Автопортрет — Григорий Мясоедов
В салоне Зинаиды Волконской — Григорий Мясоедов
Дедушка русского флота — Григорий Мясоедов
Дорога во ржи — Григорий Мясоедов
Жница — Григорий Мясоедов
Земство обедает — Григорий Мясоедов
Земство обедает (этюд) — Григорий Мясоедов
Испанец — Григорий Мясоедов
Лесной ручей — Григорий Мясоедов
Молебен во время засухи — Григорий Мясоедов
Опахивание — Григорий Мясоедов
Осеннее утро — Григорий Мясоедов
Осенний вид в Крыму — Григорий Мясоедов
Поздравление молодых в доме помещика — Григорий Мясоедов
Портрет И. Репина (этюд) — Григорий Мясоедов
Портрет скрипача В. Г.Вальтера — Григорий Мясоедов
Портрет старухи — Григорий Мясоедов
Портрет шахматиста А. Д. Петрова — Григорий Мясоедов
Портрет Шишкина — Григорий Мясоедов
Пристань в Ялте — Григорий Мясоедов
Родник — Григорий Мясоедов
Самосожигатели — Григорий Мясоедов
Сеятель — Григорий Мясоедов
Сожжение протопопа Аввакума — Григорий Мясоедов
Страдная пора (Косцы) — Григорий Мясоедов
У чужого счастья (Две судьбы) — Григорий Мясоедов
Чтение положения 19 февраля 1861 года — Григорий Мясоедов
Мясоедов окончил Академию художеств в 1862 году, за год до знаменитого «бунта 14-ти», то есть принадлежал к тому же поколению художников, озабоченных поисками новых связей искусства с жизнью. Во время приездов в Россию (до 1869 года Мясоедов жил в Италии) он бывал на «четвергах» в артели Крамского и, таким образом, хотя и фрагментарно, но наблюдал деятельность первого «вольного» объединения художников.
Роль этого не зависимого от Академии предприятия осознавалась прогрессивно настроенными современниками, но с течением зремени делалось ясным я то, насколько узость организации сдерживает ее возможности и сколь в целом уязвима подобная попытка обретения самостоятельной творческой платформы. Требовалось перейти к более широким организационным формам, и именно этот шаг пришлось осуществить Мясоедову.
Более полная информация о художнике находится на странице https://allpainters.ru/mjasoedov-grigorij.html
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Картины Григория Мясоедова
4.5 (90%) 2 голос(ов)
Источник: https://allpainters.ru/mjasoedov-grigorij-01.html
Мясоедов Григорий Григорьевич (1835-1911)
Автопортрет. 1878 г.
Портрет И.И. Шишкина. 1891 г. Холст, масло. 187х123. Пензенская областная картинная галерея.
Портрет писателя В.М. Гаршина (?) (1855-1888). Картон, масло. 23х21. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Бегство Григория Отрепьева из корчмы на Литовской границе. 1862 г. На сюжет трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Всесоюзный музей А.С. Пушкина АН СССР (Ленинград).
За эту картину Мясоедов получил большую золотую медаль (1862) и был направлен за границу, где провёл шесть лет в качестве степендиата Академии.
![]() |
Чтение манифеста 19 февраля 1861 года. 1973 г. Государственная Третьяковская галерея. |
Потомки достойно оценили демократические взгляды передвижников. Однако объективность требует отметить, что их взглядам была свойственна и определенная историческая ограниченность. Выражая идеалы крестьянской демократии, передвижники вместе с тем разделяли и некоторые ошибочные представления, характерные для русского патриархального крестьянства.
Например, передвижники 1870-х годов отчасти находились в плену иллюзий в понимании роли «царя-батюшки», как верховного руководителя страны. Однако эти иллюзии не нашли отражения в картине Григория Григорьевича Мясоедова «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года», экспонированной на третьей передвижной выставке. Произведение получило в свое время очень высокую оценку критики. В. В. Стасов отнес его в известном сочинении «Искусство XIX века» к числу наиболее выдающихся из созданных на протяжении целого столетия. Единодушные похвалы раздавались даже со стороны представителей официального направления в искусстве.
Анализ картины не дает нам право считать, что ее автор имел верноподданическое отношение к «царской милости». Правда жизни проложила и здесь себе дорогу: не случайно в композицию группы оказался включенным крестьянин, на лице которого отражается прямое недовольство манифестом. «Спорщик на миру, скептик и протестант по нутру», — сказал о нем сам Мясоедов.
Г. Г. Мясоедов (1835—1911) Чтение манифеста 19 февраля 1861 года. 1873 г. Холст, масло. 138,2X209 см Государственная Третьяковская галерея 42.
Из подборки «Художники-передвижники». Выпуск III
![]() |
Косцы. 1887 г. Холст. Масло. 179х275. Государственный Русский музей. |
Г. Г. Мясоедов был одним из главных инициаторов и организаторов Товарищества передвижных художественных выставок. В продолжение всей своей жизни он оставался в числе наиболее активных деятелей передвижничества. И в своем искусстве он всегда был верен идеалам, выдвинутым в 1871 году.
Показанная на Второй передвижной выставке его картина «Земство обедает» (ГТГ) более других последовательно и глубоко выражала главные черты нового этапа в развитии русской бытовой живописи. В определенном смысле она стала как бы творческим манифестом передвижничества.
Оставляя характерную для шестидесятников задачу обличения по-прежнему важнейшей задачей искусства, Мясоедов находил новые, более тонкие художественные средства ее решения, чем это было в предшествующем десятилетии. Важной целью творчества становилось уже создание положительных образов.
Чаще всего это были люди
Поздравление молодых в доме помещика. Государственный Русский музей.
Поздравление молодых в доме помещика. Эскиз. 1860 г. Холст, масло. 36х43,5 см. Государственная Третьяковская галерея
![]() |
Земство обедает. 1872 г. Холст, масло. 74х125 см. Государственная Третьяковская галерея |
На первый взгляд картина казалась исполненной на тему, поднятую Н. А. Некрасовым в стихотворении «У парадного подъезда».
Однако особая острота положения заключалась в том, что изображены здесь не ходатаи-крестьяне, а члены той же уездной земской управы — мужицкие депутаты, ожидающие, когда «господа-земцы откушают».
Произведение критиковало лицемерие земской реформы 1864 года, учредившей на местах органы самоуправления, в которых якобы на равных правах участвовали представители крестьян и дворян. Формальное равенство крестьян и помещиков художник жизненно и убедительно разоблачает в своей картине.
Крестьяне, удаленные на обеденное время из помещения управы, доедают свою скудную пищу.
Молодой мужик в красной рубахе пытается сном заглушить чувство голода. А помещики, хотя их в картине не видно, запивают вином обильный обед, о чем свидетельствует батарея бутылок на подоконнике открытого окна.
Картина Мясоедова исчерпывающе раскрывала продолжающееся сохранение социального неравенства в пореформенной России.
Она осталась наиболее значительным из обличительных произведений живописи передвижников 1870-х годов»
У чужого счастья. Частное собрание.
Сеятель. 1888 г. Государственный музей Революции СССР.
Голова старухи. Холст, масло. 41,5х30,6. Костромской областной музей изобразительных искусств.
Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2008/03/1835-1911.html
Г. Г. Мясоедов. София Волковицкая – красавица с картин Мясоедова
Григорий Григорьевич Мясоедов
(7 [19] апреля 1834, село Паньково Тульской губернии, ныне Новодеревеньковского района Орловской области – 18 [31] декабря, Полтава)
Портрет работы И. Е. Репина (1884-1886 годы)
Григорий Григорьевич Мясоедов. Многие при упоминании имени этого художника вспомнят знаменитую картину «Земство обедает» да и другие работы признанного мастера: «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года», «Опахивание», «Косцы», «Дорога во ржи», «Сеятель».
«Из темноты пришедшая былого»
Но есть у Г. Г. Мясоедова работы, которые известны до настоящего времени только узкому кругу специалистов. А между тем на них изображена личность, которую художник хорошо знал и регулярно с нею общался.
Портрет Софии Волковицкой в сербском наряде
На портрете – София Волковицкая, позирующая перед зрителями в сербском наряде. Она же стала героиней полотен Мясоедова «Неизвестная» (гораздо больше знакома одноимённая работа у Крамского), «Женщина в кленовых листьях», «На берегу моря» и «Дама с собакой» (другое название – «Осиротели»).
София Владимировна Волковицкая – дочь известного орловского врача Владимира Ивановича Радуловича и рано скончавшейся его жены Софии Дмитриевны (в девичестве – Чиркиной, происходившей из семьи малоархангельских помещиков).
В 2011 году в Киеве на украинском языке были опубликованы «Воспоминания» известного украинского историка Наталии Дмитриевны Полонской-Василенко. Как ни удивительно, но по материнской линии её корни – в орловской глубинке, в сельце Липовица Малоархангельского уезда, где проживали в XIX веке помещики Мухортовы.
В «Воспоминаниях» Н. Д. Полонская-Василенко много рассказывает о своём детстве, проведённом на орловской земле, и её многочисленным родственникам – Мухортовым, Мацневым, Чиркиным, Лилиенфельдам (все они – дворяне Малоархангельского уезда).
А теперь цитата из книги Наталии Полонской-Василенко, посвящённая как раз Радуловичам и Волковицким.
«Самая молодая из Чиркиных – София – вышла замуж в середине 60-х годов за доктора Владимира Ивановича Радуловича. Происходил он из новосербских сербов. Он был главным врачом городской больницы в Орле, которую поставил на высокий уровень. Радулович пользовался всеобщим уважением и был очень популярен как врач».
«Служил усердно, полезно, продолжительно»
Радулович окончил Московский университет и, обладая обширнейшими знаниями в области хирургии и урологии, с 1867 года был старшим врачом Орловской губернской земской больницы.
Кроме того, Владимир Иванович являлся одним из создателей Орловского медицинского общества и долгое время возглавлял его.
Имел награды: ордена Святого Владимира четвёртой степени, Святой Анны и Святого Станислава второй и третьей степеней.
За «исключительно усердную, полезную и продолжительную в течение 27 лет службу» он был удостоен чина действительного статского советника (в переводе на военные чины – генерал-майора).
Врач Радулович обладал энциклопедическими познаниями и прекрасной памятью, был начитан, трудолюбив и предан делу.
Его перу принадлежит «Очерк истории русских медицинских обществ, их цель, значение и взаимная связь», изданный на его собственные средства в 1890 году, им написано также более 100 статей для медицинских журналов.
Владимир Иванович Радулович
У любящих супругов Радуловичей родилось двое детей: дочь София и сын Владимир. К величайшему горю Владимира Ивановича, его жена София Дмитриевна умерла в 1875 году при родах второго ребенка. Сын, названный Владимиром, остался жив, а вот саму роженицу спасти не удалось. Оставшихся полусиротами детей вдовцу помогали воспитывать родственники, не оставившие врача один на один с его горем.
«София» – не только умная
София родилась в Орле 26 декабря (по старому стилю) 1865 года. Образование получила в Орловской частной женской гимназии госпожи Чибисовой. По окончании седьмого класса София Владимировна Радулович получила аттестат с отличными оценками и была награждена золотой медалью.
Особые успехи уже с детских лет София показывала в ботанике.
Сверх того, она «слушала в дополнительном классе Орловской Николаевской женской гимназии специальный курс для лиц, желающих приобрести права на звание домашней наставницы и учительницы по предмету математики», что и было ей дозволено 10 октября 1884 года.
По воспоминаниям близких людей, София Радулович, кроме ума, с детства обладала и необыкновенной красотой. Многие поклонники добивались её руки и сердца. Но София выбрала петербургского юриста Александра Волковицкого, за которого и вышла в 1889 году замуж.
София Владимировна Волковицкая
Александр Викторович быстро сделал блестящую карьеру, начав службу с должности секретаря департамента Сената. Когда же в 1899 году в Петербурге проходил всемирный съезд криминалистов, Волковицкий был его секретарём. На раутах блистала его жена-красавица.
Вот как описала Софию Волковицкую хорошо знавшая её Наталия Полонская-Василенко: «. Соня была удивительно красивая, маленькая, тоненькая, с выточенным профилем и орлиным носом. Замечательные тёмно-серые глаза были окружены длинными чёрными ресницами».
К тому же, свою красоту она никогда не портила какой-либо косметикой или завивками.
Волковицкие жили в Петербурге весело и шумно. Но – в дополнение к светскости – София была необыкновенной, буквально идеальной матерью четырёх дочек-красавиц, младшая из которых, Евгения, оставила тёплые воспоминания о своей семье.
Как и когда состоялось знакомство Волковицких с художником Мясоедовым, точно не известно, но уже с середины 80-х годов XIX века Григорий Григорьевич стал частым гостем в петербургском доме Волковицких, а потом и в их имении в сельце Неручь (Петровское) Малоархангельского уезда Орловской губернии. Это была настоящая и крепкая дружба. А вскоре очаровательная головка Софии Волковицкой стала известна посетителям передвижных выставок, ибо каждый раз Мясоедов именно с неё писал разные картины.
Подробнее остановимся на работе под названием «Осиротели» (второе название – «Дама с собакой»).
Г. Г. Мясоедов «Осиротели»
Посмотри, читатель. Довольно большая (вертикальная) картина выполнена в тёмных тонах. На ней уходящая вдаль осенняя аллея большого парка. На переднем плане молодая женщина со скорбным лицом, у её ног с поникшей головой большой сенбернар.
Они недавно потеряли любимого мужа и хозяина – осиротели. Картина хранится в Харьковском художественном музее.
Она фактически стала пророческой для героини полотна: её любимый муж и отец четырёх дочерей Александр Викторович Волковицкий скончался, не дожив и до 50 лет.
Сама же София Владимировна ушла в мир иной 6 июля 1941 года. Похоронили её на Коминтерновском кладбище Воронежа, оказавшемся чуть позже в эпицентре жесточайших боев за город.
И потому могила красавицы с картин художника Мясоедова была полностью уничтожена во время артобстрелов и бомбардировок.
Но большинство картин знаменитого художника с обликом Софии Волковицкой остались целы, и они на века запечатлели образ нашей землячки.
Источник: http://www.vestnik57.ru/page/sofija-volkovickaja-%E2%80%93-krasavica-s-kartin-mjasoedova
Источник: https://multiurok.ru/blog/g-g-miasoiedov-sofiia-volkovitskaia-krasavitsa-s-kartin-miasoiedova.html
Затянувшийся «обеденный перерыв» Григория Мясоедова
18.04.2019 459
«Дон Грегорио (так меня называли с легкой руки Николая Ге), не согласишься ли ты немного попозировать для Ивана Грозного?»—с таким вопросом обратился Илья Репин ко мне в 1883 году…»
Эта фраза принадлежит замечательному русскому живописцу XIX века Григорию Григорьевичу Мясоедову, которому 19 апреля исполняется 185 лет со дня рождения.
Предложу любому из нас пристальнее вглядеться в черты самого знаменитого из всех шести царствовавших на российском троне Иванов; его образ запечатлен Ильей Репиным в сакральной картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Так вот, облик Григория Григорьевича Мясоедова на закате жизни—это точнейшая копия репинского Ивана Грозного, который, как сегодня стопроцентно доказано, вовсе и не убивал своего сына, царевича Ивана…
Пришелся не ко двору…
…Так уж случилось, что оценка творчества живописца Г.Г. Мясоедова в советском искусствоведении была задвинута на задний план общей кальки анализа культурного наследия представителей «золотого», XIX века российских художников. И тому причиной—целый ряд в общем-то субъективных факторов.
Попробуем же разобраться в этом акте одиозной несправедливости по отношению к однозначно неординарному, высокоталантливому русскому мастеру кисти, при упоминании о работах которого сегодня по милости советских интерпретаторов всплывает название лишь одного знакового полотна—«Земство обедает»… Сразу после окончательного воцарения советской власти на всей территории России многие мастера дореволюционного отечественного искусства попали, так сказать, в «черные списки» тех, кто дальше, оказывается, недостоин плыть в голубое коммунистическое будущее на палубе дредноута конкистадоров «нового мира». И среди опальных художников в первом же списке после П.Н. Филонова— «помешанного врага рабочего класса»—оказался потомок тульских столбовых дворян Григорий Григорьевич Мясоедов. Хрестоматийный факт: это он, будучи в Италии в пенсионной командировке вместе с художником Николаем Ге, горячо воспринял опыт организации передвижной экспозиции полотен тех английских живописцев, чьи работы по разным причинам не были приняты на Парижскую выставку. Именно тогда Мясоедов сформулировал главную идеологическую установку в будущем созданного им первого в России Товарищества передвижных художественных выставок, а именно: «Доставлять обитателям провинции возможность следить за успехами русского искусства». Позже, став уже маститым, всемирно признанным мастером изображения крестьянской Руси, Мясоедов возглавит знаменитое, с пролонгацией деятельности на целых полвека «Товарищество…», с чем категорически не пожелали смириться функционеры из Агитпропа при ЦК РКП(б). По их разумению, ну никак не мог отпрыск столбовых дворян возглавлять на протяжении целых сорока лет такое важное в истории российского искусства формирование, как ТПХВ—Товарищество передвижных художественных выставок, призванных эстетически облагораживать народные массы. В итоге культурфюреры постреволюционной России в качестве главного организатора и идеолога ТПХВ «назначили» Ивана Николаевича Крамского—выходца из разлюбезных ленинцам разночинцев (его отец служил писарем), главным достоинством которого было, по мнению мэтров Наркомпроса, не его несомненно высоклассное мастерство в жанрах исторической и портретной живописи, а тот факт, что он начинал свою карьеру художника с… ретушера фотографий, то есть был представителем клана народных самородков… Уже широко известные полотна Г.Г. Мясоедова «Сеятель», «Дорога во ржи», портрет И.И. Шишкина, «Самосжигатели», «Косцы» и другие, по мнению чиновников из ведомства Луначарского, явно не соответствовали социальному заказу и императиву молодой власти Страны Советов, потому как крестьянскую массу в России тогда однозначно не жаловали, а кулачество как класс, подлежащий фильтрации, уже значилось в «черных списках» партии большевиков на ближайшее грядущее… Далеко за «кордонной» чертой XXI века в России все-таки стали раздаваться голоса, призывающие наконец отдать должное высокому таланту Г.Г. Мясоедова, вернуть его культурное наследие народу, показать истинное лицо незаурядного мастера, незаслуженно вычеркнутого из когорты тех, кто составил в XIX веке славу русского изобразительного искусства. И начало реабилитации жизни и наследия этого замечательного живописца положила монография доктора педагогических наук А.С. Хворостова «Г.Г. Мясоедов. Известный и неизвестный». Чем же герой данной статьи оказался «по-черному» известным, т.е. не вписывающимся в аплодисментный стиль тоталитарного искусства молодой Советской республики? Мы уже отмечали, что его приверженность к изображению крестьянской темы не пришлась ко двору в Кремле. А потому в явно заказной монографии Э.П. Гомберг-Вержбинской как в капле воды отразилось отношение со знаком минус советского официального искусствоведения к творчеству Г.Г. Мясоедова. Замечу, что, на мой взгляд, весьма непрезентабельно выглядит и полная негатива новелла Валентина Пикуля (кстати, выходца из крестьянского рода)—«Мясоедов, сын Мясоедова». В ней комплиментарно рассказывается о якобы нелегкой судьбе Ивана—сына Г.Г. Мясоедова, тоже живописца, которого отец по жизни называл «дураком и дубиной», ни во что не ставя. Родитель представлен перед читателем эдаким монстром, оторвавшим свое чадо от родной матери, самодовольным деспотом, властным, не терпящим возражений схоластом, сухарем с вечно приклеенной к лицу саркастической улыбкой, неуживчивым и самодовольным скептиком… Посему же неудивительно, что в сухом остатке его имя вы не найдете в словаре «Знаменитые русские художники» среди ста наших прославленных живописцев (издание 2000 года под редакцией Е. Петиновой). …Десять лет назад, когда подоспело 175-летие со дня его рождения, в списке юбиляров Третьяковки, чьи заслуги перед Отечеством на художественной ниве подлежали быть особо—пышно и ярко!—отмеченными, Мясоедова, увы, не оказалось…
Между тем сейчас (к сожалению, более чем запоздало!) единомышленники профессора Хворостова отмечают в своих публикациях, что русский самобытный художник-реалист Григорий Мясоедов, по сути, и по сей день пребывает за темной завесой забвения, тогда как в ракурсе новейших изысканий он предстает в совершенно ином облике—и как человек, и как мастер…
Краеугольные камни реабилитации
На свет нынче всплывают такие подробности его биографии, которые являют современному русскому человеку, склонному к расширению познаний об отечественном искусстве, не скучного изгоя, марающего холсты, не анахорета, в конце жизни играющего с самим собой в шахматы, не отца-изверга, чей жутковатый портрет на смертном одре с явным удовольствием под мажорный каданс мелодий Баха и григовский «Пер Гюнт» в тональности си минор писал его сын Иван, тоже художник… Оказывается, что сегодня все это следует рассматривать уже под совершенно иным, политически незаангажированным углом зрения… Начнем же реабилитацию этого замечательного мастера кисти с авторитетного мнения мэтра дореволюционных искусствоведов В.В. Стасова: «Это был самый умный и последовательный передвижник». Ему вторит и Л.Н. Толстой: «Мясоедова выделяет из когорты живописцев искренность в искусстве». В том же ключе о нем отзывается прекрасный российский художник В.Д. Поленов: «Мясоедова всегда отличали прямота и честность в общении с товарищами по цеху». Многие современники, его коллеги по выставочному процессу в России, несомненно, уважали Григория Григорьевича и за такие черты характера, как неподкупность и непреклонность при исполнении обязанностей председателя правления Товарищества передвижных художественных выставок. Когда, к примеру, в прессе началась травля живописца В.В. Верещагина за его отказ от профессорского звания по идеологическим соображениям, Мясоедов решительно вступился за него, первым поставив свою подпись в числе одиннадцати художников, пославших гневное открытое письмо в Академию художников России. Существуют конкретные примеры, когда Мясоедов в трудные моменты помогал (в том числе и материально) своим собратьям по «Товариществу…»—Н.Н. Ге, И.Н. Крамскому, А.П. Брюллову, Н.Н. Ярошенко и другим. А для колоритного живописца Ф.А. Васильева нашел деньги, чтобы внести залог и освободить его от рекрутского набора… Если резюмировать, то сегодня можно с полным основанием говорить о том, что доселе «неизвестный» Г.Г. Мясоедов—это и есть истинная характеристика, почитай, на протяжении целого века пребывающего в тени забвения замечательного русского художника. Хотелось бы высветить и еще одну черту характера этого незаурядного человека, а именно: умение осознавать свои ошибки и честно их исправлять. Как-то произошла у него получившая широкую огласку ссора с художником В.М. Васнецовым. Мясоедов, хорошенько подумав, послал ему письмо с искренними извинениями: мол, погорячился, ударим по рукам, был неправ. Однако Васнецов не пошел на примирение. Тогда Мясоедов обратился в правление «Товарищества…» и попросил обнародовать коллективное письмо в Академию художеств, в котором его собратья по кисти прямо осуждали бы его за неправоту.
Согласимся, что на такой поступок способны далеко не все, тем паче что в среде российских живописцев Мясоедов слыл человеком далеко не мягкотелым, умеющим за себя постоять…
Крымские каникулы
…Как-то так уже сложилось, что Г.Г. Мясоедов—это традиционно певец крестьянского быта, художник, редко обращавшийся к написанию портретов. Его известное полотно с изображением И.И. Шишкина—наверное, редкое исключение.
А вот тот факт, что он является автором полутора десятков прекрасных, в основном крымских пейзажей, почему-то пребывает на задворках искусствоведческих работ об этом мастере. Начиная со старта 70-х годов позапрошлого века Григорий Григорьевич ежегодно по осени отправлялся в Крым, в Ялту.
Отсюда он выезжал на Южный берег и без устали с упоением писал этюды, наслаждаясь неповторимо прекрасной природой Тавриды. Очень много таких полотен он создал и в окрестностях нашего Севастополя.
Вот лучшие из них: «Скала Георгиевского монастыря», «С Байдарских высот», «С Байдарских ворот»… А в 1872 году Мясоедов с удовольствием приступил к работе над целым циклом конкурсных работ, которые затем были представлены в «Севастопольском альбоме» на выставке в Политехническом музее (в Москве), посвященной 200-летию со дня рождения Петра I.
Так родилось несколько его колоритных исторических работ, выполненных маслом на картоне: «На бастионе», «Похороны солдата», «На Малаховом кургане», «Шлюпка с медсестрой на борту», «У памятника Казарскому в Севастополе» и другие.
Заметим: его особый интерес к севастопольской ратной тематике был вызван еще и тем, что Григорий Григорьевич с упорством вел в архивах поиски малоизвестных сведений о своем героическом двоюродном дяде, Владимире Сидоровиче Мясоедове, участнике обороны Севастополя 1854-1855 годов. Родственником художника был капитан, командир второй роты саперного батальона 2-го бастиона.
27 августа 1855 года это укрепление было захвачено французами. Так вот, именно рота Мясоедова возглавила контратаку батальона Белозерского полка, в результате чего французы были выбиты с захваченных позиций.
Капитана Мясоедова посмертно наградили орденом Святого Георгия IV степени, о чем рассказывала совсем еще молодому Григорию его бабушка по отцу… …В октябре 1872 года художник плотно «засел» в Севастополе. Он жил в гостинице Ветцеля и с утра отправлялся на хрестоматийно знаковые места исторических достопримечательностей города-героя, т.к.
предпочитал всё писать с натуры, проникаясь, так сказать, буквой и духом гения места. Особого же разговора, наверное, заслуживает его работа «В Севастополе в 1854 году». На ней запечатлен один из трагических эпизодов первой обороны: английский снаряд попал в мирное жилище.
На полу искореженного осколками бомбы небольшого домика лежит бездыханное тело молодой матери, видна ножка ее ребенка… Поистине эта картина—на все времена, потому как могла бы стать через тридцать лет и пазлом нашей знаменитой Панорамы, сотворенной Францем Рубо, и, виртуально перенесясь в XXI век, отразила бы ужасающие последствия очередного бандитского обстрела «опричниками» Порошенко мирных жилых кварталов Донецка… Так уже распорядилась судьба, что именно это полотно Г.Г. Мясоедова обрело вечную прописку у нас, в Государственном музее героической обороны и освобождения Севастополя. В конце ХХ века, как сообщает главный хранитель фондов музея Тамара Хвалькова, состоялся обмен с музеем-панорамой «Бородинская битва». Севастополь получил в полное владение эту картину Мясоедова, а несколько этюдных фрагментов Панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» стали собственностью бородинской «сестры»…
…Зайдите в Третьяковскую галерею. Отдельного экспозиционного зала, посвященного наследию этого замечательного живописца, здесь, увы, как не было, так и нет. Хотя, между прочим, в фондах музея хранятся 14 его работ.
Хочется надеяться, что к круглому юбилею, к 190-летию со дня рождения колоритного русского художника, «крестного отца» российских передвижных выставок, сей досадный пробел будет крупно заштрихован любимым цветом Григория Григорьевича Мясоедова—солнечной охрой…
Леонид СОМОВ.
На снимке: картина «В Севастополе в 1854 году».
Поделиться этой статьёй
Источник: https://slavasev.ru/2019/04/18/zatyanuvshiysya-obedennyiy-pereryiv-grigoriya-myasoedova/
ARTPRICED — оценка и покупка антиквариата онлайн. Высокие цены, бесплатная экспертиза
Русский живописец, мастер бытовой картины. Часто сюжеты картин посвящены деревенской теме. Одна из самых известных работ художника — «Земство обедает» (1872, ГТГ). Учился в Императорской Академии художеств (1853-1863) у А.Т.
Маркова и Т.А. Неффа. В 1862-1868 — пенсионер Императорской Академии художеств за границей. С 1870 — академик, с 1893 — действительный член Императорской Академии художеств.
Один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии в 1834 году. Учился в Орловской гимназии, но бросил её, серьёзно увлёкшись рисованием. Отец всячески поощрял его интерес к искусству. В 1853 году Григорий поступил в Академию Художеств в Петербурге.
В этот период у художника возникает конфликт с отцом, который полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный с натуры портрет отца помирил их. В годы обучения в Академии художник сильно нуждается, часто, по его свидетельству, он вынужден был «разрисовывать пряники и золотить рога гипсовым баранам», чтобы немного заработать.
Художник сразу берёт бытовой жанр как основное направление своего творчества. Ранние картины Мясоедова посвящены деревне: «Урок пряжи» (1859), «Деревенский знахарь» (1860) и «Поздравление молодых в доме помещика» (1861), за которую живописец получил Малую золотую медаль.
В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был удостоен шестилетней командировки за границу. В 1863 году он ездил по городам Европы, в Риме занимался в частной Академии. В 1867 году он живет во Флоренции, где сближается с семьей опального А.И.
Герцена, и с семьей художника Николая Ге. Тогда же он пишет картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто». В 1869 году Мясоедов вернулся в Россию. В Москве создаёт картину «Заклинание», за которую удостаивается звания академика. Ещё за границей ему пришла идея организовать Товарищество художников.
«Мы считаем совершенно необходимой полную независимость Товарищества от других поощряющих организаций», — писал он своему товарищу К. Лемоху. В 1863 году, когда Мясоедов находился за границей, в Академии произошёл знаменитый «бунт четырнадцати».
Группа соискателей на большую золотую медаль потребовала, чтобы Совет предоставил им возможность самим выбирать тему для работы, и когда Совет не удовлетворил их требование, демонстративно вышла из состава Академии, отказавшись таким образом от денежной премии и пенсионной поездки за границу. Во главе бунтарей стоял Крамской, возглавивший и созданную тут же «Первую художественную артель».
В 1869 году Мясоедов предложил создать Товарищество. Предложение Мясоедова предполагало наладить широкий показ живописи. В то время картины мало выставлялись и видели их в основном только в узком академическом кругу. Поэтому придуманные членами Товарищества передвижные выставки имели большое социальное значение.
27 ноября 1871 года в Петербурге открылась первая передвижная выставка, показанная потом в Москве, Киеве и Харькове.Это было огромное событие в культурной жизни страны. С особенным энтузиазмом встречают художников в провинции. На первую выставку Мясоедов даёт историческую картину, иллюстрирующую эпоху Петра «Дедушка русского флота».
В марте 1872 года открылась вторая передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает» (1872, ГТГ). Эта картина принесла художнику известность. Сам Мясоедов в письме Третьякову говорит, что хотел приблизиться «к реальному и повседневному».
Третьяков, приобредший эту картину, попросил художника убрать кур на переднем плане, но Мясоедов был решительно против. «Думаю, что куры не мешают», — писал он. Через год после «Земства» появляется картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». Она встречает восторженные отзывы в печати.
Ещё одно произведение, посвящённое деревенской жизни — «Засуха», или «Молебен на пашне о даровании дождя» (1877, Национальный музей, Варшава). Это большое полотно, насыщенное большим количеством персонажей. К этому же циклу относится картина «Дорога во ржи» (1881). Мясоедов изучает народные обычаи и легенды. Картина «Опахивание» посвящена древнему языческому обряду, защищающему скот от болезни.
Крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. Наиболее известная историческая картина того периода — «Самосожигатели» (1882-1884). Сюжет её связан с расколом, произошедшем в XVII веке в русской церкви. В 1880-е годы Мясоедов создаёт новую серию произведений, куда входят такие работы как «Зреющие нивы» (1888), «Страда» (1887), «Сеятель» (1888). «Страда» была представлена на XV передвижной выставке. Часть критиков посчитала картину лучшей во всём наследии художника. Мясоедов в 1890-е годы переживал кризис. Он одинок, с семьёй по каким-то причинам он давно разошёлся. Товарищество, дело его жизни, пришло к упадку, художник осознаёт, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь». В 1911 году умер в своём имении Павленки под Полтавой, завещав похоронить себя без христианских обрядов.
- Название : Дедушка русского флота
- Год создания : 1871
- Материал : Холст, масло
- Собрание : Государственный музей искусств Узбекистана
- Название : Портрет Елизаветы Михайловны Кривцовой, жены художника
- Год создания : 1861
- Материал : Холст, масло
- Размер : 71 х 58
- Собрание : Тульский областной художественный музей
- Название : Автопортрет
- Год создания : 1870
- Материал : Холст, масло
- Размер : 69 х 53
- Собрание : Тульский областной художественный музей
Название : В поле
Материал : Холст, масло
Размер : 22.5 х 43.5
Собрание : Частное собрание
- Название : Чтение Положения 1861 года
- Год создания : 1881
- Материал : Холст, масло
- Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
- Название : Пастушок
- Год создания : 1909
- Материал : Дерево, холст, масло
- Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
- Название : Осенний вид в Крыму
- Год создания : 1884
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 80 x 156
- Собрание : Государственная Третьяковская галерея
Название : Первый оттиск. Портрет И.И.Шишкина
- Год создания : 1891
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 187 x 123
Собрание : Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого
- Название : Поздравление молодых в доме помещика
- Год создания : 1861
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 96 x 123
- Собрание : Государственный Русский музей
- Название : Пристань в Ялте
- Год создания : 1890
- Материал : Холст, масло
- Размер : 47,5 x 64
- Собрание : Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник
- Название : Родник
- Год создания : 1890-е
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 35 x 34
- Собрание : Чувашский государственный художественный музей
- Название : Самосжигатели. 1882,
- Год создания : 1884
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 139 x 283
- Собрание : Государственная Третьяковская галерея
- Название : Страдная пора (Косцы)
- Год создания : 1887
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 179 x 275
- Собрание : Государственный Русский музей
- Название : Чтение Положения 19 февраля 1861 года
- Год создания : 1873
- Материал : Холст, масло
- Размер : 138,2 x 209
- Собрание : Государственная Третьяковская галерея
- Название : Весной (Лесной ручей близ Полтавы)
- Год создания : 1890
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 75 x 56
Собрание : Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева
- Название : Дорога во ржи
- Год создания : 1881
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 65 x 145
- Собрание : Государственная Третьяковская галерея
- Название : Земство обедает
- Год создания : 1872
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 74 x 125
- Собрание : Государственная Третьяковская галерея
- Название : Опахивание
- Год создания : 1876
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 78 x 134
- Собрание : Государственный Русский музей
- Название : Осеннее утро
- Год создания : 1893
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 88 x 70
- Собрание : Государственная Третьяковская галерея
Источник: https://artpriced.ru/biografiya/myasoedov_grigoriy_grigorevich
Коммуна "Сеятель" и лесополосы из Америки
Я не знаю, что меня заставило взять в руки книжку, написанную председателем колхоза имени XXII партсъезда Михаилом Ивановичем Мамоновым, с казенным названием «Глубокие корни». И уж тем более не знаю, что заставило читать ее.
Потом читал, не отрываясь, и испытал то же чувство, которое испытал когда-то, читая «Остров Крым» Аксенова. Чувство неизвестного и фантастического прошлого. Но в «Крыме» это был чистый вымысел, а здесь документальная правда.
Первые же выходные, и мы в самых-самых Сальских степях, на реке Средний Егорлык.
Под нами поселок с названием поэтичным и авангардным — «Сеятель Северный». Там, за горизонтом, на берегу Среднего Егорлыка, его младший брат — «Сеятель Южный».
А между ними самый привычный для нашего края пейзаж — лесополосы. Две улицы Южного Сеятеля в левом нижнем углу этого снимка.
Пейзаж привычный, но примечательный тем, что это первые в СССР ветрозащитные лесополосы, массовая посадка которых начнется в стране только в 50-х, 60-х.
А здесь на Егорлыке, в Сальском районе, их начали сажать еще в 1932-м. Сажали эти лесополосы члены сельскохозяйственной коммуны «Сеятель». Сажали трудно. Первые посадки погибли под жарким ветром. На следующий год посадки поливали, подвозя воду на телегах в бочках.
Сеть лесных полос расположена так, что ими окаймлены все поля. С севера на юг через каждые 480 метров шагают одинадцать рядов лесополос, а с востока на запад перпендикулярно им идут еще шесть рядов.
Деревья в лесополосах выстроились в 13 ! линий: в трех — главные породы, в четырех — сопутствующие и в шести кустарниковые. Так создается ажурно-продуваемая конструкция.
В качестве главных пород высаживались акации белые, ясень зеленый, дуб и гледичию.
Я глазам не верил, когда, сидя в уютной сельской библиотеке, читал эти строки.
Мне кажется, я с детства брожу по лесополосам и не встречал более скучного природного объекта, чем они, состоящие из нескольких одинаковых рядов убогих акаций с подлеском из буйных сорняков. А тут «ажурно-продуваемая».
Я что-то важное в жизни пропустил.
Дальше больше. В книге по истории сельского хозяйства Сальского района, изданной в 1952 г., нашел описание землеустройства в Сеятеле.
Осенью 1940 г. в артели было проведено полное внутрихозяйственное землеустройство. Колхоз ввел два бригадных паралельных 12-польных севооборота по 1560 гектаров в каждом, со средним размером поля 130 га.
Чередование культур в этих севооборотах было установлено следующее.1. Пар черный удобренный.2. Озимая пшеница.3. Ячмень с подсевом многолетних трав.4. Многолетние травы.5. Многолетние травы.6. Яровая твердая пшеница.7. Озимая пшеница.8.
Пропашные ( подсолнечник, кукуруза, бахчи)9. Яровая пшеница.10. Пар черный.11. Озимая пшеница
12. Ячмень и овес.
Это полевой севооборот, а был еще кормовой. Его для краткости описывать не буду. Я привык видеть на полях две культуры, пшеницу и подсолнечник, иногда больше похожый на ромашки из-за истощения полей. А тут 12-польный севооборот.
Тут уже не я, тут уже страна что-то важное пропустила.Что же за Сеятель такой? И откуда он взялся?По-порядку.В 1921 году на Советскую Россию обрушился голод, как результат всей ее предидущей истории.
В этой ситуации вождь мирового пролетариата обратился к зарубежным трудящимся за помощью. Больше не к кому было.
6 августа 1921 г. газета «Правда» опубликовала этот призыв.
«В России в нескольких губерниях голод, который, по-видимому, лишь немногим меньше, чем бедствие 1891 года.
Это — тяжелое последствие отсталости России и семилетней войны, сначала империалистской, потом гражданской, которую навязали рабочим и крестьянам помещики и капиталисты всех стран.Требуется помощь.
Советская республика рабочих и крестьян ждет этой помощи от трудящихся, от промышленных рабочих и мелких земледельцев.
Массы тех и других сами угнетены капитализмом и империализмом повсюду, но мы уверены, что, несмотря на их собственное тяжелое положение, вызванное безработицей и ростом дороговизны, они откликнутся на наш призыв»
И нашлись люди, которые откликнулись. Прежде всего, это были граждане САСШ из города Сиэтла и Финляндии. Некоторые из них были эмигрантами из Российской империи, у некоторых не сложились дела в Америке, которая в то время стояла на пороге большого кризиса. Как бы там ни было, 13 октября 1922 г.
88 коммунаров 11-ти национальностей прибыли и обосновались в открытой степи между Сальском и Целиной. Жилья не было никакого, женщин и детей оставили на станции Целина, и начали обустраиваться. А спустя 42 года и 17 дней, 30 октября 1964 г. коммуне «Сеятель», которая в то время уже называлась колхозом им.
XXII партсъезда, было присвоено звание Коллектива коммунистического труда. Первому в нашей области. При всей ущербности и идеологизированности системы социалистического награждения этот успех невозможно переоценить. Тем более по сравнению с другими колхозами, выросшими на базе столетиями существовавших станиц и поселков.
Местные краеведы утверждают, что коммунары приплыли из Америки на пароходе «Эстония». Кстати, бухгалтерская документация в первые годы в коммуне велась на английском языке.
Я здесь должен сделать отступление и поблагодарить тех людей, которые встретили в поселке бродячую копанию Меотиды и, отложив все дела, рассказывали и рассказывали нам историю своей малой родины, показали все, что есть в библиотеке, в школьном музее, а потом поехали с нами на кладбище, к памятнику трактору, в колхозные мастерские и к другим достопримечательностям поселка.Благодарим:Директора школы Анжелику Михайловну, ее заместителя Марину Анатольевну, библиотекаря СДК Ирину, казаков, собравшихся возле нас у клуба, рабочих в мастерских, строгого сторожа в бригаде и всех, кто нам встретился в этот день.После общения с жителями поселка я изменил свое мнение по поводу источников успеха этой сельхозартели.
- А прежде, прочитав все, что смог найти в ДГПБ, я пришел к выводу, что у коммунаров сложилось все так хорошо, прежде всего, благодаря поддержке властей и умело организованной системы подсобных производств, приносивших в хозяйство живые деньги.
Еще до войны в колхозе появилась своя мельница и крупорушка. Организованы виноделие, колбасное производство, хлебопечение, сушка фруктов и т.д. Были открыты колхозная столовая, прачечная, сапожная и портняжная мастерские.
- Подсобные предприятия обслуживали крупное колхозное строительство и перерабатывали некоторые виды сырья, удовлетворяли личные нужды колхозников.
- Колхоз получал от подсобных предприятий большие денежные доходы.
- Они повышали производительность труда колхозников, укрепляли общественное хозяйство, в значительной мере способствовали повышению материального и культурного уровня жизни колхозников.
Следующие цифры по трудодням я приведу без комментариев. Мне не с чем сравнивать и я не совсем понимаю, что такое 465 трудодней в год?
Средняя выработка колхозника в 1940 г. составляла 465 трудодней. Денежный доход колхозника в 1940г. составил 2603 р.На каждый трудодень в 1940 г. было выдано по 5 р. деньгами и по 5,5 кг. зерна, 100
- граммов овощей, 40 граммов вина, мед, шерсть и другие продукты
Тракторист Анатолий Корнеев везет домой продукты, полученные им по трудодням
Важнейшее значение для колхоза имела электростанция. Она давала энергию для подачи воды, для многочисленных подсобных предприятий, бытовых и культурных учреждений и для освещения всех административных, культурно-бытовых, производственных помещений и квартир колхозников.Мельница и другие производственные помещения «Сеятеля» и сейчас выглядят достойно.
- А в мастерских,
- Где как в музее.
Бережно сохраненные, стоят два станка, привезенные еще из Америки. Не просто стоят – работают. Это сверлильный. Дядюшка Скрудж хранил, как талисман, свою первую добытую монету. Те, кто живет трудом, берегут другие вещи.
- Я стоял и не дышал от восторга возле этого чуда 19-го века.
Всего одна скорость вращения сверла. Но три скорости автоматической подачи шпинделя, регулируемый стол и высота шпиндельной бабки.
И фрезерный. Нам включили оба станка. Работают, тихо, ровно, как положено. Не просто станок сберегли, а и делительную головку к нему.
- Это фото из 50-х.
Еще строки из истории коммуны. (в 30-х годах коммуна была переименована в колхоз им. Сталина)
Наряду с с основными отраслями сельского хозяйства колхоз имени Сталина организовал и построил ряд крупных подсобных предприятий. В первую очередь был построен механизированный кирпичный завод, продукция которого использовалась для колхозных строек. Была оборудована механическая и полностью механизирована деревообделочная мастерская с лесопильной рамой.
Построить кирпичный завод и полностью механизированную деревообделочную мастерскую с лесопильной рамой без решения властей в то время было невозможно. То есть, поддержка государства была, и была она достаточно сильной.
В послевоенные годы колхоз имени Сталина значительно расширил садоводство и виноградарство, полностью восстановил и расширил подсобные предприятия: кирпичный завод, механические и деревообделочные мастерские, мельницу и крупорушку, маслобойку, винодельческий подвал, плодосушку и др. Электростанция колхоза выработала в 1948 г. 193,5 тыс КВТ.
ч электроэнергии. Освещались все общественные здания и дома колхозников. В 1948 г. было построено 30 домов для колхозников.
Какой колхоз без тракторов? Они главные герои на селе. И трактора в колхозе были и, как я понял, пользовались любовью.
Первая сельхозтехника должна была прибыть вмести с коммунарами, но если люди быстро добрались до своей новой родины, то техника трагически опоздала. Много времени заняла доставка ее из портов до станции Целина.
С этим связан один из трудных моментов в истории коммуны – в первый год посеяться не успели и некоторые члены покинули коммуну.
- Но когда техника пришла, думаю, такому парку позавидовал бы любой другой колхоз.
В центре села стоит этот памятник. Я видел много подобных, но по техническому состоянию этот, несомненно, лучший.
- И этой надписи веришь безоговорочно.
- И памятник первой борозде в коммуне есть.
Обратите внимание: коммунары прибыли на голое место в степи 13 октября, а первая борозда была проложена 14-го. Иные бы неделю отдыхали и обмывали бы новое место. В этом секрет успеха?
- Даже горельеф первого трактора.
- Мимо школьного музея мы, конечно не прошли.
- И встретили там несколько чудесных экспонатов.
- В одной из витрин заметил ключ.
Он из Америки. Мог приехать только с первой сельхозтехникой в 20-х.
А это устройство для посадки кукурузы нас удивило. Чего проще – бросил зерно в лунку и жди. Оказывается, нет.
Главное достоинство музея – множество старых фотографий. Я сельских музеев видел много. Отсутствие старых фото – их главная беда. То же можно сказать и по истории Великой Отечественной, мы ее во многом по немецким фотографиям знаем. Поздно фотоаппарат попал в руки простых людей у нас в стране. Да еще излишняя секретность и шпиономания свою роль сыграла.
Здесь много. Неужели из Америки привезли Кодаки?
- Причем много фотографий именно 20-х годов.
- Хата — лаборатория, оцените.
Если там на радиаторе буква «S», то это Катерпиллер. Такому трактору могли позавидовать даже крупные стройки того времени.
Сельский магазин. На дальнем прилавке в правой части снимка, глазам не верю, стойка с кранами для продажи пива. Вот это «Сеятель».
- Кто-же им в 20-х годах в такой глухомани лошадей фотографировал, когда в то время даже в городе фотоаппараты были только у профессионалов, державших ателье.
Простор до горизонта, лесополос еще нет. Значит, 20-е. Некоторые из персонажей этого снимка явно первый раз в жизни взяли в руки тяпки.
- Я когда про два драмкружка прочитал, ничему уже больше не удивлялся.
- А когда узнал про эстрадный и духовой оркестры, понял, что не удивлюсь больше ничему и никогда.
- Глядя на это фото, вспомнил про двух учеников 11-го класса в сегодняшней школе.
- И главное, был поражен, как в селе помнят и берегут память о первых коммунарах.
Нас повели на кладбище и показали там их ухоженные могилы. Перечислю тех, кому удалось поклониться.
Гендриксон Оскар ГермановичГендриксон Софья ЯковлевнаДевис Тимофей ПавловичБиондич Матвей ДаниловичБиондич Прасковья ЕгоровнаМаттила К.А.Саулит Ю.Г.Рыжикова Эльси АрневнаПихлаяниеми К.А.Вилениус Арви ИосифовичТархала Айли ОскаровнаНисканен Вилхо ЭлиевичДробот Никанор Николаевич
- Дробот Анна Михайловна
- В тихом читальном зале сельской библиотеки, который когда-то был таким,
поспорили, в чем «глубокие корни» успеха коммуны. В поддержке влиятельных кругов в САСШ, в то время позиции левых сил там были достаточно сильны, в поддержке Советского правительства, которому было остро необходимо показать всему миру успех переселенцев, или в высокой сплоченности, взаимовыручке и трудолюбии коммунаров, или во всем вместе. Не решили. Да и надо ли?
Источник: https://meotyda.ru/node/1159
Академик живописи. К 180-летию со дня рождения Г. Г. Мясоедова. Памятка — PDF
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Русские пейзажисты XIX века Немного из отечественной истории. Товарищество передвижных художественных выставок. Поленов В.Д. Саврасов А.К. Шишкин И.И. Куинджи А.И. Левитан И.И. Берггольц Р.А. 19-й век
Подробнее
Илья Ефимович Репин (1577-1640) Художник, живописец (портретист, пейзажист) эпохи Барокко. Родился Рубенс в Зигене, там же провел первые годы своей жизни, а в 1587 году, наконец, с семьей вернулся в Антверпен,
Подробнее
Богатырь русской живописи 165 лет со дня рождения В. М. Васнецова, русского живописца Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний,
Подробнее
Путешествия с Третьяковской галереей Илья Репин. Жизнь и творчество Третьяковская галерея продолжает формат знакомства с искусством через уникальные путешествия с эмоциональным и культурным погружением.
Подробнее
Промежуточная аттестация 2017/2018 учебного года по изобразительному искусству в 4 классе Итоговая контрольная работа по изобразительному искусству учени 4 класса Вариант 1 А-1. Рассмотри репродукцию,
Подробнее
Всеволод Михайлович Гаршин Художественная выставка в Петербурге Текст предоставлен издательством «Эксмо» http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=4953127 В.М.Гаршин Красный цветок: Эксмо; Москва; 2008
Подробнее
Художественная выставка в Петербурге Всеволод Гаршин 2 3 Всеволод Михайлович Гаршин Художественная выставка в Петербурге (От нашего корреспондента) 4 Предстоящий сезон художественных выставок обещает быть
Подробнее
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 163 г.иркутска Информационно-творческий проект На тему: «Знакомство с творчеством художника Шишкина И.И.» ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подробнее
Районная детская библиотека Серия «Великие художники» Левитан Составитель, корректор и компьютерная обработка Никифорова М.Я. Волковыск, 2015 Исаак Ильич Левитан великий русский художник-пейзажист. Он
Подробнее
1844 1930 гг Репин родился в селе Чугуево Харьковской губернии в семье военного поселенца. Его первыми учителями живописи были местные иконописцы. Домик Репиных в Чугуеве (фото) Заветная мечта молодого
Подробнее
Левитан И.И. — русский живописец-передвижник, крупнейший мастер русского пейзажа конца XIX в., заложивший в этом жанре принципы символизма и. 25273788367543 2 ноя 2013. скачать Русские художники XIX века
Подробнее
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Зональная научная библиотека имени В. А. Артисевич представляют виртуальную выставку «Издания из фонда ЗНБ
Подробнее
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Зональная научная библиотека имени В. А. Артисевич представляют виртуальную выставку Татьяна Ниловна Яблонская
Подробнее
Государственная Третьяковская галерея — Художественный музей в Москве, основан в 1856 году, купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций (собраний) русского изобразительного
Подробнее
Русский художник Орест Кипренский, картины которого будоражили российскую общественность всю первую половину XIX века, родился в 24 марта 1782 года в усадьбе небогатого помещика Ораниенбаумского уезда
Подробнее
Приложение План мероприятий на 2016-2018 годы, посвященных празднованию юбилея А. И. Солженицына в Орловской области Наименование мероприятия Дата проведения Место проведения 1. «А. И. Солженицын. Личность.
Подробнее
Источник: https://docplayer.ru/44797379-Akademik-zhivopisi-k-180-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-g-g-myasoedova-pamyatka.html