Инфоурок › Всеобщая история ›Презентации›Презентация «Романский и готический стиль: живопись, архитектура, скульптура»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Средневековое искусство Архитектура, Скульптура, Живопись.
2 слайд Описание слайда:
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (фр. roman, от лат. romanus — римский, от Roma — Рим) — художественный стиль Х-ХIII вв. в странах Западной, Центральной и частично Восточной Европы, преемственно связанный с греко-римской культурой.
Термин «романский стиль» возник в 20-х гг. XIX в.
для обозначения одного из важнейших этапов развития средневековой художественной культуры, воспринявшего элементы древнерусского, византийского, меровингского искусства, «каролингского возрождения» и др.
3 слайд Описание слайда:
С 11 века в Западной Европе началось большое строительство. В период средневековья развивалась архитектура, скульптура, живопись. Сильную роль в этом играла церковь. В 11-12 веках церковь достигла вершины могущества.
4 слайд Описание слайда:
Церковное строительство особенно усилилось около 1000 г. в связи с ожидавшимся, согласно учению церкви, концом света.
5 слайд Описание слайда:
С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко использовали камень. Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы. Главным его типом являются базилики.
6 слайд Описание слайда:
Суровость и мощь романских храмов были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми массивными формами из камня, оконные и дверные проемы очень узкие.
В очертаниях форм преобладают простые вертикальные или горизонтальные линии, а также полуциркульные арки.
Стремясь к облегчению конструкций романские мастера решали очень сложные задачи прочности сооружений. Собор в Вормсе
7 слайд Описание слайда:
Появились конструкции, в которых нейтрализация распора достигалась за счет взаимодействия уравновешивающих друг друга сил, одним из таких решений явилось создание крестовых сводов образованных пересечением двух пересекающихся под прямым углом отрезков полуциркульных сводов равного радиуса. собор в Питерборо
8 слайд Описание слайда:
Храм романского стиля чаще всего развивает унаследованную от римлян древнехристианскую базилику. В плане это латинский крест.
9 слайд Описание слайда:
Наружный вид романского храма суров прост и ясен. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые, мощные стены с немногочисленными и узкими окнами. Императорский собор (Кайзердом)
10 слайд Описание слайда:
Для скульптур романтического стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковная по содержанию была и настенная живопись — плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу.
Формы романской культовой архитектуры в частности обилие плоскостей способствовали распространению монументальной скульптуры, которая существует в форме рельефа, распластанного на плоскости стены или покрывающая поверхность капителей. Кафедральный собор Св.
Лазаря, Отюн, Франция. d'Autun Saint Lazare
11 слайд Описание слайда:
Обращают на себя внимание разные масштабы фигур. Размер их зависит от иерархической значимости того, кто изображен: Христос всегда больше ангелов и апостолов, которые в свою очередь больше простых смертных.
12 слайд Описание слайда:
Но это только одна зависимость. Фигуры находятся в определенном соотношении и с архитектурными формами. Изображения в середине — крупнее, чем те которые находятся по углам.
На фризах помещаются фигуры приземистых пропорций, а на несущих частях — удлиненные. Для искусства этого времени характерна также любовь ко всему фантастическому, это заметно и в выборе сюжетов — Апокалипсис.
Часто встречаются в орнаментах фантастические существа. Романские капители собора монастыря Сан-Доминго в Силосе, Бургос.
13 слайд Описание слайда:
Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. В грандиозных храмах Бургундии, занявших первое место среди французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма.
Классический образец такого сложного типа — пятинефная монастырская церковь в Клюни. Это был самый большой храм из всех построек того времени (187 метров против 120 метров в длину).
Жертвуя верхним светом, в центральном нефе, строители возводили так называемые зальные церкви равной или почти равной высоты, благодаря чему, распор центрального свода погашался отчасти встречным давлением боковых.
14 слайд Описание слайда:
В Германии особое место в строительстве соборов в 12 веке занимали города на Рейне. Центром композиции всегда служит фигура Христа. Верхнюю часть занимает небо, нижнюю — грешная земля, по правую руку Христа находится рай и праведники (добро) по левую — осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло).
15 слайд Описание слайда:
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ГОТИКА (ит. gotico — готский, от названия германского племени готов) — художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между XII и XV-XVI вв.). Термин «готика» введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».
16 слайд Описание слайда:
Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, датируются 2-й половиной 12 в. Характерная черта готики — устремление зданий ввысь. В них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами — витражами. Великолепные готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове. от романского искусства.
17 слайд Описание слайда:
Повышенная одухотворенность, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к индивидуальному, красоте реального мира — отличает его от романского искусства. Готическое искусство — искусство цветущих торговых и ремесленных городов коммун, добившихся известности и самостоятельности внутри феодального мира.
18 слайд Описание слайда:
Между романским и готическим стилем трудно провести хронологическую границу. 12 век — расцвет романского стиля, вместе с тем с 1130 года появляются новые формы. Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика) в 13 веке. Угасание приходится на 14-15 века (пламенеющая готика).
19 слайд Описание слайда:
Строительство осуществляется не только церковью, но и общиной (организованными в цехи профессиональными ремесленниками и архитекторами).
Самые значительные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Часто над созданием одного памятника трудились многие поколения.
Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы.
20 слайд Описание слайда:
Динамичность, легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа. Вслед за собором устремлялись вверх и городские постройки. В замысле городского, а не монастырского собора проявились и новые идеи католической церкви, возросшее самосознание горожан, новые преставления о мире. Готическая городская Ратуша была построена в 1376 году и является самой старинной во Фландрии.
21 слайд Описание слайда:
По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы. Интенсивно развивались градострительство и гражданская архитектура.
Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы; узкие фасады двух-, реже — трёхэтажных домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных.
Замки королей и феодалов постепенно превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений.
22 слайд Описание слайда:
Динамическая устремленность ввысь всех форм храма была порождена идеалистическим устремлением души к небу. Готический собор по сравнению с романским новая ступень в развитии базиликального типа постройки, в которой все элементы стали подчиняться единообразной системе.
Главное отличие готического собора- устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, провезенные сетью выступающих ребер, выложенных из камня, арки стрельчатой формы определяющие во многом внутренний и внешний облик соборы.
23 слайд Описание слайда:
Классическое выражение готический стиль получил во Франции. Величайшее сооружение — собор Парижской богоматери (заложен 1163 г, достраивался до середины 13 века).
24 слайд Описание слайда:
Реймский собор — место коронования французских королей одно из самых цельных произведений готики, замечательный синтез архитектуры и скульптуры.
Главные черты, характеризующие готическую скульптуру, могут быть сведены к следующему: во первых на смену господству в художественных концепциях абстрактного начала приходит интерес к явлениям реального мира, религиозная тематика сохраняет свое главное положение, но ее образы меняются, наделяются чертами глубокой человечности.
25 слайд Описание слайда:
Одним из самых распространенных сюжетов в готике остался «Страшный суд», однако интерес к человеку и влечение к анекдотичности рассказа нашли выражение в изображении сцен из жизни святых. Выдающийся пример изображения легенд о святых является датируемый последней четвертью 13 века тимпан «История святого Стефана» на портале собора Парижской богоматери.
26 слайд Описание слайда:
Включение реальных мотивов характерно и для множества небольших рельефов. Как и в романских храмах, большое место занимают в готических соборах изображения чудовищ и фантастических существ, так называемых химер.
27 слайд Описание слайда:
План Собора Парижс-кой Богома-тери
28 слайд Описание слайда:
Шедевром готического стиля является Вестминстерское аббатство в Лондоне. В 14 в. готический стиль получил дальнейшее развитие. Это была “пламенеющая готика”- здания украшались тончайшей резьбой по камню — каменным кружевом. В такой технике выполнялись соборы в Корби, Аласоне, Алебере, Конше (Фр.).
29 слайд Описание слайда:
В Англии также был расцвет декоративной готики, отличающейся устремлением ввысь и большой стройностью зданий. Меняются скульптура и живопись. Человеческие фигуры становятся более реалистичными; богаче становится гамма красок. Все отчетливее сказывается наследие античности. 13-14 в.в.- непосредственные предшественники культуры Возрождения.
30 слайд Описание слайда:
Основным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы.
Застывшая замкнутость романских статуй сменилась подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю.
Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.
31 слайд Описание слайда:
Вопросы для контроля Почему романские храмы напоминают крепости? Чем отличались постройки готического стиля?
Краткое описание документа:
Общая информация
ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».
Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.
); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!
- Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
- Подать заявку
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-romanskiy-i-goticheskiy-stil-zhivopis-arhitektura-skulptura-2692531.html
Романская скульптура
С падением Римской империи традиции резьбы по камню монументальных произведений и бронзовая скульптура практически исчезли, фактически они продолжали существовать только в Византии (по религиозным соображениям).
Скульптура была связана с архитектурой. Самостоятельности она не имела. Она была подчинена архитектурным формам и ритмам. Она использовалась в основном во внешнем оформлении собора. Рельефы чаще всего располагались на западном фасаде, то концентрируясь вокруг порталов, то размещаясь по его поверхности, на архивольтах и капителях.
Фигуры в середине тимпана (поле внутри полукруглой арки над порталом) крупнее угловых; в фризах они приобрели приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлиненные. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Основной задачей для них стало создание символического образа вселенной во всем ее величии.
Иерархическая схема мироздания строилась на противопоставлении небес и ада, добра и зла.
Картины Апокалипсиса (одной из самых популярных тем романского искусства) также прежде всего внушают страх и трепет.
Как, например, картина Страшного суда в соборе Сен-Лазар (1130—1140) в Отене. Это рельеф, разделенный на несколько ярусов. Вверху расположены ангелы с праведниками, внизу — черти, влекущие грешников. В нижнем ярусе показаны души, ждущие Суда. Запоминается картина взвешивания дурных и праведных поступков.
Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешенность от всего земного. Дух безоговорочно подавлял здесь телесность. Он находится в вечной борьбе сам с собой.
Основным материалом скульптуры был камень, в Центральной Европе — преимущественно местный песчаник, в Италии и некоторых других южных областях — мрамор. Литье из бронзы, скульптура из дерева и стука также применялись, но далеко не повсеместно. Произведения из дерева, стука и камня, не исключая монументальной скульптуры на фасадах церквей, обычно раскрашивались.
Пробуждение пластического чувства, осознание эстетической ценности камня и его декоративных возможностей приводит к возникновению монументальной, вырастающей из тела здания каменной скульптуры, которая развивается в это время под влиянием миниатюры и в которой проявляется синтез условно-декоративного начала и изобразительного.
Расцвет монументальной скульптуры начался на рубеже XI—XII веков. Остатки языческих верований варваров, обращение церкви к религиозной «проповеди в камне», необходимость устрашать отступников вызвали к жизни грандиозные монументально-декоративные комплексы романских соборов, выполненные в рельефе и часто расписанные красками.
Рельефная скульптура не только украшала храмы, приглушая их суровость и делая их даже порой нарядными, она была также мощным средством воздействия церкви на сознание верующих. Основной темой романской скульптуры было прославление могущества Бога, его грозной и безграничной власти над смертными.
Разрабатывалась тема борьбы добра и зла, выраженная в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков, в сплошном каменном ковре скульптуры часто причудливо уживаются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие апокалиптические видения, сцены страшного суда с мифологическими образами древних поверий.
Связь с миниатюрой в рельефе просматривается в тех же деформациях пропорций фигур, в том же чрезмерном увеличении частей тела, выражающих жест или духовность персонажа — рук и глаз, в той же иерархии размеров фигур в зависимости от их идейной значимости (главные — большие, второстепенные — меньше, третьестепенные — крошечные), в той же угловатости движений и драпировок.
Однако целостность и четкость объемов и лаконичный геометризм профилей архитектуры требовали от скульптуры безоговорочного подчинения, и в результате в рельефе человеческая фигура подвергалась еще большей деформации, чем в живописи. Так, в тимпанах полукруг верхнего контура властно подчиняет фигуры, заставляя их корчиться, на дверных же косяках фигуры непомерно вытягиваются.
Переход к скульптурному рельефу и монументальной трактовке человеческой фигуры в круглой скульптуре раньше всего наметился в «повествовательной капители». Отдельные выпуклые фигуры и группы в ней как бы выступают из массы камня.
Капитель из церкви Клюни (1109—1113, Франция, Клюни, музей) решена в виде группы Адама и Евы. Фигуры с большими головами архаичны, приземисты, неуклюжи, но крепкая моделировка объемов, безыскусственность жестов и мимики сообщают им своеобразную выразительность. Религиозный сюжет в романской скульптуре часто сочетается с наивным реализмом исполнения, с развитым повествовательным началом.
В рельефах бронзовых дверей собора св. Михаила в Гильдесгейме (1008—1015, Германия) евангельские и библейские легенды передаются как связный рассказ, обладающий значительной изобразительной силой. Место действия характеризуется лишь скупыми деталями.
Сцены сотворения Адама и Евы, грехопадения и изгнания из рая, несмотря на черты условности, захватывают живостью повествования, остроумием фольклора, меткостью характеристик персонажей, их состояний: гнева, уныния, неиссякаемой энергии.
В образах проступает понимание нравственного начала как основы человеческих поступков.
В начале 12 в. наивная повествовательность и живость исчезают.
Появляются монументальные композиции тимпанов с драматическими сценами «Страстей Христовых», «Страшного суда», видениями Апокалипсиса, с грозными прорицаниями конца света и приближающейся кары («Видение Иоанна», церковь Сен-Пьер в Муассаке, Лангедок, ок. 1115 г.).
В отличие от уравновешенных греческих фронтонных композиций с пластической обособленностью каждой фигуры в романских тимпанах царит беспокойное движение и страстная взволнованность. Заметно стремление к повышенной выразительности и одухотворенности, к созданию впечатления бестелесности образов.
В церкви Сент-Мадлен в Везеле (1125—1130) грандиозная фигура Христа, наставляющего апостолов, занимает центральную часть тимпана и отделена от апостолов сиянием в виде овала, исходящим от божества. Христос исполнен пафоса. Смятение, охватившее апостолов, выражено неистовыми движениями.
Мистические порывы, преклонение перед всесильным божеством — основное содержание религиозных композиций романского собора.
Их образы, однако, косвенно отражали мятущийся, беспокойный дух эпохи с ее чувством непрочности существующего, с бунтарскими еретическими настроениями, устремленность к духовному совершенствованию и наивной верой в чудо.
- В романской пластике встречается сочетание возвышенного и повседневного, грубо-телесного и отвлеченно-умозрительного, героического и комически-гротескного.
РОМАНСКАЯ Живопись
- В эпоху романского искусства развивались разнообразные виды живописи: миниатюра, монументальная живопись; начинал развиваться витраж.
- Цвета красок в большинстве случаев очень выразительны, по большей части они сохранились в первозданном виде, хотя в настоящее время остались яркими только в витражах и в некоторых хорошо сохранившихся рукописях.
Иллюминированные рукописи — рукописные средневековые книги, украшенные красочными миниатюрами и орнаментами. В русской традиции помимо термина «иллюминированные» для рукописных книг с миниатюрами часто используется термин лицевые рукописи. С изобретением книгопечатания рукописные книги постепенно вышли из употребления.
В искусстве миниатюры главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра — книга не мыслилась без иллюстраций. В целом, миниатюра отличалась крупными размерами и монументальностью композиций.
Получила развитие и монументальная живопись. К сожалению, она почти не сохранилась. Она носила главным образом назидательный характер и была теснейшим образом связана с зодчеством: играла важную роль в организации интерьера собора. Сюжеты романской монументальной живописи были библейские.
Витражи устанавливались в небольшие отверстия, что должно было в значительной степени осветить пространство церкви. Сегодня стекла витражей романского времени кажутся темными из-за коррозии и «усталости».
На сегодняшней день осталось незначительное количество окон романского периода.
Большая часть из них часто встречается в качестве иллюстраций в книгах, поэтому они кажутся знакомыми: части сцены Вознесения из собора Ле-Мана, Большой Распятие из собора Пуатье, фасад окна и Ля Бэль Вирръере (La Belle Verriere) в Шартрский собор, и великие фигуры в хоре зенитных фонарей Кентерберийского собора.
15. Периодизация и общая характеристика эпохи Возрождения в Италии.
В своём развитии европейское Возрождение (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) прошло ряд исторических этапов:
1) Проторенессанс – XIII-начало XIV в. ;
2) Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) с сер. XIV по XV в.;
3) Высокий Ренессанс (чинквиченто) – до второй трети XVI в.;
Дата добавления: 2016-07-05; просмотров: 6689; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник: https://poznayka.org/s28843t1.html
Средневековая скульптура романского периода
Лучше образцы романского архитектурного стиля представляли собой единство зодчества, ваяния и
живописи. Уже издали, идя на богослужение, верующие видели внешнее скульптурное
оформление фасада храма. Внутрь они проходили через главный портал – богато
украшенный каменной резьбой вход, находившийся на западной стороне здания.
Его
бронзовые массивные врата нередко украшали рельефами, изображавшими библейские
сцены.
![]() |
Рельеф романской базилики (Испания) |
Резец и камень
Внутри храма, верующий шел к
алтарю мимо сводов, колонн, капителей, стен, также украшенных каменной резьбой
и фресками.
В основу изображений были положены сюжеты из Священного Писания,
однако главной всегда оставалась фигура Бога Вседержителя, беспощадного к
нераскаявшимся грешникам и торжествующего над врагами.
Именно так представляли
Создателя люди Средневековья. Неслучайно храмы, построенные в романском стиле,
называли «Библией в камне».
![]() |
Портал романского храма (Франция) |
В скульптуре того периода,
как и в живописи, происходит усиление роли человеческой фигуры в декоративно-орнаментальной
композиции. Однако монументальное ваяние, унаследованное от Античности, было
полностью подчинено архитектурным формам.
Поэтому огромная роль в украшении
базилик отводилась каменной скульптуре, создаваемой обычно на фоне рельефов.
Как правило, ими украшали не только интерьер, но и наружные стены базилик.
Во фризах – декоративных композициях,
преобладали фигуры приземистых пропорций, а на столбах и колоннах – удлиненных.
Особенности ваяния
Помимо этого, скульптурные
рельефы располагались и над главным порталом. Чаще всего это было изображение
Страшного суда. Вероятно, самой знаменитой является сцена, украшающая вход
собора Сен-Лазар в городе Отен (Бургундия). Это редкий случай, когда до нас
дошло имя мастера, создавшего рельеф, – Гизлеберт. В центре изображения
находится фигура Христа, вершащего суд. По правую руку от него стоят ликующие
праведники, по левую – дрожащие грешники. Самое примечательное в данном рельефе
– разнообразие человеческих чувств. В движениях, позах и на лицах отражается
страх или надежда. Главным для мастера было создать не правдоподобные фигуры, а
изобразить всю гамму переживаемых чувств.
![]() |
Изображение Страшного суда над порталом собора Сен-Лазар (Франция) |
В каждой стране
ваяние имело свои национальные особенности. Например, в Германии, в отличие от
Франции, фасады и внешние стены храмов почти не декорировались. Немецкая
скульптура романского стиля строга и аскетична, сурова и достаточно абстрактна.
Пример тому – церковь Лаахского аббатства Святой Марии.
![]() |
Аббатство Святой Марии (Германия) |
В скульптурном
декоре романских храмов проявилась не только любовь к духовному, но и к
необычайному, фантастическому. Здесь можно увидеть каменные орнаменты редкой
красоты и сложности: кентавров, крылатых драконов, обезьян, играющих в шахматы,
и пр. Фигурки сказочных существ, заимствованных из преданий германских племен,
нередко украшали фасады и капители колонн романских базилик.
«Французская манера»
Романский стиль и готический,
пришедший ему на смену в XIII столетии, наложили огромный отпечаток на развитие
европейской культуры Средних веков. Если романика представляла собой сочетание
строгости и монументальности (никаких фантазий, только ясная геометрия и
молитвенное настроение), то готика отличалась легкостью и возвышенностью.
Она зародилась в
XII в. на севере Франции, а затем распространилась почти по всему континенту:
от Португалии до Литвы. В то время ее называли «французской манерой», а впоследствии
новое направление получило название «готика». Во многом архитектура готического
собора сохраняла традиции романского стиля. Почти все его элементы остались, но
в измененной форме: вместо толстых столбов появились тонкие пучки изящных
колонн, полукруглые арки вытянулись вверх, маленькие окна стали огромными,
наполняя храм светом.
Источник: авторская статья для портала fb.ru
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник: sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, please
Источник: http://sundukistorii.blogspot.com/2018/03/blog-post_20.html
Романское искусство – живопись и скульптура
Живопись
Романское изобразительное искусство подчинено архитектуре, оно разнородно в различных видах. Храм объединял все виды искусства и был средоточием творческой деятельности народа. Значительные памятники изобразительного искусства 11—12 вв. созданы во Франции, которая была центром формирования нового искусства.
В убранстве интерьера романского храма, так же как в храмах эпохи Каролингов, большое место принадлежало фреске.
Новым явлением были витражи (вид живописи из цветных кусочков стекла, соединенных свинцовым каркасом и заключенных в бронзовые, мраморные или деревянные рамы), которые заполняли оконные проемы апсиды и капелл и получили особое развитие в эпоху готики. На темной стене собора витражи образовывали яркие цветовые пятна, оживляя пространство рефлексами.
В витражах изображались сюжеты из священной истории, житий святых — популярной литературы того времени. Среди них иногда размещались изображения ремесленников, горожан. Многоцветные фресковые росписи покры¬вали пестрым ковром поверхности апсиды, стен нефов, притвора и сводов.
Плоскостной характер живописи с локальными тонами и контурным рисунком подчеркивал массивность стен. Цикл фресок церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату (конец 11 — нач. 12 в.) привлекает увлекательным рассказом, содержащим множество занимательных, наивно переданных жизненных наблюдений в изображении эпизодов библейской истории.
Эпически размеренный тон рассказа, прерывающийся порою выражением эмоций, сложные и прихотливые движения и повороты фигур, свободный и легкий ритм рождают впечатление внутренней напряженности и беспокойства, которые свойственны и романской скульптуре.
К лучшим композициям церкви Сен-Савен относится «Постройка Вавилонской башни», где плоскостность изображения не лишает сцену, изображающую моменты строительства башни, живости. С эскизной легкостью исполнена фреска нартекса на сюжет Апокалипсиса. Мчащийся во весь опор на коне архангел Михаил, преследующий дракона, полон экспрессии.
О светской живописи можно судить по так называемому ковру из Байе (11 в., Париж, Байе, собор), в котором прослеживается другая особенность романской живописи — реалистические тенденции. На плотном ковре (70 м в длину и 50 см в ширину) цветной шерстью вышиты
эпизоды завоевания Англии норманнами в 1066 г. Повествование отличается мерным эпическим строем. События, происходящие одновременно, передаются как следующие одно за другим, подробно и обстоятельно передаются детали. Остро подмечены энергичные, порою уродливые движения всадников и коней, сумятица рукопашной схватки, плывущие по морю корабли; в бордюр вплетаются мотивы фольклора. Выразительные, резко очерченные силуэты, декоративность яркого цвета усиливают эмоциональное воздействие вышивки и придают ей легендарно-фольклорный оттенок. Шпалеры и вышитые ковры в убранстве интерьеров играли не только утилитарную, но и декоративную роль, они украшали парадные и жилые покои, в праздничные дни — стены храмов. Заменяя настенные росписи, они сообщали мрачным средневековым интерьерам нарядный вид.
Большим разнообразием отмечена достигшая расцвета во Франции романская миниатюра, иллюстрирующая евангелия, библии, хроники.
К замечательным образцам романской миниатюры линеарно-плоскостного стиля относятся написанные плотным, ярким, густым цветом «Апокалипсис» из Сен-Севера (между 1028 и 1072 гг., Париж, Национальная библиотека) и Евангелие Амьенской библиотеки (конец 11 в.).
Торжественно-спокойные или полные экспрессии, они отличаются колористической насыщенностью, соответствующей пронизывающим фигуры страстям.
Скульптура
В то время как в Византии скульптура, ассоциировавшаяся с язычеством, была отвергнута церковью, в романском искусстве монументальная скульптура (особенно рельеф) получает большое распространение и около 1100 г. вступает в полосу расцвета.
Остатки языческих верований варваров, обращение церкви к религиозной «проповеди в камне», необходимость устрашать отступников вызвали к жизни грандиозные монументально-декоративные комплексы романских соборов, выполненные в рельефе и часто расписанные красками.
Важнейшее завоевание романской пластики — усиление роли человеческой фигуры в декоративно-орнаментальных композициях на темы библейских и евангельских легенд и назидательных притч. Мотив человеческой фигуры существовал уже в плоскостной орнаментально-декоративной резьбе варваров, которая предше¬ствовала романской скульптуре.
Как и романская живопись, скульптура была подчинена архитектурным формам и ритмам. Она использовалась в основном во внешнем оформлении собора. Рельефы чаще всего располагались на западном фасаде, то концентрируясь вокруг порталов, то размещаясь по его поверхности, на архивольтах и капителях.
Фигуры в середине тимпана (поле внутри полукруглой арки над порталом) крупнее угловых; в фризах они приобрели приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлиненные. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира.
Основной задачей для них стало создание символического образа вселенной во всем ее величии. Иерархическая схема мироздания строилась на противопоставлении небес и ада, добра и зла. Композиции на темы «космического» содержания обычно размещали в тимпанах над порталом.
В романском рельефе появились композиции с человеческими фигурами различных масштабов, с причудливо изгибающимися искаженными формами и пропорциями, с напряженным ритмом движений.
Они трактовались не как самостоятельная ценность, а как часть грандиозного целого — орнаментального многосложного плетения, воплощающего вселенную. В одной сцепе часто соединялись разновременные события. Место действия давалось условно, какою-либо деталью.
Но при этой условности романская скульптура островыразительна в передаче сюжетной ситуации, экспрессии поз, жеста. В ней обнаруживается развитое чувство объема, сочность в лепке скульптурных форм, разнообразие и новизна композиционных решений.
Центральный образ романской скульптуры в тимпанах — Христос — обычно сближается своим обликом и характером с образом бога-отца, страшного судьи мира, возвещающего человечеству неумолимый приговор. В рельефах разрабатывается тема борьбы добра и зла, выраженная в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков.
В сплошном каменном скульптурном ковре часто причудливо уживаются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие апокалиптические видения, сцены «Страшного суда» с мифологическими образами древних народных поверий, то в виде уродов, то в виде карнавальных масок с их насмешливыми гримасами.
Переход к скульптурному рельефу и монументальной трактовке человеческой фигуры в круглой скульптуре раньше всего наметился в «повествовательной капители». Отдельные выпуклые фигуры и группы в ней как бы выступают из массы камня. Капитель из церкви Клюни (1109—1113, Франция, Клюни, музей) решена в виде группы Адама и Евы.
Фигуры с большими головами архаичны, приземисты, неуклюжи, но крепкая моделировка объемов, безыскусственность жестов и мимики сообщают им своеобразную выразительность. Религиозный сюжет в романской скульптуре часто сочетается с наивным реализмом исполнения, с развитым повествовательным началом. В рельефах бронзовых дверей собора св.
Михаила в Гильдесгейме (1008—1015, Германия) евангельские и библейские легенды передаются как связный рассказ, обладающий значительной изобразительной силой. Место действия характеризуется лишь скупыми деталями.
Сцены сотворения Адама и Евы, грехопадения и изгнания из рая, несмотря на черты условности, захватывают живостью повествования, остроумием фольклора, меткостью характеристик персонажей, их состояний: гнева, уныния, неиссякаемой энергии. В образах проступает понимание нравственного начала как основы человеческих поступков.
В начале 12 в. наивная повествовательность и живость исчезают.
Появляются монументальные композиции тимпанов с драматическими сценами «Страстей Христовых», «Страшного суда», видениями Апокалипсиса, с грозными прорицаниями конца света и приближающейся кары («Видение Иоанна», церковь Сен-Пьер в Муассаке, Лангедок, ок. 1115 г.).
В отличие от уравновешенных греческих фронтонных композиций с пластической обособленностью каждой фигуры в романских тимпанах царит беспокойное движение и страстная взволнованность. Заметно стремление к повышенной выразительности и одухотворенности, к созданию впечатления бестелесности образов.
В церкви Сент-Мадлен в Везеле (1125—1130) грандиозная фигура Христа, наставляющего апостолов, занимает центральную часть тимпана и отделена от апостолов сиянием в виде овала, исходящим от божества. Христос исполнен пафоса. Смятение, охватившее апостолов, выражено неистовыми движениями.
Мистические порывы, преклонение перед всесильным божеством — основное содержание религиозных композиций романского собора.
Их образы, однако, косвенно отражали мятущийся, беспокойный дух эпохи с ее чувством непрочности существующего, с бунтарскими еретическими настроениями, устремленность к духовному совершенствованию и наивной верой в чудо.
В романской пластике встречается сочетание возвышенного и повседневного, грубо-телесного и отвлеченно-умозрительного, героического и комически-гротескного.
В тимпане собора Сен-Лазар в Отене (1130—1140) в сцене «Страшного суда» рядом с грозным и величественным образом Христа изображен эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, сопровождающийся плутовством дьявола и ангела, причем дьявол дан одновременно страшным, безобразным и смешным.
Тимпан западного портала собора Сен-Лазар в Отене
В бургундской школе появляются и более человечные, поэтично-прекрасные образы. К ним относится рельеф с изображением скользящей среди колышащихся трав и обремененных плодами деревьев Евы (собор в Отене), целомудренной, не ведающей зла, наивно срывающей плод запретного древа познания.
Фрагмент рельефа с притолоки портала собора в Отене
Ее лицо обаятельно, ее тело исполнено пластической гибкости, движения плавны и текучи. В барельефе тимпана церкви Сен-Мишель д'Антрег (Шарант) изображен архангел Михаил, убивающий дракона. Он поражает не встречавшимися до сих пор в романской пластике одухотворенностью, изяществом пропорций, легкостью движений, словно парящими крыльями.
С развитием городов и распространением ересей в соборную скульптуру проникли образы крестьян, кузнецов, акробатов в их рабочей одежде, занятых повседневным трудом; появились персонажи из древней и средневековой истории, из народно-сатирических произведений (рассказов о похождениях Ренаралиса); наконец, образы народной фантазии: химеры, демоны, полузвериные, получеловеческие маски, наделенные острой выразительностью, насмеш¬ливые фантастические лики с гримасами — воплощение темных дьявольских сил. Романская скульптура тяготела к образам чудовищного и безобразного. Эти образы обычно включались в орнаменты, покрывающие наружные стены храма, помещались на капителях и т. д. Против подобного убранства храма резко выступали деятели церкви, видя в нем проявление еретического вольномыслия.
Наибольшее развитие скульптура получила во Франции и Германии. Для Франции характерна связанная с оформлением стен монументальная скульптура из камня. В Германии крупная и мелкая пластика из бронзы и дерева была сосредоточена внутри храма.
Романская скульптура достигла расцвета в середине 12 в. В школе ваятелей провинции Иль-де-Франс (северо-восток Франции) синтезировалось все лучшее, что было создано французскими мастерами этого периода. Единство и стройность замысла, просветленная гармоничность образов отличают скульптуру западного Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре (ок. 1135—1155 гг.).
Собор в Шатре. Фрагмент портала
Образ Христа во славе в композиции тимпана центрального портала исполнен сосредоточенности, энергии и душевной мягкости. Моделировка форм пластически выразительна.
Колонны западного портала, задуманные (как это было принято) в виде статичного абриса человеческой фигуры, вдруг оживляются легким движением вверх, тонкой моделировкой индивидуализированных лиц пророков, царей и предков Христа.
Привлекает образ молодой царицы, точно внезапно встрепенувшейся, сбросившей с себя оковы сна. Неуловимое движение, скользящее по ее чистым чертам, таящееся в наивных, чуть припухших губах и глазах миндалевидной формы, предвещает улыбку.
Источник: https://artiques.ru/node/76
Скульптура романского стиля
Изобразительное искусство Средних веков
Изобразительное искусство Средневековья, подчиненное влиянию церкви, последовательно рассказывало верующим историю мира от Сотворения до Страшного суда. Большое внимание живописцы уделяли росписям интерьеров, которые отражали образы божественного мира и наставляли верующих на путь истинный.
Библейские сюжеты, сплошь покрывавшие стены, опоры, арки и своды, легко «читались» прихожанами. Фигуры, расположенные в узком пространстве, не передавали ощущения глубины. Плоские, почти бестелесные на белом или цветном фоне, они как будто парили в пространстве храма, создавая торжественную и красочную атмосферу.
Обращали на себя внимание и разные масштабы фигур, размеры которых зависели от их иерархической значимости. Фигура Христа обычно возвышалась над ангелами и апостолами, которые в свою очередь выглядели намного крупнее изображений простых смертных.
По сравнению с Византией, где основной акцент делался на идее духовного совершенства божественного мира, в искусстве Западной Европы больше внимания уделялось мучительному поиску путей спасения души и обретения божественной милости.
Фресковые росписи романского периода почти не сохранились. Причиной тому была используемая живописная техника. Водяные краски тонким слоем наносились на мокрую или сухую штукатурку. Хрупкие слои водяных красок легко подвергались разрушению, особенно с наружной стороны стен. Главные росписи были сосредоточены в алтарной части.
В центральной апсиде помещали Христа во славе, рядом с ним — символические изображения четырех евангелистов с их символами: Матфей — ангел, Марк — лев, Лука — телец, Иоанн — орел. Образ Христа величав и суров, он и властелин, и судья, и защитник, и Вседержитель, внушающий страх грешникам.
На западной стене храма располагали картины Страшного суда с его идеей возмездия и справедливой кары. Нередко в апсиде помещали и фигуру Богоматери, культ которой особенно широко распространился в Европе начиная с XII в. Ниже располагались апостолы, ангелы и святые.
Вглядываясь в разномасштабные изображения фигур, нельзя не отметить их теснейшую связь с традициями народного творчества. Как они не похожи на высокие и утонченные образы искусства Византии.
Скульптура романского стиля
Романское изобразительное искусство, расцвет которого относится к XII в., являет образцы большого благородства и тонкого художественного вкуса. Прежде всего это произведения скульптурной декоративной пластики.
После долгого перерыва начинает возрождаться круглая скульптура, отвергнутая ранней христианской церковью из-за чисто внешнего сходства с языческими идолами. В рельефах романских церквей запечатлены человеческие фигуры, лишенные материальности, пропорции фигур нередко нарушены.
Лица персонажей предельно обобщены, в них отсутствуют портретные характеристики, на первый план выдвинуты напряженная духовная жизнь, строгость, а иногда и наивность. Тщательно проработанные складки одежд больше напоминают орнамент и придают одеянию декоративную выразительность.
Материя то прилипает к телу, то развевается, как бы подхваченная порывом ветра.
Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные изображения диковинных, полуфантастических существ. На капителях и у подножий колонн, на окнах, в рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы.
Дьявольские силы языческого происхождения с множеством голов, с рогами, копытами и хвостами, огромные львы, терзающие беспомощных ягнят, встречают прихожан уже у входа в храм. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей.
Для чего они здесь? Ясно одно: эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии за совершенные грехи. Встречаются среди них и забавные изображения с насмешливыми гримасами, отнюдь не устрашающими, а скорее, потешными.
Как видим, церковь заботилась не только о том, чтобы скульптура, как и живопись, была Библией для неграмотных, но и внушала верующим страх перед загробной жизнью. Борьба за подверженную страстям человеческую душу между ангелами и сатаной стала излюбленным мотивом романской скульптуры.
Крупнейшим памятником романского искусства является скульптура Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре.В произведениях шартрских мастеров синтезировано все лучшее, что было достигнуто разными скульптурными школами. Особенно выразительна композиция «Христос во славе» на «Королевских вратах» собора.
Образ Христа, спокойно восседающего на троне, исполнен торжественности и в то же время милосердия. Перед нами не грозный судия, жестокий властитель жизни и смерти, решающий судьбы человечества, а добрый пастырь, благословляющий своих детей. Прекрасно одухотворенное и сосредоточенное лицо Спасителя.
Расположенные вокруг Христа символы евангелистов — ангел, орел, лев и бык — не внушают страха, напротив, это верные ученики и помощники Бога.
Рельефы портала полны динамики и экспрессии. Поражает стремление мастеров подчинить человеческие фигуры архитектурным формам собора. В условных и удлиненных статуях с подчеркнуто вертикальными линиями драпировок одежд повторяется ритм столбов и колонн храма. Во всем — необходимый такт и чувство меры.
Они выглядят естественно, просто и реалистично. Наивные в своей первозданной красоте, они в то же время таят в себе нечто очень важное и невысказанное.
Скупые жесты (руки по правилам нельзя было отрывать от туловища) удивительно разнообразны, лица оживлены индивидуальными чертами, в них передан мир глубоких душевных переживаний.
Скульптура готики
Грандиозные готические соборы демонстрируют великолепный синтез искусств. Скульптурный декор в виде орнаментики, круглых статуй, рельефов, яркие сияющие витражи… Из всех видов изобразительного искусства готики скульптура, пожалуй, наиболее тесным образом связана с архитектурой.
Нередко она служит опорой различным элементам здания, подчеркивает его вертикальный ритм.
По сравнению с пластикой романского стиля допускаются некоторые отклонения от строгой фронтальности, центр тяжести тела перемещается на одну ногу, придавая фигурам естественность и непринужденность, сами формы обретают вытянутые пропорции, сквозь складки одежд угадываются очертания тела с присущим ему едва уловимым, скользящим движением. В стройной готической скульптуре, в сдержанности ее позы переданы достоинство человека, тонкость его чувств и личных переживаний. Погруженные в задумчивость, торжественно величавые, герои готической скульптуры во многом напоминают благородных средневековых рыцарей.
Религиозная тематика по-прежнему доминирует, но теперь она обращена к чувствам человека. Вот почему наряду с сюжетами Священного Писания можно встретить изображения народных преданий и поверий, светские сцены, носящие порой развлекательный характер.
Скульптура обычно размещалась в строго продуманном порядке, основной идеей которого было наставление верующего на путь истинный. Появление мирских лиц, местных святых, государей рядом с библейскими образами призвано было подчеркнуть их особую близость и связь с миром Божественным.
Из предмета религиозного культа в романских соборах готические скульптуры превращаются в возвышенные и одухотворенные образы. Кажется, что они мирно и спокойно беседуют между собой, не покидая фасадов собора.
Впервые на лицах готических скульптур появляется целая гамма чувств. Отныне не только жест, но и взгляд начинает играть важную роль. Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге.
Смиренно застыли в молитвенных позах перед фигурами Христа и Богоматери, чему-то загадочно улыбаясь, ангелы на западном фасаде собора в Реймсе.
Отважен и благороден «Всадник» соборав Марбурге,готовый к участию в рыцарском турнире в честь Прекрасной Дамы.
В скульптуре собора в Реймсе особенно ощутимо влияние античной пластики. Количество скульптур огромно: это десятки тысяч рельефов и свободно стоящих фигур внутри и снаружи храма. Рельефы как тонкое кружево покрывают буквально все пространство стен, не оставляя даже метра гладкого, нетронутого камня. Каждой сцене отведено навсегда закрепленное за ней место.
Любой сюжет Священного Писания требовал определенной композиции, а изображение святых допускалось только в соответствии с присущими им атрибутами и позами.
Основная группа фигур сосредоточена у главного входа в храм, у портала западного фасада. Направо и налево от входа размещен многофигурный скульптурный фриз. Каждая статуя стоит в отдельной маленькой нише и находится на близком от земли расстоянии, так что ее можно внимательно рассматривать.
Среди статуй собора в Реймсе есть немало шедевров, одним из которых является композиция «Встреча Марии и Елизаветы» — будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. Евангельский сюжет стал для неизвестного мастера поводом для глубокого психологического рассказа.
Фигуры юной Марии и умудренной жизненным опытом Елизаветы образуют единую композицию, даже несмотря на то, что находятся в разных нишах и разделены колонкой. Каждая погружена в свои мысли, думает о своем предназначении. Задумчивая улыбка чуть тронула губы Марии, робко прислушивающейся к зарождающейся в ней новой жизни.
Она пытается постичь то, что спокойным и сдержанным жестом передает ей Елизавета. Мягкий овал девичьего лица Марии, грациозный наклон головы, маленькая брошь на груди, книга Священного Писания в руках все эти детали создают исключительно обаятельный образ.
В готике позднего периода получает развитие искусство скульптурного портрета (см. иллюстрацию на шмуце нас. 118). В облике человека художник хочет передать улсе не только его стремление к Богу, но и чисто внешнее сходство с реальным прототипом.
Пристально всматриваясь во внешний облик человека, он акцентирует внимание на его индивидуальных чертах, добиваясь при этом поразительного сходства (немецкая скульптура Магдебурга и Наумбурга).
Искусство витража
В изобразительном искусстве готики особое место принадлежит витражам. Они не только украшали интерьеры, но и использовались в оформлении порталов, где выполняли роль окон и служили основным источником света в готических соборах. Витражи составлялись из кусочков цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми скрепками. В них в полной мере проявилось торжество света и цвета.
Свет, проникая в храм, играет, переливается всеми цветами, отражаясь на колоннах, сводах, рождая волнующее и трепетное настроение, воплощая мечту о чуде. Перед глазами верующих действительно представал «небесный рай, усеянный бесчисленными цветами». Излюбленный орнамент витражных окон готики — так называемая роза, в вычурном орнаменте которой использовался мотив многолистника (см. с. 148).
Создание витражей — трудоемкий и сложный процесс, требующий от мастеров немало усилий и времени. Но производимый витражами эффект в полной мере оправдывал труды и старания их создателей, так как помогал зрителю настроиться на возвышенный лад, проникнуться ощущением торжественности.
До нашего времени дошло немало витражей Средневековья конца XII—XIV в. Один из самых величественных и прекрасных витражных ансамблей находится в соборе Нотр-Дам в Шартре (около 100сюжетов). В его главной композиции центральное место занимает Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях.
Благодаря сияющим краскам это традиционное изображение приобретает ликующе-торжественный характер. Праздничность также подчеркивается композиционными средствами: восседающую на троне Богоматерь славят расположенные по сторонам ангелы. Различный масштаб фигур здесь вполне оправдан.
Художник с удивительным вкусом и мастерст-вом сочетает густоту красного цвета, сияние золотистых оттенков, нежность голубого тона, глубину темно-синей краски.
У зрителя, попадающего в собор, возникало сказочное ощущение от того, что чистые и яркие тона удивительным образом смешиваются в пространстве и весело играют на колоннах, полу и фигурах людей.
Столь же известны витражи в церкви Сен-Шапель и в знаменитом соборе Нотр-Дам в Париже, в соборе Святого Вита в Праге, соборе Святого Стефана в Вене.
Главное внимание художники витражей уделяют волшебному сочетанию сияющих и интенсивных красок, создающему яркий и выразительный декоративный эффект. Наряду с традиционными библейскими сюжетами нередко используются и простые жанровые мотивы.
Витражное искусство, как и готическая скульптура, не только выполняло чисто декоративную роль, но и служило просвещению молящихся.
■ Вопросы и задания
1.Каковы особенности романского стиля в изобразительном искусстве? Какие его характерные черты были унаследованы искусством готики? Опишите скульптурное убранство «Королевских врат» собора в Шартре во Франции
2. Классические соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене представляют синтез архитектуры и скульптуры. Каким образом скульптурные произведения вписаны в архитектурный облик этих соборов? Почему именно скульптура становится основным видом изобразительного искусства готики?
3. В чем состоит художественное своеобразие пемецкой готической скульптуры? Рассмотрите на шмуце нас. 118 скульптурные портреты графа Эккехарда и его жены Уты в соборе Наумбурга (Германия). Как переданы душевное состояние и особенности характера героев?
4. Почему в готических храмах витражи пришли на смену византийским мозаикам? Какова роль света в интерьере готического собора? Насколько правомерна поэтическая метафора Рильке об окне-розе, вбирающей мир «в свой огромный глаз, напоминающий водоворот»? Рассмотрите витражи некоторых готических соборов. Какие сюжеты и орнаментальные мотивы в них преобладают?
■ Темы проектов, рефератов или сообщений
«Особенности романского стиля и изобразительном искусстве»; «Скульптурное убранство готических соборов Франции и Германии»; «Искусство витража»; «Витражные композиции соборов Нотр-Дам в Париже и Шартре»; «Готический собор как образ мира и воплощение синтеза искусств»; «Развитие готического искусства Франции (Германии, Англии -по выбору)»; «Образы средневековой готики в поэзии Р. М. Рильке».
Ювалова Е. Н. Немецкая скульптура 1200—1270 годов. М., 1983.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s42698t11.html