Портрет танцовщицы камарго, никола ланкре

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре
Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Никола Ланкре. Автопортрет. 1720

Французский художник Никола Ланкре родился в 1690 году. Творчество Никола Ланкре формировался под влиянием   другого знаменитого французского художника — Антуана Ватто. 

В 1719 Никола Ланкре принят в члены Королевской академии живописи и скульптуры как «мастер галантных сюжетов». Картины Никола Ланкре написаны  в духе рококо. Сюжеты  “галантных сцен” (“Галантная беседа”), пейзажи, жанровые и театральные композиции (“Кухарка”, “Концерт в парке”), портреты (“Танцовщица Камарго”), отличались изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. Ланкре. Сюжеты картин Никола Ланкре нередко повторяются, их можно объединить в несколько групп. Чаще всего у него встречаются сюжеты типа «Компания в парке», «Пастораль», «Купание», «Ловцы птиц».

В Своём творчестве Никола Ланкре обращается и к изображению театральных сцен, взятых из пьес и постановок драматургов XVIII века, таких как Данкур или Мариво. Никола Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Наконец он создает серии картин, изображающие «Времена года», олицетворения различных стихий, возрастов человека, разнообразные игры и развлечения. Николя Ланкре — своеобразный и тонкий живописец. Он прекрасно владел искусством строить группу фигур и объединять несколько групп в единое гармоническое целое. Причем группы в его полотнах объединены скорее по декоративному, нежели по смысловому сюжетному принципу. 

Его роль в развитии жанра «галантного празднества» велика. Никола Ланкре пережил своих учителей и соперников, поэтому влияние его было более длительным. Кроме того, Никола Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. В 18 веке его картины собирали не только парижские знатоки, но и Фридрих II, стремившийся воспроизвести во дворце Сан-Суси стиль жизни французского двора, русская императрица Екатерина II, английский аристократ сэр Ричард Уоллес. Умер Никола Ланкре в 1743 году.
Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Никола Ланкре — Детство

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Никола Ланкре — Молодость

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Никола Ланкре — Зрелость

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Никола Ланкре — Старость

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Никола Ланкре — Игра

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Никола Ланкре — Зима, 1738

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Никола Ланкре — Весна, 1730

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Никола Ланкре — Купальщицы, около 1730. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Никола Ланкре — Купание дам, 1720-1730. Художественный музей, Руан.

Никола Ланкре — Плодородие, 1730. Музей Тиссена-Борнемисы.

Никола Ланкре — Птица в клетке, Около 1730

Никола Ланкре — Сцена из трагедии Корнеля, 1734

Никола Ланкре — Завтрак с витчиной, 1735

Никола Ланкре — На качелях, Около 1735

Никола Ланкре — Танцы в павильоне, 1730-1735

Никола Ланкре — Танцы у фонтана, 1730-1735

Никола Ланкре — Итальянская трапеза, 1738

Никола Ланкре — Концерт на лоне природы, 1738. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Никола Ланкре — 1735-1740

Никола Ланкре — Качели, 1730-е

Никола Ланкре — Концерт в парке, 1730-е

Никола Ланкре — Менуэт, 1720-1740. Дворец Шарлоттенбург, Берлин

Никола Ланкре — Общество в парке, 1720-1740

Никола Ланкре — Общество в саду, 1720-1740. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Никола Ланкре — Танцовщица Камарго, 1730-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Никола Ланкре — Дама и кавалер с двумя девочками в саду, 1742

________________________________

Источник: https://pendaldal.blogspot.com/2016/10/nicolas-lancret-1690-1743.html

Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) — Лучшие картины известных художников 15-20 века

Главная ~ Картины великих ходожников XV — XX века ~ Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) ~ Ланкре, Никола — Портрет танцовщицы Камарго
Портрет танцовщицы Камарго, Никола ЛанкреПолный размер: 1476 х 1200 px. Открыть оригинал  |  Скачать на диск  

Другие картины «Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург)»:

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Ланкре, Никола — Лето

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Ланджетти, Джованни Баттиста — Катон

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Ланджетти, Джованни Баттиста — Самсон

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Ланьо, — Портрет пожилой женщины

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Ланьо, — Портрет старика

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Ланфранко, Джованни — Благовещение

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Лапрад, Пьер — Дама в саду

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Лапрад, Пьер — Дама в черном

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Ламбрехтс, Ян Баптист — Сцена у кабачка

Лампи, Иоганн-Баптист Старший — Портрет Александра Самойлова

Лампи, Иоганн-Баптист Старший — Портрет князя А. А. Безбородко

Лампи, Иоганн-Баптист Старший — Портрет пастора

Количество просмотров: 110 Количество комментариев: 0

© Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Источник: https://www.beesona.ru/museums/hermitage/19511/

Государственный Эрмитаж (fb2)

— Государственный Эрмитаж (и.с. Великие музеи мира-6)

8.84 Мб, 92с.

(скачать fb2) — Л. Пуликова

Настройки текста:

Цвет фона
черный
светло-черный
бежевый
бежевый 2
персиковый
зеленый
серо-зеленый
желтый
синий
серый
красный
белый

Цвет шрифта
белый
зеленый
желтый
синий
темно-синий
серый
светло-серый
тёмно-серый
красный

Размер шрифта
14px
16px
18px
20px
22px
24px

Насыщенность шрифта
жирный

Ширина текста
400px
500px
600px
700px
800px
900px
1000px

Показывать меню
Убрать меню
молочницы — одетая в грубую одежду немолодая крестьянка с уставшим, грустным лицом. Образы озарены внутренним достоинством, эти люди с честью исполняют свой жизненный долг. В изысканной серебристо-серой цветовой гамме запечатлены холмы и поля Северной Франции, передан ее сухой воздух. Мягкий свет озаряет суровые лица и крепкие тела крестьян, их немудреную утварь.

Представленное произведение — манифест нового гуманного восприятия жизни. Художник возвеличивает не абстрактного героя или божество, а живого рабочего человека. Искусство Ленена не нашло последователей в XVII веке, лишь спустя два столетия во Франции возродился интерес к простому человеку.

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Антуан Ватто (1684–1721) Савояр с сурком 1716. Холст, масло. 40,5×32,5

Французское искусство XVIII века начинается с произведений Антуана Ватто. Он первый выразил новое представление о красоте и естественности человеческих чувств и эмоций, ввел свежие темы и образы.

В основе картины «Савояр с сурком» лежит рисунок, сделанный с натуры. Маленький музыкант с открытым улыбчивым лицом одет в скромную, удобную в многочисленных путешествиях одежду. Уроженец горной Савойи, он отправился на заработки, взяв с собой флейту и ящик, из которого ученый сурок вытаскивает маленькие записочки «со счастьем».

Лирический подход к сюжету, внутренняя теплота, с которой трактуется образ, очень характерны для картин Ватто. Он умело подчеркивает одиночество мальчика, стоящего на фоне холодного утреннего неба.

Подобные зарисовки из жизни обычных людей в творчестве Ватто шли параллельно со знаменитыми галантными празднествами и театральными сценами.

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Антуан Ватто (1684–1721) Капризница. Около 1718. Холст, масло. 42×34

Антуан Ватто был первым из французских художников XVIII столетия, который, отвергнув героическую патетику академизма, в своих так называемых галантных картинах стремился передать тончайшие оттенки человеческих переживаний и чувств. В основе каждого произведения живописца — зарисовки, которые он делал в светских салонах, театрах, садах и на улицах Парижа.

На полотне «Капризница» молодая женщина в элегантном темном платье, гордо подняв голову и капризно надув губы, оборачивается к своему кавалеру, который ей что-то вкрадчиво предлагает. Мастер точно передает сомнения героини, пытающейся решить: уйти ей или все же дослушать речь мужчины.

Ватто стремится зафиксировать характер и реакцию дамы — едва заметную тревогу. Картина интересна по колориту, основанному на сочетании нежных розовых, бледно-зеленых и голубых тонов.

Насыщенность цвета в фигурах персонажей подчеркивает мягкость цветовых решений, используемых художником для передачи пейзажного фона с его полупрозрачными деревьями и едва различимыми силуэтами гуляющих пар.

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Никола Ланкре (1690–1743) Портрет танцовщицы Камарго. Первая половина XVIII века. Холст, масло. 45×55

Никола Ланкре, один из талантливых последователей Антуана Ватто, унаследовал его легкую кисть, мягкость и поэтичность красочных соотношений, сюжеты.

Французский мастер XVIII века также любил изображать актеров комедии дель арте в сценах спектаклей, концерты на лоне природы, галантные празднества.

Его произведения — своеобразный художественный документ, в котором точно отражены театральные костюмы и жесты актеров, режиссерские находки и особенности постановок.

К подобным картинам относится и изящный камерный портрет Марии-Анны Кюпп де Камарго — известной танцовщицы своего времени. Она изобрела до сих пор используемые в балете туфли, укоротила юбку, что позволило ввести в танец новые па. Фактически Камарго является основоположницей балета в его классическом понимании.

Танцовщица была весьма популярна и любима современниками, этим объясняется успех полотна и его многочисленные авторские повторения-варианты. Основная композиция в них оставалась прежней, менялся лишь партнер или цвет платья, увеличивалось или уменьшалось количество аккомпанирующих музыкантов среди декораций, изображающих парк.

Портрет получился таким красивым благодаря мягкому золотисто-розовому колориту и легкому, изящному исполнению в стиле рококо.

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Франсуа Буше (1703–1770) Туалет Венеры. После 1743. Холст, масло. 101×86,7

Франсуа Буше, яркий представитель искусства французского барокко, был весьма разносторонним мастером: он работал как живописец, гравер, иллюстратор, декоратор, расписывал веера и сервизы.

Буше был удостоен звания придворного художника, ему покровительствовала фаворитка Людовика XV — знаменитая маркиза де Помпадур.

Творчество живописца лишено трагических и драматических коллизий, его искусству присущи легкость, веселье, яркая

Источник: https://coollib.com/b/345866/readp?p=19

Часть 4. Мари Камарго и ее преобразования сценического костюма

Портрет танцовщицы Камарго, Никола ЛанкреИстория театрального костюма с Анной Пахомовой

Об авторе

Пахомова Анна Валериевна – профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.

Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «studio Д`Антураж», сотрудничает с журналом «Ателье», преподает в Российско-французской академии моды, дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.

Итак, Мари-Анн Камарго (настоящая фамилия де Кюпи де Камарго, фр. Marie-Anne de Camargo, 1710—1770) — французская танцовщица. Что нам о ней известно? Родилась в Брюсселе в 1710 году.

Способности к танцам проявились очень рано. Маленькой девочкой она развлекала танцами брюссельскую знать.

Решив поддержать юное дарование, богатые дамы обеспечивают Мари средствами для обучения танцевальному искусству в Париже.

В 16 лет Мари дебютировала в Гранд-Опера. Случай, который так много значит в судьбе артиста, помог ей: на одном из спектаклей танцовщик Давид Дюмулен, как-то пропустил свой выход в одном из балетов, тогда Камарго вышла из рядов кордебалета импровизируя танец, покоривший публику.

[1] На тот момент, Мари была ученицей знаменитой французской балерины Франсуазы Прево, обучение было не долгим, всего три месяца.

Прево взревновала и тут же отказалась от дерзкой ученицы, но та и не думала горевать, продолжив обучение у Мишеля Блонди, который четверть века назад слыл «величайшим танцовщиком Европы». Это принесло новый, можно сказать решительный прорыв в ее технике.

«Она первая сравнялась в танце с мужчиной», — заметил писатель и философ Вольтер в поэме «Храм вкуса» (1733г.). Занятия у Блонди, дали Мари полную выворотность ног, какой не было ни у кого из ее предшественниц. Надпись под одним из ее портретов гласила:

Читайте также:  Портрет молодого человека, альбрехт дюрер, 1521

Послушна правилам каданса, / По воле муз в па дерзких впереди, / Как обновительница танца / Поспорю и с Балоном и с Блонди. / (Перевод Д.Золотницкого)

Так началась бурная карьера новой балетной звезды Парижа…

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Ланкре Н. «Танцовщица Камарго». 1730-е гг.

Камарго постоянно удивляла публику, то своим внешним видом (но об этом чуть позже), то безупречным исполнением антраша[2] и кабриолей[3] которые считались принадлежностью техники мужского танца и до неё были под силу только танцовщикам-виртуозам.

Вот как Новерр охарактеризовал ее танец: «Некоторые сочинители напрасно приписывают ей грацию. Природа отказала ей во всем, что надобно для обладания грацией: она не была ни красивой, ни высокой, ни стройной. Зато ее танец был быстр, легок и полон веселья и блеска. Мадемуазель Камарго была умна.

Что и доказала, выбрав жанр подвижный, напористый, не оставляющий зрителям времени для того, чтобы заметить погрешности ее сложения и разобраться в них. Это большое искусство – скрывать свои недостатки за блестками таланта», — довольно злобное высказывание. Как бы то ни было, на ее выступлениях, публика приходила в неизменный восторг.

Вполне закономерно, что новшества танцевальной техники неизбежно повлекли за собой изменения в костюме.

Давайте еще раз вспомним, что танцовщица была не в самом выгодном положении в сравнении с мужчинами-танцовщиками, на ней был корсет и довольно громоздкая юбка из тяжелой ткани. Танцовщикам было легче, их прыжок был выше, а Камарго проделывала заноски[4], почти не отрываясь от земли, что гораздо труднее.

В то время казалось, что изменить костюм танцовщицы невозможно: длинные массивные платья, жесткие тугие корсеты были громоздким панцирем – все это стесняло движения.

Конкурировать с мужчинами в искусстве танца у женщин не было никакой возможности, тем не менее, важный и решающий для развития танца шаг сделала бунтарка Мари Камарго. Для того чтобы высвободиться от «нарядных оков», она укорачивает почти на 20 сантиметров юбку (фижмы, шнуровка и пр.

детали остаются неизменными), зато теперь публика могла увидеть отточенные движения ее ног и сравнивать ее прыжки с прыжками танцовщиков-мужчин. В результате этих преобразований разразился страшный скандал. Зрительный зал, во время премьерных спектаклей, напоминал поле сражения, разделился на две враждующие стороны.

Одна рукоплескала Камарго, другая возмущенно вопила о безнравственности актрисы, посмевшей публично демонстрировать свои ноги, и о моральном поведении тех, кто на эти ноги с удовольствием смотрит. Конечно, первые были в большинстве.

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Слева: Мари-Анн Камарго / Справа: Жан Рау «Портрет мадмуазель Прево в образе вакханки». Ок. 1730 г.

Несмотря на эти революционные преобразования, танцовщица должна была обладать незаурядной физической силой и акробатической ловкостью приемов, чтобы поднимать в прыжках каркас кринолина и довольно тяжелые пышные ткани – принадлежность женского костюма в быту и на сцене.

Такой костюм к тому же ограничивал разнообразие ракурсов тела во время танца: широкая юбка тормозила резкую смену положений, а главное, обретала собственный, отстающий от движения торса размах.

Чтобы избежать этого, танец должен был придерживаться определенных правил: линии скрещивались и пересекались при относительно статичном, прямом корпусе и фронтально раскрытых плечах. Возникал разрыв между сдержанными движениями торса и рук и все усложнявшейся техникой ног.

Приходилось учитывать и то, что высокие каблуки могли в прыжке зацепиться один за другой или подвернуться в момент приземления. Отчасти об этом Казанова писал в «Венецианских празднествах»: «Я увидел танцовщицу (о Камарго. Прим. авт.), которая скакала словно фурия, откалывая антраша направо, налево и во все стороны, но едва поднималась от пола».

Танцовщица не остановилась в своих преобразованиях, после того, как укоротила юбку, она убрала с туфель высокий каблук.

Ее новшества стали необыкновенно популярны среди дам и в моду вошли шляпы, веера, прически в стиле Камарго.

Туфли а-ля Камарго были чрезвычайно популярны среди придворных дам, а ее сапожник стал самым востребованным мастером в Париже. Таким образом, театральный костюм оказал влияние на светский.

Своим искусством Камарго завоевала немало поклонников, пробудив интерес публики к женскому танцу. До 1751 года она пользовалась огромным успехом в Королевской академии музыки (Парижский оперный театр). Антуан Бандьери де Лаваль был одним из ее партнеров.

Мари Камарго выступала и как певица, а ее грация приводила в восторг многих знаменитых людей того времени. Были и те, которые без восторга взирали на танцовщицу, В.М.

Красовская в своем исследовании пишет: «Гримм с жестокой, но понятной в его устах иронией отметил событие в «Литературной переписке» 1770 года, т.е. сразу после смерти Камарго.

«Мадемуазель Камарго, — писал он, — известная в кулисах тысячью блестящих похождений, обессмертила себя в театре, как родоначальница танца кабриолей… Камарго первая осмелилась укоротить юбки, и столь полезная находка, позволившая ценителям судить со знанием дела о ногах танцовщиц, была отныне единодушно принята».[5]

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Мужской и женский балетный костюм нач. XVIII в.

Камарго – одна из немногих танцовщиц, чей образ не затерялся в глубине веков, а постоянно вызывал интерес публики. Образ этой талантливой женщины вдохновлял многих людей искусства. Возможно, первым ее сделал героиней своего балета в 1868 году итальянский композитор Константино Даль' Арджине.

В 1879 году композитор Шарль Лекок сочинил оперетту «Камарго», а в 1872 году балетмейстер Мариус Петипа поставил балет «Камарго» на музыку Минкуса. В 1898 году в Турине состоялась премьера оперы Энрико де Лева «Камарго».

В Эрмитаже хранится картина Никола Ланкре «Танцовщица Камарго», написанная в 1730 году.

В следующий раз мы поговорим о других актерах, внесших свою лепту в преобразование сценического костюма…

[1] Desarbres N. / Deux ciecles a l`Opera (1669-1868) / Paris, 1868 / p.114

[2] Антраша — (от фр. entrechat, которое в свою очередь является искаженным итал.

capriola intrecciata — «скрещенный прыжок») — в классическом балетном танце род скачкообразного прыжка, во время которого ноги танцора быстро скрещиваются в воздухе, касаясь друг друга.

Антраша делятся на чётные (royal, quatre, six, huit — прыжок с двух ног на две) и нечётные (trois, cinq, sept — прыжок с двух ног на одну).

[3] Кабриоль — (от фр. Cabriole, от итал. Capra intricate – «стреноженная коза») — виртуозный танцевальный прыжок, при исполнении которого: — одна нога, поднятая на взлете назад, вперед или в сторону, удерживается на заданной высоте;

— а другая нога, отделяясь от пола, ударяет ранее отведенную ногу один или два раза. В прыжке танцовщик принимает ту или иную позу.

[4] Заноски — в балете удары одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в 5-й позиции.

[5] Красовская В. / Западноевропейский балетный театр / М., 1979 / С.228

Источник: http://www.muzcentrum.ru/news/2011/05/9536-

Ланкре, Никола

 Путеводитель по картинной галерее Императорского ЭрмитажаБенуа Александр Николаевич

С исчерпывающей полнотой зато представлен Ланкре (1695 — 1748) — семью картинами.

Для ознакомления с эпохой произведения Ланкре драгоценнейшие документы, пожалуй, более даже ценные, нежели картины Ватто, в которых всегда внешние впечатления уступают личным настроениям художника.

Ланкре же был в полном смысле светским и прямо даже “модным” живописцем, понимавшим и передававшим специальные вкусы и мечты своих современников.

Это было время, когда французское высшее общество как-то совсем утратило серьезные думы, забыло о заботах и ушло “по уши” в наслаждения. Позже, даже при дворе г-жи Помпадур, заговорила совесть, серьезные политические соображения, опасения за будущее.

В эти же внешне счастливые годы регентства и первых лет самостоятельного царствования Людовика XV горизонт казался со всех сторон ясным и безмятежным.

Перерыв в войнах и возрождение упавшей было промышленности наводнили общество богатствами, и хотя эти богатства странствовали, благодаря биржевой и карточной игре, из кармана в карман, но все же деньги оставались в стране и жизнь протекала в одном темпе без особых колебаний. Двор короля был прелестен своей молодостью.

Время пышности и утомительного этикета отошло в вечность. Празднества носили преимущественно интимный, утонченный и веселый характер. Тогда же появился интерес и к деревне, к жизни в неприкрашенной “растрепанной” природе (“Лето” и “Весна” Ланкре).

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Никола Ланкре. Весна. Холст, масло. 115,5х95. Инв. 1259

  • Пейзане, пастушки, лесочки и ручьи, хижины и сеновалы представлялись заманчивым миром, куда следует заглядывать чаще, однако не для того, чтобы “учиться человечеству”, как это стали предписывать позже “философы”, а для того только, чтобы в этой атмосфере простоты набраться новых наслаждений.
  • И в театре тогда наступила новая пора.

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Никола Ланкре. Сцена из трагедии Т. Корнеля “Граф Эссекс”. 1734. Холст, масло. 41х56. Инв. 1144

Ланкре, который стоял очень близко к театральному миру и часть картин которого прямо передает моменты из балетов и комедий [70].

Он изобразил в эрмитажном портрете некрасивой, но очаровательной танцовщицы Камарго [71] новый стиль сценических представлений: мы видим в декорации, достойной Ватто, легко порхающую в прелестном золотистом платье балерину, а вокруг нарядных молодых людей, долженствующих изображать “счастливых поселян”.

Читайте также:  Как создавались ватиканские музеи

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Никола Ланкре. Портрет танцовщицы Камарго. Холст, масло. 45х55. Инв. 1145

Следующая глава

ПЕЙЗАЖ С ПОЛИФЕМОМ
Никола Пуссен
Никола Пуссен — один из величайших исторических художников. Главной чертой его характера была религиозность, соединенная с кротостью и любезностью. Скромность Н. Пуссена равнялась только его благотворительности, ум был серьезен, глубок

XXIV. НИКОЛА ВЕШНИЙ
Никола Вешний, или «Никола с теплом», называется так потому, что с этого дня (9 мая) устанавливается теплая погода. «Никола осенний лошадь на двор загонит, а Никола весенний лошадь откормит», — говорят крестьяне, характеризуя приволье подножных

Пуссен, Никола
Возможен, пожалуй, вопрос: был ли гениален и лучший художник, созданный Францией, Никола Пуссен (1594 — 1665). Если знакомиться с личностью Пуссена по его письмам и отзывам поклонников-современников, то может получиться впечатление как раз обратное

Ларжильер, Никола де
Турниэр, Робер
Риго, Гиацинт
Особенно досадно, что мы не имеем более значительных произведений Ларжильера, Турниэра и Риго. Эскиз к большой группе “парижской управы” первого, Никола де Ларжильер. Заседание в парижской ратуше по поводу обсуждения

Тонэ, Никола Антуан
Демарн, Жан Луи
Жерар, Маргерит
В духе Тонэ “позднего Фрагонара” писали затем вплоть до наполеоновского времени Тонэ, Дебюкур, г-жа Жерар Буальи, Демарн, Дефранс и ученица Фрагонара, г-жа Жерар. Мало-помалу элегантность во французской бытовой живописи

Источник: https://culture.wikireading.ru/40358

Мари Анн Камарго (Marie-Anne de Camargo)

Портрет танцовщицы Камарго, Никола Ланкре

Хотя ее часто называют реформатором танца, ничего нового она в балет не внесла и даже не собиралась – она совершенствовала, оттачивала и доводила до идеала формы, созданные задолго до нее. Но зато она отважилась на самый настоящий бунт.

15 апреля 1710 года в Брюсселе родилась девочка, которая стала олицетворением женского виртуозного танца для первой половины восемнадцатого века. Ее звали Мари-Анн де Кюпи де Камарго. Отцом ее был испанец-музыкант, который вовремя обнаружил у нее способности к танцу. А первым учителем стал дед.

Сперва малышку приглашали выступать в домах местной знати. Затем несколько дам собрали деньги, чтобы отправить Мари-Анн в Париж – учиться у знаменитой Франсуазы Прево.

К тому времени Прево была ведущей танцовщицей Королевской академии музыки и танца– кстати, этот «титул» она носила чуть ли не четверть века.

Для своего времени она считалась виртуозкой и блистала в дивертисментах, умудряясь в театрализованных бытовых танцах, менуэтах и гавотах, и с маской на лице создавать то, что современники называли «характерами любви».

Достаточно было трех месяцев занятий – и Камарго дебютировала в брюссельском театре «Де ля Монне». Ей тогда было всего пятнадцать лет. Камарго сразу предложили несколько контрактов, она выбрала оперный театр Руана и танцевала там, пока театр не закрылся.

К тому времени девушка уже успела получить некоторую известность, и ей предложили место в Королевской академии музыки. Камарго приехала в Париж и 5 мая 1726 года дебютировала в дивертисменте Прево «Характеры танца».

Публике она понравилась, в газете «Меркюр де Франс» были отмечены ее техничность, музыкальная чуткость, воздушность и сила, южный пыл, но критики ничего не сказали насчет обязательной для танцовщицы грации…

А за кулисами уже предвкушали поединок между двумя молодыми и честолюбивыми плясуньями – Камарго и Мари Салле. Дебют Салле состоялся четырьмя годами раньше, и она-то как раз уделяла больше внимания грации и актерскому мастерству, чем технике танца.

Камарго трезво, что в ее возрасте даже удивительно, оценила свои плюсы и минусы. Да, первой красавицей ее не назовешь, но ни у кого в труппе нет такой выворотности и такой крошечной ноги. А размеру ножки тогда придавали большое значение – чем меньше, тем аристократичнее.

С такой выворотностью можно не хуже мужчин исполнять заноски.

Но кто оценит ее безупречные кабриоли, бризе, антраша руайяль и антраша катр, если ноги до самых лодыжек скрыты тяжелой юбкой, декорированной лентами и цветочными гирляндами? Пышное платье стало врагом Камарго – оно сдерживало ее быстрые движения, ограничивало разнообразие ракурсов тела, тугая шнуровка мешала проявить природную гибкость.

Другим врагом, как ни странно, стала Франсуаза Прево. У Камарго за 1726 год было несколько блестящих партий – морячка в трагедии «Аякс», грация в балете «Тайны любви», морячка, пастушка и вакханка в балете «Любовные похождения богов». Танцовщица вошла в моду. Парижане стали носить туфли и шляпы а-ля Камарго, веера и прически а-ля Камарго.

Этого перенести Прево не могла. По ее воле девушку поставили чуть ли не в задний ряд кордебалета – артисты, которых туда назначали, назывались в то время «береговой стражей». Дело в том, что огромные задники обычно изображали сельский пейзаж, украшенный речкой, озером или морем, а кордебалет стоял у самого задника.

Но Камарго была смела и находчива, да еще прекрасно знала о своей способности схватывать и воплощать все оттенки музыки. Во время одного из спектаклей случилась накладка – танцовщик Давид Дюмулен пропустил свой выход. Музыка играет – а на сцене никто не танцует! Камарго выбежала из кордебалета и сымпровизировала танец, покоривший публику.

Все были в восторге, кроме Прево. Она отказалась заниматься с дерзкой ученицей.

Но Камарго договорилась об уроках с танцовщиком Мишелем Блонди, который четверть века назад слыл «величайшим танцовщиком Европы». Он довел до совершенства ее выворотность, которая помогла овладеть всеми секретами заносок, и прыжковую технику.

И тогда Камарго отважилась на бунт. Она самовольно укоротила юбку чуть ли не на двадцать сантиметров. Правда, фижмы и шнурование сохранила, но теперь четкие отточенные движения ее ног были на виду, и публика могла сравнивать ее прыжки с прыжками мужчин-виртуозов.

Она блеснула новым и неожиданным для женщины стилем танца – быстрым и напористым, не дающим зрителю возможность рассмотреть недостатки танцовщиц, она сделала ставку на виртуозность. Не уверенная в своей грации, она танцевала только быстрые танцы – в стремительном движении жеманная томность, обязательная для артистки в восемнадцатом веке, все равно невозможна.

Знаменитый Вольтер, один из ее поклонников, наградил Камарго странным для сегодняшней публики комплиментом: «Она первая сравнялась в танце с мужчиной».

Вольтер забыл сказать, что Камарго в этом соревновании была в менее выгодном положении, чем мужчины, – им не приходилось в прыжке поднимать на себе пышную юбку и дорогой и тяжелой ткани.

Их прыжок был выше, а Камарго проделывала заноски, почти не отрываясь от земли, что гораздо труднее.

Вот что писал о ней Джакомо Казанова: «Я видел танцовщицу, которая скакала, словно фурия, откалывала антраша направо, налево и во все стороны, но едва поднималась от пола».

Конечно, обрезанная юбка Камарго вызвала страшный скандал. Публика разделилась на два лагеря. Одни обвиняли актрису в безнравственности – она публично продемонстрировала ноги. Другие рукоплескали и любовались. Их было куда больше – и слава Камарго выросла неимоверно. Туфли а-ля Камарго вошли в моду среди придворных дам, а ее сапожник стал самым популярным мастером в Париже.

Вслед за Камарго укоротила юбку и ее соперница Мари Салле, а потом и прочие танцовщицы.

Камарго выступала на сцене Королевской академии музыки и танца до марта 1735 года – ей пришлось прервать карьеру по желанию знатного покровителя. Но в декабре 1741 года она вернулась – и тут же вернула свою популярность, сохранив ее вплоть до последнего выхода на сцену 5 марта 1751 года. Интересно, что она не только танцевала, но и пела.

Умерла Камарго 28 апреля 1770 года. На ее смерть откликнулся даже барон Гримм – критик, публицист, дипломат, долгие годы состоявший в личной переписке с Екатериной Великой.

Мадемуазель Камарго, известная в кулисах тысячью блестящих похождений, обессмертила себя в театре как родоначальница танца кабриолей».

Очевидно, именно «тысяча похождений» и привлекла впоследствии внимание либреттистов и композиторов.

Камарго – одна из немногих танцовщиц, чей образ не затерялся в глубине веков, а постоянно вызывал интерес публики. Возможно, первым ее сделал героиней своего балета в 1868 году итальянский композитор Константино Даль' Арджине.

В 1879 году композитор Шарль Лекок сочинил оперетту «Камарго», а в 1872 году балетмейстер Мариус Петипа поставил балет «Камарго» на музыку Минкуса. В 1898 году в Турине состоялась премьера оперы Энрико де Лева «Камарго».

А в Эрмитаже хранится картина Никола Ланкре «Танцовщица Камарго», написанная в 1730 году.

Д. Трускиновская

Источник: https://www.belcanto.ru/camargo.html

Чем знаменита танцовщица Камарго?

Именно её изобразил художник на знаменитом полотне. Оно так и называется — «Танцовщица Камарго». Это была выдающаяся балерина первой половины XVIII века. С её именем связано немало новшеств в искусстве хореографии. Она была олицетворением виртуозного танца той эпохи. Жизнь артистки буквально овеяна легендами.

Трудолюбивая ученица

Её полное имя — Мари Анн де Кюпи де Камарго (1710−1770). Родилась она в Брюсселе, в семье испанского музыканта. О ранних годах будущей знаменитости рассказывали удивительные истории.

Утверждали, что маленькая Мари, ещё не умея ходить, проявляла способности к танцу — она двигала руками в такт музыки. Вымысел это или нет — сложно сказать, однако талант девочки действительно был замечен очень рано.

Первым учителем Мари стал её дед.

Ещё в детские годы она начала выступать в домах знати. На способную девочку обратили внимание и даже собрали деньги для того, чтобы она смогла продолжить обучение. Юная Мари отправилась в Париж.

Читайте также:  «тридцатый день», фриденсрайх хундертвассер — описание картины

Там она начала заниматься у Франсуазы Прево — одной из звёзд Королевской академии музыки и танца. Многие стремились учиться у знаменитой артистки.

Однако Прево была очень строгим и взыскательным педагогом — не все справлялись с её высокими требованиями.

Мари отличалась редким прилежанием и трудолюбием, что помогло ей быстро добиться больших успехов.

Затем она выступала по контрактам в нескольких театрах и, наконец, появилась на сцене Королевской академии музыки и танца.

Дебютантке предстояло исполнить довольно сложный номер, но справилась она с ним превосходно. Это была часть дивертисмента «Характеры танца», который поставила её учительница Прево.

Собственный стиль

Камарго хорошо знала свои достоинства и недостатки. Она не отличалась особенной красотой, зато обладала прекрасной выворотностью ног, гибкостью и пластичностью. Ей хотелось в полной мере проявить свои сильные стороны. С присущей ей смелостью она начала исполнять танцы в быстром темпе. Стремительность, живость, лёгкость движений отличали стиль этой артистки.

Она стала первой из балерин, освоившей разнообразные прыжки. Разучила их она под руководством знаменитого танцовщика Мишеля Блонди. Великолепно исполняла Камарго изящные заноски — прыжки, где одна нога ударяется в воздухе о другую. Прежде подобные элементы были достоянием лишь мужского танца. Она отточила своё мастерство до бриллиантового блеска, о чём свидетельствовали её современники.

Новый наряд

Мелкие движения в стремительном темпе и прыжки было сложно исполнять в длинных платьях из тяжёлых тканей.

И Камарго со свойственной ей смелостью решилась на внесение изменений в устоявшийся танцевальный костюм. Она укоротила юбку до щиколоток, отказалась от высоких каблуков, сняла массивные украшения.

На знаменитой картине Ланкре артистка изображена в усовершенствованном ею танцевальном костюме.

Разумеется, не все благосклонно встретили такие изменения. Первый выход на сцену в новом наряде обернулся скандалом.

Однако молодая танцовщица, не обращая внимания на возмущение части зрителей, продолжала выступление. Через некоторое время другие артистки взяли на вооружение оригинальные новшества.

Что интересно, подражать Камарго начали даже парижские модницы — носить платья, туфли, причёски и шляпки в её стиле.

Легенда театра

В 1-й половине XVIII века ещё не сформировался жанр сюжетного балетного спектакля. Основу репертуара Мари Камарго составляли танцы в операх, дивертисментах, а также отдельные номера. Очень красив был в её исполнении менуэт. Она буквально скользила по сцене лёгкими шагами. Зрители, затаив дыхание, следили за каждым её движением.

Немало шума наделало соперничество между Мари Камарго и другой танцовщицей — Мари Салле. Эти артистки были очень разными. Камарго делала ставку на виртуозность, однако проигрывала как актриса.

Салле, напротив, отличалась неподражаемым даром пантомимы. Но обе артистки стремились привнести нечто новое в сценический танец своего времени.

Это подготовило почву для дальнейшего развития балетного искусства.

Жизнь Мари Камарго была богата приключениями. Биография артистки не раз будоражила воображение хореографов, либреттистов, композиторов. В частности, Шарль Лекок написал оперетту «Камарго».

Балет с таким же названием поставил Мариус Петипа на музыку Людвига Минкуса. А картина Никола Ланкре по-прежнему приковывает к себе взгляд.

Порой кажется, что танцовщица вот-вот оживёт и закружится в стремительном танце…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/69389/

Портрет танцовщицы Камарго

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника  Николы Ланкре.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Николы Ланкре  на натуральном  холсте.

Никола Ланкре родился в 1690 году в Париже. Живописи учился у Пьера Дюлена, Клода Жилло, Жана Антуана Ватто.

  • Ланкре внес большой вклад в распространение французской живописи в Европе.
  • Писал по заказам герцога д’Антена, Антуана Кроза, графа де Кариньяна, создавал картины для украшения королевских дворцов Фонтенбло, Ла Мюетт и Версаль.
  • Известно, что более 25 картин художника для своей коллекции приобрел французский император Фридрих II, его работы входили в коллекции русской императрицы Екатерины II, английского аристократа сэра Ричарда Уоллеса.
  • В 1719 году Ланкре был принят в члены парижской Королевской академии живописи и скульптуры, в 1735 году стал ее советником.
  • Ланкре писал в основном в духе Ватто, унаследовав его легкую кисть, мягкость и поэтичность красочных соотношений – персонажей итальянской комедии Дель Арте, галантные сцены, сельские прогулки и увеселения, пасторали и маскарады, а также портреты и исторические сюжеты.
  • Никола Ланкре любил театр и часто посещал парижские «Гранд Опера» и «Комеди Франсез».
  • Многие его произведения – своеобразный художественный документ, в котором точно отражены театральные костюмы и жесты актеров, режиссерские находки и особенности постановок.

О последних годах художника существует красивая легенда: «Старый и убежденный пятидесятилетний холостяк, Ланкре часто встречал у лестницы своего дома юную девушку в возрасте восемнадцати лет.

Узнав, что эта девушка проживала в бедности вместе со своей матерью, которая была непоправимо больна, Ланкре навестил их.

Мать девушки, которая была при смерти, обратилась к художнику с просьбой: «Я не прошу милостыню, я прошу помочь мне соблюсти честь дочери, открыв имя ее отца и представив доказательства ее происхождения. Это необходимо для моей дочери, иначе она уйдет в монастырь.

Если Вы мне поможете, тогда я смогу умереть спокойно». Вскоре, когда женщина умерла, Ланкре навел справки и узнал, что девушка была внучкой известного писателя и драматурга Бурсо. В 1741 году Ланкре женился на этой девушке, но брак с Мари де Бурсо был недолгим, художник умер два года спустя от воспаления легких».

Он скончался в Париже в сентябре 1743 года.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Николы Ланкре  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/lankre-nikola/portret-tancovshchicy-kamargo

Художник Nicolas Lancret/Галантные сцены

?

Category: Оригинал взят у nikole_t в Художник Nicolas Lancret/Галантные сценыХудожник Nicolas Lancret Никола Ланкре (22.1.1690, Париж, — 14.9.1743), французский живописец, представитель искусства стиля рококо. Испытал сильное влияние Антуана Ватто. В 1719 принят в члены Королевской академии живописи и скульптуры как «мастер галантных сюжетов». Ланкре писал в духе эпохи рококо “галантные сцены”, пейзажи, жанровые и театральные композиции, портреты, отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. Художник обращается также к изображению театральных сцен, взятых из пьес и постановок драматургов XVIII века, таких как Данкур или Мариво. Ланкре — своеобразный и тонкий живописец. Он прекрасно владел искусством строить группу фигур и объединять несколько групп в единое гармоническое целое.

Танцы в павильоне 1730-1735

Роль Ланкре в развитии жанра «галантного празднества» велика. Художник пережил своих учителей и соперников, поэтому влияние его было более длительным. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. В 18 веке картины Ланкре собирали не только парижские знатоки, но и Фридрих II, стремившийся воспроизвести во дворце Сан-Суси стиль жизни французского двора, русская императрица Екатерина II, английский аристократ сэр Ричард Уоллес. Картины Ланкре до сих пор сохраняют свое хрупкое очарование, напоминая нам об одном из самых блестящих периодов в культуре и истории Франции. Общество в саду 1720-1740 Никола Ланкре очень любил театр и часто посещал парижские “Оперу” и “Комеди Франсез”, там художник познакомился с гениальной балериной Камарго и с мадемуазель де Саллье, с которыми в дальнейшем Ланкре состоял в очень тесной связи и, великолепные портреты которых он написал.

Танцовщица Камарго, 1730-е

Купание дам 1720-1730. Купальщицы, около 1730 Менуэт, 1720-1740 На природе Птица в клетке Одной из немногих вспышек интереса короля Людовика XV к искусству его времени коллекция Лувра обязана серией полотен Никола Ланкре на тему времен года, написанной за два года до того, как король купил у Шардена ныне знаменитые картины “Молитва перед обедом” и “Трудолюбивая мать”

Весна

Зима 1738 Концерт в парке 1730-е Застолье на природе 1735 Танцы у фонтана 1730-1735 Качели 1730-е Серия из четырех картин Никола Ланкре, которые представляют четыре возраста человеческой жизни Детство Молодость Зрелость Старость Дама и кавалер с двумя девочками в саду, 1742 Итальянская трапеза 1738 Концерт на лоне природы 1738 Сцена из трагедии Корнеля, 1734 На качелях Около 1735 Общество в парке1720-1740 Старый и убежденный пятидесятилетний холостяк, Ланкре стал часто встречать у лестницы своего дома юную девушку в возрасте примерно семнадцати-восемнадцати лет. Узнав, что эта девушка проживала в бедности вместе со своей матерью, которая была непоправимо больна, Ланкре решил навестить их. Художник постучался в дверь мансарды в доме неподалеку, которую открыла девушка, вытиравшая слезы; ее мать была при смерти. Благородная женщина, сраженная болезнью, сказала Ланкре: «Я не прошу милостыню, я прошу помочь мне соблюсти честь дочери, открыв имя ее отца и представив доказательства ее происхождения. Это необходимо для моей дочери, иначе она уйдет в монастырь. Если Вы мне поможете, тогда я смогу умереть спокойно.» Ланкре обещал. Вскоре мать девушки действительно умерла. Потрясенный Ланкре стал наводить справки и обнаружил, что девушка была внучкой известного писателя Бурсо, автора драм и комедий, в том числе литературного труда «Эзоп в суде». В 1741 году Ланкре женился на внучке Бурсо. Брак с Мари де Бурсо был недолгим, Ланкре умер два года спустя от воспаления легких; он скончался в Париже 14 сентября 1743 года.

АРТ АРТель

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/946285.html

Ссылка на основную публикацию