Т рудно себе представить в наш стремительно летящий век светское развлечение, требующее времени, сосредоточенности, неповерхностного мышления. Но вот, если бы шахматы (а я именно о них пишу) стали таковым развлечением или формой семейного досуга — это было бы прекрасно.
О возникновении шахмат бытует множество легенд. По одной из версий, техника гадания, выработанная в Китае в VI–I вв. до н.э.
для определения баланса между энергиями инь и янь, составила основу чатуранги, военной игры, появившейся в Индии и являющейся прообразом современных шахмат (на санскрите «чатуранга» означает «четыре рода», т. е. войско с четырьмя родами оружия: колесницы, слоны, конница, пехота).
Появление шахмат в начале нашей эры в странах Востока овеяно дымкой красивых легенд. Они повествуют о создании мудрой игры, способной дать неисчерпаемую пищу уму, упоение радости бескровной битвы, утешение в превратностях человеческой жизни. В общем, игра в шахматы родилась в Индии, пришла в Персию, откуда была позаимствована арабскими народами и, наконец, в конце Х века дошла до Запада.
Проходили века. Игра в шахматы становилась достоянием все большего числа стран и народов. Среди военных, она ассоциировалась с реалиями настоящей битвы. Эти мотивы появляются и в художественных произведениях.
Например, в романе великого русского писателя Льва Толстого «Война и мир» нередко встречаются военно-шахматные сравнения.
Кстати, накануне Бородинского сражения Наполеон, если верить Толстому, сказал: «Шахматы поставлены, игра начинается завтра».
Играя в шахматы, люди стали находить в них сходство с жизнью: ты думаешь, выбираешь стратегию игры, изучаешь ситуацию, игра идет на время, ты не успеваешь обдумать хода и соперник забирает твою фигуру, или же ты оказываешься в цейтноте. За несколько часов игры шахматист переживает полную страстей драму.
- «Живые пешки мы, а опытный игрок,
- Что нами двигает, — не кто иной, как рок.
- На доску бытия нас для игры он ставит,
Чтоб в ящик сбросить вновь через короткий срок». Омар Хайям (ок. 1048-1122).
И не случайно тема игры в шахматы широко представлена в изобразительном искусстве разных народов, разных слоев общества, разных веков. Большинство работ кликабельны.
-
- Chou Fang, Китай, VIII век
-
Шахматные книги, данные таблиц Альфонсо Мудрого. 1283. Библиотека монастыря Эскориал (Мадрид)
Говорят, что шахматы и политика очень похожи — не зря же шахматы называют игрой королей.
Jacques de Cessoles «Шахматисты» XIV век. Исследование Liber-де-moribus Жак де Cessoles, диссертация, Страсбургский университет, 1975.
-
- «Королевская фамилия за шахматами». Dirk van Delft XV век
- С XI-XII веках шахматы считались одним из самых распространенных развлечений феодальной знати, включенных в программу образования и воспитания.
-
- Франческо ди Джорджио Мартини (1439 — 1501) — Италия. «Шахматисты»
-
- Campi Giulio — Джулио Кампи (1500 — 1572) — итальянский живописец и архитектор. «Шахматные игры» 1551
-
- Lucas van Leyden (1494-1533) — нидерландский художник и гравер. «Партия в шахматы» (фрагмент) 1508
-
Paris Bordone — Парис Бордоне (1500-1571) — итальянский художник эпохи позднего Возрождения и маньеризма. Венецианская школа. «Партия в шахматы» ок. 1540
Sofonisba Anguissola — Софонисба Ангиссола (ок. 1532-1625) — итальянская художница, первая известная художница эпохи Ренессанса. «Шахматная игра» 1555
-
- Jan van der Heiden — Ян ван дер Хайден — офорт из трактата Gustavus Selenus — псевдоним Августа Младшего (1579-1666) – герцога Брауншвейг-Вольфенбюттельского – «Das Schach- oder K`nigspiel» («Шахматы — или король-игра» 1616).
- Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн, по прозванию Тишбейн ( 1751- 1829) — немецкий художник эпохи классицизма, мастер портрета.
- Корнелис де Ман (Голландия) — «Шахматисты» (после 1650)
- Adolphe Alexander Lesrel — Адольф Александра Лесрель(1839-1921) — Франция. «Игра в шахматы» 1910
- Тщательно проработанные детали, сочетание пёстрых тканей и буйных фактур — таким предстаёт костюм Франции 17 века на картинах Адольфа Александра Лесреля.
- Adolphe Alexander Lesrel — Адольф Александра Лесрель(1839-1921) — Франция
Шварц Вячеслав Григорьевич (1838 — 1869). Сцена из домашней жизни русский царей ХVI века. «Игра в шахматы»
- Jean-Louis-Ernest Месонье — Жан-Луи-Эрнест-Месонье (1815 — 1891) французский живописец, скульптор и график. «Шахматисты» 1863
- Jean-Louis-Ernest Месонье — Жан-Луи-Эрнест Месонье (1815 -1891) — французский живописец
- Leon De Muetter Brunin — Леон де Муттер Брунин (1861 — 1949) — бельгийский художник, академик
- Сэр Лоуренс Альма-Тадема (Lawrence Alma-Tadema 1836-1912) — один из самых известных британских живописцев XIX века, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты. «Египетские шахматисты» 1865
- Jacob Эммануэль Gaisser (1825 — 1899) Германия. «Мушкетеры, играющие в шахматы»
- Jacob Эммануэль Gaisser (1825 — 1899) Германия
- Mussini Luigi — Муссини Луиджи (1813— 1888) — итальянский живописец тосканской школы, один из мастеров итальянского пуризма. «Шахматный турнир в суде Испании» 1871
Живые шахматы» — театрализованное представление шахматной партии, которое проводится на шахматной доске большого размера. Первое документальное свидетельство датировано 1408 годом, когда при дворе султана Мухаммеда, арабского правителя Гренады, состоялось представление «живых шахмат».
- Анри Пьер Пику (1824-1895) был назван самым модным художником к концу Второй французской империи. «Индийская игра живые шахматы» — 1876
- В средние века в шахматы играло все благородное сословие католических стран, а шахматные фигуры можно было обнаружить в сокровищницах церквей и аббатств, хотя церковь объявила эту игру дьявольской.
- A lessandro Sani (1856-1927) Италия
- Henri Brispot (1846 – 1928) Франция. «A Cardinal's Move»
- August Hermann Knoop — Август Герман Кнопа (1856 — 1900) Германия
- Аугусто Daini (1860 — 1920) Италия
- Giulio Rosati (1858-1917) Италия. «Шахматисты»
- Andrea Landini (1847- 1935) Италия
- Шахматная игра могла быть поводом для галантного разговора с дамой или могла быть использована в качестве предлога для поиска романтических отношений.
- Franсois Brunery (1849-1903) Италия
- George Goodwin Kilburn (1839-1924 ) Англия
- John Ritchie (1846 — 1975) Англия. «Игра в шахматы»
- Джеймс Гамильтон (1819-78) США — «Игра в шахматы» 1880
- Sargent John Singer — Джон Сингер Сарджент (1856-1925) — Америка
- Arturo Ricci (1854-1919) Италия
- Carl Zewy (1855-1929) Австрия
- G unnar Berndtson — Гуннар Берндтсон (1854 — 1895) Финляндия
- Шахматы могут быть формой светских развлечений, если вам не нравится отдых в одиночестве.
- Gérôme Jean-Léon (1824 — 1904) «Шахматисты»
- Gerome Jean-Leon — Жером Жан-Леон (1824—1904) — французский живописец и скульптор, прославившийся картинами весьма разнообразного содержания, преимущественно же изображающими быт античного мира и Востока.
- Frederick Judd Вог — Фредерик Джадд Ваугх (1861 — 1940) — американский художник более известный как маринист
- Jacques-Clément Wagrez — Жак Клеман Вагре (1846 -1908 ) французский живописец, портретист, мастер жанровой живописи и историко-костюмных сцен, акварелист, иллюстратор, декоратор. «Игра в шахматы»
- Raffaelo Sorbi (1844-1931) Италия. «Шахматисты»
- PRAHL Hildur Nilsen — Праль Хильдур Нильсен (1855 — 1940) — Дания. «Check Mate in Three Moves» («Мат в три хода») 1885
- Уважаемые любители шахмат, попробуйте решить задачу с картины Нильсена.
- Richard Creifelds (1853-1939) США. «Ветераны» 1886
- Джозеф Кларк (1834-1926) британский художник, который отражал в своем творчестве дух викторианской Англии.
- «Шахматисты» 1860
- Giovanni Garinei Италия «Ваш ход» — фрагмент
- Giovanni Garinei Италия «Ваш ход» 1846-?
- Шахматы — индикатор образования и воспитания.
- Probst Carl — Пробст Карл (1854 – 1924) Австрия
- Сэр Джон Lavery ( 1856 -1941) ирландский художник, известный своими портретами. «Шахматная игра» 1929
- Художница Zylak Sue «Шахматы» 2004
- «Мир — это как бы шахматная доска: одна клетка белая, а другая черная, так сменяют друг друга жизнь и смерть, счастье и несчастье.» (Из средневекового трактата)
- Вероника Касаткина «Ночь»
- Любопытно, можно ли считать игру в шахматы светским развлечением в наше время?
Источник: https://obiskusstve.com/57177913596578090/-shahmaty-nesomnenno-takoe-zhe-iskusstvo-kak-zhivopis-ili-skulptura—h-r-kapablanka/
Художники революционной Франции. Оноре Домье / К 210-летию
Ещё живопись и художники здесь, здесь и здесьБуржуазные морды и революция без пролетариата: ДомьеВ феврале 2018 года исполняется 210 лет со дня рождения всемирно известного карикатуриста Оноре Домье
Европейская история XIX века в советской системе образования имела лицо героев великого французского карикатуриста Оноре Домье. В моей памяти она связалась с революциями 1848 года и Парижской коммуной 1871-го, с «бонапартизмом», так ярко описанным Карлом Марксом. ©
Ещё живопись Европы
Оноре Домье. 1850. Фотограф — Феликс Надар
Казалось тогда, что столь же ярко вырисованные буржуазные толстячки из-под пера Оноре Домье касались лишь буржуа. Но он был натуральным революционером и в 1830-м, и в 1848-м, и в 1871-м годах — и изобразил не только буржуазные морды, но и редкие лица пролетариата, раздавленные эксплуатацией и революционной борьбой.
Уже несколько десятилетий, как обнаружилось, что во французских революциях XIX века, на самом деле, трудно найти пролетариат, а на городские баррикады выходили не пролетарии, а ремесленники и мастера во главе своих семей и своих подмастерьев, разнообразные разночинцы и интеллигенты во главе своих агитационных трудов.
А крестьянская антиреволюционная Вандея — как стояла в первом революционном 1789 году незыблемым устоем косности на пути агитационного прогресса, так и простояла весь XIX век и даже весь век XX.
2. Оноре Домье. Художник. 1850
Оноре Домье (1808−1879) родился в семье ремесленника и рано научился рисовальному ремеслу, которое в большом городе гарантировало ему хлеб с маслом: рекламный лубок пользовался спросом, а конкуренция в этой сфере всегда обеспечивалась прежде всего умением рисовать лучше, чем рисуют другие. От этого первобытного комикса шла прямая линия в карикатуру. Карикатура требует от художника редкого умения достигать внешнего сходства и узнаваемости характера персонажа, редкого качества следить за политической публицистикой и видеть в ней не столько газетные склоки, сколько мифологическую массовую страсть искать и находить в политике символы зла и постыдности.
3. Оноре Домье. Восстание. 1860
Несмотря на классические карикатуры, действительный исторический и художественный вес придали творчеству Домье не они, а его революционный переход к живописи, к станковой социальной критике, в которой уже терялись следы карикатуры.
В ней все фигуры зла и жертвы уже переставали быть только объектом агитации и сатиры, а становились образами Несправедливости и Революции.
Уродам, из которых были поголовно укомплектованы власти и «праздно болтающие» подельники насильников и эксплуататоров, среди коих Домье особенно ненавистны были судейские демагоги, — противостояли люди почти без лиц.
Это были люди-зародыши из униженного народа, несущие в себе надежду стать человеком, приобрести лицо, но без уродства. И редкие народные лица Домье — лица восставшего народа. Вне этого — непрерывный холод, нищета, обноски, голод, тьма, безликие женщины, матери, дети.
И стряпчие при власти — тоже стадо, но их маски-лица отличны от безликих народных голов лишь тем, что у голов — цветовые пятна, а у лиц-масок — натуральные морды, куски рыхлого мяса, циничной натуры.
4. Оноре Домье. Состязательный процесс. 1845
Можно легко восстановить образный мир Домье и его личную борьбу всей жизни: мурло враждебной власти против матери с маленьким ребёнком, в котором угадывается сам Домье, и против восставших молодых людей, наверное, старших братьев.
5. Оноре Домье. Пьющие. 1860
Живопись Домье очень хороша, значительно ценнее и лучше его столь революционно корректной карикатуры. Она редкостно динамична там, где автор хочет своими самыми простыми средствами показать движение.
Она — вне своего времени и словно не для своего времени — обращается, прежде всего, к движению глаза, тела и сердца зрителя вослед героям картины, а не его культурного сознания, которое стало бы расшифровывать мифологическое пустословие актёров.
Она видимо встроена в мощную живописную традицию рождавшегося и родившегося экспрессионизма — задолго до того, как принято отсчитывать время рождения экспрессионизма. В прямой линии от Франсиско Гойи — через Оноре Домье — к Эдварду Мунку выражается центральная история европейского Модерна.
Это история превращения кровавой национально-освободительной войны (Гойя) в социальную борьбу (Домье) и их вместе — в отчаяние одинокого человека (Мунк). В конце этой линии стоят обрубки людей немецкого экспрессионизма послевоенных 1920-х годов: только ужас и порнография без человека.
За её пределами — современный экспрессионизм, уже автоматически понимающий всю тяжесть своего уродливого бремени и кровавой человеческой душевной красоты.
6. Оноре Домье. Мнимый больной. 1873
Домье как художник настолько лучше Домье-карикатуриста, что вполне уютно и конкурентно чувствует себя посреди своих современников, Курбе и Милле, которые как великие живописцы пользуются гораздо большей славой, но в своей борьбе за новый реализм — архаичней, туманней, слабее, живописно невнятней и эмоционально беднее.
Стоя рядом с ними во времени, Домье действительно предвосхищает художественный и эмоциональный мир уже состоявшегося будущего, из коего мы точно можем судить, что Домье-художник опережал своё время и на 40−50 лет и даже на 100 лет, и теперь, скрой своё имя, легко стал бы великим.
Тем острее чувство подлинной гениальности Франсиско Гойи, который за 30−50 лет до Домье прошёл и для себя исчерпал его творческий пафос. Через кровавую войну в Испании — от своих бездарных придворных шпалер до бесценных «Капричос» и «Бедствий войны» — Гойя в более высокой, кричаще трагической форме предвосхитил безликую драму Домье. Такова иерархия.
7. Оноре Домье. Мнимый больной. 1850
Но мы — не Домье. Мы — его благодарные зрители. Нам достаточно, что Домье и сам жив и актуален, что именно Домье узнаваемо присутствует в Ван Гоге, в Пикассо, в Кетэ Кольвиц и даже в Фальке.
И будет жить узнаваемо: пока бедная мать ведёт своего младшего ребёнка сквозь тьму несправедливости, а её старший сын, надежда, первенец, романтический и сильный боец, идёт на войну за человеческие свободу и справедливость.8. Оноре Домье. Карикатурный портрет Виктора Гюго. 1838
9. Оноре Домье. Шахматисты. Между 1863 и 1867
10. Оноре Домье. Любители фотографии11. Оноре Домье. Надар, поднимающий фотографию на уровень искусства12. Оноре Домье. Дон Кихот. 186813. Оноре Домье. Портрет на выставке14. Оноре Домье. Вагон третьего класса. 186215. Оноре Домье. Отдых фокусника16. Оноре Домье. Прачка. 183017. Оноре Домье. Тридцать пять выражений лиц18. Оноре Домье. Беженцы. 185019. Оноре Домье На берегу. 185320. Оноре Домье. Любители на выставке. 187221. Оноре Домье. Республика. 184822. Оноре Домье. Поцелуй. 184823. Оноре Домье. Мясник24. Оноре Домье. Знаменитое дело25. Оноре Домье. Адвокат защиты. 185626. Оноре Домье. Бремя (Прачка). 185327. Оноре Домье. Бродячие акробаты. 185028. Оноре Домье. Визитёры в мастерской художника29. Оноре Домье. Возвращение с рынка. 187030. Оноре Домье. Воображаемый инвалид31. Оноре Домье. Воры и осел. 186032. Оноре Домье. Два купидона с красной портьерой. 185033. Оноре Домье. Два скульптора. 187334. Оноре Домье. Два юриста пожимают руки35. Оноре Домье. Зазывала у балагана36. Оноре Домье. Игроки37. Оноре Домье. Ипохондрик38. Оноре Домье. Камилла Демулен в Пале-Рояле39. Оноре Домье. Карнавальные гуляния40. Оноре Домье. Купание детей41. Оноре Домье. Мельник, его сын и осел. 184942. Оноре Домье. Нищие. 184543. Оноре Домье. Ночные путники. 184744. Оноре Домье. Опьянение Силена. 185045. Оноре Домье. Парад акробатов46. Оноре Домье. Певцы перед пюпитром47. Оноре Домье. Покидая школу. 184848. Оноре Домье. Рабочие49. Оноре Домье. Св. Магдалина в пустыне. 185250. Оноре Домье. Семья на баррикадах. 184851. Оноре Домье. Театр52. Оноре Домье. Цирковой борец53. Оноре Домье. Чтец54. Оноре Домье. Эмигранты или беглецы55. Оноре Домье. Юристы. 185656. Надгробие Оноре Домье. Париж, Кладбище Пер-Лашез
Модест КолеровИА «REGNUM», 19 февраля 2018
Источник: https://yarodom.livejournal.com/2223653.html
Оноре Домье — великий французский художник-график
Оноре Викторен Домье (фр. Honoré Victorin Daumier; 26 февраля 1808—10 февраля 1879) — французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.
Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа.
Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий-иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. В 1832 г. за карикатуру на короля («Гаргантюа», 1831) Домье был на полгода заключен в тюрьму.
С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.
Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени. В эпоху Луи-Филиппа начал работать в сатирическом журнале Caricature Шарля Филипона.
Рисунок Домье сух и грубоват; но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды, и, вместе с тем едкой насмешки. Сатирические рисунки Домье начали появляться в журнале «Charivari».
Это были сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона).
За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropes du jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Революция 1848 г.
доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles parlementaires» и «Les Representants representes». В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны.
Из живописных произведений Домье известны: «Восстание» (1848), «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851) и «Прачка» (1861), «Шахматисты» (между 1863 и 1867). Он продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп.
Его гротескные, утрированные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега; существует мнение, что Домье был первым импрессионистом.
Живопись Домье поразительна по тонкости и свободе исполнения.
Она глубока без подчеркнутой многозначительности и философична без рассудочности. Домье не занимали сложные сюжеты, его композиции просты и лаконичны — одна-две фигуры, головы крупным планом, силуэт на фоне темнеющего неба.
Но эти головы — «Семья на баррикадах», силуэт — дрезденская «Прачка», фигуры — «Дон Кихот и Санчо Панса» — признанные шедевры мировой живописи.
Кажется, что между живописью Домье и его графикой нет ничего общего. Домье-график — это борец, трибун, язвительный сатирик. Домье-живописец — мудрец и созерцатель, немного грустный и полный суровой доброты.
Должно быть, Домье чувствовал себя немного Дон Кихотом — недаром он с такой нежностью писал Рыцаря Печального образа.
Во всяком случае, он продолжал бороться, даже когда знал, что борьба безнадежна. Его последние литографии «Осада Парижа» — трагическое свидетельство этой безнадежной борьбы.
Источник: http://dosoaftor.ru/2016/06/14/onore-dome-velikiy-frantsuzskiy-hudo/
Великие художники, Оноре Домье, Часть 25, 2003
Книги и учебники → Книги по искусствоведению
СкачатьЕще скачатьСмотреть Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Великие художники, Оноре Домье, Часть 25, 2003. Творческое наследие Оноре Домье состоит из двух категорий работ, поскольку он был не только живописцем, но и графиком-карикатуристом. При жизни художника его живописные произведения оставались в тени графических работ, однако после смерти Домье будет признан одним из величайших живописцев XIX века. Оноре Домье.Оноре Викторен Домье родился в Марселе 26 февраля 1808 года. Он был третьим ребенком Жана Батиста Домье и Сесиль Катрин Филипп.Маленький Оноре воспитывался в артистичной среде, благодаря незаурядной личности отца, который предпочитал общаться исключительно с людьми искусства. Жан Батист Домье довольно часто реставрировал не только картинные рамы (на этом, собственно, и специализировалась ею мастерская), но и сами полотна известных мастеров, в эпоху Великой Революции продававшиеся практически за бесценок.В начале 1800-х Жан Батист почувствовал в себе талант поэта и отправился покорять французскую столицу. Там он издал несколько сборников стихов, которые неожиданно cтa- ли пользоваться большим успехом, правда, по свидетельству современников, — в „окололитературной» среде. Домье-отец даже был представлен будущему монарху — Карлу X.В 1816 году стремительно набирающий популярность поэт перевозит в Париж свою семью. Так восьмилетний Оноре оказался в столице. Спустя несколько лет его отдали в ученики к судебному исполнителю, однако рутинная бумажная работа быстро надоела мальчику. Тогда отец ПОМОГ ему устроиться продавцом в книжный магазин Делоне. Там Оноре нравилось больше, чем в судебном приказе, однако и эта работа вскоре сталa нагонять на него скуку. Тогда же он предпринимает первые, пока еще робкие, попытки рисовать. Отец, увидев эти работы, решает, что Оноре необходимо продолжать заниматься рисованием, и просит своего друга, известного живописца и архитектора Александра Ленуара, дать его сыну несколько уроков. Ленуар, бывший ученик Давида (1748-1825), с удовольствием занимается с талантливым учеником, постепенно прививая ему любовь к античному искусству. Прислушиваясь к советам своего учителя, Оноре постоянно посещает Лувр, где изучает работы Рембрандта (1606—1669), Рубенса (1577—1640), Тициана (1489—1576), а также греческую скульптуру.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: Скачать книгу Великие художники, Оноре Домье, Часть 25, 2003 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать книгу Великие художники, Оноре Домье, Часть 25, 2003 — Яндекс Народ Диск.
Скачать книгу Великие художники, Оноре Домье, Часть 25, 2003 — depositfiles.
15.10.2012 09:17 UTC
Источник: https://nashol.com/2012101567426/velikie-hudojniki-onore-dome-chast-25-2003.html