалистического общества.

Ведущую роль продолжает играть монументальная скульптура, которая все более тесно связывается с архитектурой и строительством. Московское метро, канал им.

Москвы, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, павильоны на Международных выставках в Париже и Нью-Йорке, множество новостроек — примеры нового соединения архитектуры и скульптуры 30-х гг.

Одно из наиболее значительных произведений этих лет—скульптурная группа В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», венчавшая советский павильон на Международной выставке в Париже.

Выполненные из сверкающей нержавеющей стали, эти фигуры подняли на небывалую высоту простого человека, показали его подлинным хозяином и творцом своей жизни. Превосходны декоративные качества группы. Ее силуэт с любой точки зрения предельно выразителен.

«Рабочий и колхозница» Мухиной — это своеобразный гимн революции, свободе и счастью человека.

В 30-е гг. широко развернулось творчество М. Г. Манизера. Скульптор создал многочисленные памятники в разных городах страны: «Жертвам 9 января 1905 г.» под Ленинградом, В. И. Ленину в Петрозаводске и Ульяновске, В. И. Чапаеву в г. Куйбышеве, Т. Г. Шевченко в Харькове, Киеве и Каневе.

Работам Манизера всегда присущи ясность мысли, четкость выражения идеи. Особенно удачна скорбная фигура Катерины в многофигурной композиции памятника Т. Г. Шевченко (Харьков) и проникнутый революционным пафосом памятник В. И. Ленину в Ульяновске.

В эти годы скульптор С. Д. Меркулов создает монументальные фигуры Ленина и Сталина для канала Москва—Волга, памятники С. Шаумяну в Ереване, многофигурную композицию «Расстрел 26 бакинских комиссаров».

В 1938 г. в Ленинграде был открыт памятник С. М. Кирову, выполненный Н. В. Томским. Скульптору удалось создать образ коммуниста-трибуна, простого и самоотверженного бойца за счастье народа.

В широком открытом жесте, в свободном шаге Кирова, в его решительном и добром лице чувствуется огромное обаяние предводителя народных масс, друга и вождя трудящихся. Памятник отлично скомпонован, фигура увязана с гранитным постаментом и окружающими зданиями. В этой работе ясно выражены основные черты творческого лица Н.

В. Томского: большая человечность, реалистическая правдивость и лаконическая простота, свойственные его лучшим произведениям.

В 30-е гг. советская действительность, выявляя внутреннее богатство человеческой личности, дала небывалый простор скульпторам-портретистам, изображающим вождей и ученых, рабочих и колхозников, героев труда и деятелей культуры.

Слияние общественных идей и личных интересов — эта черта нового человека становится основной темой, которую стремятся выразить В. И. Мухина, С. Д. Лебедева, Д. П. Шварц, 3. М. Виленский, 3. И. Азгур в скульптурных портретах своих современников.

В эпоху Великой Отечественной войны и послевоенные годы почти все скульпторы участвовали в создании галереи портретов прославленных полководцев и рядовых героев-бойцов.

Многие, как, например, И. Г. Першудчев, делали портреты прямо с натуры в фронтовой обстановке. Прекрасные военные портреты, раскрывающие волю и мужество советских людей, создала В. И. Мухина.

Очень выразителен портрет полковника Юсупова. Повязка и шрамы, изуродовавшие лицо героя, не делают его безобразным. Напротив, эти следы перенесенных страданий только усиливают обаятельность образа мужественного советского воина.

В это же время возникает и новый жанр скульптурного монументального портрета, связанный с постановлениями правительства об установке скульптурных бюстов Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда на родине награжденных. В этот период популярность завоевали монументальные, богато декорированные бюсты героев Отечественной войны работы скульптора Е. В. Вучетича.

Большой известностью пользуется созданный Вучетичем в послевоенный период ансамбль в берлинском Трептов-парке. Он посвящен памяти бойцов, павших в боях за освобождение народов Европы от ига фашизма, и венчается грандиозной фигурой бойца-освободителя, с мужественной лаской прижимающего к себе ребенка.

Много и плодотворно работает в области монументального портрета и Н. В. Томский. Особенно интересен портрет М. Г. Горяева, выполненный Томским в черном базальте.

Автор очень тонко использовал возможности обработки материала, создав неповторимый образ молодого героя, почти юноши с припухшими губами и мягким овалом лица, сквозь нежные черты которого просвечивает железная воля и несокрушимая уверенность в правоте дела, за которое он сражается.

Интересная галерея монументальных психологически ярких портретов создана также белорусским скульптором 3. И. Азгуром.

В послевоенные годы возобновилось сооружение памятников выдающимся деятелям Советского государства и Коммунистической партии, ученым, писателям, полководцам, художникам и музыкантам, прерванное в период Великой Отечественной войны.

В 1951 г. был открыт памятник Максиму Горькому у Белорусского вокзала в Москве, созданный по проекту покойного И. Д. Шадра бригадой скульпторов, возглавляемой В. И. Мухиной. Той же группой авторов был сооружен памятник великому пролетарскому писателю в г. Горьком.

По проекту Н. В. Томского установлены памятники Н. В. Гоголю и М. В. Ломоносову в Москве и И. Д. Черняховскому в г. Вильнюсе. Энергичная, мужественная фигура советского полководца в развивающейся плащ-палатке возвышается на постаменте, напоминающем башню боевого танка.

В послевоенные годы в ряды монументалистов вошел известный ранее главным образом как скульптор-керамист С. М. Орлов. Совместно с Н. Л. Штаммом и А. И. Антроповым Орлов создал в 1954 г. памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.

Величаво и торжественно восседает Долгорукий на могучем коне. Облик древнего князя органически слился с величественной перспективой города, заложенного им более восьми столетий назад.

Фигура прекрасно вылеплена и, несмотря на обилие деталей, оставляет очень цельное и законченное впечатление.

С. М. Орлова не случайно привлекают герои русской старины. В их образах он умеет увидеть не только историческое своеобразие минувшей эпохи, но и те черты русского народа, которые породили героев столетия назад и рождают их на наших глазах —при освоении целины, в арктических экспедициях, в трудовых подвигах.

Скульптуру А. П. Кибальникова отличают могучий темперамент, выразительность скульптурных решений и строгость композиции. Все эти качества мастера ярко проявились в прекрасном памятнике В. В. Маяковскому, установленном в Москве и заслужившем высшую награду — Ленинскую премию.

Среди наиболее удачных произведений монументального жанра послевоенного периода следует отметить памятник П. И. Чайковскому работы В. И. Мухиной в Москве, памятник Н. Г. Чернышевскому ленинградского скульптора В. В. Лишева, памятник А. С. Пушкину в Ленинграде, исполненный молодым скульптором М. К. Аникушиным, памятник Ф. Э. Дзержинскому Е. В. Вучетича и другие.

Очень интересно развивается творчество старейшего русского скульптора С. Т. Коненкова. Несмотря на преклонный возраст, С. Т. Коненков работает с неослабевающей энергией.

Круг тем, входящих в его творчество, чрезвычайно широк: тут и сказочные персонажи, рожденные народной фантазией (лесовички, лешии), и изумительные по пластическому решению женские фигуры, и бесконечное разнообразие портретов.

Влюбленный в материал, с которым он работает, С. Т. Коненков создал из дерева и камня неповторимый мир образов, словно оживших под его руками. Истинный патриот своей социалистической Родины, С. Т. Коненков любовно изображает лучших людей эпохи — колхозников, ученых, писателей и воинов. Старейший скульптор — лауреат Ленинской премии, один из активных борцов за мир во всем мире.

Тема борьбы за мир против угрозы новой войны за последние годы приобрела в работах советских скульпторов особое значение. Ей посвящены многочисленные произведения и совсем молодых авторов, например С. К. Фивейского, и таких ветеранов скульптуры, как С. Т. Коненков.

Обобщением стремлений всего советского народа к миру звучит незабываемая композиция «Требуем мира», созданная бригадой скульпторов во главе с В. И. Мухиной.

Женщина с голубем в протянутой руке символически выражает чаяния всех людей доброй воли.

Достижения скульптуры отражают успехи советского народа в строительстве коммунизма, показывают всему миру, чем живут и о чем мечтают народы Советского Союза.

Источник: http://de-ussr.ru/literat/sovisk/skulptory-soyuza.html

Советская скульптура

В 1918 году Ленин издал декрет «О памятниках республики» с планом монументальной пропаганды. В нём оглашался план воздействия на народные массы с помощью скульптуры. За короткие сроки лучшими советскими скульпторами было возведено множество памятников деятелям революции и культуры.

Скульптура 30х-50х гг.

Памятники, монументы играли ключевую роль в советской скульптуре. Характерно тяготение к монументальности, яркая идеологическая направленность. Известные советские скульпторы.

Вера Мухина — декоративность и пластическая мощь, (портрет доктора А.А.

Замкова, скульптурная группа «Рабочий и колхозница»- выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом.

); 23 метровая композиция венчала павильон на Всемирной выставке в Париже «Пламя революции» (1922); памятник Горькому в Н. Новгороде (1939), портреты современников.

Иван Шадр — «Памятник М. Горькому; серия портретов-типов «Красноармеец», «Сеятель», «Рабочий». Для работ характерно: мощная лепка объёмов, выразительность движения, романтический пафос. Композиция «Булыжник-оружие пролетариата» оригинальна по пластическому мотиву, напряжённо-драматичная композиция.

Матвей Манизер — строго моделированные и ясные по композиции памятники Т. Шевченко в Харькове(1935), в котором пытался преодолеть традиционное «одиночество» фигуры на пьедестале, подчеркнуть связь своих героев с народом), Ленину в Ульяновске, в памятниках В.И. Чапаеву в Куйбышеве (1932 г.)

Читайте также:  «демон сидящий», врубель — описание и видеообзор картины

Александр Матвеев — характеризуется классической ясностью в понимании конструктивной основы пластики, гармоничностью скульптурных масс и соотношения объёмов в пространстве («Раздевающаяся женщина», «Женщина, надевающая туфлю»), а также знаменитый «Октябрь» (1927), где в композицию включены 3 обнаженные мужские фигуры — сочетание классических традиций и идеала «человека эпохи Революции» (атрибуты — серп, молот, буденовка).

С началом Великой Отечественной войны художники превратили искусство в оружие против врага.

В послевоенные годы в скульптуре усиливаются монументальные тенденции. Этому способствовало издание постановления правительства о сооружении памятников-бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда для последующей установки их на родине. Скульптурный монумент и памятник-монумент как жанр стали чрезвычайно востребованными

Николай Томский — на основе созданных им же ранее памятников-бюстов создает монументы генералов Апанасенко (Белград, 1949) и Черняховского (Вильнюс, 1950 — перевезен в Воронеж). В них скульптор сочетает меру конкретного сходства с обобщённой лепкой, гармонией скульптуры и архитектурного постамента, четкостью и выразительностью постамента.

Евгений Вучетич — продолжает работать над бюстами героев и памятниками. Один из первых он начинает создавать портреты героев труда («Узбекский колхозник Низарали Ниязов», 1948),добиваясь парадности, прибегая к эффектной композиции.

Юозас Микенас -с оздал выразительный Памятник 1200 гвардейцам в Калининграде (1946) — две устремленные вперед фигуры с четким динамическим силуэтом, памятник выражает дух победы.

Кроме памятников героям войны и мемориалов в 1950-х годах устанавливались памятники историческим персонажам и деятелям культуры.

В скульптуре первого послевоенного десятилетия торжествовало «украшательство». В 1953 году по проекту Сергея Орлова был поставлен Памятник Юрию Долгорукому — тяга, к второстепенным деталям и пышному, купеческого стиля орнаменту порой разрушала тектоническую логику построения формы.

Во второй половине 50-х гг. всё более осознавалась потребность в ясном и весомом скульптурном образе, где идея выражалась бы непосредственно через форму. Таков московский памятник В.В. Маяковскому (1958 г.) скульптора А.П. Кибальникова.

Михаил Аникушин создал памятник Пушкину (1957); его же ваял Александр Матвеев (1948-60), хотя работа осталась незаконченной, но глубина проникновения в характер, передача сложного состояния делает эту работу одним из лучших произведений послевоенных лет.

В 1940-50-х продолжают плодотворно работать скульпторы старшего поколения, включая Мухину.

Её наиболее удачное монументальное произведение этих лет — памятник Чайковскому у Консерватории, Также она участвовала в завершении памятника Горькому в Москве, начатому Шадром — сохранив решение Шадра она внесла в проект и свое отношение: свободу пластики, мощь скульптурных форм, сгармонизированных точным конструктивным расчетом.

В 1945 году, на родину вернулся скульптор Сергей Коненков. Его программной работой стал «Освобожденный человек» (1947): разорвавший цепи Самсон, в победном жесте вскинувший руки. «В образе освобожденного гиганта скульптор воплотил свою радость и гордость за народ, одержавший победу над фашизмом».

В 1949 году он создает «Портрет старейшего колхозника деревни Караковичи И.В. Зуева» — своего односельчанина и друга детства. Скульптор много сделал для развития портрета 1940-50-х годов, внес в решение портрета «остро ощутимое пластическое многообразие, великолепное чувство материала, высокую культуру и чуткость в восприятии личности современника».

В 1957 году он первым среди советских скульпторов получил Ленинскую премию.

Скульптура 50-70-х гг.

Наиболее развитым жанром станковой скульптуры был портрет героев войны и выдающихся деятелей. Придается большое значение монументальной скульптуре. На площадях устанавливаются памятники. Вучетичизваял из бронзы фигуру советского солдата с ребенком в одной руке и с опущенным мечом в другой для мемориала «Советскому воину-освободителю» в Берлине.

Устанавливаются мемориалы и бюсты героев войны. В Москве сооружаются памятники историческим деятелям России: С. Орлов, А. Антропов, Н. Штамм выполнили памятник Юрию Долгорукому (1953-1954). Широко распространены архитектурно-скульптурные мемориальные комплексы, посвященные памяти павшим в борьбе против фашизма на местах бывших концлагерей.

Среди них:В. Цигаль, памятник генералу Карбышеву в Маутхаузене; Е. Вучетич, памятник героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. В монументальной скульптуре появляется жанровый мотив (О. Комов, памятник Пушкину в Твери). В станковой скульптуре наблюдается лирико-поэтическая линия: Т. Соколова «Портрет М. Цветаевой», О.

Баранов «Пушкин», «Шекспир».

Мемориальные комплексы как синтез искусств

Значительные работы в области синтеза искусств в XX веке связаны с созданием крупных мемориальных сооружений, выставочных комплексов. Мемориальные комплексы создавались в бывших лагерях, местах битв. Комплексы ставились в СССР и за рубежом (Трептов-парк в Берлине; памятник генералу Карбышеву в Маунтхаузене).

Комплекс мемориала часто включает музейную экспозицию. Такова Брестская крепость, памятник героям сталинградской битвы на Мамаевом кургане (скульптор Е. Вучетич). Есть мемориалы, рассчитанные на музей как на главный элемент композиционного решения — Пискаревское кладбище (скульпторы В. Исаева, Р. Таурит), мемориальный ансамбль в Саласпилсе (скульпторы Л.

Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис; архитекторы Г. Асарис, О. Закаменный, И. Страутманис, О. Остенбергс). Пространство природы здесь сочетается с архитектурными и скульптурными объёмами — вехами. Памятник в деревне Пирчупис (Г. Иокубонис — создан по тому же принципу.

Комплекс Хатынь в Белоруссии решает задачу в другом плане — как пример сложного превращения остатков сгоревшей деревни в мемориал.

«Хатынь» — памятник жертвам гитлеровского террора на оккупированной белорусской земле.

Мемориальный комплекс представляет собой оригинальное впечатляющее архитектурно-художественное сооружение, созданное с помощью синтеза искусств и несущее в себе высокую патриотическую идею, выраженную реалистическими художественными средствами. Памятник жертвам фашизма отличают необычное, оригинальное решение темы, лаконизм, простота и ясность.

Синтез искусств является одним из важных средств создания среды, отвечающей идейно-эстетическим запросам развитого социалистического общества.

Источник: https://studwood.ru/857407/kulturologiya/sovetskaya_skulptura

Советская скульптура 20-50-х годов

После 1917 г. искусство скульптуры в России приобрело особое общественно-политическое значение.

Становление советской скульптуры неотделимо от ленинского плана монументальной пропаганды, на основе которого были созданы первые революционные памятники и памятные доски, а в дальнейшем многие значительные произведения монументальной скульптуры.

Некоторое время советская скульптура ещё сохраняла отголоски импрессионизма, модерна и авангарда начала XX в., но к концу 20-х гг. главным ориентиром для большинства ваятелей стала классика. Об этом красноречиво свидетельствовала выставка 1928 г., посвящённая десятилетнему юбилею революции.

Здесь впервые были показаны напряжённо-драматичная композиция И. Д. Шадра «Булыжник — оружие пролетариата», величественная, навеянная образами русского ампира группа А. Т. Матвеева «Октябрь. Рабочий, крестьянин и красноармеец» и статуя В. И. Мухиной «Крестьянка».

Центральными в скульптуре становятся тема революции, образ участника революционных событий, строителя социализма. В станковой скульптуре большое место занимают портрет (работы А. С. Голубкиной, С. Д. Лебедевой, В. Н. Домогацкого и др.

), а также изображение человека-борца, воина, рабочего ( «Металлург» Г. И. Мотовилова). Развивается анималистическая скульптура, заметно обновляется скульптура малых форм. На начало 30-х гг. пришлась новая волна монументализма. М.Г. Манизер в памятниках В. И. Чапаеву и Т. Г.

Шевченко пытался преодолеть традиционное «одиночество» фигуры на пьедестале, подчеркнуть связь своих героев с народом. Символом победившего социализма должен был стать советский павильон на Всемирной выставке 1937 г.

в Париже с экспонируемой скульптурной группой Мухиной «Рабочий и колхозница». Бурно развивалась и декоративная скульптура.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 на первый план выступает тема Родины. Скульпторы прежде всего стараются запечатлеть образ героя войны.

Совсем не «героически-вдохновенно» лицо летчика – полковника Хижняка, под шквальным огнем спасшего эшелон боеприпасов, или отмеченное шрамами лицо полковника Юсупова, выдержавшего поединок с вражескими танками, в бюстах В. Мухиной.

Композиция ее портретов проста и ясна, как и четкая пластическая лепка. Главное в лице акцентировано богатой светотеневой игрой. Никаких лишних деталей, даже изображение боевого ордена вынесено на подставку.

Трагические события и героические свершения военных лет нашли особенно яркое отражение в скульптуре мемориальных сооружений 40-70-х гг.

Вучетичем исполнена знаменитая 13-метровая бронзовая фигура солдата с ребенком на одной руке и с опущенным мечом в другой для грандиозного мемориала «Советскому воину-освободителю» в Берлине. В скульптуре первого послевоенного десятилетия торжествовало «украшательство».

Тяга к поверхностному жизнеподобию, к второстепенным деталям и пышному, купеческого стиля орнаменту порой разрушала тектоническую логику построения формы (памятник Юрию Долгорукому – С. М. Орлов).

В эти годы скульптура играет активную роль декоративного или пространственного организующего компонента в архитектуре общественных зданий и комплексов, используется при создании градостроительных композиций, в которых наряду с многочисленными новыми памятниками важное место принадлежит садово-парковой скульптуре, статуям на автострадах и подъездных путях к городу, скульптурному оформлению жилых кварталов и т. п. Для скульптуры малых форм, проникающей в быт, примечательно стремление эстетически индивидуализировать современный интерьер.

17. Архитектура и декоративно- монументальное искусство 30-х — 50-х годов.

Зодчие 20-х гг. во многом были утопистами. Их романтические представления о новом обществе и новом искусстве оказались далеки от вкусов «простого советского человека», который в глубине души мечтал, о красивой жизни. В начале 30-х гг. в развитии советской архитектуры произошёл резкий перелом. В 1932 г. учреждена Академия архитектуры СССР.

Господствующим творческим принципом советского зодчества отныне стало использование наследия прошлого, главным образом строительного искусства античности и эпохи Возрождения. В интерпретации некоторых талантливых мастеров исторические формы получали глубоко своеобразное претворение.

Но появилось и немало эклектичных построек, неприятно поражающих громадными размерами и тяжеловесностью или обилием аляповатых украшений. Одновременно в стране велось массовое строительство. Разрабатывались типовые проекты жилых домов, школ, общественных учреждений.

Развитие строительной индустрии было направлено прежде всего на удешевление и ускорение работ: с 1927 г. стали применяться шлакобетонные блоки, построены первые панельные дома.

В 1935 г. начались широкомасштабные работы по реконструкции Москвы.К 1941 г. был заново сформирован ансамбль московского центра, обновлена система транспортных артерий города, построены девять новых мостов и гранитные набережные, три линии метрополитена, разбиты зелёные массивы Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького.

В 50-х гг. в столице возведена серия высотных зданий. Размещённые в узловых пунктах города, они преобразили его облик — хотя, в сущности, это было лишь «укрупнение» традиционного многобашенного силуэта старой Москвы.

Несмотря на послевоенные трудности, строились «советские небоскрёбы» из самых дорогостоящих материалов (стальной каркас, гранитная отделка, позолота).

Каждый такой дом по затратам оказывался равен нескольким обычным многоэтажным зданиям той же кубатуры.

Прямым следствием смены курса культурной политики в середине 50-х гг. было вышедшее постановление, осуждавшее «архитектурные излишества» и «украшательство». Основным содержанием зодчества второй половины 50-х и 60-х гг. стало массовое жилищное строительство. Новый тип жилища был сформирован в экспериментальной застройке московских окраин.

Вместо традиционной строчной планировки внедрялся принцип озеленённого микрорайона с группами жилых зданий вокруг общественных и культурно-бытовых учреждений. Отделка пятиэтажных домов предельно скромна, метраж квартир сведён к минимуму. Это соответствовало сверхзадаче проектировщиков —сделать жильё действительно доступным рядовому потребителю.

После 1917 г. искусство скульптуры в России приобрело особое общественно-политическое значение. Памятники, монументы играли ключевую роль в советской скульптуре.

Символом победившего социализма должен был стать советский павильон на Всемирной выставке 1937 г. в Париже. Здание, спроектированное Б. М.

Иофаном в виде ступенчатой композиции из стремительно нарастающих объёмов, служило пьедесталом для двадцати-трёхметровой скульптурной группы Мухиной «Рабочий и колхозница».Бурно развивалась и декоративная скульптура. Например, в 1937 г.

территорию московского Северного речного вокзала украсили фонтаны, оформленные скульпторами-анималистами А. Н. Кардашовым и И. С. Ефимовым.

Во второй половине 50-х гг. всё более осознавалась потребность в ясном и весомом скульптурном образе.Появились оригинальные мемориалы, в которых собственно скульптура уступала ведущую роль хранящему историческую память ландшафту или архитектурной композиции

Наряду с обращением к абстрактным формам, восходящим к авангарду, в скульптуре сохранялись традиции монументализма

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/52696.html

Ссылка на основную публикацию