Когда хочу написать что- то не на скорую руку, не пишу ничего. Взбудораживающие впечатления со временем тускнеют и стираются в памяти. Остается легкий привкус приятно испытанного. Давно же убедилась, надо писать. Коряво, пунктирно, неважно как. Это же не курсовая работа и не за деньги.
Моя последняя встреча с Гольбейном случилась в январе в Базеле. В те дни остановиться не могла, столько всего перечитала.
И про дружка его Эразма Роттердамского, сформулировшего все принципы воспитания личности ( ау! Почему не воспитываемся и других не воспитываем?) и о Реформе, о Томасе Море, о Томасе Кромвеле, о Достоевском с его Идиотом, о швейцарской зиме , английском дворе и о европейском кризисе.
Впервые Ганса Гольбейна Младшего увидела в музее Фрика в Нью Йорке. Портрет Томаса Мора — это настоящий ожог! Отскакиваешь, потому что не можешь поверить в нарисованность. Полное ощущение, что столкнулась нос к носу, чувствуешь его запах. А взгляд нарисованного давно умершего человека пронизывает до печенок.
И Томаса Кромвеля.
Встретились.
Потом был Рим. сюда эти картинки, а текст в скобкахАнны Клевской
И ГенрихаVIII
http://vincenati.livejournal.com/107806.html С утра бездумно шлялись по городу. Проходили мимо палаццо Барберини (Palazzo Barberini) . Вспомнила, что там 3 Караваджо и скромница Форнарина Рафаэля. Зашли.Совершенно не помню по прошлому визиту Портрет Генриха VIII Гольбейна. А какая история интересная с портретами. Гольбейн был придворным портретистом, которого овдовевший Генрих посылал по Европе делать портреты предполагаемых невест. Портрет Анны Клевской ( картина в Лувре) очень понравился жениху. Вот только непонятно, Гольбейн переусердствовал или Анна, разнервничавшись по дороге, растеряла всю прелесть, но Генрих VIII отказался жениться на ней. ( представляю диалог короля с художником: чей портрет вы мне подсунули, сударь? )
Кстати Анна не обиделась, не вернулась домой, а осталась в Англии. С Генрихом сложились прекрасные братские отношения. И неизвестно намного ли была бы она счастливее, став одной из семи несчастных жен короля? Жаль, что портреты разделили, они бы рядом прекрасно смотрелись. Как впрочем и другие портреты Гольбейна, разве что кроме Христа, так напугавшего князя Мышкина.
К Гольбейну младшему в Базеле готовилась. Самым трудным было затащить в Музей Kunstmuseum моих мальчиков. Погода мне помогла.
Показываю картинки из музея. Как же важно, с кем тебя столкнет судьба. Гольбейну за его не очень длинную жизнь повезло неимоверно. Для Эразма Роттердамского он иллюстрировал » Похвала глупости». Можно только догадываться, сколько времени они провели в беседах. Ганс получил полный анализ из уст философа!
В Базеле художник писал портреты. Удачные для своего юного 19 летнего возраста. Портреты полезным людям: бургомистру Якобу Мейеру и и его жене Доротее. 1516
Бонифаций Амербах 1519
В 1521 г Гольбейн создает картину, возможную разве что в тогдашней сумятице религиозных беспорядков и противодействий. В дневниках жены Достоевского описано в каком шоке был писатель. В Идиоте устами князя Мышкина восклицал: «Да от этой картины у иногоеще вера может пропасть!».
Мертвее мертвого лежал перед зрителем во Всем своем устрашающем изяществе, угловатости наготы — человек, С жутким вызовом смотрело своим остекленевшим глазом запрокинутое лицо с разинутым ртом, торчащей бороденкой и уже безжизненно откинутыми назад волосами.
Мы долго стояли перед необычно непропорциональной картиной, будто действительно смотрели через стекляную стенку гроба, только поэтому не слышали запах разлагающейся плоти.
Один. Совершенно один. Даже глаза прикрыть некому! У смерти все абсолютно одиноки.
Были заказы от церквей, но началась Реформа и … Засобирался мастер в Англию. Оставив в память о себе портрет жене с детьми. 1528 Или наоборот, с собой взял, чтобы не скучать?Грустное лицо какое!
В Англию приехал с рекомендательным письмом Эразма Томасу Мору. В его доме остановился художник. И снова фортуна общения с величайшим философом и гуманистом.
Лучше всего биографию Гольбейна рассказала Оксана oxanasanhttp://users.livejournal.com/_ksa/1027753.html
Posted via LiveJournal app for iPad.
Источник: https://vincenati.livejournal.com/285685.html
Ганс Гольбейн
Ганс Гольбейн-младший — немецкий художник и гравер, работавший в стиле северного Возрождения, известен как один из величайших портретистов 16 века. Он создавал религиозные и сатирические полотна, пропагандировал принципы Реформации, внес большой вклад в развитие книжного дизайна.
Детство и юность
Ганс Гольбейн-младший родился в немецком городе Аугсбург предположительно в 1497-1498 годах.
Он был сыном художника-ремесленника Ганса Гольбейна-старшего, руководившего мастерской, и вместе с родным братом Амброзием пошел по стопам отца.
Около 1515 года юные подмастерья приехали в швейцарский Базель, который в те времена считался центром искусств и книгопечатания. Они стали учениками местного живописца Ганса Хербстера.
Ганс Гольбейн и его брат Амброзий
Поначалу Гольбейны работали в технике ксилографии и создавали металлографические оттиски для печати. Первой серьезной работой братьев стало оформление «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского по просьбе местного пастыря, богослова Освальда Микония. Индивидуальными ранними работами Ганса были портреты градоначальника Базеля и его супруги, написанные в реалистичной технике родителя.
В 1517 году старший и младший Гольбейны трудились над созданием фресок в доме торговца Якоба фон Хертенштейна в Люцерне, а также разрабатывали эскизы для витражей этого сооружения.
По мнению исследователей, в том же году начинающий мастер посетил Италию, где познакомился с творениями Андреа Мантеньи, которые нашли отражение в настенных росписях раннего этапа творчества германского художника.
Картина Ганса Гольбейна «Пляска смерти»
В 1519 году Ганс Гольбейн вернулся в Базель и обзавелся собственной мастерской. Он выполнил ряд крупных работ по росписи фасадов Дома танца и здания Совета Ратуши, а также создал серию набросков для витражей в церковном и карикатурном стилях.
Кроме того, художник иллюстрировал книги знаменитого издателя Иоганна Фробена, создал несколько деревянных гравюр, а также оформил титульный лист Библии Мартина Лютера. К этому периоду принадлежат эскизы мастера, впоследствии использованные в гравюре «Пляска смерти».
Живопись
Биография Гольбейна-младшего как живописца началась с парных портретов чиновника Якоба Мейера и его супруги Доротеи, а также академика Бонифация Амербаха. С этого момента в изобразительной манере мастера начал вырабатываться индивидуальный стиль.
Картина Ганса Гольбейна «Мертвый Христос во гробу»
К ранним творениям немецкого мастера относилась картина «Мертвый Христос в гробу» (1520-1522), написанная темперой и маслом.
Она представляла собой гротескное изображение в полный рост растянутого и неестественно тонкого тела лежащего Иисуса.
Исследователи по сей день не могут определить, для чего создавалось это полотно: одни думают, что оно должно было стать алтарной пределлой, другие полагают, что это была часть святой гробницы спасителя.
Картина особенно примечательна размерами (30,5 см х 200 см) и тем, что лицо, руки и ноги Христа, а также раны на его туловище изображены как реалистичная мертвая плоть на ранних стадиях гниения. Есть версия, что в качестве натуры для этой работы Гольбейн пользовался телом утопленника, выловленным из Рейна.
Картина Ганса Гольбейна «Портрет Эразма Роттердамского»
В 1523 году Ганс создал картину, изображавшую философа Эразма Роттердамского, требовавшего точного сходства со своей персоной. Гуманист послал копии портрета друзьям и поклонникам в разные страны и помог Гольбейну выйти на мировой уровень.
В 1524 году живописец посетил Францию в поиске работы при дворе Франциска I, а спустя 2 года отбыл в Англию по рекомендации автора «Похвалы глупости», адресованной писателю-гуманисту Томасу Мору. В Туманном Альбионе Ганс написал 2 портрета выдающегося мыслителя: одиночный и в окружении семьи.
Картина Ганса Гольбейна «Портрет Томаса Мора»
Другими натурщиками художника были Уильям Уорхэм, архиепископ Кентерберийский, математик и астроном Николас Кратцер, а также придворные английского короля, конный мастер сэр Генри Гилфорд и его супруга Леди Мэри, а также Анна Ловелл, вероятно позировавшая для картины «Дама с белкой и скворцом». Кроме портретов, Гольбейн создал батальное полотно, посвященное осаде Тируана, приуроченное к визиту французских посланников.
В Англии художник приобрел не только творческий опыт, но и деньги, необходимые для достойного существования, на которые купил 2 дома в Базеле.
Вернувшись в Швейцарию в середине 1528 года, живописец попал под прессинг реформаторского движения иконоборцев, которые, скорее всего, уничтожили часть его религиозных произведений.
Гольбейн был вынужден принять и разделить новые идеи христиан и возобновил работу над стенными росписями в зале Совета Ратуши.
Картина Ганса Гольбейна «Портрет Георга Гитца»
В 1532 году Ганс снова уехал в Англию под покровительство главы реформации, королевского советника Томаса Кромвеля и Анны Болейн, новой супруги монарха.
Художник поселился неподалеку от торгового квартала и занялся изображением его обитателей в разных стилях. На портрете Георга Гиссе Гданьского Гольбейн нарисовал купца в окружении изящно расписанных символов его ремесла.
А изображение Дериха Берка Кельнского, напротив, было классически простым и реалистичным.
Ганс также запечатлел придворных, землевладельцев и гостей государства.
Самым известным творением живописца того периода стало полотно «Послы», где в полный рост он нарисовал Жана де Дентевиля, представителя французского двора, и Жоржа де Сельву, архиепископа Лавура.
Эта работа была наполнена символизмом и парадоксами, отсылала ценителей к темам религии, жизни и смерти, иллюзии и образования. С 1536 года Гольбейн стал официальным королевским живописцем английского монарха династии Тюдоров.
Картина Ганса Гольбейна «Послы»
В 1537 году создал свой знаменитый портрет Генриха VIII, стоявшего в позе героя с расставленными ногами, оригинал которого не сохранился.
О величии картины потомки могли судить по оттиску для настенной росписи дворца Уайтхолл и гравюрам, выполненным по макетам мастера.
Стиль живописи Гольбейна к этому моменту претерпел изменения, внимание акцентировалось на лице и одежде натурщика, а фон и реквизит оставались непрорисованными.
С 1534 по 1540 годы немецкий художник одного за другим потерял всех покровителей. В 1534-м казнили Томаса Мора, в 1536-м за измену королю обезглавили Анну Болейн, а в 1540-м не стало Томаса Кромвеля, обвиненного в ереси. Это нанесло ущерб придворной карьере живописца, который, несмотря ни на что, удержал высокую должность.
Картина Ганса Гольбейна «Портрет Генриха VIII»
Кроме рутинных служебных обязанностей, Гольбейн начал заниматься частными заказами, обратившись к образам купцов сталеплавильного завода. Он также написал некоторые из своих лучших миниатюрных произведений, в том числе портреты Генри и Чарльза Брэндона, отпрысков близкого друга Генриха VIII.
Есть вероятность, что в 1540 году Ганс посещал свои владения в Базеле, но это не отразилось ни в одной из его работ и по сей день подвергается сомнению.
Личная жизнь
Около 1520 года молодой Гольбейн взял в жены Элсбет Шмид, вдову на несколько лет старше его, имевшую маленького сына Франца. В первый год брака супруга родила художнику мальчика, которого назвали Филиппом, а через некоторое время девочку Катарину.
Ганс Гольбейн и его семья
Семья не сопровождала живописца в заграничных поездках, Ганс виделся с женой и детьми, только когда бывал в Базеле. В эти визиты он рисовал портреты семьи, которая на некоторых полотнах ассоциировалась у него с библейскими образами Богородицы с младенцами и Иоанна Крестителя.
Личную жизнь супругов вряд ли можно назвать счастливой. С 1532 года они жили раздельно, в Англии художник имел связи с другими женщинами. Гольбейн материально обеспечивал Элсбет и детей, но нежных чувств к ним не испытывал.
Смерть
Гольбейн скончался в Англии осенью 1543 года. В начале XVII века причиной смерти художника считали чуму. Исследователи осторожно отнеслись к этой гипотезе, предполагая, что он умер от инфекции.
Автопортрет Ганса Гольбейна
7 октября 1543 года художник составил завещание, которое засвидетельствовали соседи, но не заверил адвокат. Английский священник и переводчик Библии Джон Роджерс взял на себя заботы об имуществе Гольбейна, благодаря которым многие наброски и эскизы дожили до наших дней.
Известно, что живописца похоронили в Англии, но местонахождение его могилы неизвестно.
Картины
- 1520 – «Мертвый Христос во гробу»
- 1523 – «Эразм Роттердамский»
- 1524 – «Не прикасайся ко мне!»
- 1527 – «Томас Мор»
- 1526 – «Лаис Корифская»
- 1528 – «Астроном Никола Кратцер»
- 1528 – «Портрет жены художника Эльсбет Бинзеншток со старшими детьми Филиппом и Катариной»
- 1532 – «Портрет купца Георга Гиссе»
- 1533 – «Послы»
- 1540 – «Генрих VIII, король Англии»
- 1540-1541 – «Портрет Катарины Говард, пятой жены короля Генриха VIII»
Источник: https://24smi.org/celebrity/75189-gans-golbein.html
Описание картины Портрет сэра Томаса Мора – Ганс Гольбейн
Томас Мор – величайший гуманист эпохи Ренессанса, известный государственный деятель, правовед, писатель, автор слова и понятия “Утопия”.
Томас Мор родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью. Он получил блестящее образование в Оксфорде, стал известным политически деятелем и писателем-гуманистом. Самое прославленное его произведение “Остров Утопия”.
Само понятие “утопия” как нечто недосягаемо прекрасное, как желанный и далекий идеал всего возвышенного, честного, благородного и справедливого – это понятие ввел в оборот великий английский гуманист Томас Мор.
Портрет прославленного гуманиста написал Ганс Гольбейн Младший – великий художник Северного Возрождения в период своего первого пребывания в Лондоне. В столицу Англии молодой живописец приехал с рекомендательным письмом от Эразма Роттердамского. Здесь Гольбейн также сблизился с гуманистами и писал их портреты.
Портрет Томаса Мора – шедевр мировой портретной живописи. Все удалось передать художнику: блеск и фактуру драпировочной ткани и ее изумительные зеленые оттенки, дорогие меха и каждую ворсинку, а эти рукава из бархата в благородной коричневой гамме! Ведь ни у кого не возникает сомнения, что это бархат, а его фактуру передать не так просто.
Но главное – лицо мыслителя – спокойное и мудрое, честное и неподкупное.
Наряду с мягкостью в нем чувствуется железная воля и тонкий юмор, которые не изменят Томасу Мору даже в самые трагические моменты его жизни, даже на эшафоте перед казнью он будет шутить с палачом. Не даром католическая церковь причислила его к лику святых!
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- Портрет сэра Томаса Чалонера – Энтони Ван Дейк Антонис ван Дейк, ученик и младший современник Рубенса, – один из крупнейших художников Фландрии XVII века. В 1632 году ван……
- Портрет Дерика Борна – Ганс Гольбейн Немало прекрасных работ Ганс Гольбейн Младший выполнил для купцов Лондонского “Стального двора”, который был отделением Ганзы – Товарищества немецких купцов,……
- Портрет Джейн Сеймур – Ганс Гольбейн Один из шедевров Ганса Гольбейна Младшего – портрет Джейн Сеймур, королевы Англии и третьей жены английского короля Генриха VIII принадлежит……
- Фрески – Ганс Гольбейн Гольбейн создал целый ряд величественных фресок в Базеле, Люцерне и Лондоне, но все они не дожили до наших дней. Невредимыми……
- Портрет Томаса Брюса Брюденель – Рейнольдс Джошуа На портрете Томас Брюс Брюденель, граф Айлсбури. Он одет в роскошный коричневый бархатный костюм, вышитую узорами рубашку с кружевными манжетами;……
- Портрет Генри Говарда – Ганс Гольбейн Генри Говард, граф Суррей – знаменитый поет, аристократ, один из основателей английской поэзии эпохи Возрождения был сыном Томаса Говарда Суррея,……
- Портрет Христины Датской – Ганс Гольбейн Кристина Миланская – младшая дочь короля Дании Кристиана и Изабеллы Габсбургской, племянница императора Карла V. Выданная одиннадцати лет замуж за……
- Не прикасайся ко мне! – Ганс Гольбейн На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц…….
- Анна Клевская – Ганс Гольбейн Передовой характер искусства Гольбейна с большой силой обнаруживается также в его книжной графике. В базельские годы, особенно в 1516-1526 гг.,……
- Тайная вечеря – Ганс Гольбейн Сохранилось около дюжины, религиозных полотен Гольбейна. Большая их часть относится к раннему периоду его творчества и несут явный отпечаток учебы……
- Моление о чаше – Ганс Гольбейн “Страсти Господни в серых тонах” считаются одним из главных творений Ганса Гольбейна Старшего. Цикл получил такое название благодаря серой монохромной……
- Портрет Н. И. Забелы – Михаил Врубель Врубель часто рисовал свою жену. И всегда он чуть-чуть уходил от реальности, немного удлинняя лицо, расширяя глаза, тем самым делая……
- Моне читает – Пьер Огюст Ренуар “Один из ранних портретов Моне, написанный Ренуаром и подаренный художнику, предположительно, в 1872 году, долгие годы хранился в семье Моне……
- Портрет Джованни Арнольфини – Ян ван Эйк Портрет богатого итальянского купца, друга ван Эйка, был выполнен в то же время, когда известный “Портрет четы Арнольфини”…
- Портрет Карла I и Генриетты Марии – Энтони Ван Дейк Приблизительно в 1627 году ван Дейк написал портрет братьев Лукаса и Корнелиса де Валь, фламандских художников. Они оказались гостеприимными хозяевами,……
- Алтарь святого Себастьяна – Ганс Бальдунг Немецкий живописец и график Ганс Бальдунг работал в мастерской Дюрера и испытал его влияние. Написал серию картин с изображением обнаженных……
- Заколдованный жених – Ганс Бальдунг Ганс Бальдунг Грин был самым изобретательным и талантливым учеником Дюрера и отличался своим особенным стилем. Работы Ганса Бальдунга были экспрессионистского……
- Геракл и Антей – Ганс Бальдунг Борьба Геракла и Антея традиционно символизировала победу доблести над бренной страстью. Обнажая истинную сущность героя, автор вселяет в зрителя сомнение……
- Семь возрастов женщины – Ганс Бальдунг В живописи Бальдунга берет верх эта последняя сторона его творчества. Главное его живописное произведение – большой многостворчатый алтарь собора во……
- Муций Сцевола перед царем Порсеном – Ганс Бальдунг В пестрой картине многочисленных скульптурных школ, работавших большей частью изолированно друг от друга, можно все же отметить общую тенденцию к……
Описание картины Портрет сэра Томаса Мора – Ганс Гольбейн.
Источник: https://art.goldsoch.info/portret-sera-tomasa-mora-gans-golbejn/
Семейные портреты — 2. Семья Томаса Мора
?
Nekotorye Tak (koukhto) wrote, 2002-08-12 16:40:00 Nekotorye Tak koukhto 2002-08-12 16:40:00 Categories:
Гольбейн написал картину по официальной датировке в 1527 г.
Некоторые считают, что оригинал утерян и сохранились только копии, находящиеся в NPG, London, and Nostell Priory, West Yorkshire. То, что мы видим одна из них.
Другие — что это не копия, и именно эта картина принадлежит кисти Гольбейна, надпись же сделанная в углу датируется более поздним сроком — кто-то пошутил: поставил фамилию Lockey но с датировкой Гольбейна.
Детальность окружения наводит на мысль о символизме. Об этом отдельно.Картина активно используется поклонниками загадки Ричарда III.Считается, что картина несет в себе антикатолически лозунг.Существует еще одна картина «по мотивам» первой. На ней изображены также некоторые потомки Мора, те, которых не было на первом полотне.
Сам Мор смещен из середины в левый угол. Какие-то детали были перенесены с оригинала, другие заменены своими. Проходит время, меняется послание художника и заказчиков потомкам.Тут не хватает пса перед фигурой отца Томаса.Автором статьи указывает на то, что это копия. Но доверять этому к сожалению нельзя. По сатрой памяти можно сказать, что это может быть все что угодно.Но собаки не хватает это факт.
Есть еще карандашный набросок, приписываемый, Гольбейну:
На наброске нет двух мужских фигур: одной, открывающей дверь и другой, читающей за дверью.Вторая справа женская фигура наклонена к соседу. Этого нет на окончательном варианте картины.Много еще чего нет.
Кто есть кто на рисунке
Продолжение
Update 2004: Описание картины из Либмана «Дюрер и его эпоха»
По обе стороны от Мора — отец Джон и сын Джон. Далее дочери …, его вторая жена, другие родственники. Фигуры размещены в одной из комнат загородного дома Мора в Челси…сам Мор повернут направо, где находится его большая часть семьи и где, главное, сидит его любимица Маргрет.
Источник: https://koukhto.livejournal.com/360542.html
Гольбейн Ганс Младший (1497 — 1543). Северное Возрождение
Гольбейн Ганс Младший
Ганс Гольбейн Младший, художник немецкого Возрождения, почти совсем не занимался религиозной живописью и меньше других немецких живописцев сязан со средневековой традицией.
Самая сильная часть творчества Гольбейна — портреты, написанные всегда с натуры, остроправдивые, иногда безжалостные в своей характеристике, холодно-трезвые, но изысканные по колориту.
В ранний период портреты были менее живые, парадные, а в поздний период — более просты, более реальны.
Последние годы жизни Гольбейн провел в Англии, при дворе Генриха VIII, где он был придворным живописцем и где написал свои лучшие портреты.
Гольбейн был не только живописцем, но и великолепным графиком, много работал по гравюре. Особенно прославлена его серия гравюр на дереве «Триумф смерти» («Пляска смерти»).
Творчество Гольбейна имеет значение не только для Германии, оно сыграло очень важную рольв формировании английской портретной школы живописи.
Портрет Томаса Говарда, герцога Норфолка (1539 — 1540)
Томас Говард, герцог Норфолка, государственный и военный деятель, дядя жены Генриха VIII, отец поэта Генри, графа Суррея. Все эти родственники сложили голову на эшафоте. Кавалер Ордена Подвязки.
Получил титул лорд-адмирала. Участвовал в победоносной битве при Флодене против Шотландии (1513), под начальством отца бился с мятежниками в Ирландии.
Говард унаследовал от отца титул герцога Норфолка, занял место отца как лорд-казначей и граф-маршал. У него была сложная судьба. Говард был против Реформации церкви, начатой королем Генрихом VIII, и вместе со старшим сыном Генри, графом Сурреем был заключен в лондонскую тюрьму Тауэр. Сын вскоре был казнен, а затем эшафота ждал и сам Говард. Но за день до казни король умер.
Так Норфолк был спасен, но просидел в тюрьме еще 6 лет.
На портрете Томас Говард одет в роскошную шубу. Лицо смуглое, большой с горбинкой нос, сжатые губы, взгляд темных глаз жесткий и чуть усталый.
Портрет жены художника Эльсбет Бинзеншток со старшими детьми Филиппом и Катариной (1528)
Не прикасайся ко мне! (1524)
На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Мария — в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Согласно евангельскому повествованию, она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами.
После этого она следовала за Христом, служила ему, делясь своим достоянием, присутствовала на Голгофе при его кончине и была свидетельницей его погребения.
После того как минул субботний запрет на дела и передвижения, она с другими мироносицами пошла к могиле Христа, нашла ее пустой и была извещена ангелом о воскресении Христа.
Когда Мария Магдалина увидела своего воскресшего учителя, она не узнала его, приняв за садовника; после мгновенного узнавания и порывистого устремления к нему ее остановили его слова: «Не прикасайся ко мне». На нее была возложена миссия — возвестить о воскресении апостолам.
Портрет французского посла в Англии сэра Моретта Шарля де Солье
Перед нами французский посол при английском дворе 16 века сэр Моретт Шарль де Солье. Гольбейн почему-то не указал имени модели на портрете и долгое время считали, что здесь изображен герцог Миланский кисти Леонардо да Винчи. И только в xx веке удалось точно идентифицировать, что это французский посол.
Это великолепный портрет Гольбейна, признанный шедевр портретного жанра 16-го века. Художник показал нам уверенного в себе, умного человека с решительным характером — о чем говорит его твердый, чуть ироничный взгляд слегка прищуренных глаз, плотно сжатые губы. У него внушительная фигура. широкие плечи, сильные руки.
Чувствуется, что этот человек достиг определенного положения в обществе, он уважаем и обеспечен.
Картина написана в строгой палитре темных и светлых коричневых тонов.
Кристина Датская, герцогиня Миланская(1538)
Кристина Миланская — младшая дочь короля Дании Кристиана и Изабеллы Габсбургской, племянница императора Карла V. Выданная одиннадцати лет замуж за герцога Миланского Франческо Мария Сфорца, в 13 лет она овдовела. Когда Генрих VIII собирался жениться в четвертый раз, Кристина была одной из претенденток.
Однако Генрих выбрал Анну Клевскую. Через 8 лет Кристина вторично вышла замуж — за герцога Лотарингии Франсуа. В этом браке родилось трое детей. Но все же девушка так и не была счастлива — браки ее были по расчету, ее никто не спрашивал, ее просто выдавали замуж.
Портрет написан на дубовой доске.
Здесь она изображена в момент вдовства. На густо-зеленом фоне изображена юная миловидная женщина в черном бархатном платье, опушенном мехом. Она смотрит на нас с печалью. Светлыми пятнами выделяются на холсте ее лицо и руки. Во всем облике Кристины Датской ощущается грусть раннего вдовства.
Художник безусловно относится к ней с симпатией.
Портрет дамы с белкой
Портрет дамы с белкой написан художником в его первый приезд в Лондон. На этой небольшой картине изображена молодая, но, видимо, серьезная и вполне благонравная женщина. Об этом говорят и все атрибуты, приданные ей портретистом.
Белка ясно символизирует, что дама — прекрасная хозяйка, делающая запасы, заботящаяся о благосостоянии и спокойствии семьи, дрозд говорит о готовности защищать свое семейное гнездо.
Женщина на этом портрете вызывает чувство явной симпатии.
Портрет Роберта Чизмена, сокольничего короля
Сокольничий — высокая должность при дворе короля. В обязанности сокольничего входит вся организация королевской охоты. Сокольничий короля настолько входит в доверие короля, что часто удостаивается самых высоких почестей и наград — как моральных, так и материальных.
Иногда король даже удостаивает своего сокольничего дружбой, доверяет ему свои личные тайны, и тогда сокольничий обладает большой властью при дворе. Должность сокольничего как правило наследственная от отца к сыну или к другому родственнику.
Видно, сокольничий Роберт Чизмен пользуется большой властью при дворе и доверием короля.
Это видно по его богатой одежде, по прямой горделивой осанке, а главное — это выражение мужественного, полного чувства собственного достоинства, лица, гордый, уверенный взгляд, решительно сжатые губы.
А на руках его спокойно сидит его выученный, вымуштрованный сокол, его главное орудие.
Послы (1533)
Это двойной портрет, на котором изображены молодые посланцы Франции Жан де Дантевиль и Жорж де Сельва. Молодые люди, одетые в необычайно тщательно написанные роскошные одежды, стоят возле стены с двумя полками, верхняя из них накрыта турецким ковром.
На нем в беспорядке расставлены небесные сферы, приборы для астрономических наблюдений, лежат книги, музыкальные инструменты. Все предметы выписаны чрезвычайно реалистично и играют роль символов союза искусства и науки, гармонии земли и неба.
Однако вся эта аллегория прославляющего характера воспринимается совершенно иначе из-за какого-то предмета непонятной формы на первом плане.
Если на него посмотреть справа, выбрав соответствующую точку, то мы увидим изображение черепа в особой технике живописи, называющееся «блуждающий анаморфоз черепа». Это, безусловно, знак смерти.
Картина загадочна и торжественна прежде всего потому, что ощущение ирреальности в ней передано через тщательно написанные реальные предметы. Реальность находится рядом с иллюзией, они легко меняются местами. Таким способом художник подчеркивал мысль о бренности власти и богатства.
Генрих VIII
Генрих VIII — английский монарх из династии Тюдоров. Образованный и одаренный, в конце своего 38-летнего правления он жестко преследовал всех несогласных с его действиями.
Более всего стал известен как инициатор и проводник Реформации английской церкви, что сделало Англию в подавляющем большинстве протестантской нацией.
У короля было шесть жен, из которых он с двумя развелся, а двоих отправил на эшафот по обвинению за измену.
За любвеобильность Генрих был прозван Синей Бородой.
Генрих VIII был противоречивой фигурой. Он был очень способным в науках, музыке. Играл на нескольких музыкальных инструментах. Прекрасно пел.
Художник представил нам монарха в богатой, расшитой узорами и украшенной драгоценными камнями одежде. Поза короля полна внушительного достоинства. Он крупного телосложения, осанка гордая, прямая. В одной руке перчатка, руки в перстнях.
В глазах короля сквозит ум, властный характер. Кажется, он совсем лишен эмоций, настолько его лицо равнодушно спокойно. Плотно сжатые тонкие губы говорят о сильной воле, упорстве при достижении своих целей.
Бонифациус Амербах (1519)
Бонифациус Амербах — молодой гуманист, близкий друг Эразма Роттердамского. Это представитель новой европейской интеллигенции. Он всесторонне развит, образован, цельный духовно. Бонифациус окружен ореолом особого благородства. Черты его красивого лица строгие, тонкие.
Портрет Эразма Роттердамского (1523)
Эразм Роттердамский — крупнейший ученый Северного Возрождения, мыслитель, прозванный «князем гуманистов». Подготовил первое издание греческого оригинала Нового Завета с ми, положил начало критическому исследованию текста Священных писаний.
Он способствовал возвращению литературного наследия античности. Снискал славу свободолюбивыми взглядами. Ученый преподавал греческий язык в Кембридже. Вел кочевую жизнь, переезжал из города в город. Лишь в конце жизни обосновался в Базеле, где и окончил свою жизнь.
Художник был дружен с великим мыслителем и несколько раз рисовал его. В этом портрете Гольбейн передает облик человека с глубоким и острым умом, о чем говорят его проницательный взгляд, поджатые уголки тонких губ.
Ученый одет в богатую, отделанную мехом, одежду.
Руки великого философа лежат на книге,может быть, это Библия.
Портрет выполнен в скупой гамме темных коричневых тонов.
Лаис Коринфская (1526)
Лаис Коринфская — известная гетера (подруга, спутница) в Древней Греции. Это женщина, которая ведет свободный, независимый образ жизни. Гетеры были хорошо образованны, обладали прекрасными манерами.
Во многом гетеры Древней Греции подобны гейшам Японии, их задача — развлекать мужчину интеллектуально, но в физическую связь они вступали только по своему желанию. Поэтому их никак нельзя было назвать в прямом смысле публичными женщинами, хотя они и брали деньги за свои услуги.
Гетеры обладали достаточно высоким статусом, многих добивались, и даже брали иногда в жены.
Лаис Коринфская была необыкновенно хороша, ее услуги дорого оплачивались. Любви ее добивался философ Аристипп.
В образе Лаис художник изобразил Магдалену Оффенбург.
Одел ее по европейской моде XVI века, хотя в Древней Греции одежду не шили, а женщины драпировали свою фигуру куском холста (т.н.хитон), закрепив его заколками.
Гольбейн создал образ трогательной, нежной, романтической женщины. Прекрасная юная гетера грустна, она явно опечалена своей судьбой. Лаис с горьким недоумением смотрит на золотые монеты, рассыпанные по столу и заработанные ею нелегким трудом жрицы любви.
Святая Урсула (1523)
Святая Урсула, героиня христианской легенды, широко распространенной в средние века в западноевропейских странах.
Согласно легенде, Урсула, дочь британского короля, славилась красотой, мудростью и правдивостью.
Она хотела избежать ненавистного ей замужества и вместе с тем оградить своего отца от угроз могущественного претендента на ее руку. Поэтому Урсула дала согласие на брак, но лишь по истечении трех лет и при условии, что жених примет христианство.
Затем Урсула отправилась со свитой в Рим. К Урсуле по пути присоединились девственницы, посвятившие себя, как и она, Христу. Их число достигло 11 тысяч. В Риме Урсулу принял Папа. Он узнал об ожидавшем ее и ее спутниц мученичестве и пожелал разделить его с девственницами.
Папа рассказал всем о своем решении и торжественно сложил с себя сан, а затем присоединился к странницам.
На обратном пути под Кёльном на паломниц напали гунны. Они ненавидели христианство, с возмущением узнали о решении дев дать обет безбрачия и тогда гунны всех истребили. Последней погибла Урсула, потому что отказалась стать женой плененного ее красотой вождя гуннов.
Портрет купца Георга Гиссе (1532)
Купцы в эпоху Ренессанса имели огромный вес и уважение в обществе. Перед нами портрет немецкого купца Георга Гиссе. Купец изображен в своей конторе, в ппривычной обстановке, которую художник написал довольно подробно: деревянные стены, полки с книгами, дорогой ковер на столе и скромный букетик цветов в вазе.
Но предметы не загромождают пространство картины и не заслоняют собой главное — образ самого купца. Его одежда свидетельствует о материальном достатке Георга, осанка полна достоинства и горделивого спокойствия.
Художник выступает в картине как великолепный колорист. Портрет написан в гармоническом сочетании зеленых, черных, розовых и желтоватых оттенков.
Виртуозно написана шелковая рубашка, ковер на столе, цветы в вазе.
Над головой Георга надпись, которые часто в ту эпоху делали художники: » Образ, что ты здесь видишь, имеет черты и вид Георга, такие у него живые очи, таковы его щеки. В возрасте 34 лет, в году Господнем 1532″.
