1876 г. 53,5 x 67,2 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Описание картины Васнецова В.М. «С квартиры на квартиру»
На своей картине «С квартиры на квартиру» В.М. Васнецов изображает людей, которые вынуждены скитаться по съёмным квартирам. Вид у этой семейной пары очень несчастный.
У них в глазах читается отчаяние и вопрос: «Как же мы будем дальше жить?». Люди уже в возрасте, и им достаточно проблематично уже передвигаться на большие расстояния, но они вынуждены идти пешком.
Женщина одета в длинное зелёное пальто в клетку. На голове у неё чёрная шапка.
Мужчина тоже в тёмном зимнем пальто и сапогах. Чтобы как-то укрыться от ветра, он поднял ворот пальто и обмотал шею старым шарфом, больше всего похожий на кусок бесформенной материи. У него больные ноги, поэтому в руках он держит палку, и ходит, опираясь на неё. В руках у него небольшой свёрток из вещей.
Женщина, слегка придерживаясь за локоть мужа, идёт, повесив на другую руку чуть больший баул с вещами, и свою чёрную сумку.
Пальцами она крепко сжимает кружку с ложкой, которые не поместились с остальными их скудными вещами. Всё указывает на то, что эти люди живут очень бедно, раз даже все свои вещи они могут унести за раз в руках.
Похоже, эта семейная пара часто меняет место проживания, выискивая самые дешёвые варианты квартир.
Кое-где вокруг виднеется снег. Пара идёт по берегу слегка замёрзшей реки. Рядом с ними виднеются деревянные остатки от сломанной лодки или мостика. Над водой кружатся чайки, слетаясь к берегу в поисках какой-нибудь пищи.
Вся картина художника пронизана чувством грусти и тревоги за будущее этих людей.
Лучшие картины Васнецова В.М.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/vasnecov-v-m/vasnecov-v-m-s-kvartiry-na-kvartiru/
Васнецов Виктор Михайлович
Родом из семьи священнослужителей. Отец Михаил Васильевич Васнецов, как и дед, и прадед был священником. На втором году рождения, мальчика и всю семью перевозят в село Рябово, где отец художника получил новый приход. В Рябово в той же губернии прошло детство художника вместе с пятью его братьями.
Брат Аполинарий в будущем тоже стал художником, он был младше Виктора Васнецова на восемь лет. Васнецов учился в крестьянской художественной школе в то время, когда шла партийная борьба против священнослужителей. Отец Михаил не мог оплатить учёбу сына в живописи.
Так в десять лет мальчик поступает в Вятское духовное училище, затем в четырнадцать – в Вятскую духовную семинарию. На последнем курсе, однако, Виктор уезжает поступать в Академию художеств, не окончив учёбы.
Отец благословил сына, а тот выручил деньги на аукционе за две свои картины – «Молочница» и «Жница» — получил уже деньги, будучи в Петербурге. Так в 1867 году Васнецов приехал в Петербург практически без средств на существование.
В Академии художеств молодой Васнецов успешно сдаёт экзамен по рисованию. Но ещё не понял, что поступил и год обучался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств. С 1868 года он приступает к занятиям в Академии, где его любимым наставником являлся П. Чистяков.
В Академии Васнецов близко дружил с Репиным, писал в духе передвижников жанровые картины. Его первая картина на передвижнической выставке – «Чаепитие в трактире» (1874).
В 1875 году Васнецов В.М. покидает Академию художеств, не окончив, и в 1876 едет в Париж, где находится более года вместе с пенсионерами Академии – Репиным и Поленовым. Пишет картину «Акробаты» (1877) – жанровое, исполненное с французскими декорациями произведение.
Вернувшись в Россию, он вступает в Товарищество передвижных художественных выставок, как жанровый художник. Художник переехал жить в Москву, его новые знакомые – С. Мамонтов и П. Третьяков.
В Абрамцеве входит в кружок художников, где проектирует для имения церковь Спаса Нерукотворного. А занятия декорациями для Частной оперы Мамонтова приводят его к увлечению русским фольклором.
Васнецов выходец из провинции, был покорён Москвой, её историческими памятниками, здесь развивается и крепнет талант русского художника, происходят большие перемены в его творчестве.
В 1880 году на VIII передвижной выставке появилась картина Васнецова В.М. – «После побоища Игоря Святославича с половцами» — по мотивам «Слова о полку Игореве». Об этой картине с восхищением отзывались И. Крамской, П.
Чистяков и И. Репин. Эта картина написана на пороге смут и народных волнений. Задачей нового направления в живописи Васнецова является поиск положительного пути для России.
Этому Васнецов посвятил всё своё дальнейшее творчество.
С 1885 по 1896 год Васнецов оформляет Владимирский собор в Киеве. Расписывал он собор вместе с М. Нестеровым. Так Васнецов В.М. стал известным иконописцем и получил большое количество церковных заказов.
В 1892 – профессор Академии. Однако позднее, в 1905 году Васнецов в знак протеста против политических предубеждений молодых художников отказывается от этого звания.
В 1893 году Васнецов получил звание действительного академика живописи.
В 1899 году свет увидела знаменитая картина Васнецова «Богатыри». Тогда состоялась персональная выставка русского художника.
В 1912 году Васнецов возведён в «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».
Его сказочные картины были символичны в то время Васнецов был противником революции и не принял произошедших перемен. Журналы в пух, и прах громили творчество художника.
Последней незаконченной работой Васнецова был портрет М. Нестерова, доброго старого товарища и ученика. Жизнь художника закончилась в другой стране – СССР.
Известные произведения Васнецова Виктора Михайловича
Картина «С квартиры на квартиру» написана в 1876 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это произведение пронизывает достоевское звучание сюжета. По сюжету картины старик со старухой изгнаны из квартиры по бедности – на это указывают старые одежды, собранный узел – вынуждены скитаться в поисках нового жилища.
Лица их преисполнены страданием, в глазах отчаяние и растерянность. Тут же изображена бездомная собака, съёжившаяся от холода, что усиливает безысходность всей сцены. Эта картина считается лучшей из произведений Васнецова, выполненных в жанровом стиле. Здесь нет академизма, вместо которого изображены огромные недостатки общества.
Именно поэтому художник оставил Академию художеств и примкнул к передвижничеству.
Васнецов «по мотивам» «Слова о полку Игореве» написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» в 1880 году. Картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. На VIII передвижной выставке 1880 года о показанной картине И.
Крамской сказал: « Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему». Эта картина представляет собой не взгляд в прошлое, а из прошлого в настоящее. Картина изображает не саму битву, а её завершение.
С этой картиной Васнецов перешёл от жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным произведениям. Композиционным и смысловым центром картины является нагрудный крест, свисающий с шеи убитого воина-отрока. Лицо павшего богатыря выражает спокойствие, в нём нет злобы.
Всё это показывает умиротворённость картины. Стервятники символизируют бесов, рвущих души людей. Лишь переплетённые тела русского воина и половца говорят о недавнем свирепом бое.
Картина Васнецова В.М. «Алёнушка» (1881). Васнецов писал эту картину на сюжет русской сказки. Начал летом в Ахтырке под Абрамцевом, а закончил зимой в Москве. В то время он посещал музыкальные вечера Третьяковых, где слушал Баха, Моцарта, Бетховена.
Васнецов долго вынашивал сюжет «Алёнушки» и написал лишь тогда, когда встретил русскую девушку с глазами полными печали, одиночества. «Каким-то особым русским духом веяло от неё» — рассказывал Васнецов. Лицо, поза, сцепленные пальцы выразительно отображают глубокую печаль девушки. Птицы сказочные притаились на ветвях деревьев.
Здесь Васнецов передал переживания человека через природу. Тёмная вода омута притягивает Алёнушку.
Картина «Витязь на распутье» (1882). Создана картина Васнецовым по сюжету былины «Илья Муромец и разбойники». Первые наброски были сделаны художником в 1870-х годах. В 1878 году написан первый вариант картины «Витязь», который открывает серию фольклорных произведений Васнецова.
В 1882 году русский художник пишет для С. Мамонтова второй вариант, больший по размерам, обладающий монументальностью живописи. Этот новый вариант был не последним, но стал общепризнанным. В данном произведении переплетаются фольклорная «фантастика» и реалистические детали.
При написании картин он изучал историю эпохи в историческом музее, в Оружейной палате. Надписи на камне вещуне взяты художником в Публичной библиотеке. Витязь изображён с опущенным копьём в глубоком раздумье перед камнем, однако, из картины уже понятно какое единственное решение будет принято.
Огромная птица – обязательный персонаж русского фольклора – распласталась на линии горизонта. На камне написано: — «Как прямо ехати –живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетаемому».
Другие надписи («Направу ехати – женату бытии; налеву ехати – богату бытии») Васнецов частично стёр или спрятал подо мхом. Выписанные череп и кости дополняют фабулу картины.
Шедевр Васнецова В.М. Картина «Богатыри»
Картина создавалась с 1881 по 1898 годы и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Над этой картиной художник работал почти тридцать лет (первый набросок был сделан в 1871 году). В Париже в 1876 году – эскиз, сделанный в парижской мастерской Поленова. В апреле 1898 года законченную картину купил П.
Третьяков, «Богатыри» стали одним из последних его приобретений. В этом же году Васнецов организовал персональную выставку, на которой «Богатыри» были главным произведением. По словам Васнецова «Богатыри» были его творческим долгом, обязательством перед родным народом.
Так наряду с жёстким отображением жизни (реализмом) возник интерес к истокам народной культуры, к фольклору.
Илья Муромец Васнецова простой бесхитростный человек, могучий воин.
Добрыня Никитич опытный мужественный, предусмотрительный и образованный (в молодости он прошёл «школу» у шести старцев). Этот образ взят Васнецовым из народного эпоса.
Зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх, что достигнуто приёмом расположения линии горизонта в более высокое положение. Тут и меч кладинец, и лютый конь под Ильёй, на что указывает массивная металлическая цепь. Всё это взято из былинных сказаний о русских богатырях.
- После побоища Игоря Святославича с половцами
- Иван царевич на сером волке
- Царь Иван Васильевич Грозный
- Портрет Васнецовой дочери художника
- Сирин и Алконост, песнь радости и печали
Источник: http://rus-artist.ru/2013-02-16-10-44-47.html
Васнецов: картины и их описания
Ну какому русскому человеку не знакомы картины Виктора Васнецова, такие как «Алёнушка», «Витязь на распутье», «Богатыри»? Кажется, «сказочные» и былинные сюжеты картин этого выдающегося художника являются неотъемлемой частью многовековой русской истории, несмотря на то, что они написаны лишь в конце XIX века.
Между тем начинал Виктор Васнецов, как и всякий «передвижник», с бытописательных картин. Одна из них, самая известная, «С квартиры на квартиру», написана в 1876 году. На ней художник изобразил старика со старухой – бедных людей, вынужденных перебираться с одной квартиры, откуда их выселили, на другую. Старички идут по скованному льдом берегу Невы, держа в руках скромный узел с пожитками.
Вокруг – полнейшее безлюдье, ни души, если не считать страдающей от холода собаки, которая идёт впереди путников. На заднем плане картины мы видим шпиль Петропавловской крепости, который отсылает к произведению Достоевского «Униженные и оскорблённые».
Картина обращалась к весьма актуальной для тех лет теме – обнажению социальной несправедливости, критике общественных пороков и вообще изображению низших слоёв населения. В этом плане Васнецов шёл «в ногу» с европейскими мастерами живописи и фотографии.
«Наверное, каждый из нас встречал таких людей», – констатировал художественный критик Владимир Стасов. Васнецов, картины которого «брали за душу» всякого зрителя, стал приобретать популярность.
По мере развития общественного сознания и обстановки в художественном мире, творчество Васнецова эволюционирует. Отойдя от передвижничества, Васнецов обращается к теме русских сказок и былин, а также поддерживает общественные движения «народнического» и почвеннического толка.
Русское искусство отчаянно занималось поисками «национальной идентичности», однако, по-видимому, академическая история России художников, писателей и общественных деятелей не особенно устраивала: слишком уж негативно выставлена Древняя Русь в «академической науке». За поиском национального духа интеллигенция начала обращаться к народному творчеству.
Однако, в отличие от ряда других художников, Васнецов интерпретирует русское народное творчество с позиций современного искусства. Изображения склонившейся над прудом Алёнушки, портреты богатырей и витязей получились очень «реалистичными»; так что, взглянув на одну из этих васнецовских картин, любой убеждается, что три былинных богатыря – это реальные исторические деятели.
В этих картинах Васнецова есть поэтичность, в его героях – красота, сила и мощь. И нет в этих картинах ни морализаторства, ни оголтелого «русизма» и «критики запада», которыми грешили многие другие, менее талантливые (а то и вовсе бесталанные) коллеги Васнецова по призванию.
Картина Васнецова «Три богатыря»
Для начала уточним, что картины с таким названием у Васнецова нет: на самом деле она называется «Богатыри». Но в массовой культуре почему-то прижилось наименование «Три богатыря».
Писалась эта масштабная картина почти двадцать лет – с 1881 по 1898 год; вскоре после написания её приобрёл Третьяков для своей коллекции. Картина «Богатыри» является, пожалуй, одним из символов русского искусства вообще – такое впечатление она оказала на современников и потомков.
На картине изображены три знаменитых русских богатыря – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Грозным взглядом они осматривают окрестности – «…нет ли где ворога, не обижают ли кого?», – говоря словами самого Васнецова об этой картине.
- В центре, на вороном коне, восседает Илья Муромец – самый старший и мудрый из всех троих. Он смотрит из-под ладони – самый дальновидный из богатырей.
- Слева на белом коне восседает Добрыня Никитич. Несмотря на то, что в былинах Добрыня – довольно молодой богатырь, Васнецов изображает его зрелым мужчиной с густой бородой. Некоторые исследователи считают, что в Добрыне Васнецов передал черты самого себя (то есть картина в некотором роде – «скрытый автопортрет»).
- Алёша Попович, на рыжем коне, изображён в соответствии с былинным образом – молодым и стройным.
Богатыри едут по обширной равнине, переходящей на заднем плане в невысокие холмы. Равнина, видимо, передаёт ощущение свободы и раздолья. Покрыта равнина пожухлой травой и, в некоторых местах, чахлыми ёлочками. Небо пасмурное, тревожное – предвещает недоброе. Зритель понимает: намечается грозная битва.
Илья Муромец на картине имеет реальный прообраз: им стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, позже устроившийся извозчиком. Его Васнецов запечатлел на этюде 1838 года.
Можно, таким образом, говорить о некоторой преемственности творческих этапов мастера.
Об этом же свидетельствует и «Алёнушка», в основу которой лёг портрет крестьянской девушки, спящей у пруда, которую он заметил в подмосковном имении Ахтырка.
Поздний период
Заключительный период творчества Васнецова – это произведения религиозной тематики. Кроме живописных полотен и акварелей, Васнецов в эти годы активно занимался росписью храмов.
Между прочим, Васнецов был в составе художников, расписывавших Храм-памятник Александра Невского в Софии.
Этот храм в болгарской столице был возведён после обретения Болгарией независимости, что произошло при содействии армии братского русского народа.
Но не только религиозным творчеством ознаменовался последний период творческой активности Васнецова. Художник является одним из первых в России, кто освоил новый стиль – модерн. Также Васнецов является автором марки Добровольного сбора в пользу жертв войны 1914 года, выпущенной в те годы московским городским правлением.
Менее известен Аполлинарий Васнецов – младший брат Виктора Васнецова, также выдающийся художник. Аполлинарий отличался сильным талантом, хотя и не получил систематического образования. Его картина «Родина» (1886) позднее вдохновила крупного российского пейзажиста Н. Н. Дубовского на создание своей картины с одноимённым названием (1904).
Видео: Жизнь и творчество В.М.Васнецова
Источник: http://www.muzzeum.net/vasnetsov-kartinyi-i-ih-opisaniya/
С квартиры на квартиру
- Картина известного русского художника.
- Год создания: 1876 год.
- Описание картины Виктора Васнецова «С квартиры на квартиру»
Когда рассматриваешь эту картину Васнецова, сразу захватывает целая буря эмоций. Просто невозможно оставаться равнодушным. Эта картина пропитана чувствами горя и отчаяния.
По заднему плану можно со стопроцентной уверенностью сказать, что действие происходит поздней осенью в Санкт-Петербурге, так как на горизонте изображена Петропавловская крепость и золотой шпиль Петропавловского собора, и тёмно-серые воды Невы, которые уже совсем скоро скуёт лёд.
Главные герои картины «С квартиры на квартиру» — это уже весьма пожилая семейная пара, которая, если судить по одежде, не относятся к зажиточным гражданам Северной столицы. Однако они в то же время и не нищие. Можно предположить, что они только в недавнем прошлом приблизились к черте бедности.
Все их немногочисленные пожитки завёрнуты в узелок. Эта пожилая пара собрала все свои вещи и отправилась скитаться по городу в поисках нового жилья. Скорее всего, квартплата за предыдущее их место проживания стала для них непосильною ношей.
Судя по виноватому взгляду мужчины, с которым он смотрит на свою супругу, он винит во всех их бедах только себя. Возможно, когда-то он был весьма перспективным чиновником, за которого вышла замуж прекрасная юная леди. А теперь он постарел, лишился работы и средств к существованию. Теперь он не может содержать, как подобает ни себя, ни жену.
А жена абсолютно непоколебима, и её взор устремлён на дорогу. Она не хочет пожалеть своего мужа и разуверить его. Возможно, она также винит его в этом, но молча идёт вперёд, да и ещё тащит на себе все их вещи. Супруги явно уже не в первый раз перебираются на новое место. С ними следует их верный пёс, такой же старый и уставший от жизни.
Он безгранично предан своим хозяевам и останется с ними до последнего, чтобы не случилось, какие испытания ещё не преподнесла им нелёгкая судьба.
Произведение»С квартиры на квартиру» Виктор ВаснецовДата создания: 1876 г.Картина наполнена безысходностью и пессимизмом. Серая Петербургская поздняя осень, по набережной бредет пара стариков со своим нехитрым скарбом в руках. Судя по одежде, перед нами семья мелкого чиновника.
Предстоящая зима, удорожание квартирной платы, скромный пенсион, — все это заставило пожилую пару искать себе жилье подешевле. Судя по взгляду старика, осторожно брошенный им на свою жену, он чувствует себя виноватым в случившемся. Старуха непроницаема и сконцентрирована на дороге.
Своих хозяев сопровождает верная собака, такая же старая, такая же обреченная, такая же покорная судьбе.
Фоном выступают силуэты Петропавловской крепости, уже замерзшая Нева, остов старой лодки. Васнецов подсказывает зрителю маршрут перемещения героев: судя по положению Петропавловского собора, старики переезжают с Васильевского острова на более дешевую Петроградскую сторону.
Серое небо, серо-желтый снег, проталины на Неве, летающие над проталинами чайки. Удручающий пейзаж подчеркивает печальность сюжета.
Источник: https://8-poster.ru/pictures/S_kvartiryi_na_kvartiru/
"С квартиры на квартиру". — http://izbenka.org
В феврале 2014 мы познакомились с картинами братьев Васнецовых.
Спасибо большое за предоставленную информацию организатору Марии Костюченко и спонсору данного этапа проекта Жене Ясной .
Я долго думала, как это все нарисовать с ребенком. В итоге, 18.02.2014 года развесили на стене картины Васнецова В.М., рассмотрели их с Гришей, обсудили. Рассказала, что сначала художник рисовал на картинах простых, бедных людей, как они жили. А потом решил рисовать сказочные картины. И прошлись кратенько по каждой картине, что изображено и т.п.
Я то все хотела, чтобы сын нарисовал трех богатырей. Даже задумка была, ко дню защитника приурочить, но когда я спросила Гришу, какую бы он хотел нарисовать картину, то сначала он вообще сказал, что никакую, а позднее, выбрал картину «С квартиры на квартиру». Почему? – на ней он увидел собаку. 🙂
Рисовали мы на листе А3. Сначала нарисовали снег грязный, потом небо.
Собаку нарисовал Гриша своей ладошкой (поэтому она у нас такая большая), потом я мордочку и хвост дорисовала. А пятнышки уже сын сам пальчиками поставил.
Стариков тоже сын рисовал ладошками. Я ему только говорила, как пальцы правильно расположить, чтобы получилось, чтобы у старика ногу выделить. Мешок нарисовали, когда подсохли фигуры стариков.
Сначала головы нарисовали крышками (покрасили их в черный цвет и сделали оттиск на листе), но папа вечером сказал, что похоже на пингвинов.
Здания и лодку нарисовали вместе кисточкой, обозначив только контуры.
По задумке, конечно, хотела приклеить на место лиц фото бабушки и дедушки, ну или наши на крайний случай. Но в итоге просто распечатала с оригинала и сегодня уже мы их приклеили на место «черных кругов» и вот что у нас в итоге получилось.
С квартиры на квартиру. Г.Смыков. 18.02.2014 г.
А вот оригинал для сравнения.
С квартиры на квартиру. В.Васнецов. 1876
Грише шедевр понравился, и он сам побежал его вешать на стену, рядом с другими картинами Васнецова В.М.
19.02.2014 мы начали писать еще одну картину, но она осталась не законченной, так как после обеда того дня я с младшим сыном загремела в Филатовскую больницу на неделю, но это уже другая история.
Картину как закончим, выложу. А с творчеством Аполлинария Васнецова, будем знакомиться в ближайшее время.
Остальные шедевры нашей Картинной Галереи можно увидеть на этой странице.
Источник: http://izbenka.org/risovalnya/kartinnaya-galereya/s-kvartiry-na-kvartiru/