Охота на тигров и львов. 1617–1618
Композиции, посвященные охоте и сражениям, мастер создавал в период с 1615 по 1621, реализовывая главную цель своего искусства — изображать жизнь в ее динамичности и воплощать реальный момент, допуская некоторую долю вымысла. Работы художника не производят мрачного впечатления, не отталкивают и, как заметил один из современников, «в этом ужасе есть что-то восхитительное».
Создавая знаменитые сцены охоты, Рубенс играл на чувствах публики, заставляя ее сопереживать происходящему, а также использовал неподдельный интерес народа к экзотическим животным. Европа в XVII веке только открывала для себя мир других континентов.
Лишь очень немногие воочию видели настоящих мавров, арабов, гиппопотамов, а также африканских жирафов, индийских слонов или бенгальских пиров.
Рубенс был одним из тех, кто наблюдал подобную экзотику в зверинцах вельмож, на которых он работал или с которыми встречался в ходе своих дипломатических миссий…
Большинство из работ этой серии было создано мастером главным образом для развлечения высокопоставленных зрителей и знатных горожан.
Жизнь Марии Медичи
Несмотря на довольно неблагоприятную политическую ситуацию, деятельность художника на протяжении 1620-х поражает своим разнообразием. Он руководил работой граверов и живописцев в своей мастерской, оформлял книги различной тематики для издательства, делал картоны для шпалер, выполнял эскизы для скульптурных проектов и различных изделий художественных ремесел.
В 1621 Рубенс получил свой самый важный в жизни заказ, который принес ему международную славу.
В январе 1622 художник отправился в Париж, чтобы выполнить договор, заключенный с Марией Медичи — матерью Людовика XIII, — написать картины для двух галерей нового Люксембургского дворца.
Одна часть полотен должна была представлять события из жизни королевы, другая — сцены, рассказывающие о правлении ее покойного супруга Генриха IV (эта часть заказа осталась не исполненной).
Программа изображений четко составлялась самой королевой, а в интерпретации сюжетов, их последовательности, а также порядке размещения фигур в композиции художнику предоставлялась значительная свобода.
Исторический цикл «Жизнь Марии Медичи» (1622–1625, Лувр, Париж) является исключительным. Сохраняя достоверность в изображении героев, обстановки и костюмов, Рубенс обогатил композиции многочисленными аллегорическими и мифологическими персонажами.
Так, в сцене, где Генрих IV получает портрет Марии, присутствуют два крылатых амура, олицетворяющих собой любовь и супружество. Они держат перед монархом достаточно приукрашенное изображение невесты.
За всей этой сценой благосклонно наблюдают Юпитер и Юнона.
В двадцати четырех больших панно художник рассказывает о политических событиях, происшедших во Франции в начале XVII века. Каждая картина, вошедшая в серию, представляет собой самостоятельное произведение, но вместе с тем является частью общего замысла.
Все полотна цикла отмечены театральностью, роскошной пышностью и декоративностью — чертами, характерными для искусства барокко. Монументальный строй композиций, эффектные архитектурные или пейзажные фоны, приподнятый колорит определяют несравненные декоративные качества картин.
Для выполнения заказа живописец был вынужден привлечь своих учеников.
Смерть ангела
В середине лета 1626 счастливого и успешного художника постиг тяжелейший удар судьбы. В возрасте тридцати четырех лет, вероятно, во время эпидемии чумы, скоропостижно скончалась его горячо любимая супруга Изабелла.
Все шестнадцать лет совместной жизни она была его верной подругой, которая незаметно и скромно держалась в тени художника, поддерживая его во всех начинаниях. Изабелла родила Рубенсу троих детей: дочь Клару Серену, которая умерла в возрасте двенадцати лет, и двоих сыновей Альберта и Николоса.
Охота на крокодила и гиппопотама. 1615–1616
Коронование Марии Медичи в Сен-Дени в Париже. 1622–1625
Шубка. 1640
Смерть жены стала страшным испытанием для живописца. Он был неутешен в своем отчаянии.
История сохранила для нас письмо Рубенса своему другу Пьеру Дюпюи, датированное 15 июля 1626: «Поистине я потерял превосходную подругу, которую я мог и должен был любить, потому что она не обладала никакими недостатками своего пола; она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую. Эта утрата достойна глубокого переживания, и так как единственное лекарство от всех скорбей — забвение, дитя времени, придется возложить на него всю мою надежду. Но мне будет очень трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе. Думаю, что путешествие помогло бы мне, оторвав меня от зрелища всего того, что меня окружает и роковым образом возобновляет мою боль».
После смерти Изабеллы Брант художник полностью посвятил себя дипломатии. Он посетил Англию, Францию и Испанию. Так, в 1630 многолетние усилия мастера увенчались успехом — не без его участия удалось, наконец, заключить мир между Англией и Испанией.
Новое счастье
Б 1630 Рубенс вступил в брак с шестнадцати летней ослепительно прекрасной Еленой Фоурмен, племянницей своей первой супруги. Практически сразу после свадьбы он отошел от дипломатических дел и, пресыщенный славой и почестями, переехал вместе с молодой женой в замок Стен. Последние десять лет жизни оказались самыми счастливыми для него: в семье родились пятеро детей.
Творчество мастера в этот период перешло в высшую фазу своего развития. Его восприятие мира еще более углубилось, композиции приобрели сдержанный и спокойный характер. Рубенс практически полностью обратился к изображению народной жизни, писал портреты своих близких и друзей, пейзажи окрестностей замка.
В его полотнах начали звучать интимные нотки, он все чаще изображал свою супругу, любуясь ее молодостью, женственностью, обаянием.
Потрет «Шубка» (1640, Исторический музей, Вена), на котором Елена изображена обнаженной, с накинутой на плечи меховой шубкой, стал одним самых знаменитых творением мастера. Женщина, словно застигнутая врасплох, пытается скрыть свою наготу.
Этот очень лиричный по своему характеру портрет был сделан художником под влиянием поздних полотен Тициана.
Портрет Елены Фоурмен. 1630–1632
Возвращение с полей. 1636–1638
Неиссякаемая мощь
После приобретения сельского поместья Шато де Стен, расположенного в тридцати километрах к югу or Антверпена, Рубенс обратился к жанру’ пейзажа Большинство произведений этого периода были выполнены мастером без привлечения учеников, поэтому все они отличаются особенным совершенством.
Источник: https://dom-knig.com/read_179433-5
Книга: Старая пинакотека — ЛитВек — Читать онлайн — читать полностью — Страница 11
усиливает комизм происходящего.
Статуэтка Амура, водруженная на дверной карниз, большая кровать и полотно с любовной сценой над ней символизируют плотскую страсть, а жаровня с дымящимися углями — сердечный пыл. Рядом с дамой на большом серебряном блюде лежит лимон, чья кислая мякоть таится под яркой кожурой, напоминая о том, чем порой чреваты удовольствия.
В руке у «недужной» — листок бумаги, на котором написано: «Там лекарство не поможет, где замешана любовь». В проеме двери видна служанка, беседующая с неким господином, вероятно, возлюбленным главной героини. Возможно, он — посетитель дома свиданий и сцена происходит в борделе, а женщина, стоящая возле «занемогшей» девушки, — сводня.
Колористически утонченная живопись Стена смягчает анекдотичность сюжета.
Фламандская школа живописи
Питер Пауль Рубенс. Страшный суд. 1617
Питер Пауль Рубенс (1577–1640) Автопортрет с Изабеллой Брант («Жимолостная беседка») Около 1609. Холст на деревянной основе, масло. 178×136
Портретное искусство Рубенса, эпикурейца по духу, — это образ счастья.
Большинство моделей запечатлены художником в лучшие моменты их жизни, как на картине «Жимолостная беседка», где живописец изобразил самого себя рядом с молодой женой.
Полотно написано вскоре после того, как тридцатидвухлетний Рубенс и восемнадцатилетняя Изабелла Брант, дочь антверпенского правоведа и гуманиста, поженились.
В парадный по форме портрет художник внес лирическую, даже интимную струю. Супруги, одетые в нарядные, изысканные костюмы, представлены, тем не менее, в непринужденной обстановке, на лоне природы. Фоном служит беседка с цветущей жимолостью.
Позы героев, несмотря на сдержанность в выражении чувств (в жизни Рубенса семья играла большую роль, он относился к браку как к святыне), естественны.
Мастер, устроившись на скамье и закинув ногу на ногу, склонился в сторону жены и нежно поддерживает рукой хрупкую кисть Изабеллы, сидящей рядом с ним на подстеленном шелковом плаще.
Изображенные показаны в натуральную величину, приближены к переднему краю полотна и смотрят прямо на зрителя, приглашая его полюбоваться их семейной идиллией. На лице Рубенса — спокойное выражение внутреннего достоинства и ума, облик его избранницы полон очарования и чистоты.
Лежащие одна поверх другой руки супругов символизируют таинство брака, а цветущая жимолость — счастливую любовь. Художник и его спутница прожили вместе более полутора десятков лет, и только ранняя смерть Изабеллы разлучила их, но образ верной подруги и музы продолжал согревать творчество мастера.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640) Похищение дочерей Левкиппа 1617–1618. Холст, масло. 224×210,5
Тема античности постоянно интересовала Рубенса, хорошо знавшего греко-римскую культуру и видевшего в ней живой источник вдохновения.
Призывая не следовать безоглядно традициям классиков, художник воплощал истории из «детства человечества» так же непосредственно и полнокровно, как писал современных ему людей.
Образцом восприятия мастером древних преданий может служить картина на сюжет из греческой мифологии: близнецы Кастор и Поллукс пытаются украсть дочерей царя Левкиппа, Фебу и Гилаиру, у которых уже есть женихи.
Как настоящий барочный живописец, Рубенс не мог пройти мимо благодатного сюжета, позволявшего создать интересную, закрученную композицию. Тела людей и животных даны в сложных ракурсах, все изображенное полно движения, линии идут в разные стороны, сталкиваются, образуют завихрения.
Один из коней встал на дыбы, Диоскуры подхватывают красавиц, те почти выскальзывают из их рук, но жесты девушек устремлены ввысь, к небесам, которых Левкиппиды призывают в защитники.
Белоснежность девичьей кожи оттеняется смуглостью юношей, а светлошоколадный цвет коня — жемчужно-серым другого, и надо всей схваткой вьется алым огнем плащ одного из братьев.
Благодаря рубенсовской живописной технике с ее свободным и точным мазком, а также дышащей, словно напитанной солнцем красочной поверхности и цветным теням усиливается ощущение естественности происходящего.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640) Охота на львов. Около 1621. Холст, масло. 249×377
Начиная с 1615 Рубенс в течение нескольких лет не раз обращался к теме охоты, позволявшей создавать динамичные, экспрессивные полотна, одним из них является «Охота на львов».
Сильные, бесстрашные всадники и могучие звери сошлись в смертельной схватке. Композиция картины плотна, выразительна, насыщена движением, разнонаправленные линии которого образуют замысловатый рисунок.
Тела сражающихся тщательно выписаны, каждый персонаж наделен пластической индивидуальностью.
Мужчина, падающий с коня, изображен в сложном ракурсе — вниз головой, это создает впечатление длящегося полета, как в замедленной съемке. В бедро охотника вцепился вставший на задние лапы и выгнувший тугой хвост огромный лев.
Его тело пронзили копья всадников, один из которых замахивается мечом, но разъяренное животное этого не замечает. Серый в яблоках конь в страхе пытается ускакать прочь, несмотря на то, что копье наездника застряло в львином хребте.
Слева мужчина собирается всадить в пасть львицы кинжал. Лежащий справа, вероятно, в предсмертном состоянии, человек еще не опустил руки с оружием, над поверженным участником битвы изогнул шею закусивший удила конь.
Низкая линия горизонта придает фигурам монументальность, сочетающуюся с их предельной оживленностью. Рубенс уловил момент наивысшего напряжения схватки, остановив его и растянув.
Колорит, как часто бывало у художника, построен на темно- и светло-коричневых, медово-желтых, теплых зеленоватых тонах с введением в него ярких локальных цветов, особенно красного, доминирующего в цветовой гамме.
Вибрирующая оттенками живопись позволяет воспринимать изображенное чувственно, дает возможность осязательно представить гладкость конских тел, густоту львиной гривы, играющие под человеческой кожей мускулы.
У Рубенса был свой реализм, заключавшийся не в интересе к подробностям окружающего мира, а в стремлении создать на полотне новую действительность, которая выглядела бы не менее живой, чем настоящая.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640) Портрет Елены
Источник: https://litvek.com/br/345862?p=11
Художник Питер Пауль Рубенс. Часть 6. Пейзажи и сцены охоты
julia_popo (julia_popo) wrote, 2015-01-24 20:47:00 julia_popo julia_popo 2015-01-24 20:47:00 Category: Originally posted by bolivar_s at Художник Питер Пауль Рубенс. Часть 6. Пейзажи и сцены охоты.
Цитата сообщения lomovolga
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Sir Peter Paul Rubens (Питер Пауль Рубенс, Flemish painter, 1577-1640). Пейзажи и сцены охоты. 6
Рубенс нечасто рисовал пейзажи — спрос на его работы заставлял его в основном заниматься живыми сценами, но все же он сделал множество набросков и этюдов своего любимого сельского фламандского пейзажа. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами).
Питер Пауль РубенсПейзаж с замком и парком Стен
1630 — 1635
Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот, или моста, или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. На закате жизни, когда Рубенс отошел от крупных заказов, он снова вернулся к пейзажной теме.
Рыцарский турнир у Кастл Стиина1635-37. Дерево, масло, 72х106.
Музей Лувр, Париж, Франция
За последнее десятилетие жизни, как считают, Рубенс написал несколько десятков пейзажей на открытом воздухе, большая часть из которых не сохранилась. Применяя свой свободный, плавный стиль, разработанный им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую так долго глядел с восторгом и любовью. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов.
Пейзаж с радугой,1638. Дерево, масло, 136х236.
Коллекция Уоллоса, Лондон, Англия
Настоящие чудеса света и цвета, эти картины часто носят личностый характер, они гораздо сильнее прочувствованы им, чем многие крупные сцены, написанные прежде.
Здесь он страстно, точными, уверенными мазками, проявляет творческую энергию, свойственную его ранним работам. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Кажется, что свет исходит из самой картины, из глубины.
В этих работах Рубенс намного предвосхитил то, что впоследствии мы увидим только у импрессионистов.
- Питер Пауль РубенсПейзаж с замком Стен
Пейзаж с руинами Палатина в Риме1608. Дерево, масло, 76х107.
- Музей Лувр, Париж, Франция
- Питер Пауль РубенсПейзаж с замком Стен
- Питер Пауль РубенсПейзаж с охотниками и коровами
- Питер Пауль РубенсПейзаж с птицеловами
Пейзаж с радугой,1632-1635. Холст, масло, 86х130.
- Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Пейзаж с ручьем
Пейзаж со Святым Георгием и Драконом1630. Холст, масло, 152х227.
- Королевская коллекция, Виндзор
- Питер Пауль РубенсРассвет в лесу с охотой на оленей — 1635
- РУБЕНС ПИТЕР ПАУЭЛПейзаж с водопоем.
- Лувр (Париж)
- Питер Пауль РубенсФерма у озера
- Рубенс, Питер ПаульВозчики камней
- Эрмитаж
- Лесной пейзаж
- Питер Пауль РубенсЛето, крестьяне, едущие на рынок
- Крестьянский танец
- Крестьянская свадьба
- Питер Пауль РубенсВозвращение со сбора урожая
Летний пейзаж с видом Хет Стина,1635. Дерево, масло, 137х235.
- Лондон, Национальная Галерея, Англия
- Вечерний пейзаж
- Пейзаж
- Пейзаж в лунном свете
- Abendliche Landschaft mit Schäfer und Herde1638-1640
- National Gallery, London
- Питер Пауль РубенсПастырь со своей паствой в Вуди
- Лондонская Национальная галерея
Питер Пауль РубенсПейзаж в штормовую погоду1625. Дерево, масло, 147х209.
- Исторический Музей, Вена, Австрия
- Peter Paul RubensA Wagon Fording A Stream
- Пейзаж с аллеей
- Пауль Бриль и Питер Пауль РубенсПейзаж с Психеей и Юпитером
- Музей Прадо
- The Watering Place
- Питер Пауль РубенсОдиссей и Навсикая
- Sir Peter Paul Rubens (Flemish, 1577-1640)Winter: The interior of a barn
- Рубенс, Питер ПаульПейзаж с плотиной
- Эрмитаж
- Питер Пауль РубенсПейзаж с доярками и коровами.
- 1616. Музей Лихтенштейн (Вена)
- Охота
Питер Пауль РубенсОхота Дианы.1628. 24х62.
- Музей Лихтенштейн (Вена):
- Охота на тигров
- Лев и мышь
- Охота на львов
- Охота на бегемота и крокодила
- Охота на кабана
- Питер Пауль Рубенс и мастерскаяОхота на волка и лису
- Музей Метрополитен
- Рубенс Питер Пауль (1577 Зиген — 1640 Антверпен)Калидонская охота(59х90 см) ок1612
- Музей Гетти (J. Paul Getty Museum)
- Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель IОбоняние
- Музей Прадо
- Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель IВидение Св Хуберта
- Музей Прадо
- Nymphen, Satyrn und Hundefirst half of 17th century
- Private collection, Zürich
- Попугай
Источник: https://julia-popo.livejournal.com/41883.html
Питер Пауль Рубенс
Автопортрет с Изабеллой Грант.