Портрет Катарины Говард, пятой жены короля Генриха VIII (1540 — 1541)
Катарина Говард (Кейт) — пятая жена короля Генриха VIII. Казнена по обвинению в супружеской измене. Происходила из знатнейшего рода Говардов.
После смерти матери леди Кейт была отдана на воспитание Агнессе, мачехе своего отца.
В доме этой престарелой родственницы Кейт не получила хорошего образования, однако рано приобрела навыки «в любовной науке», чему способствовала царившая в доме атмосфера распущенности.
Сэр Томас Говард, герцог Норфолкский пристроил племянницу ко двору.
К тому времени король Генрих развелся с четвертой женой Анной Клевской и уже присматривал себе пятую жену. Юная Кейт приглянулась королю, что не ускользнуло от предприимчивого Говарда. Брак был заключен. Генрих был очень счастлив в этом браке. Король обожал свою супругу, называл ее «розой без шипов», т.к.
она обладала добрым, простодушным характером, как ребенок радовалась подаркам.
Однако, юная королева была слишком неосторожна в поступках и связях, принимала ко двору всех своих «друзей юности», имела отношения с пажом короля. Этим обстоятельством воспользовались враги Томаса Говарда, влиятельного дяди королевы.
Королю донесли о неверности жены. Было строгое дознание. Король был в отчаянии, но, не скрывая слез, вынужден был отдать приказ о заточении юной жены в Тауэр. Вскоре на глазах у любопытной толпы она была казнена.
Здесь Катарина изображена строгой, с чувством собственного достоинства, настоящей женой короля. Не виден свободный нрав молодой женщины. Возможно, этому способствовала строгая одежда, скромный колорит портрета.
Источник: http://cvetamira.ru/golbeyn-gans-mladshiy-1497-1543-severnoe-vozrozhdenie
Estetico — для увлеченных красотой
- Неизвестные ранее фотографий Дэвида Боуи со съемочной площадки.
- 30 Июля 2018
- 1657
- Тенденция грусти — это следствие субкультур, несущих скорбь в массы посредством тинейджеров
- 16 Июля 2018
- 1889
- Работы GORILLAZ не могут оставить безразличным слушателя, а в комплексе с анимацией погружают в целый виртуальный мир вымышленных персонажей.
- 13 Июня 2018
- 1029
Секта Бога Кузи – не зарегистрированное религиозное движение основанное на православных постулатах, существует с конца 90-ых годов.
25 Июля 2018
Но кто именно из безумцев, носящих эту фамилию предпочитает делать себе больно?. Вы удивитесь, но это Ширли Мэнсон, вокалистка группы Garbage.
13 Июля 2018
1215
Под Пекином планируется постройка целого города площадью 400 гектаров посвященного только искусству. Приблизительная стоимость такого проекта — 2,8 млрд долларов.
22 Июня 2018
1305
- Мистицизм вокруг полотен — распространенная история, но мы хотим рассмотреть пять по-настоящему опасных произведений, вызывающих неприятные ощущения у зрителя.
- 08 Июня 2018
- 7531
- Виртуальная реальность набирает обороты и вот она добралась до искусства.
- 20 Июля 2018
- 1149
- Искушенный любитель триллеров и фильмов ужасов мог заметить, что каждая очередная картина — это по сути плагиат с других.
- 20 Июня 2018
- 1067
Источник: https://estetico.me/posts/view/iskusstvo-renessansa-kak-chitat-kartinu-%C2%ABposly%C2%BB-gansa-golbejna
Читать
Ванора Беннетт
Изысканный роман, ни в чем не уступающий «Девушке с жемчужной сережкой»!
«Sunday Times»
Отличный исторический роман, отличающийся оригинальным сюжетом и тонким знанием эпохи!
«Washington Post»
Ванора Беннетт создала один из самых ярких и запоминающихся женских образов современной исторической прозы!
«Booklist»
РОКОВОЙ ПОРТРЕТ
Над этой книгой работала не только автор. Я очень благодарна Сьюзан Уотт и ее сотрудникам из издательства «Харпер коллинз» за их профессионализм, помощь и даже стол, за которым я смогла закончить роман, а также моему милому агенту Тиф Лёнис и всем ее коллегам из фирмы «Янклов и Несбит». Не менее обязана я своей семье.
Мои сыновья Люк и Джо проявляли невероятное терпение, когда я пропадала, заканчивая очередную главу. Их няня Керри следила за домом, а мои родители поддерживали меня морально. Мой свекор Джордж оказался великолепным менеджером по маркетингу. У меня нет слов, чтобы выразить всю свою благодарность моему мужу Крису.
Он подарил мне блестящие идеи для романа, прочитав первые наброски и главы в немногие свободные минуты между судебными процессами.
Но более всего я бы хотела поблагодарить Джека Лесло, чей груд жизни — основанная на изучении картин Гольбейна невероятная теория о том, кем на самом деле был Джон Клемент, — послужил отправной точкой для создания данной книги.
Часть 1
ПОРТРЕТ СЕМЬИ СЭРА ТОМАСА МОРА
Глава 1
В день приезда художника дом стоял вверх дном. Не нужно было иметь семь пядей во лбу, чтобы понять — мысль о семейном портрете, заказанном немцу, привела всех в состояние крайнего возбуждения.
Я могла бы рассказать, в каких странных формах проявляется тщеславие, но меня никто не спрашивал. Никто бы не подумал, что мы так заботимся о мирском.
В нашем благочестивом доме никогда не забывали о добродетели скромности.
Поводом для возникшего столпотворения стал первый день весны, ну хорошо, пусть первый январский день, который при желании можно было назвать теплым. В такой день только и убираться — скрести, тереть и полировать все доступные видимые и невидимые поверхности.
Дому, стоившему королевского состояния, исполнился всего год, он вряд ли нуждался в дополнительном украшении — и без того прекрасно смотрелся на солнце, — но в большом зале деревенские девушки с самого рассвета натирали пчелиным воском каждый квадратный дюйм дерева до тех пор, пока не засверкали стол на помосте, стенные панели, деревянные двери.
Другие работницы трясли наверху подушки, взбивали перины, мыли обивку стен, проветривали комнаты и рассыпали в шкафах ароматические шарики и лаванду. Поменяли сено в уборных. В вычищенные камины положили благовонные яблоневые поленья. Когда мы вернулись с заутрени, солнце стояло еще невысоко, но из кухни уже доносились лязг, скрежет, предсмертные крики птиц и запах бурлящих лакомств.
Мы, дочери (все, как одна, в лучших нарядах с лентами и вышивкой — вряд ли случайное совпадение), тоже принялись за работу, сметая пыль с лютней и виол на полках и готовя все для домашнего концерта.
А в саду, где величественно, хотя и несколько раздраженно, госпожа Алиса осматривала свои войска (бдительно поглядывая на реку, чтобы не пропустить лодки, направляющиеся к нашему причалу), кажется, собрался весь наличный запас мальчишек из Челси, ревностно подрезавших шелковицу — первое достижение отца на поприще садоводства.
Ее латинским названием — morus — он именовал и себя (будучи достаточно самокритичным, он находил забавным, что это слово означает также «глупец»). Остальные подрезали целомудренные кусты розмарина или подвязывали деревья шпалер, украшавшие сад и похожие на отощавших узников. Их груши, яблоки, абрикосы и сливы — плоды нашего будущего летнего счастья — только готовились к рождению и пока представляли собой лишь почки и завязи, уязвимые для поздних морозов.
Взоры всех притягивали сад и река за воротами.
Не наш отрезок с бурным течением, о котором местные говорили, будто вода здесь танцует под звуки затонувших скрипок, и где, как все знали, очень трудно пройти на лодке и причалить; не маленькие лодки, на которых деревенские жители выходили за лососем, карпом и окунем; не пологий дальний берег с тянущимися по нему до холмов лесами Суррея с дикими утками и другими водоплавающими Клапема и Сиденема. Нет, все смотрели на реку с любимого отцом высокого плато, откуда открывался прекрасный вид на Лондон — его островерхие крыши, дым, церковные шпили, — где жили и мы до того, как стали богатыми и влиятельными. Без этой панорамы отец, почти так же как и я, не мог прожить и дня.
Сначала появились Маргарита и Уилл Ропер. Под ручку, нарядные, торжественные, женатые, ученые, скромные, красивые и счастливые, они показались мне в то морозное утро невыносимо самодовольными.
Старшей дочери Мора и моей сводной сестре Маргарите исполнилось двадцать два года, как и ее мужу (на год больше, чем мне); но они уже настолько обвыклись в своем совместном счастье, что забыли, каково быть одному. Затем Цецилия со своим мужем Джайлзом Хероном и Елизавета, тоже со своим мужем, Уильямом Донси.
Все они моложе меня — Елизавете всего восемнадцать, — и все улыбались от тайной радости новобрачных, а также более дозволенной радости людей, счастливо заключивших брак с человеком, любимым с детства, видевших, как карьера мужа при дворе движется семимильными шагами, и предвкушавших прекрасное будущее.
Затем дед, старый сэр Джон Мор, важный и торжественный в подбитой мехом накидке (он уже достиг того возраста, когда даже прохладный весенний воздух причиняет беспокойство). Потом молодой Джон, самый младший из четверых детей Мора.
Он дрожал от холода в нижней рубашке и, пристально всматриваясь в водную гладь, механически обрывал с розового куста листья и сворачивал их в тончайшие трубочки, пока госпожа Алиса не выбранила его как следует за то, что он губит кустарник, и не отослала потеплее одеться. Затем Анна Крисейкр, еще одна воспитанница, как и я.
Она обладала досадным свойством производить впечатление наивной хорошенькой девочки.
Я-то хорошо понимала, зачем убранное богатой вышивкой пятнадцатилетнее существо порхает вокруг Джона, но не видела никакой необходимости во всех этих укутываниях длинных конечностей, в нежном мелодичном мурлыканье, в тонких улыбках на милом лице, хотя в присутствии Джона она держалась так всегда. Это бросалось в глаза. Покойные родители оставили ей деньги, поместья, и отец хотел женить на ней Джона прямо в день ее совершеннолетия. Иначе какой же смысл растить богатую воспитанницу? Из всех нас он, кажется, только меня забыл выдать замуж, но, правда, я на несколько лет старше его единственного сына. Анна Крисейкр старалась зря. Ведь Джон и так смотрел на нее как преданный нес и, хоть и не отличался большим умом, все-таки понимал, что полюбил ее на всю жизнь.
Молодой Джон, переодевшись, вернулся, и в глаза ему брызнул резкий солнечный свет. Он поморщился.
И вдруг прошло мрачное настроение, не покидавшее меня всю зиму — остальные провели ее в бесконечных праздниках: сначала совместная свадьба Цецилии и Елизаветы, потом Рождество, которое отмечала вся наша недавно пополнившаяся семья, — и во мне зашевелилась симпатия к мальчику, недавно ставшему ростом с мужчину.
— У тебя опять болит голова? — шепотом спросила я его.
Он кивнул, тоже стараясь не привлекать внимания к моему вопросу. Его мучили частые головные боли и довольно слабое зрение.
Ему не по силам была учеба, отнимавшая у нас столько времени, но он всегда боялся ударить лицом в грязь, огорчить отца и не произвести должного впечатления на хорошенькую Анну, отчего все выходило только хуже.
Я продела руку под его тощий локоть и оттащила с дорожки в сторону, туда, где мы прошлой весной посадили вербену. Она помогала ему от головной боли, но на уцелевших кустах еще не распустились листья.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=592486&p=98