Перов: картины, биография. художник василий григорьевич перов

Великий русский художник, не менее великий педагог, который вырастил больше десятка действительно больших живописцев.

Художество выступало во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями.

Владимир Стасов

Биография художника Василия Григорьевича Перова

Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов

Автопортрет

Художник Василий Григорьевич Перов родился в декабре 1833 года. Отец художник барон Георгий (Григорий)  Карлович Криденер в те времена служил прокурором в забытой богом Сибирской губернии, а мать, Акулина Иванова, была Тобольской мещанкой. На момент рождения Василия родители в браке не состояли и к маленькому человечку на долгие годы приклеилось позорное «незаконнорожденный».

Буквально несколько месяцев спустя после рождения ребенка родители обвенчались, но ни фамилию, ни титул барон своему сыну передать не смог. Так Вася стал Перовым – это прозвище мальчик получил от своего первого учителя-дьячка, который восхищался изящным почерком ученика. И прозвище в последующем стало фамилией незаконнорожденного ребёнка.

Достоверно известно, что Василий Перов был приписан к мещанам города Арзамаса. Почему Арзамаса?

Барон Криденер был человеком весьма не сдержанным на язык – любил колкие и едкие шутки, да и за словом в карман не лез. Пошутил в адрес губернатора и потерял место прокурора – семья перебралась в Архангельск.

В Архангельске папенька написал сатирические стишки уже про архангельскую губернскую администрацию – пришлось ехать в Петербург, потом – в Ливонские губернии, Самару и Арзамас.

В Арзамасе семейство поселилось у родственников.

В период арзамаского жития-бытия барон Криденер получил место управляющего крупным имением Языкова, что предполагало обретение постоянного места жительства при имении. Василия определили в частную школу Ступина (в Арзамасе) и два раза в неделю мальчик посещал занятия живописью.

Через три месяца обучение закончилось – старшие товарищи пригласили 13-летнего Васеньку на именины к некоей местной прелестнице, а после вечеринки извозчик привез домой совершенно пьяного «живописца». На этом обучение Перова закончилось – матушка была категорически против такой учёбы.

А несколько месяцев спустя барон в очередной раз потерял место – не смог сдержаться и колко пошутил. Семья перебралась к родственникам в Арзамас и это печальное событие позволило Василию Перову продолжить обучение живописью – мама согласилась отпустить «ребенка» в школу, поскольку теперь он был под постоянным надзором.

В 1852 году Василий Перов приехал в Москву, а в 1853 году поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества в класс известного художника и педагога Васильева, которые сразу же отметил большой талант у нового ученика. Этот педагог поселил у себя ученика, которому было негде и не на что жить, окружил поистине отеческой заботой и давал своему любимцы дополнительные уроки живописи.

Уже во время учебы, в 1856 году, Василий получил свою первую серебряную медаль за представленный в академию художеств «Портрет Николая Григорьевича Криденера, брата художника».

Медалей будет ещё много, но ту первую медаль художник с особой теплотой вспоминал до конца своей жизни.

Хотя эта работа ещё и была тесно связана с традициями живописи уходящего 19 века, но именно она стала первой существенной вехой в творчестве Перова.

В 1857 году была написана картина «Приезд станового на следствие».

Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов

Приезд станового на следствие

За эту работу художник был удостоен Большой серебряной медали, а критики вынесли единодушный вердикт – в России появился «прямой наследник и продолжатель Федотова»:

Молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть… и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей.

Следующей заметной работой художника стала картина «Сцена на могиле», которую Перов написал под непосредственным руководством Е.Я Васильева.

Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов

Сцена на могиле

Публике и критикам картина понравилась, а сам Перов этой работой был недоволен и назвал её слишком искусственной и достаточно надуманной по композиции.

Первые картины художника Василия Григорьевича Перова

В 1860 году, за картину «Первый чин. Сын дьячка произведённый в коллежские регистраторы», художнику Перову, Академией живописи, была присуждена малая золотая медаль.

Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов

Первый чин. Сын дьячка произведённый в коллежские регистраторы

Художник получил право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль и переехал в Петербург. В столице, в 1861 году, были написаны картины «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе».

Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов

Сельский крестный ход на Пасхе

Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов

Проповедь в селе

За проповедь Перов получил Большую золотую медаль с правом поездки за границу в качестве пенсионера, а вторая работа была Академией отвергнута и… приобретена, для своей галереи, П.М. Третьяковым. По поводу этого приобретения В. Худяков написал меценату:

А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки.

Споры разгорелись горячие и совсем не шуточные: известный критик В. Стасов хвалил художника за искренность и житейскую правду, точно подмеченные типы, а другой критик, М. Микешин, заявил, что подобные картины убивают высокое истинное искусство, унижает настоящую живопись, поскольку показывает неприглядные стороны жизни.

В 1862 году Перов пишет «Чаепитие в Мытищах».

Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы

Это картина-контраст, картина-противопоставление: тучный праздный монах-чревоугодник с одной стороны, и солдат-инвалид, настоящий слуга отечества, которые просит милостыню. А ещё и мальчик поводырь, на которого невозможно смотреть без слёз.

Снова случился скандал, который мог бы очень плохо закончиться для Василия Перова… Художник быстро венчается с Еленой Шейнс и почти сразу, будучи пенсионером академии, уезжает в Европу.

Перов некоторое время живет в Германии, а затем переезжает в Париж. И отчаянно скучает за границей – для вдохновения ему не хватает России.

Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ.

Тем не менее, Василий Григорьевич много работает, пишет несколько очень интересных картин, а ещё регулярно пишет прошения с просьбой разрешить ему вернуться на Родину.

В Европе были написаны картины «Продавец статуэток», «Шарманщик», «Савояр», «Тряпичники», «Музыканты и зеваки», «Нищие на бульваре».

Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов

Праздник в окрестностях Парижа

Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов

Продавец песенников

Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов

Парижские тряпичники

Шарманщик

Савояр

Парижская шарманщица

В конце концов, просьбы художника о возвращении в Россию были удовлетворены – разрешение на досрочное возвращение было получено. Семейство Перовых возвращается в Москву и молодые поселяются в доме дяди жены художника Ф.Ф. Резанова.

Для конкурсов, которые проводили «Московское общество любителей художеств» и «Императорское общество поощрения художеств», Перов пишет картины «Проводы покойника» и «Очередная у бассейна». Обе картины были награждены первыми премиями. И с этих картин начался новый этап в творчестве художника, который впоследствии был определён искусствоведами, как живопись «об униженных и оскорблённых.

Проводы покойника

Очередная у бассейна

Чистый понедельник

Известный критик В.В. Стасов, увидев эти работы художника написал:

Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны».

Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» её, оно «произносило свой приговор» над её явлениями.

…Эти похороны ещё безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, — у Перова никого. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в её горе.

После «Деревенских похорон» художник пишет картины о тяжёлой жизни простых людей в России: «Тройка», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и «Сцену на почтовой станции».

Василий Григорьевич таким образом организовал изображение, что персонажи его картин как бы смотрят на зрителя. Смотрят с немым укором, без осуждения, обречённо и горько.

Искусствоведы отмечают, что это обращение к зрителю будет характерно для целого ряда работ Перова того периода.

Тройка

Приезд гувернантки в купеческий дом

За картины «Приезд гувернантки в купеческий дом» и «Тройка» Василию Григорьевичу было присвоено звание академика, а картина «Тройка» была выкуплена П.М. Третьяковым для своей галереи.

На Всемирной выставке 1867 года были представлены картины художника «Проводы покойника», «Дилетант», «Тройка», «Первый чин» и «Гитарист-бобыль», которые были очень высоко оценены уже и зарубежными любителями живописи.

Дилетант

Гитарист-бобыль

Т. Торе-Бюргер писал:

Он русский и в выборе сюжетов, и в манере, в какой он их понимает и интерпретирует». На академическую выставку в этом же году Перов прислал четыре картины: «Чистый понедельник», «Учитель рисования», «Утопленница», «Божья матерь и Христос у житейского моря» и получил звание академика.

Утопленница

Учитель рисования

Христос и Богоматерь у житейского моря

Академия художеств, в 1868 году, решила продлить пенсионное содержание Василия Перова на два года «за выдающие заслуги». В том же году художник получил первую премию на конкурсе «Московского общества любителей художеств» за картину «Сцена у железной дороги»

Сцена у железной дороги

Искусствоведы отмечали невероятную точность художника в передаче выражения лиц мужиков, которые впервые увидели паровоз.

Последний кабак у заставы

Дворник-самоучка

Художник продолжает писать жанровые картины, но всё больше времени уделяет написанию портретов, в которых старается обозначить новые для портретного искусства того времени перспективы; показать на художественном полотне не только материальную конкретность человека, но и его внутренний мир, его дух. Перов утверждал:

Читайте также:  Национальный музей чехии, прага

Что ни тип, что ни лицо, что ни характер, то особенность выражения всякого чувства. Глубокий художник тем и познается, что изучает, подмечает все эти особенности и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно. 

По заказу П.М Третьякова был написан «Портрет писателя А.Ф. Писемского». А за «Портрет В.В. Безсонова» художник был награждён первой премией МОЛХ.

В.В. Безсонов

Ф.Ф. Резанов

В 1869 году Перов активно участвует в создании Товарищества передвижных художественных выставок, становится членом правления этой творческой организации.

В 1870 году за картины «Птицелов» и «Странник» Василий Григорьевич был удостоен званием профессора Академии художеств.

Птицелов

Странник

В семидесятые годы девятнадцатого века в творчестве Перова, наряду с написанием портретов, особое место заняли  простые житейские сюжеты. Художник представил на первую выставку ТПХВ картины «Охотники на привале» и «Рыболов».

Охотники на привале

Рыболов

В 1871 году художник получает место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вместо умершего С.К. Зарянко.

В 1871 – 1872 годах Перов, по заказу Третьякова, пишет целый ряд портретов русских писателей, учёных, государственных деятелей и купцов.

Портрет писателя В.И. Даля

Портрет Ф.М. Достоевского

Портрет А.Н. Островского

А.Н. Майков

И.С Камынин

М. Нестеров писал:

А его портреты? Этот „купец Камынин“, вмещающий в себя почти весь круг героев Островского, а сам Островский, Достоевский, Погодин, — разве это не целая эпоха? Выраженные такими старомодными красками, простоватым рисунком, портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты.

После поездки на Волгу и Оренбургскую губернию художник задумал картину «Суд Пугачёва». В том же году Перов сильно простудился на охоте и у него «открылась чахотка».

Суд Пугачёва

На третьей выставке ТПХВ были представлены работы Перова «Пластуны под Севастополем», «Киргиз-каторжник» и «Старики-родители» на могиле сына».

Казаки-пластуны под Севастополем

Старики-родители на могиле сына

Киргиз-каторжник

Искусствоведы отмечают, что этот период в жизни художника, можно назвать противоречивым: в работах Перова можно отметить как уже возникавшие в творчестве живописца сюжеты и образы, так и новые религиозные, исторические и бытовые сюжеты.

Накануне девичника

Спящие дети

Приезд институтки к слепому отцу

К Троице-Сергию

В 1877 году В.Г. Перов выходит из членов Товарищества передвижных художественных выставок, участвует в парижской Всемирной выставке, продолжает работу над образом Пугачёва – пишет несколько полотен, на тему Пугачёвского бунта, которые самого художника не удовлетворяют.

В этот период была написана картина «Никита Пустосвят. Спор о вере».

Никита Пустосвят. Спор о вере

Монастырская трапеза

Христос в Гефсиманском саду

В последние годы жизни Василий Григорьевич пишет рассказы для журналов «Природа и Охота» и «Художественного журнала», создаёт несколько полотен на религиозную и бытовую тему.

Рыбаки. (Священник, дьякон и семинарист)

Странница в поле

Плач Ярославны

В конце 1881 года художник заболел тифом, потом воспалением лёгких. Эти болезни окончательно подорвали здоровье Перова и на 49-м году жизни великий русский живописец скончался в больнице на территории усадьбы Кузьминки в ближнем Подмосковье, и был похоронен на кладбище Данилова монастыря (впоследствии прах был перезахоронен на кладбище Донского монастыря).

Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-vasilij-grigorevich-perov.html

Художник Перов В.Г

Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич ПеровВремя, в которое появился на свет Василий Григорьевич Перов, щедро наделенный от природы самобытным талантом, художник, как раз нуждалось в этой неординарной личности. Подходил к концу 1833 год, точно не установлено – 21 или 23 декабря (2 или 4 января 1834), в Тобольске, в семье местного прокурора Г. К. фон Криденера, от внебрачной связи с мещанкой Акулиной Ивановой, родился сын.

То, что сановник не отказывался от отцовства и, в скором времени обвенчался с матерью будущего художника, во времена показного благочестия, особой роли не сыграли. Василий, так был назван при крещении ребенок, не мог носить фамилию отца.

Некоторое время он был записан на фамилию «Васильев», полученную от имени крёстного отца.

Впоследствии местный дьяк, обучавший парня грамоте, заметил усердие ученика во время занятия каллиграфией, и прозвал его «Перовым», что затем преобразовалось в фамилию, и было закреплено на официальном уровне.

В 12-летнем возрасте, а в это время способности к рисованию уже были довольно заметны, Василий становится учеником арзамасской художественной школы, и осваивает азы рисования и живописи. Окончить школу он не смог, причем сделал это из принципиальных соображений, не желая нарушить обет, данный матери, не иметь дела с дурными компаниями.

Дальнейшее художественное образование юный Перов продолжает дома.

Копирование работ известных художников становится для него неинтересным, и он самостоятельно создает картину «Распятие», работу, после которой в его таланте перестают сомневаться родные.

В это же время проявляется его сострадательное отношение к тяжелому крестьянскому быту и, одновременно, неприятие к чванству и духовной ограниченности богачей и власть имущих.

В 1853 году, В. Г. Перов приезжает с матерью в Москву, и поступает в Московское училище живописи и ваяния. Спустя три года получает малую серебряную медаль за портрет своего брата, Николая.

Правда, до этой награды, молодой художник отведает столько испытаний, что они только по Божьему промыслу не привели к трагической развязке.

Будет и разнузданная жизнь, и периоды отчаяния, когда художник переставал верить в свой талант, и полуголодное прозябание.

Большая серебряная медаль, полученная художником в 1858 году за работу «Приезд станового на следствие», стала подтверждением незаурядного дарования В. Г. Перова, и заставила говорить о нем, как о будущей известности.

Не решившись отослать в Академию работу «Сцена на могиле», он с удвоенной энергией и упорством принимается за «Первый чин», картину, поразительно точно передавшую внутренний мир персонажей и духовное состояние жителей той эпохи. В 1860 году, за эту работу, он удостаивается заслуженной награды – малой золотой медали, и переезжает в Санкт-Петербург. Художник с увлечением работает над новыми проектами.

Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич ПеровНесмотря на разноречивые мнения по поводу работы «Проповедь в селе», Императорская академия художеств награждает за нее В. Г. Перова большой золотой медалью. Кроме этого, появляется возможность работать и совершенствоваться за границей на государственные средства. После женитьбы в 1862 году на Елене Эдмондовне Шейнс (или Шейниц), молодая чета посещает ряд известных немецких городов, и затем останавливается в Париже.

Работа вне родины не пошла для таланта на пользу, и здесь он понял, что трудиться должен там, где находятся его корни и знакомо все до мелочей. Правдиво изложив эту позицию в соответствующем прошении и, получив разрешение Совета Академии прервать оговоренный трехлетний срок поездки, В. Г. Перов в 1864 году покидает заграницу и селится в Москве.

Постепенно уходит страстное желание обличать пороки чиновников, духовенства, да и вообще, менять окружающий мир «в лучшую сторону», но лица изможденного и обездоленного народа, по-прежнему присутствуют на картинах. Жизнь устраивает новые испытания: умирает жена (1867), а впоследствии и двое старших детей. Сам художник заболевает чахоткой.

Поочередно следуют премии, присуждается звание академика, работы имеют успех на выставках, в том числе, заграничных.

Знаменательным становится 1870 год: Академия художеств удостаивает званием профессора (работы «Странник», «Птицелов»); вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. В этом сообществе художник состоял шесть лет и  покинул его в 1877. На следующий год, В.

Г. Перова назначают преподавателем училища живописи и ваяния. Возложенные обязанности исполнялись им со всей добросовестностью, до самой его кончины.

В последние годы жизни работал над «Евангельской» тематикой. Пробовал себя как писатель, печатаясь в журнале «Пчела» и «Художественном журнале».

Коварная болезнь прогрессировала, и в поведении В. Г. Перова стали появляться странные поступки. Безвозвратно потерян ряд работ, которые он испортил, а особо непонравившиеся ему картины, уничтожил.

Последние месяцы и дни жизни, сопровождались для него мучительными болями. Лучшие врачи, и его вторая жена, Елисавета Егоровна, старались облегчить страдания больному как могли, но 29 мая 1882 года, устав сопротивляться чахотке, сердце художника остановилось навсегда. После перезахоронения, прах В. Г. Перова покоится на монастырском кладбище в Донском монастыре.

Лучшие картины Перова В.Г.

Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов
Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/perov-v-g/

Перов василий григорьевич – галерея произведений (135 изображений)

Василий Перов – один из самых значительных мастеров русского реалистического искусства второй половины 19 века, ключевая фигура в понимании творчества художников-шестидесятников

В своих ставших хрестоматийными произведениях он отразил наиболее характерные тенденции художественного и эстетического развития и злободневные вопросы, волновавшие современное ему общество.

Уже в ранних картинах Перова появились столь характерные для него острые темы и сатиры, художественная критика увидела в нём прямого наследника Федотова. Однако Перов не просто продолжил начатый П.Федотовым жанр социальной сатиры, он внёс в бытовую картину новое содержание.

Ирония обратилась у него в сарказм, а в изображении жизни простого народа прозвучали глубоко трагические ноты. Сатирик и обличитель, Перов станет певцом обездоленных и бесправных, станет «истинным поэтом скорби».

Краткая пенсионерская поездка в Париж не сбила Перова с выбранного им пути, на парижских улочках он искал все те же народные типы, постигал жизнь и нравы простых горожан. А когда понял, что теряет время, что предназначение его в другом и герои будущих его картин ждут его дома, в России, досрочно вернулся на родину, можно сказать сбежал из Европы.

Столь популярные «сюжетные» Перова – яркая примета искусства 1860-1870-х годов, они вызывают прямые ассоциации с поэзией Некрасова или драмами Островского. «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проводы покойника», «Тройка», «Гитарист-бобыль» и многие другие шедевры художника – в каждом из них заключена целая история, вы читаем эти повествования и узнаем характеры и судьбы героев.

Читайте также:  Мальчик, ведущий лошадь - пабло пикассо, 1906

Чистосердечный, бескорыстный человек, Василий Перов был в высшей степени наделен способностью сочувствовать, по его же собственным словам, «всем бедным, больным и угнетенным, всем тем, которым нужно утешение, а еще более помощь»

Закономерно в связи с этим и обращение художника в поздний период своего творчества и непосредственно к евангельским образам. Обличая в своих сатирических полотнах ханжество и лицемерии современных церковников, Перов имел возвышенное представление о первоначальном, подлинном христианстве, как о «небе чистых душ» (Э.Ренан).

При этом в страданиях Христа и древних святых художник чтил как бы первообраз тех безвинных людских страданий и бедствий, которые окружали его в современной действительности.

При всем богатстве достижений отечественной портретной живописи, лучшие из созданных Перовым портретов – явление уникальное, как по степени влияния на дальнейшие судьбы этого жанра в России, так и по общественно-этической значительности их содержания, картинной ёмкости, глубине проникновения в тайну своеобразия человеческой личности средствами живописи.

Характеристики личности, созданные им в портретах А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, В.И.Даля, настолько верны и соответствуют духу творчества этих писателей, что иными их трудно и представить.

Нельзя не отметить и выдающуюся педагогическую деятельность Перова в знаменитом Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где им была воспитана целая плеяда выдающихся мастеров, составивших гордость отечественной культуры. И каждый из этих художников в своих воспоминаниях напишет слова благодарности и признательности своему учителю.

Василий Григорьевич Перов родился 23 декабря 1833 (4 января 1834) года в городе Тобольске. Сын (добрачный) тобольского прокурора барона Г.К.фон Криденера и мещанки А.И.Ивановой. Записан в документах под фамилией крестного отца – Васильева.

«Перов» — прозвище, данное будущему художнику в детстве за успехи в чистописании и в дальнейшем ставшее его фамилией.

Детские и юношеские годы провел в основном в Нижегородской губернии, где его отец, отставленный от службы, служил управляющим в помещичьих имениях.

Учился в Арзамасской школе живописи А.В.Ступина (1846-1849). С 1853 по 1861 годы Перов обучался в Москвском училище живописи и ваяния у Е.Я.Васильева, А.Н.Мокрицкого, М.И.Скотти и С.К.Зарянко.

За картину «Приезд станового на следствие» (ГТГ) в 1858 награжден большой серебряной медалью, за картину «Первый чин» (Посольство Республики Иран в Москве) в 1860 награжден малой золотой медалью, за картину «Проповедь в селе» (ГТГ) награжден ИАХ большой золотой медалью, получил звание классного художника 1-й степени и право пенсионерской поездки ха границу.

В конце 1862 года посетил Берлин, Дрезден и Дюссельдорф, с начала 1863 жил в Париже. Осенью 1864, посетив Италию, Перов досрочно вернулся в Россию, несмотря на то, что срок пенсионерского содержания продлевался ИАХ в 1864 и 1866.

За картины «Тройка» (ГТГ) и «Приезд гувернантки в купеческий дом» (ГТГ) в 1866 Перов был удостоен звания академика. В 1870 за картины «Птицелов» (ГТГ) и «Странник» (ГТГ) получил звание профессора.

Жил в Москве, неоднократно совершал поездки по России – в Нижний Новгород и Арзамас (1871), на Украину (1872), в Рязанскую губернию (1875). В 1873 году совершил путешествие по Поволжью, на Урал и в Оренбургскую губернию для изучения типов и написания этюдов с натуры для картины о крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева.

Преподавал в классах живописи МОЛХ (1871-1872) и МУЖВЗ (1871-1882). Среди его учеников – А.Е.Архипов, С.В.Иванов, Н.А.Касаткин, С.А.Коровин, И.И.Левитан, М.В.Нестеров, А.П.Рябушкин. Инициатор возобновления ученических выставок МУЖВЗ.

Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). Входил в правление ТПХВ, но в 1877 году вышел из состава ТПХВ. Член МОЛХ (с 1862), входил в состав комитета МОЛХ, неоднократно участвовал в конкурсах МОЛХ и ОПХ и получал первые премии за представленные работы.

Автор воспоминаний и художественных литературных произведений, большая часть которых была опубликована при жизни художника.

Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов 1. Перов Василий «Автопортрет» 1851 Холст, масло 77х59,5 Киевский музей русского искусства Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов 2. Перов Василий «Гитарист. Копия с картины «Гитарист» В.А.Тропинина» Середина 1850-х Холст, масло 80,5х63 Государственная Третьяковская галерея Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов 3. Перов Василий «Приезд станового на следствие» 1857 Холст, масло 38х43 Государственная Третьяковская галерея Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов 4. Перов Василий «Сцена на могиле» 1859 Холст, масло 58х69 Государственная Третьяковская галерея Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов 5. Перов Василий «Проповедь в селе» 1861 Холст, масло 69,3х59,3 Государственная Третьяковская галерея Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов 6. Перов Василий «Ограбленные в пасхальную ночь» 1861 Бумага, графитный карандаш, сангина, растушка 33х42,4 Государственная Третьяковская галерея Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов 7. Перов Василий «Сельский крестный ход на Пасхе. Эскиз» 1860 Бумага, графитный и цветные карандаши, акварель, бронзовый порошок 48,2х66,5 Государственный Русский музей Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов 8. Перов Василий «Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 Холст, масло 71,5х89 Государственная Третьяковская галерея Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов 9. Перов Василий «В рекрутском присутствии» 1861 Бумага на картоне, графитный и цветной карандаш, растушка, акварель, сангина, бронзовый порошок 37,6х43,5 Государственный Русский музей Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов 10. Перов Василий «Чаепитие в Мытищах близ Москвы» 1862 Холст, масло 43,5х47,3 Государственная Третьяковская галерея 11. Перов Василий «Дилетант» 1862 Холст, масло 33,8х28 Государственная Третьяковская галерея 12. Перов Василий «Шарманщик» 1863 Дерево, масло 30,5х25 Государственная Третьяковская галерея 13. Перов Василий «Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления» 1863-1864 Холст, масло 54,8х80,5 Государственная Третьяковская галерея 14. Перов Василий «Народный увеселитель (Уличная сцена в Париже)» 1863 Холст, масло 16х21 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 15. Перов Василий «Савояр» 1863-1864 Холст, масло 40,5х32,3 Государственная Третьяковская галерея 16. Перов Василий «Слепой музыкант. Этюд для картины «Продавец песенников в Париже» 1863-1864 Холст, масло 55,5х48 Государственная Третьяковская галерея 17. Перов Василий «Продавец песенников в Париже» 1863-1864 Холст, масло 76,5х102,5 Государственная Третьяковская галерея 18. Перов Василий «Праздник в окрестностях Парижа (на Монмартре)» 1863-1864 Холст, масло 79,5х130 Государственная Третьяковская галерея 19. Перов Василий «Парижские тряпичники» 1864 Холст, масло 72х55 Государственный Русский музей 20. Перов Василий «Парижская шарманщица» 1864 Холст, масло 76,2х56 Государственная Третьяковская галерея

Источник: http://cultobzor.ru/2015/08/vasiliy-perov-gallery/

В. Г. Перов: картины, факты биографии

Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич ПеровВ ряду крупнейших русских художников-реалистов второй половины 19 века, пользующихся большой народной популярностью, красуется имя Василия Григорьевича Перова, посвятившего своё искусство изображению жизни простых русских людей и выступившего в своих произведениях обличителем самодержавно-крепостнического строя.

В. Г. Перов: краткая биография

В. Г. Перов родился 23 декабря (ст. стиля) 1833 года в г. Тобольске в семье прокурора Г. К. Криденера, просвещённого и свободомыслящего человека, который впоследствии за своё свободомыслие должен был оставить казённую службу, что отразилось на материальном положении семьи.

Детство и юность Перова прошли в нужде. Поскольку Перов был внебрачным сыном Криденера, ему была дана фамилия крестного отца — Васильева, а позднее дьячёк, который обучал мальчика первоначальной грамоте, за его каллиграфические способности дал ему прозвище Перов, ставшее официальной фамилией художника.

Видя художественные способности сына, родители после окончания им Арзамасского уездного училища отдали мальчика в художественную школу. В 1853 году Перов поступил в Московское училище живописи и ваяния, где в то время учились такие известные художники, как Прянишников и Шишкин, ставшие друзьями Перова.

Перов умер в 1882 году в возрасте 48 лет. Тяжелая болезнь (туберкулез) свела его преждевременно в могилу.

Годы жизни художника: 21 декабря 1833 (2 января 1834) — 29 мая (10 июня) 1882 (48 лет)

Знаменитые картины Василия Перова

Будучи человеком большого сердца, Перов с любовью создавал трогательные образы детей из народа. Известна его картина «Спящие дети» (1870 г.

), изображающая двух крестьянских ребятишек, спящих после изнурительной работы. Они лежат в сарае на полу, покрытом рогожей.

Луч солнца, пробивающийся сквозь небольшое окно, освещает лица детей, и видно: так глубок и так тяжёл их сон, безрадостный как и сам деревенский быт того времени.

Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов

Особенной популярностью пользуется картина «Тройка» (1866 г.) В. Г. Перова, рассказывающая о беспросветной жизни ребят, отданных в город обучаться ремеслу… Холодный зимний пасмурный день. Дует сильный ветер.

По засыпанной снегом ухабистой дороге трое подростков везут обледеневшую бочку с водой. Лица их бледны, измождены. Худенькие, полные крайнего напряжения детские фигурки одеты в лохмотья.

Непосильный физический труд, нищета, голод и холод — вот что было уделом детства и юности огромного множества детей трудящихся.

Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов

В. Г. Перовым создана серия портретов передовых деятелей русской культуры — писателей, поэтов, художников, отличающаяся тонкой психологической выразительностью образов.

В этой серии мы встречаем и автопортрет самого Перова.

 На нас смотрят умные, проницательные глаза человека, много в жизни увидевшего и пережившего, человека сильной воли и критического склада ума.

Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов

Выдающийся художник-демократ В. Г. Перов любил свой народ, ему он отдал свой большой талант.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Метки дети, искусство, история, картины, проблемы. Закладка постоянная ссылка.

Источник: http://mamotvet.ru/v-g-perov-kartiny-fakty-biografii/

Перов Василий Григорьевич

Живописец передвижник, жанрист-сатирик.

Художник был незаконным сыном барона Г.К. Криденера. Фамилия Перов возникла случайно, так прозвал Василия учитель грамоты.

С 1846 по 1849 год Василий Перов учился в Арзамасской школе живописи, затем с 1853 по 1861 – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Наставниками юного художника были М. Скотин, А. Мокрицкий и С.К. Зарянко.

Большое влияние на творчество Перова оказала жанровая живопись П.А. Федотова. Его даже называли прямым наследником Федотова.

Он так же увлекался французской журнальной сатирической графикой, отчего первые работы художника представляли собой живописные карикатуры.

Много наград Василий Перов получил от Академии художеств. Малую серебряную медаль за этюд головы мальчика. Большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие» (1858).

Читайте также:  Картина левитана "березовая роща", 1889

Малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведённый в первый чин» (1860). И большую золотую медаль за «Проповедь в селе».

Все эти произведения произвели неизгладимое впечатления на зрителя, когда выставлялись в Москве и Петербурге.

Благодаря своему успеху Перов получил право на заграничную поездку в Париж, за счёт Академии художеств. В Париже он был в 1862 году, где провёл чуть больше года, в это же время он посетил главные художественные центры в Германии. Парижская жизнь была не понятна русскому художнику ,и он решает до окончания срока пенсионерства вернуться в Россию.

В более поздний период творчества Перова сатира и анекдот сменяются драматической экспрессией. В картинах художника читается Достоевская проза. Большой вклад русский художник внёс в искусство портрета. Им были запечатлены образы известных культурных деятелей А.

Н. Островского и В.И. Даля, М.П. Погодина, Ф.М. Достоевского. Были попытки художника создать грандиозные образы русской истории, но они не увенчались большим успехом. К таким картинам относятся «Суд Пугачёва» (1875), «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1880-1881).

В 1871-1882 годах Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были — Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров и другие художники, ставшие известными.

Известные произведения Перова Василия Григорьевича

Картина «Сельский крестный ход на Пасхе», исполнена в 1861 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

Картина представляет собой реалистический сюжет, в котором художник критикует российское общество во время реформ и преобразований, отмены крепостного права.

Религия в этой картине соседствует с прозой повседневного быта, что вызвало много споров. Картина отвергалась обществом и осталась в музее только благодаря П. Третьякову.

Здесь зритель видит нелицеприятную сцену после празднования Воскрешения Христова. Захмелевший священник с раскрасневшимся лицом и небрежно наброшенной накидкой, спускается по ступеням избы, едва держась на ногах.

На переднем плане крестьянка и старик с иконой, повернутой не в ту сторону. Такая смешная хмельная процессия направилась в церковь. Однако, картина «Сельский крестный ход на Пасхе» не насмешка над религией.

В ней тонко подмечается отношение к вере духовенства и народа.

Картина «Проводы покойника» написана в 1865 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

Во второй половине 1860-х годов Василий Перов создал несколько грустных произведений, одним из которых была картина «Проводы покойника». Лирическая новелла, повествующая о несчастной судьбе бедных людей.

Глубокое сочувствие русского художника к униженным и оскорблённым не оставляет равнодушным никого.

Всякий день происходит на тысячу концов России, только никакой прежний живописец этого не видел и не останавливался на этом

В.В. Стасов

Картина проникнута горем крестьянской семьи, потерявшей кормильца и опору. Природа зимнего дня мрачна. Сгустились тучи, они тяжелы. Зима пустынна и холодна. Лишь несколько несчастных, одиноких людей.

Картина «Тройка» написана в 1866 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В русской живописи она одна из самых драматичных. Первое её название – «Ученики мастеровые везут воду». Художник  повествует о нелёгком труде детей из бедных семей. Дети испытывали в те времена голод и холод.

Во многих семьях дети трудились наравне со взрослыми. Удачей было для крестьянской семьи отдать ребёнка в город в подмастерье к ремесленнику. Тогда ребёнок получал жильё, еду и овладевал профессией, которая в будущем должна была его прокормить.

Но в жизни всё было гораздо страшнее, многие мастеровые так нагружали детей, что они болели и умирали.

Морозным зимним утром, чуть свет, в городе, покрытом густым серым туманом, трое измождённых детей тянут на санях бочку с водой. Одежда, не защищающая от холода. Вода, выплёскиваясь, тут же замерзает.

Дети тянут сани в гору, и прохожий чуть подтолкнул повозку. Мальчик с левой стороны уже почти падает. Серый мрачный колорит не может скрасить и бегущая рядом собака. Василий Перов показал безысходность, обречённость.

Картина «Тройка» — суровое свидетельство истории, правдиво рассказывающее о жизни русского народа.

Картина «Охотники на привале» выполнена в 1871 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Произведение глубокой жизненной философии и психологии.

На первый взгляд здесь рассказывается об обычной жизни охотников. Экспрессивные лица охотников, их жестикуляция делают отмосферу живой и яркой. Охотники обсуждают происшедшие с ними события и результаты охоты.

Однако, их результат – не большой зверь, а только заяц, утка и куропатка. Фигуры троих охотников изображены на фоне затянутого облаками неба и бескрайнего болота.

Сцена настолько живая, что по лицам и жестам можно читать каждого из охотников и участвовать в происходящем.

Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов

  • Сельский крестный ход на Пасху

Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич ПеровПеров: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов

Источник: http://rus-artist.ru/perov-vg.html

Василий Григорьевич Перов, биография и картины

   Печать «незаконнорожденного» преследовала Перова от рождения до той поры, когда великий художник перестал быть чьим-то сыном, а стал самим собой — яркой и неординарной личностью. Его фамилия — результат «остроумного» прозвища, которое он получил от своего первого учителя дьячка-запивашки, данное за изящное владение пером.

Немного о родителях

   Отцом художника был барон Криденер, служивший прокурором в далекой сибирской губернии. Герб Криденеров изобилует королевскими лилиями, единорогами и розами, что свидетельствует о древности и знатности.

Из Криденеров вышло много блестящих дипломатов, служивших Российской империи в Новом и Старом Свете.

   Мать героя — Акулина Иванова, была Тобольской мещанкой. Известно, что именно она учила будущего профессора и академика читать.

А больше ничего не известно.

   Несмотря на то, что вскоре после рождения Василия барон Криденер и Акулина Иванова обвенчались, ни фамилию свою, ни титул отец своему первенцу не смог передать. Василий был приписан к арзамасским мещанам с фамилией Перов.

Детство

   С самого рождения Василия семья Криденера постоянно куда-то переезжала.

Поначалу это было связано со службой отца, затем, после скандала в Архангельске (барон Криденер был человеком образованным и воспитанным, но вот на язык весьма несдержанным) из-за сатирических стихов, описывающих всех фигурантов губернской администрации, службу пришлось оставить.

Теперь скитания семьи были связаны с поисками новой службы. Петербург, Ливонские губернии, Самара, Арзамас — везде жить приходилось у многочисленных родственников, что не делало атмосферу в семье полностью счастливой.

   Наконец, когда барон потерял всякую веру, к нему поступило предложение поступить на службу управляющим большим имением. Видя увлечение сына рисованием, отец решает отдать его в частную школу Ступина в Арзамасе. Два раза в неделю мальчик посещал занятия в школе.

Через три месяца учение закончилось (однокурсники взяли с собой 13-летнего Перова на именины некой прелестницы, после чего в родной дом извозчик привез совершенно пьяного подростка и мама сказала: «Нет!»). После того, как место управляющего барон потерял (ну не мог сдержаться Криденер от колкостей), семья снова переезжает в Арзамас и размещается на квартире как раз напротив школы Ступина. На этот раз мама из вида сына не выпускала и учеба возобновилась.

Юность

   В 1853 году 20-летний Перов поступает в Московскую школу живописи и ваяния. Обучение он начинает под руководством опытного педагога Васильева, который быстро разглядел недюжинный талант в новом студенте и всячески ему помогал. Уже во время учебы Перов получает малую серебряную медаль за скромный эскиз. Потом их будет много — медалей.

Но эту, первую, художник всегда вспоминал с особой теплотой. Последней ученической работой становится картина «Первый чин», которая принесла молодому художнику малую золотую медаль.Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов    По окончании училища, Перов своими работами сильно будоражит общество: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», «Чаепитие в Мытищах» — каждая работа — обличение, каждая — как выстрел в лицемерие, ханжество, малодушие. Над головой Перова начинают сгущаться тучи, Священный синод раздражен и раздосадован. Только большая золотая медаль академии, получение стипендии и отъезд в Европу утихомирили страсти. Юность закончилась.

Зрелость

   Перову за границей было скучно, несмотря на несколько замечательных работ, привезенных оттуда. Он даже обращается к Академии с просьбой о разрешении вернуться досрочно. Россия была ему необходима для вдохновения, для воплощения идей, для жизни.

   На родине художник работает весьма плодотворно.

Скоро о новом таланте заговорила критика и прогрессивная общественность. Каждая картина вызывает бурю восторгов среди литераторов и молодежи, а также бурю негодования у консерваторов. Сюжеты картин «Тройка», «Деревенские похороны», «Утопленница», «Последний кабак у заставы» обличают, вопиют, призывают.

В каждой работе читается отношение самого автора к происходящему, его гражданская позиция, его боль.

   Одновременно Перов создает целый ряд блестящих работ рассказывающих о быте и радостях простых людей. Картины «Спящие дети», «Охотники на привале», «Рыболов», «Голубятник» радуют зрителя своей прозрачной радостью, атмосферой любви и веселья.

   Отдельно стоит сказать о плеяде гениальных портретов, написанных художников в период расцвета. Достоевский, Рубинштейн, Островский, Майков, Даль — Перов оставил потомкам глубокие психологические портреты талантливейших людей своей эпохи. Тех, кем гордится Россия.

   Перов не только великий художник, но и не менее великий педагог. Под его руководством в московском училище живописи и ваяния вырос не один десяток художников, составляющих гордость русского искусства.

   Неполные полвека отпустил Господь Перову на земную жизнь. Чахотка, болезнь в то время неизлечимая, прервала творческий путь великого мастера. Маленькая больница в деревне Кузьминки под Москвой стала последним пристанищем живописца. Прах его ныне покоится на кладбище Донского монастыря.

Картины Василия Григорьевича Перова

Источник: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/1557-vasiliy-grigorevich-perov-biografiya-i-kartiny.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector