Поклонение волхвов — гертген тот синт янс

Интерьер музея

Но затем Наполеон Бонапарт упразднил республику, и появилось королевство Голландия, во главе которого император поставил своего брата Людовика.

Поселился король в Амстердаме, как раз в бывшем здании городской ратуши, где среди прочих живописных полотен находился и «Ночной дозор» Рембрандта. Этой картине, под сенью которой воцарился новый правитель, впоследствии суждено было стать экспонатом номер один Рейксмузеума.

Людовик приказал перевезти в свою резиденцию произведения, выставлявшиеся в Галерее, решив создать Королевский музей. В 1808 он открылся.

Потом Людовик отрекся от престола в пользу Наполеона, который в 1813 потерпел поражение в Битве народов. А в Нидерланды вернулся сын последнего статхаудера, ставший королем Вильгельмом I. Он решил перевезти коллекцию в другое здание, «Триппенхейс», построенное в XVII веке.

После переезда музей стал государственным, отсюда и возникло название «Рейксмузеум». Наконец, в 1880-х коллекция обосновалась в специально построенном архитектором Пьером Кейперсом здании, где и находится до сей поры.

За сто с лишним лет оно в результате переделок и перестроек сильно изменилось. Помещение вообще нуждалось в реконструкции, решение о которой правительство приняло в 2000.

Благодаря масштабным работам ему вернут первоначальный вид, очистят от позднейших добавлений, а главное — сделают идеально подходящим для крупного современного музея.

Сегодня в Рейксмузеуме помимо картин хранятся скульптура, графика, предметы декоративно-прикладного искусства, большой отдел занимает искусство Азии. Более миллиона экспонатов охватывают период от Средневековья до XX века. Но самым знаменитым, пожалуй, остается «Ночной дозор»: сколько ни снимай кино со спецэффектами, лучше Рембрандта не сделаешь.

Религиозные картины

Поклонение волхвов - Гертген тот Синт Янс

Гуго ван дер Гус. Оплакивание Христа. Триптих. После 1527

Поклонение волхвов - Гертген тот Синт Янс

Гертген Тот Синт Янс (около 1465-около 1495) Поклонение волхвов. Около 1490. Дерево, масло. 91,6×71,8

Художник жил, не будучи монахом, в харлемском монастыре братства Святого Иоанна (Синт Янс), отсюда и получил свое имя. Творчество этого мастера относится к раннему периоду живописи Северного Возрождения.

В данной алтарной работе представлено поклонение волхвов Младенцу Христу.

Узнав о рождении Спасителя, они пришли к Нему из разных сторон света, поэтому Каспар, вставший на одно колено и протягивающий Младенцу кубок с золотыми монетами, представляет Европу, Мельхиор, золотой кубок которого поддерживает светловолосый мальчик, — Азию, а Балтазар с хрустальным сосудом в руке — Африку. Композиция картины и трактовка образов волхвов восходит к работе Гуго ван дер Гуса «Алтарь Монфорте» (1470, Государственные музеи Берлина). Но живопись Гертгена тот Синт Янса более сухая, линеарная. Изображенные на дальнем плане едущие верхом волхвы и пейзаж отсылают воображение к средневековым миниатюрам, а все живописное произведение своими яркими красками, прихотливыми линиями и утонченными формами напоминает искусство поздней готики.

Мастер любовно выписал детали: от богато украшенных одежд персонажей на первом плане до озерца с цаплей — на среднем и одеяний волхвов и их свиты вдали, но построил композицию так, что ее линии сходятся в одной точке — фигурке Христа, и тем самым передал глубину пространства. Кроме того, он стремился сделать образы полнокровными и отразить на лицах участников сцены их эмоции. Эти особенности свидетельствуют о наступавшем в североевропейской живописи Ренессансе.

Поклонение волхвов - Гертген тот Синт Янс

Гертген Тот Синт Янс (около 1465-около 1495) Святая родня. Около 1485–1496. Дерево, масло. 137,2×105,8

В искусстве позднего Средневековья и последовавшего за ним Северного Возрождения были распространены композиции, изображавшие святую родню. Согласно средневековым теологическим концепциям святая Анна родила от троих мужей дочерей, вместе с которыми, а также с их детьми она и представлена в данной алтарной картине Гертгена тот Синт Янса.

Сама Анна, облаченная в розовое платье со светло-зеленым покрывалом, ниспадающим у нее с головы на плечи, сидит слева. Ее старшая дочь Мария держит на коленях Младенца Иисуса. Позади Анны стоят ее супруг Иоаким, бывший отцом Марии, и муж Богоматери — Иосиф.

Ближе к центру сидит, развернувшись к молящимся вполоборота, Мария Клеопова, справа в темном плаще и бело-синем тюрбане стоит Мария Зеведеева. Ее отец, Саломий, и мужья сестер, Алфей и Зеведей, видны вдали, их дети, пятеро из которых стали апостолами, играют или занимаются другими делами.

Справа, на первом плане, изображена двоюродная сестра Богоматери, Елизавета, с маленьким Иоанном Крестителем, который тянется к Христу.

Об искуплении Спасителем человеческих грехов здесь напоминают и вино, которое в центре композиции наливают в чашу Его малолетние кузены (в таинстве Евхаристии в вино пресуществляется кровь Христова), и стоящая на алтаре скульптура: Авраам приносит в жертву своего сына Исаака.

Мастер, как тогда было принято, перенес действие в современную обстановку, нарядив участников сцены в костюмы своего времени и поместив их в интерьер наполненного светом готического собора. Художник выписал мельчайшие детали, передал и тяжесть парчи, и тонкость батиста, и блеск металла.

Чистые, сияющие краски создают праздничный колорит, который выражает красоту божественного мира.

Поклонение волхвов - Гертген тот Синт Янс

Мастер из Алькмара (работал в начале XVI века) Семь дел милосердия 1504. Дерево, масло. Каждая панель — 101×54

Полиптих, включающий в себя семь панелей, изначально находился в церкви Святого Лаврентия в Алькмаре. Мастер, чье имя точно не установлено, изобразил семь дел милосердия, совершая которые, согласно учению католической церкви, человек мог спастись.

Христианин должен накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, похоронить умершего, приютить странника, позаботиться о больном и навестить заключенного. В таком порядке, слева направо, и расположены панели с представленными на них деяниями.

Поклонение волхвов - Гертген тот Синт Янс

Мастер из Алькмара (работал в начале XVI века) Семь дел милосердия 1504. Дерево, масло. Каждая панель — 101×54

Художник подробно рассказывает о каждом — на первой панели женщина выносит из дома корзину с хлебом, а мужчина раздает его нищим, сидящий на земле калека и мальчик тянутся за булкой. На второй добрый горожанин разливает воду в плошки, подставленные калеками, а благодетельная женщина подносит наполненные кувшины.

Третья живописная доска являет оборванного человека, которого другой, хорошо одетый, облачает в новый халат, а рядом, вероятно, жена сострадающего раздает одежду нуждающимся.

В центральной части представлено погребение умершего монахами и творящийся в небе Страшный суд: восседает на радуге, опершись ногами на земную твердь, Христос, по сторонам которого стоят обращающиеся к Нему в молитве Богоматерь и святой Иоанн Креститель.

В пятой композиции паломников, которых можно отличить по прикрепленным к их шляпам раковинам, приглашают в дом милосердные горожане. На шестой картине монахиня в монастырском лазарете дает лекарство больному, а другие недужные ждут своей очереди, поодаль в кровати лежит мужчина, у которого врач считает пульс.

Наконец седьмая «иллюстрация» содержит небольшой рассказ о том, как в тюрьму являются сочувствующие люди, дабы утешить узников. Справа, под сводами темницы, стоит благословляющий Спаситель с увенчанной крестом стеклянной сферой, символизирующей Его владычество над миром.

Поклонение волхвов - Гертген тот Синт Янс

Мастер из Алькмара (работал в начале XVI века) Семь дел милосердия 1504. Дерево, масло. Каждая панель — 101×54

Христос присутствует и в других композициях, Он виден позади голодных, жаждущих, оборванных, странников, больных, но почти сливается с группами этих людей. Тем самым художник подчеркнул, что, помогая страждущим, человек совершает богоугодные поступки.

На задних планах большинства панелей помещены те же сцены, что и впереди, так закрепляется выраженная мысль, а заодно композиция развертывается в глубину. Действие происходит в городе, архитектура которого выстраивает пространство в каждом из семи случаев.

Читайте также:  Дворец хофбург, вена: фото, адрес, карта

Тщательно выписанные, красочные, проникнутые возвышенным настроением сцены воздействуют на смотрящего не назидательно, а непосредственно, самим своим духом.

Поклонение волхвов - Гертген тот Синт Янс

Мастер из Алькмара (работал в начале XVI века) Семь дел милосердия 1 504. Дерево, масло. Каждая панель — 101х54

Поклонение волхвов - Гертген тот Синт Янс

Источник: https://dom-knig.com/read_188572-2

Поклонение волхвов в живописи

Альбрехт Альтдорфер. Поклонение волхвов.

Поклонение волхвов - Гертген тот Синт Янс

В Евангелии от Матфея говорится: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему»… В Евангелие говорится, что, когда волхвы пошли искать, где именно в Вифлееме находится Младенец, «звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Увидевши этот сигнал, поданный звездой, «они возрадовались радостью весьма великой. И вошедши в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и падши поклонились Ему».

Кстати, в Евангелии не говорится, сколько было волхвов. В римских катакомбах есть изображения и с двумя, и с четырьмя волхвами. Библейский текст сообщает о трёх принесённых ими дарах. Маловероятно.

Чтобы один преподнёс два, а другой – только один дар или трое – по одному, а четвёртый явился с пустыми руками. Следовательно, волхвов было трое. Откуда же они пришли? Евангелист Матфей называет волхвов мудрецами.

Но первоначально в греческом варианте Нового Завета, написанном всего 40 лет спустя после воскресения Иисуса Христа, было слово «магои», означающее «волшебники, чародеи, которые прибегают к помощи сверхъестественных сил».

Но впоследствии при переводе на английский язык из-за нежелательного негативного оттенка этого слова его заменили на «волхвов» и «мудрецов». Причём наиболее близким по смыслу к слову «магои» является слово «волхвы».

На первый взгляд это мало что объясняет. Но если обратиться к Геродоту, то выясняется, что в глубокой древности волхвы были членами религиозной общины, жившей где-то на берегах Каспийского моря. В последнем столетии до новой эры они стали жрецами древнейшей религии Персии – зороастризма.

В Вавилоне, главном городе персидской империи, простиравшейся к востоку от Иудеи, волхвы пользовались большим влиянием, так как были не только священнослужителями, но и астрологами, целителями, заклинателями и – что очень важно – толкователями снов.

Но тогда возникает законный вопрос: почему священнослужители зороастризма вдруг отправились в далёкое, трудное и опасное путешествие, чтобы в Иудее выказать почтение будущему родоначальнику другой религии? Это выглядит весьма странно…

Как и христиане, зороастрийцы тоже верили в единого Бога. А также в то, что Ему противостоит дух зла. И что конечная победа в этой борьбе будет одержана добром благодаря приходу Месии, или Спасителя…

Прежде всего, надо было подготовить дары, достойные Царя царей: ладан, золото, смирну.

Ладан, символ божественности, получали из ароматной смолы при подсечке коры очень редкого ладанового дерева. Он ценился буквально на вес золота, поскольку использовался во многих священных ритуалах.

Золото, знак царственности, в древности считалось не просто самым ценным, что есть на свете, а земным веществом, обладающим неземными свойствами: ведь его цвет не бледнеет, а поверхность не тускнеет.

Наконец, смирна, или мирра, которую получали из пахучей смолы редких деревьев, использовали как лечебное средство, а также для бальзамирования умерших знатных лиц. То есть была символом смертности. Поэтому можно предположить, что будучи провидцами, они знали: Иисусу Христу суждена смерть на кресте.

Когда все приготовления были закончены, волхвы отправились в долгий путь. Скорее всего они следовали с каким-нибудь торговым караваном, чтобы обезопасить себя от нападения разбойников. Однако самая большая опасность подстерегала их в Иерусалиме.

Царь Ирод пришёл на трон с помощью римлян. Это был один из самых жестоких правителей. Отличаясь непомерной жаждой власти, он безжалостно расправлялся со всеми, в ком подозревал потенциальных претендентов на царский трон.

Ирод казнил даже трёх своих сыновей и брата, боясь, что они могут свергнуть его.

Между тем, хотя волхвы обладали провидческим даром, ясновидящими они явно не были. Добравшись до Иерусалима, гости с востока направились прямо к тамошнему правителю Ироду и, не подозревая, какой опасности подвергают Божественного Младенца, спросили, где им найти недавно родившегося Царя Иудейского.

«Услышав это, — повествует Евангелие от Матфея, — Ирод-царь встревожился… И собрав первосвященников и книжников… спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка».

Но такое предположение слишком расплывчато, чтобы разыскать Новорождённого. Поэтому коварный Ирод призвал ни о чём не догадывавшихся волхвов и попросил выяснить в Вифлееме, где именно находится младенец, чтобы «пойти поклониться Ему».

С помощью путеводной Вифлеемской звезды волхвы разыскали Младенца-Мессию, поклонились Ему и вручили привезённые дары, которые были своеобразной проверкой истинности Его Божественной природы.

Дело в том, что, как считают историки, если учесть время на подготовку к путешествию и сам долгий путь, Иисусу было около двух лет. Если бы Младенец потянулся к золоту, то это предвещало, что он станет правителем, к смирне – врачом, к ладану – священнослужителем.

Но Он, очевидно, взял всё, ибо волхвы уверились в Его Божественности.

После этого ангел Господень во сне открыл им коварный замысел царя Ирода, и они, не заходя в Иерусалим, покинули Иудею другой дорогой.

Узнав об этом, царь Ирод пришёл в ярость и приказал убить всех младенцев до двух лет, поскольку выведал у волхвов возраст того, кого они искали.

Но Ангел Господень явился во сне и к Иосифу, отцу Иисуса, и сказал, чтобы тот вместе с семьёй бежал в Египет и оставался там, пока не умрёт Ирод. Иосиф так и поступил. Причём привезённые волхвами дары помогли его семье прожить на чужбине не менее двух лет.

Так волхвы выполнили очень важную миссию – поведали миру о рождении Спасителя и тем самым помогли обеспечить будущее христианской веры.

Сергей Дёмкин. Святая ночь глазами смертных. «Чудеса и приключения» №1 2006.

* * *

Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов.

Поклонение волхвов - Гертген тот Синт Янс

В знаменитом средневековом сочинении Марко Поло «Книга Чудес» приводится любопытная «персидская» легенда о трех царях Волхвах, поклонившихся Младенцу Христу. В ней, по-видимому, смешались два события. Первое — евангельский рассказ о Волхвах, относящийся, как мы теперь понимаем, к ХII веку н. э., то есть к эпохе Христа.

Волхвы поднесли Христу дары. Второе событие — изобретение пушек христианским святым Сергием Радонежским. Пушка представлена здесь как ответный подарок Христа царям-Волхвам. Рассказ следующий. «Большая страна Персия … Есть тут город Сава, откуда три волхва вышли на поклонение Иисусу Христу …

Одного волхва звали Белтазаром, другого Гаспаром, третьего Мельхиором … В старину,   говорят, три тамошних царя пошли поклониться новорожденному пророку и понесли ему три приношения: злато, ливан и смирну … Поклонились и поднесли ему злато, ливан и смирну. Младенец взял все три приношения, а им дал закрытый ящичек.

Пошли три царя в свою страну. Проехали они немного дней, и захотелось им посмотреть, что дал им Младенец; открыли они ящичек и видят, что там камень …

Взяли три царя тот камень и БРОСИЛИ ЕГО В КОЛОДЕЗЬ, не понимали они, зачем он им был дан, и, КАК ТОЛЬКО БРОСИЛИ ОНИ ЕГО В КОЛОДЕЗЬ, С НЕБА НИСШЕЛ ВЕЛИКИЙ ОГОНЬ ПРЯМО В КОЛОДЕЗЬ, К ТОМУ МЕСТУ, КУДА БЫЛ КАМЕНЬ БРОШЕН.

Читайте также:  Музей самоваров, тула, россия

Увидели цари то чудо и диву дались; жалко им стало, что бросили они тот камень; был в нем великий и хороший смысл. Взяли они тогда от этого огня и понесли в свою землю, поставили его в богатом, прекрасном храме. Поддерживают его постоянно и как Богу молятся ему … Так-то здешние люди МОЛЯТСЯ ОГНЮ».

Рассказ, конечно, сказочный. Но в нем, как нам кажется, явственно звучит описание первого огнестрельного оружия — пушки. То есть жерла (

Источник: http://aria-art.ru/0/P/Poklonenie%20volhvov/1.html

Гертген тот синт янс

Гертген тот синт янс (Geertgen tot Sint Jans) (1460/1465 – до 1495), нидерландский художник, мастер старонидерландской живописи, переходной от готики к Возрождению.

Родился, вероятно, в Лейдене между 1460 и 1465, учился, скорее всего, у А.Оуватера в Гарлеме, затем некоторое время жил в Брюгге (в списках гильдии миниатюристов значится «Гертген Голландец»).

Согласно Книге художников К.ван Мандера (1604), долгое время жил и работал в гарлемском монастыре св. Иоанна (Sint Jans), но монашеского сана не принял.

Отсюда произошло и его прозвище, которое переводится как «Маленький Герард от святого Иоанна».

Количество его сохранившихся произведений невелико – это исключительно алтарные образы. Задушевность, изначально свойственная его вещам, сперва предстает несколько наивной (Святая родня, ок.

1475–1480, Государственный музей, Амстердам), затем к ней добавляется тонкая пейзажная и бытовая наблюдательность (триптих с Поклонением волхвов, 1490–1495, Национальная галерея, Прага), яркость отдельных индивидуальных характеристик (Оплакивание Христа и Сожжение останков Иоанна Крестителя, первоначально составлявшие двустороннюю створку алтаря; 1484, Художественно-исторический музей, Вена); изображение членов ордена иоаннитов в последней композиции является одним из первых групповых портретов. Написанное несколько позднее Рождество Христово (Национальная галерея, Лондон) принято считать едва ли не первой достаточно натуральной картиной-ноктюрном, проникновенно воспроизводящей эффекты ночного освещения. Беспрецедентен по своему пейзажно-человеческому лиризму маленький образ Иоанн Креститель в пустыне (Картинная галерея государственных музеев, Берлин). Ренессансная лирика эмоций контрастно сочетается с архаическим золотым фоном в Христе страждущем (Утрехт, Архиепископский музей).

Прожив совсем недолго, намного меньше, чем кто-либо из корифеев старонидерландского искусства – от Я.ван Эйка до И.Босха – Гертген, тем не менее, прочно вписался в их избранный ряд.

Умер Гертген в Гарлеме до 1495.

Поклонение волхвов - Гертген тот Синт Янс

Литература:

Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. 15 век. М., 1982

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»

Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/GERTGEN_TOT_SINT_YANS.html

Читать

И. Кравченко

Рейксмузеум Амстердам

Официальный сайт музея: www.rijksmuseum.nl

  • Адрес музея: Postbus 74888,1070 DN Amsterdam.
  • Проезд: На машине: от Амстердамской кольцевой дороги, А10: соединение RAI (S109), на общественном транспорте: от Центральной станции — трамвай N 2,5 до остановки «Hobbemastraat», от станции «Zuid»/«WTC» — трамвай N 5 до остановки «Hobbemastraat», от станции «Sloterdijk» — трамвай N 12 до остановки «Concertgebouw», от станции «Amstel» — на метро до станции «Weesperplein», далее трамвай N 6, 7,10 до остановки «Spiegelgracht», от регионального автобусного вокзала — автобус N 26, 65, 66,170 или 10 минут пешком.
  • Телефон: +31 (0) 20 6747000.
  • Часы работы: Ежедневно: 9:00–18:00.
  • Музей закрыт 1 января.
  • Кассы заканчивают свою работу за 30 минут до закрытия музея.
  • Пожалуйста, избегайте часа пик в разгар сезона (апрель — июнь), посещайте музей после 16:00.

Цены на билеты: Стоимость билета — 12.50 €.

Детям до 18 лет вход бесплатный.

Фото- и видеосъемка: В музее не разрешено делать фотографии и видеозаписи.

Информация для посетителей: На входе в музей осуществляется проверка безопасности с помощью металлоискателя, рентгена и досмотра вещей.

В здание нельзя проносить оружие, колюще-режущие предметы, взрывчатые, воспламеняющиеся, химические и токсичные вещества, полные или пустые бутылки (в том числе с водой).

При обнаружении сотрудниками охраны перечисленных предметов они будут конфискованы. Посещение музея в одежде, закрывающей лицо, запрещено.

Посетителям не разрешается брать с собой в залы экспозиции верхнюю одежду, сумки и рюкзаки размером больше, чем 55x35x25, зонты, переноски для ребенка на спине, детские коляски или другие большие предметы. Их необходимо оставлять в раздевалке или камере хранения.

Дети до 12 лет могут быть допущены в музей только в сопровождении взрослых. Родители и (или) учителя должны гарантировать, что дети или учащиеся, которых они привели в здание, ознакомлены с правилами поведения в музее и не будут касаться демонстрирующихся объектов. Группу из 5 учеников начальной или 10 средней школы должен сопровождать по крайней мере один наблюдатель.

Музей предлагает своим гостям три магазина, один из которых работает в сети Интернет, и 15 %-ную скидку на посещение уютного кафе, расположенного в 5 минутах ходьбы от здания.

Фасад музея

Интерьер музея

«Вы „Ночной дозор“ видели?» — но этот простой, как киносъемочная хлопушка, вопрос большинство наших молодых соотечественников радостно ответит: «А как же! Не только видели, но и читали!» Естественно, вспомнив при этом фильм Тимура Бекмамбетова и одноименный роман Сергея Лукьяненко.

Но мы-то с вами, люди образованные, знаем, что сначала был живописный шедевр Рембрандта «Ночной дозор» из амстердамского Рейксмузеума. Картина эта, кстати, дала название и голливудскому фильму с Пирсом Броснаном в главной роли, где, сами понимаете, все было решено в авантюрно-приключенческом ключе.

И раз уж речь зашла о кино, заметим, что еще об одном «обитателе» Рейксмузеума, великом голландце Франсе Халсе, многие узнали из советского детектива «Возвращение „Святого Луки“».

Что же это за музей такой? Здесь преобладает, естественно, голландское искусство его золотого, XVII века.

И все оно, от малых голландцев с их уютными домиками и двориками до сияющей вершины по имени Рембрандт, интересовалось земной жизнью в любых ее проявлениях.

Светского искусства в Рейксмузеуме больше, чем религиозного: утвердившаяся в Голландии протестантская религия, кальвинизм, отрицала украшение храмов, и художники направили свои силы на живописание окружавшей действительности, что называется, «пошли в народ».

А он после 1609, то есть победы буржуазной революции, десятилетий борьбы против иноземного владычества и поиска собственной веры был невероятно интересен. Об этом периоде в истории маленькой страны можно сказать словами Петра Чаадаева: «…люди искали истину и попутно нашли свободу и благосостояние». В такой атмосфере, где жизнь играла всеми красками, не могло не возникнуть мощное искусство.

Живописцы, а их в Голландии того времени появилось множество, только успевали рисовать, спрос на их, как правило, небольшие картины был велик. Люди спешили украшать жилища видами и образами, которые каждый день были у них перед глазами.

Голландский обыватель, во-первых, был доволен и собой, и жизнью, поэтому желал увековечить свою комнату с винтовой лестницей, окнами с видом на канал, кувшином на столе и ночной вазой под кроватью, а также собственных домочадцев, занятых простыми делами.

А во-вторых — и это самое важное, — бюргер, мещанин, который сам, своими головой и руками отвоевал достойное существование и продолжал это делать, всегда был в душе идеалист.

Он понимал: нематериальное ценнее того, что можно потрогать и пересчитать в кошельке, любил искусство за то, что оно возвышает душу.

Интерьер музея

Читайте также:  Картина "дети, бегущие от грозы", константин егорович маковский - описание

Результат этого искусства для обывателей: в Рейксмузеуме возле работы Питера де Хоха, на которой мать в полутемной комнатке расчесывает волосы ребенку, можно долго стоять, внутренне обливаться слезами умиления и обещать себе, что будешь любить близких только за то, что они есть. А глядя на «Синдиков» Рембрандта, понимаешь, что всякий человек, будь он обычный торговец сукном, — это огромный мир, устроенный добро и разумно, надо лишь уметь это видеть.

Сейчас Рейксмузеум заполнен шедеврами. Но чтобы вся эта живопись собралась в одном месте, должно было пройти время. Музей возник в начале XIX века, когда блестящая эпоха давно ушла в прошлое. В Голландии издавна бытовало частное собирательство, картины были рассредоточены по частным домам и общественным зданиям.

Большой коллекцией произведений искусства владели штатгальтеры, или статхаудеры — правители Республики Соединенных провинций Нидерландов из династии Оранских-Нассау. Основу их коллекции составляли фамильные портреты и украшавшие дворцы декоративные полотна, но последние статхаудеры, Вильгельм IV и его сын Вильгельм V, покупали разнообразную современную живопись.

Они-то и устроили в своем дворце «Кабинет искусств», из которого потом вырос знаменитый на весь мир музей.

Но тут в Нидерланды вторглись французские войска, они при горячей поддержке местного населения свергли статхаудера, и на территории страны была провозглашена Батавская республика.

В недолгий период ее демократических преобразований, а именно в 1800, в Гааге была создана Национальная художественная галерея.

Идея принадлежала Яну Александру Гогелю, решившему из произведений «Кабинета искусств», не вывезенных завоевателями, создать музей по образцу французских. На рубеже столетий он распахнул свои двери для публики.

Интерьер музея

Но затем Наполеон Бонапарт упразднил республику, и появилось королевство Голландия, во главе которого император поставил своего брата Людовика.

Поселился король в Амстердаме, как раз в бывшем здании городской ратуши, где среди прочих живописных полотен находился и «Ночной дозор» Рембрандта. Этой картине, под сенью которой воцарился новый правитель, впоследствии суждено было стать экспонатом номер один Рейксмузеума.

Людовик приказал перевезти в свою резиденцию произведения, выставлявшиеся в Галерее, решив создать Королевский музей. В 1808 он открылся.

Потом Людовик отрекся от престола в пользу Наполеона, который в 1813 потерпел поражение в Битве народов. А в Нидерланды вернулся сын последнего статхаудера, ставший королем Вильгельмом I. Он решил перевезти коллекцию в другое здание, «Триппенхейс», построенное в XVII веке.

После переезда музей стал государственным, отсюда и возникло название «Рейксмузеум». Наконец, в 1880-х коллекция обосновалась в специально построенном архитектором Пьером Кейперсом здании, где и находится до сей поры.

За сто с лишним лет оно в результате переделок и перестроек сильно изменилось. Помещение вообще нуждалось в реконструкции, решение о которой правительство приняло в 2000.

Благодаря масштабным работам ему вернут первоначальный вид, очистят от позднейших добавлений, а главное — сделают идеально подходящим для крупного современного музея.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=545305&p=2

Читать онлайн "Рейксмузеум Амстердам" автора Кравченко И. — RuLit — Страница 2

Интерьер музея

Результат этого искусства для обывателей: в Рейксмузеуме возле работы Питера де Хоха, на которой мать в полутемной комнатке расчесывает волосы ребенку, можно долго стоять, внутренне обливаться слезами умиления и обещать себе, что будешь любить близких только за то, что они есть. А глядя на «Синдиков» Рембрандта, понимаешь, что всякий человек, будь он обычный торговец сукном, — это огромный мир, устроенный добро и разумно, надо лишь уметь это видеть.

Сейчас Рейксмузеум заполнен шедеврами. Но чтобы вся эта живопись собралась в одном месте, должно было пройти время. Музей возник в начале XIX века, когда блестящая эпоха давно ушла в прошлое. В Голландии издавна бытовало частное собирательство, картины были рассредоточены по частным домам и общественным зданиям.

Большой коллекцией произведений искусства владели штатгальтеры, или статхаудеры — правители Республики Соединенных провинций Нидерландов из династии Оранских-Нассау. Основу их коллекции составляли фамильные портреты и украшавшие дворцы декоративные полотна, но последние статхаудеры, Вильгельм IV и его сын Вильгельм V, покупали разнообразную современную живопись.

Они-то и устроили в своем дворце «Кабинет искусств», из которого потом вырос знаменитый на весь мир музей.

Но тут в Нидерланды вторглись французские войска, они при горячей поддержке местного населения свергли статхаудера, и на территории страны была провозглашена Батавская республика.

В недолгий период ее демократических преобразований, а именно в 1800, в Гааге была создана Национальная художественная галерея.

Идея принадлежала Яну Александру Гогелю, решившему из произведений «Кабинета искусств», не вывезенных завоевателями, создать музей по образцу французских. На рубеже столетий он распахнул свои двери для публики.

Интерьер музея

Но затем Наполеон Бонапарт упразднил республику, и появилось королевство Голландия, во главе которого император поставил своего брата Людовика.

Поселился король в Амстердаме, как раз в бывшем здании городской ратуши, где среди прочих живописных полотен находился и «Ночной дозор» Рембрандта. Этой картине, под сенью которой воцарился новый правитель, впоследствии суждено было стать экспонатом номер один Рейксмузеума.

Людовик приказал перевезти в свою резиденцию произведения, выставлявшиеся в Галерее, решив создать Королевский музей. В 1808 он открылся.

Потом Людовик отрекся от престола в пользу Наполеона, который в 1813 потерпел поражение в Битве народов. А в Нидерланды вернулся сын последнего статхаудера, ставший королем Вильгельмом I. Он решил перевезти коллекцию в другое здание, «Триппенхейс», построенное в XVII веке.

После переезда музей стал государственным, отсюда и возникло название «Рейксмузеум». Наконец, в 1880-х коллекция обосновалась в специально построенном архитектором Пьером Кейперсом здании, где и находится до сей поры.

За сто с лишним лет оно в результате переделок и перестроек сильно изменилось. Помещение вообще нуждалось в реконструкции, решение о которой правительство приняло в 2000.

Благодаря масштабным работам ему вернут первоначальный вид, очистят от позднейших добавлений, а главное — сделают идеально подходящим для крупного современного музея.

Сегодня в Рейксмузеуме помимо картин хранятся скульптура, графика, предметы декоративно-прикладного искусства, большой отдел занимает искусство Азии. Более миллиона экспонатов охватывают период от Средневековья до XX века. Но самым знаменитым, пожалуй, остается «Ночной дозор»: сколько ни снимай кино со спецэффектами, лучше Рембрандта не сделаешь.

Гуго ван дер Гус. Оплакивание Христа. Триптих. После 1527

Гертген Тот Синт Янс (около 1465-около 1495) Поклонение волхвов. Около 1490. Дерево, масло. 91,6×71,8

Художник жил, не будучи монахом, в харлемском монастыре братства Святого Иоанна (Синт Янс), отсюда и получил свое имя. Творчество этого мастера относится к раннему периоду живописи Северного Возрождения.

В данной алтарной работе представлено поклонение волхвов Младенцу Христу.

Узнав о рождении Спасителя, они пришли к Нему из разных сторон света, поэтому Каспар, вставший на одно колено и протягивающий Младенцу кубок с золотыми монетами, представляет Европу, Мельхиор, золотой кубок которого поддерживает светловолосый мальчик, — Азию, а Балтазар с хрустальным сосудом в руке — Африку. Композиция картины и трактовка образов волхвов восходит к работе Гуго ван дер Гуса «Алтарь Монфорте» (1470, Государственные музеи Берлина). Но живопись Гертгена тот Синт Янса более сухая, линеарная. Изображенные на дальнем плане едущие верхом волхвы и пейзаж отсылают воображение к средневековым миниатюрам, а все живописное произведение своими яркими красками, прихотливыми линиями и утонченными формами напоминает искусство поздней готики.

Источник: https://www.rulit.me/books/rejksmuzeum-amsterdam-read-435741-2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector