Портрет льва толстого, репин, 1887

Портрет Льва Толстого, Репин, 1887

Это была многолетняя дружба и одновременно полемика обо всем. Это было взаимное обаяние и влияние и при этом непримиримое расхождение в вопросах искусства, например. 

12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи, 17 иллюстраций к произведениям и 3 гипсовых бюста — столько работ, связанных с Львом Толстым, насчитывают исследователи творчества Репина.

Портрет Льва Толстого, Репин, 1887

Репин и Толстой познакомились в Москве в 1880 году. На тот момент Толстой был уже не только известным писателем, но и находился в состоянии «духовных исканий» и переосмысления ценностей и достижений более ранних лет жизни. Толстой тогда сам пришел в мастерскую к сравнительно молодому художнику. (Толстому было 52, а Репину 36). 

В своих воспоминаниях «Из моих общений с Л. Н. Толстым» Репин писал: «Лев Толстой. Неужели? Так вот он какой! Я хорошо знал только его портрет работы И. Н. Крамского и представлял себе до сих пор, что Лев Толстой очень своеобразный барин, граф, высокого роста, брюнет и не такой большеголовый…»

Портрет Льва Толстого, Репин, 1887

У Репина в памяти отпечаталось, что писатель говорил глубоким, задушевным голосом, читал нравственную проповедь о том, как люди стали равнодушны к ужасам жизни и идут по дороге разврата. 

«На столе уже горела лампа, мрачное и таинственное предвестие дрожало в воздухе. Казалось, мы накануне Страшного суда… Было и ново и жутко…»

Портрет Льва Толстого, Репин, 1887

После встречи Репин вызвался проводить писателя до дома, после чего они почти каждый день встречались на прогулку и много беседовали.

Репин настолько был под впечатлением от всего, что говорил Толстой, он писал, что «не мог после спать, голова шла кругом от его (Толстого) беспощадных приговоров отжившим формам жизни».

Проповедь писателя об отмене смертной казни, вдохновила его на картину — «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых». (По одной из версии, в образе самого Николая — седого бородача с крестами — Репин изобразил именно Толстого)

Портрет Льва Толстого, Репин, 1887

Эта встреча произвела на Репина невероятное впечатление, он писал критику Владимиру Стасову, что чувствовал себя мальчишкой рядом с Толстым и хотел слушать без конца его.

«Боже мой, какая всеобъемлющая душа у этого Толстого! Все, что только родилось, живет, дышит, и вся природа — все это верно отразилось в нем, без малейшей фальши и, прочтенное раз, так и остается перед глазами на всю жизнь… ». 

Портрет Льва Толстого, Репин, 1887

Толстой также высказал свое мнение о картине «Запорожцы», которую писал Репин — писателю показалась она легкомысленной и художник не на шутку расстроился и даже забросил замысел. Однако через некоторое время Репин не смог преодолеть себя дописал картину — и она стала одним из самых знаменитых его шедевров. 

Портрет Льва Толстого, Репин, 1887

Репин часто бывал в доме Льва Толстого в Хамовниках. Но долгое время не писал его портрета, а лишь присматривался, вынашивал в себе образ. Первый портрет написал лишь в 1887, когда приехал в гости к писателю в его имение Ясная Поляна. 

Портрет Льва Толстого, Репин, 1887

Репин пробыл там неделю и создал несколько набросков того, как Толстой работал в кабинете, читал, гулял, общался с крестьянами и вспахивал поле. Репин писал, что в жаркий августовский день, в самое пекло Толстой шесть часов, без отдыха, бороздил сохой черную землю. «У меня в руках был альбомчик, и я, не теряя времени… ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа…» 

Портрет Льва Толстого, Репин, 1887Портрет Льва Толстого, Репин, 1887

Когда коллекционер Павел Третьяков узнал, что Репин поехал в Ясную Поляну, то очень сетовал, что не смог заранее рассказать художнику свои мысли о портрете — оказывается, и он хотел, чтобы фигура писателя была «оставлена потомству во весь рост и непременно на воздухе, летом».

Толстой, ужасно не любивший позировать, все же стойко выдержал написание портрета, и писал очень тепло о Репине своему другу Владимиру Черткову: «У нас — завтра будет неделя — живет Репин и пишет мой портрет — и отнимает у меня время, но я рад и очень полюбил его, он очень хороший и серьезный человек». И в других письмах Толстой писал, как высоко ценит и любит Репина. 

Репин ездил в Ясную Поляну часто и пока общался с Толстым, полностью подпадал под его обаяние, влияние «сильной, гениальной» личности Толстого было на него незыблемо, все его слова художник воспринимал как истину. 

Но по прошествии времени, чары будто исчезали и вдали от Толстого, Репин не испытывал восторга от личности Толстого, напротив, ему становилось жаль этого старика с сохой, который сидит один со свечкой в своем темном кабинете. 

Отношение художника к Толстому резко изменилось, он понял, что это не писатель должен опускаться до уровня крестьян, но наоборот поднимать их до своего. Еще одним камнем преткновения были вопросы искусства. Репин был категорически не согласен с многими высказываниями Толстого.

В одной статье писатель назвал Рафаэля, Вагнера, Шекспира бездарностями, чем очень задел Репина: «Ведь это все равно, если бы нашелся какой-нибудь сорви-голова, который мне сказал бы, что Лев Толстой бездарен и фальшив. Ну что с таким спорить, к чему?!» – писал Репин. 

И все же до конца жизни Толстого, эти две фигуры продолжать дружить и спорить обо всем, а Репин продолжал работать над портретами Толстого и после смерти писателя в 1910. Считает, что именно этот художник создал визуальный образ Толстого, который сейчас присутствует в головах современного человека. 

Выставка «Репин: миф о Толстом» пройдет в Музее Льва Толстого на Пречистенке до 13 октября 2019

Источник: https://ru.rbth.com/watch/348-leo-tolstoy-ilya-repin

Портреты Льва Николаевича Толстого. Часть первая: Иван Николаевич Крамской (1837 — 1887)

Часть вторая: Репин Илья Ефимович (1844 — 1930)

Портрет Льва Толстого, Репин, 1887

1873 Иван Николаевич Крамской 1837−1887Портрет Льва Толстогохолст, масло 103,5 х 77 см

Мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

Читайте также:  Кристиан крог — биография и картины

Написать Толстого, портрет которого так хотел получить Третьяков в свою галерею, Крамской берется в 1873 году, когда летом оказывается с семьей в Козловке-Засеке, в пяти верстах от Ясной Поляны.

В письме от 1 августа, обращаясь к Третьякову с просьбой выслать деньги умирающему в Крыму Васильеву, художник обещает ему в счет этого долга употребить «все старания, чтобы написать портрет графа Толстого».

Однако уговорить писателя позировать было непросто, и Крамской должен был заинтересовать своей личностью человека, в те годы очень далекого от христианского смирения — крутого, властного и даже жесткого: «Описывать Вам мое свидание с ним я не стану, слишком долго: разговор мой продолжался с лишком 2 часа, 4 раза я возвращался к портрету, и все безуспешно; никакие просьбы и аргументы на него не действовали». И все же Толстой согласился позировать, при этом художник должен был написать два портрета — один для Третьякова, другой для семьи писателя.

Они о многом говорили во время сеансов. Смысл их бесед отразился в романе, над которым Толстой работал в те же дни августа 1873 года: и черты облика Крамского, и его характер послужили материалом для образа художника Михайлова в «Анне Карениной».

Изучая Друг друга, они словно обмениваются портретами — эти два мыслителя, беспощадно и трезво подвергавшие анализу всякое жизненное явление, умеющие обнажить суть события или характера.

Портрет Льва Толстого, Репин, 18871873 Иван Николаевич Крамской 1837−1887Портрет Л. Н. Толстого Холст, масло98 х 79,5

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Светотенью, мазком по форме Крамской лепит лицо, не сглаживая грубоватости форм, «разлапистости» широкого носа, не пытаясь спрятать большое оттопыренное ухо. Он словно доверчиво следует за природой, вложившей могучий и тонкий интеллект в грубоватую «мужицкую» оболочку.

И сосредоточивает свое внимание на освещающих лицо глазах: внимательно, но не мелочно обозначает конструкцию глаза, чуть трогает красным и белым слезничок, сложно пишет радужку, высветляя пространство между темным, с острым бликом зрачком и синей каемкой. Создается впечатление острого, пронизывающего взора.

Много позднее В. И.

Немирович-Данченко, вспоминая о первой встрече с Толстым, напишет: «Ну, конечно, впереди всего эти знаменитые орлиные глаза — глаза мудрого и доброго хищника. Самое удивительное в его внешности. Глаза, всякому внушающие мысль, что от них, как ни виртуозничай во лжи, все равно ничего не скроешь. Они проникают в самую глубь души.

В то же время в самой их устремленности и остроте — ничем не сдерживаемая непосредственность. Это не зоркость умного расчета, а наоборот — простодушность в самом прекрасном смысле этого слова». Впервые эти глаза для России написал И. Н. Крамской.

Поочередно работая над двумя портретами, Крамской, может быть, в первый раз, сам не может до конца понять, что возникает, словно само собою рождается под его кистью. В том холсте, который останется в Ясной Поляне, художник воплощает свои непосредственные впечатления от общения с Толстым — великим и все же близким окружающим его людям.

Второй портрет рождается как прозрение, как образ, увиденный теми «духовными очами», о которых писал Ф. М. Достоевский в одной из своих ранних критических статей. «Я сам слишком хорошо его (портрет) знаю, чтобы судить, — пишет художник Третьякову, — чувствую, что он какой-то странный.

Если бы это была не моя вещь, если б я мог его видеть в первый раз, как другие, то, разумеется, что я не затруднился бы приговором, но теперь просто не могу ясно дать себе отчет».

  • Портрет Льва Толстого, Репин, 1887Иван Николаевич Крамской 1837−1887Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. Фрагмент 1873Масло, Холст98 х 79,5
  • Государственная Третьяковская галерея, Москва

В письмах этой поры — почти растерянность автора перед своим творением. Может быть, впервые Крамской получает результат, непредвиденный заранее. Слишком могучим оказалось влияние модели, слишком напряженным общение, не дававшее возможности холодного анализа, захватившее всего художника, вызвавшее порыв такого вдохновения, что кисть работала словно бы сама по себе, не сдерживаемая трезвым контролем рассудка. В творческом горении сплавлялись воедино интуиция и профессиональные навыки, сознание и неосознаваемые движения души, чувство и разум. В итоге на полотне возник образ огромной силы эмоционального воздействия, образ-прозрение, первое изображение человека, при жизни признанного гением не только земли русской, но и всего человечества. От портрета, висящего в зале Третьяковской галереи, в памяти остается ощущение огромной, словно из монолита вырубленной глыбы с буравящими, насквозь пронизывающими глазами. Крамской монументализировал невысокого Толстого, и зрители, знавшие писателя по этому портрету (в их числе Репин), нередко поражались тому, как мало соответствовал сложившийся в их представлении образ писателя первому жизненному впечатлению.

Портрет Льва Толстого, Репин, 18871882 Крамской И. Н.Портрет Л. Н. Толстого

рисунок бумага, карандаш

  1. Нонна Яковлева

Вспоминая о встрече с Толстым весной 1905 года, А. И. Куприн писал: «Помню поразившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микельанджеловского Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях». Но в начале нового века Толстой для всей России был гением мирового значения, и его, по определению В. И. Ленина, «мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника», были осознаны многими людьми отечества. Крамской уже в начале 1870-х годов, закончив работу над портретом и подводя своеобразный итог своим впечатлениям, отлившимся в живописную форму, пишет Репину: «А граф Толстой, которого я писал, интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже. На гения смахивает».В то же время близкие говорили о том, как похож, до иллюзии, портрет: «Смотреть страшно даже» (по словам жены Толстого) Репин также пишет: «Портрет его страшно похож».В этой работе Крамского — вся сущность реалистического социально-психологического портрета: такое отражение главного в характере, что, как говорил Белинский, «вам покажется, что зеркало далеко не так верно повторяет образ вашего знакомого, как этот портрет, потому что это будет уже не только портрет, но и художественное произведение, в котором схвачено не одно внешнее сходство, но вся душа оригинала».

Читайте также:  Музей самоваров, тула, россия

Портрет Льва Толстого, Репин, 1887Крамской Иван Николаевич (1837 — 1887)Автопортрет 1874Холст, масло

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Письма И. Н. Крамского к П. М. Третьякову

  • 5 сентября 1873 г.Козловка-Засека
  • 15 сентября 1873 г.Козловка-Засека

Граф Лев Николаевич Толстой приехал, я с ним видался и завтра начну портрет. Описывать Вам мое с ним свиданье я не стану, слишком долго — разговор мой продолжался с лишком два часа, четыре раза я возвращался к портрету, и все безуспешно; никакие просьбы и аргументы на него не действовали, наконец я начал делать уступки всевозможные и дошел в этом до крайних пределов. Одним из последних аргументов с моей стороны был следующий: «Я слишком уважаю причины, по которым ваше сиятельство отказываете в сеансах, чтобы дальше настаивать, и, разумеется, должен буду навсегда отказаться от надежды написать портрет, но ведь портрет Ваш должен быть и будет в галерее». — «Как так?» — «Очень просто, я, разумеется, его не напишу, и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно». Он задумался, но все-таки отказал, хотя нерешительно. Чтобы, наконец, кончить, я начал ему делать уступки и дошел до следующих условий, на которые он и согласился: во-первых, портрет будет написан, и если почему-нибудь он ему не понравится, будет уничтожен, затем время поступления его в галерею Вашу будет зависеть от воли графа, хотя и считается собственностью Вашею. Последнее обстоятельство было настолько уже безобидно для него, что он как бы сконфузился даже и должен был согласиться. А затем оказалось из дальнейшего разговора, что он бы хотел иметь портрет и для своих детей, только не знал, как это сделать, и спрашивал о копии и о согласии наконец впоследствии сделать ее, то есть копию, которую и отдать Вам; чтобы не дать ему сделать отступление, я поспешил ему доказать, что копии точной нечего и думать получить, хотя бы и от автора, а что единственный исход из этого, это написать с натуры два раза совершенно самостоятельно, и уж от него будет зависеть, который оставить ему у себя и который поступит к Вам. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра, то есть в четверг. Об исходе дела я и тороплюсь сообщить Вам, а затем надеюсь, что портрет его, хотя и будет им задержан, но не надолго — так как не будет причины ему удерживать его у себя. Не знаю, что выйдет, но постараюсь, написать его мне хочется.Многоуважаемый Павел Михайлович!Я очень хорошо понимал, что сделать один портрет графа Толстого, с тем чтобы копию для Вас, или оставить оригинал у графа на неопределенное время, значит сделать дело вполовину. Я знаю, что Вам копии не нужно, и до этого я бы не допустил, самое неприятное, хотя еще и возможное, — это сделать портрет и оставить его у графа с тем, чтобы он считался Вашей собственностью и что поступит он к Вам в галерею, когда заблагорассудится Толстому; как я Вам и писал; но прошу Вас успокоиться, даже и этого не будет, так как я пишу разом два, один побольше, другой поменьше. Я постараюсь, разумеется, никого не обидеть, и если мне не удастся уже сделать оба портрета одинакового достоинства, то ручаюсь Вам за то, что лучший будет Ваш. Если же, сверх ожидания, выбор будет затруднителен или я встречу со стороны графа какое-либо посягательство, то постараюсь выговорить условия такого рода, чтобы выбор был представлен Вам лично.Не удивляйтесь, что я пишу так уверенно, это происходит оттого, что я, начавши работать и более ознакомившись с графом, вижу, что и он чувствует себя как бы обязанным не стеснять меня выбором. Все это было видно из разговоров, так, например, после третьего сеанса он и жена его были довольны портретом, на следующий раз я привожу другой холст и начинаю новый, больший, а тому даю время сохнуть. Когда и этот портрет был поставлен на ноги, графиня говорит мне — лучше этого, второго, сделать нельзя, то же говорит и граф, прибавляя, что ему будет совестно оставить этот лучший у себя. Я молчу, представляя себе говорить впоследствии, а на этот раз ограничиваюсь замечанием, что надо оба портрета сделать так, чтобы выбор был затруднителен, и принимаюсь за прежний. Граф изъявляет сомнение, чтобы его можно сделать так же, но я продолжаю работать, и вчера наконец мне удалось и первый поправить настолько, что он, по общему их отзыву, стал лучше второго. Не знаю, который из них будет лучший, но, как видите, я не преувеличиваю своих ожиданий.Оба портрета далеко, очень далеко, не кончены ни в сходстве, ни в живописи, они только решительно подмалеваны, и относительно типа, т. е. общего сходства, я обеспечен в обоих. Вот и все, что мною сделано, в чем и даю Вам отчет. Теперь идет перерыв на неделю, так как граф уехал на охоту. https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post450260180/diletant.media

  • «Если я не умру молодой, я надеюсь остаться в памяти людей как великая художница, но если я умру молодой, я хотела бы издать свой дневник,…
  • 1884. Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Фёдоровна с приближёнными в крестьянских костюмах в Архангельском…
  • Доходный дом Перцовой на Пречистенской набережной в Москве. Дом Перцовой на углу Пречистенской набережной и Соймоновского проезда…
  • Тем, кто был до конца верноподданным, Кто пожертвовал честно собой, Чьи тела все штыками изодраны, Души чистыя, Ты упокой…
  • АЛЕКСАНДР ПУШКИН Ксавье де Местр (1763-1852) Пушкин-ребёнок 1800 — 1802 масло на металлической пластине Необычная внешность…
  • ГИМНАЗИСТКИ Я сегодня всю ночь не усну От волшебного майского гула! Я тихонько чулки натянула И скользнула к окну.…
  • Источник: http://parker-111.livejournal.com/528702.html Матрёна Распутина — дочь Григория Распутина Матрена Григорьевна Распутина была…
  • Источник — englishrussia.com Автором фото, как указано, является вот кто — Murray Howe — Фото подписаны 1909-м годом, по большей части,…
  • На месте нынешнего дворца в начале 18 века находилась небольшая усадьба племянницы Петра Великого – царевны Прасковьи, которая в 1726 году…
Читайте также:  Мадонна конестабиле, рафаэль санти - описание картины

Источник: https://pravoslavnaa.livejournal.com/762696.html

Сочинение-описание по картине Портрет Л.Н. Толстого Репина

Портрет, всем известного русского писателя, Льва Николаевича Толстого, Репин написал где-то в конце лета 1887 года. Портрет был, написал Ильей Ефимовичем в имении Толстого в Ясной поляне.

Несмотря на то что взгляды Репина и Толстого очень сильно расходились, художник очень уважительно относился к поэту. Их дружба, была очень крепкой и продолжалась очень длительное время.

Портрет Льва Толстого был одним из лучших творений из его очень большой коллекции художника. Даже сам художник считал эту картину одной из самой лучшей.

Автору этой картины очень реалистично получилось изобразить писателя, портрет получился просто великолепным. Смотря на нее возникает ощущение что поэт оживает. Изображение как будто раскрывает все частички души Л. Н. Толстого, открывая для зрителей новые стороны души, этого великого писателя.

Многие критики говорили об этой картине, что так можно было описать только человека, которого ты давно знаешь, ценишь и понимаешь все его мысли и чувства. Даже старинное кресло обрисованное на портрете, кажется очень необычным. Художнику удалось нарисовать портрет Толстого очень красиво, поэт выглядит на нем очень величественно.

Л. Н. Толстой был описан художником, в кресле, в левой руке у него была книга, а правой он облокотился на то самое необычное кресло, к которому многие критики уделяют большое внимание.

Одежда на нем была темного цвета, именно поэтом на первый взгляд, она похожа на рясу священника. Глядя на портрет, писатель кажется задумчивым, и смотрящему невольно приходят в голову различные мысли.

Кажется, что писатель очень серьезно над чем то размышляет, и рассматривая картину хочется узнать о чем он так задумался.

Толстой был описан очень интересно, если пристально взглянуть ему в глаза, то возникает ощущение что поэт, своим смотрит прямо в душу, и своим пронзительным взглядом может прочитать мысли человека.

Репин этим портретом хотел передать зрителю, всю значимость этого великого поэта. Он хотел выразить свое уважение, и описав его портрет многие читатели его произведений, узнали в нем великого человека.

Первая картина, которая была посвящена одному из величайших писателей, самому художнику не понравилась. Поэтому он ее перерисовал, и только после всех изменений, которые так не устраивали Репина, портрет был закончен и подарен супруге Толстого Софье.

Репину удалось превосходно описать портрет этого великого писателя, показав всю рацию и величие Льва Николаевича.

Вариант 2

На данной картине изображён великий писатель все времён и народов! Его зовут Лев Николаевич Толстой. Именно этот человек выпустил за свою долгую и продолжительную жизнь, множество полезных и поучительных книг. Именно книги Льва Николаевича Толстого дарят читателю не то, что важные знания. А даже очень поучительные.

Его книги можно было не только читать, но так же учиться по ним. Искать в них что-то новое, записывать различные идеи и цитаты. У Толстого есть замечательный портрет, который выполнен очень качественно, мы даже можем разглядеть все детали на лице Толстого, походу его рисовал очень хороший художник. А точнее его рисовал Илья Ефимович Репин.

Портрет получился очень качественным и харизматичным.

Кому интересна история данной картины, то могу рассказать. Результат, который получил художник, мягко говоря, его не впечатлил. И он несколько раз перерисовывал картину, доводя её до абсолютного идеала. Данная картина была оставлена у жены Толстого, так как сам Толстой отказался от неё по некоторым фактам.

На картине видео нам всем Лев Николаевич толстой. Данная картина не вызывает ощущения присутствия данного человека. Ведь взгляд самого Льва Толстого направлен вдаль. Он смотрит и видит свои новые идеи и возможности, он так сказать не с нами. Он находится где-то отдалённо от нас, в своих мыслях и так сказать в своём собственном мире. Его взгляд очень грубый и серьёзный.

В руках он держит книгу. Возможно, это его новое произведение. А может быть, это его блокнот с записями и набросками текстов. Лев сидит в чёрном кресле, в очень старом кресле. Фон картины зеленоватого цвета. Очень жаль, что мы не можем увидеть, то, что написано в книги.

Ибо там совершенно не чего не разобрать, и эти отрывки останутся только в голове Толстого.  Поза писателя очень спокойная и блаженная. Лицо блестит на свету. Видятся даже морщины на лице, ибо картина очень хорошо детализирована.

На лбу много морщин, губы сжаты, а так же его восхитительная борода, так прям и украшает его физиономию и картину в целом.

Книга открыта ради того, что он продумывает фрагменты своих текстов. Она очень хорошо входит в данную картину, ибо она добавляет такую некую загадочность и уникальность.

Другие темы:

← Стрекоза↑ РепинПушкин на лицейском экзамене →

`

Источник: http://SuperSochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/repin/portret-l-n-tolstogo-opisanie

Ссылка на основную публикацию