«отрочество мадонны», франсиско де сурбаран — описание картины

17.07.2008

Публикации

Ни у кого из испанских художников XVII века национальная традиция не была выражена с такой впечатляющей силой, как у Сурбарана.

Его жизнь прошла в Льеренне, местечке в Эстремадуре, бедной и суровой области Испании, и в Севилье, где Сурбаран учился у раскрасчика статуй Педро де Вильянуэвы и куда снова вернулся в 1629 году.

В 1630—1640-х годах Сурбаран пережил период расцвета и славы — именно ему, скромному провинциалу, был поручен ряд крупных заказов для севильских монастырей, а городской совет Севильи просил его навсегда остаться в городе, что вызвало бурное возмущение местной корпорации живописцев.

За двадцать девять лет жизни в Севилье, в общении с передовыми веяниями ее художественной жизни, Сурбаран так и не стал настоящим андалусцем. Черты патриархальной созерцательности, сдержанного темперамента художника отразились в его искусстве.

В 1634 году Сурбаран был вызван ко двору, где работал для нового мадридского дворца Буэн Ретиро и изучал богатые королевские собрания. Его вторая поездка в Мадрид незадолго до смерти происходила при гораздо более печальных обстоятельствах: испытывая тяжелые материальные затруднения, Сурбаран, возможно, искал поддержки у Веласкеса, друга своей севильской юности.

Сурбаран исполнял крупные заказы для монастырей Испании и испанских колоний в Латинской Америке. В них отразились характерные черты ведущей в испанской живописи XVII века темы «монастырской жизни». Заказчиками Сурбарана были монашеские ордена.

В его картинах словно оживает размеренный и однообразный обиход испанских монастырей. Все действующие лица написаны с натуры, строго и с предельной материальностью воспроизведена обстановка и предметы повседневного скудного монастырского быта. Происходящее в сфере потустороннего приобретает черты реальности.

Ангелы Сурбарана простодушны, прозаичны, неуклюжи, написаны с простых испанских парней или монастырских служек, а восточные волхвы напоминают костюмированных участников религиозных процессий. Художник меньше всего был наделен даром бытописания и рассказчика.

Каждое событие обладает в его трактовке повышенной, хотя и глубоко сдержанной духовностью, неисчерпаемой силой чувства.

«Отрочество Мадонны», Франсиско де Сурбаран — описание картины

Натюрморт с четырьмя вазами

Мир его образов кажется предельно телесным и правдоподобным и вместе с тем несет отпечаток отвлеченности и даже ирреальности. Простота и уравновешенность композиции соответствуют характеру действия, развивающегося спокойно и чинно.

Это создает не просто атмосферу царящего здесь благочестия, а ощущение тяжело и медленно текущего времени. Искусство Сурбарана не отличалось большим разнообразием исканий.

Его картины, особенно ранние, кажутся для своего времени архаичными, упрощенными, застылые фигуры разобщены, подчас разномасштабны.

«Отрочество Мадонны», Франсиско де Сурбаран — описание картины

Мадонна де лас Куэвас

В «Мадонне де лас Куэвас» (Севилья, Музей изящных искусств) Сурбаран заимствовал архаическую композицию керамического панно XVI века, создав редкий по красоте декоративный образ, наивный и условный, построенный на гамме алого, ярко синего и белоснежно белого. Тон покрывала Мадонны Милосердия, который, подобно театральному занавесу, держат херувимы, близок звонкой синеве севильской керамики. Связь с реальностью сохраняют портретные изображения симметрично расположенных коленопреклоненных монахов.

Великолепие живописных решений и достоверность выразительных портретных характеристик составляют главное завоевание картин Сурбарана.

«Отрочество Мадонны», Франсиско де Сурбаран — описание картины

Апофеоз Святого Фомы Аквинского

Одним из лучших его произведений современники считали композицию «Апофеоз Святого Фомы Аквинского» (Севилья, Музей изящных искусств), заказанную мастеру севильской коллегией Святого Фомы и посвященную ее торжественному основанию в 1517 году.

Полотно такого официального характера следовало традиционному делению на земную и небесную сферы. На земле происходит учреждение коллегии в присутствии императора Карла V, основателя коллегии епископа Диего де Десы, ее ректора, и других духовных лиц.

В небесной сфере в окружении отцов церкви возвышается тяжелая фигура Фомы Аквинского, которого Сурбаран писал со своего друга — эконома коллегии Нуньеса де Эскобара. Мир небожителей, тающий в золотистом тумане, составляет дальнюю, как бы третью часть композиции.

Сурбаран сочетает некоторый схематизм с произвольностью, что так типично для него, испанского мастера, антиклассичного по своей национальной природе. Его излюбленный мотив, например, изображение в центре композиции массивной темной колонны, на которую опираются облака и вся небесная сфера.

Картина покоряет величием, мощью сияющего золотисто-красного колорита со смелыми акцентами черного, ослепительно белого, голубовато-серого, голубого, розового и оранжевого.

«Отрочество Мадонны», Франсиско де Сурбаран — описание картины

Чудо Святого Гуго Гренобльского

О разнообразии цветовых решений Сурбарана свидетельствует написанное несколькими годами позже «Чудо Святого Гуго Гренобльского» (Севилья, Музей изящных искусств) с его холодновато-изысканной гаммой красок. Это полотно предваряет знаменитые большие циклы картин конца 1630-х годов для монастырей в Херес де ла Фронтерра и Гваделупе.

Здесь находят четкое воплощение многие существенные черты искусства мастера. Изображено чудо, которое произошло при посещении трапезной монастыря Святым Гуго Гренобльским, исцелившим от хромоты мальчика, монастырского служку. Сцена кажется совершенно бесстрастной.

Ничто не обнаруживает волнения присутствующих здесь монахов, застывших в чинном молчании за монастырским столом. Узкое пространство, в которое помещены фигуры, ограничено плоскостью стены и белой, спускающейся почти до пола скатертью стола. Вместе с тем фигуры повышенно объемны, словно стереоскопичны, напоминают прием барельефного решения.

Очертания поставленного под углом стола образуют небольшую авансцену, где размещены главные действующие лица.

Господство пронизанных ясным светом белых, светло-золотистых, серых и синих красочных пятен усиливает впечатление удивительной цельности картины.

Сурбаран писал стоящие во весь рост фигуры святых, монахов, теологов, деятелей церкви. Между их изображениями и портретами конкретных лиц трудно провести разделяющую грань. Массивные, отрешенные от мира одинокие фигуры обычно выступают на темном фоне, позднее замененным пейзажем.

«Отрочество Мадонны», Франсиско де Сурбаран — описание картины

Святой Лаврентий. 1636

В известной эрмитажной картине «Святой Лаврентий молится перед смертью» (1636). Христианский мученик Лаврентий, уроженец Арагона, был близок испанскому сердцу: он был заживо сожжен на решетке в 261 году по приказу римского императора Валериана.

В коренастой, господствующей на полотне фигуре Лаврентия, в широких очертаниях роскошного вышитого серебром и золотом темно-красного дьяконского стихаря и падающей тяжелыми складками белой рясы есть что-то могучее, незыблемое.

Этот мужественный испанский юноша с простым лицом крестьянина так же прочно связан с землей, как прочно он стоит на ней. Зловещий силуэт решетки, которую мученик держит в руке, четко вырисовывается на фоне пейзажных далей и серебристо-голубоватого неба.

Картина полна спокойного величия, сквозь легкие облака струится рассеянный золотистый свет.

«Отрочество Мадонны», Франсиско де Сурбаран — описание картины

Святая Касильда. 1630—1635

В женских образах святых, которых художник писал с красивых севильянок, преобладала иная, более декоративная и светская тональность. Мастерство живописца проявилось здесь в передаче дорогих тканей и украшений, в звучном и нарядном колорите. Назначение этой серии до сих пор неясно.

Читайте также:  Отдых в финляндии в декабре: баня, курорты, цены

Картины разошлись по разным музеям Испании и других стран Европы. Самая известная из них — изображение Святой Касильды в богатом туалете, с цветами в руках (1630—1635, Мадрид, Прадо).

За последние годы традиционное название изменилось: легендарная дочь мавританского правителя Толедо уступила место реальному историческому лицу королеве Елизавете (Изабелле) Португальской. Арагонская принцесса, супруга Диниша I, известная в Португалии как Раинья Санта, т. е.

Святая королева, была причислена к лику святых за свое безграничное милосердие. Оба изображения объединяет легенда, восходящая к кругу бродячих сюжетов о превращении тайно приносимого хлеба узникам в цветы. В галерее святых женщин Сурбарана это единственный, хотя и вымышленный, портретный образ.

«Отрочество Мадонны», Франсиско де Сурбаран — описание картины

Отрочество Мадонны. 1660

Сурбаран охотно обращался к изображению детей, подчас достигая в них человеческой теплоты. Черноглазая испанская девочка в эрмитажном «Отрочестве Мадонны» (1660, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), возможно, написана с его дочери.

Это произведение составляет исключение в позднем творчестве Сурбарана, которое словно исчерпало свои силы: по традиции считается, что вялость и сентиментальность его поздних работ — результат своеобразного подражания стареющего мастера работам молодого Мурильо.

«Отрочество Мадонны», Франсиско де Сурбаран — описание картины

Святая Маргарита Антиохийская. 1630—1634

«Отрочество Мадонны», Франсиско де Сурбаран — описание картины

Оборона Кадиса от англичан. 1634

Менее характерны и удачны для творчества Сурбарана произведения, созданные в мифологическом и историко-монументальном жанре для мадридского дворца Буэн Ретиро в 1634 году.

Написанная для Зала Королевств дворца в серии полотен, посвященных победам испанского оружия, картина «Оборона Кадиса от англичан» (1634, Мадрид, Прадо) следовала общей традиционной схеме изображения, в которой широкая, напоминающая театральный задник панорама морского побережья Кадиса со множеством испанских судов составляла фон для расположенных как на авансцене портретов военачальников и офицеров.

«Отрочество Мадонны», Франсиско де Сурбаран — описание картины

Погребение Святого Бонавентуры

Могучее дарование Сурбарана наиболее ярко проявило себя в области монументальной религиозной живописи и в натюрморте. Как в сюжетной картине, так и в натюрмортах он сочетал принцип статичной композиции, решенной в одной фронтальной плоскости с предельной объемностью и четкостью объемных форм. В его натюрмортах предметы выстраиваются в один ряд, ни один не закрывает другого.

На первый взгляд их построение может показаться слишком простым, но, связанное тонким очертанием предметов, созвучием их форм и красок, оно отличается необычайной целостностью и монументальной красотой.

Обобщенность трактовки не препятствует точному восприятию материальной фактуры, но натюрморты Сурбарана захватывают не правдоподобием воспроизведения реальности, а ее поэтическим претворением.

Татьяна Каптерева

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=561

Франсиско де Сурбаран: жизнь и творчество художника

Франси́ско де Сурбара́н (исп. Francisco de Zurbarán, крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид) — испанский художник, представитель севильской школы живописи.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Биография художника
  • Творчество Франсиско де Сурбарана
  • Картины Франсиско де Сурбарана
  • Библиография

Сурбаран родился в городке Фуэнте-де-Кантос (провинция Эстремадура). Учился в Севилье, в школе Хуана де Роэласа.

  1. В 1617—1618 годах Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры — Льеренне, затем вернулся в Севилью и до 1633 года непрерывно жил там.
  2. В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей.
  3. В 1626—1627 годах по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте».

В 1628—1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. Бонавентуры.

В 1631 году Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений — картину «Апофеоз св. Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками живописца.

В 1634 году художник совершил путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца. В Мадриде при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики — им был написан цикл из десяти полотен, изображающих подвиги Геркулеса (ныне в музее Прадо), а также историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса».

Изучение работ великих итальянских живописцев и общение с другими видными мастерами, работавшими в столице, обогатило творчество художника. После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе — наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов».

Постепенно его слава росла, вновь основываемые в Южной Америке монастыри наряду с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец тридцатых годов приходится пик творческой активности и популярности художника.

В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве — «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны».

В 1658—1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Его популярность шла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности.

Умер Сурбаран в Мадриде 27 августа 1664 года.

Большинство произведений Сурбарана находятся в Мадриде, Севилье, Кадисе и Гуадалупе. Живопись Сурбарана оказала заметное влияние на латиноамериканское искусство.

Творчество франциско де сурбарана

Главный вклад Сурбарана в искусство барокко – необыкновенный сплав мистического и реального, будь то религиозная живопись, портрет или натюрморт. Фигуры изображенных им персонажей тщательно моделированы как трехмерные объемные статуи.

В его картинах на религиозные сюжеты нашли отражение тишина, уединенность и созерцательная отрешенность испанских монастырей 17 в. Для полотен Сурбарана характерны аскетическая простота образов, строгая упорядоченность и оригинальность композиций, смелое использование глубоких темных тонов.

В основе многих его работ лежат искусно переработанные сюжеты фламандских гравюр.

Художественные идеалы Испании 17 века по-другому воплотились в творчестве Франсиско де Сурбарана, сыгравшего важную роль в развитии испанского реализма.

Сурбаран писал сцены из монашеской жизни, мучеников, святых, но в рамках религиозных сюжетов убедительно рассказывал о современной жизни Испании, передавал обыденные сцены в строгих размеренных ритмах и композициях, в монументальных формах.

Персонажи Сурбарана наделены душевным благородством, способностью к сильным чувствам. Они исполнены благочестия, но их религиозность не исступленная, как у Эль Греко, глубокий драматизм скрыт за внешней сдержанностью.

Действующие лица обычно написаны с натуры и часто отличаются портретностью.

Выходец из крестьян, Сурбаран сохранил привязанность к земле, к вещам; их изображения он включал в фигурные композиции, которые, однако, не получали у него жанровой окраски, потому что художник видел в обыденном значительное и находил возвышенное в суровой простоте, порядке, ясности.

Читайте также:  Портрет поэта валерия яковлевича брюсова, врубель, 1906

Мощное ощущение реальной жизни, лаконизм художественного языка и пластическая сила живописи создают в произведениях Сурбарана впечатление торжественной серьезности. Художник остро чувствовал красоту строгого рисунка, простых четких монументальных объемов, построенных большими плоскостями с помощью контрастов светотени.

Ведущую роль в его произведениях играют цветовые пятна, их средствами он передает объем и движение. Плотно положенные краски глубоки, звучны, насыщенны, богаты полутонами и смелыми контрастами, мазок широк и спокоен. Сурбаран любил голубые, розово-красные, зеленые, оранжевые, лиловые, градации серо-черных, серо-коричневых тонов.

В 1629 году Сурбаран закончил цикл картин из жизни святого Бонавентуры, избрав местом действия современный ему монастырь, верно передав монотонный патриархальный уклад жизни, степенность монахов. Самая значительная картина цикла — «Посещение святого Бонавентуры Фомой Аквинским».

Строгая обстановка кельи ученого-монаха — деревянная мебель, полки, массивные тома книг написаны с предельной убедительностью, благодаря строгой расстановке они рождают чувство размеренного ритма повседневной жизни. Красно-фиолетовые и синие цвета, гармонично объединенные с серебристо-коричневатыми, подчеркивают настроение умиротворенного покоя и важности происходящего.

Свет, падающий из открытой двери, фиксирует взгляд зрителя на главных действующих лицах — жившем в 12 веке Бонавентуре, молодом южанине-испанце с открытым одухотворенным лицом, и вкрадчивом Фоме Аквинском с умными глазами. Художник писал их с современных ему монахов, и потому образы святых, как и сосредоточенные лица окружающих их монахов, портретны.

Моделированные контрастной светотенью крупные объемы фигур размещены в узком пространстве параллельно плоскости картины, усиливая впечатление пластической насыщенности.

«Отрочество Мадонны», Франсиско де Сурбаран — описание картины

Смерть Св. Бонавентуры 1629

«Отрочество Мадонны», Франсиско де Сурбаран — описание картины

Св. Бонавентура принимает посланцев императора. 1640-1650

«Отрочество Мадонны», Франсиско де Сурбаран — описание картины

Св. Бонавентура. 1640-1650Св. Бонавентура. 1640-1650

Сурбаран писал портреты теологов, писателей, облаченных в одежды из тяжелых тканей, на фоне пейзажа или архитектуры, освещая их потоками верхнего света. Портретируемые обычно представлены в рост, в спокойных позах, как бы рассказывающими о своих деяниях. Страстные лирические переживания контрастируют в их лицах со сдержанными, но выразительными жестами. Многие образы лишены религиозности.

«Отрочество Мадонны», Франсиско де Сурбаран — описание картины

Героическая «Святая Касильда» (начало 1640-х годов, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), по легенде, дочь мавританского правителя в Толедо, в сущности, исполненная строгой грации гордая знатная дама; она изображена в нарядном платье из дорогих тканей, с корзиной цветов в руках.

Властное смуглое лицо с решительным суровым взглядом заставляет вспомнить о ее подвиге — тайной помощи пленным христианам. Согласно легенде чудо спасает ее от кары отца, приверженца ислама,— хлеб внезапно превращается в роскошные цветы.

Образ Касильды типичен для Испании 15 века: несмотря на домостроевский уклад, росло самосознание женщины, появлялись среди женщин ученые, политики, конкистадоры. Рождались образы, овеянные романтикой.

Звучные, сильные темно-зеленые, палевые и лиловые тона одежды, блеск шелка, жемчуга, воздушность фона безукоризненно переданы художником-колористом.

СВЯТОЙ ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ

Образ Святого Франциска, стоящего в своей могиле, восходит к апокрифическому тексту XIII века. Посетители крипты в церкви в Ассизи видели, как Святой Франциск спустя долгое время после своей смерти поднялся в могиле.

Сурбаран создал еще более выразительный образ святого, благодаря сильному свету, падающему слева и выхватывающему его темную рясу и экстатическое лицо, оставляя правую часть в глубокой тени.

Этот эффект освещения вдохновлен караваджистским кьяроскуро, но в отличие от типичных для итальянца Караваджо пламенеющих композиций, Сурбаран наделил свою картину суровой религиозностью, более характерной для живописи испанского барокко того времени.

Источник: https://allpainters.ru/surbaran-fransisko-de.html

Франсиско де Сурбаран: жизнь и творчество художника

Франси́ско де Сурбара́н (исп. Francisco de Zurbarán, крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид) — испанский художник, представитель севильской школы живописи.

СОДЕРЖАНИЕ

    Биография художника     Творчество Франсиско де Сурбарана     Картины Франсиско де Сурбарана БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА Сурбаран родился в городке Фуэнте-де-Кантос (провинция Эстремадура). Учился в Севилье, в школе Хуана де Роэласа. В 1617—1618 годах Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры — Льеренне, затем вернулся в Севилью и до 1633 года непрерывно жил там. В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей. В 1626—1627 годах по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте». В 1628—1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. Бонавентуры. В 1631 году Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений — картину «Апофеоз св. Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками живописца. В 1634 году художник совершил путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца. В Мадриде при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики — им был написан цикл из десяти полотен, изображающих подвиги Геркулеса (ныне в музее Прадо), а также историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса». Изучение работ великих итальянских живописцев и общение с другими видными мастерами, работавшими в столице, обогатило творчество художника. После возвращения в Севилью он написал прекрасную серию картин для монастыря в Хересе — наиболее известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов». Постепенно его слава росла, вновь основываемые в Южной Америке монастыри наряду с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец тридцатых годов приходится пик творческой активности и популярности художника. В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве — «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны». В 1658—1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Его популярность шла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности. Умер Сурбаран в Мадриде 27 августа 1664 года. Большинство произведений Сурбарана находятся в Мадриде, Севилье, Кадисе и Гуадалупе. Живопись Сурбарана оказала заметное влияние на латиноамериканское искусство.

ТВОРЧЕСТВО ФРАНЦИСКО ДЕ СУРБАРАНА

Главный вклад Сурбарана в искусство барокко – необыкновенный сплав мистического и реального, будь то религиозная живопись, портрет или натюрморт. Фигуры изображенных им персонажей тщательно моделированы как трехмерные объемные статуи. В его картинах на религиозные сюжеты нашли отражение тишина, уединенность и созерцательная отрешенность испанских монастырей 17 в. Для полотен Сурбарана характерны аскетическая простота образов, строгая упорядоченность и оригинальность композиций, смелое использование глубоких темных тонов. В основе многих его работ лежат искусно переработанные сюжеты фламандских гравюр. Художественные идеалы Испании 17 века по-другому воплотились в творчестве Франсиско де Сурбарана, сыгравшего важную роль в развитии испанского реализма. Сурбаран писал сцены из монашеской жизни, мучеников, святых, но в рамках религиозных сюжетов убедительно рассказывал о современной жизни Испании, передавал обыденные сцены в строгих размеренных ритмах и композициях, в монументальных формах.     Персонажи Сурбарана наделены душевным благородством, способностью к сильным чувствам. Они исполнены благочестия, но их религиозность не исступленная, как у Эль Греко, глубокий драматизм скрыт за внешней сдержанностью. Действующие лица обычно написаны с натуры и часто отличаются портретностью. Выходец из крестьян, Сурбаран сохранил привязанность к земле, к вещам; их изображения он включал в фигурные композиции, которые, однако, не получали у него жанровой окраски, потому что художник видел в обыденном значительное и находил возвышенное в суровой простоте, порядке, ясности. Мощное ощущение реальной жизни, лаконизм художественного языка и пластическая сила живописи создают в произведениях Сурбарана впечатление торжественной серьезности. Художник остро чувствовал красоту строгого рисунка, простых четких монументальных объемов, построенных большими плоскостями с помощью контрастов светотени. Ведущую роль в его произведениях играют цветовые пятна, их средствами он передает объем и движение. Плотно положенные краски глубоки, звучны, насыщенны, богаты полутонами и смелыми контрастами, мазок широк и спокоен. Сурбаран любил голубые, розово-красные, зеленые, оранжевые, лиловые, градации серо-черных, серо-коричневых тонов.

Читайте также:  Видео экскурсия по успенскому собору » музеи мира и картины известных художников

В 1629 году Сурбаран закончил цикл картин из жизни святого Бонавентуры, избрав местом действия современный ему монастырь, верно передав монотонный патриархальный уклад жизни, степенность монахов.

Самая значительная картина цикла — «Посещение святого Бонавентуры Фомой Аквинским». Строгая обстановка кельи ученого-монаха — деревянная мебель, полки, массивные тома книг написаны с предельной убедительностью, благодаря строгой расстановке они рождают чувство размеренного ритма повседневной жизни. Красно-фиолетовые и синие цвета, гармонично объединенные с серебристо-коричневатыми, подчеркивают настроение умиротворенного покоя и важности происходящего. Свет, падающий из открытой двери, фиксирует взгляд зрителя на главных действующих лицах — жившем в 12 веке Бонавентуре, молодом южанине-испанце с открытым одухотворенным лицом, и вкрадчивом Фоме Аквинском с умными глазами. Художник писал их с современных ему монахов, и потому образы святых, как и сосредоточенные лица окружающих их монахов, портретны. Моделированные контрастной светотенью крупные объемы фигур размещены в узком пространстве параллельно плоскости картины, усиливая впечатление пластической насыщенности. «Отрочество Мадонны», Франсиско де Сурбаран — описание картины     Смерть Св. Бонавентуры 1629 «Отрочество Мадонны», Франсиско де Сурбаран — описание картины   

 Св. Бонавентура принимает посланцев императора. 1640-1650

«Отрочество Мадонны», Франсиско де Сурбаран — описание картины  

   Св. Бонавентура. 1640-1650

Сурбаран писал портреты теологов, писателей, облаченных в одежды из тяжелых тканей, на фоне пейзажа или архитектуры, освещая их потоками верхнего света. Портретируемые обычно представлены в рост, в спокойных позах, как бы рассказывающими о своих деяниях. Страстные лирические переживания контрастируют в их лицах со сдержанными, но выразительными жестами. Многие образы лишены религиозности. «Отрочество Мадонны», Франсиско де Сурбаран — описание картины

Святая Касильда, 1640-1645

Героическая «Святая Касильда» (начало 1640-х годов, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), по легенде, дочь мавританского правителя в Толедо, в сущности, исполненная строгой грации гордая знатная дама; она изображена в нарядном платье из дорогих тканей, с корзиной цветов в руках.

Властное смуглое лицо с решительным суровым взглядом заставляет вспомнить о ее подвиге — тайной помощи пленным христианам. Согласно легенде чудо спасает ее от кары отца, приверженца ислама,— хлеб внезапно превращается в роскошные цветы.

Образ Касильды типичен для Испании 15 века: несмотря на домостроевский уклад, росло самосознание женщины, появлялись среди женщин ученые, политики, конкистадоры. Рождались образы, овеянные романтикой.

Звучные, сильные темно-зеленые, палевые и лиловые тона одежды, блеск шелка, жемчуга, воздушность фона безукоризненно переданы художником-колористом.

Источник: http://yarcenter.ru/articles/culture/visual-arts/fransisko-de-surbaran-zhizn-i-tvorchestvo-khudozhnika/

История живописи. детский портрет. 17 век. испания

Испанская школа живописи 17 века сформировалась под влиянием итальянского искусства эпохи Возрождения и дала чудесные образцы портретного жанра.

Диего Родригес де Сильва Веласкес

(1599-1660) — испанский живописец, представитель Золотого Века в испанском искусстве. Непревзойденный мастер портрета, придворный живописец Филиппа IV (за 37 лет написано полтора десятка портретов короля). Любимыми моделями художника были дети испанского короля — инфанта Маргарита и принц Балтазар Карлос. Портреты детей кисти Веласкеса  несколько сдержанны в эмоциональном плане, особенно  портреты раннего периода, но их лица всегда очень выразительны и живы. Великолепно написаны тяжелые придворные костюмы, (щедро декорированные) осязаемо, фактурно, с благородным сочетанием цвета. Модели, как правило, представлены в полный рост, они торжественны и значительны, это драгоценные образцы парадного портрета. Маленькие детские фигурки совершенно трогательны в парадных «взрослых костюмах», но они торжественны и преисполнены чувства собственного достоинства, ведь высокое происхождение обязывает…

Диего Веласкес. «Донна Антония де Ипенарьета и Галлис с сыном». 1631. Прадо.Диего Веласкес. «Менины». 1656-57. Фрагмент. Прадо, Мадрид.

Диего Веласкес. «Менины». 1656-57. Прадо, Мадрид.

Диего Веласкес. «Портрет Принца Балтазара Карлоса». 1630-е г.г. Музей изящных искусств, Бостон.

 

Диего Веласкез. «Портрет Принца Балтазара Карлоса в виде охотника». 1630-е г.г. Прадо.Диего Веласкес. «Портрет Принца Балтазара Карлоса на пони». 1630-е г.г. Прадо.Диего Веласкес. «Балтазар Карлос».1640. Национальный художественный музей, Вена.Диего Веласкес. «Портрет Филиппа Просперо». 1680. Национальный художественный музей, Вена. Диего Веласкес. «Инфанта Маргарита». Национальный художественный музей, Вена.Диего Веласкес. «Портрет инфанты Маргариты». 1654-55. Фрагмент. Лувр.Диего Веласкес. «Портрет инфанты Маргариты в белом». 1656. Музей истории искусств, Вена.Диего Веласкес. «Портрет инфанты Маргариты». 1659. Музей истории искусств, Будапешт.Диего Веласкес. «Портрет инфанты Маргариты». 1660. Прадо.

Портретное творчество Веласкеса имело множество последователей, но их портретам не хватает легкости и артистизма великого испанского художника.

Неизвестный испанский художник. «Портрет Балтазара Карлоса». 1635.Детские портреты написал великий испанец Франсиско де Сурбаран (1598-1669). Драматический «Портрет дюка Мединацелли» отличает колористический аскетизм и светотеневые конфликты. Оригинальна композиция портрета: непроницаемые темный фон будто выталкивает на первый план героизированную фигурку мальчика, крепко сжимающего эфес шпаги. Романтичны складки драпировки, скромно занимающий небольшой уголок картины. Лирична и  трогательна фигурка маленькой девочки в картине «Отрочество Мадонны».Франсиско де Сурбаран». «Портрет дюка Мединацелли». Толедо.Франсиско де Сурбаран. «Отрочество Мадонны». 1658. Эрмитаж. 

Источник: https://leonardo-studio.livejournal.com/9113.html

Ссылка на основную публикацию