Эжен Делакруа – французский художник-романтик начала 19 века.
Будучи живописцем и монументалистом, он использовал экспрессивную технику кисти, изучал оптические эффекты цвета, оказывая глубокое влияние на творчество импрессионистов, а его страсть к экзотике вдохновляла художников-символистов.
Прекрасный литограф, Делакруа иллюстрировал различные произведения Уильяма Шекспира, Вальтера Скотта и Иоганна Вольфганга фон Гете. Основное собрание картин живописца сейчас находится в Лувре.
Детство и юность
Фердинан Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в пригороде Парижа – Шарантон-Сен-Морис региона Иль-де-Франс. Его мать Виктория была дочерью краснодеревщика Жана-Франсуа Робина.
У него было трое старших братьев и сестер. Карл-Анри Делакруа дослужился до генерала в наполеоновской армии. Генриетта вышла замуж за дипломата Раймонда де Вернинака Сен-Мора.
Анри был убит в битве при Фридланде 14 июня 1807-го.
Портрет Эжена Делакруа
Есть основания полагать, что отец Шарль-Франсуа Делакруа не был истинным предком будущего художника. Шарль Талейран, министр иностранных дел Франции при Наполеоне, который был другом семьи и которого взрослый Эжен напоминал по внешнему виду и характеру, считал себя его настоящим родителем. Шарль Делакруа умер в 1805 году, а Виктория — в 1814-м, оставив 16-летнего сына сиротой.
Азы образования мальчик получил в лицее Людовика Великого в Париже, а затем в лицее Пьера Корнеля в Руане, там он проявил склонности к литературе и живописи, получал награды в этих областях.
Министр Шарль Талейран, возможный отец Эжена Делакруа
В 1815 году, после кончины матери, Эжена взяла на воспитание небогатая семья родственников. Делакруа решил посвятить себя живописи и поступил учеником в мастерскую Пьера-Нарцисса Герена, а затем в 1816 году в Школу изящных искусств.
Ученики много писали с натуры, совершенствуя технику рисунка, посещали музеи, чаще всего Лувр. Там юный художник познакомился с Теодором Жерико, талантливым начинающим живописцем, повлиявшим на его творчество. Работы именитых мастеров восхищали Эжена, он был очарован полотнами Гойи, Рубенса и Тициана.
Живопись
Первую крупную картину Делакруа «Ладья Данте», написанную под влиянием «Плота Медузы» Жерико, общество не оценило, но при содействии Талейрана она была куплена государством для люксембургских галерей.
Картина Эжена Делакруа «Ладья Данте»
Успех пришел к художнику после демонстрации в салоне «Резни на Хиосе» в 1824 году. На картине представлена жуткая сцена гибели греческого народа в войне за независимость, поддерживаемой английским, русским и французским правительствами. Делакруа был быстро признан властями ведущим живописцем в новом романтическом стиле, а картину выкупило государство.
Его изображение страданий было спорным. Многие критики выражали сожаление по поводу отчаянного тона картины, художник Антуан-Жан Грос называл ее «резня искусства». Пафос в изображении младенца, сжимающего грудь мертвой матери, имел особенно мощный эффект, хотя критики осудили эту деталь как непригодную для искусства.
Картина Эжена Делакруа «Резня на Хиосе»
Вскоре Делакруа создал вторую картину на тему греко-турецкой войны – захвата города Миссолонги турецкими войсками. «Греция на развалинах Миссолонги» отличалась сдержанностью палитры.
Художник изобразил женщину в греческом костюме с обнаженной грудью, руки, наполовину поднятые в умоляющем жесте перед ужасной сценой: самоубийство греков, которые решили погибнуть и уничтожить свой город, но не сдаться туркам.
Картина послужила памятником народу Миссолонги и идее свободы, борьбы против тиранического правления. Художник обратился к этим событиям не только из-за его симпатий к эллинам, но и потому, что в это время в Греции умер поэт Джордж Гордон Байрон, которым Делакруа искренне восхищался.
Картина Эжена Делакруа «Греция на развалинах Миссолонги»
Поездка в Англию в 1825 году, встреча с молодыми художниками Томасом Лоуренсом и Ричардом Бонингтоном, цвет и манера письма английской живописи дали толчок для написания произведений разных жанров в духе романтизма.
Это направление в искусстве, для которого характерны изображение сильных характеров и страстей, одухотворенных личностей и целительной природы, интересовало Эжена более 30 лет. Кроме того, он выпускал литографии, иллюстрирующие Шекспира и Фауста Гете. По возвращении на родину были написаны «Поединок Гяура с Хасаном» и «Женщина с попугаем».
Картина Эжена Делакруа «Поединок Гяура с Хасаном»
В 1828 году в Салоне выставили картину Делакруа «Смерть Сарданапала». Художник изобразил осажденного короля, безучастно наблюдающего, как стражи выполняют его приказы убивать слуг, наложниц и животных. Литературным источником работы послужила пьеса Байрона. Критики назвали картину ужасной фантазией о смерти и похоти.
Особенно их поразила борьба обнаженной женщины, чье горло вот-вот будет перерезано, расположенная на переднем плане для максимального воздействия. Чувственная красота и экзотические цвета композиции сделали картину одновременно приятной и шокирующей.
Картина Эжена Делакруа «Смерть Сарданапала»
Пожалуй, самое известное произведение Делакруа появилось в 1830 году. «Свобода, ведущая народ» — полотно, ознаменовавшее переход от романтического стиля к неоклассическому.
Художник чувствовал композицию в целом, одновременно думал о каждой фигуре в толпе как о типе. Мертвые воины, лежащие на переднем плане, остро подчеркивали символическую женскую фигуру со знаменем триколора, олицетворяющего свободу, равенство и братство, торжественно освещенную, словно в свете прожекторов.
Картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ»
Вместо того чтобы прославлять фактическое событие, революцию 1830 года, Делакруа хотел передать волю и характер народа, вызвать романтический образ духа свободы. Интересен факт, что мальчик, держащий пистолет справа, иногда считается вдохновением для персонажа Гавроша в романе Виктора Гюго «Отверженные».
Хотя французское правительство купило картину, чиновники сочли ее опасной и убрали из поля зрения общественности. Тем не менее, художник по-прежнему получал много государственных заказов на фрески и потолочные росписи. После революции 1848 года, которая привела к концу правления короля Луи Филиппа, «Свобода, ведущая народ», была, наконец, выставлена на обозрение Наполеоном III в Лувре.
Фрески Эжена Делакруа
В 1832 году Делакруа отправился в Марокко в составе дипломатической миссии. Он хотел вырваться из цивилизации Парижа в надежде увидеть более примитивную культуру. Во время поездки живописец создал более 100 картин и рисунков, сцен из жизни народов Северной Африки. Делакруа считал, что жители этого региона в своем одеянии подобны людям классического Рима и Греции:
«Греки и римляне здесь, у моей двери, в арабах, которые укутываются в белое одеяло и выглядят как Катон или Брут».
Художнику удалось тайно нарисовать некоторых восточных женщин («Алжирские женщины в своих покоях»), но он столкнулся с трудностями в поиске мусульманских натурщиц.
Находясь в Танжере, Делакруа сделал много набросков людей и города, животных.
На их основе в конце жизни живописец создал картины «Арабские лошади, дерущиеся в конюшне», «Охота на львов в Марокко» (несколько версий, написанных между 1856 и 1861 годами), «Марокканец, седлающий коня».
Картина Эжена Делакруа «Охота на львов в Марокко»
Делакруа черпал вдохновение из многих источников: литературные произведения Уильяма Шекспира и лорда Байрона, мастерство Рубенса и Микеланджело. Но от начала и до конца своей жизни он нуждался в музыке.
От печальных зарисовок Шопена или «пасторальных» пьес Бетховена художник получал больше всего эмоций.
В какой-то момент своей жизни Делакруа подружился с Шопеном и написал портреты композитора и его избранницы, писательницы Жорж Санд.
В течение жизни живописец создал несколько картин на библейские сюжеты: «Распятие», «Кающаяся грешница», «Христос на Генисаретском озере», «Иисус на кресте».
Картина Эжена Делакруа «Кающаяся грешница»
С 1833 года художник получил заказы на оформление общественных зданий в Париже. В течение 10 лет он писал картины в библиотеке во Дворце Бурбонов и Люксембургском дворце.
В 1843-м Делакруа украсил церковь Святого Причастия большой Пьетой, а с 1848 по 1850 годы расписывал потолок в галерее Аполлона в Лувре.
С 1857-го по 1861-й он работал над фресками часовни ангелов в церкви Сен-Сюльпис в Париже.
Личная жизнь
По официальной информации, Делакруа не был женат. Однако он был страстно влюблен в Жюльетту де Лавалетт, жену Тони де Форже, родственницу императрицы Жозефины.
Жюльетта де Лавалетт
Когда началась эта связь, неизвестно, сохранилось письмо Эжена к возлюбленной, датированное 23 ноября 1833 года. В это время Жюльетта рассталась с супругом и жила с матерью в Париже. Их роман вскоре перерос в нежные дружеские отношения, длившиеся до смерти художника.
Во время работы во дворце Бурбонов Делакруа начал длительную дружбу с художницей Мари-Элизабет Блаво-Буланже, подробности их отношений – белое пятно в биографии обоих.
Мари-Элизабет Блаво-Буланже
Одной из причин безбрачия живописца исследователи считают тот факт, что он не любил детей. Для него ребенок был воплощением грязных рук, портящих холсты, шума, отвлекающего от работы.
Делакруа жил в Париже, а с 1844 года приобрел небольшой коттедж на севере Франции, где любил отдыхать в сельской местности. С 1834 года до самой смерти о нем добросовестно заботилась его домработница Жанна-Мари Ле Гийю, которая ревностно охраняла его личную жизнь.
Смерть
Утомительная работа над фресками подорвала здоровье Делакруа. Зимой 1862-1863 годов он страдал от тяжелой инфекции горла, ставшей причиной смерти.
1 июня 1863 года он обратился к своему врачу в Париже. Через 2 недели ему стало лучше, и он вернулся в свой дом за городом. Но к 15 июля состояние ухудшилось, а приглашенный доктор сказал, что больше ничего не может для него сделать. К тому времени единственной пищей, которую ел художник, были фрукты.
Могила Эжена Делакруа
Делакруа понял серьезность своего состояния и написал завещание, каждому из друзей предназначался подарок. Доверенной домработнице, Дженни Ле Гийю, он оставил достаточно денег, чтобы жить. Затем приказал продать все в своей студии. Последней волей Эжена был запрет на любое его изображение,
«будь то посмертная маска, рисунок или фотография».
13 августа 1863 года художник скончался в Париже, в доме, где в настоящее время находится его музей. Могила Делакруа расположена на кладбище Пер-Лашез.
Картины
- 1822 — «Ладья Данте»
- 1824 – «Резня на Хиосе»
- 1826 – «Греция на развалинах Миссолонги»
- 1827 – «Смерть Сарданапала»
- 1830 – «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах»)
- 1832 – «Автопртрет»
- 1834 – «Алжирские женщины в своих покоях»
- 1835 – «Поединок Гяура с Хасаном»
- 1838 – «Портрет Фридерика Шопена»
- 1847 – «Похищение Ребекки»
- 1853 – «Христос на кресте»
- 1860 – «Драка арабских лошадей в конюшне»
Источник: https://24smi.org/celebrity/69613-ezhen-delakrua.html
СОШ 8 Подольск, творчество Делакруа
Автопортреты Рё фотография Ржена Делакруа
![]() |
![]() |
![]() |
Делакруа Ржен (Ferdinand Victor Eugene Delacroix) (1798-1863), французский живописец Рё график. Родился РІ состоятельной семье, получил классическое образование РІ Р�мператорском лицее.
