Опахивание, мясоедов, 1876

Опахивание, Мясоедов, 1876

 1876 Г. 78 x 134 см 78 x 134 см. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Описание картины Мясоедова Г.Г.  «Опахивание»

Григорий Мясоедов, как глубоко любивший свою родину человек, занимался изучением древних обычаев языческого культа, всецело верил в чудодейственную силу ритуалов и заклинаний. Один из самых ярких обрядов – опахивание – художник запечатлел в одноименной картине.

Опахивание – древний славянский обряд, проводимый крестьянами во многих уголках России. Язычники верили, что этот ритуал способен прогнать или отпугнуть Коровью смерть – злое существо, вызывающее падеж скота.

Проводилось опахивание исключительно женщинами: девицами, незамужними, вдовами, старухами. Мужчинам же в это время строго запрещалось переступать за порог избы.

При первых признаках мора животных, женщины в полночь собирались на окраине деревни, раздевались до рубах или донага, распускали волосы, вооружались кочергами, ухватами, метлами и прочей женской домашней утварью.

Впрягшись в соху, они должны были обойти село, опахать его, оставив глубокую борозду, которую не сможет преодолеть Коровья смерть. Опахивание сопровождалось шумом, гамом, песнями, заклинаниями – крестьяне верили, что это поможет сильнее запугать болезнь.

Несмотря на важность ритуала, его изображения встречаются крайне редко. Славяне верили, что видеть его не должен никто, кроме участвующих в опахивании женщин.

Каждый встреченный мужчина жестоко наказывался, а животное – убивалось, т.к. могло на самом деле быть не кошкой или собакой, а самой Коровьей смертью, обратившуюся в них.

Поэтому картина Мясоедова – уникальное в своем роде полотно, приоткрывшее тайну важнейшего языческого обычая.

Художнику с великим мастерством удалось передать на холсте мистическую атмосферу обряда, эмоции женщин и их безграничную веру в помощь невидимых, но веками почитаемых высших сил. И каждая из них твердо знает, что в эту ночь надежды на хороший исход непременно сбудутся.

Лучшие картины Мясоедова Г.Г.

Опахивание, Мясоедов, 1876 Опахивание, Мясоедов, 1876 Опахивание, Мясоедов, 1876 Опахивание, Мясоедов, 1876
Опахивание, Мясоедов, 1876 Опахивание, Мясоедов, 1876 Опахивание, Мясоедов, 1876 Опахивание, Мясоедов, 1876
Опахивание, Мясоедов, 1876

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/myasoedov-g-g/myasoedov-g-g-opaxivanie/

Мясоедов художник

Опахивание, Мясоедов, 1876

Мясоедов Григорий – выдающийся русский живописец, основатель Товарищества передвижных художественных выставок, автор бытовых и исторических картин, а также нескольких замечательных пейзажей. Григорий Григорьевич Мясоедов появился на свет в семье мелкопоместного дворянина 7 апреля 1834 года в с.Паньково (Тульская губерния). Григорий Григорьевич рано начал проявлять художественные способности, его отец относился к этому с одобрением. Он начал свою учебу в Орловской гимназии, но, не окончив курса, в 1853 году с успехом поступил в Академию Художеств в Петербурге. Студенческие годы Мясоедова не были сытыми: он жил в маленькой комнате и зарабатывал на жизнь, работая в кондитерской. К тому же обучение в Академии было достаточно суровым.

В 1861 г. он был награжден малой золотой медалью за картину «Поздравление молодых в доме помещика», а в 1862 г. — большой золотой медалью и поездкой заграницу за картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы». С 1863 г. художник путешествовал по Европе, учился в частной римской Академии, работал в Риме, Париже, Брюсселе, Испании, Италии.

В 1867 г. во Флоренции он познакомился с Герценом А.И. и Ге Н.Н. За этот период он создал несколько известных картин, таких как «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента», «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Две судьбы». Во время пребывания в Европе его впервые посетила мысль о создании Товарищества передвижных художественных выставок.

Опахивание, Мясоедов, 1876

Бегство Григори Отрепьева из корчмы на литовской границе

Опахивание, Мясоедов, 1876

Поздравление молодых в доме помещика

Опахивание, Мясоедов, 1876

У чужого счастья (Две судьбы)

Мясоедов Г.Г. возвратился в Россию в 1869 г., а через год он получил звание академика за написание картины «Заклинание». Тогда в русской живописи наметились новые тенденции – отражение литературных тем.

Художник развернул активную общественную деятельность: он написал Устав Товарищества передвижных художественных выставок, добился объединения кружка московских художников с Артелью художников Петербурга, и 16 декабря 1870 г.

состоялось первое заседание Товарищества, где Мясоедов Григорий Григорьевич вошел в правление на сорок лет.

29 ноября 1871 г. состоялась первая выставка Товарищества в Петербурге, переместившись затем в Москву, Киев и Харьков. Мясоедов представил на эту выставку полотно «Дедушка русского флота».

Через год в марте была организована вторая выставка, где художник выставил свою одну из лучших картин — «Земство обедает». Эта картина показывает, какое бывает земство: земство-господа и земство-крестьяне.

И не зря он сосредоточил свое внимание на крестьянах: они все разные, но видно их внутреннюю сосредоточенность, красоту человека-труженика.

В 1873 г. Мясоедов пишет другую фундаментальную картину «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года», где он опять с неповторимым мастерством изобразил крестьян, которые слушают текст манифеста, но пока еще не могут понять, как к этому событию относиться, они не делают поспешных выводов, проявляя мудрость в этом деле.

Григорий Григорьевич изучал древние обычаи и поверья народа и их роль в жизни крестьянства. Многие из этих обычаев легли в основу картин: например, на полотне «Опахивание» (1876 г.) изображены крестьяне, впрягающие в плуг девушек, таким образом защищая себя от нечистой силы.

Опахивание, Мясоедов, 1876

Дедушка русского флота

Опахивание, Мясоедов, 1876

Земство обедает

Опахивание, Мясоедов, 1876

Чтение манифеста 19 февраля 1961 года

Опахивание, Мясоедов, 1876

Молебен на пашне о даровании дождя

Опахивание, Мясоедов, 1876

Опахивание

Опахивание, Мясоедов, 1876

Самосжигатели

Сожжение протопопа Аввакума

Мясоедов Г.Г. занимался музыкой, играл на скрипке (в Товариществе был организован квартет, там художник играл на альте). В классической музыке Григорий Григорьевич часто находил отдых от своих душевных терзаний, утверждая, что только минор (а не мажор) отражает правду жизни.

Он самозабвенно любил музыку, видя в ней непосредственное отражение подсознания человека, которое не может врать, а говорит только правду.

Это было в характере Мясоедова: он был интересным, находчивым, остроумным, сочетая эти черты характера с озлобленностью, едкостью, ироничностью, некоторые его высказывания были просто оскорбительны. Он не любил высшее общество и царских придворных.

Несмотря на это Григория Григорьевича радушно принимало дамское общество, а он не оставался в долгу перед ними, но все же он считал женщин корыстными во всех отношениях. Григорий Григорьевич не чурался самокритики, называя себя таким же эгоистом и лжецом, как и все общество в целом.

В работах Мясоедова Г.Г. всюду чувствуется его гражданская позиция, понимание обманутого крестьянства, стремление к демократизму, которое стало овладевать умами всех представителей передовых слоев общества (примером тому могут служить его картины «Чтение манифеста 19 февраля 1961 года», «Земство обедает», «Самосжигатели»).

Но Григорий Григорьевич был не только глубоко думающим, но и тонко чувствующим человеком: например, его картина «Дорога во ржи» полна искренней душевной поэзии, она с легкостью остается в памяти у зрителя, оставляя след в душевном теле. На картине изображена рожь, край уходящей тучи на вечернем небе, одинокая фигура нищего идет по тропинке.

В этой картине совершенно отсутствует заранее установленная модная тенденция.

Мясоедов Г.Г. в начале своего творческого пути был новатором с оригинальными, передовыми идеями.

Но его дальнейший путь был тяжелым, когда модернистские течения в искусстве несмело стали проникать в Товарищество, он показал себя консерватором, не признающим ничего кроме реализма, но все же его терзали сомнения, разочарования и одиночество.

О новых талантливых пейзажистах (например, Левитане) Мясоедов имел уничижительное суждение: «писать всякую пакость в природе: тающий снег… да тут без калош не пройти, а они любуются слякотью». Он шел против сложившейся действительности, а она растаптывала все его доводы, увлекая публику модерновыми веяниями.

В самом Товариществе начались серьезные разногласия, грозившие расколом. Первыми из его рядов вышли семь выдающихся художников (Серов, Архипов, Васнецов, Досекин, Светославский, Первухин и Левитан). Но после рокового заседания Совета Товарищества в Академии наук в правлении остался один Мясоедов, он готов был в одиночку защищать традиции передвижничества.

С 1876 г. Григорий Григорьевич теряет творческую хватку, он осуществил свое желание уехать: он поселился в имении Павленки под Полтавой, где занимался садоводством и почти оставил мысли о Товариществе, а оно продолжало жить своей жизнью, вбирая в себя новых талантливых художников.

В это время он создает полотна, где стремится показать слаженность крестьянского труда («Дорога во ржи», «Косцы» и др.). Этим картинам он придавал особое значение, наполняя их ярким, жарким солнцем и сильными, красивыми фигурами работающих крестьян.

Также он нередко выезжал в Крым, где создал много пейзажей.

Дорога во ржи

Жница

Крым. Осенний вид

Лесной ручей. Весной 1890 г.

Осеннее утро

Первый оттиск. Портрет И.И.Шишкина

Портрет старухи

Портрет шахматиста А.Д.Петрова

Пристань в Ялте

Хотите владеть иностранными языками? Нет ничего проще! На BKC — International House все желающие могут посещать курсы английского языка для начинающих. Дающие стопроцентный результат, уроки помогут вам освоить английский в самые короткие сроки.

Родник

Страдная пора (Косцы)

Через степь. Переселенцы

По велению судьбы в Полтаве состоялась передвижная выставка, ее организаторы обратились к Мясоедову за помощью в поиске выставочного помещения. Выставка состоялась, что дало Григорию Григорьевичу возможность, как старому боевому коню, встрепенуться, и душа художника ожила.

Он возвращается в Петербург и вынашивает мысль о большой работе: какую бы тему он мог раскрыть? Народничество было непопулярно, а деятельность революционеров не освещалась в литературе и проходила мимо многих художников. Он хотел отразить целую эпоху в лице великих людей.

Он пишет картину «Пушкин на вечере у Мицкевича», которая, к сожалению, не произвела должного впечатления на публику.

Уже пожилой Мясоедов остро почувствовал свое одиночество: семьи не стало, сын редко общался с ним, не приемля его образа жизни, в обществе он появлялся только в тесном кругу своих старых товарищей-передвижников. Только одна музыка умиротворяла его терзаемую душу.

Мясоедов Г.Г. вернулся в свое полтавское имение, в свой старый дом с прекрасным садом, где он умер в 1911 г.

???? Наташа | 2012-05-22, 08:25 | ???? 484

Источник: https://art-assorty.ru/1219-myasoedov-hudozhnik.html

Григорий Мясоедов: жизнь и творчество художника

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911), русский художник, мастер живописи, представитель искусства «передвижников».

Содержание

  • Биография Григория Мясоедова 
  • Творчество Григория Григорьевича Мясоедова 
  • Интересные факты из жизни художника
  • Картины Г.Мясоедова 
  • Библиография

Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. В детстве мальчик много читал, часто рисовал. Отец всячески поощрял его интерес к художеству.

Свое обучение будущий художник начал в Орловской гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков.

В 1853 году он поступил в Академию Художеств. Непростая ситуация сложилась между художником и его отцом. Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их.

В 1861 году за полотно «Поздравление молодых в доме помещика», Мясоедов получил малую золотую медаль.

В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был поощрен пенсионерской поездкой.

В 1863 году он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме он занимался в частной Академии.

В 1867 году он живет во Флоренции, где знакомится с семьей опального А.И.Герцена, с литературоведом А.Н.Веселовским, и с семьей художника Николая Ге. Здесь же он создал картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».

В конце 1860-х годов, находясь за границей, Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников. 16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов. Он стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет.

29 ноября 1871 года в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове.

Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота», а в марте 1872 года открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает». Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному», отмеченному В.В.Стасовым.

Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. У подъезда земской управы расположилась группа крестьян. Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа.

Через открытое окно видно как лакей старательно вымывает посуду, множество бутылок и графинов. В картине изображена бедность в контрасте с богатством. Главными героями картины становятся крестьяне.

Художник запечатлел разнообразие их характеров, их особую красоту и душу.

В довольно короткий срок художником была написана картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». В картине раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.

В 1876 году художник переселился на хутор близь Харькова. Он увлекся садоводством и огородничеством. С этого момента можно отметить начало спада в его творчестве. Меняется его отношение к крестьянской жизни. Мясоедова привлекали темы, раскрывающие народные поверья и традиции.

В картине «Опахивание» изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.

В 1882-1884 художник работает над историческим полотном «Самосожигатели». В нем художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе.

В 1880-е годы Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». На картине изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.

В 1880-е пейзажи Мясоедова получили признание публики. Он выбирал простые мотивы, неброские виды южного Крыма. Среди этюдов встречались и марины.

В конце 1880-х Мясоедов живет в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Осенью и зимой художник уезжал в Крым. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».

В 1890-1900 годах в его произведениях чувствуется влияния салонной живописи. Художник много работал в графической технике. Он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Он также организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству.

Как и многие передвижники Мясоедов в 1890-е года пережил кризис.

Он осознавал, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».

Умер Григорий Григорьевич в 1911 году, в своем имении Павленки близ Полтавы.

 Творчество Григория Григорьевича Мясоедова

Еще в годы обучения Мясоедов написал жанровую картину «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) и полотно на историческую тему «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин.

В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра.

Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.  

Опахивание, Мясоедов, 1876

Поздравление молодых в доме помещика

Опахивание, Мясоедов, 1876

Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе

Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью.

Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа — Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г.

, когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г.

состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом). А 29 ноября 1871 г.

в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)» (1871), в которой решение исторической темы дано в бытовом плане.

          В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова — «Земство обедает» (1872). Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян.

Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук — вот их обед.

А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же — множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет — сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности.

Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разноооразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту. 

Опахивание, Мясоедов, 1876

         В другом фундаментальном полотне Мясоедова — «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873) — раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.

«Признаюсь, — писал один из критиков, — мне не удавалось видеть (после «Бурлаков» г. Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц».

Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны. 

Опахивание, Мясоедов, 1876

         Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа.

Так, в картине «Опахивание» (1876) показано старинное ритуальное дсиство: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В 1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами «Засухи», где представлен молебен в поле.

Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину «Самосжигатели» (1882-84), сюжет которой стоит в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами.

          К началу 1880-х гг. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже «Дорога во ржи» (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в «Косцах» (1887).

Опахивание, Мясоедов, 1876

Дорога во ржи

Опахивание, Мясоедов, 1876

Страдная пора (Косцы)

 Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм.

Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий. Полностью отказавшись от критического начала, художник отказался тем самым от основного принципа художественной системы 1870-х гг.

Не освоив нового образного языка и не будучи подготовленным к восприятию художественных идей нового поколения живописцев, Мясоедов оказался в числе тех представителей ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников.

Последние годы жизни художника не внесли ничего существенного в его творчество.

Интересные факты из жизни художника 

Внешность Мясоедова говорила сама за себя.

Высокий, с умным лицом, длинным и искривленным набок носом, с сухой, саркастической улыбкой тонких губ, прищуренными глазами. В речи его звучали оригинальные, передовые мысли, парадоксы, часто ирония и едкий сарказм.

Григорий Мясоедов был человеком сложным, в общении невыносимым. Его резкий характер иногда оказывался даже для близких нестерпимым.

Не ужившись с первой женой — пианисткой, в Харькове он сошелся с молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила сына.

Но свободолюбивый Григорий Григорьевич был уверен, что девица поймала его «словно перепела в сети». У него были какие-то основания считать, что Ванечка не его.

Оформил бумагу об усыновлении собственного ребенка, а жене запретил проявлять материнские чувства к мальчику. Ксения была для Вани обычной кухаркой…

Наконец Мясоедов безжалостно оторвал ребенка от матери, отдав отпрыска на воспитание другу-пейзажисту Киселеву в Москву. Это случилось, когда Мясоедов позировал Репину для картины.

— Илья взял царя Грозного с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, — говорил потом художник.

Впрочем, после одного случая Григорий убедился, что Ваня — его кровь. Как-то раз во время очередного застолья у Киселевых гости зашумели: «А где Ванечка? Где ваш воспитанник?» Киселевы долго упирались: да он, мол, такой бука, молчун, всего боится. Но привели Мясоедова-младшего.

Ваня понял, что талантливая публика ждет от него не пошлой сказки, стишка, песенки, спетой дрожащим от волнения голоском, — им нужна более эстетическая акция.

Ваня подошел к художнику Маковскому и смачно высморкался в полу его шикарного сюртука. После этой «живой картины» у Мясоедова-старшего никаких сомнений не осталось — «мой сын».

В тот же день он забрал 7-летнего Ванечку домой — в пригород Полтавы.

Но ничего фактически в отношениях отца и сына не поменялось. В момент агрессии художник мог так ударить сына, что даже подумывал, что убил отпрыска. А увлечение Вани гирями, цирковым искусством считал постыдным.

— Несчастье мое, дубина! — часто шпынял он подрастающего мальчика.

В 1899 году умерла от туберкулеза Ксения, которая была единственным добрым человеком в жизни парня. А после того как Григорий насмелился сообщить Ване, что тот не приемыш, а родной сын, Мясоедов-младший фактически отрекся от отца. Поселился во флигеле, месяцами не разговаривал с папой, а его гостей провожал только до крыльца.

— Нет, это не мой сын, а какое-то отродье. Я человек слабый, болезненный, откуда взялся этот верзила? Художника из него никогда не выйдет, а что выйдет — неизвестно. Иван-дурак… — так оценивал студенческое творчество Вани Григорий.

Но когда в 1911 году Мясоедов-старший умирал, сын явился. Под музыку Баха и Шопена рисовал отца на смертном ложе. Иван со старанием выводил линии спазматически открытого рта, обводил контуры страдальчески заостренного отцовского лица в агонии. Что двигало рукою сына: искусство или ненависть, наверное, даже сам автор не знал.

На двух посмертных выставках (в Полтаве и Москве) Иван безжалостно распродал все богатое наследие отца, не пощадив его работ и коллекции, составленной из дарственных работ Репина, Шишкина, Дубовского.

Читайте также:  Гжельский музей

А в 1919 году, когда Иван Мясоедов навсегда покинул родину, перед эмиграцией он с каким-то садизмом уничтожил в усадьбе все, что касалось Григория: эскизы, переписку мастера.

После войны в одном из зданий на усадьбе Мясоедовых полтавчане решили сделать музей, но нашли там лишь один автопортрет Григория…

Библиография

  • Мясоедов Григорий Григорьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Масалина Н. В. Мясоедов. — М.: Искусство, 1964. — 96 с. — 10 000 экз. (обл.).

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: bibliotekar.ru, artonline.ru, kp.ua

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Григорий Мясоедов: картины художника

Григорий Мясоедов — все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Григорий Мясоедов: жизнь и творчество художника

5 (100%) 2 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/mjasoedov-grigorij.html

Григорий Мясоедов «Опахивание»

Опахивание, Мясоедов, 1876

  • Григо́рий Григо́рьевич Мясое́дов (Grigoriy Myasoyedov)
    Название: «Опахивание»
    Год написания: 1876 год
    Место: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Направление: Реализм

Мастер живописи и графики Григорий Мясоедов подарил почитателям своего таланта известное художественное произведение «Опахивание» в 1876 году. Уникальная картина написана маслом на холсте. Она являет собой воспроизведение древнейшего обряда славян, который проводили женщины-крестьянки в то время, когда начинал падать скот.

Кстати, такие изображения встречаются крайне редко. Мясоедов решился изобразить такой языческий обряд, который, считалось, способен защитить скотину от гибели, ведь крестьяне опахивают все село от злых духов.

Суть обряда в том, что нужно образовать борозду кругом, чтобы «коровья смерть» никак не смогла через нее перейти. Тяжелый плуг должна тянуть впряженная в него незамужняя, полностью обнажена девушка в сопровождении деревенских женщин.

Разгоревшийся костер кинул блики на лица действующих персонажей, поэтому хорошо видно, что глаза женщин полны мистического ужаса и панического страха. Крестьянкам кажется, что они посвящены в какое-то таинство, ведь весь процесс достиг наивысшей точки, после которой должна наступить развязка.

Главная фигура обряда – колдунья. Она руководит процессией, является распорядительницей ритуальной церемонии, однако к зрителю эта женщина повернута спиной. Художник сделал это умышленно, ведь образ ведуньи легко узнать лишь по странному облачению.

Взгляды и помыслы участниц обряда сосредоточены на огне. Известно, что огненная стихия имеет большую силу очищения. На виднеющемся вдали горизонте начинает светлеть: близится утро. В этих ранних сумерках фигуры многих участниц ритуала просто угадываются.

Сам Григорий Григорьевич занимался изучением обычаев предков, он безгранично верил и в чудодейственность изображенного на картине «Опахивание» ритуала. Художник красками создал атмосферу надежды на хороший исход под влиянием высших сил природы.

Источник: opisanie-kartin

Источник: https://mirovoeiskusstvo.ru/?p=332

Мясоедов Г.Г

Опахивание, Мясоедов, 1876

Для увеличения — нажмите на изображение

Автопортрет. 1878

 Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии в 1834 году. Принадлежит к древнему дворянскому роду Мясоедовых. Учился в Орловской гимназии, но бросил ее, серьезно увлекшись рисованием. Отец всячески поощрял его интерес к искусству. 

В 1853 году Григорий поступил в Академию Художеств в Петербурге. В этот период у художника возникает конфликт с отцом, который полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный с натуры портрет отца помирил их.

В годы обучения в Академии художник сильно нуждается, часто, по его свидетельству, он вынужден был «разрисовывать пряники и золотить рога гипсовым баранам», чтобы заработать на жизнь.

Художник берет бытовой жанр как основное направление своего творчества. Ранние картины Мясоедова посвящены деревне: «Урок пряжи» (1859), «Деревенский знахарь» (1860) и «Поздравление молодых в доме помещика» (1861), за которую живописец получил малую золотую медаль.

В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, написав на заданную тему композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», за которую получил большую золотую медаль и был удостоен шестилетней командировки за границу.

В 1863 году он ездил по городам Европы, в Риме занимался в частной Академии. В 1867 году живет во Флоренции, где сближается с семьей опального А.И. Герцена, и с семьей художника Николая Ге.

Тогда же он пишет картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто». В это же время Мясоедов изучает русские народные обычаи и легенды. Картина «Опахивание» (1867) посвящена древнему языческому обряду, защищающему скот от болезни.

В 1869 году Мясоедов вернулся в Россию. В Москве создает картину «Заклинание», за которую удостаивается звания академика.

Еще за границей ему пришла идея организовать Товарищество художников. «Мы считаем совершенно необходимой полную независимость Товарищества от других поощряющих организаций», – писал он своему товарищу К. Лемоху.

В 1863 году, когда Мясоедов находился за границей, в Академии произошел знаменитый «бунт четырнадцати».

Группа соискателей на большую золотую медаль потребовала, чтобы Совет предоставил им возможность самим выбирать тему для работы, и когда Совет не удовлетворил их требование, демонстративно вышла из состава Академии, отказавшись таким образом от денежной премии и пенсионной поездки за границу. Во главе «бунтарей» стоял Крамской, возглавивший «Первую художественную артель».

В 1869 году Мясоедов предложил создать Товарищество. Предложение Мясоедова предполагало наладить широкий показ живописи. В ту эпоху картины мало выставлялись, их видели в основном только в узком академическом кругу.

Поэтому придуманные членами Товарищества передвижные выставки имели большое социальное и культурное значение.

Мясоедов деятельно участвовал во всех выставках товарищества и постоянно заботился о его материальной независимости.

В конце 1880-х Мясоедов переселяется в свою усадьбу Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова). Усадьба была обширной: с садом, парком и прудом. С осени художник уезжал в Крым. В этот период он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству, которым давно увлекался.

В 1890-е годы художник переживал кризис. Он одинок, с семьей по каким-то причинам он давно разошелся и едва поддерживает отношения со своим сыном Иваном, интереснейшим художником с многосложной судьбой послереволюционного времени.

Товарищество, дело его жизни, пришло к упадку, художник осознает, что его время безвозвратно ушло.

Полностью отказавшись от «критического направления», столь принципиального для передвижничества, художник отказался тем самым от основ художественной системы 1870-1880-х гг.

Неподготовленый к восприятию новых художественных идей, Мясоедов оказался в числе тех членов ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников.

Мясоедов также писал религиозные картины для храма Спаса на Сенной в Санкт-Петербурге. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».

  • В 1911 году Григорий Григорьевич Мясоедов умер в своем имении Павленки.
  • *   *   *
  • Галерея (33 изображения)

*   *   *

Источник: http://gorenka.org/index.php/myasoedov-g-g

«Земство обедает» в Новосильском уезде. К 175-летию со дня рождения Г.Г. Мясоедова

Картина Григория Григорьевича Мясоедова «Земство обедает» была и есть наиболее известное произведение художника, хотя он постоянно работал, создавая все новые и новые вещи (их немало приобрел П.М. Третьяков и другие коллекционеры).

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834—1911) — выдающийся русский живописец. Владимир Васильевич Стасов всегда называл его в первой пятерке лучших русских художников XIX века. В 1870 году в возрасте 36 лет он был удостоен звания академика. Наряду с крупнейшими русскими живописцами Мясоедов был участником Всемирных выставок в Париже в 1867 и 1878 годах.

В 1870 году Мясоедов собрал вместе всех лучших представителей искусства России в Товарищество передвижных художественных выставок. Его соратниками в создании Товарищества сначала стали московские художники В.Г. Перов, Л.Л.

Каменев, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников. Затем Мясоедов поехал в Петербург и убедил группу художников северной столицы присоединиться к москвичам. Среди первых, кто поддержал Мясоедова в Петербурге, были Н.Н. Ге и И.Н. Крамской.

Отмечая 175-летний юбилей художника, расскажем о картине «Земство обедает», так как до сих пор о ней известно немного.

В монографии И.Н. Шуваловой, посвященной Мясоедову, читаем: «К сожалению, нам неизвестна история создания этого произведения. Не сохранилось ни одного подготовительного наброска, нет никаких письменных свидетельств художника или его друзей о том, как и где протекала работа над картиной…

»[1] Еще ранее Н.В. Масалина[2], один из первых биографов Мясоедова, писала: «История создания картины “Земство обедает” осталась неизвестной. Подобную сцену художник мог наблюдать в жизни.

Не случайно под воздействием этой картины известный писатель Гаршин пишет историю N-ского Земского собрания».

Нам удалось несколько приоткрыть завесу таинственности над тем, где мастер мог видеть подобную сцену.

Григорий Григорьевич был сыном мелкопоместного дворянина, и, следовательно, время от времени ему приходилось посещать земство в том уезде, к которому относилось поместье отца. В этом направлении мы и предприняли поиски.

Поскольку село Паньково, где родился и вырос художник, во второй половине XIX века входило в Новосильский уезд Тульской губернии (сейчас город Новосиль и село Паньково входят в состав Орловской области), автор данного эссе обратился в Новосильский краеведческий музей с просьбой об идентификации здания, изображенного на картине Мясоедова. Директор музея Мария Андреевна Казначеева сообщила, что уездное земство было полностью разрушено во время войны, а после восстановления утратило свой прежний облик. Фотографии старого здания не сохранились. Однако в фондах музея имеется письменное свидетельство уроженца села Паньково Анания Семеновича Ремнева, работавшего в здании бывшего земства первые годы после революции, о доме, который изображен на картине его знаменитого земляка. Приведем некоторые строки из этого документа: «Крыльцо и вообще фасад здания, расположение окон точно напоминает мне здание бывшего Новосильского земства. Видимо, его Мясоедов видел и положил на полотно».

Как бы убеждая своих будущих оппонентов, Ананий Семенович еще раз подчеркивает: «Точно такой же был фасад и крыльцо у здания Новосильского земства. В этом здании 28 января 1918 года проходил первый Уездный съезд, и после располагался Уисполком. Я был секретарем — членом Президиума».

Казначеева так комментирует эти сведения: «Ремнев А.С. был избран в 1920—1922 годах депутатом Уисполкома. Посещал наш музей. Я с ним была хорошо знакома. Он утверждал, что на картине здание земства Новосильского. Ананию Семеновичу я верю».

Благодаря упомянутым выше свидетельствам можно с достаточной долей уверенности говорить, что Мясоедов написал сцену скудной крестьянской трапезы, опираясь на местный материал. И в это нетрудно поверить.

Ведь в молодые годы художник, приезжая на каникулы из академии, мог подменять стареющего отца и бывать в Новосиле.

Читайте также:  Рыбная ловля, перов, 1878

Выезжая из села утром по холодку (а от Паньково до Новосиля около 40 верст), не спеша, как раз к обеду и можно было туда добраться.

Конечно, молодого художника не могла не привлечь подобная сценка, полная особого смысла. И родился у него замысел произведения, которому суждено было обрести мировую известность.

Чем же интересна эта на первый взгляд неброская картина?

Кажется, ничего особенного: на фоне светлой стены дома несколько крестьян отдыхают и перекусывают своей нехитрой деревенской провизией.

Это крестьянская часть земства вышла из душных комнат пообедать чем Бог послал: кто-то жует сухой хлеб, кто-то сдабривает его щепоткой соли или пучком молодого зеленого лука. Всех их объединяет невеселая дума.

Понимают они, что плетью обуха не перешибешь, и потому не надеются на справедливое отношение к своим наболевшим делам.

Волнообразное композиционное построение народной группы показывает, какая мощная потенциальная сила скрыта во внешне покорном и бессловесном крестьянстве. Эта волна может все снести на своем пути.

Но пока крестьяне задумчивы и спокойны. Они написаны с явной симпатией и сочувствием к тяжелой доле тружеников. Убедительны их живые умные лица, естественны позы. Это не натурщики, а живые народные типы.

Что касается чисто живописных задач, которые ставил перед собой художник, то он использовал выразительное контрастное решение: на фоне светлой желтой стены плотными силуэтами выделяются фигуры персонажей.

На переднем плане холодная тень от здания соседствует с освещенным солнцем участком и свежей зеленью в правом углу картины, где Мясоедов расположил интересную в колористическом и содержательном отношении фигуру крестьянина.

«Земство» впервые было показано на Второй выставке ТПХВ в 1872 году[3] под названием «Уездное земское собрание в обеденное время». По свидетельству современников, картина Мясоедова была лучшей среди жанровых работ, представленных на выставке.

О ней очень высоко отозвался Крамской — один из самых взыскательных художников и критиков. В письме к Перову, анализируя экспонаты передвижной выставки Товарищества, он писал: «Пейзажный отдел и отдел портретов — блистательный жанр — средний и даже положительно хорош.

А картина Мясоедова — прекрасная».

Как у каждого живописного произведения, у работы «Земство обедает» — своя история и своя судьба.

Благодаря письменному свидетельству Анания Семеновича Ремнева, с достаточной долей уверенности можно говорить о тульско-орловских истоках, питавших этот замысел.

Мясоедову поступило предложение от Императорской Академии художеств продать картину в академический музей. Художник оценил ее в 1200 рублей. А пока академия раздумывала, к Мясоедову с тем же предложением обратился П.М. Третьяков: он пожелал приобрести «Земство» для своей коллекции, но просил снизить объявленную стоимость.

Как истинный купец, Третьяков никогда не покупал картину за предложенную авторами цену, всегда старался ее снизить. И здесь он остался верен своей привычке. На предложение Третьякова Мясоедов ответил: «Милостивый государь Павел Михайлович!..

Мне, конечно, приятно Ваше желание поместить мою работу в Вашу галерею, и, считая за честь попасть в Вашу коллекцию, я готов сделать всевозможную уступку из назначенной цены; цена, объявленная мною Академии за “Земский обед”, 1200. Но так как Академия до сих пор ничего определенного не говорит и так как мне гораздо приятней быть у Вас, а не в Академии…

то я понижаю до 1000 рублей. Думаю, Павел Михайлович, что, взяв в соображение цены, назначенные другими художниками, которые Вы не находите чрезмерными, я в требовании не перехожу за границу справедливости, и мне будет очень жаль, если Вы не захотите на столько же продвинуться вперед, на сколько я отступил.

Будьте добры, Павел Михайлович, сообщите Ваши окончательные намерения, чтобы я мог свободно располагать своими поступками и чтобы меня не смущало напрасное желание попасть в Вашу коллекцию.»[4]

Третьяков не оценил поступок художника, живущего только от продажи своих произведений и тем не менее снизившего цену за полотно на 200 рублей (а это очень немало; как вспоминал сам Мясоедов, в те времена на 8 копеек можно было пообедать щами и кашей с маслом). Но Павла Михайловича трудно было уговорить заплатить больше, чем он наметил. Он предложил понизить цену еще на 100 рублей, желая заплатить за картину не более 900.

На вопрос о новом снижении цены Мясоедов ответил: «Мое искреннее желание, многоуважаемый Павел Михайлович, сделать всевозможную уступку, чтобы только сойтись к обоюдному удовольствию: хотя сто рублей гораздо более значат для меня, чем для Вас, тем не менее я согласен получить от Вас 900 рублей, но чистых, то есть без вычета тех 5 %, которые я должен заплатить Товариществу; говоря яснее, я прошу Вас, возвысьте до 945, и думаю, что Вы не будете в претензии за эту маленькую прибавку.»[5]

Остается только удивляться бесконечным уступкам художника. Он шел навстречу Третьякову только потому, что его галерея была открыта для посетителей, а музейной коллекцией Академии художеств пользовались лишь ее студенты и преподаватели.

В результате переговоров Третьяков приобрел картину Мясоедова в 1873 году за 945 рублей. Однако Павел Михайлович остался чем-то недоволен и в 1876 году решил расстаться с полотном. Причем был готов уступить его за меньшую сумму, чем купил у художника. Узнав о замыслах коллекционера, Мясоедов написал: «.

уверяю Вас, Павел Михайлович, что я очень доволен, что моя картина у Вас, а не у кого другого. Жалею, что Вы разочаровались в “Земстве”.

»[6] Будучи человеком честным до щепетильности, художник предложил Третьякову оставить себе 500 рублей из тех 2000, что тот обещал выплатить за другую его картину («Чтение Положения 19 февраля 1861 года»), чтобы «покрыть потерю, могущую произойти при продаже. прежней картины».

Поразмыслив, Третьяков передумал продавать «Земство», но что-то в картине его все же смущало. Он обратился к Мясоедову с просьбой внести некоторые исправления. Художник не только согласился поработать со своим завершенным полотном; он дал самые точные указания, как переправить работу в Харьков, где жил в то время: «Милостивый государь Павел Михайлович!..

Всякое исправление в картине “Земский обед” я готов сделать, и, если бы Вы нашли возможным прислать ее теперь же, я занялся бы ею тем с большей охотой, что не имею никакой срочной работы, ибо картину, которую готовлю к выставке, могу писать только летом [речь идет о картине «Засуха. Молебен на пашне». — А.Х. ].

Если Вы найдете возможным вынуть “Земство” из рамы для безопасности и прислать ее тотчас по железной дороге на станцию, а квитанцию в дом Волжско-Камского банка на Рыбную улицу, то я сделаю все, что смогу, чтобы устранить те недостатки, которые в ней замечаются.

»[7] А в следующем письме он уведомил Третьякова: «Картина, высланная Вами для исправления, “Земский обед” получена мною в совершенной исправности, по исправлении всего, что можно, немедленно вышлю ее к Вам.»[8]

Автор данной статьи задался целью найти первоначальный вариант полотна Мясоедова. Помогла книга И.Н. Шуваловой[9].

Знакомясь со списком произведений художника, скрупулезно собранных ею, на странице 136-й автор обнаружил желанные строчки: «Две гравюры на одном листе: “Земство обедает” и “В осажденном городе” 17,6 х 12,1; 31,2 х 21,6. В издании: Иллюстрированный каталог второй передвижной художественной выставки. СПб., 1873».

Эта гравюра, несомненно, была сделана с полотна, которого еще не касалась кисть мастера при последующей переписке. Ведь каталог был издан в 1873 году, а вопрос о некоторых переделках в изображении возник лишь зимой 1876-го. Надо было искать гравированный оттиск.

В Российской государственной библиотеке нужного издания не оказалось.

И тут вспомнилось, что Стасов, активно интересовавшийся деятельностью Товарищества, именно в годы издания каталога (1872—1873) начинал работу в качестве заведующего художественным отделом Санкт-Петербургской публичной библиотеки. Уж он-то, подумалось, не мог пропустить издание с изображениями произведений передвижников. Но вот сохранился ли каталог на протяжении 135 лихих и для страны и для Петербурга лет.

В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге в отделе эстампов удалось выловить в безграничном книжном море крохотный оттиск с гравюры. Действительно, она была исполнена с того первоначального варианта картины, который экспонировался на Второй передвижной выставке.

Пересылая Мясоедову картину, Третьяков высказал некоторые свои пожелания по ее доработке. В частности, он считал, что в таком серьезном по замыслу полотне куры на переднем плане мешают.

Художник ответил так: «Думаю, что не куры мешают, а некоторые другие малые недостатки, которые Вы тоже, вероятно, не найдете лишними». И действительно, дело было не в курах, а прежде всего… в петухе: игривая походка куриного ухажера в направлении кур не оставляла сомнений в его намерениях.

Это отвлекало зрителей и мешало сосредоточиться на серьезности замысла полотна. Стоило Мясоедову убрать одиозную фигурку, как все встало на свои места.

Художник переосмыслил и переработал практически всех действующих лиц. Ведь к 1876 году, когда он принялся за доработку «Земства», за его плечами уже был опыт создания картин «Чтение Положения 19 февраля 1861 года» (ГТГ) и «Опахивание» (ГРМ), многих этюдов, портретов, эскизов.

Он чувствовал себя более уверенно, чем в 1871 году, когда только начинал «Земство». В первоначальном варианте картины в фигурах крестьян, во всех вместе и в каждой в отдельности, чувствовалась какая-то обреченность и безысходность.

После доработки это впечатление исчезло; в крестьянской группе появились спокойная раздумчивость и вызывающая уважение внутренняя сила.

Наиболее значительно был изменен крестьянин, сидящий на ступеньке крыльца: вместо дряхлого, согнутого годами, растерянного старика с натруженной спиной зрители видят крепкого мужика, знающего себе цену. Художник несколько переписал и изображение металлического навершия крыльца, что позволило ему разместить на верхней доске читаемое название уездной управы.

Как мы видим, Мясоедов внимательно поработал над присланной из Москвы, порядком уже забытой им картиной. А когда краски просохли, вернул полотно владельцу.

Нынешнее «Земство» — переработанный в 1876 году вариант картины, написанной художником в 1871—1872 годах. Вот почему в отдельных изданиях под репродукцией этого произведения стоит реальная дата завершения работы над полотном — 1876 год. Эту дату можно встретить и у Стасова, имевшего возможность видеть как первоначальный вариант картины, так и окончательное решение.

Третьяков был удовлетворен действиями Мясоедова, и у него больше не возникало желания расстаться с «Земством».

  1. Шувалова И.Н. Мясоедов. Л., 1971. С. 55.
  2. Масалина Н. Земство обедает, картина Г.Г. Мясоедова // Гос. Третьяковская галерея. М. 1950.
  3. В переписке с П.М. Третьяковым, желавшим приобрести картину, Мясоедов называл ее «Земский обед». Свое нынешнее название полотно получило значительно позже.
  4. Мясоедов Григорий Григорьевич: Письма, документы, воспоминания. М., 1972. С. 58 (Далее — Мясоедов. Письма).
  5. Там же, с. 58-59.
  6. Там же, с. С. 75.
  7. Там же.
  8. Мясоедов. Письма. С. 76.
  9. Шувалова И.Н. Мясоедов. Л., 1971. С. 136.

Источник: https://www.tg-m.ru/articles/3-2009-24/zemstvo-obedaet-v-novosilskom-uezde-k-175-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-myasoedo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector