Архитектор Зимнего дворца Франческо Растрелли проектировал здание, уделяя большое внимание пластическому решению фасада. Первые украшения балюстрады — аллегорические статуи и декоративные вазы — вырезались из камня по эскизам архитектора. К 1761 году было изготовлено 176 элементов.
После пожара 1837 года часть разбившихся фигур заменили, а остальные отреставрировали. В середине 1890-х годов на крыше Зимнего дворца опять работали мастера: камень под влиянием губительного петербургского климата начал расслаиваться, крошиться и кусками падать на мостовую.
Тогда каменную скульптуру решено было заменить выколотной из листовой меди по рисункам скульптура М. П. Попова. Тем не менее, такие фигуры и внутренний каркас начали быстро корродировать. В 1930-х годах из оснований медных скульптур убрали битый камень, который заполнял каждую по грудь.
Видимо, те, кто когда-то заливал этот камень известковым раствором, полагали, что он удержит фигуры на крыше. Но под воздействием ветра и собственного веса они стали крениться. Ошибку, не желая, конечно, того, повторили в 1940-х годах, залив полости бетоном.
Последняя реставрация продолжалась с 2004-го по 2009 год: из фигур удаляли бетонную массу и заменяли нижние части каркаса, начисто съеденные коррозией.
С земли все скульптуры кажутся массивными. На самом деле они весят не более 150 килограммов. А высота каждой из них — 3–3,5 метра.
Из условно «именных» можно отметить фигуру Аполлона, Дианы, Марса, Афины, Деметры, Гебы, Терпсихоры, Аида, Персефоны, Юпитера, но большинство отмечены как «стоящие» или «сидящие». Все статуи пронумерованы. В 2004 году на крыше Зимнего дворца появилась ещё одна, 177-я, фигура — Корона.
Правда, ей дали номер 124а, чтобы не нарушать историческую нумерацию Ф. Растрелли. Корона выполнена по сохранившимся документам и возвращена на историческое место — парадный южный фасад дворца.
Интереснейшие архивные документы сохранились и о цвете скульптуры. Изначально все фигуры на крыше белились, как и другие декоративные элементы, для объединения ордерной системой. Все скульптурные элементы, украшающие балюстраду, являются продолжением колонн.
Сейчас трудно себе представить, но со второй половины XIX века довольно долгое время скульптура на крыше была выкрашена в чёрный цвет. Стены дворца несколько раз меняли окраску, и таким образом нарушалось единство пластического рисунка, заданного архитектором.
Привычный серовато-зелёный оттенок скульптур в сочетании в зелёным цветом стен возвращает принцип единой объёмно-пространственной композиции.
Известно, что Николай II обожал ходить по крыше Зимнего дворца — один или в компании с супругой Александрой Фёдоровной. «Погулял с дочками по всей крыше дворца и затем в саду», — пишет император Николай II в своём дневнике 25 февраля 1913 года.
Сохранились даже исторические мостки, по которым гулял император — их оставили как мемориал. Трапы с перилами проложены по всему периметру здания. По ним положено ходить в обуви без каблуков, раньше и вовсе в валенках ходили.
От самого края крыши они отступают на безопасное расстояние: всё-таки высота Зимнего дворца — 23,5 метра.
Известно, что во второй половине XVIII века над покоями императрицы Екатерины II на крыше Зимнего дворца была устроена обсерватория. Эту деревянную постройку с большими окнами разобрали в 1826 году по причине «совершенной ветхости». Обсерватория имела выход на крышу и от неё шли мостки к деревянной «мачте для штандарта» — флагштоку высотой около 15 метров.
В 1833 году, в царствование императора Николая I, когда в России начали развиваться новые средства связи, на крыше Зимнего дворца возвели небольшой «телеграфический домик». Он был деревянным, квадратным в плане, с двускатной крышей.
В нём размещался оптический телеграф, разработанный французом Жаком Шато для связи с Кронштадтом. Телеграф этот так хорошо себя зарекомендовал, что в 1835 году была построена новая линия Петербург — Гатчина.
А на крыше дворца появилось новое бревенчатое строение, которое в некоторых документах называется башней. Башня была шестиугольной и на двух стенах имела белые круги (похожие на циферблаты часов) с вращающимися семафорными штангами.
В 1837 году Телеграфная башня, как и весь Зимний дворец, погибла в огне пожара, а затем была заново построена из кирпича.
К масштабному празднованию 250-летия Государственного Эрмитажа в 2014 году на крышу здания Зимнего дворца вернули позолоченную бронзовую литую фигуру двуглавого орла. Такой подарок музею сделали петербургские благотворители.
Они помогли воссоздать двухметровую скульптуру весом 600 килограммов, которая украшала Телеграфную башню Зимнего дворца вплоть до 30-х годов прошлого века. Затем фигура была снята и бесследно утеряна.
Архивные документы позволили сделать точную копию орла.
Зато будка пожарного часового, установленная рядом с флагштоком, сохранилась. Очевидно, наблюдатель должен был следить за пожарной безопасностью не только Зимнего дворца, но и всего города. Будка имеет два застеклённых оконца, внутри к стенам прибиты две доски: одна, пониже, — скамья, другая, повыше, — стол.
Но самое интересное заключается в том, что изнутри стены покрыты граффити — надписями и рисунками.
Здесь есть даты, фамилии, изображение здания, похожего на церковь, и даже начало псалма из Ветхого Завета: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей».
Для того чтобы птицы не облюбовали крышу Зимнего и не портили внешний вид дворцового убранства и позолоту купола Домовой церкви, были установлены специальные защитные конструкции, которые регулярно обновляют. Кроме того, с определённой периодичностью датчик включает крик вороны, отпугивающий других птиц.
С начала 2000-х на всех крышах, входящих в комплекс Государственного Эрмитажа, по праздникам и на выходные выставляются пожарные посты.
Они были организованы после того, как в новогоднюю ночь 2001 года кто-то из гуляющих запустил на Дворцовой площади петарду, та угодила в одну из отреставрированных скульптур «Колесницы Славы» на арке Главного штаба, где к тому времени ещё не успели разобрать строительные леса, и скульптура загорелась. Посты ПВО располагались на крыше Эрмитажа и во время Великой Отечественной войны.
ispbguide.com, tehlib.com, livejournal.com/dedmaxopka, img-fotki.yandex.ru, nkj.ru, wikimapia.org, hellopiter.ru, baltinfo.ru, hermitagemuseum.org
Источник: https://www.fiesta.city/spb/live/chto-nado-znat-o-kryshe-zimnego-dvortsa/
Скульптура Эрмитажа: фото, скульптура на крыше
Посетители Государственного Эрмитажа имеют уникальную возможность осмотреть лучшие образцы пластики, созданные мастерами за все время существования разумной жизни на Земле. Пожалуй, Государственный Эрмитаж — единственный в мире музей предоставляющий такую возможность.
Коллекция мелкой пластики доисторической эпохи в Эрмитаже одна из крупнейших в мире. Более двадцати фигурок «Венер» каменного века составляют заслуженную гордость музея. В постоянной экспозиции музея есть каменные и костяные скульптуры. Среди всех экспонатов, относящихся к этой эпохе, можно отметить пластические произведения скифских мастеров.
Египетский раздел музея насчитывает десятки изваяний, представляющих все эпохи развития «страны пирамид». Погребальные, храмовые, декоративные скульптуры, наполненные значительностью, величественной простотой и царственным покоем, позволяют зрителю почувствовать всю глубину и многоплановость древнего искусства. Вереницы богов, фараонов, жрецов, чиновников, знатных египтян дают полное представление о строго каноническом и одновременно реалистичном искусстве величайшей цивилизации древности. Нельзя обойти вниманием собрание скульптур Вавилона и Ассирии. Несмотря на то, что коллекция пластики этой эпохи весьма скромная, но монументальные барельефы, а также несколько фигур богов-оберегателей представляют собой лучшие образцы искусства Месопотамии.
Собрание античной скульптуры Эрмитажа способно впечатлить самого искушенного искусствоведа. Основу коллекции составляют римские копии греческих скульптур. Есть несколько оригинальных скульптур, найденных в районе Черноморского побережья, большая коллекция терракотовых статуэток, найденных во время раскопок в Греции.
Особое внимание посетителей привлекает копия знаменитой статуи Зевса Олимпийского. В античной скульптурной коллекции представлены как изображения богов, так и мастерски выполненные надгробные фигуры, а также скульптурные портреты. Вся история развития античного искусства представлена в сотнях шедевров выполненных в мраморе и бронзе. Архаическая стройность и статичность, сменяется величественностью и внутренним драматизмом в классике. Внутренняя наполненность и психологизм римских скульптурных портретов следует за эмоциональностью и энергией скульптур эллинизма. Интересна и изысканна византийская коллекция музея: «добрый пастырь», рельефы, представляющие бытовые сцены, знаменитый диптих (резьба по кости) — все экспонаты коллекции ценнейшие артефакты Византийской империи. Средневековая скульптура Эрмитажа уступает остальным коллекциям музея. В этом разделе интереснее осмотреть восточную экспозицию (Китай, Япония), что касается европейских скульптурных образцов, то большую часть времени эти экспонаты хранятся в запасниках, и выставляются они лишь во время специально организованных выставок.
Что касается скульптуры итальянского Возрождения, то Эрмитаж не является лидером по богатству коллекции скульптур этой эпохи. Внимания заслуживает скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик», а также несколько работ мастеров «второго порядка».
В отличие от эпохи Ренессанса, барочное искусство в Эрмитаже представлено необыкновенно широко. Это связано со временем строительства и обустройства самого Зимнего дворца, когда именно барокко был актуальным и модным стилем. Работы Растрелли, Бернини, Гвиди, Рускони, Легро и многих других раскрывают эмоциональное и пластичное видение человека в эпоху пышного и парадного стиля.
Скульптура классицизма в Эрмитаже представлена наиболее полно и разнообразно. Кроме западных мастеров, в экспозиции можно увидеть и работы русских скульпторов.
Пластическое искусство модерна представлено в Эрмитаже несколькими блестящими работами Родена, Майоля и другими образцами стиля.
Экспозиция современной скульптуры Эрмитажа не может соперничать с собраниями крупных специализированных музеев Европы и Америки. Однако, благодаря постоянно обновляющимся выставкам из коллекций других музеев, посетители Эрмитажа имеют возможность ознакомиться и с этим разделом мирового искусства. Из скульптурных шедевров известнейшего российского музея можно назвать, кроме упомянутых работ, следующие: голова Сократа (Древняя Греция), «Аполлон и Дафна» (Бернини), «Три грации» (Канова), скульптурный портрет Вольтера (Гудон), «Амур с кувшином» (Фальконе), «Вечная весна» (Роден).
Собрание скульптуры Эрмитажа является самым полным и ценным в России. При этом, вне всякого сомнения, музей остается, в первую очередь, хранилищем величайших шедевров живописи.
Магазин музея предлагает приобрести миниатюрные копии многих скульптурных шедевров, выполненные в мраморе или бронзе.
Источник: https://muzei-mira.com/sculpture/1717-skulptura-ermitazha-foto-skulptura-na-kryshe.html
Неизвестные и интересные факты об Эрмитаже: трофейное искусство, башенные часы, скульптуры на крыше, царские квартиры
-
Цвет стен Зимнего дворца со времен постройки в 1762 году был желтовато-белым, после грандиозного пожара 1837-го этот оттенок был сохранен, а лепные детали на фасаде практически не выделялись, и он стал почти монохромным. Во второй половине XIX века дворец впервые за сто лет меняет цвет на охристый. При Александре III ордерные детали вновь начали тонировать, а при Николае II царский дворец, так же как и здание Главного штаба, решено было покрасить в терракотовокирпичный цвет без выделения пластического декора тонально или дополнительным цветом, только колонны были белыми. Таким Зимний простоял до конца 1920-х, когда начались поиски нового цвета для здания. Недолгое время оно было серым, затем коричнево-серым.
-
В 1934-м здание решили сделать ярко-оранжевым, это видно на картине Василия Купцова «Самолет „Максим Горький“». Перед войной фасад в целях маскировки покрасили в неприметный серый цвет. Кровля дворца на протяжении многих десятилетий была окрашена железным суриком, то есть имела красно-коричневый цвет. И только после Второй мировой войны стены Зимнего дворца, так же как и его крыша, приобрели знакомый нам изумрудный оттенок с выделением колонн и карнизов белым цветом, а лепного декора — золотистой охрой.
-
В 1815 году Александр I купил тридцать восемь картин и четыре скульптуры Кановы из галереи Мальмезонского дворца, принадлежавшего императрице Жозефине. Бывшая супруга Наполеона заполнила залы дворца трофеями наполеоновских войн, в том числе вывезенной из Касселя коллекцией полотен. Когда представители курфюрста Гессенского явились в Мальмезон с намерением забрать картины, выяснилось, что они уже проданы русскому императору. Курфюрст попытался их вернуть, но Александр I согласился отдать произведения лишь при условии возмещения стоимости. На это бывший владелец заявил, что не желает платить дважды. Реституция не удалась. Таким образом в Эрмитаже оказались «Снятие с креста» Рембрандта, «Завтрак» Метсю, «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь» Лоррена, «Мадонна с младенцем, святыми Екатериной, Елизаветой и Иоанном Крестителем» Андреа дель Сарто и другие полотна, происходившие из Касселя. Через четырнадцать лет Николаем I у дочери Жозефины, герцогини Гортензии Сен-Ле, были приобретены еще тридцать картин, среди которых «Портрет молодого человека» Рембрандта, «Святой Себастьян» Риберы, «Святое семейство» Пьетро ди Козимо. И наконец, после Октябрьской революции 1917 года в Эрмитаж от семьи герцогов Лейхтенбергских, потомков Евгения Богарне, поступили некоторые происходившие из Мальмезона произведения искусства, в частности «Портрет Жозефины» кисти Франсуа Жерара, украшающий ныне зал на третьем этаже Зимнего дворца.
-
Знаменитую камею Гонзага III века до нашей эры Жозефина подарила Александру I в знак благодарности за поддержку, оказанную ей при Реставрации.
-
«Амур и Психея», как и другие произведения, приобретенные у наследников Жозефины, разместились на втором этаже, а портрет их бывшей хозяйки — на третьем, в залах искусства Франции XIX века.
-
Нынешние часы над парадным въездом в Зимний дворец со стороны Дворцовой площади появились после пожара 1837 года. Новые куранты взамен погибшего в огне механизма были заказаны часовому мастеру Гельферу и установлены им вместе с тремя колоколами в 1839 году. Надпись «А. Гельферъ. C.-Петербург. 1839» до сих пор украшает диск внутреннего вспомогательного циферблата. Часы состоят из трех основных механизмов: механизма хода, механизма боя четвертей и механизма боя часов. Каждый из них заводится вручную, и завода хватает на трое суток, пока гири не опустятся почти на дно часовой шахты. Механизм хода каждые пятнадцать минут запускает механизм боя четвертей, а тот, в свою очередь, в конце каждого часа запускает механизм боя часов. Четверти отбиваются на двух колоколах меньшего размера, а часы — на самом большом колоколе. Колокола расположены на крыше дворца прямо над часами, за козырьком фронтона. По типу конструкции часовой механизм относится к разновидности, называющейся flatbed (по-английски — «плоская кровать»). К этому же типу относятся знаменитые часы Биг-Бен на здании парламента в Лондоне.
-
Михаил Петрович Гурьев, заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов, заводит башенные часы Зимнего дворца традиционным ручным способом.
-
В телеигре «Что? Где? Когда?» однажды прозвучал вопрос: «Зачем архитектор Б. Ф. Растрелли установил на крыше Зимнего дворца скульптуры?». Знатоки не нашли правильного ответа, как и многие сотрудники Эрмитажа. Как выяснилось, зодчий разместил 176 каменных изваяний на карнизе для того, чтобы снизу за их спинами были не так заметны многочисленные печные трубы. В 1894 году разрушающиеся скульптуры из песчаника были заменены на медные, окрашенные в светло-песочный цвет и значительно отличающиеся от первоначальных растреллиевских. В начале XX века статуи покрасили черной краской, и в таком виде они простояли до 1976 года, когда решено было расчистить их от красочного покрытия для образования естественного слоя патины. На фоне зеленых стен дворца похожий цвет скульптур создавал видимость, что они выкрашены в цвет фасада и крыши здания. Однако предположение, что патина, образующаяся на поверхности меди, будет служить защитой от агрессивного воздействия окружающей среды, оказалось ошибочным. В настоящее время поверхность медных скульптур защищают специальным красочным составом, имитирующим естественную патину. В 2005 году одну из статуй на фасаде в качестве эксперимента выкрасили в светло-кремовый цвет с целью показать, что такое цветовое решение скульптуры восстановит вертикальное членение фасадов, задуманное Б. Ф. Растрелли. Но одинокая дама в белом саване выглядела привидением на фоне привычных глазу серовато-зеленых коллег.
-
Жилые апартаменты императоров размещались в разных крыльях Зимнего дворца, при этом комнаты предшественников, как правило, сохранялись для истории. Николай I оборудовал свою квартиру на непрестижном третьем этаже. На акварели художника К. А. Ухтомского хорошо заметна легендарная походная раскладная кровать, на которой всю жизнь спал император. Но все же в большинстве своем государи обитали этажом ниже, а в сводчатых залах, в которых в 1957 году открылась экспозиция работ импрессионистов и постимпрессионистов из московского Музея нового западного искусства, до революции проживали фрейлины и придворные.
-
Создательница Эрмитажа Екатерина II, конечно же, любила приобретаемые по всей Европе коллекции картин и скульптур, но ее подлинной страстью были камеи. По словам Юлии Освальдовны Каган, хранителя коллекции резных камней отдела западноевропейского искусства, императрица до трех часов в день занималась изучением гемм и к концу жизни стала настоящим специалистом в этой сфере. Более того, она сумела передать свое увлечение невестке, великой княгине Марии Федоровне, жене наследника Павла Петровича. Та достигла такого совершенства в мастерстве изготовления резных камней, что сделанный ею портрет свекрови, императрицы Екатерины II, стал образцом для многочисленных копирований.
Комплекты слепков с гемм были чрезвычайно популярны в XVIII веке, их использовали в качестве наглядного пособия по изучению древней истории. Самыми лучшими считались издания итальянской династии резчиков по камню Пихлер. - Фривольные эротические сюжеты были традиционным направлением глиптики наряду с профилями римских императоров.
- Комплект миниатюрных записных книжек с резным профилем любимой бабушки на чехле заказал в 1810 году император Александр I.
- Камея с профилем Екатерины II работы ее невестки, великой княгини Марии Федоровны, в окружении портретов фаворитов императрицы: Потемкина, Ланского и Зубова
- Геммы делятся на камеи — резные камни с барельефным, выпуклым изображением — и инталии, на которых изображение врезано в поверхность драгоценного или полудрагоценного камня.
- Для резных камней Екатерина II заказала у знаменитого европейского мебельного мастера Давида Рентгена двенадцать пронумерованных шкафов из красного дерева, отделанных позолоченной бронзой, которые прибыли в Петербург в 1789 году.
- В 1948 году, когда происходило деление коллекции Музея нового западного искусства, право выбора картин оставили за Москвой и ГМИИ имени Пушкина, специалисты которого оказались в тот момент консерваторами. А тогдашняя жена директора Эрмитажа Иосифа Орбели, Антонина Изоргина, была тонким знатоком импрессионизма и постимпрессионизма, в итоге в Ленинграде оказались самые авангардные работы из коллекций С. И. Щукина и И. А. Морозова: «Танец» и «Музыка» Матисса, «Любительница абсента» Пикассо.
Виталий КотовБлагодарим за помощь в подготовке материала сотрудников Государственного Эрмитаж а Е. О. Гетманскую, М. П. Гурьева, Ю. О. Каган, Н. И. Тарасову, Ю. В. Плотникову
Источник: http://www.sobaka.ru/city/art/30167
10 самых интересных скульптур на крышах и фасадах зданий Питера
Назад dedmaxopka.livejournal.com
Гуляя по городу, чаще поднимайте глаза вверх. Питерские архитектурные шедевры украшены не менее восхитительными скульптурами. У каждого из экспонатов этой выставки под открытым небом своя необычная судьба
Дарья Кузнецова
Мы представляем 10 самых ярких скульптур на крышах и фасадах питерских зданий по версии портала «ЗаграNица».
1
Во время проведения конкурса на лучшие проекты Сената и Синода России подал свои чертежи последним, после того как ему неоднократно об этом напомнили.
Однако царь назвал работы архитектора лучшими из всех представленных и дал приказ брать их в работу.
На крышах двух зданий, соединенных аркой, красуется скульптурная группа «Благочестие и Правосудие»: первая из статуй символизирует церковь, вторая — государство.
bujhm54.tourister.ru 2
Новый Эрмитаж изначально должен был «принять» на своем крыльце не мужественных атлантов, а изящных кариатид. Но позже все-таки остановились на гранитных атлантах Теребенева, которые «держат небо на каменных руках» и вдохновляют петербуржцев на творчество.
Konovaltsev N. 3
Тот же Росси, который был автором мудрых красавиц на здании Синода, украсил арку Главного штаба монументальной колесницей. Экипаж, который везет шестерка коней, «парит» на 36-метровой высоте под руководством богини войны Ники. Скульптура торжественно и броско напоминает о победе над Наполеоном.
rus-towns.ru 4
Исаакиевский украшают фигуры ангелов снаружи аттика, скульптурная группа «Ангелы со светильником», а также статуи евангелистов и апостолов.
Балюстрада сооружения декорирована скульптурами 24 ангелов и архангелов авторства Ивана Германа.
А вот фронтоны собора знамениты своими горельефами: «Воскресение Христа» и «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом» Лемера, а также «Поклонение волхвов» и «Исаакий благословляет императора Феодосия» Витали.
dedmaxopka.livejournal.com 5
В доме на Саперном фасад украшают бородатые атланты в набедренных повязках. Внушительные ребята поддерживают прямоугольные эркеры здания. Атлантов окружают соседствующие кариатиды, львиные и кошачьи маски, драконьи головы и фигурки младенцев. Разрабатывал проект дома и его внешнего декора архитектор Павел Дейнека.
Доходный дом Англареса 6
Магазин экзотических деликатесов привлекателен не только своими товарами и внутренним интерьером, но также потрясающими наружными скульптурами, которые его украшают. Здание проекта Гавриила Барановского эффектно дополнено скульптурами Амандуса Адамсона — здесь правят «Промышленность», «Торговля», «Наука» и «Искусство» под строгим присмотром бога предпринимательства Меркурия.
pantv.livejournal.com 7
Биржа — изюминка стрелки Васильевского острова. Нептун на ней как будто въезжает в Неву на колеснице, запряженной четверкой лошадей. По левую руку от него сама девушка, которая символизирует главную реку Петербурга, а слева — мужчина, олицетворение реки Волхов.
bujhm54.tourister.ru 8
Покровительница мудрости Минерва украшала Академию художеств со времени ее основания до 1860 года. Автором деревянной богини был скульптор Иван Прокофьев. В 1885-м статую заменила гипсовая красавица авторства Александра Бока. Через 15 лет скульптуру уничтожил пожар. В 2000-м «Минерву, коронующую художества и науки» на куполе Академии наконец-то восстановили.
bujhm54.tourister.ru 9
На фронтонах Адмиралтейства торжествует Фемида, награждающая воинов. На центральной арке нимфы авторства Щедрина несут глобусы, а над ней парят богини славы рядом с аллегорическим барельефом «Заведение флота в России». По углам величественно стоят античные герои — Александр Македонский, Ахилл, Аякс и Пирр.
citywalls.ru 10
Заводчик-миллионер Демидов захотел построить особняк на Большой Морской. Проектирующий здание архитектор Огюст Монферран соединил в работе классицизм и барокко. На первом этаже расположились прекрасные кариатиды и вазы, а на втором богини славы поддерживают герб владельца, изображенный на картуше.
bujhm54.tourister.ru
Заброшенные особняки Петербурга: успей на фотосессию!
Источник: https://saintpetersburg.zagranitsa.com/article/2816/10-samykh-interesnykh-skulptur-na-kryshakh-i-fasad
Экскурсия по крыше Эрмитажа / "Путешествие в Эрмитаж" / Радиостанция «Радио России»
Программу «Путешествие в Эрмитаж» ведёт из петербургской студии «Радио России» Анна Всемирнова.
Не так давно мы знакомили слушателей с новыми экспозициями фондохранилища и появившейся там скульптурой – фигурами знаменитых мастеров искусств с фасада Нового Эрмитажа.
Там теперь установлены копии, а оригиналы пришли в фондохранилище. И, конечно, зашёл разговор о крыше Зимнего дворца, которую по всему периметру тоже украшает скульптура.
Она неизменно привлекает поэтов, художников и фотографов вот уже два столетия.
В фильмах об эрмитажных зданиях обязательно есть хоть один кадр со скульптурой на крыше. В очередной раз надо отдать должное художественному вкусу архитектора Франческо Растрелли. Проектируя Зимний дворец в самом широком месте Невы, зодчий отводил большое внимание именно пластическому решению фасада.
В 1755 году согласно указу императрицы Елизаветы Петровны резные украшения на кровле должны «для прочности из камня вырезаны быть». Статуи и вазы на венчающей балюстраде вырубались из камня против данной от резного мастера Дункера модели резного дела подмастерьем Оснером и скульптурного дела подмастерьем Василием Чвановым с десятью помощниками. К 1761 году были изготовлены 176 статуй и ваз.
После пожара Зимнего дворца в 1837 году часть разбившихся (утраченных) фигур заменили, а остальные отреставрировали. В середине 1890-х годов опять на крыше Зимнего дворца работали мастера. Только тогда каменную скульптуру заменяли выколотной из листовой меди по рисункам скульптура М.П. Попова.
С Татьяной Праздниковой, научным сотрудником отдела истории и реставрации памятников архитектуры Эрмитажа, мы поднимаемся на крышу Зимнего дворца. Но прежде мне вручили памятку с правилами поведения на крыше и выделили нам в сопровождение сотрудника службы безопасности музея.
На крыше Зимнего дворца размещены 176 скульптур. Есть ли какая-то логика в персонажах? Или это, в общем, декорационное убранство, свойственное европейским зданиям, которое Ф. Растрелли перенёс на берега Невы?
Т. Праздникова: Здесь всё очень сложно, потому что все скульптуры аллегоричны. Удалось найти пока только один документ времени создания скульптур, где упомянуты три названия.
Все каменные скульптуры в процессе работы представлялись Ф. Растрелли, который утверждал уже готовую каменную скульптуру. До нас дошли называния: «Аполлон», «Диана» и «Юпитер».
Во всех остальных документах это каменные болваны, штуки, сидящие или стоящие фигуры. Других названий не было.
Каменная скульптура была выполнена по большему количеству моделей, чем медно-выколотная. Их, рисунков Ф. Растрелли, было 28, по которым русские резчики (там была московская бригада Аверьянова, а руководил всем этим немецкий резчик Дункер) уже себя повторяли.
Если мы берём стоящие скульптуры, то их всего девять. Я говорю про медно-выколотную скульптуру.
Что касается каменных, то мы точно знаем, что была ещё одна модель вазы, у нас сейчас четыре разновидности ваз, а была пятая, потому что это есть на фотофиксации.
Сохранилось небольшое количество фотоматериалов, снятых перед тем, как сломали каменную скульптуру. Если говорить про медно-выколотную, то фигур всего девять: шесть – женских образов и три – мужских.
Совершенно снизу так не кажется.
Т. Праздникова: Разные ракурсы, разное чередование. В нём в принципе нет закономерности.
Мы сейчас находимся практически над парадным входом, над воротами в Парадный двор Эрмитажа. Я статуи вижу только в пол-оборота, они обращены лицом к гуляющим под нами на Дворцовой площади. Кто это?
Т. Праздникова: Названия даны условные. Все статуи пронумерованы, начиная от нашей любимой первой, которая не повторяется.
Это скорбная женская фигура в накинутом плаще?
Т. Праздникова: Да, в накидке.
И как вы её называете?
Т. Праздникова: Она у нас Деметра, богиня плодородия и земледелия. Дальше пошла Геба с орлом. Затем две вазы. Следующая фигура у нас – Диана, потом идёт скульптура Марса. Две сидячие на фронтоне фигуры мы никак не называем, потому что фронтонные композиции – это повторяющиеся композиции. Следующая фигура – Афина со шлемом и львом. Дальше пошла Терпсихора.
А у неё есть какие-то атрибуты?
Т. Праздникова: Она танцующая. Судя по иконографии на каменной скульптуре было очень большое количество атрибутов, которые почему-то не повторил Попов в медно-выколотной.
И повторить, наверное, было невозможно, потому что каменная скульптура была барочной, гипертрофированной, рассчитанной на восприятие снизу. У неё были маленькие головы, большие ноги.
А это уже скульптура другого века – классицизма со своими жёсткими правилами.
Причём пропорции скульптур не увеличены.
Т. Праздникова: Размер фигур остался тем же: 2,50 – вазы, а фигуры – 3-3,5 метра.
Служебные мостки с перилами на крыше Зимнего дворца, на них положено ходить в обуви без каблуков, от самого края крыши отступают на безопасное расстояние. Всё-таки высота Зимнего дворца – 23,5 метра. Очень продумана система сбрасывания снега. По крыше всегда ходили в валенках.
Здесь очень чисто. Чтобы не пристраивались голуби, установлены защитные конструкции, и модель их совершенствуется. Несколько раз во время нашего разговора раздавался испуганный крик вороны. Его с определённой периодичностью включает датчик. Птиц отпугивают, чтобы сохранить позолоту купола Домовой церкви.
На центральном фронтоне Южного фасада дворца, над воротами в Парадный двор, есть часы. С двух сторон циферблат украшают фигуры. Нигде больше они не повторяются. Аид и Персефона – властелины земных и подземных сокровищ. На центральном фронтоне Северного фасада – Геракл и Нептун. Напомню, названия фигур условные.
И все скульптуры на крыше Зимнего дворца реставрировались в связи с аварийным состоянием в 1975 году. Но вот недавно завершилась очередная реставрация, начатая в 2004 году.
Возвращаемся к разговору с Татьяной Праздниковой.
Т. Праздникова: Дело в том, что медная скульптура много легче каменной, и боялись ветровых нагрузок.
Камни были изначально в основании скульптур?
Т. Праздникова: Попов, когда ставил свою медно-выколотную скульптуру, основание почти до половины засыпал битым пудожским камнем от разбитых каменных скульптур Ф.
Растрелли для повышения сопротивления ветровым нагрузкам. Медные скульптуры на самом деле лёгкие. Стоящие фигуры весят порядка 100 кг. При реставрации, когда их вывешивают на тали, их можно рукой двигать.
Тонкостенная медь это позволяет сделать.
А как же вы скульптуры с основания достаёте, если они наполовину засыпаны пудожским камнем?
Т. Праздникова: Это было изначально. Когда обнаружили, что на скульптуре появились трещины, её вскрыли и поняли, что камень впитал в себя такое количество влаги от конденсата, которые образуется внутри скульптур, что его нужно удалять. И в качестве груза сделали цементную заливку.
На треть скульптуры были залиты цементом, и опять повторилась ситуация с пудожским камнем, потому что цемент со временем от влаги деградировал. Реставрации, которая началась в 2004 году, предшествовало обследование. Мы вскрывали самую аварийную скульптуру.
И вот после вскрытия этой пробной скульптуры была вынута цементная заливка, и мы обнаружили, что каркас в них практически отсутствует. Металл был съеден коррозией практически целиком.
Отделом истории и реставрации памятников архитектуры Эрмитажа была разработана методика, по которой отказались от засыпки скульптур для их утяжеления, а усилили элементы крепежа.
В 2004 году на крыше Зимнего дворца появилась ещё одна, 177-я, фигура – Корона. Правда, ей дали номер 124а, чтобы не нарушать историческую цифру Ф. Растрелли. Корона выполнена по сохранившимся документам и возвращена на историческое место – парадный южный фасад дворца.
Интереснейшие архивные документы сохранились и о цвете скульптуры. Первоначально, по проекту Ф. Растрелли, стены Зимнего дворца были окрашены песчаною краскою с самой тонкой прожелтью. А орнаменты – белой известью.
Сейчас трудно себе представить, но со второй половины XIX века довольно долгое время скульптура на крыше была выкрашена в чёрный цвет. И стены тоже меняли окраску. Таким образом, нарушалось единство пластического рисунка, заданного архитектором.
Серовато-зелёный оттенок последних лет возвращает принцип единой объёмно-пространственной композиции.
Т. Праздникова: Все эти десять лет работали одни и те же реставраторы. Среди них был реставратор, который начинал в 1976 году предыдущую реставрацию, который уже один раз прошёл весь этот круг.
Его опыт был важен?
Т. Праздникова: Конечно.
Какое время суток особенно красиво выгладит на крыше Зимнего дворца? Я вспоминаю многочисленные фотографии Санкт-Петербурга. И среди них один из видов – знаменитые статуи над городом…
Т. Праздникова: Конечно, закат, когда вычерчиваются очертания скульптур. Они становятся готически интересными.
А по поводу цвета, первоначальная расстрелиевская каменная скульптура белилась, несмотря на светлый цвет известняка, как и все декоративные элементы, для объединения просто ордерной системы.
За исключением некоторого количества ваз вся скульптура является продолжением колонн.
То есть, скульптура ставилась совершенно чётко над колоннами?
Т. Праздникова: Да. В простенках вазы стоят. А скульптура вся стоит над колоннами. И вот эта белая скульптура была на протяжении всего времени.
Когда Попов ставил медно-выколотную скульптуру в 1894-1895 годах, он тоже красит медную скульптуру в белый цвет.
Возможно, для того, чтобы сохранить растреллиевский рисунок здания, чтобы объединить скульптуры со всеми декоративными элементами фасада.
Известно, что Николай II обожал ходить по крышам, и даже иногда Александру Фёдоровну брал с собой.
Т. Праздникова: Даже сохранились мостки, по которым гулял Николай II. Можно туда дойти.
Трапы… Здесь всё как на корабле. Вот уже и Нева видна. Корабельные заклёпки, толстый металл – таковы мостки, по которым ходил Николай II. В Эрмитаже их оставили специально как мемориальные. И всё-таки все равно они некую служебную функцию носят?
Т. Праздникова: Да. По ним можно пройти.
Ещё одна скульптурная деталь будет возвращена на крышу Зимнего дворца. Многие знают о существовании на Западном фасаде Башни оптического телеграфа. Так вот, среди событий, посвящённых 2500-летию Эрмитажа, состоится возвращение на Башню фигуры бронзового литого двуглавого орла. Архивные документы позволили сделать точную копию утерянного.
Во время прогулки по крыше до нас долетали звуки города, голоса экскурсоводов на прогулочных катерах на Неве, шум машин на набережной. Но всё-таки не покидало ощущение, что мы попали в какое-то иное временное пространство, где правят гармония и покой. Наверное, сказывалась близость античных богов и героев.
Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.
Источник: https://www.radiorus.ru/brand/57275/episode/1145756
На крыше Зимнего Дворца!
?
Техномад (teh_nomad) wrote, 2010-07-25 20:11:00 Техномад teh_nomad 2010-07-25 20:11:00 Categories:
- путешествия
- искусство
- Cancel
Очень внезапно пришло письмо от dedmaxopka . Прошу показать людям мой пост с Эрмитажа 🙂 Буду очень благодарен! Снизу ХТМЛ текст, готовый уже к публикации) с интересным рассказом, фотографиями и видео! То место, где наверное каждый житель Питера, который любит крыши, хотел бы оказаться 🙂 1. Вид на Дворцовый мостСразу оговорюсь, что снимал я в спешке и на высоких ISO, потому кадры несколько шумны 🙂 Нехитрыми методами Я, tankizt и iauster прошли на здания Эрмитажа, поставив перед собой цель — пройти до здания Зимнего дворца. У нас это получилось, однако, наличие по пути кучи камер и объемников предвещало появление иного разума на крыше.2. Закат над Санкт-ПетербургомНа самом здании по периметру крыши стоят статуи, все они пронумерованы и на каждой написан год, предпологаю, что установки. 3. Статуи-руферы :)) а еще растут цветы и ржавчина, но это только на одном, небольшом участке крышиНемного справки — что же такое Эрмитаж и Зимний дворец для тех, кто не знает:
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Поначалу представлял собой постоянно растущую коллекцию произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II, но с 1852 был открыт для посещения публики. Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ядро Эрмитажа и всего Санкт-Петербурга — Зимний дворец. За полтора столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых коллекций, насчитывающая около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сегодня музей и дворец являются ценным объектом российского и международного туризма, а современные технологии широко применяются для рекламы музея по всему миру.
4. Статуи, смотрящие во внутренний дворЭрмитаж состоит из пяти, связанных между собой домов на Дворцовой набережной, на всех пяти мы были 🙂
Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Расстрелли) Малый Эрмитаж (1764 — 1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот) Старый Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен) Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов) Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)
5.У Эрмитажа так же есть много филиалов в других городах и странах.
Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур территории бывшего СССР.
Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литье, каменные плиты с петроглифами. Картинная галерея включает в себя работы западных художников XIII—XX веков.
Наиболее полно представлены мастера Италии XVI—XVIII, Франции XVII-начала XX столетия, Испании XVI—XVIII, а также Фландрии и Голландии XVII века. Среди жемчужин собрания старой европейской живописи — Татищевский диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св.
Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом» Гейнсборо. Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрадта, ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена, и др.
Говорят, если ходить и рассматривать каждый экспонат в музее секунд по 30, то уйдут не одни сутки на то, чтобы обойти весь музей.6. Голова снизу кадра как бы намекаетА теперь немного о самом Зимнем дворце, читайте внимательно:
Зимний дворец в Санкт-Петербурге — бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга; с 1732 года до 2 марта 1917 года официальная зимняя резиденция российских императоров. С июля по ноябрь 1917 года служил местом заседания Временного правительства.
Современное здание в плане имеет форму квадрата с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений.
Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда.
В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников рококо, наследие четвёртого зимнего дворца — Большая церковь Зимнего дворца (1763 год; архитектор Б. Растрелли).
7. Колокола под короной бьют каждые 15 минут. Сейчас это делает автоматика, а раньше это делал человек, который сидел рядом в небольшой будочке. Будочку эту оставили, как дань истории. Жаль я её не сфотографировал — адское место работы :)За всю историю было 5 Зимних дворцов.Здание дворца имеет более 1000 комнат, а его различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление неупокоя, незабываемой торжественности и великолепия. Высота здания составляет 22 метра. В наружном облике Зимнего дворца, создававшегося, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», в его нарядном, праздничном виде, в пышной декорировке его фасадов,раскрывается художественно-композиционный замысел Растрелли — глубокая архитектурная связь этого здания с городом на Неве,ставшим столицей Российской империи, со всем характером окружающего городского пейзажа, сохраняющаяся и в наши дни. Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания. Они были первоначально высечены из камня и заменены металлическими в 1892—1902 годах (скульпторы М. П. Попов, Д. И. Иенсен). «Раскрытая» композиция Зимнего дворца является своеобразной русской переработкой типа замкнутого дворцового здания с внутренним двором, распространённого в архитектуре Западной Европы.8. Вид в сторону Исаакиевского собора9. Александрийский столп на Дворцовой площади и здание Главного Штаба (про него будет в последущих постах в ЖЖ)10. Жалко, что не было сверхширика или фишая, пришлось делать фиговенькую панораму11. Панорамная камера, коих кучаА теперь к последствиям, когда я выглянул на Дворцовую площадь, увидел инопланетян в Милицейской форме, которые говорили что-то в рацию и смотрели на меня, среагировал мы так, что побежали дальше по периметру Зимнего, тем самым совершив фатальную ошибку (нужно было бежать обратно, по тому пути, по которому пришли). Встретились с службой безопасности Государственного Эрмитажа, сказали нам, что наша экскурсия окончена и мы направились путешествовать по всяким 3-им батальонам Милиции и 79-ым отделениям МВД, где мы довольно весело провели время (без шуток и никакого сарказма!).12. tankizt и iauster БОНУСом хочу показать небольшое видео заснятое Аустером
Уважаемые фотографы! Если вы хотите, чтобы ваши снимки были опубликованы в очень популярном журнале (аудитория до 50-100 тыс человек в сутки, второе место в рейтинге блогов яндекса), и о вас узнали сотни тысяч зрителей, то присылайте свои интересные репортажные и жанровые фото на адрес pr.teh.nomad@gmail.com.
Отбор у нас строгий, но хорошие фотографии всегда приветствуются и будут немедленно опубликованы со ссылочкой на вас и рекламой вашего портфолио. Если вам не ответят в первый раз — это ничего не значит, пробуйте еще и еще раз. Желательно, но не обязательно, слать фотки до того, как они были опубликованы где-либо еще.
Взамем мы не будем просить у вас каких-то прав на ваши фото. Это ваши фотографии, мы просто их показываем людям. Спасибо.
Источник: https://teh-nomad.livejournal.com/429489.html