Искусство китайской скульптуры уходит своими корнями в глубокую древность. К одному из традиционных китайских видов скульптуры относиться резьба по камню, которая выполнялась, в основном, вручную. Иногда, для создания той или иной фигуры героя китайских легенд и преданий, мастер работал по несколько лет. И благодаря таким стараниям появлялись великолепные каменные изваяния людей, животных, птиц, цветов.
Резьбу по камню часто можно увидеть над крупными навесами ворот и на каменных арках знаменитых сооружений. Кроме того, высеченные скульптуры из камня повсеместно встречаются в пещерах и пещерных комплексах, религиозных постройках, а также в местах захоронения важных китайских персон.
Основной целью создания каменных скульптур была демонстрация силы и могущества китайского правителя и его дворцового окружения. Обычно, такие каменные памятники устанавливались возле императорских могил. Этот вид каменной скульптуры зародился еще во времена «Воюющих царств».
![]() |
![]() |
![]() |
Так, большое развитие резьба по камню получает во времена правления двух китайских династий Тан и Сун. Именно тогда формируется особая система создания каменных скульптур, которая базируется на том или ином ранге усопшего.
Например, каменные скульптуры находящиеся гробнице генерала Хо Цюбина являются одним из шедевров китайского скульптурного искусства в ранний период.
Могила генерала была сконструирована таким образом, что была похожа на гору Циляньшань, здесь же было установлено девять каменных скульптур, которые были изваяны из цельного камня и должны были свидетельствовать о великих военных победах и заслугах знаменитого генерала. В центре композиции изображен боевой конь, под копытами которого лежит китайский воин.
Священные львы, стоящие возле могилы императора Сяоцзин представляют собой образец каменных скульптур времен Южных династий. Оба льва, высотой почти в три метра, и грозным видом, олицетворяют собой власть и могущество захороненного правителя Китая.
![]() |
![]() |
![]() |
Во времена правления династии Хань, внутренние стены и фасад гробниц и храмов, украшаются рельефными узорами, нанесенными на плиты.
На таких плитах обычно изображались сами императоры, их верные сановники, любимые сыновья, непобедимые воины и благородные женщины. Для примера, на одной из плит изображен портрет Конфуция и его многочисленных учеников.
На плитах изображались целые легенды, рассказывающие, например, о древних правителях Яо и Шуй, о целомудренных женах, хранивших верность умершим мужьям.
Кроме того, на плитах изображались сцены охоты, императорские пиры, а также всевозможные цирковые представления. Такие художественные плиты из камня представляют собой яркий пример расцвета китайской каменной скульптуры.
![]() |
![]() |
![]() |
Плиты изготовлялись в различных местах и поэтому весьма отличались по своему художественному стилю.
Плиты провинции Шаньдун были простыми по рисунку и громоздкими, тогда как плиты провинции Хэнань отличались мужественностью художественных образов и лаконичностью линий.
В провинции Сычуань плиты отличались изяществом и миниатюрностью, а плиты из провинции Шаньси были более простыми по орнаменту.
К одному из ярких и оригинальных видов резьбы по камню можно также отнести каменные пещеры, которые воздвигались в горных районах страны, таких пещер около ста двадцати.
Самыми знаменитыми из них являются Юньганские пещеры в провинции Шэньси, Лунмэнские пещеры в провинции Хэнань и Дунхуанские пещеры Могао в провинции Ганьсу.
Их еще называют тремя сокровищами искусства каменного изваяния Китая.
Источник: https://www.advantour.com/rus/china/culture/stone-sculptural-arts.htm
Стражи времени. Керамическая скульптура Древнего Китая
Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
представляют выставку
Даты проведения: 6 декабря 2018 – 10 февраля 2019
Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12), зал № 31
Кураторы выставки: Мария Меньшикова, старший научный сотрудник, хранитель коллекции китайского прикладного искусства отдела Востока Государственного Эрмитажа; Кира Вязовикина, старший научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина
Собака. Китай, династия Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Серая глина; формовка, лепка, резьба, обжиг. Коллекция Кати Аршавской
ГМИИ им. А.С. Пушкина к окончанию 2018 года представляет выставку керамической скульптуры Древнего Китая «Стражи времени». Выставка включает редкие предметы — фигурки животных-символов китайского календаря, относящиеся к периоду с II в. до н. э. до XVII в. н. э.
Название выставки связано с традиционным китайским календарным циклом, который популярен во всем мире. Он делится на пять двенадцатилетних периодов.
У каждого года есть животное-символ: Мышь, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака, Свинья.
Сутки также разделяются на двенадцать промежутков – «стражей», которые находятся под покровительством этих же животных-символов.
Традиционные ритуальные керамические скульптуры собак, свиней, кабанов и композиции из 12 животных-символов китайского календаря относятся ко времени правления в Китае династий Хань, Тан и Мин. Подобные ритуальные скульптуры редко выставляются в России, поэтому, безусловно, вызовут интерес и расширят представления российского зрителя об искусстве Дальнего Востока.
По Восточному лунно-солнечному традиционному календарю, принятому в Китае и некоторых других странах, 2018 год — это год Собаки. В Поднебесной 16 февраля год Земляной Желтой Собаки сменил год Огненной Красной Курицы, а ему на смену 5 февраля 2019 года придет год Земляной Желтой Свиньи. Именно поэтому на выставке экспонируются в основном скульптуры собак и несколько фигур кабанов и свиней.
Археологические открытия в Китае дают нам богатый художественный материал, иллюстрирующий традиционную жизнь и быт китайцев с древнейших времен. Вера в существование жизни после смерти, культ предков, породили представление о том, что человека в ином мире должны сопровождать предметы, окружавшие его при жизни.
Уже в 3–2 тысячелетиях до н. э. постепенно формируются условные ритуалы и основополагающий для китайской традиции культ почитания предков. Китайцы считали, что души людей — бессмертны.
Потомки, остающиеся на земле, должны прославлять предков своими деяниями.
— С древности в захоронения помещали большое количество сакральных предметов, многие из которых сохранились до наших дней: в основном, это изделия из долговечных материалов — бронзы и нефрита, которые считались священными, а также из керамики.
К середине 1 тысячелетия до н. э. китайцы перестали приносить в жертву предкам людей и животных. Их стали заменять на созданные из керамики, дерева и других материалов предметы, получившие название минци — «яркие вещи», «модели». Ремесленники изготавливали модели людей, животных, бытовых вещей, обмундирования и т.д.
Самым ярким примером реализации этих представлений является захоронение императора Шихуана (правил в 221–210 до н.э.) династии Цинь (221–207 до н.э.).
Постройка этого комплекса, воссоздание и устройство в нем модели мироздания — неба со светилами, земли с садами, деревьями и реками из ртути, дворцов с охранными механизмами и многими другими деталями — описана в «Исторических записках» Сыма Цяня (ок.146–86 до н.э.
) — знаменитого историографа династии Западная Хань (206 до н.э.–9 н.э.). Сыма Цянь упоминал в частности о том, что Цинь Шихуан был похоронен с войском. Это казалось вымыслом, гиперболой.
Однако, после открытия в 1974 году частей комплекса, в которых уже сейчас раскопано несколько тысяч керамических фигур солдат в человеческий рост, лошадей; а также двух повозок со скульптурами возничих и четверок лошадей из бронзы; и множества других изделий, — то есть после обнаружения «вечной армии» нет сомнений, что описание Сыма Цянь соответствует действительности. Больше никогда в китайской истории подобное воссоздание не имело такого размаха, но традиция сохранялась в упрощенном виде. Скульптуры людей, фигурки животных, модели построек, утварь продолжали делать из металла, лака, дерева и глины, в зависимости от достатка заказчика, но они стали значительно меньше.
Необходимость создания в большом количестве скульптур для алтарей и ритуальных целей привела к развитию ремесел. Многие новые техники применялись именно при изготовлении минци: использование цветных глин, форм, оттисков; специальная обработка поверхностей керамических изделий, применение разных температур обжига, использование однотонной и цветных низкотемпературных глазурей.
Среди ритуальных статуэток особое место занимают фигурки с изображением животных: лошадей, собак, свиней, птиц и других существ, а также животных-символов календарного двенадцатилетнего цикла.
Например, скульптуры собак были обнаружены уже в захоронениях неолитического времени. Их помещали рядом с владельцами, обычно в ногах, иногда рядом или под телом хозяина.
Судя по найденным артефактам, такие фигурки-символы высоко ценили.
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Российский зритель традиционно с большим вниманием относится к искусству стран Дальнего Востока и особенно к богатой своими традициями многовековой культуре Китая.
Без сомнения, много нового и интересного можно почерпнуть на камерной, но глубокой по смыслу и изящной по форме выставке.
Работы подкупают мастерским владением техникой формовки и лепки, цветной росписи и полихромной глазури, и в то же время они отражают живой интерес китайских художников к окружающему миру, их наблюдательность и способность подмечать детали, завораживающие современного зрителя своей остротой и выразительностью. Демонстрируемые произведения, а их около сорока, принадлежат нескольким московским коллекционерам, которые во многом инициировали проведение данной выставки».
- УЧАСТНИКИ ВЫСТАВКИ
- Государственный музей искусства народов Востока
- ЧАСТНЫЕ СОБРАНИЯ
- Собрание Кирилла Данелия
Собрание Михаила Алдушенко
Собрание Кати Аршавской
Собрание Алексея Голубовича
Собрание Александры Ивановой - Собрание Натальи Лебедевой
Источник: https://worldpics.pro/strazhi-vremeni-keramicheskaya-skulptura-drevnego-kitaya/
Скульптура и архитектура китайцев
Истоки китайской скульптуры восходят к периодам Инь и Чжоу. От ханьского времени сохранилось монументальное изображение каменной лошади, топчущей поверженного гунна на могиле полководца Хо Цюй-бина (II в. до н. э.). В ханьских могилах часто находят многочисленные глиняные статуэтки слуг, музыкантов, танцовщиц, различных животных.
В течение ханьского времени фигуры людей из плоских и условных становятся объемными, мастер начинает придерживаться правильных пропорций при изображении человеческого тела. С появлением буддизма в Китае стали строиться пещерные храмы с совершенной скульптурой и живописью.
В период Северной Вэй (Зоб—557) началась постройка многих пещерных монастырей: Дуньхуана, Юньгана, Майцзишаня, Лунмыня и др. При династиях Суй и Тан строительство в этих пещерах продолжалось. Пещерные храмы высекались в отвесных скалах. Они располагались на различной высоте в два или три яруса.
Внешний вид храмов и внутренняя планировка зависели от твердости скалы. Высота самых больших храмов достигала 20—23 м, ширина — 32 м. Размеры статуй были разнообразны, начиная от колоссальных 13—16-метровых будд и кончая крохотными их изображениями в 9—12 см.
В некоторых храмах буддийских изображений было несколько сотен, в других — несколько тысяч (например, в Луимыне 90 тыс.). Формы скульптур менялись с течением времени. Для вэйской скульптуры характерно соединение черт древнего, ханьского искусства с индийским, пришедшим в Китай через Центральную Азию.
Взйскую скульптурную фигуру отличают удлиненная форма тела и головы, тонкие губы с легкой улыбкой, одежда, плотно облегающая туловище или ниспадающая широкими свободными складками. При династии Тан в скульптуре уже меньше чужеземных черт, статуи будд китаизируются, туловище очерчено округлыми линиями.
Скульптура отделяется от стены и станоЕится независимой от нее. Намечается стремление к передаче душевного состояния изображаемого лица. В сунскую эпоху чужеземные черты в скульптуре уже совершенно исчезают и заменяются сложившимися иконографическими китайскими традициями. В фигурах этого времени точно переданы пропорции тела, струящиеся одежды, выражение глаз.
Начиная с юаньского периода строительство пещерных храмов и монастырей пошло на убыль. Многие пещеры были засыпаны песками и погребены на долгие годы. Народное правительство приняло ряд энергичных мер для отыскания и охраны памятников древней культуры. Китайские ученые изучают и популяризируют искусство Дуньхуана и других монастырей, обращая особое внимание на выявление национальных традиций в скульптуре и живописи.
Кроме скульптурных изображений в буддийских монастырях, в тайском Китае существовала и монументальная рельефная скульптура. До нашего времени дошли рельефные изображения лошадей на могиле императора Тайцзуна (637 г.).
Глиняные погребальные фигурки танского и сунско-о времени, сопровождавшие мертвеца в могилу, делались неизвестными народными мастерами. В этих фигурах, раскрашенных красками или покрытых цветной глазурью, заметно стремление к отображению реального мира.
Покойника сопровождали в могилу статуэтки танцовщиц, музыкантов, актеров, слуг, гениев-хранителей и фигуры воинов в доспехах с поверженными демонами у ног.
Большое разнообразие расовых типов, представленное глиняными фигурками, характеризует разноплеменный состав Танской империи и свидетельствует о широких связях Китая с отдаленными странами. В погребальных статуэтках сунского времени религиозная символика почти исчезает.
Дальнейшие периоды не дали ничего выдающегося в области монументальной скульптуры. Вслед за эпохой расцвета китайской скульптуры наступил ее упадок. Общий кризис феодальной культуры и иностранный гнет способствовали полному упадку скульптуры.
Поэтому современной китайской скульптуре предстоит решить многочисленные трудные проблемы. Сейчас китайские скульпторы творчески воспринимают старое наследие и усваивают все полезное в зарубежной скульптуре.
Для увековечения революционных подвигов, героических событий современности создаются монументальные произведения. Скульптурный портрет ранее был почти неизвестен. Только за последние годы удалось создать ряд скульптурных портретов.
Большой известностью пользуется работа Ван Чао-вэня «Лю Ху-лань», в которой скульптор создал образ партизанки—«китайской Зои», отдавшей свою жизнь за независимость родины. Монументальными скульптурами украшаются здания, площади, парки.
Среди интересных работ последних лет следует назвать большую скульптурную группу работающих и отдыхающих крестьян, вылепленную Лю Кай-ци для украшения Дома крестьянина в Пекине. На площади Тяньаньмынь коллективом скульпторов воздвигнут грандиозный монумент, посвященный памяти погибших бойцов революции.
Однако, несмотря на большие успехи, китайская скульптура еще отстает в своем развитии от живописи и графики.
Архитектура
Национальная китайская архитектура отличается рядом своеобразных черт. Она имеет свои композиционные и конструктивные особенности. Для этой архитектуры характерно знание свойств строительных материалов и органическая связь с окружающей природой.
В Китае дома строили особым способом, разработанным еще в отдаленные времена. Столбы, составляющие основной каркас жилого дома, покоились на базах; материал стен только заполнял пространство между столбами. Нередко стены в деревянных домах были раздвижными.
На столбах помещалась двойная или тройная изогнутая крыша, покрытая пестрой глазурованной черепицей.
Для поддержания массивных крыш, характерных для китайской архитектуры, строители древнего Китая разработали и развили оригинальный метод (доугун) применения ярусных кронштейнов на поверхности колонн.
Основные черты китайской архитектуры уже в ханьскую эпоху достигли полной зрелости. Модели зданий, найденные в ханьских погребениях, свидетельствуют о том, что китайские архитекторы одни из первых в мире научились строить многоэтажные дома. Деревянные сооружения в Китае долговечны.
До наших дней сохранилось более 30 больших деревянных сооружений почти тысячелетней давности. В провинции Шаньси, в горах Утайшань, в 857 г. был воздвигнут буддийский храм Фогуан.
Главный зал храма построен из дерева, и, несмотря на то что ему более 1000 лет, он все еще находится в хорошем состоянии.
Больших успехов достигли древние зодчие и в области кирпичной и каменной архитектуры. Они сооружали гигантские оборонительные и ирригационные сооружения, мосты и гробницы. Всему миру известна знаменитая Великая китайская стена, построенная в III в. до н. э. для защиты от кочевников.
В последующие времена стена неоднократно перестраивалась и реставрировалась. Длина стены в настоящее время составляет 4500 км, ряд боевых башен и ворот расположен на всем ее протяжении. В средние века некоторые башни, площадки и арки над дорогами, проходящими сквозь стену, были украшены великолепными рельефами, художественно выполненными надписями и т.
д. Это придавало стене характер подлинного произведения искусства.
Из древних мостов наиболее известен Великий каменный мост в уезде Чжаосянь провинции Хэбэй. Этот первый в мире арочный мост, построенный 1300 лет тому назад, достигает в длину 37.5 м.
Самыми распространенными сооружениями древней каменной архитектуры Китая являются многочисленные буддийские пагоды. Само название «пагода» (та) происходит от индийской ступы. Форма пагоды, однако, не копирует полностью индийскую ступу. В пагодах видны явные следы влияния древних китайских многоэтажных сооружений. Для пагод было характерно нечетное число этажей.
Самая древняя сохранившаяся кирпичная пагода находится в Хэнани, в храме Сунъюэсы. Эта величественная 15-этажная пагода была построена в 523 г. на одной из «пяти великих вершин» Китая, славящихся своим пейзажем. Интересна «Большая пагода диких гусей», построенная в 625 г. в Шэньси. Высота пагоды около 60 м. Ступенчатая семиэтажная пагода облицована светлым, слабо обожженным кирпичом.
Поставленная на высоком холме, пагода как бы вырастает из него и органически сливается с окружающим пейзажем. «Железная пагода» в Кайфыне построена в 967 г. Она получила свое название по облицовке глазированным кирпичом, по цвету напоминающим железо. Строились в сунское время и пагоды из железа и бронзы.
Зодчие смогли применить необычный в архитектуре материал благодаря высокому развитию техники обработки металла.
В сунскую эпоху появилась классическая книга по архитектуре «Ин- цзаофаши». В этом трактате обобщен опыт многочисленных строителей Китая. В эпоху Сун велось большое строительство, но от многочисленных архитектурных сооружений до наших дней сохранились только пагоды. Большинство дошедших до наших дней старинных архитектурных памятников Китая относится ко времени Мин и Цин.
В эпоху Мин создавались своеобразные красочные сооружения и ансамбли в Пекине, ставшем столицей Китая. Строились городские укрепления, возводились земляные валы. Основная часть «Запретного города» — императорского дворца — была тоже выстроена в минское время.
Отличительной чертой императорского дворца, как и вообще дворцовых комплексов в Китае, является система многочисленных дворов, отделенных друг от друга монументальными воротами. Ворота строились либо в виде больших павильонов, либо в виде своеобразных двухэтажных зданий.
Многочисленные дворцовые сооружения располагались на определенном расстоянии друг от друга и были ориентированы по странам света. Главные здания были всегда больше, чем вспомогательные. Такая композиция подчеркивала идею сооружений, их внутреннюю сущность.
В последнем внутреннем дворе императорского дворца располагались высокие террасы с мраморными лестницами. Белые мраморные лестницы и террасы, белые камни мостовых прекрасно сочетаются с цветными колоннами и крышами строений.
Примером такого ансамбля может служить пекинский Храм Неба, построенный в середине XV в. Этот грандиозный ансамбль, расположенный в парке, поражает необыкновенным размахом и широтой композиционного замысла. К сооружениями ведет «дорога духов», вымощенная каменными плитами.
«Храм молитвы об урожае», где совершались жертвоприношения и молились об урожае, — самое большое сооружение из всего ансамбля. Круглый деревянный храм возвышается на высокой трехъярусной мраморной террасе. Очертания храма безукоризненно пропорциональны.
Массивные колонны, покрытые красным лаком, увенчаны тройной конической крышей из синей черепицы. Яркие колонны и крыша прекрасно сочетаются с белоснежными мраморными террасами, украшенными художественной резьбой, В этом храме архитектура, живопись и скульптура создают гармоничное целое. Мраморный «Алтарь Неба», сооруженный в XVI в.
в южной части парка, не менее великолепен. Он состоит из трех ступенчатых ярусов, обнесенных балюстрадами, покрытыми ажурной резьбой.
Постепенно более строгие и простые раннеминские формы обрастают вычурными деталями. Все большее значение приобретают декоративные украшения. Деревянные колонны, столбики балюстрад почти сплошь покрываются орнаментальной резьбой. Орнаментация становится все более пышной и разнообразной. В ней преобладают мотивы, взятые из растительного и животного мира, встречается и геометрический орнамент.
Высокого развития в Китае достигла садово-парковая архитектура. Разнообразные архитектурно-художественные приемы свидетельствуют о богатом опыте, незаурядном воображении и таланте безвестных зодчих- садоводов. Методы разбивки китайских садов не подчиняются никаким правилам, в них столько же отступлений и вариаций, сколько разнообразия в самой природе.
В китайских садах создаются искусственные скалы, холмы, водоемы, острова, живописно размещаются группы камней или отдельные камни. Особенность искусства планировки сада состоит еще и в том, что китайцы маскируют деревьями или скалами постепенные переходы пейзажей, так что перед зрителем развертывается совершенно неожиданно новый вид.
В композиции парков китайские зодчие включали водные пространства и для большей живописности создавали различные бухточки, заливы, протоки. Берега их связывались каменными, деревянными или бамбуковыми мостиками. Большую изобретательность китайцы проявили при строительстве парковых беседок и павильонов.
В архитектурных решениях этих сооружений достигнута большая свобода, но в то же время они подчинены композиционной системе всего паркового комплекса. Яркая многоцветная раскраска павильонов — синяя, красная, зеленая, желтая — гармонично сочетается с водоемами, зеленью и камнями парков.
В китайских парках деревья всегда различаются между собой по колориту своей листвы. Китайцы чередуют деревья, обладающие густыми и раскидистыми ветвями, с деревьями пирамидальной формы. Они смешивают цветущие деревья так, чтобы парк цвел большую часть года.
Из декоративных камней создают искусственные горы самых причудливых очертаний, с пещерами, гротами, переходами и т. д. Формы камней различные: иногда камень напоминает фигуру человека или животного, иногда это как бы скала в миниатюре.
Замечательный опыт китайских архитекторов и художников-садово- дов внимательно изучают и критически осваивают современные архитекторы Китая. Как показала практика, классическая система постройки дома позволяет полностью применять современную строительную технику — стальные и железобетонные каркасы — и использовать современные строительные материалы в китайской архитектуре.
Источник: http://lib7.com/aziatyy/274-skylptyra-kitai.html
Скульптура Древнего Китая (стр. 1 из 3)
- САРАНСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
- Реферат
- СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Выполнил: Ганюшкина Т.В. 1 курс отделение дизайн
Саранск 2000
СОДЕРЖАНИЕ
- 1. Наследие Древнего Китая
- 2. Основные периоды развития скульптуры Древнего Китая
- — период династии Шан (Инь)
- — период династии Чжоу
- — период империи Цинь и Хань
- 3.
Музей «Подземной армии» как ярчайший образец скульптурного искусства Древнего Китая
- 1.
Наследие Древнего Китая
Скульптура Древнего Китая, как и его искусство и вся китайская цивилизация имеют свои особенности, обусловленные спецификой географического положения, природных условий и исторического развития.
Культурная история Китая восходит к рубежу III-II тысячелетия до н.э. Существует мнение о “культурном единстве, своеобразии и замкнутости” культуры, сформировавшейся в Древнем Китае.
Для древнекитайской скульптуры, как и всего искусства Китая свойственны две характерных черты: традиционализм и гилозоизм (видение природы как живого организма, оживотворение природы). Соединение этих черт с рационализмом дает уникальный результат: удивительное чувство природы, способность видеть в ее малейших проявлениях — целое. Человек в этой культурной системе стремиться не к подчинению природы, а к жизни во всей ее природной полноте и рациональной устроенности.
История Китая насчитывает, по крайней мере, семь тысячелетий, начиная с периода развитого неолита. Почти треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации. Ее начало относят к рубежу III-II тысячелетий до н.э. Концом ее считают крушение империи Хань (220 г. н.э.).
Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько.
В эти эпохи входят периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань.
Искусство китайского народа представлено во многих памятниках древности, в том числе и скульптуре, свидетельствующих о высокой творческой одаренности китайского народа.
Многие пагоды, многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса, а также пещерные комплексы и захоронения с найденными там скульптурами являются ценнейшими памятниками китайской культуры.
Пещеры монастырей близ Лояна, в Дуньхуане, Бинлинсы и во многих других местах сохранили произведения высокоразвитого изобразительного искусства: превосходную настенную живопись и скульптуры.
Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготовлением ритуальных сосудов, погребальных урн и друг ритуальных предметов. Древнейшие произведения искусства Китая были обнаружены раскопками на северо-западе Китая. Там были обнаружены предметы “культуры Яншао”.
Яншао — древнейшая (неолитическая) культура бассейна р. Хуанхэ (V-III тыс. до н.э.). Виды поселений, жилые и культовые постройки, глиняные сосуды, украшенные многокрасочной росписью в виде спиралей, раковин, сеток являются воплощением древнейших представлений о мире. Распространенной являлась расписная керамики.
Изобразительные мотивы Яншао — стилизованные изображения природных объектов и стихий. Они воплощались в формах и орнаменте неолитических сосудов. На погребальных урнах керамики Яншао преобладал геометрический орнамент и знаки-изображения, символизирующие верования древних яншаосцев.
В первобытных верованиях существовали: культ умерших предков, культ Земли и почитание своего верховного божества и легендарного первопредка — Шан-ди. В последствии он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле.
Генетическая связь с этим источником мудрости и силы была заложена в самом названии страны — “Поднебесная”, и в титуле правителей — “Сын Неба”.
Неолитическая культура Хуншань (северо-восточный Китай) оставила в наследство множество археологических находок. Одна из них — глиняная голова (маска) божества с глазами, инкрустированными нефритом (III тыс. до н.э.). Красотой форм отличается черная керамика “культуры Луншань”, открытая в поселениях провинции Шаньдун (III тыс.
до н.э.). Памятники искусства II тысячелетия до н.э. — города и многочисленные поселения были открыты в 30-е гг. XX в. китайскими археологами в уезде Аньян. Там обнаружены остатки архитектурных сооружений с каменными скульптурами, бронзовыми сосудами и различными изделиями из кости и камня.
Бронзовые сосуды богато украшаются золотом, инкрустируются малахитом, бирюзой. Изображения животных, сил природы на сохранившихся жертвенных сосудах, и колоколах отражают мифотворчество китайского народа. По этим находкам видно, что уже к тому времени развивалось искусство резьбы по нефриту и кости.
Находки археологов свидетельствуют о совершенствовании художественных форм.
К XIII-XI вв. до н.э. относится и вскрытое в районе Аньяна большое городское поселение с остатками погребений — от неглубоких ям, лишенных оружия и бронзовой утвари, до огромных крестообразных подземных усыпальниц более чем десятиметровой глубины.
Последние представляли собой монументальные конструкции, напоминающие усеченные пирамиды, обращенные основанием вверх, с широкими подъездными дорогами, спускающимися посредине каждой из четырех сторон этих гробниц к погребальной камере, заполненной драгоценной утварью, оружием из бронзы, украшениями из нефрита и золота.
Судя по содержанию гадательных надписей, под г. Аньян находился культовый центр, где происходили гадания, и хранился архив так называемого «иньского оракула».
Развитие искусства скульптуры было неразрывно связано не только с ремеслом, но и возникновением металлургии бронзы. Как полагает большинство ученых, металлургия бронзы в бассейне Хуанхэ возникла на основе достижений поздненеолитической культуры Луншань.
Причем высокий уровень развития гончарного процесса у луншаньских общин явился важной предпосылкой ускоренного развития бронзолитейного производства. Самой ранней бронзовой культурой на территории Северного Китая считают культуру Эрлитоу. В Эрлитоу (в районе г.
Лоян) было вскрыто крупномасштабное поселение протогородского типа, где впервые археологи обнаружили основание монументального сооружения дворцового типа, со следами колонн (его радиоуглеродная дата 1700 г. до н.э.). Находки рядом с этим архитектурным комплексом керамических форм для отливки бронзы и тиглей говорят о развитии в Эрлитоу местного бронзолитейного производства.
Из бронзовых изделий Эрлитоу, вызывает особый интерес винный сосуд типа цзюэ, поскольку он оказывается пока самым древним из традиционного комплекта ритуальных сосудов, принадлежащих к классическим образцам древнекитайской бронзы.
Один из типичных протогородских центров, датируемый серединой II тысячелетия до н.э., открыт в районе Чжэнчжоу (в Хэнани). Здесь были обнаружены фундаменты крупных строений типа дворцов или общественных зданий, остатки жилых построек.
Среди разнообразной бронзовой утвари найдены два ритуальных бронзовых котла-треножника (триподы типа дин). Они носили особую культовую значимостью в общественно-политической традиции древнего Китая как сакральные символы наследования царской власти. Чжэнчжоу предстает как крупный центр с монументальной архитектурой и скульптурой.
По сравнению с Эрлитоу чжэнчжоуский комплекс являет собой более высокую стадию исторического развития.
В результате раскопок последних лет, особенно интересных в сезон 1986 г., в районе Чэнду была обнаружена культура Саньсиндуй с последовательным залеганием слоев позднего неолита и ранней бронзы, датируемых первой половиной III — началом I тысячелетия до н.э.
Среди уникальных вещей Саньсиндуя — золотые и бронзовые маски-личины и золотой жезл с изображением человеческих голов, представляющий собой, очевидно, регалию власти.
Сенсационный характер имеют находки многих сотен образцов литых бронзовых изделий, в том числе статуй людей в натуральную величину и даже большего размера, а также крупномасштабных скульптурных изображений человеческих голов с разнообразными головными уборами (что свидетельствует об устойчивой социальной стратификации).
Ничего подобного этим находкам, в особенности монументальной скульптуре, не обнаружено ни для одной из культур бронзового века Китая. Некоторые историки полагают, что в культуре Саньсиндуй очевидны признаки древнейшей погибшей цивилизации. Находку под Сианем часто сравнивают со знаменитыми открытиями в Египте и Мексике.
Видимо, это оправдано. Провинция Шэнь Си теперь настоящий рай для археологов, методично прочесывающих подземные гробницы, полные царских сокровищ. Усыпальница со знаменитой “Подземной армией” Цинь Ши Хуанди среди них — несомненно, самая интересная.
2.
Основные периоды развития скульптуры Древнего Китая
Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Скульптура Древнего Китая, прежде всего, связана с погребальной культурой китайцев.
Вместе с буддизмом в Китай пришло не только строительство многоэтажных пагод и скальных храмов, но и искусство монументальной скульптуры, В комплексах Лунмэня, Юньгана и Дуньхуана органической частью архитектуры явились фрески, барельефы и особенно круглая скульптура.
Она характерна для индо-буддийской скульптуры, с характерными для буддийских святых канонами изображений, поз и жестов. В каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, техника изготовления и оформления которых, так или иначе, восходит к индо-буддийской.
Вместе с буддизмом пришла в Китай и практика скульптурного изображения льва — животного, которое в Китае до буддизма практически не было известно. Но искусство круглой скульптуры было известно в Китае задолго до буддизма.
скачать за 50 руб
после оплаты нажмите на кнопку «Вернуться на сайт» — документ будет скачан автоматически Скачанный документ будет содержать только материал уже воспроизведенный на сайте.
Источник: https://mirznanii.com/a/131678/skulptura-drevnego-kitaya
Скульптура Древнего Китая
Древний Китай оставил богатое наследие уникальных произведений искусства. Разные эпохи и династии радуют потомков своими неповторимыми шедеврами. Немаловажную роль в формировании художественных стилей и направлений сыграли и самобытная китайская философия, и религиозные воззрения.
Искусство древнего Китая весьма своеобразно, самостийно и отлично от наследия других регионов мира, в частности, благодаря своему географическому расположению.
Благодаря расположению на краю азиатского континента, обращенному к Тихому океану, китайцам удалось сохранить свою культуру в значительной степени нетронутой. Нельзя упускать и традиционный жизненный уклад, бережно охраняемый от влияний внешнего мира тысячелетиями.
Даже в периоды завоеваний им удалось пронести сквозь время свой образ жизни и особое мироощущение. Их художественные произведения были прямым отражением особенностей веры и жизненной философии.
Древние китайские скульптуры полны экспрессии и чувств, заложенная в них художественная концепция пробуждает разум, будоражит воображение и рождает образы, ведущие людей к особому тонкому художественному миру.
Античные скульпторы смогли донести до нас особенности разных исторических периодов.
Так, работы, созданные в период правления династий Цинь и Хань, являются основательными, скульптуры династий Вэй и Цзинь энергичны и изящны, а скульптуры времен Тан и Сун богаты и утонченны.
Китайские традиции захоронения
Обряды и традиции Китая краткоДревние китайские скульптуры были в основном связаны с религией, и их характерные образчики наиболее часто встречаются в храмах и мавзолеях.
Древняя китайская традиция захоронения, возникшая на закате правления династии Хань, предопределила развитие искусства и вдохновляла многочисленных зодчих на протяжении нескольких тысячелетий.
Надземные и подземные скульптурные объекты захоронений, предметы интерьера, фрески, мозаики и декоративные изображения стали частью погребальных традиций, призванных подчеркнуть соответствие стилю правящей династии.
Среди них встречаются настоящие произведения искусства, такие как скульптуры, находящиеся внутри древних захоронений и мавзолеев. Они представляют особый интерес, отчасти потому, что подчеркивают некоторые региональные вариации и художественные изюминки, отражающие уникальность народа.
В древние времена политическая и социальная культура Китая неоднократно претерпевала изменения по мере того, как различные этнические группы постепенно переходили от междоусобиц до объединения в единое Китайское государство. На фоне такой социальной и политической неопределенности и в свете многочисленных потрясений жизнь в целом, как видно через призму литературы и искусства, оставалась в состоянии потрясения.
На времена правления династий Хань и Цзинь пришелся настоящий расцвет китайских искусств: живописи, скульптуры и каллиграфии. Пика расцвет культуры достиг во времена Суй и Тан.
Изменились образы и содержание композиций каменных скульптур, украшающих мавзолеи и гробницы. Терракотовые фигуры стали использоваться в качестве объектов, дополняющих как сами захоронения, так и дорогу, ведущую к ним и называющуюся «путь духов». Социальный статус погребенного читался в особенностях каменных скульптурных композиций.
Новые материалы и инновационные технологии их обработки стали использоваться для создания терракотовых фигурок, захороненных внутри гробниц. Это вылилось в появление глазурованной трехцветной керамики, запечённой при низкой температуре, которая ценится и по сей день.
Ансамбли каменных скульптур появились вдоль пути духов в мавзолеях императоров Северной Сун в период с 960 года по 1127 год. В это же время начинается расцвет торговли, появляется сословие горожан, изменяется общественная мораль, вновь обретает популярность поэтическая драма, разыгрываемая под музыкальное сопровождение.
Все это подтолкнуло к новому дыханию и ваятелей. Теперь свои усыпальницы украшали скульптурами даже обычные люди. Терракотовые статуэтки как объекты захоронения стали менее популярными, и появилась новая традиция использовать глиняные резные фигурки и предметы интерьера, отражающие роскошный двор жилища умершего, дополненный фигурами персонажей из юаньской драмы.
Сюжеты о сыновьях, исполненных осознанием долга, стали еще одной важной темой для оформления гробниц глиняными рельефами и каменными скульптурами.
Зодчество эпохи Мин и Цин
Практика дополнения пути духов к мавзолею императора каменными статуями продолжилась и во времена династий Мин и Цин. Этот художественное средство демонстрации положения и авторитета верховного правителя при жизни. Несмотря на качество используемого материала и монументальность, запечатлённые сюжеты были стереотипными и безжизненными.
Со временем внутренняя скульптура в усыпальницах стала роскошью, доступной только для императорских гробниц. Терракотовые фигурки были найдены только в захоронениях аристократов и высокопоставленных министров. Даже в них художественная реализация было не слишком впечатляющей, и ее вскоре смогли затмить мастера северных династий Суй и Тан.
Постепенное исчезновение традиции дополнения мест погребения терракотовыми фигурками произошло по большей части из-за изменения в самих погребальных обрядах.
Ближе к концу династии Хань, в период ее упадка, умерших хоронили не так помпезно. Некогда популярная практика использования красивых нефритовых статуй императоров закончилась, погребальные предметы роскоши исчезли полностью.
Изысканно сделанные фигурки, часто украшавшие гробницы правителей, вышли из моды.
Скульптуры периода Троецарствия
В период правления Цао династии Вэй наблюдалось снижение внимания к кладбищенской скульптуре. Подтверждением чему служат исследование гробниц вокруг города Лоян. Там вместо больших групп погребальных статуэток встречались лишь немногочисленные терракотовые статуэтки и керамические миниатюры. Появляются и скульптурные композиции с местными животными.
Гробница Вэй, построенная в 247 году в Лояне, была дополнена двумя миниатюрными терракотовыми статуями: мужчина-слуга и горничная. Оба стоят с руками, сложенными на груди. Композиция довольно грубая. Ей не присущи живость и рельефность, прослеживающиеся в терракотовых фигурках Восточной Хань более раннего периода.
Фигурки слуг дополнены миниатюрной парой кур и собакой, выполненных в простых и незамысловатых линиях контура.
Гробницы У
Погребальные терракотовые фигурки в гробницах У, одном из трех царств, основанном Сунь Цюанем, достаточно замысловаты и не лишены региональных особенностей. Глиняные фигурки обнаженных людей, сидящих на корточках, отсутствующие как класс в погребениях центральной части Китая, встречаются часто.
Несколько грубо смоделированные миниатюры были покрыты голубой глазурью. Четыре подобные фигурки были обнаружены при раскопках в могильнике 262 года в Учан провинции Хубэй. Каждая фигура имеет округлость, олицетворяющую третий глаз, расположенную между бровями, подобно тем, что встречаются в скульптурах и изображениях Будды.
Также в одном из захоронений региона была обнаружена буддийская реликвия: статуя сидящего Будды в окружении босых глиняных фигурок. Интересны и фигуры зверей-хранителей гробницы той же эпохи, у многих из которых по четыре лапы, похожих на крокодильи, и спины, покрытые подобием чешуи.
В гробницах У встречается множество покрытых глазурью терракотовых зооморфных статуэток. В основном это маленькие, лаконичных форм изделия, изображающие кур, уток, овец, собак и свиней. Часто также попадались исследователям керамические курятники, свинарники, зернохранилища, жернова, ступки и печи.
Это в первую очередь свидетельствует о процветании сельского хозяйства, развитого в дельте реки Янцзы.
Другой тип погребальной скульптуры – урна с «душой» усопшего – также имеет отличительные региональные особенности. Они стали появляться в период У и представляли собой сосуд с пятью отверстиями, так как к выпуклым бокам основного сосуда были приделаны четыре сосуда поменьше.
На ободах и в верхней части пяти емкостей вылеплены здания, крошечные человеческие фигуры, птицы и звери. В средней части этой композиции размещались богато украшенные изображения бессмертных, волшебных зверей, рыб и черепах. Человеческие фигуры и животные эскизно-скульптурные. Кроме набросков черт лица не наблюдалось никаких подробностей.
Методы исполнения достаточно просты, но дают довольно живое впечатление об античной красоте и лаконичности.
Статуэтки империи Шу
Погребальные терракотовые статуэтки, найденные при раскопках в гробницах провинции Сычуань периода царства Шу, напоминают творчество периода Хань.
Человеческие фигурки в первую очередь представляют собой слуг, музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах, и танцоров с цветами в волосах.
По сравнению с фигурками эпохи Хань они достаточны просты по исполнению и пластике. Наиболее типичны работы, найденные в Сычуань.
Через пятнадцать лет после основания Западной Цзинь (265-317) вся страна была объединена. Простая система захоронения периода Вэй продолжала практиковаться, но появились и новые традиции.
В частности, с ростом благополучия в Китае традиция захоронения погребальных глиняных фигурок с умершим вновь вернулась в моду.
Их стали дополнять фигуры почетного караула в процессии с повозками, запряженными быками, лошадьми с седлами, которые наглядно иллюстрируют предпочтительный способ передвижения для высшего сословия.
Одухотворенные человеческие фигуры, столь характерные для Хань, стали статичными, лошади представлены с короткими туловищами и толстыми ногами, а домашний скот и птица и вовсе выполнены упрощенно. Глиняные фигурки Западной Цзинь были грубовато смоделированы.
В многочисленных районах Северного Китая все найденные скульптуры той эпохи выполнены по одним и тем же правилам, что подтверждает исторический факт о централизации власти, оказавшей влияние даже на погребальные практики.
Восточная Цзинь (317-420)
Система захоронения и погребальные практики восточных районов с центром в Нанкине были изучены в 1970 году.
Скульптурная композиция состояла из четырнадцати человеческих фигур, повозки с быком, ориентированным ко входу в гробницу, и коня с всадником. Все они были сделаны из серой глины и покрыты белым порошком.
Терракотовые скульптуры Восточной Цзинь, как правило, были не выше 30 сантиметров. В редких случаях их губы и внешняя часть щитов были
окрашены киноварью. Исключительные образцы достигали размера 50 сантиметров и предназначались для королевских мавзолеев. Несмотря на несовершенство техники резьбы они представляют высокую художественную ценность и отражают образы жизни людей, живших в этих районах сотни лет назад.
Источник: https://MyChinaExpert.ru/skulptura-drevnego-kitaya/
Древняя китайская скульптура
Зарождение китайской культуры уходит своими корнями в седую древность. Дошедшие до нас бронзовые бытовые и ритуальные сосуды свидетельствуют о том, что уже во 2-тысячелетии в Китае сложился свой стиль скульптурного искусства. Они отличаются разнообразием форм, причудливыми горельефными изображениями зверей, птиц. чудовищ, фантазией узоров. Сравнительно с периодом неолита круг орнаментальных мотивов расширился и видоизменился. Отвлеченные символы природы стали более конкретными. Тигры, змеи, драконы, узоры, обозначающие гром и облака, маска фантастического хищника «тао-те» связывались со странами света, планетами, ранними представлениями о мироздании. Они должны были оберегать человека от стихийных бедствий, привлекать к нему добрых духов. Поэтому узор заполнял всю поверхность сосуда, почти не оставляя пустых мест. Несмотря на фантастичность и кажущуюся стихийность декора, сосуды отличались строгими пропорциями, четким распределением орнамента его симметрией, определившими стилистические закономерности скульптурного искусства Китая в последующие периоды. К середине 1-тысячелетия до н.э. Формы бронзовых сосудов становятся более мягкими, простыми и изящными, узоры более плоскими. Рельефные мотивы заменяются инкрустацией. В орнамент включаются жанровые сцены (охота, жатва), сцены, связанные с ритуальными обрядами. В период Хань появляются гравированные по кирпичу и камню рельефы назидательного и легендарно-исторического характера. Они отражают представления древних людей о структуре Вселенной, странах света, о пирах во дворцах небожителей. В период династии Шань захоронения рабовладельческой знати сначала сопровождалось погребением живых рабов, потом вместо живых людей стали класть просто деревянные, а впоследствии глиняные фигурки. Самые ранние погребальные деревянные статуэтки были обнаружены на территории государства Чу 230 год до н.э. По форме они были еще примитивными и грубыми.
В период династии Цин керамические погребальные фигурки — это уже образы реальной жизни. Известные терракотовые цинские погребальные статуи воина с конем обычно имели высоту в метр 85 сантиметров, а скульптуры лошади полтора метра.
В одном захоронении иногда было несколько тысяч таких фигур. Такое громадное войско воинов и лошадей должно было наводить страх на загробных врагов.
Такие скульптуры изготовлялись по кускам, проходили весьма сложную процедуру изготовления и в конце слипались вместе.
По сравнению с цинскими статуями, такие статуи периода династии Хань отличались гротескностью образа, простотой и выразительностью пластического языка. В создании человеческих образов были органически применены методы круглой и плоской скульптуры. Так постепенно сформировался особый стиль китайской скульптуры. В эпоху Южных и Северных династий на юге страны появились фарфоровые скульптуры погребального значения. Они во многом унаследовали традиции времен династий Цин и Хань. Но подлинный расцвет скульптура переживает во времена могущественной Танской династии. Известные танские трехцветные глазурные изделия отличались оригинальным стилем, выразительностью художественных образов, блеском и яркостью глазури, высокой техникой обжига. Знаменитые лошади и верблюды этого вида скульптуры отличают точные пропорции, благородные формы и хороший художественный вкус. Это лошади с благородной осанкой, высоко закинувшие голову, спокойно стоящие, или неудержимо скачущие. Им присущиодухотворенность и благородный образ. Все это наглядно и полно отразило дух и веяния Танской эпохи.
Ко времени династии Сун погребальная скульптура постепенно приходит в упадок. В период пяти династий такие скульптуры уже теряют свою художественную ценность. А в период Цинской династии изменяются уже и погребальные обычаи-люди стали предпочитать кремацию, бумажные фигурки заменили погребальные статуэтки. Таким образом, погребальные статуэтки, как отдельный вид скульптуры исчез.
Каменные скульптуры создавались для олицетворения власти и могущества китайских императоров и дворцовой знати. Они обычно устанавливались перед императорскими могилами и представляли собой некие памятники. Такой вид скульптуры зародился еще во времена «Воюющих царств».
В эпоху Хань и Южной династии он получает большое развитие во времена династии Тан и Сун, формируется система создания каменных скульптур согласно рангу усопшего. Так было вплоть до последних дней династии Мин и Цин. Каменные скульптуры в гробнице генерала Хо Цюбина представляют собой шедевры скульптурного искусства Китая раннего периода.
Хо Цюбин — знаменитый генерал времен династии Хань. Его захоронили рядом с императором Уди. Могила была построена наподобие горы Циляньшань и на могиле было установлено 9 каменных скульптур, чтобы увековечить военные заслуги выдающегося генерала. Все они были изваяны из цельного камня.
Центральной фигурой является фигура коня, под копытами которого лежит воин — сюнну с покорным выражением лица. Священные львы у могилы императора Сяоцзин представляют образец каменных скульптур времен Южных династии. Эти два грозных льва почти в три метра высотой.
Высоко подняв голову, с широко раскрытой пастью, выставив одну лапу вперед — лев являет собой олицетворение власти и могущества. В гробнице Танского императора Ли Шимина имеется барельеф с фигурами 6 боевых коней. Они изображены в разных позах, среди них выделяется один конь известный как Цзинлуци.
Скульптура изображает коня, терпеливо переносящую боль, когда у него из бока вынимают стрелу. Во времена династии Хань на внутренних стенах и над дверями гробниц, храмов, появляются плиты и кирпичи с рельефным украшением. Это были барельефные украшения или узоры, нарисованные линиями. Их еще называли выпуклой настенной живописью.
Они лучше и дольше сохранялись по сравнению с нарисованными настенными картинами. На таких плитах обычно изображались мудрые императоры, верные сановники, учтивые сыновья, отважные воины и добродетельные женщины. Например, портреты Конфуция и его 72 учеников.
На плитах изображались целые легенды, рассказывающие, например, о древних правителях Яо и Шуй, о целомудренных женах, до смерти сохраняющих верность умершим мужьям. На них также можно было увидеть охотничьи сцены, пиры и разные цирковые представления и даже комнаты императорских кухонь.
Эти художественные плиты представляют собой одну из ярких страниц в истории развития китайской скульптуры. Плиты изготовлялись в различных местах и поэтому весьма отличались по своему художественному стилю. Плиты провинции Шаньдун были простыми по рисунку и громоздкими, плиты провинции Хэнань-отличались мужественностью художественных образов и лаконичностью линий, провинцииСычуань-были изящными и миниатюрными, провинции Шаньси-были более простыми по орнаменту.
Юньганские и Лунмэнские пещеры являются самыми ранними и отличаются многочисленностью изваяний и высокой художественностью произведений. В пещерахМогаоку, находящихся в районе пустыни, скульптурные изваяния в большинстве своем сделаны из глины и разукрашены разноцветными красками. В Юньганскихпещерах всего 53 пещера.
В них имеется более 51 тысячи статуй, самая большая из которых достигает 17 метров высоты. Эти скульптуры отличаются цельным пластическим образом, детали разработаны более четко. В произведениях раннего периода заметны следы влияния индийского искусства. Весьма примечательна 14-ти метровая статуя Будды Шэкьямуни в 20 пещере.
Ее лицо божественно, наполнено нежностью и добротой.
Лунмэнские пещеры находятся в пределах провинции Хэнань у города Лоянь на берегах реки Ишуй. Эти пещеры очень глубокие. В них вырезаны более 2100 каменных ниш и киот, более ста тысяч скульптурных фигур и барельефов, несколько десятков буддийских ступ, более 3600 каменных стел и плит с разными надписями.
Изваяния Будды и Бодисатвы, облаченные в ханьские одежды, отличаются стройностью фигуры и красотой лица, овеяны безмятежностью и бесстрастностью. В известном буддийском храме Фэнсянь периода Танской династии есть одна большая статуя Будды высотой в 17 метров. Черты ее лица уже полностью китайские.
Веки ее полураскрыты, на плечах накинута буддийская ряса, уголки губ чуть подняты, лицо, словно полная луна. Она дышит спокойствием и бесстрастностью. Рядом две высокие 13-метровые Бодисатвы, со спокойными, улыбающимися лицами. Вся их осанка говорит, что это китайские женщины.
Другие бодисатвы своими образами напоминают китайских монахов и военных. Дуньхуанские пещеры находятся в провинции Ганьсу, в Хэсийском коридоре. Проникновение буддизма в Китай шло имен по Шелковому пути. В 366 году в этих местах начали появляться каменные пещеры с буддийскими изваяниями. Среди них особенно выделяются пещеры Могаоку.
Сегодня здесь насчитывается более 2000 цветных скульптур, созданных на буддийские сюжеты. По этим работам можно видеть постепенное освобождение скульптурных произведений из-под влияния индийской культуры и обретение ими подлинного национального китайского стиля. Скульптуры очень жизненны, они больше напоминают живых людей, чем небесные божества.
Изваяны они в самых разных позах, с разными выражениями лица, удивительно живописны складки их одежды. Цветные буддийские скульптуры династии Ляо в монастыре Сяхуаянь у города Датун представляют собой еще один шедевр буддийского искусства Китая. Монастырь был построен в 1038 году.
В нем имеется три большие Будды и более ста тысяч разных бодисатв, монахов. Их тела имеют правильные пропорции, позы очень выразительны, лица одухотворенные и созерцательные. В Китае известен еще буддийский храм «Шуанлинси» в провинции Шаньси, славящийся своими цветными буддийскими изваяниями.
Храм был построен раньше Сяхуаяньсы, но в годы войн, он был сильно разрушен и ныне большая сохранившаяся часть представляет собой работы династии Мин. В храме 10 павильонов, в них более 2000 скульптур и он по праву считается самым богатым по количеству буддийских изваяний в Китае.
В начало раздела «Скульптура»>>>
Источник: http://goodcoins.su/antic/sculpture/chinasculpt.htm