Рубенс родился в 1577 году, 28 июня, в германском городе Зигене близ Кёльна.
Он был шестым ребенком адвоката Яна Рубенса, протестанта, вынужденного бежать с семьей из родного Антверпена, спасаясь от преследований католической инквизиции и испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы.
Только после его смерти мать Рубенса вместе с детьми возвращается в Антверпен. Конечно, ей пришлось принять католичество. Очень уж Альба протестантов не любил.
Образованность отца и мудрость матери сыграли огромную роль в воспитании Рубенса. Будущие его успехи в искусстве, в науках, в знании языков, в дипломатии — во многом состоялись благодаря заботам матери.
Вернувшись в Антверпен она определила Питера в латинскую школу Ромбоутса Вердонка. Учитель, Ромбоутс Вердонк, знаток греческого и латинского языков, очень любил детей.
У него Питер Пауль вместе с братом Филиппом проучился до 1590 года.
А чтобы Питер не лоботрясничал при столь-то добром учителе, мать определила его на некоторое время в пажи к вдове графа Филиппа де Лален, Маргарите де Линь. Так начинался обычно путь молодого человека из хорошей семьи с ограниченными средствами, чтобы, в конце концов, занять достойное положение в обществе.
Учтивый паж с хорошими манерами мог рассчитывать на повышение, а с возрастом — и на важный и ответственный пост у какого-либо вельможи, а, следовательно, и на определенную роль в управлении государством. Так начиналась не одна знаменитая политическая карьера.
Все, вроде бы, шло хорошо — Рубенс научился изысканным придворным манерам в доме графини Лален, но дальше все пошло совсем не так.
Неожиданно для матери, в тринадцать лет, Рубенс объявил, что хочет быть художником. В семье никогда не было художников. Надо полагать, что Мария Пейпелинкс, которая имела честолюбивые планы насчет будущности своих детей, не слишком обрадовалась.
Где это видано, чтобы ребенок из благородной семьи малеал вывески для трактиров? Она созвала семейный совет, но ничего не помогло. Да и, с другой стороны, если мальчик будет учиться ремеслу живописца, то ей будет легче. Ему подыскивают учителя, который бы согласился взять его к себе в мастерскую. Этим учителем был пейзажист Тобиас Верхахт.
Питер Пауль перебирается к нему в дом. Он приобщается к благородному искусству живописи.
По истечении двух лет Питер Пауль переходит в мастерскую Адама Ван Ноорта. Он пишет композиции с фигурами — может быть, именно этим объясняется решение Рубенса, так как Верхахт по преимуществу был пейзажистом.
Ван Ноорт по сведениям современников был действительно оригинальным художником. Но он был также своенравный человек, обходившийся со своими учениками очень грубо.
Рубенс провел у него четыре года и, по словам биографов, его беспорядочный образ жизни оттолкнул Рубенса, и он в свои девятнадцать лет сменил преподавателя и обучался уже у Отто Вениуса.
Для молодого художника большая честь быть принятым в мастерскую самого известного в Антверпене художника. Отто Вениусу — 38 лет. У него манеры знатного вельможи.
Он пописывает латинские стихи, он служил пажом при епископе Эрнсте Баварском, а потом стал «инженером государственных войск» при дворе герцога Фарнезе. Он пишет картины на исторические и религиозные темы, а также портреты.
Как и большинство его друзей-художников, он пылкий сторонник нового итальянского стиля, который настолько смущает покой нидерландских художников, что они начинают утрачивать достоинства, издавна присущие их живописи.
Отто Вениусу приписывают почти всю честь превосходного воспитания Питера Пауля. Действительно именно Вениус довел Рубенса до мастерства и расстался с ним лишь тогда, когда он достиг «если не зрелости лет, то зрелости таланта».
Сохранилась одна из немногих ранних картин Рубенса — «Адам и Ева в раю» (выставленная в доме Рубенса).
Здесь еще ничто не предвещает бурный темперамент, живописную мощь и неистовое движение будущего мастера. Довольно суховатые, изысканные формы, эмалевидные тела, статичность фигур, спокойная ровная манера живописи, безмятежные лица — словом, типичный маньеристический стиль, составляющий особенность фламандского маньеризма конца XVI в., который Рубенсу предстояло преодолеть.
В двадцать три года Рубенс был принят в гильдию Святого Луки, то есть получил звание мастера, стал свободным художником, который мог брать самостоятельные заказы. Но образование живописца в Нидерландах тогда не считалось законченным без поездки в Италию, в страну великого искусства.
Источник: https://subscribe.ru/group/ya-pishu/6960044/
Рубенс и его наследие
+T —
Друзья, хочу поделиться впечатлениями о выставке «Rubens and his legacy», которая открылась в январе в Лондонской Королевской Академии Искусств . Фламандский художник работал в стиле барокко и писал все, начиная от семейных портретов и заканчивая расписыванием потолков и сводов в храмах.
Но больше всего Питер Рубенс известен своими чувственными обнаженными женскими телами, как говорится, «рубенсовскими пышными красавицами». Королевскому художнику позировали флорентийские богачи Медичи, камеристки испанских Габсбургов и английские владыки.
На протяжении многих веков подлинная индивидуальная техника живописца отпечатывалась в наследии Пикассо и Рембрандта, в портретах Ван Дейка, в охотничьих сценах Делакруа и в пейзажах. Тут можно было увидеть шикарные произведения Ван Дейка , Ватто, Ренуара, Тернера, Мане, Сезана, Делакруа, Климта, Пикассо, Бэкона.
Выставка разделена на темы: «Поэзия», «Элегантность», «Сила», «Вожделение», «Сострадание» и «Жестокость». Каждая из тем представлена картинами и гравюрами Рубенса и тех, кто в той или иной степени «вышел из него».
Художник и сам никогда не стеснялся подражать, в том числе Тициану и Брейгелю. Освоив жанры ренессансной живописи, он стал универсальным художником своего времени. Стиль, манера, мироощущение и художественные штудии самого мэтра оказали колоссальное влияние на других живописцев. Именно поэтому и их произведения вошли в один из разделов экспозиции.
Рубенс обожал жизнь и эта торжествующая витальность сквозит не только на его картинах. Ею наполнены и его рисунки, и его наброски. Он стал одним из тех мастеров, что предугадали наступление кинематографа, до изобретения которого оставались века, композиции разработаны как мизансцены, и мастерство владения светотенью по-прежнему поражает воображение.
Блуждая из зала в зал, посетитель сможет проникнуться и ознакомиться с самыми знаменитыми английскими художниками таких как : Джон Констебл, Томас Гейнсборо и Уильям Тернер в «Поэтическом «зале, в зале посвященном «Элегантности» — сравнить портреты кисти Рубенса с произведениями Антонио ван Дейка и Жана Оноре Фрагонара, а в зале «Вожделение» оценить, как по-разному может преломляться влияние Рубенса в работах Пабло Пикассо и Поля Сезанна. Мне запомнилась комната с современными художниками, перекликающимися с творчеством великого Рубенса, например, картина Френсиса Бэкона» Спящая фигура» напомнила рубеновское пышное тело.
Многие из картин на выставке имеют впечатляющую историю: один из пейзажей Рубенса в свое время приобрел первый премьер-министр Великобритании Роберт Уолпол. Другие работы художника, которого кураторы называют, помимо всего прочего, успешным пропагандистом абсолютизма, украшали резиденцию Марии Медичи.
Каждый из художников концентрируется на «своих» аспектах живописи Рубенса, и работы, представленные на этой выставке, демонстрируют различные варианты влияния: здесь есть и точные копии, и творческие копии, и стилизации, и «цитаты», которые лишь перекликаются с картинами мэтра. Только самые лучшие художники могли «перевести» визуальный язык Рубенса так, чтобы он стал их собственным стилем.
Картина «Похищение дочерей Левкиппа», долгое время считавшаяся подделкой, была признана работой Питера Пауля Рубенса и была включена в данную экспозицию. Теперь Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна в Осло может гордиться собственным подлинником Рубенса благодаря стараниям неравнодушного куратора.
Полотно из Осло могло быть написано Рубенсом в 1610—1611 годах.
На картине — мифическая сцена о братьях-блинецах Диоскурах, сыновьях Зевса и Леды, Касторе и Поллуксе, похитивших дочерей царя Левкиппа — Гилаиру и Феб (те были обручены с их двоюродными братьями).
Получается, что это первая версия сюжета Рубенсом, выполненная Рубенсом, ведь более известная, «Мюнхенская», была написана в 1617—1618 годах.
Что касается находки, выглядит она грубее известной картины и дочери более недовольны с виду, но Ван Хаут – голландский эксперт и куратор, заявил о полной уверенности в подлинности полотна, «иначе не включил бы его в выставку», еще и столь ответственную.
Сад любви — Питер Пауль Рубенс. 1632.
В одном из залов нашему вниманию представлено известнейшее полотно Рубенса, написанное для себя, а не для продажи. В возрасте 53-х лет художник обретает любовь к совсем юной, шестнадцатилетней Елене Фурман. После нескольких лет вдовства его жизнь вновь наполняется радостью и семейной гармонией, несмотря на большую разницу в возрасте с молодой супругой.
Именно поэтому лица всех женщин на полотне художника напоминают лицо его возлюбленной – красиво очерченные глаза, пухлые губы, алые щёки, пышные формы. Внешность обоих мужчин на картине также напоминает более ранние автопортреты Рубенса – у обоих испанские бородки и вьющиеся волосы.
Не смотря на то, что художник изобразил счастливых, мирно отдыхающих людей, картину сложно назвать жизнерадостной, на лицах – печать некоторого раздумья, размышления. Мастер, словно пытаясь остановить мгновение, запечатлел многократно себя и свою молодую супругу.
Перед нами не пылкий юноша в объятиях молодой возлюбленной, но зрелый, умудрённый жизненным опытом, и всё же, невероятно счастливый Рубенс. Подстать влюблённым и окружающий пейзаж – летающие над их головами амуры, голуби и в правой части полотна храм Юноны, античной богини, покровительницы брака.
Финалом картины можно считать мужчину и женщину справа, сходящих по ступеням – она держит в руках перо павлина, как печать свершившегося брака, он же вот-вот заденет ногой маленькую собачонку, и, раздавшийся визг, выведет всех собравшихся из состояния томной меланхолии.
Описание картины Рубенса «Охота на тигров и львов»
Картина «Охота на тигров и львов» посвящена охоте на диких, экзотических для Европы животных. Художник выходит за рамки реальной истории. Зрителю предстает неправдоподобный сюжет. В единой схватке собраны лев, леопард, тигры, всадники разных наций. На картине присутствует герой, похожий на Самсона, разрывающий пасть льва. Охота больше похожа на поле боя.
Все происходящее сплетено в один клубок. Разыгрывается настоящая драма. Тигрица пытается спасти своего детеныша, унося его в пасти. Рядом на нее карабкаются еще два тигренка. Леопард убит: в него вонзили пару копий и несколько стрел. В центре сюжета разъяренный тигр, который набросился на всадника и вцепился ему в плечо. В глазах мужчины виден весь ужас и испытываемая боль.
Он даже не успел вытащить свой кинжал для защиты от хищника. Его конь от страха поднялся на дыбы и вот-вот сбросит своего наездника. На помощь спешат рыцари в тяжелых доспехах. Их мечи уже наготове. В левом углу лев повалил одного охотника. Но через миг сам хищник стал жертвой. Мужчина, похожий на Самсона, разрывает ему пасть, напрягая все свои мускулы.
Происходит настоящая схватка в борьбе за выживание. На заднем плане другие охотники подняли свои копья, замахиваясь на зверя, которого не видно зрителям. Позы зверей и людей на этой картине необычны и трудны для того времени. В этом Рубенс был новатором. Возможно, что в картине художник повторял сюжет их неоконченной фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари».
Эту фреску Рубенс копировал когда-то, оттачивая свое художественное мастерство.
К выставке, приурочен цикл лекций о творчестве Рубенса и тех, на кого он оказал влияние, программы для школьников, а также встречи с художниками, искусствоведами и писателями. Кроме того, Королевская академия искусств выпустила к открытию выставки специальную коллекцию сувениров.
Источник: https://snob.ru/profile/28611/blog/88962
«Охота на львов» Рубенса. Эмоции, динамика и роскошь «в одном флаконе»
Питер Пауль Рубенс. Охота на львов. 249 х 377 см. 1621 г. Старая Пинакотека, Мюнхен.
Как хаос совместить с гармонией? Как смертельную опасность сделать красивой? Как изобразить движение на неподвижном полотне?
Все это виртуозно воплощал Питер Пауль Рубенс. И все эти несочетаемые вещи мы видим на его картине «Охота на львов».
«Охота на львов» и барокко
Если Вы любите барокко, то, скорее всего, Вы любите Рубенса. В том числе его «Охоту на львов». Потому что в ней есть все, что присуще этому стилю. Да и ещё и исполнено с невероятным мастерством.
В ней все бурлит, как в котле. Люди, кони, звери. Выпученные глаза. Раскрытые пасти. Напряжение мышц. Взмах кинжала.
Накал страстей такой, что дальше уже некуда.
Когда я смотрю на картину, у самой начинает внутри вскипать. В ушах – еле уловимый шум борьбы. Тело начинает слегка пружинить. Кипучая энергия картины неизбежно передаётся и мне.
Эти эмоции – в каждой детали. Которых так много, что глаза разбегаются. Что ж, барокко «любит» избыточность. И «Охота на львов» – не исключение.
Вместить в одну картину четырех лошадей, двух львов и семерых охотников крупным планом – это надо очень постараться!
И все это роскошно, помпезно. В барокко без этого никуда. Даже смерть должна быть красивой.
А ещё как удачно выбран «кадр». Кнопка «стоп» нажата в самый кульминационный момент. Ещё доля секунды, и занесённые копья и ножи вонзятся в плоть. А тела охотников будут распороты когтями.
Но барокко – это театр. Совсем отталкивающих кровавых сцен Вам не покажут. Лишь предвосхищение, что развязка будет жестокой. Можно ужасаться, но без отвращения.
«Охота на львов» и реализм
Особо чувствительные могут расслабиться (это я о себе в том числе). В реальности никто так на львов не охотился.
Лошади не подойдут к дикому зверю. Да и львы скорее ретируются, чем будут нападать на зверей покрупнее (для них лошадь и всадник представляются единым существом).
Эта сцена – сплошная выдумка. Причём в роскошном, экзотическом варианте. Это Вам не охота на беззащитных косулей или зайцев.
Поэтому заказчики были соответствующие. Высшая аристократия, которая вешала такие огромные полотна в залах своих замков.
Но это не значит, что барокко – это «ноль» реализма. Как раз-таки персонажи более-менее реалистичны. Даже дикие звери, которых Рубенс скорее всего не видел вживую.
Это нам сейчас доступны изображения любых животных. А в 17 веке так просто животное с другого континента не увидишь. И художники допускали немало ляп в их изображении.
Что уж говорить про 17 век, когда жил Рубенс. Если и в 18 веке, например, акулу могли написать чудно. Как у Джона Копли.
Джон Синглтон Копли. Уотсон и акула. 1778 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Так что мы можем только восторгаться талантом Рубенса писать то, что он сам воочию не видел, так реалистично. Что-то мне подсказывает, что и акула у него вышла бы правдоподобнее.
Упорядоченный хаос в «Охоте на львов»
Несмотря на хаос из копыт, морд и ног, Рубенс виртуозно выстраивает композицию.
Копьями и телом мужчины в белом картина по-диагонали бьется на две части. Все остальные детали как бы нанизаны на эту диагональную ось, а не просто разбросаны по пространству.
Чтобы вы понимали, насколько мастерски выстраивал композицию Рубенс, приведу для сравнения картину его современника Пауля де Воса. Причём на ту же тему охоты.
Пауль де Вос. Травля медведей. 1630 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Тут диагонали нет, а скорее разбросанные по земле собаки вперемешку с медведями. Причём медведи какие-то не такие, согласитесь. Их морды больше на кабаньи похожи.
«Охота на львов», как часть живописного «сериала»
- «Охота на львов» – не единственная работа Рубенса на эту тему.
- Художник создал целую серию таких работ, пользующихся спросом у знати.
- Но именно «Охота на львов», хранящаяся в Пинакотеке Мюнхена, считается лучшей.
- Хотя в этой серии есть ещё более экзотичная «Охота на гиппопотама».
Питер-Пауль Рубенс. Охота на крокодила и гиппопотама. 1616 г. Старая Пинакотека, Мюнхен
И более прозаичная «Охота на волка и лису».
Питер Пауль Рубенс. Охота на волка и лису. 1621 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
«Гиппопотам» проигрывает «Львам» из-за более простой композиции. Он и создан был на 5 лет раньше. Видимо Рубенс поднаторел и во «Львах» уже выдал все, на что способен.
А в «Волке» нет той динамики, которой так выделяются «Львы».
Все эти полотна огромны. Но для замков это было в самый раз.
Вообще, Рубенс почти всегда и писал такие масштабные работы. Он считал ниже своего достоинства брать полотно меньшего формата.
Он был смелым человеком. И любил сюжеты посложнее. При этом был самоуверен: искренне считал, что ещё не было такого живописного вызова, с которым он бы не справился.
Ничего удивительного, что ему давались сцены охоты. Смелость и уверенность в этом случае только на руку живописцу.
О другом шедевре мастера читайте в статье «Персей и Андромеда.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
Оксана Копенкина
PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»
Источник: https://arts-dnevnik.ru/ohota-na-lvov-rubens/