Портрет художника м. в. матюшина, к.с. малевич, 1913

23 февраля 1878 года (по некоторым данным — 1879 года) родился Казимир Малевич — русский художник-авангардист, основоположник супрематизма, философ и теоретик искусства.

Самой известной картиной Малевича остаётся «Чёрный квадрат»: именно это произведение вспоминают большинство людей, когда речь заходит о его творчестве. Тем не менее «квадрат» является далеко не единственной выдающейся работой художника.

Также его кисти принадлежат живописные импрессионистские пейзажи, реалистичные портреты и даже агитационные плакаты. О многообразии творчества Казимира Малевича — в материале RT.

Этюды в духе импрессионизма

В начале 1900-х годов 25-летний Казимир Малевич приступает к работе над серией этюдов в духе импрессионизма. Тогда появятся «Весенний сад в цвету», «Биркенхайн», «Весенний пейзаж» и другие произведения.

Художник будет возвращаться к этому стилю в течение всей жизни: он не только любил импрессионистов, но и уверял окружающих, что он сам и искусство в целом развивались «от импрессионизма к супрематизму».

 

Портрет художника М. В. Матюшина, К.С. Малевич, 1913

  • «Весенний сад в цвету» (1904), Казимир Малевич

«…Я наткнулся на вон из ряда выходящее явление в моём живописном восприятии природы.

Передо мной среди деревьев стоял заново белённый мелом дом, был солнечный день, небо кобальтовое, с одной стороны дома была тень, с другой — солнце.

Я впервые увидел светлые рефлексы голубого неба, чистые и прозрачные тона. С тех пор я начал работать светлой живописью, радостной, солнечной… С тех пор я стал импрессионистом», — утверждал Малевич. 

Согласно мнению ряда исследователей, чтобы убедить всех в правдивости данного утверждения, Малевич написал несколько импрессионистских картин задним числом — созданные специально к открывшейся в Государственной Третьяковской галерее выставке в 1929 году произведения художник датировал 1903—1906 годами.

Эскизы фресковой живописи

В начале своего творческого пути Малевич также создаст цикл картин, напоминающих фресковую живопись, — в том числе автопортрет, сочетающий элементы иконной живописи и модерна. 

Портрет художника М. В. Матюшина, К.С. Малевич, 1913

  • «Торжество неба» (1907), Казимир Малевич

Отношение художника к религии заслуживает отдельного внимания. Уже после революции в Витебске издаётся его брошюра «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».

 «Каждый человек спешит к совершенству своему, стремится быть ближе к Богу, ибо в Боге его совершенство, следовательно, каждый шаг человека должен быть направляем к Богу, для чего он изыскивает пути или средства — просто ищет Божеских признаков. Думая о достижениях, он построил себе два пути.

Религиозный техникум и гражданский или фабричный, церковь и фабрику. Два техникума идут к одинаковой цели. И вопрос одинаков, цель одинакова и смысл — искание Бога», — писал он.

Товарищи по цеху это откровение восприняли неоднозначно. «После откровенного выпада Малевича даже сомневающиеся, даже близорукие сумеют под маской красного квадрата разглядеть чёрное лицо старого искусства. Малевичу нечего делать с левыми», — отмечал основатель «ЛЕФа» Борис Арватов.

Всего понемногу

В 1907 году Малевич переезжает в Москву, начинает посещать занятия в студии Фёдора Рерберга и принимает участие в XIV выставке Московского товарищества художников. Годом позднее открывается выставка «Салон Золотого руна». Символисты привозят в город более пятидесяти крупнейших французских мастеров, в том числе Ренуара, Дега, Сезанна, Гогена, Ван Гога, Матисса и многих других. 

Портрет художника М. В. Матюшина, К.С. Малевич, 1913

  • «Отдых. Общество в цилиндрах» (1908), Казимир Малевич

Эта выставка стала одним из самых ярких событий в истории искусства ХХ века и оказала огромное влияние на творческое мировоззрение ряда русских художников. Не мог не вдохновиться увиденным и Малевич, который в поисках собственного стиля обратится и к клуазонизму, и к кубизму, и к фовизму.

В последней выставке журнала «Золотое руно», открывшейся в 1909 году, Малевич — в составе авангардного объединения «Бубновый валет» — уже принимал непосредственное участие.

Кубофутуризм

Малевич беспрестанно продолжает эксперименты с пространством и движением. В 1913 году он пишет, что единственно верным течением в живописи является кубофутуризм. Тогда появляются «Женщина с вёдрами», «Портрет М.В. Матюшина», «Утро после грозы» и другие картины, признанные классическими произведениями русского кубофутуризма. 

Портрет художника М. В. Матюшина, К.С. Малевич, 1913

  • «Точильщик» (1912)/«Утро после грозы» (1913)

Одной из наиболее ярких работ Малевича того периода стал «Точильщик (Принцип мелькания)». В ней художник сумел совместить статику и динамику. Внимательный зритель увидит на полотне не набор геометрических фигур, а рабочего с рыжими усами, склонившегося над точильным станком и нажимающего на педаль. На заднем плане слева стоит жёлтый стол, справа виднеются ступени.

Агитационные плакаты

В 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну, и группа авангардистов, в которую входил Казимир Малевич, создала объединение «Сегодняшний лубок» и принялась за отрисовку агитационных плакатов. Эти плакаты представляли собой изображения с шутливыми подписями и в целом сохраняли знакомую русскому народу лубочную стилистику. 

Портрет художника М. В. Матюшина, К.С. Малевич, 1913

  • «Глядь, поглядь, уж близко Вислы» (1914)/«Шёл австриец в Радзивилы» (1914)

Неприятель на таких рисунках представал маленьким и жалким.

С таким легко могла справиться полнотелая крестьянка («Шёл австриец в Радзивилы, да попал на бабьи вилы»), а уж союзники сгребали в охапку сразу с десяток вражеских солдат с головами, похожими на жёлуди («У союзников французов — битых немцев целый кузов. А у братцев англичан — драных немцев целый чан»). Стихи эти, к слову, принадлежат другому участнику группы — Владимиру Маяковскому.

Супрематические композиции

В 1915 году Малевич в полную силу работает над созданием своих первых супрематических композиций.

На последней футуристической выставке картин под названием «0,10» художник представляет 39 беспредметных работ и объясняет их смысл в манифесте «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм».

На той же выставке зрителям был впервые продемонстрирован знаменитый «Чёрный квадрат», вместе с картинами «Чёрный круг» и «Чёрный крест» образующий триптих. 

Портрет художника М. В. Матюшина, К.С. Малевич, 1913

  • «Мистический супрематизм» (1920-е)/«Супрематическая композиция» (1916)

Наибольший вклад в развитие изобразительного искусства Малевичу удалось сделать именно благодаря основанию супрематизма. И поэтому супрематические картины в подавляющем большинстве оцениваются дороже других его работ.

Десять лет назад «Супрематическая композиция» 1916 года была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за $60 млн. И по сей день она остаётся самой дорогостоящей картиной русского художника, когда-либо ушедшей с молотка.

Крестьянская тематика

«На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти всё лето и осень, а я, будущий художник, любовался полями и «цветными» работниками, которые пололи или прорывали свёклу.

 Взводы девушек в цветных одеждах двигались рядами по всему полю. Это была война.

Войска в цветных платьях боролись с сорной травой, освобождая свёклу от зарастания ненужными растениями», — так Малевич вспоминал о счастливых моментах своего детства, проведённых среди крестьян. 

Портрет художника М. В. Матюшина, К.С. Малевич, 1913

  • «Крестьянин» (1932)/«Косарь» (1911—1912)

В детстве художник помогал крестьянам расписывать печи, в юношестве — через иконопись пытался понять их «эмоциональное искусство». Впоследствии он многократно будет обращаться к теме крестьянства в своих произведениях.

Исследователи выделяют два «крестьянских» периода Малевича: досупрематический и постсупрематический. В первой серии крестьяне представлены в возвышенном ключе.

Вероятно, вспоминая впечатления от своих детских наблюдений, Малевич восторгается их силой и трудолюбием. Второй цикл преисполнен драматизма. Теперь его крестьяне — трагичные, безликие фигуры.

«Полуобразы», как их называл сам художник.

Реалистические портреты

В последние годы жизни Казимир Малевич пишет преимущественно портреты реалистического характера, нередко вдохновлённые работами мастеров Возрождения. Моделями выступают люди из близкого окружения художника — его родные, друзья, ученики. 

Портрет художника М. В. Матюшина, К.С. Малевич, 1913

  • «Портрет ударника» (1932)/«Автопортрет» (1933)

Широкую известность получил автопортрет Малевича 1933 года. Он же — наиболее узнаваемый из всех автопортретов художника. На этой картине Малевич изображает себя с гордо поднятой головой, будто бы демонстрируя, что не сдаётся и не отказывается от своих убеждений (чего от него постоянно требовали власть и общество). На обороте картины он оставил второе название: «Художник».

Источник: https://russian.rt.com/nopolitics/article/485745-malevich-chernyi-kvadrat

Казимир Малевич: картины, об супрематизме

Казимир Малевич  (1878-1935) — русский художник. Стоит назвать имя Казимира Малевича, и все, кто хотя бы немного знаком с искусством, сразу вспоминают его знаменитый, созданный в 1914 году «Чёрный квадрат«.

Это своеобразный живописный манифест супрематизма — нового направления абстрактного искусства, возникшего в России в начале XX века благодаря Малевичу.

Пронизанные внутренним движением асимметричные, но уравновешенные супрематические композиции рождались в результате сочетания самых простых, различных по величине и цвету геометрических фигур — треугольников, полос, прямоугольников, кругов и т. д.

В переводе с латинского supremus значит «наивысший». Обдумывая концепцию нового течения, Казимир Малевич делился своими планами только со своим другом М. Матюшиным. Именно с ним он задумал издавать журнал «Нуль».

В «Черном квадрате» все предметные формы, казалось бы, действительно сведены к нулю, но это не конец, а только начало нового движения, вход в новое пространство.  Казимир Малевич вынашивал идею «шагнуть за нуль», в беспредметное пространство.

 Изображенный на белом фоне его черный квадрат стоит воспринимать не как плоскость, а как вход в космос нового пространственного видения.

 Предысторией «Чёрного квадрата», идея создания которого, по признанию Казимира Малевича, родилась на бессознательном уровне, можно считать работу художника над эскизами декораций к опере Матюшина и Крученых «Победа над солнцем».

В результате «распадения» «Черного квадрата» появились на свет 48 новых картин, которые были показаны в 1915 году на выставке «0,10». Казимир Малевич писал в одном из своих писем, что «черный квадрат — зародыш всех возможностей — принимает при своем развитии страшную силу.

Он является родоначальником куба и шара, его распадения несут удивительную культуру в живописи».

Возможно, именно супрематизм Малевича, как и другие возникшие в начале XX века абстрактные течения, «окультурили» стремительное развитие цивилизации, оставили для потомков визуальную летопись того времени, времени войн, катастроф, революций, когда иногда казалось, что на отдельные элементы разлагается сама действительность.

 Казимир Северинович Малевич родился 11 февраля 1878 года в Киеве. Его отец работал на свеклосахарных заводах, которые обычно строились в глуши.

Поэтому в 1890 году семья перебралась в село Пархомовка, которое находилось около Бе-лополья, а затем в Волчок.

В Пархомовке Казимир окончил пятиклассное сельскохозяйственное училище и с увлечением помогал крестьянам расписывать печи, сам рисовал, как считал, не хуже, чем художники в журналах.

 Когда в 1896 году семья Малевичей переехала в Курск, Казимир вместе с другими художниками-любителями создал кружок любителей искусства. Он рисовал пейзажи и увлекался творчеством «передвижников» Шишкина и Репина, музыкой, которую помогал ему глубже понять композитор Николай Рославец.

Ради того чтобы заработать деньги на учебу в Москве, Казимир Малевич некоторое время служил чертежником в техническом отделе управления железной дороги. В 1904 году он начал посещать Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Сначала Малевич был увлечен импрессионистами, затем иконописью, которая, по его собственному признанию, помогла ему понять «эмоциональное искусство крестьян, которое любил раньше, но не уяснил всего того смысла, который открылся после изучения икон».

 Впервые его имя появилось в каталоге XIV выставки Московского товарищества художников, которая проходила в 1907 году.

Тогда же в Москве состоялись выставки, организованные журналом символистов «Золотое руно», где можно было увидеть новое французское искусство — работы Боннара, Брака, Глеза, Гогена, Редона и других художников, творчество которых не могло не заинтересовать Малевича. В 1905-1910 годах он занимался в студии Рерберга, но сам позже подчеркивал, что главным в его становлении было самообразование.

 В 1911 году на Первом Московском салоне были выставлены три серии работ Малевича: «Желтая серия» представляла ангелов и святых, «Белая» — отдых, «Красная» — бани, купальщиков и купальщиц.

В том же году проходила третья выставка петербургской группы «Союз молодежи», где картины Малевича экспонировались вместе с работами Д. и В. Бурлюков, Ларионова, картинами Гончаровой, Моргунова и Татлина.

Читайте также:  Картина "золотая осень", василий дмитриевич поленов - описание

Гончарова и Ларионов чуть позже отделились от объединения художников «Бубновый валет» и организовали выставку «Ослиный хвост», на которой можно было увидеть произведения Малевича, Степанова, Моргунова, Шевченко, Татлина, Шагала.

 В 1913 году Малевич вступил в «Союз молодежи» и писал, что единственным правильным течением в живописи является кубофутуризм. Ларионов интерпретировал футуризм как лучизм. В этот период Малевич в таких своих работах, как «Женщина с ведрами», «Точильщик», «Лесоруб», «Утро после вьюги в деревне» и др. изображал формы, которые, казалось, покрыты металлом.

 В июле этого же года М. Матюшин предложил писателям Крученых и Хлебникову и художнику Малевичу написать по просьбе петербургского «Союза молодежи» оперу. Несколько дней в июле, которые Матюшин, Малевич и Крученых вместе провели на берегу Финского залива в Уусикиркко, они решили назвать «Первым всероссийским съездом футуристов».

После чего опубликовали манифест о том, что в результате совместной деятельности создали оперу «Победа над солнцем», и заявили, что теперь выступают за разрушение чистого русского языка, отжившего хода мысли, против легкомысленности дешевых писателей и художников.

«Победа над солнцем» была исполнена 3 и 5 декабря в Петербургском Луна-парке.

 В январе 1914 года в Москву приехал вождь итальянского футуризма Ф.-Т. Маринетти. А 8 февраля на Кузнецком прошла знаменитая демонстрация футуристов. Ее участники украсили отвороты своих пальто красными деревянными ложками.

 После того как 1 августа 1914 года государство Германия объявила войну России, Казимир Малевич нарисовал в стиле русского лубка несколько антинемецких плакатов.

 На первой футуристической выставке «Трамвай В», которую организовали в Петрограде Иван Пуни и его жена Ксения Богуславская, Казимир Малевич выставил свои работы «Дама у афишного столба», «Авиатор», «Дама в трамвае» и «Англичанин в Москве». Вместе с его произведениями экспонировались работы Клюна, Моргунова, Поповой, Татлина, Экстер и других. Когда открывалась выставка, ее участники уже традиционно украсили свои костюмы красными деревянными ложками.

 А в своей мастерской Казимир Малевич втайне от всех уже создавал первые супрематические композиции. Правда, Пуни, который тогда готовил вторую футуристическую выставку, зашел к Малевичу и случайно узнал о готовящемся сюрпризе.

 39 абсолютно беспредметных работ, в том числе и знаменитый «Черный квадрат», были выставлены на последней футуристической выставке картин, которая называлась «0,10» (ноль десять). Малевич назвал их «новым беспредметным реализмом».

Вместе с Пуни, Богуславской, Клюном, Меньковым написал декларацию, которая вошла в их совместный манифест и брошюру, где Малевич объяснял смысл своих работ. Декларация стала введением к новой брошюре — «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм». В ней Казимир Малевич писал: «Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым.

Исчезло все, осталась масса материала, из которого будет строиться новая форма.  В искусстве супрематизма формы будут жить, как и все живые формы натуры».

 В 1916 году Казимира Малевича призвали на военную службу в Смоленск.

В августе 1917 года избрали в Московский Совет солдатских депутатов председателем художественного отдела, а после Октябрьской революции членом комиссии по охране художественных ценностей в Кремле.

Малевич писал статьи для газеты «Анархия», потом, переехав в Петроград, делал декорации для постановки пьесы «Мистерия-Буфф» Маяковского.

 В Москве, куда Малевич вернулся в 1919 году, он руководил в Свободных художественных мастерских (Свомас) мастерской по живописи и вместе с Удальцовой — текстильной мастерской. На одной из выставок показал свою новую серию — «Белое на белом». Родченко тут же ответил на нее «Черным на черном».

 «Цвет должен выйти из живописной смеси в самостоятельную единицу — в конструкцию,- утверждал Казамир Малевич,- как индивидуум коллективной системы».

 В сентябре 1919 года начался новый этап в жизни и творчестве Малевича. В. Ермолаева и Л. Лисицкий пригласили его преподавать в Витебскую народную художественную школу, которую в то время возглавлял М. Шагал.

Уже весной следующего года Малевич внедрил новую форму образования, где все виды искусства рассматривались на основе супрематизма. «Уновис», который расшифровывается как «утвердители нового искусства», был новым, основанным на коллективных началах типом обучения.

1920 год для Малевича особенный: 20 апреля у него родилась дочь, которую он назвал Уна, а в декабре вышел альбом «Супрематизм. 34 рисунка».

Однако отношения с некоторыми преподавателями, да и с городскими властями у Малевича не сложились. И он вынужден был переехать в Петроград. Вместе с ним поехали Ермолаева, Чашник и некоторые его ученики.

В 1923 году вместе с другими художниками «Уновиса» и сотрудниками Петроградского государственного фарфорового завода Малевич начал разрабатывать эскизы новых форм, которые основывались на принципах супрематизма.

В это же время он попробовал исследовать возможности супрематической архитектуры и разработал чертежи-эскизы к так называемым «планитам». По предложению Павла Филонова Малевича временно назначили директором, а потом заведующим отделом живописной культуры Института художественной культуры.

«Черный квадрат», «Черный круг», «Черный крест» и шесть рисунков планит Малевича с большим успехом экспонировались на XIV Бьеннале в Венеции.

Художник-новатор очень любил участвовать в диспутах, ученики называли его не только Учителем с большой буквы, но и вождем, сравнивали его личность с личностью легендарного Чапаева.

А Малевич уже мечтал о преобразовании в духе супрематизма всего окружающего пространства и вместе с Чашником и Суэтиным начал делать модели супрематических архитектурных сооружений — «архитектонов».

Потом отправился в Варшаву и Берлин, где вместе с Пайпером посетил «Баухауз» в Дессау, познакомился с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надем и даже решил снять фильм о супрематизме.

Возвратившись в Россию, Малевич вновь занялся исследовательской деятельностью, но, столкнувшись с непониманием, вынужден был переехать в Киев. В 1930 году Малевича арестовали. И пока он был в тюрьме, друзья, волнуясь за его судьбу, сожгли почти все рукописи.

В 1932 году Казимиру Малевичу предоставили возможность руководить экспериментальной лабораторией в Государственном Русском музее. В апреле 1935 года на Первой выставке ленинградских художников экспонировались пять портретов, которые Малевич создал в 1933 и 1934 годах. А потом — вплоть до 1962 года — работы Малевича в Советском Союзе больше не показывались.

Умер Казимир Малевич 15 мая 1935 года.

Его творчество вобрало в себя все противоречия времени. Малевич увлекался импрессионистами, создавал кубофутуристические композиции, были в его творчестве и два так называемых крестьянских периода, когда он пытался осмыслить образы крестьян. Но главным его вкладом в историю изобразительного искусства XX века стал супрематизм.

«Черный квадрат» сделался своеобразным знаком — символом. И Малевич, и его ученики носили его на рукавах, ставили рядом с обращением к адресату на письмах. Даже похоронить себя Малевич завещал в «супрематическом» гробу, который изготовили по его собственному проекту.

На крышке должны были размещаться квадрат, круг и крест (крест, правда, согласуясь с советской символикой, делать не стали, хоть он у Малевича назывался «пересечением двух плоскостей»). Одели покойника в основные супрематические цвета — белая рубаха, черные брюки, красные туфли. Н.

Суэтин позже поставил на могиле художника в Немчиновке белый куб с черным квадратом на нем, тем самым черным квадратом, который явился выходом в новое пространство.

«Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски,- утверждал Казимир Малевич.- Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Вы в сетях горизонта, как рабы! Мы, супрематисты, бросаем вам дорогу. Спешите! Ибо завтра не узнаете нас».

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ТВОРЧЕСТВА МАЛЕВИЧА

Казимир Малевич (23.02.1878-15.05.1935) — русский художник, основатель супрематизма — направления искусства, использующего в качестве изобразительных элементов исключительно геометрические фигуры. Малевич считается одним из пионеров абстрактного искусства.

Казимир Северинович Малевич родился в Киеве, в семье сахарозаводчика. Пройдя пятилетний курс обучения в сельскохозяйственном училище, он стал учиться живописи, а в 1900 уехал в Москву.

1903: Импрессионистский период. В начале века стиль Малевича тяготел к импрессионизму (например, «Цветочница», 1903), после февральской революции 1905 года художник вступил в контакт с символистским движением «Голубая роза».

Споря в вопросах стиля с так называемыми примитивистами, Малевич создал три серии картин, которые представил в 1911 на Первом Московском салоне: «Желтая серия» включает в себя изображения ангелов и святых, «Белая серия» — белые фигуры на цветном фоне и «Красная серия» состоит в основном из изображений купающихся натур.

1911: Кубистический период. Примерно в 1910 любимым сюжетом художника стало изображение крестьянского труда: фигуры работающих на земле людей выполнены в ярких красках и упрощенных очертаниях. С 1911 в «крестьянских» сценах стало явственно ощущаться возрастающее влияние кубизма.

Малевич создавал геометрические и блочные фигуры с металлически блестящими поверхностями. Кроме того, появлялись насыщенные красками картины, в которых он воссоздавал фигуры и пространство через шаро- и ромбовидные изображения (например, «Лесоруб», 1911/1912; «Урожай», 1912).

В таких работах, как «Стол и комната» (1913) и «Англичанин в Москве» (1914), он ориентировался на французский вариант кубизма.

1913: Супрематизм. В 1913 Малевичу заказали костюмы и декорации для футуристической оперы «Победа над солнцем». Работая над этим заказом, художник сознательно отверг все известные стили искусства и создал декорацию, которая состояла из одного-единственного черного квадрата.

Эту композицию он перенес затем на холст, назвав картину «Черный квадрат на белом фоне» (около 1913). Стиль своего искусства Малевич обозначал термином «супрематизм», под которым подразумевал «постановку опыта чистой, не имеющей практического значения беспредметности».

Свои работы он поначалу компоновал преимущественно из квадратов; позже он стал работать с линиями, кругами, прямоугольниками и крестами. В художественном развитии супрематизма можно проследить три этапа. До 1915 доминирующими элементами были простые парящие формы из квадратов и широких цветных полос.

Вторым этапом было создание напряженных групп из скрещенных между собой горизонтальных и вертикальных форм. В продолжение так называемого белого, или пуристического, периода (1917/18) он сводил композицию картины к монохромным белым плоскостям с белыми же формами.

Благодаря своим теоретическим трудам по супрематизму Малевич, наряду с Владимиром Татлиным, считается наиболее выдающимся теоретиком конструктивизма (изображение фигур посредством чистых геометрических форм).

1917: Супрематизм как официальная культурная политика. После Октябрьской революции 1917 супрематизм, наряду с конструктивизмом, стал составной частью официальной культурной политики, нацеленной на научно-художественную реориентацию нового общества.

Малевич был назначен руководителем всех московских музеев. Свою картину «Супрематизм» (1921-27) он рассматривал как постулат «бесполезной беспредметности».

Художник экспериментировал не только в живописи: в течение некоторого времени он занимался дизайном помещений, а также архитектурой и прикладными искусствами.

В 20-х Сталиным пропагандировался художественный стиль социалистического реализма, и Малевич в своей живописи стал более четко ориентироваться на предметное искусство, создавая портреты, изображения людей и ландшафтов (например, «Деревенские девушки», 1928-32). В 1935 Малевич умер в Ленинграде в возрасте 57 лет.

Галерея картин Малевича

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/807-malevich.html

Описание картины Казимира Малевича «Портрет Матюшина»

Описание картины Казимира Малевича «Портрет Матюшина»

В 1913 году знаменитый художник К. С. Малевич написал необычную картину «Портрет Матюшина» в стиле нового на тот момент художественного направления – кубофутуризма. В отличие от большинства его приверженцев, Малевич не использовал в своей работе только монохромные цвета. Он нарисовал ее маслом, применив богатую цветовую палитру и изобразив в разных уголках картины реалистичные элементы, прекрасно передав динамику композиции и совместив несовместимое.

Читайте также:  Дама с зонтиком, повернувшаяся налево, клод моне - описание картины

При всей абстрактности картины внимательный человек сможет увидеть на полотне лоб и темные волосы, разделенные ровным пробором, некоторые детали одежды. Именно благодаря этим «отрывкам» можно понять, что перед нами портрет, а не набор геометрических фигур, выкрашенных в разные цвета.

Первое, на что падает взгляд зрителя, это длинная горизонтальная полоса из множества белых прямоугольников, проходящая по центру холста.

Как известно, Матюшин был не только великолепным художником, но и композитором, и Малевич решил сделать в своей работе акцент на его музыкальный талант. Конечно же, белые квадраты являются клавишами пианино.

Также художник намекает на своеобразие музыкальной системы Матюшина с помощью отсутствия привычных черных клавиш.

Малевич прекрасно передал динамику абстрактного изображения. Крупные фигуры словно распадаются на множество более маленьких, а те в свою очередь так же подвергаются распаду. Картина «Портрет Матюшина», вне всякого сомнения, одно из лучших произведений искусства, выполненных в совокупности стилей кубизма и футуризма.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-kazimira-malevicha-portret-matyushina/

10 картин Казимира Малевича

Казимир Малевич (1878-1940) известен как один из лидеров авангардистского движения начала 20 века, он является изобретателем супрематизма – движение, вышедшее из кубо-футуризма. Вспомним 10 самых известных и важных картин Малевича, начиная с «Черного квадрата» — одной из самых известных русских картин в истории мирового искусства.

Черный квадрат

Впервые показанный на выставке футуристов «0,10» в 1915 году, «Черный квадрат» является краеугольным камнем абстрактного искусства и знаменует собой начало Супрематизма – нового, беспредметного стиля искусства, характеризующегося геометрическими формами и монохроматическими палитрами, который сам Малевич описал как «выражение чистого чувства, не ищущее никаких практических ценностей, никаких идей, никакой «земли обетованной».

Казимир Малевич. Черный квадрат

Автопортрет

Малевич написал не так много автопортретов, а его «Автопортрет» 1910 года, находящийся сегодня в Третьяковской галерее, интересен тем, что является одной из ранних работ, не относящихся к супрематизму.

Ориентировочно, портрет написан во время учебы в Московской школе живописи, когда художник соприкоснулся с целым рядом художественных течений, включая кубизм и футуризм, «Автопортрет» Малевича ближе по стилю к произведениям фовистов.

Казимир Малевич. Автопортрет

Супрематическая композиция

Написанная в 1916 году, в том же году, когда Малевич написал Манифест Супрематистов, в 2008 году «Супрематическая композиция» была куплена на Нью-Йоркском аукционе Сотбейз за 60 миллионов долларов, став самой дорогой русской картиной за все время.

У этой картины интересная история: Малевич возил ее в Варшаву и Берлин на выставки, пытался продать в Германии; затем оставил на хранение у немецкого архитектора Хуго Хёринга, который продал картину Стеделейкмюсеуму в Амстердаме.

Спустя 50 лет картина была возвращена музеем наследникам художника.

Казимир Малевич. Супрематическая композиция

Красный квадрат (Женщина в двух измерениях)

Написанная в 1915 году картина находится в собрании Русского Музея – это красный параллелограмм, стоящий немного криво на абсолютно белом фоне – он кажется абсолютно абстрактным, однако подзаголовок (надписан на обратной стороне картины) предполагает некий символизм. Цитируя Лауру Камминг, трудно не согласиться, что «даже несмотря на столетие абстракционизма, ничто не кажется настолько радикальным, как эта ослепительно простая форма».

Казимир Малевич. Красый квадрат (Женщина в двух измерениях)

Белое на белом

В то время как «Черный квадрат» является иконой супрематизма Малевича, его картина «Белое на белом» стала вершиной беспредметности, к которой стремился художник, расширив границы абстракционизма. Положение белого квадрата, немного под углом плывущего по практически неотличимому фону, создает ощущение движения плоскостей.

Казимир Малевич. Белое на белом (1918)

Портрет художника М.В. Матюшина

Портрет художника Матюшина – композитора, живописца, выдающегося деятеля русского авангардного движения, с которым Малевич сотрудничал в Кубофутуристической опере 1913 года «Победа над солнцем», наряду с писателями Алексеем Крученых и Велимиром Хлебниковым. Как и оформление оперы, картина выполнена в кубо-футуристическом стиле, от которого Малевич впоследствии откажется ради Супрематизма.

Казимир Малевич. Портрет М. В. Матюшина

Точильщик (Принцип мелькания)

Следующая работа Малевича – «Точильщик» — находится в художественной галерее Йельского Университета, штат Коннектикут, сочетает элементы кубизма и футуризма. Нарисована в период между 1912 и 1913. Фрагментированное изображение передает мелькание точильного станка, энергию и движение.

Казимир Малевич. Точильщик

Мистический супрематизм (Черный крест на красном овале)

Еще одна картина, Казимира Малевича, принадлежащая самому радикальному и иконоборческому периоду в творчестве художника; в 2015 году она была продана на аукционе Sotheby's за 37,7 миллиона долларов наследниками Малевича.

Казимир Малевич. Супрематизм (Черный крест на красном овале).

Женщина с ведрами: Динамическая декомпозиция «Крестьянки с ведрами»

Очень похожая на «Точильщика» и созданная в то же время композиция — еще один пример кубо-футуристического периода художника. Работа была выставлен в музее современного искусства МОМАс 1935 года до тех пор, пока Нью – Йоркское учреждение не приобрело ее в начале 1960 – х годов.

Казимир Малевич. Женщина с ведрами

Супрематизм. 18-я конструкция

Если сравнивать картину Малевича » Супрематизм. 18-я конструкция» с другими работами, то она не вышла в лидеры по суммам продаж. На аукционе Sotheby’s в 2015 году она была продана «всего»за £21.4 млн. фунтов стерлингов (~ 33.8 млн. долларов США). Картина которая представлялась на аукционе как «шедевр авангардистского искусства 20-го века» была написана в 1915 году.

Казимир Малевич. Супрематизм. 18-я конструкция

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae4a4b8c3321b1f23ef1ec5/5b7d2083e97bfc00a9b0aa9c

К портрету «цареубийцы» кисти казимира малевича

Сообщение от 15 января 2018 года не прошло незамеченным: «Написанный Малевичем портрет чекиста Якова Юровского, возглавившего расстрел императора Николая II, выставлен в продажу за 65 млн евро. Портрет чекиста Якова Юровского, в 1918 году выступившего одним из непосредственных организаторов расстрела в Екатеринбурге семьи последнего российского царя Николая II, написанный Казимиром Малевичем, выставлен на продажу за 65 млн евро. Соответствующее объявление размещено на сайте галереи ArtAntik, сообщает «Znak.com»». 

«Портрет Юровского обнаружил в 2011 году реставратор антикварной мебели Игорь Миловидов. Завернутый в обои холст находился в одном из нераспакованных ящиков его деда. С этим ящиком семья Миловидова в течение нескольких десятков лет переезжала с места на место».

Сообщается также: «Картина прошла экспертизу в научно-исследовательском центре имени Третьякова (установление авторства, подтверждение подлинности – В.К.). Сейчас предполагается, что Казимир Малевич написал портрет Юровского во время пребывания в Курске (с 1896 по 1907 год) до переезда в Москву и Ленинград».

Портрет кисти Казимира Малевича (1879-1935), цареубийцы Якова Юровского (1878-1938), факт обнаружения которого еще в 2011 году скрывался, в том числе и от следствия по делу Екатеринбургского злодеяния (история заказа портрета, так или иначе, связана с цареубийством), нуждается в проведении исторической экспертизы, так как именно год и место написания этого портрета могут подтвердить или нет принадлежность изображенного на нем мужчины к Юровскому.

Возраст изображенного на портрете мужчины находится в пределах от 35 до 40 лет (возможно, что и больше), а Юровскому, молодому человеку в те годы (1896-1907), было от 18 до 29 лет. Да и появление Юровского в Курске или в Москве в то время не подтверждается фактами его биографии.

Где могло состояться, далеко не шапочное, приведшее к написанию портрета, знакомство Юровского с Малевичем, проживающим в те годы (1896-1907) в Курске? В Москве он находился в период первой попытки поступления в 1904-1906 годах в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

То было время Первой русской смуты, участником которой Юровский был в Екатеринодаре, а затем в Томске. В декабре 1905 года Малевич, вместе с братом Мечиславом, участвовал в баррикадных боях в Москве; весной 1906 года он возвратился в Курск и только в 1907 году переехал в Москву на постоянное место жительства.

Ноэтими фактами далеко не исчерпывается вся эта сенсационная «находка», обнародование которой не случайно приурочили к вековой дате совершения цареубийства.

Первая возможная встреча Малевича с Юровским могла произойти в Москве до середины 1919 года (летом 1918 года Малевич переехал из Москвы в Петроград, в конце года вернулся в Москву), где до отъезда в освобожденный от белых Екатеринбург находился на службе в ВЧК уральский чекист.

Это был период той негромкой, в узком кругу друзей по духу, славы Юровского-Орлова, похаживавшего в Метрополь.

О тех застольях «вдохновенно» написал поэт Михаил Светлов (Шейнкман): «Пей, товарищ Орлов,/ Председатель Чека,/ Пусть нахмурилось небо,/ Тревогу тая, -/ Эти звезды разбиты/ Ударом штыка,/ Эта ночь беспощадна,/ Как подпись твоя».  

В пору расцвета таланта Малевича, в 1910-1920-х годах, «русский авангард в корне меняет искусство и побуждает художников на сотворение принципиально новых выразительных средств в своих картинах». Таков, например, портрет художника и музыканта М.В. Матюшина (1913), составленный из разных геометрических плоскостей, и только частица лба и прямой пробор засвидетельствовали личность натуры.

Знаменательно, что во время написания портрета М.В. Матюшин с поэтом и художником А.Е.Крученых работали над футуристической оперой «Победа над Солнцем», премьера которой состоялась в декабре 1913 года.

В эскизах декораций и костюмов Малевича к этой опере впервые возникло изображение «чёрного квадрата», означавшее тогда «пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат появлялся вместо солнечного круга».

«Победа над Солнцем» была бы поражением жизни, а стремление к этому – затмением разума, которое началось у футуристов и продолжилось затем у большей части «передового образованного общества». Во время подготовки к изданию брошюры «Победа над Солнцем» (1915) Малевич создает свои первые «беспредметные» холсты.

В ноябре 1919 года художник переехал в Витебск, а в начале июня 1922 года в Петроград, где жил до конца жизни. В 1923 году в Москве, к 25-летию творческой деятельности, состоялась Персональная выставка работ Малевича в Государственной Третьяковской галереи.

В 1927 году Малевич уехал в загранкомандировку, откуда срочно вернулся, вернее, был отозван и арестован в июне 1927 года, но вскоре, под давлением «международной общественности» и помощи партийного друга был освобожден. С 1928 по 1930 годы Малевич наездами преподавал в Киевском художественном институте. Осенью 1930 года был арестован ОГПУ как «германский шпион», но в декабре 1930 года снова освобожден.

В период жизни Малевича–супрематиста — до 1929 года (последнего года его выступлении в столичной прессе), когда обозначилась невостребованность его творчества для советской власти, он не мог работать над портретом Юровского.

К 15-летию советской власти в 1932 году началась критика «Черного квадрата»: одним направлением в искусстве был объявлен соцреализм. На выставке в 1933 году в Историческом музее работы Малевича и других авангардистов помещены в самые темные залы.

Творчество супрематиста Малевича объявлено чуждым и вредным явлением в совискусстве. К этому времени относится вынужденное начало его работ над портретами друзей, ударников…

Портрет Юровского-чекиста, написанный Малевичем, реалистичен: черное кожаное одеяние, перешедшее от комиссаров-февралистов к комиссарам-октябристам, а затем и к чекистам.

«Черный господин», — так назвал Юровского «бывший царь», по принятому тогда «величанию» Государя Николая II Александровича большевиками.

Мог ли одеваться так молодой Янкель Ицкович Юровский в те курско-московские годы Малевича? Датировка экспертизой времени написания этого портрета сомнительна.

Рассматриваемый «портрет чекиста» написан значительно позже указанных экспертами лет, скорее всего, ближе к началу тяжелой болезни художника: рак предстательной железы был обнаружен у него в 1932 году, а в 1933 году началась его тяжелая болезнь. В последние годы в жизни Малевича — 1932-1935, — он рисовал портреты в жанре реализма, в том числе, видимо, и на заказ, как это видно из портретов «ударников».

Читайте также:  «сеятель», григорий григорьевич мясоедов — описание картины

Известный портрет И.В. Клюна (1933), написанный в той же манере, что и «портрет чекиста»: на темном фоне высвечивается лицо и особенно глаза, с их выразительным взглядом; светлая, белая, рубашка на груди; такой же и портрет (1933) ударника («Краснознаменец Жарновский»). В последнем, в центре портрета – фактурный мазок: красный фартук-передник, как и положено «краснознаменцу».

«В этой манере с использованием фактурного мазка, темных фонов, из которых светом, как у Рембрандта, выхватывается лицо или фигура, им выполнен целый ряд портретов в 1934 году. Они выполнены вполне во времени, и можно найти достаточно подтверждений актуальности подобного хода творческой мысли в отечественном искусстве тех лет» (Джафарова С. Автопортрет и портрет жены. Вечные темы в интерпретации Казимира Малевича).

Вряд ли мы узнаем, кто из круга людей, повязанных «екатеринбургским делом», заказал, уже тогда знаменитому на Западе художнику Малевичу «исторический» портрет цареубийцы Юровского: 15-тилетний «масонский юбилей» цареубийства исполнялся в 1933 году. Видимо, заказчик, а он неминуемо был троцкистом, попал под начавшуюся во второй половине 30-х годов «зачистку», и портрет оказался невостребованным. Что ж, сейчас он уйдет на Запад, к наследникам истинных заказчиков убийства Царской Семьи.

«Чекист» кисти Малевича изображен в русской косоворотке — такой привычной для русского народа и совершенно не свойственной для человека, подчеркивающего свое еврейское происхождение: на самой известной, приведенной в Википедии, фотографии Юровского, а он обладал навыками фотохудожника, он снят в традиционно черном одеянии (так и на фотографии). Эта фотография в Википедии, наиболее близкая к «портрету чекиста», возможно, что, вместе с кратковременным знакомством Малевича с Юровским, стала его прототипом, избежав позирования при написании портрета.

Промыслительным было явление «Черного квадрата» Малевича, выставленного в конце 1915 года – начала действий русских масонов – заговорщиков. Поверившая их ложной клевете часть русского общества и народа, попустивших цареубийство, в этой русской косоворотке с двумя черными пуговицами на портрете «чекиста».

Есть еще один маленький черный мазок — знак на этом «дорогом» портрете, ставший приметой того времени: «взять на мушку» и «поставить к стенке». Таких, хорошо различимых, «родинок — мушек» на портрете Юровского, самого их не имевшего, две:

 

первая вверху, в центре лица, а вторая ниже, наискосок от первой. О чем говорят эти «черные знаки» — известно из слов самого цареубийцы: в кого были направлены его выстрелы в ту самую ночь.

Цареубийство – смертельно опасно для жизни самого убийцы, но это и угроза для жизни и художника, автора портрета цареубийцы. Сказано: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104: 15)! И не этот ли «Портрет чекиста Якова Юровского» стал причиной болезни Малевича?

Есть что-то неуловимо общее во взглядах людей на фотопортрете Малевича и на холсте «чекиста», хотя внешне и отличающихся: прощальный взгляд смертельно больного, но морально не сломленного художника и взгляд – воспоминание о той ночи обреченного, также смертельно больного Юровского, лишь на три года пережившего Малевича. Куда делся тот взгляд-приговор «Председателя Чека» с фотографии Юровского-Орлова? От него не осталось и следа.

Фото 1. Чекист Яков Юровский

Фото 2. Малевич, 1920–1921 годы.

Виктор Корн, писатель, публицист

Источник: https://ruskline.ru/news_rl/2018/03/03/k_portretu_careubijcy_kisti_kazimira_malevicha/

Казимир Малевич – биография и картины художника в жанре Супрематизм – Art Challenge

Родился в Киеве 11 (23) февраля 1878 в семье выходцев из Польши (отец его работал управляющим на сахарных заводах). В 1895–1896 учился в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко; приехав в 1905 в Москву, занимался в студии Ф.И.Рерберга.

Прошел путь практически через все стили того времени – от живописи в духе передвижников к импрессионизму и мистическому символизму, а затем к постимпрессионистическому «примитиву» (Мозольный оператор в бане, 1911–1912, Городской музей, Амстердам).

Был участником выставок «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», членом «Союза молодежи». Жил в Москве (до 1918) и Ленинграде.

Разоблачая академические художественные стереотипы, проявил яркий темперамент критика-полемиста.

В его работах первой половины 1910-х годов, все более задорно-новаторских, полуабстрактных, определился стиль кубофутуризма, соединивший кубистическую пластику форм с футуристической динамикой (Точильщик (Принцип мелькания), 1912, галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США; Лесоруб, 1912–1913, Городской музей, Амстердам).

Важное значение в эти годы получил у Малевича и метод «заумного реализма», поэтика абсурда, алогичного гротеска (Англичанин в Москве, там же; Авиатор, Русский музей, Петербург; обе работы – 1914). После начала войны исполнил цикл патриотических агитлистков (с текстами В.В.Маяковского) для издательства «Современный лубок».

Ключевой смысл для мастера имела работа над оформлением оперы Победа над Солнцем (музыка М.В.Матюшина, текст А.Е.Крученых и В.В.

Хлебникова; премьера состоялась в петербургском Луна-парке в 1913); из трагикомического бурлеска о крушении старого и рождении нового миров возник замысел знаменитого Черного квадрата, впервые показанного на выставке «0, 10» в 1915 (хранится в Третьяковской галерее).

Эта простая геометрическая фигура на белом фоне – и своего рода апокалиптический занавес над прежней историей человечества, и призыв к строительству будущего.

Мотив всесильного художника-строителя, начинающего с нуля, доминирует и в «супрематизме» – новом методе, призванном, по замыслу Малевича, увенчать собою все предыдущие течения авангарда (отсюда само название – от лат. supremus, «высший»).

Теорию иллюстрирует большой цикл беспредметно-геометрических композиций, который завершается в 1918 «белым супрематизмом», где краски и формы, парящие в космической пустоте, сведены к минимуму, почти к абсолютной белизне.

После Октябрьской революции Малевич сперва выступает как «художник-комиссар», активно участвуя в революционных преобразованиях, в том числе в монументальной агитации. Славит «новую планету» искусства авангарда в статьях в газете «Анархия» (1918).

Итоги своих поисков подводит в годы пребывания в Витебске (1919–1922), где создает «Объединение утвердителей нового искусства» (Уновис), стремясь (в том числе и в главном своем философском труде Мир как беспредметность) наметить универсальную художественно-педагогическую систему, решительно переоформляющую взаимоотношения человека и природы.

По возвращении из Витебска Малевич возглавил (с 1923) Государственный институт художественной культуры (Гинхук), выдвинув идеи, радикально обновившие современный дизайн и архитектуру (объемный, трехмерный супрематизм, воплощенный в бытовых вещах (изделия из фарфора) и строительных моделях, так называемых «архитектонах»). Малевич мечтает об уходе в «чистый дизайн», все более отчуждаясь от революционной утопии.

Ноты тревожного отчуждения характерны для многих его станковых вещей конца 1910–1930-х годов, где доминируют мотивы безликости, одиночества, пустоты – уже не космически-первозданной, а вполне земной (цикл картин с фигурами крестьян на фоне пустых полей, а также полотно Красный дом, 1932, Русский музей). В поздних полотнах мастер возвращается к классическим принципам построения картины (Автопортрет, 1933, там же).

Власти относятся к деятельности Малевича все с большим подозрением (его дважды, в 1927 и 1930, арестовывают). К концу жизни он попадает в обстановку социальной изоляции.

Самобытная «школа Малевича», образовавшаяся из его витебских и ленинградских учеников (В.М.Ермолаева, А.А.Лепорская, Н.М.Суетин, Л.М.Хидекель, И.Г.

Чашник и другие) уходит либо в прикладной дизайн, либо в подпольно-«неофициальное» искусство.

Опасаясь за судьбу своего наследия, в 1927, во время заграничной командировки, мастер оставил значительную часть своих картин и архива в Берлине (позднее они легли в основу фонда Малевича в амстердамском Городском музее).

Умер Малевич в Ленинграде 15 мая 1935.

Родился в Киеве 11 (23) февраля 1878 в семье выходцев из Польши (отец его работал управляющим на сахарных заводах). В 1895–1896 учился в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко; приехав в 1905 в Москву, занимался в студии Ф.И.Рерберга.

Прошел путь практически через все стили того времени – от живописи в духе передвижников к импрессионизму и мистическому символизму, а затем к постимпрессионистическому «примитиву» (Мозольный оператор в бане, 1911–1912, Городской музей, Амстердам).

Был участником выставок «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», членом «Союза молодежи». Жил в Москве (до 1918) и Ленинграде.

Разоблачая академические художественные стереотипы, проявил яркий темперамент критика-полемиста.

В его работах первой половины 1910-х годов, все более задорно-новаторских, полуабстрактных, определился стиль кубофутуризма, соединивший кубистическую пластику форм с футуристической динамикой (Точильщик (Принцип мелькания), 1912, галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США; Лесоруб, 1912–1913, Городской музей, Амстердам).

Важное значение в эти годы получил у Малевича и метод «заумного реализма», поэтика абсурда, алогичного гротеска (Англичанин в Москве, там же; Авиатор, Русский музей, Петербург; обе работы – 1914). После начала войны исполнил цикл патриотических агитлистков (с текстами В.В.Маяковского) для издательства «Современный лубок».

Ключевой смысл для мастера имела работа над оформлением оперы Победа над Солнцем (музыка М.В.Матюшина, текст А.Е.Крученых и В.В.

Хлебникова; премьера состоялась в петербургском Луна-парке в 1913); из трагикомического бурлеска о крушении старого и рождении нового миров возник замысел знаменитого Черного квадрата, впервые показанного на выставке «0, 10» в 1915 (хранится в Третьяковской галерее).

Эта простая геометрическая фигура на белом фоне – и своего рода апокалиптический занавес над прежней историей человечества, и призыв к строительству будущего.

Мотив всесильного художника-строителя, начинающего с нуля, доминирует и в «супрематизме» – новом методе, призванном, по замыслу Малевича, увенчать собою все предыдущие течения авангарда (отсюда само название – от лат. supremus, «высший»).

Теорию иллюстрирует большой цикл беспредметно-геометрических композиций, который завершается в 1918 «белым супрематизмом», где краски и формы, парящие в космической пустоте, сведены к минимуму, почти к абсолютной белизне.

После Октябрьской революции Малевич сперва выступает как «художник-комиссар», активно участвуя в революционных преобразованиях, в том числе в монументальной агитации. Славит «новую планету» искусства авангарда в статьях в газете «Анархия» (1918).

Итоги своих поисков подводит в годы пребывания в Витебске (1919–1922), где создает «Объединение утвердителей нового искусства» (Уновис), стремясь (в том числе и в главном своем философском труде Мир как беспредметность) наметить универсальную художественно-педагогическую систему, решительно переоформляющую взаимоотношения человека и природы.

По возвращении из Витебска Малевич возглавил (с 1923) Государственный институт художественной культуры (Гинхук), выдвинув идеи, радикально обновившие современный дизайн и архитектуру (объемный, трехмерный супрематизм, воплощенный в бытовых вещах (изделия из фарфора) и строительных моделях, так называемых «архитектонах»). Малевич мечтает об уходе в «чистый дизайн», все более отчуждаясь от революционной утопии.

Ноты тревожного отчуждения характерны для многих его станковых вещей конца 1910–1930-х годов, где доминируют мотивы безликости, одиночества, пустоты – уже не космически-первозданной, а вполне земной (цикл картин с фигурами крестьян на фоне пустых полей, а также полотно Красный дом, 1932, Русский музей). В поздних полотнах мастер возвращается к классическим принципам построения картины (Автопортрет, 1933, там же).

Власти относятся к деятельности Малевича все с большим подозрением (его дважды, в 1927 и 1930, арестовывают). К концу жизни он попадает в обстановку социальной изоляции.

Самобытная «школа Малевича», образовавшаяся из его витебских и ленинградских учеников (В.М.Ермолаева, А.А.Лепорская, Н.М.Суетин, Л.М.Хидекель, И.Г.

Чашник и другие) уходит либо в прикладной дизайн, либо в подпольно-«неофициальное» искусство.

Опасаясь за судьбу своего наследия, в 1927, во время заграничной командировки, мастер оставил значительную часть своих картин и архива в Берлине (позднее они легли в основу фонда Малевича в амстердамском Городском музее).

Умер Малевич в Ленинграде 15 мая 1935.

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/26.html

Ссылка на основную публикацию