Портрет данте, боттичелли, 1495

                        Портрет Данте, Боттичелли, 1495

Сегодня, 1 марта, день рождения Боттичелли. Давайте вспомним о загадочном гении и посмотрим немного его шедевров. Начнем с рисунков.

Изысканные рисунки Боттичелли для  Божественной комедии Данте, они датируются 1480-95 годами. Работы были сенсационно проданы Берлину в 1882 году герцогом Гамильтоном. Все. Эта история стала центром национального скандала в Великобритании.Королева Виктория лично старалась предотвратить сделку, а когда она состоялась, воспротивилась вывозу шедевров.

Она даже попыталась действовать через дочь, которая была замужем за немецким кронпринцем. Но все попытки были бесполезными –  шедевры покинули Англию.

  • Портрет Данте, Боттичелли, 1495
  • Рисунки Боттичелли очень редко выставляются, Берлин крайне неохотно соглашается на предоставление их для показа в других странах.
  • Портрет Данте, Боттичелли, 1495

Боттичелли больше известен лирическими, а так же популярными мифологическими сценами. Но его визуализация визионерского путешествия Данте через ад, чистилище и Небеса с ужасными сценами отвратительного проклятья и мистической экзальтации, показывают нам совсем другую сторону этого загадочного художника.

Портрет Данте, Боттичелли, 1495

Рисунки вовлекают нас в  воображаемый мир, гротескный, поразительно красивый, сюрреалистический, и часто удивительно смешной. Боттичелли пытался визуализировать каждый момент эпической поэмы.

  1. Портрет Данте, Боттичелли, 1495
  2. Большие рисунки, все в коричневой краске на кремовом пергаменте, это масса странных событий, протекающих друг в друга, и кажется временами, что средневековая иллюстрированная рукопись вышла из-под контроля, хотя качество рисунка изысканно утонченное.
  3. Портрет Данте, Боттичелли, 1495

Данте, сразу узнаваемый с его крючковатым носом и гибкой шляпой, часто появляется наряду с римским поэтом Вергилием…. И еще – вечная тема, наказание чиновников! Мы видим, как коррумпированного государственного служащего мучают отталкивающие демоны с копьями.

Я бы репродукцию этого шедевра повесила в каждом кабинете каждого служащего!

  • Портрет Данте, Боттичелли, 1495
  • Портрет Данте, Боттичелли, 1495
  • Портрет Данте, Боттичелли, 1495
  • Портрет Данте, Боттичелли, 1495

Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». Современники чрезвычайно высоко ценили его рисунки, и во многих мастерских флорентийских художников они хранились в качестве образцов. Вот другие шедевры великого мастера:

  1. Реставраторы с картиной кисти Боттичелли, известным портретом Эсмеральды Бандинелли.

Портрет был овеян одной из наиболее интригующих исторических тайн на протяжении более ста лет: подправил ли великий прерафаэлит Данте Габриэль Россетти картину Боттичелли? Россетти известен своей приверженностью к рыжему цвету волос!

  • Но вот кураторы музея Виктории и Альберта дал окончательный ответ — красные волосы женщины 15-го века, известной как Smerelda Бандинелли ее собственные и предполагаемое вмешательство Россетти может, наконец, быть похоронено как миф.

«Сандро Боттичелли, (настоящее имя — Алессандро ди Мариано Филипепи родился 1 марта 1445 г., умер 17 мая 1510 г.) — итальянский живописец тосканской школы..

Представитель Раннего Возрождения.Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции.Произведения на религиозные и мифологические темы («Весна», около 1477-1478; «Рождение Венеры», около 1483-1484) отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом.Под влиянием социальных потрясений 1490-х годов искусство Боттичелли становится напряженно-драматическим («Клевета», после 1495).

Источник: https://tanjand.livejournal.com/1660043.html

Сандро Боттичелли. Вечная классика

Недавно, 1 марта исполнилось 570 лет Сандро Боттичелли

У каждого времени свои проблемы, но не стоит забывать о дне рождения создателя, пожалуй, самой популярной «Весны» — Сандро Боттичелли. Стоит упомянуть о том, что художник, как многие его сограждане, флорентинцы, испытал влияние неистового Джироламо Савонаролы. Думаю, скучать им не приходилось…

Сандро Боттичелли (настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Вани Филипепи) родился 1 марта 1445 года во Флоренции, в семье предпринимателя. Начальное образование получил в монастыре Санта Мария Новелла, в котором позднее будут размещены его работы.

Первое дело, которому обучился будущий художник — ювелирное мастерство, которое развило в нём художественные задатки.

Увлекшись живописью, Алессандро поступил в подмастерье известного художника Филиппо Липпи. Позднее становится учеником Андрео де Вероккио.

В 1470 году художник получает свой собственный заказ и с этого момента его творчество выходит на новую ступень.

Портрет Данте, Боттичелли, 1495

Весна. 1482 г.

Больше всего положительных откликов получила его работа «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла. 

В одном из персонажей Боттичелли изобразил себя. В 1481 году Боттичелли участвовал в украшении Сикстинской капеллы фресками. 

По возвращении в Рим художник пишет ряд картин на мифологические темы: «Весна», «Турнир», «Рождение Венеры».

Портрет Данте, Боттичелли, 1495

Рождение Венеры. 1485 г.

Портрет Данте, Боттичелли, 1495

Мадонна Евхрастии. 1470 — е г.

  • В 1480 — х годах художник находился на вершине славы, заказы были нескончаемы.
  • В одиночку мастеру было не справиться, поэтому он, по традиции времени, поручал большую часть работы ученикам, а на себя брал самое трудное и престижное.
  • Портрет Данте, Боттичелли, 1495

Портрет Джулиано Медичи. 1478 — 1482 г.г.

Портрет Данте, Боттичелли, 1495

Немая. 1475 г.

Портрет Данте, Боттичелли, 1495

Портрет молодой женщины. 1480 г.

Портрет Данте, Боттичелли, 1495

Портрет молодого человека. 1483 г.

Известность художника была велика, он считался лучшим художником Флоренции.

В старости Боттичелли увлекается идеями Савонаролы — проповедника аскетизма. Меняется стиль его живописи, усиливаются религиозные тенденции. В творчестве художника ощущаются трагизм и надломленность.

Портрет Данте, Боттичелли, 1495

Портрет Данте Алигьери. 1495 г.

Портрет Данте, Боттичелли, 1495

Святой Доминик 1498 — 1505 г.г.

В последние годы жизни Боттичелли слава его померкла. О былой популярности оставалось лишь вспоминать. 

В 1502 году Изабелла Кастильская, выбирая кого — нибудь из флорентийских художников для исполнения её заказа, категорически отвергла кандидатуру Боттичелли. О его последних годах жизни достоверных сведений не сохранилось. 

Умер Сандро Боттичелли 17 мая 1510 года во Флоренциии.

Портрет Данте, Боттичелли, 1495

Фреска Святой Августин. 1480 г. Церковь Оньисанти.

  1. В церкви Оньисанти похоронен Сандро Боттичелли в фамильной гробнице. 
  2. Вместе с художником умерла и память о нём. 
  3. Заново Боттичелли был открыт только в конце XIX века стараниями английского искусствоведа Джона Рёскина и группы художников — прерафаэлитов.

источник

Вот почитала сама и посмотрела,как-то маловато мне показалось…Добавлю ещё.

Особенности творчества художника Боттичелли: свои шедевры он создавал во время расцвета Ренессанса — эпохи,в которую заново было переосмыслено отношение к античной культуре,религиозным сюжетам,реализму.

 В картинах Сандро Боттичелли,которые вы можете увидеть на фото,функция передачи основного замысла художника возложена на линию. Линеарность позволяет следовать контуру изображаемых предметов,подчеркнуть их красоту и значимость. 

Самые известные работы Боттичелли невероятно пластичны,декоративны и драматичны. Волшебные полотна на мифологические,религиозные и античные темы написаны с бесконечной грацией и изяществом.

Наиболее известные из гениальных работ Боттичелли: «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Рождение Венеры», «Весна», хранящиеся во флорентийской галерее Уффици. Тондо художника«Мадонна Магнификат», написанное около 1481 года,принесло Боттичелли известность еще при жизни: об этом говорят многочисленные копии этого прекрасного произведения. 

В числе лучших следует отметить не только эти прекрасные и знаменитые картины живописца,но и более поздние: к примеру,полотно Сандро Боттичелли под названием«Мистическое Рождество», датированное 1501 г. Оно написано в конце долгого периода беспорядков в Италии,началом которых были сожжение Савонаролы и военные кампании Борджиа.

Сандро Боттичелли учился живописи у монаха Филиппо Липпи. 

Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата,который был ювелиром. (…)

Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. Ори

По словам Вазари,между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь,что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других,и Сандро,изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного«чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей,не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства,в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота,в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона.(…)

гинальная же черта собственного таланта Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому. 

Особенно эффектна его Венера,которая нагая плывет по морю в раковине,и боги ветров осыпают ее дождем из роз,и гонят раковину к берегу.

Лучшим творением Боттичелли считают начатую им в 1474 году стенную живопись в Сикстинской капелле Ватикана.(…)

это отсюда — источник

  •  «Рождение Венеры» стало последней картиной с обнаженной женской натурой. 
  • Усердно изучал Данте; плодом этого изучения явились гравюры на меди,приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова«Ада»(издание Магны).
  • Выполнил множество картин по заказам Медичи. 

Две самые знаменитые картины Боттичелли,так называемая«Примавера»(«Весна») и «Рождение Венеры» заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу,возникшую в медическом кругу.

Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477−1478 годами. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо — сыновей брата Пьеро«Подагрика».

Позднее,после смерти Лоренцо Великолепного,эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро,за что и снискала себе прозвище«dei Popolani»(Пополанской). Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. 

Для своей виллы в Кастелло он заказал художнику фрески,для нее же предназначались и эти две картины. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Крупнейший представитель флорентийской философии XV века,Марсилио Фичино следовал Платону,переработав при этом платонизм и мистические идеи поздней античности и приведя их в согласие с христианским учением. 

В искусствоведческих исследованиях содержание названных картин интерпретируется различным образом,в том числе оно связывается с классической поэзией,в частности,со строками Горация и Овидия. Но наряду с этим в замысле боттичеллевских композиций должны были отразиться идеи Фичино,нашедшие свое поэтическое воплощение у Полициано.

Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании,но выступает гуманистическим идеалом любви духовной,«того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь,которое очищает все в своем движении»(Шастель). 

Следовательно,образы Весны носят космологически-духовный характер. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой,порождая Примаверу,Весну — символ живительных сил Природы.

Венера в центре композиции(над ней Амур с завязанными глазами) — отождествляется с Humanitas — комплексом духовных свойств человека,проявления которых олицетворяют три Грации; устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака.

  1. В боттичеллевской трактовке миф обретает особую выразительность,идиллическая сцена возникает на фоне густо сплетенных ветвями апельсиновых деревьев,следующих единому гармоническому ритму,который создается линейными очертаниями драпировок,фигур,движением танца,постепенно затихая в созерцательном жесте Меркурия. 
  2. Фигуры отчетливо вырисовываются на фоне темной листвы,напоминая шпалеру.
  3. Лейтмотивом творчества Боттичелли становится идея Humanitas(совокупность духовных свойств человека,олицетворенная чаще всего в образе Венеры или иногда Паллады-Минервы), или же идея высшей,идеальной красоты,заключающей в себе весь интеллектуальный и духовный потенциал человека — то есть красоты внешней,являющей собой зеркало внутренней красоты и часть универсальной гармонии,микрокосм в макрокосме.
  4. По своему замыслу«Рождение Венеры», близко«Весне»; в нем трактуется предшествующее по смыслу положение неоплатонического мифа: акт воплощения Humanitas Природой. 
  5. Соединяясь с материей,животворный дух вдыхает в нее жизнь,и Ора(Время года), символизирующая исторический момент совершенствования человечества,протягивает богине плащ«скромности», даруя ей щедрость в наделении людей своими добродетелями. 
  6. Кажется,подобная картина отражена в строках поэмы Полициано«Стансы к турниру».
  7. Девушка божественной красоты
  8. Колышется,стоя на раковине,
  9. Влекомой к берегу сладострастными Зефирами
  10. И Небеса любуются этим(зрелищем).
  11. Нежные тона рассвета используются художником скорее в карнации фигур,чем в трактовке окружающей их пространственной среды,они приданы также легким одеяниям,оживленным тончайшим узором из васильков и маргариток. 
  12. Оптимизм гуманистического мифа органично сочетается здесь со светлой меланхолией,характерной для искусства Боттичелли. 
  13. Но вслед за созданием этих картин противоречия,постепенно углубляющиеся в культуре и изобразительном искусстве Ренессанса,коснулись и художника. 
  14. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов.
  15. Судя по количеству его учеников и помощников,зарегистрированных в кадастре,в 1480 году мастерская Боттичелли пользовалась широким признанием.

 В этом году он написал«Святого Августина» на алтарной преграде в церкви Оньисанти(Всех Святых) для Веспуччи,одной из самых знаменитых семей города,близкой Медичи. Оба святых стали особо почитаемыми в XV веке из-за распространения большого числа апокрифических текстов. 

Читайте также:  Описание картины шишкина дубовая роща, 1887

Боттичелли немало потрудился,стараясь превзойти всех живописцев своего времени,но в особенности Доменико Гирландайо,выполнившего с другой стороны образ св. Иеронима.

  •  Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы,ибо на лице этого святого он выразил ту глубину,остроту и тонкость мысли,которая свойственна лицам,исполненным премудрости.
  • Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала,где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску«Благовещение»(Флоренция,Уффици). 
  • Так как в больницу поступали прежде всего зараженные чумой,роспись,вероятно,была заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей город эпидемии.
  • Благодаря политике Лоренцо Медичи,стремившегося к примирению с папой и расширению культурных связей Флоренции,Боттичелли вместе с Козимо Росселли,Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино 27 октября 1480 года направился в Рим расписывать стены новой«великой капеллы» Ватикана,только что возведенной по приказу папы Сикста IV и потому получившей название Сикстинской.
  • Сикст распорядился поставить Боттичелли во главе всей работы,а современники оценили фрески мастера выше работ прочих художников.

(…)

Осенью 1482 года,когда готовые фрески заняли свое место в капелле рядом с открывающими цикл работами Синьорелли и Бартоломео делла Гатта,Боттичелли вместе с остальными вернулся во Флоренцию,где вскоре пережил утрату отца. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти.

  1. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с «двором» Лоренцо Медичи,и многие из наиболее известных произведений художника 70−80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства; другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов,друзей Лоренцо Великолепного(1449−1492), которых он собрал при своем дворе.
  2.  Образованнейший человек,трезвый и жестокий политик,Лоренцо был поэтом,философом,уверовавшим в природу,как в Бога. 
  3. Крупнейший меценат своего времени,он превратил свой двор в центр художественной культуры Возрождения.

Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями,как«Благовещение»(1489—1490), «Покинутая»(1495—1500) и т. д. 

(…)

Портреты Боттичелли,как уже отмечалось,стоят,в общем,ниже образов,входящих в его композиции. 

Это объясняется,вероятно,тем,что для воображения художника с его постоянной потребностью в совершенном ритме было необходимо движение,чего не мог дать погрудный портрет,обычный в ХV веке. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли.

 Во всяком случае,образы его«Симонетты»(Симонетта Веспуччи) не стоят Граций«Весны». 

Что же касается его мужских портретов,то к шедеврам художника можно отнести лишь«Лоренцано» за его поражающую жизненность,а также портрет молодого человека(Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви.

(…)

По возвращении из Рима Боттичелли написал ряд больших картин религиозного содержания и среди них несколько тондо,где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в распределении форм на плоскости.

 Тондо предназначались для украшения апартаментов флорентийской знати или для коллекций произведений искусства. Первое известное нам тондо,датируемое семидесятыми годами, — это«Поклонение волхвов»(Лондон,Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи.

Начиная с этой еще незрелой работы,где искажение перспективы выглядит оправданным,если картину расположить горизонтально,Боттичелли демонстрирует«софистический», трезвый и беспокойный подход,описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. 

Примеры тому — «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом»(обе в Уффици). 

Первая,1485 года,благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины,написанной на выпуклой поверхности; во второй же,созданной в 1487 году для Зала заседаний суда палаццо Синьории,использован обратный прием,создающий эффект поверхности вогнутой.

Среди больших религиозных композиций несомненным шедевром является«Алтарь св. Варнавы», написанный тотчас же по возвращении из Рима. Благодаря силе исполнения некоторые образы этой композиции выглядят поистине великолепными. 

Таковы св. Екатерина — образ,полный затаенной страсти и потому гораздо более живой,чем образ Венеры; св. Варнава — ангел с лицом мученика и особенно Иоанн Креститель — одно из наиболее глубоких и наиболее человечных изображений в искусстве всех времен.(…)

Усиление нравственного и религиозного настроения в последних произведениях Боттичелли очевидно.

 Оно ощутимо и в личной драме Боттичелли,который,подобно Савонароле,ощущал присутствие дьявола в годы правления Александра Борджиа. 

Но,с другой стороны,к вопросам нравственности и религии Боттичелли относился серьезно,что проявилось уже тогда,когда безыскусный и традиционный мотив Липпи обрел у него мистическую созерцательность«Мадонны Евхаристии».(…)

Сандро Боттичелли похоронен в фамильной гробнице в церкви Оньисанти. 

Согласно завещанию,его похоронили вблизи могилы Симонетты Веспуччи.

Галина(Пчёлка Майя) просветленный

Источник: https://obiskusstve.com/1409154718264723686/sandro-bottichelli-vechnaya-klassika/

750 лет и 15 портретов Данте Алигьери

Портрет Данте, Боттичелли, 1495

В эти дни великому Данте стукнуло семь с половиной веков. Считается, что его крестили 26 мая, а с днем рождения даже в Википедии данные расходятся. Но дата такая, что не грех праздновать и подольше! Все-таки, Данте! Автор книги про которую все знают, но никто не читал.

Фрагмент фрески 1450 года. Написано через 130 лет после смерти Данте.

«Божественная комедия», которая на самом деле просто «Комедия», и которую никто не  читал, но все знают, что там про ад. Увы, незавидна участь титанов Ренессанса в пост-пост модерне! Все помнят только имя.

 А ведь Данте Алигьери, действительно, титан! Создал итальянскую литературу и несколько величайших произведений, нарисовал всему человечеству рай и ад. Вел политическую борьбу за власть в родной Флоренции, а потом долго жил в изгнании. Создал одну из самых романтических историй любви в истории человечества.

Это один из главных воплощений образов Творца и Изгнанника в мировой культуре. Человек, которого чаще всего изображают в лавровом венке. Поэтому особенно интересно посмотреть, как видели Данте в разные времена. Великим гражданином, визионером, любовником, одиноким изгнанником, символом страны.

Тем более, что рисовали Данте художники не менее талантливые, чем он сам. Полюбуйтесь и вы, как выглядит гений, имя которого знает каждый спустя семь с половиной веков после рождения! С юбилеем, Дуранте!

Портрет Данте, Боттичелли, 1495

Данте на обложке первого издания «Божественной комедии».

Портрет Данте, Боттичелли, 1495

Данте на фреске во дворце Кардуччо (1450) в эпоху «монументализации» образа.

Портрет Данте, Боттичелли, 1495

Портрет работы Доменико де Микелино. Фреска собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Поэт на фоне родного города, которого не увидел, Ада, Чистилища и небес.

Портрет Данте, Боттичелли, 1495

Канонический портрет Сандро Ботичелли

Портрет Данте, Боттичелли, 1495

Данте на фреске в Палаццо Жудичи

Источник: http://samcult.ru/heritage/3237

История одного шедевра: «Карта Ада» Боттичелли

Сюжет

Боттичелли изобразил ад в виде воронки.

Некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане в лимбе преданы безболезненной скорби; сладострастники, попавшие во второй круг за похоть, терпят кручение и истязание ураганом; чревоугодники в третьем круге гниют под дождём и градом; скупцы и расточители перетаскивают тяжести с места на место в четвертом круге; гневливые и ленивые вечно дерутся в болотах пятого круга; еретики и лжепророки лежат в раскалённых могилах шестого; всевозможные насильники, в зависимости от предмета надругательства, мучаются в разных поясах седьмого круга — кипят во рву из раскаленной крови, терзаемы гарпиями или изнывают в пустыне под огненным дождем; обманщики не доверившихся томятся в щелях восьмого круга: кто влип в кал зловонный, кто кипит в смоле, кто в цепи закован, кто мучим гадами, кто выпотрошен; и девятый круг уготовлен тем, кто обманул. В числе последних и вмёрзший в лед Люцифер, который терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия — предателей Иисуса и Цезаря соответственно).

Карта Ада была частью большого заказа — иллюстрирования «Божественной комедии» Данте. Неизвестны точные даты создания манускриптов. Исследователи сходятся, что Боттичелли начал работу над ними в середине 1480-х и с некоторыми перерывами был занят ими до смерти заказчика — Лоренцо Великолепного Медичи.

Портрет Данте, Боттичелли, 1495 Фрагмент карты ада. (wikipedia.org)

Сохранились не все страницы. Предположительно, их должно быть около 100, до нас дошло 92 манускрипта, из них полностью раскрашено четыре. Несколько страниц с текстом или цифрами пусты, что говорит о том, что Боттичелли не завершил работу. Большинство же — это эскизы.

В то время бумага была дорогой, и художник не мог просто взять и выбросить лист с неудавшимся наброском. Поэтому Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. На некоторых манускриптах видно, как менялся замысел: от композиции в целом до положения отдельных фигур.

Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами.

Портрет Данте, Боттичелли, 1495 Мучения грешников. (wikipedia.org)

На оборотной стороне каждой иллюстрации Боттичелли указал текст Данте, который пояснял рисунок.

Контекст

«Божественная комедия» — это своего рода ответ Данте на события его собственной жизни. Потерпев фиаско в политической борьбе во Флоренции и будучи изгнанным из родного города, он посвятил себя просвещению и самообразованию, в том числе изучению античных авторов. Неслучайно в «Божественной комедии» проводником является Вергилий, древнеримский поэт.

Портрет Данте, Боттичелли, 1495 Ужасы ада. (wikipedia.org)

Темный лес, в котором герой заблудился, — это метафора грехов и исканий поэта. Вергилий (разум) спасает героя (Данте) от страшных зверей (смертные грехи) и проводит через Ад в Чистилище, после которого на пороге рая уступает место Беатриче (божественная благодать).

Портрет Данте, Боттичелли, 1495 Страдания грешников. (wikipedia.org)

Судьба художника

Боттичелли был из семьи кожевника, подростком был отдан в ученики к ювелиру. Однако выполнять эскизы и рисовать мальчику нравилось гораздо больше. Погружаясь в мир фантазий, Сандро забывал об окружающем. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него жизнью.

Портрет Данте, Боттичелли, 1495 «Весна», 1482. (wikipedia.org)

Среди своих современников Боттичелли не воспринимался как гениальный мастер. Тогда вообще категориями гениальности о современниках не мыслили. Чем больше заказов, тем, значит, выше аристократия ценила художника.

И Боттичелли пережил и взлет, когда его мастерская была загружена чрезвычайно, а сам Папа Римский приглашал его расписывать Сикстинскую капеллу, и падение, когда аристократия отвернулась от прекрасного Сандро.

Портрет Данте, Боттичелли, 1495 «Рождение Венеры», 1484−1486. (wikipedia.org)

Боттичелли покровительствовали Медичи, известные ценители искусства. Вазари пишет в жизнеописании, что последние годы живописец провел дряхлым нищим стариком, но это не так.

Значительное влияние на художника оказало знакомство с монахом Джироламо Савонаролой, который в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от роскоши. После признания монаха виновным в ереси Боттичелли практически закрылся от мира в своей мастерской. Последние годы он мало работал, страдая душой и телом. Скончался художник на 66-м году жизни во Флоренции.

Русские земли находились в зависимости от Монгольской империи два с половиной века. Ордынское иго оказало существенное влияние на экономическое развитие страны.

Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia

Главный редактор: Снежана Петрова

Источник: https://diletant.media/articles/37471211/

Данте Алигьери: рукописи и тайны

Имя гениального поэта Италии Данте Алигьери окутано дымкой мистики и таинства. Его «Божественная комедия» – вершина мировой литературы. Однако в судьбе поэта столько роковых событий, что имя его не раз было связано с уникальными историческими сенсациями. Сама поэма об аде и рае – не для слабонервных, да и дантовские тайны – для читателей с крепкой нервной системой.

Жизнь величайшего поэта была трагической. Его творения хоть и были признаны великими, но не приняты властью и церковью.

Еще до создания «Божественной комедии» он был приговорен к изгнанию из Флоренции за участие в антигосударственной деятельности (Данте на тот момент состоял в Совете ста – органе управления городом, но поддержал партию изгнанников), потом заочно вообще к сожжению заживо.

В 1311 году, уже через четыре года после написания «Ада», ему было «навеки отказано в амнистии», а в 1315-м, за год до начала работы над «Раем», ему повторили приговор «О предании смертной казни с сыновьями». Словом, жизнь его и его семьи была полна угроз и скитаний по Италии.

Простые итальянцы почитали его и боялись, считая, что Данте знался с нечистой силой. А как бы еще он создал свою бессмертную «Божественную комедию», если бы, поддерживаемый духами, сам не заглянул и в рай, и в ад? Надо сказать, что и сам поэт поддерживал свою мистическую репутацию.

Читайте также:  Страдная пора (косцы) - г. г. мясоедов, 1887

Вот как описывает встречу с Данте другой великий итальянский поэт Джованни Боккаччо: «Когда творения Данте уже повсюду славились, особенно та часть его комедии, которую он озаглавил «Ад», и поэта по облику знали многие мужчины и женщины, он шел однажды по улице… и одна из женщин сказала, понизив голос: «Посмотрите, вон идет человек, который опускается в ад и возвращается оттуда, когда ему вздумается, принося вести о тех, кто там томится!» На что другая бесхитростно ответила: «Ты говоришь истинную правду, взгляни, как у него курчавится борода и потемнело лицо от адского пламени и дыма!» Данте улыбнулся, довольный таким мнением о себе, и прошел мимо».

Портрет Данте, Боттичелли, 1495С. Боттичелли. Портрет Данте. 1495

13 (по иным сведениям 14) сентября 1321 года Данте окончил свой скорбный путь в Равенне. Считается, что он умер от малярии. Его покровитель, герцог Равенны, похоронил поэта в церкви Сан-Франческо на территории монастыря. Традиционная историография описывает, что «похороны прошли торжественно», «с великими почестями».

Однако и после смерти папский престол не оставил поэта в покое. Уже в 1329 году в Равенну прибыл папский легат – кардинал Бернардо дель Поджетто и потребовал, чтобы монахи предали тело вероотступника Данте публичному сожжению, что являлось по тогдашним меркам почти грехом.

Столь необычное требование кардинал объяснял тем, что сыскались документы, обвиняющие еретика в тайных связях с проклятым орденом тамплиеров.

Уж как монахам и герцогу Равеннскому удалось замять обвинение, неизвестно. Скорее всего, герцог просто откупился от папских притязаний. Вот только монахи предприняли собственные меры…

Прошло почти два века, и Флоренция, некогда выгнавшая Данте, признала-таки гениальность поэта. Сам великий ваятель Микеланджело выхлопотал у папы Льва Х возможность для торжественного перенесения останков Данте в родной город.

Однако когда гроб прибыл из Равенны во Флоренцию, оказалось, что он… пуст. Видно, еще два века назад предусмотрительные монахи-францисканцы вывезли прах поэта подальше от гнева тогдашнего папы и тайно погребли его, предположительно, в монастыре своего ордена в Сиене.

Однако когда в 1519 году к францисканцам Сиены прибыл посланник из Флоренции, то и там ничего не обнаружил. Словом, флорентийское перезахоронение Данте пришлось отложить. Папе Льву Х предоставили две версии происшедшего: останки похитили неизвестные или… сам Данте явился и забрал свой прах.

Невероятно, но просвещенный папа выбрал вторую версию! Видно, и он уверовал в мистическую природу поэта Данте.

Прошли века, и к празднованию 600-летия со дня рождения гениального поэта решено было провести реставрацию церкви Сан-Франческо в Равенне. Весной 1865 года строители пробили одну из стен и нашли деревянный ящик с вырезанной надписью: «Кости Данте положил сюда Антонио Санти в 1677 году».

Кто такой этот Антонио, не был ли он в родстве с семейством живописца Рафаэля (ведь тот тоже был Санти, хоть и скончался еще в 1520 году), неизвестно, но находка стала международной сенсацией.

Останки Данте в присутствии представителей разных стран перенесли в мавзолей Данте в Равенне, где они и покоятся до сих пор.

Но если вы думаете, что не настало время сенсации номер два, то вы ошибаетесь. Правда, ждать пришлось долго – еще полтора века. В 1999 году в Национальной библиотеке Флоренции решено было провести небольшую реконструкцию. Рабочие, передвигая стеллажи, обнаружили среди редких книг, упавших на пол, конверт с… прахом Данте.

Да-да, в конверте размером 11,5 на 7 сантиметров лежал пепел и бумага в черной рамке с печатями Равенны, подтверждающими: «Это прах Данте Алигьери». Вызванный тут же глава Итальянского общества Данте Франческо Маццони (интересно, что все приближенные к поэту оказываются своеобразными «францисканцами») пришел в ужас.

Впрочем, когда мистический трепет прошел, он попытался поразмышлять логически: если существует некремированное тело, то откуда взяться пеплу?! И откуда вообще появился конверт в библиотеке?! Между прочим, рабочие, суеверно крестясь, божились, что они уже перебирали этот стеллаж и никакого конверта там не было.

По страницам мировых газет уже поползли версии о том, что мистический Данте сам подбросил конверт, дабы пошутить или попугать – тут версии расходились.

Доктор Франческо Маццони, конечно, знал о мистической славе Данте, но все-таки предпринял собственное расследование. И вот что он выяснил. В 1865 году, на 600-летие поэта, гроб с обретенными останками выставили на всеобщее обозрение. Стоял он на ковре.

После церемонии скульптор Энрике Пацци бережно свернул ковер, думая, что на нем могли остаться частицы праха и негоже бросать их как попало. Так что ковер сожгли. Пепел запечатали в шесть конвертов. И на каждом почтенный нотариус Сатурнино Малагола проставил печати и надписал ничтоже сумняшеся: «Это прах Данте Алигьери».

И что еще характерно: конверты после церемонии отослали из Равенны во Флоренцию – все-таки Данте был родом оттуда.

После расследования доктора Маццони итальянцы вспомнили, что несколько лет назад в здании флорентийского сената был найден конверт с такой же надписью. Правда, тогда это сочли чьей-то глупой шуткой. Так что теперь дело за малым – найти оставшиеся конверты. И никакой мистики.

Впрочем, так уж и никакой?.. Почему-то папа Лев Х был уверен, что Данте мог бы явиться с того света? Откуда у него основание для такого ошеломляющего заявления?

Оказывается, еще в 1322 году, через восемь месяцев после смерти, поэт проделал нечто подобное.

Тогда его семья сильно горевала, ведь их кормилец скончался внезапно, не успев отослать издателю окончание «Божественной комедии» – 35 песен из «Рая», за которые издатель пообещал выплатить семье гонорар.

Сыновья рьяно искали рукопись, ведь они знали, что отец закончил ее. Но он жил в изгнании и в вечном страхе ареста. Поэтому неудивительно, что он спрятал рукопись в надежный тайник.

То, что случилось дальше, – одна из самых таинственных историй в мире искусств.

Вот что написал старший сын Данте – Якопо Алигьери: «Ровно через восемь месяцев после смерти отца, на исходе ночи он сам явился ко мне в белоснежных одеждах… Тогда я спросил… где спрятаны песни, которые мы тщетно ищем уже столько времени? И он… взял меня за руку, провел в горницу и указал на стену: «Здесь вы найдете то, что ищете!»

Очнувшись, Якопо кинулся к стене, откинул циновку и обнаружил тайную нишу, где и лежала рукопись. Выходит, великий Данте все же смог прийти из горнего мира в наш. Но если он поступил так однажды, то почему бы ему не приходить сюда и потом? Может, потому папа Лев Х сделал в свое время такое заявление?..

Источник: http://www.xliby.ru/istorija/velikie_istoricheskie_sensacii_100_istorii_kotorye_potrjasli_mir/p3.php

Сандро Боттичелли – биография и картины художника в жанре Раннее Возрождение – Art Challenge

Боттичелли Сандро [собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi] (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы.

Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты.

Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи; прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Среди первых сведений о художнике — запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына.

По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени.

Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении.

Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных отношениях, но можно предположить, что они вполне ладили между собой, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции.

В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля.

Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям (“Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици).

С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (“Весна”, около 1477–1478, “Рождение Венеры”, около 1482–1483, – обе в Уффици). Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти.

Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция; портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо; и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых.

Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве.

Например, мифологические картины (“Афина Паллада и Кентавр”, 1482; “Венера и Марс”, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков.

До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи.

В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками.

Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли — по указанию папы был приглашен и Боттичелли.

В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (“Сцены из жизни Моисея”, “Наказание Корея, Дафана и Абирона”, “Исцеление прокаженного и искушение Христа”) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Во всех трех фресках художником мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.

Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, возможно, по причине смерти своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой.

В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, поэтому большую часть картин “Мадонн с младенцем” заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера.

Читайте также:  Музей изобразительных искусств имени а.с. пушкина, москва, россия

В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми.

Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и “Благовещение Честелло” (1489–1490, Уффици).

В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (“Оплакивание Христа”, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; “Клевета”, после 1495, Уффици).

Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма.

Однако его рисунки к “Божественной комедии” Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин, и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.

В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы.

В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.

Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла дЭсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги.

Вазари в своих «Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего, образ совершенно забытого и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников.

Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти.

Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства.

В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса.

Следующее поколение исследователей живописи Боттичелли, например Герберт Хорн, писавший в первых десятилетиях XX века, различило в ней иное — умение передать пластику и пропорции фигуры — то есть приметы энергичного языка, характерного для искусства раннего Ренессанса. Перед нами довольно разные оценки.

Что же определяет искусство Боттичелли? XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Картины мастера органично включили в контекст его времени, связав с художественной жизнью, литературой и гуманистическими представлениями Флоренции. Живопись Боттичелли, притягательная и загадочная, созвучна мировоззрению не только эпохи раннего ренессанса, но и нашего времени.

Боттичелли Сандро [собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi] (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса.

Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты.

Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи; прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Среди первых сведений о художнике — запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына.

По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени.

Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении.

Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных отношениях, но можно предположить, что они вполне ладили между собой, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции.

В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля.

Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям (“Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици).

С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (“Весна”, около 1477–1478, “Рождение Венеры”, около 1482–1483, – обе в Уффици). Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти.

Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция; портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо; и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых.

Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве.

Например, мифологические картины (“Афина Паллада и Кентавр”, 1482; “Венера и Марс”, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков.

До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи.

В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками.

Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли — по указанию папы был приглашен и Боттичелли.

В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (“Сцены из жизни Моисея”, “Наказание Корея, Дафана и Абирона”, “Исцеление прокаженного и искушение Христа”) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Во всех трех фресках художником мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.

Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, возможно, по причине смерти своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой.

В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, поэтому большую часть картин “Мадонн с младенцем” заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера.

В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми.

Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и “Благовещение Честелло” (1489–1490, Уффици).

В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (“Оплакивание Христа”, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; “Клевета”, после 1495, Уффици).

Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма.

Однако его рисунки к “Божественной комедии” Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин, и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.

В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы.

В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.

Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла дЭсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги.

Вазари в своих «Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего, образ совершенно забытого и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников.

Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти.

Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства.

В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса.

Следующее поколение исследователей живописи Боттичелли, например Герберт Хорн, писавший в первых десятилетиях XX века, различило в ней иное — умение передать пластику и пропорции фигуры — то есть приметы энергичного языка, характерного для искусства раннего Ренессанса. Перед нами довольно разные оценки.

Что же определяет искусство Боттичелли? XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Картины мастера органично включили в контекст его времени, связав с художественной жизнью, литературой и гуманистическими представлениями Флоренции. Живопись Боттичелли, притягательная и загадочная, созвучна мировоззрению не только эпохи раннего ренессанса, но и нашего времени.

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/42.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector