1871 г. Холст, масло 91 x 68,7 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Описание картины Перова В.Г. «Рыболов»
«Рыболов» — одна из работ, показанных В. Перовым на Первой передвижной выставке в Санкт-Петербурге. Эта небольшая по размеру картина была написана на удивление живым и ярким живописным языком, а само изображение увлекательного процесса рыбалки было передано необыкновенно реалистично.
Не случайно выбор сюжета картины пал на древнее ремесло рыбной ловли. Сам художник увлекался рыбалкой и знал все секреты хорошего улова и тонкости психологии этого захватывающего занятия.
Композиция картины состоит из нескольких частей: центральный персонаж – старик-рыболов в шляпе, рыбацкое место, уставленное всевозможными атрибутами для удачной рыбной ловли и другой рыбак, сидящий по соседству.
Пожилой мужчина, кажется, забыл о своем возрасте. Увлеченно, с замиранием сердца всматривается он в водную гладь, не сводя глаз с поплавка. Лицо его выражает надежду на поимку крупной рыбы. Предвкушая скорый богатый улов, он привстал от нетерпения и не замечает ничего вокруг.
Для рыбалки он выбрал довольно странный и непрактичный наряд. Блестящие, только что начищенные сапоги и яркий шейный платок говорят о том, что старик – не простой крестьянин, которого рыбачить заставила нужда.
Этот человек явно хорошо обеспечен и пришел сюда просто отдохнуть на природе и насладиться любимым увлечением.
Поражает разнообразие рыбацкой утвари на берегу. Каждая удочка, каждая снасть прорисованы четко, с любовью и знанием дела. Они не просто разбросаны вокруг, а лежат на строго обозначенных логикой рыбака местах – в случае необходимости до любой из них можно дотянуться рукой.
Позади главного персонажа Перов изобразил еще одного рыболова – молодого человека, тщательно нанизывающего наживку на крючок. Он тоже надеется поймать крупную рыбу, но не для развлечения, а чтобы выручить за нее хоть какие-то деньги.
Пейзаж здесь также играет свою роль. Безоблачное утреннее небо, озаряемое лучами солнца, молодые стройные березки – все выглядит необыкновенно обаятельным, передавая прелесть и простую красоту размеренной деревенской жизни.
Наряду со многими другими жанровыми работами В. Перова, картину «Рыболов» сегодня можно увидеть в залах Третьяковской галереи.
Лучшие картины Перова В.Г.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/perov-v-g/perov-v-g-rybolov/
Рыбные ловли
Нет, не зря называли прежде Волгу матушкой, кормилицей. С многочисленными заводями, ериками, протоками река являла собой обширные угодья для рыбной ловли.
И рыбный промысел, наверное, зародился на Руси наряду с бортничеством, собиранием грибов, ягод, орехов много раньше, чем землепашество.
Сколько снастей для ловли рыбы было придумано: морда (верша), жак (вентер, вятерь), бредень, волокуша, невод, круг, поплавочная удочка, закидушка, жерлица, подпуск, перемет…
Вяленая, сушеная, копченая, маринованная, вареная, жареная, печеная…
Роль рыбы в жизни волжан лучше всего отражает следующий факт. Наши соседи, саратовцы, вознесли стерлядь на герб своего города. Впрочем, и мы не могли пожаловаться на скудость реки в пределах губернии.
29 августа 1871 года на пароходах «Александр II» и «Императрица Мария» в Самару пожаловал сам Александр II с большой свитой. Его встречали на пристани губернатор Г.С. Аксаков, городской голова В.Е.
Буреев, именитые граждане хлебом-солью, цветами, а купец Кузьма Мясников… с большой лоханью, в которой плескался осетр.
Может быть, такая честь, ему оказанная, вскружила голову другим представителям этого семейства. «Самарская газета» в мае 1890 года сообщила, что купец Никифор Мясников не уплатил за рыбные ловли в 1889 году ни копейки. Арендная плата составляла 600 рублей. На ответчика подали в суд, но он «…по обыкновению не явился».
Если три стерляди «поселились» на гербе Саратова, то другие особи послужили в Самаре появлению праздника Похороны чехони. Купец и краевед Константин Павлович Головкин рассказывает историю, о которой слышал.
Якобы как-то после весеннего спада воды огромное количество рыбы осталось на берегу. Чтобы избавиться от нее, администрация призвала население закопать, «похоронить» гниющую рыбу и расплатилась за это водкой.
Люди были очень довольны.
А в каком только виде рыба не подавалась к столу: вяленая, сушеная, копченая, маринованная, вареная, жареная и даже печеная. Когда не было возможности сварить уху, рыбу заворачивали в мокрую бумагу и клали в угли, как картошку. Ничего, есть можно. А каковы пироги с рыбой, особенно с сомом!
Важная статья доходов
Изобилие рыбы было таково и она составляла в меню людей всех званий и сословий столь важное место, что рыбные ловли даровались монастырям, сдаваемые в аренду, составляли важную статью доходов владельцев.
Рыбные ловли на Волге, Соку, Кондурче были у Самарского Спасо-Преображенского монастыря, у Самарского Николаевского мужского. Имели рыбные ловли и частные лица.
Например, Усольская вотчина Владимира Петровича Орлова-Давыдова через «Самарские губернские ведомости» за 1878 год извещала, что «…отдает в торг рыбные ловли, называемые Савинскими и Лопатинскими, (между селами Печерское и Батраки) на 4 года».
Белуга попадается весом до десяти пудов. Белорыбица продается по три-четыре копейки серебром за фунт. На ватагах работает около четырех тысяч человек. За лето каждый получает примерно 36 рублей серебром.
Общая выручка от продажи рыбы составляет до 20 тысяч рублей. Рыба содержится в живорыбных садках и извлекается из них с появлением льда. Идет преимущественно в Казань, Пензу, Москву.
На местных рынках шла на продажу не только живая рыба, но и маринованная. Например, стерлядь по 25 копеек за фунт.
Но так могли сохранить рыбу любители, но не профессионалы, которые ловили ее в большом количестве. Для хранения рыбы на станах имелись ледники, живорыбные садки. Само их название подсказывает, что это была огражденная крупноячеистой крепкой сетью или запанью из ивовых прутьев береговая часть реки. В нее и выпускалась рыба, откуда ее извлекали сачками по мере надобности.
Перевозили рыбу в рыбницах. Это плоскодонные или килевые деревянные суда небольших размеров с чанами. Получил распространение и другой вид таких судов. Борта у них имели щели, через которые вода поступала в хорошо проконопаченный отсек.
Постоянный обмен воды в нем при движении рыбницы позволял сохранять рыбу долго живой.
Рыбный промысел для купцов, например Мясниковых, был семейным. Им занимались, по сведениям историка Г.В. Алексушина, братья Иван и Дмитрий.
Род занятий не помешал купцу 2-й гильдии Дмитрию Кузьмичу стать в 1907 году городским головой Самары.
С раннего детства
А теперь позвольте поделиться сведениями, почерпнутыми не из архивных документов и старых газет, а теми, что сохранила память.
Близость Волги побуждала и нас браться с раннего детства за удочки. Небольших подлещиков, сорожку, язишек таскали поплавочными удочками с плотов под Первомайским спуском и с пристани Осипенко.
Насадкой служили черви, ржаной хлеб, мухи, которых держали в спичечном коробке, или крупная моль. Последняя водилась на дебаркадере в таком количестве, что разве только не лезла в глаза. За дебаркадером всегда держалась стая чебака.
Только успевай забрасывать удочку и не зевай. Проворней рыбы, по-моему, нет.
Карась как лапоть
А как мы заслушивались рассказами взрослых мужиков о поездке на Рождественские озера. Там в сети шел карась, говорили они, как лапоть. И однажды мне довелось увидеть такого. Взяли нас мужики с собой. Дали бредешок, чтобы наловить на ушицу.
Сами под вечер надели калоши, подвязав их бечевой (какая-то трава резала ноги), и полезли в воду в штанах ставить сети. Потом поели ушицы, приняли по маленькой и завалились спать, наказав нам поддерживать костер, возле которого сушились их порты.
Только и нас сморил сон, который был прерван матюгами. Оказывается, пока мы спали, одни штаны сгорели совсем. И через все село шел наш рыбак на пристань, прикрывшись сетью. А караси, которых тогда поймали, действительно были размером с лапоть. На сковороде два не укладывались.
С той поры и по сей день память хранит названия тех озер — Кривое, Долгое, Широкое, Островное…
Часть отдыха
Плотины с рыбоподъемными механизмами, которыми так и не научилась пользоваться рыба, перекрыли традиционные пути ее миграции. Исчезли в наших краях белуга, осетр, редкостью стала стерлядь, лов которой запрещен.
Ушла в прошлое и знаменитая волжская сельдь — залом, она очень ценилась. Сохранилась только рыба, которую можно назвать оседлой. Конечно, не в таком количестве, как прежде, но все же на уху, жареху наловить можно.
Особые дни
Сейчас, наверное, только люди старшего поколения помнят о рыбных днях. По четвергам во всех предприятиях общепита подавали рыбные блюда. И только из морской рыбы. Речной не было. Куда она девалась — неизвестно.
Вот почему во время одной из командировок в Сызрань не упустили возможность заглянуть с телеоператором Виктором Эрастовичем Хальзовым на местный рыбозавод, а затем и в село Печерское. Тут находился цех, в который и поступала с тральщиков свежевыловленная рыба.
Мастер Тамара Григорьевна Кормилова показала нам камеры, где коптилась рыба. Старые, устроенные еще до революции. Рассказала, опилки каких пород деревьев используют при копчении, чтобы придать вкус и колер рыбе. А была она преимущественно морская, завезенная из дальних краев.
Своей, волжской, обрабатывали немного. В основном леща. Виктор Эрастович обо всем увиденном снял сюжет, который, согретый теплотой нашего восприятия, прошел вскоре по телевидению.
Что скрывать, не уехали мы из Печерского без подарка — копченых лещей. Не знаю, как распорядился ими Виктор Эрастович, а я спрятал их в погреб, откуда извлекал по великим праздникам. Вкус той рыбы был таков, что и сегодня, спустя много лет, не могу покупать суррогатную рыбу, которой придают какой-то жидкостью цвет и вкус копченой.
Не браконьерство — удовольствие
В 1983 году произошло событие, которого ждал долго. В Куйбышеве и Москве вышли мои первые книги. Гонорара с лихвой хватило на ковер — мечту жены — да мне на моторку. И стал я лодочником, как мой брат Сергей и его друзья. Бензин тогда был очень дешев. Копеек 30 за литр. А возле автодорожного моста через Самарку за три рубля можно было купить у левака двадцатилитровую канистру.
Для отдыха облюбовали места пониже Кануевки. Людей здесь немного, по правому берегу Васильевские острова, которые и по сей день считаются рыбными.
Левобережная протока позволяла на лодках проехать в центр села, где брали хлеб, молоко для детей. Рыбой не были обижены. Ловили спиннингом щук, леща на сторожки, судака балберками. Последние рыбоохрана считала браконьерской снастью.
Мы — нет. Браконьер ловит рыбу на продажу, мы только для себя, и совсем немного, на уху, жареху.
Выезжали в Кануевку и зимой на три-четыре дня. И таких любителей зимней ловли было так много, что автобус в Безенчуке люди брали с боем, вызывая недовольство сельчан. Поездка в электричке, томительное ожидание на автовокзале, сама дорога до села отнимали часа четыре светового дня.
Но все это искупалось предвкушением предстоящего лова. Утром, еще до рассвета, торопились на озера, на Васильевские острова. Пока пробуришь лунок двадцать, семь потов сойдет. Потом бегаешь по лункам в надежде напасть на стайку окуньков или сорожки. Бывало, и не поймаешь ничего, так, кошке самую малость.
Но удовольствие от проведенного дня на свежем воздухе все искупало.
Теперь все иначе
Ни летом, ни зимой никто не берет с боем автобус. Вот уже года три не спускаем лодку на воду. Нечего делать на Волге. На многочисленных озерах, протоках, которые занесены в «Энциклопедию Самарской области» под названием Кануевская пойма, тоже пусто.
Недавно подбирал иллюстрации для книги «Кануевка и ее храм». Просмотрел десятки прекрасных пейзажных фотографий Елены и Владимира Кошевых с красотами окрестностей села.
Думал, вот встречу снимок босоногого деревенского мальца с удочкой на Церковном озере или на затоне старика в широкополой шляпе от солнца, в полудреме поглядывающего на поплавок. Нет, не встретил. Да и сам перестал видеть их по весне на протоках, когда идет по ним волжская вода в луга и озера.
А ведь когда-то в местном колхозе была своя рыболовецкая бригада. Угас рыбный промысел на озерах, у которых давно нет хозяина, угасает рыбный промысел и на самой Волге.
Причин тому, конечно, много. Оскудение рыбных запасов реки началось не вчера и не сегодня. Мне доводилось читать воспоминания одного старого бакенщика, который писал, что при сушке рыбы добывалось столько икры, что ее ели ложками, как кашу.
7 июля 1893 года «Самарские губернские ведомости» писали: «Рыбные богатства реки Волги и ее притоков пора-зительно уменьшаются с каждым годом и в такой прогрессии, что если не будут приняты надлежащие меры, то через недолгий промежуток времени рыба совершенно исчезнет из всего Волжского бассейна».
Самарские рыбопромышленники В.Ф. Балакин, Е.С. Козловский, А.М. Сорокин просили губернское начальство запретить хотя бы продажу мальков и мелкой рыбы. Они же поведали о том, что «…иногда рыбы так много ходовой, что ее вылавливают, гноят, чтобы устранить конкурентов». А мы сегодня уповаем на конкуренцию…
Коммерческие уловки
Конечно, не последнюю роль в оскудении Волги играет экология. Но не о ней сейчас речь. Это тема особого разговора. Хочется сказать здесь о некоторых «особенностях» нашей жизни. Еще в советские годы в магазинах появилась рыболовная леска разных размеров.
Люди, владеющие игличкой, стали вязать из нее «косынки» — небольшие треугольные полотна сетки, к основанию которой крепилась крупная проволока, выполнявшая роль грузила. Ловилась на эту снасть небольшая рыбешка: окуньки, сорожки, чебаки. «Косынки» сочли браконьерским орудием лова и запретили.
А в девяностые годы страну наводнили дешевые китайские сети из лески! Продавать их разрешили, а ловить ими рыбу… нет. Тот, кто до этого додумался, полагал, что сети вместо ковров на стены вешать будут? Потребовалось несколько лет на то, чтобы запретить продажу таких орудий лова. Но при желании и сейчас их можно купить.
Иначе откуда на Волге, ее протоках и озерах километры забугорных сетей? Браконьерский промысел не исчез, а процветает.
Раза два показывали по местному телевидению пикеты рыбаков-любителей, требующих запретить траловый лов. Но молчат те, от кого зависит решение проблемы, те, кто в первую очередь призван заботиться о сохранении рыбных запасов. Процесс этот, наверное, необратим. Но хотя бы замедлить его пока еще можно.
Сходит на нет рыбный промысел, угасает любительский лов. Мне, конечно, могут возразить. Мол, сотни людей выходят на зимний лов рыбы. Да, это так. Только в основном это люди старшего поколения, для которых страсть к ужению рыбы вошла, как говорится, в кровь с юности. Молодых среди них не так уж много.
Молодые ныне предпочитают держать в руках не удочку, а компьютерную мышь. И, видимо, недалеко уже то время, когда волжане будут узнавать о прелести рыбной ловли только из «Записок об уженье рыбы» Сергея Тимофеевича Аксакова. Если, конечно, к тому времени не разучатся читать.
Владимир Казарин,
журналист, краевед
Источник: https://sgpress.ru/news/68746
Василий Перов, картина «Рыболов»: краткое описание, интересные факты
Из народа и для народа
Незаконнорожденный чиновничий сын, он даже фамилию получил по имени крестного отца – Васильев, а шутливое прозвище, ставшее потом фамилией, пошло от дьячка, учившего его грамоте.
Мальчик поразил его способностью к чистописанию. Василий Перов знал жизнь простого человека во всех её проявлениях — все её многочисленные тяготы и маленькие радости.
Выражать их со всей силой данного от природы таланта – в этом видел он свою главную задачу.
Первые известные жанровые картины молодого художника, написанные им после 1860 года (в последний год и сразу после окончания обучения в Академии художеств), содержали критическую или сатирическую оценку некоторых явлений русской жизни. Например, фарисейство, свойственное части русского духовенства, он обличает в знаменитой картине «Чаепитие в Мытищах» (1862).
Позднее Василий Перов сгущает общий психологический тон своих картин, в сюжетах, посвященных самой беззащитной части народа явственно звучат обвинительные или трагические ноты. Яркий пример – знаменитая «Тройка», написанная в 1866 году.
«Тихие страсти»
На следующем этапе жизни и творчества Василий Перов опять меняет характер своего взгляда, направленного на жизнь человека. Он становится более внимательным и чутким, способным рассмотреть более мелкие детали. В это время появляются его знаменитые, в том числе и писательские, портреты, а жанровые полотна окрашивает не сатира, а добрый юмор или легкая ирония.
Появляется ряд полотен, традиционно объединяемых в единый цикл, условно называемый «Тихие страсти». К нему относятся суперпопулярные «Охотники на привале» (1871), «Птицелов», написанный в 1870 году, «Голубятник» (1874) и «Ботаник» (1874). В каждой из них рассказывается о простых и обычных увлечениях простого человека.
Эти увлечения разные. Различные по характеру и происхождению люди населяют картины Перова. Но есть и общее: эти полотна не рассказывают о поступках, сопровождаемых выражением драматических чувств – осуждения, жалости или сочувствия. Герои картин о «тихих страстях» вызывают чаще всего улыбку, полную юмора или доброй иронии.
Не менее ценно и другое объединяющее эти полотна чувство – ощущение единения с природой. Своим живописным мастерством Перов подчеркивает непреходящее значение этих понятий.
Одна из главных вещей, которые написал на эту тему Василий Перов – «Рыболов» (1871), который был представлен в том числе и на Всемирной выставке в Вене в 1873 году.
Мирная сцена
На прямоугольном холсте высотой 91 и шириной 68 сантиметров художник изображает очень мирную сцену.
Это не те страстно обличительные, остросоциальные полотна, которыми стал известен просвещенной русской публике Василий Перов. Картина «Рыболов» рассказывает о человеческих страстях другого рода.
По всем признакам этот рыболов пришел на речку для собственного удовольствия, а не добывать пропитание, да и на остронуждающегося человека он не похож.
Судя по тому вниманию, с которым художник рассматривает своего героя, его рыболовную оснастку, окружающий пейзаж, становится понятно, что он считает такое наполнение человеческой жизни не менее важным, чем исторические подвиги великих героев, или события, носящие характер глобальных драм и трагедий.
Главный герой
Все внимание зрителя привлекается к центральному персонажу картины, занимающему основное пространство полотна. Потом можно даже не вспомнить, сколько человек на картине Василия Перова. На втором плане сидит второй рыбак, занятый каким-то важным делом по налаживанию своей оснастки, выглядящий гармоничной частью тихого раннего прохладного утра на небольшом водоёме.
Мастерство художника в передаче психологии момента впечатляет. Картина Василия Перова – насыщенный и увлекательный рассказ о коротком мгновении, вобравшем в себя очень многое.
Он по-настоящему охвачен азартом, внимательно смотрит на поплавок, уже слегка наклонившись, уперев руки в колени и подавшись вперед, готовый моментально схватить удочку, чтобы подсечь добычу. Гладь воды у берега спокойна, как зеркало. Очевидно, поплавок только-только качнулся от поклевки, и опытный рыболов заметил первые волны, расходящиеся от него…
Точность деталей
Неизвестно, увлекался ли рыбной ловлей сам Василий Перов. Картина «Рыболов» содержит антураж, говорящий о многом. Перед нами не новичок в этом деле. Он тщательно подготовился к процессу.
У него есть на чем сидеть, чем укрыться от непогоды, есть чем подкрепиться. Его удилища – не просто срезанные ветки. У них специальные металлические сочленения.
Наготове сачок – если будет особо крупная добыча, а у ног – специальная удочка, оснащенная серебристыми колокольчиками. Сомнений нет – это профессионал!
Тем, с каким мастерством написан передний план картины, можно только восхищаться. Перов предстаёт живописцем, не знающим затруднений в передаче игры утреннего света на глиняном кувшине, на начищенных до блеска сапогах или на металлической банке с наживкой, а точность деталей достойна учебника по истории рыбной ловли!
Человек – часть природы
В произведениях более ранних этапов творчества Перов использует природное окружение как средство нагнетания драматического чувства, а в «Рыболове» человек растворяется в природном окружении, являясь неотъемлемой его частью.
Лучший клев – на зорьке! Первые лучи осветили вершину дерева на заднем плане, и все небо уже наполнено молочным светом, но у воды еще лежат остатки ночи, вместе с бодрящей прохладой растворяющиеся в наступающем дне…
Часы, проведенные на рыбалке, в срок жизни не входят – разве не об этом написал свою картину Василий Перов? «Рыболов» – картина, одаривающая зрителя светлым безмятежным настроением, так редко встречаемым в русской классической живописи XIX века.
Источник: https://autogear.ru/article/243/886/vasiliy-perov-kartina-ryibolov-opisanie-interesnyie-faktyi/
Читать онлайн Василий Перов страница 10. Большая и бесплатная библиотека
Христос и Богоматерь у житейского моря. 1867
Государственная Третьяковская галерея, Москва
К моменту выхода Перова было проведено пять передвижных выставок, и ни на одной из них мы не увидим ничего близкого или похожего на то, чем был занят тогда художник — он работал над картиной Суд Пугачева, на тему «русского бунта, бессмысленного и беспощадного» (Пугачев судит схваченного казаками помещика).
Время больших исторических картин у передвижников еще не наступило. Перов, что называется, «не вписался», не угадал художественной ситуации в Товариществе, оказался в тот момент «чужим» ему.
Но если бы Перов продолжал оставаться членом Товарищества, то его (оставшийся неоконченным) Никита Пустосвят, скорее всего, оказался бы на одной выставке с Утром стрелецкой казни Сурикова.
Сюжет картины — эпизод из истории движения раскольников, «спор о вере», происшедший 5 июня 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля.
В Истории России с древнейших времен Сергея Соловьева он изложен так: «С шумом вошли раскольники в Грановитую и расставили свои налои и свечи, как на площади; они пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества, а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины! Царевны-девицы открыто пред всем народом, и одна царевна заправляет всем! Они не видели в этом явлении знамения времени. На царских тронах сидели две царевны — Софья и тетка ее Татьяна Михайловна, пониже в креслах царица Наталья Кирилловна, царевна Марья Алексеевна и патриарх, направо архиереи, налево светские сановники, царедворцы и выборные стрельцы.
- Патриарх обратился к отцам с вопросом:
- — Зачем пришли в царские палаты и чего требуете от нас?
- Отвечал Никита:
- — Мы пришли к царям-государям побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам свое праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами, и чтоб церкви Божии были в мире и соединении.
Снятие с креста. 1878
(Неоконченная картина) Государственная Третьяковская галерея, Москва
Первые христиане в Киеве. 1880
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-1881
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Патриарх сказал на это…
— Не вам подобает исправлять церковные дела, вы должны повиноваться матери святой церкви и всем архиереям, пекущимся о вашем спасении; книги исправлены с греческих и наших харатейных книг по грамматике…
— Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах! — закричал Никита и сейчас же показал, что он разумеет под догматами, обратившись к патриарху с вопросом: зачем архиереи при осенений берут крест в левую руку, а свечу в правую? За патриарха стал отвечать холмогорский епископ Афанасий. Никита бросился на него с поднятою рукою:
— Что ты, нога, выше головы ставишься? Я не с тобою говорю, а с патриархом!
Стрелецкие выборные поспешили оттащить Никиту от епископа. Тут Софья не выдержала, вскочила с места и начала говорить:
— Видите ли, что Никита делает? В наших глазах архиерея бьет, а без нас и подавно бы убил».
В этом произведении на материале исторического прошлого в форме «кремлевского скандала» проиграна коллизия, воплощающая ситуацию эпохального сдвига, кризиса — ситуацию, которую столь остро пережил и воплотил Перов на материале текущей современности в своей индивидуальной творческой судьбе.
Хроника жизни Василия Перова
1833 23 декабря (4 января 1834) Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске, в семье барона Григория Карловича Криденера. Будучи рожден до брака, записан в документах под фамилией крестного отца, Васильева. Причислен к мещанскому сословию.
1842-1846 Жил с родителями в имении Саблуково Нижегородской губернии Арзамасского уезда. Самостоятельно занимался рисованием.
- 1846-1849 Учился (с перерывами) в арзамасской школе живописи Ступина.
- 1852 Переехал с матерью в Москву.
- 1853-1862 Обучение в Московском училище живописи и ваяния.
- 1857 Первая жанровая картина Приезд станового на следствие.
1861 Большая золотая медаль Академии художеств за картину Проповедь в селе с предоставлением содержания для совершенствования за границей. Знакомство с П.М. Третьяковым.
1862 Женитьба на Елене Эдмондовне Шейне.
1863-1864 Пенсионерская поездка за границу. Берлин, Дрезден, затем пребывание в Париже.
1864 В августе получил разрешение на досрочное возвращение в Россию. Осенью, посетив Италию, вернулся в Москву.
1865 Поездки по деревням Московской губернии, на нижегородскую ярмарку. Картина Проводы покойника (первая премия Общества поощрения художников).
1866 За картины Тройка и Гитарист-бобыль получил звание академика.
1867 Участвовал во Всемирной выставке в Париже картинами Первый чин (Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы), Дилетант, Гитарист-бобыль, Проводы покойника, Тройка. Картина Утопленница.
1868 Смерть жены. Картина Последний кабак у заставы.
1870 Один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок; избран членом правления Товарищества и кассиром московского отделения. Получил звание профессора за картины Птицелов и Странник.
1871 Старший преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Работа над портретом А.Н. Островского по заказу П.М. Третьякова. На Первой выставке Товарищества передвижников демонстрируются картины Охотники на привале, Рыболов и Портрет Островского.
1872 Вступил в брак с Елизаветой Егоровной Другановой. Портрет Достоевского.
- 1873 На Всемирной выставке в Вене показаны картины Охотники на привале и Рыболов.
- 1874 Начало работы над картиной о восстании Пугачева.
- 1875
Источник: https://dom-knig.com/read_179723-10
Сочинение по картине Рыбная ловля — Василий Перов
Картина производит несколько «этюдное» впечатление. Чувствуется некоторая незаконченность, незавершенность. Будучи заядлым и увлеченным рыболовом, автор показывает любимое занятие с любовью и пониманием. Яркая и веселая цветовая гамма придает работе некоторое «лубочное» звучание. Атмосфера безмятежного покоя создается мягким светом утреннего солнца, рассветным и безоблачным небом.
Герои картины еще в полусонном состоянии. Их банка пуста, улов впереди. Видно, что больше всего им доставляет удовольствие быть рядом в этот момент.
Судя по всему перед нами дедушка и внук.
Разница в возрасте подчеркивается художником цветом: бледные, желтоватые тона для старшего рыболова и нежно-розовый для мальчика. Перед нами не завзятые рыболовы, а любители. Картина эмоционально богата и сюжет ее непрост для художника. Пережив смерть двух своих детей, он тоскует по ним.
Работа создана за несколько лет до смерти художника. Можно предположить, что в своей работе автор выразил тоску по спокойной семейной жизни, по детскому смеху, по уюту. Поэтому становится понятна та идеализация, упрощение и печальное звучание картины.
Объяснимо и отстраненное и безразличное выражение на лицах героев. То ли они еще не проснулись, то ли им совсем наскучило их занятие. Однако они с завидным терпением продолжают рыбачить.
Становится понятной и незаконченность работы, нечеткость и некая размытость рисунка, что совсем не характерно для мастера. Формально подошел художник и к созданию пейзажа. Он лишь обозначает берег реки, кусты, окутанные утренним туманом.
При внимательном рассмотрении видно, что фигура старшего рыболова прописана точнее, фигура, особенно лицо мальчика несет на себе следы незаконченности.
Автору невыносимо тяжело было работать над лицом ребенка, воспоминания мешали и разрывали сердце. С другой стороны, в каждом мазке, в каждой линии картины чувствуется рука опытного мастера, влюбленного в свое дело. Прекрасно подан солнечный свет, фактура воды, стекла, летней зелени. По-настоящему хорошо получился и дальний план, с еле читаемой дымящейся заводской трубой.
Словно воплощенные старость и юность на берегу жизненной реки задумались о прошлом и будущем…
Сочинение по картине Рыбная ловля — Василий Перов« Читающая девушка — Илья РепинТри возраста женщины и смерть — Ганс Бальдунг »
Источник: https://kartiny.rus-lit.com/perov-vasilij/rybnaya-lovlya-vasilij-perov/
Перов Рыболов
На передвижной выставке 1871 года были выставлены две превосходные картины Перова – «Рыболов» и «Охотники на привале». Наряду со многими другими жанровыми работами В. Перова, картину «Рыболов» сегодня можно увидеть в залах Третьяковской галереи. На известном полотне талантливого художника Василия Перова под названием Рыболов изображен процесс рыбной ловли.
Картина Перова Васили Григорьевича, мне понравилась тем, что она наполнена яркими красками, а так же тем, что глядя на эту картину Рыболов, можно почувствовать, что знаменитый художник Перов, вложил в нее всю свою душу и весь свой талант. Купить картину или постер «Рыболов», художника Василия Перова вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
В 1871 году в Санкт-Петербурге произошло значительное событие в мире искусства – открытие Первой передвижной выставки, в экспозицию которой была отмечена картина Перова Рыболов, Охотники на привале, портретные работы писателя А. К. Островского и светской девицы Елизаветы Тимашевой.
Рассмотрев картину Василия Перова «Рыболов» можно четко сказать, что всего два человека изображено на ней.
Если внимательно рассмотреть картину Василия Перова, называется которая «Рыболов», то увидеть можно только двух людей.
Позади главного персонажа Перов изобразил еще одного рыболова – молодого человека, тщательно нанизывающего наживку на крючок.
Картина Василия Перова Рыболов: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. На картине художника Василия Перова «Рыболов» изображено два человека.
В произведениях более ранних этапов творчества Перов использует природное окружение как средство нагнетания драматического чувства, а в «Рыболове» человек растворяется в природном окружении, являясь неотъемлемой его частью. Одним из выдающихся творений Перова Василия Григорьевича, является картина Рыболов. «рыболов» — одна из работ, показанных В. Перовым на Первой передвижной выставке в Санкт-Петербурге.
За свою жизнь художник Перов получил немало медалей и наград, как серебряных, так и золотых. Одна из главных вещей, которые написал на эту тему Василий Перов – «Рыболов» (1871), который был представлен в том числе и на Всемирной выставке в Вене в 1873 году. В последнем получил серебряную медаль за этюд головы мальчика. Несколько произведений Василий Григорьевич посвятил охоте и рыбалке.
Тему охоты продолжает картина «Птицелов». В 1871 году Перов вместе с Иваном Крамским, Николаем Ге и Григорием Мясоедовым стал основателем товарищества передвижных художественных выставок. Герои картин о «тихих страстях» вызывают чаще всего улыбку, полную юмора или доброй иронии. Она находится в Государственной Третьяковской галерее.
- Василий Перов, картина «Рыболов»: описание интересные факты
- Описание картины Василия Перова «Рыболов»
- Описание картины Рыбная ловля, Перов, 1878
- Список картин Василия Григорьевича Перова
- Описание картины Перова «Рыболов»
(1868). Таким образом, не только направление живописи Перова, но и вся жизнь его резко изменилась. Рядом рыбацкая утварь: глиняный жбан и удочки. Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе.
Ранее природа была средством создания психологического настроения, теперь Перов стремится передать обаяние природы, воздух, прелесть деревенской жизни. Большое внимание художник уделил пейзажу, роль которого здесь также несколько иная. Все его работы являются отражением реальной жизни того времени. В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль.
- Творчество Василия Перова (Рыболов)
- Сочинение по картине Перова Рыболов
- Василий Перов, картина «Рыболов» : описание интересные факты
- Василий Перов Рыболов, Краткое описание
- Другие картины художника – Василий Перов
Рядом рыбацкая утварь: глиняный жбан и удочки. В 1869 г. умерла его первая жена, оставив его с троими маленькими детьми из которых двое старших, Николай и Надежда, тоже вскоре умерли и он остался только с одним сыном, Владимиром, сделавшимся впоследствии тоже художником.
Яркий платок, повязанный на шее рыболова, привлекает внимание. Лицо его выражает надежду на поимку крупной рыбы. Такой картиной Перова является и Рыболов картина размером (91 х 68 см). Подобные характеристики заметны также в «Птицелове» (1870) и в популярной картине Перова Охотники на привале (1871).
- Картина Рыболов – Перов Василий
- Последние комментарии (всего 0)
- Из Википедии — свободной энциклопедии
Своим живописным мастерством Перов подчеркивает непреходящее значение этих понятий. Безгранично выразительное лицо персонажа создаёт иллюзию его полной одушевленности. В это время в жизни Перова вообще произошло много перемен. Если приглядеться, то можно увидеть березки на фоне утреннего неба.
Возможно «Рыболов» уступает по колориту «Птицелову», но технически он написан с той же тщательностью и вниманием к деталям. Предвкушая скорый богатый улов, он привстал от нетерпения и не замечает ничего вокруг. Это, прежде всего, всеми любимое полотно «Охотники на привале».
Для рыбалки он выбрал довольно странный и непрактичный наряд.
У нас развилась зависимость от виртуального мира. Поглощенный процессом, он уже предвкушает радость от улова. Большое внимание художник уделяет пейзажу, роль которого здесь также несколько иная.
Он привстал, стараясь разглядеть ее. Стасов писал о «Рыболове» как на редкость характерном и типическом образе, сравнивая произведение с «Птицеловом» и ставя его на один уровень в искусстве в целом с рассказом Ивана Тургенева «О соловьях». Перов душевно и с некоторой иронией изображает рыбака на берегу, с азартом наблюдающего за поплавком и с нетерпением ожидающего затянувшейся поклевки.
Это картина «Рыбаки», написанная в 1879 году и хранящаяся в Нижегородском художественном музее, «Рыбная ловля» — шедевр из Русского музея. Так же привлекает внимание количество рыбацкой утвари.
В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа. Такой картиной Перова является и Рыболов картина размером (91 х 68 см). Человек очень опрятно одет и хорошо выглядит. Это, по словам биографа Перова Н. П.
Собко, – «мирные страсти».
Как известно, Перов запечатлел этого мальчика на своей картине (в середине) и через некоторое время мальчик умер. Он стремится проникнуть в психологию рыболова и раскрыть его страсть к рыбалке.
Увлеченно, с замиранием сердца всматривается он в водную гладь, не сводя глаз с поплавка. От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра.
18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Пожилой мужчина, кажется, забыл о своем возрасте. Живопись этого художника – это жизнь и быт обычных крестьян, купцов. Другой персонаж картины – молодой мужчина, который готовит наживку. На картине мы видим пожилого человека, у которого на лице удивление. Его облик говорит, что он здесь с практическими намерениями.
Не менее ценно и другое объединяющее эти полотна чувство – ощущение единения с природой. Старик всматривается в воду небольшого водоема и лицо его озаряет надежда о крупной рыбе. Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы».
Источник: http://aquareller.com/wdr/201807/perov-rybolov/
Василий Перов
сообщить о нарушении
Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)
Позднее творчество Перова обычно характеризуется как период поисков, в которых художник, как правило, терпит неудачу.
Между тем сейчас, когда прочерчен весь путь развития живописи во второй половине XIX века, становится очевидным, что Перов обладал удивительной интуицией или просто умом человека, умеющего предугадать, вычислить или, как сейчас принято говорить, смоделировать на уровне сюжетной программы наиболее перспективные, интересные в художественном отношении, не повторяющие «пройденного» творческие задачи. Его «неудачи» отчетливо обозначают вехи на пути, по которому действительно двигалась живопись 1870 – 1890-х годов. Так, Христос в Гефсиманском саду – предвосхищение поздних картин Ге, Плач Ярославны и эскизы Снегурочки – композиций Виктора Васнецова.
В 1871 году состоялась первая выставка Товарищества передвижников. Перов был одним из его членов-учредителей и, вплоть до выхода из Товарищества – казначеем московского отделения. На первой передвижной выставке были представлены Охотники на привале, Рыболов и Портрет Островского.
Если портреты Перова неизменно получали высокую оценку, то его «отрадные» жанры вызывали недоумение: как это вдруг прежний «певец скорби», мастер обличительных сюжетов превратился в заурядного бытописателя, изображающего обывателей, предающихся на пленэре праздному времяпрепровождению.
Но Перов по-прежнему остро ощущал «злобу дня», в том числе и живописную, и хорошо понимал, что время «остросюжетных» композиций ушло безвозвратно. «Искусство совершенно лишнее украшение для Матушки-России, а может быть, и не пришло то время, когда… любовь к нему будет законнее», – замечал он в одном из писем к Стасову.
Кстати, союзником его здесь выступает не кто иной, как Чернышевский, в 1850-е годы ратовавший за «приговор явлениям жизни». В 1874 году он писал: «Переделать по нашим убеждениям жизнь русского общества… В молодости натурально думать о всяких химерах. В мои лета было бы стыдно сохранять наивность.
Я давно стал совершеннолетним. Я давно увидел, в каком обществе я живу, какой страны, какой нации сын я. Хлопотать над применением моих убеждений к ее жизни значило бы трудиться над внушением волу моих понятий о ярме.
Работать для людей, которые не понимают тех, кто работает для них, – это очень неудобно для работающих и невыгодно для успеха работы».
Рыбная ловля. 1867
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Рыболов. 1871
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Охотники на привале. 1871
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Еще в 1867 году была создана неожиданная для Перова-шестидесятника картина Христос и Богоматерь у житейского моря, напоминающая алтарный образ (она и находилась в церкви Святых Козьмы и Дамиана в Шубине, Москва), но написанная не по церковному заказу, а, что называется, «по велению души», – мальчик-Христос, простирающий руки к «житейскому морю», кишащему противными змеями. Недаром картина имела название Сон художника. Весьма симптоматичный сон для художника, посвятившего свое творчество именно житейским коллизиям.
В литературных опытах Перова, созданных в конце жизни, описана реакция на живописные произведения (в том числе самого Перова) тех самых людей, для блага которых, как предполагалось, трудилась живопись «критического десятилетия».
Один из рассказов называется Нечто о портретном сходстве. «Молодой художник, только что получивший серебряную медаль за живопись, приехал в деревню к своему отцу…
Личность отца художника была очень типична и характерна: он походил на цыгана; был высокого роста и очень тучный, с черной, густой, окладистой бородой и с такими же черными, кудрявыми и лохматыми волосами.
Немедленно по приезде своем сын принялся писать с него портрет, который вскоре был готов (далее герой рассказа демонстрирует портрет «деревенскому начальству». – ЕЛ.)… Все пришли в восторг, даже в изумление, говоря:
– Вот так портрет! Ну, словно живой. Только что слова не вымолвит. Ах, ребята, вот-то похоже…
– Ну, а скажите-ка мне, с кого он написан? – спросил художник, вполне уверенный в разительном сходстве портрета.
– Как с кого написан? – заговорили присутствующие хором. – Эва! Что вздумал спрашивать, с кого написан. Уж, вестимо, с кого: с твоей болезной маменьки, Татьяны Дмитриевны».
Перов пересказывает этот реальный случай, как занимательный анекдот, но аналогичную историю рассказывает Яков Минченков в Воспоминаниях о передвижниках: крестьянка увидала в протокольно передающем натуру пейзаже Шишкина «гроб господень».
Другая история, изложенная Перовым (рассказ Тетушка Марья) связана с созданием картины Тройка. Перов уговорил позировать для картины сына странницы, «тетушки Марьи», хотя мать боялась, что художник «сглазит» дитя и сын зачахнет и умрет. Спустя четыре года Перов вновь встретил Марью и узнал, что ее сын действительно умер от оспы.
Мать просила разрешения поглядеть на картину, где был «списан» ее Васенька ('Тройка находилась в галерее Третьякова).
«Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: “Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!” – и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол.
Предупредивши человека, чтобы он оставил в покое старушку, я пошел наверх к хозяину и, пробывши там около часу, вернулся вниз посмотреть, что там происходит…
Птицелов. 1870
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Старушка стояла на коленях и молилась на картину. Она молилась горячо и сосредоточенно на изображение ее дорогого и незабвенного сына».
Эти рассказы, при всем несходстве сюжетов, хорошо демонстрируют восприятие живописи народом, который стремились просвещать передвижники, отправляя свои «народные» картины в провинцию.
Перов первым покинул Товарищество передвижников. По какой причине? Обычно принято говорить о душевном кризисе художника, о его сомнении в своих творческих возможностях, о неверии в успех коллективного дела Товарищества.
Сам Перов мотивировал свой уход так: «Выхожу я из общества потому, что не разделяю идеи, которой руководятся в настоящее время большинство членов.
Я не согласен с действиями общества и нахожу многие из них не только неосновательными, но даже и несправедливыми, и потому считаю себя не вправе быть членом того общества, которое не могу не порицать. Шесть лет тому назад первому пришла идея основать общество Г.Г.
Мясоедову, на основании того, что Академия не совсем справедливо получала большие доходы с произведений художников… Г.Г. Мясоедов совершенно справедливо сказал: “Отчего сами художники не собирают доходов с своих трудов?”
Суд Пугачева. 1875
(Неоконченная картина) Государственный Исторический музей, Москва
Плач Ярославны. 1880
Частное собрание, Москва
Вот основа общества. Многим понравилась мысль его, и составилось Товарищество. Никаких же гуманных иллюзий и патриотических чувств в основе совсем и не было…
Теперь общество преследует уже другую цель: оно положило себе задачею заботиться не столько о пользе своих членов, сколько старается о развитии или привитии потребности к искусству в русском обществе. …
Я первый отказываюсь работать во имя этой идеи. …Об искусстве и художниках будущего века, мне кажется, забота не наша».
Отказ работать «во имя идеи» в устах основоположника критического реализма звучит почти невероятно. Это – утверждение права творческой свободы, которой художник, по-видимому, не находил у передвижников, пребывающих под влиянием «гуманных иллюзий». Перов остался верен себе.
Его уход был первым «ударом колокола» по передвижничеству, на десятилетие опередившим «начало конца». Прежде кого бы то ни было он с отчетливой ясностью сформулировал основной пункт, с которого началась художественная деградация первоначальной идеи Товарищества.
А именно – превращение изначального сугубо практического мотива консолидации группы художников против монополизма академического клана в идеологию, в демагогические спекуляции на «святых» лозунгах народного блага, встававших тормозом на пути будущего молодого племени художников, что десятилетие спустя действительно привело к конфликту Товарищества с новым поколением мастеров и потребовало иных организационных форм художественной жизни.
Христос и Богоматерь у житейского моря. 1867
Государственная Третьяковская галерея, Москва
К моменту выхода Перова было проведено пять передвижных выставок, и ни на одной из них мы не увидим ничего близкого или похожего на то, чем был занят тогда художник – он работал над картиной Суд Пугачева, на тему «русского бунта, бессмысленного и беспощадного» (Пугачев судит схваченного казаками помещика).
Время больших исторических картин у передвижников еще не наступило. Перов, что называется, «не вписался», не угадал художественной ситуации в Товариществе, оказался в тот момент «чужим» ему.
Но если бы Перов продолжал оставаться членом Товарищества, то его (оставшийся неоконченным) Никита Пустосвят, скорее всего, оказался бы на одной выставке с Утром стрелецкой казни Сурикова.
Сюжет картины – эпизод из истории движения раскольников, «спор о вере», происшедший 5 июня 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля.
В Истории России с древнейших времен Сергея Соловьева он изложен так: «С шумом вошли раскольники в Грановитую и расставили свои налои и свечи, как на площади; они пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества, а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины! Царевны-девицы открыто пред всем народом, и одна царевна заправляет всем! Они не видели в этом явлении знамения времени. На царских тронах сидели две царевны – Софья и тетка ее Татьяна Михайловна, пониже в креслах царица Наталья Кирилловна, царевна Марья Алексеевна и патриарх, направо архиереи, налево светские сановники, царедворцы и выборные стрельцы.
- Патриарх обратился к отцам с вопросом:
- – Зачем пришли в царские палаты и чего требуете от нас?
- Отвечал Никита:
- – Мы пришли к царям-государям побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам свое праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами, и чтоб церкви Божии были в мире и соединении.
Снятие с креста. 1878
(Неоконченная картина) Государственная Третьяковская галерея, Москва
Первые христиане в Киеве. 1880
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-1881
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Патриарх сказал на это…
– Не вам подобает исправлять церковные дела, вы должны повиноваться матери святой церкви и всем архиереям, пекущимся о вашем спасении; книги исправлены с греческих и наших харатейных книг по грамматике…
– Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах! – закричал Никита и сейчас же показал, что он разумеет под догматами, обратившись к патриарху с вопросом: зачем архиереи при осенений берут крест в левую руку, а свечу в правую? За патриарха стал отвечать холмогорский епископ Афанасий. Никита бросился на него с поднятою рукою:
– Что ты, нога, выше головы ставишься? Я не с тобою говорю, а с патриархом!
Стрелецкие выборные поспешили оттащить Никиту от епископа. Тут Софья не выдержала, вскочила с места и начала говорить:
– Видите ли, что Никита делает? В наших глазах архиерея бьет, а без нас и подавно бы убил».
В этом произведении на материале исторического прошлого в форме «кремлевского скандала» проиграна коллизия, воплощающая ситуацию эпохального сдвига, кризиса – ситуацию, которую столь остро пережил и воплотил Перов на материале текущей современности в своей индивидуальной творческой судьбе.
Хроника жизни Василия Перова
1833 23 декабря (4 января 1834) Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске, в семье барона Григория Карловича Криденера. Будучи рожден до брака, записан в документах под фамилией крестного отца, Васильева. Причислен к мещанскому сословию.
1842-1846 Жил с родителями в имении Саблуково Нижегородской губернии Арзамасского уезда. Самостоятельно занимался рисованием.
- 1846-1849 Учился (с перерывами) в арзамасской школе живописи Ступина.
- 1852 Переехал с матерью в Москву.
- 1853-1862 Обучение в Московском училище живописи и ваяния.
- 1857 Первая жанровая картина Приезд станового на следствие.
1861 Большая золотая медаль Академии художеств за картину Проповедь в селе с предоставлением содержания для совершенствования за границей. Знакомство с П.М. Третьяковым.
1862 Женитьба на Елене Эдмондовне Шейне.
1863-1864 Пенсионерская поездка за границу. Берлин, Дрезден, затем пребывание в Париже.
1864 В августе получил разрешение на досрочное возвращение в Россию. Осенью, посетив Италию, вернулся в Москву.
1865 Поездки по деревням Московской губернии, на нижегородскую ярмарку. Картина Проводы покойника (первая премия Общества поощрения художников).
1866 За картины Тройка и Гитарист-бобыль получил звание академика.
1867 Участвовал во Всемирной выставке в Париже картинами Первый чин (Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы), Дилетант, Гитарист-бобыль, Проводы покойника, Тройка. Картина Утопленница.
1868 Смерть жены. Картина Последний кабак у заставы.
1870 Один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок; избран членом правления Товарищества и кассиром московского отделения. Получил звание профессора за картины Птицелов и Странник.
1871 Старший преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Работа над портретом А.Н. Островского по заказу П.М. Третьякова. На Первой выставке Товарищества передвижников демонстрируются картины Охотники на привале, Рыболов и Портрет Островского.
1872 Вступил в брак с Елизаветой Егоровной Другановой. Портрет Достоевского.
- 1873 На Всемирной выставке в Вене показаны картины Охотники на привале и Рыболов.
- 1874 Начало работы над картиной о восстании Пугачева.
- 1875
Источник: https://itexts.net/avtor-ekaterina-mihaylovna-allenova/248516-vasiliy-perov-ekaterina-allenova/read/page-3.html
Картина Перова Рыболов
В 1871 году в Санкт-Петербурге произошло значительное событие в мире искусства — открытие Первой передвижной выставки, в экспозицию которой была отмечена картина Перова Рыболов, Охотники на привале, портретные работы писателя А. К. Островского и светской девицы Елизаветы Тимашевой.
Большое внимание художник уделяет пейзажу, роль которого здесь также несколько иная. Ранее природа была средством создания психологического настроения, теперь Перов стремится передать обаяние природы, воздух, прелесть деревенской жизни.
Такой картиной Перова является и “Рыболов” картина размером (91 х 68 см). Старик, в сдвинутой на затылок шляпе, замерев, не сводит глаз с поплавка, не замечая ничего вокруг. Рядом рыбацкая утварь: глиняный жбан и удочки.
Перов душевно и с некоторой иронией изображает рыбака на берегу, с азартом наблюдающего за поплавком с нетерпением ожидая затянувшегося поклева.
Василий Григорьевич считался любителем рыбалки, поэтому и изобразил даже мельчайшие детали, характеризующие это увлечение.
Старик всматривается в воду небольшого водоема, и лицо его озаряет надежда о крупной рыбе. Он привстал, стараясь разглядеть ее. Поглощенный процессом, он уже предвкушает радость от улова.
Судя по одежде и начищенным сапогам, это помещик или купец, который решил отдохнуть на природе.
Другой персонаж картины — молодой мужчина, который нанизывает наживку. Его облик говорит, что он здесь, чтобы за свой улов выручить немного денег.
Как и ранее художник тщательно прописывает детали, добиваясь почти фотографического сходства с реальностью. Он стремится проникнуть в психологию рыболова и раскрыть его страсть к рыбалке. Подобные характеристики картин заметны также в «Птицелове» (1870) и в супер популярной картине Перова Охотники на привале (1871).
Именно в 1870-е годы произведения художника приобрели черты, отличающиеся от картин 60-х годов. Это, по словам биографа Перова Н. П. Собко, «мирные страсти». Картины утратили гражданский пафос, но это был шаг вперед для его творчества и русского реалистического искусства в целом.
Перов в 1874 году написал еще несколько картин этого жанра: «Голубятник» и «Ботаник», изображающие людей в тесном единении с природой. Эти темы не случайны, они показывали человека вне его будничных интересов.
Живая человеческая душа – вот что привлекало великого художника. Василия Григорьевича Перова чаще всего относят к художникам-портретистам.
Им написано много портретов выдающихся людей того времени, но не менее ярко проявился его талант и в жанровых картинах.
Сегодня картина Перова Рыболов находится Третьяковке в Москве, где представлены и его другие жанровые полотна
Источник: https://www.art-portrets.ru/artists/kartina-perova-rybolov.html