Портрет инфанты маргариты, дочери филиппа iv — диего веласкес, 1655

Жил-был король. Красавец, а не король. К тому же – вдовец.

Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа iv - Диего Веласкес, 1655

И был у короля сын, которого обручили с юной принцессой, тоже, естественно, красавицей, Марианной Австрийской.

Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа iv - Диего Веласкес, 1655

Портрет Марианны Австрийской, королевы Испании, 1657, Коллекция Тиссен-Борнемиса, Педрабель

Но сын избрал другой путь, и, не успев жениться, умер в 16 лет. Что оставалось делать его отцу, вдовствующему королю Филиппу IV Испанскому, оставшемуся без наследника и Австрии?

…Я хочу показать вам, уважаемые читатели,  целую жизнь, которая скрывается под покровом парадного портрета и очень хочу, чтобы вы прочли до конца и узнали, как великая живопись рассказывает нам свои истории.

А речь пойдет о самой знаменитой девочке Испании — инфанте Маргарите-Терезе.

Рождение Маргариты-Терезы

Это пухлое дитя уже, видимо,  с зачатия было обречено на несвободу. Главной задачей принцессы стало объединение (поддержание) империи Габсбургов, поэтому ее женская судьба решилась жестко и бесповоротно собственным отцом. В раннем возрасте ее обручили с родным дядей (при этом он приходился ей кузеном, то есть двоюродным братом).

Кровосмешение было обычным делом для Габсбургов, которые хотели удержать Европу в своей власти. И им это удавалось: семья правила свыше 600 лет. Тем не менее, ДНК не обманешь, род постепенно исчез, растворившись в детских смертях их потомков.

Все непросто в судьбе Маргариты-Терезы. Она родилась только потому, что ее брат по отцу, наследник испанского престола Балтасар Карлос, умер в шестнадцать лет. Мальчик был обручен с Марианной Австрийской, которая приходилась ему кузиной. Благодаря этому браку должна была упрочиться связь Испании и Австрии.

Что оставалось делать его отцу, при этом —  вдовствующему —  королю Филиппу IV Испанскому, оставшемуся без наследника и Австрии?

Вопрос был решен в духе Габсбургов. 44-летний Филипп женился на несостоявшейся невесте умершего сына, своей пятнадцатилетней племяннице Марианне Австрийской.

Через 2 года у них появилась на свет героиня нашего рассказа Маргарита-Тереза, которую также посватали за ее дядю и одновременно кузена, будущего императора священной Римской империи Леопольда I.

Этим объясняется появление известной серии портретов инфанты: нужна была фиксация жизни, а также внешности будущей императрицы.

Портрет инфанты Маргариты-Терезы в 3 года

В придворной живописи высшие художественные требования соблюдаются не всегда. Диего Веласкес, будучи придворным живописцем, сумел сохранить безупречное равновесие между задачей официального портрета и проникновением в глубину личности своей модели. При этом, скорее всего, он любил эту маленькую девочку. Чего не докажешь, но это чувствуется.

Первый портрет «жемчужинка» (Маргарита с латыни переводится как «жемчужина») заслужила в возрасте около трех лет. С невероятным мастерством Веласкес включает все на картине в единую структуру, которая поначалу кажется несвязанной, но  при этом в ней ничего нельзя сместить или изменить. Но самое главное – это идеально выписанное лицо девочки, но фоне хаотичных, свободно наносимых мазков.

Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа iv - Диего Веласкес, 1655

Диего Веласкес, «Инфанта Маргарита-Тереза в розовом платье»; 1653-1654 гг, холст, 128,5х100; Музей истории искусств, Вена

Мы видим крошку – как ее заставили часами позировать? – в платье пока еще без кринолина. Парадное, но все-таки детское платьице; в то время в таких ходили и мальчики и девочки до достижения определенного возраста.

Как подтверждение – портрет ее брата, инфанта Фелиппе Просперо, родившегося через 6 лет после Маргариты. Попытки оградить его от судьбы при помощи колокольчика и коралловых амулетов (вы видите их надетыми поверх фартука) были тщетными.

Мальчик, на которого возлагались  надежды как на преемника, умер через два года после написания портрета. Вместо охотничьей собаки, которая часто фигурирует на придворных портретах (намек на верных, покорных подданных), здесь изображена мелкая комнатная собачонка с большими глазами.

Сведя количество принадлежностей к минимуму, художник таким образом продемонстрировал хрупкость жизни маленького инфанта.

Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа iv - Диего Веласкес, 1655

Диего Веласкес, «Инфант Фелипе Просперо»; 1659 г., холст, масло, 128,5х99,5, Музей истории искусств, Вена

Но вернемся к Маргарите.

Ей разрешили опереться на стол, чтобы легче было стоять. Пухлые ручки, щечки, легкая настороженность – что вам от меня нужно? – как бы осторожно спрашивает девочка. При этом она чиста, свежа  и нежна, как любой трехлетний ребенок. И одновременно серьезны глаза; в них есть живой блеск, но без обычной детской беззаботности. И даже кажется, что она вот-вот готова расплакаться.

Портрет четырехлетней инфанты

А вот четырехлетняя Маргарита. Это картина хранится в Лувре.

Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа iv - Диего Веласкес, 1655

Диего Веласкес, «Портрет Инфанты Маргариты, дочери ФилиппаIV»; 1655 г., холст, масло, 70х59; Лувр, Париж

Традиция официального портрета предполагает, что на зрителя будет взирать особа, которая умеет держать себя согласно строгому дворцовому этикету, холодная и неприступная.

Мы видим,  что платье уже более взрослое, пышную форму ему придают нижние юбки, костюм становится все тяжелее. Массивное золотое колье на шее подчеркивает высокий статус; но для Веласкеса это все та же золотистая девочка с пушистыми волосами. Она по-прежнему опирается на стол. Нам нравится ее нежный овал и милая детская припухлость.

Но если вглядеться в ее лицо, можно увидеть и напряжение, и отчаяние, и упрямство. Похоже, малышку активно румянили – тем сильнее контраст с белым лицом. Впрочем, не исключено, что применялись и белила: бледность кожи – признак аристократизма.

По-детски большие глаза блестят – и это отличительная черта всех портретов инфанты кисти Веласкеса.

Дальше мы увидим, что блеск в глазах Маргариты-Терезы остался не навсегда.

Портрет Маргариты-Терезы в 5 лет

Следующий этап, все тот же Веласкес, девочке пять лет. Инфанта, судя по всему, уже считается довольно взрослой. Ей не позволено опираться о стол, руки в неестественной, но красивой позе, на талии чувствуется тугой корсет. Огромная юбка с кринолином, завитые волосы; крупное золотое колье.

Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа iv - Диего Веласкес, 1655

Диего Веласкес «Инфанта Маргарита-Тереза в белом платье»; 1656 г., холст, масло, 105х88; Музей истории искусств, Вена

Все указывает на статус, даже лишь одна крупная деталь интерьера – красный атлас портьеры – подчеркивает роскошь ее платья. Тем не менее, пальчики судорожно впиваются в юбку и в этом жесте чувствуется отчаяние и детская наивность. На лице постепенно проявляются обреченность и грусть. Но хочу обратить внимание, что дворцовой холодности все еще нет. Маргарита жива в своих чувствах и мимике.

Кто изображен на картине «Менины»

То же, или очень похожее платье, изображено на девочке в картине «Менины». Это очень знаменитая работа и, надо сказать, Веласкеса в первую очередь помнят именно по этой картине.

Источник: https://www.artola.com.ua/infanta-velaskes-margarita-tereza/

Диего Веласкес (1599 — 1660) — Прелестная Инфанта

?

eva_k2 (eva_k2) wrote, 2018-02-19 09:36:00 eva_k2 eva_k2 2018-02-19 09:36:00 Categories: Автор — lomovolga. Это цитата этого сообщенияДиего Веласкес (1599 — 1660) — Прелестная Инфанта

lomovolga  

Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа iv - Диего Веласкес, 1655

Диего Веласкес Инфанта Маргарита, 1656 (5 лет)

“Платье на ней было серое атласное, с тяжелым серебряным шитьем на юбке, а туго затянутый корсаж весь был расшит мелким жемчугом. Из ее платья, когда она шла, выглядывали крохотные туфельки с пышными розовыми бантами.

Ее большой газовый веер был тоже розовый с жемчугом”

О. Уальд

Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа iv - Диего Веласкес, 1655

Diego Velázquez Philip IV of Spain

Маргарита-Терезия Испанская была дочерью  Филиппа IV и его второй жены Марианны (Марии Анны) Австрийской.

В этом подлунном мире она прожила всего 22 года, оставив крайне мало свидетельств о своей жизни, и если бы не портреты Веласкеса, обессмертившие образ маленькой хрупкой девочки, запертой в удушливом мадридском Альказаре, боюсь, она затерялась бы в веренице инфант-эрцгерцогинь ставших жертвами династических браков Габсбургов. 

Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа iv - Диего Веласкес, 1655

Diego Velázquez Maria Teresa, Infanta

Kunsthistorisches Museum

Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа iv - Диего Веласкес, 1655

  • Веласкес, Диего Родригес де Сильва и (мастерская) Молящаяся Мариана Австрийская, королева Испании
  • Музей Прадо, Мадрид
  •  Веласкес, Диего (1599 Севилья — 1660 Мадрид) Портрет королевы Марианны Австрийской
  • Музей Прадо, Мадрид

Но попытаемся собрать те крохи фактов, которые нам известны. Инфанта Маргарита родилась в 1651 году. Она была старшим ребенком от его второго брака короля Испании с эрцгерцогиней  Марианной.

Вторая женитьба Филиппа  не входила в его жизненные планы и была обусловлена смертью его единственного на тот момент сына и наследника принца Бальтазара Карлоса, сына его любимой жены Изабеллы де Бурбон. Бальтазар Карлос был очень похож на свою мать, был умным и красивым, с врожденным благородством.

Испанцы обожали принца, и все надежды королевства связывали с ним. Его смерть стала огромным национальным (не побоюсь этого слова) горем. Филипп был сломлен, и на женитьбу решился исключительно из династических соображений.

  1. Родриго Вилландранде (1586-1623) Портрет неизвестной дамы (предположительно, Изабеллы Французской) Isabel de Borbón, reina de España, primera esposa de Felipe IV
  2. 1620
  3. Диего Веласкес Isabel de Borbуn
  4. Портрет Изабеллы де Бурбон, первой жены Филиппа IV.

Диего Веласкес Портрет инфанта Бальтазара Карлоса.

Марианна прибыла в Мадрид осенью 1649 года. Ей было 15 лет. Филиппу – 42. Встретили ее при дворе настороженно, не скрывая неприязни.

Во-первых, она явно внешне проигрывала первой жене Филиппа, красавице и умнице Изабелле де Бурбон, во-вторых,  до двора уже успела долететь сплетня о курьезе, который произошел по дороге в Испанию.

В каком-то городе в дар будущей королеве преподнесли пару чудесных вязаных шелковых чулок (большая редкость в то время).

Но по испанскому чопорному этикету женщина не могла показать не только часть ноги, но даже носочек туфельки, поэтому испанская свита выбросила чулки со словами «У королевы Испании нет ног». Если верить воспоминаниям того времени, Марианна проплакала весь остаток пути, представляя как ей в Испании отрубят ноги. В общем, испанская знать, мягко говоря, не жаловала новую королеву, и эту судьбу почти дословно повторит ее дочь Маргарита.

  • Веласкес Диего «Менины.»1657
  • Диего Веласкес Менины, 1656 (фрагмент)
  • La familia de Felipe IV (Las Meninas)
  •  Диего Веласкес Инфанта Маргарита Австрийская ,1659 (8 лет)
  • Диего  Веласкес «Портрет инфанты Маргариты в серо-розовом платье» (9 лет) 1658 -1660
  • Музей Прадо, Мадрид
  • (фрагмент)
  • Диего Веласкес Инфанта Маргарита Австрийская (фрагмент)
  • Диего Веласкес Инфанта Маргарита Австрийская (фрагмент)

Об отношении Веласкеса к инфанте и о его портретах, я, с вашего позволения писать не буду.

На эту тему написано уже такое количество статей и постов, что мой явно будет лишним, напомню только, что искусствоведы, ласково называя их «Мастер и Маргарита» часто задаются вопросом, насколько приукрашивал Веласкес, любя свою модель, явные черты вырождения династии на лице этой девочки? Наверно, на первый взгляд, это праздный вопрос, но на портреты Маргариты других художников без слез смотреть нельзя. Особенно если сравнивать с портретами ее старшей сестры Марии Терезии, дочери Филиппа и Изабеллы де Бурбон.

  1. Диего Веласкес Портрет инфанты Марии-Терезии, старшей сестры Маргариты.
  2. Диего Веласкес Инфанта Маргарита Австрийская, 1653 (3 года)

В возрасте 14 лет Маргариту, полностью в соответствии с губительной брачной политикой, выдадут замуж за ее дядю и, одновременно, кузена, императора Австрии Леопольда I.

Надо заметить Леопольд внешне был настолько непривлекателен, что Маргарита на его фоне смотрелась красавицей. Ко всеобщему удивлению, этот брак оказался счастливым.

Читайте также:  «поклонение волхвов», диего веласкес — описание картины

У Маргариты и Леопольда было множество общих интересов, самым сильным из которых была любовь к опере.

  •  Ян Томас Jan Thomas van Ieperen Императрица Маргарита, 1667 Infantin Margarita Teresa (1651-1673),
  • Kaiserin, im Theaterkostüm

Это портрет инфанты Маргариты,  в театральном, т.е. маскарадном костюме. Известно, что маскарад был в честь бракосочетания императора Леопольда I и инфанты Маргариты.Этот портрет был написан, как парный к портрету императора, тоже в маскарадном костюме.

  1.  Ян Томас Jan Thomas van Ieperen Портрет императрицы Маргариты-Терезии, 1667 (фрагмент)
  2. Jan Thomas van Ieperen Портрет императора Леопольда
  3. Император Леопольд I, муж Маргариты.

О Леопольде в целом отзывались как о хорошем правителе, любимом как придворными и родственниками, так и народом. Чего нельзя сказать о Маргарите.

Унаследовав от матери и отца ограниченность, усиленное фанатичной набожностью, Маргарите выше всей австрийской нации ставила свою испанскую свиту, которая, чувствуя поддержку в лице императрицы, вела себя крайне надменно и презрительно.

К тому же Маргарита настояла на изгнании из Вены еврейской общины, она ненавидела евреев, считая именно их виновными в том, что все рожденные ею дети умирали, а она мечтала подарить мужу наследника.

Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые с помощью своей общины финансировали все военные действия Леопольд против Турции и Франции,  а так же то, что осели эти евреи в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны.

  •    Герард дю Шато Инфанта Маргарита, 1665
  • MARGARITA TERESA DE HABSBURGO

Придворные откровенно, почти не скрывая, ненавидели императрицу, и, зная о ее слабом здоровье, терпеливо ждали, когда она умрет и освободит императора Леопольда. Она выполнила их просьбу в марте 1673 г., так и не подарив наследника.

Убитый горем Леопольд из династических соображений жениться в тот же год на Клаудии Фелицитас, которая родит ему двоих дочерей, умерших в младенчестве и умрет в те же 22 года, и только третий брак Леопольда даст, наконец, империи наследника.

Если же вернуться к портретам, то, глядя на последний, предсмертный портрет Маргариты-Терезии, я невольно думаю о том, что судьба, все-таки даже бывает справедлива.

Это хорошо, что Веласкес никогда не увидел, в кого превратилась его светлая девочка, «солнечный лучик» Альказара.

Я не испытываю восторга и трепета, глядя на ее портреты, гораздо больше эмоций у меня вызывают портреты ее старшей сестры Марии-Терезии, но по-человечески безумно жаль.

Википедия: Маргарита Тереза Испанская — испанская инфанта из испанской ветви Габсбургов. Первая жена императора Священной Римской империи Леопольда I. Старшая сестра Карла II, последнего представителя династии Габсбургов на испанском престоле.

Родилась: 12 июля 1651 г., Мадридский Алькасар Умерла: 12 марта 1673 г., Хофбург, Вена, Австрия Супруг: Леопольд I (в браке с 1666 г.) Дети: Мария Антония Австрийская Братья и сестры: Карл II

Родители: Филипп IV, Марианна Австрийская

Много лет назад, еще в юности, когда я впервые увидела портрет этой прелестной девочки, он буквально околдовал меня.

Что же так будоражит в этом нежном, перламутровом, будто «плывущем» в нежной дымке, детском личике? Почему Веласкес писал девочку, всеобщую любимицу чопорного испанского двора чаще всех остальных детей — шесть раз? Маргарита родилась в июле 1651 года, долго оставаясь очень маленькой ( почти не росла), а в 15 лет стала женой венского принца Леопольда, которому родила шестерых детей, и, не дожив до 22 лет, умерла от простуды. 

  1. Уйдя из жизни , она оставила после себя другую девочку – Марию-Антонию, но та уже носила титул эрцгерцогини.
  2. Императрица Маргарита Тереза с дочерью эрцгерцогиней Марией Антонией.

У Маргариты и Леопольда из 6 детей выживет только один – дочь Мария-Антония, которая в 16 лет вышла замуж за курфюрста Максимилиана Баварского. В 23 года она умрет, родив своего третьего и единственного выжившего ребенка.

  • Benjamin von Block Эрцгерцогиня Мария-Антония Австрийская.

Неизвестный художник. Портрет инфанты Маргариты-Терезии.

  1. Follower of Diego Velasquez Margarita Teresa of Spain (1651-1673)

  Франсиско Игнасио де ла Иглесиа. Инфанта Маргарита.

  • Francisco Ignacio Ruiz de la Iglesia Margherita Maria Teresa d'Asburgo, Infanta di Spagna e Sacra Romana Imperatrice,
  • 1666
  • Франсиско Игнасио де ла Иглесиа, зять Веласкеса, он же после смерти художника заканчивал портрет инфанты.

Пишут, что инфанта была некрасивой девочкой. Мол, кровь Габсубргов оказалась сильнее Бурбонов и все такое прочее. Но мне она кажется милой. Она прелестна тем, что обычна. В ней нет такой детской красивости как на картинах Мунье или Бугро. Не кокетливым взглядом или жеманной позой она притягивает внимание. Она замерла перед нами, но в глазах ее столько жизни! 

 Инфанту Маргариту обессмертил гений Веласкеса. Навряд ли найдется хоть кто-нибудь, кто не знает этого личика с большими печальными глазами. 

  1. Придворный королевский художник в галерее ее изображений, среди которых и загадочные «Менины», попытался воплотить в божественной красоте «жемчужного» колорита (впоследствии ставшего отличительной чертой работ Веласкеса) метафору имени «Маргарита» (в переводе с латыни — «маргарита» и есть жемчужина).
  2. Velasquez(школа) Infantin Margarita

Серия сообщений «живопись старых мастеров 1»: Часть 1 — Жан-Батист Грез (Jean-Baptiste Greuze, 1725-1805, French painter) 1Часть 2 — Диего Веласкес (1599 — 1660) — Прелестная Инфанта

Часть 3 — Жан Оноре Фрагонар Jean-Honore Fragonard, 1732-1806

Часть 4 — Ян Вермеер Делфтский (Jan Vermeer van Delft , 1632-1675)…

Часть 37 — Старинный Портрет. Исторический костюм XV-XVIII вв.

Часть 38 — Raphael (Рафаэль Санти, 1483–1520, Italian High Renaissance painter) — Портретное…Часть 39 — Франсуа-Юбер Друэ (Francois-Hubert Drouais, French, 1727-1775). Портрет.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://eva-k2.livejournal.com/2250086.html

Описание картины Диего Веласкеса «Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа IV»

Описание картины Диего Веласкеса «Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа IV»

Работа легендарного испанского художника XVII века Диего Веласкеса, которая была написана в 1655 году, занимает в его творчестве ключевое место и относится к портретному жанру, который во времена Веласкеса был особенно популярен в европейском художественном мире. Сам Веласкес, будучи придворным художником короля Испании, достаточно часто изображал в своих картинах именно членов монаршей семьи, подчеркивая величие правящей испанской династии.

Картина инфанты Маргариты, которая была дочерью короля Испании Филиппа IV и которая стала потом императрицей Священной Римской империи, относится к зрелому периоду творчества мэтра. Именно в эту пору Веласкес и создал целую галерею портретов инфанты.

На этой картине будущая правительница имеет холодно-сдержанный вид, который должен был присутствовать у представителей знати ее уровня, при этом подчеркнутыми также являются и ее взгляд, невзирая на то, что ей всего лишь четыре года, а также осанка инфанты, которая тоже ярком свидетельствует о том, что перед нами представительница королевской семьи.

Несмоттря на всю статичность фигуры инфанты, мастерски изображенной Веласкесом, все же поражает манера передачи самого образа маленькой девочки, которая должна в будущем стать великой правительницей.

Мягкие черты лица и припухлости губ, вместе с золотистыми волосами девочки, придают ее изображению нежности и теплоты, невзирая на строгость самого ее вида.

Сам художник еще не знал, что инфанте уготована не такая уж хорошая судьба, потому как она стала императрицей Священной Римской империи всего лишь в 14 лет, и смогла прожить только 21 год, но при этом успела родить шестерых наследников престола.

В данный момент времени, картина выставлена в музее Лувра – одном из наиболее известных музеев Европы.

(4 votes, average: 4.00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-diego-velaskesa-portret-infanty-margarity-docheri-filippa-iv/

Инфанта Маргарита Тереза Испанская: как сложилась судьба той самой девочки, изображенной на шести портретах Веласкеса?

Почти каждому знаком облик маленькой девочки с бессмертных полотен Диего Веласкеса — инфанты Маргариты Терезы, еще с юных лет обреченной стать женой родного брата своей матери.

И, так как Маргарет жила в Испании, а Леопольд в Вене, ко двору жениха почти ежегодно присылали по портрету инфанты, чтобы он мог наблюдать за тем, как подрастает его невеста. Поэтому маленькой Музе Веласкеса в детстве так часто приходилось позировать знаменитому художнику, что в итоге она оставила в мировой живописи гораздо более яркий след нежели в политике. Однако судьба белокурой принцессы, навеки застывшей на множестве портретов знаменитого испанского живописца, сложилась весьма печально.

Родители инфанты: Король Испании Филипп IV./ Марианна Австрийская — вторая жена Филиппа IV. (1660 г.) Диего Веласкес.

Маргарита Тереза родилась в 1651 году в Мадриде в семье испанского короля Филиппа IV и Марианны Австрийской, принцессы из Имперской ветви рода Габсбургов. Родители инфанты приходились друг другу близкими родственниками — дядей и племянницей. К тому же Филипп был почти на тридцать лет старше юной супруги. Прожив в браке 12 лет, Марианна наконец-то смогла родить первого живого ребенка.

Инфанту Маргариту Терезу чуть ли не с самого рождения начали готовить в жены будущему императору Священной Римской империи Леопольду I. Словом готовился очередной родственный брачный союз между представителями рода Габсбургов, который должен был укрепить позиции Испании и Римской империи, в отношении французского королевства.

Леопольд I.

Суженый инфанты Маргариты был старше за нее на 11 лет и приходился ей дядей по материнской линии и двоюродным дядей по отцовской.

Габсбурги приветствовали внутрисемейные браки, что с точки зрения генетики было вопиющим фактом, приводившим к рождению мертвых или нездоровых детей.

Одним словом, постоянные близкородственные браки полностью испортили генофонд рода, но на это по тем временам никто не обращал внимание.

Менины. Диего Веласкес.

И как бы там ни было, благодаря семейному брачному договору мы, спустя века, можем любоваться портретами инфанты, которые писались ежегодно и отправлялись ее жениху, родному брату её матери, будущему императору Леопольду I. Своеобразные «фотоотчёты» свидетельствовали о том как подрастает невеста.

В то время при дворе Филиппа IV, к счастью, работал гениальный живописец-портретист Диего Веласкес, который с таким трепетом и любовью изображал маленького ангелочка, весьма милого и веселого. Родители и близкие так ее и звали — ангелочком, а король в письмах — «моя радость». Будущую королеву воспитывали по всем правилам дворцового этикета и дали превосходное образование.

Диего Веласкес. «Менины» (Фрейлины). (1656 год). Королевский Музей Прадо. Диего Веласкес.

Шикарное платье из тяжелой парчи, вышитое золотом и серебром, как бронь заковало хрупкое детское тело. Нежно-белокурые волосы, и живой блеск её глаз — отличительная черта всех портретов Веласкеса.

« Первый портрет инфанты Маргариты». Диего Веласкес.

Когда Веласкес писал первый портрет Маргариты, ему было 54 года, а девочке – два. Художник словно любуется малюткой и с трепетом предает на холсте еще коротенькие мягкие волосики, и круглые детские щечки. Девчушка еще так мала, что одета в платьице без кринолина, но богато отделанное. В таких ходили в те времена как девочки, так и мальчики.

Читайте также:  Поклонение волхвов - гертген тот синт янс

Для того, что бы облегчить участь маленькой модели во время долгого позирования, живописец позволил девочке опереться о стол ручонкой, а во вторую она взяла веер — «совсем как взрослая».

Выражение лица говорит о недовольстве и возмущении ребенка, оторванного от своих привычных игр и забав, а еще установленного в неудобную позу на долгое время.

В результате получился портрет одновременно и парадный, и удивительно живой, что весьма характерно для всех изображений Маргариты кисти Веласкеса.

Портрет инфанты Маргариты (1655). Лувр, Париж. Диего Веласкес.

Спустя пару лет, Веласкес снова напишет портрет инфанты, глядя на который испытываем все то же умиление и восторг. Поза останется той же, что на первом портрете, однако платье утяжелится кринолином, а вот в глазах румяной девочки — уже обречённость. Почему-то кажется, что маленькая модель вот-вот расплачется.

Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты в белом. (Маргарите шесть лет). (1656). Художественно- исторический музей. Вена.

В шестилетнем возрасте Маргарита позирует уже как взрослая — без подпорок. Завитки золотых волос, тесный корсаж, руки изящно касаются юбки. А ни личике — интерес.

«Портрет инфанты Маргариты в голубом». (1659). Музей истории искусств. Вена. Диего Веласкес.

Инфанта Маргарита в шикарном тяжелом бархатном платье, голубого цвета, который отражается в ее глазах. Поэтому она кажется синеглазой блондинкой, взгляд которой с любопытством изучает художника. Тяжелое одеяние тянет девочку к полу, «но она изо всех сил старается сохранить торжественное выражение лица.

И все же художник не забывает, что пишет хоть королевского, но – ребенка: круглые щечки совсем ребячьи, а в больших глазах отражается искорки достоинства». Многие искусствоведы считают, что на этом портрете прелесть юной инфанты достигла апогея.

В дальнейшем, повзрослев, Маргарита приобретет черты рода Габсбургов: угловатость лица, выпуклость нижней губы и оттопыренность подбородка.

Диего Веласкес. Инфанта Маргарита в розовом, 1660, Прадо, Мадрид Картину художник начал писать в год своей кончины.

А здесь 9-летняя Маргарита — в розовом. Кринолин ее платья становится всё необъятнее, прическа — всё пышнее, а взгляд — всё тусклее. Диего Веласкес вскоре умрёт. Это последний портрет Маргариты его кисти.

Портрет Инфанты Маргариты. Франсиско де ла Иглесия.

В дальнейшем портреты инфанты будут уже писать другие художники испанского двора. Франсиско Игнасио Руис де ла Иглесия напишет принцессу как прелестную юную девушку. На его портрете черты лица Маргариты стали чуть острее, фигура утонченнее, а в глазах — пустота.

Неизвестный художник. Инфанта Маргарита Тереза, (1664).

Волосы инфанты бурые, акцент лица смещён в нижнюю часть с тяжёлым подбородком, выражение лица — недовольное. Видимо, любовь художника к модели — неотъемлемое состояние мастера для написания портретов, что было в полной мере присуще лишь портретам Веласкеса.

Инфанта Маргарита Тереза. (1665). Герард дю Шато.

В четырнадцать инфанту напишет Герард дю Шато, представив зрителю совершенно иное лицо: тёмные тусклые глаза навыкате (она действительно страдала болезнью щитовидной железы), пухлые губы и тяжёлый выдвинутый вперед подбородок.

К тому же формы носа и черепа весьма странные. Это и наталкивает многих на мысль о том, что Веласкес в своих работах приукрашивал инфанту, что называется «сглаживал углы».

Как знать насколько полотна той эпохи соответствовали внешности портретируемых.

Портрет Маргариты Австрийской (1665 — 1666). Хуан Батисто Мазо де Мартинес — зять и ученик Веласкеса занявший после него должность придворного художника.

Здесь инфанту видим в трауре по случаю смерти в 1665 году ее отца Филиппа IV. Но уже в следующем году молодую девушку ожидало счастливое событие: она выходила замуж. Для официальной процедуры бракосочетания в 1666 году Маргарита выехала из Мадрида в Вену в сопровождении своей свиты. Ей тогда было пятнадцать, а жениху — двадцать шесть.

Парный портрет императора и его молодой жены. Ян Томас.

Ян Томас создал парный портрет императора и молодой императрицы. Маргарита и ее супруг облачены в яркие маскарадные костюмы, и что явно бросается в глаза, – каким весельем и счастьем светятся их лица.

Торжества, прошедшие по случаю свадьбы Леопольда I и Маргариты Терезы вошли в историю, как одни из самых зрелищных и помпезных в ту эпоху и продлились более года. Если бы только от их размаха зависело счастье и благополучие семьи, то Леопольду и Маргарите их хватило бы до конца дней. Однако семейное счастье, увы оказалось скоротечным, а жизнь прелестной инфанты — короткой…

Портрет императора Священной Римской империи Леопольда I.

Хотя многочисленные очевидцы уверяли, что это был счастливый брак. Супруги имели много общих интересов, их объединяли не только родственные узы, но и любовь к искусству и музыке. Присмотревшись к портретам дяди и племянницы, видим фамильные признаки Габсбургской династии. Хотя Маргарита была весьма и весьма миловидной.

Как правило, деторождение и выживаемость потомства в при родственных браках большая проблема. Первого наследника Маргарита, родив уже в 1667 году, вслед похоронила. За шесть лет супружества Маргарита Тереза родила четверых детей, трое из которых умерли в младенческом возрасте. В живых осталась только дочь — Мария Антония.

Императрица

Почти ежегодные беременности полностью подорвали здоровье молодой женщины. К тому же, воспитанная при королевском дворе в Мадриде, инфанта, став императрицей, осталась горячей испанкой. Она так и не выучила немецкий. Высокомерная заносчивость её свиты привели к анти-испанским настроениям среди императорского двора.

Подданные императора не скрывали надежду, что больная императрица вскоре умрет и Леопольд I сможет жениться во второй раз. Эта невыносимая ситуация очень удручала Маргариту. Скончалась она совсем юной — в 21-летнем возрасте, на века оставив после себя живописный образ.

Портрет дочери Марии Антонии (1669 — 1692), ставшей женой Максимилиана II. AWESOME! NICE LOVED LOL FUNNY FAIL! OMG! EW!

Источник: https://homsk.com/trombon/infanta-margarita-tereza-ispanskaya-kak-slozhilas-sudba-toy-samoy-devochki-izobrazhennoy-na-shesti-portretakh-velaskesa

Инфанта Маргарита

?

kolybanov (kolybanov) wrote, 2013-04-03 01:49:00 kolybanov kolybanov 2013-04-03 01:49:00 Categories: Автор — Galyshenka. Это цитата этого сообщенияИнфанта Маргарита

Инфанта Маргарита

Диего Родригес де Сильва Веласкес Инфанта Маргарита Австрийская, 1660, Музей Прадо, Мадрид. Диего Веласкес. Инфанта Маргарита. Трех лет 1653-54. Диего Веласкес. Инфанта Маргарита.Пяти лет 1656. Веласкес. Диего — Портрет инфанты Маргариты в восьми лет 1659. Веласкес Диего «Менины.»1657.

ПОРТРЕТ ИНФАНТЫ ….Не подлежит огласке Душа художника. Она была собой. Ей мало юности. Но быстро постареть ей. Ей мало зоркости. И всё же стать слепой. Потом прошли века. Один. Другой, И третий. И смотрит мимо глаз, как он ей приказал, Инфанта-девочка на пасмурном портрете. Пред ней пустынный Лувр. Седой музейный зал.

Паркетный лоск. И тишь, как в дни Эскуриала. И ясно девочке по всем людским глазам, Что ничего с тех пор она не потеряла — Ни карликов, ни царств, ни кукол, ни святых; Что сделан целый мир из тех же матерьялов, От века данных ей. Мир отсветов златых, В зазубринах резьбы, в подобье звона где-то На бронзовых часах. И снова — звон затих.

Павел Антокольский 1928

Кратко о сюжете картины: Инфанта Маргарита, одетая в белое, находится в центре композиции, в окружении своих фрейлин, “менин” – Марии Августины де Сармьенто и Исабель де Веласко, двух придворных шутов – Марии Барболы и Николасито Пертусато, и охотничье-сторожевой собаки. Позади нее разговаривают телохранитель дам и дуэнья Марсела де Ульоа, а в дверях стоит дворецкий Хосе Ньето. Король и королева, Филипп IV и Марианна Австрийская, отражаются в зеркале в глубине картины (т.е. они находятся на нашем месте — месте зрителей), а слева мастер изобразил самого себя, работающего над этой композицией. Вся картина как бы погружена в полумрак, и только инфанта выделяется на ней светлым обликом, этаким «солнечным лучиком» мрачного Альказара. Спустя столетия искусствоведы, рассказывая об этом полотне художника, называют инфанту и художника «Мастером и Маргаритой». Кстати мастер, осознавая ценность своего творения увековечил на нем и свое личное достижение — после своего посвящения в рыцари в 1659 г., дописал красный рыцарский крест, которого упорно добивался и очень им гордился. Диего Веласкес «Менины (фрагменты).1657. »

Маргарита Тереза Испанская (12 июля 1651 — 12 марта 1673) – инфанта из испанской ветви Габсбургов. Старшая сестра Карла II, последнего представителя династии Габсбургов на испанском престоле.

Родителями Маргариты были король Филипп IV и его вторая жена Марианна Австрийская, сестра императора Леопольда I (будущего супруга нашей героини). Она была почти на тридцать лет младше своего мужа.

Шесть детей появились на свет в результате этого брака, только двое достигли совершеннолетия — Маргарита Тереза и наследник престола Карл II.

Вопросы брака королевских дочерей – дело государственной важности, и за кого выйдет замуж Маргарита, когда подрастёт, было известно почти с самого начала – за Леопольда, будущего императора Священной Римской империи Леопольда I.

Именно поэтому и писал придворный художник Диего Веласкес портреты инфанты каждые несколько лет: их отправляли в Вену, чтобы там могли судить, как подрастает невеста. Она вышла за него замуж к пасхе 1666 года в возрасте четырнадцати лет.

Леопольду было двадцать шесть Он был ее дядей по материнской и кузеном по отцовской линии императора Священной Римской Империи Леопольда I. Маргарита называла своего мужа даже в супружестве дядюшка, а он ее Гретль (дядя был австрийцем, видимо, это имя было ему привычнее).

Несмотря на разницу в возрасте и непривлекательный внешний облик Леопольда, ко всеобщему удивлению этот брак был счастливым. Супруги имели многочисленные общие интересы, особенно в искусстве и музыке.

Да и как о правителе, о Леопольде в целом отзывались хорошо, он был любим как придворными и родственниками, так и народом. За шесть лет супружества Маргарита родила шесть детей, из которых выжила только единственная дочь — Мария Антония (1669—1692), ставшая женой Максимилиана II.

Маргарита была очень хрупкой и многочисленные беременности вскоре ее очень ослабили. Вдобавок ко всему у нее был зоб— изменение щитовидной железы.

Унаследовав от матери и отца ограниченность, усиленную фанатичной набожностью, Маргарита выше всей австрийской нации ставила свою испанскую свиту.

К тому же она настояла на изгнании из Вены еврейской общины: она ненавидела евреев, считая именно их виновными в том, что все рожденные ею дети умирали, в то время, как она мечтала подарить мужу наследника.

Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые осели после изгнания в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны. Все это не могло прибавить нашей инфанте популярности.

Придворные откровенно, почти не скрывая, ненавидели императрицу, и, зная о ее слабом здоровье , терпеливо ждали, когда она умрет и освободит императора. Она выполнила их просьбу в марте 1673 года, скончавшись после очередных родов в возрасте 21-го года.

Читайте также:  «тридцатый день», фриденсрайх хундертвассер — описание картины

Портрет, написанный зятем Веласкеса, Хуаном Баутистой дель Масо. 1666.

Судя по этому портрету, сияющий солнечный лучик погас в ней вместе с ушедшим детством. Черные одеяния, потухши й взор — а Маргарите всего 15. В соответствии с испанским придворным этикетом 15-летней королеве категорически запрещалось читать, смотреть в окно, а также показывать не только ноги, но даже и туфли.

(Платья ее были на 20-30 сантиметров ниже каблуков, и бедняжка сначала падала, запутавшись в длинном подоле, а потом приспособилась ходить, как аист: чтобы сделать шаг, она высоко поднимала ногу и буквально отшвыривала ею подол.) Ей многое было «нельзя»… даже смеяться.

Ни королю, ни королеве смеяться не полагалось! Один попугай, рассмешивший еще ее мать Марианну Австрийскую, поплатился за это жизнью. Подоспевшая фрейлина ловко свернула ему шею. Испанский придворный этикет был превыше всего.

Что ж, такова участь королев и императриц – она состоит вовсе не в том, чтобы вкушать радости жизни, напротив, чтобы отдавать свою жизнь в попытках продолжить династию…

А сколько девчонок, разглядывая детские портреты Инфанты Маргариты представляют себя принцессой: очаровательной, как куколка; с огромными голубыми глазами и светлыми волосами; в невероятной ширины юбке, окружённой фрейлинами и слугами. Но сказки бывают только в сказках. Писатель Оскар Уайльд, вдохновленный сюжетом картины «Менины», написал сказку о Маргарите «День рождения инфанты».

Ровно через три прошедших века современный гений — Пикассо под впечатлением «Менин» Веласкеса создал свою серию картин на эту тему, наверное все-таки спорных шедевров в сравнении с великим оригиналом.

Пабло Пикассо. Менины. 1957. Растиражированный в наши дни образ инфанты и ее фрейлин Las Meninas Антонио Вальдеса в Вальядолиде (Valladolid). vsdn.ru/museum/catalogue; lit.peoples.ru; cockroachlady.com; ru.wikipedia.org и др.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/6159565.html

«Менины» Веласкеса: о картине с двойным дном

Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

Диего Веласкес (1599—1660) — один из величайших художников всех времён.

Самое удивительное, что ему вообще удалось это доказать потомкам.

Он был придворным художником испанского короля. Написал бесчисленное количество его портретов, а также портретов его семейства и придворных.

Как правило, талант в таких условиях чахнет. Ведь нужно писать то, что понравится узкому кругу людей.

Шедевры же создаются по-другому. Гораздо чаще вопреки вкусам окружающих.

Но Веласкесу удалось невозможное. И яркое тому подтверждение — его главный шедевр «Менины».

«Менины» — портал в другой мир

Сюжет «Менин» Веласкеса сложный. Но он поддаётся расшифровке.

5-летняя инфанта (испанская принцесса) пришла в мастерскую художника в сопровождении своей свиты. Она захотела посмотреть, как создаётся портрет её родителей — королевской четы.

Сложность сюжета в том, что Веласкес изобразил эту сцену очень неординарно.

Кажется, что половина персонажей смотрит на нас. Но на самом деле они глядят на короля с королевой, которых рисует Веласкес. Поэтому он и стоит рядом с холстом.

О том, что это именно так, мы узнаем благодаря зеркалу за спиной художника.

В нем отражается пара. Это Король Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.

Для меня эта задумка художника очевидна по одной простой причине.

В верхнем правом углу зеркала отражается красный занавес. Такой же оттенок красной краски мы видим и на палитре художника.

Несмотря на размытость изображения, нам нетрудно определить, что изображены именно Филипп IV и Марианна Австрийская. Слишком уж у них характерные черты. Достаточно посмотреть на другие их портреты.

Портреты Диего Веласкеса. Слева: Марианна Австрийская, Королева Испании. 1655—1657. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид. Справа: Филипп IV, Король Испании. 1644 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Веласкес сделал невообразимое. Он показал не тех, кого рисуют. А то, что видят те, кого рисуют. И видят они это нашими глазами. Ведь мы стоим на их месте.

Так художник максимально вовлекает зрителя в пространство картины. И значительно это пространство расширяет. За счёт того, что мир картины виртуозно соединен с нашим миром.

Дальше — больше. Мир картины не заканчивается стенами мастерской. На заднем плане придворный распахнул дверь, когда впускал инфанту со свитой. Оттуда льётся яркий свет. Там их мир продолжается.

Можно даже выразиться в фантастическом ключе. Два мира: тот, что за дверью, и наш мир — соединены происходящим на картине. «Менины» — это портал между двумя мирами.

Невообразимый эксперимент Веласкеса

Сразу возникает вопрос, как Веласкесу удалось осуществить такой эксперимент.

На картине он изобразил испанскую принцессу. Это, конечно, одобрялось.

Но ещё и её свиту. В том числе карликов. Никому до Веласкеса не позволялась такая дерзость.

Задача придворного художника — прославлять короля и его подданных. Изображать доблесть, отвагу и иные прекрасные качества его Величества. А их вовсе могло не быть…

Настоящему мастеру это было скучно. Веласкесу в том числе. И он пытался самовыражаться по мере возможности. А так как Филипп IV ему очень доверял, художнику это позволялось.

Поэтому Веласкесу удалось создать серию портретов карликов, служивших шутами при дворе. На портретах это не шуты, а обычные придворные. Художник не делал различий между ними и людьми из высших сословий.

Диего Веласкес. Дон Себастьян де Морра. 1645 г. Музей Прадо, Мадрид.

Другому художнику это бы не сошло с рук. Ведь карлики были, по сути, рабами, людьми без прав. Часто их покупали за деньги, чтобы они служили в господском доме.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»

Ещё одну дерзость позволил себе Веласкес. Рядом с семьей короля он изобразил себя.

Диего Веласкес. Менины (фрагмент с автопортретом). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

Известно, что Веласкес был честолюбив. Он, выходец из небогатой еврейской семьи, написал самого себя рядом с принцессой. Для того времени это было величайшим достижением.

Такого себе не мог позволить ни один придворный художник. До Веласкеса.

А после него это сделал лишь Франсиско Гойя. Ему тоже было можно. Вот он стоит у холста позади семьи Карла IV. 150 лет спустя.

Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла IV. 1800 г. Музей Прадо, Мадрид.

О том, что Веласкес честолюбив, нам говорит ещё пара деталей. На момент написания картины мастеру было 57 лет. Но на полотне он явно выглядит моложе лет на 15. Конечно, чтобы соответствовать окружению.

А ещё мы видим на его груди красный крест — это орден Сант-Яго, высшая награда в Испании в XVII веке. Но Веласкес получил его после написания картины…

Считается, что дорисовал орден другой художник по приказу короля уже после смерти Веласкеса. Но я больше склоняюсь к версии о том, что мастер сделал это сам.

Слишком уж оттенок креста гармонирует с другими красными красками на картине. Особенно он сочетается с украшениями на платьях инфанты и фрейлин.

Диего Веласкес. Менины (центральный фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Кто же главный герой картины

Кто главный герой картины, понятно сразу. Инфанта Маргарита.

Именно ее Веласкес выделяет светом. Вернее, более светлыми красками, создающими у нас иллюзию того, что девочка больше всех освещена.

Диего Веласкес. Менины (фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Видно, что Веласкес рисует ее с особенной нежностью. Розовые щечки, губки. Белокурые, по-детски жиденькие волосы.

Мы знаем, что художник искренне любил девочку. Она не могла не нравиться. Несмотря на близкородственный брак ее родителей (мать — племянница отца), каким-то чудом девочка родилась здоровой и миловидной. К тому же имела необременительный для окружающих характер.

Также освещены светом фрейлины инфанты (по-испански — менины). Они тоже миловидны. Картина называется в их честь. Но я не думаю, что так назвал её сам Веласкес.

Долгое время она числилась в каталогах под названием «Семья Филиппа IV». Видимо, название «Менины» закрепилось позднее с лёгкой руки одного из хранителей картины.

В более приглушенном свете мы видим карлицу — няню инфанты. К ней относились при дворе благосклонно. Ведь она ухаживала за Маргаритой с рождения. За единственным на тот момент выжившим ребёнком королевской четы.

Возможно, карлице ставили это в заслугу. Поэтому и наградили орденом. На картине она трогает его рукой и как бы демонстрирует нам.

Диего Веласкес. Фрагмент картины «Менины» (карлики). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

А рядом с ней ещё один карлик — ребёнок. Он играючи поставил ногу на пса. Дело в том, что лишь карлики могли вести себя раскованно при дворе. Обычный придворный не мог себе позволить обижать пса инфанты.

Интересный факт. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который Веласкес якобы пишет в «Менинах», в реальности не существовует. Скорее всего, художник его выдумал.

А вот отдельный портрет инфанты Маргариты в этом же платье сохранился. На фоне того самого красного занавеса.

Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. 1656 г. Музей истории искусства, Вена.

Почему так? И вот мы приблизились к главной загадке картины…

Главная загадка «Менин»

Почему важные люди, влияющие на жизнь Веласкеса, на картине играют явно второстепенные роли?

Король с королевой лишь отражаются в дальнем зеркале. Маршал стоит в самой дали на лестнице — его черты еле различимы. Ещё один придворный и вовсе в тени.

Диего Веласкес. Менины (деталь). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

Мне очень импонирует гипотеза замечательного искусствоведа Паолы Волковой.

Все дело в положении Веласкеса при дворе. Со стороны может показаться, что оно было завидным. Король назначил художника главным постельничим. Его мастерская примыкала к покоям монарха. И он не только писал портреты, но и следил за порядком вещей и чистотой ночных горшков.

Нам это кажется оскорбительным. Но в то время — нет. Ведь люди искренне верили, что Король — посланник божий. И мытьё за ним горшка — это привилегия, а не унижение.

Может, Веласкес в это тоже хотел верить, но подсознательно догадывался о своём унизительном положении.

Да и другие придворные его не жаловали. Как раз за его приближенность к королю. Против него плели интриги.

«Менины» — это скрытый протест. И стремление отодвинуть на второй план тех, кто его унижает.

А вот девочка-инфанта была ему близка и мила. Она в силу возраста и характера не желала ему зла. Более искренними были и карлики. И фрейлины. Поэтому они на первом плане.

На первом плане не только на картине, но и в сердце художника.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Оксана Копенкина

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

Источник: https://arts-dnevnik.ru/meniny-velaskes/

Ссылка на основную публикацию