Шабаш ведьм, франсиско де гойя — описание картины

Революция, глухота, незаконная любовь, отшельничество: в каких обстоятельствах Гойя создал необычный цикл картин на стенах собственного дома

Автор Ирина Зорина-Карякина

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины Передвижная фотостудия Жана Лорана. 1872 годФотограф Лоран сделал первые снимки фресок Дома глухого.© Archivo Ruiz Vernacci

В мае 1814 года Фердинанд VII, несколько лет находившийся в изгнании, триум­фально вернулся в Испанию. Он отменил Конституцию 1812 года, распу­стил кортесы и восстановил власть испанских Бурбонов. Многие либерально настроенные депутаты и интеллектуалы были арестованы, многие повешены или расстреляны. 

Гойя был дружен со многими «просвещенными» либералами. Хотя выдвигав­шиеся изначально подозрения в сотрудничестве Гойи с французами и прави­тельством короля Хосе I были сняты, его ненавидел Фердинанд VII, и положе­ние художника оставалось уязвимым. Гойе пришлось спрятать в Академии Сан-Фернандо многие свои картины, а самому удалиться подальше от двора.

В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города), и жил отшель­ником, никого не принимая.

По странному совпадению в соседнем доме жил человек, который, так же как и Гойя, был лишен слуха  Гойя потерял слух после тяжелой болезни, которую перенес в 1792–1793 годах.

Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., поэтому местные жители называли его жилище «quinta del sordo» — «дом глухого».

После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился. Сего­дня на его месте находится станция метро, которая носит имя худож­ни­ка — «Гойя».

Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спут­ницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс. Они познакомились летом 1805 года на свадьбе сына Гойи и, по-видимому, сразу стали любовни­ка­ми.

Их связь не прекратилась даже после того, как в 1807 году Леокадия вы­шла замуж за некоего коммерсанта немецкого происхождения, урожденного мадридца. В 1812 году муж обвинил Леокадию в неверности, они развелись, а в 1814 году у нее родилась дочь Росарио.

Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II).

Гойя жил в Доме глухого отшельником, никого не принимал, так как боялся обвинений со стороны инквизиции не только в либеральных воззрениях, но и в аморальном поведении.

Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписы­вал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а за­тем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позд­нее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный коло­рит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи. Некоторые из них были написаны на религи­оз­ные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожираю­щий своего сына». Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника.

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картиныШабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картиныШабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картиныШабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картиныШабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картиныШабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картиныШабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины

1 / 7

Франсиско Гойя. Шабаш ведьм. 1819–1823© Museo del Prado

2 / 7

Франсиско Гойя. Фестиваль в Сан-Исидро. 1819–1823© Museo del Prado

3 / 7

Франсиско Гойя. Асмодей, или Фантастическое видение. 1819–1823© Museo del Prado

4 / 7

Франсиско Гойя. Два старика едят суп. 1819–1823© Museo del Prado

5 / 7

Франсиско Гойя. Поединок на дубинах. 1819–1823© Museo del Prado

6 / 7

Франсиско Гойя. Паломничество к источнику Сан-Исидро. 1819–1823© Museo del Prado

7 / 7

Франсиско Гойя. Атропа. 1819–1823© Museo del Prado

В январе 1820 года генерал Риего поднял в Кадисе вооруженное восстание, став­шее началом революции. В 1822 году Фердинанд VII признал Кадисскую конституцию. Испания вновь стала конституционной монархией, но ненадол­го: уже 23 мая 1823 года король вернулся в Мадрид вместе с французской ар­мией. Революция была подавлена, в Испании началась реакция; в ноябре генерал Риего был казнен.

Гойя сочувствовал военным, объединившимся вокруг Риего, и даже сделал ми­ниатюрный портрет его жены. Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом рево­люционной милиции.

19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе; семья другого его покро­ви­теля и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована.

Гойя был напуган. Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило кон­фискацией имущества.

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картиныШабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины

1 / 6

Франсиско Гойя. Юдифь и Олоферн. 1819–1823© Museo del Prado

2 / 6

Франсиско Гойя. Сатурн, пожирающий своего сына. 1819–1823© Museo del Prado

3 / 6

Франсиско Гойя. Собака. 1819–1823© Museo del Prado

4 / 6

Франсиско Гойя. Два старика. 1819–1823© Museo del Prado

5 / 6

Франсиско Гойя. Читающие мужчины. 1819–1823© Museo del Prado

6 / 6

Франсиско Гойя. Смеющиеся женщины. 1819–1823© Museo del Prado

17 сентября 1823 года Гойя нотариально заверил дарственную на Дом глухого для своего внука Марио, таким образом обезопасив себя от конфискации, а затем, когда король объявил политическую амнистию, подал прошение о поездке на лечение во Францию, на пломбьерские воды.

30 мая разрешение было получено, и уже в июне Гойя уехал — правда, не в Пломбьер, а в Бордо, где в тот момент скрывались многие его друзья.

Один из них, писатель и дра­матург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не гово­ря­щий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремле­нии познать мир». Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая от­пуск по болезни. В Мадриде он побывал только в 1826 году, с тем чтобы до­биться разрешения уйти на покой с сохранением жалованья и возможностью жить во Франции.

В 1828 году Гойя умер. Пятьдесят лет спустя, 8 марта 1873 года, Дом глухо­го купил барон Эрлангер. По его просьбе Сальвадор Мартинес Кубельс, художник-реставратор из музея Прадо, перенес картины на холст. В 1878 году они были впервые выставлены в Париже. Тогда их никто не понял. Тем не менее картины были переданы в дар музею.  

Источник: https://arzamas.academy/materials/259

Охота на ведьм

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картиныВ древние века, в эпоху Средневековья и даже в начале Нового времени люди воспринимали мир совершенно иначе. Он был таинственным и загадочным. И поскольку причины всего, что происходило с ними и вокруг них, были недоступны их пониманию
 Все эти ужасные явления, события и удары судьбы они невольно приписывали темным силам: богам и полубогам, феям и эльфам, дьяволам и демонам, призракам, обитавшим в небе, под землей или в воде.

Эту картину мира дополняла вера в колдунов и колдовство. За ней таилось представление людей о том, что должны существовать такие способы и средства, которые позволили бы вступить в контакт с миром демонов, определяющих их судьбы. 

 Поэтому колдунов и колдуний встречали с благоговейным трепетом, а порой и с нескрываемым страхом.

  В древности колдовство было делом обычным и не запрещенным. Преследовали и наказывали лишь тех, кто нанес своими чарами какой-либо вред. Но подобные обвинения были делом редким.

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины
Портрет отца Церкви Августина Блаженного,
 епископа Гиппонского (354 — 430)
 кисти итальянского художника Сандро Боттичелли

Триумфальное шествие христианства сопровождалось ожесточенной борьбой с языческими богами.

 Однако множество колдунов втайне соблюдали древние обряды. Чтобы заставить древних богов служить себе, они, как и прежде, прибегали к помощи старинных языческих заклинаний, пользовались святилищами, оставшимися от языческих времен.

Церковь с недоверием относилась к этим тайным обрядам. Она предостерегала верующих от  идолопоклонничества и в случае неповиновения грозила отлучением. Епископы и проповедники также порицали глупость и легковерие людей, принимавших за чистую монету любую вздорную ворожбу.
 Таким образом, на раннем этапе отношение христианской Церкви к колдовству было двойственным. С одной стороны, она видела в нем скрытое язычество, с которым энергично боролась, а с другой, колдовство все еще считалось пустой выдумкой и обманом.

 Епископ Гиппонский Августин

был основоположникомь христианской демонологии. Для него колдуны были людьми, заключившими с силами ада своего рода договор. С помощью Дьявола они добивались власти над людьми и вещами.

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины
Илл. Джузеппе Чичио
Представление людей во времена Средневековья о злонамеренном поджоге. Ведьма в окружении других колдуний стоит перед огненным котлом и, бормоча заклинания, бросает в него змей и кротов до тех пор, пока из под крыш не вырвется пламя

 В XII — XIII веках на христианском Западе появились секты, выступавшие с критикой господствующей Церкви. Большинство из них, однако, просуществовало недолго, но две превратились в могучие реформаторские движения: секта катаров (т.е. «чистых»; отсюда происходит немецкое слово «Ketzer» — еретик) и секта вальденсов, названная по имени ее основателя Пьера Вальдо. Их появление во многом предопределило отношение Церкви к колдовству и послужило толчком к началу охоты на ведьм.

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины
Иллюстрации Акилле Пикко
Суд над пленными еретиками(1209 — 1229)

 На рубеже XII — XIII столетий секта катаров выросла в могучую организацию. Церковь беспомощно взирала на то, как все больше людей отворачивалось от нее. Попытка вернуть утраченный авторитет с помощью широкой проповеднической кампании потерпела неудачу. И тогда папа прибег к последнему средству — силе.

Французские рыцари, подстрекаемые сопровождавшими их папскими легатами, превратили область на юге Франции, где жили катары, в пустыню. Этот жестокий крестовый поход против катаров продолжался с 1209 по 1229 год.
Церковь хотела сохранить свою власть, она должна была решительнее, чем прежде, повести борьбу против Дьявола и его приспешников.

Последствия этих принятых в страхе решений были ужасны.

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины

Французская миниатюра середины XV века — старейший документ периода охоты на ведьм. На ней изображена группа еретиков, поклоняющихся Дьяволу в обличье козла, в то время как другие, оседлав зверей или помело, пролетают мимо на сатанинский шабаш

Сразу же после жестокого подавления катаров . папа Григорий IX создал главную церковную комиссию для защиты истинной веры — папскую инквизицию. Латинское слово inquisitio означает «розыск».

 Представление людей во времена Средневековья о злонамеренном поджоге. Ведьма в окружении других колдуний стоит перед огненным котлом и, бормоча заклинания, бросает в него змей и кротов до тех пор, пока из под крыш не вырвется пламя

Папа издал чрезвычайно жестокие указы. Согласно им все верующие обязаны были доносить инквизиции о любом подозрительном человеке. Имена свидетелей сохранялись в тайне. До судебного разбирательства защитники не допускались. Сам судебный процесс проходил в условиях строгой секретности.

Вел его инквизитор, бывший одновременно и судьей, и обвинителем. Приговор нельзя было опротестовать. Обвиняемых, которые сознались и раскаялись в содеянном, приговаривали к пожизненному заключению; те же, кто упорствовал в своем «преступлении», кончали жизнь на костре. В 1252 г.

Читайте также:  Музей духов "фрагонар", париж, франция

папа Иннокентий IV дополнил правила проведения инквизиционных процессов разрешением использовать во время дознания пытки.

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины
Михаэль Пахер
Св. Вольфганг и дьявол, 1471-1475
Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины
Франсиско Гойя
Шабаш ведьм, 1798
Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины
Ганс Бальдунг
Ведьмы, гравюра, 1508

«Соитие с дьяволом», как называли связь между людьми и нечистой силой, на протяжении столетий занимало умы христианских богословов, инквизиторов и простых обывателей. Никто не сомневался в том, что адские духи могли соединяться с представителями обоих полов, принимая по своему усмотрению облик женщины или мужчины.

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины
Дьявол в облике женщины соблазняет спящего
Илл. Джузеппе Чичи

Согласно актам судебных процессов, всякая встреча ведьм с их адскими возлюбленными или же самим Дьяволом сопровождалась кутежами и утехами. Кульминацией этих беспутств были ночные игрища ведьм, главным из которых был великий шабаш. Еще в 1000 году Церковь считала полеты людей по небу языческими байками, однако, спустя 250 лет признала их возможными.

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины
Ричард Корбен
Сатанинский шабаш

В середине XIV века представления о полете ведьм стали неотъемлемой частью церковного ученья. Трактаты о ведьмах и протоколы процессов рисовали самые фантастические картины происходившего.

картина Ганса Бальдунга Грина (1485 — 1545)

Две ведьмы, насылающие непогоду. Прилетели они на козле, который улегся между ними. С помощью заклятий и колдовского отвара ведьмы готовят непогоду, и вот уже на небе появляются кроваво-красные грозовые тучи.

Во второй половине XV в. охота на ведьм постепенно распространилась на весь север Европы, сначала Южную Германию, затем Рейнскую область и Северную Германию. 

5 декабря 1484 г. папа Иннокентий VIII (1484-1492) выпустил так называемую «Буллу о ведовстве» («Summis desiderantes affectibus» — «Всеми помыслами души»).

В которой он призывал немецкие власти к преследованию и беспощадному истреблению ведьм.

Генрих Фюссли
Ведьмы и колдуньи Лапландии, 1796

Шпренгер и Инститорис, дополнившие папское слово огромным трактатом о ведьмах, опубликованным в 1487 г. под названием «Молот ведьм» («Malleus maleficarum»). Эта пагубная книга, состоящая из 3 частей, 42 глав и 35 вопросов, объединила все знания ученых-богословов о ведьмах и весь практический опыт борьбы с ними.

«Молот ведьм» издавался 29 раз, став своеобразной библией охотников за ведьмами.

«Молот ведьм» останется одним из самых отвратительных творений мировой литературы. Отвратителен он в первую очередь своей одержимостью. Под покровом богословской учености авторы предаются описаниям самых мерзких распутств и извращений. Отвратительна и бесконечная ненависть авторов этого «благочестивого сочинения» к женщинам.

С каким презрением описаны в нем эти «несовершенные твари», глупые, похотливые, вероломные, тщеславные, любопытные, болтливые, лживые, нестойкие в вере — ну чем не добыча для Дьявола! Отвратительна, наконец, и фанатическая бесжалостность авторов.

Шпренгер и Инститорис учат судей духовных и светских прибегать к самым немыслимым подлостям и жестокостям ради выслеживания и истребления ведьм и колдунов. 

Педро Берругете
Аутодафе, 1500

В колдовстве обвиняли преимущественно женщин. Ведь в христианском мире, где главенствовали мужчины, женщины считались существами низшими: слабыми, ветреными, неверными, тщеславными, болтливыми и падкими до любого соблазна, что делало их законной добычей Дьявола.

«ведьмино купание» Акилле Пикко

Одним из испытаний было «испытание водой» (называемое также «купанием ведьм»). Для этого палач крепко связывал руки и ноги обнаженной женщины, обвязывал ее тело веревкой и сталкивал в воду. Если она всплывала на поверхность, — а так происходило с большинством, — то признавалась ведьмой, ибо вода, стихия чистоты, не принимала ее.

Число мужчин, обвиненных в распространении колдовства, также постоянно росло. При этом колдунов (друдов). В колдовстве обвиняли даже детей: с конца XV в.

непрерывно росло число детей, которых бросали в темницы как участников ведовской секты, допрашивали, пытали, отправляли на казнь.

За этим крылось представление о том, что родители-колдуны, отправляясь на шабаш, берут с собой малолетних детей, дабы препоручить их Дьяволу.

«ведьминой отметины»
Другим испытанием был поиск «ведьминой отметины». Считалось, что Дьявол метит своим знаком всякую спутавшуюся с ним ведьму. Этот-то знак и разыскивали судьи. Стоило только отыскать какие-либо подозрительные участки кожи, например пигментные пятна, как палач прокалывал их иглой. Если подозреваемая не чувствовала при этом боли или у нее не выступала кровь, считалось доказанным, что пятно это и впрямь «ведьмина отметина».

Пыткам на ведовских процессах отводилось главное место, ибо лишь благодаря им охотникам за ведьмами удавалось выжать из обвиняемых те безумные признания, которые впоследствии должны были служить подтверждением церковных бредней о Дьяволе, сделке с демонами и сатанинских чарах. Продолжительность пыток и их суровость определяли исключительно судьи.

В разгар охоты на ведьм большинство процессов завершалось смертным приговором.

Лишь единицам удавалось выйти на свободу после допросов и пыток.

Гравюра голландского художника  Яна Люкейна

Казнь ведьмы Анны Хендрикс, которую сожгли заживо в 1571 году в Амстердаме. Гравюра голландского художника и поэта Яна Люкейна показывает бесчеловечность и жестокость обвинителей, не знавших жалости к «изобличенным прислужницам Дьявола».

 Ведьм сжигали заживо, как требовала статья 109-я: 
«Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью, и кару эту должно свершить огнем».
Сожжение ведьм было публичным зрелищем, главной целью которого было предостеречь и устрашить собравшихся зрителей.

гравюре Яна Люкейна

 На этой гравюре Яна Люкейна изображено сожжение 18 ведьм и колдунов в Зальцбурге в 1528 году.
Здесь показано, чего добивались церковные охотники за ведьмами: от «проклятого дьявольского отродья» не должно остаться и следа, ничего, кроме пепла, развеянного ветром.

 С середины XVI в. одержимость ведовством, главным образом во Франции, Швейцарии и Германии, приняла жуткие формы. За 10 лет, с 1581 по 1591 г., в одной только Лотарингии было сожжено более 1000 ведьм. То же самое происходило в Бургундии и Гаскони, где фанатики-судьи за короткое время отправили на костер около 600 ведьм.

На гравюре, созданной художником в 1576 году,
изображен  голландский врач Иоганнес Вир.

Чем сильнее безумие захватывало людей, тем опаснее было спорить с общепринятыми взглядами. В конце концов лишь очень храбрые люди дерзали противостоять всеобщему помешательству. Одним из наиболее известных был голландский врач доктор Иоганнес Вир (1515 — 1588).

 В начале XVIII в., когда кровавая вакханалия достигла своего апогея, в немецкоязычных странах появились серьезные сочинения, в которых как в зеркале отразились современные настроения.

Авторами их были прежде всего лица духовного звания, как католики, так и протестанты. Ни один из них не подвергал сомнению тот факт, что Дьявол способен прельщать людей и подбивать их на всякие греховные дела.

Однако, по их мнению, охотники за ведьмами безмерно преувеличивали эту опасность.

  Одним из самых резких противников охоты на ведьм был английский врач Джон Уэбстер (1610- 1682). В 1673 г. в Лондоне вышла его книга, опубликованная в 1719 г. в Германии под названием «Опыт изучения пресловутых колдовских небылиц».

Приведенная здесь гравюра взята из немецкого издания. Она иллюстрирует основную идею книги Уэбстера: вся христианская демонология есть не что иное, как морок, ночной кошмар.

О том же говорится и в подписи под рисунком: «Бесспорно, что ведьмы живут на земле, ведь несть им числа у тебя в голове».

  XVIII век, век Просвещения, положил конец охоте на ведьм. Разум одерживал верх в Англии, Пруссии и Австрии. Англия была первым европейским государством, официально отменившим в 1736 г. законы о ведьмах.

 В других европейских странах идеи разума с трудом прокладывали себе дорогу. Так, в королевстве Бавария в 1715-1722 гг. состоялся целый ряд жестоких ведовских процессов, на которых, как в самые худшие времена, казнили даже детей.

На немецкой земле последний смертный приговор по делу о ведовстве был вынесен верховным судом Кемптенского аббатства. Жертвой его стала служанка Анна Мария Швегель. Под суровым натиском обвинителей явно помешавшаяся женщина призналась в том, что на протяжении многих ночей она отдавалась Дьяволу. Приговор был вынесен 30 марта 1775 г. Женщину осудили на «смерть от меча». Он был скреплен высочайшим согласием аббата, добавившего к нему примечание: «Да свершится торжество справедливости». После этого приговор был приведен в исполнение.

 Когда суд вынес ей смертный приговор, по всей Европе поднялась буря негодования. Однако судьи Гларуса были невозмутимы.

За это «гнусное преступление» они распорядились отрубить несчастной женщине голову, а тело ее зарыть под виселицей.

Задумаемся еще раз об этой дате -1782 год! «Ведьма» Анна Гельди умерла не в эпоху «мрачного Средневековья», а во времена Канта, Гете, Шиллера, Моцарта и Бетховена.

Гравюра Ханса Бургкмайра, 1512 год.

 Большинство людей считают охоту на ведьм делом далекого прошлого. Разве может такое случиться в наш век, век науки?

Уже случилось. В январе 1933 г. Адольф Гитлер стал рейхсканцлером Германии. Власть в стране захватили национал-социалисты: партия, у которой также были свои непоколебимые догматы.

И вновь ревнители веры (теперь уже национал-социалисты) Придя к власти, они объявили свои расовые бредни «достоверной научной истиной». Таким образом, «неполноценные» расы оказались в том же положении, что и средневековые ведьмы.
Очевидная параллель между охотой на ведьм в XIV — XVIII вв.

и расистским безумием национал-социалистов свидетельствует о том, что не стоит строить иллюзий относительно собственной безопасности.

И стоит сторонникам некоего учения объявить его догмой, «непререкаемой вечной истиной», нужно немедленно бить в набат.

Ведь, если позволить этой «непререкаемой истине» воцариться, придет час, когда свою истинность она станет утверждать силой и страхом. 

Тот, кто осознает такую опасность, будет с недоверием относиться к любым проповедникам «вечных истин» и решительно выступит против, если они вновь позовут на «охоту за ведьмами».

Читайте также:  «снежные вершины», архип иванович куинджи — описание картины

Источник: https://utahch.blogspot.com/2012/01/blog-post_10.html

Ведьмы в живописи и графике

  

Поль Дельво. «Ночной визит». 1938

Ведьмы привлекали живописцев начиная с XVI века — именно в это время гонения на женщин, якобы заключивших договор с дьяволом, достигли своего пика. Однако и сейчас, когда шабаши, вурдалаки и отвары из крысиных хвостов остались в прошлом, художники обращаются к этой полной мистицизма теме. Таким образом, история изображения ведьм насчитывает целых пять веков — и едва ли это предел. Франц Хальс «Малле-Бабё» (или «Гарлемская ведьма»), картина 17 века.Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины “Ворожеи не оставляй в живых”, — эта фраза Ветхого завета во многом определила судьбы тысяч европейских женщин и мужчин, взошедших на костер.“Мрачное средневековье’” в его историческом понимании — это годы с 500 по 1500, после рождества Христова. Только к концу этих времен началась настоящая“ охота на ведьм”, людей сжигали даже во времена Ньютона и Декарта, Канта и Моцарта

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины

Николай Бессонов «Посвящение»   Девочка, изображённая на картине, впервые попала на шабаш. Её завлекла сюда родная мать. На глазах у других ведьм она выполняет магический обряд, после которого её будут считать равноправной колдуньей. Лента, свисающая с её шеи, покрыта кабалистическими знаками. Подтверждая достоверности этой детали, я сошлюсь на живопись Франца Франкена, изобразившего шабаш в 1607 году. Остальные детали картины тоже соответствуют представлениям того времени. Магический круг, нарисованный на земле служит для возбуждения любви и дружбы — недаром рядом стоят в обнимку нищенка и девушка из дворца. Суды над ведьмами происходили главным образом в западной Европе, их почти не было в восточной части России. Особенный размах они приобрели в странах, затронутых идеями Кальвина, реформатора католической церкви.

Отношение к ведьмам у славянских народов было иным, ведь само слово “ведьма” происходит от “ведать”, “знать”. А знание, как известно, далеко не всегда вредоносно.

Более того, на Руси времен Ивана Грозного с человека, назвавшего женщину ведьмой или проституткой причитался штраф в две деньги. Не сжигали людей в Скандинавии. 

Надо сказать, что сам чудовищный обряд сожжения был создан для того, чтобы церковь не проливала кровь жертвы. Борьба церкви с еретиками превращалась постепенно в борьбу с самим Сатаной. Один из самых первых костров загорелся в 1274 году во французском Лангедоке, земле рыцарей и трубадуров. Казнь ведьмы Анны Хендрикс, которую сожгли заживо в 1571 году в Амстердаме. Гравюра голландского художника и поэта Яна Люкейна 

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины

«Сожжение» Гравюра 16 века, Ян ЛюйкенШабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картиныСуд испанской инквизиции (и это в конеце 18 века!) Франсиско Гойя Согласно поверьям того времени, обряд посвящения в ведьмы кончается тем, что дьявол требует клятвы в верности. Он восседает на высоком троне, отчасти чёрном, отчасти позолоченном и освещает всё вокруг мерцанием свечи, горящей между его рогами. Хриплым и едва понятным голосом он обещает много золота и серебра, говорит о том, что нет ни бессмертия души, ни загробных мук. Тут настаёт время поцеловать ему ногу и поднести дар: чёрную свечку, локон волос или мелкую монетку. Дьявол также требует клятвы, что новая ведьма никогда не признает на суде свои деяния и никого не выдаст. Потом он прикосновением когтя ставит на её теле невидимое клеймо (из этого места при порезе не течёт кровь) и даёт ей силу творить чудеса.

 Н. Бессонов

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины  Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины «Арест Ведьмы» Картина 19 века, художник Douglas VolkШабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины«Испытание ведьмы» Картина 19 века, художник Thompkins H. Matteson.Чтобы получить обвинение в колдовстве достаточно было крупной родинки на теле.  Испытание ведьмы — «ведьмино купание», при котором палач сталкивал связанную жертву в воду.Илл. Акилле Пикко Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины

Несчастной связывали крест накрест конечности и бросали в реку. Ведьма не должна была утонуть, доказавшую же свою невиновность жертву не всегда успевали спасти. За все время гонений на ведьм в Европе было уничтожено от восьми до девяти миллионов человек.

Сальватор Роза. «Ведьмы со своими заклинаниями». 1646 Джон Уильям Уотерхаус. «Магический круг». 1886 Очевидно, что действие церкви рождало противодействие. Надо думать, что действительно существовали тайные общества, совершавшие “черные мессы”, во время которых церковные обряды воспроизводились с точностью “до наоборот” и кончавшиеся откровенными оргиями. Скорее всего существовал и шабаш ведьм.Раз в год, в ночь на первое мая, праздник весны в древнем языческом календаре, ведьмы слетались на вершину горы Брокен, одной из самых высоких в восточной Германии. К ведьмам в виде черного козла являлся сам дьявол и начиналось бесовское веселье.  Число ведьм, слетавшихся на шабаш, оценивалось старинными авторами в очень широком диапазоне: от десятка женщин по одним оценкам, до совершенно фантастических стотысячных толп по другим. Колдуньи проводили время в занятиях, которые по замыслу тех, кто придумывал эти истории, зеркально отличались от нормальной человеческой жизни. Всё там происходит навыворот. Так, на шабаше проводится нечто, вроде богослужения, которое кощунственно пародирует церковную службу. Алтарём при этом служит живот голой девушки. Почести, которые воздаются Сатане, тоже необычны. Ведьмы поворачиваются к нему спиной и после этого отвешивают поклоны (непонятно только, почему дьявол не воспринимает это как издевательство над собой). Трапеза на шабаше проводится без соли и хлеба — и то и другое ненавистно Сатане.  Witches Sabbath, 1798 by Francisco GoyaИзвестно, хотя бы по роману “Мастер и Маргарита”, что существовала волшебная мазь, сообщавшая ведьме способность летать.Ведьмина кухня. Год 1991 Н.Бессонов

Ночной полёт. Год 1991

  До наших дней дошло несколько рецептов этого зелья, и общим компонентом в них, помимо жира некрещеных младенцев и пепла сожженных жаб была белладонна или корень мандрагоры. В обоих растениях содержится весьма токсичное вещество атропин. Согласно ритуалу, ведьма раздевалась донага и натирала тело волшебной мазью. Высокие дозы яда приводили к долгому, глубокому сну – трансу с видениями, характерными для сознания людей того времени: дьявольским шабашем и прочим…

Генрих Фюссли Ведьмы и колдуньи Лапландии, 1796

Уильям Блейк. «The Whore of Babylon». 1809
Отсюда: inesska

Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2013/08/blog-post_6888.html

Поход в музей в Вальпургиеву ночь

Опубликовано пользователем сайта

Красота aloia 20 1 мая 2015, 00:49 Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины

в этот раз нас мало, но мы в тельняшках. в смысле на метлах.

  • остальные — присоединяемся))
  • просмотр картин можно осуществлять под музыку
  • итак, приступим:
  • flow

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картиныШабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины

По-моему, круто!

*дада, согласна. наикрутейшая картина, тоже на примете была. с названием путаница. по разному везде подписана

А это его же работа, написанная двумя годами позднее, под названием «Шабаш ведьм»:

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины

* позволю себе добавить ещё  его работу:

 Moon Nymph — Luis Ricardo Falero

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины

mari_m_max

Вальпургиева ночь 1) 

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины Николай Н. Дубовской — Притихло,1890 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

3)

  1. Совет по искусствам Великобритании, Лондон
  2. *ой О_о
  3. aniase

  И.Н. Крамской «Русалки»  Картина «Русалки» была написана Крамским по мотивам повести Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Кирилл Мельник «Вальпургиева ночь» Джон Констэбл «Манфрэд и альпийская ведьма» Джон Констэбл «Стоунхендж»

«Согласно друидской традиции в ночь с 30 апреля на 1 мая отмечают Бельтайн, праздник Солнца у кельтов, которым начинается светлое время года. В эту ночь друиды возле Стонхенджа совершают обряды в честь бога Солнца, особенного сильного именно в такое время.»

Борис Ольшанский «Волхова с радугой»

Первого мая, заполночь начинается весенний славянский праздник — Живин день. Жива — славянская богиня весны  Жива (сокр. форма имени Живена, или Ziewonia, что означает «дающая жизнь») — богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруги Дажьбога. Богиня Весны и Жизни во всех ее проявлениях.

Она — подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое собственно живым. Жива — богиня Животворящих Сил Природы, весенних бурлящих вод, первых зеленых побегов, а также покровительница юных девушек и молодых жен. При христианстве культ богини Живы был заменен культом Параскевы Пятницы.

  В Живин день женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. (*вот оно как все неоднозначно) Таким образом они прославляют Живу. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы: Кто прыгнет высоко У того смерть далеко.

Здесь же затеваются веселые игрища и ведутся хороводы вокруг костра: Коло яри светом зарим Мару борем, благодарим Ярило, Ярило, яви свою силу! Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в Явь.

С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну: Жаворонушки, летите! Нам зима-то надоела Много хл:)шка поела! Вы летите и несите Весну красную, лето жаркое! Весь наступающий день первого травня посвящают отдыху. В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.

  1. «Магический круг» 
  2. 13_АМ
  3. такие картины не зазорно и повторить

Борис Ольшанский «Танец с огнём» «Колдунья» обе Уотерхаус Джон Уильямс  «Магическое зелье» «Ночной полёт» «Шабаш» автор всех трёх Николай Бессонов.

Луис Рикардо Фалеро (Luis Ricardo Falero)- испанский живописец 19 столетия.

Луис был влюблён в астрономию и поэтому не случайно многие его работы так или иначе связаны с древними космогоническими мифами.

Известным стал очень быстро благодаря многочисленным репродукциям с его картин. Что касается самих картин, то большинство из них осело в США, в частности в Нью-Йорке. 1.Видение Фауста. 1878 г.

  • ну надож как совпали обе картины))
  • Lizbeth
  • Генри Фюзели «Макбет и ведьмы» (Петуорт-Хаус, Западный Сассекс, Великобритания) Джозеф Кидд «Сцена из «Тэм о'Шэнтер» (поэма Роберта Бёрнса): Танцующие ведьмы» (Совет Южного Эйршира, Шотландия)
Читайте также:  Московский дворик, василий дмитриевич поленов, 1878

2. Шабаш ведьм. 1880г. Франсиско Гойя «Шабаш ведьм» (Музей Прадо, Мадрид) Франсиско Гойя «Шабаш ведьм» (да-да, еще один) (Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид) Франсиско Гойя «Ведьмы» (Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид) Джон Диксон «Ведьминский котел или Заклинание» (Галерея Тейт, Лондон) Ну и чтобы передохнуть от ужасов, Николя Пуссен «Вакханалия перед статуей Пана» (Национальная галерея, Лондон)

и правда как-то местами мрачновато….

Поэтому заключительные картины постаралась подобрать умиротворяющие.

Ведь не только шабаш ведьм в Вальпургиеву ночь проходит, но и Живин день  когда оживает природа, на Землю приходит весна как оказалось начинается + Бельтайн кельтский…

  1. Herbert James
  2. The Mountain Mists
  3. The Waterbaby
  4. Arthur Prince Spear
  5. Mermaid
  6. Sunrise Water Nymph
  7. Andy Kehoe — Together at the Threshold

Оставьте свой голос:

Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/krasota/108187_pokhod-v-muzey-v-valpurgievu-noch

Ужасная история, скрытая в картине Гойя «Шабаш ведьм»

Некоторые известные картины скрывают в своих сюжетах немало секретов, которых мы не всегда можем  разгадать,  из-за времени, которое отделяет нас от ушедшей эпохи.

Такова картина Гойя  «Шабаш ведьм» / «El Aquelarre» de Goya.

То, что она иллюстрирует, ужасает нас, когда мы смотрим на полотно, но реальная история, которая скрывается за этой тревожной картиной, гораздо трагичнее, чем можно себе представить.

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины

Трагическая история, которую рассказывает Франсиско де Гойя

Ковен или Великий Козёл — El Aquelarre (1797-1798) 

Гойя писал «El Aquelarre» в 1797-1798  для дворца герцогов Осунских в Мадриде. Это была небольшая картина, 43 × 30 см, которая была частью серии 6 картин, с похожими темами — есть ещё широкоформатная картина, также называемая Aquelarre или El Gran Cabrón (1829), которая является частью серии Чёрных картин.

Зачем было художнику посвящать свои работы ведьмам?

Считается, что Гойя написал эти картины о ведьмах под влиянием своего друга Моратина — писателя, который извлёк и спас от забвения судебное решение Auto de Fe от 1610 года — против ведьм Сугаррамурди (Испания, провинция Наварра). Своими картинами Гойя хотел раскритиковать Церковь за невежество и суеверия.

Суд, состоявшийся в Логроньо в 1610 году, известный как Auto de Fe, был проведён против нескольких женщин и некоторых мужчин из города Сугаррамурди.

После мучений, когда их признания были получены, на площади Логроньо сожгли 10 женщин, а некоторые из осуждённых ранее умерли ещё в тюрьме.

Типограф Хуан де Монгастон в 1611 году опубликовал «Авто де Фе», и Гойя через Моратини, несомненно, имел доступ к этой публикации.

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины

Если мы посмотрим на картину, то увидим козла мужского пола, освещённого луной, который есть дьявол: он направляет свои копыта к двум ведьмам, которые ему предлагают  своих детей. Ведьмами изображены две женщины, которых реально судили в «Авто де Фе»: Марию Пресону и Марию Джоанто — они признались в том, что убивали своих детей, чтобы удовлетворить дьявола.

«А СЕСТРЫ МАРИЯ ПРЕСОНА И МАРИЯ ДЖОАНТО ГОВОРЯТ, ЧТО ДЕМОН В ШАБАШЕ СКАЗАЛ ИМ, ЧТО УЖЕ ДАВНО ОНИ НЕ ДЕЛАЮТ ЗЛА ​​(КАК БУДТО ОБВИНЯЕТ ИХ В  НЕБРЕЖНОСТИ), ЗА ЧТО ОНИ ОБЕ СОГЛАСИЛИСЬ УБИТЬ СЫНА ОДНА И  ДОЧЬ ДРУГАЯ, ОБОИМ ДЕТЯМ БЫЛО ОТ ВОСЬМИ ДО ДЕВЯТИ ЛЕТ … И ЧТО ОНИ СДЕЛАЛИ ЭТО ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ДЬЯВОЛА СЧАСТЛИВЫМ».

Слева висит несколько детей. Они выглядят изможденными. «Ведьмы» признались, что высасывали их кровь пока те не умерли.

«А ДЕТИ, КОТОРЫЕ МАЛЕНЬКИЕ, ВЫСОСАНЫ ЖЕСТКИМИ  ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ СПОСОБАМИ; КРЕПКО СЖИМАЯ ДЕТЕЙ РУКАМИ, ОНИ СОСУТ ИХ КРОВЬ»

Фрагменты, взятые из истории Хуана де Монгастона, к которой относятся картины Гойя, указывают на то, что инквизиция заставила этих мужчин и этих женщин признаться в том, чего они не делали, основываясь на их страхе и ужасных пытках. Гойя запечатлел этот трагизм с полным мастерством в своей картине,  вызывая кошмарное беспокойство у зрителя.

Если вы хотите увидеть оригинал Goya Aquelarre, вы можете найти его в музее Лазаро Гальдиано в Мадриде.

Колдовство или нагнетание страха для увеличения контроля над обществом?

Случай с ведьмами Сугаррамурди, это не единственный случай, когда невежество и стремление контролировать население уносят жизни невинных людей. Можно вспомнить историю Салемских ведьм, когда за восемь недель 200 человек были обвинены в колдовстве. Есть много других историй, которые наполняют нас яростью из-за их несправедливости. И такие события слишком многочисленны. Несколько примеров…

  • Маргарита Гульельмина, по прозвищу Гатина — последняя убитая в Италии ведьма
  • Агнес Уотерхаус,  одна из предполагаемых ведьм, и её кошка
  • Ведьмы Мора (Швеция): среди осуждённых было 15  детей

Так или иначе, тем, кто был у власти в древние времена, удавалось отвлечь внимание общества на выдуманного врага и найти врага в самом беззащитном слое своего общества — в женщинах. Не имея никаких прав, девочки и пожилые женщины были идеальными жертвами — их обвиняли в самых немыслимых действиях.

Всё, что они могли сказать в свою защиту, было бесполезно. Без мужчины, который бы пришёл им на помощь, им было не на что рассчитывать. К счастью, когда  какая-либо добрая душа их защищала, несмотря на риск   невыразимого страдания, Инквизиция не рисковала их признавать виновными.

Но были неизбежные случаи казней мужчин, как например это произошло с учёным, которого Инквизиция дважды сожгла на костре.

Вы понимаете, что если дело доходит до колдовства, то на нём завязано много интересов, далеких от сверхъестественного и справедливости? Кто-то должен умереть и быть казнён, якобы из-за практики черной магии.

Кровавое Дерево Киаат

Источник: https://www.molodostivivat.ru/religiya/uzhasnaya-istoriya-skrytaya-v-kartine-gojya-shabash-vedm.html

Франциско Гойя — Шабаш ведьм

Вы всегда можете заказать репродукцию картины Франциско Гойи — «Шабаш ведьм» или любой другой картины из галереи Франциско Гойи на нашем сайте.

Так же вы можете заказать фотомонтаж — совмещение любой картины и фотографии, ознакомится более подробно со списком услуг можно на главной странице сайта.

Если Вы не нашли интересующую Вас картину в галерее, Вы можете уточнить ее наличие по телефону (812)-923-00-40.

Francisco Jose de Goya y Lucientes, 1746—1828 — один из самых неординарных художников, подаривших миру совершенно разные произведения — от светлых, привлекательных и эротичных «Мах» до мрачного и депрессивного «Сна разума». «Шабаш ведьм» относится как раз к такому периоду жизни мастера, когда мир виделся ему исключительно в темных скудных красках, а окружающая действительность приобретала уродливые формы чудовищ, ведьм и вурдалаков.

Мрачный период в жизни Гойи

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картины

Франциско Гойя — Шабаш ведьм

Картина была написана в 1819—1823  годах прямо на стене дома Гойи, названного «Домом Глухого». В эти годы Гойя тяжело болел и опасался за собственную безопасность из-за смены правительства в стране.

Его преследовали чудовищные видения, стиль его произведений  кардинально изменился, возникли резкие агрессивные мазки, ломаные линии и темные, глухие цвета. Он светлой и красочной живописи Гойи раннего периода не осталось и следа. Этот период жизни  художника называется «Мрачные картины».

Его пышные парадные портреты с обилием тщательно прописанных деталей и любовно выписанные лица испанских красавиц остались далеко в прошлом, сейчас его занимают только темные стороны жизни, где царствует Зло.

Великий художник постепенно утрачивал слух, а окружающая его тишина наполнялась воплями, порождаемыми картинами, которые создавал его воспаленный больной разум.

Жестокая война, тотальное уничтожение, ничтожность собственного существования вызвали в воображении Гойи странную сюрреалистическую картину шабаша, на котором собралась группа исключительно уродливых женщин, сгруппировавшихся в большой круг.

Гойя начал писать это произведение на стене своего жилища в 1819 году и закончил его в 1823, разместив прямо поверх росписи, изображающей идиллический мирный пейзаж.

Символизм «Шабаша ведьм»

Мотив шабаша, ведьм, чудовищ и сатанинская символика очень часто повторяется в работах художника, отражая его потаенные мысли. «Шабаш ведьм» занимает огромную площадь — переведенное на холст полотно имеет размеры 140х438 см, в доме оно покрывало всю стену.

Впечатление, производимое этой вещью на входящих в помещение и видящих его впервые, можно было бы сравнить с ударом обухом. Мрачные, оборванные люди с чудовищно уродливыми лицами собраны в круг, в котором их силуэты сливаются в один большой мрачный клубок.

Впечатление от картины подчеркивают неприятные, темные и тусклые краски и сложная композиция. Фигуры скомпонованы так, что создается ощущение вращения круга, в вотором они собраны. Эта двойственность изображения, сочетающая статичность сидящих фигур и динамику формы круга вызывает странный диссонанс в восприятии.

«Шабаш ведьм» вызывает шок. В сознании Гойи  шабаш — это отражение сути происходящего в мире, где смерть и зло правят бал на костях невинных жертв.

Поражают масштабы росписи — она протянулась по всей стене дома художника. Жить в таком помещении, будучи со всех сторон окруженным ужасающими картинами, связанными с насилием, смертью, колдовством и безмерным уродством — серьезное испытание для нервной системы.

Только осознав всю чудовищность этого полотна, можно понять, в какой бездне отчаяния находился Гойя, что сделали болезнь и страхи с его психикой, превратив его в надломленного человека с мрачным видением устрашающей действительности.

Картина была настолько отталкивающей, что когда ее перевели на холст и попытались продать, из этого ничего не вышло — ни один из покупателей не отважился приобрести этот вопль раненой страдающей души и больного разума.

«Шабаш ведьм» подарен музею Прадо и до сих пор шокирует посетителей своими размерами и чудовищными образами.

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя - описание картиныВы всегда можете сделать заказ в по телефонам: Наш офис открыт для Вас

  • понедельник-пятница с 10:00 до 22:00
  • суббота-воскресенье — выходной

или сделать онлайн-заказ в любое время суток, заполнив заявку с указанием ваших контактных данных. Наши администраторы свяжутся с Вами для уточнения деталей.

Источник: http://www.reprodukciikartin.ru/frantsisko-goyya-shabash-vedm/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector