Отплытие царицы савской, клод лоррен, 1648

Клод Лоррен, леди и джентельмены, Клод Лоррен (1600-1682).

«Клод Лоррен, французский художник-пейзажист, был одним из любимых художников Достоевского. По свидетельству А.Г.

Достоевской, во время пребывания в Дрездене Достоевский постоянно посещал галерею и «непременно шел в каждое свое посещение, минуя другие сокровища», к пейзажам К.Лоррена. Эти ладшафты, — говорит А.Г.

Достоевская, — мой муж называл «золотым веком» (Достоевская А.Г. Воспоминания.)»

ну и посмотрим, что за Сухов этот Лорреноказывается, великий французский художник, живописец, рисовальщик и гравер. пейзажист классического идеализма.

сюжеты этого жанра посвящались в основном античным и библейским героям и разыгрывались в классических декорациях моря, бухт, гаваней, древних руин или леса. персонажи идилического пейзажа изображались маленькими, а деревья и скалы — большими и величественными.

таким образом пейзажисты-идеалисты пытались воплотить свои представления о «золотом веке» и «потерянном рае», где человек жил в гармонии с природой.и таков был наш Лоррен.

важно, что он умел рисовать воздух видимым и использовать это для сообщения перспективы.

а также, он одним из первых научился диференцировать солнечный свет по времени суток и состоянию природы (этим оказал влияние на Тёрнера).

но самым интересным для меня было вот что: Лоррен родился в крестьянской семье и не получил достойного образования. однако читал и писал на французском и итальянском. был членом художественной академии в Риме и едва не стал ее ректором.

добился признания и купил трехэтажный дом в центре Рима (для 17-го века трехэтажное здание — не хило, если забуматься.

для сравнения: я вчера прошлась по одной из центральных улиц Киева — к началу 20-го века она была застроена 2-хэтажными домишками).

заказчиками Лоррена были послы, короли, принцы, кардиналы, папы.

его картины хранятся в лучших галереях Европы (о, Тарас Григорович, на двести лет родившийся позже, но в дыре мира…)

и последний интересный факт, Лоррен законспектировал пером большинство своих картин в сборнике эскизов под названием Liber veritatis, который находится сейчас у герцога Девонширского. туда вошло 200 работ. Отплытие царицы Савской, Клод Лоррен, 1648Ацис и Галатея, 1657, Дрезденская галереяупоминание о картине «Ацис и Галатея», как о Золотом веке, готовилось Достоевским для эпизода со Ставрогиным в «Бесах», но не вошло и было использовано позже для Версилова в романе «Подросток».Отплытие царицы Савской, Клод Лоррен, 1648Отплытие св. Урсулы, 1646, Лондон, Нац.галереяОтплытие царицы Савской, Клод Лоррен, 1648Отплытие царицы Савской, 1648Отплытие царицы Савской, Клод Лоррен, 1648Пастух, 1660Отплытие царицы Савской, Клод Лоррен, 1648Пейзаж с Давидом и тремя героями, 1658Отплытие царицы Савской, Клод Лоррен, 1648Пасхальное утро, 1681и наконец последняя по времени работа Лоррена, она признанна настоящим шедевромОтплытие царицы Савской, Клод Лоррен, 1648Асканий, охотящийся на оленя Сильвины, 1682, Оксфорд, Музей Ашмола

ну как, вам нравится Лоррен?

список использованной литературы:

http://www.arttrans.com.ua/sub/artists/89/Lorrain__Claude/list1.html

http://jivopis.org/lorren-klod—poxishenie-evropy-acis-i-galateya/http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%BE%D0%B4_%D0%9B%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BDА.В.Архипова, Примечания к роману «Подросток», СС Ф.М.Достоевский, Ленинград, «Наука», 1990.

Источник: https://wendy-beckett.livejournal.com/85097.html

Лорен Отплытия Царицы Савской

Отплытие царицы Савской, Клод Лоррен, 1648

Отплытие царицы Савской – Лоррен Клод

В своих живописных работах он явился типичным классицистического представителем пейзажа и развивал традиции пейзажного искусства Карраччи и Доменикино.

По-видимому, Картины, но их содержательный смысл отступает на второй перед план образом прекрасной итальянской природы, связаны между собой темами Жизни и Смерти.

От величественной, заросшего мхом камня на реки, берегу до простого – окруженной парком виллы Альбани, Мотивы рисунков очень разнообразны. На светлеющем небе выделяется прозрачный силуэт большого темного дерева.

А современной художнику жизни Вечного города с заброшенными его античными развалинами, На дальнем холме примета отнюдь не древнеримской. Несколько перегружал их архитектурными мотивами, в ранних работах Лоррен больше увлекался деталями, передний утяжелял план коричневатыми тонами.

Умением простыми средствами достичь сильных эффектов, Многие этюдные наброски Лоррена отличаются широтой свободой и живописной манеры. Мать Моисея, Согласно Библии, спрятала новорожденного младенца в просмоленной в корзине зарослях тростника у берега Нила, опасаясь преследований фараона.

Его бескрайний простор, Клод Лоррен особенно изображать любил лазоревое море, бегущую солнечную дорожку, рябь волн. Здесь все окутано серебристо-голубой дымкой начинающегося рассвета.

В центре картины изображена радостная влюбленных, встреча в левом углу картины Галатея подплывает в ладье к берегу.

Искусство Лесюсра характеризуется классической ясностью н простотой композиций и мягким лиризмом в трактовке образов.

Композиции с принципом кулис (пышные деревья с прозрачными кронами, античные здания и руины, корабли с мачтами и снастями) и тщательно выписанным передним планом безупречно построены подчас картины схожие варьируют мотивы. Как и в картинах, мастер уделяет в них большое внимание передаче света.

Отплытие царицы Савской, Клод Лоррен, 1648

Клод Лоррен-Отплытие царицы Савской 2 0897

Собрание рисунков, созданных в 16481675 годах и воспроизводящих живописные пейзажи Лоррена, составили Liber veritatis (Истинная книга Лондон, Британский музей), объединяющую около двухсот произведений художника ее появление было вызвано опасением подражаний и фальсификаций его картин. Его офорты близки по характеру его живописным работам. Ничто не предвещает трагической развязки. С исключительной яркостью в них сказалось присущее мастеру непосредственное чувство природы.

Замечательны пейзажные наброски Лоррена с натуры, сделанные во время прогулок по окрестностям Рима. Но мягкая живописная манера и гармоничный прекрасно колорит соответствуют характеру его искусства, Тщательная. Смелее и удачнее решен художником пейзаж Погребения Святой Серафины. Помещенный у горизонта, Источник света, свет и как бы льется из глубины, озаряет прозрачное высветленное небо.

В пейзажах много света, воздуха, простора, безмятежного покоя. Не знающий сюжетную основу картины, Зритель, всего, прежде ощущает, красоту пейзажа, его мечтательный лиризм. То свободными отмывками кистью, Пользуясь то перовой техникой, он достигает очень больших тональных богатств тонкости и в передаче освещения, часто сочетая обе техники.

Их любовь символизирует пара белых голубей, которыми управляет маленький амур. К классицистическому направлению во французском искусстве первой половины 17 века примыкает Эсташ Лесюер (16171665).

Как правило, Сюжет Нахождение Моисея один из самых распространенных в европейской живописи и в картине Лоррена река, переносился в обстановку современной тому или иному художнику жизни, римский вдали, акведук призрачные горы, таинственные башни и весь окружающий пейзаж не имеют ничего общего с Египтом и с древним Нилом.

Как и стремление к пластической форм определенности и четкости композиций, Героизация природы так же, Клоду Лоррену не свойственны, столь характерные для Пуссена. Как правило, Работы среднего периода, в поздние годы его колорит становится более холодным, выдержаны в тональности, золотистой серебристым.

Его обнаружили служанки дочери фараона, которая направлялась купаться в реке. Справа высится красивый античный храм с ионическими колоннами – на его высокой стройные платформе фигуры женщин, в композиции уравновешены две части.

Спокойными очертаниями, Художник изображать любит холмы с плавными, живописные руины или полуфантастические архитектурные памятники, пышные раскидистые деревья с мягкими кронами.

Лоррен не любил писать фигуры в библейских и мифологических сценах на первом плане поручал и их выполнение другим живописцам, По преданию.

Отплытие царицы Савской, Клод Лоррен, 1648

Репродукция картины Отплытие царицы Савской

Вносящие оттенок грусти в ясный и тихий пейзаж, в сумрачную тень еще античные погружены руины. Обычно избегая резких контрастов, Клод Лоррсн очень убедительно передает градации и света переходы светотени.

Парные вертикальные композиции изображают «Нахождение Моисея» и «Погребение Святой Серафины» (обе 16371639, Мадрид, Прадо).

Что ему принадлежал общий замысел этих изображений, Несомненно, а фигуры не превращались в простой стаффаж, благодаря которому природа и люди находились определенной в образной взаимосвязи. На переднем плане, олицетворяя покой, разлитый в природе, лежит пастух, пасущий овец.

Прекрасная картина Дрезденской галереи посвящена любви Галатеи и Ациса (1657). В отличие от Пуссена Клод Лоррен был исключительно пейзажистом. Очень велико значение графического наследия Клода Лоррена.

Затем определяющим в его искусстве становится влияние Пуссена и Рафаэля, в своих произведениях ранних Лесюер близок к своему учителю Вуэ.

Согласно греческому мифу, Полифем подстерег Ациса и сбросил на него скалу.

Прекрасным образцом творчества Клода Лоррена являются знаменитые пейзажи изображающие различные времена суток в собрании Эрмитажа («Утро» «Полдень», «Вечер» и «Ночь», 1650 начало 1670-х гг. ).

Широтой охвата действительности, Его произведения не обладают глубиной мысли, оттенок переживания, личного в них более непосредственно выражено живое чувство природы. Галатея превратила своего возлюбленного в прозрачную речку. Воспринимавшего природу в героическом плане, в отличие от Пуссена, Лоррен всего прежде лирик.

Свежие и непосредственные, они свидетельствуют о большой наблюдательности мастера и о том внимании, с которым он изучал природу.

Отплытие царицы Савской, Клод Лоррен, 1648

Гусаренко Андрей – Сайт художника – Работа Отплытие царицы Савской

Среди заросших кустарником мрачноватых скал прячется Полифем. Обычно он дает довольно низкий горизонт и очень убедительно передает даль, пространство. Композиции с принципом кулис (пышные деревья с прозрачными кронами, античные здания и руины, корабли с мачтами и снастями) и тщательно выписанным передним планом безупречно построены подчас картины варьируют схожие мотивы.

Особенно интересны многочисленные рисунки Клода Лоррена с натуры. Она спешит к своему возлюбленному прекрасному юноше Ацису, сыну лесного бога Пана. Поэтичный пейзаж кажется несколько многословным.

Своеобразие и тонкую поэтичность пейзажей Клода обусловило Лоррена наряду с характером мотивов мастерство и разнообразие трактовки света. Парные вертикальные композиции изображают «Нахождение Моисея» и «Погребение Святой Серафины» (обе 16371639, Мадрид, Прадо).

Однако произведения Клода Лоррена отличаются очень большим своеобразием и в выборе мотивов и их в трактовке.

Ясный покой Полдня, в целостном цикле он Эрмитажа воплощает тонкую поэзию Утра, синеватый мрак Ночи, туманно-золотистый закат Вечера.

Уроженки Сирии, Он посвящен истории христианки Серафины, став рабыней знатной римлянки Сабины, которая, обратила свою в госпожу христианство.

Иллюстрирующая легенду о К св, числу наиболее значительных его произведений принадлежит серия картин. Во II веке она была умерщвлена. Рисушш Клода Лоррена очень разнообразны по мотивам и технике.

Отплытие царицы Савской, Клод Лоррен, 1648

Отплытие царицы Савской (художник Клод Лоррен) Раскраска (картина) по номерам акриловыми красками на холсте

Бруно (16451648) и декоративные работы в отеле Ламбер в Париже, в которых фигурные композиции на мифологические сюжеты сочетаются с орнаментикой (большая часть этого декоративного ансамбля в настоящее время находится в Лувре).

Но он более свободен в композиции, Пейзажи Клода Лоррена построены по классической схеме, чем большинство современных ему мастеров классицистического в пейзажа, размещении пейзажных форм.

В том, Их особая привлекательность в ощущении влекущего к себе пространства, в прозрачную даль, что от затененного переднего плана центр словно картины распахивается в глубину.

Художник вдохновлялся мотивами реальной итальянской природы, однако в его картинах они складывались в обобщенный идеальный образ, соответствующий нормам классицизма. Погребение Серафины в каменном саркофаге изображено в сумраке переднего плана.

Но только у Клода Лоррена пейзаж превратился в самостоятельный жанр, Отдельные пейзажные произведения появились в искусстве итальянских мастеров конца XVI XVII начала века. Эсташ Лесюер. Прозрачные уходящие вглубь дали, Слева открывается сияющий простор неба, где в дымке римский виден Колизей.

Страшного сицилийского циклопа, Морская нимфа Галатея отвергла обитавшего Полифема, в пещере. Они носят скорее элегический характер, пейзажи Его проникнуты лирическим настроением, природа в них дышит мирным спокойствием. Особенно показательны для мастера как изображения различных гаваней («Утро в гавани», 1640-е гг.

, Эрмитаж), так и ландшафты, которые в опоэтизированной форме отражают впечатления величественных пейзажей римской Кампаньи.

Отплытие царицы Савской, Клод Лоррен, 1648

Гобеленовая картина Отплытие царицы Савской

Его интересуют ее изменения зависимости в от времени дня, Восприятие природы Лорреном становится все более эмоциональным. Испанским королем Филиппом IV мастеру была заказана серия из четырех больших пейзажей. Особенно хороша картина «Утро». Особенно в изображении Часто, гаваней, объединяя отдельные части композиции, спет льется из глубины картины.

Источник: http://art.bluvelvet.net/wdr/201601/loren-otplytiya-caricy-savskoy/

Читать онлайн Царица Савская страница 45. Большая и бесплатная библиотека

Отплытие царицы Савской, Клод Лоррен, 1648

Царица Савская загадывает загадки Соломону Гравюра на дереве Матиаса Апиариуса. 1539 г.

Отправимся в Испанию, в двух возвышенного благочестия драматурга Кальдерона де ла Барка, который увековечил царицу Савскую в двух драмах. Первая, появившаяся после 1660 г., — «Сивилла с Востока» — кажется перепевом всех известных нам мотивов.

Владычица Индии, Эфиопии и Сабы, она распространила свое господство шире, чем когда-либо раньше. В качестве ясновидящей Сивиллы она в грандиозном завершающем видении открывает тайну креста, как мы это уже знаем из упомянутой ранее легенды.

Как роскошная царица она прекрасно вписывается в барочный церемониал двора.

Ее первый выход предваряется хоровым пением:

Великая прорицательницаИз великой восточной страны,Императрица ЭфиопииИ владычица Сабы,Вдохновленная видением свыше,Сошедшим на нее с небес,Углубилась в самосозерщние,И тайное стало явным.

Она предстает как провозвестница райского древа и даже как «философ креста» сразу же после ее выхода на сцену. Она может сказать все о «небесном древе», которое «исцеляет все страдания».

Ствол, ветви, листья содержат тайны, которые можно «только увидеть, но не понять». И даже ветер, пролетающий сквозь листву, сообщает о преступлениях и спасении людей. Видения царицы записываются на пальмовых листьях.

Они разносятся ветром, когда царица погружается в экстатическое беспамятство. Кто в состоянии расшифровать тайну дерева и листьев?

Хор сопровождает погруженную в глубокие размышления царицу и снова поет о небесном древе. И зловещим предзнаменованием может нам показаться то, что происходит при рубке райского древа жизни. Появляются знамения — гром, молнии и бури, когда люди пытаются срубить «потомка» райского древа жизни для строительства храма в Иерусалиме.

Прекрасные листья окрашиваются кровью, «падают красными те, что были зелеными». Здесь речь идет не только о райском древе, на котором будет распят Христос во спасение людей. Показывается само «страдающее и умирающее» дерево. И об «умирающем» дереве царица возвещает не только как предсказательница святого креста, но и как защитница находящейся под угрозой природы.

Кто в дереве убивает природу, тот уничтожает людей. Эта истина раскрывается в диалоге:

(Дерево падает. Раскаты грома)

Царица Савская:Разве ты не видишь, как вместе с растением.

Душа, которая в нем живет,Дрожит и корчится,Как от угрожающего жеста?Кандасес:Земля, видя, как она теряетСвоего прекрасного сына,Хочет открыть свое чрево,Чтобы родить страшное чудовище.

Царица Савская:Когда оно склоняет высокое чело,Мир должен впасть в безумие,Миру кажется, что он сошел с умаИ погрузился во мрак,Как солнце в ночи.Кандасес:Дерево, душа и жизнь твояПлачет кровью и терпит страдания.Дерево, кто ты?

Провозвестница креста и защитница природы — уже две эти особенности делают ее гораздо выше Соломона. Но сначала кажется, что они принадлежат друг другу:

Царица Савская и СоломонКажутся единым целым;По уму и красоте -Она божественное знамение,А он человеческое чудоПо славе и мудрости,И имея славу и мудрость,Они кажутся единым целым.Она в странах ВостокаДержит в равновесии солнце,Как он на вершинах ЮгаПравит еще большим царством,Присоединяя почести к почестям,Они кажутся единым целым.

Но мы не даем себя обмануть, их единение отнюдь не однозначно, ведь царица характеризуется как «божественное знамение», тогда как о Соломоне сообщается только мирское. Пусть даже на первом плане стоит строительство храма, его право на власть и справедливость.

Пусть даже все негативные качества царя Соломона — его ожесточенная борьба за трон, многоженство и идолопоклонство — по возможности затушевываются, все равно преобладает его мирской образ по сравнению с царицей, которая одна удостоена «божественной истины».

И эта «божественная истина», высказанная в экстазе, снова вращается вокруг «тайны креста», величие которого пронизывает все слова царицы. Это открытое царицей знание является завуалированным центром всей драмы, оно относится к спасению и освобождению всех людей.

По сравнению с этой ролью царицы значительно уменьшается величие Соломона. Разумеется, в конце Соломон тоже удостаивается открытия тайны креста, но все-таки именно царица делает «зрелым» дух Соломона.

Царица появляется как проводник и ознакомитель. Это уже было раньше, когда она вводила своими загадками в мир женского знания. Кальдерон тоже занимался загадками царицы, но только одной, уже знакомой нам загадкой о цветах. В этом виде знания Соломон изображается безупречным. Но что такое мирская загадка по сравнению с открытием божественной тайны, когда возвещается о «древе жизни»?

Кальдерон вывел на сцене еще одну, до сипе пор не упоминаемую роль царицы Савской. Она участвует в «соломоновом решении». Итак, царицу встречают два знаменитых персонажа-изгнанника из раннего периода израильского царства. Иоав, когда-то знаменитый полководец при Давиде, убил последнего восставшего сына царя Авессалома.

А Симай проклял Давида и забросал его каменьями. Теперь им была обеспечена месть Соломона. Царица просит пощады для обоих. Но Соломон решает «по-соломоновски»: один из двух должен быть помилован, а один — казнен. Благодаря этому соблюдаются два принципа: справедливость и милосердие.

Царица решает в пользу Иоава, который совершил убийство в состоянии помрачения, Соломон же решает в пользу Симая. Мирской ум Соломона, кажется, побеждает молящую о милости царицу.

Но что это может значить по сравнению со «спасительным знанием» царицы, которому в конце концов вынужден подчиниться и Соломон? Принижением Соломона и однозначным возвышением царицы Кальдерон, этот драматург едва только зарождавшейся барочной религиозности, показывает путь царицы Савской в современность.

Так замыкается круг: величественная встреча царя и царицы на складной алтарной двери Гиберти и ее выдающаяся роль в пьесе Кальдерона являются яркими примерами значительности образа царицы Савской.

Об инсценировке совсем другого рода речь идет на картине почти неизвестного художника 17 в. Дитриха Поттгиссера. Самой значительной его картиной является портрет семьи Генриха де Гооте.

Хозяин дома одет Соломоном, а его супруга — царицей Савской. В этой костюмированной сцене, возможно, обыгрывается имя жены — Сибилла.

Три мальчика и шесть девочек демонстрируют бюргерское семейное счастье, начинается семейный хоровод, в котором вряд ли уместна ясновидящая Сивилла.

История посещения снизилась до уровня костюмированного спектакля; Соломон и царица служат для экзотической шутки с переодеванием.

Совсем иначе «уменьшает» значение царицы Савской одна из известнейших картин века барокко. В 1648 г. Клод Лоррен рисует «Отплытие царицы Савской».

Царица почти неузнаваема, и без названия едва ли можно угадать, что речь идет о ней. К тому же Лоррен сильно отклонился от библейского первоисточника, так как его темой является не караванный путь, а отъезд царицы в путешествие по морю.

Она выходит из дворца, напоминающего венецианские здания. Сундуки и лари перевозятся в похожих на гондолы лодках. Но люди, включая царицу, уменьшены почти до размера миниатюры. Лоррен не старался передать художественными средствами сюжет картины.

Отплытие царицы он использовал в качестве предлога для изображения великолепия природы: восход солнца, медленно освещающий сумерки ночи. Золотистый теплый блеск начинает обволакивать темную патину ночного пейзажа. Два монументальных здания подкрепляют это впечатление.

Тогда как храм на левой стороне еще погружен в сумерки, царский дворец отражает сияние восходящего солнца.

«Царица с Востока» получила до сих пор не встречающуюся реализацию. Ее личная сущность как бы «обезличена», растворилась в лучах восходящего солнца.

Царица кажется также «поглощенной» в борьбе света и тьмы, но ощущения драмы нет. В деловитой беготне наступают будни, одни фигуры окутаны сумерками, другие залиты светом.

Там снуют и медлят, здороваются и прощаются, переносят поклажу на руках или тележках, начинается обывательская защищенная жизнь.

И все же легкое напряжение сквозит в этом утреннем пейзаже. По краям прочно и незыблемо стоят дворец и храм, но сундуки, лари и люди поплывут по обманчивой морской стихии, покинут безопасную гавань.

Это произойдет скоро, за их спиной окажется надежный берег, а впереди — грозное бесконечное море.

Спокойная жизнь — и тоска по неизведанному, мирное существование — и неизвестные дали, прочные стены — и мерцающие волны, прощание и отъезд — все погружено в восходящее царство света.

Как же произошло, что царица Савская перестает быть главным действующим лицом и растворяется в картине противоречивой жизни? Отдавшись на волю «романтической судьбы», она потеряла то, что укоренилось в легендах и закрепилось в мифах. У нее больше нет «характера». Но, создавая настроение, она приобретает особое очарование. Больше не имеют значения сковывающие традиции истолкования ее образа, царица становится предметом свободного полета фантазии.

Источник: https://dom-knig.com/read_183554-45

Лоррен Клод (Lorrain Claude) | Студия И

Желе Клод(по прозвищу Лоррен) (1600–1682) известный как Клод Лоррен, родился в Шамани, на севере-востоке нынешней Франции.
О годе его рождения искусствоведы до сих пор спорят. Скорее всего, это событие относится к 1604-му или 1605 году.

Родная деревня художника находилась в Лотарингии, бывшей в то время независимым герцогством. Статус французской территории герцогство получило лишь в 1766 году.

Впрочем, между Францией и Лотарингией всегда существовали настолько тесные связи, что Клода Лоррена считали и считают французским художником.

Отплытие царицы Савской, Клод Лоррен, 1648

Крестьянская семья, в которой Клод появился на свет, была многодетной и довольно зажиточной. О ранних годах художника повествуют две биографии, опубликованные вскоре после его смерти.

Одну из них написал друг Лоррена Иоахим фон Зандрарт (1606-1688), немецкий художник и писатель, живший в Риме с 1628 по 1635 год, другую — Филиппе Бальдинуччи (1624-1696), итальянский писатель, художник и коллекционер. Яркая книга Зандрарта выдает близкое знакомство автора со своим героем. Текст Бальдинуччи выглядит на этом фоне более сухим, но отличается насыщенным материалом.

Обе биографии часто спорят друг с другом, расходясь в оценках, датировках, фактологии, но, взятые вместе, воссоздают жизнь художника достаточно цельно и вместе с тем подробно.
В школе будущий живописец учился из рук вон плохо (как утверждают мемуаристы, у него всю жизнь были проблемы с грамотным письмом и счетом), но при этом рос смышленым и бойким мальчишкой.

По данным Зандрарта, Клод покинул школу, чтобы освоить ремесло кондитера. Эта профессия традиционно пользовалась почетом в Лотарингии.
Где-то между 1617 и 1621 годами юноша отправился в Италию — видимо, составив компанию кому-то из своих знакомых или родственников. В Риме он нанялся слугой к художнику Агостино Тасси. Чуть позже Лоррен стал его учеником и помощником.

Утверждают, что он провел два года в Неаполе, где учился живописи у немецкого пейзажиста Готфрида Вальса. Хронология этого периода жизни художника весьма приблизительна, поэтому трудно сказать, что чему предшествовало — творческое общение с Вальсом или мастерская Тасси.
В 1625 году (что уже документально зафиксировано) Лоррен возвратился в Лотарингию.

В октябре этого года мы застаем его в качестве помощника Клода Дерюэ, придворного живописца герцога Лотарингского. Он, в частности, ассистировал своему патрону (на долю Лоррена выпало писать фон), когда тот выполнял фрески для кармелитской церкви в Нанси, столице Лотарингии. К сожалению, этот храм разрушили во время общественных настроений Великой французской революции.

В начале 1627 года Лоррен вновь отправился в Рим, с тех пор (и до самой смерти) ставший родным для художника городом.
Творчество молодого Лоррена практически в полном объеме утеряно. Самая ранняя из дошедших до нас его картин датируется 1629-м, а самая ранняя из гравюр — 1630 годом.

Приблизительно в то же время художник расписал фресками несколько дворцов в Риме (заметим, что его первый учитель, Агостино Тасси, прославился именно фресками). Но и эти фрески не сохранились. К этому жанру живописи, кстати, он больше никогда не возвращался.
В 1633 году Лоррена приняли в академию святого Луки — в то время так называлось профессиональное объединение художников.

Решающую роль в судьбе молодого живописца сыграл кардинал Гвидо Бентивольо. Ближе познакомиться с этим человеком позволяет его замечательный портрет кисти Антониса Ван Дейка, ныне хранящийся во Флоренции, в галерее Уффици.

По свидетельству Бальдинуччи, Бентивольо заказал Лоррену «два пейзажа, которые восхитили не только его преосвященство, но и самого папу римского Урбана VIII, и с того времени кардиналы, а затем и принцы крови принялись усердно посещать мастерскую художника». О каких пейзажах идет речь в биографии, сейчас сказать трудно.

Но вот четыре картины, созданные Лорреном в 1637-38 годах для папы Урбана VIII, точно идентифицированы.
Слава Лоррена, как выдающегося мастера пейзажа, неуклонно росла, распространившись по всей Италии. Престижные заказы не заставили себя ждать. Так, Лоррен написал несколько полотен для королевского дворца в Мадриде, построенного королем Филиппом IV в 1630-х годах.

Популярность художника имела и свою оборотную сторону — его манеру стали имитировать мечтавшие о богатстве собратья по цеху. В 1634 году француз Себастьен Бурдон даже выдал одну из своих картин за лорреновскую. Столкнувшись с подобными проблемами, художник приступил к созданию копий своих работ, сопровождаемых подробными описаниями и сведениями о покупателях.

Эти листы сложились в своеобразную книгу, названную автором «Liber Veritatis», то есть «Книгой истины». Благодаря этому произведению, хранящемуся сейчас в Британском музее в Лондоне, мы имеем возможность составить полное представление о творческом наследии Лоррена. Книга сообщает нам и имена заказчиков художника и его покровителей.

В этом ряду — три человека, в разное время занимавшие папский престол, несколько кардиналов, представители известных аристократических фамилий, военный инженер, генерал и видный хирург. География заказов тоже весьма обширна — это (помимо разных уголков Италии) французские города, Амстердам, Антверпен и т. д.
Отметим среди итальянских заказчиков Лоррена известного сицилийского собирателя произведений искусства Антонио Руффо, для которого работал и Рембрандт. В 1665 году римский агент Руффо писал своему хозяину: «Нет никакой надежды приобрести работы Лоррена, поскольку все они расписаны на много лет вперед», — что говорит о великой популярности художника в кругу тогдашних ценителей прекрасного. Постоянный спрос, к слову, позволил Лоррену поднять цену на свои картины, что, разумеется, привело и к повышению «качества» его жизни.

Слава не испортила мастера. Он жил тихо и скромно. Современники писали о нем как о «добром и набожном» человеке, не знавшем иных наслаждений, кроме живописи».

Лоррен поддерживал дружеские отношения с другими художниками, особенно сблизившись с Никола Пуссеном. Он занимал второстепенные должности в Академии святого Луки, всякий раз отказываясь от предложений «повыситься».

За 55 лет своего римского бытия он лишь однажды переменил место жительства, а все заработанные деньги тратил на картины, гравюры и книги.

Жены художник так и не завел, хотя в 1653 году у него родилась внебрачная дочь, Агнес, жившая вместе с ним с 1659 года. Предполагают, что матерью Агнес была служанка Лоррена. Чуть позже к нему переехали племянники Жан (в 1662 году) и Жозеф (в 1679 году).

То есть родственных связей с родной Лотарингией Лоррен никогда не терял. Дочь и племянники преданно ухаживали за престарелым художником. Приблизительно с сорока лет он страдал подагрой, а в 1663 году перенес тяжелейшую болезнь, так и не опознанную лекарями.

Годы и болезни привели к тому, что Лоррен писал все реже и реже. В «Книге истины» под 1669 годом значатся всего две картины; под 1671 годом — одна. Впрочем, снижения качества при этом не произошло. Напротив, именно в последнее свое десятилетие художник создал ряд выдающихся полотен.

Настоящим шедевром считается законченная в смертный год картина «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя».Лоррен скончался в Риме 23 ноября 1682 года, в возрасте 77 лет. Его похоронили в церкви Святой Троицы.

Высеченная на надгробном камне надпись гласит, что под ним покоится «выдающийся художник, умевший, как никто, изображать лучи восходящего и закатного солнца и по праву занявший свое место среди великих мастеров».

Источник: https://www.stydiai.ru/gallery/lorrain-claude/

Французский художник Клод Лоренн

Французский художник Клод Лоренн. [Feb. 1st, 2013|02:09 pm]
Живописцы, окуните ваши кисти…
classic_art_ru[bolivar_s]

Клод Лоррен (фр. Claude Lorrain; 1600- 1682).

Клод Лоррен (фр. Claude Lorrain; настоящая фамилия — Желле или Желе (Gellee, Gelee); 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия — 23 ноября 1682, Рим) — знаменитый французский живописец и гравёр пейзажей. 

Клод Лорен родился в 1600 году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. Рано остался сиротой. Получив начальные познания в рисовании от своего старшего брата, искусного гравёра на дереве во Фрайбурге, в Брайсгау, в 1613—14 гг. он отправился вместе с одним из своих родственников в Италию.

Работая слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси, усвоил некоторые технические приёмы и навыки. С 1617 по 1621 Лоррен жил в Неаполе учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса, и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П.

Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625-27), когда Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси. Здесь он декорирует свод церкви и пишет архитектурные фоны в заказных работах Клода Дерюэ, придворного живописца герцога Лотарингского. В1627 году Лоррен опять уезжает в Италию и обосновывается в Риме. Там он живёт до самой смерти (1627—1682).

Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Кроме того, Лоррен был великолепным офортистом; он оставил занятие офортом лишь в 1642, избрав окончательно живопись.

В 1637 французский посол в Ватикане покупает у Лоррена две картины, которые теперь находятся в Лувре: «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолеем». В 1639 испанский король Филипп IV заказывает Лоррену семь работ (ныне — в музее Прадо), из которых — два пейзажа с отшельниками. Из других заказчиков необходимо упомянуть папу Урбана VIII (4 работы), кардинала Бентивольо, принца Колонну.

Похищение Европы. 1667. Лондон. Королевская коллекцияВ эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Лоррен, тем не менее, получает признание и живёт в достатке. Он снимает большой, трёхэтажный дом в центре столицы, неподалёку от площади Испании (с 1650); с 1634 он — член Академии св. Луки (т. е. художественной академии). Позже, в 1650 ему предлагают стать ректором этой Академии, от такой чести Лоррен отказывается, предпочитая спокойную работу. Он общается с художниками, в частности — с Н. Пуссеном, соседом, которого он посещает часто в 1660-х, чтобы выпить с ним по стаканчику хорошего красного вина.Лоррен не был женат, но имел дочь, Агнесс, родившуюся в 1653 г. Ей он завещал всё своё имущество.Лоррен умер в Риме в 1682. Последняя работа Лоррена — «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя» (Музей в Оксфорде) закончена в год смерти художника, и считается настоящим шедевром.Пейзаж с Асканием стреляющим в Оленя Сивиллы, 1682. Оксфорд. Ashmolean Museum

Пейзаж с нахождением Моисея.1638. Прадо

Суд Париса. 1645-1646. Вашингтон. Национальная галерея Похищение Европы. 1655. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Остальные картины кликабельны*

Отплытие царицы Савской.1648.Национальная галерея, Лондон

«Морская гавань при восходе солнца»1674. Старая пинакотека.

«Гавань с виллой Медичи»

«Пейзаж с пастухами (Пастораль)»«Вид Дельф с процессией паломников» Рим, галерея Дория-Памфили«Осада Ла Рошели войсками Людовика XIII»«Эгерия, оплакивающая Нуму»«Пейзаж с кающейся Магдалиной»«Пейзаж с Аполлоном, музами и речным божеством» 1652 Национальная галерея ШотландииВид Римской Кампаньи из Тиволи, вечером (1644-5) «Пейзаж с Давидом и тремя героями»«Пасхальное утро»«Поклонение золотому тельцу»«Пейзаж с нимфой Эгерией и царем Нумой» 1669.Galleria Nazionale ди Каподимонте.«Пейзаж с пастухом и козами» 1636. Лондон, Национальная галерея«Пейзаж с Аполлоном и Меркурием»1645 г. Рим, галерея Дория-Памфили«Отплытие св. Павла в Остию»«Одиссей передаёт Хрисеиду ее отцу» 1648 г. Париж, Лувр«Деревенский танец»«Прибытие Клеопатры в Тарсу» 1642, Лувр«Изгнание Агари»«Ацис и Галатея»«Кампо Ваччино»«Отплытие св. Урсулы»«Пейзаж с бракосочетанием Исаака и Ревекки»«Примирение Кефала и Прокриды»1645 г. Лондон, Национальная галерея«Эней на острове Делос»1672 г. Лондон, Национальная галерея«Пастух»«Вилла в римской Кампанье»«Бегство в Египет»http://www.liveinternet.ru/users/3485865/post136796405/

Источник: https://classic-art-ru.livejournal.com/156917.html

Читать онлайн "Национальная галерея в Лондоне" автора Кузнецова Ирина Александровна — RuLit — Страница 2

Зал Национальной галереи в середине XIX века

В 1806 году под внушительным, хотя и не совсем определенным названием «Британский институт» было основано специальное учреждение, ставившее своей целью устройство разного рода выставок, поощрение современных отечественных живописцев и, наконец, покупку их картин «с целью организации публичной галереи».

Открылось это учреждение в том самом помещении на улице Пэлл-Мэлл, которое старый Бойделл снял когда-то для своей шекспировской галереи. Деятельность института была очень активна и имела большое просветительское значение главным образом благодаря выставкам картин старых мастеров из различных частных коллекций.

Художественный рынок в это время наводняло огромное количество картин. Многие из французских аристократов, эмигрировавших или разорившихся во время революции, распродавали то, что уцелело от их прежних собраний.

Наполеоновские войны, взбудоражившие всю Европу, открыли неожиданный доступ к художественным сокровищам, веками скрывавшимся в каких-нибудь старых монастырях или маленьких городках Италии, Испании и Германии. Специальные агенты во множестве доставляли картины в Англию, тем самым пополняя частные коллекции первоклассными произведениями.

Интерес к живописи и рисункам старых мастеров становился своего рода модой в состоятельных кругах, но в то же время сопровождался и ростом подлинных знаний и настоящей любовью к искусству.

Выставки Британского института еще больше способствовали распространению и укреплению этого интереса, подготовляя почву для создания музея.

Многие из членов института вели упорную кампанию в этом направлении, как, например, известный знаток и авторитетнейшее лицо в художественном мире сэр Джордж Бомонт, официально завещавший свое собрание государству в случае, если будет открыта художественная галерея.

Правда, находились и противники этого дела, среди которых мы с удивлением встречаем имя Констебла, знаменитого мастера реалистического пейзажа.

«Если у нас создадут «Национальную галерею», а об этом сейчас много говорят, – писал он своему другу Фишеру, – живописи в доброй старой Англии придет конец, и наша страна станет таким же ничтожеством во всем, что касается живописи, каким стали другие страны, имеющие подобные галереи».

Страстный поклонник природы и убежденный сторонник ее правдивой передачи, Констебл опасался, что музейные образцы могут сбить с правильной дороги многих молодых художников, направив их по пути слепого подражания. Он забыл о том, что никакие образцы еще никогда не сбили с дороги человека подлинного таланта, что он сам в течение многих лет копировал всех великих пейзажистов от Рейсдаля до Лоррена.

Как бы то ни было, вопрос о необходимости создания галереи был уже решен в общественном мнении. Нужен был только какой-то конкретный повод, какой-то толчок, чтобы сделать окончательные шаги.

Таким толчком явилась смерть богатого банкира Ангерстейна и известие о распродаже его собрания.

Крупный делец и коммерсант Ангерстейн был хорошо известен в художественном мире благодаря своей меценатской деятельности и той страсти к собирательству, которая находила своих последователей в самых разных общественных слоях.

Его дружба с Бенджаменом Уэстом, ставшим после смерти Рейнолдса президентом Академии, и со знаменитым Лоуренсом, в свою очередь занявшим этот пост в 1820 году, доставила ему компетентных советчиков и помощников, что обусловило высокий художественный уровень большинства приобретаемых им работ.

К моменту смерти Ангерстейна в 1823 году его коллекция насчитывала тридцать восемь картин, среди которых имелось пять первоклассных пейзажей Клода Лоррена, огромное полотно Себастьяно дель Пьомбо «Воскрешение Лазаря», «Венера и Адонис» Тициана, «Похищение сабинянок» Рубенса, а из отечественных мастеров – вся хогартовская серия «Модный брак», портрет адмирала Хитфилда кисти Рейнолдса и «Деревенский праздник» Уилки. Известие о том, что все эти картины предназначены для аукциона и могут, как в свое время уолполовская коллекция, уйти из страны, всколыхнуло все художественные круги. Самые горячие из сторонников будущей галереи – Джордж Бомонт и художник Лоуренс, тогда уже президент Академии, буквально атаковали премьер-министра лорда Ливерпула своими настояниями купить собрание Ангерстейна. Одновременно, обратившись с письмом к сыну Ангерстейна, Лоуренс просил не допускать продажи картин за границу. Их хлопоты возымели свое действие. 23 марта 1824 года премьер-министр сообщил в палате о решении правительства приобрести для государства коллекцию Ангерстейна, а 2 апреля 1824 года парламент постановил ассигновать для этой цели 57 тысяч фунтов стерлингов вместе с 3 тысячами фунтов на первые нужды галереи.

Лоррен. Отплытие царицы Савской

Лоррен. Отплытие царицы Савской. Фрагмент

За неимением другого помещения картины были временно оставлены в особняке Ангерстейна на улице Пэлл-Мэлл. Сотрудник Британского института реставратор Сегье, хорошо известный среди лондонских коллекционеров, был назначен хранителем галереи. Штат дополняли его помощник, швейцар и уборщица.

Немного позднее была назначена официальная комиссия «попечителей галереи», которая должна была взять на себя решение основных административных вопросов и заботы о дальнейшем пополнении собрания. Так началась жизнь галереи.

Те тридцать восемь картин, которые составили ее первоначальное ядро, при всей своей пестроте и разнообразии давали тем не менее весьма характерное отображение господствующих в то время вкусов. Клод Лоррен, представленный пятью большими полотнами, был издавна в большой чести в Англии.

Эта слава началась еще при жизни великого французского мастера. Так, за один только 1644 год он получил девятнадцать заказов от английских вельмож, и в дальнейшем увлечение его живописью продолжает неизменно расти.

В XVIII веке мы не найдем в Англии ни одной крупной частной коллекции, которая не гордилась бы «своим Клодом».

Герцог Девонширский владел знаменитыми альбомами рисунков художника, так называемыми «Книжками правды», хранящимися ныне в Британском музее, где Клод Лоррен собственноручно воспроизвел пером и размывкой созданные им картины, снабдив их краткими сведениями о том, когда, где и для кого они были выполнены.

Классически благородные пейзажи Лоррена с их величавыми просторами и спокойно уравновешенной композицией, пронизанные животворящим светом, служили образцом не одному поколению художников.

Самые выдающиеся английские пейзажисты XVIII – начала XIX века Уилсон и Тернер в сильнейшей степени испытали его влияние, а Констебл, также тщательно изучавший творчество своего великого предшественника, говорил про него, что «в своих пейзажах Клод достиг того совершенства, которое только доступно человеку».

Полотна Лоррена, входившие в собрание Ангерстейна, можно смело считать в числе лучших работ этого мастера. «Отплытие св.

Урсулы» и «Отплытие царицы Савской», написанные в 1641 и в 1648 годах, очень близкие по композиции и по настроению, показывают нам Лоррена-мариниста, Мы видим его излюбленные величественные морские гавани, спокойную водную гладь, слегка тронутую рябью и золотящуюся от лучей солнца, стройные мачты кораблей, торжественные мраморные здания на берегу и лучезарный горизонт, словно затянутый сияющим маревом и увлекающий зрителя в волшебную даль. Эта светоносная стихия, царящая в лорреновских картинах и придающая им столько жизни и трепетного лиризма, сделала их творца величайшим новатором в области пейзажной живописи, открыв для нее неисчерпаемые новые возможности. И в то время как строгие последователи классицизма стремились прежде всего подражать стройности и уравновешенности композиционных решений Клода Лоррена, передовые английские живописцы, пролагавшие дорогу реалистическому пейзажу XIX века, увлекались передачей света и воздушной среды, которую они находили в его картинах.

Источник: https://www.rulit.me/books/nacionalnaya-galereya-v-londone-read-285729-2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector