Обручение девы марии, рафаэль санти, 1504

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

Рафаэль (Автопортрет )

Сильная и яркая художественная индивидуальность Рафаэля Санти (Урбино, 1483 — Рим,1520) — живописца и архитектора, интерпретатора классической формы, сумевшего наделить ее христианской духовностью. Его искусство создает образ возвышенной красоты, идеальной и вместе с тем совершенно естественной.

Творчество в ранние годы жизни

К ремеслу живописца его приобщил отец, Джованни Санти.

На первом этапе определяющим было влияние Перуджино: об этом говорят плавный, волнистый ритм композиций и мягкие переходы цвета в таких его ранних работах, как Коронование Марии (1502—1503) и Обручение Марии (1504).

Интенсивная игра светотени и четкая пространственная артикуляция Штандарта города Кастелло (1499) свидетельствуют, напротив, о глубоком и вдумчивом освоении искусства Пьеро делла Франчески.

С 1504 по 1508 г. Рафаэль находился во Флоренции.

К этим годам относятся картины Сон рыцаря флорентийского, Святой Михаил периода и Святой Георгий и Три грации; удивительные произведения, одно время считавшиеся плодами его раннего творчества, Мадонна Конестабиле, Мадонна Грандука, Бельведерская Мадонна (1506), Мадонна со щегленком (ок. 1507), так называемая Прекрасная садовница (1507). Рафаэль проявил себя также и в первых портретах: Дама с единорогом, Аньоло Дони и Маддалена Дони (1506) и Немая (ок. 1507).

В Риме, где его присутствие впервые зафиксировано в 1509 г., Рафаэль приступил к украшению Ватиканских Станц для папы Юлия II, лично написав фрески в Станце делла Сеньятура (1508— 1511) и в Станце Элиодора (1511-1514).

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

Мадонна со щегленком (ок. 1507, Галерея Уффици, Флоренция)

Творчество в последние годы жизни

В последние годы жизни Рафаэль был загружен ответственными заказами, выполнение которых шло у него с чередованием моментов наивысшего творческого вдохновения и периодов кризиса и усталости: фрески зала Галатеи (1511), украшение Лоджий Ватикана (1517—1519), картоны Евангельской истории к коврам для Сикстинской капеллы (1515-1516), Мадонна Фолиньо (1511-1512), Сикстинская Мадонна (1513—1514), Мадонна в кресле (1514), Преображение (1518-1520, в нижней части завершено Джулио Романо). Он пишет и портреты: Бальдассаре Кастильоне (1514—1515), так называемая Донна Велата (ок. 1516), Папа Лев Х (1518—1519, Галерея Уффици, Флоренция) и Папа Юлий II (1512, там же).

После смерти Браманте (1514) Рафаэль стал ведущим архитектором на строительстве собора Святого Петра, а затем и хранителем римских древностей (1515). Ему приписывают также проекты пеллы Киджи в Санта-Мария дель Пололо, Вилла Мадама и церкви Сант-Элиджио дель и Орефици.

Картины Рафаэля Санти с описанием

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

Бельведерская Мадонна (1506, Музей истории искусства, Вена)

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

Видение Иезекииля (1518)

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

Дама с единорогом (1506, Галерея Боргезе, Рим)

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

Донна Велата (ок. 1516, Палаццо Питти, Флоренция)

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

Коронация Девы Марии (1502-1503, Музеи Ватикана)

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

Лоджия Ватикана (1517—1519)

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

Мадонна в кресле (1514, Палаццо Питти, Флоренция)

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

Мадонна Грандука (1504 — 1505, Палаццо Питти, Флоренция),

Мадонна Конестабиле (1502, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Мадонна Фолиньо (1511-1512, Музеи Ватикана)

Немая (ок. 1507, Национальная галерея Марке, Урбино)

Обручение Девы Марии (1504, Галерея Брера, Милан)

Папа Лев Х (1518—1519, Галерея Уффици, Флоренция)

Папа Юлий II (1512, Галерея Уффици, Флоренция)

Портрет Аньоло Дони (1506, Палаццо Питти, Флоренция)

Портрет Бальдассаре Кастильоне (1514—1515, Лувр, Париж)

Портрет Маддалена Дони (1506, Палаццо Питти, Флоренция)

Преображение (1518-1520, в нижней части завершено Джулио Романо; Пинакотека Ватикана)

Святой Георгий (1503, Лувр, Париж)

Святой Михаил (1503 — 1505, Лувр, Париж)

Сикстинская Мадонна (1513 — 1514, Картинная галерея, Дрезден)

Сон рыцаря флорентийского (1504, Национальная галерея, Лондон)

Три грации (1505, Музей Конде, Шантийи)

Триумф Галатеи ( 1511)

Источник: https://evivid.ru/rafayel-santi-tvorcheskiy-put-i-kar.html

Обручение Девы Марии | Рафаэль Санти

Рафаэль СантиМасло, 1504 год, 170 * 118 смОбручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

Это самая ранняя из точно датированных и хорошо сохранившихся до наших дней работ Рафаэля. На заднем плане имеется подпись Рафаэля и дата, написанная римскими цифрами — MDIIII. Картина была заказана художнику одним из богатейших семейств в Чита-ди-Кастелло — Альбиццина — для их капеллы в церкви Сан-Франческо. Тема картины взята из средневековой легенды, согласно которой на руку Девы Марии претендовали несколько женихов. Присутствовавший среди них Иосиф был избран благодаря волшебному знамению: его жезл зацвёл прямо у него в руках. В правом углу картины изображён один из неудачливых женихов, с досады ломающий о колено свой собственный жезл.

Выбранный сюжет был особенно популярен в той части Италии, где родился и вырос Рафаэль, поскольку кафедральный собор в Перудже гордился своей святыней — обручальным кольцом Девы Марии. Пьетро Перуджино, оказавший сильное влияние на стиль юного Рафаэля, в своё время писал картину на этот сюжет. Поэтому Рафаэль, приступая к работе, взял за основу композицию своего учителя.

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

Слева изображена группа девушек, подружек Марии, сопровождавших её к иерусалимскому храму.

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

На заднем плане возвышается прекрасное купольное здание, изображающее иерусалимский храм. Согласно легенде родители Марии именно сюда отдали на воспитание свою дочь, о которой было предсказано, что она станет матерью Христа.

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

Справа изображены недовольные женихи. Каждый из них держит жезл, но только у Иосифа на нём появились цветы, почему он и был выбран женихом Марии.

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

В центре картины мы видим первосвященника, соединяющего руку Марии и Иосифа.

Альтернативные названия картины:

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

Эту фреску Рафаэль создавал как часть общего убранства римской виллы, принадлежавшей Агостино Киджи, одному из богатейших людей своего времени. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно. Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны.

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

Станца д'Элиодоро была второй из комнат в папских покоях Ватиканского дворца, которую оформлял Рафаэль. Он приступил к работе в 1512 году и, по всей видимости, завершил её спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II.

Очень подходящим для Юлия был и сюжет об освобождении апостола Петра из темницы, поскольку папа с особой любовью и привязанностью относился к Сан-Пьетро ин Винколи (Святой Пётр в цепях), римской церкви, в которой хранились те самые цепи, в которые был закован апостол Пётр во время пребывания в темнице.

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

Эту монументальную фреску Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет, и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками.

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

Это наиболее известная из картин Рафаэля, посвящённых теме Мадонны с младенцем. Одно время эта работа считалась самой знаменитой картиной в мире, — причём не только благодаря своей красоте, но и потому что король Фредерик Август III Саксонский купил её у церкви Сан-Сиксто, в Пьяченце, за огромные деньги.

От названия церкви произошло и новое, известное теперь во всём мире, название картины — «Сикстинская мадонна», а прежде она называлась«Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой».

Можно предположить, что папа Юлий II подарил эту картину церкви в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца во время войны с Францией.

Источник: https://legacy-time.ru/works-art/16/

Перуджино обручение девы марии. Рафаэль Санти. Обручение Девы Марии. «Скрытая геометрия» картины

  • Рафаэль Санти «Обручение Девы Марии», 1504
  • Брера, Милан
  • Возрождение

Картина относится к раннему периоду творчества художника, когда он еще был связан с мастерской Пьетро Перуджино.

Работы последнего, в частности, его фреска Передача ключей св. Петру в Сикстинской капелле Ватикана (1481-1482) и Обручение Марии из Музея изящных искусств г. Кан, датируемая ок. 1500-1504 гг.

, несомненно, оказали значительное влияние и на иконографию картины Рафаэля, и на её общее композиционное решение.

На переднем плане изображена группа участников свадебной церемонии: в центре, на одной оси с Храмом, — священник, держащий за руки Марию и Иосифа, который протягивает ей обручальное кольцо.

В левой руке Иосифа — расцветший посох, что, по преданию, и явилось знаком его избранности, посланным свыше: рядом с Иосифом один из отвергнутых женихов в гневе ломает свой посох. Любопытно, что, согласно раннехристианскому преданию (зафиксированному, например, в апокрифе «Первоевангелие Иакова Младшего» (гл.

IX)) избрание Иосифа среди других претендентов совершается по другому чудесному знамению: из его посоха вылетела голубка и села ему на голову. Рафаэль же, как и Перуджино, использует свидетельство святого Иеронима, который в свою очередь основывался на библейской истории о расцветшем миндалевым деревом жезле Аарона (Чис. 17, 8).

Из близости слов virga — «палочка» и virgo — «девственница» в средние века за миндалем закрепилось значение девственной чистоты, а само дерево стало одним из атрибутов Богоматери.

Существенный символический аспект получает в картине мотив сквозного прохода через храм, через который виднеются расстилающиеся за площадью нетронутые природные ландшафты.

С одной стороны, свет, проходящий сквозь тело храма — символ Божьего благословения брака Марии и Иосифа, с другой — храм получается расположенным на самой границе между миром человеческим (обозначенным заполненной людьми площадью) и миром нетронутой природы, и само соединение этих двух планов — символ соединения двух природ во Христе — божественной и человеческой.

При том, что Рафаэль полностью повторяет иконографическую программу Перуджино, в художественном отношении его картина — значительный шаг вперед.

Его фигуры уже лишены архаической скованности, в них меньше статики — даже при том, что он использует все ту же идеально симметричную композицию, математическую выверенность которой только подчеркивает Идеальный Храм на заднем плане.

Новаторство языка его архитектуры — с легкой аркадой ионического ордера, идеальным полусферическим куполом — заставило предположить некоторых исследователей влияние на Рафаэля Браманте, уже построившего к 1502 году свой знаменитый Темпьетто.

Однако до своего переезда во Флоренцию Рафаэль скорее всего не мог видеть этой постройки, к тому же изображенный на его картине храм отличается весьма неконструктивным духом, что особенно проявилось в странных завитках волют, обеспечивающих переход от венца колонн к барабану купола, сложная спиралевидная форма которых не слишком подходит для исполнения из камня. Его храм — в первую очередь символ, и только затем — манифест новых архитектурных идей.

Рафаэль Санти

Читайте также:  Музей воды в киеве - видео и адрес музея, украина

Обручение Девы Марии
. 1504

Lo sposalizio della Vergine

Дерево, масло. 174 × 121 см

Брера , Милан

(инв. Reg. Cron. 336 )

Изображения на Викискладе

«Обручение Девы Марии»
(итал. Lo sposalizio della Vergine
) — картина Рафаэля 1504 года из миланской Пинакотеки Брера . Картина (подписанная и датированная: RAPHAEL URBINAS MDIIII) была приобретена семьей Албиццини (Albizzini) для капеллы св. Иосифа в церкви Св.

Франциска города Читта-ди-Кастелло (Città di Castello) в Умбрии . В она попала в руки наполеоновского генерала Леки (Lechi), который продал её миланскому арт-дилеру Саннаццари (Sannazzari). В 1804 году тот завещал картину центральному госпиталю Милана.

Но уже в 1806 году она была приобретена для Академии изящных искусств Евгением Богарне .

Картина относится к раннему периоду творчества художника, когда он еще был связан с мастерской Пьетро Перуджино . Работы последнего, в частности, его фреска Передача ключей св. Петру в Сикстинской капелле Ватикана (1481-1482) и из, датируемая ок. 1500-1504 гг., несомненно, оказали значительное влияние и на иконографию картины Рафаэля, и на её общее композиционное решение.

На переднем плане изображена группа участников свадебной церемонии: в центре, на одной оси с Храмом, — священник, держащий за руки Марию и Иосифа , который протягивает ей обручальное кольцо.

В левой руке Иосифа — расцветший посох, что, по преданию, и явилось знаком его избранности, посланным свыше: рядом с Иосифом один из отвергнутых женихов в гневе ломает свой посох. Любопытно, что, согласно раннехристианскому преданию (зафиксированному, например, в апокрифе «Первоевангелие Иакова Младшего» (гл.

IX)) избрание Иосифа среди других претендентов совершается по другому чудесному знамению: из его посоха вылетела голубка и села ему на голову. Рафаэль же, как и Перуджино, использует свидетельство святого Иеронима , который в свою очередь основывался на библейской истории о расцветшем миндалевым деревом жезле Аарона (Чис. 17, 8).

Из близости слов virga — «палочка» и virgo — «девственница» в средние века за миндалем закрепилось значение девственной чистоты, а само дерево стало одним из атрибутов Богоматери.

Существенный символический аспект получает в картине мотив сквозного прохода через храм, через который виднеются расстилающиеся за площадью нетронутые природные ландшафты.

С одной стороны, свет, проходящий сквозь тело храма — символ Божьего благословения брака Марии и Иосифа, с другой — храм получается расположенным на самой границе между миром человеческим (обозначенным заполненной людьми площадью) и миром нетронутой природы, и само соединение этих двух планов — символ соединения двух природ во Христе — божественной и человеческой.

При том, что Рафаэль полностью повторяет иконографическую программу Перуджино, в художественном отношении его картина — значительный шаг вперед.

Его фигуры уже лишены архаической скованности, в них меньше статики — даже при том, что он использует все ту же идеально симметричную композицию, математическую выверенность которой только подчеркивает Идеальный Храм на заднем плане.

Новаторство языка его архитектуры — с легкой аркадой ионического ордера, идеальным полусферическим куполом — заставило предположить некоторых исследователей влияние на Рафаэля

  1. Сентябрь 27, 2012
  2. „Единственное, что неизменно присутствует во всех его работах без исключения, — это venusta, или красота” Поль Жове, ок. 1520
  3. Обручение Марии
  4. 1504; 170х117 см; дерево, маслоПинакотека ди Брера, Милан

В 1503 году неотложные дела принудили Пьетро Перуджино ненадолго покинуть своих учеников и выехать во Флоренцию. Воспользовавшись отсутствием мастера, Рафаэль с приятелями отправился в городок Читта ди Кастелло.

Там молодые художники получили заказ от семейства Альбиццини на оформление фамильной часовни Сан Франческо.

Рафаэль украсил одну из стен этой часовни картиной «Обручение Марии», которую, по мнению Вазари, «всякий принял бы за работу Перуджино, если бы не было там подписи Рафаэля».

Действительно, в этот период художник находится под сильным влиянием стиля своего учителя. Особенно заметна школа Перуджино в тщательно продуманном размещении фигур в композиционном пространстве «Обручения Марии».

Безошибочное, с архитектонической точки зрения, представление здания храма, находящегося в глубине художественного пространства картины, демонстрирует выдающийся талант Рафаэля в области архитектуры, который в будущем ярко проявится во время работы художника на этом поприще.

Изображенный здесь храм является важнейшим элементом композиции всей картины: подчеркнутый перспективой, он определяет переход от переднего плана к заднему. Холмистая местность, виднеющаяся вдали, была написана Рафаэлем в память о знакомых с детства деревенских пейзажах родного Урбино…

Картина была завершена в 1504 году, и, поскольку это была первая самостоятельная работа Рафаэля, он впервые получил право ее подписать, чем и воспользовался сполна: своим именем и датой создания картины двадцатилетний честолюбец украсил портал изображенного им храма.

Обручение Девы Марии, Рафаэль Санти, 1504

Три грации

1504-1505; 17х17 см; дерево, маслоМузей Конде, Шантийи

Сцена церемонии обручения Марии представлена на переднем плане. Этого эпизода нет в Евангелии, поэтому Рафаэль опирался в своей работе на тексты апокрифов, а также на известную «Золотую легенду» — произведение, написанное монахом Иаковом Ворагинским (ок.1230-1298) и представляющее собой сборник христианских преданий и притч.

Согласно одной из легенд, когда Марии исполнилось 14 лет, священники собрали всех претендентов на ее руку и сердце. Каждому из них вручили по ветви, и тот, в чьих руках она расцветет, станет мужем Марии. Победил Иосиф, и это факт вызвал недовольство его соперников — Рафаэль мастерски изображает их эмоции.

КАК ПРОИСХОДИЛО ОБРУЧЕНИЕ ДЕВЫ МАРИИ И СТАРЦА ИОСИФА
Дева Мария в возрасте 3-х лет была отданна Своими родителями на воспитание в Иерусалимский храм, во исполнение обета, данного ими Богу. С тех пор Она жила при храме, проводя дни в молитве, рукоделии и чтении Священного Писания.

Когда Деве Марии исполнилось 14 лет и 11 дней, первосвященники объявили Ей, что по обычаю, Она обязана оставить храм и выйти замуж, переселившись к супругу. Пречистая Дева смиренно, но твердо ответила, что дала обет Богу сохранить навсегда Свое девство и никогда не выходить замуж.

Удивился первосвященник такой решимости, смутились и другие священники, поскольку не могли они оставить Ее при храме, но и нарушить данный Ею обет было нельзя. Все они собрались в храм и стали усердно молиться, что Господь проявил Свою волю и вразумил их, как поступить с Пречистой Марией.
Первосвященником на тот год был святой Захария — будущий отец Иоанна Крестителя.

Он облачился в первосвященнические одежды и с молитвой вошел за завесу, чтобы услышать волю Божию. и услышал он: «Захария! Собери неженатых мужчин из колена Иудова, от дома Давидова, и пусть они принесут жезлы (посохи свои). Кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства Ее».

Тогда по всей окрестности иудейской были посланы глашатаи, и были собраны 12 благочестивых и престарелых мужчин из рода Давидова к храму. Первосвященник взял у них жезлы их, вошел в Святилище и всенародно молился, чтобы Господь явил мужа, достойного быть обручником Девы.

На ночь жезлы были оставлены в храме, а на другой день первосвященники и все собравшиеся мужчины увидели, что жезл Иосифа расцвел. Когда же первосвященник подал жезл Иосифу, то все увидели, как сверху слетел голубь и сел на его жезл. Иосиф приходился родственником Деве Марии и вел очень праведную жизнь.

Он был уже глубоким старцем (ему было за 80 лет), давно уже был вдовцом после смерти своей жены Саломии, и у него было шестеро взрослых детей: четыре сына — Иаков, Иосия, Симеон и Иуда, и две дочери — Мария и Саломия (родные дети св. Иосифа Обручника именуются Церковью братьями и сестрами Господа Иисуса.

А сыновья Саломии — апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы — называются племянниками Иисуса Христа).
Услышав от первосвященника повеление обручиться с Девой Марией, старец Иосиф пришел в смятение и стал возражать. Он говорил, что он уже очень стар, а Она слишком юна, потому они станут посмешищем в народе.

На это первосвященник напомнил Иосифу участь тех, кто начинает противиться воле Божьей — он привел в пример Дафана, Авирона и Корея, под которыми разверзлась земля за непослушание Богу и поглотила их.
Старец Иосиф покорился воле Божией и обручился с Девой Марией, став Ее названным мужем (то есть формальным, не фактическим).

Она была поручена ему не для брака, а для сохранения Ее чистоты и девства, чтобы не был нарушен Ее обет Богу. По преданию, и Деве Марии Господь явил откровение о том, чтобы не боялась Она идти в дом старца Иосифа, который под именем мужа будет защищать Ее и беречь Ее девство.
Жил праведный Иосиф очень просто и бедно, будучи обычным плотником. В свою бедную семью он и привел Деву Марию. Не побоялась Пречистая Дева, выросшая в благолепии и красоте Иерусалимскго храма и привыкшая к вышиванию изящных рукоделий, прийти в бедный дом. Смиренный плотник был лучшим человеком своего народа, стремился к чистоте и святости, и Мария верила, что в нем Бог дает Ей отца, защитника и хранителя Ее девственной жизни.

В 1504 году, к концу своего пребывания в мастерской Перуджино, Рафаэль написал вслед за свои учителем алтарный образ «Обручение Марии» (так называемое «Sposalizio»), непосредственно после того, как Перуджино закончил алтарную картину. Сравнение этих двух картин с ясностью демонстрирует как раз те качества Рафаэля, которые составляют главную силу его художественной концепции – мастерство пространственной фантазии и абсолютную ясность оптических представлений.

Читайте также:  «видение отроку варфоломею», михаил васильевич нестеров — описание картины

Рафаэль преодолевает влияние учителя и осмеливается вступить с ним в своего рода соревнование.
В этом произведении личность юного мастера уже сказывается сквозь весьма заметные феррарские и перуджинские влияния, было написано в 1504 г. для церкви Св. Франческо в Витта ди Кастелло.

Картина «Обручение» показывает, что Рафаэль нашел себя, осознал свои силы и свое тяготение к классическим идеалам для того, чтобы сделаться полноправным представителем классического стиля.

Алтарный образ «Обручение Марии» — картина совершенно изумительной красоты, просветленной грусти и мудрости, которая особенно потрясает, если отчетливо представишь себе, что тайновидец и прозорливец, создавший «Обручение», — это юноша чуть за двадцать лет. В этой ранней работе, как и в «Мадонне Конестабиле» проявился характер его дарования, его поэтическая просветленность, лиризм.

«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою»,

  • Евангелие от Матфея 1:18-24
  • Тема покорности, полного предания себя во власть высшего начала, смирения перед ним, бывшая главной духовной темой Рафаэля, раскрытая полнее всего во многих и многих образах его Мадонн, звучит здесь поразительно ясно.
  • Мария, стоящая перед первосвященником, протянув руку Иосифу, благочестивый Иосиф, седобородый первосвященник-патриарх написаны юношей Рафаэлем с такой глубиной и мастерством, похожим, собственно, больше на знание, чем на мастерство, которые не объяснить только художественной гениальностью, — за этим безусловно стоит человеческий (личный) опыт, и загадку его нам едва ли удастся когда-нибудь разгадать до конца…
  • Здание, изображенное на заднем плане картины «Обручение», по своему архитектурному решению очень напоминает храм Сан Пьетро ин Монторио в Риме, спроектированный Браманте в 1500-1504 году.

«Обручение» Рафаэля с его неуловимым чувством пространства, с утонченностью и даже некоторой изысканностью источает такие благоухание и свежесть, каких не знает фреска Перуджино.

При взгляде на картину молодого Рафаэля вы охвачены трепетным и волнующим чувством, словно ранним утром, когда воздух прохладен и чист, вас вдруг перенесли в прекрасную страну, где необычайные и привлекательные люди устроили красивый и изящный праздник.

Далекие очертания гор и холмов, простирающиеся до самого горизонта, составляют задний план этой картины»
Бернард Бернсон.

В Перуджу проникли к тому времени вести о тех художественных проблемах, которые разрабатывались во Флоренции, и о новых славных мастерах, проповедовавших принципы классического стиля, — Леонардо и Микеланджело. В душе Рафаэля пробуждается непреодолимое желание попасть во Флоренцию, чтобы пройти классическую школу у самих ее основателей. В 1504 году Рафаэль покидает мастерскую Перуджино.

Слева: Обручение Марии. Рафаэль. 1504 г. Галерея Брера, Милан. Справа: Обручение Марии. Перуджино. 1500-04 гг. Музей изящных искусств, Кан.

Внизу: Церковь монастыря Сан Пьетро ин Монторио. Браманте. 1500-1504 гг. Темпьетто. Рим.

Источник: https://stilist-nn.ru/makeup/perudzhino-obruchenie-devy-marii-rafael-santi-obruchenie-devy-marii.html

Рафаэль Санти – биография и картины художника в жанре Высокое Возрождение – Art Challenge

Рафаэль Санти (28 марта[2] 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499—1500) и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500—1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.

  • В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино.
  • В это время он часто уезжает из Перуджи домой в Урбино, в Читта ди Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещает Сиену, выполняет ряд работ по заказам из Читта ди Кастелло и Перуджи.
  • В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна — «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.
  • Первые картины, написанные не на религиозную тематику — «Сон рыцаря» и «Три грации» (обе — около 1504).
  • Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры — «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.
  • Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502—1504), «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504—1505) и портреты — «Портрет Пьетро Бембо» (1504—1506).
  • В 1504 году в Урбино знакомится с Бальдассаром Кастильоне.

В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело.

«…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.»

Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Аньоло Дони Микела?нджело Буонарро?ти в это время создаёт тондо «Мадонна Дони».

Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Положение во гроб» (1507) и портреты — «Дама с единорогом» (около 1506—1507).

Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых — «Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1506—1507). «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505—1507), «Св. Екатерина Александрийская» (около 1507—1508).

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).

Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506—1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504—1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507—1508).

Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю оставшуюся жизнь) и становится при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура.

Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию — «Диспута» (1508—1509), «Правосудие» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509—1510) и «Афинскую школу» (1510—1511).

На «Парнасе» изображён Аполлон с девятью музами в окружении восемнадцати знаменитых древнегреческих, древнеримских и итальянских поэтов.

«Так, на стене, обращённой к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона, он написал на вершине и склонах горы тенистую рощу лавровых деревьев, в зелени которых как бы чувствуется трепетание листьев, колеблемых под нежнейшим дуновением ветерков, в воздухе же — бесконечное множество обнажённых амуров, с прелестнейшим выражением на лицах, срывают лавровые ветви, заплетая их в венки, разбрасываемые ими по всему холму, где все овеяно поистине божественным дыханием — и красота фигур, и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом её рассматривает, диву даётся, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым.»[4]

«Афинская школа» — блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников, например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески.

«На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады… Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура — очень обдуманная в своей отрешённости и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для неё одежду… Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима.»

Папе Юлию II работа Рафаэля очень понравилась, даже когда она была ещё не закончена, и папа поручил живописцу расписать ещё три станцы, причём уже начавшие там росписи художники, включая Перуджино и Синьорелли, были отстранены от работ. Учитывая огромный объём предстоящей работы, Рафаэль набрал учеников, которые по его эскизам выполнили большую часть заказа, четвёртая станца Константина — полностью расписана учениками.

В станце Элиодоро были созданы «Изгнание Элиодора из храма» (1511—1512), «Месса в Больсене» (1512), «Аттила под стенами Рима» (1513—1514), но самой удачной стала фреска «Освобождение апостола Петра из темницы» (1513—1514). «Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св.

Петр, освобождённый от своих цепей, выходит из тюрьмы в сопровождении ангела … А так как история эта изображена Рафаэлем над окном, вся стена оказывается более тёмной, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску.

Естественный же свет, падающий из окна, настолько удачно спорит с изображёнными ночными источниками света, что кажется, будто ты в самом деле видишь на фоне ночного мрака и дымящееся пламя факела, и сияние ангела, переданные столь натурально и столь правдиво, что никогда не скажешь, что это просто живопись, — такова убедительность, с какой художник воплотил труднейший замысел. Ведь на доспехах можно различить и собственные, и падающие тени, и отражения, и дымный жар пламени, выделяющиеся на фоне такой глубокой тени, что можно поистине считать Рафаэля учителем всех остальных художников, достигшим в изображении ночи такого сходства, которого живопись дотоле никогда не достигала.»

Читайте также:  Благовещение, джорджо вазари - анализ картины

Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X также высоко ценил Рафаэля.

В 1513—1516 годах Рафаэль по заказу папы занимался изготовлением картонов с сюжетами из Библии для десяти шпалер, которые предназначались для Сикстинской капеллы. Наиболее удачен картон «Чудесный улов» (всего до нашего времени дошло семь картонов).

Ещё одним заказом от папы были лоджии, выходящие во внутренний ватиканский двор. По проекту Рафаэля они были возведены в 1513—1518 годах в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты.

В 1514 умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра. В 1515 году он получает и должность главного хранителя древностей.

В 1515 году в Рим приезжает Дюрер и осматривает станцы. Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет, дальнейшая судьба которого неизвестна.

Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия» (1514—1515), «Несение креста» (1516—1517), «Видение Иезекииля» (около 1518).

Последним шедевром мастера является величественное «Преображение» (1518—1520), картина, в которой проглядывают черты барокко. В верхней части Рафаэлем в соответствии с Евангелием на горе Фавор изображено чудо преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля.

Рафаэль Санти (28 марта[2] 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499—1500) и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500—1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.

В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино.

В это время он часто уезжает из Перуджи домой в Урбино, в Читта ди Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещает Сиену, выполняет ряд работ по заказам из Читта ди Кастелло и Перуджи.

В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна — «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.

Первые картины, написанные не на религиозную тематику — «Сон рыцаря» и «Три грации» (обе — около 1504).

Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры — «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.

Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502—1504), «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504—1505) и портреты — «Портрет Пьетро Бембо» (1504—1506).

В 1504 году в Урбино знакомится с Бальдассаром Кастильоне.

В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело.

«…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.»

Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Аньоло Дони Микела?нджело Буонарро?ти в это время создаёт тондо «Мадонна Дони».

Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Положение во гроб» (1507) и портреты — «Дама с единорогом» (около 1506—1507).

Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых — «Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1506—1507). «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505—1507), «Св. Екатерина Александрийская» (около 1507—1508).

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).

Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506—1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504—1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507—1508).

Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю оставшуюся жизнь) и становится при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура.

Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию — «Диспута» (1508—1509), «Правосудие» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509—1510) и «Афинскую школу» (1510—1511).

На «Парнасе» изображён Аполлон с девятью музами в окружении восемнадцати знаменитых древнегреческих, древнеримских и итальянских поэтов.

«Так, на стене, обращённой к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона, он написал на вершине и склонах горы тенистую рощу лавровых деревьев, в зелени которых как бы чувствуется трепетание листьев, колеблемых под нежнейшим дуновением ветерков, в воздухе же — бесконечное множество обнажённых амуров, с прелестнейшим выражением на лицах, срывают лавровые ветви, заплетая их в венки, разбрасываемые ими по всему холму, где все овеяно поистине божественным дыханием — и красота фигур, и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом её рассматривает, диву даётся, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым.»[4]

«Афинская школа» — блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников, например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески.

«На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады… Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура — очень обдуманная в своей отрешённости и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для неё одежду… Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима.»

Папе Юлию II работа Рафаэля очень понравилась, даже когда она была ещё не закончена, и папа поручил живописцу расписать ещё три станцы, причём уже начавшие там росписи художники, включая Перуджино и Синьорелли, были отстранены от работ. Учитывая огромный объём предстоящей работы, Рафаэль набрал учеников, которые по его эскизам выполнили большую часть заказа, четвёртая станца Константина — полностью расписана учениками.

В станце Элиодоро были созданы «Изгнание Элиодора из храма» (1511—1512), «Месса в Больсене» (1512), «Аттила под стенами Рима» (1513—1514), но самой удачной стала фреска «Освобождение апостола Петра из темницы» (1513—1514). «Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св.

Петр, освобождённый от своих цепей, выходит из тюрьмы в сопровождении ангела … А так как история эта изображена Рафаэлем над окном, вся стена оказывается более тёмной, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску.

Естественный же свет, падающий из окна, настолько удачно спорит с изображёнными ночными источниками света, что кажется, будто ты в самом деле видишь на фоне ночного мрака и дымящееся пламя факела, и сияние ангела, переданные столь натурально и столь правдиво, что никогда не скажешь, что это просто живопись, — такова убедительность, с какой художник воплотил труднейший замысел. Ведь на доспехах можно различить и собственные, и падающие тени, и отражения, и дымный жар пламени, выделяющиеся на фоне такой глубокой тени, что можно поистине считать Рафаэля учителем всех остальных художников, достигшим в изображении ночи такого сходства, которого живопись дотоле никогда не достигала.»

Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X также высоко ценил Рафаэля.

В 1513—1516 годах Рафаэль по заказу папы занимался изготовлением картонов с сюжетами из Библии для десяти шпалер, которые предназначались для Сикстинской капеллы. Наиболее удачен картон «Чудесный улов» (всего до нашего времени дошло семь картонов).

Ещё одним заказом от папы были лоджии, выходящие во внутренний ватиканский двор. По проекту Рафаэля они были возведены в 1513—1518 годах в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты.

В 1514 умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра. В 1515 году он получает и должность главного хранителя древностей.

В 1515 году в Рим приезжает Дюрер и осматривает станцы. Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет, дальнейшая судьба которого неизвестна.

Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия» (1514—1515), «Несение креста» (1516—1517), «Видение Иезекииля» (около 1518).

Последним шедевром мастера является величественное «Преображение» (1518—1520), картина, в которой проглядывают черты барокко. В верхней части Рафаэлем в соответствии с Евангелием на горе Фавор изображено чудо преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля.

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/95.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector