Описание картины деревенский концерт, адриан ван остаде

Адриан ван Остаде (Adriaen van Ostade) — великий нидерландский художник. Родился 10 декабря 1610 в Харлеме — умер 2 мая 1685, Харлем.

Адриан ван Остаде был учеником другого великого художника Франса Халса (1582/83-1666), который известен как один из самых заметных портретистов золотого века голландского искусства.

Франс Халс подарил своему ученику не только основы и манеру письма, но и главные ценности в живописи, чувство красоты, способность поймать ту долю секунды, которая сделает картину по-настоящему красивой, выразительной и трогающей зрителя за самое живое в сердце.

Также большое влияние на искусство Адриана оказало творчество великого голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606-1669).

Творчество Адриана ван Остаде разделяют на три периода. Первый период — становление Адриана как профессионального художника — в основном направлено на изображение жанровых  и бытовых сцен. Он писал сценки из кабаков, различные сюжеты из жизни простых людей, обывателей.

Зачастую его героями становились пьяницы, курильщики, обманщики-шарлатаны, дерущиеся и танцующие люди. Этот период его творчества характеризуется юмористическим подходом с большой долей сарказма. Следующий период творческого пути Адриана более серьёзен и продуман. Здесь так же присутствует юмор, но уже в более мягкой манере.

Второй период в полной мере показывает развитие художника. Он начинает более виртуозно обращаться с кистью, демонстрирует потрясающее видение и передачу светотеней. Третий период Адриана ван Остаде известен своими светлыми картинами. Здесь практически отсутствуют жанровые сцены и юмористические нотки.

Его картины становятся максимально серьёзными, в основном — портреты и люди в интерьере.

Стоит отметить, что Адриан ван Отсаде оставил после себя преемников. Самыми известными его учениками, которые так же стали знаменитыми художниками, стали: родной брат Исаак ван Остаде (1621-1649) и Рихард (Реньер) Бракенбург (1650-1702).

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Алхимик

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Вкус

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Деревенские музыканты

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Драка

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Интерьер

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Крестьянские ухаживания за пожилой женщиной

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Крестьянский Кувшин

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Крестьянское общество

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Кутеж крестьян в таверне

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Мастерская художника (Автопортрет)

Семейный портрет

Скрипач

Слух

Ссора

Торговка рыбой

Нуждаетесь в качественных полиэтиленовых пакетах? В этом случае вам наверняка будет интересна флексопечать на пакеты от Авант Пак. Большой ассортимент продукции для любых нужд и целей.

???? Блинцов | 2015-01-23, 11:39 | ???? 572

Источник: https://art-assorty.ru/7655-adrian-van-ostade.html

Адриан ван Остаде (1610-1685)

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Художник Адриан ван Остаде (1610-1685), Голландская школа. «Курильщик». Дерево, масло. 17х15,5. Государственный Эрмитаж

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Художник Адриан ван Остаде (1610-1685), Голландская школа. «Зрение». Дерево, масло. 20х25. Государственный Эрмитаж

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Художник Адриан ван Остаде (1610-1685), Голландская школа. «Пейзаж с пастухами и стадом». 1645 г. Дерево, масло. 25,5х33. Государственный Эрмитаж

 Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Художник Адриан ван Остаде (1610-1685), Голландская школа. «Крестьянская семья». 1667 г. Государственный Эрмитаж

 Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Художник Адриан ван Остаде (1610-1685), Голландская школа. «Деревенский праздник». 1640-е гг. Дерево, масло. 36х48,5. Государственный Эрмитаж

 Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Художник Адриан ван Остаде (1610-1685), Голландская школа. «Драка». 1637 г. Дерево, масло. Государственный Эрмитаж

 Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Художник Адриан ван Остаде (1610-1685), Голландская школа. «Старушка» (Старая женщина). 1646 г. Дерево, масло. 25х20. Государственный Эрмитаж

 Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Художник Адриан ван Остаде (1610-1685), Голландская школа. «В деревенском кабачке». 1660 г. Дрезденская картинная галерея

 Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Художник Адриан ван Остаде (1610-1685), Голландская школа. «Деревенские музыканты». 1655 г.  Дерево, масло. 39х30,5. Государственный Эрмитаж

 Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде
Художник Адриан ван Остаде (1610-1685), Голландская школа. «Сцена в кабачке». Акварель.
 

Художник Адриан ван Остаде (1610-1685), Голландская школа. «Беседа у огня». Дерево, масло. 39,5х34,5. Государственный Эрмитаж

 

Художник Адриан ван Остаде (1610-1685), Голландская школа. «У кабачка». (фрагмент). Кассель, картинная галерея

 
Художник Адриан ван Остаде (1610-1685), Голландская школа. «Сельский концерт». Дерево, масло. 37х29,5. Государственный Эрмитаж

Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2009/12/1610-1685.html

Остаде АдрианКартины и биография

Остаде Адриан ван (Adriaen van Ostade) (около 1610–1685), нидерландский живописец, мастер крестьянского бытового жанра. Учился, вероятно, у Франса Халса; работал в Харлеме. В ранний период творчества Остаде писал грубовато-гротескные сцены пирушек и драк в духе Адриана Брауэра (“Драка”, 1637, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

С конца 1630–х годов под влиянием живописи Рембрандта Остаде перешел к мягкому, коричневато-золотистому тональному колориту, применял светотеневые эффекты.

Эти произведения Адриана ван Остаде со сценами из крестьянской жизни (“Школьный учитель”, 1662, Лувр, Париж; “В деревенском кабачке”, 1660, Картинная галерея, Дрезден) отмечены добродушным юмором, поэтичной созерцательностью.

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде Крестьянская гулянка, 1635

Частное собрание

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде Комната в крестьянском доме, 1642

Музей изящных искусств, Будапешт

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде Крестьянские пляски у гостиницы

1660, Частная коллекция

Картина Адриана ван Остаде “Комната в крестьянском доме”. В беспорядочно заставленной комнате у окна сидит мать с ребенком, а в глубине, на заднем плане, трое крестьян устроили шумную пирушку.

Семья, без сомнения, пребывает в крайней нужде, о чем лишний раз свидетельствует грязный пол, усеянный яичной скорлупой и раковинами мидий, Другие предметы обстановки такие, как колесо прялки и рама для мотания шерсти, представляют не развлечение праздных богачей, но инструменты тяжелой работы бедняков.

Отказ ребенка от еды, которую предлагает ему мать, возможно, имеет отношение к моральной сентенции – «нищета приходит к тем, кто отвергает то, что им предлагается», однако общее настроение картины скорее декоративное, чем морализирующее. Остаде был плодовитым художником.

Он специализировался и живописи на сценах повседневной жизни, называемых жанровыми картинами, многие из которых изображают крестьян в интерьерах. В поздних работах художника его палитра становится многоцветнее, крестьяне благопристойнее, а их комнаты прибраннее. Одним из учеников Остаде был Ян Стен, который изображал тот же круг сюжетов.

Творчество Адриана ван Остаде ►

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Источник: http://smallbay.ru/artholland/ostade_adriaen.html

Остаде, Адриан ван

 Путеводитель по картинной галерее Императорского ЭрмитажаБенуа Александр Николаевич

Адриан ван Остаде представлен в Эрмитаже шестнадцатью картинами, из которых лишь одну невозможно оставить за ним.

[158] Эти картины рисуют нам его развитие, и остается без иллюстраций лишь полоса в его творчестве, когда он превратился в изумительно близкого имитатора Рембрандта. Для этой стороны искусства Остаде необходимо видеть его картины в Лувре и в Дрездене.

Однако некоторое влияние Рембрандта можно проследить и на картинах 1640-х годов в Эрмитаже, в особенности же на “Шинок” (В наст. время — “Беседа у огня”).

Ранний период Остаде характеризован в Эрмитаже двумя картинами странного, белесоватого металлического тона, почти еще лишенными нежной горячей светотени, которая впоследствии стала его главной прелестью. На картине “Драка”(1637 г.

), совершенно по рецепту Блоота и Броувера, изображена драка мужиков, мятущимся озверелым фигурам которых придан какой-то фантастический характер. Отдаленно они даже напоминают сатанинских героев на картинах Босха и П. Брейгеля. Такие же странные, очень условные и жуткие образины заседают и на картине “Крестьянское угощение”.

Но затем резкость техники исчезает вместе с этими видениями навсегда из творчества Остаде, и вместо них появляются мягкая теплая светотень и нежная живопись, которая постепенно становится все красивее и свободнее. Одновременно тип его фигур становится правдоподобнее и симпатичнее.

Отражением переходного фазиса в Эрмитаже могут служить “Деревенский праздник”, “Шинок” и “Пирушка”, помеченная 1642 годом.

В совершенной зрелости, наконец, Остаде предстает в прелестном ряде отдельных маленьких фигурок ( “Странствующий музыкант”, 1648; “Старуха в окне”; “Осязание”, “Зрение” и “ Вкус”, 1681; “Пекарь”) [159] и в трех миниатюрных картинах из серии пяти чувств: “Осязание” (раненный в драке крестьянин перевязывает ногу), “Зрение” (ученый с хартией в руке), помеченной 1651 годом, и “Вкус” (крестьянин со стаканом пива), “Булочник, возвещающий о выходе свежего хлеба” (“Пекарь”), вероятно, также когда-то входил в серию “чувств” и означал “слух”.

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Адриан ван Остаде. Зрение. Ок. 1635. Дерево, масло. 20х25. Инв. 998

Наконец, редким образчиком тонкого понимания Остаде пейзажа (заимствованного, впрочем, у Рембрандта, главным образом, из офортов его) является картина “Пейзаж с пастухами и стадом”, помеченная 1645 годом.

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Адриан ван Остаде. Деревенские музыканты. 1645. Дерево, масло. 39х30,5. Инв. 904. Из собр. Кроза, Париж, 1772

Последний период Остаде самый блестящий, самый зрелый, представлен у нас всего лишь одной и то недостаточно значительной картиной “Деревенские музыканты”, неразборчивую пометку на которой нужно, кажется, читать: 1656. [160]

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Томас Вейк. Алхимик. Дерево, масло. 41х35,5. Инв. 1942. Из собр. Кроза, Париж, 1772

Картины Остаде имели довольно значительный успех у современников, быть может, по той же причине, по которой успехом пользовался во Фландрии Тенирс — благодаря известным веселым ноткам, известному, иногда не очень уместному изяществу, с которым переданы грубые сюжеты. Успех же Остаде позволил ему создать целую школу, из которой вышло несколько хороших художников, продливших преемственным путем приемы мастера до первых годов XVIII века.

Следующая глава

«Золотой век» – Веспасиан, Траян, Адриан, Аврелий При всех тех ужасах и преступлениях, о которых выше шла речь, империи не был чужд и некий плебейский демократизм… Вот, скажем, фигура императора Веспасиана (9—79 гг. н. э.), о котором Тацит говорил, что он – единственный

Блес, Херримет де
Изенбрандт, Адриан Ранний пейзаж представлен в Эрмитаже поэтичным и наивным “Бегством в Египет”, носящим имя Блеса (1480 — 1521?), и привлекательной по краскам картиной “Св. Иероним”, считающейся произведением Изенбрандта.

Броувер, Адриан
Фламандского происхождения был и Броувер. Странная личность этого гениального пропойцы до сих пор не вполне разгадана. Какими-то судьбами попал Броувер в 1620-х годах в Гарлем, был одно время учеником Халса (который будто бы жестоко эксплуатировал своего

Венне, Адриан ван де Адриан ван де Венне; бывший придворным художником принцев Оранских, служил таким же точным протоколистом празднеств и всевозможных событий общественного значения, каким в портретной области был Миревельт. Венне достигает иногда удивительной

Верф, Адриан ван дер
Наконец, единственный портрет А. ван дер Верфа (о картинах которого речь будет впереди) изображает самого художника за работой в огромном парике и в распашном красивом

Ученики Остаде Бега, Корнелис
Дюсарт, Корнелис
Оуденрогге
Из этих учеников в Эрмитаже представлен младший брат Адриана — Исаак, о котором мы будем говорить дальше, при разборе голландского пейзажа, Корнелис Бега (1620 — 1666), Иог. Оуденрогге (1625 — 1657) и Дюсарт (1660 — 1704). Из них

Вельде, Адриан ван дер
Адриан ван де Вельде, племянник не раз упомянутых Эзайаса и Яна, сын мариниста Виллема-старшего и брат мариниста Виллема-младшего, занимает в истории голландской живописи место рядом с Поттером, который был на 10 лет старше его. Адриан одно время

Остаде, Исаак ван
Несколько в стороне от разобранной группы стоит Исаак ван Остаде, младший брат и ученик Адриана. Он родился в 1621 году и свое образование получил в Гарлеме. Уже в начале 1640-х годов он пользовался некоторой известностью и возможно, что его достижения

Верф, Адриан ван дер
Но богаче всех академиков представлен в Эрмитаже ученик Эглона ван дер Нэра, Адриан ван дер Верф, выдающийся и разносторонний художник, не только писавший исторические картины, бытовые сцены и портреты, но занимавшийся и зодчеством. Ван дер Верф был

Источник: https://culture.wikireading.ru/40498

Искусство. Национальные школы живописи. — адриан ван остаде

ADRIAEN van OSTADE (1610-1685) АДРИАН ван ОСТАДЕ

Описание картины Деревенский концерт, Адриан ван Остаде

Адриан ван Остаде -нидерл. Adriaen van Ostade. Родился 1610г., Харлем — ум. 1685г., Харлем. Живописец, рисовальщик и офортист. Учился у Франса Халса. Испытал влияние Рембрандта. Писал сцены из крестьянской жизни, портреты, реже- пейзажи. Учась в Харлеме у Франса Халса, испытал сильное влияние Рембрандта и своего старшего товарища по мастерской А.

Браувера; произведения Остаде 1630-х — грубовато гротескные сцены пирушек и пьяных драк с гримасничающими, словно застывшими в резких позах фигурами (Драка, 1637, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Знакомство в конце 1630-х с искусством Я. ван Гойена и С.

Читайте также:  Картина мазок, рой лихтенштейн - описание

Рейсдала побудило Остаде впервые обратиться к пейзажу и офорту, а воздействие искусства Рембрандта привело к решительным переменам в его жанровой живописи, которая, достигнув расцвета в 1660-х, стала более гармоничной, приобрела теплую и звучную коричневато-золотистую тональность со светотеневыми контрастами, а главное, прониклась настроением умиротворенности, уюта и мягкого юмора (Беседа у огня, Деревенские музыканты; обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; В деревенском кабачке, 1660; Смеющийся крестьянин, 1637; обе — Амстердам, Рейксмузеум; Сельская хижина, 1642; Школьный учитель, 1662, обе — Париж, Лувр). Остаде изображал полутемные бедные жилища или сельские трактиры со светом из боковых зарешеченных окон, выделяющим на переднем плане мирно беседующих, выпивающих, курящих или поющих крестьян. Главное в его картинах не столько изображение ситуаций или отдельные человеческие образы, сколько идущая в конкретно представленном интерьере повседневная незатейливая жизнь, включающая в свое течение и фигуры людей, и случайные предметы, разбросанные в неряшливом беспорядке. Персонажи Остаде, подчас нескладные и туповатые, охарактеризованы им с оттенком добродушной иронии и нескрываемой симпатии. Среди них встречаются преданные искусству люди более высокого душевного склада: самозабвенно играющий музыкант-самоучка (Флейтист, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), живописец в мастерской; картина под этим названием (1663, Дрезден, Картинная галерея), выпадающая из тематического репертуара Остаде и лучшая в его творчестве, имеет немало схожих черт с жанровыми композициями как в передаче интерьера с боковым освещением и уходящим в глубину затененным пространством, так и с присущим изображению легким оттенком юмора. Однако уменье Остаде слить человека с окружающей его средой выходит здесь за границы чисто бытовой трактовки. Созданная в картине атмосфера творческого труда придает убогой мастерской живописца необычное для Остаде впечатление поэтической таинственности.

  • государственный музей. амстердам
  • адриан ван остаде
  • галерея маурицхёйс
  • адриан ван остаде
  • королевские музеи изящных искусств бельгии
  • адриан ван остаде
  • музей франса халса харлем
  • адриан ван остаде
  • королевский музей изящных искусств антверпен
  • адриан ван остаде
  • лувр париж
  • адриан ван остаде
  • эрмитаж санкт-петербург
  • адриан ван остаде
  • гмии москва
  • адриан ван остаде
  • музей истории искусства вена
  • адриан ван остаде
  • берлинская картинная галерея
  • адриан ван остаде
  • старая пинакотека мюнхен
  • адриан ван остаде
  • дрезденская картинная галерея
  • адриан ван остаде
  • кассельская картинная галерея
  • адриан ван остаде
  • прадо мадрид
  • адриан ван остаде
  • музей тиссена-борнемисы. мадрид
  • адриан ван остаде
  • музей изобразительных искусств будапешт
  • адриан ван остаде
  • национальная галерея лондон
  • адриан ван остаде
  • музей эшмола
  • адриан ван остаде
  • собрание уоллеса лондон
  • адриан ван остаде
  • музей фицуильяма кембридж
  • адриан ван остаде
  • далиджская картинная галерея
  • адриан ван остаде
  • музей виктории и альберта лондон
  • адриан ван остаде
  • уодесдон, собрание ротшильдов
  • адриан ван остаде
  • нац. галерея вашингтон
  • адриан ван остаде
  • бостонский музей изящных искусств
  • адриан ван остаде
  • чикагский институт искусств
  • адриан ван остаде
  • художественный музей филадельфия
  • адриан ван остаде

IX(96)

Источник: http://eguarwr.ru/index/adriaen_van_ostade/0-4265

Читать

Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа

Характер собрания

Императорский Эрмитаж нельзя рассматривать (подобно Берлинскому музею) как систематическое пособие к изучению истории искусства. Характер коллекции отражает скорее личные вкусы русских государей или тех коллекционеров, собрания которых целиком вошли в состав Эрмитажа.

Кроза [1], Брюль [2], Вальполь [3], Екатерина II и Николай I каждый привнесли свою часть для создания того, что сделалось главным музеем Российского государства. Однако в этом собирании они не руководились целью дать полную картину истории живописи, но лишь искали окружить себя превосходными предметами.

Двухвековое собирательство в совокупности объяло все же значительные области художественного прошлого. Некоторые эпохи и страны представлены у нас с достаточной полнотой. Но есть в Эрмитаже и большие пробелы, к сожалению, как раз в тех отделах, которые особенно интересуют современное общество.

Отсутствуют итальянские “прерафаэлиты”, малочисленны старые нидерландцы XV и англичане XVIII века, наконец, даже в богатом собрании голландцев и фламандцев недостает таких мастеров, как Вермеер, Гоббема, К. Фабрициус, П. Брейгель старший, Троост и другие.

Тем не менее, собираясь ознакомить посетителя с картинами Эрмитажа, мы выбираем историческую систему — как наиболее удобную. Только нужно оговориться: можно (и даже следует) рассматривать историю искусства как одно большое целое для всех стран, имевших однородную культуру.

Великие переживания искусства, известные под названиями: Возрождение, барокко, классицизм, реализм и т. д., были явлениями общими для всей европейской жизни последних шести веков и принимали, сообразно с условиями местностей, лишь различные оттенки.

Однако было бы трудно ориентироваться в Музее, размещенном по так называемым “школам” (или, иначе говоря, по странам и народам), если бы мы выбрали строго исторический способ изложения.

Поэтому мы делим и наш путеводитель на “школы”, предупреждая, однако, читателей, что самое представление о каких-то школах, растянутых на многие века, есть фикция и что чаще больше общего между представителями разных школ, живших в одно время, нежели между представителями одной и той же школы, разделенными веками.

Итальянская живопись

Историю живописи “новой истории” начинают обыкновенно с Италии, и это понятно, потому что на Аппенинском полуострове обозначились первые признаки той культурной весны, которую принято называть Возрождением — Ренессансом. Под этим названием не следует, однако, видеть возобновления греко-римской древней культуры и искусства.

Возрождение готовилось издавна, как только общественность стала снова входить в русло после катаклизма переселения народов и с распространения христианства, когда снова стали расти материальное благополучие и энергия духовной жизни. К концу XII века “весна” эта обозначилась в Италии, где преемственность образованности никогда вполне не прерывалась.

Одним из ее главных выразителей явился вернейший сын церкви св. Франциск Ассизский (1182 — 1226), заставивший Европу забыть о давящем кошмаре церковного порабощения и вспомнить о благословенной прелести жизни, о широкой воле, о милых радостях.

Нищенствующие францисканцы, пошедшие по всему миру разглашать откровения своего учителя, приблизили снова Спасителя к человеку и разрушили суровое наваждение, заставлявшее в Христе и во всем Царстве Небесном видеть недоступный, надменный двор с неподвижным этикетом.

С исчезновением же строгости снова могла взыграть жизнь, снова возникла мечта о свободном развитии как отдельных личностей, так и целых общественных групп. Возродилась наука и дерзость ее исследования, а вместе с тем вспомнились забытые учителя, древние философы, поэты и художники.

Когда из одоленной турками Византии явились в Италию ученые с драгоценными манускриптами и традиционными знаниями, они нашли на новой родине не школьников, а ревностных и зрелых деятелей. Возрождение началось не в 1453 году (когда пал Константинополь) и не тогда, когда стали впервые откапывать античные статуи, а когда жизнерадостное миропонимание, свойственное античной культуре, стало снова близким, когда человечество снова познало себя и обрадовалось своему знанию.

Нельзя приурочить грандиозную помощь, которую оказало пластическое искусство в этом завоевании и благословении жизни, к какому-либо одному имени. Не Чимабуе (XIII в.

) один и первый нарушил сковывавшие традиции “византизма”, но сотни и сотни требований, сотни и сотни вдохновений, выразившихся как в картинах, фресках, миниатюрах, так и в целых сооружениях.

Ведь и северная “готика” есть такое же утверждение радостного упования в Бога, бытия в Боге и в то же время такой же протест против тусклого церковного страха, как проповеди Франциска или Мадонны Чимабуе и Дуччио.

“Вольные каменщики” и полчища художников, помогавших им свести небо на землю, были по существу такими же врагами церковного рабства и такими же фанатиками просветления в красоте, как первые гуманисты. Гениальная прозорливость римских первосвященников сказалась в том, что они приняли этих протестантов в свое лоно, сделали их своими ближайшими детьми и слугами.

Отражение в живописи первых лучей Возрождения почти не представлено в Эрмитаже.

Слабая позднейшая копия с фрески Кавалини (XIII век), ряд строгих, внушительных икон сиенской и флорентийской школ (частью переданных из бывшего Музея христианских древностей), две ремесленные картины начала XV века (недавно еще без основания приписывавшиеся великому Андреа дель Кастаньо) говорят так слабо об одной из самых “громких” страниц истории, что напрягать своего внимания на изучение их людям, не интересующимся специально данной эпохой, не стоит.

Анжелико, Фра Беато

Хорошим примером искусства, близкого к этим “первым примитивам”, может служить только Мадонна “блаженного” монаха Анжелико из Фиезоле (1387 — 1455) с предстоящими святыми Домиником и Фомой Аквинским.

Фра Беато Анджелико. Мадонна с Младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским. 1424 — 1430

Тихая, слегка грустная нежность струится от этого монастырского образа (вывезенного в 1882 из доминиканского монастыря в Фиезоле) [4], в особенности из несказанно доброго и чистого лика Пресвятой Девы и из серых, однотонных красок. Фра Беато поступил в орден св.

Доминика и не пожелал идти следом за св. Франциском, к сущности которого он был так близок. Но произошло это потому, что уже в первые 150 лет своего существования францисканское монашество успело развратиться и забыть заветы своего основателя, а, с другой стороны, дух св.

Франциска за это время проник во многие другие обители и пленил все пламенные души, за какими рясами они бы ни скрывались. Как раз флорентийские доминиканцы (и среди них такой крупный церковный деятель, как Дж.

Доменичи), оставаясь верными основным принципам своего ордена, были в то же время лучшими из продолжателей святого дела Франциска.

Но если эрмитажная фреска фра Беато — прекрасный пример того одухотворения благодатью, той любовной смиренности, которыми ознаменована первая эпоха Возрождения, то для характеристики того десятилетия, в которое она написана (около 1425), она уже не годится.

Среди яркого, ликующего творчества, которым ознаменовано это время, подобные картины являлись пережитками былого. В самом фра Беато боролись два начала: светское и монастырское.

Он с одинаковым рвением писал как Голгофу, так и небесные празднества, скорбные одежды монахов и переливающиеся крылья ангелов, ужасающую тьму ада и радостную лазурь неба, но, пожалуй, и он писал второе с большим увлечением, и в этом сказалась его принадлежность к XV веку, к жизнерадостному кватроченто, окончательно вырвавшемуся из мрака средневековья.

Фра Беато последний из великих чисто церковных художников, последний “святой” живописец, но он и дитя своего времени, цветущей роскошной Флоренции. Не надо забывать, что его учеником был совершенно светский Гоццоли, великий любитель модных нарядов, торжественных выездов и грандиозной архитектуры.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=180716&p=65

Рождение и развитие

Наталия МАРКОВА, зав. отделом графики ГМИИ им. А.С. Пушкина

Голландия. XVII век

Подлинный расцвет искусство бытовой картины переживает в XVII веке в протестантских Северных Нидерландах. Такого разнообразия сюжетов и такого количества мастеров этого жанра не знает никакая другая школа.

В совокупности картины жанристов охватывают весь уклад жизни Голландии XVII в. — крестьянский, бюргерский, патрицианский быт.

В Голландии впервые был разработан обширный круг сюжетов и композиционных приемов бытовой живописи, к которому позднее, в XIX веке, в период становления жанров живописи в других национальных школах, обращались художники разных стран.

Возникновению развитой жанровой системы в голландском искусстве способствовало несколько взаимосвязанных обстоятельств. С утверждением в Голландии демократического протестантского государства искусство лишилось традиционных патронов в лице церковников и аристократии.

На смену работе на заказ пришла работа на рынок, на анонимного покупателя, желавшего видеть в живописи отражение близкой и знакомой ему реальности, как бы себя самого в окружающей его обстановке. Это обусловило небывалый в сравнении с остальной Европой расцвет и превалирование светской реалистической живописи.

Станковая картина, предназначавшаяся для украшения частного дома горожанина, а также состоятельного деревенского жителя, стала в Голландии XVII века основной формой искусства.

Читайте также:  Молодая женщина с кувшином у окна, ян вермеер

Начальное развитие бытовой картины в Голландии происходило в рамках творчества голландских последователей Караваджо, работавших в Утрехте. «Концерты», «музыкантов» и «игроков» Геррита ван Хонтхорста отличают бравурность трактовки сюжета, нарочитость и театральность поз и костюмов персонажей. Влияние караваджистов затронуло и Франса Халса.

Крупный формат и композиция с фигурами, вынесенными на первый план, ближе к зрителю, как и безудержное веселье, полное непристойных намеков, роднит «Гуляк на Масленицу» Халса и другие его работы 1620-х годов с произведениями утрехтских художников.

Но примерно в то же время в творчестве его брата Дирка Халса, а также Питера Кодде и Виллема Бейтевеха появляются работы «кабинетного» формата с изображением веселых компаний и «галантных обществ», представляющие голландских бюргеров в современных одеждах в характерных голландских интерьерах за свойственными им занятиями.

Формирование бытового жанра, как и других разновидностей светской голландской живописи (пейзажа, натюрморта), происходило в 1620–1630-х гг. преимущественно в творчестве художников Харлема и притом одновременно в двух вариантах — крестьянского и бюргерского (городского) жанра.

Виллем Бейтевех. Две галантные пары. 1617–1620. Рейксмузеум, Амстердам

Крестьянский жанр из Фландрии в Голландию перенес Адриан Браувер, работавший некоторое время в Харлеме. Здесь его подхватил Адриан ван Остаде, став основоположником голландского крестьянского жанра. Ранние работы А. Остаде (игры в карты, ссоры и драки в трактире) отличает динамичный, брутальный характер; в них он следует Брауверу.

Однако довольно скоро сцены драк и пьяных пирушек у Остаде уступили место картинам мирного труда и развлечений деревенских жителей, полных множества анекдотических подробностей.

В середине века он пишет крестьян, беседующих за кружкой пива в кабачке, во время трапезы в кругу семьи, веселящихся на ярмарке, занятых чтением новостей или привлеченных торговцем или бродячими музыкантами, остановившимися возле дома. Под влиянием Рембрандта главным выразительным средством его живописи становится мягкая золотистая светотень.

Из мастерской Адриана ван Остаде вышли все остальные представители крестьянского жанра: его младший брат, талантливый, но рано умерший Изак ван Остаде, Иоханнес Ауденрогге, Корнелис Бега, Корнелис Дюсарт, в чьем творчестве на смену обстоятельному рассказу приходит болтливость, типизация вырождается в карикатурность.

Адриан ван Остаде. Скрипач. 1670-е. Галерея Франкетти, дворец Ка д’Оро, Венеция

Бюргерский жанр в творчестве харлемских живописцев на первом этапе представлен веселыми жизнерадостными картинами из жизни «золотой молодежи» и офицеров, проводящих время в тавернах или гостиных за игрой в трик-трак, домашними концертами.

Харлем был самым ранним, но не единственным центром становления новой голландской живописи.

В соседнем Лейдене у представителей местной школы миниатюрной техники письма Геррита Доу и Франса ван Мириса Старшего, чья живопись отличается обилием и тонкостью исполнения деталей и гладкой эмалевой поверхностью, мы встречаем изображения визита врача, ученого за занятиями, посещение мастерской художника, домашние хлопоты или светские развлечения бюргеров. Эти художники тяготеют к занимательному рассказу. Геррит Доу выработал определенный композиционный прием: изображенную сцену художник обрамляет полукруглой аркой, напоминающей оконный или дверной проем, так что зритель оказывается в положении прохожего, заглянувшего внутрь лавки или дома и ставшего невольным свидетелем происходящего, или в роли зрителя в театре, наблюдающего действие на сцене.

Геррит Доу. В лавке. 1647. Лувр, Париж

Еще сильнее повествовательное начало с оттенком дидактики и гротеска выражено в шумных сценах из жизни простолюдинов у лейденца Яна Стена.

Типичный сюжет его картин — семейное или дружеское застолье в доме или в кабачке, где, не зная меры, пьют, едят, курят и веселятся, нимало не заботясь о производимом беспорядке и шуме и расстроенном хозяйстве как плачевном итоге беспутной жизни. Жизнь в картинах Стена предстает нескончаемой комедией нравов.

Смысл этих полотен в предостережении от излишеств, в напоминании о необходимости соблюдать меру.

Жизненность сцен тем убедительнее, что художник мог наблюдать их в непосредственной близости, в своем собственном доме: поскольку, как и большинство голландских художников, он не мог жить на доход от продажи картин, Стен вынужден был открыть трактир у себя в доме.

Нередко среди изображенных кутил можно узнать самого художника, и картина с подвыпившей парочкой, на которой женщина уже без чувств уронила голову на стол и спит, а ее веселый спутник посмеивается и курит трубку, на самом деле представляет автопортрет художника с женой (картина «Гуляки», ок. 1660). Однако не исключено, что это всего лишь маска: немногочисленные известные факты биографии мастера не подтверждают такой репутации.

Ян Стен. Веселое семейство. 1668. Рейксмузеум, Амстердам

Художники другого направления поэтизировали повседневность. В сценах музицирования, галантного ухаживания у Герарда Терборха действие замедлено, разговоры приглушены, в комнатах царят тишина и покой.

Картины этого бытописателя светского общества отмечены изысканностью и тонкостью колорита: свет идет снаружи от передней плоскости и заставляет сверкать шелк и атлас платьев; второй план, глубина комнаты, оказывается погруженным в полумрак.

Терборху особенно удавалось передать психологические нюансы в поведении персонажей.

Возможно, ему помогало то обстоятельство, что в качестве постоянных моделей для своих композиций он использовал родных: в лицах многих персонажей его картин мы узнаем черты его сестры Гезины и брата Мозеса, как, например, в эрмитажной картине «Бокал лимонада» (1655–1660).

Герард Терборх. Галантное ухаживание (Отеческое наставление). Ок. 1654. Рейксмузеум, Амстердам

В картинах Габриэля Метсю яркий свет и насыщенные цвета придают будничным сценам праздничный характер. Питер де Хох проникновеннее других воплотил неторопливость, упорядоченность и уют семейной жизни голландского бюргера.

Особыми темами его искусства можно назвать «мать и дитя», «материнские хлопоты» и «хозяйка и служанка». В его произведениях световоздушная среда увязывает в единое целое пространство интерьера и фигуры.

Поэтическое настроение картин де Хоха связано с рассеянным дневным светом, заливающим интерьер, — живописная тема, почерпнутая художником у Вермера Делфтского.

Габриэль Метсю. Больной ребенок. Ок. 1660. Рейксмузеум, Амстердам

В творчестве самого Яна Вермера Делфтского голландская бытовая картина обрела кристально ясную форму и поэтическую одухотворенность. Красота трактовки пространства и света, создающие чувство покоя, мира и гармонии, делают его произведения вершиной поэтического воплощения жанра.

У жанровых живописцев позднего периода — Адриана ван дер Верфа, Эглона ван дер Нера — стремление к элегантности нередко оборачивается претенциозностью, нарядная яркость скрывает облегченность содержания.

Бытовой жанр — самое яркое и самобытное явление голландской школы, открывшей для мирового искусства поэзию повседневной жизни частного человека.

К середине века бытовой жанр занимает господствующее положение в голландском искусстве, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни.

Главное завоевание голландских художников заключалось в умении представить жанровую сценку в единстве с окружающей средой, в естественном для персонажей окружении, в интерьере, объединяя фигуры и пространство единой световоздушной средой.

Это позволяло передать интимную атмосферу мирного уюта. В основе этого достижения лежала развитая система тональной живописи и реализм как метод, основанный на наблюдении и изучении окружающей действительности, что находило выражение в многочисленных подготовительных рисунках художников.

Из всего потока жизни для отражения ее уклада выделились определенные эпизоды и ситуации.

Нетрудно увидеть, что их отбор направлялся в немалой степени традицией, существовавшей в прежней системе аллегорий.

Так, музицирование, как дуэты так и концерты, наслаждение вином, устрицами, связаны с аллегориями чувств; пирушки и застолья, карточные игры — с показом беспутной жизни блудного сына; хозяйка за рукоделием, семейство или отдельные фигуры за скромной трапезой — представления о добродетели, крестьянские кермесы, уличные торговки перекочевали из аллегорий месяцев.

Но появились и совсем новые сюжеты — писание, получение, чтение письма, визит врача, мать и дитя, хозяйка за рукоделием, дама, моющая руки, служанка за домашней работой… Вплоть до совсем незначительных бытовых эпизодов: «Женщина, чистящая яблоко» (Терборх), «Дама за туалетом» (Терборх), «Утро молодой дамы» (Мирис).

Принципиально важно то обстоятельство, что все эти моменты отражают не исключительные события, а повседневное течение жизни. Праздники — семейные, такие как свадьбы, рождение, крестины, или народные — писал Ян Стен, но это скорее исключение, и в них он подчеркивал не индивидуальное и отличительное, а типическое.

Вместе с тем голландские картины XVII в. не являются простым слепком с окружающей действительности, как было принято считать до середины XX века. Они полны эмблематических намеков и аллегорических иносказаний, предостерегающих против опасных увлечений и пороков, говорящих о бренности земных наслаждений.

Незнание этих особенностей приводило к диаметрально противоположному толкованию одних и тех же произведений. Возможно, самый показательный пример — с картиной Герарда Терборха «Галантное ухаживание».

Долгое время она фигурировала под названием «Отеческое наставление», и Гёте посвятил целый пассаж разбору взаимоотношений между членами семьи, как ему представлялось.

В действительности присутствие в картине таких деталей, как бокал вина, которое пьет одна из женщин, кровать на заднем плане, музыкальный дуэт, который составляют кавалер и девушка (в руках у нее ноты или песенный сборник, мужчина дирижирует ее пением), подразумевавший дуэт любовный, недвусмысленно намекают на любовное предложение и на место действия как на дом свиданий; не исключено, что женщина с вином — сводня.

Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200900302

Город Адриана ван Остаде. Кто поет, играет и танцует?

«Певцы в окне». Темно, почти ночь, они поют при свече. Что за необходимость? К утру надо знать слова и мелодию, чтобы выступить. Где? Перед кем? Скорее всего, у феодала праздник.

Придворный композитор (или сам феодал) сочинил новую балладу о подвигах своего господина (или самого себя). Или о достоинствах госпожи. Или о прелестях детей господина. Все может быть.

Но завтра надо спеть.

Больше всех старается самая пожилая хористка. Молодой человек подсвечивает ей ноты, а стоящий сзади явно насмехается над ее стараниями.

«Поющая пара и скрипач». За столиком — двое сидят, скрипач стоит и заглядывает в ноты. Нотную тетрадь держит пожилая женщина, которая старательно выводит мелодию. Толстячок очень весел, у него в руке объемистый бокал с вином, на столе — его трубка.

Кто они, эти музицирующие? У них нет никаких профессиональных признаков, кроме трубки и бокала с вином. Одеты они весьма непритязательно, мебель — невесть что. Доски на полу прикрывают только часть земляного пола.

Толстячок давно не обновлял свой гардероб: он успел порядочно подобреть, а курточка времен его стройности не застегивается на все пуговицы. Женщина в длинном платье, на ней фартук и косынка. Скрипач пытается играть по нотам, но ему мешает колпак, постоянно сползающий на глаза.

Двое стараются, а толстячку — все равно, он тянет свое.

Придворные музыканты небогатого феодала. Наверное, когда-то у него были деньги даже для того, чтобы выучить музыкантов играть по нотам. А сегодня они работают почти бесплатно, за еду и за крышу над головой. Они больше ничего не умеют, а старость уже где-то в темнеющем проеме двери.

«Скрипач и маленький шарманщик». Городская улица. В окне — зритель и слушатель одновременно. Рядом с ним в кресле — курильщик. Справа — музыканты, скрипач и маленький шарманщик, шарманка у него подмышкой левой руки, правой он крутит ручку.

Скрипач в плаще и шляпе с широкими загнутыми краями, в коротких штанах, чувяки с задниками. Шарманщик — не ребенок, это карлик: у него есть усы. На нем короткие штаны, чувяки с задником и шнуровкой.

За столом сидят слушатели. Они уже порядком навеселе, у них еще есть вино (или пиво) в кувшине. Слева на скамейке сидит женщина, она, возможно, жена держателя кувшина, и ей интересно — сколько еще в кувшине?

На гравюре Адриана ван Остаде шарманка едва просматривается. Она хорошо выписана на картине Жоржа де ла Тура.

Все это — под деревом, растущим перед домом. Поодаль — городская башня с флагом феодала.

Читайте также:  Сатурн, пожирающий своего сына, франсиско де гойя - описание картины

На заднем плане — удаляющаяся пара. Они сидели за этим же столом, потом он ее уговорил и уводит, приобняв за талию.

На крышке бочки слева — монограмма художника Адриана ван Остаде.

«Горбатый скрипач». Над крыльцом — козырек, поодаль — балкон с закрытыми ставнями, справа — колодец с блоком и веревкой под аркой, поросшей травой.

Ставень окна слева откинут, на нем лежит что-то из одежды. Возле лестницы, ведущей в подполье, корзина и сухие ветки. Дом в два этажа, слуховое окно открыто настежь. Поодаль, на заднем плане — башня с флагом феодала.

Над козырьком — вывеска с птицей, на вывеске висит венок. Что бы это значило?

У входа в дом — семейство: мать возле двери держит на руках младенца, отец сидит на лавочке и курит трубку, малыш с обручем и погонялкой стоит, опершись на столик. Все слушают горбатого скрипача.

Певцы еще на службе. А скрипачи и шарманщик уже не при дворе, остались без содержания. Зарабатывают, где придется. От дома к дому, из деревни в деревню, из города в город.

«Гулянка под деревом». Деревенская улица. Возле дома с флагом феодала под деревом собралась веселая компания: музыка, песни, улыбки и танцы.

Вокруг колченогого стола сидят с кувшинами и бокалами. На импровизированной скамейке (доска на двух бочонках) восседает почтенная матрона, у которой что-то просит стоящий позади нее ребенок.

Правее пара лихо отплясывает, а зритель подбадривает и подначивает. К стенке прислонились более хладнокровные наблюдатели. Малыши в стороне развлекаются игрой в лошадку.

По какому поводу веселье — не совсем понятно, но на заднем плане происходит нечто весьма интересное.

Поодаль, под сенью дерева на некотором возвышении стоят два человека и что-то раздают людям, стоящим вокруг. Чуть левее — еще толпится народ под навесом. Гуляет вся деревня. По какому поводу? У феодала какое-то важное событие? Может, родился наследник? Может, он женился? Может, женил сына или выдал дочь замуж? По какому поводу он решил «побаловать» своих подданных?

Слева катится телега с пассажирами. Кучер погоняет кнутом пару лошадей. На «корме» — двое в обнимку. А сзади цепляется «заяц».

На праздник пришли все, кто мог. Сгорбленная женщина, ее поддерживает мужчина. Может быть, сын ведет мать. Безногий инвалид передвигается в сторону пирующих, упираясь в землю «утюжками».

Народ поет, играет, слушает, веселится…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/63543/

Читать онлайн "Всеобщая история искусств в шести томах. Том 4 (с иллюстрациями)" автора Колпинский Юрий — RuLit — Страница 62

Адриан ван Остаде. В деревенском кабачке. 1660 г. Дрезден, Картинная галлерея.

Адриан ван Остаде (1610—1685) известен главным образом как мастер крестьянского жанра.

В ранние годы его искусство развивалось под воздействием фламандского мастера Адриана Браувера; в произведениях этих лет преобладает резкий гротеск, сильное огрубление образов крестьян, граничащее с карикатурой, довольно условная характеристика реального окружения; в колорите — холодные пестрые краски («Крестьяне в шинке»; Дрезден).

С общим подъемом голландского реалистического искусства прогрессирует и искусство Остаде; очень большое значение для него имело благотворное воздействие Рембрандта. Образы Остаде становятся человечнее и правдивее, более развернуто и в то же время более поэтично трактуется их окружение, главным образом интерьеры бедных жилищ и трактиров; большое значение приобретает светотень.

В колорите главную роль обычно играет золотисто-коричневый общий тон. Хорошим образцом нового стиля Остаде является «Сельский концерт» (Эрмитаж), где лишенная какой бы то ни было идеализации обрисовка облика некрасивых и бедно одетых крестьян, слушающих музыку, не препятствует выражению поэтического чувства.

Последующие произведения художника идут по линии углубления человеческих образов к освобождению от имеющихся в них элементов условности, к правдивой передаче реальной натуры. Остаде достигает прекрасных результатов в выработанном им типе небольшой однофигурной композиции (иногда в таких картинах на фоне бегло намечены другие персонажи), например во «Флейтисте» (ГМИИ им. А. С.

Пушкина), где в образе бедного крестьянина-музыканта передано чувство глубокой сосредоточенности и увлеченности музыкой, а живопись, основанная на богатейших переходах единого голубовато-серого тона, отличается незаурядным мастерством.

В его многофигурных композициях яркая характеристика образов соединяется с убедительной передачей их бытового окружения («В деревенском кабачке», 1660; Дрезден). Наконец, в числе его «интерьерных» композиций выделяется замечательная дрезденская картина, своеобразный автопортрет Остаде—«Живописец в своей мастерской» (1663). В этой картине, оригинальной по замыслу и по проникновенному истолкованию темы творческого труда, любовная передача натуры сочетается с тонким лиризмом настроения, а живописное мастерство художника достигает своей вершины. Ряд интересных произведений Остаде оставил в офорте и рисунке.

Ян Стен. Больная и врач. Конец 1650-х — начало 1660-х гг. Амстердам, Рейксмузей.

Ян Стен. Праздник бобового короля. Конец 1650-начало 1660-х гг. Касселъ, Галлерея.

Самым широким по тематике и самым демократичным по духу своих произведений из рассматриваемых представителей бытового жанра был Ян Стен (1626/27— 1679). Большая широта Стена сказывается не только в том, что ему принадлежат также произведения на библейские сюжеты, портреты и пейзажи, но и в тематическом разнообразии его жанровых картин.

Он пишет сцены быта состоятельных бюргеров и крестьянства, но главным образом из жизни мелкого бюргерства; он не ограничивается эпизодами повседневного домашнего быта — у него очень много картин, изображающих попойки в трактирах, празднества (например, «Праздник бобового короля»; Кассель), маленьких детей в школе и многие другие разнообразные мотивы.

Явное предпочтение он отдает сценам веселья. Стен — мастер бурного темперамента, яркой жизнерадостности; его образы почти всегда окрашены юмором. В композициях Стена, часто многофигурных, сильнее, нежели у других жанристов, развиты повествовательные моменты.

Образы его нередко грубоваты, его излюбленные герои — веселые собутыльники, подгулявшие бюргеры («Гуляки», Эрмитаж; «Веселое общество», Будапешт, и ряд других полотен). Нередко в этих картинах художник изображал себя и свою семью. Библейские сюжеты Стен обычно также воплощает в бытовых формах.

Живописное исполнение у Стена довольно часто неровное, композиция и пространственное построение не отличаются строгостью, в рисунке и в колорите бывают погрешности, однако лучшие его вещи стоят на уровне высоких достижений голландской жанровой живописи не только по своей содержательности, но и по мастерству.

К ним в первую очередь следует отнести картину амстердамского Рейксмузея «Больная и врач». Сюжет ее, восходящий к голландской поговорке «там лекарство не поможет, где замешана любовь», был очень популярен, и наиболее многочисленные вариации его, трактованные преимущественно с юмористическим оттенком, мы встречаем у самого Стена.

Амстердамская композиция, однако, резко выделяется из этого ряда не только отсутствием комического отпечатка, но прежде всего силой искреннего чувства, подлинной жизненной правдой в обрисовке действующих лиц и замечательной по своей красоте живописью.

Другие примеры живописного мастерства Стена — это эрмитажная картина «Гуляки», свободная, нарочито угловатая по композиционному построению, с ее серо-стальным общим тоном, с которым красиво сочетаются звучные пятна чистого цвета, или составляющая ей своеобразную противоположность по своей элегантности, по строгой законченности композиционной структуры, по эффектам солнечного освещения «Женщина, надевающая чулки» (1663; Лондон, Бекингемский дворец).

Герард Терборх. Точильщик. Начало 1650-х гг. Берлин.

Герард Терборх. Бокал лимонада. Между 1655 и 1660 гг. Ленинград, Эрмитаж.

Герард Терборх (1617—1681) выделяется среди названных мастеров артистическим складом своего дарования и утонченным колоритом. Он много путешествовал, бывал в Италии и в Испании (где изучал искусство Веласкеса).

Терборх выступал также как портретист; ему, в частности, принадлежит групповой портрет членов конгресса в Мюнстере, созванного для заключения мирного договора по окончании Тридцатилетней войны (1648; Лондон, Национальная галлерея). К ранним жанровым работам Терборха относится «Точильщик» (начало 1650-х гг.

; Берлин), композиция, стоящая особняком в его творчестве и воспринимаемая как вызов сложившимся в Голландии принципам жанровой живописи. Взгляд зрителя, привыкший к сверкающим чистотой голландским дворикам, к их аккуратным степенным обитателям, к настроению довольства и покоя, с изумлением останавливается на закоулке возле дома точильщика.

Обвалившаяся штукатурка, обнажившая выщербленные кирпичи стен, темные провалы двери и лишенных стекол оконных проемов, выбоины и камни никогда не убиравшегося двора, валяющийся здесь же сломанный стул — на всем печать нищеты и запустения.

Под стать своему окружению и обитатели этой трущобы — сам точильщик, склонившийся над точильным камнем, его клиент — бедный ремесленник, сидящая у входа в дом жена точильщика — изможденная женщина с выбившимися в беспорядке из-под чепца прядями волос; она занята поиском насекомых у своей маленькой дочки.

По контрасту с великим множеством произведений, изображающих повседневную жизнь Голландии в идиллическом свете, терборховская картина воспринимается как подлинный образ той Голландии, где бедные были беднее, чем где-либо.

Это один из ярких примеров развития тех подспудных тенденций в голландском искусстве, широкое проявление которых в общественных условиях страны было сильно затруднено. Недаром после столь многообещающего начала сам Терборх переходит к совершенно иному кругу образов.

Его основным объектом становятся сцены быта патрицианских семей, в которые он вносит оттенок особой Элегантности. Эти его картины не отличаются глубиной содержания, но они гораздо тоньше построены в сюжетном отношении и в характеристике действующих лиц, нежели, например, близкие к ним по тематике произведения Метсю.

К великолепным образцам жанровой живописи Терборха относится «Бокал лимонада» (Эрмитаж).

Так как и на этом этапе своего творчества Терборх во многом сохранил свойственную ему большую свежесть и остроту зрительного восприятия, то в его картинах наряду со ставшими уже привычными для голландских жанристов типами действующих лиц встречаются персонажи, как бы выхваченные из жизни, данные без малейшего признака условности, например деревенский почтарь в эрмитажной картине того же названия (1650-е гг.) или служанка в дрезденской картине «Дама, моющая руки». Число действующих лиц в произведениях Терборха невелико — всего двое-трое, но композиционное построение у него отличается своеобразной остротой — иногда художник применяет редкие для голландских жанристов пространственные эффекты («Урок музыки» в ГМИИ им. А. С. Пушкина, «Концерт» в Берлине). В отличие от других жанристов Терборх не вводит в картины большого количества подробностей, его интерьеры просторны, в них много воздуха; детали обстановки и отдельные предметы благодаря этому даны более выразительно и искусно обыграны художником. Предметы сервировки, например, объединяются у него в целостный натюрморт. При меньшей чисто пластической осязательности, чем у Метсю и других мастеров, передача их отличается у Терборха замечательной свежестью и тонкостью живописи (ковер, покрывающий стол в дрезденской картине «Дама, моющая руки», расписной фаянсовый кувшин на серебряном подносе в эрмитажном «Деревенском почтаре»). Своеобразно и живописное построение его картин, в которых на общем оливково-сером фоне изысканно выделяются большие пятна чистой киновари (полог кровати, скатерть на столе) и эффектные тона серебристо-белых или золотистых атласных платьев, в изображении которых Терборх был большим мастером. Как портретист Терборх является автором небольших тонко выполненных портретов интимного характера; нередко в них находят отражение лучшие качества художника. Там, где он чувствовал себя менее связанным, он показал себя зорким наблюдателем в передаче индивидуального облика человека («Автопортрет», Гаага, Маурицхейс; «Скрипач», Эрмитаж); там же, где он был скован условиями заказа и должен был дать портрет светского характера, свое преимущественное внимание он направляет на живописную сторону картины («Портрет дамы» в ГМИИ им. А. С. Пушкина).

Источник: https://www.rulit.me/books/vseobshchaya-istoriya-iskusstv-v-shesti-tomah-tom-4-s-illyustraciyami-read-347247-62.html

Ссылка на основную публикацию