Гвидо Рени. Поклонение пастухов.
Герард ван Хонтхорст. Поклонение пастухов.
Герард ван Хонтхорст. Поклонение пастухов.
Джорджоне. Поклонение пастухов.
Джулио Пиппи, прозванный Джулио Романо. Рождество и поклонение пастухов. 1531-1534.
Доменико Гирландайо. Поклонение пастухов.
Жорж де Латур. Поклонение пастухов.
Карло Кривелли. Поклонение пастухов.
Мартин Шонгауэр. Поклонение пастухов.
Микеланджело Меризи да Караваджо. Поклонение пастухов.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Поклонение пастухов. 1652.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Поклонение пастухов.
Хусепе де Рибера. Поклонение пастухов. 1650.
Шарль Лебрен. Поклонение пастухов.
Якоб Йорданс. Поклонение пастухов. 1615-1620.
Источник: http://aria-art.ru/0/P/Poklonenie%20pastuhov/1.html
Якопо Бассано и его работы
Краткая биография и описание знаменитых работ мастера ренессанса.
Стиль Бассано
Якопо Бассано (около 1517, Бассано – 1592, Бассано), настоящее имя Джакомо да Понте, — выдающийся художник эпохи позднего Возрождения. Родился в семье художника Франческо Бассано Старшего. Живописи учился у своего отца, позже в Венеции — у Бонифации Веронезе.
В 1540 вернулся в родной город. Там у него была большая мастерская, а в 1549 он был назначен консулом.
Под влиянием Тициана, Лоренцо Лотто, Тинторетто и художников-маньеристов Бассано удалось выработать свой стиль, для которого характерны точность в воспроизведении реальности, жанровая трактовка религиозных композиций, в которые он включал сцены крестьянской жизни.
Его произведения отличают необычное освещение, которое словно исходит от полотен, высокая точность передачи деталей, а также естественность живописного повествования.
Основные произведения
- Усекновение головы Иоанна Предтечи, около 1550, Государственный музей искусств, Копенгаген;
- Пейзаж с притчей о сеятеле, 1560–1570, Музей Гиссеп-Борнемиса, Мадрид;
- Рай на Земле, около 1573, Галерея Дориа Памфили, Рим.
Распятие, 1562. Холст, масло.
Бассано выразительно передает библейскую драму. Крест с распятым на нем Христом, написанный ясными серебристыми тонами, высится над людьми на фоне затянутого тучами неба, от которого исходит темный вибрирующий свет.
Позы и жесты людей у ног Спасителя, насыщенные тона усиливают драматизм картины.
Крещение святого Лучиллы, около 1575. Холст, масло. Позднее полотно Бассано, написанное яркими красками, отличается подчеркнутой игрой света. Широкая палитра прохладных, светящихся тонов создает эффект наполненного светом пространства.
Тайная вечеря, около 1547. Холст, масло. В небольшое пространство картины вписаны фигуры апостолов и Христа. Позы, жесты, выражения лиц говорят о сильном волнении апостолов. Бассано расширил традиционный религиозный сюжет и усилил жанровый мотив.
Однако это следует рассматривать не как отход от религиозного понимания темы, но скорее как изобразительный модус, поясняющий смысл картины и являющийся в некотором роде пророческим, опережающим свое время. На фрагменте отчетливо видна различная реакция апостолов на пророчество Христа о том, что один из них предаст его.
Апостол на переднем плане указывает на преломлённый хлеб и смотрит на Спасителя открытым взглядом. Так художник передает легенду об искупительной жертве Христа.
Поклонение пастухов, около 1562. Холст, масло. Произведение является типичным примером самобытного творчества художника в период после 1550. Обращение к бытовому жанру свидетельствует об интересе Бассано к природе и сельской жизни.
Религиозная тема служит предлогом для изображения идиллической сцены. Современники Бассано особенно ценили его работы за их близость к реальной жизни, гармонично сочетающуюся с духовностью.
От ранних произведений эту картину отличает сдержанный колорит.
Источник: https://artrue.ru/style/renessans/yakopo-bassano-i-ego-raboty.html
Поклонение пастухов
Холст сшивной (шов проходит вдоль правого края), полотняного плетения, дублирован. В отдельных местах участки изменившейся в тоне реставрационной ретуши. Потемневший загрязненный лак.
Евангельский сюжет: Лк. 2:8-18.
В прошлом считалась работой самого Пальмы Младшего (запись в инвентаре ГМИИ); в музей поступила как работа его школы. В литературе картину принято считать вариантом композиции из Старой пинакотеки в Мюнхене (инв. 910). Надо признать, что для этого нет особых оснований.
Мюнхенское полотно, несколько меньшего размера (х, м. 111 х 93), представляет иное решение темы, и московская картина по существу не повторяет ни один из его мотивов. Их объединяет то, что обе работы были написаны, скорее всего, не для церквей, а по частному заказу.
Это обстоятельство определяет некоторое сходство в построении композиции и передаче пространства. Художник использует высоко поднятую линию горизонта, и фигуры, показанные в сложных ракурсах, словно скользят по уходящей вверх плоскости земли.
Такой прием с особой последовательностью применен в картине из собрания ГМИИ, где дано резкое перспективное сокращение от переднего плана к заднему.
Пальма глубоко усваивает уроки, полученные им в Риме от мастеров маньеристического направления, в результате чего ему удается наметить в живописи принципиально новые линии, подхваченные и развитые уже в эпоху барокко, в частности, как справедливо отмечал Адольфо Вентури (Venturi 1934, IX, 7, р. 208), приехавшим в Венецию Лукой Джордано.
В нашей композиции, помимо влияния Якопо Тинторетто, важную роль сыграл опыт, почерпнутый Пальмой в творчестве Якопо Бассано, к которому восходят изображения пастухов и животных на переднем плане.
В наследии Пальмы известно несколько вариантов этого сюжета; они существенно отличаются от московского и мюнхенского прежде всего тем, что исполнены как церковные образы (Сант Андреа, Бергамо; Галерея Харрах, Вена; инв. 251).
Мазон Ринальди указала на подготовительный рисунок к картине ГМИИ, находившийся ранее в собрании Рудольф в Лондоне (Mason Rinaldi 1977, № 9).
Иванов и Дзампетти (Ivanoff, Zampetti 1980) датировали после 1585 года; Мазон Ринальди (Mason Rinaldi 1984) — около 1595-1600. Последняя датировка представляется более убедительной.
Литература: Кат. ГМИИ 1957, с. 106 (здесь и далее — Пальма Младший); Кат. ГМИИ 1961, с. 144; Mason Rinaldi 1977, p. 15 (здесь и след. — как находящаяся в Эрмитаже); Cat. Sotheby's, London 1977, p. 15, 48, lot 9; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 24; Ivanoff, Zampetti 1980, p.
540, 546, № 129, 545, № 118; 594, № 414, 660 ill. 2; Mason Rinaldi 1984, p. 96, №173, fig. 248; Кат. ГМИИ 1986, с. 134; Маркова 1992, с. 156 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с.108-109 ил.; Cat. Phillips, London, 6 December 1995, p. 93, lot 176; Fossaluzza 1997, p. 234; Путеводитель ГМИИ 1998, с.
176.
Литература
Источник: https://www.pushkinmuseum.art/data/fonds/europe_and_america/j/1001_2000/zh_2715/index.php?lang=ru
Поклонение пастухов
И.Босх. Поклонение Младенцу
Рождество Христово распадается на несколько сюжетов, одним из которых является Поклонение Младенцу, включающее поклонение Ему Девы Марии, пастухов и волхвов. Поклонение пастухов встречается в живописи гораздо реже, чем поклонение Девы Марии и волхвов, и рассказывает о нем единственный евангелист – Лука.
«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем» (Лк., 2:8-17).
Корреджо. Поклонение пастухов. 1529—1530
Согласно Евангелию, сначала произошло Благовещение пастырям о Рождестве Спасителя и только потом – об их поклонении, и даже не об этом, а о том, что они нашли в пещере Марию, Иосифа и новорожденного Младенца в яслях.
В живописи этот сюжет, выраженный всего в одном предложении из десяти слов, в течение нескольких веков оброс многими деталями и подробностями, превратившись в благочестивый культ Поклонения, подобный поклонению волхвов.
Корни этого благочестия уходят в двенадцатый-тринадцатый века, когда основатель ордена бернардинцев мистик Бернард Клервосский развил учение о поклонении и любви к Младенцу и Деве Марии. Он первым сделал акцент на бедности обстановки, в которой родился Спаситель, а Франциск Ассизский довел культ бедности до предела.
Позднее эту тему развивали францисканский монах Псевдо-Бонавентура и Бригитта Шведская, опубликовавшая незадолго до смерти свои «Откровения…». Эти мистические видения и стали основанием для изображения Рождества Христова и Поклонения Младенцу, в том числе и Поклонения пастухов.
А.Мантенья. Поклонение пастухов. 1450
К этой теме обращались такие известные художники как Рембранд, Эль Греко, Караваджо, Мантенья, Босх, Рени, ван Хонтхорст, Джорджоне и многие другие. Особенно большое распространение этот сюжет получил в Италии, где возник первый орден нищенствующих монахов-францисканцев, поклонявшихся святой бедности и пастухи изображались как их братья: нищими оборванцами.
Сначала, в соответствии с Евангелием, пастухи изображались просто взирающими на Чудо-Младенца, потом они постепенно стали изображаться поклоняющимися Ему. Менялось и число пастухов: сначала два, как у Джорджоне, потом – четыре. В конце концов, установилась традиция изображать количество пастухов, равным трем, по числу волхвов.
Появились и дары, которые пастухи принесли Богомладенцу, подобно дарам царей-магов, хотя в Евангелии об это не сказано ни слова. Главным даром пастухов стал, конечно, ягненок, как символ жертвенного животного. По преданию пастухи пасли на горах ягнят, предназначавшихся для жертвоприношений в Иерусалимском храме.
Джорджоне. Поклонение пастухов. Ок. 1503
Из этого стада они и принесли ягненка Богочеловеку, ставшему жертвенным Агнцем за грехи мира, отменив все кровавые жертвы. Так интерпретируется не случайность благовещения о Рождении Младенца именно пастухам, а не волхвам-язычникам.
В семнадцатом веке количество даров пастухов увеличивается: теперь они несут еще и птицу, корзину яиц, кувшин молока и другие плоды сельского хозяйства. В руках пастырей, как правило, пастушеский посох, символ их служения.
Позднее пастухи стали образом епископского и священнического служения, а также (поскольку рассказали другим о том, что увидели в Вифлеемской пещере) первыми евангелистами.
В живописную программу изображения поклонения пастухов стала входить и музыка. Она льется на Святое семейство сверху в образе ангельского хора воспевающего «Слава в Вышних Богу и на земле мир…». У некоторых художников ангельский хор поет по нотам, которыми записана реальная музыка Средневековья.
Якопо Бассано. Поклонение пастухов
Музыка исходит и от пастухов, атрибутом служения которых была дудочка, флейта или волынка, изображаемые на картинах с этим сюжетом. Позднее в Италии вошло в традицию играть в Рождество на дудочках перед образом Девы Марии с Богомладенцем в честь поклонения пастухов.
Охапка сены, которая также часто изображается в картинах с этим сюжетом или со сценой Рождества, заимствована из рассказа Псевдо-Бонавентуры. Свеча, которую оставил Иосиф, и яркий свет, исходивший от Новорожденного, это из Видения о Рождестве Спасителя Бригитты Шведской.
Псевдо-Бонавентура: «Когда настал час родить – было это около полуночи на Рождество, – Мария встала и прислонилась к колонне, которая была здесь. Иосиф сидел рядом опечаленный, вероятно, потому, что не мог приготовить все необходимое для родов.
Он встал, взял из яслей сено, положил его у ног Девы Марии и отвернулся. В этот момент Сын Божий оставил чрево Матери, не причинив Ей никакой боли. Так оказался Он на сене у ног Своей Матери.
Омыв Его, Она завернула Его в Свое покрывало и положила в ясли».
Караваджо. Поклонение пастухов
Видение Бригитты Шведской: «Когда я предстала перед яслями Господа в Вифлееме, то увидела Деву необычайной красоты (…), плотно укрытую изящным хитоном, сквозь который было явственно различимо девственное тело (…).
Вместе с Нею был добродетельнейший старец, он привел вола и осла; они вошли в пещеру, и мужчина привязал животных к яслям. Потом он вышел и принес Деве свечу, прикрепил ее к стене и вышел, так что при рождении Младенца его не было.
Тем временем Дева сняла Свои туфли, сбросила с Себя белую накидку, которая укрывала Ее, сняла с головы вуаль, положила ее сбоку от Себя и осталась в одном хитоне, с чудесными золотыми волосами, падавшими распущенные на Ее плечи. (…)
И когда все было готово, Дева с превеликим почтением преклонила колени в позе молящейся и повернулась спиной к яслям, лицо Ее было обращено на восток, а взгляд устремлен к небу. Она пребывала в экстазе, погруженная в созерцание, Ее переполняло восхищение божественной нежностью.
И стоя так в молитве, Она вдруг обнаружила, что Младенец во чреве Ее шевелится, и неожиданно Она произвела на свет Сына, от Которого исходил несказанный свет и блеск, так что солнце не могло сравниться с Ним, и тем более свеча, которую Иосиф поставил здесь, – свет божественный совершенно поглотил свет материальный».
Рембрандт. Поклонение пастухов. 1646
Особенно ярко это изображено у Рембрандта в картине «Поклонение пастухов». Здесь пастухи обступили Младенца, а Божественный свет, исходящий от Него настолько сильный, что заслоняет свет, исходящий от фонаря, который держит один из присутствующих. Сияние Младенца подобно огненному очагу, к которому пришли греться обступившие Его.
Здесь буквально физически ощущается преобразующая сила и тепло Божественного Света, падающего на лица пастухов, выражающих веру и экстаз от увиденного. Сила света подчеркивает ночную тьму ночи, в которую явился Спаситель. В происходящее включены все присутствующие, даже корова и мальчик с собакой.
Приставная лестница, ведущая на верхние полати хлева, иносказательно говорят о будущих Страстях Господа, в которых лестница — один из инструментов этих Страстей (Снятие с Креста). Высокие своды подчеркивают значимость события, а стропила придают композиции устойчивость.
Эль Греко Поклонение пастухов. ок. 1600
Такой же сильной, но противоположной по духу, является картина Эль Греко «Поклонение пастухов». Ее называют вершиной и лебединой песней художника. В ней он тоже играет со Светом, делая его идейным центром.
Младенца (Свет миру) окружают фигуры, удлиненные и извивающиеся как языки пламени. Свет вырывает из мрака две группы: ангелов — наверху и Деву Марию с Младенцем, лежащим на ослепительной белой пеленке, внизу. Вокруг Младенца группа пастухов, погруженных в полумрак.
В картине выражен весь трагизм времени Эль Греко, катастрофа, завершающая Возрождение, на смену которому пришла католическая реакция. Отсюда деформация тел и одежды, извивающейся языками пламенем вокруг тел.
Свет, скользящий по людям, разрушает их материальность и вносит в картину, с одной стороны, мистицизм, а с другой — обреченность. Колорит картины «Поклонение пастухов» теряет рембрандтовскую преображающую силу, приобретая пепельно-серый тон, выражающий отчаяние и трагичность ситуации, в которой человеку ничего другого не остается, как покорно преклонтиться перед высшей Божественной силой.
Эль Греко. Поклонение пастухам. 1610
Тина Гай
coded by nessus
Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/poklonenie-pastuxov/
Описание картины Джорджоне «Поклонение пастухов»
Описание картины Джорджоне «Поклонение пастухов»
В отличие от большинства современников своего времени, а речь идет об эпохе венецианских мастеров, Джорджоне не старался и не писал большие композиции с большим количеством фигур на ней. Даже наоборот, в большинстве своих произведений этот художник был немногословным, а суть картин он выражал только через свое собственное, внутреннее ассоциативное осмысление сюжетной картины. Очень часто художник давал зрителям возможно додумывать его творческие художественные произведения самостоятельно, своими силами.
Поэтому в своем произведении под названием Поклонение пастухов художник изобразил не только обязательные фигуры, которые должны были быть там по логике, но и особенный фон. Он дополняет и принимает активное участие в действиях главных героев – семья истинных Святых и склонивших свои колена в знак уважения и преданности пастухов.
Что касается фона, то его перспектива, глубокого уходящая вдаль, замыкается где-то далеко на горизонте. И замыкают его голубые горы. Такое отображение пейзажа и фона за спинами пастухов создает ощущение присутствия атмосферы и воздуха.
Отдельная роль в картине отводится освещению, которое здесь стало каким-то другим, непохожим на освещение в других работах художника.
Здесь нет чистоты и ясности, которые являются неотъемлемой частью произведений кватроченто, но зато есть неяркий, едва заметный свет, появляющийся после наступления полудня. Такая особенность освещения дает картине дополнительный объем и цельность.
Пещеры, выполненные в темных тонах, создают контраст с одеждами Марии и законного мужа Иосифа, а также с одеждами пастухов, чьи послушные спины технично повторяют очертания входа в находящиеся недалеко от персонажей пещеры.
Все это сделало картину художника и мастера своего дела Джорджоне одной из самых неординарных и интересных среди всех творческих деятелей своего времени.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-dzhordzhone-poklonenie-pastuxov/
Бассано, Якопо — это… Что такое Бассано, Якопо?
- Бассано Якопо — (Bassano; собственно да Понте, da Ponte) (около 1517 1592), крупнейший представитель семьи итальянских живописцев эпохи Возрождения, примыкавших к венецианской школе. В монументальные, многофигурные религиозные композиции, отмеченные… … Художественная энциклопедия
- Бассано Якопо — (Bassano), настоящая фамилия да Понте (da Ponte) (около 1517 1582), итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения, представитель венецианской школы. Активно включал в религиозные картины сцены крестьянского быта, пейзаж, натюрморты;… … Энциклопедический словарь
- Бассано Якопо — Бассано (Bassano; собств. да Понте, da Ponte) Якопо (около 1517‒18, Бассано, Венето, ‒ 13.2.1592, там же), крупнейший представитель семьи итальянских живописцев эпохи Возрождения, примыкавших к венецианской школе. В творчестве Б. воздействия… … Большая советская энциклопедия
- БАССАНО Якопо — ( Притча о сеятеле ). Ок. 1560. Собрание Тиссен Борнемиса. Лугано. Национальная Галерея Античного искусства. Рим. Ок. 1590. Прадо. Мадрид … Энциклопедия Кольера
- Бассано Якопо — (наст. имя да Понте; ок. 1517–1582) – итал. живописец. Предст. позднего Возрождения. В религ. картины вводил сцены крест. быта, пейзаж и натюрморт, испытал воздействие маньеризма («Поклонение пастухов», 1568) … Энциклопедический словарь псевдонимов
- Бассано Якопо — … Википедия
- Якопо Боссано — Якопо Бассано Якопо Бассано (итал. Jacopo da Ponte, Jacopo Bassano) (ок.1510 13 февраля 1592) итальянский художник, представитель венецианской школы. Родился и умер в городе Бассано дель Граппа, недалеко от Венеции. Стиль письма Якопо перенял от… … Википедия
- Якопо Бассано — У этого термина существуют и другие значения, см. Бассано. Якопо Бассано Имя при рождении: Jacopo da Ponte … Википедия
- Бассано — Якопо (Bassano, Jacopo), наст. имя Якопо да Понте Ок. 1510/1518, Бассано 1592, Бассано. Итальянский живописец. Сын провинциального художника Франческо да Понте Старшего (упом. в 1510 1540), по свидетельствам источников, широко образованного… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
- Бассано — Содержание 1 Места 1.1 В Италии 1.2 В Канаде 2 Персоналии … Википедия
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/801845
Читать онлайн "Всеобщая история искусств в шести томах. Том 3 (с иллюстрациями)" автора Колпинский Юрий — RuLit — Страница 102
Гораздо содержательнее творчество современника Лотто, уроженца Брешии Джироламо Савольдо (ок. 1480—1548).
В творчестве позднего Савольдо, глубоко переживавшего временное разорение родной страны в годы войны с Камбрейской лигой, кратковременный подъем Венеции после 1516 г.
, а затем общий кризис, охвативший Италию, весьма своеобразно и с большой силой выявились трагические противоречия искусства Возрождения.
Длительность кватрочентистских традиций, характерная для несколько провинциальной жизни террафермы (до начала 16 в.
), заметное влияние живописи северного Возрождения с ее внешне якобы прозаической повествовательностью, тягой к жанровости и интересам к психологической жизни простых людей в творчестве Савольдо органически сплавились с принципами ренессансного гуманизма и помогли создать ему один из весьма демократических вариантов реалистического ренессансного искусства, во многом предвосхищающий искания мастеров первой трети 17 века.
илл.222а Савольдо. Поклонение пастухов. 1520-е гг. Турин, Пинакотека.
В ранних, еще несколько кватрочентистских суховатых работах Савольдо (например, «Пророк Илия»; Флоренция, собрание Лезер) уже чувствуется его интерес к обычным, простым людям. В его прекрасном «Поклонении пастухов» (1520-е гг.
; Турин, Пинакотека) проникновенно передана атмосфера просветленной сосредоточенности чувства трех пастухов, с глубоким раздумьем созерцающих новорожденного.
Ясная одухотворенность, светлая и чуть печальная гармония ритмов тихих движений участников события и всего цветового строя композиции явно указывают на связь искусства зрелого Савольдо с традициями Джорджоне.
Но отсутствие идеализированного благородства образа, естественная задушевность и жизненная простота придают этой картине совершенно особое своеобразие.
В дальнейшем интерес к правдивой поэтизации образов обычных людей еще усиливается (например, элегическое изображение на фоне сельского пейзажа пастуха — «Пастух»; Флоренция, собрание Контини-Бонакосси). Вклад других художников, принадлежавших к сложившейся в Брешии школе, безусловно менее значителен.
Однако среди них следует упомянуть Алессандро Бонвичино по прозванию Моретто (ок. 1498—1554), чье творчество, идущее в русле классических традиций, отличает мягкая серебристость колорита, несколько провинциальная тяжеловесная, серьезная торжественность, не лишенная, однако, лиричности («Мадонна со святыми»; Франкфурт). Эта черта, более заметная во второстепенных персонажах его композиции, представляет наибольшую ценность в больших картинах (например, фигура служанки в картине «Христос в Эммаусе»). Наиболее известное его произведение— «Св. Юстина с донатором». Значителен вклад Моретто в развитие ренессансного портрета. Его «Мужской портрет» (Лондон) — один из первых портретов в рост.
илл.222б Моретто. Св. Юстина с донатором. Ок. 1530-1535 гг. Вена, Художественно-исторический музей.
Его одаренным учеником был Джованни Морони (ок. 1523—1578), работавший главным образом в Бергамо. Он не только, подобно своему учителю, сохраняет приверженность к реалистическому методу, но его портреты представляют собой значительный и своеобразный вклад в реалистическую линию развития искусства позднего Возрождения.
Для портретов Морони зрелого периода, начиная с 1560-х гг., характерна правдивая и точная передача облика и характера представителей почти всех социальных прослоек городов тогдашней терра-фермы («Портрет ученого», «Портрет Понтеро», «Портрет портного» и др.).
Последний портрет отличается отсутствием какой бы то ни было героизации образа и внимательно точной передачей внешнего сходства и склада характера портретируемого. Вместе с тем это пример своеобразной жанризации портрета, придающей изображению особую жизненную конкретность и достоверность.
Портной изображен стоящим за рабочим столом с ножницами и тканью в руках. Он на мгновение приостановил свою работу и внимательно вглядывается в как бы вошедшего в комнату зрителя.
Если сама ясная и пластическая передача формы, господствующее положение человеческой фигуры в композиции характерны для искусства Возрождения, то жанровая трактовка композиционного мотива выходит уже за пределы ренессансного реализма, предвосхищая искания мастеров 17 века.
В особом положении по отношению к школам террафермы находилась фер-рарская школа.
В Ферраре сохранилось правление герцогов д'Эсте, именно отсюда проистекают черты той придворной парадности, которая в сочетании с известной провинциальной замкнутостью традиций определила несколько тяжеловесный и холодный, перегруженный декоративными деталями стиль феррарского искусства 16 в.
, не сумевшего развить интересные начинания своих кватрочентистских предшественников. Наиболее значительным художником этого периода был Доссо Досси (ок. 1479 — 1542), проведший свою молодость в Венеции и Мантуе и обосновавшийся в Ферраре с 1516 года.
В своем творчестве Доссо Досси опирался на традиции Джорджоне и Франческо Косса, традиции трудно соединимые. Опыт тицианского этапа остался ему чуждым. Большинство композиций зрелого Досси отличает блестящая холодная живопись, мощь несколько тяжеловесных фигур, перегрузка декоративными деталями («Правосудие»; Дрезден, «Св. Себастьян»; Милан, Брера).
Наиболее интересной стороной в творчестве Досси является его интерес к развернутому пейзажному фону, подчас занимающему господствующее положение в картине («Цирцея», ок. 1515 г.; галлерея Боргезе).
Доссо Досси принадлежит также ряд законченных пейзажных композиций, представляющих для того времени большую редкость, образцом которых может служить «Пейзаж с фигурами святых» (Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
Совершенно особое место в искусстве террафермы занимает творчество самого Значительного из ее мастеров Якопо дель Понте из Бассано (1510/19—1592), современника Тинторетто, в сопоставлении с искусством которого, может быть, и следовало бы рассматривать его творчество. Хотя Бассано большую часть своей жизни прожил в расположенном в предгорьях Альп родном городке Бассано, он тесно связан с кругом собственно венецианской живописи позднего Возрождения, занимая в ней своеобразное и достаточно важное место.
Возможно, из всех мастеров Италии второй половины 16 в. Бассано ближе всего подошел к превращению в главного героя картин обычного человека своего времени. Правда, в ранних произведениях художника («Христос в Эммаусе») жанрово-бытовые моменты вкраплены в традиционные схемы решения сюжетов такого рода. В дальнейшем, точнее, в 1540-х гг.
его искусство переживает своеобразный перелом. Образы становятся более беспокойными, внутренне драматичными.
От изображения отдельных персонажей, скомпонованных в устойчивые уравновешенные группы согласно канонам Высокого Возрождения, которыми Бассано, кстати говоря, владел не слишком совершенно, мастер переходит к изображению охваченных общим беспокойством людских групп и толп.
Простые люди — пастухи, земледельцы—становятся главными действующими лицами в его картинах. Таковы его «Отдых на пути в Египет», «Поклонение пастухов» (1568; Бассано, Музей) и другие.
илл.223б Якопо Бассано. Поклонение пастухов. Фрагмент. 1568 г. Бассано, Музей.
Его «Возвращение Иакова» представляет, по существу, своеобразное переплетение рассказа на библейскую тему с изображением «трудов и дней» простых жителей маленького приальпийского городка.
Последнее при этом явно превалирует во всей образной структуре картины.
В ряде своих произведений позднего периода Бассано полностью освобождается и от формальной сюжетной связи с религиозно-мифологической темой.
Источник: https://www.rulit.me/books/vseobshchaya-istoriya-iskusstv-v-shesti-tomah-tom-3-s-illyustraciyami-read-344976-102.html