1
Первый слайд презентации
ТЕОДОР ЖЕРИКО
Год рождения: 26 сентября 1791
Дата смерти: 26 января 1824
Страна: Франция
2
Слайд 2
Жерико Теодор (1791–1824), французский живописец и график.
Сохранив присущее искусству классицизма тяготение к обобщенно-героизированным образам, Жерико первым во французской живописи выразил свойственное романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к воплощению драматических явлений современности и сильных страстей.
3
Слайд 3
Теодор Жерико
Теодор Жерико родился в семье зажиточных буржуа. Отец имел несколько табачных плантаций на юге Франции, мать происходила из весьма уважаемого купеческого рода. Детство мальчика прошло во времена Великой революции, которая чудесным образом не затронула его семью.
С юности Теодор отличался двумя страстями — лошади и рисование. Хороший тон требовал, чтобы отпрыск известной фамилии получил хорошее образование и послужил отечеству. Закончив престижный колледж, Жерико поступает на военную службу, в мушкетеры.
К этому времени революционные идеи несколько потрепались и потеряли свой бунтарский смысл. Франция из республики превратилась в империю, а империя, как известно, требует имперского стиля в искусстве.
Тяжеловесный, неповоротливый и богатый стиль Ампир никак не мог прийтись по вкусу молодому человеку, получившему основы живописного мастерства у таких известных художников, как Верне и Герен, верных старым заветам великих фламандцев и голландцев.
4
Слайд 4
Молодой мушкетер пишет свои первые работы, как и ожидается, на батальные сцены. Этот период творчества оставил нам множество рисунков и эскизов, изображающих любимых мастером лошадей.
В течение 5 лет (1810-1815) художник старательно копирует работы Рубенса, Рембрандта, Тициана.
Все это время он пытается постичь тайны мастеров прошлого и найти собственную манеру. Важную роль в жизни Жерико сыграла поездка в Италию.
В отличие от Франции, в этой стране живописные традиции непрерывно развивались на протяжении 6 веков, а вся остальная Европа зачастую перенимала все то, что рождалось в Италии.
5
Слайд 5
Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн, выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона.
«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812
«Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814
6
Слайд 6
В 1812 году французы воспринимали войну, как нечто романтическое, справедливое и необходимое Европе, застывшей в своих традициях, препятствующих развитию общества.
Гордясь своим неспокойным императором-корсиканцем, поэты слагали стихи, художники писали батальные картины. Увлекся героикой войны и молодой Жерико.
Лихой всадник на полотне не позирует, а сражается: стремительная диагональ композиции уносит его вглубь картины, в сизо-багровое пекло боя.
7
Слайд 7
Среди деталей многие отмечают шкуру леопарда, которая покрывает седло наездника. С одной стороны, шкура убитого хищника подчеркивает мужество и силу героя картины, с другой стороны, деталь абсолютно гармонична с некой умиротворенностью гвардейца, для которого война — это великая миссия освобождения мира от несправедливости и окостеневших традиций.
Зритель видит перед собой того, кто несет свободу и достоинство.
Работа наполнена энергией и динамикой. Зритель в восторге от благородного, спокойного, даже умиротворенного лица гвардейца на фоне битвы.
Богатый колорит картины, мастерски созданный образ всадника-воина, боевой лошади, все это позволяет искусствоведам считать именно эту работу первой в новом для Европы направлении — романтизме.
8
Слайд 8
Успех первой картины Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку») был омрачён известием о разгроме армии Наполеона Бонапарта в России.
Чувства французов, познавших горечь поражения, отразила новая картина молодого художника — «Раненый кирасир, покидающий поле боя».
Французский историк Жюль Мишле писал, что Теодор Жерико создал «как бы эпитафию солдату 1814 года.
9
Слайд 9
После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным
«Бег свободных лошадей в Риме», 1817
10
Слайд 10
Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов, а истинный гуманизм Теодора Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных
Портрет сумасшедшей,
1822
Безумие интересовало многих художников. Картина относится к позднему периоду творчества художника. Предчувствие скорой смерти тяготило его.
Портрет безумной женщины — результат этого предчувствия.
11
Слайд 11
По своей сути, психическое заболевание — это духовная смерть человека.
Перед зрителем старая женщина, давно уже потерявшая способность реально воспринимать окружающий мир. Иллюзии — ее реальность.
Больничный наряд, желтоватая, безжизненная кожа обтягивает удлиненный череп. Лихорадочный румянец подчеркивает безумие в потухших, равнодушных глазах героини. Губы растянуты в полуулыбку.
Все вместе — образ несчастной, потерявшей рассудок.
12
Слайд 12
Что же привлекло художника-романтика в образе несчастной обитательницы клиники для душевнобольных? Несомненно, это страх перед безумием, страх перед неизвестным и необъяснимым.
Автор с нескрываемом сочувствием относится к своей героине, завороженный ее измененным состоянием, он дает возможность зрителю задуматься о хрупкой грани, которая отделяет любого человека от безумия.
Исследователи полагают, что картину можно считать частью более масштабного замысла художника, который он так и не успел воплотить в жизнь.
Возможно, интерес мастера к обитателям сумасшедшего дома — результат изучения английской живописи, в которой подобные сюжеты были распространены.
Сумасшедшая. Азарт (1822)
13
Слайд 13
Портрет клептомана
Сумасшедший, воображающий себя полководцем
14
Слайд 14
Одна из центральных в творчестве Жерико работ — картина “Плот «Медузы»” (1818–1819, Лувр, Париж) — написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Придавая частному событию глубокий символический и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение.
15
Слайд 15
16
Слайд 16
При кораблекрушении из 140 человек экипажа спаслись только 15. Они сумели высадиться на плот, и их 12 дней носило по морю, пока спасенных не подобрал бриг «Аргус». Как утверждали многие, катастрофа произошла по вине капитана, который был взят на судно по протекции.
На огромном полотне изображены люди на плоту, только что заметившие на горизонте корабль.
Они ведут себя по-разному. Некоторые уже сошли с ума и никак не реагируют на это событие, другие полумертвы от усталости. Но есть и те, кто с надеждой всматривается в даль горизонта. Жерико выбрал верхнюю точку обзора. Это позволило ему разместить всех персонажей на переднем плане.
Контраст лежащих без сил фигур и фигур, подающих сигналы кораблю, создает динамику картины.
17
Слайд 17
Цветовая гамма картины очень сурова и мрачна, лишь изредка кое-где появляются пятна яркого света. Сам стиль изображения, точность и скульптурность в прорисовке человеческих тел говорят о том, что работа выполнена в художественной манере классицизма.
Однако сюжет картины – современный и весьма конфликтный – позволяет отнести это произведение к числу шедевров романтизма. Впервые художником были показаны динамично сменяющиеся психологические состояния людей, бурный драматический конфликт со стихией.
На картине есть портретные изображения действительных участников событий – врача Савиньи и инженера Корреара. Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины.
18
Слайд 18
Общественный резонанс, вызванный появлением данной работы, был очень велик. Дело в том, что многие восприняли ее как политический протест против существующих порядков.
Упор делался на то, что капитан «Медузы» был принят на судно по чьей-то протекции, следовательно, в случившейся катастрофе были повинны взяточничество и коррупция.
Именно из-за этого картина была принята критикой довольно сдержанно и не была приобретена государством.
После окончания работы над картиной Теодор Жерико совершил путешествие в Англию, где его полотно имело огромный успех.
19
Слайд 19
Скачки в Эпсоме, Теодор Жерико, 1821
20
Слайд 20
Лошади были страстью основоположника романтизма в живописи. Стоит только взглянуть на его работы, чтобы понять, насколько художник был влюблен в этих животных, с каким искренним восхищением изображал их.
Картина стала результатом поездки Жерико в Англию, где он познакомился с работами коллег, а также побывал на скачках.
Многие исследователи отмечают необъяснимо тревожный фон работы, сюжет которой не содержит ничего тревожного.
Движение… Так одним словом можно охарактеризовать эту работу.
Скаковые кони несутся, подхваченные состязательным вихрем, не касаясь земли. Наездники в работе лишь оживляют второй план, все внимание зрителя художник приковывает к лошадям. Точный рисунок, блестящее умение передать напряжение и динамику пространства, яркие и насыщенные тона.
Художник передает мир глазами наездника. У зрителя складывается впечатление, что летящие кони так и не приземлятся, а продолжат свой стремительный полет.
21
Последний слайд презентации: ТЕОДОР ЖЕРИКО
Год рождения: 26 сентября 1791
Дата смерти: 26 января
Тревожное и предгрозовое небо в работе — как предчувствие несчастья. Многие отмечают, что за год до своей смерти мастер часто обращается к теме грозового ненастного неба. Предвидел беду?
Наслаждаясь известностью и множеством заказов, Жерико приступает к работе, которая была им задумана еще в 1812 году.
Романтик, гражданин и творческий человек, художник собирался написать монументальную работу на тему отступления французских войск из России. Был известен сюжет, разрабатывалась композиция, искались прототипы среди солдат. Трагическая случайность прервала жизнь мастера.
В 1824 году, во время обычной для Жерико тренировки в верховой езде, он упал с лошади. Удар пришелся на висок.
Наследием мастера стали несколько психологических портретов, батальные картины, несколько жанровых работ, несколько незаконченных скульптур и огромное количество рисунков и набросков, в каждом из которых можно увидеть гениальные задумки мастера, которые так и остались незавершенными.
Источник: https://slide-share.ru/teodor-zherikogod-rozhdeniya-26-sentyabrya-1791data-smerti-26-yanvarya-252968
Музей изящных искусств. Гент
В начале 1680-х мастер перебрался в Лондон. Его сатирические изображения действительности неоднократно приводили к конфликту с английским королем Карлом II. Стилистически работы живописца чрезвычайно трудно отличить от картин его сына, Эгберта Ясперса ван Хемскерка.
Альберт Якобс Кейп (1620–1691) Петух и курицы Вторая половина XVII века. Дерево, масло. 48×45,1
Голландский живописец, график и гравер Альберт Якобс Кейп родился в городе Дордрехт в семье художника-портретиста Якоба Герритца Кейпа. Под его руководством он вскоре стал одним из самых значительных пейзажистов «Золотого века» нидерландской живописи.
Однако сначала отец и сын работали совместно, один создавал портреты, а другой дополнял их природным фоном. Около 1645 Кейп стал развивать свой собственный стиль, который характеризовался богатой цветовой палитрой и наполненной светом атмосферой.
Этот особенный свет, не слишком свойственный голландским живописцам, он приобрел под влиянием пейзажей итальянских мастеров, хотя сам никогда не бывал на юге.
Помимо итальянизирующих пейзажей художник также писал натюрморты, портреты, мифологические и библейские сцены, но особого мастерства достиг в изображении различных животных.
На представленной картине домашние птицы максимально приближены к зрителю. Живописец создал как бы групповой портрет пернатых созданий, продумал их позы и место в композиции. Он любуется оперением важного петуха на первом плане и примостившихся рядом кур, вырисовывая каждое перышко так, как будто пишет изысканные костюмы и аксессуары знати. Каждая из изображенных птиц индивидуальна.
Корнелис де Хем (1631–1695) Натюрморт с цветами и фруктами 1670. Холст, масло. 55,8×73,5
Яркий представитель голландско-фламандской барочной живописи Корнелис де Хем обучался у своего отца, художника Яна Давида де Хема. Корнелис де Хем много работал в Лейдене и Гааге, состоял в гильдии живописцев Антверпена. Его прекрасные пышные, репрезентативные натюрморты с фруктами, цветами и музыкальными инструментами хранятся во многих европейских музейных собраниях.
Зрителя поражают удивительная достоверность и тщательность в изображении каждой детали этого сбалансированного роскошного натюрморта. На контрастном темном фоне натуралистично написаны свежие и сочные персики, виноград, благоухают ароматные цветы.
Но художник включает в композицию и увядающие листья, намекая на быстротечность жизни и земных радостей. Эта работа имеет также религиозный и морализаторский смысл. Колосья пшеницы, гроздья винограда и бокал вина — символы жертвы Христа и Евхаристии.
Апельсин заменяет здесь яблоко, выступая в качестве обозначения первородного греха. Цветы также соотносятся с культом Богоматери и называются цветами Девы Марии. Де Хем помещает в натюрморт пару незаметных на первый взгляд персонажей — маленьких улиток, ползущих в разные стороны по ветке лозы.
Улитка — противоречивый символ, она считалась олицетворением стойкости, но в то же время лени и греха, иногда отождествлялась со злыми силами и праздностью.
Сэр Джошуа Рейнолдс (1723–1792) Спящая девушка Конец XVIII века. Холст, масло. 76,4×63,4
В собрании гентского Музея изящных искусств английская школа живописи XVIII века представлена одним произведением. «Спящую девушку» Джошуа Рейнолдса нельзя назвать портретом, скорее, это штудия для исторического полотна, вылившаяся в законченную картину.
Название работы и несколько театральный костюм модели навевают мысли о мифологическом или сказочном сюжете. Возможно, художник вдохновился такими литературными произведениями, как «Сон в летнюю ночь» Вильяма Шекспира или «Спящая красавица» Шарля Перро.
Кто эта погруженная в сон прекрасная незнакомка — земное существо или волшебное создание, — зрителю остается только гадать.
Магическое ощущение и очарование придает произведению светотеневой контраст, будто живописец запечатлел момент, когда спящую девушку обнаружил принц или возлюбленный и огнем факела осветил ее фигуру, выхватив из ночного мрака, которому она так долго принадлежала.
Искусство XIX–XX веков
Анри Эвенпул. Испанец в Париже. 1899
Жан-Луи-Теодор Жерико (1791–1824) Портрет клептомана 1820–1824. Холст, масло. 61,2×50,1
«Портрет клептомана» входит в серию, состоящую из десяти портретов умалишенных, созданных Теодором Жерико для своего друга, доктора Жорже, автора трактата «О безумии», выступавшего за изучение поведения душевнобольных. Картины должны были служить своеобразным учебным пособием, иллюстрацией для студентов, помогая им выявлять определенные черты во внешности больных и использовать полученные знания на практике.
Жерико попытался объективно показать лицо пациента: из глубоких впадин пустые глаза рассеянно устремлены вперед, но в то же время отображают процесс внутреннего брожения поглощающей его страсти.
Облик мужчины неопрятен: неряшливая одежда существует отдельно от исхудавшего тела, торчащие космами волосы, редкая, плохо подстриженная борода усугубляют впечатление общей тревожности и нервозности образа. Губы клептомана плотно сжаты, кажется, что он замкнулся в себе, обдумывая новую кражу.
Одичалый облик не внушает ни страха, ни жалости, скорее, художник стремится возбудить в зрителях научный интерес к этому отклонению от психических норм. Автор, сам переживший тяжелое нервное расстройство, был далек от мысли презирать или бояться больных.
Йозеф Франсуа Дюк (1762–1829) Портрет Колетт Версавель, супруги Исаака Йозефа де Мейера 1822. Холст, масло. 145,5×109,5
Фламандский исторический живописец и портретист Йозеф Франсуа Дюк принадлежал к бельгийской школе неоклассицизма. После обучения в Париже и Риме в 1815 он возвратился в Брюгге и вскоре был назначен директором Академии художеств и придворным живописцем короля Вилема I.
Рассматриваемое полотно — парное к изображению Исаака Йозефа де Мейера — офицера и главного врача голландской армии, имевшего высокий социальный статус и занимавшего важный общественный пост. Данный портрет его супруги Колетт Версавель более поэтический и камерный.
Женщина стоит во внутреннем дворике с колоннами и фонтаном, напоминающем итальянский, в ее правой руке кувшин для воды, что символически говорит о ней как о заботливой жене и хранительнице домашнего очага.
Стоит обратить внимание на платье, сшитое по последней парижской моде, и тщательно выписанные художником детали костюма (чувствуется влияние французского живописца Жана Огюста Доминика Энгра).
Портрет казался бы спокойным и даже блеклым, но кроваво-красная шаль с затейливой каймой «турецкий огурец» становится ярким цветовым акцентом.
Франсуа Йозеф Навез (1787–1869) Нимфа Салмакида и Гермафродит 1829. Холст, масло. 194×148
Франсуа Йозеф Навез, бельгийский художник, представитель неоклассицизма в живописи, писал портреты в стиле французского мастера Жана Огюста Доменика Энгра и величественные произведения на исторические темы. Мифологические сцены редко встречались в его творчестве.
Сюжет картины основан на одной из глав «Метаморфоз» Овидия. Прекрасный юноша Гермафродит, сын Гермеса и Афродиты, путешествовал по родной Карии, его увидела нимфа Салмакида и с первого взгляда влюбилась в него.
Когда герой купался в источнике, в котором жила Салмакида, она прильнула к нему и обратилась к богам с просьбой навеки соединить их. Олимпийцы выполнили ее желание, и они слились в одно целое.
С тех пор гермафродитами стали называть двуполые тела.
Мастер изображает нимфу и объект ее любви незадолго до превращения. Сдержанный жест юноши и страстные объятия увлеченной нимфы представляют собой подобие элегантных балетных поз. Он выстраивает нагие тела по всем канонам классицизма, представляя зрителю идеальные фигуры полубожественных созданий.
Легенда о Гермафродите была излюбленной темой не только живописцев, но также скульпторов и поэтов.
Пьер Франсуа (Питер Франс) де Нотр (Нотер) (1779–1843) Вид на церковь Святого Бавона с улицы Рип в Генте 1831. Дерево, масло. 53×62,5
Бельгийский живописец XIX века Пьер Франсуа де Нотр очень любил изображать городские пейзажи. Он писал виды Антверпена и Мехелена, бывал в Брюгге, но особенно его привлекал Гент, где художник жил с 1810.
Данная картина сродни современной фотографии, точно фиксирующей для будущих поколений топографию определенного места. Ценность подобного живописного изображения становится очевидной при сопоставлении с современным видом на церковь Святого Бавона и прилегающей к ней площади. Ее застроили во второй половине XIX века, и вид, открывавшийся когда-то взору художника, был безнадежно утерян.
Источник: https://nemaloknig.com/read-314563/?page=6
Книга: Музей изящных искусств. Гент
рефлексы контрастно подчеркивают выразительные жесты персонажей.
Один из апостолов, в центре полотна, имеет черты Абрахама Графеуса.
Он был официальным гонцом гильдии Святого Луки в Антверпене — должность почетная, но для современного человека не очень понятная.
Выразительное лицо Графеуса привлекало своей характерностью многих живописцев, в том числе Корнелия де Воса и Ван Дейка, но особенно им восхищался Йорданс, сделавший с него много этюдов. Один из них также находится в Музее.
Эгберт ван Хемскерк I (1634/1635-1704) Хирурги и брадобреи XVII век. Масло на дереве. 39,9×52,3
Эгберт ван Хемскерк I — уроженец города Гарлема, живописец золотого века нидерландского искусства. Его родной отец был дантистом, а отчим — торговцем картинами. Произведения Ван Хемскерка — это изображения обычных современников, завсегдатаев кабачков и таверн, решенные в сатирической форме.
Брадобреи и врачи особенно часто высмеивались в искусстве XVII столетия, к ним относились как к шарлатанам, выманивающим деньги у простого люда. Интересно, что до середины XVI века парикмахерам и цирюльникам разрешалось заниматься также хирургией и зубоврачебной практикой.
Судя по этой картине, введенный запрет на совмещение профессий в Нидерландах не был воспринят серьезно.
Помещение переполнено людьми, на первом плане врач обрабатывает рану на лице хорошо погулявшего накануне парня, рядом женщина самостоятельно перевязывает свою поврежденную руку, на скамейке расположились убогие калеки, костыль одного из них валяется неподалеку. За ширмой пациенту вырывают зуб. Очаровательна и непосредственна девочка в переднике на первом плане слева, удивленно наблюдающая за действиями врача.
В начале 1680-х мастер перебрался в Лондон. Его сатирические изображения действительности неоднократно приводили к конфликту с английским королем Карлом II. Стилистически работы живописца чрезвычайно трудно отличить от картин его сына, Эгберта Ясперса ван Хемскерка.
Альберт Якобс Кейп (1620–1691) Петух и курицы Вторая половина XVII века. Дерево, масло. 48×45,1
Голландский живописец, график и гравер Альберт Якобс Кейп родился в городе Дордрехт в семье художника-портретиста Якоба Герритца Кейпа. Под его руководством он вскоре стал одним из самых значительных пейзажистов «Золотого века» нидерландской живописи.
Однако сначала отец и сын работали совместно, один создавал портреты, а другой дополнял их природным фоном. Около 1645 Кейп стал развивать свой собственный стиль, который характеризовался богатой цветовой палитрой и наполненной светом атмосферой.
Этот особенный свет, не слишком свойственный голландским живописцам, он приобрел под влиянием пейзажей итальянских мастеров, хотя сам никогда не бывал на юге.
Помимо итальянизирующих пейзажей художник также писал натюрморты, портреты, мифологические и библейские сцены, но особого мастерства достиг в изображении различных животных.
На представленной картине домашние птицы максимально приближены к зрителю. Живописец создал как бы групповой портрет пернатых созданий, продумал их позы и место в композиции. Он любуется оперением важного петуха на первом плане и примостившихся рядом кур, вырисовывая каждое перышко так, как будто пишет изысканные костюмы и аксессуары знати. Каждая из изображенных птиц индивидуальна.
Корнелис де Хем (1631–1695) Натюрморт с цветами и фруктами 1670. Холст, масло. 55,8×73,5
Яркий представитель голландско-фламандской барочной живописи Корнелис де Хем обучался у своего отца, художника Яна Давида де Хема. Корнелис де Хем много работал в Лейдене и Гааге, состоял в гильдии живописцев Антверпена. Его прекрасные пышные, репрезентативные натюрморты с фруктами, цветами и музыкальными инструментами хранятся во многих европейских музейных собраниях.
Зрителя поражают удивительная достоверность и тщательность в изображении каждой детали этого сбалансированного роскошного натюрморта. На контрастном темном фоне натуралистично написаны свежие и сочные персики, виноград, благоухают ароматные цветы.
Но художник включает в композицию и увядающие листья, намекая на быстротечность жизни и земных радостей. Эта работа имеет также религиозный и морализаторский смысл. Колосья пшеницы, гроздья винограда и бокал вина — символы жертвы Христа и Евхаристии.
Апельсин заменяет здесь яблоко, выступая в качестве обозначения первородного греха. Цветы также соотносятся с культом Богоматери и называются цветами Девы Марии. Де Хем помещает в натюрморт пару незаметных на первый взгляд персонажей — маленьких улиток, ползущих в разные стороны по ветке лозы.
Улитка — противоречивый символ, она считалась олицетворением стойкости, но в то же время лени и греха, иногда отождествлялась со злыми силами и праздностью.
Сэр Джошуа Рейнолдс (1723–1792) Спящая девушка Конец XVIII века. Холст, масло. 76,4×63,4
В собрании гентского Музея изящных искусств английская школа живописи XVIII века представлена одним произведением. «Спящую девушку» Джошуа Рейнолдса нельзя назвать портретом, скорее, это штудия для исторического полотна, вылившаяся в законченную картину.
Название работы и несколько театральный костюм модели навевают мысли о мифологическом или сказочном сюжете. Возможно, художник вдохновился такими литературными произведениями, как «Сон в летнюю ночь» Вильяма Шекспира или «Спящая красавица» Шарля Перро.
Кто эта погруженная в сон прекрасная незнакомка — земное существо или волшебное создание, — зрителю остается только гадать.
Магическое ощущение и очарование придает произведению светотеневой контраст, будто живописец запечатлел момент, когда спящую девушку обнаружил принц или возлюбленный и огнем факела осветил ее фигуру, выхватив из ночного мрака, которому она так долго принадлежала.
Искусство XIX–XX веков
Анри Эвенпул. Испанец в Париже. 1899
Жан-Луи-Теодор Жерико (1791–1824) Портрет клептомана 1820–1824. Холст, масло. 61,2×50,1
«Портрет клептомана» входит в серию, состоящую из десяти
Источник: https://litvek.com/br/345021?p=8
Клептомания: 7 возможных причин, 5 симптомов, методы лечения
https://www.flickr.com/photos/speculummundi/4399140809/
Одной из важных составляющих человеческой природы является влечение. Из руководства по общей психопатологии Г. В. Морозова и Н. Г. Шумского читаем: «влечение – возникающее независимо от сознания субъективное переживание потребности, стимулирующее деятельность человека и придающее ей направленность». Простыми словами, влечение – это склонность к чему- или кому-либо.
Психиатрии широко известны случаи патологии влечений, называемые парабулиями. Одной из разновидностей парабулий является клептомания.
Клептомания – сильное влечение человека к совершению кражи – рассматривается Международной классификацией болезней (МКБ-10) под рубрикой F63.2. Чаще всего клептомания является симптомом какого-либо иного психического заболевания; реже предстает как самостоятельное расстройство.
Все парабулии (извращения влечений) имеют общие психопатологические аспекты. Не избежала данной участи и клептомания.
- В сознании человека возникает острое, немотивированное желание совершить кражу.
- Человек понимает, осознает асоциальность своего желания и возможные последствия совершения кражи, однако навязчивое желание столь сильно, что волевым решением человек не может предотвратить совершение противоправного поступка.
- После реализации своей потребности наступает внутреннее облегчение, расслабление; борьба же со своим навязчивым влечением приводит к возникновению внутреннего напряжения.
- Сохраняется критическое отношение к парабулии: человек понимает болезненность своего влечения.
Таким образом, перед нами представлен типичный портрет клептомана.
Вещи, которые ворует клептоман, не несут для него какой-либо материальной ценности. Важна не сама вещь, а реализация своего патологического влечения – совершение кражи.
В этом состоит основное отличие клептомании от воровства! Чаще всего после совершения кражи и удовлетворения своего патологического влечения клептоман или выбрасывает украденную вещь, или дарит ее знакомым и друзьям.
В психопатологии клептоманию можно рассматривать как компульсивное влечение – сильное, немотивированное влечение к воровству, сопоставимое с такими жизненными потребностями, как голод, жажда, инстинкт самосохранения.
Клептомания в истории человечества
Истории известны многочисленные случаи воровства различных предметов, начиная от зажигалок и заканчивая шубами и автомобилями. Однако чаще всего в рубрику «клептомания» попадают обычные воришки, не имеющие ничего общего с настоящими клептоманами.
https://pixabay.com/illustrations/burglary-crime-theft-criminal-fear-2022162/Статистические данные показывают, что среди всех магазинных воров только 5% являются истинными клептоманами. Среди населения земного шара удельная доля лиц, страдающих нарушением влечений в виде клептомании, составляет 0,05%.
Истории известны случаи воровства мелких безделушек французским королём Генрихом IV. Находясь в гостях, первое лицо Франции зачастую воровало какую-либо совершенно ненужную ему вещь. Но, как правило, затем король Франции, смеясь, возвращал вещь своему хозяину.
Нашумевший скандал в начале 2000-х годов с американской актрисой Вайноной Райдер заставил журналистов усомниться в её психическом здоровье и закрепить за ней прозвище клептоманки.
Так, актриса попыталась украсть вещи в одном из крупных универмагов общей стоимостью несколько тысяч долларов. «Клептоманка» была поймана с поличным. В прессу тут же просочились заявления друзей, что Вайнона страдает клептоманией и как раз собирается лечиться в одной из клиник. Тем не менее, диагноз клептомании не подтвердился.
Вместо него на первый план медики выставили депрессию, зависимость от алкоголя, снотворных и антидепрессантов. Таким образом, «клептомания» американской актрисы легко объяснилась её психологическими проблемами.
Первое же научное описание клептомании было произведено французскими психиатрами в 1816 году. В то время клептомания рассматривалась как самостоятельное психическое расстройство.
В начале 1820-х годов французский художник Жан-Луи-Теодор Жерико изображает маслом серию картин умалишенных. Данная серия, состоящая из 10 картин, предназначалась другу художника, автору трактата «О безумии» доктору Жорже, который занимался изучением поведения душевнобольных. Картины должны были стать своеобразным пособием, иллюстративным материалом для студентов.
На картине «Портрет клептомана» мы видим мужчину средних лет, с плотно сжатыми губами, неровно подстриженными усами и бородой, затуманенным взглядом.
Весь облик мужчины выдает его нервозность, тревожность, глубокое обдумывание своего влечения.
Картина не вызывает ни жалости, ни страха, ни презрения – художнику удачно удалось осуществить свой замысел и изобразить клептомана, придав картине сугубо научную заинтересованность.
Сам Жан-Луи-Теодор Жерико являлся пациентом известной психиатрической больницы Сальпетриер, где он проходил курс лечения от депрессии. Вполне вероятно, что серия картин об умалишенных стала своего рода «платой» за лечение.
Картины Жерико отличаются необычайной утончённостью в понимании душевного состояния изображенных на них людей, точным отображением их психического недуга… Половина картин Жерико бесследно исчезла.
По материалам канадских исследований, среди клептоманов преобладают женщины, средний возраст которых составляет 36 лет.
Причины развития клептомании
С появлением психоаналитической теории Зигмунда Фрейда в начале XX века вполне очевидным стал взгляд на клептоманию с точки зрения расстройств сексуального спектра. Так, клептомания рассматривалась как сексуальное неудовлетворение, подавленное желание, реализация которого как раз и происходила посредством кражи.
https://pixabay.com/photos/close-up-heart-rustic-text-wooden-1869305/
Следующее поколение психоаналитиков еще больше углубило данную теорию. Фриц Виттельс считал, что клептоманами являются сексуально неразвитые личности, лишённые любви. Виттельс рассматривал мужчин-клептоманов как гомосексуалистов или очень женственных натур.
К 1990 году накопилось достаточно авторитетных сведений о клептомании, чтобы дать научное описание данного явления.
Клептомания на сегодняшний день является симптомом другого психического расстройства и, таким образом, должна рассматриваться в рамках данного заболевания.
Среди возможных причин клептомании выделяют следующее.
- Невротические расстройства (навязчивости).
- Грубые нарушения интеллекта (олигофрении, тотальное слабоумие).
- Шизофрения (как начальный этап заболевания, так и его исходные состояния с выраженным эмоционально-волевым дефектом).
- Психопатии (расстройства личности, стойкие дисгармонии развития личности).
- Расстройства настроения.
- Органические поражения головного мозга.
- Злоупотребление психоактивными веществами.
Как можно заметить, причин для возникновения клептомании множество, что ставит перед врачом сложную задачу – правильно разобраться в причинно-следственных механизмах возникновения клептомании и назначить адекватное лечение.
Как понять, что рядом с вами клептоман. Симптомы
Не существует ярких симптомов, характерных только для клептомании; симптомов, на основании которых можно с уверенностью заявить, что этот человек – клептоман.
Самый важный симптом – воровство – зачастую не всегда указывает на клептоманию. Чаще всего за кражами скрывается обычная жажда наживы, желание приобрести чужую вещь, обладать ею. И в этом случае человек движется по пути наименьшего сопротивления: ведь проще украсть вещь, а не найти способы честно заработать её.
Определить клептомана в человеческой популяции очень сложно. Без признания самого человека выявить данное расстройство практически не представляется возможным.
- Кроме того, типичного клептомана отличает сам процесс кражи вещи, неукротимое желание украсть, противиться которому человек не может.
- Для подтверждения клептомании необходимо проведение тщательного и скрупулезного сбора анамнестических сведений, выяснение особенностей и тонких аспектов обстоятельств воровства.
- Как уже упоминалось ранее, современная психиатрическая наука рассматривает клептоманию как симптом, как признак какого-либо иного, более широкого психического расстройства.
https://www.flickr.com/photos/mishski/34274837124/
Основные признаки, по которым врач-психиатр (или другой исследователь) может заподозрить клептомана, следующие.
- У человека имеется непреодолимое желание совершить кражу не ради самой вещи, а ради процесса.
- Человек время от времени предпринимает попытки противостоять своему желанию, однако вместе с борьбой нарастает внутреннее напряжение.
- После совершения кражи наступает внутреннее облегчение.
- Клептоман действует один и никогда не прибегает к разработке плана, по которому будет осуществляться кража.
- Человек понимает ненормальность своего желания, его внезапность и импульсивность.
Согласно российскому законодательству, заподозрить у вора наличие психического расстройства можно, если у человека отсутствует злой умысел и получение материальной выгоды от совершения кражи. В таком случае решается вопрос о том, осознавал ли обвиняемый фактический характер совершаемых действий. Иными словами, подобная ситуация может являться поводом для проведения судебно-психиатрической экспертизы.
Кто поможет уточнить диагноз?
Диагностика клептомании, несомненно, является уделом врачей-психиатров. Противоправность деяния (кражи) зачастую ставит перед специалистами вопрос о психическом здоровье обвиняемого.
Диагноз клептомании – процесс сложный, требующий тонкого понимания человеческой природы. Ведь перед специалистами стоит большой и трудный вопрос: как отличить клептомана от обычного вора? Ведь показания обвиняемого в том, что им руководило непреодолимое желание украсть, не могут быть стопроцентно приняты на веру специалистами.
Таким образом, диагностика клептомании сводится к тому, чтобы доказать (или опровергнуть) тот факт, что именно непреодолимое желание побудило человека совершить кражу, а не получение обычной материальной выгоды.
Помимо врачей-психиатров, к диагностике клептомании широко привлекаются психологи, помогающие выявить закономерности мыслительных процессов обвиняемого.
Как лечится клептомания?
Прежде всего следует понимать, что, являясь симптомом какого-либо психического заболевания, лечение клептомании должно быть направлено на коррекцию нарушений, вызванных этим заболеванием.
В целом, по мнению ученых, любые нарушения влечений трудно поддаются терапии.
Важное место в лечении клептомании занимают различные психотерапевтические методики (нейролингвистическое программирование, поведенческая психотерапия).
Из лекарственных препаратов применяют антидепрессанты из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС), препараты, применяемые для лечения химических зависимостей (алкогольной, героиновой и др.).
https://pixabay.com/photos/medications-money-cure-tablets-257336/Врачи провели сходство между химическими зависимостями и патологией влечений и выявили много схожих черт. Оба состояния имеют в своей основе непреодолимое влечение к чему-либо (к наркотику или краже). В свою очередь, данное обстоятельство позволило прибегнуть к аналогии в терапевтических подходах.
Клептоман и социальная среда. Прогноз
Прогноз лечения зависит от многих факторов: наличия сопутствующего психического заболевания, мотивации пациента на выздоровление, эффективности применяемого лекарственного препарата, личностных особенностей индивида и др.
Тем не менее, врачам и ученым известны рецидивы психического расстройства, встречающегося сплошь и рядом.
По мнению ученых из Научно-исследовательского института общей и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, клептомания трудно поддается не только лекарственному, но и психотерапевтическому лечению.
Периодически возникающее у человека желание украсть столь сильно, что довольно тяжело поддается коррекции.
Тем не менее, в ряде случаев лечение клептомании имеет благоприятный терапевтический и социальный прогнозы.
Заключение
Клептомания на сегодняшний день представляет собой редкий психиатрический феномен, встречающийся в 0,05% случаев. Основным отличием клептомании от обычного воровства является непреодолимое стремление клептомана совершить кражу; для него важна не материальная ценность украденной вещи, а сам процесс.
Несмотря на сложности в диагностике и лечении данного психического недуга, в ряде случаев можно наблюдать положительные эффекты от проведения психотерапевтических методик и применения различных лекарственных препаратов.
Литература
- Морозов Г. В., Шумский Н. Г. Введение в клиническую психиатрию (пропедевтика в психиатрии). – Н. Новгород: Изд-во НГМА, 1998.
- Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. – М., МИА, 2009.
- Дроздов А. А., Дроздова М. В. Полный справочник психотерапевта. – М., Эксмо, 2010.
- Беккер И. М.
Школа молодого психиатра. Избранные главы общей психопатологии и частной психиатрии. – М., Изд-во БИНОМ, 2013.
- Тиганов А. С. Руководство по психиатрии. – М.: Медицина, 1999.
- Гарифуллин Р. Р. Опасные психологические ловушки. Социальные болезни нашего времени. – М., 2005.
- Жариков Н. М.
Судебная психиатрия: Учебник для вузов. – М., 2006.
- Самохвалов В. П. Краткий курс психиатрии. Учебное пособие для студентов. – М., 2000.
Мы приложили много усилий, чтобы Вы смогли прочитать эту статью, и будем рады Вашему отзыву в виде оценки.
Автору будет приятно видеть, что Вам был интересен этот материал. Спасибо!
(1
Источник: https://UstamiVrachey.ru/psihiatriya-i-narkolodiya/kleptomaniya
Психологический портрет клептомана
Обычные воры, сознательно выбравшие себе эту профессию, комфортно чувствуют себя внутри этой профессии среди криминального мира и даже гордятся тем, что они именно воры. Они испытывают тревогу только в момент кражи или после неё, когда овладевают мысли, что их могут поймать или поймают.
Клептоманы, после кратковременной эйфории («словили кайф») испытывают состояние фрустрации, угрызения совести, которые можно буквально назвать: «адовы муки», поскольку на самом деле являются честными людьми, далекими от уголовного мира. Но и не воровать они тоже не могут.
Клептоманов, как правило, отличает низкая самооценка, чувство одиночества и подсознательное желание возмездия за то, что они такие плохие.
Когда в жизни возникают различные трудности, злость на какого-то значимого человека или серьезные потери (работы, семьи, любимого человека, перенесённая операция), организм стремится как можно скорее компенсировать это.
Лишь некоторые персоны убегают от потрясения по здоровой тропке — идут в тренажерный зал или занимаются бегом трусцой. А в основном же одни утешаются пьянством, другие неумеренной едой, третьи с головой ныряют в работу.
Человек, находящийся в состоянии глубочайшего стресса, также может побаловать себя десертом, совершить в магазине крупную покупку или украсть, как это делают неправильные, нетипичные воры (клептоманы). Так что клептоман, находясь в состоянии аффекта, не всегда может контролировать своё эмоциональное состояние, и тогда акт воровства может воспринимать, как утешитель.
Вне клептоманического акта и вне состояния фрустрации, люди, страдающие клептоманией — этичные, законопослушные граждане. И психиатры обычно настаивают на том, чтобы правосудие не обходилось с ними слишком строго. Проблемы вменяемости решаются индивидуально. Обычно клептоман помнит момент кражи, причем со всеми подробностями.[4]
Клептомания, как саморазрушающая форма поведения опасна прежде всего для самого человека, страдающего этой зависимостью. Человек периодически находится в состоянии сильнейшего стресса.
Кроме того, клептоманы страдают депрессивными состояниями, так как знают свою склонность, стыдятся её, в результате образуется тяжелый комплекс вины, а так как они и постоянно боятся наказания за совершенные кражи, у них периодически могут возникать навязчивые страхи и расстройства сна.
К тому же тяжким душевным бременем ложится постоянная раздвоенность личности. Это тоже создаёт затяжной внутренний конфликт, о котором он не может ни с кем поговорить. Допустим, пироман со своей страстью к огню может податься в пожарные. Из людей с притупленным чувством опасности получаются великолепные спасатели и каскадёры.
Эти люди находят для себя способы компенсации. А клептоман лишен этой возможности.Бывает, что клептомания пронизывает сексуальную зависимость, несёт в себе и характер фетиша — кражи женской обуви, к примеру.
В моей практике психиатра был такой случай клептомании, во время проведения судебно-психиатрической экспертизы выяснилось, что подэкспертный завис «на нижнем женском белье». Бюстгальтеры и трусики у него были связаны у него с определенными переживаниями сексуального толка. Когда к нему в дом пришли с обыском, обнаружили целую коллекцию.
Следователь удивился, что ни одного комплекта нижнего женского белья он не продал (а все они были новенькие, из магазина): «По дешевке мог бы продать, купил бы себе что-нибудь». А клептоман тот обиделся: «А зачем продавать, я и так хорошо получаю на работе». Клептоман-фетишист складировал комплекты нижнего женского белья, по ночам доставал, разглядывал, мастурбировал и получал удовольствие. [8]
Профессор нейропсихологии выявил, что клептоманией, скрытно или явно, страдают 50% женщин и 10% мужчин.
Мужчины подсознательно тянутся ко всяким коллекционным безделушкам: пепельницам, стаканам и т.п.
, а все потому, что у представителей сильной половины человечества с рождения заложена страсть к коллекционированию. Более того, страх разоблачения способствует еще большему интересу мужчин к клептомании.
А если на «добыче» есть какой-нибудь эксклюзивный знак, то счастью клептомана-коллекционера нет предела!
На дам-клептоманок же большое влияние оказывают инстинкты, которые заставляют их тащить в дом все, что можно, так или иначе, использовать: начиная от прокладок и заканчивая бытовой техникой.
При этом, если на горизонте существует опасность быть пойманной с поличным, женщина никогда не решиться совершить противоправное действие.
Но если уж и совершила, то никогда и никому не признается в том, что этот дорогой фен или новая кофточка появились не совсем естественным для них образом. [6]
Клептоман похож на азартного игрока. Испытывая патологическую страсть, он получает огромное удовольствие от риска, от мысли, что его не поймали. В процессе воровства у такого человека выделяется в кровь адреналин, он может испытывать истому, чувство полного наслаждения. Даже самые страстные клептоманы не «ходят на дело» каждый день: слишком велика нагрузка на психику.
Когда клептоман долго не ворует, у него появляется чувство дискомфорта. Он боится наказания, его донимают муки совести, тревога. Но в следующий раз он сделает то же самое.
Хотя клептоман и не вполне владеет своими эмоциями, он отчетливо помнит момент кражи.
Клептоман всегда «работает» один. Иногда клептоманы хранят украденные предметы, бывает — тайно возвращают, подбрасывают на прежнее место. Случается, клептомания носит сексуальную направленность, например, кражи женского белья.
Источник: https://studbooks.net/552104/psihologiya/psihologicheskiy_portret_kleptomana