-
- Этьен Аллегрен — Вид в Версале
- Фонды дворца хранят более 6 тысяч картин XV-XX веков, сами внутрение помещения расписаны большим количеством фресок, которые также представляют собой шедевры живописи.
Зеркальный зал имеет тридцать потолочных композиций работы Шарля Лебрена. Галерея битв, над оформлением которой работал художник Абель де Пуйоль, украшена тридцатью тремя монументальными росписями, иллюстрирующими военный эпос Франции. Здесь представлены все крупнейшие битвы с 496 по 1809 год. Коронационный зал украшен двумя большими работами Жака-Луи Давида — «Коронация Наполеона 2 декабря 1804 года» и «Принесение присяги императору 5 декабря 1804 года».
В Версале находится одна из лучших в мире коллекций живописи XVII века, особенно следует обратить внимание на портреты.
Коллекция рисунков и гравюр Версальского дворца состоит из 81 пастели, около 1400 рисунков и более 28000 гравюр, всего почти 30000 работ.
Коллекция была основана в 1830 году, в первую очередь для того, чтобы проиллюстрировать историю Франции, её военные победы и период правления Луи-Филиппа.
Музей активно приобретает предметы искусства, имеющие значение для французской истории. Например, более 16300 гравюр, иллюстрирующих историю Европы и включенных в 75 так называемых «Альбомов Луи-Филиппа» были приобретены музеем в 1948 году.
Исключительная серия акварелей Джузеппе Пьетро Багетти была подарена Версалю в 1834 году военным министерством Франции. Выполненные между 1801 и 1807 годами, семьдесят восемь акварелей документировали наполеоновскую кампанию 1796 — 1807 годов.
Позже коллекция пополнялась ещё несколько раз. В 1897 году Департамент изобразительных искусств Лувра подарил музею целую серию подготовительных рисунков Шарля Лебрена, сделанных им при подготовке к росписи дворца в Версале.
Анна-Розали Фийоль — Луи-Антуан д’Артуа, герцог Ангулемский
Антуан Куапель — Людовик XIV принимает персидского посла в зеркальной зале Версаля 19 февраля 1715 года
Антуан Матьё — Филипп, герцог Орлеанский, прозванный Месье
Антуан Пезей — Людовик XIV принимает присягу от маркиза Данжо, гроссмейстера обьединенных орденов, в капелле дворца в Версале, 18 декабря 1695 года
Антуан-Жан Гро — Граф Дарю, генерал-интендант имперских дворцов
Антуан-Жан Гро — Капитуляция Мадрида 4 декабря 1808 года
Антуан-Жан Гро — Мария-Тереза-Шарлотта Французская, герцогиня ангулемская
Антуан-Жан Гро — Наполеон после сражения при Маренго
- Антуан-Жан Гро — Переговоры Наполеона и Франца II после боя у Аустерлица 4 12 1805
- Антуан-Жан Гро — Побег Людовика XVIII из Тюильри 20 марта 1815 года
- Антуан-Франсуа Калле — Людовик XVI, король Франции и Наварры
- Антуан-Франсуа Калле — Мария-Луиза Савойская, принцесса де Ламбалль
- Антуан-Франсуа Калле — Николя-Рене Дюфриш, барон Дегенетт
- Антуан-Франсуа Калле — Шарль Гравье, граф де Верженн, министр иностранных дел в царствование Людовика XVI
- Венсан-Жозеф-Франсуа Курдуан — Экспедиция флота в Мексику и Мартинику в 1862 году
- Виктор Адам — Въезд французской армии в Майнц в 1792 году
- Габриэль-Франсуа Дуайен — Рыцари Святого Духа отдают честь Людовику XVI в Реймсе
- Гаэтано Ферри — Наполеон подписывет капитуляцию во дворце Фонтенбло 4 апреля 1814 года
- Гийом Летьер — Неожиданное нападение на мосту через Дунай 14 декабря 1805 года
- Гийом Летьер — Подписание мирного договора в Леобене 17 апреля 1797 года
- Джованни Баттиста Гаули, Бачиччьо — Эммануэль-Теодоз де ла Тур д’Овернь (1643-1715), кардинал де Буйон
- Джордж Петер Александр Хили по мотивам портрета, приписываемого Маркусу Герартсу II — Королева Англии Елизавета I в бальном наряде
- Джузеппе Борсато — Вьезд Наполеона в Венецию 29 ноября 1807 года
- Жак Берто — Захват Тюильри в 1792 году
- Этьен Обри — Мадам Виктория, дочь Людовика XV, играющая на арфе
- Этьен Дюмонстье II — Портрет знатной дамы
- Альфонс де Нёвилль — Бивуак у Бурже после сражения 21 декабря 1870 года
- Альфонс де Нёвилль — Эпизод битвы при Шенневьере в 1870
- Альфред Дедре — Граф Парижский и герцог Шартрский в Клермонском парке
- Эмиль-Огюст Каролюс-Дюран — Композитор Шарль Гуно
- Амеде Буржуа — Бой на мосту д’Арколь 28 июля 1830 года
- Амели Корделье де ла Нуэ — Мадам Жоффрен (1669-1777)
- Андре Девамб — Парижская баррикада в мае 1871
- Андреа Аппиани — Портрет генерала Дезэ
- Анн-Луи Жироде де Руси-Триозон — Наполеон Бонапарт, первый консул
- Бывшая резиденция французских королей — Версальский дворец. Часть 1
Источник: https://obiskusstve.com/283283043628878237/kollektsiya-shedevrov-versalskogo-dvortsa-chast-2/
Людовик XIV
Правление французского монарха Людовика XIV называют Великим, или Золотым веком. Биография Короля Солнце наполовину состоит из легенд. Убежденный сторонник абсолютизма и божественного происхождения королей, он вошел в историю как автор фразы
«Государство – это я!».
Рекорд длительности пребывания монарха на троне – 72 года – не побил ни один европейский король: дольше удерживались при власти лишь единицы римских императоров.
Детство и юность
Появление дофина, наследника рода Бурбонов, в первых числах сентября 1638 года народ встретил ликованием. Монаршие родители – Людовик XIII и Анна Австрийская – ждали этого события 22 года, все это время брак оставался бездетным. Рождение ребенка, к тому же мальчика, французы восприняли как милость свыше, назвав дофина Луи-Дьедонне (Богоданный).
Портрет Людовика XIV
Всенародное ликование и счастье родителей не сделали детство Луи счастливым. Спустя 5 лет умер отец, мать с сыном переехали в Пале-Рояль, ранее дворец Ришелье.
Наследник престола рос в аскетической обстановке: кардинал Мазарини – фаворит правительницы – перетянул власть, в том числе управление казной, на себя.
Маленького короля скупой священник не жаловал: денег на развлечения и учебу мальчика не выделял, в гардеробе Луи-Дьедонне было два платья с заплатами, мальчик спал на дырявых простынях.
Людовик XIV в детстве
Мазарини объяснял экономию гражданской войной – Фрондой. В начале 1649 года, спасаясь от мятежников, монаршее семейство покинуло Париж и поселилось в загородной резиденции в 19 километрах от столицы. Позже пережитый страх и лишения трансформировались в любовь Людовика XIV к абсолютной власти и неслыханному расточительству.
Через 3 года смуту подавили, волнения улеглись, сбежавший в Брюссель кардинал вернулся к власти. Бразды правления государством он не выпускал до смерти, хотя Людовик считался полноправным престолонаследником с 1643 года: ставшая регентом при пятилетнем сыне мать добровольно уступила власть Мазарини.
Людовик XIV в детстве
В конце 1659 года война между Францией и Испанией закончилась. Подписанный Пиренейский договор принес мир, который скрепил брак Людовика XIV и принцессы Испании Марии Терезии. Через 2 года кардинал умер, и Людовик XIV взял бразды правления в свои руки. 23-летний монарх упразднил должность первого министра, созвал Государственный совет и провозгласил:
«Вы думаете, господа, что государство – это вы? Государство – это я».
Людовик XIV дал понять, что с этого момента делиться властью не намерен. Даже матери, которую до недавних пор Луи побаивался, было указано место.
Начало правления
Ранее ветреный и склонный к щегольству и кутежам дофин удивил придворную знать и чиновников трансформацией. Людовик заполнил пробелы в образовании – ранее он едва умел читать и писать. От природы здравомыслящий, молодой император молниеносно вникал в суть проблемы и решал ее.
Король Людовик XIV
Луи выражался ясно и кратко, государственным делам посвящал все время, но самомнение и гордыня монарха оказались безмерными.
Все королевские резиденции казались Людовику слишком скромными, поэтому в 1662 году Король Солнце превратил охотничий домик в городе Версаль, что в 17 километрах на западе от Парижа, в дворцовый ансамбль неслыханных масштабов и роскоши. 50 лет на его обустройство шло 12-14% ежегодных расходов государства.
Город Версаль
Первые двадцать лет правления монарх жил в Лувре, затем в Тюильри. Пригородный замок Версаль стал постоянной резиденцией Людовика XIV в 1682 году. После переезда в крупнейший в Европе ансамбль Луи бывал в столице короткими наездами.
Пышность королевских апартаментов подтолкнула Луи к установлению громоздких правил этикета, касавшихся даже мелочей. Чтобы мучимый жаждой Людовик выпил стакан воды или вина, требовалось пять слуг.
Во время молчаливой трапезы за столом сидел только монарх, стул не предлагался даже знати.
После обеда Людовик встречался с министрами и чиновниками, а если болел, Совет в полном составе приглашался в королевскую опочивальню.
Людовик XIV и его придворные
Вечером Версаль открывался для увеселений. Гости танцевали, угощались изысканными блюдами, играли в карты, к которым пристрастился Луи. Салоны дворца носили названия, в соответствии с которыми меблировались.
Ослепительная Зеркальная галерея имела в длину 72 метра и в ширину 10.
Цветной мрамор, зеркала от пола до потолка украшали внутреннее убранство помещения, тысячи свечей горели в золоченых канделябрах и жирандолях, заставляя серебряную мебель и каменья в украшениях дам и кавалеров гореть огнем.
Людовик XIV в Версале
При дворе короля благосклонностью пользовались писатели и артисты. В Версале ставились комедии и пьесы Мольера, Жана Расина и Пьера Корнеля. На Масленицу во дворце устраивались маскарады, а летом двор и челядь выезжали в присоединенную к версальским садам деревню Трианон. В полночь Людовик, покормив собак, уходил в опочивальню, где ложился спать после длинного ритуала и десятка церемоний.
Внутренняя политика
Людовик XIV умел подбирать способных министров и чиновников. Министр финансов Жан-Батист Кольбер укрепил благосостояние третьего сословия. При нем торговля и промышленность процветали, окреп флот.
Маркиз де Лувуа реформировал войска, а маршал и военный инженер маркиз де Вобан построил крепости, ставшие наследием ЮНЕСКО.
Граф де Тоннер – госсекретарь по военным делам – оказался блестящим политиком и дипломатом.
Управление государством при Людовике 14-м осуществляли 7 советов. Глав провинций назначал Людовик. Они поддерживали владения в боевой готовности на случай войны, содействовали справедливому правосудию и держали народ в повиновении монарху.
Городами управляли корпорации или советы, состоящие из бургомистров. Тяжесть фискальной системы легла на плечи мелких буржуа и крестьян, что неоднократно приводило к восстаниям и бунтам. Бурные волнения вызвало введение налога на гербовую бумагу, следствием которого стало восстание в Бретани и на западе государства.
Карта Франции при Людовике XIV
При Людовике XIV принят Торговый кодекс (Ордонанс). Чтобы воспрепятствовать миграции, монарх издал эдикт, согласно которому у покинувших страну французов отбиралось имущество, а тех граждан, которые поступали на службу к иностранцам кораблестроителями, дома ждала смертная казнь.
Государственные должности при Короле Солнце продавались и передавались по наследству. В последние пять лет правления Людовика в Париже продали 2,5 тысячи должностей на сумму 77 млн ливров. Из казны должностным лицам не платили – они жили за счет налогов. Например, маклеры получали пошлину с каждой бочки вина – проданной или купленной.
Людовик XIV — Король Солнце
Иезуиты – духовники монарха – превратили Луи в орудие католической реакции. У противников – гугенотов – отбирались храмы, им запрещали крестить детей и венчаться. Браки между католиками и протестантами запрещались. Религиозные гонения заставили 200 тысяч протестантов переехать в соседние Англию и Германию.
Внешняя политика
При Людовике Франция много и успешно воевала. В 1667-68 годах войско Луи захватило Фландрию. Спустя 4 года началась война с соседней Голландией, на помощь которой поспешили Испания и Дания. Вскоре к ним присоединились немцы. Но коалиция проиграла, и Франции отошли Эльзас, Лотарингия и бельгийские земли.
Людовик XIV во главе французской армии
С 1688 года череда военных побед Людовика становится скромнее. Австрия, Швеция, Голландия и Испания, к которым присоединились княжества Германии, объединились в Аугсбургскую Лигу и выступили против Франции.
В 1692 году в Шербурской гавани силы Лиги разбили флот французов. На суше Людовик побеждал, но война требовала все больше средств. Крестьяне бунтовали против увеличения налогов, на переплавку пошла серебряная мебель из Версаля. Монарх запросил мира и пошел на уступки: вернул Савойю, Люксембург и Каталонию. Независимой стала Лотарингия.
Людовик XIV принимает генуэзских дожей
Наиболее изнурительной оказалась война Людовика за испанское наследство в 1701 году. Против французов снова соединились Англия, Австрия и Голландия.
В 1707 году союзники, перейдя через Альпы, вторглись во владения Людовика 40-тысячным войском. Чтобы найти средства на войну, на переплавку отправили золотую посуду из дворца, в стране начался голод.
Но силы союзников иссякли, и в 1713 году французы подписали Утрехтский мир с англичанами, а через год в Риштадте – с австрийцами.
Личная жизнь
Людовик XIV – король, попытавшийся жениться по любви. Но из песни слов не выкинешь – это не под силу королям. 20-летний Луи влюбился в 18-летнюю племянницу кардинала Мазарини, образованную девушку Марию Манчини. Но политическая целесообразность требовала от Франции заключения мира с испанцами, который могли скрепить брачные узы Людовика с инфантой Марией Терезией.
Людовик XIV и Мария Терезия
Напрасно молил Луи королеву-мать и кардинала позволить ему взять в жены Марию – его заставили жениться на нелюбимой испанке.
Марию выдали замуж за итальянского принца, а в Париже состоялась свадьба Людовика и Марии Терезии.
Но хранить верность супруге монарха не мог заставить никто – список женщин Людовика XIV, с которыми у него были романы, весьма внушительный.
Людовик XIV с семьей
Вскоре после женитьбы темпераментный король приметил супругу брата, герцога Орлеанского, – Генриетту. Чтобы отвести от себя подозрения, замужняя дама познакомила Людовика с 17-летней фрейлиной.
Белокурая Луиза де ла Вальер хромала, но была мила и понравилась ловеласу Луи. Шестилетний роман с Луизой увенчался рождением четверых отпрысков, из них до совершеннолетия дожили сын и дочь.
В 1667 году король отдалился от Луизы, подарив ей титул герцогини.
Маркиза де Монтеспан
Новая фаворитка – маркиза де Монтеспан – оказалась противоположностью ла Вальер: пылкая брюнетка с живым и практичным умом была с Людовиком XIV 16 лет. Она сквозь пальцы смотрела на интрижки любвеобильного Луи. Две соперницы маркизы родили Людовику по ребенку, но Монтеспан знала, что ловелас вернется к ней, родившей ему восьмерых детей (выжили четверо).
Маркиза де Ментенон
Монтеспан проморгала соперницу, которой стала гувернантка ее детей – вдова поэта Скаррона, маркиза де Ментенон. Образованная женщина заинтересовала Людовика острым умом.
Он беседовал с ней часами и в один день заметил, что без маркизы Ментенон ему тоскливо.
После смерти супруги Марии Терезии Людовик XIV женился на Ментенон и преобразился: монарх стал религиозен, от былой ветрености не осталось и следа.
Смерть
Весной 1711 года скончался от оспы сын монарха – дофин Людовик. Наследником престола объявили его сына – герцога Бургундского, внука Короля Солнце, но и тот умер через год от лихорадки.
Оставшийся ребенок – правнук Людовика XIV – унаследовал титул дофина, но заболел скарлатиной и скончался. Ранее Людовик дал фамилию Бурбон двоим сыновьям, которых ему родила вне брака де Монтеспан.
В завещании они значились регентами и могли наследовать престол.
Череда смертей детей, внуков и правнуков подорвала здоровье Людовика. Монарх стал угрюмым и печальным, потерял интерес к государственным делам, мог целый день валяться в постели и дряхлел.
Падение с лошади во время охоты стало для 77-летнего короля роковым: Людовик повредил ногу, началась гангрена. Предложенную медиками операцию – ампутацию – он отверг.
Монарх сделал последние распоряжения в конце августа и скончался 1 сентября.
Надгробный бюст Людовика XIV
8 дней с усопшим Луи прощались в Версале, на девятый останки перевезли в базилику аббатства Сен-Дени и похоронили по католическим традициям. Эпоха правления Людовика XIV закончилась. Король Солнце правил 72 года и 110 дней.
Память
О временах Великого века снят не один десяток фильмов. Первый – «Железная маска» режиссера Аллана Дуона – вышел в 1929 году. В 1998-м Людовика XIV в приключенческой ленте «Человек в железной маске» сыграл Леонардо Ди Каприо. По фильму к процветанию Францию привел не он, а брат-близнец, занявший престол.
В 2015 году на экраны вышел французско-канадский сериал «Версаль» о временах правления Людовика и строительстве дворца. Второй сезон проекта вышел весной 2017-го, в том же году начаты съемки третьего.
О жизни Людовика написаны десятки сочинений. Его биография вдохновила на создание романов Александра Дюма, Анн и Сержа Голон, Жюльетту Бенцони.
Интересные факты
- Согласно легенде, королева-мать родила близнецов, и у Людовика 14-го был брат, которого он скрывал от любопытных глаз под маской. Историки не подтверждают наличие у Людовика брата-близнеца, но и не отвергают категорически. Прятать родственника король мог, чтобы избежать интриг и не возбуждать потрясений в обществе.
- У короля был младший брат – Филипп Орлеанский. Дофин не стремился сесть на трон, удовлетворяясь тем положением, которое имел при дворе. Братья симпатизировали друг другу, Филипп называл Людовика «маленьким папой».
Филипп Орлеанский
- О раблезианском аппетите Людовика XIV слагали легенды: монарх в один присест съедал столько провизии, сколько хватило бы для обеда всей свиты. Даже ночью камердинер приносил монарху еду.
- Поговаривают, что, помимо крепкого здоровья, причин для непомерного аппетита Луи было несколько. Одна из них – в теле монарха жил ленточный червь (цепень), поэтому Людовик кушал «за себя и за того парня». Доказательства сохранились в отчетах придворных лейб-медиков.
Людовик XIV любил поесть
- Доктора 17 столетия полагали, что здоровый кишечник – пустой кишечник, поэтому Людовика регулярно потчевали слабительным. Неудивительно, что Король Солнце посещал уборную от 14 до 18 раз в день, расстройство желудка и газообразование для него были постоянным явлением.
- Придворный дантист Дака верил, что нет большего рассадника инфекции, чем испорченные зубы. Поэтому удалял зубы монарху недрогнувшей рукой до тех пор, пока к 40 годам во рту Людовика не осталось ничего. Удаляя нижние зубы, доктор сломал монарху челюсть, а дергая верхние, вырвал кусок неба, из-за чего у Луи образовалось отверстие. В целях дезинфекции Дака прижигал воспалившееся небо раскаленным прутом.
- При дворе Людовика духи и ароматическая пудра использовались в огромных количествах. Понятия о гигиене в 17 веке отличались от нынешних: привычки мыться у герцогов и челяди не было. Но зловоние, исходящее от Людовика, стало притчей во языцех. Одна из причин – непрожеванная пища, застревавшая в проделанной дантистом дыре в небе короля.
- Монарх обожал роскошь. В Версале и других резиденциях Луи насчитали 500 кроватей, в гардеробе короля была тысяча париков, а наряды для Людовика шили четыре десятка портных.
Роскошные залы во дворце Людовика XIV
- Людовику XIV приписывают авторство туфель на каблуке с красной подошвой, ставших прототипом воспетых Сергеем Шнуровым «лабутенов». 10-сантиметровые каблуки добавляли монарху (1,63 метра) рост.
- Король Солнце вошел в историю как родоначальник «Большого стиля» (Grand maniere), который характеризует соединение классицизма и барокко. Дворцовая мебель в стиле Людовика XIV перенасыщена декоративными элементами, резьбой, позолотой.
Источник: https://24smi.org/celebrity/5033-liudovik-khiv.html
Читать онлайн Музеи страница 3. Большая и бесплатная библиотека
Какие коллекции собирал кардинал Ришелье?
Собирателем ценностей был и французский король Франциск I, правивший в 1515–1547 гг., и папы римские Юлий II и Лев X (из рода Медичи), занимавшие Святой престол в 1-й четверти XVI в. В следующем, XVII в. славились художественные коллекции кардиналов Ришелье и Мазарини — они, наверное, знакомы тебе не только по учебникам истории, но и по «мушкетерским» романам Александра Дюма.
- Выдающийся государственный деятель кардинал Ришелье известен и как знаменитый коллекционер XVII в.
- Богатейшие собрания всех этих именитых коллекционеров складывались из картин, скульптур, фарфора, бронзы, часов, ковров, дорогих парадных доспехов, которые нередко были истинными произведениями искусства.
- Старались не отставать от них и другие короли, герцоги, высшие иерархи церкви да и просто богатые люди.
А взлет наук, начавшийся в период Возрождения, породил новые виды коллекционирования: появилось увлечение минералами, образцами растений, насекомых. В эпоху Великих географических открытий (середина XV–XVII вв.) всяческие редкости стали прибывать в Европу уже из-за океана: индейские луки, стрелы и томагавки, утварь, курительные трубки, одежда.
Все эти предметы пополняли обширные коллекции, хранившиеся во дворцах знатных ценителей произведений искусства и разных диковин. В XVI–XVII вв. такие собрания нередко называли немецким словом кунсткамера — дословно «кабинет редкостей».
Но пришло время, и многие дворцы со всеми собранными в их залах произведениями искусства и другими коллекциями открыли двери для каждого, кто хотел на них посмотреть.
В эпоху Возрождения древнеримские монеты высоко ценились коллекционерами.
Французы, например, обязаны этим Великой французской революции (1789–1794). Бывший королевский дворец — парижский Лувр стал первым в мире художественным музеем, открытым для широкой публики. А с течением времени ему суждено было стать и крупнейшим из музеев. Так что с историей Лувра и его настоящим стоит ознакомиться обстоятельнее.
От королевского дворца к музею
Всегда ли в Лувре жили короли?
Сравнительно недавно, в середине 80-х годов XX в., когда в знаменитом парижском музее происходили грандиозные реставрационные работы, археологи нашли под его зданиями остатки мощной стены и оборонительного рва начала XIII в.
Это были фрагменты хорошо укрепленного замка. Их тщательно отреставрировали, и теперь, спустившись в нижний этаж, посетители воочию видят часть древней стены. Таким образом она тоже стала одним из музейных экспонатов.
А о том, как менялся и перестраивался Лувр на протяжении веков, можно судить по макетам, показывающим, каким он был в разные периоды.
Замок Лувр в 1200 г. начал строить король Франции Филипп II Август — ой хотел укрепить правый берег Сены. Сам же Филипп II жил на острове Сите, где в ту пору умещался почти весь Париж. Когда замок был возведен, король перевез в его главную башню — донжон — королевскую казну и архивы. Высокие стены и глубокие оборонительные рвы обеспечивали им надежную защиту.
Проект стеклянной пирамиды во дворе Лувра поначалу вызвал немало споров. Но когда ее построили, она прекрасно вписалась в ансамбль дворца-музея.
Только во 2-й половине XIV в. другой французский король — Карл V благоустроил Луврский замок и перенес сюда свою резиденцию. Старинные хроники именуют этого короля Мудрым, и неспроста: он любил общество ученых людей, а в одной из башен Лувра собрал большую библиотеку своих личных рукописных книг.
Однако после Карла V Лувр надолго перестал быть королевским домом. Да и в самом Париже короли жили далеко не всегда. Франция вела с Англией долгую, изнурительную войну, получившую название Столетней (1337–1453), и столицу Франции оккупировали английские войска. Основным местопребыванием французских королей стала долина реки Луары.
Остатки древней стены луврского замка теперь тоже один из музейных экспонатов.
Как выглядел Лувр в средние века, можно судить по старинной миниатюре из часослова герцога Беррийского.
В XVI в. во Франции, вслед за Италией, началось Возрождение. Поэтому древние рыцарские замки, издавна возводившиеся по берегам Луары и ее притоков, перестраивались — из мрачных крепостей они превращались в изящные, благоустроенные Я дворцы. Появились и новые дворцы-замки, например Шамбор, построенный Франциском I. Королевский двор вел кочевую жизнь, переезжая из одного замка в другой.
Неизвестный художник запечатлел один из придворных балов, которые устраивал в Лувре король Генрих III.
Парадные доспехи нередко представляли собой подлинные произведения искусства, как, например, эти, принадлежавшие Карлу IX.
Королю Франциску I суждено было сыграть заметную роль в истории музейного дела. Во время его царствования (1515–1547) Франция долго воевала с Италией. Король одержал победу в знаменитой битве при Мариньяно и занял Милан.
Именно тогда он был очарован живописью, скульптурой, архитектурой Возрождения и стал приглашать во Францию лучших итальянских мастеров.
Был среди них и великий Леонардо да Винчи, проведший в одном из замков на Луаре два последних года жизни и завещавший королю Франциску свою картину «Джоконда».
Кроме нее в коллекции Франциска было еще 38 картин, а среди них другая работа Леонардо — «Мадонна в гроте» и полотна Тициана, Рафаэля, Андреа дель Сарто…
В конце своего царствования Франциск I решил вновь перенести свою резиденцию в Париж. Но мрачноватый замок Лувр не очень-то подходил для монарха, проникшегося утонченным духом Возрождения. Поэтому архитектор Пьер Леско снес почти все башни и стены и возвел на их месте дворец в духе итальянского зодчества.
За пирамидой — одно из крыльев Лувра. В честь выдающегося собирателя произведений искусства оно называется крылом Ришелье.
Сколько картин было в коллекции Людовика XIV?
При Генрихе II, сыне Франциска I, к Лувру прибавились еще некоторые пристройки. После того как в 1559 г.
Генрих погиб на рыцарском турнире, его вдова Екатерина Медичи решила возвести рядом с Лувром новую королевскую резиденцию — дворец Тюильри и соединить его с Лувром галереей.
Однако строительство Большой галереи, которая тянулась вдоль Сены, было завершено лишь в начале XVII в., при короле Генрихе IV.
Достраивал Лувр сын Генриха IV Людовик XIII, хорошо знакомый всем опять-таки по роману Александра Дюма «Три мушкетера». При нем в Лувре появился исключительно красивый Павильон Часов.
Людовик XIV, приумноживший художественные коллекции французских королей, охотно позировал живописцам.
А вот король Людовик XIV, сменивший на престоле предыдущего монарха, целиком был поглощен возведением роскошного Версальского дворца под Парижем и обустройством великолепного парадного парка. В 70-х годах XVII в. французский двор оставил Париж и прочно обосновался в Версале. Туда же перевезли и все художественное собрание, принадлежавшее королю.
Именно Людовик XIV стал вторым, после Франциска I, выдающимся королем-коллекционером. Его собрание насчитывало уже две тысячи полотен. В него входили картины короля Франциска, а также собранные кардиналом Ришелье и завещанные им Людовику XIII. А в коллекции Ришелье были такие шедевры, как «Святая Анна» Леонардо да Винчи и «Паломники в Эммаус» Веронезе.
Сам же Людовик XIV, по совету своего первого министра Кольбера, купил коллекции кардинала Мазарини и банкира Ябаха. Кроме того, король постоянно приобретал картины современных ему французских художников — Пуссена, Лоррена, Лебрена.
К середине XVIII в., уже при Людовике XV, королевский Кабинет, как тогда называли принадлежавшую королям коллекцию картин, стал еще богаче. И даже высшие аристократы все чаще говорили о том, что следует открыть Кабинет для всех желающих.
Источник: https://dom-knig.com/read_172347-3
Людовик XIV: "Я слишком любил войну и дворцы"
Фонтан Аполлона в Версале / Igags Dreamworks
Зеркальная галерея в Версале прославляет политические, экономические и художественные достижения Людовика XIV. На картине Шарля Лебрена король изображен в процессе принятиярешения о войне с Нидерландами в 1672 г. в окружении Марса, Минервы и аллегории Cправедливости
На медали (1672) по эскизу Жана Варена Людовик изображен в виде согревающего землю солнца. На ней начертан один из любимых девизов короля: «Из многих нет тебе равного»
Статуя Людовика XIV у главного алтаря в соборе Парижской Богоматери
Личный ларец для драгоценностей короля, созданный в Париже Якобом Бланком из Нюрнберга в 1676 году
Этой осенью, в 300-летнюю годовщину со дня смерти Людовика XIV, в Версальском дворце будет устроена огромная выставка Король мертв (27 октября — 21 февраля).
Один из экспонатов на ней — взятая в рамочку запись последних слов короля, которая висела у кровати его правнука и преемника Людовика XV: «Я слишком любил войну и здания».
В конце жизни «король-солнце» знал, что разорил Францию: финансы страны находились в плачевном состоянии, и было решено их реформировать; соперники же монарха стали еще сильнее, чем в начале его правления в 1661 году.
Людовику XIV удалось, однако, осуществить свою реформу. В 1665 году министр финансов Жан-Батист Кольбер велел великому скульптору Джованни Лоренцо Бернини не жалеть средств на развитие искусств во Франции.
Со времен правления Людовика IX Святого в XIII веке французская монархия, демонстрируя миру власть и богатство, превосходила всех в деле покровительства искусствам (о чем свидетельствовала огромная выставка Париж-1400 в Лувре в 2004 году).
Благодаря многообразию своих художественных увлечений и деньгам Людовик XIV поднял эту традицию на новый уровень роскоши и великолепия.
Он, скорее меценат, чем правитель, заказывал (а в некоторых случаях и помогал создавать эскизы) медали и ювелирные изделия, веера и одежду, книги и карты, гравюры и картины, музыку, балеты, а главное — скульптуры, фонтаны, сады и здания. Cозданные им дворец и парк в Версале остаются для Франции культурными символами — и статьей дохода от туризма.
Пачка из солнечных лучей
Король и сам был произведением искусства. До 30 лет он постоянно танцевал в придворном балете, то изображая весну, то — облаченный в пачку из солнечных лучей — Аполлона, предводителя муз и бога солнца, изображение которого он поместил на свой личный герб.
По праздникам он облачался в одежду, сверкавшую богатой вышивкой и драгоценными камнями.
Личный ларец для драгоценностей короля, густо покрытый золотой филигранью и созданный в Париже Якобом Бланком из Нюрнберга в 1676 году, теперь является одним из шедевров залов искусства Людовика XIV — Людовика XVI, которые открылись в Лувре в прошлом году.
«Король-солнце» способствовал тому, что Париж стал европейской столицей моды.
Отчасти он помог французской текстильной и швейной промышленности, представив в качестве модели свою фаворитку мадам де Монтеспан, которая носила золотое платье, покрытое кружевом, демонстрируя, по выражению писательницы-аристократки мадам де Севинье, «триумф красоты на обозрение всем послам». Монархи других стран, например короли Англии, Швеции и курфюрст Саксонии, старались одеваться, как Людовик XIV. Они заказывали туалеты и другие предметы роскоши в Париже через специальных закупщиков, которых держали там наряду с дипломатами.
Характер меценатства Людовика XIV был таким же, как у других монархов-коллекционеров, включая его тестя Филиппа IV Испанского.
Как и они, Людовик собирал предметы роскоши: вазы из яшмы и агатовые кубки, античные камеи и разного рода древности, а также картины, хотя даже в конце правления его коллекция насчитывала меньше предметов, чем у короля Испании, — примерно 1,5–2 тыс. Но Людовика отличала страсть к медалям.
В его коллекции были древние и современные образцы, на последних часто помещались такие хвалебные надписи, как «Rex, Dux et Miles» («Король, вождь и солдат») или «Nec Pluribus Impar» («Из многих нет тебе равного»).
Его излюбленными занятиями были заказ, изучение и перекладывание медалей в специальные ящички. А медали, восхваляющие мощь Голландии, привели Людовика XIV в такое бешенство, что в 1672 году он объявил войну Нидерландам.
Но, как сам Людовик признался на смертном одре, после войны его главной страстью были здания. В 1665 году по повелению короля для реконструкции Лувра из Рима был приглашен Бернини.
Кольбер, узнав, что мастер не подозревал об обязательных во французских дворцах помещениях для стражи, министров и «знатных людей», уверил его, что они не используются. На самом деле отношения между скульптором и французскими придворными были натянутыми.
А королю Бернини нравился так же, как и другие его фавориты: главный художник Шарль Лебрен, придворный садовник Андре Ленотр и архитектор Жюль Ардуен-Мансар. Бернини сказал королю, что для человека, не видевшего Италии, у него удивительно хороший вкус.
Прежде чем вылепить бюст Людовика (который находится теперь в Версале), скульптор долго и пристально разглядывал его, а потом провел руками по волосам короля, чтобы они лучше выглядели.
Однако вместо римского барокко, предложенного Бернини, Людовик XIV выбрал монументальный классицизм, образец которого мы видим сегодня в спроектированном Клодом Перро восточном фасаде Лувра, украшенном колоннадой из спаренных коринфских колонн, вензелями «L» (Людовик), коронами и солнечными лучами. Лувр был королевским дворцом и, задолго до открытия в нем государственного музея в 1793 году, дворцом искусств. Некоторые комнаты использовались для демонстрации древностей и картин из королевской коллекции или для ежегодного показа новых живописных полотен. В других располагались архивы, королевская типография, художники и мебельщики, такие как Андре-Шарль Буль, который делал роскошную мебель, украшенную инкрустациями и позолоченной бронзой, так нравившуюся королю, а кроме того, там размещались Академия живописи и скульптуры и Академия надписей и изящной словесности.
«Cite ideale» для военных
Королевский Дом инвалидов был еще величественнее, чем Лувр. Армейский «cite ideale» (фр. «идеальный город») возвели на юго-западной окраине Парижа за два с половиной столетия до того, как Ле Корбюзье сделал эту фразу знаковой.
В 15 внутренних дворах Дома инвалидов располагались казармы, монастырь, богадельня, булочная и мастерские (где бывшие солдаты производили одежду, обувь, ковры и выпускали книги); кроме того, там была церковь с великолепным куполом.
На церемонии открытия в 1706 году король поздравил архитектора Жюля Ардуена-Мансара с окончанием строительства. Затем, повернувшись к своей жене, он сказал: «Мадам, я не могу удержаться от похвал вам за ваше участие в прославлении повелителя, вашего мужа».
При французском дворе, как ни в одном другом государстве, женщины, как и искусства, пользовались особой благосклонностью короля.
Людовик XIV также построил в Париже две триумфальные арки в честь своих побед: арку Сен-Дени (1672) и триумфальные ворота Сен-Мартен (1674), — на последних король изображен обнаженным Гераклом, увенчанным Победой.
После 1680 года были построены площадь Побед и Вандомская площадь, их украшали статуи короля (они были разрушены революционными массами и восстановлены при Людовике XVIII в XIX веке), которые по официальной программе были установлены и во многих других французских городах: Лионе, Дижоне, Монпелье, Ренне, а также в Квебеке.
Среди наиболее известных работ есть статуя, которую все еще можно увидеть у главного алтаря в соборе Парижской Богоматери.
Несомненно, страсть, даже мания, увековечивания своей персоны была реакцией на унижения, которые Людовик испытал во время Фронды, гражданской войны (1648–1652), когда он был вынужден спасаться бегством от армии повстанцев, тайно покинуть Париж и отдалить от двора своего фаворита, главного министра кардинала Мазарини.
Эта страсть прежде всего проявилась в садах и Версальском дворце, который он начал перестраивать в 1661 году по своему личному проекту, осуществляемому вопреки советам Кольбера, который хотел, чтобы король жил в Лувре.
Возможно, монарх находился под впечатлением от двух величественных зданий, построенных французскими сановниками: замка, созданного по желанию кардинала Ришелье (ныне разрушенный), и Во-ле-Виконт — владения Николя Фуке, суперинтенданта Людовика.
После того как в 1661 году Фуке был заключен в тюрьму, король перевез из его замка в Версаль лучшие скульптуры и шпалеры.
Другие образцы — это дворец Венария Реале около Турина, строительство которого начинал кузен короля герцог Карл-Эммануил Савойский в 1659 году, а также ансамбли Шамбора и Фонтенбло, возведенные по воле Франциска I.
Версаль, однако, отличался от других дворцов своими масштабами, количеством окружающих его дворцов-спутников, таких как Марли, Трианон и Кланьи, роскошью, с которой он был обставлен и украшен, и бесконечными увеселениями, устраиваемыми там королем.
Еще 14 октября 1663 года один из гостей писал: «Каждый день балы, балеты, комедии, пение и игра на разных музыкальных инструментах, скрипки, променады, охота и другие развлечения следовали одно за другим».
Они были постоянными, за исключением семи лет после смерти Людовика XIV, и продолжались до 1789 года.
Кольбер в 1665 году жаловался: «Как жаль, что об этом величайшем и добродетельнейшем из королей… судят по меркам Версаля!» Он опасался, что Ленотр и Луи Лево (архитектор, работавший на первой стадии расширения территории) будут «тянуть Его Величество от проекта к проекту, чтобы сделать свою работу вечной».
Но даже с отдаленных полей сражений Людовик лично руководил постройкой и украшением Версаля, требуя докладывать ему о «каждой детали».
Шарль Перро из Академии надписей и изящной словесности говорил, что, если архитекторы подвергали сомнению желания короля, он заявлял «громким голосом, в котором звучал гнев: делайте, что хотите, но, если вы это разрушите, я построю это заново, как было прежде, и без каких-либо изменений».
«Повсюду дух юности»
Центральное помещение, Зеркальная галерея, было не только самым большим в Европе — фрески этого зала, созданные в мастерской Шарля Лебрена, восхваляли лишь короля — не так, как в других дворцах, где прославлялись родоначальники династии и олимпийские боги.
С 1682 года Версаль стал главной резиденцией Людовика, заменив собой Сен-Жермен-ан-Ле. До конца правления Людовика XIV Версаль расширялся. В 1699 году, создавая новые покои для своей правнучки герцогини Бургундской, Людовик XIV сказал: «Повсюду должен царить дух юности».
В то время Версаль был самым знаменитым дворцом в Европе.
Будучи резиденцией короля, Версаль одновременно служил охотничьим поместьем, здесь постоянно проходили праздники музыки и танца, демонстрации мод, находился пансион благородных девиц, а также штаб-квартиры военных и правительства.
Гравюры, отпечатанные в королевской типографии, популяризировали виды Версаля при дворах Европы. Другие монархи — от Петра I в России до Жуана V в Португалии — строили подобные дворцы и павильоны.
Но звучали и голоса критиков.
Английский дипломат Мэтью Прайор писал: «Его дом в Версале — самое большое посмешище в мире; он важно шествует на каждом панно и скачет на лошади на каждом потолке над нашими головами». Тем не менее сюзерен Прайора Вильгельм III тоже любил прославлять себя на гравюрах и медалях, портретах и фресках, отчасти соперничая с Людовиком.
Так же, как свои дворцы, Людовик XIV любил сады, обследуя их почти каждый день, даже в середине зимы и в возрасте 70 лет. В цветниках росли туберозы, гиацинты и нарциссы, их аромат распространялся повсюду и порой дурманил придворных.
Сады пересекают широкие прямые аллеи, украшенные фонтанами и статуями, составляющими самую большую в Европе коллекцию садовой скульптуры. Как и на медалях, их тема — античность: здесь статуи Латоны, Цереры, Аполлона в окружении муз или управляющего солнечной колесницей.
Были в Версале и проторомантические сады с извилистыми дорожками и девственной природой. Высшей чести удостаивались те посетители, которых король хотел поразить прогулкой по саду при работающих фонтанах.
Здесь погибло множество рабочих и солдат, которые строили акведуки и поворачивали реки, чтобы пустить воду в Версаль для фонтанов.
Бумажный дворец
Понятие «Версаль» воплотилось не только в камне, но и на бумаге. Литература, вдохновившая его создание, включала проповеди придворного проповедника Жака-Бениня Боссюэ, осуждавшего фавориток короля.
Благосклонность короля и любовь придворных к фарсу позволили Мольеру быть особенно смелым в изобличении сословного и религиозного ханжества в своих пьесах, которые он писал, чтобы их позабавить.
Расин не только сочинял трагедии для двора, но и как королевский историограф вел хронику военных кампаний Людовика XIV.
Поток мемуаров, эпиграмм, писем, написанных при дворе (самые язвительные из них — переписка короля с его немецкой невесткой Елизаветой-Шарлоттой), порой противоречит официальному толкованию событий и позволяет понять психологию того времени.
Людовик XIV создал Версаль как культурный феномен, сравнимый с Флоренцией эпохи Возрождения или с золотым веком Веймара. Сегодня благодаря профессиональному штату сотрудников и щедрому финансированию Версаль находится в лучшем состоянии, чем раньше (почти как в тот момент, когда 6 октября 1789 года он был внезапно покинут).
Сегодня Центр барочной музыки наполняет дворец мелодиями, Академия верховой езды демонстрирует искусство выездки в его садах, Исследовательский центр постоянно публикует новые работы по истории королевского двора, включая биографическую базу данных всего его персонала. Каждый год дворец посещают 5 млн человек.
Три столетия спустя Людовик XIV продолжает жить в своем творении.
Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/2257/
Главные фаворитки Людовика XIV: три Франсуазы
5 октября 1640 года родилась Франсуаза Атенаис де Рошешуар де Мортемар, маркиза де Монтеспан — самая знаменитая фаворитка Людовика XIV, блистательного короля Галантного века.
В годы своего романа с королем она была самой могущественной женщиной Франции. Но стать королевой она не сумела. Зато это удалось ее преемнице — Франсуазе д’Обинье, маркизе Ментенон. В жизни короля была еще одна Франсуаза — Луиза-Франсуаза, герцогиня де Лавальер, с именем которой связано появление Версаля, самой великолепной королевской резиденции своего времени.
Версаль стал образцом для таких дворцовых ансамблей, как Петергоф и Сан-Суси. Рассказываем о трех самых известных фаворитках «короля-солнца».
Луиза Лавальер
Луиза-Франсуаза де Ла Бом Ле Блан родилась 6 августа 1644 года в Туре, в небогатой дворянской семье. В 7 лет она потеряла отца и ее мать вышла замуж за маркиза де Сен-Реми, дворянина из свиты герцога Гастона Орлеанского, брата Людовика XIII. Поэтому детство Луизы прошло в Блуа, где находилась резиденция герцога.
Она очень любила верховую езду, но в 11 лет, упав с лошади, повредила позвоночник и на всю жизнь осталась хромой. Спокойная, молчаливая и застенчивая, Луиза уже в детстве собиралась уйти в монастырь.
Но благодаря хлопотам своей дальней родственницы, Луиза попадает в свиту герцогини Орлеанской Генриетты Стюарт, жены брата Людовика XIV и становится ее фрейлиной.
Молодой король к тому времени уже женился на испанской принцессе Марии-Терезии, но все еще переживал разрыв с Марией Манчини, племянницей кардинала Мазарини, первого министра Франции.
Людовик собирался жениться на Марии, но королева-мать Анна Австрийская и Мазарини не разрешили этого брака, и король был вынужден уступить интересам государства: брак с испанкой должен был поставить точку в затяжной войне между двумя странами.
Людовик исполнил свой долг, но примерным мужем не стал.
Наиболее скандальными стали слухи о романе между Людовиком и Генриеттой Стюарт. Его брат негодовал, несмотря на то, что сам не интересовался женщинами. Ситуация могла спровоцировать раскол в королевской семье, и Людовик начал ухаживать за Луизой.
По одной версии, она должна была стать ширмой для связи с Генриеттой, по другой, он просто влюбился в девушку, но как бы то ни было, Генриетта была забыта.
Светловолосая и голубоглазая Луиза не совсем отвечала принятым тогда стандартам красоты, она было худой, хромой, на ее лице были видны следы оспин. Однако это не помешало ей очаровать короля своим нежным, приветливым и спокойным характером.
В 1667 году Людовик подарил Луизе титул герцогини и владения в Турени и Анжу, сделав ее своей официальной фавориткой.
Кроме того, именно в ее честь он приказал полностью перестроить охотничий замок своего отца в Версале, так что грандиозный дворец можно считать памятником любви короля в камне.
Вызывает интерес роль Луизы в падении суперинтенданта финансов Николя Фуке, одного из самых влиятельных вельмож в первые годы правления Людовика.
Легенда гласит, что, прогуливаясь по дворцу в Во, куда Фуке пригласил короля и его свиту, Людовик внезапно увидел в кабинете хозяина портрет своей фаворитки в образе охотницы Дианы.
Король, вне себя от ревности, приказал арестовать суперинтенданта и конфисковать все его имущество. Фуке был приговорен к пожизненному заключению в замке Пиньероль, где и умер спустя 15 лет.
Луиза родила королю четырех детей, из них двое пережили младенческий возраст — Мария Анна де Бурбон и Людовик де Бурбон. Необычайно скромная для фаворитки, она ничего не просила для своей семьи, и просила короля простить своих обидчиков.
Однако ее положение смущало Луизу, и только любовь короля делала эту жертву оправданной. Однако удержать ветреного короля Луиза не смогла. Скоро у нее появилась серьезная соперница — Атенаис де Монтеспан, покорившая короля на долгие годы.
Король охладел к бывшей возлюбленной настолько, что в 1973 году предложил Луизе стать крестной матерью его дочери от Монтеспан.
Лавальер ничего не оставалось, как покинуть двор. В 1675 году она ушла монастырь кармелиток под именем Луизы Милосердной, где и умерла в 1710 году. Местные монахини считали ее святой.
Луиза Лавальер фигурирует в третьем романе трилогии о мушкетерах «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» в качестве возлюбленной сына Атоса Рауля.
Франсуаза Атенаис де Монтеспан
Главная героиня сегодняшней подборки, Франсуаза де Рошешуар де Мортемар, родилась в Пуату, в семье маркиза де Мортемара и Дианы де Грансень, и принадлежала к высшей знати Франции.
Имя «Атенаис» она взяла себе позже, под влиянием галантных романов, очень популярных в то время. Семья Мортемаров славилась своим остроумием и насмешливостью, и Атенаис в полной мере унаследовала эти качества.
Мать же ее отличалась набожностью и Атенаис, уже будучи фрейлиной, прилежно исполняла все обряды, однако ее благочестие было внешним.
Она получила образование в женском монастыре в Сенте, а потом, благодаря связям ее семьи, стала фрейлиной при дворе Генриетты Орлеанской, а позже — королевы Марии-Терезии.
28 января 1663 года Атенаис вышла замуж за маркиза де Монтеспана, в браке родилось двое детей: сын и дочь. Супруги жили в Париже, и Атенаис с легкостью исполняла свои обязанности фрейлины в Лувре.
Красивая, жизнерадостная, игривая и насмешливая Атенаис была блестящей собеседницей, старалась всегда быть в курсе последних новостей, чтобы поддержать любую беседу, а ее меткие остроты мгновенно распространялись среди придворных.
Неудивительно, что очень быстро она стала самой популярной дамой при дворе.
В 1666 году она была представлена королю, но не сразу добилась его внимания — он был влюблен в Лавальер. Но уже к 1670 году ее положение официальной фаворитки стало очевидным.
Проблемой оставался муж Атенаис — вспыльчивый гасконец, он не желал мириться с участью рогоносца, устраивал скандалы жене и даже королю, явившись однажды в Сен-Жерменский дворец в карете, украшенной оленьими рогами.
В конце концов, он был заключен в тюрьму Фор-Левек, а потом выслан в Гасконь, где и прожил до конца жизни.
Атенаис родила королю семерых детей, из которых выжило четверо. Все они были узаконены Людовиком, получили титулы, владения, в будущем — блестящие партии и даже некоторые наследственные права в завещании отца, если линия его законных детей закончится.
Сама маркиза относилась к детям равнодушно, и ценила их, в первую очередь, как инструмент влияния на короля, который был искренне к ним привязан.
Няней своих детей она сделала свою бедную приятельницу Франсуазу д’Обинье, считая ее слишком скучной, чтобы она могла стать ее соперницей.
Впоследствии ей пришлось пожалеть об этом.
Расточительная, капризная и властная, Атенаис вызывала восхищение и зависть придворных, а вскоре распространила свое влияние и на государственные дела. В первую очередь, она позаботилась о своей семье: ее отец стал губернатором Парижа, брат — маршалом Франции, а младшая сестра — аббатисой богатого монастыря Фонтевро.
Король подарил возлюбленной роскошный дворец Кланьи, и выделил ей в Версале отдельные апартаменты — в 20 комнат, тогда как у королевы было всего 11. Несмотря на богатые подарки, Атенаис постоянно нуждалась в деньгах, поскольку тратила огромные суммы на наряды, украшения и была страстным игроком в карты.
Одно из ее платьев описывается мадам де Севинье так: «Золото на золоте. Вышитое золотом, окаймлённое золотом, а всё это перевито золотом, и всё это перемешано с золотыми вещичками, а всё вместе составляет платье из необыкновенной ткани». Однако, помимо этого, она покровительствовала поэтам, драматургам и вообще людям искусства: Мольеру, Лафонтену, Расину.
Несмотря на прочное положение, Атенаис все время опасалась более молодых соперниц и у нее были для этого основания.
Обычно периоды охлаждения в отношениях совпадали с новым увлечением влюбчивого короля — например, Анжеликой де Фонтанж. Ее господство длилось два года, однако затем король вернулся к Атенаис, а Анжелика скоро умерла — современники были убеждены, что ее отравили по приказу маркизы.
Роковым поворотом в судьбе фаворитки стало знаменитое «Дело о ядах». Расследование против версальских отравительниц велось на протяжении 7 лет, и его главным вдохновителем стал шеф парижской полиции Николя де ла Рейни.
Все началось с того, что в бумагах скончавшегося от странной болезни офицера де Сен-Круа нашли бумаги, уличающие его любовницу, маркизу де Бренвилье в отравлении своего отца, двух братьев и сестры ради получения наследства.
Маркизу казнили, а король приказал де ла Рейни разобраться, чем вызваны некоторые подозрительные смерти придворных.
Де ла Рейни вышел на Монвуазен, парижскую гадалку с репутацией колдуньи, среди клиентов которой оказались самые высокопоставленные вельможи страны, в том числе золовка маркизы де Монтеспан, Олимпия Манчини, герцогиня Суассонская (племянница покойного Мазарини и сестра Марии Манчини), и маршал Люксембург. Вместе с Монвуазен были арестованы ее пособник, аббат Гибур, и другие сообщники, включая дочь колдуньи.
На допросах они рассказали о черных мессах, где приносились в жертву дети нищих, изготавливались яды и приворотные зелья, а также назвали имена своих постоянных клиентов. Среди них была и Атенаис де Монтеспан.
Свидетели показали, что для маркизы готовились афродизиаки — для короля, яды — для соперниц, а также заказывались черные мессы. Снова вспомнили о скоропостижной смерти Анжелики де Фонтанж, и подозрения короля возросли. В 1680 году Монвуазен сожгли на костре, также было вынесено еще около 30 смертных приговоров.
Олимпию Манчини вместе с сыном Евгением Савойским выслали из страны (ее подозревали в отравлении мужа), маршала Люксембурга отправили в Бастилию, потом в свое имение, а Атенаис де Монтеспан навсегда потеряла благосклонность короля.
Он пощадил ее как мать своих детей, однако больше никогда не встречался с ней наедине.
С 1683 года она утратила титул официальной фаворитки короля, а ее место заняла Франсуаза д’Обинье, ставшая сначала подругой короля, а потом и его моргантической женой.
Дети, воспитанные д’Обинье, равнодушно встретили падение матери, так как никогда не были с ней близки. Но только в 1691 году Атенаис де Монтеспан решилась покинуть двор. Она ушла в женскую обитель святого Иосифа, которую сама основала, где и прожила последние годы.
Атенаис де Монтеспан умерла 27 мая 1707 года. Король запретил ее детям носить траур по матери.
Франсуаза д’Обинье, маркиза Ментенон
Франсуаза родилась 27 ноября 1635 года в крепости Ниор, куда были отправлены ее родители по приказу кардинала Ришелье: ее дед был предводителем гугенотов. В 1639 году вместе с родителями была выслана на остров Мартинику. Была крещена по католическому обряду, но получила протестантское воспитание. В 1645 году вместе с матерью вернулась во Францию после смерти отца.
Будучи в тяжелом материальном положении, они жили у тетки, маркизы де Виллет, убежденной протестантки. Однако по настоянию другой родственницы, католички, Франсуазу отправили в парижский монастырь урсулинок.
Противоречивое религиозное образование определило характер будущей фаворитки.
Суровость протестантского воспитания и нетерпимость католического сделали ее добросовестной, строгой во всем, что касалось соблюдения морали и норм благопристойности, равнодушной к праздникам и светским развлечениям, которые позже она запретит при дворе.
В 1650 году бесприданница Франсуаза потеряла мать, а через два года вышла замуж за знаменитого поэта Скаррона. Он был намного старше ее, к тому же паралитиком, но обеспечивал ей достаток.
К тому же, его дом был самым популярным парижским салоном, где собирались самые просвещенные люди страны. Франсуаза многое вынесла из бесед и споров, что позволило ей восполнить пробелы в образовании.
После смерти мужа в 1660 году, Франсуаза осталась без средств к существованию и долго бедствовала, пока Атенаис де Монтеспан не предложила ей стать воспитательницей ее детей от короля.
Франсуаза усердно исполняла свои обязанности, заменив детям мать, и имела возможность встречаться с королем, когда он навещал детей.
Людовик отметил ее внимательное отношение к его детям, ее ум и широкий кругозор, спокойный характер (в отличие от взрывного темперамента Атенаис) и то обстоятельство, что она не боялась открыто упрекать короля за его пренебрежение к королеве и вообще легкомысленный образ жизни.
Постепенно они стали друзьями, в 1675 году Людовик сделал ее маркизой Ментенон и начал все больше считаться с ее мнением по разным вопросам.
После «дела о ядах» и отставки Монтеспан, Франсуаза стала самым близким человеком для короля, а значит, и самым влиятельным.
Это сразу же отразилось на придворной жизни: балы сменились мессами, в моду вошли темные наряды без украшений, из развлечений осталась только охота.
В 1683 году умерла королева Мария-Терезия, и в том же году Людовик и Франсуаза тайно обвенчались.
В Версале Ментенон жила уединенно, но всех министров и даже членов семьи король принимал ее присутствии, и ни одно решение не принималось без ее совета.
При дворе ее прозвали «черной королевой» за привычку одеваться в темное и угрюмый характер, и не любили больше, чем любую другую фаворитку короля.
Бывшая протестантка, ставшая убежденной католичкой, она нетерпимо относилась к бывшим единоверцам, и, вероятно, повлияла на отмену Нантского эдикта в 1685 году, гарантировавшего протестантам свободу веры.
Однако вместе с этим она заботилась о женском образовании: в 1684 году в Сен-Сире была открыта первая светская женская школа для дочерей обедневших дворян, которая впоследствии послужила образцом для создания многих учебных заведений такого рода, в том числе и Смольного института.
Источник: https://woman.rambler.ru/love/38081707-glavnye-favoritki-lyudovika-xiv-tri-fransuazy/