Похищение тела святого марка, якопо тинторетто

Похищение тела святого Марка, Якопо Тинторетто

Якопо Тинторетто (Robusti). Сусанна и старцы. Лувр

Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Jacopo Robusti, Tintoretto; ) — один из величайших живописцев венецианской школы позднего Ренессанса.

Тинторетто — живописец венецианской школы позднего Ренессанса (сентябрь-октябрь 1518 (1519) – 31 мая 1594).

Искусство Тинторетто — как бы эпилог Возрождения, страстное, патетическое, подчас с мистической экзальтацией и маньеристской изощренностью форм. «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана» — такой девиз мог прочесть каждый над дверями мастерской Тинторетто. Но время диктовало свои законы, и мятущийся дух трудно было воплотить в классической гармонии красок и линий.

Знаменитый живописец родился в Венеции. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторет­то, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой.

Во всяком случае в мастерской Тициана он пробыл считанные дни и почему-то разочаровал учителя. Как гласит предание, Тициан не захотел держать его дольше у себя, предугадывая в нём опасного себе соперника.

После выхода из школы Тициана, Тинторетто не перестал, однако, благоговеть перед своим бывшим наставником и стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело.

Но подготовка любой кар­тины Тинторетто была необычайно тщательной: много раз прикидывал он в рисунке композицию, изучал ракурсы, подвешивая к потолку гипсовые слепки, менял колорит. И его законченные полотна отличал особый блеск совер­шенства.

О ранних работах художника достоверных сведений ма­ло. Известность ему принесла картина «Чудо святого Марка», где изображено, как спускается с неба святой, чтобы защи­тить от палачей раба-христианина. С тех пор недостатка в заказах не было, у художника. Венецианские церкви, Дво­рец дожей, цеховые организации и филантропические брат­ства становятся его главными заказчиками.

Похищение тела святого Марка, Якопо ТинтореттоЧудо святого Марка

В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль худож­ника. Головокружительные пространственные построения, мощные световые эффекты, изображение массы людей в динамическом порыве в экстазе удивления или востор­га, — все это не только не страшило Тинторетто слож­ностью исполнения, а стало, так сказать, основной его спе­циализацией.

Больше всего удивляет эмоциональная глу­бина бурных, можно сказать, театральных композиций художника.В некоторых своих аллегорических произведениях Тинторетто прославляет Венецию. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св.

Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Рох в госпитале». Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Это братство было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. В 1564 году для украшения дворца братства Тинторетто предложил совету безвозмездно свою картину «Св. Рох во славе».

В том же году художник становится членом братства.

  • Похищение тела святого Марка, Якопо Тинторетто«Св. Рох во славе»
  • В 1565 году он пишет новую картину для братства – «Распятие», самое большое в мире живописное полотно (7×22 метра).
  • Похищение тела святого Марка, Якопо Тинторетто«Распятие» 1565

Похищение тела святого Марка, Якопо Тинторетто«Брак в Кане», 1561

  1. Похищение тела святого Марка, Якопо Тинторетто«Похищение тела св. Марка»
  2. Похищение тела святого Марка, Якопо Тинторетто«Введение Марии во храм», ок. 1551 —1556 гг
  3. Похищение тела святого Марка, Якопо Тинторетто«Нахождение тела св. Марка», 1562—1566
  4. Похищение тела святого Марка, Якопо Тинторетто«Тайная вечеря», 1547)

Усиливающиеся с годами драма­тизм и психологическая разработанность образов вызывают изменения в колорите, переход от чистых сияющих красок к глубоким контрастирующим напряженным тонам. Неко­торые подлинные шедевры Тинторетто, как, например, «Спасение Арсинои» (1555) по силе романтической взвол­нованности и колористической красоте не имеют себе равных среди картин современников.

Похищение тела святого Марка, Якопо Тинторетто«Спасение Арсинои» (1555)

В произведениях более позднего периода Тинторетто по-иному относится к пространству, пейзажу, как бы раство­ряющему в своей безграничности человека. Краски приглу­шаются, зато свет создает единую вибрирующую среду, благодаря чему все, что окружает героев картин, начинает жить с ними единой жизнью.

Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Эти новшества находят выражение прежде всего в капиталь­ном труде художника — десятках огромных панно для фи­лантропического братства — скуола ди Сан Рокко.

Часть этих картин Тинторетто написал безвозмездно, он вообще порвал к этому времени со своими знатными заказчиками, недовольными его новой манерой.

К 90-м годам относится последний вариант «Тайной ве­чери» Тинторетто. Эта знаменитая картина поражает преж­де всего феерическими световыми эффектами. Свет выхва­тывает из темноты отдельные фигуры, лучится нимбом на голове Христа, преломляется в хрустале, играет яркими бликами.

Настроение беспокойства, напряженности в тре­вожном ожидании трагического пророчества нагнетается рвущимися пятнами света и тьмы.

Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанро­вые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов вопло­щения этого очень распространенного евангельского сю­жета.

В таком же остродраматическом духе решены баталь­ные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). В превосходных реалистических портре­тах этих лет старый мастер, казалось, предвосхищал Рем­брандта, проникновенно внимая душевным движениям сво­их моделей.

«Тайная вечеря», 1591 – 1594. Венеция. Церковь Сан-Джорджо Маджоре.

Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер».

Его проникновенные образы старых венецианских дожей, седых как лунь, но с огнем в старческих глазах, слабых плотью, но сильных и гордых духом, до сих пор потрясают зрителей. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом.

Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. В этом жанре он, как правило, использовал теплую цветовую гамму.

С темного тепло-коричневого фона, как бы растворяясь в нем, светлым пятном возникает удивительное лицо старика с пронзительным взором. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы.

Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Одежда едва обозначена на коричневом фоне, лишь намеком указывая на меховой воротник и слегка опущенные плечи. Внутренняя духовная красота, красота нравственного мира  преображают его лицо, придают ему необычайную силу и значительность.

«Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике. Полотно, созвучное со знаменитыми автопортретами Рембрандта, показывает, что в этом жанре художник намного опередил свое время.От Боскини осталось описание творческого метода мастера. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом.

Сначала мастер отправлялся к месту, предназначенному для будущей картины, чтобы ознакомиться с высотой ее размещения, с расстоянием от зрителя, с условиями освещения. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей.

Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок.

С помощью сетки эти рисунки переносились затем в увеличенном виде на холст и там фиксировались в обобщенном монохромном подмалевке. Только после того как композиция подмалевка проверялась в своем воздействии на месте, мастер переходил к детальной моделировке фигур и к окончательной колористической разработке картины.Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто.

Вдали от городского шума и суеты, близ церкви Санта-Мария дель Орто он занимал со своей семьей скромное жилище. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. В заказах, в которых у него не было недостатка, его привлекала не столько выгода, сколько самая работа, и работал он всегда с огромным увлечением, не заботясь о размерах гонорара.

Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся представители венецианской интеллигенции, ученые и музыканты – Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольче, секретари Сената Риччо и Рамузио, композитор и дирижер Сан-Марко Джузеппе Царлино и другие.

Известно также, что Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием, прекрасно играл на различных инструментах и любил устраивать всякого рода музыкально-драматические инсценировки.Умер художник 31 мая 1594 года.

Вся жизнь Тинторетто – это  пример самозабвенного творчества, бескорыстной преданности искусству, христианской вере и любимому городу, на украшение которого не жалел сил его выдающийся гражданин. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Тинторетто делают его творчество грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения.Заметный след оставило искусство Тинторетто в веках. Эль Греко, Рубенс, Веласкес, Делакруа, Суриков отдавали должное его непревзойденному дару в своих высказыва­ниях и живописных исканиях.

Источник

Источник

Источник: https://alex-kopein.livejournal.com/277608.html

Тинторетто. Большой гений “маленького красильщика”

Тинторетто. Автопортрет. 1546-1548 гг. Художественный музей Филадельфии, США

Кто сегодня знает художника Якопо Робусти? А вот его звучный псевдоним знаком, наверное, каждому. Тинторетто.

Словно ритмичный аккорд, звонкий, танцевальный. А это всего лишь «маленький красильщик» в переводе. Такое прозвище никак не соответствовало масштабу этого художника позднего Возрождения (Венеция, 16 век).

Понимал ли сам Тинторетто свой гений? Ещё как! Он не очень-то отличался скромностью.

Хорошая реклама – залог успеха

Тинторетто (1518/1519-1594 гг.) родился в семье красильщика тканей. Отсюда и его прозвище. Ещё мальчиком он много рисовал. В ход шло всё, что попадалось под руку – кусок угля, краски для шёлка, стянутые у отца, камень.

Учился ли он у кого-нибудь, когда подрос? О, да! Целую неделю. У Тициана. Предположительно великий Тициан прогнал Якопо из своей мастерской, почувствовав в нём конкурента.

Действительно, пройдёт немного времени, и вся Венеция будет спорить, кто из художников лучше. А после кончины Тициана все клиенты дружно перейдут к Тинторетто.

А пока, 20-летнему юноши надо было с чего-то начинать. Тинторетто открывает свою мастерскую. Но заказчики не выстраиваются в очередь.

Тогда мастер придумывает гениальный рекламный ход – на двери в мастерскую он размещает табличку: «Рисунок – как у Микеланджело, цвет – как у Тициана».

И он не сильно преувеличивал. Сравните фрагмент его картины тех лет “Чудо святого Марка” и одну из сивилл Микеланджело.

Тинторетто. Фрагмент «Чуда святого Марка»Микеланджело Буаноротти. Ливийская Сивилла

Слева: Тинторетто. Фрагмент “Чуда святого Марка”. 1848 г. Галерея Академии, Венеция. Справа: Микеланджело. Ливийская сивилла. 1508-1512 гг. Часть росписи Сикстинской капеллы в Ватикане

Обе женщины написаны в сложных разворотах. А широкие спины и сильные плечи сразу выдают стиль Микеланджело, который Тинторетто заимствует.

А что же с колоритом? Мог ли на самом деле Тинторетто соперничать с великим Тицианом? Здесь все тоже было по-честному:

Якопо Тинторетто. Сусанна и старцыТициан. Венера перед зеркалом

Слева: Тинторетто. Сусанна и старцы. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена. Справа: Тициан. Венера перед зеркалом. 1555 г. Лондонская национальная галерея

То есть он говорит потенциальным клиентам: я собрал всё лучшее, что есть в искусстве.

Заказчики пошли из праздного интереса. А убедившись, что молодой живописец не хорохорится, а действительно владеет мастерством, всё охотнее делают заказы.

Картины, принесшие славу

Прославился Тинторетто картинами на религиозные сюжеты. Потому что именно здесь во всей мощи раскрылись его новаторства.

Он был решительным и напористым в жизни. Такими же были его работы. Он не задумываясь, раз за разом отходил от принятых канонов. Легко соединяя земное и божественное. Бытовые сцены вплетая в священные сюжеты.

При этом его полотна могли быть огромны. Как, например, “Брак в Кане”. 4 на 5 метров. Десятки персонажей. А главные герои … на втором плане.

Тинторетто. Брак в Кане Галилейской. 1561 г. Церковь Санта-Мария делла Салюта

Тинторетто был мастером пространства. До него, да и после него художники размещали главных героев на переднем плане.

У него же это не всегда так. Но за счёт поз фигур и преломленного света мы невольно следуем вглубь картины и сразу находим самое главное.

Читайте также:  Вид на волге. барки, 1870, федор александрович васильев

В работе «Чудо Святого Марка» второй план не играет роли. Но динамика фигур такая же поразительная. Чего только стоит влетающий в пространство святой Марк. По библейскому сюжету он спасёт мученика. Сделав его тело нечувствительным к орудиям пыток.

Тинторетто. Чудо святого Марка. 1548 г. Галерея Академии, Венеция

Кажется, что можно услышать стенания молодого человека, который ещё не осознал своего спасения. А ещё удивленный вздох толпы, которая видит, как копья ломаются о тело христианина, но не пробивают плоть.

Картина произвела большой эффект. Так, что известный искусствовед-острослов Аретино предупредил Тинторетто – не слишком-то зазнавайтесь.

Но Тинторетто не зазнавался на пустом месте. Он на самом деле много и быстро работал. Он понимал, что так просто в истории живописи на века не остаться. Нужно создать как можно больше грандиозных работ. И он делал все для этого.

Тинторетто. Сотворение животных. 1551-1552 гг. Галерея Академии, Венеция

Тинторетто напористый

Вазари, биограф художников Эпохи Возрождения описывает один интересный случай.

Члены благотворительной организации Скуола Сан-Рокко объявили конкурс на оформление потолка в зале принадлежащего им здания. Претенденты должны были принести рисунки. По ним и должны были решить, кто победитель.

Но Тинторетто тайно проник в залу, снял мерки плафона потолка. Затем написал картину на холсте и прикрепил свою работу ещё до начала конкурса.

Тинторетто. Святой Рох во славе. 1565 г. Роспись потолка в Скуоле Сан-Рокко, Венеция

Сначала члены общества негодовали, ведь требовались лишь рисунки. На что Тинторетто парировал, что умеет рисовать только так. И если они не готовы заплатить за его работу, он дарит ее им.

Художник пошёл ва-банк и выиграл. Ему были заказаны все остальные росписи в здании.

Это был не единственный случай, когда Тинторетто брался за заказ бесплатно. Вот так многие его шедевры остались на века в многичесленных дворцах благотворительных организаций Венеции.

Тинторетто магический

У Тинторетто есть необыкновенная работа на один из сюжетов о ранних христианах-мучениках. Похищение тела святого Марка.

Молодой человек, как христианин, был схвачен и замучен до смерти язычниками. Его тело хотели сжечь на площади Александрии. Но тут произошло невероятное природное явление.

Почернело небо, грянул гром и вспыхнула такой силы молния, что собравшиеся на площади люди чуть не обезумели от страха, бросились врассыпную. В это время другие христиане смогли подобрать тело святого Марка, чтобы предать его земле.

Вот этот момент Тинторетто и изобразил. В секунду, когда молния осветила площадь.

Тинторетто. Похищение тела святого Марка. 1562-1566 гг. Галерея Академии, Венеция

Мы видим, как часть душ вылетели из тел язычников. Токи бегут по пространству в виде дымчатых волн. Площадь холодного белого цвета, освещённая вспышкой молнии.

Разряженный воздух, который сделал мир ирреальным. Чувствуется, как заложило уши от резкого перепада давления. Ещё мгновение, и все погрузится во тьму.

Ну кто ещё мог изобразить так это событие в истории живописи? Столько магии на одном полотне даже сюрреалистам не снилось, как выразился художник Григорий Брускин.

Тинторетто – импрессионист

Творчество Тинторетто не было равномерным. В молодости он с предельной внимательностью относился к рисунку, прорабатывал каждый штрих.

Вспомните его ранние работы, например, “Сусанну и старцев”. Насколько досконально выписаны аксессуары красавицы.

Тинторетто. Сусанна и старцы. Деталь. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена

В поздний период творчества Тинторетто был вынужден оправдываться: «У меня слишком много заказов, чтобы выписывать каждую мышцу лица».

Но среди этих поздних работ есть невероятные вещи. Которые, наоборот, выигрывают благодаря своей небрежности и быстроте мазка. Как в картине “Крещение Христа”.

Тинторетто. Крещение Христа. 1580 г. Церковь Сан-Сильвестро, Венеция

Трава, вода написаны единичными мазками. Тела героев очерчены небрежно и быстро. Но цвет такой всепроникающий, что можно долго простоять у работы, покрывшись мурашками.

Мастер сделал выбор. Не в пользу деталей, а в пользу света, цвета и пространства. Никакой красивости. Только эмоциональное воздействие на зрителя. Прямо как импрессионисты 300 лет спустя.

Последний шедевр

Нельзя не упомянуть последний шедевр мастера, написанный в последний год перед смертью. Тайная вечеря.

В ней весь Тинторетто. Полупрозрачные ангелы. А рядом кошка заглядывает в корзину, ищет, чем бы поживиться. Соседство удивительное.

А ещё невероятный свет. Такого мастерства Тинторетто добивался всю жизнь. В его мастерской было несколько коморок с маленькими отверстиями, в которые он направлял свет. Так он изучал свет, падающий на предметы под разным углом.

Вот откуда такая невероятная правдивость. Смотришь и понимаешь: да, именно так оно и было. Разве что ангелов было не разглядеть.

Тинторетто. Тайная вечеря. 1592-1594 гг. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция

Тинторетто в России

Несколько картин хранятся в Эрмитаже. Мне больше всего нравится “Святой Георгий убивает дракона”. Она наиболее характерная для Тинторетто. Самый драматичный момент. Эмоции. Каскад событий в одной работе.

Тинторетто. Святой Георгий, убивающий дракона. 1561 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Вообще примечательно, что именно картина со святым Георгием попала в Россию. Произошло это давно. Работа входила в коллекцию барона Пьера Кроза. В 1772 году она и была куплена Екатериной II.

Подведем итог

Тинторетто – великий мастер позднего Возрождения Венеции. По славе он не превзошёл, конечно, Тициана. Но последний не сильно его затмил.

Тинторетто был очень силён в изображении пространства, света и цвета. Его можно назвать предтечей импрессионизма и экспрессионизма.

Тинторетто оставил большое художественное наследие благодаря тому, что часто брался за бесплатные и дешевые заказы, а ещё работал феноменально быстро.

Многие его работы так и остались в церквях и дворцах Венеции. Лишь несколько из них когда-то попали в музеи других стран, в том числе в Россию.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b5d8a042dc67000a86205cc/5c4ef8136823bc0465730201

Биография Тинторетто

«Тинторетто»

Якопо Робусти своим прозвищем «Тинторетто»,что в переводе означает «маленький красильщик»,обязан своему отцу, который был мастером по крашению и росписи шелковых тканей. Также отец передал ему тонкий вкус, необычайное чувство цвета, решительный характер и силу духа, которые в дальнейшем проявились как в его личной жизни, так и в творчестве.

Якопо Робусти родился в 1518 году. Еще в детстве он пристрастился к рисованию.

Печной уголь, кусочек мела, краски отца — в ход шло всё, что только могло оставить след на стене родительского дома, выбранной мальчиком в качестве основы для своих первых живописных опытов.

Свои первые трудовые деньги Тинторетто заработал еще подростком, принимая участие в росписи фасадов домов состоятельных венецианцев, а также украшая своими картинами кассоне — традиционные свадебные сундуки-лари.

Некоторые исследователи считают, что основам профессии Тинторетто начал обучаться у Тициана, однако быстро покинул мастерскую этого художника из-за «нездорового духа соперничества, возникшего между учеником и мастером».

Другие считают, что стиль первых работ Тинторетто намного ближе маньеризму Пармиджанино и Андреа Скьявоне, и утверждают, что у Тинторетто вообще «не было учителя».

Художник вырабатывает собственный стиль, упорно упражняясь в технике рисунка, исполняя многочисленные эскизы и изучая картины и скульптуры своих великих предшественников, творивших в Венеции.

И когда через несколько лет его спросят, как стать хорошим художником, он ответит: «Нужно рисовать, рисовать и рисовать. Краски можно в любой момент купить на Риальто, тогда как искусство рисования достигается лишь упорной работой».

В 1539 году Якопо Робусти становится «независимым художником, взявшим себе прозвище Тинторетто» . Тинторетто начинает работать для разнообразных религиозных братств.

В 1550 году Якопо женится на Фаустине Эпископи Деи Вескови, дочери начальника охраны одного из братст. В 1565 году Тинторетто становится членом братства святого Роха и до 1587 года исполнит по заказу этой организации 56 картин. В этом же году рождается его старшая дочь, Мариэтта, которая будет художницей.

Отличительной чертой самобытного стиля Тинторетто являются почти прозрачные, намеченные лишь цепью легких мазков фигуры второго плана, придающие его картинам особую одухотворенность.

Интересно, что сам художник считал своими творческими вдохновителями, как невзлюбившего его великого Тициана, так и своего старшего коллегу, гениального Микеланджело.

Дверь венецианской мастерской Тинторетто украшала табличка с надписью: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана».

В этой мастерской, наряду с другими начинающими художниками, учатся и дети Тинторетто. Трое из них- Мариэтта и сыновья Дмоенико и Марко — были настолько талантливы, что довольно быстро заслужили доверие отца и удостоились чести быть его первыми помощниками.

В 1574 году мастерская Тинторетто получает первый государственный заказ — четыре картины для украшения Зала Большого совета во Дворце Дожей. Осенью 1579 года Тинторетто получает от герцога Мантуанского заказ на несколько картин и, по окончании работы, в 1580 году, вместе с женой отправляется ко двору этого правителя для презентации этих произведений.

По мнению большинства биографов художника, это был единственный случай, когда он выехал из родного города.

Тинторетто, в отличии от всех венецианских мастеров, чрезвычайно большое значение придавал рисунку.

Требуя от своих учеников тщательности в исполнении эскизов и подмалевка, он часто говорил, что «рисунок нужно уметь достать из глубины души — посредством постоянных тренировок, оборачивающихся порой бессонными ночами».

Сам же Тинторетто с ранней юности до глубокой старости упражнял свой глаз рисованием не только с натуры, но и со скульптуры и манекенов; при мастерской художника имелось богатое собрание слепков. Впоследствии, рисунки Тинторетто будут высоко цениться и часто копироваться.

В 1590 году умирает его любимая дочь Мариэтта. Трагедия настолько потрясла Тинторетто, что художник дал обет молчания, сосредоточившись на своих внутренних переживаниях.

В 1594 году он составляет завещание, в котором просит своих близких своих близких «жить в согласии «, и поручает своему сыну Доменико закончить все начатые картины. 31 марта этого же года Тинторетто умирает в Венеции в возрасте 75 лет.

Художника похоронили рядом с Мариэттой на кладбище церкви Санта Мария дель Орто.

«Омовение ног» — 1547 Собор Сан Маркуола, Венеция

Сцена, представленная на картине „Омовение ног», во времена Тинторетто не принадлежала числу самых популярных в иконографии и потому изображалась довольно редко. В центре композиции мы видим апостолов , снимающих сандалии и готовящихся к обряду омовения ног.

Композиционный центр картины смещен вправо, где мы видим Иисуса, сидящего у ног Симона Петра, пытающегося воспротивиться воле Учителя.

Интимность, представленная Тинторетто на переднем плане справа ритуальной сцены, контрастирует с монументальной архитектурой заднего плана и типичным венецианским пейзажем вдали.

Чудо святого Марка — 1548 Галерея Академии. Венеция

Картина изображает освобождение раба святым Марком. Раб должен был подвергнуться мученической смерти как христианин, но тут появляется святой и разбивает орудие пытки. Оттенок кожи лежащего раба настолько натурален, а рисунок лица так прекрасен, что сомнений в том, что в этом тле пульсирует жизнь.

Современников Тинторетто поразила динамика фигур: они изображены во вращении, склоняющимися вперед и откидывающимися назад, чтобы пробудить предельно интенсивное впечатление пространственной глубины композиции. Фон картины, написанный широкими, размашистыми мазками, прозрачен и светел — в отличии от переднего плана.

По мнению большинства исследователей, «Чудо святого Марка» является первым выдающимся творением маньеризма в Венеции. Тинторетто часто экспериментировал с макетами и небольшими восковыми фигурками, которые сам же и лепил. Так он поступил при работе над картиной «Чудо святого Марка».

Поскольку фигуры персонажей должны были находиться над головами зрителей , в плафоне одного из залов Скуолы ди Сан Марко, то, чтобы лучше передать все перспективные сокращения, мастеру приходилось подвешивать восковые фигурки повыше.

Грехопадение — 1550

Сусанна в купели — 1550

Введение во храм — ок. 1552 года. Собор Санта Мария дель Орто, Венеция

Эта картина украшает верхнюю переднюю створку органа в церкви Санта Мария дель Орто. По сравнению с одноименной картиной Тициана «Введение во храм» Тинторетто является более чувственной и возвышенной работой, обогатившей иконографическую традицию представления этой сцены.

Созданию эффекта восходящего движения служит расположение персонажей слева направо по диагонали( самый динамичный прием построения композиции), берущей свое начало у основания пирамидальной формы лестницы — в левом нижнем углу картины.

Читайте также:  Аллегория мира, искусства и изобилия, ханс фон аахен, 1602

Вдоль стены здания располагаются на ступенях лестницы нищие, каких по сей день можно увидеть у итальянских церквей. Эта половина изображения совершенно погружена во тьму, в которой едва можно разобрать отдельные формы: художник словно бы хотел охарактеризовать здесь теневую сторону жизни, нищету, омраченное сознание.

Другая половина освещена, и здесь мы видим более приветливые сцены: трех матерей с их детьми. Этим трем женщинам противопоставлены на самой вершине композиции трое мужчин, и среди них — великан первосвященник, встречающий маленькую Марию.

Небо позади Марии озарено: так возвещает о себе новое будущее человечества, о котором, по-видимому, догадывается старик в левом нижнем углу изображения — удивительная фигура, выхваченная из темного фона яркими лучами света и отчетливо напоминающая поздних персонажей Микеланджело.

Сусанна и старцы — 1557. Музей истории искусств, Вена.

Излюбленным сюжетом многих современных Тинторетто художников являлась легенда под названием «Спасение Сусанны Даниилом».На протяжении своей художественной карьеры Тинторетто создал около десяти иллюстраций к этой истории о торжестве целомудрия над похотью и злодейством, вот одна из них.

Два старца тайно возжелали Сусанну, жену одного зажиточного Иудея, и задумали ее соблазнить. Она любила нежиться в купели у себя в саду, и старцы, зная об этом, однажды спрятались там, чтобы дождаться ее появления.

В тот момент, когда служанки закончили обхаживать свою госпожу и оставили ее одну, старцы накинулись на ничего не подозревавшую обнаженную женщину.

Они пригрозили, что если она откажет им, то будет предана смертной казни за прелюбодеяние с неким молодым человеком, о котором все узнаю по их навету. Сусанна вырвалась из дрожащих рук похотливых старцев и закричала, моля о помощи.

Старцы вынуждены были скрыться, но впоследствии все же выполнили свою угрозу. Сусанна была признана виновной по ложному обвинению и приговорена к смерти. И тут слова попросил пророк Даниил. Прилюдно он допросил старцев и, получив от них противоречивые показания, доказал невиновность Сузанны.

Похищение тела святого Марка -1562-1566. Галерея Академии. Венеция тинторетто картина фасад галерея

В июне 1562 года доктор и философ Томмало Рангонне, член братства святого Марка, заказывает Тинторетто следующие работы; „Похищение тела святого Марка», „Обнаружение тела снятою Марка» и „Спасение сарацина». Эти картины оставались собственностью братства вплоть до его распада в 1807 году. Сегодня две из них находятся в галерее Венецианской Академии, а третья хранится в миланской Пинакотеке ди Брера.

Согласно легенде, когда святой Марк проповедовал Евангелие на берегах Адриатики, в море разыгрался шторм, и судно, на котором он плавал, прибило к неизвестным, близко прилегающим к материку островам.

Там Марку якобы явился ангел и сказал; „В этом месте в честь тебя будет возведен город». Как известно, четыре века спустя жители материка, спасаясь от нашествия гуннов, приплыли к островам и заложили там Венецию.

С тех пор святой Марк является небесным покровителем этого города.

Последний приют Марк обрел в Александрии Египетской, епископом которой он был до самой своей мученической смерти. Приблизительно в 829 г. н, э.

группа венецианских купцов направилась в Александрию, чтобы тайно увезти и оттуда мощи апостола, которые, как считалось, дали бы Венеции такую силу, что она могла бы соперничать с Римом или даже обрести независимость от столицы — что, кстати, впоследствии и произошло.

На картине Тинторетто мы видим похищение не мощей, а самого тела святого, что, с исторической точки зрения, не соответствует действительности, зато в художественном плане выдвигает имя художника на первые позиции в списке признанных мастеров изображения обнаженного человеческого тела.

Искусствовед Макс Дворжак так описывает сцену «Похищения…»: «Небо пришло на помощь похитителям: разразилась гроза, сверкает молния; внезапно начавшаяся буря опрокинула наземь мужчину, пытающегося удержать рвущийся из рук плащ, и погонщика верблюдов; поток дождя обрушивается на площадь, напоминающую площадь святого Марка.

Все спасаются бегством, площадь скоро опустеет; тело святого будет беспрепятственно погружено на верблюда и похищено.

Под первой аркадой виднеется нечто развевающееся по ветру, точно вуаль, бесформенное, но, однако, обретающее формы при детальном рассмотрении: призрачное видение, словно бы дух святого, содействующий осуществлению чуда».

Спасение сарацина — 1562-1566. Галерея Академии, Венеция.

Самая ранняя из картин, написанная Тинторетто для популярной венецианской светской организации с религиозной направленностью братства Сан марко, представляет спасение святым Маркомтонущего сарацина.

По мнению большинства исследователей, морская буря, которую мы видим здесь, никогда еще не изображалась в искусстве стакой мощью1 Огромный корабль с «неверными» на борту (сарацинами называли мусульман) пошел ко дну, несколько человек пытаются спастись в лодке, но и она уже тонет.

В этот момент появляется святой, чтобы спасти юношу от разъяренной стихии. На суровом темно-зеленом фоне неба и моря яркое свечение фигуры святого усиливает драматическое напряжение сцены и подчеркивает факт свершения настоящего чуда.

Анатомическая точность, с которой Тинторетто изображает напряжения тела святого и спасенного сарацина, обнаруживает бесспорное влияние манеры Микеланджело.

Обнаружение тела святого Марка — 1562-1566. третья по времени, написанная картина, посвящена обнаружению мощей святого Марка.

Распятие — 1565. Скуола Гранде ди Сан Рокко, Венеция

Это произведение площадью около 65 кв.м, занимающее всю продольную стену зала, представляет собой грандиозную панораму — наподобие тех, которыми славились фламандские художники 16 столетия.

Только у них фигуры казались одинокими и потерянными на фоне пейзажа, в то время как у Тинторетто речь идет о динамичной массе, окружающей по эллипсу место казни Христа. Сама сцена распятия распадается на несколько эпизодов. Справа одного из разбойников пригвождают к кресту, слева поднимают крест с другим разбойником.

Центральная часть композиции кажется изолированной от пестрой сутолоки, парящей вокруг, и благодаря пространственным паузам по кругу создается впечатление, будто эта группа персонажей как бы выдвинута вперед и макситмально приближена к зрителю.

Согласно Евангелию, распятый Христос страдал от жажды, и один из стражей, обмакнув губку в уксус, привязал ее к шесту и подал Иисусу. Тинторетто трактует этот момент по своему.

Перед нами не страждущий Христос; он предстает здесь на фоне ослепительно сияющего полукруга в прекрасном телесном обличье, его распростертые руки закрывают дерево креста, — это не умирающий человек, но бог, отделяющийся от креста, который взирает сверху на страдающих у его ног людей так, словно бы он желает любовно обнять их и всех тех, кто последует за ними.

Путь на Голгофу -1566-1567

Поклонение пастухов 1579-1581

Благовещение 1583-1587

Тайная вечеря -1592-1594. Собор Сан Джорджо Маджоре, Венеция

Сбор манны -1592- 1594

Тинторетто принадлежит к пантеону художников „золотого века» венецианской живописи. Он является представителем маньеристического течения, получившего широкое распространение в искусстве позднего Ренессанса. Однако это был особый маньеризм — венецианский, который отличался от флорентийского, прежде всего, ярким колоритом, драматизмом сюжетных

коллизий и одухотворенностью персонажей. Их величественные фигуры, напоминающие античных богов, обычно представлены на фоне монументальной архитектуры и имеют много общего с анатомически безупречными скульптурами Микеланджело. С другой стороны, персонажи Тинторетто весьма реалистичны и часто похожи на обычных венецианцев — современников мастера.

Источник: https://studwood.ru/540683/kulturologiya/biografiya_tintoretto

Читать

Кристина Ляхова, Галина Дятлева

Мастера портрета

История портретной живописи

Портрет (от франц. portrait) – это жанр изобразительного искусства, а также произведения этого жанра, показывающие внешний облик конкретного человека. Портрет передает индивидуальные особенности, неповторимые черты, присущие только одной модели (моделью называют человека, позирующего мастеру при работе над художественным произведением).

Но внешнее сходство – не единственное и, пожалуй, не самое главное свойство, присущее портрету. Настоящий портретист не ограничивается воспроизведением внешних черт своей модели, он стремится передать свойства ее характера, раскрыть ее внутренний, духовный мир. Очень важно также показать социальное положение портретируемого, создать типический образ представителя определенной эпохи.

Как жанр, портрет появился несколько тысячелетий назад в античном искусстве.

Среди фресок знаменитого Кносского дворца, найденных археологами при раскопках на острове Крит, есть целый ряд живописных женских изображений, относящихся к XVI веку до н. э.

Хотя исследователи назвали эти образы «придворными дамами», нам неведомо, кого пытались показать критские мастера – богинь, жриц или знатных дам, одетых в нарядные платья.

Наибольшую известность получил портрет молодой женщины, названный учеными «Парижанка». Мы видим перед собой профильное (по традициям искусства того времени) изображение молодой женщины, весьма кокетливой и не пренебрегавшей косметикой, о чем свидетельствуют ее глаза, обведенные темным контуром, и ярко накрашенные губы.

Художники, создававшие фресковые портреты своих современников, не углублялись в характеристику моделей, да и внешнее сходство в этих изображениях весьма относительно.

В Древней Греции и Древнем Риме станковой живописи не существовало, поэтому искусство портрета выразилось главным образом в скульптуре. Античные мастера создавали пластические образы поэтов, философов, военачальников и политиков. Этим произведениям свойственна идеализация, и в то же время среди них встречаются и очень точные по своей психологической характеристике образы.

«Парижанка». Фреска из Кносского дворца, XVI век до н. э.

Большой интерес представляют живописные портреты, созданные в Египте в I–IV веках н. э. По месту находки (гробницы Хавары севернее Каира и некрополи Фаюмского оазиса, при Птолемеях именовавшегося Арсиноей) их называют фаюмскими.

Эти изображения выполняли ритуально-магические функции. Появились они в эпоху эллинизма, когда Древний Египет был захвачен римлянами.

Эти портретные образы, выполненные на деревянных досках или на холсте, помещались вместе с мумией в гробницу усопшего.

«Портрет молодого римлянина», начало III века н. э.

На фаюмских портретах мы видим египтян, сирийцев, нубийцев, иудеев, греков и римлян, живших в Египте в I–IV веках н. э. Из Древнего Рима в Египет пришел обычай хранить в доме написанные на деревянных дощечках портреты хозяев, а также скульптурные маски умерших родственников.

Фаюмские портреты создавались в технике темперы или энкаустики, что особенно характерно для более ранних изображений. Энкаустика – это живопись красками, где главным связующим звеном был воск.

Художники использовали расплавленные восковые краски (на многих дощечках с портретными изображениями сохранились следы стекания таких красок). Подобная техника требовала особых приемов.

На области щек, подбородка и носа краска накладывалась плотными слоями, а остальные части лица и волосы писались более жидкой краской. Мастера использовали для портретов тонкие дощечки из сикоморы (тутовой смоковницы) и ливанского кедра.

Среди самых известных портретов, исполненных в технике экаустики, – «Мужской портрет» (вторая половина I века н. э.) и «Портрет пожилого мужчины» (конец I века н. э.), являющиеся прижизненными изображениями. В этих произведениях поражает умелая светотеневая моделировка и использование цветового рефлекса.

Вероятно, неизвестные нам мастера, написавшие портреты, прошли эллинистическую школу живописи. В такой же манере исполнены и две другие картины – «Портрет нубийца» и прекрасное женское изображение, т. н. «Госпожа Алина» (II век н. э.). Последний портрет выполнен на холсте с помощью кисти и жидкой темперы.

В период Средневековья, когда искусство было подчинено церкви, в живописи создавались в основном религиозные образы. Но и в это время некоторые художники писали психологически точные портреты.

Широкое распространение получили изображения донаторов (дарителей, заказчиков), которых показывали чаще всего в профиль, обращенных к Богу, Мадонне или святому. Образы донаторов обладали несомненным внешним сходством с оригиналами, но не выходили за рамки иконописных канонов, играя в композиции второстепенную роль.

Профильные изображения, идущие от иконы, сохраняли главенствующие позиции даже тогда, когда портрет начал приобретать самостоятельное значение.

Дж. Беллини. «Портрет донатора». Фрагмент

Расцвет портретного жанра начался в эпоху Возрождения, когда главной ценностью мира стала активная и целеустремленная личность, способная изменить этот мир и идти наперекор обстоятельствам.

Читайте также:  Брук уотсон и акула, джон синглтон копли, 1778

В XV веке художники начали создавать самостоятельные портреты, на которых показывали модели на фоне панорамных величественных пейзажей. Таков «Портрет мальчика» кисти Б. Пинтуриккьо.

Тем не менее наличие в портретах фрагментов природы не создает целостности, единства человека и окружающего его мира, портретируемый как будто бы заслоняет собой природный ландшафт. Лишь в портретах XVI столетия возникает гармония, своеобразный микрокосм.

К портретной живописи обращались многие знаменитые мастера Возрождения, в том числе Боттичелли, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Величайшим произведением мирового искусства стал знаменитый шедевр Леонардо – портрет «Мона Лиза» («Джоконда», ок. 1503), в котором многие портретисты последующих поколений видели образец для подражания.

Огромную роль в развитии европейского портретного жанра сыграл Тициан, создавший целую галерею образов своих современников: поэтов, ученых, церковнослужителей, правителей. В этих произведениях великий итальянский мастер выступил как тонкий психолог и прекрасный знаток человеческой души.

В период Ренессанса многие художники, создававшие алтарные и мифологические композиции, обращались к портретному жанру.

Глубоким проникновением во внутренний мир модели отличаются психологические портреты нидерландского живописца Яна ван Эйка («Тимофей», 1432; «Человек в красном тюрбане», 1433).

Признанным мастером портретного жанра был немецкий художник Альбрехт Дюрер, автопортреты которого до сих пор восхищают зрителей и служат примером для художников.

Б. Пинтуриккьо. «Портрет мальчика». Картинная галерея, Дрезден

В эпоху Возрождения в европейской живописи появились разнообразные формы портрета. Большой популярностью в то время пользовался погрудный портрет, хотя появлялись и поясные, поколенные изображения и портреты в полный рост.

Знатные супружеские пары заказывали парные портреты, в которых модели изображались на разных холстах, но обе композиции объединял общий замысел, колорит, пейзажный фон.

Яркий пример парных портретов – изображения герцога и герцогини Урбинских (Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца, 1465), созданные итальянским живописцем Пьеро делла Франческа.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=178556&p=20

Якопо Тинторетто (1518–1594)

studiapriz

Оригинал взят у about_artart в Якопо Тинторетто (1518–1594)

 

Якопо Тинторетто Автопортрет, 1588

Тинторетто (Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Он был сыном красильщика шелка. Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик».

Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался красочными материалами отца для своих живописных опытов на стене дома.

Ридольфи рассказывает: «Чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто старался бывать всюду, где что‑нибудь окрашивали и расписывали, и часто принимал участие в работах маляров». 

Некоторое время Тинторетто учился у Тициана. В дальнейшем, работая днем и ночью, художник не упускал возможности учиться у великих предшественников. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто отметил, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микельанджело, колорит Тициана».

  В 1539 Тинторетто открыл собственную мастерскую. В 1545 он выполнил по заказу Аретино две мифологические картины для плафона. В 1547 написана «Тайная вечеря» для церкви Санта‑Маркуола.

«…манера широкого эскизного мазка, сложность ракурсов, выбор очень высокого горизонта, сочетание богатого узора линий и цвета со сдержанностью колорита говорят о развивающейся зрелой манере мастера, – отмечает Сусленков. – В его ранних произведениях впервые появляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченные легкой сетью прозрачных мазков, – прием, придающий живописи Тинторетто особую одухотворенность».

Чудо святого Марка

  В 1545–1546 Якопо Тинторетто побывал в Риме и Мантуе, остальные годы он безвыездно работал в Венеции. В 1548 по заказу Скуола ди Сан‑Марко он написал картина «Чудо св. Марка». Тинторетто использовал легенду об александрийском рабе, которого подвергают пытке за то, что он ослушался своего хозяина и ушел молиться на могилу св. Марка.

Изображен тот момент, когда при появлении святого, слетающего с неба, орудия пытки ломаются в руках палача. Тинторетто получает официальные заказы, начинает работать в Прокурациях, во Дворце дожей, в ряде венецианских церквей, портретирует выдающихся венецианцев и государственных деятелей, сближается с цехами и филантропическими братствами.

  В 1550 Тинторетто женился на Фаустине деи Вескови. У них родилось трое детей. Дочь Мариэтта умерла рано. Сын Доменико помогал отцу в мастерской и оставил самостоятельные работы. Младшая дочь Оттавия вышла замуж за художника Франческо Кассерио, продолжавшим традиции мастерской после смерти учителя.

Спасение Арсиной

Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. В 1550–1553 он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита. Затем появляется цикл «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни.

В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои». Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы».

С блестящим мастерством Тинторетто пишет ослепительное нагое тело на фоне сочной зелени сада, выступая как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи.

«Введение во храм» в церкви Санта‑Мария дель Орто (1555) открывает нового Тинторетто. «Драматизация рассказа, смещение логического центра, подчеркнутая асимметрия композиции – все было ново и непривычно в этой картине, – пишет Нессельштраус. Одни видели в этой картине новое слово искусства, другие – дерзкое нарушение освященных традицией законов».

  В 1562 Якопо Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о св. Марке («Похищение тела св. Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела св. Марка»). В «Спасении св.

Марка» (1562–1566) пространство словно не имеет фона, грозовая тьма и призрачный свет замечательно передают ощущение тревожности мира. Сакральный характер сцены подчеркнут светом, сосредоточенным на теле святого.

Чистые, сияющие краски, характерные для его ранних работ, приобретают холодные изысканные оттенки, обретают большую эмоциональную напряженность.

Тинторетто в 1566 был избиран членом Флорентийской Академии рисунка. В последующие годы он выполнял официальные заказы: во Дворце дожей – большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто», участвовал в украшении библиотеки св. Марка, писал картоны для мозаик и официальные портреты.

В эти годы Тинторетто создает картины, проникнутые стремлением уйти от конфликтов действительности в мир поэтической сказки и мечты.

Великолепна по взволнованно яркой живописи композиция «Происхождение Млечного пути» (1570), построенная на контрасте стремительно вторгающейся из глубины пространства служанки Юпитера и нежно жемчужного тела удивленно откинувшейся назад нагой богини.

Возникновение Млечного пути

В некоторых аллегорических произведениях Тинторетто прославляет Венецию. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации».

Тинторетто написал для братства св. Роха (Скуола ди Сан‑Рокко) в 1549 огромную картину «Св. Рох в госпитале».

Последние тридцать лет жизни художник создал 56 карти для братства, которое было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. В 1564 году для украшения дворца братства Тинторетто предложил совету безвозмездно картину «Св.

Рох во славе». В этом же году он становится членом братства. В 1565 он пишет для братства – «Распятие», самое большое в мире живописное полотно (7×22 метра).

Распятие

«Живопись Тинторетто изумительна. Но картины его, даже огромные, кажутся эскизами, ибо стремление выразить как можно больше, проявляя при этом неиссякаемое дерзание, вредило завершенности образов.

Как точно заметил Суриков, «он совсем не гнался за отделкой, как Тициан, а только охватывал конструкцию лиц просто одними линиями в палец толщиной». Но линия такой толщины уже не линия. Размашиста и могуча кисть Тинторетто.

Цвет и свет – эти две стихии Тинторетто сливаются под его кистью, как бы окунутой им в волны света. Никто до него не противопоставлял друг другу такие массы света и тени, вырывая светом из тьмы подлинно титанические образы» (Любимов). «Распятие» – это действительно целый мир.

Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Поражают и ренессансная пластическая лепка характеров и глубокое ясновидение человеческой души.

«В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан‑Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона – «Медный змий».

В 1577 году он заканчивает еще две картины, довольствуясь оплатой стоимости холста и красок, и в том же году обращается к братству с новым предложением – обязуется закончить украшение плафона и написать ряд картин для церкви братства, 10 картин для украшения стен верхнего этажа, выполняя не менее 3 картин в год. В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. В 1578–1581 годы живописец выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582–1584 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»). Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице». (Сусленков)

Среди картин этого периода «пронизанная стремительным драматизмом «Тайная вечеря»; проникнутая тонким чувством слияния человеческой души с миром природы и элегической мечтательностью «Мария Египетская в пустыне» (нижний зал); полное скрытого напряжения и беспокойства «Искушение Христа»; грозно‑величественное «Иссечение Моисеем воды из камня», показывающее напряженную борьбу титана со стихийными силами природы» (Колпинский).

В период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан‑Рокко Тинторетто пишет ряд исторических картин: «цикл Гонзага» (1580), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце дожей (1581–1584), «Битву при Заре» (1584–1587). В 1588–1590 годах мастер создает шедевр «Битва архангела Михаила с сатаной».

Тайная вечеря

В последний год жизни Тинторетто создаёт полотно «Тайная вечеря» для церкви Санта‑Мария Маджоре, решая ее иначе, чем раньше для Сан‑Маркуоло (1547), Сан‑Симионе (около 1560), Сан‑Тровазо (около 1565), Сан‑Поло (1578). Не драматический конфликт, не раскрытие предательства являются содержанием картины, а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»).

Волнение апостолов, вызванное словами Христа, тени ангелов, возникающие в мерцающем зеленовато‑золотистом свете люстры, ощущение безграничности пространства составляют разительный контраст с жизненной убедительностью бытовой сцены. В этой попытке объединения реального и мистического Тинторетто приближается к противоречивой сложности формирующегося искусства барокко.

Портрет двух мужчин

  Тинторетто написал много портретов. Поздние полотнам: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер» присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения. Вершиной его портретного творчества стал автопортрет, исполненный около 1588 года. Внутренняя духовная красота, красота нравственного мира человека преображают его лицо, придают ему необычайную силу и значительность.

От Боскини осталось описание творческого метода Тинторетто. Сначала мастер отправлялся к месту, предназначенному для будущей картины, чтобы ознакомиться с высотой ее размещения, с расстоянием от зрителя, с условиями освещения.

Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей.

Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. С помощью сетки рисунки переносились на холст в увеличенном виде и фиксировались в обобщенном монохромном подмалевке. После проверки на месте воздействия композиции-подмалевки мастер переходил к детальному моделированию фигур и к колористической разработке картины.

Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. Вдали от городского шума и суеты, близ церкви Санта‑Мария дель Орто его семья занимала скромное жилище. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Заказы он выполнял с увлечением, не заботясь о размерах гонорара. Тинторетто ценили за острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся представители венецианской интеллигенции, ученые и музыканты – Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольче, секретари Сената Риччо и Рамузио, композитор и дирижер Сан‑Марко Джузеппе Царлино. Известно, что Тинторетто был музыкально одарен, прекрасно играл на различных инструментах и любил устраивать музыкально‑драматические инсценировки.

  • ohudognikah.ru›content/tintorett
  • Христос с Марией и Марфой
  • Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://to-priz.livejournal.com/61835.html

Ссылка на основную публикацию