Предполагают, что он был побочным сыном всесильного Талейрана, который неизменно покровительствовал художнику.
Оставшись в шестнадцать лет сиротой, поступает в мастерскую Герена, в 1817 году — в Школу изящных искусств. Копирует в Лувре работы старых мастеров, отдавая предпочтение Рубенсу, Веласкесу, Микеланджело.
Делакруа посетил Великобританию, Алжир, Марокко, �спанию, Бельгию.
Уже в ранний период творчества ощущение сопричастности великим, изменяющим лицо мира историческим событиям породило пафос и драматический накал произведений Делакруа, сделало его ярчайшим выразителем и главой романтизма во французском изобразительном искусстве. Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма картина Делакруа «Данте и Вергилий», духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана «Резня на Хиосе». Художник предпочитал сюжеты, исполненные драматизма и внутренней напряженности («Казнь дожа Марино Фальеро», «Смерть Сарданапала»). Он нередко черпал мотивы в произведениях Шекспира, Гёте, Байрона (литографии к «Фаусту», и «Гамлету»), обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории («Битва при Пуатье»). Органический синтез героической действительности и символики, прекрасной романтической мечты о свободе достигнут им в картине «Свобода, ведущая народ», изображающей реальных участников революции 1830 года рядом с аллегорической фигурой Свободы. Хотя в картине немного персонажей, создается впечатление, что баррикаду защищает весь Париж. Делакруа чувствует себя плотью от плоти свободной Франции, недаром он поместил себя среди защитников баррикады. После путешествия в Северную Африку Делакруа по многочисленным наброскам и зарисовкам с натуры исполнил ряд картин, отмеченных не только романтической красочностью и интересом к восточной экзотике, но и воссозданием своеобразия национального быта, нравов и характеров («Алжирские женщины», «Арабские комедианты», «Львиная охота в Марокко»). �нтерес к индивидуальности способствовал развитию портрета, причем Делакруа особенно привлекали люди творческие (портреты Паганини, Шопена, Жорж Санд, Берлиоза).
Делакруа работал также в области монументальной живописи (росписи Бурбонского дворца в Париже). Высокие декоративные качества, свободный полет фантазии, живописный размах, но вместе с тем и черты театрализованной патетики присущи картинам Делакруа на исторические, мифологические, религиозные темы («Взятие крестоносцами Константинополя», «Битва Святого Георгия с драконом»).
О литературном даре свидетельствует эпистолярное наследие Делакруа, а также интереснейший дневник, который он вел с 1822 года, — подлинная летопись культурной жизни эпохи.
Делакруа оказал большое влияние на молодое поколение, в том числе на будущих импрессионистов.
По многогранности таланта, по неистовой жажде воплощения он сопоставим с мастерами Ренессанса.
Картины Делакруа на мифологические и античные сюжеты:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Библиотека Бурбонского дворца, Александр и поэмы Гомера |
![]() Бурбонский дворец, роспись паруса, Гесиод и Муза |
![]() Бурбонский дворец, роспись паруса,Хирон обучает Ахиллеса |
Царь гуннов Атилла, 1847 | Царь гуннов Атилла, 1847 |
Клеопатра и крестьянин, 1838 | Последние слова Марка Аврелия, 1844 |
Овидий у скифов, 1859
Другие картины Ржена Делакруа:
�гра тигренка с тигрицей, 1830 | Лев, поедающий зайца, Лувр, Париж |
Львиная охота в Марокко, 1854 | Арабские всадники, 1862 |
Дон Жуан после кораблекрушения, 1840 | Фанатики Танжера, 1838 |
Еврейская свадьба в Марокко, 1839 | Женщины Алжира в своих покоях, 1834 |
Нападение льва на арабского всадника | Резня на Хиосе, 1824 | Марокканец, седлающий коня, 1855 |
Греция на развалинахМиссолунги | Море Галилейское,1854 | Свобода,ведущая народ |
Море в Дьеппе, 1852, Лувр, Париж | Смерть Офелии, 1844 |
Война, 1835 | Данте и Вергилий (Ладья Данте), 1822 |
Гамлет и Горацио на кладбище, 1835 | Гамлет и Горацио на кладбище, 1839 | Пьета, 1850 |
Похищение Ревекки, 1846 | �аков борется с ангелом | Похищение Ревекки, 1858 |
Христос РЅР° кресте | Рлиодор въезжает РІ Храм, 1861 | Положение РІРѕ РіСЂРѕР±, 1848 |
Бурбонский дворец, роспись паруса, Адам и Ева | Казнь дожа Марино Фальеро, 1827 | Бурбонский дворец, роспись паруса, Адам и Ева |
Библиотека Сената, Орфей, 1846, Париж | Библиотека Сената, Святой �ероним, 1846, Париж | Библиотека Сената, Цицерон, 1846, Париж |
Святой Михаил побеждает дьявола, 1860 | Фрески на западной стене, 1837, Бурбонский дворец, Париж |
Роспись купола
Смерть Сарданапала | Смерть Сарданапала | Смерть Сарданапала |
Ассирия, и ее царство держалось тридцать поколений — от Семирамиды до Сарданапала. Ассирийское царство началось женщиной, сильной, как мужчина. А кончилось оно мужчиной, слабым, как женщина.
Потомки Семирамиды, цари, за тридцать поколений изнежились и изленились вконец.
Последнего ассирийского царя звали Сарданапал.
Однажды его случайно увидел наместник горной Мидии Арбак. Царь сидел среди жен, безбородый, набеленный, нарумяненный, и под звуки песен расчесывал крашенную пурпуром шерсть.
Суровый Арбак был потрясен. Мидия восстала, и мидяне осадили Ниневию. Сарданапал не умел бороться и не хотел сдаться.
Он собрал вокруг себя все свои богатства и всех своих жен и детей, запер выходы и зажег дворец. Пламя бушевало пятнадцать дней.
Народ видел дым из-за стен и думал, что это царь приносит жертвы богам. Когда мидяне вошли в город, на месте дворца была гора пепла. Ее выпросил себе вавилонский наместник и выплавил из нее сто тысяч талантов золота и серебра.
Жорж Санд, 1838 | Паганини, 1832 | Фредерик Шопен | Луис-Август Щвитер |
Микеланджело в мастерской, 1850 | Мильтон диктует дочерям «Потерянный Рай», 1826 | Тассо в сумашедшем доме, 1839 |
Луи Орлеанскому показывают любовницу, 1825 | Одалиска, 1857 | Мадмуазель Роза, 1817, Лувр, Париж. |
Еврейская невеста, 1832 | Цветы, 1834 | Ваза с цветами, 1848 |
Натюрморт с раками | Натюрморт с фруктами, 1848 |
Источник: http://sschool8.narod.ru/Masters/A_Delacroix.htm
Между романтиками и импрессионистами: Эжен Делакруа и его машина времени
Когда Мане и Гоген ещё не появились на свет, Делакруа заложил основы импрессионизма, одновременно продолжая рисовать классические почти ренессансные полотна. Спектр его техник огромен, а влияние на мировую живопись трудно переоценить. Он классик, один из последних, кто имел честью называться «старый мастер», и он же современник революции живописи. Проще говоря – он Эжен Делакруа.
Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (1798-1863) родился в городке Шарантон-Сен-Морис неподалёку от Парижа. О происхождении художника по сей день ходят легенды, даже сам Делакруа считал своим отцом Талейрана – знаменитого французского дипломата, одного из влиятельнейших людей в стране и в мире.
В пользу этой версии говорит и их внешнее сходство, а также протекция, неизменно оказываемая Талейраном Эжену.
Вообще жизнь окружила художника удивительными и великими людьми: он дружил с Александром Дюма, рисовал Шопена, Паганини и Жорж Санд… Отец мушкетёров отмечал, что «к трём годам Эжен уже вешался, топился, горел и травился» и в его словах была лишь доля шутки.
Как нетрудно догадаться, во время учёбы Эжен тяготел к художникам эпохи Возрождения, особенно – Рафаэлю Санти, Рубенсу, Тициану.
Картина Теодора Жерико «Плот Медузы», «программная» работа романтизма, вдохновляет двадцатичетырёхлетнего Эжена на создание полотна «Ладья Данте», которая принесёт ему известность.
Изображение Данте и Вергилия, путешествующих по аду, станет в один ряд с каноническими изображениями Доре и будет буквально восстановлена на киноэкране культовым режиссёром Ларсом фон Триером.
Кстати, знаменитый контркультурный поэт Лёха Никонов в стихотворении «Ещё одно интервью» заявляет: «Мой любимый художник Делакруа…». Уже это говорит о том, что художник не просто перевернул страницу в истории живописи, но остался в культуре, не только массовой, но и «элитарной», будто некая машина времени позволяла ему быть «своим» нескольким поколениям потомков.
Далее Делакруа обратился к острой и болезненной теме греческой борьбы за независимость с турецкими захватчиками. Восстание происходило в тяжёлых для греков условиях, повстанцам было тяжело сражаться с регулярной армией оккупанта.
Всё это вызывало в европейцах сочувствие и отклик, война притягивала добровольцев со всей Европы, друг Пушкина Кюхельбекер, который мечтал попасть на фронт написал в конце концов свою «Греческую песнь».
Поехавший же на войну великий английский поэт Байрон, погиб от лихорадки у города Миссолонги, что не могло не тронуть Делакруа. Именно полотна «Резня на Хиосе» и «Греция на развалинах Миссолонги», посвящённые Греческой революции, закрепят успех мастера.
А в последнем, где Греция ассоциируется с женщиной можно отчётливо увидеть предвестие «главного» полотна Делакруа «Свобода, ведущая народ», где Свобода-Франция также будет воплощена в женском обличье.
Закрепив успех, Делакруа не думает останавливаться на достигнутом и, продолжая трудиться на ниве романтизма, пробует себя в новых жанрах и техниках. Он создаёт литографии к Шекспиру и Гёте, много пишет портреты и обнажённую натуру, непохожую на свойственные мастеру эпические полотна, а в начале 1830-х доберётся до натюрмортов с цветами, маринистских акварелей и монументальной живописи.
Одновременно с этим создаётся по байроновскому сюжету «Смерть Сарданапала», являющаяся квинтэссенцией романтического стиля Делакруа. Обращение к великим делам прошлого, при том, что свойственная тем временам и шокировавшая бы любого современника жестокость выглядит здесь уместно, даже притягательно – обнажённая женщина, которой вот-вот перережут горло не вызывает и толики положенной жалости.
«Свобода, ведущая народ», написанная в 1930 году, становится общепризнанной вершиной творчества автора, его личной вершиной.
Протоимпрессионистские полотна, которые станут опорой и окажут огромное влияние на тогдашнюю живопись будут пророчеством ещё не сбывшимся, а вот «Свобода» стала явью, реальностью, сегодняшностью французской живописи.
Картина стала феноменально успешной по ряду причин: она отвечала запросу времени, декларируя тогда ещё не приевшийся лозунг «Свобода, равенство, братство», она являлась квинтэссенцией схлестнувшихся в водоворот романтизма и неоклассицизма, она, наконец, вплела в полумифический антураж современные мастеру народные типажи всех французских сословий. Считается, что мальчик, изображённый на картине, вдохновил Виктора Гюго на создание персонажа Гавроша из его «Отверженных».
Делакруа, даже добившись значительного успеха, не становится «студийным» художником – жизнь зовёт его дальше. И художник отправляется в путешествие по Испании и Африке, оказавшее на него сильнейшее впечатление. Делакруа создаёт более ста картин и эскизов, проникается ориенталистскими сюжетами.
Особенно часто встречаются на полотнах изображения диких хищников: львов и тигров (не дань ли сюжетам Рубенса?). Они охотятся на дичь, нападают на людей и сами становятся жертвами. Местные же люди напоминают идеализирующему Античность мастеру древних греков и римлян.
«Арабы, завёрнутые в белые одеяла, похожи на Катона или Брута» – запишет Делакруа в свой дневник.
Вернувшись, художник не забудет алжирские сюжеты, продолжая заниматься монументальной живописью (Делакруа доверили потолки Лувра) и натюрмортами, которые вызывали особенный трепет у мастера, он говорил, что самое сложное – нарисовать цветы, пока они не увяли, что требует от художника не только скорости, но и новой техники – более свободного и длинного мазка.
Именно Делакруа вернул «увядшему» жанру былую популярность. В натюрмортах Делакруа то тут, то там просматривается будущий Ван Гог, Ренуар или Сезанн. Последний и вовсе говорил: «Мы все рисуем на языке Делакруа». Не менее явственно видна наследственность импрессионистов и в маринах мастера позднего периода – их по незнанию можно принять за опыты того же Моне.
За долгую творческую жизнь Делакруа удалось принять факел живописи из рук великих, самому стать великим и, раздув собственным дыханием огонь зажечь несколько великих имён будущего.
При этом, даже оставаясь «предтечей» или «крёстным отцом» импрессионизма, быть классиком романтизма. Отметиться буквально во всех техниках и жанрах живописи своей эпохи. Меняться, не «застывая», вопреки успеху и славе.
Попросту – быть настоящим творцом.
- Заходящее солнце (1849)
- Королевский тигр (1829)
- Кораблекрушение Дон Жуана (1840)
- Молодой тигр играет со своей матерью (1830)
- Охота на львов I (1861)
- Пьета. Эскиз для росписи стен в церкви Сен-Дени-дю-Сен-Сакреман в Париже (1844)
- Смерть Сарданапала (1827)
- Натюрморт с омаром и охотничьими трофеями (1827)
- Состязания в стрельбе перед воротами Мекны (1832)
- Султан Марокко Мюли Абд-эль-Рахман и его свита (1845)
- Убийство люттихского епископа (1827)
- Автопортрет (1840)
- Борьба гяура и паши (1835)
- Букет цветов (1850)
- Гамлет и Горацио на кладбище (1839)
- Ваза с цветами на консоли (1849)
- Мадемуазель Роза (1824)
- Негр в тюрбане (1826)
- Портрет Жорж Санд (1838)
- Марокканец, седлающий коня (1855)
- Портрет Фредерика Шопена (1838)
- Спальня графа де Морне (1832)
- Сирота на кладбище (1824)
- Уголок мастерской (1830)
- Христос на кресте (1853)
- Коннетабль де Бурбон, преследуемый Совестью (1835)
- Медея (1862)
- Итальянский театр (1825)
- Призрак на террасе (Гамлет и призрак отца) (1843)
- Портрет Паганини (1832)
- Стены Мекны (набросок из дневника) (1832)
- Греция на развалинах Миссолонги (1827)
Источник: https://cameralabs.org/12659-mezhdu-romantikami-i-impressionistami-ezhen-delakrua-i-ego-mashina-vremeni
Литературный перекрёсток 30/05/2009
опубликовано 23/05/2009 Последнее обновление 29/05/2009 18:45 GMT
Жорж Санд… В нынешнем, 205-м году со дня её рождения, нет особого повода вспоминать о её книгах. Они известны. Это – классика французской литературы ХIХ-го века.
Проникнутые романтическим лиризмом, поднимающие вопросы о независимости женщины в обществе, о любви как одной из движущих социальных сил, произведения Жорж Санд переведены на разные языки, в том числе русский.
Особой известностью в России оказались отмечены такие её романы, как «Индиана», «Орас», «Консуэло»; во Франции из написанного Санд многие в первую очередь назовут: «Франсуа лё Шампи» или «Чёртова лужа»… Вспомнят, конечно, о том, что Жорж Санд был псевдоним, а подлинное имя писательницы было Аврора Дюпен.
Вспомнят и о том, что это была женщина, которая предпочитала платью – мужской костюм… Сегодня, понятное дело, этим никого не удивить. В ту эпоху всё было сложнее!.. Вспомнят, вероятно, о её интимных связях с писателем Альфредом де Мюссе, с некоторыми другими, из которых наибольшую известность имел композитор Фредерик Шопен…
История отношений Санд и Шопена – едва ли не из самых романтических той эпохи…
Вспомнят и о том, что в дружеский круг Санд входили Проспер Мериме, Оноре де Бальзак, Александр Дюма-отец и сын, Густав Флобер, Вспомнят, что в родовом имении Санд, в Ноане ( это в центральной части страны, в области Берри ) эти люди не только встречались за общим столом, чтобы поесть, но поговорить о культуре, искусстве, политике в самой Франции и Европе… Я, конечно, упомянул далеко не всех! Можно добавить, скажем, князя Жерома Наполеона, художника Эжена Делакруа, певицу и композитора Полину Виардо, и, естественно, около неё — Ивана Сергеевича Тургенева…
Замечу попутно, что в музее Жорж Санд до сих пор можно увидеть овальный стол с указанием мест, где кто сидел, и табличкой, напоминающей об авторе «Охотничьих рассказов», «Отцов и детей»…
Так выглядит дом писательницы в Ноане.
Нередко в тех стенах звучала музыка, а на пленэре рядом с домом писались картины… Говоря иначе, имение Жорж Санд было не просто местом для отдыха и обменов мнениями по самым разным вопросам, но своеобразным творческим оазисом, отдаленным от шумной столицы.
Обо всем этом многим, кто знаком с её биографией, известно. Куда меньше тех, кто знает, что тогда же в Ноане существовал совершенно уникальный, прекрасный театр марионеток…
… С детства мечтала писательница о театре…
Причем, не просто о театре, но возрождении комедии дель арте, то есть театра, существовавшего в Италии примерно между 1560-м и 1760-м годами; театра, основанного на сатирических диалогах, на острых фарсах и клоунадах, одной из особо важных сторон которого было то, что каждый спектакль представлял собой комедию-импровизацию. Актер театра дель арте должен был не только играть свою роль, но находить точные, остроумные фразы, никем для него заранее не написанные.
В отдаленном от Парижа Ноане театральные идеи Санд, между тем, не только не забылись, но стали получать постепенно воплощение.
Начало им, как принято считать, положил упомянутый Шопен, впервые приехавший в усадьбу в июне 1838 года ( он был представлен хозяйке своим другом Францем Листом), а с 1841-го по 46-й проводивший там каждое лето. Ничего особого, правда, Шопен не изобрел.
Просто в первый свой приезд был весел, полон энергии, много шутил и импровизировал за роялем, в течение трех дней будоража и взрослых и юных обитателей дома. И когда затем его проводили в Париж, многим долго вспоминался его смех…
Особенно – сыну Жорж Санд, Морису. Вместе с матерью он тоже мечтал о театре!.. Но какой можно было устроить театр в их доме, который при всех своих удобствах все же никак не походил на дворец…
Однако мысль об этом не оставляла молодого человека, и вот однажды в 1847 году ( увы, когда именно – этого в анналах имения не сохранилось ) Морис, которому тогда было уже 24 года, вместе со своим приятелем Эженом Ламбером, соорудив из двух поленьев деревянные фигурки, и облачив их цветными тряпками, превратив раму стула в рампу, показали импровизированный спектакль. Зрителей было, правда, всего двое – мать Мориса и её знакомый журналист Виктор Бори… Именно этот момент можно считать моментом рождения домашнего театра в Ноане, театра марионеток…
Морис оказался столь сильно увлечен им, что отныне стал постоянно готовить новые спектакли, вырезать, клеить, раскрашивать куклы.
Так появились под его рукой — Арлекин, Пьерро, Полишинель, Изабелла, Жандарм, Почтальон, Зеленый черт и еще целая когорта подобных классических персонажей… Одевала их, то есть шила им соответствующие ролям костюмы, мать — Жорж Санд. Она же обсуждала с сыном основные сюжетные линии спектаклей…
Театр марионеток в доме Жорж Санд в Ноане.
Зимой 1848 года было поставлено семь пьес: «Пьеро-освободитель», «Зеленый серпантин», «Оливия», «Усток», «Монах», «Рыцарь из Сент-Фаржо», «Пробуждение льва». Тем временем, революционные события, встряхнувшие Париж, докатились и до беррийской провинции.
На несколько месяцев новорожденный домашний театр замер, возобновив свою жизнь через год. С того-то времени, то есть с 1849 года, в нем стало увеличиваться постоянно число марионеток, в доме произведены перестановки для строительства специальной сцены, мест для зрителей.
Будучи учеником Делакруа, Морис получал от него немало ценных советов по устройству декораций, освещения.
В отличие от французов, которые шли в театр не только смотреть спектакли, но и для того, чтобы самим показаться в обществе, для чего в зале всегда было довольно светло – итальянцы считали главным в таких помещениях сцену, а она получала глубину и рельеф лишь тогда, когда остальное помещение погружалось в темноту. Эту итальянскую логику театрального освещения и установил в Ноане Морис. Соответственно марионетки его, фон, на котором они жили, двигались, приобрел новые измерения.
Гости дома, друзья Жорж Санд, дети – все, кто смотрел его спектакли, получали поистине огромное удовольствие от увиденного, услышанного, хотя, разумеется, темы их были совершенно традиционными для такого театра – амурные интриги, забавные истории, анекдоты, пародии… С 1854-го по 1872-й год там было сыграно около 125 спектаклей! Некоторые шли не в один вечер, а с продолжениями…
Увеличивалась и коллекция марионеток. Это было необходимо, чтобы не тратить время на переодевание их от одного спектакля к другому. Но каждый персонаж при этом был отнюдь не стандартным – имел очень характерные именно для себя черты лица, выражения и цвет глаз, прически… Много делал Морис и в отношении более удобного управления своими куклами-актерами, за которых говорил, пел…
Жорж Санд, принимавшая самое активное, непосредственное участие в подготовке многих из спектаклей сына, убедила его в необходимости записать и сохранить основные диалоги.
Так, до наших дней дошли листки с репликами персонажей спектаклей «Голубая комната» – комедии, сыгранной в Ноане в апреле 1875-го года, «Милосердие Тита», сыгранной 20 ноября 1867-го года, «Баландар в аду», сыгранной 19 апреля 1886 года и еще несколько работ.
Всё это, вне всякого сомнения, представляет исключительный интерес как для истории французского и мирового театра марионеток, а также, конечно, для истории семьи и окружения Жорж Санд.
Марионетки домашнего театра в Ноане сейчас хранятся там, спрятанные за стеклами шкафов. Увы, кажется, час их возвращения на сцену пока не пробил.
Источник: http://www1.rfi.fr/acturu/articles/113/article_3251.asp
Эжен Делакруа. (1798–1863)
В творчестве Эжена Делакруа нет заказных портретов. Художник писал лишь тех, кто близок ему по духу или просто интересен. Портрет как живописный жанр мало увлекал Делакруа-романтика. Изображение человеческих лиц притягивало его, как и других представителей романтического направления, лишь изменчивостью и подвижностью портретных черт моделей, что достигалось благодаря кисти мастера.
Французский живописец и график Эжен Делакруа (полное имя — Фердинан Виктор Эжен) родился недалеко от Парижа, в Шарантон-Сен-Морисе. Существует предположение, что он был незаконнорожденным сыном Ш. М. Талейрана. Образование художник получил в Париже, в Императорском лицее.
Э. Делакруа. «Автопортрет в зеленом жилете», середина 1830-х, Лувр, Париж
В 1816 году Делакруа стал учеником П. Н. Герена, а в 1817 году он поступил в парижскую Школу изящных искусств.
На формирование молодого художника большое влияние оказало античное искусство, сочинения Гомера, Горация, Марка Аврелия. Его интересовало творчество старых мастеров (Микеланджело, Д. Веласкеса, П. П. Рубенса) и современных живописцев (Ж. Л. Давида, А. Ж. Гро, Дж. Констебла). Своим главным учителем Делакруа всегда считал Жерико, с которым его связывали дружеские узы.
Значительное место в портретном творчестве Делакруа занимают автопортреты. Первый художник исполнил в 1821 году (Лувр, Париж). Он изобразил себя в костюме Гамлета, в позе Карла II на картине, созданной Кареньо да Миранда (прежде его авторство приписывалось Д. Веласкесу).
Автопортрет показывает интерес, который французские романтики испытывали к английской литературе, в частности к сочинениям У. Шекспира. Более всего им был близок образ Гамлета, человека сомневающегося и ищущего истину.
Гамлетовское начало не раз будет проявляться и в дальнейшем творчестве Делакруа.
В 1823 году художник написал еще один автопортрет (частное собрание, Цюрих), а в середине 1830-х годов появилась самая значительная его работа в этом жанре — «Автопортрет в зеленом жилете», (Лувр, Париж).
Этот образ раскрывает зрителю всю сложность и противоречивость характера модели.
Под спокойной и холодной маской скрывается ранимая и тонко чувствующая душа человека, вынужденного жить в окружении чуждых ему людей.
Э. Делакруа. «Портрет Жорж Санд», 1838, Государственный художественный музей, Копенгаген
Писатель и критик Т. Готье так отозвался об этом портрете Делакруа: «…элегантный и хрупкий молодой человек, которого, раз увидев, уже нельзя было забыть.
Оливковая бледность лица, густые черные волосы, черные же взлетающие вверх брови, карие глаза, во взгляде которых было нечто кошачье, тонкие, красиво очерченные губы, слегка приподнятые крепкими зубами и оттененные небольшими усами, волевой, сильно акцентированный подбородок — все это придавало его лицу какую-то дикую, странную, экзотическую, беспокойную красоту».
На последнем автопортрете Делакруа (1842, галерея Уффици, Флоренция) мы видим совсем иного человека. В облике стареющего художника уже нет той прежней силы и энергии, которая так восхищает зрителя «Автопортрета в зеленом жилете». Делакруа создал множество портретных образов своих друзей и близких. Эта галерея открывается «Портретом барона Швитера» (1827, Национальная галерея, Лондон).
В 1827 году художник послал ее в Салон, но жюри отвергло картину. Живописец-пейзажист барон Швитер, светский щеголь, одетый в модный костюм, изображен на полотне в полный рост.
Такая трактовка образа была характерна для английского портретного искусства. Отсюда и тщательно выписанный пейзажный фон, а также большая ваза с цветами и деталь мраморной лестницы за спиной модели.
В дальнейшем Делакруа больше не обращался к традициям английского портрета.
Многие исследователи видят в «Портрете барона Швитера» сходство с живописью английского портретиста Т. Лоренса. Думается, что это мнение ошибочно.
Тонкая одухотворенность меланхоличного и в то же время нервного облика модели совершенно далека от равнодушного светского портрета. Портреты, написанные Делакруа в 1830-х годах, более совершенны, чем работы 1820-х.
Очень удачны портретные образы Никколо Паганини (1831–1832, собрание Филипс, Вашингтон) и Фридерика Шопена (1838, Лувр, Париж).
Э. Делакруа. «Сидящий турок», 1825–1827, Лувр, Париж
На первом портрете изображен человек, находящийся во власти всепоглощающей страсти к музыке. Именно эту его одержимость и стремится показать художник.
Его лицо, похожее на расплывчатую маску, резко выделяется на темном фоне.
Трудно уловить внешнее сходство этого образа с моделью, хотя современники вспоминали: когда Делакруа создавал портрет великого скрипача, тот был тяжело болен и выглядел изможденным.
Более целостным произведением стал портрет Фридерика Шопена. Интересна история появления этой картины. Делакруа написал польского композитора в Ноане, где тот жил вместе с Жорж Санд, с которой художника связывала дружба.
Мастер показал на одном полотне играющего на фортепьяно Шопена и слушающую его Жорж Санд. В конце 1880-х годов владелец парного портрета разрезал его на две части.
Одна («Портрет Жорж Санд», 1838, Государственный художественный музей, Копенгаген) оказалась в Дании, другая, изображавшая Шопена, осталась во Франции.
В образе Шопена ощущается преклонение автора перед замечательным дарованием великого музыканта, которого Делакруа в своем дневнике называл «божественным» и «гениальным». Художник изобразил Шопена одухотворенным и взволнованным. Его худое, нервное лицо печально. Он весь во власти музыки, и, кроме ее звуков, для композитора в этом мире не существует ничего.
Менее выразительным получился портрет Жорж Санд, уступающий более раннему ее портрету (1834, частное собрание), на котором писательница предстает в облике хрупкой молодой женщины, одетой в мужской костюм. Ее большие глаза печально и тревожно смотрят на мир.
Делакруа запечатлел Жорж Санд в тягостное для нее время: незадолго до начала работы над портретом она пережила разрыв с Альфредом де Мюссе, известным французским поэтом-романтиком. Чтобы отразить печальное настроение модели, художник свел колорит полотна к двум цветам — белому и коричневому.
Главными средствами выразительности здесь (как и во многих других портретах) является мазок, тональность, контрасты света и тени.
Важное место в творчестве Делакруа занимала восточная тема. Ей посвящено множество его жанровых и исторических композиций, затронула она и портретную живопись мастера.
В 1832 году в составе дипломатической миссии, возглавляемой графом де Морне, художник побывал в Марокко и Алжире. Из этой поездки он привез множество акварелей, рисунков, эскизов и картин.
Э. Делакруа. «Автопортрет», 1821, Лувр, Париж
Начиная работать над композицией, Делакруа создавал для нее этюды. Порой он настолько увлекался моделью, что вскоре такой этюд становился самостоятельной картиной. Так появился портрет мулатки Алины (1824–1826, музей Фабра, Монпелье), алжирской девочки (1832, Национальная галерея, Вашингтон).
Художник очень точно схватывает неповторимость и индивидуальность портретируемых. Свое внимание он акцентирует на глазах моделей. Серьезно смотрит на зрителя Алина, девочка же глядит доверчиво и удивленно.
В некоторых случаях Делакруа отказывается от тщательного изучения лица портретируемого и обращается к чисто внешним деталям — к восточному костюму, позе, жестам, особому выражению лица.
В числе подобных театрализованных портретов — «Сидящий турок» (1825–1827, Лувр, Париж), изображающий певца Баруале, который в красных шароварах, в туфлях с загнутыми носами и в феске с кисточкой действительно похож на жителя Турции.
В такой же манере написан и портрет графа Палатиано (1826, частное собрание, Париж). На нем граф с восточным типом лица изображен в тюрбане, в белой юбочке, с саблей и с переброшенной через плечо курткой, расшитой золотом. Глядя на полотно, зритель видит перед собой настоящего греческого паликара, одетого в национальный костюм.
Делакруа создавал и графические портреты: Бонингтона (1825, частное собрание), Полин Вийо в мавританском костюме (1833, Национальная галерея, Прага).
Источник: http://indbooks.in/mirror8.ru/?p=365973
Делакруа Эжен ( 1798 — 1863 )
Делакруа работает почти во всех жанрах живописи. Его картины беспокойны, живописны, они выражают сильные страсти. Развевающиеся флаги, летящие конские гривы, стремительно несущиеся по небу тучи или клубы дыма, раздувающиеся на ветру одежды создают впечатление бурного движения.
Свой подлинный стиль Делакруа нашел благодаря путешествию в Северную Африку. Увиденный там красочный жизненный уклад, яркое солнце, сильные контрасты света и тени, непривычные лица и одежды — все это было запечатлено в его картинах. Он писал арабских всадников на горячих скакунах, охоту на львов, женщин в гаремах, писал революционные сюжеты.
Во всех своих работах он свободно обращался с краской, смело использовал чистые цвета, особенно любил рядом с пылающе-красным ярко-зеленый.
Делакруа — сын бывшего члена революционного Конвента, видного политического деятеля времен Директории.
Делакруа вырос в атмосфере художественных и политических салонов, девятнадцати лет оказался в мастерской художника классицизма Герена. На его творчество оказали влияние художник Гро, а более всего — Жерико.
Всю жизнь для Делакруа кумирами были Гойя и Рубенс. Несомненно, что его первые работы «Ладья Данте» и «Резня на Хиосе» написаны под влиянием Жерико.
Испытывая духовное влияние таких великих классиков, как Шекспир, Байрон, Данте, Сервантес, Гете, Делакруа берет сюжет из великого творения гениального итальянца -«Ладья Данте». это полотно вызвало огонь критики и восторг Жерико и Гро. А Мане и Сезанн впоследствии копировали это раннее произведение Делакруа.
Делакруа отвергал данное ему звание романтика. Романтизм, как новое эстетическое направление, как оппозиция классицизму имел очень расплывчатые определения. Его обвиняли в небрежности рисунка и композиции, в отсутствии стиля и вкуса, в подражании грубой и случайной натуре и т.п. Четкую грань между классицизмом и романтизмом провести трудно.
Однако не смотря на различие, их роднило между собой отношение к действительности, общность миросозерцания, мировосприятия, ненависть к мещанам, к тусклой повседневности, стремление вырваться из нее; мечтательность и вместе с тем неопределенность этих мечтаний, хрупкость внутреннего мира, яркий индивидуализм, ощущение одиночества.
Шарль Бодлер сказал что романтизм — это прежде всего эмоциональный строй.
И тем не менее, романтизм стал мощным художественным движением, а Делакруа — его вождем, верным романтизму до конца своих дней. Подлинным вождем романтизма он становится, когда написал полотно «Резня на Хиосе». Картина вызвала взрыв негодования зрителей с одной стороны и взрыв восторга с другой. Так, в буре восторгов и негодований и складывался этот новый стиль во главе с великим Делакруа.
Когда Жерико выехал в Англию, вслед за ним уехал туда и Делакруа. Здесь под влиянием богатой английской литературы, английского театра, портретной и пейзажной живописи, он пишет картины на литературные сюжеты. В 1827 году он выставляет свое новое большое полотно «Смерть Сарданапала», навеянное трагедией Байрона. Картина снова подверглась оглушительной критике, была освистана.
Следующий этап творчества художника связан с июльскими событиями1830г. Он воплощает июльскую революцию 1830 года в аллегорическом образе «Свободы на баррикадах».
В 1831-32 годах Делакруа едет в Марокко и Алжир. Экзотические страны обогатили палитру художника, он пишет много картин на марроканскую тему. Эта тема еще долго будет вдохновлять Делакруа.
В конце жизни он пишет картины и на литературные, и на исторические сюжеты. Пишет натюрморты, пейзажи. В поздние годы вполнил несколько декоративных работ (купол библиотеки Люксембургского дворца и галереи Аполлона в Лувре).
В 1863 году Делакруа умирает.
Источник: http://cvetamira.ru/delakrua-ezhen-1798-1863