Шишкин: картины, биография. описание работ ивана ивановича

Художник пейзажист, создавший величественную эпопею русского леса. Один из первых художников передвижничества.

Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Отец художника Иван Васильевич Шишкин, слывший человеком честным, неподкупным, на протяжении нескольких лет был головой Елабуги.

Во время своего управления построил деревянный водопровод, частично действующий по сегодняшний день. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура, история, естественные науки. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги».

Участвовал в раскопках древнебулгарской культуры, за что удостоен звания члена-корреспондента Московского археологического общества.

Видя увлечение сына искусством, отец стал выписывать статьи об известных художниках. А в 1862 году отпускает юношу на обучение в Москву в Училище живописи и ваяния.

Впрочем, молодой человек настолько плохо справлялся с делами коммерции, что мать даже дала прозвище сыну «арифметчика-граматчика». Мать всячески пыталась противостоять чтению книг.

Юный Иван Шишкин оставляет в 1848 году занятия в Первой мужской гимназии, не желая стать чиновником.

После побега из гимназии Иван Шишкин четыре года живёт в Елабуге, делает записи, из которых точно виден дальнейший художественный путь Ивана Шишкина.

Он пишет: «Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию.

Свойства художника: трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность».

В 1843 году открылось московское Училище живописи и ваяния, куда в 1852 году поступает Иван Шишкин. Учился по 1856 год, под руководством А. Мокрицкого, внимательного педагога. А в 1856 году Иван Шишкин поступил в петербургскую Академию художеств. Здесь его наставником стал С. Воробьёв. Хотя с А. Мокрицким юный живописец продолжает советоваться по всем художественным вопросам.

В Академии художеств Иван Шишкин за успехи и талант получал медали.

В 1860 году написал две выпускные работы: картины — «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». Получил Большую золотую медаль, что дало ему возможность от Академии художеств учиться за границей.

Куда Шишкин отправляется позже, сначала он возвращается на Родину в Елабугу в 1861 году. В отчем доме русский художник много работает, будучи в Елабуге он написал около 50 картин.

Окончательно выбирает путь художника пейзажиста.

В 1862-1865 годах Иван Шишкин совершенствует письмо в Германии и Швейцарии, а также  недолгое время прибывает в Чехии, Франции, Бельгии и Голландии.  В Дюссельдорфе у Шишкина была большая популярность среди местных жителей, так как он много писал в Тевтобургском лесу. Вернувшись в Россию, в 1863 году с картиной – «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», получил звание академика.

В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Группа молодых живописцев-реалистов во главе с И. Крамским покинула Академию художеств, отказавшись писать картины на Большую золотую медаль. Это было выступление против мёртвого академизма.

Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина.

Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнёт корёжить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно волшебством каким от такого грубого обращения выходит всё изящней и блистательней».

Из Артели художников в 1870 году возникло Товарищество передвижных художественных выставок, как символ новой художественной эпохи. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Более всего он дружил с И. Крамским, который всегда поддерживал и продвигал творческие работы Шишкина.

Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему; это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869).

Эту картину приобрёл П. Третьяков.

Много материала для написания произведений Шишкин собирал у себя на Родине. В 1871 году поездка на Родину окончилась написанием картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии».

Иван Шишкин дважды был женат по любви. Первый брак был заключён с сестрой, рано умершего талантливого пейзажиста Ф. Васильева, Еленой. Второй раз Шишкин женился на художнице Ольге Лагоде. Обе женщины умерли молодыми. Двое сыновей Шишкина умерли. В середине 1870-х, потрясённый потерей близких людей, Шишкин перестаёт писать, в это же время он теряет отца (1872 год), много пьёт.

Однако, жизнь на этом не заканчивается, благодаря могучей русской натуре художник возвращается в мир искусства, полностью посвящая себя живописи, на протяжении двадцати лет.

Иван Иванович Шишкин ездил по России, писал этюды. Выставлял свои работы и на персональных, и на академических, передвижнических выставках.

В 1894-1895 годах руководил пейзажной мастерской в Академии художеств, обучая молодые таланты.

Шишкин умер за работой. Утром он работал в мастерской, потом навестил родных, пожаловавшись на плохое самочувствие, снова вернулся в мастерскую. Рядом был помощник, он и увидел, как мастер падает со стула, подбежал, а он уже не дышит.

Известные произведения Шишкина Ивана Ивановича

Лесная глушь (1872). Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. За эту картину Шишкин получил звание профессора.

Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи.

При внимательном рассмотрении на картине зритель видит лисицу, охотящуюся за улетающей уткой, чахлые деревья показывают глухость места, передний план затемнён, на заднем плане солнечный просвет, сочетание планов позволяет увидеть пространственную композицию.

В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Художник вводит в картину медведей, первоначально их было двое, медведи делают картину жанровой. Деревья уходят далеко вверх, за пределы картины, этим художник показывает их громадность, данный приём характерен для всего творчества Шишкина.

Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Существует предположение, что сюжет картины Шишкину предложил К. Савицкий, что он же написал медведей. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.

Дождь в дубовом лесу (1891). В этой картине русский художник прекрасно изобразил ливень, на что редко решаются художники, показывая либо замершую природу перед грозой, либо состояние природы после грозы; в пространстве между деревьями лёгкое марево, придающее целостность картине; под зонтами как бы проплывают человеческие фигуры, так редко изображаемые автором.

Корабельная роща (1898). Шишкин с особой тщательностью выписал стволы деревьев, изображает дрожащие летний воздух, вводит в картину изгородь, которая вносит полноту, завершённость картины.

Шедевр Шишкина И.И. Картина «Рожь»

Картина написана в 1878 году, была представлена на передвижнической VI выставке в том же году, в помещении Общества поощрения художеств. Крамской писал Репину: «Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Первое место занимает Шишкина “Рожь”».

В 1877 году навестив Елабугу со своей дочерью, Шишкин делает карандашный набросок на Лекаревском поле, который впоследствии стал темой картины. На одном из эскизов есть надпись, сделанная художником: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство». Такими были ощущения Шишкина при написании картины.

Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Русская дорога выступает национальным символом, показывающим устремлённость к горизонту и за горизонт, символизируя странничество. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность».

С особой нежностью и тщательностью выписана могучая сосна, с накренившимися ветками, устремлённая ввысь. Картина передаёт состояние природы перед грозой, на это указывают нависшие, скучившиеся над рожью облака. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна.

Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре.

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана ИвановичаШишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

  • Вид на острове Валааме. Местность Кукко

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана ИвановичаШишкин: картины, биография. Описание работ Ивана ИвановичаШишкин: картины, биография. Описание работ Ивана ИвановичаШишкин: картины, биография. Описание работ Ивана ИвановичаШишкин: картины, биография. Описание работ Ивана ИвановичаШишкин: картины, биография. Описание работ Ивана ИвановичаШишкин: картины, биография. Описание работ Ивана ИвановичаШишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Источник: http://rus-artist.ru/2013-01-31-19-13-28.html

Шишкин Иван ИвановичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Шишкин Иван Иванович, русский художник, превосходный офортист и рисовальщик, известный бесчисленными изображениями лесной глуши. Едва ли найдется в Европе другой художник, который мог бы с таким искусством разобраться в рисунке сучьев лесной чащи, сохранив индивидуальный характер каждой ветви.

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

По грибы, 1872, Таганрогская картинная галерея

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

За грибами, 1870, Русский музей

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Часовня в лесу, 1893, Псковский музей-заповедник

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Прогулка в лесу, 1869, ГТГ

Картины масляными красками Ивана Шишкина не всегда бывают колоритны, но зато каждое дерево художника является школой для пейзажистов. Шишкин родился в 1832 году в городе Елабуга Вятской губернии в семье купца второй гильдии Ивана Васильевича Шишкина. Отец художника, увлекавшийся археологией родного края, заметив тягу сына к искусству, отправил его в 1852 году учиться в Москву.

С 1852 по 1856 год Шишкин учился в Московском Училище живописи и ваяния. В 1856 году поступил в Петербургскую Академию художеств, учился в классе профессора Воробьева.

В 1860 году он окончил Академию с большой золотой медалью, полученной за картину «Вид на острове Валааме. Местность Кукко.» и дававшей право на заграничную стажировку.

Однако, вместо заграничного турне, Шишкин отправился на родину в Елабугу, где продолжал неустанно работать.

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

С 1862 по 1865 год Шишкин проживал за границей – главным образом, в Германии и Швейцарии, посетил в эти годы также Чехию, Францию, Бельгию и Голландию.

В Дюссельдорфе Шишкин много писал в Тевтобургском лесу и среди местных жителей пользовался огромной популярностью.

По возвращении в Россию в 1865 году художник за картины «Швейцарский пейзаж» и «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получил звание академика.

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Лесной пейзаж с цаплями, 1870, Русский музей

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Сестрорецкий бор, 1896, Серпуховской музей

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Утро в сосновом лесу, 1889, Третьяковская галерея, Москва

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии, 1872, ГТГ

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Дебри, 1881, Третьяковская галерея, Москва

Березовый лес, 1871, Донецкий художественный музей

Шишкин был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, ставшего символом новой художественной эпохи. Идеалам передвижничества он не изменял никогда, участвуя в каждой передвижной выставке.

Особенно близкие отношения сложились у художника с Иваном Николаевичем Крамским, который предоставил Шишкину собственную мастерскую, когда тот готовил для академической выставки свою работу «Полдень. В окрестностях Москвы.» (1869). С этой картины, собственно, и началась слава художника.

Это была первая работа пейзажиста Шишкина, приобретенная Павлом Третьяковым.

Пасека в лесу, 1876, Новгородский музей-заповедник

Рожь, 1878, Третьяковская галерея, Москва

Ручей у лесного склона, 1880, Киевский музей русского искусства

Полдень. Окрестности Москвы, 1866, Астраханская галерея

Лес вечером, 1868–1869, Рыбинский музей-заповедник

Швейцарский пейзаж, 1866, Музей Республики Татарстан, Казань

Иван Иванович Шишкин много ездил по России: писал этюды в белорусском Полесье, на Волге, на Балтийском побережье, в Финляндии, в Крыму. Постоянно принимал участие в академических, передвижных, торгово-промышленных выставках.

Читайте также:  Музей изобразительных искусств имени а.с. пушкина, москва, россия

В 1894–1895 годах Шишкин возглавлял пейзажную мастерскую в Академии, оставив о себе память, как о лояльном педагоге, уважавшем талант и индивидуальность.

Художник Иван Иванович Шишкин умер в собственной мастерской 20 марта 1898 года.

У калитки. Сиверская, 1883, Музей Республики Беларусь, Минск

Лесные рощи, 1880-е, частная коллекция

Парк в Павловске, 1889, Харьковский музей

Болото. Полесье, 1890, НМРБ, Минск

На покосе в дубовой роще, 1874, Музей Республики Татарстан

Дубовая роща, 1887, Киевский музей русского искусства

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/shishkin.html

Иван Шишкин: жизнь и творчество художника

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы.Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

Содержание

  • Биография Ивана Шишкина
  • Творчество Ивана Ивановича Шишкина
  • Интересные факты из жизни художника
  • Картины Ивана Шишкина
  • Библиография и фильмография

Иван Иванович Шишкин – известный русский художник (пейзажист, живописец, гравер) и академик.

Родился Иван в городе Елабуга в 1832 году в купеческой семье. Первое образование художник получил в казанской гимназии. Проучившись там четыре года, Шишкин поступил в одно из московских училищ живописи.

После окончания этого училища в 1856 году, образование продолжил в Академии Художеств Петербурга. В стенах данного заведения Шишкин получал знания до 1865 года. Кроме академического рисунка художник также оттачивал свое мастерство за пределами Академии, в различных живописных местах пригорода Санкт-Петербурга. Сейчас картины Ивана Шишкина ценятся как никогда высоко.

В 1860 году Шишкин получил важную награду – золотую медаль Академии. Художник направляется в Мюнхен. Потом – в Цюрих. Всюду занимается в мастерских самых известных художников того времени. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» он вскоре получил звание академика.

В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.

Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Сосновый бор». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.

Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.

В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Полдень. В окрестностях Москвы

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Вид на острове Валааме

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Рубка Леса

Зрелость

В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу.

Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах.

Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)].

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Рожь

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Сосновый бор

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Среди долины ровныя

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе.

Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф.

Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Интересные факты из жизни Ивана Шишкина

Шишкин и медведи

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

А знаете ли вы, что Иван Шишкин вовсе не в одиночку написал свой шедевр, посвященный медведям в лесу.

Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно.

Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей.

В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы.

Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина.

Под влиянием священника

Родом из Елабуги был еще один удивительный человек – Капитон Иванович Невостроев. Был он священником, служил в Симбирске.

Заметив его тягу к науке, ректор Московской духовной академии предложил Невостроеву перебраться в Москву и заняться описанием славянских рукописей, хранившихся в синодальной библиотеке.

Они начали вдвоем, а потом Капитон Иванович продолжил в одиночку и дал научное описание всех исторических документов.

Так вот, именно Капитон Иванович Невостроев оказал на Шишкина сильнейшее влияние (как елабужане, они поддерживали связь и в Москве). Он говорил: «Красота, нас окружающая, – это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника – как можно точнее передать эту мысль на своем полотне». Именно поэтому Шишкин так скрупулезен в своих пейзажах. Его ни с кем не спутаешь.

Скажи мне как художник художнику…

– Забудьте слово «фотографическая» и никогда не соотносите его с именем Шишкина! – возмутился Лев Михайлович на мой вопрос о потрясающей точности шишкинских пейзажей.

– Фотоаппарат – это механический прибор, который просто фиксирует лес или поле в данное время при данном освещении. Фотография бездушна. А в каждом мазке художника – чувство, которое он испытывает к окружающей природе.

Так в чем же секрет великого живописца?  Ведь глядя на его «Ручей в березовом лесу», мы явственно слышим журчание и плеск воды, а любуясь «Рожью», в буквальном смысле кожей ощущаем дуновение ветра!

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

– Шишкин как никто другой знал природу, – делится писатель. – Он прекрасно знал жизнь растений, в какой-то степени был даже ученым-ботаником.

Однажды Иван Иванович пришел в мастерскую к Репину и, рассматривая его новую картину, где изображался сплав плотов по реке, поинтересовался, из какого они дерева. «Какая разница?!» – удивился Репин.

И тут Шишкин стал объяснять, что разница велика: если построить плот из одного дерева, бревна могут набухнуть, если из другого – пойдут ко дну, а вот из третьего – получится справное плавучее средство! Его знание природы было феноменальным!

Голодным быть не обязательно

«Художник должен быть голодным» – гласит известный афоризм.

– И вправду, убеждение, что художник должен быть далек от всего материального и заниматься исключительно творчеством, прочно закрепилось в нашем сознании, – рассуждает Лев Анисов.

– Вот, например, Александр Иванов, написавший «Явление Христа народу», был так увлечен своей работой, что порой черпал воду из фонтана и довольствовался коркой хлеба! Но все же это условие далеко не обязательно, и на Шишкина оно уж точно не распространялось.

Творя свои шедевры, Иван Иванович, тем не менее, жил полной жизнью и не испытывал больших материальных затруднений. Он дважды был женат, любил и ценил уют. А его любили и ценили красивые женщины. И это притом, что на людей, плохо его знавших, художник производил впечатление чрезвычайно замкнутого и даже угрюмого субъекта (в училище его по этой причине даже прозвали «монахом»).

На самом же деле Шишкин был яркой, глубокой, разносторонней личностью. Но лишь в узкой компании близких людей проявлялась его истинная суть: художник становился самим собой и оказывался говорливым и шутливым.

Слава настигла очень рано

Российская – да, впрочем, не только российская! – история знает немало примеров, когда великие художники, писатели, композиторы получали признание широкой публики только после смерти. В случае с Шишкиным все было по-другому.

К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкин хорошо был известен за рубежом, а когда молодой художник учился в Германии, его работы уже хорошо продавались и покупались! Известен случай, когда владелец одной мюнхенской лавки ни за какие деньги не согласился расстаться с несколькими рисунками и офортами Шишкина, украшавшими его магазинчик. Слава и признание пришли к пейзажисту очень рано.

Художник полудня

Шишкин – художник полудня. Обычно художники любят закаты, восходы, бури, туманы – все эти явления писать действительно интересно.

Но написать полдень, когда солнце стоит в зените, когда вы не видите теней и все сливается, – это высший пилотаж, вершина художественного творчества! Для этого надо так тонко чувствовать природу! Во всей России, пожалуй, было пять художников, которые могли передать всю красоту полуденного пейзажа, и среди них – Шишкин.

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

В любой избе – репродукция Шишкина

Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся!), что на своих полотнах он отразил именно их. Однако наш собеседник поспешил разочаровать. География работ Шишкина чрезвычайно широка.

Учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он писал московские пейзажи – посещал Троице-Сергиеву Лавру, много работал в Лосиноостровском лесу, Сокольниках. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк.

Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Много работал Шишкин и за границей.

Впрочем, в последние годы жизни Иван Иванович нередко наезжал и в Елабугу и тоже писал местные мотивы. К слову, один из самых известных, хрестоматийных его пейзажей – «Рожь» – был написан как раз где-то неподалеку от его родных мест.

– Он видел природу глазами своего народа и был народом любим, – рассказывает Лев Михайлович. – В любом деревенском доме на видном месте можно было обнаружить вырванную из журнала репродукцию его работ «Среди долины ровныя…», «На севере диком…», «Утро в сосновом лесу».

Читайте также:  Портрет симонетты веспуччи, пьеро ди козимо — описание

Библиография

  • Ф. Булгаков, «Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Ш.» (СПб., 1892);
  • А. Пальчиков, «Перечень печатных листов И. И. Ш.» (СПб., 1885)
  • Д. Ровинский, «Подробный словарь русских граверов XVI—XIX вв.» (т. II, СПб., 1885).
  • И. И. Шишкин. «Переписка. Дневник. Современники о художнике». Л., Искусство, 1984. — 478 с., 20 л. илл., портрет. — 50 000 экз.
  • В. Манин Иван Шишкин. М.: Белый город, 2008, с.47 ISBN 5-7793-1060-2
  • И. Шувалова. Иван Иванович Шишкин. СПб.: Художники России, 1993
  • Ф. Мальцева. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. М.: Искусство,1999

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, to-name.

ru, znaeteli.ru

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Иван Шишкин: картины художника

Иван Шишкин — все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Иван Шишкин: жизнь и творчество художника

4.8 (95.67%) 60 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/shishkin-ivan.html

Художник Шишкин Иван Иванович: картины и их описание :: SYL.ru

Шишкин Иван Иванович (1832-1898) – известнейший российский живописец, график, который изображал природу во всей её красе. Многообразие работ творца поражает: в его картинах можно найти степные и лесо-степные, хвойные пейзажи не только просторов России, но и других стран. Он популярен как в нашей стране, так и во всем мире.

Иван Шишкин: биография

Этот выдающийся человек родился в семье купца и жил обычной жизнью до школьных лет. Как известно, Шишкин не смог учиться в обычной школе, поэтому бросил её и отправился в художественное училище.

Оттуда он поступил в университет в Санкт-Петербурге, где студентов обучали не только живописи, а зодчеству и скульптуре. Такая база очень хорошо повлияла на развитие способностей юного Шишкина.

Однако заданий по учебе оказалось мало для художника, и свободное от занятий время он проводил на пленэрах.

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Самостоятельная практика Шишкина

Пленэр – это рисование на открытом воздухе. Художники творили прямо на улице, для того чтобы создавать легкие, атмосферные картины, в отличие от идеализированных картин, которые выполнялись в мастерских (с помощью воображения). На пленэры выбирался и Иван Шишкин. Биография этого человека состоит из постоянных путешествий в разные уголки мира, чтобы научиться рисовать разные ландшафты.

Шишкин выходил на прогулки с красками или графическими материалами (карандашами, углем) и писал округу Петербурга. Благодаря этой привычке, юноша быстро повысил свои навыки в изображении форм и деталей.

Вскоре заслуги юного живописца заметили в учебном заведении, и получил множество медалей за эти работы художник Шишкин. Картины становились более реалистичными, и он делал меньше ошибок. Вскоре юноша стал одним из самых известных художников России.

«Полдень в окрестностях Москвы»

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Эта картина – очень светлая и яркая. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Большую часть картины занимают серые облака. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. В этой дали можно разглядеть холмы, а чуть ближе расположились темно-синие силуэты кустарников и деревьев. Ближе всего к зрителю – просторное поле.

Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Буйство выгоревшей травы очень выделяется на фоне желтоватой массы колосьев и создает необыкновенный контраст.

На переднем плане мы видим начало пшеничного поля: художник расположил красноватые, бордовые и темно-охристые мазки так, чтобы чувствовалась глубина этих снопов. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры.

По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Одна из фигур точно принадлежит женщине: мы видим платок, повязанный на голове и темную юбку.

«Сосны, освещенные солнцем»

Множество потрясающих работ написал Иван Шишкин. Сосновый бор он любил изображать больше всего. Однако стоит обратить внимание и на другие полотна: они не лишены красоты и порой оказываются гораздо интересней более известных картин.

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Сосны – одна из вечных тем в творчестве такого художника, как Шишкин Иван Иванович. В этом пейзаже особенно примечательна игра света и тени. Солнце светит из-за спины художника, по времени это полдень или ближе к вечеру.

На переднем плане расположились две высокие сосны. Их стволы настолько сильно тянутся к небу, что не умещаются в картине. Поэтому кроны деревьев начинаются только на середине картины. Хотя стволы не очень старые, на их коре уже вырос мох.

От солнца он кажется желтоватым и кое-где серым.

Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Вдали виднеются еще три сосны: они расположены композиционно так, чтобы не сбить зрителя с главного в картине. Цветовая гамма этой работы – теплая состоит в основном из салатовых, коричневых, охристых и желтоватых оттенков.

Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Разбавляют все это несколько холодных оттенков, которые Шишкин мастерски распределил по картине. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали.

Благодаря такому сочетанию цветов, композиция выглядит очень гармонично и одновременно ярко.

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

«Пейзаж с озером» (1886)

Эта картина – одна из немногих у Шишкина, где изображена вода. Художник предпочитал писать лесную гущу, в отличие от легкой растительности в этой работе.

Первое, что привлекает внимание в этой работе – озеро. Водная гладь написана очень детально, так, что можно разглядеть легкую рябь у самого берега и точные отражения деревьев и кустарников.

Благодаря чистому светло-голубому, а кое-где фиолетовому небу, вода в озере кажется очень чистой. Однако охристые и зеленоватые вкрапления создают впечатление, что это озеро настоящее.

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Передний план картины

На переднем плане находится зеленый берег. Мелкая травка настолько яркая, что кажется кислотной. Возле самой кромки воды она теряется в озере, кое-где выглядывая из его глади.

В контрастной траве виднеются мелкие полевые цветы, настолько белые, что кажется, будто это блики от солнца на растениях.

Справа за озером от ветра колышется большой темно-зеленый куст с вкраплениями ярких салатовых оттенков.

На другом берегу озера слева зритель может различить крыши нескольких домов; вероятно, рядом с озером находится деревушка. За крышами возвышается изумрудный, темно-зеленый сосновый лес.

Художник (Шишкин) подобрал очень верно сочетание светло-синего, зеленого (теплого и холодного), охристого и черного.

«Дали»

От картины Шишкина «Дали» веет чем-то загадочным, пейзаж будто теряется в закате. Солнце уже зашло, и мы видим лишь легкую полосу света у горизонта.

Справа на переднем плане возвышаются одинокие деревья. Вокруг них много растений. Зелень очень густая, поэтому через кустарники почти не пробивается свет.

Ближе к центру полотна расположилась высокая липа, которая наклонилась от тяжести своих ветвей.

Небо, как и на других картинах, занимает большую часть композиции. Небо – самое светлое на полотне. Серо-голубой цвет небосвода переходит в светло-желтый. Разбросанные светлые облака выглядят очень легкими и динамичными. В этом произведении Шишкин Иван Иванович предстает перед нами как романтик и мечтатель.

На переднем плане мы видим небольшое озеро, которое уходит вдаль. В нем отражаются темный камень и выгоревшая охристая и желто-зеленая трава. Вдалеке находятся фиолетовые, серые холмы, не очень высокие, но заметные.

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Глядя на картину, наполняешься ощущением грусти и уюта. Такой эффект создается благодаря теплым оттенкам, которые художник Шишкин использовал в своей работе.

Иван Шишкин — один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Этот человек был по-настоящему влюблен в леса, рощи, реки и озера России, поэтому прорабатывал их до мельчайших деталей в своих работах.

По картинам Шишкина можно не только описывать климат России, но и изучать основы пленэрной живописи. И масляными красками, и графическими материалами художник владел в совершенстве, что довольно редко встречается среди творческих людей.

Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие.

Источник: https://www.syl.ru/article/198147/new_hudojnik-shishkin-ivan-ivanovich-kartinyi-i-ih-opisanie

Шишкин Иван биография

Иван Иванович Шишкин родился 13(25) января 1832 года в Елабуге — небольшом провинциальном городке, расположенном на берегу Камы. Здесь будущий живописец провел детские и юношеские годы.

Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Кроме этого увлекался археологоией, историей. Им была написана книга «История города Елабуги», разработана и осуществлена система местного водопровода.

На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную в пригороде старинную башню. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе.

Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, вырезал, как и отец, по дереву.

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

С 1852 года Шишкин стал учеником Московского училища живописи и ваяния. Сразу же он попадает на выставку кавказских горных видов Л.Ф.Лагорио и марин И.К.Айвазовского, среди которых был и прославленный «Девятый вал». Эта выставка только укрепила интерес Шишкина к пейзажу.

В то время в преподавании широко использовались принципы педагогической системы Венецианова с установкой на внимательное изучение натуры.

Шишкин, будучи тихим, застенчивым, оказался в классе профессора портретной живописи А.Н. Мокрицкого, поклонника К.Брюллова.

Определив большие способности Шишкина, Мокрицкий сумел направить его по верному пути, поощрял в нем интерес к натуре, увлечение пейзажем.

Шишкин много рисует с натуры в Москве и Подмосковье, копирует западноевропейских мастеров.

Окончив училище в 1856 году Шишкин поступает в Петербургскую Академию художеств. Здесь он так же вошел в круг демократически настроенной молодежи. Искусство признавалось не только средством познания мира, но и серьезным фактором в его переустройстве. Под воздействием этих идей формировалось мировоззрение Шишкина. Впоследствии художник сумел отчетливо выразить их в своем творчестве.

Главным учителем Шишкина всегда являлась природа. В этюдах («Камни в лесу. Валаам») он любовно и удивительно мастерски для начинающего художника передает поросшие мхом древние валуны, листья папоротника.

Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Успех в рисунке принес Шишкину в 1857 году одну из первых академическх наград — Серебряную медаль. Работы его были исполненны таким профессиональным мастерством, что академический совет постановил сделать их образцом для учащихся.

Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой — Большой золотой медалью и правом на три года поездки за границу. Но художник не торопится с поездкой, а отправляется в родную Елабугу, и только в апреле 1862 года уезжает за границу. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране.

Читайте также:  «десерт», виллем кальф — описание картины

Письма друзей, сообщавших о происходящих событиях, усиливали желание вернуться, к тому же, и работы, исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Его пейзажи, отмеченые внешнеромантическими чертами — фигурами поселян, стада на пастбищах, — носили явные следы академической школы.

Создать же национальный пейзаж можно было только в России, куда Шишкин и вернулся в 1865 году. Ему уже сопутствовала известность. Рисунки пером, виртуозно испоненные мельчайшими, бисерными штрихами, с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей.

Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем, а картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла художнику звание академика.

С приездом на родину в Шишкина словно вселились новые силы. Он сближается с членами Артели, вокруг которой группировались представители прогрессивной творческой интеллигенции, участвует в собраниях о роли искусства, о правах художника. Иван Шишкин всегда был окружен вниманием товарищей. И.Е.Репин говорил о нем так: «Громче всех раздавался голос И.И.

Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью…

Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начинает корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством, от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней.»

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Добиваясь предельного сходства с натурой, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь, и это мешает целостности образа. Примером таких работ является картина «Рубка леса». В 60-е Шишкин окончательно преодолевает свойственную академической школе отвлеченность пейзажа.

Лучшая работа этих лет — «Полдень. В окрестностях Москвы». Достоинство этой светлой по колориту, наполненой радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру.

В 1870 году Шишкин вступил в учредители крупнейшего объединения мастеров реалистического направления — Товарищества передвижных художественных выставок. До конца своей жизни Шишкин оставался одним из самых активных и верных членов Товарищества.

На вторую передвиждную выставку Шишкин представил картину «Сосновый бор» (1872 г.), явившуюся новым шагом в творческом развитии мастера. Художник сумел создать образ могучего, величавого русского леса.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина явилось ступенью на пути познания и отражения окружающего мира, по меткому выражению Крамского, было «живой школой» работы с натурой.

В 70-е гг большинство работ Шишкина посвящено хвойному лесу: «Лесная глушь», «Чернолесье», «Еловый лес». Шишкина привлекают обширные лесные массивы. Лучшие пейзажи того времени исполненны величавой торжественностью.

В 70-е гг. художник стремится к большей обобщенности форм, цельности колористических решений. В это же время он достаточно сильно сближается с Крамским.

Дружба с этим человеком, идейным вождем товарищества, теоретиком и тонким критиком искусства, сыграли особую роль в творческом развитии Шишкина.

Не было другого человека, который бы так зорко подмечал его ошибки и помогал их преодолевать. Нередко они вместе жили на даче, где плодотворно трудились.

Большое значение Иван Шишкин придавал этюдам. Для него создание этюда было подлинно творческим процессом, основанным на продолжительных наблюдениях и раздумьях.

Большую роль он отводил рисунку и почти не расставался с крандашом. Восхищаясь острой наблюдательностью и уверенностью, с которой Шишкин писал этюды, Крамской рассказывал: «…

Когда он перед натурой, то точно в своей стихии: тут он и смел и ловок, не задумывается.»

Главной формой выражения волновавших Шишкина замыслов всегда оставалась картина, с наибольшей полнотой он раскрывал в ней воодушевлявшие его идеи. Примером этого может служить работа «Рожь».

В это время Шишкин находится в зените славы, но впереди его ждали новые замечательные свершения. 80-90-е гг. — период повышенного расцвета таланта пейзажиста. Полотна «Дебри», «Сосновый лес», «Бурелом» по характеру близки к работам предшествующего десятилетия, однако трактованы с большей живописной свободой.

В 80-е гг. Шишкин с увлечением продолжает работать над пейзажами, воспевавшими просторы родной земли. «Среди долины ровныя» — одна из лучших его картин — построена на противопоставлении безбрежной равнины и одинокого могучего дуба, словно парящего над ней.

Большой этюд «Сосны, освещенные солнцем» (1886 г.) — новая страница в творчестве Шишкина. Художником использованы цветные тени, рефлексы. Этюд словно пронизан солнечным светом. Это работа из серии пленэрных.

Об успехах в этом направлении свидетельствуют и другие работы. В картине «Дубы» (1887 г.) то вспыхивают на солнце, то погружаются в полумрак узорчатые листья. Легкие прозрачные тени скользят по деревьям, ложатся на освященную поляну.

Так же широко известно полотно «Утро в сосновом лесу» (1889 г.)

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

В 1895 году у Шишкина выходит четвертый альбом офортов. Это было подленным событием в художественной жизни страны. Альбом включал 60 листов — все лучшие работы.

Блестящим итогом почти полувекового пути художника в отечественном искусстве стала картина «Корабельная роща» (1898 г.). Ее можно считать классической по завершенности, полноте художественного образа, монументальности звучания.

В основу произведения легли этюды, сделанные в Елабуге. Роль Ивана Шишкина в русском искусстве оставалась столь же значительной и в те годы, когда в пейзажной живописи появилось множество великолепных произведений И.Левитана, В.Серова, К.

Коровина.

Смерть к художнику пришла неожиданно. Иван Иванович скончался у мольберта 8 (20) марта 1898 года, работая над картиной «Лесное царство». После себя он оставил огромное художественное наследие.

Источник: https://art-on-web.ru/shishkin/biography

Краткая биография Шишкина Ивана самое главное для детей

Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца. Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей. Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование.

Потому он отдал юного Ивана в мужскую гимназию в Казани. Там будущий художник скучал. Не закончив учёбу, он вернулся домой. Юноша хотел продолжить своё обучение в Московском училище живописи и ваяния. Родители не одобряли страсти Ивана к рисованию, но отпустили сына.

После окончания училища, И. Шишкина зачислили в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, по окончании которой он получил золотую медаль. По окончании учёбы молодой художник отправился в путешествие по Европе.

В это время он активно вырабатывал собственный художественный стиль и живописную манеру.

По возвращении на родину Иван Иванович обзавёлся семьёй, которую трепетно и нежно любил. В этот период художник активно писал. Так за работу «Лесная глушь» он получил звание профессора Академии.

Среди его друзей были художники-передвижники: И. Крамской, А. Куинджи, К. Савицкий. После смерти жены в 1874 г. И. Шишкин переживал творческий кризис.

Семейная трагедия спровоцировала череду запоев, которые сказались на его характере и работоспособности.

Через несколько лет И.И. Шишкин женился во второй раз. Но и этот брак не был долгим. Супруга скончалась спустя всего год после свадьбы. Чтобы отвлечься от грустных размышлений художник все силы отдавал работе. В это время он создал такие полотна как: «Дорога в сосновом лесу», «Рожь».

В 1894 г. Иван Иванович стал преподавателем Высшего художественного училища при Академии художеств, где пользовался уважением коллег и учеников. Художник не переставал активно трудиться вплоть до своей кончины в 1898г. Его похоронили на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, а в середине XX в. его прах был перезахоронен на Тихвинском кладбище.

Биография Шишкина Ивана о главном

Творчество и талант русского живописца, художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (1832 г.р.) не оставили равнодушным ни одного человека, который был связан с его работами.

Местом рождения великого художника является один из провинциальных городов Вятской губернии Елабуг. Жители этого населенного пункта стоят у истоков зарождения фамилии Шишкиных.

Первая Казанская гимназия была временным местом пребывания будущего художника. Его тяга к рисованию взяла верх. Несмотря на запреты родителей для дальнейшего обучения из пятого класса он перевелся в Училище живописи и ваяния города Москвы (1852 год). Позже с отличием заканчивает Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Разносторонние интересы отца проявлялись в его активном участии в общественной работе города, создании водопровода, занятии купеческими делами, с одной стороны. С другой стороны, занимаясь умственной деятельностью, он выражал особый интерес к занятиям историей, занимался реставрацией.

Шишкин Иван Васильевич всю жизнь поддерживал сына в любом начинании. Семья отличалась высоким уровнем культуры. Поэтическое воображение И. И. Шишкина, его трудолюбие способствовали написанию известной картины «Иней» незадолго до завершения обучения Училища живописи.

Посещение Валаама в 1858 году принесло ему большое творческое удовлетворение. Кроме того, за некоторые картины, написанные на острове, он получил немалые деньги («Вид на острове Валааме»), золотую медаль («Кукко»).

Путешествие по странам Европы — Чехии, Германии, Голландии, не впечатлило душу тонкого наблюдателя, истинного ценителя русского пейзажа. Благодаря руководству, он увидел известные музеи разных государств, для сравнения побывал в заграничных художественных мастерских, но остался преданным родному краю.

По возвращении по родину Академия художеств подтвердила его право на участие в изображении «ландшафтной живописи».  После поездки в Елабуг жизнь и творческая деятельность складывается под влиянием Артели художников в Санкт-Петербурге. Именно здесь начинают проявляться признаки нового стиля живописца.

Большое влияние на творчество имела семейная жизнь И. И. Шишкина, которая началась с его женитьбы на Васильевой Евгении Александровне, рождении дочери.

Начало 70-х годов было ознаменовано рядом начинаний, которые принесли ему славу: участие в показе Товарищества художественных передвижных выставок. Самолюбие художника было на высоте. Исследователь природы получил первую премию за создание работы «Сосновый бор», участвуя в конкурсе Общества поощрения художеств. Позже она пополнила коллекцию Третьяковской галереи.

На несколько лет деятельность, которая была смыслом существования для Шишкина, была прекращена в связи с чередой трагических событий. Смерть жены и маленького сына привели к запою и длительной депрессии. Общественная жизнь, работа с кистью и бумагой («Первый снег», «Родник в сосновом лесу»), занятие фотографией помогают ему вернуться к прежнему ритму жизни.

В это время в компании популярной «менделеевской среды» он знакомится с будущей второй супругой по имени Ольга Антоновна Лагода.

В 1878 году всемирную известность получает картина «Рожь», представленная на выставке в Париже. Она выходит на первое место. Смерть супруги не разрушает его годами накопленный успех, деятельность продолжается. Мастерство талантливого человека находит отражение в работах «Опушка», «Папоротник». Высокую оценку многие работы получили за границей.

В 1894 году Шишкин ведет профессорскую деятельность в Академии художеств, работая там в качестве руководителя. Однако из-за резкой критики его деятельность заканчивается отставкой. Картина «Корабельная роща» стала последним шедевром. Смерть И. И. Шишкина наступила в условиях работы в 1898 году. Похороны прошли в Петербурге.

Для детей, кратко

Интересные факты и даты из жизни

Другие:

← Великий Карл↑ БиографииПаваротти Лучано →

Шишкин: картины, биография. Описание работ Ивана Ивановича

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/shishkin-ivan-ivanovich

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector