1
Любовь Корниловна Маковская
Мать художников Маковских – Любовь Корниловна Молленгауэр. К.Е. Маковский.
Мать живописцев Константина, Владимира, Николая и Александры Маковских – Любовь Корниловна Молленгауэр, была удивительной и талантливой женщиной. Она имела прекрасное сопрано и выступала в дуэтах с известными композиторами и певцами, преподавала пение в консерватории.
В Москве в 1840-е годы дом Маковских слыл своеобразным культурным центром. Все дети воспитывались в творческой атмосфере и азы художественного и музыкального образования они получили дома от родителей. Константин – самый знаменитый из династии Маковских, унаследовал таланты и матери-певицы и отца-художника. Музыка была его второй стихией, но все же делом всей его жизни стала живопись.
2
Татьяна Степановна Репина
Татьяна Степановна Репина. (1879). Илья Репин.
Мать художника И. Е. Репина – Татьяна Степановна (урожденная Бочарова) была «солдатской женой». Ей одной пришлось растить и воспитывать своих детей, и чтобы дать им образование, она не брезговала даже самой дешёвой и грязной работой.
А когда сыновья были еще маленькие, Татьяна Степановна организовала домашнюю школу, где обучала своих и соседских детей. Да и мастерицей была она на все руки: и шубы шила на заячьем меху, и расписывала пасхальные яйца под заказ.
Невзирая на беспросветную нищету, Татьяна Степановна старшего сына Илью отдала на обучение к иконописцу, а затем отправила в столицу в рисовальную школу. А меньшего – в Петербургскую консерваторию. Позже он много лет будет играть в Мариинском театре.
3
Прасковья Федоровна Сурикова
Прасковья Федоровна Сурикова. (1887). В.И.Суриков.
Мать Василия Сурикова – Прасковья Федоровна была представительницей старинного казачьего рода Торгошиных, основавших Торгошинскую станицу на берегу Енисея, что возле Красноярска. И когда купец П. Кузнецов предложил ей отправить сына Васеньку в Санкт-Петербург для обучения в Академию искусств, Прасковья Федоровна без тени сомнения благословила юношу в дальнюю дорогу. Она всячески поощряла стремление сына к занятиям живописью.
Суриков же с глубочайшей любовью запечатлел свою мать, «удивительную», простую русскую женщину, создав ее трогательный портрет. Он придал ее чертам необычайную простоту, искренность, скромность и теплоту, а еще наложил на ее облик отпечаток трудной и печальной жизни.
4
Анна Лукинична Веницианова
А это мать Алексея Венецианова, Анна Лукинична (урожденная Калашникова), дочь московского купца. Одним из первых произведений начинающего художника стал ее портрет. Она явно принарядилась и позирует сыну в терракотовом платье и атласном чепце. К этому моменту Алексей был художником-самоучкой ему было всего 22 года. Это позже он станет придворным живописцем и прославится.
5
Акулина Ивановна Иванова – мать художника Василия Григорьевича Перова
Василий Григорьевич Перов. «Портрет А. И. Криденер, матери художника». (1876). Василий Григорьевич Перов.
Василий Перов был внебрачным сыном барона Григория Карловича Криденера и тобольской мещанки Акулины Ивановой. Мать с отцом обвенчались только после того, как на свет появился их сынишка. Потому барон не смог сделать первенца наследником фамилии и титула. И Василию досталась фамилия «Перов», которая была придумана местным дьячком, так как мальчишка еще в детстве виртуозно владел пером.
Однако маленький Вася отлично не только писал, а и пытался рисовать кисточкой. Родители, видя художественный дар сына, особо не перечили ему, хотя Акулине Ивановне все казалось, что художество – дело ненадежное. Тем не менее именно она повезет сына в Москву для поступления в художественное училище.
6
Рипсимэ Айвазян – мать Ивана Айвазовского
Иван Константинович Айвазовский. «Портрет Рипсимэ Айвазян, матери художника». (1849). И. К. Айвазовский.
Мать Айвазовского звали – Рипсиме. Она воспитала шестерых детей. А весь город знал ее как искусную вышивальщицу. Она целыми днями сидела с иголкой в руках и пяльцами, согнувшись над вышиванием.
А маленькому Ивану приходилось помогать своей матери: он относил ее вышивки в богатые дома, где жили толстые, спесивые барыни, которых мальчишка недолюбливал. Ведь из-за их нарядов его мама должна была трудиться и днями и ночами, не покладая рук.
Иван наспех вручал заказчицам их свертки с рукоделием и быстро убегал.
7
Анна Пантелеевна Петрова-Водкина
Анна Пантелеевна Петрова-Водкина. Кузьма Петров-Водкин.
Мать Петрова-Водкина – Анна Пантелеевна работала горничной у местной помещицы, и как-то при удобном случае показала архитектору Мельцеру рисунки своего талантливого сына. Мельцер заинтересовался живописью Кузьмы, а потом и вовсе увез его в Петербург, где дал хорошее художественное образование. К тому же помещица Казарина ежемесячно отправляла юному дарованию по 25 рублей стипендии.
8
Екатерина Прохоровна Кустодиева
Екатерина Прохоровна Кустодиева. Борис Кустодиев.
Мать художника Б. М. Кустодиева – Екатерина Прохоровна (урожденная Смирнова) осталась без мужа в 25 лет с тремя детьми на руках и донашивала четвертого. Екатерине Прохоровне пришлось не сладко, она подрабатывала шитьем и вышиванием, а по праздникам играла на фортепиано в богатых домах, давала уроки музыки чужим детям, чтобы поднять своих и обеспечить их всем необходимым. Мать Кустодиева всегда с благодарностью вспоминала своих родителей, научивших ее всему тому, что дало возможность выжить ее семье в тяжкие времена.
И невзирая на все материальные трудности, она дала своим детям прекрасное воспитание. Екатерина Прохоровна целенаправленно раскрывала таланты своих детей, сама была их первым учителем живописи, так как неплохо рисовала. К тому же все ее дети знали толк в музыке и играли на различных музыкальных инструментах.
9
Людвига Александровна Малевич
Людвига Александровна Малевич. Казимир Малевич.
Мать Казимира Малевича – Людвига Александровна родила 14 детей, но только девятеро из них дожило до зрелого возраста. Именно она, увидев в сыне художественный талант, на его 16-летие подарила первый набор из 54 красок. До того сыну приходилось рисовать чем придется: «…он всегда что-то рисовал. Постоянно толок в ступке то синьку, то дубовую кору. Разводил краски, вязал кисточки из куриных перышек, из ниток… Когда не было бумаги, мог начать «малевать» свои картинки прямо на беленой стене…»
Нужно отметить роль матери Малевича в судьбе еще одного таланта. Это был друг Казимира – Николай Рославец, мальчик из неудачной семьи, мечтавший стать музыкантом. Людвига Александровна по доброте душевной купила ему скрипку, а Николай когда вырос стал дирижером, композитором и педагогом.
10
Мария Пикассо Лопес
Мария Лопес. Пабло Пикассо.
Мать Пабло – Мария Пикассо Лопес. Именно от нее он унаследовал фамилию, с которой вошел в мировую историю искусства. Будущему изобретателю кубизма, когда он написал этот портрет матери, было всего 15 лет! Удивительно, не правда ли?
Пылкая и жизнерадостная донья Мария являлась душой их дома, а маленький Пикассо был точной копией своей матери и властелином ее души. Мария свято верила, что нет в мире ребёнка прекраснее нежели ее сын. «Он был настолько красив, словно ангел и демон одновременно, что от него трудно было отвести взгляд», — говорила она.
Мария сочиняла и рассказывала сыну сказки, которые, по признанию самого художника, пробудили в нем желание к творчеству. Уверенность матери в его непревзойденном таланте передавалась и самому Пикассо. «Если выберешь карьеру военного, то обязательно станешь генералом, а если пойдёшь в монахи, то в будущем станешь Римским папой!» — говорила ему мать.
Беспрекословная вера и невероятная мощь материнской любви сотворили феномен Пабло Пикассо как великого художника.
11
Анна Ван Гог (Корбентус)
Анна Корнелия Карбентус ван Гог. Винсент Ван Гог.
А это мать Ван Гога – Анна. Винсент написал этот портрет для сестры Вильгельмины, которая прислала ему одну из последних фотографий матери с просьбой написать живописную копию.
Существует лишь этот портрет, о котором доподлинно известно, что на нем изображена Анна Ван Гог (Корбентус). С семьей Винсента связывали сложные и неровные взаимоотношения. Несмотря на то, что художник написал множество автопортретов и портретов, члены семьи непонятным образом оказались за пределами его полотен.
12
Людмила Сергеевна Шилова
Мать художника – Людмила Сергеевна. Александр Шилов.
Отец Александра рано умер, а Людмиле Сергеевне троих детей пришлось растить одной.
Она с ними, а также со своей матерью и свекровью жила в крохотной комнатушке, испытывая беспросветную нищету. Людмила Сергеевна работала воспитательницей в детсаду, а бабушки сторожами.
«Стыдно было в 16 лет понимать, что тебя кормят женщины», – не раз потом с горечью вспоминал те тяжелые для их семьи времена художник. Потому и пришлось Александру оставить занятия живописи во Дворце пионеров и пойти работать на предприятие грузчиком.
Он бесконечно ценил то, сколько жизненных сил пришлось отдать его матери, чтобы он стал тем, кем он стал, спустя годы.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/250518/39025/
Источник: https://zefirka.net/2018/05/28/portrety-materej-znamenityx-xudozhnikov/
Мемориальный дом-музей И.Е. Репина, фоторепортаж
Интересный факт о Репине:Репин был очень прогрессивным человеком для современников. В Париже он приобрел фотоаппарат и научившись с ним обращаться активно использовал его в своей работе.При помощи фотоаппарата Репин нарисовал полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года».
Министра внутренних дел Д.С.Сипягина пришлось писать только с фотоснимка, так как вскоре он был убит.
Мемориальный дом-музей И.Е. Репина
Фоторепортаж
Илья Ефимович Репин Великий русский живописец появился на свет 24 июля 1844 года в роду московских стрельцов. Случилось это в городе Чугуеве Харьковской губернии.
За свою большую жизнь (Репин прожил 86 лет) художник достиг очень многого. Репин стал академиком, профессором, очень много писал мемуаров. И самое главное для художника – его работы получили и признание, и славу и популярность.
Чтобы посетить Мемориальный дом-музей нужно приехать в город Чугуев на улицу Розы Люксембург, дом 8. По этому адресу находится маленький дворик с двумя одноэтажными домами. В одном доме со своей семьей Репин жил, а во втором была его мастерская. Жил и работал он тут несколько лет с 1876 года.
Музей очень уютный и камерный. Максимально сохранена не только обстановка репинской эпохи, но и его характер. Экспозиция музея начинается с детских лет художника. Четыре подлинные иконы руки юного Репина покажут задатки таланта будущего художника.
Экспозиция музея настолько разноплановая, что после остаются ощущения, что ты побывал в гостях у старого друга, а не посетил музей.
И накрытый стол в гостиной, и самовар на столике у окна знакомят нас не только с Репиным художником, но и с Репиным человеком. Скромная обстановка в доме и в мастерской говорит нам насколько для Репина важнее в жизни были духовные ценности по сравнению с материальными.
Этот момент очень важен для понимания современным поколением, которое воспринимает творчество и живопись только как разновидность коммерческой деятельности.
Умер Илья Ефимович в 1930 году в небольшом городке Куоккала (Выборгская губерния, Республика Финляндия) оставив после себя великое художественное и творческое наследие не только в виде картин и рисунков, мемуаров, но и в виде своих учеников.
Приятных впечатлений!
Рабочая одежда художника…
Иконы и инструменты для иконописи…
Портрет матери Репина, Татьяны Степановны (1867 год).
- Народная одежда времён эпохи Репина.
- Старший экскурсовод Галина Луженцова.
- Четыре иконы руки юного художника.
- Накрытый гостеприимный стол семьи Репина.
- Самовар.
- Красивый элемент украшения на двери платинного шкафа.
- Это очень интересный предмет — специальное приспособление в виде рогатого жука, установлено у пола возле входной двери для снятия галош.
- Мы переместились в мастерскую Репина.
- Кухонная утварь.
- Кухонная утварь у печки.
Кофейный столик…
- Бюст Репина.
- Памятник Репину находится во дворе Мемориального дома-музея.
Дворик весь засажен красивым цветами…
Путешествие и съёмка фоторепортажа состоялась 10 июня 2007 года.
- Музей Чехова в Сумах (фоторепортаж)
Интересный факт о Репине:В 1995 году Международный Астрономический Союз дал название одному из кратеров планеты Меркурий название «Репин».Ранее именем русского художника был назван астероид 2468.
- Поистине вселенская слава художника!
- Comments:
Источник: http://482ua.com/index.php/interests/2012-05-25-17-39-05/1055-1
Репин Илья Ефимович. Семья. Портреты дочерей, сына и первой жены художника
Вашему вниманию портреты близких и дорогих сердцу художника людей — дочерей Веры, Надежды, Татьяны, сына Юрия и его первой жены Веры Алексеевны, матери его детей, и жанровые картины с их участием.
1879 год был удачным для 35-летнего художника. Позади остались учеба в Академии художеств, получение Большой золотой медали при ее окончании и последующая за ней заграничная пенсионерская поездка.
Вернувшись в Россию художник решает жить с семьей в Москве, благо его друзья по Академии Василий Поленов и Виктор Васнецов тоже обосновались в первопрестольной. Жизнь в Москве — это и более тесные контакты с С.И.Мамонтовым, талантливым предпринимателем и коллекционером.
Подмосковное имение Абрамцево, принадлежащее Савве Ивановичу, гостеприимно принимало всех его друзей-художников. Именно там летом 1879 года и была написана работа, на которой жена Репина Вера Алексеевна с детьми и няней идет по меже.
Репин Илья Ефимович. На меже. В.А. Репина с детьми идет по меже. 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник никогда не позиционировал себя как пейзажиста, но в этой картине органично соединилось жанровое начало и пейзаж. Пленерная свежесть и непосредственность работы с натуры наполняют небольшое полотно радостью в сочетании с лирическим началом.
ВЕРА АЛЕКСЕЕВНА РЕПИНА
Веру Шевцову (1854–1918), свою будущую жену, Репин знал задолго до своей женитьбы. Когда молодой художник появился в доме архитектора Алексея Ивановича Шевцова, домашним показалось, что его интересует их старшая дочь. Но прошли годы, и он посватался именно к младшей – Вере.
Репин И.Е. «Портрет В.А. Шевцовой».1869. Государственный Русский музей.
Репин И.Е. «Портрет В.А. Репиной, жены художника». 1876. Государственный Русский музей.
Отдых. Портрет В.А.Репиной, жены художника. 1882. 143 х 94 холст, масло
Совсем юной Вера Шевцова стала женой художника, к моменту написания «Отдыха» у них было четверо детей. Илья Ефимович умел создавать портрет-картину. В этом исполненном с особой теплотой произведении рассказано и о хрупкости молодой женщины (ей 27 лет), и о ее внутренней стойкости.
Портрет строится на сочетании коричневого, приглушенно вишневого, серого и черного цветов. Он благороден по цвету и сдержан по тону. В картине нет ничего торопливого, нарочитого, небрежного. В отношении к жене здесь проявляется что-то отеческое. В народе говорят: “Любить – значит жалеть”.
Именно такое чувство движет рукой художника. Старшая дочь П.М.Третьякова, Вера Зилоти, очень любила жену Ильи Ефимовича. Ее воспоминания показывают глубину чувств и деликатность «на редкость милой, тонкой и чарующей своей почти детской простотой» Веры Репиной.
«А как она была мила! Она осталась для меня идеалом душевной женственности, идеалом подруги художника!» – писала Вера Павловна Зилоти.
Илья Ефимович Репин (1844-1930). Портрет Веры Репиной, жены художника. 1878г. Частная коллекция. (©Sothebys)
В. А. Репина. Илья Ефимович Репин 1876. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт- Петербург
Илья Репин. Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве ). 1879
ВЕРА ИЛЬИНИЧНА РЕПИНА
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Прежде всего это касается двух его картин — «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892).
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных — Вера Ильинична. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти; свидетельством тому — некоторое несовпадение фона и фигуры.
Стрекоза. Портрет В.И.Репиной, дочери художника. 1884. 111 х 84.4 холст, масло
Стрекоза. Портрет В.И.Репиной, дочери художника. 1884. 111 х 84.4 холст, масло
Художник создал незабываемый образ детства, проникнутый чувством восторга, удивлением перед красотой жизни.
Осенний букет. Портрет В.И.Репиной, дочери художника. 1892. Репин Илья Ефимович
Портрет Веры Репиной был написан в имении Здравнево Витебской губернии, которое художник купил незадолго до этого. Вся семья радовалась приобретению: «своя» земля позволяла проводить здесь больше свободного времени. Ранней осенью 1892 и был написан портрет.
Не обладая великим талантом отца, Вера была достаточно артистична, увлекалась театром, училась пению, пробовала себя в живописи. Картина рассказывает о ее молодости, здоровье, спокойствии. Сам художник отмечал присутствие в картине «чувства жизни, юности и неги». В живописи Репин всегда был виртуозом.
Плотный и сочный мазок уверенно передает фактуру милых сердцу художника полевых цветов, одежды, лужайки. В портрете живет цветовая гармония: кружево воротничка, светлый рюш, украшающий блузку, белые пуговички и такие же цветы – как воспоминание о светлых летних днях.
Неяркое золото деревьев второго плана, «жаркий» цвет берета и красные с охрой цветы букета говорят о том, что осень уже пришла…
Еще два портрета Веры Репиной в детстве
Илья Ефимович Репин. Портрет В. И. Репиной 1886, 134.5×63.5 см • Масло, Холст. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Девочка с букетом (Вера Репина). Илья Ефимович Репин 1878, 61×49. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт- Петербург
НАДЕЖДА ИЛЬИНИЧНА РЕПИНА
На солнце. Портрет Н.И. Репиной, дочери художника.
На солнце. Портрет Н.И. Репиной, дочери художника. 1900. 96 х 68.9, холст, масло
Здесь разрешена достаточно сложная задача: лицо девушки ярко освещено рассеянным, и одновременно с ним, сильным солнечным светом, Репин написал портрет дочери Надежды, изобразив ее на фоне светлой панамы, рисующейся в свою очередь на фоне раскрытого черного зонтика.
Портрет отличается удивительной правдой цветовых отношений, превосходно сгармонированных. Теплые тона лица принимают рефлексы и вместе с тем отделяются от бледно — голубых тонов блузки. Песочная юбка и оливковый пояс девушки связаны с темно — оливковыми тонами опушки соснового леса.
Вместе с тем в картине очень тонко прослежены светотеневые градации и сильно выявлен объем и глубина пространства.
И. Е. Репин. «Портрет Н. И. Репиной», 1895 год. Государственный музей искусств Узбекистана
Портрет Н. И. Репиной. 1896. Илья Ефимович Репин
«Портрет Н.И. Репиной, дочери художника». 1898, 71×57.5 см • Масло, Холст. Художественный музей Атенеум, Хельсинки
И.Е. Репин. Портрет Надежды Ильиничны Репиной, дочери художника, в охотничьем костюме.
В имении Здравнево Витебской губернии был создан портрет дочери Нади; про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»
Надя Репина в детстве
Девочка в розовом (Больная девочка) . Портрет дочери Нади Репиной. 1881. Холст, масло. 66 х 84
В портрете Нади Репиной 1881 года преобладает жанровое начало. Художник с любованием и отцовской теплотой передает облик девочки и очарование безмятежного детства.
ТАТЬЯНА ИЛЬИНИЧНА РЕПИНА
К сожалению, детских портретов Татьяны Репиной найти не удалось.
Самая младшая дочь художника родилась в июле 1880 года, незадолго до этого умерла мама художника – Татьяна Степановна. Именно в честь бабушки малышка и была названа Татьяной.
Семейный портрет. Дочь художника Татьяна с семьей 1905, 87.6×179.7 см • Масло, Холст
После окончания гимназии Татьяна Ильинична училась на Бестужевских курсах. В апреле 1901 года она выходит замуж за молодого военного, поручика Язева.
Молодая семья запечатлена Репиным в 1905 году на полотне, которое названо «Семейный портрет».
На первом плане – две Татьяны: Татьяна Ильинична и трехлетняя Тася (Тасенька); на втором, за столом, – Николай Геннадьевич Язев и его мать; слева, ближе к двери, стоит няня, на руках у нее малышка – это вторая дочка в семье, Любочка.
ЮРИЙ РЕПИН
Юрий — третий ребёнок в семье Ильи Репина и Веры Алексеевны Шевцовой. Родился в Чугуеве в родительском доме художника после его возвращения из длительной поездки за границу. При крещении ребёнку дали греческое имя — Георгий. Юрий пошел по стопам отца — стал художником.
Портрет Ю.И.Репина, сына художника, в детстве. 1882. Государственная Третьяковская Галерея
Илья Ефимович Репин. Портрет Юрия Репина у Неаполитанского залива 1894, 178×92 см • Масло, Холст
- tretyakovgallery.ru
- stoicka.ru
- ilyarepin.ru
chuguev.com.ua
https://gallerix.ru/album/Repin
Источник: https://anabelle215.livejournal.com/77499.html
Илья Репин. Семейные портреты
И. Репин. «Отдых». (1882)
Илья Репин был женат дважды. Первой его женой стала Вера Шевцова, сестра товарища по рисовальной школе и дочь академика архитектуры Алексея Ивановича Шевцова.
У супругов родилось четверо детей, однако семейную жизнь их сложно было назвать счастливой. Слишком разные характеры были у супругов…
Образы членов своей семьи художник запечатлел в серии портретов, написанных в разные годы.
Один из них – портрет Веры Алексеевны под названием «Отдых».
Молодая жена Ильи Репина присела отдохнуть и, кажется, уснула в кресле. Она кажется совсем юной, почти девочкой… Не верится, что перед нами взрослая женщина, жена прославленного живописца и мать четверых детей.
Вот как описывает Веру искусствовед А. Пистунова: «Хороша она была в шестнадцать лет: смоляная тяжёлая коса ниже пояса, светло-карие глаза, детская чёлка над круглым лбом, пряменький нос, изогнутые вверх уголки губ, способность худенькой фигуры как-то уютно примоститься, изогнуться в мягком зелёном кресле».
Совершенно таким же манером изогнулась-примостилась Вера и на этой картине… Маленькой и хрупкой кажется она в старинном малиновом кресле с высокой спинкой и большими подлокотниками. Наряд её почти сливается с обивкой… Этот цвет удививительно подходит Вере, он оттеняет её бледную кожу, накладывает румянец на щеки.
На Вере совсем нет украшений, кроме обручального колечка. Лишь причудливая вышивка на платье да его кружевной воротничок говорят нам, что перед нами и не Вера вовсе, а Вера Алексеевна Репина, жена и мать.
Дочери Веры Алексеевны удивительно похожи на неё. Особенно старшая, Вера, родившаяся спустя девять месяцев после свадьбы.
Илья Репин не единожды изображал дочь, и самый известный ее портрет — «Стрекоза».
И. Репин. «Стрекоза». Портрет В. И. Репиной, дочери художника. (1884)
Мы видим перед собой подвижного и, по-видимому, неугомонного ребёнка. Смотрите, как высоко забралась она…Не каждой девочке это под силу!
На ней просторное платьице и маленькая шляпка. Поначалу мы видим перед собой лишь милую и нарядную девчушку, однако скоро замечаем полуспущенные чулки и понимаем, что перед нами настоящий сорванец. Да уж не убежала ли она и вовсе от своей матери?.. В простор полей, расстилающийся за её спиной, в простор голубеющего позади неба…
Овал лица,форма губ, широкие брови – всем маленькая Вера походит на Веру большую, свою маму. Наверное, та тоже обладала живым характером и так же убегала от своих воспитателей в поля и луга, так же карабкалась куда-то, скакала и прыгала, порхала… Словно настоящая стрекоза.
Илья Репин не случайно написал портрет дочери из положения снизу. Хрупкий мир детства так же далёк от нас, как сидящая на бревнышке Вера. Так далек и так прекрасен… Художник «оторвал» ребенка от земли и помог ему взмыть прямо в воздух… Именно туда, куда устремляются все возвышенные детские мечты.
Спустя восемь лет Илья Репин рисует Веру снова.
И. Репин. «Осенний букет». Портрет В. И. Репиной. (1892)
Перед нами уже не ребёнок, но красивая двадцатилетняя девушка с букетом осенних цветов. Кажется, она пытливо вглядывается в наши лица, готовая улыбнуться, однако что-то сдерживает её.
Быть может, виной тому испортившиеся отношения между родителями, закончившиеся разводом, или же что-то совсем другое. Что может волновать девушку в 20 лет? Что волновало Веру?.. Впрочем, глаза её, столь полные задора в 12 лет, не утратили его и теперь… Они засмеются, эти глаза, стоит только дать им волю.
Вера одета в чёрную кофточку с кружевным воротником и лёгкую струящуюся юбку. Образ, полный задумчивой строгости и в то же время по-девичьи мечтательный. Перед нами уже не ребёнок, но прекрасная молодая женщина.
Другую свою дочь – Надю – Илья Репин запечатлел ранним утром. Девочка лежит в постели, глаза её уже открылись, однако сама она ещё не покинула страну снов и порождаемых ими грёз.
И. Репин. «Портрет Нади Репиной». (1881)
Нежная и хрупкая, утопает она в подушках, и мягкий утренний свет золотит её волосы – такие же кудрявые, как у папы.
Какой же милой и беззащитной кажется нам Надя, когда лежит вот так в своей постельке…Еще тяжелая со сна, но в то же время такая легкая, воздушная.
И снова мы видим перед собой таинственный и хрупкий мир детства, приоткрытый рукой мастера. Илья Репин вложил в этот портрет не только свои отцовские чувства, не одно лишь любование собственным ребёнком… Художник чувствует трепет перед всякой крошечной жизнью – и передаёт его нам. Именно поэтому нам так нравятся его детские портреты.
Спустя много лет художник снова напишет свою дочь. На этот раз перед нами – взрослая, красивая дама.
И. Репин. «На солнце». Портрет Н. И. Репиной. (1900)
За её спиной простирается прогретый солнцем пейзаж, от которого она кокетливо закрывается чёрным зонтиком.
Какой же это легкий и воздушный образ!.. Надя одета в голубую блузу и серую юбку. На талии её мы видим большой бант, другой бант, поменьше, украшает ручку её зонтика… Кокетливая шляпка открывает нам лицо Нади, обрамленное чёрными волнами кудрей: изогнутые брови, румяные щечки, нежно-алые губы…
И снова мы видим, как расцветает на портрете юная женственность. Снова чувствуем, как на нас нисходят те живительные силы, что приносит с собой молодость.
Разрыв в семье Репиных произошёл в 1887 году. Старшие дети (дочери Вера и Надя) остались с отцом, в то время как младшие стали жить с матерью.
В 1900 году Илья Репин женился во второй раз. К тому времени его дочери были уже совсем взрослыми.
- Поставьте ????, если статья показалась Вам интересной.
- Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
- Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван
- Илья Репин. Бурлаки на Волге
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d31524131878200ad1dc4a3/5d7e38afec575b00b30e255a