21 апреля 2017 года в 00:25
Очень часто искусство и красота идут рука об руку. Но не все завораживающие шедевры живописи могут быть приятны вашему глазу: есть очень сильные картины, на которых изображено что-то странное, депрессивное, пугающее и даже жуткое. Мы предлагаем взглянуть на некоторые из таких картин — но предупреждаем: вы делаете это на свой страх и риск.
Иоганн Генрих Фюссли (Генри Фюзели), «Ночной кошмар», 1781 г.
Художник, вероятно, опирался на германские сказания о демонах и ведьмах, которые овладевали людьми, спящими в одиночку. К таким людям являлась нечистая сила — незрячая кобыла и демоны. Изображенная на картине женщина то ли спит, то ли лежит без сознания, а на ее грудь давит инкуб, не дающий ей прийти в себя и навевающий ночные кошмары. В прорези штор мы видим голову слепой кобылы, которая увозит человеческую душу во время сна (английское слово «nightmare» в дословном переводе — «ночная кобыла»).
Иероним Босх, «Сад земных наслаждений», 1480-1505 гг.
Это самый известный триптих Иеронима Босха и посвящен он греху сладострастия. На левой створке мы видим знакомство Адама и Евы в Раю. Центральная часть — это, собственно, сад наслаждений, в котором люди предаются греху сладострастия. Но мы предлагаем внимательнее рассмотреть правую створку триптиха под названием «Музыкальный Ад». Тут есть и чудовища, и пыточные механизмы (грешник распят на арфе, лютня используется как орудие пытки), и сцены мучений.
Вот несколько фрагментов правой части триптиха
Восхитительно.
Гюстав Моро, «Диомед, пожираемый своими конями», 1865 г.
Сюжет картины заимствован из древнегреческой мифологии («12 подвигов Геракла»). Царь Эврисфей поручил Гераклу отправиться во Фракию и украсть у царя Диомеда его великолепных и свирепых коней. Диомед кормил этих животных человеческим мясом. Геракл силой завладел конями-людоедами и расправился с Диомедом, бросив его им на растерзание. Именно этот момент запечатлен на картине. А на заднем плане сидит сам Геракл и наблюдает за происходящим.
Питер Пауль Рубенс, «Сатурн, пожирающий своего сына», 1636 г.
Еще одна картина на мифологическую тему. Да, папа из этого Сатурна как-то не очень. Напомним: Сатурн (римское имя для Кроноса), король Титанов, завидовал власти своего отца Урана, поэтому сверг его. Настал Золотой век, и все было мирно и хорошо — пока Сатурн не узнал из пророчества, что его сыновья, повзрослев, свергнут его — как он сверг своего отца. Чтобы пророчество не свершилось, Сатурн сжирал каждого своего сына после его рождения. Заметим, что Сатурн здесь абсолютно хладнокровен и уверен в правильности того, что делает.
Артемизия Джентилески, «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», 1620-1621 гг.
Сюжет картины основан на Книге Юдифи — второканонической книге Ветхого Завета, в которой рассказывается история прекрасной и благочестивой израильтянки, спасающей свою родину от Олоферна, военачальника Навуходоносора. Чтобы помешать Олоферну разрушить ее родной город, Юдифь соблазнила его своей красотой и проникла в его палатку. Когда Олоферн напился и уснул, Юдифь с помощью своей служанки обезглавила его. Судя по картине, процесс обезглавливания прошел не совсем гладко и не был быстрым.
Ганс Мемлинг, триптих «Тщета земная и Божественное спасение», ок. 1485 г.
Еще один пример триптиха, подобного «Саду земных наслаждений». На центральной панели изображена обнаженная женщина, смотрящаяся в зеркало. Левая створка — это Смерть. Правая — Дьявол. То есть самолюбование, тщеславие и страсть к земным удовольствиям — прямая дорогая в Ад. Также тут прослеживается намек Memento mori («Помни о смерти).
Дьявол
Отвратительный рогатый Дьявол, из живота которого проглядывает человеческое лицо, топчущий грешников, приговоренных к пожиранию огнедышащим монстром, — таков итог человека, не заботящегося в течение жизни о своей праведности.
Фрэнсис Бэкон, «Этюд к портрету Иннокентия Х», 1953 г.
По правде сказать, английский художник-импрессионист Фрэнсис Бэкон не имел ничего против Папы Римского Иннокентия X — он просто творил в таком художественном стиле. Его работа — это своеобразное прочтение картины Диего Веласкеса «Портрет Иннокентия X», созданной в 1650 году. Бэкон никогда не видел оригинала этой картины, но видел бессчетное количество ее репродукций в книгах. Его видение этой картины поражает.
Тициан Вечеллио, «Наказание Марсия», 1570-1576 гг.
Мифологический сюжет, легший в основу картины этого знаменитого художника Возрождения, таков: сатир по имени Марсий бросил вызов самому богу Аполлону, предложив устроить музыкальное соревнование.
Он хотел доказать, что кифара Аполлона не идет ни в какое сравнение с его флейтой, но был жестоко наказан за гордыню. Аполлон принял его вызов, но с одним условием: победитель выбирает наказание для проигравшего.
На картине мы видим, что с сатира Марсия заживо сдирают кожу.
Вильям-Адольф Бугро, «Данте и Вергилий в аду», 1850 г.
Это изображение Ада навеяно первой частью поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия», а конкретнее — показан восьмой круг ада, место для фальсификаторов и фальшивомонетчиков.
Спустившиеся в ад Данте и Вергилий наблюдают бой между двумя проклятыми душами: еретик и алхимик Капоккио атакует и кусает в шею Джанни Скикки, который выдавал себя за покойного богача, чтобы обманом завладеть его наследством.
За этой сценой с явным удовольствием наблюдает крылатый демон.
Франсиско Гойя, «Сатурн, пожирающий своего сына», 1819-1823 гг.
Узнаете? Снова тот же сюжет, что и у Рубенса, но на этот раз Сатурн изображен совершенно безумным и кровожадным монстром. Интересный факт: эта картина была в 1881 году подарена музею Прадо, так как не привлекала покупателей.
Сальватор Роза, «Искушение святого Антония», 1645 г.
Легенда об искушении святого Антония вдохновляла на творчество многих живописцев: картины с таким названием есть у Иеронима Босха, Поля Сезанна, Сальвадора Дали и многих других. Каждый привносил что-то свое и каждая картина по-своему интересна.
По легенде, святой Антоний — набожный христианин — стал паломником и ушел странствовать в пустыню, чтобы жить там в уединении. На пути его подстерегали всякого рода злые искушения и отвратительные демоны, пытающиеся сбить его с истинного пути. Демон в исполнении Сальватора Розы похож на какое-то инопланетное существо.
Даже не верится, что картина написана в 17 веке.
Франсиско Гойя, гравюра из серии «Бедствия войны», 1810-1820 гг.
Франсиско Гойя создал серию из 82 гравюр, на которых, как вы уже поняли, тщательно отобразил все ужасы войны. Это был протест против жестокого подавления французами восстания на Пиренейском полуострове, за которым последовала война.
Представленная гравюра значится под номером 39 и имеет подпись «Героическая борьба! С мертвецами!». На гравюре изображены подвешенные к дереву трупы. Все они кастрированы, у одного отрублены руки и голова.
Теодор Жерико, «Отрубленные головы», 1818 г.
Наверное, можно сказать, что Теодора Жерико восхищали мертвые. Он частенько заимствовал (по знакомству) в морге тела и конечности, чтобы рисовать их с натуры. Жерико коллекционировал головы и различные части тела трупов в своей мастерской и наблюдал за тем, как они постепенно разлагаются, перенося свои впечатления на художественные полотна.
Ханс Рудольф Гигер, «Некроном IV», 1976 г.
Шведского художника-сюрреалиста Ханса Гигера мучили ночные кошмары и в своей работе он отобразил бесплодные попытки борьбы с бессоницей и все, что с этим связано. Именно эта картина Гигера и вдохновила его на создание ксеноморфов для фильма «Чужой».
Сальвадор Дали, «Лицо войны», 1940 г.
На картине мы видим пустынный пейзаж, в центре которого находится гигантская голова, не имеющая тела. Лицо высушено палящим солнцем и кажется очень печальным. Такие же лица расположены в пустых глазницах и во рту, а в них — еще лица, и так до бесконечности… Сальвадор Дали написал эту картину после окончания Гражданской войны в Испании, чтобы показать, что смерть несет с собой только смерть — бесконечно.
Источник: https://porosenka.net/2017/04/21/art55185.html
«Сатурн, пожирающий своего сына» Гойи — История одного шедевра
Сюжет
Одержимый алчностью Сатурн раздирает тело собственного ребенка. Согласно мифологии, Сатурн (в древнеримской мифологии, в древнегреческой ему соответствует Кронос) почитался как верховное божество. Ему предсказали, что один из его детей от богини Реи лишит его власти.
Чтобы этого не произошло, Сатурн решил уничтожить потенциальных конкурентов через поедание. Согласно мифу, бог глотал младенцев одного за другим. Однако одного ребенка Рея уберегла. Им оказался Зевс. Преодолев пубертат, он начал войну с отцом.
Последний после 9 лет борьбы проиграл и был заключен в Тартар.
Отходя от мифа, Гойя показывает Сатурна не проглатывающим, но терзающим ребенка. Кровавые подробности, усиливающие ужас. Дикие глаза бога. Пропорции его тела не реалистичны.
В его образе есть подобие с человеком, но больше он похож на монстра, дикое лесное отродье, воплощение ночных кошмаров. Он словно бы стиснут рамками полотна — поза его неестественна, изуродована.
В результате картина выглядит как олицетворение апокалипсиса.
«Сатурн, пожирающий своего сына» (1819−1823)
Мы не знаем точно, почему был создан этот цикл, какие мысли одолевали уже престарелого, измученного болезнями Гойю. Возможно, это было общее впечатление от жизни. Не исключено и то, что таким образом художник мог отреагировать на неудачи Испанской революции. Так называемые «Чёрные картины» демонстрировали насилие, жестокость, общее безумие и безысходность.
Контекст
Полотно известно нам сегодня под несколькими именами: «Сатурн, пожирающий своего сына», «Сатурн, пожирающий своих детей» или просто «Сатурн». Однако все они — приобретение поздних лет. Сам Гойя не оставил никаких комментариев ни на сей счет, ни на счет того, что значит цикл полотен в целом.
«Читающие мужчины» (1819−1823), одна из цикла «Черных картин»
Картина была сделана как фреска на одной из стен дома художника. Дом этот, который соседи прозвали «Домом Глухого», Гойя купил в 1819 году в пригороде Мадрида. Художник работал над циклом фресок между 1819 и 1823 годами. Всего было написано 14 штук.
Позднее Сальвадор Мартинес Кубельс перенес изображения на холст по заказу банкира Фредерика Эмиля д’Эрлангера, желавший представить работы Гойи на Всемирной выставке 1878 года.
Однако никто из посетителей экспозиции картинами не заинтересовался, они были подарены музею Прадо, где находятся и сегодня.
Судьба художника
Франсиско Гойя родился в Сарагосе в семье мастера по золочению. Образование его было поверхностным, причем не только профессиональное, но и общее — всю жизнь он писал с ошибками. Первые годы обучения живописи были провальны: на конкурсах его работы оставались без внимания; академизм угнетал, героические и национальные сюжеты не вдохновляли.
После переезда в Мадрид Гойя стал востребованным портретистом. Этому во многом поспособствовал его шурин Франсиско Байеу, который тогда был официальным придворным художником Карла III. Через некоторое время Гойя и сам станет придворным художником.
Воцарившееся благополучие нарушит Французская революция. Испанский монарх будет напуган событиями в соседней стране, начнет превентивные гонения в своем государстве и позабудет на время об искусстве.
В итоге Гойя окажется без работы и друзей, которых либо арестуют, либо вышлют.
«3 мая 1808 года» (1814)
В 1790-х Гойя перенесет две тяжелые болезни, природа которых до сих пор не ясна. В результате он потеряет слух. Несмотря на это, он продолжает быть популярным портретистом. В начале XIX века к придворным и церковным заказчикам добавятся представители зарождающейся в Испании крупной буржуазии.
Однако меняется характер его искусства. Личные неприятности, последующая оккупация Испании французами, затяжная партизанская война и жесткая реставрация испанской монархии — все это приводит к тому, что в творчестве Гойи все чаще звучит глубокая неудовлетворённость происходящим, трагизм и мрак.
Портрет Гойи (1826) кисти Висенте Лопеса Портаньи
Последние годы Гойя провел во Франции, скрываясь от испанских властей. Прямо ему не угрожали, но художник видел, что других преследовали, поэтому решил уехать, пока не стал жертвой террора. 16 апреля 1828 года умер в своих апартаментах в Бордо.
Источник: https://diletant.media/articles/39339693/
«Черные полотна» — 1821-1823 Картины Гойи
Октябрь 18, 2012
Сатурн, пожирающий своих детей
1821-1823; 146х83 смнастенная живопись, перенесенная на холст
Прадо, Мадрид
Годы перед эмиграцией во Францию Гойя провел под Мадридом на берегу Мансанареса, в доме, получившем название «Дом Глухого». Настенные росписи этого дома, портреты, несколько картин для церквей и графическая серия «Диспаратес» (в переводе — нелепость, безумства) относятся к числу поздних созданий мастера.
В росписях, выполненных техникой масляной живописи на стенах «Дома Глухого», чаще всего видят фантастические, чудовищные образы, порожденные болезненным воображением старого художника, не только глухого, но и начинающего слепнуть, для которого весь мир превратился в мрачные трагические кошмары.
Однако в настоящее время установлена связь росписей с политическими событиями тех лет, хотя явно выраженный элемент фантастики действительно делает зависимость изображаемого от реальных событий трудно уловимой. Истинный смысл этих работ зашифрован и тесно связан с народными поверьями, зато трагический гротеск в этих так называемых «Черных полотнах» доведен до предела…
Две старухи, поедающие суп
1821-1823; 53х85 смнастенная живопись, перенесенная на холст
Прадо, Мадрид
Палитра мастера в это время состоит, в основном, из черного, серого, охры и коричневого; только иногда он неожиданно вкрапляет в этот довольно мрачный колорит белые или кроваво-красные пятна.
Под конец XIX века «Черные полотна» будут перенесены со стен «Дома Глухого» на холст. Сам же дом, в котором, к слову, так и не был создан музей Гойи, был окончательно разрушен в 1910 году.
Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника — «Гойя»…
В известном «Сатурне, пожирающем своих детей», бог-каннибал, похожий на хищную птицу с выпученными глазами, изображен в самый ужасающий момент, его раскрытая пасть вызывает ассоциации с вратами ада, за которыми один за другим в страшных муках погибают его дети…
Драка («Два чужеземца»)
1820-1823; 123х266 смнастенная живопись, перенесенная на холст
Прадо, Мадрид
К той же теме в 1636 году обращался Рубенс, однако представил ее в абсолютно ином роде, хотя и используя сходную композицию. Рубенс заставляет зрителя воспринимать Сатурна несколько отстраненно, как бы со стороны. Гойя же делает нас невольными участниками адского пира — точно так же, как приглашает составить компанию двум трапезничающим старухам-ведьмам («Две старухи, поедающие суп»).
Чтобы вызвать у зрителя жуткие ощущения, художнику порой даже не нужно было изображать собственно ведьм или какую другую нечисть: ему достаточно изобразить обычных мужчин, жестоко и исступленно калечащих друг друга в бессмысленной драке («Драка»)…
(1746-1828) Франсиско Гойя
Поделиться ссылкой в социальных сетях
Источник: http://www.filoli.ru/artists/030-goya/chernye-polotna.php
Картина Сатурн пожирающий своего сына
- Кто автор: Франсиско Гойя
- Как называется картина: Сатурн, пожирающий своего сына
- Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):
- В каком году написана(когда): в 1819
- Оригинальное название картины на английском: Saturno devorando a un hijo
- Холст, масло.
- 146 на 83 см.
- Музей Прадо
Описание картины «Сатурн, пожирающий своего сына»
«Сатурн, пожирающий собственного сына» (исп. Saturno devorando a un hijo) — роспись испанского художника Франсиско Гойи, написанная меж 1819 и 1823 годами на стенке его «Дома Глухого» (исп.)русск..
Одно из 14 схожих изображений, которое позже было переведено на холст и сейчас хранится в Музее Прадо.
Композиция сначало, согласно инвентаризации в 1828—1830 годах друга Гойи Антонио Бругады (англ.)русск.
, находилась посреди панно, расположенных в столовой художника на первом этаже «Дома Глухого» (исп.)русск.. В числе других «Сумрачных картин» была переведена на холст художником Сальвадором Мартинесом Кубельсом (исп.)русск.
по требованию французского банкира Фредерика Эмиля д'Эрлангера (англ.)русск. для показа на Глобальной выставке 1878 года. Работа не завлекала покупателей и потому в 1881 году была подарена Музею Прадо.
1 Сюжет картины
2 История сотворения
3 Примечания
4 Литература
5 Ссылки
Сюжет картины
Сатурн, пожирающий собственного отпрыска. Снимок 1874 года росписи Гойи в Доме Глухого.
Сатурн (Рубенс)
Согласно классическому истолкованию на картине изображён Кронос, который в греческой мифологии, боясь быть свергнутым своим потомком, пожирал всех собственных деток.
В отличие от традиционного мифа, где Кронос проглатывал собственных запелёнутых малышей, тут безумный Кронос терзает плоть. В том числе и потому картина Гойи идентична с схожей картиной Рубенса «Сатурн». Но в картине Рубенса Сатурн хладнокровен и реалистичен, уверен внутри себя.
В сюжете же у Гойи Сатурн — безумный монстр с нереалистическими пропорциями тела. Места картины ему не хватает, потому он принял противоестественное положение.
История сотворения
В 1819 году Гойя приобрёл дом поблизости Мадрида, расположенный на берегу реки Мансанарес. Обитатели окрестность называли это двухэтажное строение «Виллой Глухого» (исп. Quinta del Sordo).
И хотя это заглавие относилось к прежнему обладателю, но после тяжкой заболевания, перенесённой Франсиско Гойей в 1792 году и вызвавшей у художника глухоту, старенькое заглавие дома было полностью применимо и к художнику.
В период с 1819 по 1823 годы, до переезда в Бордо, Гойя сделал серию из 14 фресок, которые он нарисовал на стенках дома. В возрасте 73 лет, пережив две тяжкие заболевания, Гойя находился в очень сумрачном состоянии духа. Как патриота его также не могли не расстраивать беды Испанской революции, начавшейся в те же годы.
Сначала Гойя сделал фрески на более светлую тему, но в вышеуказанный период он написал поверх этих работ новые фрески, получившие заглавие «Чёрных картин». Фрески, вначале не созданные для общественного просмотра, показывали сцены исполненные насилия, беспощадности и безысходности.
Своим работам на стенках «Виллы Глухого» Гойя не отдал никаких заглавий. Все наименования фрески и полотна получили уже после его погибели. Потому за картиной закрепилось несколько имён: «Сатурн, пожирающий собственного сына», «Сатурн, пожирающий собственных детей» либо просто «Сатурн».
Источник: http://peresvetovgallery.ru/kartiny/kartina-saturn-pozhirayushchij-svoego-syna.html
Профессор Знаев
В 1819 году старый, измученный болезнями, разочаровавшийся в жизни, Франсиско Гойя приобрёл в окрестностях Мадрида дом, известный как «Вилла глухого». Великий художник страдал глухотой, страдал давно и безнадёжно, и возможно, именно поэтому имя дома сохранилось в истории, но название своё он получил всё-таки от прежнего владельца, Антонио Монтаньеса, который тоже ничего не слышал. Вероятнее всего, эта мрачная двусмысленность стала дополнительной приманкой для Гойи, искавшего укрытия от жизненных треволнений. Наполеоновское нашествие, падение королевского дома Бурбонов, буржуазная революция, герилья – освободительная война испанского народа против французов, реставрация монархии…
Испанская история первой четверти XIX века была богата на события и Франсиско Гойя был активным их участником.
Но его свободолюбивые ожидания не оправдались, всё вернулось на круги своя, и даже печально знаменитая испанская инквизиция, упразднённая Наполеоном, была восстановлена и возобновила свою деятельность.
Потрясённый масштабом постигших Испанию бедствий, потоками крови, захлестнувших его Родину, потерявший веру в то, что человечество способно устроить справедливую и разумную жизнь, Гойя спрятался на «Вилле глухого», чтобы подарить миру целую галерею мрачных, чудовищных образов.
Сразу после покупки Гойя реконструировал этот двухэтажный дом, устроил в нём два больших зала, один над другим. Стены в этих залах были специально подготовлены для живописи.
К тому моменту, как Франсиско Гойе, опасавшемуся преследований инквизиции, в 1824 году разрешили покинуть пределы Испании, здесь было 14 фресок, по 7 в каждом зале. В 1828 году кем-то из близких художника был составлен список этих фресок с указанием точного расположения в каждом из залов.
Долгое время эти изображения оставались неизвестными для широкой публики и специалистов. Лишь в середине 70-х годов XIX века некий англичанин перенёс фрески на холст и начал предлагать их различным музеям для продажи.
Сильнее всего фресками заинтересовался крупнейший испанский музей Прадо, который и приобрёл их. После реставрации работы Гойи были выставлены на всеобщее обозрение и одобрения публики не снискали. Список претензий был обширен.
Одни были недовольны излишне мрачными сюжетами, других не устраивала «неряшливая» техника письма. Но времена, когда в живописи царили академический сюжет и фотографическая точность безвозвратно уходили, и скоро фрески с «Виллы глухого» были оценены по достоинству. «Виллу глухого», к сожалению, снесли в 1910 году.
Надо сказать, сюжеты этих картин действительно трудно назвать жизнерадостными. По ночам больного, разочарованного старика преследовали странные видения, причудливо переплетающиеся с действительностью. Ночные кошмары Гойя в течение дня переносил на стены своего дома, пугая домочадцев и немногих друзей угрюмой выразительностью этих образов.
Так родилась Юдифь, застывшая над Олоферном с устрашающего вида ножом (а ведь библейский рассказ утверждает, что голова Олоферна была отрублена мечом); так родились «Бычьи пастухи», лупящие друг друга палками с таким увлечением, что оба уже ушли по колени в песок»; так появились фантасмагорические «Парки», «Асмодей», «Прогулка инквизиции»… Так рождается самая пронзительная фреска «Виллы глухого» – «Сатурн, пожирающий детей».
Древнегреческий миф рассказывает нам, что верховный бог Кронос, у римлян – Сатурн, боялся своих детей, один из которых, согласно пророчеству, должен был лишить его власти.
Чтобы этого не случилось, каждого своего ребёнка он съедал сразу после рождения, причём, бессмертные, они были обречены вечно жить в его чреве. Этой участи избежал только Зевс.
Вместо него Кронос проглотил завёрнутый в пелёнку камень, подсунутый матерью Зевса.
Каким же увидел Гойя жестокого бога, пожирающего своих детей? Ничего божественного нет в безобразном великане, заталкивающем в широко раскрытый рот кусок окровавленной плоти. Ничего божественного, и ничего человеческого нет даже в его глазах, пустых и бессмысленных.
И разрываемое тело принадлежит явно не младенцу, это тело взрослого, сформировавшегося человека.
Так что, нужно понимать, послание художника, зашифрованное в этой фреске, не ограничивается одним языческим мифом, а несёт нам какое-то новое знание о мире, о жестокости жизни, об опасности неограниченной, ничем не стеснённой силы.
Источник: http://znaew.ru/index.php/znakomimsya-so-svoim-telom/6310-fransisko-gojya-saturn-pozhirayushchij-detej
Франсиско Гойя. Сатурн, пожирающий своего сына, описание картины и история создания
«Сатурн, пожирающий своих детей» (вариант названия «Сатурн, проглатывающий своего сына») – знаменитая фреска Франсиско Гойи, написанная в период 1820-23 годов.
В конце XIX века художник Сальватор Мартинес Кубельс перевёл её на холст по заказу банкира Эмиля д`Эрлангера, планировавшего показать, а если повезёт, то и продать шедевр Гойи на Всемирной выставке 1878 года, проходившей во дворце Трокадеро в Париже. В это десятилетие во Франции прогремели импрессионисты, в моду вошли солнечный свет и концентированный воздух.
Не удивительно, что купить мрачного «Сатурна» желающих не нашлось, и в 1881-м году он был преподнесён в дар музею Прадо. В 1819-м году 73-летний Гойя, всё еще формально числившийся придворным живописцем, отошёл от дел и приобрел небольшую виллу в пригороде Мадрида. Еще при прошлом владельце соседи прозвали это имение Quinta del Sordo, «дом глухого».
Возможно, именно это название и привлекло Гойю: в 1792-м, после загадочной болезни (назывались диагнозы от апоплексии до осложнений застарелого сифилиса) художник начал испытывать адские головные боли и почти полностью лишился слуха, так что «дом глухого» пришёлся ему как нельзя кстати.
Десятилетие, предшествовавшее покупке Quinta del Sordo, выдалось необычайно сложным для всей Испании и лично для Гойи. Испания была оккупирована французами, Гойя стал свидетелем расстрелов и казней, видел остывающие трупы и дымящиеся развалины домов на улицах Мадрида.
В 1812-м году он лишился жены Хосефы, вместе с которой прожил почти 40 лет и похоронил не менее десяти детей (разные источники называют разные цифры). Еще раньше была отравлена возлюбленная Гойи, 40-летняя Каэтана Альба. В 1819-м году Гойя перенёс новую болезнь, поставившую его на грань жизни и смерти (свидетельством о ней стал автопортрет в сопровождении доктора и друга Ариетты, Институт искусств Миннеаполиса).
Оправившись от болезни, Гойя решает расписать стены своего «дома глухого» странными и темными видениями, которые выразили бы пережитые потрясения.
Они не предназначались для посторонних глаз современников Гойи (и потому настенные росписи оказались предпочтительнее картин) и должны были стать чем-то вроде завещания пожилого художника потомкам.
Эта идея завладела Гойей целиком.
В течение короткого времени он выполнил колоссальный объем работы, набросав эскизы 14-ти огромных картин (некоторые из них превышали размер в шесть квадратных метров!) и начал расписывать ими стены.
По образному строю изображения напоминали кошмары и галлюцинации – причём даже больше, чем знаменитая серия офортов Гойи «Капричос». Гойя не дал авторского названия своим фрескам, но нам они известны теперь как Pinturas Negras – «черные картины» («мрачные кратины»). Они написаны в глубоких и мрачных тонах.
Густая смесь чёрного и чёрно-серебристого господствует на стенах дома Гойи. Кое-где появляются вкрапления ярких цветов и белоснежно-белого. Мрачные процессии паломников, люди с искаженными страхом лицами, пугающие образы старости, немощи, богооставленности. И среди них – пожалуй, самая знаменитая и жуткая фреска «Сатурн, пожирающий своих детей».
Большинство сюжетов Pinturas Negras и по сей день остаются для нас необъяснимыми и загадочными, однако как раз у «Сатурна» имеется мифологический прообраз. Римскому богу земли Сатурну соответствует древнегреческий Кронос. Детьми Кроноса, рождёнными Реей, были олимпийские боги Гера, Гестия, Деметра, Аид и Посейдон. Однажды Уран предсказал Кроносу, что кто-то из детей лишит его власти, и потому напуганный Кронос проглотил их одного за другим. Родившийся позднее сын Кроноса Зевс, повзрослев, заставил отца изрыгнуть всех, кого он проглотил, на этом власть Кроноса закончилась. Работу Гойи иногда сравнивают с картиной Рубенса «Сатурн», использующей тот же сюжет и тоже представленной в музее Прадо. Но насколько же «нормальным» выглядит гармоничный по анатомии и колористически уравновешенный древнеримский бог Рубенса в сопоставлении с обезумевшим монстром Гойи! Тело героя Гойи изломано, его пропорции нарушены, он не умещается в пространстве картины, а его глаза выражают какой-то запредельный, хтонический ужас от содеянного. И, что особенно интересно, он не заглатывает сына целиком, как это описано в мифе, а пожирает его кровоточащее тело по частям. Так что, возможно, Гойя не следует мифу, а отображает некий индивидуальный кошмар, создает свой собственный миф. У всякого кошмара можно найти не только историческую, но и психическую подоплёку, поэтому Гойю так любят исследовать психиатры и психоаналитики.
Антон Ноймайр, автор книги «Художники в зеркале медицины», ищет возможные ключи к «Сатурну» в генеалогии рода Гойи. Предки художника принадлежали к доиндоевропейскому народу басков, в чьих преданиях и легендах превалируют темы жестоких убийств, человеческих жертвоприношений и каннибализма.
В их мифах грозные духи природы погружают человека в атмосферу первобытного ужаса.
«Наверняка Гойя, как и Шекспир, верил в сверхестественные силы природы», – полагает исследователь, а значит, кровожадный Сатурн, пожирающий собственные порождения, мог олицетворять стихийную жестокость мироустройства.
Сторонники исторического похода к творчеству Гойи проводят аналогию между «Сатурном, пожирающим своего сына» и Испанией начала XIX века, откровенно бросающей собственных детей в горнило гражданской войны, сжигающей их на кострах инквизиции и приносящей в жертву мнимому национальному величию.
Доктор Ференц Райтман усматривает в жутких видениях Гойи проявления его психопатологического состояния, душевной болезни, лишь усугублённой (но не порождённой!) историческими реалиями. «В ужасающих изображениях гражданской войны, – излагает идеи Райтмана Ноймайр, – Гойя показывал очень много бесчеловечной жестокости.
Озлобленный и огорченный страшными преступлениями, он пошёл даже дальше, потому что стал бесчестить и патриотов, рисуя их мёртвые тела в отвратительном виде. Гойя изображал изувеченные, разорванные на куски тела, оторванные конечности и отвратительные сцены именно так, как это делают пациенты психиатрических лечебниц.
Фрески Quinta del Sordo (где Сатурн поедает своих детей и великан жует откусанные руки) выражают это еще более ясно».
Испанские медики Фернандес и Сева называют предполагаемый душевный недуг Гойи аффективным психозом, Мануэль Парео говорит о депрессивной дистимии, Ноймайр склоняется к диагнозу шизофрения и предполагает постепенное отравление организма Гойи входившим в состав красок свинцом, что повлияло на деятельность мозга художника и вызвало к жизни галлюцинаторные видения. Искусствоведение в этой ситуации может лишь констатировать: действительно, живопись до Гойи не знала такой исступлённой дисгармонии. Именно Гойя первым в европейском искусстве делает нас не зрителями, а полноправными соучастниками адского пира и чудовищных преступлений.
Анна Вчерашняя
Источник: https://artchive.ru/franciscogoya/works/3988~Saturn_pozhirajuschij_svoikh_detej
Картина «Сатурн, пожирающий своего сына»
Художник: Гойя (1746–1828).
Тип: холст, масло.
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид.
Гойя
Франсиско Гойя — ведущая фигура испанской живописи 1785–1820 годов. Достойный преемник таких великих мастеров как Эль Греко, Хусепе Рибера, Сурбаран и Веласкес, мастер жил в смутные времена, застав французскую революцию, войны и наполеоновские походы.
Кроме того, в возрасте 46 лет Гойя начал страдать глухотой и периодическими приступами депрессии, что сказалось на его темном романтизме и фресках, известных как «черные картины», состоящие из кошмарных образов и изображений звериной жестокости.
Также трудный период связан с серией гравюр «бедствия войны» (1810–1820). Мрачные работы представляют собой описание трагических событий, происходящих в Испании 1800-х годов.
Стоит заметить, что ни одна из этих работ не была предназначена для публичного представления и не была похожа на портреты и религиозные работы, какие Гойя делал для испанского королевского дворца и знати.
Сатурн, пожирающий своего сына
Предистория
«Сатурн, пожирающий своего сына» — один из самых запоминающихся и незабываемых образов Гойи, принадлежащий с серии «черных картин». Эти фрески созданы Гойей на отштукатуренных стенах его дома (известного как Кинта-дель Сордо, «Вилла глухого») — расположенного на берегу реки Мансанарес, неподалеку от Мадрида.
Изначально, стены украшались позитивными изображениями, поднимающими настроение, но со временем мастер стал создавать жесткие и тревожные композиции, причиной чего стала нарастающая депрессия и паранойя, а также опасения по поводу грядущей смерти. Мастер не писал, не говорил и вообще не прикладывал никаких усилий для того, чтобы данная серия известной.
Лишь в 1874 году, спустя 50 лет после смерти художника, работы были перенесены со стен на холст.
Сюжет картины
История, которую иллюстрирует работа, отсылает нас к мифу о римском боге Сатурне, который испугавшись пророчества о том, что будет свергнут одним из своих сыновей, пожирал потенциальных конкурентов.
В конце концов жена Сатурна утаила шестого сына, Юпитера, и пророчество исполнилось.
Существует мнение о том, что вдохновение Гойя почерпнул из одноименной работы Рубенса, но свирепость и безжалостность, с которой Сатурн ест ребенка, контрастирует с хладнокровностью и методичностью персонажа Рубенса, что делает фреску ужасающей и уникальной.
Анализ и интерпретация
Картина демонстрирует психопата, который не в состоянии контролировать свои действия. Грубость, обнаженность, спутанность волос Сатурна, а также широкий взгляд и агрессивное поведение — все это указывает на истерическое безумие.
Возможно, это отсылка к ужасным событиям, происходящим в Испании того времени. Сумасшедший бог уже оторвал и проглотил голову ребенка, правую руку и занят поеданием левой, а его руки так сильно впиваются в жертву, что пробивают кожу.
Существуют доказательства того, что в исходном изображении у Сатурна был эрегирован фаллос, что наполняло работу еще большим ужасом.
Фрагмент работы
Как обычно, некоторые вопросы остаются без ответа. Например, округлые ягодицы и форма бедер недоеденной жертвы свидетельствуют о том, что Сатурн пожирает скорее свою дочь, нежели сына.
Кроме того, она вовсе не является ребенком, это хорошо развитая молодая женщина. Аллегорическая картина трактуется по-разному.
Некоторые искусствоведы считают, что она может символизировать испанское государство, пожирающее собственных граждан, другие интерпретируют Сатурна как французскую революцию, или даже Наполеоне.
Картина «Сатурн, пожирающий своего сына» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Глеб
Историческая живопись (архив)Мифология
Источник: https://artrue.ru/style/romanticism/goya/saturn-pozhirayushhij-svoego-syna.html
Сатурн, пожирающий своего сына
От Francisco José de Goya y Lucientes
В жизни великого Гоий наступил период, когда он стал затворником. Яркий мастер эпохи романтизмаотгородился от мира и создал свои «Чёрные картины», четырнадцать фресок, которые Гойя написал настенах собственного дома. «Сатурна, пожирающего своего сына» он изобразил в своей столовой.Художник никому не рассказывал об этих работах и не собирался их показывать. Как ни парадоксально,
именно они стали самой знаменитой его работой, вызвав ещё больший интерес, чем «Махa обнажённая».
Художники часто обращались к истории Сатурна (в римской мифологии) или Кроноса (в греческой). Он поедалсвоих новорожденных детей, узнав о пророчестве, согласно которому, его свергнет собственный ребёнок,который появится в будущем. Несмотря на каннибализм, живописцы изображали Кроноса с классическим,героическим телосложением. Гойя писал в таком же стиле в начале карьеры, но Сатурн в его версии –бородатый человек-зверь, пойманный за пожиранием не ребёнка, а взрослого человека. В его широко
раскрытых диких глазах читаются стыд, ужас, жажда крови и безумие.
Кроме «Сатурна» Франсиско Гойя написал ещё 13 фресок на мрачные темы: старость, монстры, ведьмы… Около50 лет после смерти художника фрески оставались неизвестными широкой общественности.
Лишь с 1874 годаначался долгий и кропотливый перенос настенных росписей на холст. Они хранятся в музее Прадо в Мадриде,где завораживают зрителей по сей день.
Мы никогда точно не узнаем, почему Гойя их написал и что творилось в его голове, когда он изображал
- своего «Сатурна».
- Эван Пущак опубликовал видеоэссе на своём YouTube-канале Nerdwriter, где рассматривает творчествоФрансиско Гойи в тот трудный период, как для художника, так и для его страны. По мнению обозревателя
- это самая тревожная картина в истории искусства.
«Какая картина в истории искусства самая пугающая? Имеются такие сильные кандидаты, как «Суд Камбиса»(или «Сдирание кожи с продажного судьи») Герарда Давида, изображение «Ада» (триптих «Страшный суд»)Иеронима Босха, «»Ночной кошмар» Генри Фюзели, «Крик» Эдварда Мунка.
На самом деле есть лишь однакартина, которая меня всерьёз встревожила. Вот она: «Сатурн, пожирающий своего сына» Франсиско Гойи.То, что вы здесь видите, – знаменитое изображение титана Кроноса, сделанное испанским художником.
После узурпации власти его отца ему было дано пророчество, что один из его детей сделает то же самоеи свергнет его.Чтобы предотвратить пророчество, Кронос проглатывал каждого из детей, рождённых ему Реей. К несчастьюдля него, Рея решила спрятать своего младшего сына Зевса.
В итоге он исполнил пророчество о свержении
своего отца и положил конец господству титанов.
Эта история – хорошо известный греческий миф, но только посмотрите, как его показывает Гойя.Некоторые ключевые изменения сразу же бросаются в глаза. Во-первых, в мифе Кронос пожирает своих детей,проглатывая их целиком. Фактически они остаются живыми в его желудке.
Картина Гойи гораздо болееужасающая. Он черпает вдохновение у Питера Пауля Рубенса, фламандского живописца, одного изосновоположников искусства барокко, изобразившего то же самое событие. В «Сатурне» Рубенса титан,кажется, высасывает жизненную силу своего ребёнка.
Даже для такой ужасающей темы Рубенс демонстрирует
всю драму, богатство, даже красоту, выделяющую стиль барокко, которому он помог стать знаменитым.
«Сатурн» Питера Пауля Рубенса, 1636.
В версии Гойи эта красота исчезла. Нам остаётся испуганный сумасшедший монстр, словно обнаруженный втемноте случайным исследователем с факелом, блуждающим внутри не той пещеры. Сатурн, римское имяКроноса, только что обглодал голову своего ребёнка. Его чёрный рот открывается возле локтя левойруки, готовый откусить сустав.
Его угловатое тело скрючено в неудобной позе, его руки копаются впозвоночнике, кровь поразительно первичного цвета стекает по руке, шее и плечу его ребёнка. И еслипосмотреть поближе, мы заметим, что это не совсем ребёнок. Один из детей Сатурна повзрослел.Есть нечто ужасающее в том, что жертва знала о происходящем и пыталась сопротивляться.
Но самое тревожное из всего того, о чём я думаю: когда и где эта картина была найдена. В конце своейжизни Франсиско Гойя купил дом на окраине Мадрида «La Quinta del Sordo», что в переводе означает»Вилла Глухого». Так её назвали при предыдущем владельце. Интересное совпадение, так как к томумоменту Гойя тоже был глухим.
Его физическое и психическое здоровье значительно ухудшилось, Гойясоздал 14 стенных росписей, которые часто упоминаются как «Чёрные картины» («Мрачные картины»),
прямо на внутренних стенах своего дома.
«Атропа», или «Мойры», одна из 14 «Мрачных картин» Гойи, 1821-1823.
«Сатурн, пожирающий сына» был в столовой. Фотографии, которые вы видите сейчас, были сделаны через50 лет после написания фресок. Гойя никогда не упоминал о них. Он никогда и никому не собирался их показывать.Но по сей день люди всё ещё пытаются понять смысл «Чёрных картин».Почему Гойя создал эти пессимистические и фантастические сцены в одиночестве в своём доме?
Возможно, чтобы понять это, следует разобраться в карьере художника.
«Сатурн, пожирающий своего сына». Снимок 1874 года росписи Гойи в Доме Глухого.
Он вырос в Сарагосе, Испания, четвёртым из шести детей в семье мелкого буржуа.По его словам, он был беззаботным и радостным юношей, когда изучал живописьв Сарагосе, Мадриде и Риме.
Его первая серьёзнаяработа была на фабрике ковров, где он создавал гобелены для украшения дворцов и знатных домов города.Эти гобелены выполнены в стиле рококо. Элегантные, игривые, светлые сцены отдыха дворян и крестьян,наслаждающихся типичными занятиями своего времени.
В итоге Гойя стал придворным живописцем короляКарла IV, разочаровывающего монарха, в отличие от своего отца Карла III, любимого народом за реформы,
начавшие приносить в Испанию светские просветительские ценности.
«Мальчики собирают фрукты», 1778.
«Воздушный змей», 1778.
В 1793 году неизвестная болезнь оставила Гойю глухим. Хотя он всё ещёпринимал комиссионные от своей королевской клиентуры, болезньстала тёмным поворотным моментом в его жизни и искусстве. Можно заметить,что во «Дворе сумасшедшего дома» 1794 года тела скорчены, люди кричат в муках.
Разница между этой картиной и гобеленами шокирует.
«Двор сумасшедшего дома», 1794.
Его слух исчез, Гойя начал видеть страну с мрачной ясностью. В серии гравюр под названием Капричос(Los Caprichos – причуды) он показывает испанскую культуру одновременно с трагической и комическойстороны.
Как ученик Просвещения, Гойя видит страну, отступающей с пути развития. Король ушёл в себя,а люди суеверны и слишком глупы, чтобы понять, что им нужно.
В работе прослеживается поиск анатомической достоверности, потребность в социальной критике иодержимость тварями и монстрами. Всё это подытожено в гравюре с метким названием
«Сон разума рождает чудовищ».
«Сон разума рождает чудовищ», 1797.
В последующие годы ситуация в Испании ухудшилась. Наполеон вторгся в страну и жестоко покаралсопротивлявшихся его приходу. Гойя был свидетелем кровопролития, что глубоко на нём отразилось.На эту тему его картина «Третье мая 1808 года в Мадриде».
В ней откровенное описание войны,восстания и жестокости. До этого война в живописи была сложным театральным сюжетом. Здесь Гойяне показывает ничего кроме грубой силы. Это эмоция, переданная без посредничества искусства.Пройдёт пять лет, прежде чем Испания вновь завладеет троном.
В период сопротивления была изданаконституция 1812 года (Кдисская конституция), призывавшая к либеральным реформам, национальномусуверенитету, свободе прессы и свободному предпринимательству. Но, получив власть, новый корольФердинанд VII отменил конституцию и арестовал её создателей.
Гойя замкнулся, разочаровался.
Страна, которая в его юные годы двигалась по направлению к новому миру, вновь поглотилась абсолютизмом.
«3 мая 1808 года», 1814.
Изуродованный войной, изуродованный болезнью, он начал рисовать сцены кошмаров на стенах своего дома.На одной молодой человек, пожираемый его отцом, которому предречена узурпация от сына. Теперь Гойяуже знает, что прогресс не гарантирован, и когда он поражён, это не безболезненно.
Это ужасающе имедленно, и жертва может чувствовать происходящее.Есть много способов, которыми можно прочитать картину «Сатурн, пожирающий своего сына». Возможно,Гойя пытался изгнать демонов из своего разума или демонов из своей страны.
Или, быть может, онпытался честно рассказать об одном ужасающем аспекте человеческой природы, используя навыки и
методы, которые он изучал, создавал и применял на протяжении всей жизни.
«Сатурн, пожирающй своего сына» Франсиско Гойи.
«Чёрные картины» изменили историю искусства, но, наверное, страшнее всего то, что Гойи всё равно.Его не волнует, как мы читаем эту картину, потому что он не писал её для нас или для кого-либо ещё.»Сатурн, пожирающий своего сына» существует вне толкования.Это жестокая сила. Ужас без посредничества.
Чудовище, выглядывающее с тёмной стены в тёмной комнате… глодающее…».
Источник: https://ngasanova.livejournal.com/2316861.html
Сатурн пожирающий своих детей
Francisco de Goya — Сатурн, пожирающий своих детей
Годы создания: 1821-1823
Оригинальный размер: 143.5 х 81.4
Мадрид, Прадо
Описание: «Сатурн, пожирающий своего сына» (исп. Saturno devorando a un hijo) — роспись испанского художника Франсиско Гойи, написанная между 1819 и 1823 годами на стене его «Дома Глухого» (исп.)русск.. Одно из 14 подобных изображений, которое позднее было переведено на холст и ныне хранится в Музее Прадо.
Композиция первоначально, согласно инвентаризации в 1828—1830 годах друга Гойи Антонио Бругады, находилась среди панно, расположенных в столовой художника на нижнем этаже «Дома Глухого».
В числе других «Мрачных картин» была переведена на холст художником Сальвадором Мартинесом Кубельсом по просьбе французского банкира Фредерика Эмиля д'Эрлангера. для показа на Всемирной выставке 1878 года.
Работа не привлекала покупателей и поэтому в 1881 году была подарена Музею Прадо.
Согласно традиционному толкованию на картине изображён Кронос, который в греческой мифологии, опасаясь быть свергнутым своим отпрыском, пожирал всех своих детей. В отличие от классического мифа, где Кронос проглатывал своих запелёнутых детей, здесь сумасшедший Кронос терзает плоть.
В том числе и поэтому картина Гойи схожа с подобной картиной Рубенса «Сатурн». Однако в картине Рубенса Сатурн хладнокровен и реалистичен, уверен в себе. В сюжете же у Гойи Сатурн — сумасшедший монстр с нереалистическими пропорциями тела.
Пространства картины ему не хватает, поэтому он принял неестественное положение.
В 1819 году Гойя приобрёл дом вблизи Мадрида расположеный на берегу реки Мансанарес. Жители округа называли это двухэтажное строение «Виллой Глухого» (исп. Quinta del Sordo).
И хотя это название относилось к прежнему владельцу, но после тяжкой болезни, перенесённой Франсиско Гойей в 1792 году и вызвавшей у художника глухоту, старое название дома было вполне применимо и к художнику. В период с 1819 по 1823 годы, до переезда в Бордо, Гойя создал серию из 14 фресок, которые он нарисовал на стенах дома.
В возрасте 73 лет, пережив две тяжкие болезни, Гойя находился в весьма мрачном состоянии духа. Как патриота его также не могли не расстраивать неудачи Испанской революции, начавшейся в те же годы.
Поначалу Гойя создал фрески на более светлую тематику, но в вышеуказанный период он написал поверх этих работ новые фрески, получившие название «Чёрных картин». Фрески, изначально не предназначенные для публичного просмотра, демонстрировали сцены исполненные насилия, жестокости и безысходности.
Своим работам на стенах «Виллы Глухого» Гойя не дал никаких названий. Все названия фрески и полотна получили уже после его смерти. Поэтому за картиной закрепилось несколько имён: «Сатурн, пожирающий своего сына», «Сатурн, пожирающий своих детей» или просто «Сатурн».
Источник: https://8-poster.ru/pictures/Saturn_pojirayuschiy_svoih_detey/